Trt-auto.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Для чего нужен ДМРВ в автомобиле

Всё про датчик массового расхода воздуха (расходомер)

В тонкой и точной настройке автомобильного двигателя важно всё: и качество автожидкостей, и нормальная работа каждого элемента, и слаженность всех процессов. Одним из элементов, определяющих, насколько правильно в конечном итоге будет работать автомобиль, является датчик массового расхода воздуха, он же расходомер воздуха или MAF-sensor (от Mass Air Flow), как его чаще называют автомобилисты.

Зачем нужен ДМРВ?

Для полного сгорания одной части топлива нужно примерно 14,7 частей воздуха, такая смесь называется стехиометрической, оптимальной по соотношению. Будет меньше воздуха, чем нужно – бензин не сгорит полностью, получим грязный выхлоп, не соответствующий современным экологическим нормам. Будет больше воздуха – на обедненной смеси двигатель не сможет развить полную мощность.

Расходомер предназначен для постоянного контроля количества поступающего в цилиндры воздуха и передачи этих данных системе регулировки впрыска топлива. То есть, чем больше воздуха идет в двигатель, тем больше топлива будет подано на форсунки.

Когда водитель нажимает на педаль газа, он регулирует именно подачу воздуха: открывается дроссельная заслонка (непосредственно или от сигнала ЭБУ). Поступает больше воздуха – реагирует ДМРВ, после чего подается больше топлива в камеры сгорания и увеличиваются обороты двигателя.

Нормально работающий расходомер воздуха позволяет не только максимально эффективно использовать топливо, но и максимально эффективно использовать катализатор и сажевый фильтр, а в общей перспективе – сократить расходы на топливо, уменьшить износ узлов автомобиля и продлить время комфортной эксплуатации. Электроника учитывает показатели не только ДМРВ, но и лямбда-зонда, что позволяет более точно контролировать подачу топлива.

Виды и принцип действия

Схема ДМРВ в корпусе

Эволюция расходомеров направлена на поиск методов более точного измерения, учета большего количества параметров, чтобы в итоге получить максимально стабильную работу двигателя.

Механические датчики (расходомеры с трубкой Пито) работали по принципу воздушного сопротивления: чем сильней поток воздуха, тем больше отклонялась внутренняя демпфирующая пластина. Эти системы были долговечными и надежными, но недостаточно точными. С появлением более современных топливных систем понадобились более прогрессивные методы измерения.

Следующее поколение – термоанемометрический датчик с платиновой нитью (Hot Wire MAF Sensor). Именно платиновой, так как этот металл дольше всего сопротивляется термической деградации. Принцип действия основан на поддержании постоянной температуры нагретой нити: чем больший поток воздуха проходит через нее, тем быстрей она остывает и тем больше энергии нужно на нагрев. Контроль температуры осуществляется терморезистором, а данные о затраченной на нагрев нити энергии передаются на ЭБУ как информация о количестве проходящего через нить воздуха.

Схема датчика MAF. 1. Кольцо. 2. Платиновая нить.
3. Термокопенсационное сопротивление. 4. Крепление кольца.
5. Корпус электронного модуля.

Для более точного измерения в современных датчиках учитывается еще и температура поступающего воздуха.

Самой частой причиной выхода из строя является загрязнение нити отложениями пыли и моторного масла. Поэтому в таких датчиках предусмотрена функция самоочистки: после каждой остановки двигателя платиновая нить на пару секунд разогревается до 1100 о С. Все органические отложения мгновенно сгорают или обугливаются.

Недостатком нитевых датчиков является ограниченный ресурс работы: платина, несмотря на свою стойкость, рано или поздно выгорает.

Более прогрессивной модификацией стал пленочный датчик (Hot Film Air Flow Sensor, HFM). Принцип работы тот же, что и у проволочного: масса входящего воздуха определяется по степени охлаждения нагревательного элемента. На керамическую основу (подложку) устанавливаются все необходимые элементы в виде тонкопленочных резисторов, в том числе и нагревательный элемент в виде платинового напыления. Сенсор устанавливается в воздушном канале, через который проходит только входящий поток воздуха (измерения получаются более точными за счет отсутствия обратных воздушных волн от работающих клапанов и поршней двигателя). В пленочных датчиках отсутствует проблема загрязнения: пыль и моторное масло не попадают на нагревающийся слой, а значит, нет необходимости в самоочистке. В пленочных сенсорах учитывается и плотность воздуха, которая также влияет на скорость охлаждения нагревательного элемента.

Схема датчика HFM. 1. Электрический разъем. 2. Внешний корпус.

3. Электронная схема. 4. Термоэлемент. 5. Корпус датчика. 6. Канал воздушного потока.

В самых новых моделях автомобилей конструкторы уже отказались от ДМРВ, заменив их датчиками абсолютного давления. Но расходомеры воздуха, основанные на нагревательном элементе, в настоящее время используются наиболее широко.

Место установки

Поскольку датчики чувствительны к загрязнениям, их устанавливают в воздуховоде после воздушного фильтра перед дроссельной заслонкой. Сам датчик расположен в корпусе – пластиковой трубке, закрытой с одной стороны сетчатым фильтром, предотвращающей завихрения воздушного потока. Продаваться датчики могут как вместе с корпусом, так и отдельно, если конструкция датчика предусматривает замену центрального элемента.

Разъем на датчике подключается в бортовую сеть: к источнику напряжения и ЭБУ.

Поломки расходомеров

Чаще всего датчики расхода воздуха выходят из строя просто от износа: платиновая нить (и платиновое напыление не кремниевой пластине) постепенно истончается от нагрева. У проволочного ДМРВ ресурс составляет примерно 150 тыс. км, но эта цифра может стать и больше, и меньше, в зависимости от состояния других узлов автомобиля.

Поврежденное напыление дорожек на расходомере

Причиной досрочной поломки датчика чаще всего является грязь на нагревательном элементе: пыль и моторное масло искажают показания и вызывают перегрев.

Сломанный датчик не ремонтируется, его меняют на новый. Учитывая, что это не самая дешевая деталь, будет нелишним позаботиться о максимальном продлении срока эксплуатации. На работу расходомера воздуха влияют:

  • Состояние воздушного фильтра. Если фильтры регулярно менять и использовать только качественные, можно не беспокоиться о попадании пыли в воздуховод. Если же фильтр вышел из строя или не соответствует техническим требованиям, поломка расходомера покажется ерундой по сравнению со стоимостью ремонта двигателя.
  • Состояние двигателя. Из работающего мотора в воздуховод могут попадать пары масла. Масляные отложения, загрязняющие платиновый элемент, ускоряют его износ. На концентрацию моторного масла в картерных газах влияет состояние поршневых колец и сальников клапанов.
  • Состояние проводки. Одна из возможных причин поломки датчика – нарушение электрических контактов. Эту причину иногда можно устранить, если повреждение не серьезное.

Когда расходомер выходит из строя, нарушается баланс между поступающим в двигатель бензином и воздухом. Соответственно, проблемы будут отражаться на работе двигателя:

  • Повышается расход топлива,
  • Нарушаются показатели разгона, возникают провалы при наборе скорости,
  • Нетипичная работа двигателя на холостом ходу (слишком высокие или слишком низкие обороты),
  • Горит Check Engine,
  • Двигатель плохо заводится или не заводится вообще.

Причиной перечисленных проблем не обязательно будет поломка ДМРВ: более точно можно определить только после диагностики. Самостоятельно можно разве что осмотреть место подключения датчика (иногда сбой в работе двигателя появляется из-за повреждения воздуховода) и, если есть подходящие инструменты, то снять сам датчик и заменить его заведомо рабочим. Если после замены проблемы с двигателем остались – дело не в расходомере, а в другой неисправности.

Сильно загрязненный датчик можно попытаться «реанимировать» — очистить нагревательный элемент, чтобы он смог проработать еще немного, до покупки нового. Используют для этой цели специальные очистители (карбоклинер или очиститель для ДМРВ), что позволяет ненадолго продлить «жизнь» детали. Однако нужно помнить, что элементы датчика повреждаются от малейшего воздействия, так что протирать чувствительный элемент (даже слегка!) нельзя.

Неисправный расходомер воздуха влияет не только на режим работы двигателя, но и на ресурс выхлопной системы: сажевый фильтр и катализатор весьма чувствительны к чистоте выхлопа, которая невозможна без оптимального соотношения воздуха и топлива. В современных автомобилях все компоненты взаимозависимы, и поломка даже такого маленького датчика может вызвать «цепную реакцию» неисправностей. А значит, поломки лучше устранять сразу, чтобы и дальше ездить без проблем.

ДМРВ: что это такое

Современный автомобиль воплощает в себе сгусток инженерной мысли. Каждый агрегат в нем снабжен датчиками, которые считывают информацию и отправляют ее в электронный блок управления. ЭБУ руководит всеми системами авто, обеспечивая тем самым бесперебойную и эффективную его работу.

Датчики контролируют температуру охлаждающей жидкости, давления масла в двигателе, положение дроссельной заслонки, количество подаваемого воздуха в камеры сгорания двигателя и многие другие параметры работающих систем автомобиля. От исправности этих маленьких приборов зависит работоспособность авто.

Среди датчиков, к исправности которых у автомобилистов внимание должно быть пристальным, особое место занимает ДМРВ. Что такое ДМРВ? ДМРВ — это датчик массового расхода воздуха (в английской терминологии Mass Air Flow Sensor или MAF), предназначение которого состоит в определении количества воздуха, поступающего в двигатель. Он применяется на машинах с впрыском топлива и может использовать вместе с датчиками, определяющими температуру воздуха и атмосферное давление.

Для чего нужен ДМРВ

На фото датчик массового расхода воздуха. Она всегда находится на выходе воздушного фильтра

Как уже было сказано, главная задача ДМРВ – проинформировать ЭБУ о том, сколько воздуха в данный момент проходит в камеры сгорания силового агрегата автомобиля. Эта информация важна, поскольку в отличие от карбюраторного двигателя, рабочая смесь в котором создается карбюратором, инжекторный двигатель формирует смесь в цилиндрах. Воздух в инжекторе всасывается в цилиндры разрежением, а бензин впрыскивается форсунками.

Каждый впрыск строго дозированный, и подачу порции топлива регулирует электроника на основании информации, полученной от датчиков. Доза топлива зависит от положения коленвала, скорости, с которой он вращается, от положения дросселя, а также от количества воздуха, заходящего в цилиндры. Датчик ДМВР помогает ЭБУ сбалансировать горючую смесь и обеспечить тем самым оптимальную работу двигателя в данных условиях.

Как устроен датчик массового расхода воздуха

Воздух, как компонент горючей смеси, поступает в цилиндры через воздушный фильтр по патрубку. ДМРВ монтируется в корпусе воздушного фильтра и соединяется с патрубком. Соединения герметичны, подсос воздуха недопустим, благодаря этому датчик может точно определять количество воздуха, которое выходит после очистки фильтром, и передавать информацию на блок электроники.

Внутренне устройство ДМРВ, использовавшегося в Ford Windstar

Датчики массового расхода воздуха, устанавливаемые на автомобили, бывают нескольких типов:

  • Первые датчики (расходомеры воздуха) базировались на принципе изменения сопротивления резистора под воздействием изгибаемой пластины. Пластинка-лопаточка закрепляется в корпусе расходомера и под потоком воздуха изгибается – чем мощнее поток, тем больше изгиб. Меняющееся сопротивление резистора при этом сигнализирует блоку управления автомобиля о количестве поступающего воздуха в двигатель.
  • Самые распространенные сегодня расходомеры базируются на работе термоанемометрических измерителей. В корпусе датчика встроены две тонкие платиновые нити: одна рабочая, а вторая – контрольная. Обе нити нагреваются током и имеют одинаковую температуру. Рабочая нить обдувается потоком воздуха и для поддержания температуры на ней, равной температуре на контрольной нити, автоматика увеличивает проходящий через рабочую нить ток. Разность показателей проходящего через рабочую нить тока определяет количество воздуха, всасываемого двигателем.
  • В расходомерах воздуха нового поколения в качестве измерителей используют кремневые пластинки с напылением платиновым покрытием.

Читайте также: Что такое датчик кислорода или лямбда-зонд , для чего он нужен и какие функции выполняет.

Признаки неисправности ДМРВ

Check engine — может сигнализировать о проблемах с ДМРВ

Корректные данные с ДМРВ обеспечивают двигателю постоянное эффективное смесеобразование, и малейшее отклонение в работе устройства тут же сказывается на мощностных и ходовых качествах мотора. Поломка датчика может привести к невозможности запустить двигатель в работу.

Признаки неисправности ДМРВ на автомобиле могут проявляться в следующих ситуациях:

  • трудно запустить двигатель;
  • загорелся сигнал «Check engine»;
  • увеличился расход бензина;
  • ухудшилась динамика набора скорости;
  • обороты в режиме холостого хода плавают.

Эти же проявления могут говорить и о поломке других устройств на машине, поэтому нужно обратиться на СТО и провести обследование состояния датчика.

Читайте также: Что такое ЭБУ (Электронный блок управления) и как он обрабатывает данные от ДМРВ и других датчиков.

Как проверить ДМРВ

Отключение датчика массового расхода воздуха

Определить неисправность датчика массового расхода воздуха можно попытаться самостоятельно. Есть несколько способов проведения регламентных работ для этой цели.

  • На работающем двигателе отключить колодку с проводами от датчика. ЭБУ будет питать двигатель по показаниям, исходящим от датчика дросселя. Обороты мотора вырастут. Затем нужно осуществить тест-драйв– улучшение работы силового агрегата укажет на неисправность ДМРВ.
  • С помощью вольтметра проверить напряжение между проводами «сигнал датчика» и «масса». При включенном зажигании (двигатель не работает) напряжение на вольтметре должно быть в пределах 0,9-1,4 вольта. Повышенное напряжение свидетельствует о проблемном датчике.
  • Можно попытаться почистить внутренности датчика от грязи, применив для этой цели аэрозоль, с помощью которого промывают карбюратор.

Современные расходомеры – это сложные и неподдающиеся ремонту приборы, поэтому устранять самостоятельно поломку в них не получится. Восстановить корректную работу двигателя при поломке ДМРВ можно только его заменой.

Видео о ДМРВ

  • Читайте также: Что такое Интеркулер и как он влияет на поступающий воздух.

    Как поменять датчик самостоятельно

    Установить новый расходомер на место старого можно самостоятельно. Для это нужно:

    • отключить зажигание;
    • отсоединить от датчика колодку с проводами;
    • отсоединить впускной патрубок, идущий от воздушного фильтра, предварительно ослабив отверткой крепежный хомут;
    • ключом на 10 открутить два болта крепления устройства к корпусу фильтра;
    • извлечь датчик;
    • проверить плотность прилегания уплотнительного кольца в посадочном месте расходомера;
    • установить новый прибор и закрепить его на фильтре;
    • надеть патрубок на корпус датчика и затянуть хомут.
    Читать еще:  Lincoln Continental 2017

    На последнем этапе ремонта проверяется работа двигателя в различных режимах.

    Для чего нужен ДМРВ в автомобиле

    Статья о датчике массового расхода воздуха: для чего нужен датчик, строение, разновидности, неисправности, диагностика. В конце статьи — видео-эксперимент про езду без ДМРВ.

    Содержание статьи:

    • Основное назначения датчика
    • Разновидности и строение ДМРВ
    • Неполадки в работе ДМРВ
    • Диагностика и замена контроллера
    • Как не допустить быстрого износа устройства
    • Видео про езду без ДМРВ

    С начала развития автомобильной промышленности в конце позапрошлого века и по сегодняшний день конструкторы не перестают трудиться над проблемой уменьшения расхода топлива. С установлением электронных компонентов и дополнительного блока управления всей электроникой процесс расхода стало контролировать сложнее. В инжекторных моторах для корректной работы необходимо строгое поступление топливо-воздушной смеси определенной пропорции. И если пропорция будет нарушена, возникнут неполадки в работе двигателя. Для предотвращения нарушения пропорций и служит ДМРВ.

    Основное назначения датчика

    Главной задачей датчика массового расхода воздуха является измерение воздуха, который поступает вместе с топливом в цилиндры двигателя. Руководствуясь показаниями устройства, рассчитывается необходимый уровень горючего, за подачу которого отвечают форсунки.

    Чтобы топливо поступало в требуемом объеме, необходимо точно вычислить количество поступающего воздуха, иначе будет нарушена оптимальная работа мотора. Ведь если воздуха будет меньше, лишняя часть топлива останется не сгоревшей, что отразится на работе двигателя и увеличится расход горючего. Если же воздуха будет меньше, двигатель не сможет полноценно выполнять свои функции.

    Для получения точного количества воздушной смеси контроллер крепится сразу после крепления воздушного фильтра. Если по какой-то причине устройство расхода отключится, мотор перейдет во вспомогательный режим работы, что приведет к увеличению потребления горючего и засорения самого ДВС.

    Разновидности и строение ДМРВ

    Состоит датчик из несколько компонентов:

    • пластмассовый корпус;
    • металлический экран;
    • процессор для обработки информации и передачи данных на ЭБУ;
    • разъем для питания датчика от электрической цепи.

    Есть две конструкции датчика в зависимости от нагревательной составляющей — датчики бывают:

    • проволочные;
    • пленочные.

    Проволочные устройства ранее использовались на всех машинах отечественного производителя. Его основной составляющей служит терморезисторный элемент и платиновая проволока, за что, собственно, и было получено подобное название.

    При работе контроллера происходит нагрев резистора из-за проходящего через него напряжения, поэтому его крепление предусматривается в месте прохода воздушного потока. После чего элемент меняет количество теплоты и увеличивает сопротивление, позволяя вычислить требуемый объем воздушной смеси. Как только скорость воздуха приблизится к нулевой отметке, проволока нагревается до определенной температуры.

    Если воздушный поток увеличится, резистор начнет охлаждаться, меняя при этом внутреннее сопротивление, вследствие чего увеличивается напряжение на выходе. Величина напряжения помогает рассчитать требуемое количество потока воздуха.

    В пленочных контроллерах вместо проволоки используется кремень, на который распылена в несколько слоев платина:

    • слой для температуры;
    • слой для нагрева;
    • слой для сопротивления нагреву.

    Особенностью работы такого датчика можно считать возможность измерения температуры воздушного потока на входе и выходе. Скорость перемещения воздушного потока остается высокой, а пылевые и грязевые излишки не откладываются в самом датчике (как это наблюдается в проволочных).

    Во время старта работы мотора происходит максимальный нагрев датчика, после чего наблюдается его охлаждение за счет поступающего воздуха. Разница в температурах до и после помогает при расчете топливно-воздушной смеси.

    Неполадки в работе ДМРВ

    Проверка работоспособности датчика проводится при возникновении следующих неполадок:

    1. На приборной панели начинает мигать индикатор необходимости проверки двигателя.
    2. Проблемы в запуске ДВС.
    3. Проблемы двигателя на холостом ходу.
    4. Силовая установка может заглохнуть в момент переключения скоростей.
    5. Увеличивается потребление горючего.

    Возможные причины неполадок:

    • выход ДМРВ из строя;
    • грязевые и пылевые отложения в контроллере;
    • окисление контантов датчика;
    • обрыв проводов электрического питания.

    Чтобы узнать, действительно ли работа двигателя нестабильна из-за неисправности датчика, потребуется отсоединить питание ДМРВ от остальной электрики и запустить двигатель. Он перейдет в аварийный режим работы и должен на время прекратить свои «припадки». Если так и произойдет, значит, проблема в расходомере.

    Проблемы электрического характера можно проверить при помощи тестера. Для этого потребуется заглянуть в паспортные данные датчика и увидеть интервалы напряжений, которые обязан выдавать датчик при проверке тестером. И если напряжение выше заданного, в скором времени потребуется замена ДМРВ.

    Диагностика и замена контроллера

    Неполадки в работе расходомера могут возникнуть из-за грязе-пылевых отложений, особенно, если используется проволочный нагревательный элемент. Эти отложения удаляются при помощи этанола, при этом очистка может проводиться несколько раз.

    Однако этанол — не гарантия долговременной работы датчика, и прибор в скором времени все же придется заменить.

    Замена не представляет особой сложности и предусматривает несколько этапов:

    1. Для начала выключаем двигатель и открываем к нему доступ.
    2. Затем отсоединяем питательные провода ДМРВ.
    3. Далее рассоединяем воздушный фильтр и датчик в месте крепления впускных шлангов.
    4. Затем снимаем старый контроллер и меняем его на новый, соблюдая при этом такой же порядок действий.

    При подборе нового расходомера следите за соблюдение маркировки датчика. Ведь устройства одного производителя могут быть предназначены для различных электронных автомобильных блоков управления.

    Как не допустить быстрого износа устройства

    Некоторые меры, помогающие увеличить срок службы расходомера:

    1. Своевременная замена воздушного фильтра поможет предотвратить его забитость пылью и грязью.
    2. Необходимо предотвращать поступление масла в фильтр и на корпус датчика. Актуально при изношенном двигателе.
    3. Патрубки ДМРВ систематически проверяются с целью обнаружения трещин или щелей, через которые также могут попасть пыль и грязь.

    Контроллер расхода воздуха — одна из основных частей в современном автомобиле. И от правильности его работы зависит исправность работы мотора. Если постоянно поддерживать ДМРВ в работоспособном состоянии и менять при необходимости, двигатель будет исправно выполнять свои функции.

    Видео про езду без ДМРВ:

    Если Вы все чаще замечаете, что:

    • Машина стала плохо запускаться вне зависимости от заряда аккумулятора и температуры за бортом;
    • Динамика автомобиля явно ухудшилась, то есть машина может резко тормозить, а потом резко разгоняться;
    • «Скачут» обороты двигателя;
    • «Кушать» машина стала гораздо больше;
    • А на приборной доске загорелась лампочка Check Engine (дословно – «Проверьте мотор»);

    то пора Вам познакомится с датчиком массового расхода воздуха (ДМРВ) или MAF сенсором.

    Но, что это за «зверь» такой страшный, зачем он нужен в наших автомобилях, где прячется и что будет, если его «убить»? Давайте разберемся по порядку.

    С тех самых пор, как человечество задумалось о том, что природу и поберечь пора бы, наши автомобили стали оснащаться все более хитроумными приспособлениями, дабы как можно меньше выбрасывать в атмосферу вредных веществ. Так в наших автомобилях появились катализаторы и сажевые фильтры. Но, чтобы они могли более эффективно справляться со своей задачей, поступающая смесь топлива и воздуха в двигатель автомобиля, должна быть как можно точнее рассчитана- т.е. соотношение топлива и воздуха должно быть, как можно более приближено к идеальному на всех режимах работы двигателя. Так вот тот самый Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) или MAF Sensor служит для измерения поступившего количества воздуха и, на основании этих данных, уже рассчитывается какое количество топлива необходимо подать в цилиндры двигателя.

    Исходя из этих сведений, даже не будучи специалистом, уже можно сделать вывод, что от исправности данного элемента будет напрямую зависеть Ваш расход топлива.

    Где же «прячется» этот датчик?

    Расположен он, как можно было бы логично предположить, во впускной системе, а более конкретно- между воздушным фильтром и дроссельной заслонкой.

    ДМРВ может быть трех типов.

    1. Можно сказать, «динозавры» своего вида — это датчики флюгерного (механического) типа. Измерения в таком датчике происходят на основании движения заслонки при поступлении потока воздуха. Особых проблем и поломок у таких датчиков не наблюдается. Наверное, только механический износ. Но и показания, получаемые при помощи такого ДМРВ, не столь точны, как хотелось бы. Хотя и встречается данный «вымирающий» вид довольно редко.
    2. Проволочный (нитевой) расходомер воздуха (Hot Wire MAF Sensor).
    3. Пленочный расходомер воздуха (Hot Film Air Flow Sensor, HFM).
    Вот именно о двух последних видах ДМРВ и хотелось бы поговорить. Ведь, чем грозит их выход из строя нам уже понятно и хотелось бы избежать данных негативных последствий. А, те кто уже сталкивался с заменой MAF сенсора, знает какая это далеко не дешевенькая штучка.

    В общем- кто предупрежден, тот вооружен. Поэтому, исходя из этого принципа, давайте разберемся почему этот загадочный датчик может выйти из строя и как (самое главное) этого избежать.

    Начнем с того, что самым главным врагом любого ДМРВ является грязь. Грязь, в данном случае представляет сбой две основные составляющие:

    • Пыль. Она попадает из вне во впускную систему с потоком идущего воздуха.
    • Масло. Масляная взвесь попадает на MAF сенсор благодаря системе рециркуляции картерных газов, патрубок которой вставлен в воздуховод.

    Итак, проволочный (нитевой) ДМРВ. Основой данного типа датчика является платиновая либо вольфрамовая нить. Эта нить нагревается и по мере ее охлаждения (поступающим потоком воздуха) определяется степень расхода воздуха. Такой датчик хорош тем, что он имеет режим само очистки. Происходит она следующим образом- на неработающем двигателе нить кратковременно нагревается до 1100 ˚С и грязь, осевшая на ней просто выгорает и осыпается. Так какие проблемы могут возникнуть с таким устройством? Во-первых, это масло. При нагревании масляной пыли, осевшей на нить датчика, происходит превращение ее в карбоновые отложения. В результате этих отложений, нить не способна быстро охладиться (что происходит при нормальной работе датчика), а это приводит к ее перегреву и выходу из строя. Во-вторых, это износ. Со временем толщина нити уменьшается, а это приводит к снижению точности измерений.

    Данного недостатка (износа) лишен пленочный ДМРВ. Этот датчик имеет принцип действия аналогичный предыдущему, но отличается от него конструкцией чувствительного элемента, который представляет собой кристалл кремния, на который нанесено несколько тонких платиновых слоев (пленок). Основная причина выхода из строя датчиков этого типа- пыль и грязь, налипающие на термоэлемент.

    После всего вышесказанного возникает соответствующий вопрос: «Как же отчистить ДМРВ?»

    Есть несколько способов очистки ДМРВ, которые придумали изобретательные «специалисты»:

    1. Продуть воздухом. Сразу хочется заострить внимание, что пленочный расходомер ни в коем случае нельзя не только чистить таким образом, но и даже сушить после обработки каким-либо средством! Этот датчик довольно чувствителен, а при большом направленном потоке воздуха кристаллы, расположенные на его термоэлементе, могут даже оторваться. И, вместо ожидаемого положительного эффекта, Вы получите «мертвый» датчик.
    2. Чистка карбоклинером, очистителем карбюратора и другими подобными средствами, содержащими в своем составе растворители. Дело в том, что все элементы датчика закреплены так называемым гелеобразным компаундом, а, если человеческим языком,- клеем. Соответственно, когда датчик пытаются помыть любым из вышеперечисленных средств, этот клей растворяется. Последствия, думаю, ясны каждому.

    3. Спирт. Это чудо-средство имеет целый ряд отрицательных свойств:

    • Он образует пленку (налет), которая препятствует точным показаниям датчика.
    • Он способствует окислению, что так же не желательно.
    • Он быстро испаряется. Во время быстрого испарения, как мы все помним со школьной скамьи, происходит резкое охлаждение. В результате такого охлаждения может происходить деформация пленочных слоев на термоэлементе ДМРВ пленочного типа. При этом слои начинают отходить и между ними начинает попадать воздух, что приводит к выходу из строя MAF сенсора.

    4. Попытки протереть рабочие поверхности пленочного ДМРВ даже ваткой, также способны привести к выходу из строя датчика.

    Часто приходится наблюдать следующую картину:

    Приезжает клиент на СТО и слышит от мастера следующий приговор: «У Вас MAF умирает. Давайте мы его Вам почистим!». И промывает его так, чтобы наверняка (чуть не поласкает), а потом (для верности и ускорения процесса) еще и воздухом продувает. Довольный клиент уезжает, но не на долго. Возвращается он довольно быстро. А мастер во всеоружии: «Я же Вам говорил, что у Вас MAF не в порядке!».

    И что же получается? В результате клиент остается в полной уверенности, что ему попался первоклассный специалист, который без ошибочно смог диагностировать проблему в его машине. И не в домек ему, что именно благодаря этому «специалисту» он «попал» на замену довольно дорогостоящего MAF сенсора.

    Так как же правильно выполнить процедуру очистки ДМРВ?

    Конечно, в первую очередь, это нужно делать только специально разработанными для этого средствами, которые не имеют в своем составе ни каких агрессивных для данного датчика компонентов, таких, как спирт или растворители.

    Одним из таких средств, представленном на нашем рынке, является Аэрозольный очиститель датчика массового расхода воздуха BG 407 Mass Air Flow Sensor Cleaner.

    Это эффективное и безопасное средство для восстановления функций датчиков массового расхода воздуха и датчиков холостого хода. Средство абсолютно безвредно и совместимо с указанными деталями. Отлично очищает токоведущие провода, пластик, резину и все сопряженные материалы. Очиститель может использоваться со всеми видами датчиков массового расхода воздуха, в том числе с пленочными и нитевыми датчиками.

    Читать еще:  Jeep Renegade 2017

    Применять его довольно просто и под силу любому автолюбителю. Для этого необходимо снять ДМРВ (или датчик холостого хода). Проверить, чтобы датчик не был горячим. Аккуратно распылить небольшое количество очистителя на все провода, оси и другие поверхности, имеющие налет. После этого необходимо дать детали высохнуть. Помните: не в коем случае не продувайте ДМРВ воздухом! Сразу же после установки детали запустите двигатель и перед испытанием дайте поработать ему на холостом ходу 3-5 минут.

    Также, для продления срока службы ДМРВ, не забывайте своевременно менять воздушный фильтр (это уменьшит количество пыли, попадающей в воздушную систему) и следить за состоянием двигателя (при изношенных поршневых кольцах и сальниках клапанов, количество масляной взвеси, попадающей на ДМРВ из системы рециркуляции картерных газов, значительно увеличится). Еще не лишним будет проверить состояние гофрированного патрубка, присоединенного к дроссельной заслонке. Не плотные соединения или трещины в данном месте могут вызывать подсасывание воздуха, что приведет к неправильным показаниям ДМРВ и соответствующим последствиям (указанным в начале данной статьи), а кроме того ДМРВ будет еще более подвержен загрязнению пылью, находящейся в избытке во всасываемом воздухе.

    Для чего нужен ДМРВ в автомобиле

    Автомобиль, это механизм, который зависит от множества маленьких деталей. Если какая-то из них будет повреждена или дефектна, то весь механизм может перестать работать, а на поиск причины поломки вслепую необходимо длительное время. Именно для этого устанавливают разные датчики, которые отслеживают необходимые параметры, с помощью которых, можно узнать о том, что сломалось или может выйти из строя. Одним из таких датчиков является “датчик массового расхода воздуха”.

    Зачем нужен такой датчик?
    Для качественной работы двигателя внутреннего сгорания необходимо топливо, искра и воздух. Если убрать какой-то из этих элементов, то мы получим неработающую “железку”. Также нужно держать каждый из элементов в допустимой норме. Например, при низком потоке воздуха, не все топливо будет сгорать, а значит будут оставаться не желаемые осадки, которые могут и не выйти через выхлопную трубу. Ваши фильтры значительно раньше загрязняться и их придется менять.
    Если будет больше воздуха, чем необходимо, вы не сможете добиться необходимой мощности от своего автомобиля.

    Именно за показателями воздуха и следит датчик массового расхода воздуха или же расходомер. Используя информацию о поступающем количестве воздуха, прибор передает эти данные системе впрыска топлива. Таким образом, мы получаем некий механизм для оптимизации затрат топлива, уменьшении износа фильтров и других частей автомобиля. Как понять исправен ли датчик? Явные признаки описаны здесь: https://osensorax.ru/rashod-uroven/datchik-dmrv .

    Виды расходомера и отличия
    Главным отличием между моделями является то, что более новые будут иметь больший спектр измеряемых параметров, а также более качественную систему измерений, которая достигается разными методами.

    Бывают такие виды расходомеров:
    Механические датчики — их работа заключается в том, что отклоняется внутренняя демпфирующая пластина при увеличении потока воздуха.
    Такой тип можно назвать одним из самых ранних и неточных, но долговечным.

    Термоанемометрический датчик с платиновой нитью — металл для нити выбран не случайно. Именно он может дольше всего испытывать термические нагрузки без значительных деформаций, чем можно обеспечить более длительный срок службы. Этот датчик работает по другому принципу. Его нить все время раскалена и поддерживается при таком состоянии. Когда проходит поток воздуха, она остывает. Расчеты датчика основываются на необходимой затрате энергии для восстановления прежней температуры.

    По началу такой датчик быстро выходил из строя из-за разных осадков и мусора на нити. Поэтому было решено сделать систему, которая могла бы накалить нить до тысячи градусов по цельсию на несколько секунд. За это время весь мусор превращается в пыль, которая не препятствует работе.

    Самым новым и технологичным стал датчик с пленкой, вместо нити накаливания. Работает она по такому же принципу, что и предыдущий тип, только пленка покрыта тончайшим слоем керамики.
    Расчеты также зависят от того, сколько необходимо затратить энергии для возвращения температуры в прежнее состоянии. Но теперь, когда вместо нити пленка, поступает больше потоков воздуха, а значит измерения намного точнее.

    Установка датчика расхода воздуха
    Поскольку датчик измеряет поток воздуха, то его крепят на воздуховоде после воздушного фильтра. Таким образом измерения происходят без лишних преград, а сам датчик защищен от лишних загрязнений, которые не проходят через фильтр воздуховода.
    На датчике должен быть специальный разъем, который подключается к “мозгам” автомобиля для корректной работы и своевременной передачи данных.

    Как понять, что расходомер вышел из строя
    Как мы уже выяснили, расходомер очень важная вещь в автомобиле. Своевременная реакция на его поломку или неисправность поможет вам сэкономить деньги на лишнем, совершенно ненужном расходе бензина. Который может неправильно подаваться из-за неправильных или неточных данных, что поступают в систему впрыска топлива.

    Заметить неладное вы можете по черному дыму из выхлопной трубы. Это значит, что топливо не полностью сгорает. Также будет ощущение, что автомобиль потерял свою мощность, а порой просто дерганно передвигается, иногда случаются осечки.
    Еще на вашей приборной панели появляется индикатор, говорящий о неисправности двигателя.
    При совокупности этих симптомов, проверьте свой датчик.

    Таблица ДМРВ. Двигатели ВАЗ ДМРВ. Три последние цифры

    Но для их реализации необходимо, чтобы датчики, информирующие контроллер, не обманывали его — лишь при этом условии процессы в цилиндрах протекают штатно, двигатель развивает достаточную мощность, не расходуя лишнего топлива и не нанося большого вреда окружающей среде. Один из этих датчиков измеряет количество воздуха, поступающего в цилиндры, и вырабатывает соответствующий сигнал для контроллера. Это может быть датчик абсолютного давления (МАР-сенсор) либо датчик массового расхода воздуха (ДМРВ). Последний мы видим на многих автомобилях, в том числе вазовских.

    Первым был частотный ДМРВ системы управления GM. Он же использовался и в отечественном аналоге «Январь» 4-й серии (фото 1). Автомобили такой комплектации продержались на конвейере недолго — на смену частотному датчику пришел аналоговый модели HFM-5 от фирмы Bosch — его номер 0280218004 (фото 2). Он невзаимозаменяем с GM — разъемы и точки крепления разные. Немецкий датчик разборный, из двух частей — корпуса и измерительного элемента.

    Последний закреплен в корпусе двумя винтами с «секретными» головками. Правда, нынче в магазинах автозапчастей можно купить необходимый инструмент. Измерительный элемент — штуковина компактная, а стоит дорого — в Москве от 1300 руб. и выше. Сняв с нового автомобиля эту деталь, взамен, чего доброго, поставят муляж, а все, что за этим последует, — «личное горе» покупателя автомобиля. На рынке полно таких «ДМРВ без корпуса»… Покупать измерительный элемент без корпуса неразумно: очень возможно, что он неисправен или не той модели, что нужна. Фирма Bosch поставляет в продажу только датчики в сборе, в традиционной желтой картонной упаковке. Напомним, что купленный ДМРВ «не той системы» магазин обратно может не принять, если автомобилист не предоставит справку из сервиса, а получить ее зачастую непросто. Ненужный дорогостоящий узел останется вам на память.

    Третий вариант ДМРВ — 037-й. (Здесь мы говорим о трех последних цифрах в обозначении.) Это дальнейшее развитие 004-го датчика фирмы Bosch. Такой датчик сегодня на большинстве колесящих по дорогам автомобилей ВАЗ, включая «Ниву» и «Шевроле Нива». Внешне 004-й и 037-й почти неотличимы — ориентируйтесь по номеру (фото 3). Недавно на изделиях появилась дополнительная маркировка: теперь номера есть и на корпусе, и на измерительном элементе — они должны совпадать. Главное же отличие внутри ДМРВ. На фото 4 справа 037-й датчик. У него иная конструкция измерительного элемента, с характерным вырезом (при покупке есть смысл снять заглушку и заглянуть внутрь).

    Но вот появилась новая система управления — Bosch-М7.9.7, у которой свой, 116-й, ДМРВ. С предыдущими невзаимозаменяем, хотя корпус у него такой же. Во избежание путаницы, на корпус первоначально наносили зеленый круг (фото 5). Номера есть и на корпусе, и на измерительном элементе (фото 6). Последний и определяет назначение данного ДМРВ — конструкция вновь изменена (фото 7). Чтобы элементы не подменяли по дороге от завода к потребителю, добрые немецкие конструкторы поставили другие секретные винты. Эх, наивные! На российском рынке нужный инструмент уже продается. Внимательно осматривайте ДМРВ: отвертывая секретные винты, их покрытие, как правило, повреждают. Заметили — делайте выводы!

    Упростить выбор при покупке ДМРВ вам поможет таблица.

    Что такое ДМРВ в автомобиле

    Двигатель внутреннего сгорания не может работать без подачи воздуха в цилиндры. Это связано с тем, что сам процесс горения топлива невозможен без кислорода. В современных моторах работой ДВС управляет электроника, в её состав входит ДМРВ. Что это такое, проще объяснить так: один из ключевых датчиков электронной управляющей системы автомобиля, предназначенных для обеспечения экономичной и безопасной работы двигателя. Подробности далее.

    ДМРВ: что это такое

    До появления сложных электронных систем на автомобилях устанавливали либо простые топливные насосы на дизельные моторы, либо карбюраторы – на бензиновые. В обоих случаях настройка подачи топлива в цилиндры производилась один раз – во время работы ДВС на холостых оборотах. Устанавливалось среднее значение, при котором мотор мог работать стабильно. Но именно поэтому старые автомобили не экономичны.

    Во время поездки на разных режимах двигателю требуется разные по объёму порции топлива. Расход зависит от скорости движения, степени загрузки автомобиля, его массы и многих других второстепенных факторов (даже от вязкости моторного масла и качества шин).

    Именно для оптимизации потребления топлива инженеры создавали электронные системы управления, которые при помощи датчиков оценивали состояние мотора и давали команду на впрыск строго необходимой порции бензина или солярки. В результате расход был значительно снижен даже для крупных и мощных двигателей.

    Как расшифровывается

    ДМРВ – датчик массового расхода воздуха, иногда устройство называют MAF-сенсором. Его назначение – определение объёма воздуха, которое двигатель потребляет во время работы. Этот параметр важен при вычислении электронной системой размера порции топливной смеси, которая должна быть подана в камеры сгорания мотора автомобиля.

    Для чего нужен и где находится

    Датчик расположен в патрубке воздуховода – между воздушным фильтром и дроссельной заслонкой. ДМРВ – электронное устройство, поэтому должен быть подключён к бортовому компьютеру автомобиля. Необходим электронному блоку управления (ЭБУ) для точного дозирования впрыскиваемого топлива.

    Устройство

    На разных моделях автомобилей датчики могут отличаться по внешнему виду, но общее устройство и принципы работы одинаковы для всех. Есть два типа ДМРВ: нитевые и плёночные.

    Нитевые датчики состоят из:

    • Корпуса (пластик);
    • Платиновых ниток;
    • Терморезистора;
    • Измерительной трубки;
    • Преобразователя напряжения;
    • Клеммы для подключения к бортовому компьютеру.

    Устройство нитевого датчика

    В плёночных датчиках нет нитей из платины, но вместо неё устанавливают кремниевый кристалл. На кристалл напылены несколько слоёв платины. Каждый слой обладает определённым сопротивлением. Элемент находится в специальном корпусе, который также расположен в канале заборного воздуховода. Во время рабочего цикла ДВС датчик обдувается и охлаждается. Компьютер вычисляет объём потреблённого воздуха.

    Замена нитевых датчиков на плёночные произошла из-за более примитивной технологии изготовления последних. Цель производителей – удешевление стоимости производства. Кристаллы не требуют такой точности изготовления и сложности при монтаже внутри изделия. Платиновые нити вывешивали внутри корпуса на особых подвесах или приваривали лазерной сваркой, что сильно осложняло производство. А процесс создания плёночных датчиков удалось максимально автоматизировать. При этом плёночные датчики отстают по точности показаний от нитевых примерно на 3%.

    Ранее широко применялись объёмные датчики. Сейчас практически не используются из-за низкой точности и сложности производства.

    Принцип работы

    Платиновые нитки нагреваются током из бортовой сети, одна из них обдувается входящим потоком воздуха, а вторая – контрольная.

    Когда двигатель забирает очередную порцию воздуха, прогретая током нитка охлаждается, вследствие чего её сопротивление снижается. Показания датчика в реальном времени оцениваются бортовой компьютерной системой и учитываются при расчёте очередной порции топливной смеси.

    Причина выхода из строя – перегорание нитей вследствие загрязнений. Но была придумана система самоочистки, которая продлевает срок службы датчиков – нить на короткий промежуток времени нагревается до предельно высокой температуры, а грязь, накопившаяся на ней, сгорает.

    Плёночные датчики работают по тому же принципу – определённое сопротивление слоя кристалла соответствует некоторому объёму воздуха, потреблённого ДВС. Такие устройства менее точны, но более долговечны.

    Это важно! При поломке датчика значение потребляемого мотором воздуха ЭБУ машины определяет при помощи дроссельной заслонки – исходя из её положения. Но экономичность двигателя при этом будет ниже, чем при исправном датчике.

    Если ДМРВ выходит из строя, то блок управления мотором не сможет точно вычислить нужную порцию топлива. ДВС при этом не заглохнет, но на приборной панели появится предупреждение об ошибке двигателя. При наличии контрольной лампы – загорится и она.

    Как проявится выход из строя датчика при движении автомобиля:

    • Увеличится расход топлива – ведь ЭБУ сможет вычислить состояние мотора лишь на основании приблизительных данных;
    • Скорость разгона уменьшится;
    • Иногда возникают проблемы с запуском ДВС, мотор может глохнуть время от времени.
    Читать еще:  Ремонт системы выпуска отработанных газов

    Чтобы точно определить, что проблемой стал сломанный датчик, владельцу автомобиля следует полностью отключить его. То есть вытащить провод из гнезда ДМРВ. Если работа мотора улучшилась, и мощность возросла, то стоит попробовать промыть датчик в керосине, продуть его и попробовать установить обратно. Если ничего не помогло, то следует приобрести новое устройство.

    Проводить диагностику датчика следует после его отключения

    Датчик массового расхода топлива помогает двигателю эффективно использовать топливо. В результате владелец автомобиля меньше посещает АЗС, а природе при этом наносится меньший ущерб.

    Следует устанавливать только датчики, рекомендованные производителем автомобиля. Это позволит быть уверенным, что ЭБУ корректно вычисляет объём поглощённого мотором воздуха.

    Это важно! ДМРВ требуют своевременной замены загрязнённого воздушного фильтра автомобиля. Это делается во время штатного технического обслуживания машины.

    Но при эксплуатации в условиях сильной запылённости (например, во время езды по стройке) рекомендуется менять фильтр чаще или периодически продувать его сжатым воздухом.

    Всё, что нужно знать о датчиках массового расхода воздуха

    Датчик массового расхода воздуха необходим двигателю, точнее электронному блоку управления двигателем, для правильного расчёта количества впрыскиваемого топлива. Сразу отметим, что ДМРВ давно используются на всех бензиновых двигателях с электронным впрыском, а также на поздних дизелях под экологические нормы Евро-4 и выше. Но выполняемые задачи разные. Дизелям ДМРВ нужен в первую очередь для того, чтобы ЭБУ мог корректно рассчитать объем подачи рециркулирующих отработавших газов.

    Бензиновым моторам ДМРВ крайне необходим для соблюдения стехиометрической смеси. Напомним, что для успешного и полного сгорания смеси воздуха и бензина их пропорция по массе должна составлять 14,7 к 1. Т.е. на 14,7 кг должно приходиться 1 кг топлива. При такой пропорции все образуемые двигателем продукты сгорания нейтрализуются катализатором.

    Если топливная смесь богатая, то в выхлопных газах будет много как несгоревшего топлива (углеводородов), так и угарного газа (СО, монооксид углерода).

    Если топливная смесь бедная, то избыток кислорода, не участвующего в окислении топлива, соединяется с азотом. Напомним, что воздух, которым мы дышим и который попадает в цилиндры, на 78% состоит из азота. В условиях камеры сгорания кислород окисляет азот, образуются оксиды азота, приносящих много вреда экологии.

    Сделаем небольшое лирическое отступление и отметим, что блок управления двигателем не во всех режимах придерживается стехиометрической смеси. Например, при разгоне блок управления сознательно немного «богатит» смесь, чтобы обеспечить достаточный объем паров топлива. Добавим, что при разгоне показания с лямбда-зондов также не учитываются. Также во время прогрева для компенсации плохой испаряемости топлива двигатель работает на богатой смеси без учета лямбда-регулирования.

    На нашем YouTube-канале вы можете посмотреть видеообзор про датчики массового расхода топлива.

    Выбрать и купить датчик массового расхода воздуха (ДМРВ, MAF-сенсор) для интересующей вас модели автомобиля вы можете в нашем каталоге б/у запчастей.

    НЕМНОГО ПРО ДАД

    Для измерения расхода воздуха также используются датчики абсолютного давления. Их устанавливают во впускном коллекторе, они работают в паре с датчиком температуры воздуха. На атмосферных моторах по разряжению во впускном коллекторе эти датчики измеряют количество фактически попавшего в цилиндры воздуха. В одиночку, т.е. без ДМРВ, они применяются на простых бензиновых моторах и, кстати, обеспечивают более резвые отклики на газ, т.к. расположены близко ко впускным клапанам.

    В паре с ДМРВ датчики абсолютного давления обязательно используются на моторах с турбонаддувом. Они просты и очень надежны, могут пострадать только от саже-масляного налета, но легко чистятся.

    Выбрать и купить датчик абсолютного давления (ДАД, MAP-сенсор) для интересующей вас модели автомобиля вы можете в нашем каталоге б/у запчастей.

    ОСНОВНЫЕ ТИПЫ РАСХОДОМЕРОВ

    Итак, для измерения массы поступающего в двигатель воздуха используется ДМРВ. На моторах используется два основных типа «расходомеров». Это датчики с нитью и с плёночным чувствительным элементом. Они работают по приблизительно одинаковой схеме: измеряют объем проходящего воздуха нагреваемым элементом.

    В ДМРВ с нитью чувствительным элементом является тонкая проволока (нить) из платины. Она расположена во впускном тракте после воздушного фильтра и до дроссельной заслонки в потоке воздуха. Ток нагревает нить, воздух ее охлаждает. Температура нити – всегда поддерживается на уровне 120°…150° выше температуры проходящего воздуха. Каким же образом нагретая проволока измеряет массу проходящего воздуха?

    Все очень просто. Электрическое сопротивление нити зависит от ее температуры, а температуру «сбивает» поток воздуха. Следовательно, поддерживая температуру нити электрическим током, можно делать вывод об объеме проходящего через впускной тракт воздуха. Собственно показания с ДМРВ с нагреваемой нитью представляют собой значения напряжения. Показания напряжения передаются в блок управления в виде выходного напряжения. Далее ЭБУ по заложенным в программу значениям пересчитывает Вольты в объем поступающего в камеры сгорания кислорода.

    На смену ДМРВ с нитью пришел пленочный датчик, он же термоанемометрический. Он появился еще в начале 1990-х как более точный измеритель массы воздуха и используются до сих пор. Чувствительный элемент с двумя терморезисторами и нагревательным резистором между ними. Также в нем присутствует датчик температуры воздуха, что дополнительно увеличивает его точность.

    Пленочный ДМРВ работает очень просто: поток воздуха проходит вдоль терморезисторов (каждый из которых равномерно нагревается), охлаждает первый терморезистор, а ко второму воздух попадает уже подогретым. В результате фиксируется разница температур терморезисторов, связанная с ней разница в электрическом сопротивлении, которую фиксирует электроника. Таким образом измеряется объем проходящего воздуха. Т.к. у пленочного ДМРВ два чувствительных терморезистора, то они способны измерять как прямой, так и обратный поток воздуха.

    ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДМРВ ДВУХ ТИПОВ

    ДМРВ с нагреваемой нитью простой, неприхотливый, но неточный. Точность измерения массы воздуха не очень высокая, также он не учитывает обратный поток воздуха, из-за чего в некоторых режимах формируется бедная ТВС. Двигатели с таким датчиком не отвечают экологическим нормам Евро-4 и даже Евро-3. Зато с таким датчиком ничего не случается, даже загрязнение ему не страшно.

    Для сохранения теплообмена при выключении зажигания на нить подается высокое напряжение, разогревающее нить до 500 градусов на несколько секунд. При этом сгорает вся оседающая на ней пыль и сажа. Если такого самоочищения недостаточно, нить ДМРВ прекрасно очищается спецсредствами.

    Пленочные ДМРВ способны измерить обратный поток воздуха, который практически постоянно присутствует при работе двигателя. Обратный поток образуется при отражении воздуха от закрытых впускных клапанов. Обратный поток измеряется просто: при охлаждении чувствительных элементов в обратном направлении, т.е. от двигателя к фильтру. Однако с обратным потоком в сторону ДМРВ летит сажа, масляные пары и другая грязь, производимая двигателем. Бывают случаи попадания на чувствительный элемент соринок и даже насекомых через старый или некачественный воздушный фильтр.

    СИМПТОМЫ НЕИСПРАВНОГО ДМРВ

    Пленочный ДМРВ с покрытым грязью чувствительным элементом датчик начинает врать. Проблема с загрязнением очень серьезная и чистке он не поддается.

    Если датчик врет, то блок управления двигателя выбирает неадекватное количество топлива и выставляет некорректный угол опережения зажигания. В итоге, нарушается работа двигателя. Машина тупит, льет много топлива или вообще не заводится из-за перелива топлива.

    Двигатель будет относительно нормально работать с полностью неисправным или отключенным ДМРВ. Если сигнал с расходомера отсутствует, то блок управления двигателя использует расчетную модель массы воздуха, которая используется как раз в случае полной неисправности ДМРВ.

    КАК ПРОВЕРИТЬ ДМРВ?

    Еще раз упомянем, что ДМРВ с нитью, пока она цела, обычно никаких проблем не вызывают и в крайних случаях прекрасно чистятся бесконтактными чистящими средствами. Исправный ДМРВ при включенном зажигании и неработающем двигателе выдает напряжение в 1 Вольт. Это напряжение можно измерить мультиметром между двумя сигнальными проводами. Как правило, это провода 3 и 5 (на датчиках Bosch) или 3 и 4 на датчиках Denso. Если напряжение выше 1,03 Вольта, то он уже врет, но скорее всего, чистка нити может восстановить точность его показаний.

    Таким же образом датчик можно проверить и снятый датчик без автомобиля. Нужно только подать на него 12 Вольт для питания по соответствующим проводам.

    Капризные пленочные ДМРВ можно проверить мультиметром. Сам производитель, компания Bosch, рекомендует проверку напряжения покоя при неработающем двигателе и включенном зажигании: напряжение должно составлять 1 Вольт ровно. Разбежка может составлять до 0,02 Вольта. Если напряжение на ДМРВ меньше 0,98 Вольт, то он точно подлежит замене. Если напряжение больше 1,02 Вольта, то ДМРВ скорее всего нужно менять. Дело в том, как показывает практика, ДМРВ с напряжением в до 1,3 Вольта может оказаться исправным, и в то же время с напряжением в правильные 1 Вольт – неисправным.

    Эту проверку нужно комбинировать со вторым способом. Второй способ подразумевает измерение пикового напряжения. Но тут есть нюансы. Если двигатель оборудован дроссельной заслонкой с троссовым приводом, то нужно на работающем на холостом ходу двигателе вручную резко открыть дроссель. При этом на исправном ДМРВ напряжение подскочит до 4 Вольт и более. Если напряжение будет меньше 4 Вольт, то ДМРВ точно неисправен. Правда, такой способ не подходит для диагностики турбомоторов, где ускорение потока воздуха происходит с заметной задержкой и может не вырастать до пиковых значений при прогазовках на неподвижном автомобиле.

    На моторах с электронным дросселем проверка выполняется таким же образом, но есть два нюанса. Во-первых, открыть дроссель можно только нажатием акселератора. Во-вторых, нужно точно знать пиковое напряжение конкретного исправного ДМРВ при такой проверке. Это значением может быть и ниже 4 Вольт. Т.е. фактическое значение нужно измерять с неким корректным значением, которое вам известно из практики или из рекомендаций производителя автомобиля.

    Самые современные пленочные расходомеры (типа HFM6) подают в ЭБУ цифровой частотный сигнал. Оценить работоспособность такого расходомера проверкой напряжения невозможно. Правда, такие датчики хорошо диагностируются встроенными средствами, и появляются ошибки, указывающие на слабый сигнал с расходомера.

    Почему не стоит торопиться менять забарахливший датчик расхода воздуха в двигателе

    Как известно, работоспособность топливной аппаратуры современного автомобильного двигателя внутреннего сгорания немыслима без специальных датчиков. Основное их назначение — обеспечение электронной обратной связи между «мозгами» мотора и функциональными узлами всех его систем, каковых под капотом немало. К числу таких электронных элементов относится и датчик массового расхода воздуха, устанавливаемый во впускном тракте за воздушным фильтром.

    Сам по себе этот элемент практически никогда не ломается механически. Однако, как и любая деталь, находящаяся в моторном отсеке, он со временем подвергается загрязнению. А уже это может провоцировать сбои в его работе — сенсор начинает ошибаться в оценке количества воздуха, поступающего в двигатель, что ведет к нарушению состава горючей смеси. В итоге ухудшается запуск силового агрегата, пропадает стабильность холостого хода, падает мощность и увеличивается расход топлива.

    Любопытно, что подобными недомоганиями грешат как бензиновые моторы и дизельные силовые агрегаты отечественных машин, так и двигатели иномарок. У них датчики тоже частенько страдают от воздействия маслянистой грязи и солевых растворов, попадающих в подкапотное пространство, а затем, с потоком всасываемого воздуха — непосредственно на поверхность самого сенсорного элемента, вырабатывающего сигнал управления.

    Одной из распространенных причин, приводящих к ускоренному загрязнению ДМРВ, является использование некачественных воздушных фильтров, которые плохо выполняют свою задачу и быстро засоряются.

    В большинстве авторизованных сервис-центров при выявлении подобных негативных симптомов в работе мотора и обнаружении загрязнения ДМРВ, мастера особо не церемонятся и рекомендуют автовладельцам заменить загрязненный датчик. Последнее обусловлено конструктивным исполнением этого узла, в котором замена одного только сенсора не представляется возможным.

    Как быстро ликвидировать стук в двигателе без дорогого ремонта

    Как на самом деле работают датчики давления в шинах

    Надо отметить, что сам по себе датчик массового расхода воздуха представляет довольно сложный, прецизионно изготовленный электронный блок с плотной компоновкой всех составляющих элементов. Именно поэтому при ремонте, если ДМРВ признается неисправным, он не подлежит разборке, а меняется целиком. Однако, как свидетельствует сервисная практика, производить подобную замену не всегда оправданно.

    По мнению специалистов, занимающихся ремонтом двигателей, если датчик массового расхода воздуха не имеет механических повреждений, то дорогостоящей процедуры его замены вполне можно избежать. Альтернативным вариантом в таких случаях является химическая обработка — тщательная очистка датчика с помощью препаратов автохимии.

    В последнее время для выполнения таких сервисных операций стали выпускать специализированные составы, как правило, произведенные в виде компактных аэрозолей. Одной из первых на нашем рынке такое средство под названием Luftmassensensor Reiniger стала предлагать немецкая фирма Liqui Moly.

    Для того, чтобы провести процедуру с его помощью, желательно отсоединить электрический разъем с ДМРВ и снять датчик с двигателя. Затем обильно распылить препарат на чувствительный сенсорный элемент датчика и дать стечь остаткам загрязнений. Перед установкой на место, обработанный датчик рекомендуется полностью просушить.

    На подержанных машинах специалисты советуют проводить подобную процедуру при каждой плановой замене воздушного фильтра. Тем более, что времени она занимает не более десяти минут, в чем наши эксперты убедились на собственном опыте, обработав аэрозолем Luftmassensensor Reiniger датчик одной из редакционных машин.

  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector