Качество украинских дорог — что делать и кто виноват? - Автомобильный журнал
Trt-auto.ru

Автомобильный журнал
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Качество украинских дорог — что делать и кто виноват?

Наезд на яму: получаем компенсацию за разбитое авто

Ямы и ГОСТ

С каждым годом все больше водителей попадает в аварии из-за ям на дороге. Так, по статистике ГИБДД в 2018 году 25 % ДТП произошло из-за некачественных дорог, а в 2019 году — 33 %. То есть, каждый третий водитель рискует повредить машину из-за ямы или выбоины. Статистика учитывает только тех водителей, которые вызвали полицию и оформили ДТП. Поэтому число реальных потерпевших может быть больше.

Что делать, если попал в яму

Водитель должен включить аварийку, надеть светоотражающий жилет (в темное время суток вне города), выставить знак аварийной остановки и осмотреть место происшествия. При выходе из машины водителю стоит убедиться, что на дороге нет других авто.

Затем автовладельцу необходимо вызвать сотрудников ГИБДД. В это время нужно сфотографировать место происшествия, чтобы было видно автомобиль и его повреждения, улицу или местность, где произошла авария, дорожные знаки и разметку. Также водитель должен измерить глубину, высоту и длину ямы на дороге, сфотографировать их с линейкой или рулеткой. Если нечем определить размер ямы, то ждите полицейского, который сделает нужные фото.

Если машина мешает проезжающим мимо авто, то следует убрать её с дороги. Также водителю нужно записать фамилии и имена очевидцев аварии, чтобы в дальнейшем они могли дать свои пояснения сотруднику ДПС.

На месте происшествия полицейский сначала составит схему аварии, в которой отразит:

  • участок дороги, улицы, населенного пункта, где произошла авария;
  • ограждения, тротуары, газоны, здания (при наличии);
  • положение автомобиля после ДТП, следы торможения, расположение поврежденных деталей и осколков;
  • размеры дорожной ямы (длина, ширина, глубина).

Если автолюбитель не будет согласен со схемой ДТП, то может указать свои замечания при подписании. Затем инспектор ГИБДД сфотографирует или снимет на видео место аварии, опросит водителя и очевидцев. Объяснения составляются в письменном виде и остаются у полицейского.

Также сотрудник ДПС составит акт о недостатках дороги и определение об отказе в возбуждении дела в отношении пострадавшего автовладельца. Это будет важным доказательством при возмещении, так как подтвердит, что водитель не виноват в повреждении машины.

На месте ДТП потерпевший вправе подать заявление полицейскому о привлечении обслуживающей организации к штрафу от 200 000 рублей до 300 000 рублей за несоблюдение требований по содержанию дорог.

Ведущий юрист Европейской Юридической Службы Юрий Тулупов поясняет, что водитель может обратиться с иском, даже если не оформлял ДТП. В качестве доказательств следует предоставить видеозапись с места ДТП с датой и временем события, попросить суд допросить свидетелей произошедшего. Но эксперт отмечает: «Суд свободен в оценке доказательств, поэтому оформление ДТП сотрудниками полиции или только видеозапись не могут однозначно гарантировать удовлетворение или отказ в удовлетворении иска.»

К кому обратиться и как оценить ущерб

Если у водителя КАСКО, а попадание в яму прописано как страховой случай, то нужно получить возмещение у страховщика. При наличии только полиса ОСАГО страховая не выплачивает ущерб. Автовладельцу следует обратиться в местную администрацию, где точно дадут ответ, к кому предъявлять требование компенсировать вред.

Ведущий юрист «Европейской Юридической Службы» Юрий Тулупов поясняет, что для установления виновника нужно обратиться в местную администрацию: «Наличие люка не влияет на выбор ответственного лица. Это подтверждает судебная практика, например, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07 ноября 2017 года по делу № А43-1830/2017».

Сумму возмещения определяет оценщик, который составляет специальный отчет. При этом автовладельцу следует заранее уведомить обслуживающую организацию о времени и месте проведения оценки. Срок для уведомления в законе не предусмотрен, но лучше сделать это за 2 недели до оценки, чтобы сообщение успели доставить. Перед её началом желательно не ремонтировать машину. Так оценка окажется наиболее достоверной.

Оценка проводится даже без явки ответственной организации.

Как получить возмещение без суда

После оценки автовладельцу следует направить претензию в обслуживающую организацию. В ней нужно описать обстоятельства аварии, размер ямы, повреждения машины. К претензии необходимо приложить схему ДТП, объяснения очевидцев, фотографии аварии, отчет об оценке автомобиля. У обслуживающей организации есть 30 дней для ответа. Если она откажет в выплате или не ответит на претензию, то придется идти в суд.

Ведущий юрист «Европейской Юридической Службы» Юрий Тулупов говорит, что для возмещения вреда нужно обратиться в администрацию, чтобы узнать, какая организация отвечает за качество спорного участка дороги. Затем направить претензию (с оценкой ущерба у эксперта), при отказе в выплате подать иск в суд. В качестве доказательств предоставить видеозапись или свидетельские показания, добавляет эксперт: «Не исключено, что может потребоваться экспертиза для определения возможности получения повреждений при описанных обстоятельствах.»

Как взыскать ущерб через суд

Водителю нужно подать иск, где следует указать сведения из претензии, ответственную организацию, стоимость ремонта авто и требования о его возмещении. Также нужно приложить к иску:

  • свидетельство о госрегистрации и паспорт на автомобиль;
  • схему ДТП;
  • письменные объяснения очевидцев и водителя;
  • акт недостатков на дороге;
  • фотографии аварии;
  • претензию, ответ на неё и уведомления о направлении и получении претензии.

Кроме этого, иск оплачивается госпошлиной. Её сумма рассчитывается по правилам п. 1 ст. 333.19 НК. Водитель подает иск по адресу обслуживающей организации мировому судье при цене иска до 50 000 руб., в остальных случаях — в районный суд. Судебное разбирательство длится около 2 месяцев. Судья заслушает объяснения сторон, допросит свидетелей и специалистов, исследует письменные материалы и вынесет решение.

Ведущий юрист «Европейской Юридической Службы» Юрий Тулупов поясняет, что департамент будет надлежащим ответчиком, что подтверждает судебная практика (см. решение от 27 сентября 2018 года мирового судьи судебного участка № 1 Тутаевского судебного района Ярословской области по делу № 2-738/2018). Эксперт добавляет: «Возмещение морального вреда возможно только при причинении вреда здоровью, а не при повреждении автомобиля.»

Решение вступит в силу через месяц после его вынесения, затем будет передано приставам для исполнения. Если на решение поступит жалоба, то ущерб не будут взыскивать до тех пор, пока вышестоящий суд не рассмотрит жалобу.

Водитель получит компенсацию, даже если виновен в наезде на яму или люк. Это подтвердил Верховный суд. Так, в Брянске суды отказались присуждать водителю возмещение из-за результатов экспертизы, которая установила, что автовладелец попал в яму по своей вине. Но ВС отметил, что ДТП произошло ночью, а администрация не огородила яму, поэтому истец не мог избежать наезда. (Определение Верховного суда РФ от 06 августа 2019 года по делу № 83-КГ19-9).

* Вопросы найдены на автомобильных форумах и сайтах.

Выхлопные газы заметно увеличивают число случаев легочной патологии

Исследователи из King`s College в Лондоне установили, что загрязнение воздуха связано с повышенными рисками развития сердечно-сосудистых заболеваний, инсультов, сердечной недостаточности и бронхита.

Британские ученые проанализировали состояние здоровья людей, проживающих в условиях высокой загрязненности воздуха, по 13 показателям и затем сравнили полученные результаты со средними показателями по региону. У детей, проживающих вблизи оживленных трасс, было выявлено замедленное развитие легких: на 14% — в Оксфорде, 13% — в Лондоне, 8% — в Бирмингеме, 5% — в Ливерпуле, 3% — в Ноттингеме и 4% — в Саутгемптоне. Также выяснилось, что у людей, живущих в радиусе 50 м от крупной трассы, на 10% выше риск развития рака легких. Исследование проводилось в 13 городах Великобритании и Польши.

Ученые уверены, что, если бы содержание вредных примесей в воздухе снизилось хотя бы на пятую часть, это серьезно бы снизило заболеваемость бронхитом среди детей.

Мария Ведунова, доктор биологических наук, директор Института биологии и биомедицины Университета Лобачевского:

— Несомненно, выхлопные газы являются главной причиной развития целого ряда заболеваний, в том числе заболеваний легких. Увеличение концентрации углекислого газа само по себе является крайне неблагоприятным фактором развития гиперкапнии (одной из форм гипоксии) и нарушения работы дыхательной системы. Зачастую вблизи крупных городских дорог уровень углекислого газа в десятки, а в крайних случаях и сотни раз превышает допустимые нормы. Но не только он опасен для здоровья людей. Выхлопные газы — один из основных источников загрязнения окружающей среды свинцом. Свинец (компонент топливных присадок, повышающих октановое число) крайне токсичен для детей, в том числе для развивающихся нервной и дыхательной систем, также он оказывает мощное тератогенное действие.

Взрослые также страдают от выхлопных газов и от близости к автозаправочным станциям. Не нужно забывать, что ароматические углеводороды, к которым относится бензин,— одни из самых сильных из известных онкогенов и мутагенов. Конечно, прежде всего эти вещества провоцируют рак легких, хотя они оказывают и комплексное влияние. Поэтому как и сами пары бензина, которые мы вдыхаем при заправке машин, так и не полностью сгоревшие продукты топлива оказывают крайне негативное влияние на человека.

Наиболее подвержены действию вредных веществ люди с ослабленной иммунной системой и системой детоксикации организма, то есть дети, пожилые и ослабленные болезнями жители городов. Несомненно, снижение загрязненности воздуха в городах — это один из магистральных путей увеличения продолжительности и качества жизни населения, именно поэтому так активно в европейских странах развиваются новые стандарты качества как топлива, так и системы очистки выхлопных газов. Кроме того, сейчас весь мир борется за «зеленые» города. Это связано с тем, что, как ни странно, самыми лучшими фильтрами выхлопных газов являются деревья. Они прекрасно улавливают и нейтрализуют все вредные вещества и увлажняют воздух, что крайне необходимо для правильной работы эпителия дыхательной системы человека, помогает ему очиститься от пыли — основного источника хронических неинфекционных заболевай дыхательной системы.

Александр Мелерзанов, декан факультета биологической и медицинской физики МФТИ:

— Современные исследования неопровержимо свидетельствуют о драматическом влиянии загрязнения окружающей среды на здоровье городских жителей. В частности, реснитчатый эпителий, выстилающий верхние дыхательные пути, функционирует как механизм очистки дыхательной системы от вредных веществ, попадающих туда с вдыхаемым воздухом. Со временем функция начинает нарушаться под воздействием внешних токсических агентов, таких как вдыхаемый дым при курении и другие химически активные вещества. В результате барьерно-очистительная функция нарушается, отсюда — развитие заболеваний системы. Также в результате интоксикации нарушается деятельность и других функциональных систем организма. Возможно провести аналогию между курением и избыточным загрязнением воздуха городов. Так как провести массовое переселение жителей из городов или быстро и кардинально улучшить состояние городской системы не представляется возможным, то можно привести многочисленные исследования, связанные с влиянием отказа от курения на здоровье, онкологическую заболеваемость, включая рак легких, и развитие болезней сердечно-сосудистой системы. ВОЗ разработала целую систему (AirQ+) оценки влияния качества воздуха на заболеваемость, качество жизни и потерянные годы жизни как результат развития заболеваний легких и сердечно-сосудистой системы.

Марина Секачева, доктор медицинских наук, директор Института кластерной онкологии, руководитель Центра персонализированной онкологии OncoTarget, Первый московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова (Сеченовский университет):

— Мегаполисы диктуют свои правила жизни, и крайне сложно вычленить отдельные факторы, приводящие к повышению частоты различных заболеваний, в том числе рака легкого. Однако статистически доказано научными группами в разных странах, что с повышением уровня загрязнения воздуха прямо пропорционально возрастает и частота поражения органов дыхания. Загрязненность воздуха, в частности около оживленных трасс, повышает такой риск в 1,25–1,5 раза. Загрязнение воздуха в настоящее время признано правительствами, международными организациями и гражданским обществом одним из основных глобальных факторов риска для здоровья населения. Сегодня научное сообщество однозначно считает, что загрязнение воздуха увеличивает смертность и заболеваемость сердечно-сосудистыми и респираторными заболеваниями и раком легких и сокращает продолжительность жизни. Хотя загрязнение воздуха заметно снизилось в странах с высоким уровнем дохода, оно все еще было причиной около 5 млн случаев смерти в 2017 году, в основном в странах с низким и средним уровнем дохода, где загрязнение воздуха возросло за последние 25 лет.

Как всегда, в группы риска попадают люди, уже имеющие определенную предрасположенность (наследственную или приобретенную), а также дети и представители старшего поколения. Хорошо известно, что самым главным фактором риска развития рака легкого является курение, в том числе пассивное. Курение повышает риск развития рака легкого в три-четыре раза. В последние десятилетия усилиями всего мирового сообщества ведется активная пропаганда здорового образа жизни. В том числе в нашей стране, по свидетельству Всемирной организации здравоохранения, проводится эффективная и последовательная антитабачная кампания. Во многих странах созданы центры профилактики рака легкого, основной задачей которых становится привлечение внимания к проблемам курения и загрязнения воздуха. Крайне важно понимать, что прекращение курения в любом возрасте с любым стажем курильщика значительно снижает риск развития рака легкого. Никогда не поздно бросить курить! Это всегда целесообразно! Даже прекращение курения после диагностики рака легкого значительно продлевает жизнь пациентов.

Второй по значимости после курения причиной рака легкого становится загрязнение окружающей среды. Эта проблема хорошо известна и правительственным структурам всех стран, и научному сообществу. Борьба с загрязнением воздуха идет на всех уровнях, включая создание более экологичных производств, более экологичных транспортных средств, переход на альтернативные источники энергии и так далее. И мы еще находимся в начале этого пути.

Есть ли дороги хуже и кто виноват?

В Саратовской области нормальных дорог фактически нет к 300 населенным пунктам. Денег на их строительство (ремонт/восстановление) у региона тоже нет. Поэтому, как сказал руководитель Дорожного фонда Саратовской области, заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Сергей Плешаков, в первую очередь внимание будет уделяться тем дорогам, которыми пользуется большая часть населения. То есть дорогам до райцентров и внутри них. Межпоселковыми и внутрипоселковыми дорогами займутся тоже, но потом, при более благоприятных финансовых условиях.

Читать еще:  Закон о дорожных знаках

Если не нормативное, то хотя бы безопасное

Проблему состояния межмуниципальных дорог подняли в прошлый четверг на рабочем совещании комитета областной думы по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики. Предполагалось, что депутаты заслушают планы регионального минтранса по освоению капитала дорожного фонда, который в текущем году составил 6,4 миллиарда рублей. Но в итоге обсуждение переросло в нешуточный спор между депутатами и чиновниками, с переходом на личности и взаимными обвинениями. Депутаты-коммунисты обвиняли депутатов-единороссов и чиновников правительства области в принятии «бездорожного» бюджета, в бездействии и в замалчивании острейших проблем. Те в свою очередь обвиняли оппонентов в некомпетентности и популизме. По большому счету, спор был хоть и шумный, но пустой. Пар спустили, а решения обозначенных проблем так и не наметили.

Собственно, толком не обозначили и проблему саратовского бездорожья. Она, конечно, и так очевидна, но конкретики по ней мало. Сергей Плешаков, рассказывая, на что тратятся деньги из фонда, сосредотачивался преимущественно на достижениях. На содержание автомобильных дорог в 2018 году, по его словам, направят 2,4 млрд, на содержание мостов – 53 млн рублей, на капремонт дорог – 645 млн рублей.

Ремонтировать межмуниципальные дороги будут по кускам. Например, 6,5 км на дороге Саратов – Дубки – Новая Липовка. Или 9 км по направлению Саратов – Тепловка – Базарный Карабулак. Два участка – 9 и 3,4 км – на дороге от Саратова в волгоградском направлении и т.д.

Строить будут только одну дорогу – трассу Озинки – Перелюб. На это предусмотрено 100 миллионов рублей. Еще собираются строить мост через реку Камелик за 350 млн рублей. Достижением считается и передача в федеральную собственность дороги Энгельс – Ершов – Озинки. Во-первых, потому что теперь её ремонт будет финансироваться из федерального бюджета (в этом году на неё выделят 1,5 млрд рублей по федеральной программе), а во-вторых, потому что те средства, что ранее на её содержание выделялись из областного бюджета (дорожного фонда) – по 400 миллионов в год, теперь можно распределить на другие дороги. Ещё одно достижение региона – успешная реализация программы «Безопасные и качественные дороги» Саратовской агломерации. Саратовская область уже получила похвалу от федерального правительства, а в этом году получит новый миллиард рублей на ремонт дорожного покрытия в Саратове и Энгельсе. Закончить эти программные мероприятия обещают до середины сентября.

Проблему нехватки денег Плешаков обозначил вскользь. И то с оговорками. Он признал, что имеющихся в фонде средств совершенно точно не хватит на обеспечение нормативного содержания и ремонта дорожного покрытия по всем направлениям (по грубым подсчётам чиновников, на это нужно порядка 140 миллиардов рублей). Но оговорился, что за последние пять лет размер фонда увеличился втрое. Отметил, что стратегией развития области на 5 лет предусмотрено первоочередное приведение в порядок (не нормативное, но хотя бы безопасное состояние) дорог от областного центра до районных центров. Но добавил, что такая тенденция по всей России.

«Там, где позволяет состояние покрытия, мы будем делать защитные слои, где нет – ямочный ремонт, будем заниматься устранением нежелательной растительности», – подытожил Плешаков.

[кстати сказать]

Не верьте глазам своим. Плохие дороги в России – это миф

Глава Минтранса РФ Максим Соколов в январе отчитался перед президентом, что плохих дорог в России больше нет. По крайней мере, федеральных. Чиновник уверен, что на 80% федеральные трассы в РФ приведены в нормативное состояние.

«Миф о плохих дорогах в России в 2017 году, я считаю, точно развеялся», – цитирует Соколова РИА «Новости».

В настоящее время федеральная дорожная сеть составляет более 50,1 тыс. км, что на 494,8 км больше, чем в 2016 году. Общая протяженность автомобильных дорог в России превышает 1,5 млн км.

По итогам 2017 года дорожникам удалось довести до 77,5% долю федеральных трасс, соответствующих нормативам. За год было отремонтировано свыше 8,8 тыс. км. Проведены работы по строительству надземных переходов, установке разделительных заграждений. Количество аварий на федеральных трассах сократилось на 2,1%.

Строители, большегрузы, вымирающие поселения

Дальнейший разговор участников совещания был посвящен в основном поиску виноватых и истинных причин плохих дорог в регионе. Депутат Александр Анидалов услышал, что основной причиной бездорожья в Саратовской области является безденежье, и настаивал, чтобы правительственные чиновники, и Плешаков в частности, называли вещи своими именами. Он же требовал от коллег-единороссов признать, что принятие якобы бездифицитного бюджета – не более чем спектакль: «То, что вы нам рассказываете, когда принимается бюджет, сплошное враньё и ложь».

Депутаты Александр Санинский, Владимир Капкаев и Николай Семенец отвечали, что Анидалов не открывает никому Америку, заостряя внимание на финансовых вопросах. Это, мол, и так всем давно известно. Но, как заметил Владимир Капкаев, от эмоциональных выступлений про дефицитный бюджет денег в нём не прибавится. Более того, по мнению депутатов, далеко не только деньги являются проблемой.

Николай Семенец, который на этом совещании выступал еще и как руководитель «Союза дорожников и транспортников», считает, что свою лепту, и немалую, в плачевное состояние саратовских дорог вносят большегрузы. Сильнее всего от перегруженных фур страдают, по его словам, дороги Петровского и Екатериновского района, где уже разбита недавно отремонтированная дорога. А всё потому, что ушлые грузоперевозчики пользуются ею для объезда трасс с предусмотренным весовым контролем. Николай Семенец считает это явление просчетом федеральных законодателей: «не урегулировано, чтобы органы МВД сопровождали и направляли большегрузы». И Сергей Плешаков его в этом поддержал, пояснив, что останавливать перегруженные фуры ни у кого полномочий нет, есть право только взвешивать их.

Однопартиец Анидалова Николай Бондаренко усомнился, что плохое качество дорог – вина большегрузов. «За границей, что, фур нет? А там дороги не разбитые. На что мы надеемся, что большегрузы перестанут ездить?» – заявил он, как бы намекая, что дороги надо строить так, чтобы они не рассыпались под весом тяжелых машин.

Тему качества продолжил депутат Иван Чепрасов, который подтвердил, что дороги часто разрушаются из-за некачественного асфальта, который применяют подрядчики при строительстве. Плешаков возражал, заявив, что все покрытия после сдачи подрядчиками проверяются в лабораториях. На что получил ответ об аффилированности всех лабораторий. «Ну прекратите вы, ну всё мы знаем. Все дорожники, выигравшие конкурсы, заранее знают, кто их будет проверять. Это всё свои компании. Только подключив ФСБ, мы [в Балакове] добились передачи анализов в СГТУ», – заявил Чепрасов.

И всё же в этой перепалке депутаты нащупали пару неоднозначных, но, безусловно, креативных идей решения дорожных проблем. Суть их в том, чтобы ничего не делать. Например, строить дороги к малонаселенным пунктам вообще нет никакого смысла. Дорого, мол, и нецелесообразно тянуть асфальт в деревню с полутора десятком стариков: «пока достроим, село уже вымрет». Да и улучшение качества дорог, как показывает практика, чревато ростом числа аварий. Водители на радостях, мол, начинают лихачить. А плохая дорога служит естественным ограничителем скорости.

К слову, улучшение качества дорог с ростом числа ДТП года два назад связали в Росавтодоре. Поэтому за сарказмом депутатов Саратовской областной думы кроется вполне официальное оправдание нынешнего состояния дорожного полотна в России и в каждом отдельно взятом регионе.

[кстати сказать]

Сельских нет или они безхозные

Согласно опросам, большинство жителей страны считает, что дороги в регионах ремонтируют из рук вон плохо. Состояние федеральных и региональных трасс высоко оценили только около 8% респондентов, достаточным уровень содержания федеральных дорог считают 44,7% респондентов, неудовлетворительным – 47,2%

Качеством муниципальных дорог довольны всего 3,4% опрошенных россиян, средним состояние муниципальных дорог назвали 24,2% респондентов, плохим – 72,5% (по исследованиям Счетной палаты РФ в 2017 году).

Низкое качество региональных и муниципальных дорог эксперты объясняют плохой наполняемостью региональных и муниципальных дорожных фондов, нецелевым расходованием средств из них и низким качеством работ подрядных организаций. При этом отмечается, что больше всего проблем с дорогами возникает в сельской местности. Председатель комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты РФ Игорь Шпектор обращает внимание, что в сельских поселениях часть дорог – бесхозная, а к некоторым населенным пунктам вовсе нет подъездов. Это подтверждают и данные фонда поддержки социальных исследований «Хамовники». В 2016 году он провел исследование и выяснил, что около 20% дорог в России – бесхозные.

Для восстановления, ремонта и строительства сельских дорог правительство РФ предусмотрело раздел в Стратегии устойчивого развития сельских территорий. В прошлом году в рамках этой программы между регионами было распределено 8 миллиардов рублей на дороги из 13 млрд, выделенных на всю программу. Саратовской области досталось тогда чуть меньше 16 миллионов рублей. В 2018 году общий объём финансирования программы развития сельских поселений запланирован в размере 15 млрд рублей. Сколько отведут на дороги и как их поделят между регионами, пока не известно.

Качество украинских дорог — что делать и кто виноват?

Статья об украинских дорогах — причины их плохого качества, принимаемые меры, возможные перспективы. В конце статьи — видео про дороги Украины.

Содержание статьи:

  • Удручающая дорожная обстановка
  • Причины упадка дорожной отрасли
  • Дорожный фонд
  • Меры по возрождению украинских дорог
  • Видео об украинских дорогах

Государственное агентство автодорог проинспектировало трассы и пришло к выводу, что дорог в Украине на данный момент просто не существует. Как возникла такая ситуация, что по стране невозможно ездить? Какие меры планирует предпринять правительство для ремонта и строительства дорог?

Удручающая дорожная обстановка

Украинские дороги делятся по назначению на трассы общего пользования и коммунальные. Первые включают в себя все соединения между городами и национальные трассы, относятся они к Укравтодору и финансируются за счет государства. А вторые — дороги внутри населенных пунктов, которые должны содержать местные бюджеты.

Международные эксперты в ежегодном рейтинге поставили Украину на 130-е место из 140 возможных, фактически приравняв ее по состоянию дорожной отрасли к странам третьего мира. Учитывая разрушения дорожного полотна, средняя скорость передвижения автомобилистов составляет не более 25 км/ч. Даже в столице страны более 90% дорожно сети нуждается в срочном восстановлении в связи с многолетним отсутствием ремонта как капитального, так и хотя бы текущего.

Автовладельцы каждую весну приходят в ужас от того, что за зиму происходит с дорогами. В мессенджерах и социальных сетях они взывают к чиновникам, перечисляя всё новые и новые проблемы: Чигирин – Черкассы, трасса в Запорожье от столицы и Днепра, Харьков-Днепр, на Херсон из Николаева и так далее.

Причины упадка дорожной отрасли

Неконтролируемое передвижение тяжелого, перегруженного транспорта, температурные перепады, отсутствие ремонта методично уничтожали украинские дороги. Не меньше эксперты склонны винить и повсеместную коррупцию в ремонтно-строительных управлениях и отсутствие государственного контроля над качеством дорожных работ.

Сейчас кабинет министров с гордостью рассказывает о новой крупномасштабной программе по ремонту дорог, самой глобальной и дорогостоящей за всю новейшую историю Украины. Рассчитана она на 2018-2022 годы и имеет три ключевых направления:

  1. Ремонт дорожного полотна.
  2. Многоуровневый контроль качества осуществляемых работ.
  3. Введение системы жесткого весового контроля на дорогах.

На 2018 год государство выделило 44 млрд. гривен для приведения дорожной сети в рабочее состояние, однако эксперты считают эту цифру слишком скромной в соотношении с размерами бедствия на дорогах. Если бы в предыдущие годы чиновники выделяли существенные средства на поддержание отрасли, не пришлось бы прибегать к настолько вынужденным мерам, которые требуются сейчас.

Следующей проблемой аналитики называют ямочный ремонт, который ни в малой степени не улучшает дорожную ситуацию, зато проконтролировать его проведение и расход затраченных на него денежных средств крайне сложно. Именно поэтому строительные подрядчики охотно берутся за подобные заказы, позволяющие присваивать себе выделенные бюджетные деньги.

Схожая ситуация обстоит и с управленческим аппаратом в Министерстве инфраструктуры Украины. Еще несколько лет назад было объявлено о создании так называемого «черного списка» недобросовестных подрядчиков, не допускаемых более к выполнению государственных заказов по текущему и капитальному ремонту полотна. Однако все ограничилось увольнением некоторого числа руководителей, и коррупция продолжилась в том же размере.

Дорожный фонд

С 2018 года начал функционировать государственный дорожный фонд, который будет аккумулировать часть национального бюджета для реализации комплекса работ по содержанию, а также ремонту, реконструкции и строительству дорог.

Пополняться он будет за счет следующих источников:

  • акцизов и ввозных пошлин с местного и импортного горючего и транспортных средств;
  • платы за перегруз автомобилей, зафиксированной на дороге;
  • оплаты проезда по концессионным дорогам;
  • целевых кредитов.

При этом сами автодороги передали в ведомство региональных властей с правом распоряжаться финансированием, а Укравтодор оставил себе лишь 50 000 км трасс. Таким образом, по мнению чиновников, каждый гражданин сможет потребовать от администрации своего региона ремонта и содержания дорог.

Эксперты считают, что таким способом центральная власть просто сняла с себя всю ответственность за контроль над дорожно-транспортной сферой. Зато сами чиновники рады подобной децентрализации, так как смогут самостоятельно устанавливать приоритетность задач и направлять средства на наиболее проблемные участки. Кроме того, уже сейчас отмечается своеобразное соревнование областей друг с другом по реконструкции дорог и устройству социальной инфраструктуры.

Немало помогает в деле восстановления национальных дорог Фонд регионального развития, который только в текущем году перечислил 11 млрд. гривен. В результате всех вышеперечисленных мер региональные бюджеты выросли с 60 млрд. до более чем 200 млрд. гривен.

Меры по возрождению украинских дорог

Текущие дорожные работы самые крупномасштабные за историю страны: строительство трассы через Львов, Тернополь, Хмельницкий, Винницу, Умань, Одессу, Николаев и Херсон, восстановление дорог от столицы в Харьков, Чернигов и Одессу.

Читать еще:  Новую Toyota Camry 2018 привезут в Россию

Правительство, наконец, решило ввести систему контроля качества ремонтных работ, которая будет состоять их 4 этапов:

  1. Инженеры заказчика будут следить за работами на строительной площадке.
  2. Надзор со стороны независимых экспертов.
  3. Проверка специальным подразделением Укравтодора.
  4. Общественный надзор со стороны местных граждан.

В случае выявления недостатков на любом из уровней проверки, подрядчик обязан устранить их за собственные средства. Кроме того, сами договора с подрядчиками будут содержать гарантийные условия и обязательную гарантию на качество полотна на 5 лет, а с 2019 года – на 10 лет. Таким образом, государство отсекает недобросовестных подрядчиков, продлевая срок службы дорог и сокращая количество «ямочного» ремонта.

Важным новшеством станут концессионные дороги, которые будут строиться за счет частных инвесторов и предусматривать плату за проезд. Ожидать скорого их строительства не следует, так как потенциальный концессионер сначала должен будет получить от правительства гарантию стабильного автомобильного трафика. В случае, если тот окажется слабым, менее оговоренного договорными обязательства, тогда государство вынуждено будет покрывать эту разницу, возмещая потери владельцу дороги.

Министерство инфраструктуры предполагает, что после появления заинтересованного лица на все согласования уйдет не менее двух лет. Определенное время потребуется на финансовые вопросы, затем наступит процесс финансирования и, наконец, строительства. То есть, если в Украине когда-нибудь и появятся собственные автобаны, это произойдет не ранее, чем через 4-5 лет.

Украинские власти признают, что работы предстоит много, и в 2017 году, несмотря на колоссальные вливания, удалось отремонтировать лишь 1,5% ото всех требующих срочного восстановления дорог.

И все же положительные изменения в дорожной сфере на лицо – отрасль стала приоритетной для чиновников и максимально финансируемой. Безусловно, в краткие сроки привести в порядок столь большую территорию не удастся, но уже в ближайшую пятилетку чиновники обещают соединить между собой областные центры качественными автострадами, продолжать ремонт дорог местного значения, искоренить ямочный ремонт, применяя аварийный лишь в самых крайних ситуациях, ввести штрафные санкции за перегруз транспорта, ведущий к повреждению дорожного полотна.

В дополнение к имеющемуся финансированию дорожной отрасли, на брюссельском саммите Украина-ЕС было достигнуто соглашение о предоставлении Европейским инвестиционным банком займа в размере 75 млн. евро для осуществления программы по повышению автомобильной безопасности на украинских дорогах.

Видео об украинских дорогах:

Кто виноват в постоянно убитых дорогах Украины и как исправить эту проблему: история Днепропетровской области

Две беды украинских дорог: Укравтодор и фуры

Жители Украины часто яростно критикуют состояние дорожной инфрастурктуры. Однако проблема не только в недостаточном финансировании этой сферы. По мнению экспертов, причина небезопасных и “убитых” дорог – перегруженные фуры, которые разрушают дорожное покрытие.

Вот уже два месяца на въездах в Днепр работают мобильные габаритно-весовые комплексы . За это время сотрудники патрульной полиции и «Укртрансбезпеки» проверили почти полторы тысячи грузовиков. Они обнаружили около двух сотен нарушений и насчитали штрафы на сумму более одного миллиона гривен.

Чтобы сохранить дороги Днепропетровщины в надлежащем состоянии и предотвратить разрушение покрытия, на въездах в Днепр оборудовали мобильные весовые комплексы. Там представители «Укртрансбезпеки» и Национальной патрульной полиции проверяют фуры на соответствие габаритно-весовым нормам. Сейчас такие площадки работают уже на двух областных трассах (Днепр-Решетиловка и Днепр-Кривой Рог) , еще два — строятся (на автодороге Днепр-Запорожье и на Донецкой трассе).

Уже два месяца на въездах в Днепр работают мобильные габаритно-весовые комплексы

Команда губернатора Днепропетровской области Валентина Резниченко не пытается оправдать плохое состояние дорог нехваткой средств и неповоротливостью дорожных служб — местная власть делает все сама .

“Если Укравтодор будет финансировать свою часть работ также исправно, как мы, то дороги будут строиться гораздо быстрее. Проблема тут в следующем: если посчитать количество км дорог, которые выходят из строя ежегодно, и количество строящихся и ремонтируемых дорог за тот же период, то, несмотря на все усилия, первый показатель больше второго. Иными словами, плохих дорог с каждым годом становится все больше и больше. А должно быть наоборот. И пока не расформировать Укравтодор и не отдать все дороги страны на баланс облгосадминистраций вместе с источниками финансирования, ничего не изменится», — считает Юрий Голик.

Советник председателя ОГА Днепра Юрий Голик

В сельские школы — по европейским трассам

В ДнепрОГА решили отказаться от ямочного ремонта дорог и поставили себе задачу – пусть и не быстро, но постепенно во всей области сделать дороги европейского качества. По словам Голика, в первую очередь делали дороги мимо школ, поскольку там ездят школьные автобусы. Отметим, что за дороги между городами отвечает «Укравтодор».

“Государство очень долго “забивало” на маленькие населенные пункты. Вы могли видеть нормальные дороги в областных центрах, в столице, но вы никогда не увидели бы нормальную дорогу в селе. Потому что никому никогда до этого не было дела. А мы это сделали: у нас в каждом селе 1-2 дороги сделано.”, — говорит Юрий Голик.

К примеру, с открытием сезона-2019 техника заработала на наиболее «убитых» участках в Софийском, Солонянском, Новомосковском, Петриковском, Широковском районах. Уже с качественным покрытием и разметкой — и 6 км магистрали, соединяющей села Александрия и Тихий Став. Теперь дети из соседних сел безопаснее добираются до учебных заведений.

Днепропетровская ОГА приводит в порядок дороги между населенными пунктами

Теперь с качественным покрытием — 6 км автодороги между селами Александрия и Тихий став

Заброшенная “Укравтодором” и спасенная Днепропетровской ОГА трасса

Именно ОГА в 2017 году профинансировала капитальный ремонт трассы “Киев-Запорожье”, которая находится на балансе “Укравтодора”. Впервые за годы независимости Украины два областных центра Днепр и Запорожье соединила идеально ровная трасса европейского уровня. А вместо благодарности от страны получили два уголовных дела.

“До сих пор ходим на допросы, потому что с точки зрения нас, как людей, если мы нашли способ сделать работу за Укравтодор, то мы ее сделали. А с точки зрения государства, мы не имели прав это делать.

Впрочем, автомагистраль, которую капитально не ремонтировали с 80-х годов прошлого века, сейчас выглядит идеальной. При том, что интенсивность движения в этом направлении составляет почти 12 тысяч автомобилей в сутки, треть из них – грузовики.

Впервые за годы независимости Украины два областных центра Днепр и Запорожье соединила идеально ровная трасса европейского уровня

Благодаря команде Резниченко автодорога «Днепр — Запорожье» превратилась в автостраду европейского уровня

Операция «избавление Днепра от многолетней петли»

Достроили и путепровод на объездной дороге вокруг Днепра (со стороны Запорожья), который в зачаточном состоянии был оставлен предыдущей властью.Годами он доставлял неудобства водителям. Чтобы выехать на шоссе, им нужно было делать «петлю» по полям.

“Этот заброшенный мост 6 лет стоял недостроенным. Мы его собрали за 42 дня. Еще 62 — “Укравтодор” оформлял документы на ввод в эксплуатацию” — отметил Юрий Голик.

На достройку объекта из областного бюджета выделили более 40 миллионов гривен. Сейчас новый мост уже введен в эксплуатацию, он выдерживает нагрузку до 90 тонн.

Сейчас новый мост уже введен в эксплуатацию

Украинские дороги: власти просят потерпеть

Автор фото, UNIAN

Дороги в Украине традиционно «тают» вместе со снегом, однако в этом году все особенно плохо, признают в «Укравтодоре»

Дороги в Украине придут в нормальное состояние не ранее чем через 5 лет и только при условии достаточного финансирования. Это — оптимистический сценарий от «Укравтодора» и министерства инфраструктуры.

Сейчас, когда сошел снег, в Украине почти не осталось дорог в хорошем состоянии.

И главы этих ведомств чаще других становятся объектами вспышек народного гнева.

Чиновники признают, что ситуация — критическая, но просят украинцев запастись терпением и помочь.

Кто виноват?

«В этом городе дороги и транспорт проектируют либо дебилы, либо диверсанты», — написал на своей странице в Facebook общественный активист Зорян Кись.

«А название города можно ставить не задумываясь. «, — добавил в комментариях Любомир Шкорута.

Приблизительно в то же самое время в здании министерства инфраструктуры — совсем недалеко от места, где в понедельник частично обрушился Шулявский путепровод, — чиновники отчитываются о состоянии дорог и мостов после зимы.

Автор фото, mtu.gov.ua

Планы правительства на 2017 год — «оптимистический сценарий»

«95% украинских дорог — «в очень плохом состоянии», — сообщает исполняющий обязанности главы Государственного агентства автомобильных дорог («Укравтодор») Славомир Новак.

«Мечта каждого украинца — хорошие дороги», — говорит бывший министр транспорта и водного хозяйства Польши и в качестве примера демонстрирует фото одной из обычных польских дорог. Дорога — ровная и без выбоин.

«Но, к сожалению, это все еще мечты. Наша реальность другая, — добавляет он. — Я никого не буду обманывать, не буду обещать чуда и быстрого изменения ситуации в Украине».

По словам Новака, они начали решать проблему плохих дорог в Польше в начале 2000-х годов. В Украине сделать это быстрее вряд ли получится.

Тем более, что местный «диагноз» — это «хроническое недофинансирование» ремонта дорожного покрытия. В минувшем году, к примеру, в Украине отремонтировали только 1% дорог, в 2013-2014 годы этот показатель был еще ниже.

Еще одна проблема — погода и климат. Несмотря на то, что эти объяснения часто становятся темой для интернет-мемов, чиновники говорят, что дела на самом деле обстоят следующим образом: если, например, в Швеции зимой в основном минусовая температура, то в Украине в этом сезоне она 50 раз пересекала нулевую отметку.

Это означает, что вода, которая попала в трещины в асфальте, неоднократно замерзала и размерзала со всеми вытекающими отсюда последствиями.

«Украинские дороги, к сожалению, за зиму не стали лучше», — иронизирует министр инфраструктуры Владимир Омелян.

«Это вызов для всех нас», — добавляет глава «Укравтодора».

Что делать?

В Украине почти 170 тысяч километров дорог и 250 тысяч километров городских улиц (ремонтом последних занимается не «Укравтодор», а местные структуры).

Уже сейчас, по словам Славомира Новака, площадь ям составляет 12 миллионов квадратных метров, а к апрелю эта цифра может возрасти до 18 миллионов.

Автор фото, UNIAN

В «Укравтодоре» говорят, что эта зима стала настоящим испытанием для украинских дорог

Бюджет «Укравтодора» на 2017 год составляет менее 17 миллиардов гривен. Хотя еще приблизительно столько же ожидают получить к концу года дополнительно.

Около половины этих денег, которые уже есть в наличии, уходит на погашение кредитов и старых долгов. В итоге, сообщает Новак, они могут «залатать» не более трети от общего количества ям.

Еще осенью он говорил, что от так называемого «ямочного ремонта», который в Украине традиционно считается одним из источников хищения бюджетных средств, нужно отказаться. Теперь же называет его меньшим злом, потому что за имеющееся деньги можно провести полноценный ремонт 30 километров дорог или «подлатать» 400 километров.

«Как бы вы поступили на месте руководителя «Укравтодора? — спрашивает он. — Для меня ответ очевиден».

В правительстве в этом году, согласно «оптимистическому сценарию», планируют провести полноценный ремонт 2195 километров дорог. «Обеспечить проезд по основным коридорам» обещают не раньше июня.

Кроме того, рассматривают более бюджетный вариант — возможность строительства бетонных дорог в Украине.

«Надеюсь, что совместно с «Укравтодором» мы сможем использовать мощности украинских промышленных производств», — говорит Омелян.

Еще одна проблема — мосты. По словам министра, из 117 тысяч мостов в Украине около 9 тысяч — в аварийном состоянии, 4 тысячи подлежат немедленному ремонту. Он добавляет, что в случае аварии некоторые областные центры могут остаться без соединения. Однако в текущем году планируют отремонтировать лишь 80 мостов.

Что дальше?

Чтобы дороги в Украине не только в мечтах были похожи на те, по которым ездят западные соседи украинцев, необходимо в течение по крайней мере пяти лет тратить на это по меньшей мере 50 миллиардов гривен бюджетных средств, говорят в министерстве инфраструктуры.

При этом на полную сумму они не претендуют — в планах правительства оставить в подчинении «Укравтодора» только 50 тысяч километров дорог, а остальные отдать на откуп местных властей.

Это многих настораживает, особенно с учетом того, что даже сейчас строительство одного километра дороги может в разных областях отличаться в цене. Антирекордсменом, по словам самого министра, является Одесская область, где укладка асфальта обходится дороже, чем в других областях.

Автор фото, UNIAN

В правительстве обещают, что отныне будут следить за тем, чтобы дорожники не укладывали асфальт под дождем

Говорят, этому вскоре положат конец, поскольку в Украине рассчитают среднюю стоимость ремонта автодорог и будут на нее ориентироваться.

Чтобы избежать возможных «халтур», Кабмин ввел независимый контроль качества всех дорожных работ в Украине — систему FIDIC. Согласно новым условиям, выполнение ремонтных работ будет контролировать так называемая Служба инженера — независимое юридическое лицо.

«Ни у меня, ни у Славомира не будет очередного дома в Конча-Заспе. Да у нас и первого то нет», — добавил министр.

Нарушителей обещают наказывать — Владимир Омелян рассказал, что на днях за плохой ремонт все главы одного из областных автодоров получили выговоры.

Общественность считает, что этого мало. На сайте президента недавно зарегистрировали петицию, которая требует «ввести уголовную ответственность за производство некачественного дорожного покрытия, а также за прокладку дорожного покрытия с нарушением технологии». На сегодняшний момент она собрала 1 300 подписей из необходимых 25 тысяч.

Чиновники, в свою очередь, приглашают людей к сотрудничеству — просят сообщать им о случаях некачественного ремонта дорог. Для этого создали специальный ящик: icare@ukravtodor.gov.ua

«Терпение. Невозможно построить дороги за неделю или даже за год. Особенно в тех условиях, которые сейчас сложились в Украине», — советует Славомир Новак.

Куда жаловаться на плохую дорогу

Кто виноват?

Сотрудник ГИБДД обнаружил, что дороги Томска в очень плохом состоянии: нет тротуаров, пешеходных переходов и разметки, обозначающей край проезжей части и разделяющей транспортные потоки, имеются многочисленные ямы, на перекрестке не установлены дорожные знаки. Управленческие функции в сфере дорожной деятельности, благоустройства территории городского округа и охраны окружающей среды осуществляет Департамент дорожной деятельности и благоустройства администрации г. Томска. Инспектор решил, что департамент не принял своевременных и исчерпывающих мер по приведению в нормативное состояние участка дороги, и составил в отношении него протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.34 КоАП (несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог).

Читать еще:  Установка инжектора на автомобиль

Мировой судья судебного участка № 5 Кировского судебного района г. Томска признал департамент дорожной деятельности виновным и оштрафовал его на 100 000 руб. Кировский районный суд г. Томска и его зампред подтвердили законность такого решения.

Представитель департамента дорожной деятельности обратился с жалобой в Верховный суд, чтобы тот исключил из принятых актов указание на отсутствие тротуаров для движения пешеходов. ВС установил: ремонтом существующих тротуаров занимается Департамент дорожной деятельности и благоустройства администрации г. Томска, а созданием новых – Департамент капитального строительства администрации г. Томска. Поэтому ВС удовлетворил жалобу и изменил ранее вынесенные акты (№ 88-АД19-7, № 88-АД19-5).

В другом аналогичном деле представитель Департамента дорожной деятельности и благоустройства администрации г. Томска обратился в ВС с целью исключить указание на вину ведомства в отсутствии остановочной и посадочной площадок, а также заездного «кармана». ВС решил, что речь идет о капитальном ремонте автомобильных дорог, полномочия по проведению которого делегированы Департаменту капитального строительства администрации г. Томска, и изменил ранее принятые акты (№ 88-АД 19-6).

«Местные администрации создают отдельные органы, которые занимаются содержанием дорог, пытаясь переложить с себя ответственность», – прокомментировал ситуацию юрист АБ Казаков и партнеры Казаков и партнеры Федеральный рейтинг группа Банкротство группа Уголовное право группа Природные ресурсы/Энергетика 17 место По выручке на юриста (Больше 30 Юристов) 26-28 место По количеству юристов 29 место По выручке Профайл компании × Кирилл Карпухин.

Обычная для России картина: полномочия по содержанию дорог распределены между двумя (кстати, очень схожими по названию) подразделениями местной администрации, которые, наверняка, сами точно не смогут объяснить различия в их функциях. А жители Томска пользуются разбитой дорогой без разделительных полос, бордюров и тротуаров

Артур Великжанин, юрист АБ Казаков и партнеры Казаков и партнеры Федеральный рейтинг группа Банкротство группа Уголовное право группа Природные ресурсы/Энергетика 17 место По выручке на юриста (Больше 30 Юристов) 26-28 место По количеству юристов 29 место По выручке Профайл компании ×

Что делать?

Если дорога в плохом состоянии – с ямами, без разметки, дорожных знаков, тротуаров и пешеходных переходов, – имеет смысл подать жалобу:

  • в муниципалитет – если речь идет о состоянии городских улиц;
  • в администрацию города. «Например, для Москвы действует Официальный сайт Мэра Москвы, где почти в свободной форме можно подать жалобу. Вероятность того, что ее направят в компетентные органы и как-то отреагируют, очень высока», – считает руководитель GR-практики юридической компании BMS Law Firm BMS Law Firm Федеральный рейтинг × Дмитрий Лесняк;
  • в управление ГИБДД ГУ МВД по соответствующему региону. «ГИБДД является контролирующим органом, который руководствуется ГОСТ и федеральными законами. ГОСТ Р 50597-2017 устанавливает требования к автодорогам и сроки ремонта повреждений», – рассказала старший юрист ФБК Право ФБК Право Федеральный рейтинг группа Налоговое консультирование группа Налоговые споры группа Интеллектуальная собственность группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Природные ресурсы/Энергетика группа Трудовое и миграционное право группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Коммерческая недвижимость/Строительство Профайл компании × Елизавета Капустина.

«Также можно обратиться к местным депутатам, чтобы они направили депутатский запрос. Если дорога расположена рядом со школой, больницей или иными социальными объектами, об этом стоит указать, – возможно, вопрос решится быстрее», – рекомендует Лесняк. «Еще жалобу на неудовлетворительное состоянии дорог можно написать на РосЯму и в Дорожную инспекцию ОНФ», – добавил советник АБ Казаков и партнеры Казаков и партнеры Федеральный рейтинг группа Банкротство группа Уголовное право группа Природные ресурсы/Энергетика 17 место По выручке на юриста (Больше 30 Юристов) 26-28 место По количеству юристов 29 место По выручке Профайл компании × Василий Фотинский.

Форма обращения свободная, но надо указать, от кого и на чье имя пишется жалоба, точное месторасположение и характер описываемых проблем. По возможности приложите фотографии. «Чем подробнее будет изложена проблема и чем тщательнее проработана позиция относительно нарушений действующего законодательства в области дорожных правоотношений, тем выше шанс, что будут приняты своевременные превентивные меры», – считает партнер АБ Деловой фарватер Деловой фарватер Федеральный рейтинг группа Уголовное право 9 место По выручке на юриста (Больше 30 Юристов) 18 место По выручке 20-21 место По количеству юристов Профайл компании × Павел Ивченков.

Если обращение в эти органы не дало результатов, направьте жалобу в Роспотребнадзор, Росавтодор, прокуратуру или суд.

ДТП с участием автомобиля и велосипеда

Большое количество велосипедистов, людей на самокатах и гироскутерах пугает автомобилистов. Порой человек на электрическом самокате может разгоняться до 80 км/ч и двигаться в плотном потоке транспорта. Естественно, так и до аварии не далеко. О том, какое юридическое качество имеют новые участники движения и применимы ли к ним Правила дорожного движения (ПДД), рассказывает член Ассоциации юристов России, заместитель председателя Общества защиты прав автомобилистов «ОСА» Алексей Румянцев.

Водитель сбил человека

Велосипедисты и другие участники движения подчиняются ПДД, как и автомобилисты. Они обязаны соблюдать правила и стараться не создавать помех для других участников движения.

Самокаты и велосипеды должны иметь световые приборы, а также фару, без которой выезд на дороги общего пользования запрещен. Естественно не все помнят об этом требовании правил, а зря. В этом случае риск попадания в ДТП возрастает и велосипедист даже может быть признан виновным в аварии.

Если велосипедист или водитель самоката окажется в ДТП по вине водителя, то причиненный ему ущерб возмещается страховой компанией по полису ОСАГО. Если, помимо велосипеда, пострадал еще и человек, то ему также положена компенсация вреда здоровью и морального вреда.

Велосипедист виноват в ДТП

Но как быть, если велосипедист сам грубо нарушил правила и врезался в автомобиль или задел его и поцарапал? В этом случае его можно привлечь к ответу через суд. Правда, для этого необходимо его догнать и уговорить дождаться ГИБДД, что не всегда бывает возможно, если, конечно, велосипед не пострадал.

Если же человек на велосипеде получил травмы, то здесь могут последовать серьезные разбирательства. Автомобиль — это источник повышенной опасности, а вот велосипед — нет, из чего следует, что если водитель, соблюдая все правила дорожного движения, совершил наезд на велосипедиста-нарушителя, то даже при отсутствии вины водителя у него возникает обязанность компенсировать велосипедисту любой вред здоровью.

Если грубая неосторожность велосипедиста стала причиной ДТП, то размер компенсации может быть уменьшен. При обоюдной вине размер компенсации будет зависеть от степени вины каждого из участников движения.

Если, допустим, велосипедист, нарушив правила дорожного движения, был сбит автомобилем и при этом пострадал лишь велосипед, то в возмещении морального вреда велосипедисту может быть отказано.

Возьмем пример из практики. Один гражданин на велосипеде решил переехать дорогу в неположенном месте в непосредственной близости от приближающегося автомобиля. Водитель предпринял экстренное торможение, но наезд все равно произошел. В результате столкновения человек получил легкий вред здоровью, а автомобилю были нанесены технические повреждения.

Несмотря на отсутствие вины водителя, с него как с владельца источника повышенной опасности была взыскана компенсация в пользу велосипедиста, а также моральный вред в размере 50 000 рублей.

Однако и велосипедист понес материальную ответственность за свое нарушение, которое послужило причиной неосторожного причинения вреда чужому имуществу (автомобилю). Водитель предъявил иск, где указывалась стоимость восстановительного ремонта автомобиля. Она составила около 100 000 рублей. Данная сумма в полном объеме была взыскана с велосипедиста в пользу водителя.

Велосипедист спровоцировал ДТП, но остался цел

Бывают ситуации, когда велосипедист или стремительно выскочивший на дорогу самокатчик провоцирует аварию, но сам в ДТП не участвует. Чтобы разобрать такие происшествия, юристы пользуются наработанной практикой из опыта ДТП с автомобилями. К примеру, один автомобиль, не уступив дорогу другому, выезжает на нее, создав тем самым опасность для других участников движения. Водитель автомобиля видит препятствие, принимает решение сманеврировать и врезается в придорожное дерево. Контакта автомобилей при этом нет.

Под взаимодействием источников повышенной опасности понимается не только столкновение транспортных средств, но и иные виды взаимодействия. Следовательно, и без факта непосредственного контакта автомобилей в ДТП есть виновные и пострадавшие. Помешавший движению автомобиль должен оставаться на месте и ждать ГИБДД. Данная правовая позиция нашла свое отражение в определении Верховного суда Российской Федерации от 4 марта 2014 г. № 16-КГ13-26.

Так же можно расценивать и аварии, порожденные велосипедистами. Если будет доказано, что велосипедист, выехав на дорогу, создал опасность для движения автомобиля, вынудил его изменить скорость и направление движения, в результате чего был причинен вред чужому имуществу, то, несмотря на отсутствие контакта между автомобилем и велосипедом, с человека, создавшего опасность для движения, будет взыскан причиненный его действиями ущерб. То есть ущерб можно потребовать с велосипедиста, грубо нарушающего правила.

Однако сделать это всегда чрезвычайно трудно. Зачастую очень сложно бывает доказать, что водитель машины действовал в условиях крайней необходимости и отвернул, избегая столкновения. В большинстве случаев, чтобы определить, что было на самом деле, необходимо проведение объемной автотехнической экспертизы. Эксперт может прийти к выводу, что водитель вел свой автомобиль без учета дорожных и метеорологических условий, имел техническую возможность избежать наезда и въехал в столб или повредил другие автомобили исключительно по своей вине.

В общем, велосипедисты по правилам несут материальную ответственность перед водителями при ДТП. Однако автомобиль — это средство повышенной опасности и вред человеку при столкновении будет всегда больше, чем «железу на колесах». Статус средства повышенной опасности ставит водителя автомобиля всегда в очень невыгодное юридическое положение. Он несет гораздо большую ответственность перед пешеходами и велосипедистами, чем они перед ним.

Простое касание велосипедиста бампером на высокой скорости может обернуться его падением и дорогостоящим лечением. После ДТП с велосипедистом судебные иски могут преследовать водителя всю жизнь. Поэтому при приближении к велосипедисту лучше притормозить.

Зеленский предложил отдать приоритетные дороги инвесторам

Президент подписал указ о повышении качества дорог и предложил параллельно с реформами отрасли привлечь к строительству дорог западные компании

19 июля президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о создании условий для развития и повышения качества автомобильных дорог.

Как сообщает пресс-служба президента документ предусматривает ряд мер, направленных на создание безопасных и комфортных условий для участников дорожного движения, развитие сети качественных дорог, формирование благоприятных условий для бизнеса.

В частности, до 1 января 2020 года Кабинет Министров Украины должен пересмотреть квалификационные критерии, финансовые и техтребования к участникам публичных закупок в соответствии с лучшими мировыми практиками.

Кроме того, должны быть созданы условия для использования новейших технологий и материалов при строительстве, реконструкции, ремонте дорог, пересмотрены нормативно-технические документы для обеспечения европейского качества автомобильных дорог.

Также заказчики должны привлекать на конкурсной основе независимого инженера-консультанта в сфере дорожного строительства (FIDIC) на всех этапах строительства, реконструкции и ремонта автодорог.

По словам Зеленского, есть много проблем по финансированию, прозрачности проведения тендеров, профессионализма компаний-подрядчиков, качества выполненных работ, и все они требуют немедленного решения. Кроме того, должен быть наработан план с четким перечнем дорог и сроками их ремонта.

«Боюсь, что пока мы будем реформировать, мы потратим и деньги, и время. Может, мы сделаем план в ближайшее время и отдадим ведущим западным компаниям строительство приоритетных дорог? А параллельно реформировать», — предложил президент.

По словам заместителя руководителя Офиса Президента Алексея Гончарука, определены несколько приоритетных проектов, которые могут быть реализованы до конца этого года. Он отметил, что есть Дорожный фонд, однако его средств не хватает для финансирования всех потребностей, поэтому предлагается несколько вариантов дополнительных источников поступлений.

«Следует упорядочить ситуацию с акцизами. В Украине много горючего продается по «серой схеме», за которое не платится акциз. По нашим ожиданиям, мы сможем получить поступлений дополнительно на $1 млрд», — сказал Гончарук.

Второй источник — международные финансовые институты. «Мы с ними встречались, и они потенциально декларируют готовность работать более активно при условии выполнения украинской стороной своих обязательств, поскольку сейчас выборка по имеющимся кредитным программам составляет примерно 20%», — сказал Алексей Гончарук, добавив, что иностранные партнеры готовы предоставить также около $1 млрд.

Эксперт Офиса эффективного регулирования (BRDO) Александр Кубраков отметил, что, по оценкам Всемирного банка, в первую очередь необходимо провести капитальный ремонт 24 000 км основных магистралей, на что необходимо 150 млрд грн и еще 15 млрд грн ежегодно на поддержание их в надлежащем состоянии. «Это реально сделать за три года», — подчеркнул он.

Всего в Украине 169 000 км дорог различных категорий. Президент подчеркнул, что на первом этапе необходимо отремонтировать главные магистрали. В то же время другие дороги должны быть в нормальном состоянии.

Министр финансов Оксана Маркарова отметила, что для привлечения крупных компаний, которые строят качественные дороги, необходимо принять закон о концессии.

В начале июля Кабмин утвердил стратегию развития дорог местного значения.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector