Trt-auto.ru

Автомобильный журнал
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Есть ли будущее у беспилотного транспорта в Европе и России

Когда беспилотные авто появятся на дорогах России и что для этого нужно

Об эксперте: Константин Кайсин, операционный директор технологических конкурсов Up Great в РВК.

Пандемия — время действовать

Кажется, что во время самоизоляции, когда загруженность дорог снизилась в разы, наступило идеальное время для активных тестов беспилотного транспорта. Однако крупнейшие мировые компании — Waymo, Uber, Aurora — еще в марте временно приостановили испытания. Проблема в том, что сегодня беспилотный автомобиль не означает «автомобиль без человека». В большинстве случаев за рулем по-прежнему остается инженер, готовый перехватить управление в случае сбоя. Но даже если человека в машине нет, он всегда рядом: готовит машину к поездке, заправляет, выводит на беспилотный маршрут.

Тем не менее, работа по развитию беспилотного транспорта в мире не прекратилась. Большинство разработчиков в период пандемии сконцентрировались на совершенствовании алгоритмов и анализе ранее собранной на дорогах информации. Одним из наиболее актуальных направлений работы стало обучение беспилотников в симуляциях. Смоделировав дорожную обстановку в «мозге» автомобиля, можно наездить миллионы виртуальных километров и отработать самые неожиданные дорожные ситуации, редко встречающиеся на реальных дорогах. Теперь главным вопросом становится объединение опыта, полученного беспилотником в реальном мире и в виртуальном.

Но не всех разработчиков коронавирус заставил перейти в виртуальную реальность. Некоторые компании после первого шока возвращают машины на улицы. Причем форматы использования беспилотников не ограничиваются банальным такси: в Китае их используют для дезинфекции улиц, в США компании Cruise и Pony.ai доставляют еду и покупки из супермаркетов, а автономные шаттлы Navya во Флориде развозят тесты на коронавирус для клиники Мэйо.

В России роль беспилотников в борьбе с пандемией пока не столь очевидна , однако первые кейсы появляются и у нас. К примеру, в конце апреля «Камаз» провел испытания беспилотных грузовиков в условиях Крайнего севера, а следом за ним в Ханты-Мансийском автономном округе более 90 км пути успешно преодолела беспилотная электрическая «ГАЗель» от команды инженеров из НГТУ – финалистов технологического конкурса Up Great «Зимний город». В рамках НТИ Автонет сейчас обсуждается возможность использования беспилотников в России для дезинфекции улиц, а «младшие братья» беспилотных машин – мобильные роботы – уже активно борются с вирусом: в Сбербанке специальный робот с помощью ультрафиолетовых ламп дезинфицирует офисные помещения и при этом следит, чтобы под вредное излучение не попал никто из людей.

Большинство из этих кейсов — примеры ситуативного реагирования на внезапно возникшие потребности рынка. Есть риск, что некоторые из них потеряют свою актуальность, когда мы снова начнем выходить из домов. Тем не менее, благодаря пандемии беспилотники стали еще на шаг ближе к тому, чтобы перестать быть пугающей экзотикой и стать привычным элементом городского быта. Ключевое изменение происходит в ментальности. Еще год назад многие с опаской относились к мысли о том, чтобы сесть в беспилотное такси. Сегодня же часть из нас предпочтут, чтобы в такси вовсе не было водителя. Этот психологический сдвиг имеет огромное значение не только в контексте развития беспилотного транспорта, но и во многих других технологических сферах. Любая услуга, которая может быть оказана без контакта с другим человеком, сможет прочно войти в наш быт в новом формате: дистанционном, роботизированном, беспилотном.

Текущий момент для беспилотного транспорта крайне важен — уже через год мы увидим, насколько сильно изменится индекс готовности людей к появлению на дорогах беспилотников.

И все-таки, когда?

Конечно, одной нашей лояльности к роботам будет недостаточно. Все-таки текущие разработки не готовы к тому, чтобы полностью самостоятельно ездить, скажем, по Москве. Когда это случится — эксперты расходятся во мнении: кто-то уверен, что уже через десять лет беспилотник перестанет быть диковинкой, другие настаивают, что на это потребуется не менее 30 лет. Решающий вопрос заключается в том, какие еще проблемы предстоит решить, чтобы беспилотники вышли в город?

  • Во-первых, очевидно, должна быть разработана технология. Над этим в мире сегодня работают сотни инженерных команд. В России есть не меньше десятка разработчиков, которые уже готовы внедрять в коммерческую эксплуатацию беспилотные транспортные средства. И это не только «Яндекс». Хороший уровень развития технологий автономного вождения демонстрируют разработчики из питерского StarLine, МАДИ, Авто-РТК, BaseTracK. При этом одни идут по пути внедрения различных ассистентов и компьютерных помощников в обычные серийные автомобили и постепенно замещают ими водителя в разных дорожных ситуациях. Другие создают сразу автономные машины и постепенно расширяют их ареал обитания: от рельсового транспорта к автономности на ограниченных территориях, потом — в отдельных городских районах и в целых городах.
  • Второй немаловажный вопрос — кто-то должен отвечать за возможные нарушения и ущерб, причиненный беспилотным автомобилем. И проблема здесь не в том, что мы заранее готовимся к тому, что беспилотники будут нам «вредить». А в том, что мы, пожалуй, впервые сталкиваемся с тем, что у движущегося объекта может не быть оператора. Этот вопрос лежит на стыке интересов разработчиков, властей, страховых компаний и потенциальных пользователей беспилотников. Пока однозначного ответа на него нет ни в одной стране мира. Он, скорее, лежит в юридической, а не в технологической плоскости.
  • В-третьих, мы должны подготовить наши улицы для беспилотников. И эта задача может оказаться даже масштабнее, чем две предыдущих. Очевидно, что для беспилотного автомобиля понадобятся высокоточные карты городов, цифровая дорожная инфраструктура (например, светофоры, сообщающие о своих сигналах по wi-fi). Но не только. Автономной машине без водителя внутри также нужно будет заправляться, оплачивать парковку и так далее. И для этого тоже потребуются соответствующие технологические решения.

Для появления беспилотника в Москве нужен не только автономный автомобиль как физический объект, но и новый, цифровой город, в котором беспилотный транспорт будет одним из элементов большого технологического механизма на службе интересов человека. Вызовы пандемии коронавируса и вероятность повторения схожих ситуаций в ближайшем будущем — хороший стимул для того, чтобы ускорить создание таких условий.

Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.

Беспилотники в России: еще далекое будущее или уже близкая реальность

Одна из главных сложностей внедрения беспилотников в России — слабо развитая дорожная инфраструктура, особенно это касается маленьких городов, поселков и некоторых трасс. Например, использовать автопилот в Петербурге или Москве уже сейчас возможно, так как дороги соответствуют стандартам, дорожная разметка практически на всех улицах нанесена четко, дорожные знаки установлены в соответствии предписаниям ПДД. В то же время в удаленных от мегаполисов городах наблюдается несколько иная ситуация. Беспилотный автомобиль не сможет двигаться по ухабистой дороге с плохим освещением и нечеткой разметкой.

Кроме того, для связи со спутниками ему необходимо бесперебойная работа интернета. При этом некоторые районы России на данный момент остаются непокрытыми сетями 3G и 4G, например, малые города и села Республики Башкортостан, Новосибирской области, Ставропольского края. Пока названные проблемы не будут решены, о внедрении беспилотного транспорта в таких населенных пунктах говорить преждевременно.

Другая проблема широкого использования беспилотников — отсутствие законодательной базы. В нормативно-правовые акты постепенно вносятся положения о беспилотных автомобилях. Тем не менее, вполне возможно, что в крупных городах они начнут свободно перемещаться в течение ближайших нескольких лет. Однако пока не понятно, кто будет нести ответственность в случае ДТП. Также остается открытым вопрос о штрафах в случае нарушения ПДД и оформлении страховки на беспилотные транспортные средства.

Опыт зарубежных стран, например, Нидерландов и Сингапура, показывает, что для использования беспилотных автомобилей необходимо создать качественную соответствующую инфраструктуру. Дороги и шоссе Голландии, например, позволяют свободно использовать автопилоты, так как качество дорожного покрытия, а также разметки находится на высоком уровне. Кроме того, более 80% территории страны покрыты сетью 4G, что позволяет беспилотникам поддерживать качественную связь со спутниками. В Сингапуре принят закон, согласно которому тестовые беспилотные автомобили допускаются к движению на дорогах общего пользования.

Судить о востребованности беспилотных автомобилей на потребительском рынке России, на мой взгляд, пока преждевременно, так как существует множество ограничивающих факторов. Достаточно сказать, что а данный момент Россия занимает 22 место в рейтинге готовности к внедрению беспилотного транспорта. Для использования автопилотов на дорогах общего пользования необходимо как минимум создать нормативную базу, а также обеспечить соответствующую инфраструктуру.

Между тем, беспилотные транспортные средства могут быть широко применимы в промышленности и авиаперевозках уже сейчас. Например, в тестовом режиме предлагается начать использовать беспилотные автобусы для перевозки пассажиров и багажа в аэропортах. А уже сейчас беспилотники «Яндекс» развозят почту в Сколково. И такие проекты позволят ускорить развитие беспилотного транспорта в нашей стране.

На каких автомобилях мы будем ездить через 10 лет

Уже в ближайшие два года мировой автомобильный рынок ждет колоссальный прорыв в области технологического развития, констатировали в октябре 2018 г. аналитики Roland Berger. Благодаря этому к 2030 г. вождение автомобиля станет проще, безопаснее, дешевле и комфортнее, считают аналитики PwC.

«Ведомости&» собрали главные прогнозы, каким будет автомобиль будущего.

Электрификация

Чтобы не допустить бесконтрольного глобального потепления, выбросы углекислого газа от машин (на них сейчас приходится около 14% всего его мирового объема) необходимо снизить к 2050 г. вдвое, а к 2100 г. – впятеро. Об этом предупреждает Credit Suisse в отчете «На какой машине вы будете ездить в 2040 г.: 10 предсказаний».

Как изменится отрасль

«Пришло время переосмыслить всю автомобилестроительную индустрию – с фокусом не на производство, а на использование транспортных средств, чтобы сделать жизнь их пользователей более приятной, эффективной и безопасной», – пишет во вступительном слове к отчету PwC партнер компании Феликс Кунерт. Чтобы предлагать инновации, действительно нужные потребителю, автомобилестроительной индустрии придется в определенном смысле «переизобрести» себя. Особенно важным это станет уже в 2020–2025 гг., считают авторы отчета. Когда это произойдет, общие пробеги автомобилей увеличатся, а сами они будут использоваться более интенсивно. Но и аварий станет меньше – следовательно, увеличится продолжительность жизни машин. Тем не менее продажи все равно будут расти – правда, по подсчетам McKinsey, всего на 2% в год (это примерно столько же, сколько и сейчас). Им помогут, в частности, новые пользователи беспилотников

По прогнозу Credit Suisse, к 2040 г. треть всех производимых и четверть всех эксплуатируемых машин будет на электрической тяге. А электричество для автомобилей, в свою очередь, все больше будет поступать из возобновляемых источников, пишут эксперты PwC в отчете «Пять тенденций трансформации автомобильной промышленности». С общественным транспортом это может произойти еще быстрее: по прогнозу Bloomberg, уже к 2025 г. около половины автобусов будет электрическими, больше всего – 99% – в Китае.

Автономность

Развитие средств передвижения, не требующих человеческого вмешательства, расширит круг их пользователей – кто не захочет полистать социальные сети или немного поработать, пока машина сама везет его в офис? К тому же на беспилотных машинах смогут ездить люди с ограниченными возможностями и пожилые. Ведь им даже не нужно будет получать для этого водительское удостоверение, говорится в прогнозе PwC.

Пока, правда, для этого есть существенное препятствие – страх. В 2017 г. разработчик технологий искусственного интеллекта для беспилотных транспортных средств Cognitive Technologies провел опрос. Оказалось, что 51% опрошенных россиян боятся технического сбоя в системе беспилотника (в США таких 44%). При этом доля опасающихся автономного транспорта растет: в 2018 г. 73% опрошенных американцев заявили, что побоялись бы ехать в полностью автономном автомобиле, хотя в 2017 г. таких было только 63%, свидетельствует опрос американской ассоциации авто- и мотоклубов ААА. Те же 63% чувствовали бы себя менее безопасно, если бы им пришлось делить дорогу с автономным автомобилем.

Тем не менее в той или иной степени автоматизированы к 2030 г. будут все выпускаемые машины, ожидают аналитики Credit Suisse. Uber уже заказал на 2019–2021 гг. поставку 24 000 беспилотных машин. На их базе Uber планирует создать сервис такси, где роль водителей будет выполнять искусственный интеллект, сообщал Techcrunch. А первый беспилотный муниципальный транспорт появится на улицах городов к 2030 г., предполагает KPMG в прогнозе «Будущее машины».

Совместное использование

Возможность совместного использования машин есть во многих городах. Например, в Москве ежедневно на машинах каршеринга совершается около 85 000 поездок, а всего – около 23 млн в год, сообщал представитель департамента транспорта Москвы. Около 6% от всех легковых машин в Москве уже составляют такси и автомобили из каршеринговых сервисов, подсчитало Reuters. Кроме каршеринга в мире есть модели карпулинга (поездки с попутчиками), а также peer-to-peer прокат, когда частные владельцы могут временно одолжить свою машину.

К 2030 г. каждая десятая машина в мире, по расчетам McKinsey, сможет эксплуатироваться по модели совместного пользования. Пока более чем из 1 млрд машин в мире только около 13 млн – это машины каршеринга (данные Future Mind). Плюс такси, общественный транспорт и т. д. Чем больше будет парк машин в общем пользовании, тем эффективнее их эксплуатация, а значит, мобильность в целом будет обходиться дешевле, указывает PwC.

Семена будущего на местной почве

Все перечисленные тенденции уже активно развиваются и в России, отмечает член правления Roland Berger Эдуард Черкин.
По его данным, в стране пока вяло покупают новые электрокары (100–150 шт. в год), но зато на вторичном рынке оживление: за первые девять месяцев 2018 г. ввоз подержанных электромашин вырос на 97% (по данным «Автостата», до 1560 шт.). Он считает, что уже через пару-тройку лет ежегодно в России сможет продаваться 15 000–25 000 машин с электродвигателями. Активный переход на новый тип транспорта начнется с грузовиков для перевозки по городу и автобусов, полагает Черкин. Это станет экономически целесообразно уже в ближайшие 10 лет. В Москве, например, с сентября 2018 г. курсирует 40 электробусов, которые обслуживают пять маршрутов. До марта 2019 г. «Камаз» и ГАЗ должны поставить столице по 100 электробусов и по 31 зарядной станции. Стоимость каждого контракта – 6,35 млрд руб. Всего к концу 2023 г. на маршруты города выйдет 1800 автобусов на электрической тяге, сообщал департамент транспорта.
Впрочем, руководитель пресс-службы «Автостата» Азат Тимерханов не разделяет оптимизма: из-за сурового климата и высокой стоимости электромобилей не стоит ждать к 2030 г. широкого их распространения в России. Скорее будет развиваться направление автомобилей на газу – над этим работают газовые монополисты, полагает Тимерханов. Сложно в России и с беспилотными автомобилями: как указывают аналитики Roland Berger в отчете «Новые тренды мобильности: Китай уезжает от конкурентов», у нас пока нет ни регулирующих норм, ни большого интереса у потребителей. Хотя директор по развитию бизнеса беспилотных автомобилей «Яндекса» Артем Фокин заявлял осенью 2018 г. ТАСС, что компания вместе с законодательными органами работает над тем, чтобы «сформулировать простые, понятные правила о допуске таких средств на дороги общего пользования». Руководитель группы распознавания образов «Яндекса» Антон Слесарев также говорил о том, что беспилотное такси компании, которое сейчас проходит тестирование на специальной площадке, пользуется большим интересом, а через несколько лет наверняка появится и в Москве.
А вот совместное использование автомобиля будет все популярнее, солидарны эксперты. По подсчетам Черкина, 70% россиян, опрошенных в 2018 г. Roland Berger, знают хотя бы одного человека, который не хочет покупать машину, потому что есть альтернативные варианты мобильности (такси, общественный транспорт, каршеринг и т. д.). Это даже больше, чем в Европе (45%).

Читать еще:  Как выбрать первый автомобиль новичку

Связанность

Соединены между собой будут и автомобили, и управляющая ими инфраструктура, и даже сами автомобилисты. «В будущем соединенные машины смогут коммуницировать, работать, серфить в интернете или подключаться к мультимедийным сервисам прямо во время поездки», – пишут аналитики PwC.

На практике, объясняют авторы прогноза KPMG, это должно помочь, например, избегать образования пробок. Пока что они нередко случаются из-за одной-единственной притормозившей машины, которая замедляет всех остальных участников движения. «С технологиями, которые обрабатывают информацию многократно быстрее, чем любой человеческий мозг, к 2050 г. это будет нация (имеются в виду США. – «Ведомости&»), которая идеально водит автомобиль. Без людских ошибок количество аварий существенно сократится», – прогнозируется в материале KPMG.

Такси в светлое будущее: как беспилотные авто на 80% снизят цены на поездки

2030 год: вызываете с утра автомобиль, приезжает машина без водителя и почти за копейки доставляет вас на работу. Не фантастика, а вполне возможная реальность. По крайней мере именно этого пытаются добиться в «Яндексе» и «Автонете». Первый уже полтора года успешно тестирует свой беспилотный автомобиль не только в России, но и за рубежом. «Автонет» в свою очередь работает над созданием цифрового «водителя», который сможет поддержать любую беседу. А эксперты считают, что беспилотные такси снизят стоимость поездок на все 80%.

Средний тариф почти за копейки

Беспилотные автомобили имеют все шансы плотно занять нишу такси — к 2030 году стоимость рынка таких авто может достичь $2 трн. Сфера услуг рискует серьёзно поменяться: с одной стороны, беспилотники заменят водителей, и количество рабочих мест сильно сократится. С другой стороны, средний тариф для пассажиров снизится на 80%. По крайней мере так считают аналитики UBS, пишет портал Business Insider.

Если поездка в такси окажется дешевле билета на метро, то это станет и плохой новостью для системы общественного транспорта. Но повысится конкуренция между компаниями, и те сервисы такси, которые сегодня терпят убытки, могут начать выигрывать. Улучшится коэффициент использования — так называют единицу времени, которую таксисты тратят на перевозку одного клиента. Смена в такси станет полностью круглосуточной, и коэффициент использования вырастет до 50%. Аналитики UBS отмечают, что это в два раза выше коэффициента использования, который сегодня показывает Uber.

Беспилотники, инновации, Сколково

В феврале 2018 года «Яндекс» решил выпустить в «большое плавание» свой беспилотный автомобиль. Сначала авто курсировало на полигоне, а в последний зимний месяц выехало на улицы заснеженного района Хамовники в Москве. Так беспилотный автомобиль компании впервые оказался на дорогах общего пользования. «Яндекс» отмечает, что, несмотря на присутствие пилота-испытателя на водительском сидении, поездка полностью прошла в автоматическом режиме.

Этого «Яндексу» показалось мало, и компания решила отправить беспилотник в российские города. Причём, не куда-то, а в Иннополис и Сколково.

Такси для «города будущего»

Летом 2018 года беспилотник преодолел 11 часовой путь от столицы России до столицы Республики Татарстан. Большую часть пути до Казани машина ехала по федеральной трассе М7 «Волга». В автомобиле по-прежнему находился пилот-испытатель, но 99% пути прошло на автомате. Так «Яндекс» испытал машину на загородной трассе с меняющимся качеством асфальтного покрытия, погодными условиями и степенью видимости.

После Казани возвращать в Москву беспилотник не стали — машина отправилась Иннополис, молодой город и один из центров российской IT-индустрии. Где ещё тестировать беспилотное такси, как не в «городе будущего»? К тому же, в Иннополисе полностью сформировалась городская среда: здесь есть жилые кварталы, университет, стадион, медицинский и деловой центры, магазины и даже бары с кофейнями. В городе работают молодые учёные, которые восприняли беспилотное такси с энтузиазмом.

Машина без водителя на каждый день

«Яндекс» заключил с правительством Татарстана соглашение о развитии в республике беспилотного транспорта. Таким образом Иннополис стал тестовой зоной для такси и первым городом в Европе, где такой автомобиль вообще существует для ежедневных поездок.

Правда передвигаться в Иннополисе на беспилотнике можно не везде: в городе пять точек посадки и высадки пассажиров рядом с ключевыми городскими объектами. Однако у беспилотника есть отличие от городского транспорта: вы можете вызвать такси, например, утром. Машиной могут воспользоваться взрослые жители города, которые решили принять участие в тестировании. Иногда такси приходится ждать, если на машину большой спрос. Но можно объединиться с соседями и отправиться на работу вместе: в салоне помещаются трое пассажиров. Кстати, простых такси в городе нет.

«Яндекс.Такси» на улицах Иннополиса. Фото: пресс-служба «Яндекс.Такси»

«Яндекс» опросил жителей Иннополиса, которые чаще всего пользовались такси. Отзывы были примерно одинаковые: в первую поездку было жутковато, что за рулём никого нет, но успокаивало присутствие инженера-испытателя. Пользователи заказывают такси как для поездок к врачу или на работу, так и для самых незамысловатых целей. К примеру, в магазин за покупками или когда вообще не хочется идти пешком.

Кстати, вы можете посмотреть видео о работе такси на YouTube-канале «Яндекс.Такси» по ссылке. Если честно, то, как живёт своей жизнью руль, когда автомобиль поворачивает или плавно перестраивается, впечатляет и завораживает.

Такси на дорогах Сколково

В октябре 2018 года в Сколково в Новой Москве появилась ещё одна тестовая зона для беспилотного такси. На этот раз вызвать автомобиль можно прямо в приложении «Яндекс.Такси». Как и в Иннополисе, в Сколково кроме научного центра есть развитая городская инфраструктура: жилые комплексы, спортивный центр, парки, школа и детский сад.

Пользователь вызывает автомобиль в приложении «Яндекс.Такси» и сервис сам определят, где находится клиент. В октябре прошлого года воспользоваться услугой могли только резиденты Сколково, но «Яндекс» отмечал, что позже сервис станет доступен и для гостей города. Поездки для участников пилотного проекта — бесплатные.

Беспилотные автомобили — это будущее городского транспорта. Мы верим, что первыми беспилотные технологии начнут применять транспортные компании, в том числе сервисы для вызова такси. И открытие тестовой зоны в технопарке Сколково — это ещё один шаг к дню, когда вызвать беспилотное такси за пару минут можно будет в любом городе планеты», — отмечает пресс-служба «Яндекс.Такси».

Беспилотник отправился в кругосветку

В январе 2019 года беспилотник уже катал гостей выставки CES в Лас-Вегасе. Кроме того, «Яндекс» получил разрешение от Минтранса Израиля испытать автомобиль на дорогах общего пользования в Тель-Авиве. Беспилотник будет двигаться в автономном режиме, но на этот раз водитель-испытатель будет за рулём. Так Израиль станет третьей страной после России и США, на улицах которой появится беспилотное такси.

Все эти события случились с нашим автомобилем за один год. У нас амбициозные планы на будущее — мы хотим сделать беспилотный транспорт обычным делом для каждого человека», — отмечают в компании.

Самоуправляемый автомобиль может всё, что и простое такси с водителем за рулём. Машина строго соблюдает правила дорожного движения, «видит» препятствия и объезжает их, пропускает пешеходов и умеет экстренно тормозить при необходимости. В салоне всегда находится инженер-испытатель, который следит за движением. Специалист контролирует работу машины и следит, чтобы поездка шла в штатном режиме.

«Таксист», что не курит и не слушает шансон

Интересной разработкой в свою очередь занялась Национальная технологическая инициатива «Автонет». Специалисты группы планируют создать «водителя» беспилотного такси, который сможет поддержать диалог с пассажиром. При этом клиент сам будет настраивать тональность «таксиста».

Нововведение, безусловно, не в вызове такси, а в технологии «общения». Планируется использование искусственного интеллекта для реализации диалога с пассажиром. Задача последнего — зарегистрироваться в приложении и поставить «галочку» о доступе к его данным. Искусственный интеллект соберет всю открытую информацию о клиенте такси, проанализирует ее и сможет задавать тому вопросы. Интонацию, степень чувства юмора и стиль общения пассажир станет выбирать в настройках», — рассказал «Российской Газете» официальный представитель «Автонета» Ярослав Федосеев.

Виртуальный «таксист» сможет сделать тише музыку по просьбе пассажира, переключить радио, уточнить время прибытия. Такие настройки есть у бортового компьютера «Яндекс.Авто» — всё это умеет «Алиса». Представитель «Автонет» не исключает, что технология может стать совершенным этапом самой «Алисы». Таким образом, вполне возможно, что первый «говорящий» виртуальный «таксист» окажется «таксисткой».

Увезет ли 5G в беспилотное будущее?

  1. Статьи
  2. Редакционные статьи

Беглый взгляд на ежедневную информационную повестку в мире технологий оставляет впечатление, что две популярные сегодня темы: связь пятого поколения и беспилотные автомобили активно развиваются. но где-то там. в китаях, европах и всяких прочих америках. В США беспилотные автомобили не то что уже активно начали тестироваться в городских условиях, но даже успели попасть в аварию и убить человека.


Фото с места смертельной аварии беспилотника Uber

С развитием 5G в мире также все обстоит довольно неплохо. Ведущие мировые операторы связи уже готовы вкладывать миллиарды долларов в строительство сетей «пятого» поколения. И если последние несколько лет для качественного рывка не хватало лишь юридической базы, то теперь телеком-сообщество пришло к консенсусу: в июне Международный стандарт 5G, который несколько лет совместно разрабатывался крупнейшими телекоммуникационными и IT-корпорациями мира, был одобрен на пленарной сессии консорциума 3GPP. На это ушло три года кропотливой работы сотен инженеров ведущих IT-компаний мира.

Если же обратить свой взор на бескрайние просторы России, то здесь вроде, как и с беспилотным транспортом ничего непонятно, да и масштабных проектов в сфере связи «пятого» поколения российские телеком-гиганты пока не реализовали, однако подвижки в этом направлении, безусловно, ведутся, и различные тестовые площадки с покрытием 5G регулярно появляются у ведущих мобильных операторов страны. Так, например совсем недавно «МегаФон» совместил VR и 5G-связь, и сквозь призму просмотра футбольного матча продемонстрировал на что способны эти две технологии в симбиозе.


Просмотр футбольного матча с помощью VR и 5G

Вот и в симбиозе 5G и беспилотного транспорта будущее для операторов связи, считают аналитики Morgan Stanley. По их прогнозам, данные, генерируемые беспилотными автомобилями, способны в 40 раз увеличить существующие объемы мобильного трафика, что послужит для телекоммуникационных компаний таким же толчком, как и выход iPhone в 2007 году.

В своем базовом прогнозе аналитики предположили, что если на дорогах по всему миру появится 300 миллионов беспилотных автомобилей, каждому из которых телекоммуникационные компании будут предоставлять услуги передачи данных, то годовой доход операторов от такого рода сервисов может составить порядка 200 миллиардов долларов. Более оптимистичный сценарий предсказывает цифры в 1,3 триллиона долларов в год.

«ШАТЛ» на связи

Однако, как оказалось наши сотовые гиганты в курсе перспектив, которые открываются для них, если тема беспилотного транспорта в России пойдет в гору. Да и с развитием отечественных беспилотников дело обстоит намного лучше, чем «никак».

Накануне футбольного мундиаля в России «Мегафон» и «КАМАЗ» запустили в Казани площадку для тестирования беспилотного микроавтобуса. Для сопровождения транспорта «Мегафон» развернул пилотную зону 5G, чтобы продемонстрировать жителям и гостям города широту возможностей связи «пятого» поколения. На официальную презентацию этого чуда российских технологий пригласили журналистов, среди которых был и я.

Беспилотник КамАЗ-1221 «ШАТЛ» – это совместная разработка «КамАЗ» и ФГУП «НАМИ», которое предназначено для передвижения по дорогам с твёрдым покрытием с использованием данных цифровых карт, систем навигации и органов технического зрения.

Выглядит авто довольно футуристично, но как оказалось, концепция дизайна далеко не нова и даже известна многим любителям кино. Ведь за основу дизайна беспилотника разработчики взяли шлем Дарта Вейдера из «Звездных войн».

В перспективе такие микроавтобусы будут курсировать по маршрутам, загруженным в их систему, подбирать и высаживать пассажиров на остановочных пунктах, определённых службой движения и выбираемых пользователями из предложенного перечня на маршруте. Внутри есть шесть сидячих мест, расположенных по краям салона и небольшая площадка для стоячих пассажиров. Всего беспилотник может вместить немногим более десяти человек.

Читать еще:  Можно ли оплатить штраф за нарушение ПДД со скидкой?

Внутренний интерфейс позволяет пассажирам управлять системой открывания дверей, системой выбора остановочного пункта для высадки, остановкой по требованию, аварийной остановкой, вызовом помощи, ручным открыванием дверей, а также использовать USB-порт для зарядки электронных устройств.

Масса транспортного средства максимально оптимизирована: кузов выполнен из композитных материалов, рама из алюминия. Снаружи беспилотник оборудован несколькими видеокамерами и датчиками, которые позволяют ему оценивать дорожную ситуацию и быстро реагировать на препятствия по пути.


Ездит «ШАТЛ» на электричестве. Здесь на площадке оборудована электрозарядка.

Тем, кто захочет собственноручно испытать, что же такое ездить на автомобиле под руководством компьютера не стоит ждать чего-то сверхъестественного. В рамках пилотного тестирования «ШАТЛ» будет развивать скорость всего 10 км/ч, хотя может и больше, а также будет курсировать лишь по огражденной территории.

Причем тут 5G?

Казалось бы, ну вот сел ты в автомобиль под управлением робота, ну и пусть он везет тебя по навигатору, как таксист старой закалки, знающий каждый переулок своего города. Но 5G-подключение в данном конкретном случае, как и в перспективе, нужно беспилотникам для связи с центром управления. Например, для того, чтобы оператор мог перехватить управление при возникновении внештатной ситуации. Связь «пятого» поколения позволяет получить максимально низкий показатель задержки, чтобы управлять транспортом можно было в реальном времени, ориентируясь на картинку с камер. В пилотной зоне, где курсирует «ШАТЛ», этот показатель достигает отметки в 5 миллисекунд. В принципе же 5G позволяет добиться задержки в 0,3 миллисекунды.

В Казани зона 5G построена на частотах 3,4-3,8 ГГц, выделенных «Мегафону» для тестирования на время Чемпионата мира. Для передачи сигнала используется оборудование Huawei. Это базовая станция нового поколения BBU 5900.

При полосе в 200 МГц (две несущих по 100 МГц) реализована скорость в 1,2 Гбит/сек, Дальность связи составила не менее 700 метров.

Сигнал с базовой станции попадает вот на такую красивую «игрушку» от Huawei:

Это коммерческий клиентский терминал 5G CPE. Его основой служит чипсет Balong 5G01 собственной разработки Huawei. Представители Huawei отмечают, что при дальнейшем развитии 5G эта железка будет стоять у пользователя дома и выполнять функции роутера, но на скоростях «пятого» поколения. Уже сейчас разработчики считают, что устройство найдет более ста различных применений.

О перспективах

В «КамАЗе» очень осторожно говорят о перспективах беспилотного транспорта в России вообще и своей собственной разработки, в частности, отмечая, что дату массового вывода машин под управлением роботов на улицы пока предсказать невозможно. Здесь все упирается не только в развитие технологий, но и в подготовку законодательной базы. А таковой на сегодняшний день не существует.

«Основной барьер для развития беспилотников не только в России, но и в мире – это законодательство. На данный момент оно просто не предусматривает вывод такой машины на дороги общего пользования. Это мгновенная авария. Поэтому сначала мы должны накатать сотни тысяч километров по закрытым территориям, а после продолжить исследования на дорогах общего пользования. Что говорить, если сейчас для беспилотного транспорта даже не разработано никакого технического регламента», – поясняет Заместитель генерального директора по стратегическому развитию компании «НАМИ», принимавшей участие в разработке «ШАТЛ», Алексей Гогенко.

Помимо юридической базы для вывода беспилотного транспорта на улицы и автострады необходимы громадные капиталовложения в строительство сетей. В Morgan Stanley подсчитали, что стоимость развертывания сети пятого поколения 5G, обеспечивающей работу беспилотного транспорта, в масштабах одного города составит около 3,3 миллиарда долларов, из которых 2,8 млрд долларов уйдет на установку малых сот, 300 млн. долларов — на волоконно-оптические линии, и 150 млн. долларов — на опорную сеть и другие затраты. Аналитики полагают, что в крупных городах будут действовать одна или две 5G-сети, способные поддерживать работу беспилотных автомобилей.

Развертывание сетей, в первую очередь, необходимо для того, чтобы обеспечить беспилотному транспорту «общение» друг с другом. Это позволит такому транспорту самоорганизовываться на дороге, координировать скорость и движение по полосам, чтобы обеспечить максимальную пропускную способность дорог. Аналогичная технология будет применяться и при движении грузового беспилотного транспорта, который будет перемещаться колоннами, чтоб позволит существенно экономить расход топлива.

В любом случае, развитие технологий связи «пятого» и последующего поколений, а также появление на дорогах беспилотного транспорта, открывает перспективы, прежде всего, перед операторами связи. Приятно осознавать, что России в этом плане есть, что показать иностранным гостям. Пусть совместный проект «Мегафона», КамАЗ» и «НАМИ» катает туристов лишь за железным ограждением, дело все равно движется вперед, и кто знает, может через несколько лет хмурым осенним утром на работу вас будет везти не скрипящий колодками желтый «пазик», а вот такой автомобиль с дизайном из «Звездных войн», который обязательно пожелает вам хорошего дня.

P.S

Я вернулся в Казань спустя две недели после официальной презентации беспилотника журналистам. Приятно было увидеть, что туристы буквально выстраивались в очередь, чтобы проехать 700 метров по прямой на автомобиле под руководством компьютера.

Перспективы рынка беспилотных автомобилей на 5 лет: 2018-2023

Рынок беспилотных технологий находится на стадии зарождения, однако развитие происходит столь стремительными темпами, что не остается сомнений – беспилотной будущее уже наступило. Эксперты уверены, что к 2028 году объем рынка роботизированных автомобилей составит минимум 42 млрд долларов, а доля робокаров в мировых продажах достигнет 13%.

Исследование и анализ рынка будущих беспилотников

Любые, даже самые оптимистичные прогнозы относительно рынка беспилотных технологий сегодня воспринимаются серьезно. Практически все международные IT-корпорации и авто-гиганты уже успели представить миру прототипы самоуправляемых машин, а законодательство некоторых стран уже адаптировалось к активному внедрению беспилотников на общественные дороги. Поэтому прогнозы в этом направлении весьма интересны как для бизнеса, так и для простого потребителя.

Приведем самые интересные факты из прогноза Json & Partners, для построения которого брались оценки известных мировых компаний (JP Морган, Статиста, PWC, HIS, BCG, BI Intelligence, GSMA и др).

  • Рынок беспилотных авто вырастет к 2035 году до 30,4 млн машин в год, и основной прирост начнется с 2025 года. Именно на этот период большинство концернов анонсировали массовый выпуск робомобилей 3-го класса автономности.
  • Tesla будет доминировать на рынке беспилотников до 2020 года, пока в игру не включатся другие матерые авто-игроки Toyota, General Motors, Volkswagen Mercedes-Benz, Audi и т.д. Здоровая конкуренция станет причиной снижения цен на беспилотные технологии, делая робокары доступнее для покупателя.
  • Ежегодные продажи увеличатся до $364,8 млрд уже к 2035 году. При этом география наиболее активных продаж не будет сюрпризом – Китай имеет все шансы выбиться в лидеры. По прогнозам на КНР придется 33% от мирового рынка автономных машин. На втором месте окажутся США (26%), а «бронзовым призером» будет Европа (21%).
  • Автономное вождение 3-го уровня станет реальностью уже в 2021 году, а по оптимистичным оценкам экспертов вслед за ним на рынок сразу выйдут робомобили 4-го уровня. А это движение без участия человека, при котором водитель приравнен к пассажиру.

Ключевые выводы исследования Json & Partners

  • В период 2018-2023 гг автономные автомобили будут использоваться в ограниченных условиях, преимущественно в «продвинутых» в цифровом плане мегаполисах. Это обусловлено тем, что искусственный интеллект имеет ряд серьезных ограничений в технических условиях.
  • Беспилотники столкнутся с юридическими, информационными и технологическими препятствиями в большинстве стран. Наиболее благоприятные условия создадут в США, Китае и Европе. Россия может попасть в «компанию» этих стран только при условии активной работы в сфере изменения законодательства.
  • Влияние беспилотного вождения на экономику сначала городов, а потом и стран станет заметным уже к 2022-2023 гг. Позитивным будет то, что существенно уменьшатся пробки и снизится загруженность транспортной системы. Негативные моменты станут ощутимее в странах с высокой безработицей. Например, уже сегодня Индия ввела строгий запрет на автономное вождение – это позволит сохранить рабочие места в сфере перевозок в будущем.
  • «Умные» машины потребуют высокоскоростного подключения к сети, они будут генерировать нереальные для 2017 года объемы трафика. Нынешняя инфраструктура телекоммуникаций потребует скорейшей модернизации, и некоторые страны, в том числе Россия, окажутся неготовыми к столь кардинальным изменениям.

Исследование компаний Intel и Strategy Analytics

Этот прогноз развития рынка беспилотников был представлен компаниями в начале 2017 года, и он не был неожиданностью. Исследователи заявили уже давно известные факты – водители будут активно пересаживаться на самоходные машины сразу после их массового схода с конвейера. Это станет началом нового феномена XXI столетия под названием «Экономика пассажиров», ее объем вырастет до $7 триллионов к 2050 году.

Несколько интересных фактов:

  • Автопилотные технологии позволят сократить время нахождения в пути на 250 млн часов ежегодно, и это только время поездок на работу и обратно.
  • По мнению исследователей Intel, объем мирового рынка дорастет до $800 млрд уже к 2035 году и начнется новая эра «Экономики пассажиров».
  • Произойдут глобальные изменения в обществе, масштаб которых будет соизмерим с периодом, когда появились персональные компьютеры и Интернет.
  • У людей появится больше свободного времени, автомобили станут главными генераторами мобильных данных и строителями «умных городов».
  • Транспортные услуги будут предоставляться с помощью разнообразных сервисов обмена, появятся такси нового поколения, а частное владение автомобилем уйдет в прошлое.
  • Все чаще люди станут работать и отдыхать в автомобилях, воспринимая их как комфортное и безопасное место.
  • Уровень безопасности на дорогах достигнет рекордных 99,9%. Беспилотники сохранят жизни миллионам людей и сэкономят 234 млрд только за 10 лет активной эксплуатации на дорогах.

Прогнозы на ближайшее будущее 2018-2023

Эксперты уверены, что доля беспилотников в мировом автопроме уже в 2023 году будет свыше $9 млрд, она вырастет в 3,5 раза по сравнению с 2016 годом. При этом первые беспилотные автомобили появятся на дорогах уже в 2019-2020 гг и их количество составит как минимум 150 000 штук. Компания BCG прогнозирует выпуск больше 14 млн автономных автомобилей к 2026 году, и 500 000 из них будут четвертого уровня, то есть полностью самоходными. Объем рынка беспилотников к этому времени составит $42 млрд.

Единственным удерживающим фактором будет высокая цена самоходной новинки, нижний порог которой в 2017 году установлен в пределах 35 000 долларов. Если учитывать, что первоначальная стоимость стартовала с отметки в 100 000, то тройное снижение цены всего за несколько лет не может не радовать. По прогнозам аналитиков, уже к 2027 году «красная» цена умного автомобиля будет 5000$.

В ближайшие 5 лет существенных снижений в стоимости робокаров ждать не приходится. Исследователи Consulting Group установили, что сенсоры, камеры, датчики и «силиконовые мозги» добавят к стоимости современного обычного автомобиля 15-20 тысяч $, а система автопарковки приплюсует к этой сумме еще 2 000$.

Агентство Fortune прогнозирует увеличение несчастных случае при тестировании беспилотных автомобилей в 2018 г. Количество тестовых программ беспилотного передвижения возрастет настолько, что придется увеличивать число зон для тестирования робокаров.

На продаже данных будут зарабатывать больше, чем на беспилотниках

Беспилотные системы вождения к 2020 году научатся собирать на каждого пользователя «личное дело», что бесконечно расширит возможности для таргетированной рекламы. Компания Tesla уже пообещала представить максимально независимую систему автопилота в 2018 году, а на 2020 запланирован серийный выпуск первых робокаров Toyota, Volvo, Peugeot-Citroen, Nissan, General Motors, в 2021 к ним планируют присоединиться BMW, Ford и другие автоконцерны. С 2021 года начнется тотальная борьба за власть на дорогах, и победитель уже давно известен — беспилотник.

Беспилотные системы будут знать в каких торговых центрах вы покупаете продукты, где предпочитаете обедать и какими услугами пользуетесь чаще всего. Интеллектуальные автомобили станут бездонным источником информации для компаний, которые торгуют персональными данными. А это будет приносить автоконцернам до 5 000$ дополнительной прибыли с каждой умной машины ежегодно. Таким образом после 2020 года намного больше можно будет заработать на продаже данных, чем на реализации самих беспилотных авто.

Про рынок автострахования тоже не будем забывать. Исследования Morgan Stanley и BCG показывают, что этот сектор экономики оценивается сегодня в $200 млрд. Инновационные беспилотные технологии поставят эту отрасль под «прицел»:

  • Рост уровня безопасности вождения, снижение количества аварий и общего числа авто на дорогах приведет к сокращению рынка страхования на 10% к 2023 году, и на 80% уже к 2040.
  • Страховые полисы будут покупать не частные автовладельцы, а компании, и скорее всего это будут автопроизводители, которые будут закладывать стоимость страховки в цену авто.

Рынок беспилотных автомобилей еще долго будет лихорадить, ведь его формирование происходит по принципу «вопреки всему»: несовершенной инфраструктуре, отсутствию законодательства, панических страхов общества. Однако уже не возникает вопросов «быть или не быть» автономным машинам на дорогах. Они уже на них тестируются, а после 2019-2020 гг, когда в полк беспилотников прибудет пополнение серийных моделей, они станут ездить на равных с обычными авто.

Рулевые модели: на операторов беспилотных машин потратят миллиард

В России начнут обучать управлению беспилотным транспортом. Проект стоимостью более 1 млрд рублей поддержала рабочая группа под председательством замглавы Минпромторга и президента НП «ГЛОНАСС». Он предусматривает создание в России 12 центров обучения. Рынок таких услуг в «Сколково» оценивают в десятки миллионов долларов, поэтому в ближайшие годы появятся и другие подобные стартапы, претендующие в том числе на бюджетные деньги. Автопроизводители уже самостоятельно ведут подготовку специалистов в сфере беспилотного транспорта. Но опрошенные «Известиями» эксперты предупреждают: полностью автономные машины на дорогах — дело отдаленного будущего, поскольку в России нет соответствующей законодательной базы и инфраструктуры. Кроме того, в стране 5 млн водителей — вряд ли большинство из них освоят профессию, для которой нужны навыки программиста.

Читать еще:  Обзор BYD F5 2018

Цена вопроса — миллиард

В России начнут готовить операторов для управления беспилотными автомобилями. Это предусматривает проект по созданию в стране 12 центров обучения, одобренный рабочей группой Национальной технологической инициативы (НТИ) «Автонет» под руководством замминистра промышленности и торговли Александра Морозова и главы НП «ГЛОНАСС» Александра Гурко, рассказали «Известиям» в НП «ГЛОНАСС». Стоимость проекта — 1,13 млрд рублей. Он будет реализован на принципах государственно-частного партнерства, финансирование предоставят из венчурного фонда НТИ, в котором есть как государственные, так и частные деньги.

В Минпромторге на запрос «Известий» не ответили.

Беспилотный автомобиль Новосибирского государственного технического университета во время квалификационных испытаний беспилотных автомобилей в экстремальных климатических условиях в рамках технологического конкурса Up Great «Зимний город»

Обычно госфинансирование составляет 50% от бюджета проекта, но распределение средств пока не утверждено. Как рассказал «Известиям» Филипп Хруль, основатель компании «Рэйс Бэйс», которая займется реализацией проекта, деньги планируется привлекать у спонсоров и нескольких российских венчурных фондов. Изначально проект задумывался для развития автоспорта, но затем был скорректирован в том числе для подготовки операторов автономных транспортных средств (ТС). Эти люди должны будут вмешиваться в работу машины в случае неполадок или сложных ситуаций — например, связанных с погодой, пояснил он. Обучение будет проходить на автосимуляторах.

Представитель НП «ГЛОНАСС» уточнил, что такие специалисты будут востребованы в сфере грузоперевозок при платунинге (движение машин на автопилоте колонной), в беспилотных такси, а также в складском бизнесе.

Переход на полностью автономный транспорт займет несколько десятилетий, отметил Филипп Хруль. Но до этого необходимо разработать платформы удаленного управления машинами и систему подготовки операторов, которые в перспективе заменят обычных водителей.

— Наша задача — создание инфраструктуры для обучения и совместная разработка программ с университетами. Цена курсов будет сопоставима с курсами автомобильного вождения, а сроки обучения составят 1–3 месяца, — уточнил он.

Салон беспилотного автомобиля «Лаборатории беспилотного транспорта» во время квалификационных испытаний беспилотных автомобилей в экстремальных климатических условиях в рамках технологического конкурса Up Great «Зимний город»

Яндекс выделяет беспилотные автомобили в отдельную компанию

Что произошло

Яндекс выделяет беспилотные автомобили в отдельную компанию — Yandex Self-Driving Group, говорится в пресс-релизе компании.

После реструктуризации Яндекс выкупит часть доли Uber в Yandex SDG, а также дополнительно инвестирует в новую компанию $100 млн и выдаст конвертируемый заем еще на $50 млн. В результате доля Яндекса в Yandex SDG составит 73%, доля Uber — 19%, оставшиеся акции пойдут на мотивационную программу для сотрудников. Руководитель направления беспилотных автомобилей Дмитрий Полищук станет исполнительным директором Yandex SDG.

Яндекс испытал первые прототипы беспилотных автомобилей весной 2017 г. Сегодня 130 беспилотных машин Яндекса успешно ездят по дорогам общего пользования в России, США и Израиле. Они преодолели уже более 7 млн километров в автономном режиме. В Иннополисе работает первая в Европе служба беспилотного такси, которое перевозит пассажиров без водителя за рулём. Кроме того, в 2019 г. команда направления беспилотных автомобилей представила самоуправляемого робота-курьера Яндекс.Ровера. Он уже работает в Сколково — перевозит документы и небольшие грузы — и в будущем может пригодиться для доставки посылок из интернет-магазинов, продуктов или готовой еды.

Руководитель группы компаний Яндекса Аркадий Волож:

«Мы гордимся успехами нашего направления беспилотных автомобилей. Всего за три года нам удалось создать одну из лучших в мире технологий беспилотного транспорта. Это стратегически важное направление для Яндекса, поэтому мы увеличиваем долю в нём и вкладываемся в его развитие. Дополнительные инвестиции позволят команде вывести на новый уровень отличный продукт, который принесёт пользу экосистеме сервисов Яндекса и сможет реализовать коммерческий потенциал за пределами компании, в том числе на международном рынке».

Что это значит

Выделение беспилотных автомобилей в отдельную компанию лишь подтверждает важность сегмента и его потенциал. Отдельная компания может позволить развивать направление более гибко. Позитивным моментом также можно обозначить выкуп доли Uber в новой компании. За счет этого Яндекс усиливает присутствие в перспективном сегменте беспилотного транспорта, который может стать сильным драйвером для группы на горизонте нескольких лет. Сохраняем позитивный долгосрочный взгляд на акции Яндекса.

БКС Брокер

пополни брокерский счёт без комиссии

  • С карты любого банка
  • Прямо на сайте
  • Без комиссии

Последние новости

Рекомендованные новости

Норникель анонсировал дивиденды за 9 месяцев

Выборы в США. Где и за чем следить в реальном времени

Наиболее подходящие акции для активных трейдеров

Нефть подскочила выше $40 за баррель

IPO: как частные компании становятся публичными

Опрос про принятие решений

Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru

Copyright © 2008–2020. ООО «Компания БКС» . г. Москва, Проспект Мира, д. 69, стр. 1
Все права защищены. Любое использование материалов сайта без разрешения запрещено.
Лицензия на осуществление брокерской деятельности № 154-04434-100000 , выдана ФКЦБ РФ 10.01.2001 г.

Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ОАО Московская Биржа. ООО «Компания Брокеркредитсервис» , лицензия № 154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия.

* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.

Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.

Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.

Когда беспилотные автомобили появятся на дорогах

Беспилотные автомобили на дорогах – это неотвратимое будущее, которое ждет нас уже через 5 лет. Такое громкое заявление из уст Дейва Вайсера, основателя компании онлайн-такси Gett звучит довольно правдоподобно. Современный автопром лихорадит: такие титаны индустрии как General Motors, Toyota, Volvo, Nissan и т.д. стремятся побыстрее запустить серийное производство беспилотников, ведь спрос на них прогнозируется колоссальный.

Когда ожидается триумфальное появление беспилотников на дорогах мира?

Даже самые пессимистичные прогнозы экспертов говорят о том, что к 2020 году количество беспилотных автомобилей в мире достигнет отметки 150 тысяч. К 2035 году число продвинутых робокаров возрастет до 21 миллиона и начнется эра беспилотного транспорта.

Уже сегодня на дорогах мира ездят машины, оборудованные системами искусственного интеллекта, которые не только помогают водителю, но и берут на себя некоторые его функции. Например, автомобили Tesla оснащены системой автопилота 2 уровня автоматизации, то есть в определенной ситуации (чаще на прямом участке пути) возможно движение транспорта без участия человека.

Что сдерживает распространение беспилотных авто

По мнению экспертов, сдерживающих факторов четыре:

  • 1. Юридические. В среднем необходимо 5-7 лет для адаптации технологий к современным реалиям. То есть нужна законодательная база, которая будет регламентировать беспилотное движение.
  • 2. Технологические. Обязательным условием беспроблемной эксплуатации беспилотников являются соответствующая инфраструктура и высокоскоростная связь. Например, использование новой сети 5G позволит свести задержки передачи данных к минимальному критическому значению.
  • 3. Этические.Кто виноват в случае ДТП: производитель, владелец или пешеход? Какие жертвы считаются оправданными? Чья жизнь в приоритете – пассажиров или пешеходов? Все эти вопросы еще открыты.
  • 4. Страх. Покататься на беспилотных авто хотят все, но переходить перед ними дорогу рискнут не многие. Но это пока. Уже не раз доказана полная безопасность транспорта на автопилоте, и люди через 2-3 года поверят в эту технологию.

Когда беспилотники «завоюют» США?

Они это уже сделали. Сегодня в США настоящий бум беспилотных авто, и его масштабы несравнимы с тем, что происходило после появления Интернета 20 лет назад. Несколько штатов приняли соответствующие законы и разрешили беспилотникам беспрепятственно ездить на дорогах. Они просто уравняли обычные машины с беспилотными. То есть здесь вопрос «когда?» отпал – американцы уже могут пересаживаться на Гуглмобили и Теслы и доверять управление компьютеру.

Сергей Брин, сооснователь Google пообещал в 2014 году, что в течение пяти лет каждый американец сможет протестировать беспилотный автомобиль и оценить его преимущества. Срок еще не истек, но компания движется в верном направлении: в штате Калифорния уже можно встретить на дорогах робокары с узнаваемыми Лидарами на крыше, а Google-мобили на шоссе перестали удивлять пешеходов.

Будущее беспилотного транспорта в Европе

Оно уже наступило и вот несколько тому доказательств:

  • Весна 2016 года. Десять грузовиков проехали 2100 километров трассы из Швеции в Роттердам под управлением искусственного интеллекта. Водители в кабине, конечно же, сидели, но только для подстраховки, они не принимали участия в управлении транспортом. Результат эксперимента: расход топлива снижен на 10%, расстояние между грузовиками на протяжении всего пути составляло строго 0,5 метров. К 2025 году планируется выпуск 8 млн таких машин.
  • Беспилотные автобусы Navya во Франции поставлены на маршрут, протяженностью 1300 метров. Этот общественный транспорт делает 5 остановок и преодолевает расстояние за 10 минут. Стоимость такого автобуса – 200 000 евро.
  • Volkswagen протестировал свой беспилотный Passat на Берлинских дорогах. Благодаря видеокамерам и датчикам машина реагировала на рискованные ситуации быстрее человека.
  • В Голландии на маршруте в 11 км курсируют беспилотные электроавтобусы WEpod EZ-10. За полгода не было зафиксировано ни одной аварии с их участием. Эти же автобусы перевозят пассажиров в греческом городе Трикала.
  • На дорогах города Ковентри (Великобритания) тестируются беспилотники Jaguar Land Rover, наблюдать за которыми можно в режиме реального времени.

Этот список можно продолжать долго, что еще раз подтверждает тот факт, что беспилотные авто в Европе – это уже настоящее, а не будущее.

Когда беспилотники будут ездить по российским дорогам?

Серийный выпуск беспилотных машин отечественного производства официально планируется в 2021 году, хотя компания Камаз уже может похвастаться внушительными успехами. Грузовик самостоятельно проехал 10 километров по трассе Москва-Санкт-Петербург, а в 2018 году планируется еще одно испытание – проект «Караван». Массовое производство беспилотных Камазов прогнозируется начать с 2025 года.

Эксперты уверены, что до 2025 года на дорогах России будет ездить 200-500 беспилотников, но к 2050 их количество вырастет до 11 миллионов.

Что готовят главные игроки автопрома

Peugeot-Citroen

Отправной точкой для французского тандема станет 2018 год — рынок начнет завоёвывать DS 7 Crossback со вторым уровнем автономности. К концу 2018-го к нему на «помощь» поспешит Citroen C5 Aircross. Уже к 2020 году дуэт авто-гигантов намерены представить модели с третьим уровнем автономности, оснащенные Traffic Jam Chauffeur и системой Highway Chauffeur. Более продвинутые робокары 4-го уровня появятся в продаже не раньше 2025 года, а максимально прокаченные беспилотники наивысшего пятого уровня ожидаются только после 2030 года.

Nissan

Концерн планирует начать серийное производство беспилотных модулей уже в 2020 году. В планах разработчиков – революционная, доступная технология Autonomous Drive для широкого круга моделей авто. Электромобиль Nissan Leaf стоимостью 32 тысячи долларов будет усовершенствован и дополнен искусственным интеллектом, что сделает его более доступным беспилотником, чем люксовые Теслы.

General Motors

Вице-президент компании Ларри Бернс заявил о намерении начать продажи беспилотных автомобилей уже в 2018 году. В 2015 их беспилотники прошли первые испытания и довольно успешно, поэтому поступление на рынок робокаров уже не за горами.

Итак, дни, когда человек был единственным, кто мог управлять автомобилем, сочтены. На дорогах уже ездят беспилотные умные машины, которые по всем параметрам превосходят водителей. Совсем скоро они станут господствовать на трассах, а нам останется только наслаждаться поездкой.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector