Trt-auto.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как работает система ночного видения автомобиля

Аксессуары –
«Тестируем первую российскую автомобильную систему ночного видения»

Выйти из сумрака

Как это работает

НАЧНЕМ с того, что, хотя человеческий глаз нередко называют “самым совершенным оптическим инструментом”, видит он всего лишь тысячные доли от всего спектра оптического излучения. Вдобавок при освещении ниже 0,01 люкс (то есть в глубоких сумерках) мы способны видеть только крупные объекты, расположенные неподалеку, и не можем различать цвета.

Приборы ночного видения (ПНВ) работают в недоступном человеку инфракрасном диапазоне оптического излучения. Внешне они напоминают обычную камеру видеонаблюдения. Особый блок – электронно-оптический преобразователь – превращает эти невидимые волны в доступное глазу изображение, возникающее на экране монитора.

По принципу действия ПНВ (в том числе автомобильные) делятся на пассивные и активные. Первые еще называют тепловизорами – они распознают тепло, излучаемое предметами. Чем выше температура у объекта, тем ярче он выглядит на экране, особенно хорошо видны люди и животные. Впрочем, “картинка” у тепловизоров весьма специфичная – она напоминает черно-белый негатив.

Активные ПНВ выдают более привычное изображение. В отличие от тепловизоров они видят не собственное излучение предмета, а отраженные от него лучи инфракрасной подсветки. То есть дорога освещается ИК-фарами точно так же, как и обычными, а специальная видеокамера “видит” ее подобно глазу. Изображение на мониторе можно сравнить с черно-белой фотографией посредственного качества. Различать особо мелкие детали от систем ночного видения не требуется, главное – четко обозначить сам объект. Инфракрасные лучи невидимы, и даже включенные на полную мощность специальные фары не создают никаких помех встречным водителям.

Для подавляющего большинства автомобильных ПНВ предельной считается дальность 300 м. Увеличивать ее нет смысла – все равно на экране монитора пешеход будет отображаться в виде малоразличимой точки.

Редкая птица

ДОЛГОЕ время автомобильные системы ночного видения считались атрибутом лишь дорогих люксовых моделей. Теперь в московской фирме “Арсенал безопасности” разработан ПНВ, который можно установить практически на любой автомобиль – от “Жигулей” до “Мерседеса”. В частности, мы испытали опытный образец прибора, получившего название “Сова”, установленный на “Ладе” 8-й модели.

– Не обращайте внимания на торчащие провода и грубый крепеж, – предупредил директор фирмы и главный разработчик Игорь Литвиненко. – Система полностью работоспособна, но пока находится в стадии окончательной доводки и регулировки.

Самые важные детали ПНВ – два инфракрасных прожектора. Внешне они выглядят совершенно одинаково, но выполняют разные задачи: первый “заливает” пространство на 80 м перед автомобилем широким потоком инфракрасных лучей, а второй дает узкое направленное излучение, бьющее на 250 м.

Сами ИК-фары смотрятся весьма солидно – классической формы, в виде полушария, абсолютно черные, включая излучатель. Будь я владельцем брутального внедорожника, непременно установил бы их на “кенгурятник” – знакомые джиперы умерли бы от зависти. Инкассаторским машинам и другому спецтранспорту они бы тоже пришлись впору. Но легковым машинам эти прожекторы явно не по мерке. На тестовой “Ладе” фары крепятся к дуге на крыше а-ля джиперская “люстра”. Выглядит это, не спорю, внушительно – то ли измерительный прибор, то ли радар. Некоторые автомобили, проезжая мимо стоящей “восьмерки”, даже сбрасывали скорость. Но на свой хэтчбек гольф-класса я бы такое “украшение” не поставил.

Впрочем, по словам Литвиненко, для легковых автомобилей разрабатываются светодиодные прожекторы, которые будут встраиваться в бампер наподобие противотуманных фар.

Второй важный компонент системы – видеокамера, способная видеть инфракрасные лучи. Это модель одной из специализированных иностранных фирм. Камера относительно компактна – размером примерно со стандартный пластиковый стаканчик, но в данный момент она без корпуса, и поэтому в салоне автомобиля выглядит несколько чужеродно.

Еще один элемент – монитор. В момент испытаний использовался недорогой автомобильный телевизор марки “Videovox”. Но “Сова” может работать с большинством жидкокристаллических мониторов, которые есть на рынке, а также со штатными видеосистемами многих автомобилей. Главное условие – дисплей должен располагать аналоговым видеовходом. Этого для системы вполне достаточно. Сигнал с камеры через цифровой блок обработки изображений подается на вход монитора.

Помимо этого система ночного видения оснащена инфра красным фильтром, который устанавливается перед линзой объектива и убирает различные световые помех и, а в скором будущем дополнится еще и специальным цифровым устройством (тоже своего рода фильтром), которое сделает картинку на экране более четкой.

Как “Сова” спасла кошку

ОТЫСКАТЬ абсолютно неосвещенную улицу в Москве оказалось невозможно. Ради чистоты эксперимента мы отправились на совершенно темную грунтовку на дальней окраине столицы.

Было решено сравнить видимость при ближнем свете фар с изображением на экране “Совы”, полученным в тех же условиях. Пара человек из нашей компании взяли на себя роль “манекенов”.

Первая контрольная съемка на дистанции 50 м. А штатные фары у тестовой “восьмерки” довольно слабенькие… Это только наш фотокорреспондент, как и положено человеку его профессии, видит на таком расстоянии пешеходов в темной одежде. Я же, как ни напрягаюсь, различаю лишь смутные силуэты. Зато монитор ясно показывает две фигуры, а в придачу – все неровности дороги с ухабами и колдобинами. Просим наших помощников отойти на 100 м. Теперь они окончательно растворились в темноте. А вот “Сова” все так же отчетливо показывает и дорогу, и пешеходов. Не изменилась даже яркость изображения, только фигурки на экране стали поменьше. 150 м – как говорится, обзор нормальный. 200 м – фигурки заметно потускнели, но по-прежнему различимы. На таком расстоянии их бы не выхватил из кромешной темноты даже дальний свет фар автомобиля…

Неожиданно на экране показался маленький хвостатый силуэт. Кошка! Судя по размерам изображения, она вальяжно пересекала дорогу примерно в сотне метров от нас, но система показала ее совершенно отчетливо. Включаем дальний свет – где же она? Не видно! А вот монитор показал, как зверек проворно юркнул в кусты. Без ПНВ, если бы мы не стояли на месте, а ехали с приличной скоростью, у животного было мало шансов. Так что можно считать, что в данном случае “Сова” спасла кошку…

Одна из самых неприятных и рискованных ситуаций на ночной дороге – разъезд с автомобилем, который едет на встречу тебе. А на совершенно темной улице при этом водителю не видно ничего, за исключением двух ярких точек фар встречной машины. Дорога, ограждения, деревья и, главное, пешеходы, на несколько секунд пропадают из поля зрения. Особенно это опасно для людей, переходящих дорог у и наивно полагающих, что они хорошо видны в свете фар.

Находим большую асфальтовую площадку и выставляем два автомобиля метрах в 40 друг напротив друга, имитируя встречный разъезд. Рядом со “встречной” машиной стоят наши помощники, изображая пешеходов. Зажигаем ближний свет и… не видим ничего, кроме ярких световых пятен. Зато на экране “Совы” рядом с автомобилем четко различаются фигуры людей, да еще и железный забор за их спиной.

После завершения испытаний мы поинтересовались у авторов проекта сроками внедрения ПНВ в производство. Оказалось, об этом говорить еще рано – разработчики не способны самостоятельно наладить серийный выпуск этого устройства. Выполнить разовый заказ могут и сейчас, но цена такого единичного изделия окажется непомерно высокой, близкой к стоимости ПНВ зарубежного производства.

Системы от лидеров автопрома

Инфракрасные излучатели у “Mercedes” находятся во внутренних углах фар.

ИК-видеокамера седана из Штутгарта расположена около зеркала заднего вида.

ВПЕРВЫЕ серийно устанавливать приборы ночного видения на гражданские автомобили начали американцы – первопроходцем стал “Cadillac DeVille” выпуска 2000 года с системой “Night Vision” пассивного типа.

Современные машины оснащаются системами ночного видения обоих типов – и активными, и пассивными. Как правило, сами автопроизводители не разрабатывают ПНВ, а обращаются к признанным авторитетам в области высокотехнологичной электроники, например “Siemens VDO” или “Raytheon Systems Co.”, которые и изготавливают такие системы для ведущих автомобильных концернов.

В качестве примера можно назвать две компании – “Mercedes-Benz” и BMW, которые выпускают автомобили, оснащенные штатными ПНВ. Но подход к принципам работы этих устройств у них принципиально разный.

Мерседесовская система “Night View Assist”, которую мы испытали в тот же вечер, работает по активному принципу. Дорога освещается двумя инфракрасными прожекторами, встроенными в передние фары. ИК-видеокамера расположена в районе салонного зеркала заднего обзора. Информация выводится на ЖК-дисплей, размещенный на приборной панели, в виде черно-белой “картинки”. Поскольку прожекторы выхватывают из темноты абсолютно все объекты, а не только нагретые, изображение весьма реалистично: видны даже мелкие выбоины на асфальте.

Работает все замечательно, настораживает лишь то, что система “Night View Assist” явно считает себя умней владельца. Она позволяет себя включить, лишь когда, по ее мнению, станет достаточно темно. Следующее ограничение – инфракрасные прожекторы загораются только при движении на скорости выше 15 км/ч, этот пункт даже особо отмечен в прилагаемой инструкции. Кроме того, прибор бездействует при движении задним ходом. Видимо, у немецких разработчиков были какие-то причины для этих ограничений. Но работа отечественной “Совы” не зависит от режима движения и освещенности – она может быть задействована когда угодно, даже при выключенном зажигании – от автомобильного аккумулятора. По дальнобойности мерседесовская “Night View Assist” тоже несколько уступает российской разработке – примерно 150 м.

Пассивный прибор от компании BMW, который называется “Night Vision”, представляет собой тепловизор, видеокамера которого закреплена в нижней части переднего бампера. Дальность его работы составляет около 300 м. Система чутко улавливает разницу температур и отчетливо “рисует” живые объекты. Но с препятствиями на дороге дело обстоит хуже. Яму или камень, если они не отличаются температурой от асфальта, камера не видит. Зато система реагирует на скорость автомобиля и по мере ее возрастания увеличивает дальность обзора, а при повороте машины смещает “картинку” на экране в сторону движения.

Сказать, какая система лучше, – сложно. Соревнование активных и пассивных ПНВ рассудит время. Тепловизоры отчетливее “видят” пешеходов, а активные системы – неживые объекты. Специалисты считают, что оптимальным решением будет комбинирование обоих принципов работы. По всей видимости, такие приборы появятся на рынке в скором будущем.

Описание и принцип работы системы ночного видения автомобиля

Управление автомобилем в темное время суток требует от водителя гораздо большей концентрации и повышенного внимания. Ночная дорога иногда может быть совершенно непредсказуемой, поэтому не удивительно, что дальние поездки в условиях плохой видимости изматывают автовладельцев гораздо сильнее. Для того чтобы облегчить поездку после наступления темноты, инженерами была разработана специальная система ночного видения, которая устанавливается преимущественно в автомобили премиум-сегмента.

  1. Что такое система ночного видения NVA
  2. Элементы конструкции
  3. Принцип работы системы
  4. Системы ночного видения, разработанные крупными концернами
  5. Night View Assist Plus от Mercedes-Benz
  6. Dynamic Light Spot от BMW
  7. Night Vision от Audi
  8. Можно ли купить внештатное оборудование
  9. Преимущества и недостатки

Что такое система ночного видения NVA

Условия вождения в дневное и ночное время суток значительно отличаются. Чтобы исключить возникновение опасных ситуаций в темноте, водителю приходится постоянно напрягать зрение и внимательнее всматриваться в даль. Учитывая, что на территории Российской Федерации большинство трасс остаются неосвещенными, дальние поездки в условиях плохой видимости могут стать настоящим стрессом, особенно для начинающих водителей.

Система ночного видения автомобиля

Для того чтобы облегчить жизнь автомобилистов и обезопасить других участников движения в темное время суток, была разработана система ночного видения для автомобилей NVA (Night Vision Assist). Изначально данная технология применялась в военных целях, однако, сравнительно недавно перешла и в повседневную жизнь, в том числе и в автомобильную промышленность. Разработка помогает издалека увидеть пешеходов, животных или иные объекты, которые могут внезапно появиться на трассе.

Благодаря системе ночного видения водитель сможет вовремя среагировать на внезапное появление препятствия и остановить транспортное средство, исключая возможность столкновения.

Таким образом, NVA помогает автомобилисту:

  • избежать столкновения с неосвещенными препятствиями;
  • заметить других участников движения, представляющих потенциальную опасность, еще до тех пор, как они попадут в свет фар;
  • более уверенно контролировать траекторию движения, отчетливо наблюдая границы обочины и линию дорожной разметки, разделяющую между собой полосы встречного движения.

Пример работы системы ночного видения

Впервые Night Vision пассивного типа была установлена на американский автомобиль Cadillac DeVille в 2000 году.

Элементы конструкции

Система ночного видения состоит из четырех основных компонентов, взаимодействие которых обеспечивает безопасность на дороге:

  • датчики, считывающие инфракрасные и тепловые сигналы (обычно устанавливаются в фары головного света);
  • видеокамера за ветровым стеклом, снимающая дорожную обстановку;
  • электронный блок управления, обрабатывающий поступающую информацию;
  • дисплей на панели приборов, объединяющий изображения, полученные с датчиков и видеокамеры.

Таким образом, все сведения, полученные датчиками, преобразуются в изображение объекта и проецируются на монитор поверх кадров видеокамеры.

Расположение датчиков и камеры в автомобилях Mercedes-Benz

В качестве альтернативы привычному монитору также может использоваться проекция изображения на небольшой участок лобового стекла. Стоимость подобного оборудования уже значительно выше. Однако меняющиеся кадры на стекле перед водителем могут отвлекать его от управления транспортным средством, поэтому такой вариант применяется довольно редко.

Принцип работы системы

На сегодняшний день существует два основных вида систем ночного видения:

  • активный;
  • пассивный.

Системы активного типа используют в своей работе дополнительные источники инфракрасного цвета, которые отдельно устанавливаются на транспортное средство. Обычно активные системы могут считывать информацию на расстоянии до 250 метров от объекта. При этом на экран выводится четкое изображение высокого качества.

Пассивные системы работают подобно тепловизору, не используя инфракрасные спектры. Воспринимая тепловое излучение, исходящее от объектов, датчики воспроизводят картину происходящего на дороге. Поэтому изображения в таком случае получаются более контрастными, но менее четкими, отображаются в серых тонах. Зато дальность работы системы увеличивается примерно до 300 метров, а иногда и больше.

Системы активного типа применяются, например, такими крупными автопроизводителями, как Мерседес и Тойота. Пассивные NVA устанавливают концерны Ауди, БМВ и Хонда.

Несмотря на то, что пассивные системы обладают большей дальностью, специалисты в большинстве случаев отдают предпочтение активным приборам NVA.

Системы ночного видения, разработанные крупными концернами

Каждый автопроизводитель всегда старается привносить что-то новое в созданные ранее функции и системы. Поэтому некоторые крупные автомобильные концерны разработали свои разновидности приборов ночного видения. Приведем самые известные примеры.

Night View Assist Plus от Mercedes-Benz

Ярким образцом активной системы NVA является разработка концерна Мерседес – Night View Assist Plus. Ее уникальная особенность заключается в том, что система сможет проинформировать водителя даже о небольших ямах и неровностях дорожного полотна, а также предупредить пешеходов о возможной опасности.

Читать еще:  Dodge Charger 2015 (23 фото)

Работа Night View Assist Plus происходит следующим образом:

  • высокоточные инфракрасные датчики фиксируют малейшие препятствия, возникающие на дороге;
  • видеокамера определяет, в какое время суток происходит поездка на автомобиле, а также воспроизводит все детали дорожной обстановки;
  • электронный блок управления анализирует поступающую информацию и выводит ее на экран монитора.

Если Night View Assist Plus зафиксирует на дороге пешехода, то автомобиль автоматически предупредит его о возможной опасности, подав несколько коротких световых сигналов фарами. Однако такое предупреждение сработает лишь в том случае, если на трассе отсутствует встречный поток машин, водителей которых свет фар может ослепить.

Наиболее результативно система от Мерседес работает в условиях, когда скорость автомобиля превышает 45 км/ч, а расстояние от транспортного средства до препятствия или пешехода составляет не более 80 метров.

Dynamic Light Spot от BMW

Еще одной значимой разработкой является система Dynamic Light Spot, созданная инженерами немецкой компании БМВ. В основе используется интеллектуальный прибор ночного видения, который стал еще более совершенным в отношении безопасности пешеходов. Фиксировать опасную близость людей к дороге позволяет уникальный датчик сердцебиения, который может обнаружить человека или другое живое существо на расстоянии до 100 метров.

Вместе с остальными элементами системы, в оптику автомобиля монтируются дополнительные светодиоды, которые своевременно привлекут внимание пешеходов и предупредят их о приближении машины.

Диодные фары способны поворачиваться на 180 градусов, что предоставляет возможность привлечь внимание даже тех людей, которые еще только приближаются к проезжей части.

Night Vision от Audi

В 2010 году свою новинку представил концерн Ауди. Тепловизионная камера А8, удобно разместившаяся на машине возле эмблемы автопроизводителя, способна «видеть» на расстоянии до 300 метров. Людей система выделяет желтым цветом, чтобы гарантированно привлечь внимание водителя. Также бортовой компьютер Audi способен вычислить возможную траекторию движения пешехода. Если автоматика определит, что пути автомобиля и человека пересекутся, пешеход будет отмечен на дисплее красным цветом. Дополнительно система воспроизведет звуковой сигнал, который предупредит об опасности.

Можно ли купить внештатное оборудование

Система ночного видения присутствует в комплектации автомобиля довольно редко. В основном NVA в качестве заводской функции можно увидеть в дорогих иномарках премиум-сегмента. При этом у автомобилистов возникает законный вопрос: можно ли установить Night Vision в свой автомобиль самостоятельно? Такой вариант действительно возможен. На рынке представлен большой выбор доступных систем как от российских, так и от зарубежных производителей.

Правда, сразу стоит отметить, что покупка обойдется недешево: в среднем цена оборудования на рынке колеблется от 50 до 100 тысяч рублей. Дополнительные расходы будут связаны с монтажом и настройкой оборудования, так как самостоятельно установить все приборы будет не так просто.

Преимущества и недостатки

Какой бы совершенной ни казалась разработка, облегчающая передвижение на автомобиле в ночное время, она имеет как свои преимущества, так и недостатки. К очевидным плюсам NVA можно отнести:

  • высокое качество отображения, позволяющее отчетливо увидеть границы дороги и препятствия на пути;
  • компактный экран, передающий картинку, не занимает много места, но в то же время не заставляет водителя всматриваться в изображение;
  • водитель чувствует себя гораздо увереннее и комфортнее во время движения в темное время суток;
  • глаза автомобилиста меньше устают, поэтому концентрация на дороге сохраняется лучше.

Среди минусов системы NVA водители отмечают:

  • система четко фиксирует неподвижные объекты, но, например, животное, перебегающее дорогу, может быть плохо отличимым из-за высокой скорости его перемещения;
  • в сложных метеорологических условиях (например, при тумане или дожде) применение Night Vision невозможно;
  • контролируя дорогу по изображениям, воспроизводимым на мониторе, автомобилисту придется смотреть на экран, а не на саму дорогу, что не всегда бывает удобно.

Прибор ночного видения может существенно облегчить управление автомобилем в темное время суток. Наиболее совершенные системы позаботятся не только о безопасности водителя, но и предупредят пешеходов о приближающемся автомобиле. Однако каждому автомобилисту важно помнить, что полностью полагаться на приборы нельзя: водитель всегда должен быть сконцентрирован на дороге, чтобы в случае непредвиденной ситуации вовремя принять нужные меры и избежать дорожно-транспортного происшествия.

Как работает система ночного видения автомобиля

При каждой смене модельного ряда ведущие автопроизводители ставят перед собой цель привлечь покупателя особенным. Одни предлагают роскошный салон и богатое оснащение, вторые воспитывают спортивный характер и улучшают мощную динамику, третьи же делают ставку на более экономичные двигатели с альтернативными источниками энергии. Однако во всех случаях будущее автомобилестроения немыслимо без электронных систем управления. Бурное развитие технологических « начинок» дает основание полагать, что прогресс в автомобильной промышленности твердо определил для себя приоритетное направление.


СИСТЕМА ПОМОЩИ ПРИ ПЕРЕСТРОЕНИИ

Если при смене одного ряда движения на другой вы часто слышите недовольные сигналы клаксонов, или вам, совершая такой маневр, банально лень смотреть в наружные зеркала заднего вида, значит, этот электронный помощник создан именно для вас. Система безопасного перестроения поможет заметить транспортное средство на соседних полосах и избежать возможного столкновения.

Принцип ее действия основан на контроле зон движения рядом с автомобилем и предупреждении водителя о помехе. Система включается специальной кнопкой и активируется, как правило, на скорости свыше 60 км/ч. Радары, установленные в наружных зеркалах заднего вида, с помощью электромагнитных волн определяют все, что находится в «слепой» зоне. Электронные блоки управления следят за подвижными объектами, а также распознают неподвижные: припаркованные автомобили, дорожное ограждение и т.п. Если вы вознамерились перестроиться, но при этом в опасной зоне находится другой автомобиль, на приборной панели включается сигнальная лампа. При этом наряду со светодиодной индикацией может подаваться и звуковой сигнал. В некоторых системах вместо радаров устанавливаются видеокамеры и ультразвуковые датчики. Но следует помнить, что в условиях тумана, сильного дождя и снега цифровая камера недостаточно эффективна.

У разных производителей система информирования о «мертвой» зоне имеет свои торговые названия:
— Side Assist – Audi, Volkswagen;
— Lane Change Warning – BMW;
— Rear Vehicle Monitoring, RVM – Mazda;
— Blind Spot Assist – Mercedes-Benz;
— Spurwechselassistent, SWA – Porshe;
— Blind Spot Infomation System, BLISTM – Ford;
— Blind Spot Information System, BLIS – Volvo.


СИСТЕМА КРУГОВОГО ОБЗОРА

Данная технология, которая является дальнейшим развитием оптической парковочной системы, предназначена для оказания помощи водителю при выполнении параллельной или перпендикулярной парковки, движении между рядами, выезде на «слепой» перекресток, а также при маневрировании в других стесненных условиях. Работа опции основана на съемке обстановки вокруг автомобиля и передачи информации на мультимедийный дисплей.

Конструктивно система кругового обзора объединяет, в основном, четыре видеокамеры, установленные по периметру кузова. Передняя камера базируется в радиаторной решетке, задняя – в модуле освещения номерного знака, две боковые встроены в корпуса наружных зеркал заднего вида. Все видеокамеры имеют большой угол обзора и высокое разрешение. Это позволяет получать панорамный вид окружения автомобиля (т.н. вид с высоты птичьего полета) и детализированное изображение с одной или нескольких камер. При этом степень увеличения можно изменять. На «картинку» с камеры заднего вида выводятся динамические направляющие, указывающие возможную и рекомендуемую траектории движения. Система работает при небольшой скорости – до 10–18 км/ч, имеет автоматический и ручной режимы активации.

Система кругового обзора впервые была применена в 2007 году компанией Nissan и до недавнего времени являлась прерогативой автомобилей лишь премиум-сегмента. Сегодня она есть в арсенале многих ведущих автопроизводителей – Mercedes-Benz, BMW, Volkswagen, Land Rover, Nissan, Toyota. Некоторые из них имеют собственные названия:
— Around View Monitor, AVM – Nissan;
— Surround Camera System – Land Rover;
— Area View – Volkswagen.


СИСТЕМА РАСПОЗНАВАНИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ

Система призвана предупреждать водителя о необходимости соблюдения скоростного режима. Главный конструкционный элемент здесь – видеокамера, расположенная на ветровом стекле за зеркалом заднего вида. Она снимает пространство справа и сверху по ходу движения – в зоне расположения дорожных знаков. Эта камера также используется системами обнаружения пешеходов и помощи движению по полосе. Полученное изображение анализирует электронный блок управления, который распознает форму, цвет дорожных знаков, информационные надписи на них. Если фактическая скорость автомобиля выше максимально допустимой, на экран панели приборов выводится изображение в виде знака ограничения. Наряду с визуальным предупреждением может передаваться и звуковое.

Система способна распознавать ограничения скорости, действующие для определенного вида транспорта, а также знаки отмены ограничения. А разработка Opel Eye – еще и знаки, запрещающие обгон. Систему распознавания дорожных знаков (Traffic Sign Recognition, TSR) имеют в своем активе многие известные автокомпании – Audi, BMW, Ford, Mercedes-Benz, Opel, Volkswagen. Mercedes-Benz назвал свою систему Speed Limit Assist (помощь в соблюдении скоростного режима).


СИСТЕМА ОБНАРУЖЕНИЯ ПЕШЕХОДОВ

Основное предназначение этой технологии – предотвращение столкновения с пешеходами. Статистические данные свидетельствуют, что вероятность смертельного исхода от столкновения пешехода с автомобилем на скорости 65 км/ч составляет 85%, 50 км/ч – 45%, 30 км/ч – 5%. Применение данной системы позволяет почти на четверть сократить смертность пешеходов при ДТП и на треть снизить риск тяжелых травм.

Для распознавания людей вблизи автомобиля используется видеокамера и радар. Их работа наиболее эффективна на расстоянии до 40 м. Если пешеход обнаружен, система отслеживает его дальнейшее перемещение и оценивает вероятность столкновения. К тому же она способна «вести» одновременно несколько пешеходов, идущих или бегущих различными курсами, а также реагирует на транспортные средства, которые стоят на месте или движутся в попутном направлении. Все результаты слежения отображаются на мультимедийном экране.

Если электроника установила, что при текущем характере движения столкновение с пешеходом неизбежно, посылается звуковое предупреждение. Далее система оценивает реакцию водителя (торможение, изменение направления движения). И если таковой не последовало, автоматически доводит автомобиль до остановки.

Впервые система обнаружения пешеходов была использована в 2010 году на автомобилях Volvo. Она имеет ряд модификаций:
— Pedestrian Detection System – Volvo;
— Advanced Pedestrian Detection System – корпорация TRW;
— EyeSight – Subaru.


СИСТЕМА НОЧНОГО ВИДЕНИЯ

Принцип действия системы, устанавливаемой, как правило, на автомобилях премиум-класса, основан на фиксации инфракрасного излучения объектов и его проецировании на ЖК-дисплей щитка приборов в виде серого масштабного образа. Для этого применяются специальные камеры: тепловизоры – у пассивных систем, инфракрасные камеры – у активных. Первые характеризуются высоким уровнем контрастности, но низким разрешением изображения, они работают на расстоянии до 300 м. Вторые имеют более высокое разрешение и дальность фиксации порядка 150–250 м.

Еще одна опция, которая была бы весьма полезна на наших дорогах. Она могла бы помочь снять нагрузку с водителя при движении в темное время суток.

Технически и функционально совершенной системой ночного видения считается одна из последних разработок Mercedes-BenzNight View Assist Plus. В качестве основных конструктивных элементов в ней используются инфракрасные активные камеры в фарах головного света. Кроме того, имеется видеокамера за лобовым стеклом, определяющая время суток и наличие других ТС. Помимо стандартных функций информирования водителя, система предупреждает пешеходов о потенциальной опасности путем подачи коротких световых сигналов или их освещения фарой в течение пяти секунд. При наличии автомобилей впереди или на встречной полосе, система не срабатывает, чтобы не ослеплять других участников движения. Алгоритм программы реализуется при скорости движения более 45 км/ч и расположении пешеходов на расстоянии не более 80 м.

Еще дальше в данном направлении продвинулись баварские инженеры, представив интеллектуальную систему ночного видения – Dynamic Light Spot. Наличие живых существ на расстоянии до 100 м от машины здесь определяют датчики сердцебиения. Объекты, находящиеся вне проезжей части, автоматически освещаются поворотными диодными фарами. На автомобилях BMW система Dynamic Light Spot устанавливается в дополнение к системе ночного видения Night Vision.

Пассивными системами ночного видения являются:
Night Vision Assistant – Audi;
— Night Vision – BMW;
— Night Vision – General Motors;
— Intelligent Night Vision System – Honda.

Известные активные системы:
Night View Assist – Mercedes-Benz;
— Night View – Toyota.

Дорогое удовольствие

Системы ночного видения начали устанавливать в серийные автомобили еще в 2000 году. С тех пор технологии совершенствовались, и появилось уже несколько новых поколений систем. Однако массового спроса на них не отмечается. Сказывается их дороговизна. Ситуация сможет измениться не раньше 2016 года. Новые технологии должны будут снизить стоимость опции в несколько раз.

Первой компанией, оборудовавшей свои машины системами ночного видения, была американская Cadillac. В 2000 году с конвейера сошла модель DeVille. Установленная в ней система с помощью инфракрасного излучения помогала водителю обнаруживать людей, животных и движущиеся машины в темное время суток. Изображение выводилось на ветровое стекло. Спустя два года подобное устройство установила на Lexus японская Toyota. Как и у DeVille, система использовала инфракрасное излучение. Разница заключалась лишь в том, что американцы использовали дальнюю область инфракрасного спектра (пассивная система), а японские инженеры – ближнюю (активная система).

Конверсия по-американски

Поначалу американская новинка привлекла всеобщее внимание. СМИ запестрели материалами о том, что технологии, давно используемые военными, наконец-то стали доступны обычным жителям США. Разработка оборудования для DeVille велась совместно с крупным поставщиком военного ведомства Соединенных Штатов Raytheon Company. На рынке она известна в том числе зенитным ракетным комплексом Patriot.

В первый год были распроданы все 3 тыс. машин компании, оборудованные чудо-системой. Видя, что спрос превысил предложение, Cadillac обратилась к Raytheon с просьбой поставить еще столько же комплектов. После вала положительных отзывов для моделей 2001 года было заказано уже больше 6 тыс. единиц оборудования, а производитель задумался об увеличении мощностей.

Дальнейшие неудачи были так же оглушительны, как и успех. С 2001 года продажи начали падать. Многие покупатели остались недовольны качеством изображения системы, использующей дальнюю область инфракрасного спектра. Поскольку оборудование представляло собой тепловизор, четкость картинки сильно зависела от температуры воздуха. Так, в теплую погоду качество изображения оставляло желать лучшего. В результате через несколько лет Cadillac отказалась от установки системы в DeVille.

Усовершенствовать технологию попытались японцы. В августе 2004 года компания Honda объявила о выводе на рынок продукта под названием Intelligent Night Vision System, способного видеть в темноте пешеходов и предупреждать об их появлении водителя. В разработке новинки также приняла участие Raytheon. Второе поколение тоже имело слабые стороны.

Читать еще:  Рублевая цена нового кроссовера Mazda CX

Производитель не гарантировал нормальной работы аппаратуры при температуре воздуха свыше +30° C. Если модель от Cadillac выискивала препятствия на расстоянии 500 м, то японское ноу-хау – не далее 90 м. Кроме того, в расчет не принимались объекты ниже 90 см. Однако, пожалуй, главным минусом оказалась цена – 5250 долл. Американцы просили в 2 раза меньше.

О технологии заговорили снова в 2005 году. Тогда о готовности продавать автомобили, которые способны «видеть» ночью, отрапортовали два извечных конкурента Mercedes-Benz и BMW. Как и ожидалось, они использовали разные технологии со своими плюсами и минусами. Баварцы сделали ставку на сенсор, способный улавливать малейшие различия температур окружающих объектов. Их изображения передавались на экран на панели приборов. Излучающие больше тепла объекты, такие как животные или люди, подсвечивались ярче по сравнению с неживыми предметами. Диапазон действия новинки от BMW составлял 300 м.

Производители из Штутгарта в отличие от конкурентов предложили активную систему ночного видения. Она использовала источник инфракрасного света. Испускаемые прибором лучи, отражаясь от препятствий на дороге, создавали картинку, которая передавалась на специальный дисплей, установленный на панели приборов. Хотя диапазон действия устройства от Mercedes Benz составлял всего 150 м, изображение получалось более точным. Кроме того, поскольку температура объектов в данном случае была не критична, водитель получал больше шансов заранее обнаружить мертвое животное или другие посторонние предметы на трассе.

Технологию в массы

Несмотря на то что системы ночного видения представлены на рынке уже давно, особой популярностью они не пользуются. Массового спроса следует ожидать лишь после того как производителям удастся снизить стоимость опции. По данным на весну 2011 года, во всем мире было реализовано 103 тыс. автомобилей, способных «видеть» ночью. Специалисты считают, что к 2016 году этот рынок вырастет с 373 млн долл. до 5 млрд долл., или 1,7 млн проданных машин.

«Системы ночного видения всегда воспринимались как интересная, но в то же время очень дорогая опция, – объясняет аналитик американской исследовательской компании ABI Research Дэвид Александер. – При этом уже второе поколение устройств, выведенных на рынок в 2008 году, было способно отслеживать помимо прочего и передвижения пешеходов». По словам эксперта, пока подобные системы представлены только в премиальном сегменте. Тем не менее количество желающих приобрести автомобиль с данной опцией постепенно растет.

Производители связывают расширение рынка сбыта с удешевлением технологий. Так, комплект оборудования второго поколения образца 2008 года от американо-шведской компании Autoliv обходился автомобильным компаниям в 1 тыс. долл. В 2000 году опция у автомобилей Cadillac стоила конечному потребителю чуть больше 2 тыс. долл.

О том, насколько востребовано это оборудование, косвенно свидетельствуют данные о распределении выручки Autoliv. Компания развивает три основных направления: производство подушек безопасности, ремней безопасности и выпуск системы активной безопасности, включая системы ночного видения и сенсоры, предупреждающие о появлении пешеходов. По данным портала Seeking Alpha, на каждое направление приходится 66, 33 и 2% выручки. Продажи систем активной безопасности продемонстрировали неплохой рост с 49 млн долл. в 2009 году до 160 млн долл. в 2011-м. Правда, часть этого роста была обусловлена покупкой конкурентов.

Сейчас Autoliv работает уже над четвертым поколением оборудования, именно с ним связывают возможность резкого увеличения продаж. Компания надеется снизить его цену до 300 долл. для автопроизводителей, говорит Стюарт Клэппер, управляющий директор подразделения Autoliv Electronics, занимающегося разработкой систем ночного видения. Если автомобильные компании захотят приобретать оборудование в массовом порядке, тогда можно ожидать предложения подобных систем в среднеценовом сегменте. Однако четвертое поколение появится не раньше 2016 года.

Чем богаты

Оценить новые технологии могут и российские водители. Опцию, которая обойдется покупателю в 87–123 тыс. руб., предлагает большинство премиальных автомобильных брендов.

Так, Mercedes-Benz комплектует автомобили системой ночного видения Night View Assist Plus. По заверению компании, система существенно улучшает ориентацию водителя в условиях темноты и ослепляющего воздействия встречного движения. Видеокамера ведет съемку проезжей части, которая освещается неслепящей инфракрасной фарой, и передает изображение в градациях серого на многофункциональный дисплей. Функция позволяет раньше и эффективнее распознавать недостаточно освещенных участников дорожного движения, а также дальнейшую траекторию трассы в условиях встречного движения. Стоит такая опция около 118 585 руб. для автомобиля S-класса.

Опциональная система ночного видения от Audi с помощью тепловизора проводит съемку пространства перед автомобилем. Она распо­знает пешеходов на расстоянии от 15 до 90 м, «маркирует» их и отображает на экране. Если система обнаружит возможность столкновения автомобиля с пешеходом, то цвет маркировки на экране изменится на красный и раздастся предупредительный сигнал. Покупателю Audi А7 система обойдется в 110 760 руб.

BMW Night Vision распознает в темноте любую приближающуюся опасность и предупреждает водителя. Инфракрасная камера, расположенная за решеткой радиатора, анализирует обстановку на расстоянии до 300 м впереди автомобиля. Она обнаруживает пешеходов и велосипедистов и указывает их на дисплее управления. Три процессора одновременно вычисляют все движения за пределами автомобиля и направление следования BMW 6 серии купе. Если система обнаруживает опасность столкновения, водитель получает предупреждение на дисплее управления или на ветровом стекле в виде символа, соответствующего расположению человека за пределами автомобиля. Баварцы просят за возможность «видеть» в темноте 123 тыс. руб.

Туманные перспективы

О том, насколько востребована опция у россиян, «АБС-авто» рассказал директор по продажам «Ауди Центра Варшавка» Роман Приходько. «Система ночного видения не очень популярная опция у наших клиентов, – говорит он. – Для того чтобы эту опцию продавать, ее надо установить на тестовый автомобиль и демонстрировать в вечернее время в условиях плохого внешнего освещения. А Москва вечером на основных трассах освещена хорошо».

Что касается перспектив внедрения технологии в автомобилях среднего класса, то, по словам Приходько, для того чтобы опция стала популярной в среднем сегменте, она должна стоить до 25–30 тыс. руб. «В ближайшие несколько лет, полагаю, это невозможно», – считает эксперт. В настоящий момент стоимость опции для Audi А7 составляет 110 760 руб.

«Система Night View Assyst в России используется как опция на автомобилях Е-класса, ML-класса, CL-класса и S-класса (в том числе на версиях AMG), – говорит начальник отдела корпоративной коммуникации ЗАО «Мерседес-Бенц Рус» Андрей Родионов. – Если на внедорожной линейке она устанавливается на ограниченном количестве автомобилей, то на седанах и купе она популярна, в особенности на автомобилях S-класса и CL-класса. В прошлом году на автомобиле S 500 4matic с удлиненной базой, лидером по оснащению данной опцией, была установлена 301 система ночного видения Night View Assist Plus с функцией Spotlight. Всего с 2006 года опция была установлена на 7191 автомобиле легкового ряда Mercedes-Benz, поставленном в Россию».

Если говорить о возможности того, что в ближайшие несколько лет подобные системы станут более доступны и «перекочуют» из премиального класса в среднеценовой сегмент, как в свое время системы ABS и ESP, то, по словам Родионова, принимая во внимание сложившиеся методы продвижения новых технологий, такие ожидания не лишены оснований.

Система ночного видения для автомобиля. Альтернатива.

Давайте разбираться полезная ли это функция или же она не стоит нашего внимания. Для начала разберёмся что же такое приборы ночного видения. Это специальные фотоэлектронные девайсы, которые обеспечивают видимость ночью, преобразуя неразличимые в темноте изображения в видимые, усиливая свет и придавая им яркость и контрастность.

Система ночного видения в автомобиле, призвана увиличить дальность обзора для водителя в плохую погоду или в тёмное время суток.

Думаю все же многие понимают, что система ночного видения в автомобиле не будет лишней из соображений безопасности. Она помогает в ночное время оценить обстановку на дороге, при этом темнота или плохие погодные условия не будут препятствовать обзору. Данные приборы помогают чётко видеть объекты, на более дальнем расстоянии, что дарит водителю дополнительное время для манёвра.

Такие системы состоят из:

— камеры инфракрасного излучения, которая располагается в фарах;

— обычной автомобильной видеокамеры;

— монитора, для отображения информации.

Система ночного видения бывает двух типов: активная и пассивная. Идеальный вариант — совмещение двух типов систем в одном устройстве. Для функционирования активной, применяется дополнительных источник излучения, расположенный в автомобиле. В пассивных же, датчик инфракрасного излучения отсутствует. А принцип действия основан на работе тепловизора, который фиксирует излучение встречных объектов. Отличным примером пассивной системы ночного видения является система Dynamic Light Spot Night Vision от BMW. Система определяет расположение живых объектов и оповещает о них водителю звуковым сигналом, а также освещает их поворотными диодными фарами.

Поворотные диодные фары в работе:

Да, это хорошая функция для автомобиля, спору нет. Так почему же она так слабо распространена на сегодняшний день? Всё дело в стоимости, к сожалению не все могут себе её позволить. Комплектуются ею лишь автомобили премиум класса.

Альтернативой такому устройству может стать электронная приборная панель с данной функцией, но цена на такие устройства также кусается и подбирать её нужно под конкретный автомобиль. Вариантом по проще будет видеорегистратор оснащенный мощной светочувствительной микросхемой, которая обеспечивает хорошую картинку и отличное видение объектов в условиях плохого освещения. Да, уровень ночного видения у такого устройства намного ниже, но и цена более демократичная. Преимуществом такого устройства является и то, что его можно подключить к головному устройству SMARTY Trend через USB и видео будет отображаться на экране магнитолы.

Для тех же, кто дружит с техникой, для самых смелых, есть ещё вариант создать данный прибор самостоятельно. Для этого Вам будет необходим: инфракрасный излучатель; видоискатель; камера, для ночного видения (можно использовать камеру для видеонаблюдения); экран — в этом случае также можно использовать экран нашей магнитолы.
Технологии развиваются с огромной скоростью, нет сосмнения, что системы ночного видения в скором времени будут применятся повсеместно, и это сделает вождение в ночное время более безопасным. Тем временем, мы сами должны позаботиться о своей безопасности.

Система ночного видения в современных автомобилях

Развитие технологий ночного видения в автопромышленности.

В настоящее время технология ночного видения доступна только на небольшом количестве премиум автомобилей. Компания Autoliv, которая занимается разработками современных технологий безопасности автомобилей (в том числе и занимается производством автомобильных приборов ночного видения) считает, что в ближайшие годы развитие автомобильных систем ночного видения будет только возрастать. Хотя говорить о массовости применения подобной технологии говорить пока рано. Так, к примеру, в прошлом году во всем мире было продано только 80,000 автомобилей, которые были оснащены технологией ночного видения.

Однако по прогнозу специалистов компании Autoliv, к 2020 году число проданных автомобилей, оснащенные приборами ночного видения возрастёт до 300,000 автомобилей. На самом деле, это число может быть и выше. Все зависит от развития автономных автомобильных технологий, которые в настоящий момент развивают многие автомобильные марки. Если к 2020 году на рынок выдут новые автомобили, оснащенные автономными технологиями автоматического управления без участия водителя, то спрос на систему ночного видения вырастет в несколько раз.

В наши дни системы ночного видения устанавливаются только на премиальные и роскошные автомобили: Mercedes-Benz, Maybach, Audi и BMW. Эти автомобильные марки устанавливают систему ночного видения в большинстве случаев в качестве дополнительной опции. К примеру, Мерседес-Бенц устанавливает эту функцию на автомобили S-класса и SL Roadster. БМВ оснащает этой системой автомобили BMW 5-Series, 6-Series 7-Series, X5 и X6. Ауди устанавливает систему ночного видения на Audi A6, A7, A8 и Q7.

В настоящий момент система ночного видения, которая производится компанией Autoliv, находится в третьем поколении. По словам представителя компании, также уже разработана четвертое поколение системы ночного видения для современных автомобилей, но она не будет поставляться автомобильным компаниям, как минимум еще три года. Главное преимущество четвёртого поколения системы, это низкая себестоимость, которая снизилась на 50 процентов по сравнению с третьим поколением приборов.

Это позволит в будущем расширить рынок сбыта приборов ночного видения, за счет спроса на систему со стороны автомобильных марок, которые выпускают не дорогие автомобили.

Средняя стоимость автомобильных приборов ночного видения на сегодняшний день составляет от 2,500 до 4,000 долларов в зависимости от модели.

Справка 1ГАИ. РУ : Технология ночного видения использует инфракрасные датчики, которые установлены на кузов машины. Благодаря датчикам и электроники, которая расшифровывает получаемые данные, система ночного видения способна видеть животных и людей в полной темноте на расстоянии до 46 метров. Это примерно в три раза дальше, чем дальность фар дальнего света.

Кроме того, датчики имеют разную настройку, позволяющие видеть объекты в тумане, в пыли и в дыму. Правда стоит отметить, что при нулевой видимости на улице из-за тумана, дыма или пыли, система ночного видения не может улучшить обзорность.

Система ночного видения в автопромышленности может внести существенный вклад в снижение числа столкновений со смертельными исходами пешеходов, которые часто попадают под колеса в ночное время из-за плохой видимости на дороге.

Системы ночного видения: ночной дозор

ПРОВЕРКА ЗРЕНИЯ

Казалось бы, задача у систем ночного видения одинаковая, значит, и схема ее исполнения у обоих производителей должна быть схожая. Ан нет. Различия начинаются на уровне принципа работы.

В фарах «Мерседес-Бенца» установлены отдельные секции с инфракрасными лампами. Их лучи невидимы для человеческого глаза и, следовательно, не слепят встречных водителей. За салонным зеркалом спрятана черно-белая видеокамера, она и передает подсвеченное инфракрасным излучением изображение дороги на экран. Но если навстречу пойдет другая машина с включенным светом, то на дисплее может образоваться засветка.

Компания БМВ применила технологию дальнего инфракрасного обнаружения. Обещанный предел — 300 м, то есть в два раза больше, чем у конкурента. Здесь взамен активной инфракрасной подсветки использован установленный в бампере тепловизор, фиксирующий тепловое излучение объектов (люди, животные, нагретые части машин). Такой системе не страшна засветка, она видит «цель» сквозь естественные неплотные препятствия (например, кусты) и умеет масштабировать изображение на дисплее в зависимости от скорости движения.

Ночное видение БМВ показывает человека четче мерседесовской системы даже при ближнем свете фар.

«Мерседес-Бенц»

ОЦЕНИМ В ДВИЖЕНИИ

В начинающихся сумерках в ветровое стекло S-класса можно вовсе не смотреть: изображение с системы «найт вью ассист» (Night View Assist) четкое и детализированное. Наступление темноты заставляет вернуть взгляд на дорогу: картинка на панели сереет и становится уже не столь информативной. Если сравнивать изображение на экранах БМВ и «Мерседеса»… Все равно что простенькая графика игровой приставки «Сега» и проработанная детальная у «Плей Стейшн 3».

Читать еще:  Проверка уровня масла в АКПП

В S-классе картинка с камеры транслируется на приборный щиток, прямо по центру, занимая место огромного электронного спидометра. Поэтому при активации ночного видения контролировать скорость приходится по маленькой горизонтальной шкале внизу экрана — неудобно, беглым взглядом не зацепишься. Одновременно картинка с камеры совмещается с некоторыми сигнальными пиктограммами (режим работы коробки передач, указатели поворота), что делает их на светлой картинке практически невидимыми и лишает возможности пользоваться маршрутным компьютером. Резюме: на первый взгляд, удобно, но на практике выясняется, что реализация не самая удачная.

БМВ выводит изображение еще дальше от глаз — на монитор, расположенный в верхней части центральной консоли. Однако каждый появляющийся на бледной картинке пешеход выделяется ярким белым пятном, шансов увидеть его краем глаза у водителя больше. Вот вам и далеко отнесенный экран, и посредственная графика.

Запустить системы ночного видения попытались днем. Это может понадобиться, если пойдет сильный дождь, или начнется снегопад, или ляжет туман. БМВ возражать не стал, а «Мерседес-Бенц» предложил подождать темноты.

К тому же в «шестерке» можно включить проецируемое на ветровое стекло предупреждение о людях, появляющихся в секторе обзора, — этой функции у S-класса нет. Инструкция обещает, что тревожный треугольник вспыхнет на стекле рядом с показаниями скорости и навигации, призывая посмотреть на основной дисплей. На практике этого не случилось, сколько раз ни пробовали. Что же, спишем на дефект конкретной машины. Но и без этой подсказки пользоваться системой в БМВ удобнее, поэтому и оценку она получает чуть выше, чем мерседесовская.

ИГРАЕМ В ПРЯТКИ

Проверим «кругозор» камер. В полусотне метров от машины «Мерседес-Бенц» выхватывает из темноты сектор шириной 20 м, БМВ добавляет по метру с каждой стороны. Разница ничтожная, сойдемся на ничьей.

Переходим к опытам на людях — именно их тепловые образы должны вылавливать из темноты системы ночного видения в первую очередь. Коллега отправляется на границу ближнего света и встает на обочине. В свете ксеноновых фар S-класса пешеход заметен, но однозначно и быстро идентифицировать, что это человек, на расстоянии 80 м сложно. А система ночного видения четко обозначает теплокровного участника дорожного движения. Увеличиваем дистанцию до 150 м, включаем дальний. Теперь электронный глаз улавливает пешехода значительно слабее, но еще хуже видит его тот, кто за рулем. Однако преимущество системы ночного видения перед человеческим зрением в этом случае слишком ничтожно, чтобы доверять исключительно экрану, не сверяясь с реальностью за ветровым стеклом. Тем более что и дальнобойность у «найт вью ассиста» не выходит за границы дальнего света фар.

Клавиша ночного видения в БМВ логично скомпонована с выключателями других электронных помощников, но активировать функцию, не отвлекаясь от дороги, оказалось затруднительно.

Теперь очередь БМВ. Человек скрывается в темноте на расстоянии 70 м, но его белый силуэт прекрасно виден на мониторе. Увеличим дальность вдвое. На 140 м фигурка, обозначающая человека на дороге, выглядела на экране так же четко и ярко, лишь ее размер стал меньше. Увеличиваем расстояние еще и еще. Окончательно человечек пропал с экрана далеко за границей дальнего света, на расстоянии 320 м. Впечатляет! Если при ближнем свете у систем был паритет, то при проверке на большей дистанции БМВ не оставляет шансов «Мерседесу».

А как реагируют эти системы на неодушевленные предметы, например припаркованные автомобили? После выключения двигателя многие его детали еще долго излучают тепло, поэтому теоретически в такой ситуации электронный ассистент может помочь. На практике баварская система учуяла опасность за 230 м. «Мерседес-Бенц» же лишь выхватил искрящиеся в свете фар катафоты стоящей впереди машины. А если, допустим, светоотражателей нет или они заляпаны грязью? Здесь мерседесовская система сдалась сразу, не увидев впереди ничего. Еще одно подтверждение того, что за пределами света собственных фар S-класс бессилен и с системой ночного видения.

Самое интересное испытание оставили напоследок. Баварцы заявляют, что их система замечает людей и животных, скрытых кустарником на обочине. Согревшийся коллега отправляется в придорожный овраг, а мы включаем прибор и подъезжаем к месту засады. Надо же, не обманули! Верхняя часть тела отчетливо видна на экране, при этом ни в ближнем, ни в дальнем свете человека абсолютно не видно: густая придорожная растительность служит ему надежной маскировкой. Попробуем «Мерседес-Бенц» — как и ожидали, безрезультатно.

Из четырех пар глаз, четырех фар дальнего света и двух систем ночного видения заметить человека в кустах на обочине сумел лишь «найт вижн» от БМВ.

ПОДСЧИТАЛИ — ПРОСЛЕЗИЛИСЬ

Ночное видение пока остается игрушкой премиум-класса. «Мерседес-Бенц» просит за эту опцию 86 000–107 000 рублей, в зависимости от модели, БМВ — 112 000- 124 000 рублей. Впрочем, это 2–3% стоимости машины — эквивалентно доплате за металлик. Относительно стоимости нового автомобиля недорого, но есть ли смысл? В отношении S-класса скажем «нет»: возможности его «ночного глаза» достаточно скромны. Способности системы БМВ заметно выше. Кстати, в Мюнхене сейчас работают над новым поколением проектора, который позволит накладывать виртуальную картинку на то, что видит водитель через стекло ( ЗР, 2011, № 12 ). Но пока и баварский «найт вижн» оставим в списке опций далеко не первой необходимости.

«Ночной дозор» вашего автомобиля

Достоинства и недостатки систем ночного виденья.

По статистике большинство автомобильных аварий происходит в темное время суток. На трассе далеко не всегда можно включить дальний свет, а ближнего порой не хватает для комфортной езды.

Не удивительно, что из-за плохой видимости автомобилист подвергает себя и окружающих дополнительной опасности. Особенно на загородных трассах, где освещение может отсутствовать и вовсе. Для таких, или примерно таких, случаев были изобретены специальные автомобильные системы ночного видения.

Они бывают двух типов.

Первый тип — это система с инфракрасными датчиками (ИД), которые улавливают инфракрасное излучение. Каждый предмет, температура которого выше абсолютного нуля (-273 C), является его источником. Улавливая тепловые лучи, система преобразует их в картинку. И чем выше температура предметов, тем ярче они выглядят на картинке, а «холодные» предметы более размыты. Из-за этой особенности пассивные системы способны ослеплять водителей, так как лампы накаливания встречных машин — это мощный источник теплового излучения. Первым автомобилем, который оснастил системой ночного видения, стал в 1998 году Cadillac De Ville. Его система состоит из трех основных узлов: приемника инфракрасного излучения, электронного блока с пультом управления и специального жидкокристаллического дисплея.

Второй тип автомобильных систем ночного видения, которые недавно представила компания Bosch, оборудован тепловизором(ТВ). Здесь применена технология Near Infrared, использующая ближнюю область инфракрасного спектра. Полупроводниковые датчики обеспечивают высокую детальность изображения и широкий обзор, что заметно повышает уровень безопасности вождения, так как картинка легко интерпретируется. Система подсвечивает невидимыми для человеческого глаза инфракрасными лучами объекты, а специальная камера – тепловизор фиксирует их отражение. Активная система по сравнению с пассивной детальнее «читает» пространство, а также способна более качественно распознавать «холодные» предметы — указательные столбы, дорожные знаки, потерянный груз, стоящие автомобили и даже дорожную разметку.

Теперь разберемся как это выглядит на практике.

В системе с ИД — если на встречу будет двигаться автомобиль с включенным светом, то произойдет засветка.

Системе же с ТВ — фиксирующим тепловое излучение объектов (люди, животные, нагретые части машин). не страшна засветка, она видит «цель» сквозь естественные неплотные препятствия (например, кусты) и умеет масштабировать изображение на дисплее в зависимости от скорости движения. На ней четче выделяется фигура человека в ближнем свете фар.

ИД в светлое время суток (дождь или сильный туман) бесполезна, а система же с ТВ отлично выполняет свои функции даже днем.

По круговому обзору обе разновидности системы примерно одинаковы. В свете ксеноновых фар человека идентифицировать на расстоянии 80 метров весьма сложно. Обе системы справляются с этой непростой задачей великолепно.

Но вот на расстоянии 150 метров уже чувствуется разница, ИД передают изображение гораздо хуже, по четкости картинки.

А вот ТВ позволяет отчетливо даже на таком расстоянии видеть человека. Окончательно человеческая фигура пропадет с тепловизора только на расстоянии 320 м.

А как реагируют эти системы на неодушевленные предметы, например припаркованные автомобили?

После выключения двигателя многие его детали еще долго излучают тепло, поэтому теоретически в такой ситуации электронный ассистент может помочь. На практике ТВ выловил опасность за 230 м. ИД же лишь выхватил искрящиеся в свете фар катафоты стоящей впереди машины. А если, допустим, светоотражателей нет или они заляпаны грязью? Здесь система на инфракрасных датчиках будет бесполезна в отличии от прибора ночного виденья с тепловизором.

Системы, основанные на ТВ прекрасно замечают людей и животных, скрытых кустарником на обочине. ИД- же не видят скрытые объекты даже за мелкими препятствиями.

На удивление стоимость системы с тепловизором не намного выше, чем ее аналога с инфракрасными датчиками.

Резюме что системы оборудованные ТВ обеспечивают гораздо больше безопасность на дороге

А теперь ложка дегтя, в бочку меда, обеим видам систем.

Главный минус всех этих систем — маленькое изображение на экране, а для безопасного водждения взгляд водителя не должен отклоняться от оси движения далеко и надолго иначе возникает эффект «слепоты, вызванной движением» (Motion Induced Blindness). Он заключается в том, что если уставиться на один объект в то время, когда сам находишься в движении, то периферическое зрение «слепнет» и человек буквально перестает видеть что-либо по бокам от себя.

Правда разработчики оснастили некоторые экраны, передающие с камер специальной шкалой контролирующей скорость, также есть и пиктограммы режим работы коробки передач, указатели поворота. Но повторяю не у всех.

По — этому сосредоточившись на мониторе, вы рискуете не заметить то, что происходит у вас прямо под носом и попасть в ДТП.

Правда, в Мюнхене сейчас работают над новым поколением проектора, который позволит накладывать виртуальную картинку на то, что видит водитель через стекло, но пока еще до этого далеко.

Система ночного видения для машины

Для чего нужна

Зрение человека работает как идеальный оптический инструмент. Но мы способны различать лишь малую часть всего спектра. Если вдобавок дорога, по которой едет автолюбитель, будет без освещения, то ему под силу различить лишь достаточно крупные силуэты вблизи, а распознать цвета в этом случае в принципе невозможно.

Система ночного видения организована так, что видит за нас в недоступном человеческому глазу диапазоне инфракрасного излучения. Такой прибор (сокращенно ПНВ) похож на камеру для видеонаблюдения. В машинке установлен специальный блок. Он называется электронно-оптический преобразователь. Благодаря ему волны инфракрасного диапазона становятся видимыми для автолюбителя в машине. Системы ночного видения различаются принципом действия. Они бывают:

  • пассивные;
  • активные.

Пассивный ПНВ по-другому называют тепловизоры. Принцип их работы – распознавание тепла, которое излучают объекты. Но тепловизор выдает картинку довольно своеобразно – в виде ч/б негатива. У активной системы ночного видения изображение напоминает обычное, привычное нам. Видит данный прибор не излучение, идущее от объекта, а те инфракрасные лучи, которые отражаются от него. Путь освещен здесь инфракрасными фарами по типу обычных фар. Камера прибора может просматривать дорогу как человеческий глаз.

Картинка, которую видим на мониторе, сравнима с ч/б фото среднего качества. ИК-лучи невидимы, следовательно, если включить их на максимальную мощность, проблем встречным авто не создадите. Система имеет предел дальности 300 метров. Вполне достаточно для водителя и увеличивать расстояние бессмысленно. Ведь на мониторе пешеход будет напоминать небольшую точку – не более.

Как работает

Данная система основывается на показаниях миниатюрной автомобильной камеры, которая устанавливается на переднем бампере машины или перед зеркалом дальнего вида со стороны салона. Главное условие ее установки — избежать загрязнения, т.к. при этом уменьшается дальнобойность. Инфракрасная камера обладает большой чувствительностью, что позволяет ей распознавать предметы на дальних расстояниях.

Дальнобойность камеры до обнаружения автомобиля составляет около трехсот метров, а чтобы распознать человека — около 100 метров. Согласитесь, это намного лучше, чем дальность освещения лучших автомобильных ламп.

Тестируем отечественный прибор

Раньше такие «навороты» делались для дорогих иномарок. Теперь наша промышленность способна выпускать ПНВ, который подходит для любого авто. Для примера прибор «Сова». Что входит в систему? В первую очередь 2 ИК-прожектора. Выглядят они похоже, но функции разные. Первый прожектор освещает пространство впереди авто в радиусе 80 метров широкой полосой ИК-лучей. Второй же дает узкий луч с дальностью 250 метров.

Следующие модели ПНВ (может они уже в продаже) будут иметь светодиодные фары. Устанавливать их можно будет прямо в бампер, как противотуманные прожекторы. Но моя задача – испробовать данный прибор ночного видения.

Другой важной деталью системы ночного видения является видеокамера, которая видит ИК-лучи. Размеры ее компактные. Не менее важен и монитор. Когда я испытывал прибор первый раз, то тогда применил телевизор Videovox. Но если бы я захотел поставить монитор ЖК, то данная модель ПНВ работала бы и с ним. Равно как и с обычными видеосистемами большинства машин. Если будете ставить нечто подобное, запомните основное условие совмещения. У дисплея должен быть в наличии аналоговый видеовход.

Кроме всего перечисленного ПНВ оборудован ИК-фильтром. Монтируется этот фильтр перед линзой объектива. Его задача – убирать световые помехи. Следующие модели будут иметь также цифровое оборудование, благодаря которому видеть на мониторе изображения можно будет намного четче.

Теперь проверим систему на практике, какая будет видимость у ближнего света и на мониторе прибора. Для этого была выбрана темная грунтовая дорога. Ещё мне понадобились помощники, которые выходили на дорогу в условленное время. Итак, сначала оборудование проверялось на дистанции 50 метров. На такой дистанции я вижу с помощью прожекторов – лишь неясные силуэты. Но на экране прибора четко видно 2 фигуры плюс все ямы. Теперь я попросил людей отойти на расстояние 100 метров. Для фар они не видны вовсе. Но ПНВ показывает картинку столь же ярко, как и до этого. Только размер силуэтов уменьшился. Попробовали дистанцию 150 метров – такой же результат.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector