Trt-auto.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Электромеханический стояночный тормоз

Как работает электромеханический стояночный тормоз (EPB)

Электрический стояночный тормоз имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционной полностью механической конструкцией. Давайте рассмотрим принцип работы электромеханического ручника, плюсы и минусы. В качестве иллюстраций устройства использованы материалы автоконцерна VAG, описывающие устройство ручного тормоза модели Passat B6.

В механической системе стояночного тормоза усилие на тормозные колодки передается от рычага через тросиковый привод. В конструкции электромеханического ручника рычаг заменен на кнопку, а усилие на колодках по команде ЭБУ создается с помощью электропривода и многоступенчатого редуктора.

Устройство электронного стояночного тормоза

Электрический стояночный ручной тормоз состоит из нескольких узлов.

  1. Кнопка включения функции Auto Hold. Позволяет задействовать автоматическое включение стояночного тормоза при остановке автомобиля на уклоне.
  2. Клавиша, включающая и выключающая электронный стояночный ручной тормоз.
  3. Датчик положения педали сцепления. На автомобилях с МКПП предназначен для автоматического отключения круиз контроля и выбора момента отключения ручника при старте автомобиля с включенной функцией Auto Hold.
  4. Задние тормозные механизмы.
  5. Блок управления электронным ручником.
  6. Блок управления ABS.

Особенности задних тормозных механизмов

Основная особенность тормозных механизмов в наличии электродвигателя и многоступенчатой редукторной передачи. Мотор представляет собой обычный электродвигатель постоянного тока. Редуктор позволяет регулировать тормозное усилие и в то же время усиливать крутящий момент с вала электродвигателя. Редуктор состоит из 3-х частей.

1. Винтовая передача — винтовое соединение, при котором вращение вала провоцирует продольное смещение нажимной гайки. Особая форма корпуса нажимной гайки и внутренней части тормозного поршня делает невозможным их поворот относительно друг друга. При этом сохраняется возможность продольного перемещения. Самотормозящая резьба шпинделя не даёт колодкам самопроизвольно разжиматься после отключения актюатора. Поэтому снять и поставить автомобиль на электронный ручник можно только при наличии питания на выводах электродвигателя.

2. Зубчато-ременная передача. Состоит из двух шкивов, соединенных зубчатым ремнем. Соотношение диаметра малой и большой шестерен определяет редуцируемое передаточное число.

3. Редуктор с подвижной шестерней. Посредством зубчатого ремня крутящий момент от электродвигателя передается на большой зубчатый шкив. Поводки подвижной шестерни препятствуют ее повороту относительно корпуса, поэтому она лишь может качаться на оси ступицы большого зубчатого шкива. Ведомая шестерня и ведомый вал жестко связаны между собой. Ведущая шестерня на валу размещена на подшипнике.

Качающаяся шестерня перемещается на ступице большого зубчатого шкива. Благодаря перекосу и особой конструкции каждый поворот большого зубчатого шкива ведет к изменению положения плавающей шестерни. Благодаря тому что на ведомой шестерне 51 зуб, а на плавающей всего 50, один из зубов качающейся шестерни всегда давит на зуб ведомой. При каждом перемещении качающейся шестерни ведомая проворачивается на небольшой угол. Такая конструкция позволяет в 50 раз усилить крутящий момент электродвигателя, чтобы плотно зажать диск тормозными колодками.

Принцип работы электронного ручника

При нажатии клавиши стояночного тормоза блок управления ручником подает питающее напряжение на электродвигатель. Крутящий момент от вала электродвигателя, ременную передачу и плавающую шестерню передается на шпиндель червячного редуктора. Нажимная гайка давит на поршень, поджимая колодки.

При деактивации ручного тормоза нажатием клавиши либо в автоматическом режиме ЭБУ меняет полярность питающего напряжения на выводах обмотки электродвигателя. Вал вращается в обратную сторону, отводя колодки от дисков.

Блок управления постоянно мониторит напряжение на обмотках электродвигателя. По достижению силы тока определенной величины блок понимает, что колодки сжали диск и выключает актюатор.

Видео:Стояночный Тормоз, Ручник, Ножник, Электро Ручник

Чего больше: преимуществ или недостатков?

Электронные ручники (EPB) сделали автомобили комфортней в управлении благодаря сразу нескольким пунктам:

  • удешевление производства. При сборке автомобиля не нужно монтировать трос ручника от ручки к задним колодкам через специальный туннель в кузове;
  • улучшение эргономики салона. Скрадываемое ручкой, кожухом и тросовым механизмом место, теперь можно эффективней использовать для размещения других органов управления, ниши для вещей, подлокотника;
  • больше функциональных возможностей. Благодаря электронному управлению ручника появилась возможность реализовать помощь при старте на дороге с уклоном. Автомобиль больше не откатывается, нет необходимости играться с педалью сцепления, газом и рычагом ручника. ЭБУ по датчикам регистрирует начало движения и автоматически растормаживает задние колодки;
  • наличие самодиагностики, позволяющее зажечь контрольную лампу на приборной панели, если электронный ручник работает неправильно.

Главный недостаток электромеханической системы – удорожание стоимости обслуживания. Из-за усложнения конструкции упала и надежность узла. Провода и сам электропривод находятся в крайне неблагоприятных условиях. Нередко пластиковый корпус аткюатора трескается, из-за чего внутрь просачивается влага, реагенты. Со временем коррозия блокирует работу электродвигателя. Диагностика причины неисправности электронного ручника обходится дороже.

Что означает режим Auto Hold?

При включении режима Auto Hold система электронного ручного тормоза будет удерживать автомобиль на склоне до начала движения. В расчет блоком управления при этом принимаются следующие параметры:

  • угол наклона (считывается датчиком продольного ускорения);
  • нагрузка на двигатель (определяется по сигналу датчика положения дроссельной заслонки);
  • желаемый крутящий момент, определяемый по сигналу датчика положения педали акселератора;
  • степень смыкания сцепления (только на авто с МКПП). Определяется по сигналу с датчика положения педали сцепления. На машинах с АКПП учитывается направление движения, определяемое по сигналу датчика положения селектора, наличию питания на фонарях заднего хода.

Учтите, что электронный ручник активирует режим Auto Hold лишь в том случае, если мотор запущен, пристегнут ремень безопасности водителя, а все двери заперты.

Как пользоваться – частые вопросы

Что нужно делать, чтобы задействовать ручной тормоз на время стоянки?

Достаточно выжать педаль тормоза, после нажать клавишу включения ручника. При этом зажигание необязательно должно быть включенным.

Как отключить электронный ручник?

Снять автомобиль с ручного тормоза можно только при включенном зажигании и нажатой педали тормоза. При выполнении этих условий нажмите на клавишу включения электромеханического ручника.

Каков алгоритм работ автоматического отключения электронного стояночного тормоза?

Если вы запустите двигатель, переведете АКПП в режим D/R и нажмете на педаль акселератора, стояночный тормоз отключится автоматически. На автомобилях с МКПП блок управления определяет начало движения по выжиму сцепления, включению передачи и возрастанию нагрузки на двигатель. При этом учитывается наклон автомобиля.

Что будет, если использовать современный электронный ручник в движении?

Если скорость авто меньше 7 км/час, ЭБУ заблокирует колодки с помощью сервоприводов. Если скорость будет больше, будет задействован гидравлический привод тормозной системы. При этом удержание клавиши приведет к активации всех 4 тормозных механизмов.

После постановки на ручник автомобиль иногда спустя некоторое время пытается откатиться, после чего опять останавливается – это штатная работа или признак неисправности?

Система работает в штатном режиме. При остановке автомобиля с помощью служебного тормоза ЭБУ системы ABS перекрывает клапаны в гидроблоке, поддерживая тормозное усилие на колодках с помощью гидравлического привода. Спустя некоторое время система сбрасывает давление в тормозных магистралях и задействует электромеханический привод. В некоторых случаях из-за рассинхрона в расчетах тормозных усилий этот переход можно ощутить, но беспокоиться по этому поводу не стоит.

Стоит ли игра свеч?

Электромеханический стояночный тормоз однозначно облегчает управление автомобилем, делает его приятней в использовании. Владельцу б/у машины с пробегом более 100 тыс. км стоит быть готовым к дополнительным тратам на обслуживание. Устанавливается узел преимущественно на автомобили D-класса и выше. Модели в бюджетном сегменте по-прежнему оборудуются механическим ручником.

Теория

  • Общие сведения о тормозном управлении
  • Системы управления тормозами
    • Основы динамики автомобиля
    • Классификация систем
    • Антиблокировочная система (ABS)
    • Система электронного распределения тормозных сил (EBV)
    • Электронная блокировка дифференциала (EDS)
    • Антипробуксовочная система (ASR)
    • Электронная система поддержания курсовой устойчивости (ESC)
    • Гидравлический тормозной ассистент (HBA)
    • Электромеханический стояночный тормоз (EPB)
    • Системы облегчения трогания с места
    • Функция удаления влаги с тормозных дисков (BSW)
    • Система предотвращения опрокидывания (ROP)
    • Адаптивный круиз-контроль (ACC)

Системы управления тормозами

Электромеханический стояночный тормоз (EPB)

В сравнении с обычным ручным тормозом электромеханический стояночный тормоз имеет ряд преимуществ, а именно:

· Он предоставляет большую свободу в размещении органов управления.

Рычаг ручного тормоза больше не нужен, так как его заменяет клавиша выключателя стояночного тормоза. Эта клавиша выключателя может быть размещена с учетом эргономики и дизайна центральной консоли и пространства для ног.

· Расширяются функциональные возможности тормоза.

Благодаря электронному управлению и связям с другими системами автомобиля через шину CAN электромеханический стояночный тормоз обеспечивает выполнение некоторых дополнительных функций, например, функции автоматического снятия автомобиля с тормоза при трогании и функции удерживания автомобиля на месте AUTO HOLD. В результате повышается комфорт при управлении автомобилем.

· Упрощается процесс производства автомобилей.

Ввиду отсутствия рычага ручного тормоза с тросами привода упрощаются производственные процессы и облегчается монтаж автомобиля.

· Обеспечивается контроль состояния посредством системы самодиагностики.

Электромеханический стояночный тормоз представляет собою систему, действие которой постоянно контролируется посредством электронных средств. Эти электромеханические приводы установлены непосредственно на суппортах задних тормозных механизмов (рис.5.2.75).

Рисунок 5.2.75 — Тормозной механизм заднего колеса с электромеханическим приводом стояночного тормоза

По команде «Затянуть стояночный тормоз» включается электродвигатель, крутящий момент которого передается через многоступенчатую передачу и преобразуется посредством винтового шпинделя в усилие прижима колодок к тормозному диску.

Для полного включения стояночного тормоза достаточен относительно небольшой ход поршня тормозного механизма. Поэтому вращение вала электродвигателя преобразуется в линейное перемещение поршня в три ступени с общим передаточным отношением 150. Т.е. на каждые 150 оборотов вала электродвигателя приходится один оборот винтового шпинделя.

1-я ступень образована зубчатоременной передачей с отношением 3, посредством которой мощность электродвигателя передается на редуктор с качающейся шестерней (рис.5.2.76).

Рисунок 5.2.76 – Зубчатоременная передача и редуктор с качающейся шестерней

2-я ступень – это редуктор с качающейся шестерней, обеспечивающий снижение частоты вращения в 50 раз (рис.5.2.76).

3-я ступень – это передача типа «винт-гайка», преобразующая вращение винтового шпинделя в поступательное движение нажимной гайки (рис.5.2.77).

Рисунок 5.2.77 – Передача «винт-гайка»

Передача типа «винт-гайка» обеспечивает преобразование вращательного движения винтового шпинделя в поступательное движение нажимной гайки.

Шпиндель этой передачи приводится непосредственно от редуктора с качающейся шестерней. От направления вращения шпинделя зависит направление движения нажимной гайки (рис.5.2.78).

Рисунок 5.2.78 – Передача «винт-гайка»:
а – исходное положение; б — работа

Резьба шпинделя является самотормозящей. Благодаря этому после сведения тормозных колодок и прекращения подачи напряжения на электромотор тормоз остается затянутым.

Нажимная гайка может свободно скользить вдоль поршня тормозного механизма, не вращаясь относительно него. Вращение гайки невозможно ввиду специальной формы внутренней поверхности поршня, взаимодействующей с фигурной поверхностью нажимной гайки.

Зубчатоременная передача (см. рис.5.2.76) образует первую ступень редуцирования частоты вращения между электродвигателем и редуктором с качающейся шестерней. Ее передаточное отношение равно 3. Меньший зубчатый шкив установлен на валу электродвигателя, а больший шкив – на ведущем валу редуктора с качающейся шестерней. Соотношение размеров этих шкивов определяет передаточное отношение передачи.

Редуктор с качающейся шестерней (рис.5.2.79) образует вторую ступень редуцирования частоты вращения. Его передаточное отношение равно 50.

Рисунок 5.2.79 – Редуктор с качающейся шестерней

В состав этого редуктора входит зубчатый шкив большого диаметра, качающаяся шестерня и ведомая шестерня. Качающаяся шестерня снабжена двумя поводками, которые не допускают ее вращения относительно корпуса редуктора. Поэтому эта шестерня может только качаться в корпусе редуктора.

Ведомая шестерня жестко связана с ведомым валом редуктора. Большой зубчатый шкив вращается на этом валу на подшипнике. Качающаяся шестерня вращается на ступице большого зубчатого шкива. Ось этой ступицы расположена под углом к оси шкива. Этот получаемый в процессе изготовления шкива перекос ступицы обеспечивает прецессионное движение качающейся шестерни (рис.5.2.80).

Электромеханический стояночный тормоз

Автомобиль стоимостью 2 млн. Евро ждет своего покупателя

Красивые автомобили и красотки

Hamann Motorsport создали тюнинг-пакет для BMW 6-серии.

Kia Venga: Компактный колобок для большого города

AvtomaxX » EPB, FBF -Электромеханический стояночный тормоз

EPB, FBF -Электромеханический стояночный тормоз

Традиционный «ручник» или механический стояночный тормоз, по мнению автоэкспертов со временем будет вытеснен электромеханическим стояночным тормозом. Стандартный рычаг стояночного тормоза преимущественно у всех машин выполнен в виде громоздкого рычага, расположенного между сидений. Многие американские автопроизводители уже устанавливают на некоторые модели т.н. «ножник», который монтируется слева под панелью и выглядит как педаль. Нажать эту педаль ногой гораздо удобнее, чем рукой включать «ручник».

Электромеханический ручник расположенный в салоне, реализован в виде небольшой изящной кнопки. Электромеханический стояночный тормоз (FBF) не требует тросиков, которые примерзают зимой и рвутся в самый неподходящий момент. В отличии от прежнего тормоза, на задних колесах автомобиля установлены электромоторы, которые оснащены специальными блокирующими механизмами, а к ним тянется провод управления. Отремонтировать эту конструкцию будет гораздо легче, не говоря уж о настройке (автоматика сама все контролирует и регулирует). В том случае, если автомобиль оснащен коробкой-автоматом, где «ручник» используется реже, электроника FBF через каждую тысячу километров пробега автомобиля сама настраивает и подтягивает ручник. Приводящие в движение тормозные механизмы, электромоторы системы FBF включаются в том случае, если автомобиль двигается со скоростью более 10 км/час. Если же возникла необходимость нажать кнопку ручного тормоза на высокой скорости, то автомобиль не будет тормозить с юзом, как от традиционного ручника, с новым электромеханическим ручником машина начнет плавно тормозить, а после полной остановки автомобиля, его колеса блокируются. Система FBF (она же ЕРВ, Electromechanical Parking Brake) контролируется блоком ABS, управление которой происходит посредством гидронасоса, который повышает давление в тормозных контурах автомобиля.

Читать еще:  Монтажный блок ВАЗ 2110

Электромеханический тормоз (он же ЕРВ и FBF) можно поставить в рабочее положение и при не работающем двигателе, но снять автомобиль с тормоза ЕРВ удастся только после нажатии педали тормоза и включения зажигания автомобиля. Хотя, эти действия можно не выполнять, если выполнить обычные действия: запустить двигатель автомобиля и пристегнуть ремень безопасности. После всех выполненных действий, колеса автомобиля освободятся от действий ЕРВ в тот момент, когда будет нажата педаль газа. Бывают случаи, когда ваш автомобиль стоит на наклонном участке. Здесь система ЕРВ запоминает положение педалей автомобиля и отключает электромеханический тормоз, когда будет нужно. То есть: система ЕРВ (FBF) позволяет легко трогаться как на горизонтальном участке дороги, так и на наклонном.

Многие автомобили, которые оснащены системой EPB имеют рядом с кнопкой ручного тормоза клавишу автоматического удержания тормоза которая называется «AUTO HOLD». Эта функция очень удобна для водителей, машины которых имеют коробку «автомат». Особенно это удобно в длинных городских пробках, которые обуславливаются частыми троганиями и остановками. Если вы нажмете кнопку «AUTO HOLD», то нет необходимости, после того как автомобиль остановился, удерживать педаль тормоза. Педаль тормоза можно сразу отпускать, не переключая режим автоматической коробки передач в P или N. Так как клапаны системы ABS остаются закрытыми, колодки тормозной системы остаются прижатыми к дискам. Если в пробке ваш автомобиль находится в неподвижном положении несколько минут, то стояночный тормоз EPB включается автоматически. Если вдруг водителю вздумается выключить зажигание (а также, откроет дверь или отстегнет ремень безопасности), то электромеханический тормоз также автоматически включится. Не смотря на сложность электромеханических манипуляций в системе EPB, управление электромеханический тормоз EPB простой и интуитивный в управлении.

Все водители, которые ездили на автомобилях с тормозом EPB отзываются об этой системе позитивно, да и привыкание происходит быстро и прежний «ручник» становится уже «анахронизмом».

На видео наглядно показано действие электромеханического стояночного тормоза EPB, FBF

Электромеханический стояночный тормоз

Механический стояночный тормоз – один из последних элементов управления, который, в конце концов, передаст свои «полномочия» электронике. В традиционном исполнении рычаг ручника находится между сидениями и выглядит довольно громоздким. В некоторых американских автомобилях ручник (он же «ножник») имеет вид педали слева под панелью. Выжимать ее не намного удобнее, чем дергать рычаг.

Электромеханическая версия стояночного тормоза в салоне напоминает о себе лишь изящной кнопкой. Система не нуждается в вечно растягивающихся и рвущихся тросиках, тянущихся по дну автомобиля. Вместо них к задним колесам, снабженным электроматорами со специальным блокирующим механизмом, тянется аккуратный провод. Данная конструкция удобна не только для водителей, но и для производителей. Упрощается сборка, освобождается место в салоне и главное – отпадает необходимость в настройке, поскольку автоматика сама контролирует зазор между колодками и диском каждый раз во время срабатывания стояночного тормоза. На автомобилях с автоматической трансмиссией, где стояночным тормозом пользуются реже обычного, электроника через каждую тысячу километров пробега подтягивает ручник.

Принцип работы электромеханического тормоза похожий у большинства автомобилей, на который он установлен. После нажатия соответствующей кнопки сигнал передается по проводу в блок управления. В обновленных системах ЕРВi сигнал обрабатывает мозговой центр ЕSP (система стабилизации движения). Электромоторы, приводящие в движение тормозные механизмы, включатся только в том случае, если скорость автомобиля не превышает 10 км/ч. Если нажать кнопку ручного тормоза на более высоких скоростях, то автомобиль начнет плавное торможение, а сразу после остановки автомобиля его колеса блокируются. Процесс торможения систем ЕРВ (электрический стояночный тормоз) управляется блоком АBS, который включает гидронасос, повышающий давление в тормозных контурах.

Электромеханический стояночный тормоз водитель может «затянуть» и при выключенном двигателе, а вот снять блокировку получится только после включения зажигания и нажатия педали тормоза. Однако этих манипуляций можно избежать, если выполнить стандартные операции – запустить двигатель и пристегнуть ремни безопасности. В этом случае колеса освободятся в момент нажатия педали газа. Причем, если автомобиль стоит на наклонном участке, то система отследит положение педалей и отключит ручник тогда, когда это будет нужным. Иными словами трогаться под горку будет также легко, как и на горизонтальном участке дороги.

Рядом с клавишей ручного тормоза во многих автомобилях располагается клавиша автоматического удержания – «auto hold». Данная функция существенно облегчает жизнь водителей автомобилей с автоматической трансмиссией в городской «тянучке» с частыми остановками. Нажав на эту кнопку, отпадает необходимость после остановки автомобиля удерживать педаль тормоза – можно сразу ее отпускать, не переводя ручку автомата в положение N или Р. Колодки остаются прижатыми к дискам за счет того, что клапаны блока ABS остаются закрытыми. Если остановка продолжается несколько минут, автоматически включается стояночный тормоз. То же самое произойдет, если водитель выключит зажигание, отстегнет ремень безопасности или откроет дверь. Обратите внимание, что, несмотря на все эти сложные электромеханические манипуляции, управление остается простым и интуитивным, а по большому счету становится более удобным.

Две клавиши решают сразу несколько проблем. К ним быстро привыкаешь, и старый добрый рычаг ручника уже кажется анахронизмом. Впрочем, так оно и есть. Однако технология ЕPB внедряется не так быстро. По прогнозу аналитиков одной из самых известных компаний, работающей в области активной и пассивной безопасности (ТRW Automotive Holdings Corp.), каждый пятый европейский автомобиль будет иметь ЕРВ только к 2015 году. Половина из них будет принадлежать к среднему и крупноразмерному классу.

Как работает электромеханический стояночный тормоз?

Механика постепенно остается не у дел. Ее место занимает электрика. Недавно произошли разительные перемены в тросе стояночного тормоза. Теперь он больше не механический, а электромеханический со всеми подобающими проводами.

Чтобы разобраться с тем, что претерпело изменения, следует сравнить электромеханический и обыкновенный стояночный тормоза между собой. Кто-то посчитает, что преимущества очевидны и не придется думать-гадать. А теперь о бо всем по порядку…

В прошлом роль стояночного тормоза выполнял громоздкий рычаг. Теперь ему на смену пришла маленькая компактная кнопочка, которая располагается в том же месте что и рычаг, т.е. между передними сиденьями! Чтобы у автолюбителей появилась такая возможность, автомеханикам не пришлось тащить через все днище тяги, трассировочный кабель и т.д. Чтобы на месте рычага появилась кнопочка, они просто подключили к общей электрической шине управляющий блок. Кроме того, им пришлось снабдить тормозные механизмы заднего привода электрическими моторами. Таким образом, специалисты добились сокращения времени производства, снизили затраты, упростили компоновку и сборку!

Как новое устройство работает? О чем следует помнить автолюбителю? Как показывает практика, электромеханический стояночный тормоз стал еще круче. Теперь в процессе эксплуатации нет нужды в регулировках. За отслеживанием зазора между колодками и диском отвечает электроника. Не все пользуются устройством часто, особенно если в авто предусмотрена АКП, но подтягивание рычага посредством тормоза происходит через каждую тысячу километров!

Алгоритм работы тормоза прост и схож вне зависимости от фирмы-производителя автомобиля. Водитель приводит в действие систему, нажимая на клавишу, размещенную между сиденьями. Сигнал тотчас же обрабатывается, поступая в блок управления стояночным тормозом.

Из внутреннего устройства нового ручника

Колесный механизм стояночного тормоза образуют четыре элемента. Речь идет о поршне тормозного цилиндра, электромоторе, приводном ремне, а также о редукторе с качающейся шайбой. Зубчато-ременная передача связывает электромотор с редуктором. Последний отвечает за понижение скорости вращения выходного вала в десятки раз. Кроме того, задача редуктора заключается и в другом, а точнее в развитии необходимых для выполнения задачи усилий. Под задачей подразумевается торможение!

Когда авто находится в состоянии покоя или развивает скорость, не превышающую 10 км/час, приводятся в действие электромоторы. Они отвечают за подачу сигнала тормозным механизмам. Если машина движется с большей скоростью, то к процессу торможения подключается блок ABS , который в свою очередь приводит в действие гидронасос. Таким образом, производители добиваются повышения давления в тормозных контурах. Постепенно скорость начинает падать, а потом и вовсе происходит остановка авто (постановка на ручной тормоз).

Что же находится внутри редуктора? Как выглядит редуктор с качающейся шестерней? Внутри есть такие детали, как ведомая шестерня, выходной вал, ступица зубчатого шкива, сам собственно шкив, зубья качающееся и ведомой шестерен, которые находятся в зацеплении.

Качающаяся шестерня – главная деталь редуктора. Местом ее установки служит ступица ведущего шкива. К ней она прилегает под углом. Таким образом, производители авто добиваются качания при вращении. Два повадка исполняют роль удерживающей силы. Их задача заключается в недопущении поворота относительно корпуса. Повадки скользят по внутренним стенкам корпуса редуктора. В зацеплении с зубьями ведомой шестерни находятся лишь несколько зубьев качающейся шестерни (состояние не покоя).

Качающаяся отличается от ведомой шестерни тем, что у нее на один зуб больше. Посредством такого внутреннего устройства исключается полное зацепление. На ответную часть ведомой шестерни давит один зуб качающейся. Давление осуществляется боковой поверхностью. Таким образом, один зуб выступает катализатором для поворачивания ведомой шестерни на небольшой угол! Ее смещение происходит ровно на один зуб за полный оборот зубчатого шкива.

Заглушенный двигатель не может помешать водителю в «затяжке» электромеханического стояночного тормоза. Его можно отпустить только в двух ситуациях, а точнее, когда зажигание находится во включенном положении, а также при нажатии на педаль тормоза.

При рабочем моторе, закрытии двери и пристегивании происходит отключение ручника в автоматическом режиме. Почему? Потому что водитель приводит в действие акселератор. Встроенный датчик продольного крена кузова отвечает за следующее:

— распознание положения авто (к примеру, на подъеме);

— учет положение педалей сцепления и акселератора;

— удержание тормоза (в случаях, когда автомобиль может покатиться назад).

Во внутреннем устройстве поршня с винтовой парой находятся следующие детали: поршень тормозного цилиндра, шпиндель и нажимная гайка.

Задача винтовой пары заключается в преобразовании вращения ведомой шестерни в поступательное движение штока. В то же время последний оказывает давление на тормозной поршень. С его помощью происходит подведение колодки к диску. Блок управления стояночного тормоза держит под контролем усилие, руководствуясь величиной потребляемого тока. При достижении нужной величины происходит отключение электродвигателя. Когда водитель снимает машину с рычага, происходит вращение мотора в обратную сторону. Шток в это время отходит назад. Уплотнительная манжета становится более упругой, что действует на поршень – он сдвигается.

Как уже было сказано выше, рычаг стояночного тормоза заменила небольшая клавиша. Рядом с ней нашлось место еще для одной кнопочки. С ее помощью происходит включение функции автоматического удержания. Она отвечает за многое, в том числе за облегчение жизни автолюбителю. При толчее в пробках водителю не приходится постоянно держать ногу на тормозе. При остановке автомобиля происходит отпуск педали, но клапаны блока ABS так и остаются в закрытом положении. Так ситуация обстоит, так как в контурах держится высокое давление, а, следовательно, колодки сжимают тормозные диски. Остановка может быть продолжительной или нет. В первом случае ABS через какое-то время перекладывает свои обязанности на плечи стояночному тормозу. При снятии ремней безопасности, открывании двери или выключении зажигания происходит переход машины на ручник.

Тормоз с функцией AUTO HOLD

Во некоторых моделям автомобилей Volkswagen (Tiguan, Touareg, Golf, Passat седан, Passat Variant) электромеханический стояночный тормоз с функцией AUTO HOLD является стандартным оборудованием.

Преимущества использования

  • Больше безопасности и комфорта предоставляют функциональное расширения электромеханического стояночного тормоза: «динамический ассистент трогания», «динамическая функция аварийного торможения» и функция «AUTO HOLD».
  • Предотвращается непроизвольный откат.
  • Оптимальная точка включения тормоза по сравнению с механическим ручным тормозом.
  • Экономия пространства внутри салона, больше свободного места в области центральной консоли (например, для подстаканников).

Принцип действия

Электромеханический стояночный тормоз Volkswagen заменяет обычный ручной тормоз на кнопку в центральной консоли. Традиционный рычаг ручного тормоза отсутствует.

С помощью двух электродвигателей, электромеханический стояночный тормоз включает задние дисковые тормоза.

Данная система устроена таким образом, что при пропадании напряжения в бортовой сети припаркованный автомобиль продолжает надёжно удерживаться.

При срабатывании стояночного тормоза контрольные лампы в комбинации приборов и в клавише загораются; звук от срабатывания тормоза свидетельствует о его включении.

Читать еще:  Какие б/у автомобили самые популярные в Украине и почему

Режимы работы

  • статический режим: скорость автомобиля ниже 7 км/ч;
  • динамическое торможение: скорость автомобиля превышает 7 км/ч;

Дополнительные функции

  • динамический ассистент трогания;
  • динамическая функция аварийного торможения;
  • функция AUTO HOLD.

Динамический ассистент трогания

Обеспечивает плавное трогание автомобиля без отката назад при включённом электромеханическом тормозе даже на подъёме.

Данная функция доступна, если:

  • дверь водителя закрыта;
  • ремень безопасности пристёгнут;
  • двигатель работает.

Автомобиль не должен удерживаться педалью тормоза (например, при остановке перед светофором), если электромеханический стояночный тормоз активирован.

Сразу после нажатия на педаль акселератора стояночный тормоз автоматически выключается, и автомобиль трогается.

Если водитель не пристёгнут, стояночный тормоз можно выключить только вручную, одновременно нажав на педаль тормоза.

Динамиическая функция автоматического торможения

При отказе или блокировке педали тормоза, автомобиль можно эффективно затормозить с помощью динамической функции аварийного торможения.

Оттяните и удерживайте клавишу стояночного тормоза, и автомобиль будет тормозиться с замедлением около 6 м/с (что составляет около 60% от максимального торможения).

При этом раздаётся звуковой предупредительный сигнал и включаются стоп-сигналы.

Функция аварийного торможения реализуется при скорости автомобиля свыше 7 км/ч посредством поднятия гидравлического давления в тормозной системе. Процесс торможения, при необходимости, поддерживается со стороны функции ABS/ESP. Благодаря этому при торможении поддерживается устойчивость автомобиля.

При отпускании клавиши на скорости выше 7 км/ч или при нажатии на педаль акселератора функция аварийного торможения выключается. После остановки автомобиля стояночный тормоз необходимо выключать, как описано для случае парковки.

При скорости ниже 7 км/ч стояночный тормоз работает в стандартном электромеханическом режиме.

Принцип действия функции Auto Hold

Функция AUTO HOLD на автомобилях Volkswagen помогает водителю при парковке автомобиля и при трогании с места (при движении вперёд или назад). Функция AUTO HOLD включает в себя следующие подфункции:

  • Ассистент Stop-and-Go;
  • Ассистент трогания;
  • Автоматическое включение стояночного тормоза.

Функция AUTO HOLD является расширением функции электромеханического стояночного тормоза.

Условия активирования функции Auto Hold

  • двигатель работает;
  • дверь водителя закрыта;
  • ремень безопасности водителя пристёгнут;
  • клавиша Auto Hold нажата.

Система срабатывает от гидравлического блока ABS/ESC.

После того, как автомобиль полностью остановлен торможением, функция AUTO HOLD сохраняет последнее тормозное давление.

Когда водитель снимает ногу с педали тормоза, тормоза продолжают удерживать колёса, благодаря сохранению давления в тормозной системе.

Когда колёсные датчики ABS распознают качение автомобиля, тормозное давление автоматически возрастает, пока автомобиль снова не остановится (пример притормаживания на склоне). Как только водитель снова нажимает педаль акселератора, а в случае МКП включает сцепление, функция AUTO HOLD снова отключает тормоз.

Через три минуты удержания автомобиля вместо гидравлических тормозов включается электромеханический стояночный тормоз.

Электромеханический стояночный тормоз активируется автоматически после остановки автомобиля при выполнении следующих условий:

  • Функция Auto Hold активирована;
  • дверь водителя открыта;
  • ремень безопасности водителя отстёгнут;
  • зажигание выключено.

Для надёжности при новом пуске двигателя необходимо заново активировать функцию AUTO HOLD с помощью клавиши, расположенной слева от рычага коробки передач. В некоторых моделях, например, в Golf VII функция Auto Hold остаётся активированной автоматически при новом пуске двигателя.

Для удержания автомобиля на уклоне, необходимо создать в системе высокое тормозное давление. При новом трогании с места сначала необходимо преодолеть это давление, чтобы автомобиль пришёл в движение. Система отпускает тормоз только тогда, когда двигатель развивает мощность, достаточную для преодоления скатывания автомобиля. Проведите вместе с клиентом пробную поездку, чтобы продемонстрировать это необычное поведение автомобиля.

Плюсы:

  • Снимает нагрузку с водителя, особенно при движении с постоянными остановками, потому что для удержания автомобиля на месте ему больше не требуется нажимать педаль тормоза;
  • Автоматическая поддержка при остановке и трогании помогает трогаться на подъёме; предотвращается непроизвольное скатывание;
  • Функция AUTO HOLD обеспечивает автоматическое контролируемое удержание автомобиля на месте, независимо от причины, по которой остановился автомобиль;
  • Стояночный тормоз автоматически активируется при открытии двери водителя, при отстёгивании ремня безопасности или после выключения зажигания.

Электронный стояночный тормоз установлен на автомобилях:

Golf хэтчбек, Golf Sportsvan, Golf Variant, Sharan, Touareg, Tiguan, Touran, Passat седан, Passat Variant, Volkswagen CC.

Электрический тормоз вместо ручного: преимущества и недостатки

Электронный ручник против механического: кто кого?

Электрический стояночный тормоз (ручник) в последние годы начинает эффективно заменять классический механический тормоз, который обычно активируется с помощью рычага. Благодаря этому в современных автомобилях появилось множество полезных функций, а их эксплуатация стала проще. Однако электрический ручник не лишен недостатков. Причем они довольно существенны.

Электрический стояночный тормоз (EPB) – это решение, в котором вместо традиционного рычага, расположенного рядом с сиденьем водителя или педалью для левой ноги, появляется небольшая кнопка, активирующая сложный тормозной механизм. Такая технология имеет несколько преимуществ:

  • больше дополнительного места для хранения вещей между передними сиденьями
  • эстетика салона автомобиля
  • более эффективное торможение в аварийных ситуациях
  • автоматическое удержание автомобиля на подъеме (функции помощи при подъеме)

Давайте посмотрим на последние два преимущества электронного ручника, потому что первые два и так очевидны. Оказывается, эта современная система стояночного тормоза не всегда безопаснее механического ручника. Однако чтобы хорошо понять суть предмета, нужно сначала узнать хотя бы общую структуру системы.

Две широко используемые системы

Как правило, сегодня автопроизводители не отказались от использования классического ручного стояночного тормоза в пользу электрического ручника. В итоге в настоящее время в автопромышленности используются как старая механическая, так и новая электрическая.

Стоит отметить, что есть два вида электрического стояночного тормоза. Сегодня автопроизводители используют обе системы. Первая – это электромеханический ручник – очень похож на классическое механическое решение, в котором есть механизм для торможения задней оси автомобиля. При этой конструкции для активации стояночного тормоза используется трос, который зажимает тормозные колодки на задних колесах. Единственное отличие от обычного ручника – это отсутствие в салоне классического рычага для активации ручного тормоза. Вместо рычага используется кнопка, расположенная на консоли между передними сиденьями. Чаще всего такую систему можно встретить на французских и японских автомобилях.

Второе решение немного более сложное – это полностью электрическая система стояночного тормоза, с задними тормозными суппортами, оснащенными крошечными двигателями, задача которых состоит в перемещении зажимов. Например, это решение используют немецкие и американские автопроизводители. В частности, компания Volkswagen Group.

Когда безопаснее, а когда нет?

Система EPB задействует гидравлическую тормозную систему всеми четырьмя колесами в критических ситуациях и на более высоких скоростях. Поэтому в качестве аварийного тормоза электрический ручник работает не так, как классический стояночный тормоз. Благодаря действию всей гидравлики тормозов мощность торможения значительно выше, чем у традиционного ручника-рычага. А благодаря системе ABS автомобиль более устойчив (система предотвращает блокировку колес во время торможения).

Поэтому когда, например, водитель теряет сознание, даже пассажир может остановить транспортное средство (конечно, при условии, что он знает, как это сделать и где находится кнопка электронного ручника). В этом случае вы должны нажать или потянуть кнопку и удерживать ее для достижения цели. К сожалению, это не всегда так просто, как кажется на первый взгляд.

Дело в том, что кнопка электрического ручника может быть достаточно маленькой. В экстренной ситуации, пока пассажир найдет кнопку стояночного тормоза, может уйти много времени, в результате чего может быть уже поздно. В современных автомобилях такая кнопка может находиться в окружении множества других кнопок, что не дает возможность быстро разобраться, где находится кнопка ручника. Быстро схватиться и потянуть ручной тормоз проще и интуитивно понятнее.

Кажется очевидным, где находится кнопка стояночного тормоза. Однако в стрессовой ситуации найти ее может быть нелегко.

Также на некоторых моделях (например, на Volkswagen Passat B6) такая кнопка расположена слева от двери водителя, поэтому пассажир не дотянется до нее в случае необходимости. Однако здесь можно поспорить о различиях. Ведь, например, во многих автомобилях Мерседес классический механический ручник представлен не в виде рычага между передними сиденьями, а в виде обычной ножной педали слева, к которой никто другой не имеет доступа, кроме водителя.

Еще один аспект. Если электрический современный аварийный тормоз работает во всей гидравлической тормозной системе, то что будет происходить при утечке тормозной жидкости? К счастью, это необычная ситуация, и система будет работать даже при одной рабочей тормозной цепи. Если выйдут из строя все контуры цепей тормозной системы, то тут, конечно, стоит призадуматься. Особенно если в машине используется электрическая стояночная система, основанная на маленьких двигателях на тормозных суппортах. При отсутствии тормозной жидкости вся система выйдет из строя.

В итоге автомобиль можно будет остановить только на низкой скорости. Ведь изначально электронный ручник используется только для остановки на медленно движущейся машине или для ее блокировки в неподвижном состоянии (например, для того, чтобы машина не скатывалась на неровной поверхности).

Дополнительные функции для удобства

Благодаря использованию электрического ручного тормоза в автомобилях появились две очень полезные функции. Одной из них является система автоматического удержания, которая автоматически активирует стояночный тормоз сразу после остановки автомобиля. Это особенно удобно для автомобилей с автоматической коробкой передач, поскольку освобождает водителя от необходимости держать ногу на педали тормоза при кратковременных остановках на дороге (например, на светофоре).

При активации системы автоматического удержания автомобиль без удержания педали тормоза не будет скатываться, так как будет стоять на стояночном тормозе. Но как только вы нажмете педаль газа, стояночный тормоз автоматически выключится. Также это же решение используется на некоторых автомобилях с механической коробкой передач.

Система помощи при спуске при движении с горы – фактически то же самое решение, что и система автоматического удержания автомобиля, но только работает в других ситуациях. Когда, например, водитель едет с горы, он ограничивает скорость движения машины с помощью педали тормоза. Система помощи при спуске избавляет водителя от удержания педали тормоза при спуске. Эта функция автоматически притормаживает машину, ограничивая ее скорость при спуске. Кстати, функция помощи при движении по склону также доступна на автомобилях с классическим рычагом ручного тормоза, без системы EPB.

Нет электричества, и что тогда?

Система EPB, конечно, зависит от электричества, а иногда случается, что аккумулятор разряжается. Что в этом случае будет? Это, к сожалению, приводит к тому, что вы не можете сдвинуть автомобиль после остановки, поскольку для разблокировки тормозной системы, которую активирует электрический ручник, необходимо электричество. В этом случае потребуется ручная разблокировка тормозов, процедура которой описана в руководстве по эксплуатации автомобиля.

Также стоит знать, что электрический ручник EPB работает только в одном направлении, когда ключ автомобиля не находится в замке зажигания или внутри машины (если машина оснащена бесключевым доступом). То есть вы можете активировать ручник без ключа зажигания, но не можете разблокировать стояночный тормоз, пока не вставите ключ в замок зажигания (или не положите в салоне бесключевой брелок). Естественно, если в машине села батарея, то снять машину с электрического ручника вы не сможете.

Технические проблемы

К сожалению, самым большим недостатком электрического стояночного тормоза является его значительно более сложная конструкция и принцип работы, а также частота вероятных отказов. Стоит отметить, что такая система используется сегодня уже гораздо чаще, чем старая классическая система, основанная на ручном механическом ручнике. Например, во всех автомобилях с системой автоматического удержания машины при остановке в настоящий момент используется только электронный ручник. Из-за более сложной конструкции существует больший риск возможных поломок.

Самый большой враг EPB – это влага и грязь, которых нельзя избежать. Неудивительно, что через несколько лет некоторые автомобили могут потребовать технического обслуживания или даже ремонта электрической системы стояночного тормоза. Что еще хуже, исправить проблему электронного ручника намного сложнее и дороже, чем механический стояночный тормоз. Даже заменить тормозные колодки, используемые электрическим ручником, не так-то просто. Например, во многих автомобилях вы не можете этого сделать без компьютера. Естественно, при обращении в мастерскую, где есть такой компьютер, вам придется за замену тормозных колодок отдать больше денег.

Простая необходимость замены одного из компонентов системы EPB создает дополнительные расходы для автовладельцев по сравнению с затратами, необходимыми для обслуживания классического ручника. Да, конечно, электрический ручник – это не зло, но тем не менее факт остается фактом – обслуживать современный автомобиль намного дороже, чем старый, где нет таких продвинутых систем. Да, пользоваться современным ручником удобнее и даже в некоторых ситуациях безопаснее. Но есть и минусы, о которых мы вам рассказали. Но, увы, таков современный мир, в котором никуда не деться от новых технологий. А современность всегда стоит намного дороже. Поэтому если у вас есть выбор, то решайте, что вам больше по душе: платить за обслуживание электрической стояночной тормозной системы больше, но пользоваться ручником в более комфортных условиях, получив вдобавок несколько полезных функций, или же уменьшить затраты на обслуживание, купив автомобиль с классическим механическим ручником, но оказаться без современных продвинутых опций комфорта и безопасности.

Читать еще:  Что такое круиз

Стояночный тормоз с электроприводом

Общая компоновка стояночного тормоза с электроприводом показана на рисунке.

Рис. Общая компоновка стояночного тормоза с электроприводом:
1 – тормозной диск; 2 – тормозная колодка; 3 – подвижная скоба; 4 – редуктор; 5 – электродвигатель; 6 – подвод электроэнергии; 7 – шестерня электродвигателя; 8 – электродвигатель; 9 – ведущая шестерня привода; 10 – качающаяся шестерня; 11 – ведомая шестерня электропривода

Включение и выключение стояночного тормоза производится посредством специального выключателя. Снятие с тормоза производится нажатием движка выключателя при одновременном воздействии на педаль тормоза или акселератора.

Стояночный тормоз можно привести в действие также при выключенном зажигании, если потянуть на себя движок его выключателя. Снятие автомобиля с тормоза осуществляется только при включенном зажигании.

Принцип действия стояночного тормоза с электроприводом

Для выполнения основной функции стояночного тормоза необходимо преобразовать вращение вала электродвигателя в небольшое поступательное движение поршня тормозного механизма. Это достигается применением редуктора 4 с качающейся шестерней в сочетании с винтовой передачей.

В приводе реализовано трехступенчатое снижение частоты вращения. Первая ступень образована передачей зубчатым ремнем, связывающей электродвигатель с редуктором (с передаточным отношением 1:3). Вторая ступень – с помощью редуктора с качающейся шестерней (с передаточным отношением 1:50). Вследствие применения двойного редуктора частота вращения выходного вала редуктора в 150 раз меньше частоты вращения вала электродвигателя.

На ведущем валу редуктора установлена жестко связанная с ним качающаяся коническая шестерня 4. Ось вращения этой шестерни пересекает ось ведущего вала редуктора под углом, поэтому при вращении ведущего вала шестерня совершает круговое качательное движение. Качающаяся шестерня вращается на ступице ведущей шестерни привода и снабжена двумя поводками 2 и 5, которые входят в направляющие пазы корпуса редуктора, которые не допускают ее вращения относительно корпуса редуктора, поэтому она качается, не вращаясь.

Рис. Редуктор с качающейся шестерней:
1 – ведомый вал; 2,5 – поводок; 3 – ведущая шестерня привода; 4 – качающаяся шестерня; 6 – ведомая шестерня

Kачающаяся шестерня имеет 51 зуб, а на ведомой шестерне предусмотрено 50 зубьев. Из-за этой так называемой «ошибки шага» зуб качающейся шестерни всегда прижимается к боковой поверхности зуба ведомой шестерни и никогда не попадает точно в проем между зубьями.

Рис. Зацепление качающееся шестерни с ведомой шестерней

При вращении ведущего вала редуктора постоянно находятся в зацеплении два зуба качающейся шестерни с двумя зубьями ведомой шестерни. При повороте ведущего вала на пол-оборота входит в зацепление другая пара зубьев. В этом положении зуб качающейся шестерни входит в зацепление с зубом ведомой шестерни, взаимодействуя с его боковой поверхностью. В результате этого, при повороте ведущего вала на пол-оборота при каждом качании ведущей шестерни, ведомая шестерня и вместе с ней ходовой винт поворачиваются на очень маленький угол, соответствующий половине ширины зуба, что позволяет производить плавное торможение.

Рис. Принцип работы редуктора с качающейся шестерней:
1,5 – ведомый вал; 2 – ступица; 3 – наклон ступицы; 4,6 – находящиеся в зацеплении зубья качающейся и ведомой шестерни

Преобразование вращательного движения в поступательное движение производится посредством ходового винта 3, связанного с поршнем тормозного механизма 5. Ходовой винт приводится непосредственно от редуктора с качающейся шестерней. В полости поршня тормоза расположен цилиндр 6. В утолщение головной части цилиндра запрессована нажимная гайка 2. Нажимная гайка и связанный с ней цилиндр могут свободно скользить вдоль поршня тормозного механизма, не вращаясь относительно него. Вращение гайки невозможно ввиду специальной формы внутренней поверхности поршня, взаимодействующей с фигурной поверхностью нажимной гайки.

Число оборотов вала электродвигателя определяется посредством датчика Холла. Благодаря этому блок управления может вычислить ход поршня.

При затяжке стояночного тормоза вращение ходового винта 3 преобразуется в поступательное движение нажимной гайки связанной с цилиндром 6, который упирается в поршень тормозного механизма и прижимает через него колодки к тормозному диску. При этом происходит деформация уплотнительного кольца поршня 7 в направлении к колодкам. По мере повышения усилия прижима колодок к тормозному диску возрастает потребления тока электродвигателем. Блок управления электромеханическим стояночным тормозом контролирует в течение всего процесса затяжки тормоза величину потребляемого тока и при достижении этим током определенной величины выключает электродвигатели.

Резьба винта является самотормозящей. Благодаря этому после сведения тормозных колодок и прекращения подачи напряжения на электромотор тормоз остается затянутым.

При снятии с тормоза гайка перемещается по ходовому винту назад вследствие вращения ходового винта в обратном направлении. Давление на цилиндр прекращается. Поршень отходит от тормозного диска под действием упругих сил уплотнения уплотнительного кольца 7 стремящегося занять исходное положение и биения тормозного диска. При этом колодки также отходят от тормозного диска.

Рис. Схема работы стояночного тормозного механизма с электроприводом:
1 ­­– тормозной диск; 2 – нажимная гайка; 3 – ходовой винт; 4 – редуктор; 5 – поршень тормозного механизма; 6 – цилиндр; 7 – уплотнительное кольцо; а – затяжка тормоза; б – снятие с тормоза

Зазоры в приводе стояночного тормоза определяются периодически при стоянке автомобиля. Они регулируются автоматически, если при пробеге очередных 1000 км стояночный тормоз не приводился в действие ни одного раза. Для этого тормозные колодки перемещаются из их исходного положения до упора в тормозной диск. Блок управления стояночным тормозом определяет величину хода колодок по величине тока, потребляемого электромотором, и производит компенсацию износа колодок.

Действие стояночного тормоза прекращается автоматически, если водитель закрыл дверь, пристегнул ремень безопасности, запустил двигатель и нажал на педаль акселератора, чтобы привести автомобиль в движение. При этом момент выключения тормоза зависит от угла продольного наклона автомобиля и крутящего момента двигателя.

Применение стояночного тормозного механизма с электроприводом позволяет осуществлять плавное трогание с места и скатывание автомобиля назад на уклоне при неумелых действиях водителя.

На момент выключения стояночного тормоза влияют следующие параметры:

  • угол наклона автомобиля, определяемый с помощью датчика продольного ускорения, встроенного в блок управления стояночным тормозом
  • крутящий момент двигателя
  • положение педали акселератора
  • степень выключения сцепления, определяемая у автомобилей с механической коробкой передач по сигналу датчика положения педали сцепления
  • желаемое направление движения автомобиля, определяемое по положению селектора АКП или по сигналу, получаемому с выключателя фонарей заднего хода

Скатывание автомобиля назад при этом исключается, так как стояночный тормоз отпускается только при условии, если передаваемый на колеса крутящий момент превышает его расчетное значение, соответствующее углу подъема дороги. Если крутящий момент двигателя превышает расчетное значение, блок управления включает электромеханические приводы обеих задних тормозных механизмов.

Использование стояночного тормозного механизма с электроприводом позволяет отказаться от частого включения его, например, при остановках на светофорах.

В случае неисправности привода служебного тормоза автомобиль можно затормозить посредством системы динамического управления тормозами. Функция аварийного торможения действует как при включенном, так и выключенном зажигании. Если нажать и удерживать клавишу выключателя электромеханического стояночного тормоза при движении автомобиля, он будет заторможен с замедлением приблизительно 6 м/с2. При этом раздается звуковой сигнал и зажигаются сигналы торможения. При скорости автомобиля свыше 7 км/ч система динамического управления производит торможение повышением давления тормозной жидкости во всех четырех рабочих цилиндрах. При этом подключается система ABS/ESP, которая обеспечивает торможение автомобиля без заноса. Если скорость автомобиля не превышает 7 км/ч, нажим и удерживание клавиши выключателя стояночного тормоза вызывает торможение автомобиля посредством электромеханических приводов тормозных механизмов (подобно затягиванию стояночного тормоза на стоянке). Если необходимо прервать аварийное торможение при движении автомобиля со скоростью более 7 км/ч, достаточно отпустить клавишу выключателя стояночного тормоза или нажать педаль акселератора.

Устройство и принцип работы электромеханического стояночного тормоза (EPB)

Важной частью любого автомобиля является стояночный тормоз, который фиксирует автомобиль на месте во время стоянки и предупреждает его непроизвольное откатывание назад или вперед. Современные автомобили все чаще стали оснащаться электромеханическим типом стояночного тормоза, в котором электроника заменяет привычный “ручник”. Аббревиатура электромеханического стояночного тормоза “EPB” расшифровывается как Electromechanical Parking Brake. Рассмотрим основные функции EPB и его отличия от классического стояночного тормоза. Разберем элементы устройства и принцип его работы.

  1. Функции EPB
  2. Устройство EPB
  3. Принцип работы EPB
  4. Преимущества и недостатки EPB в сравнении с классическим стояночным тормозом
  5. Особенности обслуживания и эксплуатации автомобилей с EPB
  6. Заключение

Функции EPB

К главным функциям EPB относятся:

  • удержание транспортного средства на месте при стоянке;
  • аварийное торможение при выходе из строя рабочей тормозной системы;
  • предотвращение отката автомобиля при старте на подъеме.

Устройство EPB

Электромеханический ручник устанавливается на задние колеса автомобиля. Конструктивно он состоит из следующих элементов:

  • тормозной механизм;
  • привод;
  • электронная система управления.

Схема управления электромеханическим стояночным тормозом

Тормозной механизм представлен штатными дисковыми тормозами автомобиля. Конструктивные изменения коснулись только рабочих цилиндров. На суппорте тормозного механизма устанавливается привод стояночного тормоза.

Электропривод ручника состоит из следующих частей, находящихся в одном корпусе:

  • электродвигатель;
  • ременная передача;
  • планетарный редуктор;
  • винтовой привод.

Электродвигатель посредством ременной передачи приводит в движение планетарный редуктор. Последний, снижая уровень шума и массу привода, воздействует на перемещение винтового привода. Привод, в свою очередь, отвечает за поступательное движение поршня тормозного механизма.

Электронный блок управления состоит из:

  • входных датчиков;
  • блока управления;
  • исполнительных механизмов.

Входные сигналы поступают в блок управления, как минимум, с трех элементов: с кнопки включения ручника (располагаемой на центральной консоли автомобиля), с датчика уклона (интегрирован в сам блок управления) и с датчика педали сцепления (расположенного на приводе сцепления), который фиксирует положение и скорость отпускания педали сцепления.

Блок управления через сигналы датчиков воздействует на исполнительные устройства (такие, как электродвигатель привода, например). Таким образом, блок управления напрямую взаимодействует с системами управления двигателем и курсовой устойчивости.

Принцип работы EPB

Принцип работы электромеханического стояночного тормоза имеет циклический характер: он то включается, то выключается.

EPB включается с помощью кнопки на центральном тоннеле в салоне автомобиля. Электродвигатель посредством редуктора и винтового привода притягивает тормозные колодки к тормозному диску. При этом происходит жесткая фиксация последнего.

Принцип работы EPB в виде карикатуры

А выключается стояночный тормоз во время старта автомобиля. Это действие происходит автоматически. Также электронный ручник можно выключить, нажав на кнопку при уже нажатой педали тормоза.

В процессе выключения EPB блоком управления анализируются такие параметры, как: величина уклона, положение педали газа, положение и скорость отпускания педали сцепления. Благодаря этому и становится возможным своевременное выключение EPB, включая выключение с временной задержкой. Это предотвращает откат транспортного средства назад при старте на подъеме.

Большинство автомобилей, оснащенных EPB, рядом с кнопкой ручного тормоза имеют кнопку автоматического удержания транспортного средства при временной остановке (Auto Hold). Это очень удобно для автомобилей с АКПП. Особенно актуальна данная функция в городских пробках с частыми остановками и стартами. При нажатии водителем кнопки «Auto Hold» отпадает необходимость удерживать нажатой педаль тормоза после остановки автомобиля.

При длительном неподвижном положении EPB включается автоматически. Электрический стояночный ручник также включится автоматически, если водитель выключит зажигание, откроет дверь или отстегнет ремень безопасности.

Преимущества и недостатки EPB в сравнении с классическим стояночным тормозом

Для наглядности плюсы и минусы EPB по сравнению с классическим ручником представим в виде таблицы:

Преимущества EPBНедостатки EPB
1. Компактная кнопка вместо громоздкого рычага1. Механический стояночный тормоз позволяет регулировать усилие торможения, что недоступно для EPB
2. В процессе эксплуатации EPB нет необходимости в его регулировке2. При полностью разряженном аккумуляторе невозможно «снять с ручника»
3. Автоматическое выключение EPB при старте автомобиля3. Более высокая стоимость
4. Отсутствие отката автомобиля на подъеме

Особенности обслуживания и эксплуатации автомобилей с EPB

Для проверки работоспособности EPB автомобиль необходимо установить на тормозной стенд и провести торможение стояночным тормозом. При этом проверку необходимо проводить регулярно.

Замена тормозных колодок осуществляется только при отпущенном стояночном тормозе. Процесс замены происходит при помощи диагностического оборудования. Колодки автоматически устанавливаются в нужное положение, фиксирующееся в памяти блока управления.

Нельзя оставлять автомобиль на стояночном тормозе в течение длительного времени. При длительной стоянке может разрядиться аккумулятор, вследствие чего автомобиль будет невозможно снять с ручника.

Перед проведением технических работ необходимо перевести в сервисный режим электронику автомобиля. В противном случае электрический ручник может автоматически включиться во время обслуживания или ремонта транспортного средства. Это, в свою очередь, может привести к повреждению автомобиля.

Заключение

Электромеханический стояночный тормоз освобождает водителя от проблемы под названием «забыл снять машину с ручника». Благодаря EPB с началом движения этот процесс происходит автоматически. Помимо этого он облегчает старт автомобиля в гору и существенно упрощает водителям жизнь в пробках.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector