Trt-auto.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое вискомуфта

Что такое вискомуфта?

До настоящего момента, пожалуй, в рубрике «Автословарь» ещё не было столь простого и интересного элемента. Сегодня расскажем про вискомуфту.

Вискомуфта — это механический элемент с герметичным корпусом, на выходах которого расположены два соосных вала. Внутри корпуса на обоих валах имеются металлические пластины чередующиеся между собой. Пластины не соприкасаются друг с другом. Однако главную и самую интересную роль в вискомуфте выполняет специальная вязкая масса на основе силикона, которая в рабочем состоянии заполняет пространство между пластинами.

Эта силиконовая масса обладает двумя интересными особенностями: она изменяет свои вязкостные свойства при перемешивании и изменении температуры. Чем активнее мы будем заставлять данную субстанцию «работать», тем более вязкой она будет становиться. В конечном итоге она входит в рабочее состояние и начинает работать связующим звеном между пластинами — фактически склеивая их друг с другом. Начало этого процесса позволяет передавать вращение от одного вала к другому. По мере охлаждения данной массы и снижения интенсивности перемешивания вязкость понижается и сцепление постепенно исчезает. Мы не претендуем на академическую достоверность всех описанных превращений и принципов, но в общих чертах это так и происходит.

Где применяется вискомуфта?

Вискомуфта была изобретена в 1917 году в США (конечно, жаль что не в РФ, но нам в 1917 году было слегка не до этого). Однако для того, чтобы разглядеть потенциал изобретения и начать его повсеместное применение потребовалось более 50 лет. У вискомуфты есть как минимум два интересных применения в конструкции автомобиля. Во-первых, её используют в механизме автоматической блокировки межосевого дифференциала на автомобилях повышенной проходимости (например, Jeep Grand Cherokee). Во-вторых, этот элемент оказался крайне удачным решением для использования в системах охлаждения в качестве средства регулирующего работу вентилятора. Наиболее часто о вискомуфтах говорят именно в свете их применения в этом узле автомобиля.

Конструкция вискомуфты вентилятора немного сложнее, чем было описано ранее. Тут все процессы завязаны на нагревании/охлаждении элементов. Самая простая конструкция вискомуфты имеет внутри полости для хранения связывающей смазки в состоянии покоя. Полость закрыта биметаллической пластиной. При возрастании температуры пластина отгибается и открывает смазке доступ к пространству между вращающимися дисками, где она переходит в рабочее состояние.

Срок службы вискомуфты.

Из какого бы материала не были изготовлены элементы автомобиля — все они имеют ограниченный срок службы. Тоже самое можно сказать и о вискомуфте. С течением времени рабочие свойства силиконовой массы имеют тенденцию к ухудшению. Кроме того, из строя могу выйти механические элементы конструкции вискомуфты — подшипники, диски и т.д. Срок службы вискомуфты может составлять 7-8 лет, однако тут слишком много влияющих факторов. Всё зависит от реальных условий эксплуатации. Этот элемент не любит долгих простоев и чрезмерных уровней нагрузки.

А ещё вискомуфта негативно относится к вмешательству в свою конструкцию. На просторах Интернета множество умельцев, которые рассказывают о способах ремонта данного элемента и закачке новой вязкостной массы. Однако для сохранения системы охлаждения в нормальном функциональном состоянии вышедшую из строя вискомуфту всё же лучше заменить на новую.

Вискомуфта вентилятора охлаждения

  • Вискомуфта вентилятора охлаждения
  • Принцип работы вискомуфты
  • Как проверить работоспособность вискомуфты радиатора?
  • Самостоятельный ремонт вискомуфты
  • Заправка рабочей жидкости
  • Замена подшипника

Детали, узлы и механизмы автомобиля рано или поздно выходят из строя. Не исключением является и вискомуфта вентилятора и многим автомобилистам будет полезно знать, как производить её ремонт самостоятельно. Не спешите отправлять вискомуфту в утиль, так как многие автовладельцы утверждают, что её ремонт не потребует особых знаний и усилий.

  • Принцип работы вискомуфты
  • Как проверить работоспособность вискомуфты радиатора?
  • Самостоятельный ремонт вискомуфты
    • Заправка рабочей жидкости
    • Замена подшипника

Принцип работы вискомуфты

Что такое вискомуфта вентилятора охлаждения? Это специальный механизм, который выполняет функцию избирательной передачи, что зависит от внешних условий, крутящего момента.

Вязкостная муфта выглядит как корпус, который полностью герметичен, с расположенными внутри двумя рядами дисков. Один из них связывается с ведомым валом, второй с ведущим. Эти диски перемежаются друг с другом. Каждый из них имеет как отверстия, так и выступы, а расстояние между плоскостями дисков минимальное.

Корпус вискомуфты внутри заполнен вязкой жидкостью, которая, зачастую, изготавливается на силиконовой основе.

Жидкость для вискомуфты отличается специфическими особенностями, которые позволяют эффективно её использовать. Это:

  • Увеличение вязкости при возрастании интенсивности перемешивания.
  • Высокий коэффициент расширения во время нагрева.

Когда автомобиль движется с постоянной скоростью, диски вискомуфты вращаются равномерно и масло между ними не перемешивается. Когда скорость ведомого и ведущего валов разнится, также различается и скорость вращения дисков. В результате этого вязкость жидкости увеличивается, и она воздействует на передачу крутящего момента к ведомому валу.

Когда разность скоростей вращения дисков очень велика, масло для вискомуфты становится настолько вязким, что она блокируется. Жидкость переходит в состояние, близкое к твёрдому.

Как проверить работоспособность вискомуфты радиатора?

Во многих эксплуатационных пособиях по ремонту автомобильной техники говорится, что следует проверить вращение вентилятора на холодном и горячем моторе. Там же пишется, что на холодном силовом агрегате при перегазовке частота вращений не изменяется, а на горячем существенно возрастает.

Проверьте продольный люфт муфты вентилятора охлаждения, если такой наблюдается, значит ей требуется ремонт. Появившиеся при вращении посторонние звуки, в большинстве случаев свидетельствуют о том, что из строя вышли подшипники.

К неисправностям относятся также постаревшие уплотнительные сальники. Но чаще всего встречается такая неполадка, как утечка масла из разгерметизированного корпуса вязкостной муфты.

Самостоятельный ремонт вискомуфты

Гидромуфта вентилятора охлаждения не всегда требует полной замены в случае появления какой-либо неисправности. Постарайтесь в первую очередь отремонтировать деталь самостоятельно.

Заправка рабочей жидкости

Самая распространённая причина выхода из строя вязкостной муфты – это утечка силиконовой жидкости из корпуса. Самостоятельный ремонт заключается в замене жидкости.

План действий следующий:

  • Снимите вязкостную муфту и разберите её.
  • Осмотрите верхний диск механизма. На нём имеется пластина с пружиной, под которой есть отверстие. Туда и следует заливать силиконовую жидкость.
  • Очень аккуратно снимите штифт и залейте масло специальным шприцом.
  • Пятнадцати миллилитров вполне хватит для залития.
  • Залив силиконовой жидкости следует производить максимально аккуратно.
  • Не вынимайте шприц сразу же. Дождитесь пока вещество полностью не зальётся внутрь корпуса вязкостной муфты.
  • Протрите поверхность механизма от лишней смазки.
  • Поставьте на место штифт и монтируйте муфту на место.

Замена подшипника

Очередной не менее частой причиной выхода из строя вязкостной муфты являются её подшипники. Главный признак такой неисправности – это появившиеся инородные шумы в радиаторе охлаждения автомобиля. Порядок работ по устранению данной поломки следующий:

  1. Прежде чем начать ремонтные работы, нужно снять вентилятор из главной конструкции силового агрегата. Нужно открутить три болта крепления, после чего муфта вентилятора системы охлаждения будет легко снята из моторного отсека.
  2. Теперь можно непосредственно заменять подшипник вязкостной муфты. Разберите узел и слейте жидкость полностью. Чтобы снять подшипник, возьмите специальный запрессовыватель. Подручные средства лучше отложить в сторону, так как деталь весьма хрупкая и может повредиться.1
  3. Установите новый подшипник и поставьте вентилятор на место. Залейте новую силиконовую жидкость в корпус вискомуфты.

Нужно удалять даже малейшие загрязнения и потёки, ведь они могут мешать оптимальной работе. Загрязнённый механизм работает с запозданием и не нагревается до нужной температуры, что приводит к некорректному управлению вентилятором.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Устройство и принцип работы вискомуфты

Вязкостная муфта или вискомуфта – это устройство, передающее крутящий момент от одного вала к другому за счет вязкостных свойств специальной жидкости, находящейся внутри муфты. Данный механизм получил широкое распространение в технике, однако автолюбителям он больше знаком в качестве устройства в трансмиссии автомобиля. Это простой и недорогой механизм, который способен обеспечивать как автоматическую блокировку дифференциала, так и автоматически подключаемый полный привод у большинства современных кроссоверов. Рассмотрим принцип работы, конструкцию, а также преимущества и недостатки популярного механизма трансмиссии.

  1. Принцип работы вискомуфты
  2. Устройство и основные компоненты
  3. Преимущества и недостатки
  4. Применение вискомуфты

Принцип работы вискомуфты

Вязкостная муфта представляет собой герметичный корпус, внутри которого находятся перфорированные диски и дилатантная жидкость (материал, основанный на силиконе, имеющий высокую вязкость). Одна часть дисков жестко соединена с приводным валом, другая – с корпусом дифференциала.

Общий вид вискомуфты

Когда автомобиль движется по ровному дорожному покрытию, дифференциал и приводной вал вращаются синхронно. Перфорированные диски при этом также вращаются как единое целое. Если же автомобиль начинает буксовать, колеса одной оси начинают быстро вращаться, а другая ось становится неподвижной. В этот момент диски, связанные с приводным валом, начинают быстро вращаться и перемешивать дилатантную жидкость. В итоге силиконовое вещество быстро сгущается и твердеет, блокируя дифференциал. Крутящий момент передается на вторую ось, тем самым «подключается» полный привод, который помогает автомобилю справиться с бездорожьем. После преодоления препятствия силиконовая жидкость возвращается в первоначальное состояние, вискомуфта разблокируется, а задняя ось отключается.

Устройство и основные компоненты

Основные компоненты вязкостной муфты – это плоские перфорированные диски, дилатантная жидкость и герметичный корпус.
Пакет дисков с отверстиями делится на две группы: одна группа соединена с ведущим валом, другая – с ведомым валом. Все диски находятся на минимальном расстоянии друг от друга, при этом ведущие и ведомые чередуются.
Дилатантная жидкость, заполняющая внутреннее пространство вискомуфты, представляет собой органическое вещество, основанное на силиконе. При активном перемешивании и нагреве вещество сгущается и переходит в твердое состояние. После расширения и затвердевания силиконового материала сильно возрастает давление на перфорированные диски, из-за чего они прижимаются друг к другу. Именно после этого задняя ось машины включается в работу.

Преимущества и недостатки

Сначала о плюсах вискомуфты:

  • простейшая конструкция;
  • прочный корпус, выдерживающий давление до 20 атмосфер;
  • доступная стоимость из-за простоты конструкции;
  • не требует обслуживания, обычно эксплуатируется без поломок в течение всего срока службы автомобиля.
Читать еще:  Обзор Chevrolet Corvette Stingray 2014

Основные недостатки вискомуфты:

  • невозможность ремонта (если вязкостная муфта сломалась, ее меняют на новую);
  • опасность перегрева при длительной работе;
  • отсутствует возможность ручной блокировки;
  • неполное автоматическое блокирование;
  • срабатывание с запозданием;
  • несовместимость с антиблокировочной системой тормозов (ABS);
  • отсутствие контроля за полным приводом;
  • крупные муфты сильно уменьшают клиренс.

Применение вискомуфты

Вязкостная муфта, в основном, устанавливается на автомобили с повышенной проходимостью в качестве автоматической блокировки межосевого дифференциала (например, на автомобилях Jeep Grand Cherokee и Range Rover HSE ). Однако вискомуфта также может использоваться вместе с шестеренчатым свободным дифференциалом, выступая в роли вспомогательного механизма автоматической блокировки.
Отметим, что муфта с дилатантной жидкостью – это самый простой и дешевый способ связать обе оси автомобиля. Эффективности и точности этого механизма в большинстве случаев достаточно для предупреждения проскальзывания передних колес машины относительно задних на обычном дорожном покрытии. Однако сейчас автопроизводители все больше отказываются от установки вискомуфт из-за их несовместимости с системой ABS.

Mercedes-Benz E-class Старенький да Удаленький › Бортжурнал › Вискомуфта вентилятора: теория, дозаправка

На улице лето, жара, потому сегодня поговорим о таком важном и интересном элементе системы охлаждения как вискомуфта. Сперва я хотел сделать коротенькую заметку но потом решил расписать немного подробнее, поскольку наблюдая вопросы и ответы касаемо вискомуфты я пришел к выводу что 99% людей понятия не имеют что это такое и как работает. Итак, начнем.

Зачем нужна вискомуфта. В системах охлаждения автомобилей используется всего два вида приводов вентилятора: механический и электрический. Когда с электрическим все ясно, то с механическим вечные вопросы. Начнем сперва с плюсов и минусов. Плюсами электрического привода несомненно будут простота, дешевизна и возможность легко организовать управление (будь то просто вкл/выкл или же непрерывное регулирование мощности). Недостаток же наверное один – ограниченная несколькими сотнями Ватт мощность. И этот недостаток довольно существенный. Порой для обеспечения обдува мощного двигателя может понадобиться мощность 3-5 кВт. Это при том что мощность среднестатистического генератора 1-1,5 кВт. Вот тут-то приходит на помощь механический привод. Простейшим вариантом есть электромагнитное сцепление (на м111 кажется такое). Просто, надежно, но не позволяет плавно регулировать мощность, повышенная шумность, плюс надо ограничивать частоту вращения вентилятора на высоких оборотах двигателя. На спортивных автомобилях можно встретить даже сложные электрогидравлические привода, позволяющие плавно регулировать мощность вентилятора, в зависимости от скорости, температуры двигателя, интенсивности разгона и т.д. Вискомуфта же нечто среднее, она регулирует мощность обдува только от температуры. Недостатков пожалуй два, повышенная шумность при полном включении, а также заметный отбор мощности при интенсивном разгоне.

Принцип работы. На самом деле все просто. Есть два диска установленных соосно с малым зазором. Для увеличения площади на дисках могут быть кольцевые канавки и соответствующие выступы. Диски друг друга не касаются и свободно проворачиваются через подшипник. Рабочим телом же является очень густое силиконовое масло которое попадая между дисками создает вязкое зацепление. Теперь о том как муфта включается и выключается. Я где-то даже прочел что масло чё-то там куда-то расширяется и прочие бредни. На самом деле все намного проще. Сцепление муфты вязкостное, а это значит что она всегда, больше или меньше, пробуксовывает. На торце одного из дисков есть насечки под углом. Эти насечки при проскальзывании муфты выступают как насос, перекачивающий масло из рабочей зоны в специальную камеру – муфта выключается. А вот канал, по которому масло попадает обратно в рабочую камеру открывается/закрывается биметаллической пластиной. Масло циркулирует — муфта работает. Масло все загнанно в камеру — муфта выключена. Вот и все. Просто и понятно.

Неисправности. Пожалуй серьезная неисправность у вискомуфт единственная – это износ и разрушение подшипника. Как результат сперва люфт и шум, затем диски начинают касаться друг друга, потом муфта клинит что обычно заканчивается разрывом крыльчатки со всеми вытекающими. А вот проблемы с тем что муфта не включается или обдув недостаточный связаны только с недостатком масла. Вот о заправке муфты мы и поговорим дальше.

Когда-то давно, 3-4 года назад, я с муфтой уже игрался. Заправлял, по дурости трогал регулировочный винт на пластине, после чего долго регулировал момент включения… Заправлять ее можно по отверстию штока включения или просто просверлив дырочку. Я просверлил дырочку и закрыл ее винтиком М2. Вот недавно снова мне по звуку кажется что включение слабовато. У меня масло понемногу убегает именно через управляющий шток под пластиной, там есть и следы.

По сути мощность муфты регулируется вязкостью и количеством масла. Сколько там масла – точно не знаю, надо вскрыть хоть одну муфту. Если перелить – не поместится в камеру и муфта будет всегда подвключена. Вязкость масла точно не известна. С разных источников это 5000-20000 сСт (сантистокс). У меня есть 5000 сСт. Его и добавил 2 кубика. Не перелил, выключается, посмотрю как себя поведет в жару. Может надо еще. А может надо погуще. Масла в ассортименте есть у моделистов, они идут в дифференциалы моделей. Бывают от 100 до 100000 сСт. Но очень густое тоже не есть хорошо. В морозы муфта может очень долго оставаться включенной после запуска.

Вердикт всего этого таков, что если муфта не включается, можно очень просто ее восстановить. Вот только информации по теме не много и порой надо экспериментировать с вязкостью и количеством масла для достижения лучшего результата. Кто проводил такие опыты — делитесь.

Вот и все. Всем ровных дорог без перегревов.

Что такое вискомуфта вентилятора: как работает, неисправности и ремонт

Вязкостная муфта вентилятора охлаждения (вискомуфта вентилятора) – устройство для передачи крутящего момента, при этом жесткой связи между ведущими и ведомыми элементами нет. Благодаря такой особенности:

  • крутящий момент может передаваться плавно и равномерно;
  • передача крутящего момента осуществляется избирательно.

В целом, муфта вязкостная (муфта вентилятора) представляет собой достаточно надежный элемент с большим сроком службы. Однако в ряде случаев необходима проверка эффективности работы, а также замена или ремонт муфты. Подробнее читайте в нашей статье.

Вязкостная муфта: устройство и принцип работы

Вискомуфта вентилятора (гидромуфта) является достаточно простым устройством и включает в себя следующие основные элементы:

  • герметичный корпус;
  • турбинные колеса или диски в корпусе;
  • колеса закреплены на ведущем и ведомом валу;
  • силиконовая жидкость (дилатантная) заполняет пространство между колесами;
    1. В целом, можно выделить два основных типа вязкостных муфт. Первый тип имеет корпус, внутри которого стоят турбинные колеса с крыльчаткой. Одно колесо крепится на ведущем валу, тогда как второе на ведомом валу. Силиконовая жидкость, являющаяся рабочим телом, выступает в роли связующего звена между турбинными колесами. Если колеса вращаются с разной скоростью, происходит передача крутящего момента на ведомое колесо, вращение колес синхронизируется.

      Где используются вискомуфты в автомобиле

      Как правило, вязкостные муфты в авто используются только в двух случаях:

      • для реализации охлаждения двигателя (вентилятор охлаждения);
      • для подключения полного привода (трансмиссия).

      Первый вариант отличается простым устройством. На штоке закрепляется муфта с вентилятором, который приводится через ремень от двигателя. При этом вискомуфты в этом случае более надежны, чем электрические вентиляторы, однако менее эффективны в плане производительности.

      Что касается подключения полного привода, подавляющее большинство кроссоверов имеют вязкостные муфты для автоматического подключения полного привода. При этом такие муфты сегодня постепенно вытесняются другим типом в виде электронных исполнительных устройств.

      Так или иначе, даже с учетом недостатков, вискомуфты простые в плане конструкции, дешевые в производстве, прочные и надежные. Средний срок службы составляет не менее 5 лет, при этом на практике встречаются 10-15 летние авто с пробегами по 200-300 тыс. км, на которых вязкостные муфты находятся в исправном рабочем состоянии. Например, система охлаждения на старых моделях BMW, где вентилятор охлаждения имеет подобное устройство.

      Как проверить вискомуфту

      Проверка вискомуфты радиатора охлаждения не является сложной процедурой. Для быстрой диагностики, вращение вентилятора нужно проверить на холодном, а также на горячем двигателе.

      Если выполнить перегазовку, на горячую вентилятор вращается намного быстрее. При этом на холодном двигателе частота вращения не увеличивается.

      Более тщательная проверка выполняется следующим образом:

      • На заглушенном моторе прокрутить лопасти вентилятора от руки. В норме должно ощущаться незначительное сопротивление, при этом вращение должно быть без инерции;
      • Дальше нужно завести двигатель, после чего в первые секунды от муфты будет идти небольшой шум. Чуть позже шум исчезнет.
      • После небольшого прогрева мотора нужно попробовать остановить вентилятор при помощи свернутого листа бумаги. В норме вентилятор остановится, при этом будет заметно усилие.

      Ремонт вискомуфты

      В том случае, если двигатель начал перегреваться, при этом проблема связана с вязкостной муфтой, можно попробовать ее отремонтировать. То же самое касается и муфты подключения привода. Официально муфта не ремонтируется, замена силиконовой жидкости не производится, подшипник не меняется и т.д.

      Однако на практике вполне возможно осуществить долив такой жидкости или заменить подшипник, что нередко позволяет вернуть работоспособность устройству. Сначала нужно купить подходящее масло для вискомуфты (можно оригинал или аналог) или жидкость для ремонта вискомуфт универсального типа.

      1. Снять муфту с автомобиля;
      2. Разобрать устройство;
      3. Положить муфту горизонтально и снять штифт под пластиной с пружиной;
      4. Найти отверстие для слива жидкости (если его нет, сделать самостоятельно);
      5. При помощи шприца залить около 15 мл жидкости в муфту;
      6. Заливается жидкость малыми порциями (силикон должен растечься между дисками);
      7. Теперь муфту можно собирать и ставить обратно;

      При этом важно понимать, что во время выполнения различных операций необходимо быть предельно аккуратным. Например, даже незначительная деформация диска муфты приведет к полному выходу устройства из строя. Также нельзя допускать попадания пыли или грязи внутрь устройства, запрещается удалять специальную смазку и т.д.

      Подбор и замена муфты

      Что касается замены, необходимо снять старое устройство и поставить новое на его место, после чего проверить работоспособность. На практике, больше сложностей возникает не с самой заменой, а с подбором запчасти.

      Разобравшись с тем, какая деталь нужна, также следует обращать внимание на производителя. С учетом того, что вискомуфты выпускают всего несколько компаний, оптимально выбирать из ведущих производителей: Hella, Mobis, Beru, Meyle, Febi. Как правило, эти же производители выпускают и другие детали (радиаторы охлаждения, термостаты, узлы подвески и т.д.).

      Вискомуфта

      Вискомуфта, или вязкостная муфта — это один из узлов трансмиссии автомобиля, который используется для передачи и выравнивания крутящего момента. Применяется вискомуфта также для передачи вращения на охлаждающий вентилятор радиатора. Не все владельцы транспортных средств хорошо разбираются в устройстве и принципе работы вискомуфты, поэтому мы решили посвятить одну из статей на нашем портале vodi.su данной теме.

      Прежде всего, не следует путать принцип работы вязкостной муфты с гидромуфтой или гидротрансформатором, в которых передача момента вращения происходит за счет динамических свойств масла. В случае с вискомуфтой реализован совсем другой принцип — вязкости. Все дело в том, что в полость муфты заливают дилатантную жикостью на основе оксида кремния, то есть силикона.

      Что такое дилатантная жидкость? Это неньютоновская жидкость, вязкость которой зависит от градиента скорости и повышается при повышении скорости деформации сдвига. Именно так описываются главные характеристики дилатантных жидкостей в энциклопедиях и технической литературе.

      Если же перевести все эти формулировки на более понятный подавляющему числу населения язык, то увидим, что дилатантная неньютоновская жидкость имеет свойство затвердевать (повышать вязкость) при быстром перемешивании. Затвердевает эта жидкость при тех скоростях, на которых вращается коленчатый вал автомобиля, то есть как минимум при 1500 и выше оборотов в минуту.

      Каким же образом удалось использовать данное свойство в автомобилестроении? Нужно сказать, что вискомуфту изобрел еще в 1917 году американский инженер Мелвин Северн. В те далекие годы для вязкостной муфты не нашлось применения, поэтому изобретение отправилось на полку. Впервые же ее догадались использовать в качестве механизма автоматической блокировки межосевого дифференциала в шестидесятые годы прошлого века. И устанавливать ее начали на полноприводные внедорожники.

      Устройство

      Устройство довольно простое:

      • муфта имеет форму цилиндра;
      • внутри расположены два вала, не взаимодействующие друг с другом в нормальном состоянии — ведущий и ведомый;
      • к ним прикреплены специальные ведущие и ведомые металлические диски — их довольно много, они расположены соосно и находятся на минимальном расстоянии друг от друга.

      Стоит отметить, что это мы схематически обрисовали вискомуфту нового поколения. Более старая ее разновидность представляла небольшой герметический цилиндр с двумя валами, на которые были надеты две крыльчатки. Валы между собой в зацепление не заходили.

      Зная устройство, легко можно догадаться и о принципе работы. Например, когда машина с подключаемым полным приводом едет по нормальной трассе, вращение от двигателя передается лишь на переднюю ось. Валы и диски вискомуфты вращаются с одинаковой скоростью, соответственно перемешивания масла в корпусе не происходит.

      Когда же машина выезжает на грунтовую или заснеженную дорогу и колеса на одной из осей начинают буксовать, валы в вязкостной муфте начинают крутиться с разной скоростью. Именно в таких условиях и проявляются свойства делатантных жидкостей — они быстро затвердевают. Соответственно, тяговое усилие от двигателя начинает поровну распределяться на обе оси. Происходит включение полного привода.

      Что интересно, вязкость жидкости зависит от скорости вращения. Чем быстрее вращается одна из осей, тем более вязкой становится жидкость, приобретая свойства твердого тела. Кроме того, современные вискостные муфты устроены таким образом, что из-за давления масла диски и валы склеиваются между собой, обеспечивая надежную передачу максимального крутящего момента на обе колесные оси.

      По такому же принципу работает и вязкостная муфта системы охлаждения, плавно регулирующая скорость вращения вентилятора. Если двигатель работает на малых оборотах без перегрева, то вязкость жидкости повышается не сильно. Соответственно, вентилятор крутится не очень быстро. Как только обороты повышаются, происходит перемешивание и затвердевание масла в муфте. Вентилятор начинает вращаться еще быстрее, направляя воздушные потоки на соты радиатора.

      Плюсы и минусы

      Как видим из выше изложенной информации, вискомуфта — это действительно гениальное изобретение. Но вот в последние годы автопроизводители массово отказываются от ее установки, отдавая предпочтение принудительно управляемым муфтам Haldex. Это происходит по той причине, что использование вязкостных муфт на полноприводных автомобилях повышенной проходимости с системой ABS является довольно проблематичным.

      Кроме того, несмотря на простую конструкцию, вискомуфта является громоздким узлом трансмиссии. Повышается масса автомобиля, снижается дорожный просвет. Ну, и как показывает практика, самоблокирующиеся дифференциалы с муфтой вязкостной отличаются небольшой эффективностью.

      • несложная конструкция;
      • можно отремонтировать своими силами (муфту вентилятора);
      • герметичный корпус;
      • длительный срок службы.

      В свое время вискомуфты устанавливались на полноприводные автомобили практически всех известных автомобилестроительных компаний: Volvo, Тойота, Land Rover, Subaru, Vauxhall/Opel, Джип Гранд Чероки и пр. Сегодня же предпочтение отдается электронным системам с принудительной блокировкой. Ну, а в системе охлаждения двигателя муфты вязкостные по-прежнему устанавливаются на многих моделях авто: VAG, Opel, Ford, AvtoVAZ, КамАЗ, МАЗ, двигатели Cummins, ЯМЗ, ЗМЗ.

      Вискомуфта. Что это такое и принцип ее работы. Плюс подробное видео

      Сейчас очень большое количество так называемых кроссоверов имеют не совсем честный полный привод. Он не постоянный, да еще и подключаемый на очень короткое время (хочется отметить подключаемый автоматически) – хорошо это или плохо мы обязательно поговорим в другой статье, сегодня же я хочу поговорить про «автоматическое подключение» при помощи «вискомуфты» — а что это такое вы знаете? Ведь этот агрегат сейчас очень сильно востребован, но к сожалению многие просто не представляют принцип его работы, хотя это название у всех на слуху. Что же как обычно я разобрался в теме и постараюсь вам подробно рассказать что это такое и как собственно все работает, будет и подробное видео в конце, так что читаем – смотрим …

      СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

      • Про жидкость внутри
      • Устройство и принцип работы
      • Где применяют вискомуфты?
      • Плюсы и минусы вискомуфты
      • ВИДЕО ВЕРСИЯ

      Справедливости ради хочется заметить, что вискомуфты применяются не только в системах полного привода, но также и в системах охлаждения автомобилей и не только. Для начала как обычно определение.

      Вискомуфта (или вязкостная муфта) – это автоматическое устройство для передачи крутящего момента по средствам вязкостных свойств специальных жидкостей.

      Если сказать проще, то крутящий момент передается путем изменения вязкости специальной жидкости в корпусе вязкостной муфты.

      Про жидкость внутри

      В самом начале мне хочется рассказать про жидкость, которая находится внутри вязкостной муфты, что это такое и какими свойствами она обладает.

      Для начала хочется сказать, что внутрь заливают – дилатантную жидкость, которая основана на силиконе. Ее свойства очень интересны, если ее сильно не нагревать и не перемешивать, она остается жидкой. НО стоит ее сильно смешать и немного нагреть, она сгущается и очень сильно расширяется, становится больше похожей на застывший клей. После того как смешивание опять становится не существенным, она опять приобретает свое первоначальное агрегатное состояние, то есть становится жидкой.

      Стоит отметить, что жидкость залита на весь срок службы этого узла и не подвержена замене.

      Устройство и принцип работы

      Если хотите, то это очень похоже на гидротрансформатор автоматической трансмиссии, где крутящий момент передается при помощи давления масла. Здесь тоже передача крутящего момента происходит за счет жидкости, однако есть глобальные отличия в принципе работы.

      Основных устройств вискомуфт всего два:

      • Есть замкнутый герметичный корпус, в котором друг напротив друга вращаются два турбинных колеса с крыльчатками (бывает и больше), одно установлено на ведущем валу, другое на ведомом. Конечно же они вращаются в нашей дилатантной жидкости. Пока валы вращаются синхронно, то перемешивание жидкости практически не происходит. НО стоит одной оси встать, а другой очень быстро вращаться (пробуксовывание колес), то жидкость внутри начинает очень быстро перемешиваться и нагреваться, а значит сгущаться. Таким образом, первая ведущая крыльчатка, зацепляется с ведомой и начинает передаваться крутящий момент на вторую ось. После того как автомобиль справился с бездорожьем, перемешивание прекращается и задняя ось автоматически отключается.

      • Вторая конструкция также имеет замкнутый корпус. Только на ведущем и ведомом валах находятся несколько групп плоских дисков. Часть на ведомом, часть на ведущем. Они также вращаются в специальной жидкости. Пока вращение происходит равномерно смешение жидкости минимально и она жидкая, но после того как одна ось встает, вторая начинает буксовать, смешивание огромное! Она не только густеет, но и расширяется. Тем самым – очень сильно прижимая диски друг к другу. В итоге, передача крутящего момента — начинает вращаться и вторая ось.

      Вискомуфта достаточно простое и эффективное механическое устройство, при должном использовании может ходить без каких либо проблем очень долго.

      Где применяют вискомуфты?

      Собственно основных применений всего два, однако сейчас остается всего одно:

      • Применялись для охлаждения двигателя. НА шток закреплялась вискомуфта с вентилятором. Она приводилась в движение от коленчатого вала автомобиля посредствам ременной передачи. Чем быстрее вращался двигатель, тем больше густела жидкость и связь с вентилятором становилась жестче. Если обороты падали, то не происходило такого сильного смешивания, значит были проскальзывания то есть вентилятор вращался, не так сильно охлаждал радиатор. Такая система эффективна для холодного (зимнего) периода, когда двигатель итак не сильно прогревается, а его еще и охлаждают. Сейчас применение таких систем на новых автомобилях уже и не встретить, ее заменили электронные вентиляторы (с датчиками в жидкости), которые питаются от электричества и никак не связаны с коленчатым валом двигателя.

      • Автоматическое подключение полного привода. Именно в этом направлении вискомуфты остались очень сильно востребованными. Практически на 70 – 80% кроссоверах или паркетниках, сейчас применяются такие системы. Правда, их постепенно начинают вытеснять полностью электромеханические варианты, но пока они дороже и не такие практичные.

      С одной стороны вискомуфта это очень простое, дешевое, практичное и универсальное механическое устройство, с другой у нее достаточно много минусов.

      Плюсы и минусы вискомуфты

      Для начала предлагаю поговорить о преимуществах этого узла:

      • Простая конструкция. Действительно конструкция очень банальна, ничего сверх сложного в ней нет.
      • Дешевая. Из-за своей простоты стоит совсем не дорого
      • Прочная. Корпус вискомуфты может выдержать давление в 15 – 20 атмосфер, все зависит от конструкции. Если изначально не было никаких поломок, то это означает, что она может проходить очень и очень долго.
      • Практичная. ПРИ ДОЛЖНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ. Устанавливается на весь срок службы автомобиля, не требует к себе никакого внимания.
      • НА грунтовой дороге или асфальте, также может работать. Если вы скажем резко «стартанули» с места или идет пробуксовка на льду или пыли. То задний мост автоматом подключиться. Это дает преимущества по управляемости даже в городе.

      Не смотря на плюсы конструкции, стоит отметить, о ее недостатках, ведь их также много.

      • Ремонтопригодность. Как правило, не ремонтируется, то есть одноразовая, отремонтировать не выгодно и простому обывателю очень сложно. Практически всегда меняют на новую.
      • Подключаемость. Нет линейной зависимости подключения полного привода, угадать когда затормозятся диски внутри, практически не возможно! Поэтому нет контроля за полным приводом.
      • Нельзя подключить привод вручную самому.
      • Низкая эффективность полного привода. Передача максимального крутящего момента будет только тогда, когда передние колеса будут очень сильно буксовать.
      • Большие вискомуфты не используются. Потому как для нее нужен большой корпус, а так как она висит снизу, это реально сильно снижает клиренс автомобиля. Использование малых корпусов, то есть малых вискомуфт ведет к ограниченной передачи крутящего момента на заднюю ось, потому как там меньше дисков и малый объем специальной жидкости
      • Долго работать вискомуфта не может. Это крайне нежелательно! Она не рассчитана на длительные нагрузки, иначе банально выйдет из строя, ее полностью заклинит. ТО есть нам это говорит, что соваться на серьезное бездорожье нельзя! Использовать можно скорее для заснеженных дворов и небольшой грязи на даче, вот и все.

      Сейчас небольшое видео, смотрим.

      НА этом заканчиваю, думаю моя статья была вам полезна и теперь вы знаете что это такое, читайте мой АВТОБЛОГ, подписывайтесь на канал.

      (15 голосов, средний: 4,67 из 5)

      Вискомуфта: устройство, виды, принцип работы

      Среди многообразия узлов и механизмов, составляющих современный автомобиль, есть некоторые, принцип работы которых вызывает интерес.

      Одной из таких деталей является вискомуфта. Она предназначена для избирательной передачи крутящего момента путем использования для этого среды с большой степенью вязкости.

      Рассмотрим в этом обзоре принцип работы этого узла, его устройство и виды.

      Общие сведения

      Впервые о подобном устройстве стало известно в 1917 году, но широкое распространение оно тогда не получило. Только в 60-х годах прошлого века, после серии усовершенствований и изменений, вискомуфта прочно вошла в состав основных узлов транспортного средства.

      С этого же времени ее стали использовать в межколесных дифференциалах полноприводных автомобилей.

      Стоит отличать данный узел от гидротрансформатора и гидромуфты, так как он имеет другой принцип действия. Он основан на передаче крутящего момента посредством специальной вязкой жидкости, закачанной во внутреннюю полость вискомуфты.

      Принцип действия и конструкция

      Для получения общих сведений о принципе работы вискомуфты, следует ознакомиться с ее конструкцией. Ее детали размещены в едином герметичном корпусе. Он оснащен двумя рядами дисков, закрепленных на ведомом и ведущем валах, которые таким образом жесткой связи между собой не имеют. Эти ряды оснащены отверстиями и выступами, находящимися на небольшом расстоянии друг от друга.

      Все это омывается специальной вязкой жидкостью с силиконовыми добавками. Ее состав уникален, он позволяет эффективно работать приводной системе и выдавать нужный крутящий момент.

      Во время нормального движения автомобиля с постоянной скоростью, диски вращаются равномерно и вязкая масса между ними не перемешивается. В тот момент, когда возникает разница в угловых скоростях валов, рабочие части вискомуфты начинают увеличивать интенсивность своего вращения. Также возрастает вязкость жидкости. На определенном этапе она увеличивается практически до твердого состояния. Этому способствует силикон в ее составе. Вместе с этим меняется передаваемый крутящий момент.

      Виды вискомуфт

      Существует два типа вискомуфт. Первый оснащен постоянным объемом дилетантной жидкости. Второй умеет изменять объем подаваемого силикона в зависимости от внешнего воздействия.

      Устройства первого типа используют во внутренних системах охлаждения транспортных средств и для автоматического включения полноприводных систем самоблокирующихся дифференциалов в трансмиссии.

      Чтобы понять полностью ее работу, стоит представить себе автомобиль, движущийся по дороге с хорошим покрытием. Оба колеса его одной из осей имеют одинаковую скорость вращения, так как диски вискомуфты вращаются с одинаковой скоростью. Передаваемый на них крутящий момент является минимальным.

      В случае, если авто попадает на участок дороги со скользким покрытием, между угловыми скоростями колес возникает разница. Одна из осей вискомуфты начинает вращаться быстрее, вязкость ее жидкости повышается и ось второго колеса получает значительную долю крутящего момента. Это способствует вступлению его в работу и перераспределению нагрузок по осям.

      Стоит заметить, что такое устройство не может полностью заменить дифференциал, жестко перераспределяющий крутящий момент по осям.

      Многие современные кроссоверы оснащены подобным механизмом. Жидкостная муфта помогает подключать второй мост или одну из осей во время передвижения по скользкой или мокрой дороге.

      Большая часть таких устройств на полноприводных машинах трудится в предстартовом режиме, когда 10-15% крутящего момента постоянно передается на одно из ведомых колес. Это позволяет сократить время реакции вискомуфты на изменение скорости вращения одной из осей.

      Преимущества и недостатки жидкостных муфт

      Как уже говорилось выше раньше вискомуфты применялись в системах охлаждения двигателей. Их устанавливали на вентиляторы, скорость вращения которых таким образом изменялась при росте оборотов двигателя.

      Эффективность работы вентилятора с таким приводом падала при снижении оборотов мотора. В пробках он вообще не включался, что могло привести к перегреву двигателя.

      Поэтому последнее время жидкостные муфты применяют только для автоматического подключения полного привода. Этому способствует ряд преимуществ данной конструкции. К ним относятся низкая цена, практичность и универсальность.

      Имеются у данного узла и свои недостатки. Главным из них является не ремонтопригодность таких муфт. Они имеют свой ресурс, по истечении которого, старое устройство просто меняют на новое.

      Вторым минусом является отсутствие возможности контроля за временем срабатывания вискомуфты при подключении полного привода. Эффективность его работы тоже оставляет желать лучшего.

      Самое главное, что вискомуфты не могут работать долго и выдерживать большие нагрузки. При перегреве, они быстро выходят из строя.

      Поэтому нельзя представить себе большой внедорожник, оснащенный вискомуфтой. Она – удел легковушек и паркетников.

      avtoexperts.ru

      Рынок поддержанных автомобилей полон полноприводных кроссоверов, и не только. Большинство из них имеют так сказать не совсем полноценную систему полного привода, реализованную вискомуфтой. Чаще всего, такой узел встречается на автомобилях Toyota середины 2000-ых годов, и на таких асфальтных машинах многие, покупая полноприводную машину, к примеру RAV4 первого и второго поколения, очень сильно удивляются тому, что по факту покупают моноприводный универсал, по причине вышедшей из строя вискомуфты. Такая система полного привода у Toyota называется V-flex.

      Сегодня я предлагаю на примере этой системы полного привода, разобрать подробней, что же такое вискомуфта, как она работает, и стоит ли покупать автомобиль с системой полного привода, построенной вокруг нее.

      Вискомуфта представляет собой механическое устройство, которое передает или стабилизирует крутящий момент, за счет вязкой жидкости. Устройство вискомуфты такое: в закрытом герметичном корпусев котором установлен пакет плоских круглых дисков, имеющих перфорацию. Диски сформированы таким образом, что ведомые и ведущие диски, перемещаются и находятся друг от друга на очень малом расстоянии. Жидкость, заполняющая корпус муфты на основе силикона имеет свойство менять вязкость при интенсивном перемешивании и нагреве, за счет чего зазор между дисками буквально сказать склеивается вязкой жидкостью, за счет ее расширения.

      Другими словами, работа вискомуфты зависит от разности скорости вращения ведомого и ведущего дисков, за счет чего меняются физические свойства кремний – органического вязкого вещества.

      Такая система далеко не безупречна по причине того, что нет какой то регулировки смыкания дисков, и грубо говоря, все пущено на самотек, в прямом смысле этих слов, и зависит от свойств вязкой жидкости. Так же, к минусам можно отнести значительное время, которое требуется на срабатывание муфты. Это не так страшно, когда вискомуфта используется для включения привода вентилятора охлаждения радиатора, вот когда на включение полного привода требуется несколько минут, они могут стать фатальными. Так же, нельзя принудительно включить систему полного привода, и уже тем более ее заблокировать.

      Если говорить об узле, то вискомуфта довольно простой, и как следствие недорогое устройство, которое не подлежит ремонту, и обычно ходит весь срок службы автомобиля. Выйти из строя она может только по причине долгой работы, и чаще всего она просто клинит. Что опять же, говорит о недостатках такого полного привода, ведь если вы где-то застрянете, придется много буксовать, и первое, что вас подведет – это вискомуфта.

      Вискомуфта не ремонтопригодна, и ее проще купить новую, или контрактную, чем производить вскрытие. К тому же, далеко не каждый мастер возьмется за такую работу, и уж тем более, только единицы смогут ее успешно починить.

      На сегодняшний момент, от вискомуфт в системах полного привода отказались уже все автопроизводители, сделав упор на гидромеханические или электромагнитные муфты, так как их работу куда проще регулировать, и в современных автомобилях, напичканных электроникой они более уместны, так как вискомуфту практически невозможно использовать в автомобилях, оборудованных антиблокировочными системами и системами стабилизации.

      Я бы ни в коем случае не рекомендовал к покупке автомобиль с системой полного привода, в основе которой стоит вязкостная муфта. Откровенно говоря, это прошлый век. На рынке полно кроссоверов и просто полно приводных седанов и универсалов, которые оснащены подключаемым полным приводом в основе которых муфты Haldex (Volkswagen Tiguan, Opel Mokka, Ford Kuga), Dynamax (полно приводные модели Kia или Hyundai ) или вообще дифференциал Torsen (преимущественно дорогие модели Audi, оборудованные системой полного привода quattro). Это современные AWD системы, которые способны обеспечить и высокую проходимость, и безопасность в движении, как для людей в автомобиле, так и вне его.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector