Как предотвратить перегрев двигателя автомобиля
Что может спровоцировать перегрев двигателя?
Главной движущей силой автомобиля является двигатель.
При своевременном уходе и контроле за его состоянием, он прослужит не одну сотню тысяч километров. Однако не все владельцы автомобилей отдают предпочтение должному уходу за главной составляющей машины. Ремонт мотора или его замена обойдется в круглую сумму. К тому же такая операция занимает немало времени и сил.
Самая весомая угроза двигателю — нарушение температурного режима. Если говорить простыми словами — перегрев мотора. Поэтому важно, особенно в жаркую погоду, чтобы система охлаждения двигателя работала эффективно.
Причины перегрева двигателя
Важно понимать, что даже кратковременный скачек температуры вверх не пройдет без последствий для ДВС. Перегрев мотора может произойти по многим причинам.
Они бывают видимыми и скрытыми:
1. Закончилась охлаждающая жидкость в расширительном бачке. Тосол и антифриз имеют свойства испаряться и выкипать, поэтому перед каждой поездкой убедитесь, что жидкость на месте и не требует долива.
2. Повреждение патрубков, радиатора, нарушение герметичности соединительных трубок вызывают утечку охлаждающей жидкости. Такая утечка может быть незаметной, когда жидкость попадает в цилиндры. Это влечет за собой гидроудар.
3. Неисправный термостат зачастую служит причиной перегрева мотора.
4. Недостаточное охлаждение радиатора, который в межсезонье засоряется пылью, пухом, мошками и пр. Поэтому периодически стоит проводить чистку радиатора и продувать зазоры между трубками.
5. Поломка помпы, с помощью которой происходит циркуляция жидкости в системе охлаждения.
6. Заклинивание вентилятора в системе охлаждения.
7. Длительная нагрузка двигателя в постоянном режиме. Передвижение по городским пробкам приводит к тому, что радиатор не справляется с отводом избытком тепла.
8. Движение на загруженной машине на пониженных передачах с малой скоростью или вверх на возвышенность.
9. Отсутствие контроля за уровнем масла в двигателе. Выработайте привычку каждое утро измерять уровень масла.
10. Детонация двигателя может привести не только к перегреву, но и к другим проблемам в работе агрегата.
11. Чрезмерное использование присадок для моторного масла. Они, в свою очередь, создают металлокерамический слой, который обладает низкой теплопроводностью. Это вызывает сильный перегрев.
Как понять что ДВС перегрелся?
Первые признаки перегрева двигателя — стрелка, бегущая в красную зону на приборе температуры охлаждающей жидкости. Плюс к этому отмечается снижение мощности мотора.
Также могут возникать шумы и металлические стуки в двигателе, в результате его детонации.
Желательно произвести осмотр в моторном отсеке под крышкой капота. Там можно обнаружить трещины или деформации в цилиндре. А на прокладках иногда видны потеки антифриза и масла.
На изменение температуры укажут свечи накаливания. В момент перегрева электроды обретают белый налет.
Потемнение антифриза и наличие в нем хлопьев свидетельствует о том, что перегрев уже был.
Первая помощь
Как правило, водители начинают паниковать при виде поднимающейся стрелки температуры и незамедлительно глушить мотор. Такие действия могут еще больше спровоцировать поломку деталей агрегата. Если градус перегрева не дошел до максимального значения, желательно снизить обороты, а после оставить автомобиль поработать на холостом ходу несколько минут.
Этот метод спасает нагретые детали от растрескивания и деформации. Не вздумайте открывать расширительный бачок. Под высоким давлением из-за нагрева крышка взлетает, в результате чего ожогов не избежать. Если охлаждающая жидкость требует долива, не стоит заливать ее сразу в бачок, пока двигатель не остыл. Из-за разницы температуры возможна деформация деталей.
После того, как машина остынет, двигайтесь до ближайшего автосервиса.
Вывод
Поломка двигателя — большая неприятность. Чтобы избежать ремонта и замены дорого агрегата необходимо держать под контролем уровень тосола, антифриза и масла, а также периодически проверять систему охлаждения и проводить очищающие мероприятия. Не испытывайте автомобиль на максимальную грузоподъемность и мощность. Работа двигателя в усиленном режиме приводит к уменьшению его срока службы.
Как предотвратить перегрев двигателя?
Наступило полноценное лето, что, естественно, радует. Однако именно в жару стоя в длинных пробках многие двигателя начинают перегреваться и закипать. В этой статье мы дадим рекомендации, как избежать этой неприятности, ведь перегревы, как правило, приводят к дорогостоящим ремонтам!
Даже однократный кратковременный перегрев мотора может обеспечить ему много проблем. Дело в том, что у мотора есть детали, которые очень чувствительны к повышенным температурам: это маслоотражательные колпачки клапанов и поршневые кольца, маслосъемные в первую очередь. Пружинные расширители маслосъемных колец при высоких температурах «отпускаются», теряют упругость. Все это влечет за собой резкий рост расхода масла на угар, приводя к появлению на поверхности камеры сгорания нагара, препятствующего нормальному охлаждению двигателя и усугубляя ситуацию с перегревами.
При перегреве детали расширяются больше, чем рассчитано конструкцией, что может привести к задиру поршней или короблению головки блока цилиндров. Эти неисправности требуют уже серьезного ремонта двигателя.
Основные причины перегрева двигателя
1. Загрязнение внутренних полостей системы охлаждения различными отложениями (они плохо проводят тепло и уменьшают сечение трубок радиатора).
2. Большое количество нагара на стенках камеры сгорания дает 100% внутренний перегрев двигателя (опасен тем, что датчик показывает нормальную температуру, и водитель может не догадываться о нем).
3. Неисправен термостат (из-за накопления отложений в системе охлаждения подвижность упругого элемента термостата теряется, и он перестает реагировать на температуру антифриза).
4. Слабая эффективность воздушного охлаждения радиатора (загрязнение ребер радиатора или плохая работа вентилятора).
Как предотвратить перегрев:
1. Содержите в чистоте внутренние полости системы охлаждения. Для этого мы рекомендуем использовать Мягкую промывку системы охлаждения «Моторесурс». Это препарат нового поколения, созданный на основе нанотехнологий. Он расщепляет любые загрязнения до коллоидного состояния, останавливает коррозию системы охлаждения, предотвращает развитие микротрещин в металле (эффект пассивации). Это единственный препарат для промывки системы охлаждения такого класса! Его можно применять как для промывки загрязненной системы, так и в целях профилактики. Промывать систему можно самостоятельно, даже смены охлаждающей жидкости не требуется. Залили состав в радиатор, проехали 1-2 тыс. км, слили антифриз, дали отстояться и 90% его залили обратно без отстоявшейся грязи. Состав не только отмоет всю систему, что восстановит теплообмен, но и улучшит работу термостата (если у него нет механических повреждений). Для профилактики достаточно просто залить препарат в расширительный бачек и продолжать обычную эксплуатацию.
2. Проведите раскоксовку двигателя. Используйте для этого отлично зарекомендовавший себя препарат «Раскоксовка-Титан». Препарат заливается в цилиндры через свечные отверстия. Состав обладает высокой испаряемостью. Пары состава, оседая на внутренних полостях камеры сгорания, хорошо очищают ее от нагара, восстанавливая нормальную теплоотдачу. Кроме того, восстанавливается подвижность колец, улучшается их прилегание к цилиндрам, что приводит к уменьшению попадания масла в камеру сгорания, а значит мы устраняем причину образования того самого, способствующего перегреву, нагара!
3. Обработайте двигатель защитно-восстановительным составом STANDART или SUPER компании «Моторесурс». Он создает на трущихся поверхностях защитное покрытие с очень низким коэффициентом трения и высокой макрокротвердостью. Низкий коэффициент трения снижает выделения тепла от трения, уменьшая нагрев двигателя. Высокая макротвердость и задиростойкость защитного покрытия, даже в случае перегрева, помогут надолго спасти двигатель от заклинивания и задиров.
4. Проверьте исправность термостата, при необходимости замените его. Очистите радиатор снаружи от загрязнений, скопившихся между его ребрами, и промойте струей воды под давлением. Проверьте работу вентилятора охлаждения, при необходимости можно установить крыльчатку вентилятора с большим количеством лопастей чем сейчас.
Используйте приведенные здесь рекомендации и вы во много раз снизите вероятность перегрева, так как сможете устранить его наиболее часто встречающиеся причины. А в случае, если перегрева избежать не удалось, вы сможете избежать или свести к минимуму его разрушительные последствия.
Перегрев двигателя — прямой путь к преждевременной поломке и быстрому износу
Внедрение современных технологий, предупреждающих приборов и датчиков, к сожалению, не делает работу технической базы авто совершенной. Различные поломки и сбои в работе механизмов по-прежнему досаждают абсолютно всем владельцам авто. Перегрев двигателя — проблема, несущая множество неприятностей не только самому устройству, но и близрасположенным деталям.
Последствия от чрезмерного теплового воздействия
Последствия перегрева двигателя напрямую зависят от степени и продолжительности теплового воздействия.
Небольшой перегрев, временной промежуток которого не превышает 10 минут, не способен нанести значительного урона. Может наблюдаться небольшое оплавление поршней. Опасаться водителю следует только в случае возникновения дыма.
Средняя степень перегрева (время воздействия тепла — 20 минут) приведёт к более значительным последствиям. Очень часто наблюдается искривление блока цилиндрической головки, её механические повреждения или полное сгорание. Вследствие таких повреждений может «вылетать» клапанное гнездо. Также при перегреве возможно разрушение межкольцевых перегородок и нарушение герметичности сальников.
Видео о перегреве двигателя и последствиях этого:
Сильное и неконтролируемое тепловое воздействие приводит к самым тяжёлым повреждениям, зачастую не поддающимся реабилитации. Страдают все детали. Худшим исходом является взрыв силового агрегата. Спасает от него только волнообразное течение разрушений, в процессе которого машина чаще всего просто глохнет.
Итогом сильного перегрева может стать:
- прогорание поршневого механизма и его полное уничтожение;
- разрушение структуры масла, что ведёт к потере смазывающих свойств и образованию трения между смежными деталями двигателя;
- выход из строя клапанных гнёзд и коленвала;
- полное уничтожение двигателя.
С чем связан перегрев
Чтобы избавиться от излишнего перегрева двигателя, следует выявить и устранить причину его образования.
Следует отметить, что чрезмерное тепловое воздействие условно подразделяется на внешнее и внутреннее. Последний тип перегрева считается особо опасным, так как он практически не имеет наружных проявлений — температура жидкости в охлаждающей системе не превышается, чрезмерное теплообразование происходит только внутри мотора. О детонации можно судить лишь по снижению мощности в ДВС.
Причины перегрева двигателя:
- Недостаточное количество охлаждающей жидкости. Может быть обусловлено утечкой, скрытой от человеческих глаз. Вероятные источники: отсутствие должного прилегания хомутов или прокладок, незаметные трещины в патрубках. О наличии утечки говорят характерные пятна, образующиеся на асфальте под машиной. Гораздо хуже, если ОЖ смешивается с маслом или уходит в цилиндр силового агрегата. Такое развитие ситуации происходит при деформации блока цилиндров или его разрушении.
- Недостаточная производительность охлаждающей системы. Обычно связана с засорённым радиатором, нерабочим вентилятором, недостаточной степенью натяжения коленвального ремня. Для решения проблемы перегрева, скорее всего, потребуется полная замена радиатора.
- Отложения на термостате или его окончательная поломка. Из-за засорённости функционирование подвижного элемента значительно снижается, соответственно, температура охлаждающей жидкости растёт, образуется перегрев. Для защиты термостата необходимо использовать более мягкую воду, так как излишние соли и минералы приводят к его постепенному разрушению.
- Непомерная нагрузка на двигатель в летний период. При подъёме вверх мотор и так работает на износ, огромным усугубляющим фактором в этом случае выступает высокая температура воздуха. Охладительная система не справляется, в двигателе возникает чрезмерное теплообразование.
- Высокий уровень нагара в камере сгорания. Он образуется при неполном сгорании масла, попадающего в цилиндры. Толстый слой грязевых отложений приводит к возникновению так называемой самостоятельной теплоизоляции. При этом возникают затруднения в охлаждении и теплоотдаче. Такая причина перегрева распространена среди автомобилей с большим пробегом.
- Использование технических присадок для моторного масла. В процессе их частого применения на смежных деталях образуется металлокерамический слой. А его сильные теплоизоляционные свойства могут приводить к возникновению сильнейшего перегрева.
Среди дополнительных причин, вызывающих перегрев двигателя: частично включённый ручной тормоз, длительная езда на низких передачах.
Как предупредить возникновение перегрева силового агрегата
Чтобы предотвратить перегрев двигателя, следует минимизировать вероятность появления вышеперечисленных причин.
Основные профилактические мероприятия:
- постоянный мониторинг за состоянием ремня вентилятора, степенью его натяжения;
- регулировка датчика включения ремня вентилятора;
- подбор высококлассного и качественного топлива, выбор достойной АЗС;
- слежение за работой термостата, радиатора и их составляющих;
- контроль над уровнем расходуемого масла;
- соблюдение чистоты и поддержка рабочего состояния всех рабочих узлов и механизмов транспортного средства;
- правильное использование химических препаратов, направленных на снижение риска образования внутреннего перегрева.
Правильное поведение при перегреве мотора
При перегреве двигателя не стоит сразу его глушить. Нужно дать ему возможность остыть самостоятельно. Для этого следует съехать на обочину, остановить машину и при включённом моторе открыть капот. Через некоторое время температура силового агрегата снизится и водитель сможет продолжить свой путь. Скорость при движении должна быть минимальной. Мотор глушится только в случае закипания! Это очень важный момент. Вода для снижения температуры никогда не используется. В результате неправильных действий есть вероятность образования трещин на головке блока.
Видео о том, что делать при перегреве двигателя:
Кроме того, в решении проблемы может помочь включение отопительной системы на максимальную мощность.
Открытие пробки радиатора при перегретом двигателе очень опасно. Получение ожогов водителем в результате выброса охлаждающей жидкости обеспечено.
Нельзя игнорировать возникающий перегрев двигателя: добравшись до дома, требуется в кратчайшие сроки отправиться в сервисный центр и провести диагностическое исследование.
2019-04-19 Перегрев двигателя
Двигатель является важной частью автомобиля и непосредственно участвует в процессе его движения. В результате долгой работы или внешних воздействий мотор перегревается. Повышение температуры внутри двигателя может спровоцировать поломку двигателя, что представляет опасность для здоровья и жизни человека. Каковы же основные причины и степени перегрева двигателя , и как можно снизить температурный режим в моторе?
Причины. Основными причинами перегрева двигателя авто являются следующие факторы:
1. Малое количество антифриза. Главным регулятором температуры внутри двигателя является охлаждающая жидкость или антифриз . В результате коррозии или физических повреждений ёмкость радиатора, где находится антифриз, может расколоться. Охлаждающая жидкость вытекает из радиатора и перестаёт охлаждать мотор. Если антифриз во время утечки столкнётся с каплями моторного масла, что приведёт к сильной химической реакции, сопровождающейся выделением большого количества тепла.
2. Повреждение системы охлаждения. Частой причиной перегрева двигателя является неисправность системы охлаждения . Механизмы могут засориться частицами пыли или грязи, что приводит к закупорке проходов. Вентилятор не сможет пропускать воздух сквозь трубы, из-за чего мотор будет постепенно нагреваться. Также неисправность системы охлаждения возникает из-за ослабления натяжных конструкций. Последствиями повреждения станет неисправная работа термостата, который будет подсчитывать неверную температуру.
Степень перегрева. Основные стадии перегрева характеризуются временем, в течение которого перегретый мотор использовался в активном состоянии. Слабая степень перегрева возникает спустя 10 мин. В этом случае некоторые детали мотора, в том числе и поршни, начинают плавиться. Спустя 20 мин. слабая степень сменяется сильной стадией. Комплектующие двигателя искривляются и трескаются. Последняя степень характеризуется полным разрывом и разрушением мотора и ближних каналов.
Починка. При первых признаках перегрева стоит внимательно посмотреть на датчик температуры двигателя. Если он показывает значения больше 115°С, то необходимо срочно заглушить мотор и остановить движение авто. Не следует проверять внешние клапаны двигателя, потому что вытекший антифриз может нанести вред здоровью человека. Наливать охлаждающую жидкость стоит спустя несколько минут после остывания мотора. Перегретый двигатель при взаимодействии с антифризом может деформироваться или повредиться.
Главное: срочно обратиться в автосервис для диагностики и ремонта системы охлаждения
Как предотвратить перегрев двигателя летом во время простоя в пробке
Любой водитель может любить летнюю жару, но ему нужно поддерживать прохладу в машине при повышении температуры. Если двигатель нагреется, то он может повредить автомобиль и угрожать безопасности водителя. Вот несколько советов, чтобы предотвратить перегрев автомобиля летом.
- Использовать тонировку на окна
- Включить вентиляционные отверстия в полу
- Использовать шторы для автомобильных окон
- Оставить окна машины приоткрытыми
- Использовать настройку свежего воздуха вместо рециркуляции на кондиционере
- Включить нагрев, чтобы охладить двигатель
- Нужно следить за указателем температуры в автомобиле
- Добавить охлаждающую жидкость
- Что делать, если машина перегревается
Использовать тонировку на окна
В автомастерской можно сделать тонировку окон или купить оконную пленку, чтобы охладить автомобиль и обеспечить защиту от ультрафиолетовых лучей.
Включить вентиляционные отверстия в полу
Большинство людей садятся в машину и поворачивают приборную панель так, чтобы вентиляционные отверстия находились «высоко», чтобы обеспечить циркуляцию воздуха. Но на самом деле лучше направлять воздух через вентиляционные отверстия на пол.
Горячий воздух поднимается вверх, поэтому лучше переключиться на нижние вентиляционные отверстия. Затем, когда машина начнет остывать, можно снова открыть верхние вентиляционные отверстия.
Использовать шторы для автомобильных окон
Использование шторок на окнах в автомобиле полезно, потому что не всегда можно гарантировать, что получится найти затененное или крытое место для парковки. Особенно это невозможно сделать в пробке.
С помощью шторок получится защитить салон от перегрева, а также интерьер от повреждающего воздействия солнца.
Оставить окна машины приоткрытыми
Закрытые окна задерживают горячий воздух, а стекло служит проводником, помогающим нагреть замкнутое пространство. Нужно оставить окна приоткрытыми, чтобы воздух мог выходить, а если есть люк, то его тоже нужно открыть.
Использовать настройку свежего воздуха вместо рециркуляции на кондиционере
Нужно установить кондиционер на свежий воздух примерно на 10 минут, так у автомобиля будет возможность остыть.
Включить нагрев, чтобы охладить двигатель
Мало кто захочет включить обогреватель в жаркий летний день, но он вытянет горячий воздух из моторного отсека и охладит двигатель. Это не решит основную проблему, но это хорошее средство для длительных поездок.
Нужно следить за указателем температуры в автомобиле
На приборной панели устройства есть стрелка, которая всегда должна быть направлена в центр. Если он указывает в сторону горячего, нужно остановиться, выключить двигатель и дать машине остыть.
Добавить охлаждающую жидкость
Это эффективно важно в жаркие месяцы. Чтобы проверить уровень охлаждающей жидкости, нужно открыть капот и найти бачок охлаждающей жидкости. Уровень охлаждающей жидкости отображается индикаторными линиями на бачке. Если ее слишком мало, просто нужно добавить необходимое количество охлаждающей жидкости и закрыть крышку. Охлаждающая жидкость двигателя часто продается в виде смеси воды и охлаждающей жидкости 50/50. Также можно купить концентрированную охлаждающую жидкость и самостоятельно размешать.
Важно! Но никогда нельзя добавлять охлаждающую жидкость в горячий двигатель. Следует подождать, пока двигатель остынет, прежде чем снимать крышку или заливать охлаждающую жидкость.
Что делать, если машина перегревается
Если автомобиль перегревается, нужно выполнить следующие действия:
- Остановиться на обочине дороги, припарковать машину и как можно скорее выключить двигатель. Дать машине остыть не менее 10 минут.
- Открыть капот автомобиля, чтобы тепло быстро улеглось.
- Как только автомобиль остынет, повернуть зажигание в первое положение (не запускать двигатель). Если указатель температуры находится в пределах нормы, а уровень жидкости в двигателе достаточен, то можно запустить двигатель.
- Если двигатель издает необычные звуки или не запускается вообще, лучше соблюдать осторожность и вызвать помощь на дороге для буксировки автомобиля. Это позволит механику осмотреть его и произвести необходимый ремонт.
Причины ведущие к перегреву двигателя автомобиля
Перегрев двигателя автомобиля — серьезная проблема, которая может быть причиной аварии. Следует знать 6 основных причин, именно которые приводят к частому перегреву автомобиля и что необходимо предпринять, пока еще не стало слишком поздно.
Когда из-под капота автомобиля выходит облако дыма, это означает, что случился перегрев и ремонт может быть дорогостоящим. Чтобы этого не произошло, все водители должны знать основные причины перегрева сердца авто. Среди основных причин можно выделить следующие.
1. Неисправность термостата
При правильной работе термостата происходит рассеивание и распределение тепла двигателя, поэтому значения температуры находятся в пределах нормальных параметров. Самое худшее, что может случиться, это когда термостат перестает работать или не открывается в нужное время, поток охлаждающей жидкости блокируется и не может циркулировать в самом двигателе. Отсутствие или недостаток охлаждающей жидкости приводит к перегреву. На данном этапе повреждение является дорогостоящим, и эксплуатация двигателя может быть поставлена под серьезную угрозу. В этих обстоятельствах, никогда не следует продолжать движение автомобиля.
2. Неисправность датчика на приборной панели автомобиля
Если нет видимых признаков перегрева двигателя, но термометр показывает обратное, лучше всего проверить состояние системы охлаждения автомобиля. Причин может быть несколько: недостаточное количество охлаждающей жидкости в автомобиле, утечка, недостаток масла или даже неисправность датчиков на приборной панели автомобиля. Если какой-либо датчик неисправен, он выдаст ложные показания и информацию, которые приведут к потере времени и ошибочному диагнозу.
3. Неравномерности вентиляции автомобиля
Вентилятор с неисправностью создает огромные проблемы для автомобиля, особенно когда он очень горячий. Когда транспортное средство запускает систему охлаждения, необходимо расходовать тепло и в этом случае вентилятор позволяет поддерживать постоянную температуру двигателя. Если вентиляция автомобиля не работает должным образом — это означает, что он не сможет остыть и лучшим решением будет вызвать эвакуатор Волоколамск или остановить попутный автомобиль.
По окончании долгого путешествия, через слух можно провести тест на вентиляторе автомобиля. Если вентилятор работает правильно, водитель практически ничего не слышит. Если вентилятор показывает, что он работает слишком долго и усердно, это может означать, что возникла проблема с самим радиатором.
4. Низкий уровень жидкого хладагента
Не только вода помогает охладить двигатель. Жидкий хладагент, известный как антифриз, играет важную роль в регулировании внутренней температуры и предотвращении перегрева двигателя. Зимой жидкая охлаждающая жидкость предотвращает замерзание двигателя, а летом регулирует избыточную температуру двигателя.
Если у водителя нет жидкого хладагента, то его необходимо дополнить водой, но нужно исправить ситуацию как можно скорее, чтобы в будущем не было неприятных сюрпризов. Именно для таких ситуаций чрезвычайно важен детальный и периодический осмотр автомобиля и его составных частей.
5. Неисправный водяной насос
Если водяной насос неисправен — это указывает на то, что двигатель автомобиля обязательно перегреется. Вода не будет циркулировать, и система не сможет остыть, поэтому в автомобиле всегда будет поддерживаться высокая температура.
6. Крышка радиатора закрыта неправильно
Если крышка радиатора неправильно привинчена, через это пространство могут вытекать пар и вода, что приведет к перегреву двигателя. При контакте кипящей воды с металлом образуется облако дыма снаружи капота автомобиля. На данном этапе лучшим решением будет остановка автомобиля, и выключение двигателя примерно на 15 минут.
Перегрев двигателя: что делать, в чем причины, как избежать
Такая проблема как перегрев двигателя знакома каждому автомобилисту. Если она не возникала в вашем автомобиле, то наверняка вы встречали на дороге машины, из-под капота которых валит серый дым. Если двигатель «закипел» — это очень опасно, а если подобная неисправность возникает не первый и не второй раз, то автомобиль не рекомендуется эксплуатировать до тех пор, пока точно не будет устранена причина, приводящая к ее возникновению.
Почему перегревается двигатель
Из самого понятия «перегрев двигателя» можно сделать вывод, что основной проблемой для возникновения подобного рода неисправности являются неисправности системы охлаждения.
Чаще всего перегрев двигатель связан с невнимательностью водителя, который не доливал охлаждающую жидкость. Недостаточный уровень охлаждающей жидкости автомобиля может возникнуть и из-за повреждений бачка, что приведет к ее чрезмерной утечке. Стоит отметить, что низкокачественная охлаждающая жидкость так же приводит к перегреву двигателя.
Неправильно работать система охлаждения может из-за поломки различных компонентов, входящих в нее: водяного насоса, вентилятора, радиатора, привода вентилятора и других. Также причиной для перегрева двигателя является неисправность термостата, который может заблокироваться в закрытом положении, из-за чего охлаждающая жидкость будет курсировать в двигателе, не охватывая радиатор.
Весьма редко причиной перегрева двигателя является попадание охлаждающей жидкости в систему смазки. Чаще всего причиной такой неисправности является повреждение прокладки головки блока цилиндров. При возникновении подобной проблемы эксплуатация автомобиля запрещена, и необходимо срочно устранить неисправность.
Перегрелся двигатель: что делать
Важно помнить, что перегрев двигателя – это очень опасно, и продолжать движение на автомобиле, из-под капота которого идет дым, следует только в крайнем случае. Запомните, а лучше сохраните в закладки на телефоне или распечатайте нашу пошаговую инструкцию, в которой подробно описано, что делать, если двигатель перегрелся:
- Сразу остановите автомобиль и заглушите двигатель;
- Откройте капот машины и подождите 5-7 минут, пока он остынет, и дым перестанет идти;
- После этого проверьте уровень охлаждающей жидкости. Внимание: жидкость остается горячей в течение долгого времени после остановки двигателя. Открывать бачок с нею следует очень аккуратно, и лучше использовать для этого тряпку или другие средства защиты рук от ожогов;
Если у вас так и не получилось устранить проблему, и из-под капота автомобиля идет дым, то следует срочно направиться в сервисный центр. Оптимальным решением будет вызов эвакуатора, но можно и самостоятельно добраться для сервиса, соблюдая осторожность. Во-первых, постарайтесь держать обороты далеко от «красной зоны» на тахометре. Во-вторых, включите на полную мощность отопитель салона.
Как избежать перегрева двигателя
Полностью оградить автомобиль от перегрева двигателя нельзя, поскольку не предугадать, когда выйдет из строя привод вентилятора, термостат или другой компонент системы охлаждения. При этом есть возможность минимизировать шанс перегрева двигателя автомобиля. Для этого необходимо соблюдать 3 простых правила:
- Как можно чаще проверяйте уровень охлаждающей жидкости в бачке;
- Если вы заметили, что приходится доливать антифриз чаще обычного, найдите причину, из-за которой это происходит;
- Обращайте внимание на натяжение приводных ремней помпы.
Соблюдая эти простые правила, вы сможете предупредить перегрев двигателя и избежать необходимости бороться с его последствиями.
Перегрев двигателя: признаки, причины и последствия
Он нечаянно нагрянет, когда его совсем не ждешь… Делимся советами: как не вскипятить мотор и что делать, если уже увидели дым из-под капота.
В процессе работы любого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) выделяется большое количество тепла. Чтобы не допустить перегрева, машины оснащают системой охлаждения: она держит рабочую температуру двигателя в оптимальных пределах (обычно от 85 до 105°С). Как и любая другая технически сложная часть, система охлаждения иногда дает сбои, в результате температура растет до критических значений, а это может привести к очень серьезным последствиям.
Чем грозит перегрев двигателя?
Не будем драматизировать: иногда он проходит без больших последствий. Все зависит от степени перегрева, которую можно условно разделить на три части.
Слабый перегрев. Внимательный водитель постоянно контролирует температуру охлаждающей жидкости (ОЖ). «Зависшая» в красной зоне стрелка датчика температуры — хороший повод проверить систему охлаждения, а заодно и двигатель. Ежедневный «подогрев» мотора вреден.
Средний. Пар из-под капота проблема уже серьезнее. Если такое случилось, нужно срочно остановиться, дождаться пока антифриз остынет, долить его (если есть что) и попробовать запустить ДВС. После этого лучше проверить мотор на станции обслуживания, потому что во время «кипения» он мог пострадать.
Сильный. Обычно такое случается, если мотор «закипел» из-за неисправной системы охлаждения о чем не знал водитель. Самые частые последствия перегрева двигателя звучат страшно и стоят дорого: расплавленные поршни, трещины на головке блока цилиндров, провернутые вкладыши, сломанный коленвал.
Не откладывайте визит в сервис, если силовой агрегат вдруг стал работать как прежде и больше не греется. В следующий раз он может «вскипеть» с последствиями.
Наиболее чувствительны к перегреву современные двигатели с турбонаддувом. Также «в зоне риска» тюнингованные моторы. Даже после замены программного обеспечения (а чип-тюнинг по праву относится к самому доступному и популярному варианту увеличения мощности мотора) температурный режим часто меняется и становится нестабильным.
Самые распространенные причины перегрева двигателя
Начнем с прописных истин: автомобиль и мотор в нем — предметы повышенной ответственности. Их надо регулярно обслуживать, не дожидаясь пока однажды машина встанет где-нибудь в пробке.
Низкий уровень антифриза. Банально, но многие открывают капот только зимой, чтобы залить незамерзающую жидкость, хотя следить за уровнем масла и антифриза нужно в любое время года. В системе охлаждения могут образовываться воздушные пробки, если охлаждающая жидкость постоянно на минимуме. Из-за этого мотор находится в постоянной зоне риска.
Некачественный антифриз. Тоже частая причина. Он может быть изначально плохого качества (скажем, вы залили его весной и никаких проблем до летней жары не было) или просто сильно разбавленный. Вторая причина чаще бывает у ленивых водителей, постоянно забывающих купить «охлаждайку», доливая в нее воду. От такой «жижи» в системе охлаждения проку мало и жди беды.
Забитый грязью радиатор. К сведению тех, кто не в курсе: радиаторов в автомобиле несколько. Обычно ближе к решетке установлен радиатор кондиционера, а за ним — основной, системы охлаждения. Доступ к нему затруднен и не всегда удается визуально проконтролировать состояние сот, тем более их очистить. В результате мы ездим с забитыми грязью радиаторами, процессы теплообмена нарушаются и вот вам снова риск перегрева. Популярный метод очистки струей воды под давлением результата практически не дает. Без демонтажа качественно промыть радиатор обычно не получается.
Неисправности элементов системы охлаждения. Каждый элемент выполняет свою задачу. Например, термостат переключает движение ОЖ между контурами: для быстрого прогрева двигателя пускает ее по малому контуру (через двигатель), после выхода температуры на рабочую — по основному (через радиатор). Если термостат заклинило в первом положении, жидкость может не поступать в радиатор и быстро перегреваться. Разумеется, причины перегрева ДВС могут быть и в неработающей помпе (водяном насосе), и в текущем патрубке. Иногда выходит из строя датчик температуры: на указатели вроде бы норма, а на самом деле температура высокая. Выход из строя вентилятора охлаждения радиатора обычно приводит к перегреву на малых скоростях, в дорожных заторах.
Признаки перегрева двигателя
Перегрев можно предупредить! В первую очередь меняются показания температуры ОЖ. Регулярно проверяйте положение стрелки (или цифру, если панель приборов электронная) — так вы сразу поймете, когда температура двигателя начнет повышаться. На некоторых моделях указателя нет — в этом случае при перегреве загорается сигнализатор. Какие еще признаки перегрева можно выделить?
- Появление пара из-под капота
- Вибрация, обусловленная кипением антифриза
- Падение мощности
- Отказ работы двигателя
Как предотвратить перегрев?
Прежде всего, следить за техническим состоянием транспортного средства и вовремя ездить на ТО. В неавторизованных техцентрах под техническим обслуживанием часто понимают замену моторного масла и фильтров, не уделяя внимания полноценной диагностике. В любом дилерском центре ГК FAVORIT MOTORS каждый автомобиль обязательно проверяют в соответствии с технологическими картами производителя. Специалисты не могут делать это каждый день. Поэтому вам необходимо наблюдать за уровнем ОЖ в бачке и информацией на указателе температуры жидкости. Также любые отклонения в работе двигателя (стуки, сложности с запуском и т. д.) должны стать поводом для беспокойства.
Что делать, если ДВС начал перегреваться?
Среди двух вопросов — как бороться с перегревом двигателя и почему греется двигатель — большая пропасть. Мотор может попадать в «красную зону» по множеству причин и угадать верную из них сразу наверняка не удастся, только если вы не профессиональный мастер и под автомобилем нет лужи. Решать проблемы надо по мере поступления, поэтому сначала не даем двигателю «встать колом», а потом ищем причины.
При первых признаках закипания немедленно останавливаемся на дороге. После этого проверяем уровень охлаждающей жидкости. Капот открываем осторожно — может обдать горячим паром.
Крайне нежелательно пытаться самостоятельно остудить перегретый двигатель. Были случаи, когда автовладельцы из лучших побуждений лили холодную воду прямо на ДВС — в результате головка блока цилиндров (а иногда и сам блок) трескалась, вынуждая заняться капитальным ремонтом. Наберитесь терпения и ждите — мотор остынет сам.
Когда перестанет идти пар и бурление в бачке прекратится (если оно было), нужно оценить ситуацию. Если вы не имеете опыта ремонта автомобиля, скорее всего вряд ли поймете причину перегрева двигателя. Внимательно осмотрите детали подкапотного пространства. Возможно, соскочил один из патрубков системы охлаждения или образовалась трещина в радиаторе: в этом случае под проблемным местом можно увидеть лужу. Но чаще всего никаких внешних признаков распознать не удается. В таком случае нужно долить антифриз (или на крайний случай воду) в расширительный бачок и попробовать продолжить поездку.
Как добраться до места ремонта без риска для двигателя?
Обычно перегрев происходит в жаркую погоду или в пробке. Имеет смысл подождать вечера, чтобы без проблем добраться до места ремонта своим ходом: станет прохладнее и спадет трафик. Есть несколько лайфхаков, которые увеличат ваши шансы доехать до нужной точки без перегрева двигателя.
Включите отопитель на максимум. Ваша задача — максимально отвести тепло из системы охлаждения. Печка заберет лишний жар мотора, но при этом вскипеть рискуете вы сами.
Держите минимальные обороты. Мы имеем в виду минимально возможные для нормального движения. При этом нагрузка на двигатель будет меньше — значит, меньше тепла будет выделяться при работе. На автомобилях с механической коробкой передач можно переходить на повышенную передачу раньше обычного. Машины с автоматом, как правило, имеют ручной режим: переведите в него ручку селектора и управляйте диапазонами вручную.
Есть подозрения? Давайте проверим!
Если состояние радиатора или уровень жидкости в расширительном бачке легко проверить, узнать что-то о термостате, водяном насосе, качестве антифриза обычному водителю никак не удастся. Антифриз обычно служит 5 лет, помпу в зависимости от модели меняют раз в 60 000 – 100 000 км. Более точные сроки можно узнать в ближайшем дилерском центре ГК FAVORIT MOTORS: если у вас есть подозрения, что двигатель перегревается, запишитесь на диагностику прямо сейчас. Помните, что реальный перегрев — это всегда большие расходы, которых на самом деле легко избежать.
ПЕРЕГРЕВ ДВИГАТЕЛЯ
Силовой агрегат автомобиля обеспечивает заложенные производителем силовые и динамические характеристики при условии поддержания температурного режима. Система охлаждения должна поддерживаться в исправном состоянии и обеспечивать безопасную работу мотора в разных режимах. При перегреве двигателя возникают серьезные неисправности, для устранения которых потребуются значительные финансы.
Продолжать движение при высокой температуре охлаждающей жидкости (ОЖ) запрещено по причине поломки деталей цилиндропоршневой группы. Перегрев вызывает увеличенный расход масла, происходит усадка клапанных сальников, деформация поршневых колец и других деталей силового агрегата.
Проблемы системы охлаждения
При движении на автомобиле нормальным считается повышение температуры охлаждающей жидкости в городском трафике. Но, если стрелка прибора зашла в красную зону, требуется срочно остановить транспортное средство для устранения поломки. Причины перегрева двигателя:
• низкий уровень охлаждающей жидкости;
• неисправность термостата, поэтому антифриз не поступает в радиатор для охлаждения;
• параметры ОЖ не соответствуют норме по причине длительного использования;
• не работает вентилятор, создающий поток воздуха;
• засорение радиатора.
Как не допустить перегрев мотора
Перед началом движения необходимо внимательно осматривать поверхность под автомобилем. Пятна антифриза указывают на негерметичность системы охлаждения. По свежим подтекам можно определить проблемные соединения.
При движении на автомобиле водитель должен постоянно контролировать температуру охлаждающей жидкости с помощью предусмотренного конструкцией индикатора на панели приборов. Многие неисправности автовладельцы могут определить на ранней стадии и своевременно принять меры по устранению дефектов:
1. Патрубки в местах соединения из-за постоянной термической нагрузки теряют эластичность, приходят в негодность и являются причиной утечки антифриза. Для профилактики неисправности необходимо периодически проверять герметичность соединений на холодном двигателе.
2. Снижение интенсивности циркуляции антифриза возникает по причине использования в качестве рабочей жидкости обычной воды, с добавлением присадок, якобы улучшающих свойства по охлаждению. В реальности из-за коррозии закупориваются ржавчиной охладительные каналы, и в результате снижается эффективность охлаждения.
3. При заправке системы рекомендуется выбирать ОЖ известных производителей, которые гарантируют соответствие своей продукции требованиям стандартов.
Кроме того, соты радиатора после 2-3 сезонов забиваются листьями, тополиным пухом и насекомыми, снижающими эффективность теплообмена. Промывка или продувка на мойке позволяет увеличить эксплуатационный ресурс агрегата. В некоторых современных автомобилях нет доступа к радиатору, поэтому необходимо обратиться в сервисный центр, где специалисты выполнят демонтаж и промывку детали.