Trt-auto.ru

Автомобильный журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какую тормозную жидкость можно смешивать

Всё про тормозную жидкость автомобиля

Функция тормозной жидкости в машине – осуществить работу гидропривода, т.е. передать давление от главного тормозного цилиндра (подчиняющегося педали тормоза) на колесные тормозные цилиндры, которые затормозят движение с помощью колодок. Но представьте, что может произойти, если эти функции будут выполнены недостаточно хорошо и автомобиль затормозит гораздо позже?

Требования к тормозной жидкости авто
  • Работа в широком температурном диапазоне: от -30 до +150 (рабочая температура в тормозных цилиндрах при интенсивном торможении);
  • Неагрессивность: как к резиновым деталям-уплотнителям гидросистемы, так и к металлам;
  • Высокие смазывающие свойства – для внутренних поверхностей тормозных цилиндров;
  • Стабильность свойств: независимость их от условий эксплуатации.

Исходя из этих требований создаётся «тормозуха», которая состоит из основы (от 92 до 98%) и специальных присадок. По составу основы бывают 3 типа:

1. Минеральная . Характеризуется низкой агрессивностью к резине, хорошими смазывающими свойствами и низкой ценой. Недостатки: очень вязкая при температурах ниже -20, невысокая температура кипения. Широко применяется только на старых машинах благодаря нейтральности к резиновым прокладкам, в современных не используется.

2. Синтетическая из смеси полигликолей и эфиров. Наиболее частая основа с высокими эксплуатационными свойствами. Главный недостаток – высокая гигроскопичность – т.е. способность впитывать влагу, которая существенно ухудшает основные параметры тормозной жидкости и вызывает коррозию металлических деталей гидропривода.

Основные свойства

Температура кипения: чем выше, тем лучше. Если жидкость закипает, из неё выделяется пар, который, в отличие от жидкости, сжимается. На практике это приведёт к «проваливанию» педали и отсутствию торможения. Проявляется при частом подтормаживании, когда тепло от трения не успевает отводиться из тормозной системы и общая температура в ней растёт (например, при спуске с высокой горы летом). Реально опасное и непрогнозируемое явление.

Как часто менять в авто

Тормозная жидкость впитывает влагу из воздуха и конденсации из-за постоянной смены рабочих температур. Это приводит к её загущению зимой, слабой смазке летом и постоянной коррозии металла гидросистемы. А самое страшное, всего 3% растворённой в ней воды снизят примерно на 70 градусов температуру её закипания! Это главная причина того, что менять её рекомендуют каждые 2-3 года.

Для примера, за 3 года эксплуатации машины в «тормозухе» скапливается в среднем примерно 3,5 процента воды. Если сравнивать с «сухой» без воды, то температура кипения уменьшается со стандартных 250 градусов до 160-180 о C. Разница огромная. Разбавленная жидкость вскипает раньше «сухой». В реальной эксплуатации — педаль тормоза становиться колом, а автомобиль не тормозит.

При эксплуатации тормозная жидкость может менять цвет. Из-за сильного нагрева, коррозии, окисления, взаимодействия с резиновыми деталями. Изменение цвета не влияет на работу. Объективно проверить состояние сложно, жидкость в системе практически не смешивается. Соответственно в бачке она будет иметь больше воды, а в рабочих цилиндрах из-за постоянного воздействия высоких температур её свойства будут другими.

Вопросы и ответы

Что надо заливать? Самое главное правило: воспользоваться требованиями производителя, т.к. они проектировали тормозную систему под конкретные параметры. В руководстве также определена периодичность замены. Например, покупать жидкости DOT 5.1 или DOT 6 не нужно, если не знаете совместима ли она. Если не знаете, что ранее было залито в авто — лучше полностью заменить «тормозуху».

Можно ли смешивать? Смешивать жидкости различных классов запрещено категорически. Не известно как поведёт такая смесь и не разрушит ли резиновые уплотнения. В пределах одного класса (например, DOT 4) разных производителей – можно, они совместимы независимо от бренда на упаковке. Выбирайте ту продукцию, что предназначена изготовителем (по классу).

  • Как прокачать тормоза машины без помощника

Как правильно долить? Нужно знать, что находиться в бачке под капотом авто. Покупаем соответствующую и доливаем. Следует следить за уровнем, чтобы она была на уровне отметки «max». Если опустилась до уровня «min», то следует обязательно её долить. Как правило, доливать при исправной системы тормозов следует не чаще раза в год.

Стоит ли покупать спортивную тормозуху? Если автомобиль не участвует в любительских соревнованиях и нет серьезных переделок тормозной системы, то лучше заливать обычную. Спортивная отличается большей температурой кипения. Т.е. с ней машина будет более стабильно тормозить при неоднократных торможений с высоких скоростей. Для обычного авто — это не нужно и не стоит доплачить за спортивную жидкость для тормозов.

Можно ли смешивать тормозные жидкости. Скажем разных производителей и классов DOT3, DOT4, DOT5. Знать обязательно

Современные тормозные жидкости довольно технологичны, они выдерживают высокие температуры, а также высокое давление в тормозной системе современного автомобиля. Они не сжимаемы и поэтому их используют в тормозной системе автомобиля, то есть сжать — как скажем газ или воздух не получится. Именно поэтому система автомобиля жидкостная, она доказала свою надежность (справедливости ради стоит отметить что есть и пневматические варианты). НО все же у гидравлического варианта есть небольшие минусы — она может вытечь, например при обрыве тормозного шланга, а ехать нужно! Но что делать, если именно такого состава как у вас нет (залит оригинал от дилера)? Тогда возникает справедливый вопрос – а можно ли смешивать тормозную жидкость различных производителей и разных классов скажем в DOT4 налить DOT3 – что будет? Как обычно статья будет обширная + видео версия в конце, так что читаем — сморим …

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  • Сухая и увлажненная смесь
  • Классификация по DOT
  • Что будет если смешать тормозные жидкости
  • Смесь от разных производителей
  • ВИДЕО ВЕРСИЯ — РЕКОМЕНДУЮ.

Стоит отметить, что тормозная жидкость прошла длинный срок эволюции, как обычно все зарождалось с минеральных составов, дальше появились гликолевые (сейчас самые часто используемые), затем силиконовые (многие пишут за ними будущее, но я не совсем согласен). Так чем же вызван такой скачек развития? ДА все просто, машины становятся все быстрее, скорости запредельные, и поэтому минеральные смеси которые были раньше банально не отвечают этим требованиям.

Сухая и увлажненная смесь

В самом начале мне хочется рассказать про гигроскопичность тормозной жидкости (для тех, кто не знает — это способность поглощать влагу из окружающей среды). Именно поэтому ее обязательно нужно менять через определенный срок в среднем через 2 – 4 года, все зависит от класса (про это чуть ниже).

Так вот когда вы только что вскрыли запечатанную банку (у которой не было контакта с окружающим воздухом), и хотите налить в основной бачок, то такой состав будет называться – СУХИМ, потому как там нет влаги вообще! Ведь только что открыли.

А вот если ваша машина или открытая банка были в контакте с воздухом (банка могла лежать открытой на полке пару лет). То жидкость уже напитала в себя большой процент влаги! Причем достаточно всего 3,5% чтобы ее уже нельзя было применять в тормозной системе! Такая смесь называется – УВЛАЖДЕННОЙ (банально в ней есть вода)!

Классификация по DOT

Для начала что вообще такое DOT – если расшифровать получается Department Of Transportation (Или департамент транспорта) находится в юрисдикции США. Так вот этот департамент, решил разграничить различные составы по классам — в итоге появилась DOT1, а после и другие.

DOT1 – DOT2 – это самые первые тормозные жидкости, они были основаны на минеральных веществах, сейчас практически не применяются, поэтому забивать голову ими не будем, хотя для общего развития их отмечу. Применялись они на тихоходных автомобилях, скорости примерно до 40 — 60 км/ч, при больших нагрузках могли достаточно быстро закипеть. От этого очень быстро теряли свои характеристики.

Сейчас небольшая ремарка – спросите, а отчего она могла закипеть? Да все просто когда автомобиль тормозит, причем склон затяжной, колесные диски могут раскаляться до 350 — 400 градусов Цельсия. Часть тепла передается в суппорта, а уже от них самой «тормозухе». Минеральная начинала закипать уже при 140 градусах.

DOT3 – это третий класс, своего рода был инновационным. В его составе уже использовалась гликолевая основа. Температура кипения сухой жидкости – 230, а увлажненной – 140 градусов.

DOT4 – четвертый класс, не поверите третьего стало недостаточно, особенно в состоянии увлажненности. Основа опять же гликоли. Составы немного доработали, и теперь характеристики 240 и 155 соответственно. Стоит отметить для большинства легковых автомобилей на данный момент этого достаточно, но существуют авто с мощными моторами, тяжелыми кузовами и запредельными скоростями.

DOT5.1 – для них следующий класс (почему с точкой поймете потом). Здесь также гликолевая составляющая в базе. НО температурный порог опять же увеличен до 260 и 180 градусов собственно. Однако эти составы намного дороже, поэтому их редко применяют на бюджетных автомобилях.

Как вы поняли это так сказать – «гликолевая ветка» развития. Плюсов у таких составов много, ведь нам важно не только закипание, но и смазка с внутренней стороны — это поршни, сальники, цилиндры и прочее (нужно отметить — что сальники именно с гликолями работают очень хорошо и долго). Также эти тормозные жидкости достаточно стабильны. ТО есть у них нет каких-либо отклонений в характеристиках.

Из минусов – замена раз в 2 – 3 года, потому как гигроскопичность на очень высоком уровне. Нужно заметить, это реально «жирный» минус.

DOT5 – пятое поколение, есть еще DOT5.1/ABS, по сути они очень похожи. Вообще их делали как нечто революционное, они должны были вытеснить старые составы и стать во главе. Все дело в том, что в основе лежат силиконы. Температурные характеристики примерно схожи — это 260 для сухой и 180 для увлаженной. Но большим плюсом является гигроскопичность здесь она не такая большая как у оппонентов! Можно эксплуатировать 4 – 5 лет не боясь, все же силикон не так сильно впитывает влагу.

Читать еще:  Обзор Zotye Coupa 2018

Вроде вот он идеальный состав длительного действия. Но оказалось, здесь есть также существенные минусы.

Силиконы не обладают такими смазывающими свойствами как у оппонента. Из-за чего износ сальников, цилиндров, поршней происходит намного быстрее. Собственно поэтому производители вернулись обратно к предыдущей формуле, и появилось «5.1» поколение. Вступление было долгим, однако это нужно, чтобы понять можно ли смешивать или нет

Что будет если смешать тормозные жидкости

Теперь самое интересное, именно за этим мы здесь собрались. Можно ли смешивать или нельзя. Как мы поняли, есть два основных подвида, условно назовем их:

ГЛИКОЛИ – это DOT3, DOT4, DOT5.1. Их можно смешивать в любом соотношении, если хотите они взаимозаменяемые, ничего страшного не произойдет! ОДНАКО ЕСТЬ ОДНО НО (как обычно). Если скажем в самую совершенную «тормозуху» DOT5.1 налить DOT3, то конечная смесь получится с заниженными показателями. ТО есть температурный порог провалится до низшего уровня. А теперь думаем, пятое поколение «5.1» – СТОИТ ДОРОГО, «3» — СТОИТ НАМНОГО ДЕШЕВЛЕ. Кто в здравом уме будет их перемешивать?

Это скорее экстренная мера, допустим вы уехали в другой город, потек суппорт, вам его восстановили, но вашей DOT5.1 не оказалось, можно налить DOT4, но по приезду желательно все заменить на нужный уровень. Ведь производитель не так просто залили пятое поколение, значит на это были причины, например мощный или тяжелый автомобиль, при торможении нужно большое усилие чтобы его остановить, соответственно большой разогрев.

СИЛИКОНЫ – DOT5 и DOT5.1/ABS в них НЕЛЬЗЯ заливать другие классы DOT3, DOT4, DOT5.1 – ОНИ НЕ СМЕШИВАЮТСЯ! Гликоль и силикон, не одинаковые составы! ДАЖЕ DOT5 и DOT5.1/ABS не рекомендуется для смешивания, у них хоть и одинаковая база, но различные характеристики и свойства.

Смесь от разных производителей

НУ и последнее, можно ли смешивать разных производителей? ДА КОНЕЧНО МОЖНО, почему нельзя то? Ведь здесь ЖЕСТКАЯ стандартизация, поэтому DOT4 от совершенно различных компаний взаимозаменяема, ведь они должны иметь одинаковую основу и температурные характеристики.

Конечно если это не подделка! Все же фирменные жидкости от самого производителя, купленные у дилера немного гарантируют качество, да и нужно ее не так-то уж и много, всего 0,5 – 1 литр, раз в 2 – 4 года.

ДА и запомните – это жидкость хранит вам вашу жизнь! А ЭТО ВАЖНЕЕ ВСЕГО!

Сейчас видео версия статьи смотрим.

НА этом заканчиваю, думаю, моя статья и видео были вам полезны. ИСКРЕННЕ ваш АВТОБЛОГГЕР.

(29 голосов, средний: 4,38 из 5)

Похожие новости

Почему скрипят тормозные колодки при торможении. Как старые, так.

Тормозная жидкость состав. Основные свойства, нужная информация

Электронный ручник. Как им пользоваться? Разберем плюсы и минусы

Можно ли смешивать тормозухув автомобиле: советы

Тормозную жидкость в автомобиле меняют в лучшем случае каждые 3 – 5 лет, поэтому многие водители забывают сорт и марку залитой в систему «тормозухи». Отсюда вопрос: можно ли смешивать тормозные жидкости, если нужно восстановить уровень в бачке?

Первым делом следует предупредить: жидкость в бачок гидропривода тормозов нельзя просто долить. Нужно выяснить причину падения уровня и устранить утечку, иначе недалеко до беды, ведь отказ тормозов почти всегда приводит к аварии.


Гликолевые тормозные жидкости DOT из-за впитывания ими влаги рекомендуется менять каждые 3 – 5 лет. Старая добрая БСК этим не страдает.

Но какой бы ни была причина, возможность заменить жидкость полностью есть не всегда, и тогда приходится восполнить потерю путем долива. Можно ли смешивать жидкости разных типов?

Для начала – совсем немного теории. Тормозные жидкости – это составы, которые отвечают множеству требований, главные из которых – стабильная вязкость и как можно более высокая температура закипания. Эти параметры непосредственно влияют на работоспособность тормозной системы в напряженном режиме и в зимних условиях.

Температура кипения*, о С

Вязкость**, мм 2 / с

Рабочий диапазон -20 до +30 °С

От красного до оранжевого

От светло-коричневого до светло-желтого

* Температура кипения указана для новой (сухой) и старой ТЖ (3,5% влаги)
** — Вязкость увлажненной ТЖ при 100 о С и при минус 40 о С

Если очень нужно

Исходя из этого, каждое новое поколение жидкости (DOT-2, DOT-3, DOT-4 и т.д.) отличается от предыдущего более высокой температурой кипения и более низкой вязкостью на морозе. Поэтому в большинстве случаев смешивание жидкостей разных поколений приводит лишь к некоторому снижению эксплуатационных характеристик – на столько, на сколько жидкость более низкого класса “участвует” в полученной смеси.

Надлежащий уровень тормозной жидкости отмечается на стенках бачка. Его периодическое снижение должно насторожить владельца.

Но есть два крайних – причем почти буквально – случая: самая старая жидкость типа БСК и самая продвинутая DOT-5 (без дополнительного индекса). Они отличаются от других “дотов” базовой основой, вместо гликолей у БСК касторовое масло, а у “пятерки” — полимерный продукт силикон. Эти жидкости нельзя смешивать ни с какими другими, они несовместимы именно из-за особенностей своей базы. Кстати, обе они изначально окращены красным цветом – в отличие от допустимых к взаимному смешиванию DOT-3, -4 и -5.1, которые производители окрашивают желто-зеленым пигментом.

Тормозная жидкость DOT-5 с ее высокими характеристками и силиконовой базой на самом распространена менее, чем ее вторая “редакция” с индексом -5.1 на основе гликолей. “Чистую пятерку” смешивать с другими DOT’ами нельзя.

Кроме того, БСК из-за низкой температуры кипения подходит только для транспорта с ненапряженным температурным режимом тормозов, а DOT-5, наоборот, слишком крут для большинства гражданских легковушек, и его используют на самых динамичных спортивных моделях.

Интересно, что состав типа DOT-5.1 “миксовать” можно, поскольку в его основе – снова-таки гликоли. При смешивании между собой DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 марка и производитель ТЖ не имеют значения.

Ну а если?

А что произойдет, если все-таки смешать, к примеру, старую БСК с современными DOT-3 и -4? В первую очередь пострадают резиновые манжеты: будучи уже смоченными минеральной ТЖ, они разбухнут при контакте с гликолями DOT`ов – и гидравлика рано или поздно откажет. Не поздоровится и шлангам, а это грозит никак не меньшими неприятностями – вплоть до заклинивания тормозов. На этом фоне “свертывание” касторки – минеральной основы БСК – покажется досадной мелочью.

Если в системе побывала и минеральная жидкость БСК, и любой из гликолевых DOT`ов, резиновые детали гидропривода наверняка выйдут из строя.

Рекомендации “Авто 24”

Большинство использующихся в современных автомобилях жидкостей можно смешивать без катастрофических последствий. Всерьез опасаться нужно только устаревшего состава БСК и суперпродвинутого DOT-5 (без дополнительных индексов). Заранее поинтересуйтесь, не используются ли часом в вашей машине эти экзотические сорта, чтобы избегать неприятностей при возможном последующем доливе. Но даже если у вас в системе залит один из распространенных DOT`ов, будьте готовы к тому, что некоторые модели авто не примут чужеродный микс (например, из-за проблем в работе ABS) и вам придется двигаться в неспешном режиме до ближайшей СТО. Поэтому самое разумное – вести бортовой журнал, куда записывать все данные расходников, которые использованы в автомобиле при его обслуживании и ремонтах. А в более глобальном плане важно поддерживать машину в таком состоянии, когда она требует не долива, а только плановой замены рабочих жидкостей.

Какую тормозную жидкость можно смешивать

Sammy, тормозную жидкость ДОТ-4 начали применять с 7 декабря 2005 года (на эту тему есть специальный бюллетень). Если крышка на главном тормозном цилиндре черная, значит залита ДОТ-3. Если крышка серая и под ней желтая наклейка с надписью «Use only DOT-4» то, соответственно, залита ДОТ-4. Смешивать ДОТ-3 и ДОТ-4 НЕЛЬЗЯ!

СМЕШИВАТЬ МОЖНО, но только в том случае, если тормозная система изначально рассчитана под ДОТ 3. В старом мануале в «карте смазки» об этом сказано прямо: ДОТ 3 или ДОТ 4. Ни о каких ограничениях по смешиванию не упоминается.

А теперь подробно:

минимальным на сегодняшний день считается уровень DOT 3.
Жидкости этого класса рассчитаны на эксплуатацию в ненагруженных тормозных системах автомобилей с дисковыми и (или) барабанными исполнительными механизмами. Пример отечественных продуктов этой группы ≈ жидкость Томь. Следующий класс (DOT 4) объединяет жидкости с улучшенными характеристиками, которые рассчитаны на работу в автомобилях с дисковыми и дисковыми вентилируемыми тормозами. Из отечественных продуктов этим требованиям отвечает пока только Роса и ее модификации. Жидкости более высоких классов используются в очень нагруженных тормозных системах (например, на спортивных автомобилях) и для подавляющего большинства автомобилистов малоинтересны.

Тормозные жидкости отечественного производства марок Нева, Томь, Роса и импортные с надписью «glycol» или «polyglycol» на упаковке имеют гликолевую (полигликолевую) основу и смешиваются между собой в любых пропорциях (естественно, если каждая из них является кондиционной). Только имейте в виду, что, готовя «коктейль» из жидкостей классов DOT 3 и DOT 4, вы получите смесь, отвечающую требованиям DOT 3.
Жидкости, используемые в гидросистемах автомобилей Citroen, Jaguar, Rolls-Royce и отечественных машин старого поколения (жидкость БСК), изготовлены на минеральной (нефтяной) основе. Гликолевые и минеральные тормозные жидкости несовместимы!

Читать еще:  Что делать, если пробил колесо на дороге

Основные отличия (из стандарта SAE, который как раз и определяет термин DOT):

t кипения «сухой» жидкости
3-205 гр
4-230 гр.

t кипения «увлажненной» жидкости
3-140
4-155

вязкость
3-1500 единиц
4-1800 единиц

Других отличий, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ стандартом НЕТ.

P.S. при помощи Яндекса все сказанное можно легко проверить..)))

при помощи Яндекса все сказанное можно легко проверить..)))
А при помощи бюллетеня из GM можно проверить вот это:
Смешивать ДОТ-3 и ДОТ-4 НЕЛЬЗЯ!

Доверяйте Яндексу и будьте счастливы!
А я все-таки буду руководствоваться бюллетенями из GM 😉

А я все-таки буду руководствоваться бюллетенями из GM 😉

спорить не буду, но предпочитаю доверять самим производителям тормозной жидкости, а так же НАМИ и API, последние две организации мне как то больше авторитетны, чем GM ))

Кстати часть текста о различиях ТЖ и их совместимости взят из протокола официальных испытаний различных марок ТЖ в НАМИ.

Кроме того, я еще раз повторю, в ИНСТРУКЦИИ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ К МАШИНЕ ПРЯМО СКАЗАНО, что можно использовать ДОТ-3 ИЛИ ДОТ-4 и НИ СЛОВА о запрете их смешивания. GM в своей обычной манере выпустил бюллетень ДСП без оповещения автовладельцев по типу приснопамятного уменьшения перепробега при ТО с 1500 до 500 км с целью сокрашения расходов на гарантию.

Можно ли смешивать тормозную жидкость

  1. Рабочие характеристики и свойства
  2. Советы перед началом смешивания

Каждому автомобилисту необходимо внимательно следить за состоянием своего транспортного средства. Одна из самых частых процедур помимо заправки – замена технических жидкостей. Сюда относится моторное масло и, конечно, тормозная жидкость.

Многие не знают, можно ли смешивать тормозную жидкость. Ведь это значительно упрощает процедуру обслуживания и позволяет неплохо сэкономить.

Тормозная жидкость – это специальное вещество, отвечающее за состояние тормозной системы, а, следовательно, и за безопасность во время движения.

Рабочие характеристики и свойства

Разновидности

Проблема связана с тем, что в настоящее время продаётся множество различных разновидностей тех или иных жидкостей. Для них даже разработаны специальные стандарты — DOT, определяющие их свойства и рабочие характеристики:

  • DOT 3 для автомобилей малой мощности;
  • DOT 4 для быстроходных автомобилей;
  • DOT 5 для спортивных автомобилей.

Каждый тип по DOT отличается своими свойствами, такими как температура кипения, вязкость, консистенция и т.д. Объясняется это тем, что на разных скоростях нагрузка на тормозную систему отличается.

Как узнать, можно ли смешивать тормозную жидкость. Можно дать несколько рекомендаций:

  1. Можно смешивать жидкости, принадлежащие к одному классу.
  2. Необходимо, чтобы жидкости были созданы на одной основе.

Последствия неправильного смешивания

В противном случае результат воздействия будет резко негативным.

Советы перед началом смешивания

При правильном выборе можно долить

Очень часто хочется просто долить тормозную жидкость, чтобы не терять времени. И именно поэтому лучше всегда знать, какой именно продукт вы используете. Благодаря этому можно быстро подобрать подходящее для смешивания вещество.

Есть несколько полезных советов:

  1. Внимательно изучите этикетку – там указывается вся необходимая информация.
  2. Не стоит рисковать, если вы не уверены, что жидкости однородные.
  3. Попробуйте смешать немного жидкостей в какой-нибудь таре и посмотрите результат.

Изучаем этикетку

В данном случае приходится сталкиваться с очень многими нюансами, которые способны повлиять на результат. Обычно специалисты призывают воздержаться от смешивания тормозных жидкостей. Всегда лучше залить новую, потому что от этого тормозная система будет работать только лучше. Но если есть острая необходимость, и вы уверены в результате, тогда можно и рискнуть.

Обзор тормозных жидкостей SINTEC

Тормозная жидкость на полигликолевой основе. Предназначена для использования в тормозных системах барабанного, дискового типа и сцеплениях автомобилей отечественных и зарубежного производства.

Тормозная жидкость на полигликолевой основе. Предназначена для использования в тормозных системах барабанного, дискового типа и сцеплениях автомобилей отечественных и зарубежного производства.

Тормозная жидкость, предназначенная для использования в гидроприводах тормозов и сцеплений автомобилей всех отечественных модификаций.

Содержание статьи:

  • Зачем вообще менять тормозную жидкость?
  • Какими бывают тормозные жидкости?
  • Как узнать, какая жидкость в моем автомобиле?

Правильно выбрать тормозную жидкость очень просто. Главное – знать особенности разных типов.

Многие владельцы современных автомобилей в принципе не сталкивались с необходимостью выбора тормозной жидкости и даже не подозревают, что это расходный материал. Между тем, большинство автопроизводителей рекомендуют менять ее через каждые 40-60 тысяч км пробега. Кроме того, необходимость покупки жидкости может возникнуть при ремонте тормозной системы или падении уровня в бачке. Поэтому советуем заранее изучить вопрос грамотного подбора тормозной жидкости.

Зачем вообще менять тормозную жидкость?

Тормозная жидкость гигроскопична. Она обладает способностью впитывать воду и делает это даже в, казалось бы, герметичном контуре. Жидкость со слишком высоким содержанием влаги (более 3%) может внезапно закипеть при экстренном торможении, эффективность замедления при этом существенно снижается. Поэтому долго не менять содержимое тормозной системы крайне опасно.

Какими бывают тормозные жидкости?

Тут все достаточно просто – гораздо проще, чем в случае с моторными маслами или антифризами. Тормозные жидкости получают спецификации на основе требований федерального стандарта США по безопасности автомобилей (FMVSS 116). Аббревиатура DOT в их названии – не что иное, как название американского Департамента транспорта (Department of Transportation). Итак, какими могут быть современные тормозные жидкости.

DOT 3. Жидкость на гликолевой основе с температурой кипения 220°С, которая пригодна к использованию только в старых автомобилях (например, разработанных в эпоху СССР). Пример такой жидкости – SINTEC NEVA DOT-3, отличающаяся высокой термостабильностью и температурой кипения не менее 230°С.

DOT 4. Также изготовлена на гликолевой основе, содержит комплект антикоррозионных присадок и кипит как минимум при температуре 230°С. Самый популярный тип жидкости, широко используется в современных автомобилях. DOT3 и DOT4 совместимы. При этом, разумеется, без крайней необходимости не стоит доливать или использовать DOT3 вместо DOT4. В ассортименте SINTEC этой спецификации полностью соответствует SINTEC SUPER DOT 4.

Некоторые производители выпускают жидкости с характеристиками, не только соответствующими спецификации DOT 4, но значительно превышающими ее требования. Например, SINTEC EURO DOT 4 имеет температуру кипения 260°С и сохраняет работоспособность в диапазоне от -40 до +50°С.

DOT 5. Основное отличие жидкостей этого класса от предыдущих – силиконовая основа. Именно поэтому их нельзя смешивать с другими типами на гликолевой основе. Основное достоинство DOT 5 – это высокий срок службы (до 5 лет) и высокая температура кипения (280°С).

DOT 5.1. Можно подумать, что это усовершенствованная версия DOT 5, но на самом деле эта жидкость ближе к DOT4. Так же основа, но температура кипения уже 270°С. Смешивать ее DOT 5 нельзя.

Как узнать, какая жидкость в моем автомобиле?

К сожалению, они не отличаются по цвету или иным видимым параметрам. Поищите информацию в руководстве по эксплуатации автомобиля, если его нет – уточните ее у дилера вашей марки.

Какую тормозную жидкость можно смешивать

Виды тормозных жидкостей. Стандарты и спецификации.

В современных транспортных средствах применяется два типа механических тормозных систем: гидравлическая и пневматическая. В пневматических системах тормоза задействуются посредством давления воздуха. В целях безопасности в таких механизмах сжатый воздух отводит тормозные колодки от дисков либо барабанов, к которым они с максимальным усилием прижимаются тормозными механизмами. Пневматический привод тормозных механизмов применяется исключительно в некоторых грузовых автомобилях, а также на железнодорожной дороге. Самой массовой является гидравлическая тормозная система – именно она установлена на всех легковых, легких коммерческих и современных грузовых автомобилях.

В гидравлической тормозной системе колодки всегда находятся в разжатом состоянии и прижимаются к диску либо барабану посредством передачи усилия от педали тормоза либо электронно-гидравлического блока к тормозным цилиндрам суппортов или барабанов. Усилие от педали к тормозным механизмам передается тормозной жидкостью, которая является, по своей сути, особым типом гидравлической жидкости. Сфера и специфические условия применения тормозной жидкости предъявляют и определенные весьма жесткие требования к ее свойствам. Тормозная жидкость должна быть несжимаемой и легкотекучей, иметь высокую температуру кипения, быть неагрессивной к металлам и при этом не терять своих свойств при низких температурах, что особенно актуально в системах ABS, ESP, помощи в поворотах и распределения тяги.

В чем отличие тормозных жидкостей и какую тормозную жидкость применять?
В гидравлических тормозных системах применяется три типа жидкостей: на основе силикона, полиэтиленгликоля и минеральное масло LHM.

Минеральное масло LHM не впитывает влагу, имеет очень высокий индекс вязкости, низкую температуру застывания и отличные смазывающие свойства. Однако, не смотря на многочисленные плюсы, минеральное масло сжимается сильнее, чем тормозная жидкость. Поэтому его применение очень ограничено и сегодня используется в большей степени в гидравлических нетормозных системах некоторых автомобилей Peugeot и Citroen прошлых лет выпуска. Аналогичное масло применяется в некоторых велосипедных гидравлических тормозах.

Полиэтиленгликолевые и силиконовые тормозные жидкости делятся, в зависимости от своих свойств, на классы согласно стандарту FMVSS №116 американского департамента транспорта DOT (Department of Transportation). Этот стандарт был признан мировой автомобильной промышленностью и повсеместно применяется сегодня для регламентации свойств и характеристик тормозных жидкостей. Согласно этому стандарту, существует 5 классов тормозных жидкостей, обозначаемых DOT 2, DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1. При этом класс DOT 2 устарел и не применяется. Каждому из классов предписаны минимальные характеристики, которыми должна обладать жидкость: «сухая» и «мокрая» температуры кипения, вязкость и основа жидкости.

Читать еще:  Как правильно брать кредит на покупку автомобиля

«Сухая» температура кипения определяет температуру закипания чистой жидкости, без влаги. В связи с тем, что все жидкости на основе полиэтиленгликолей и силиконов очень гигроскопичны (обладают свойством поглощать влагу из воздуха), а тормозная система автомобилей не герметична, в характеристики тормозных жидкостей был введен дополнительный параметр – температура кипения жидкости, в составе которой находится 3.7% влаги. Своеобразный лимит, при котором тормозная жидкость еще считается рабочей. Этот параметр получил название «мокрой» температуры кипения.

При понижении температуры вязкость тормозной жидкости повышается, она становится более густой, ее прокачиваемость снижается. В самой простой тормозной системе без модулей ABS, ESP и им подобных вязкость тормозной жидкости не является критическим параметром. Однако в современных автомобилях с многочисленными электронно-гидравлическими блоками, вмешивающихся в работу тормозной системы, к стабильности свойств тормозной жидкости предъявляются повышенные требования. Она, должна, как и масла для АКПП, сохранять неизменные характеристики в максимальном диапазоне температур.

«Сухая» температура кипения, *С

«Мокрая» температура кипения, *С

Тормозная жидкость: для чего она нужна?

Тормозная жидкость – это именно то вещество, благодаря которому мы находимся в безопасности во время движения. Именно это и служит причиной высоких требований к качеству тормозной жидкости.

Можно ли смешивать тормозную жидкость?

Ведь, помимо воздействия на основные узлы и механизмы тормозной системы, тормозная жидкость должна: не разрушать эту самую систему (металл и резино — пластиковые изделия) и достаточное время оставаться эффективной по своим основным параметрам.

Прежде, чем рассмотрим состав тормозной жидкости и различные требования, предъявляемые к ней, ответим на вопрос, всегда волнующий автомобилистов, особенно начинающих.

В принципе, можно. Но! Только если жидкости на одинаковой основе. Эта информация размещена на этикетке. Если такой информации нет, то не надо рисковать. При этом обязательно ознакомится с таким параметром, как рабочая температура ТЖ. Если уж «приспичило», то вначале рекомендуется произвести пробное смешивание разных ТЖ, вне емкости тормозной системы. Смешать и то, только для того, чтобы доехать до сервиса.

А вообще, лучше не рисковать и всегда заливать в тормозной бачок своего авто именно ту ТЖ, которую порекомендовал производитель. Сегодня с этим нет проблем. ТЖ на любой вкус и любой кошелек.

Информация к размышлению. Силиконовые ТЖ нельзя совмещать с ТЖ на другой основе. Минеральные ТЖ нельзя совмещать с гликолевыми. Импортные и отечественные гликолевые ТЖ DOT3;4;5,1 являются взаимозаменяемыми, но смешивать их все же не рекомендуется.

Для чего она – тормозная жидкость

При торможении между тормозным диском и тормозными колодками включаются силы трения. Выделяющееся при этом тепло, передаваясь через рабочие системы тормозов нагревает тормозную жидкость. В случае, если ТЖ закипит, паровые пробки приведут к сжимаемости тормозной жидкости, в результате – отказ тормозов.

Поэтому современные тормозные жидкости классифицируются по температуре кипения и вязкости по стандартам DOT. Помимо DOT существуют также общепринятые стандарты: ISO 4925, SAE J 1703 и т.д.

Классы тормозных жидкостей по традиционному применению:

  • DOT3 – для стандартных классических автомобилей с передними дисковыми тормозами и задними барабанными.
  • DOT4 – для современных автомобилей с дисковыми тормозами на обеих осях.
  • DOT5,1 – на спорткарах, где температурные нагрузки на тормоза очень высоки.

Требования к тормозным жидкостям при производстве

Помимо определенной рабочей температуры, ТЖ должна соответствовать многим показателям. Эти эксплуатационные требования проверяются или в лабораторных условиях или на сервисе с помощью оборудования – рефрактометр (тестер тормозной жидкости). Им проверяется плотность тормозной жидкости в части касающейся наличия влаги в составе тормозной жидкости.

Кроме этого, ТЖ должна отвечать следующим параметрам:

  • Воздействие на резиновые детали тормозной системы должно быть минимальным. В процессе контакта резиновых манжет и ТЖ, не должно происходить чрезмерное разбухание или усадка РТИ (допуск не более 10%).
  • Антикоррозийные свойства ТЖ. Ведь в тормозной системе присутствуют детали из различных металлических материалов. В ТЖ должна быть найдена «золотая» середина, для того, чтобы предотвратить коррозию любого из них. Как правило, качественной считается тормозная жидкость, в состав которой входят ингибиторы коррозии, для одновременной защиты: стали, меди, латуни, чугуна, алюминия.
  • Смазывающие свойства ТЖ напрямую влияют на износ рабочих поверхностей поршней и тормозных цилиндров.
  • Стабильность ТЖ при низких и высоких температурах. Важное качество при эксплуатации в климатических зонах с разными температурными режимами. ТЖ при — 40 и при +100 должна сохранять свои исходные эксплуатационные свойства.

Состав тормозных жидкостей

На долю основы тормозной жидкости приходится 93-98%, остальное, это присадки, добавки, порядка 7-2%.

Минеральные тормозные жидкости. Это различные смеси спирта и касторового масла. Имеют хорошие параметры: негигроскопичны, не агрессивны. Но, не соответствуют м/н стандартам по показателю низкой температуры кипения (нельзя применять на дисковые тормоза) и высокая вязкость при – 20°С.

Гликолевые тормозные жидкости. В основе – полигликоли и их эфиры. Это ТЖ с высокой рабочей температурой кипения, хорошей вязкостью. Недостатком гликолевых тормозных жидкостей является гигроскопичность – они склонны к поглощению влаги из атмосферы.

Силиконовые тормозные жидкости. Основой в них являются кремниево-органические полимеры. Положительные качества: широкий диапазон температур – 100 + 350°С, инертность к различным материалам, низкая гигроскопичность. Но, имеют недостаточно высокие смазывающие свойства.

Порядок и периодичность замены тормозной жидкости, как правило, указывается в руководстве по эксплуатации автомобиля. В среднем эта цифра колеблется от 1 до 3 лет.

Удачи вам при выборе правильной тормозной жидкости для своего автомобиля.

Тормозная жидкость замена, объем, какую залить.

Требования к тормозной жидкости достаточно серьезные – она не должна накапливать в себе воду (конденсат из воздуха), также иметь стабильную вязкость в пределах от -60 до +300 градусов. Тормозная жидкость должна быть нейтральна к манжетам, резинкам и металлу.

При длительном или резком торможении происходит очень сильное нагревание тормозных колодок, и это тепло передается на поршень суппорта, тем самым тормозная жидкость может закипать, образуя паровые пробки в системе, отчего педаль тормоза становится ватной или проваливается , и для эффективного торможения приходится накачивать давление путем быстрого нажатия на педаль тормоза. Особенно часто такая проблема встречается на «Газелях», так как тормозная система автомобиля не рассчитана на ту массу, которую они перевозят.

Тормозухи, как и масла для двигателя, бывают разные, но их объединяет модель Дот3 или Дот4.

Дот 3 — достаточно старая тормозная жидкость и единственный плюс, стоимость чуть ниже, чем Дот4 и ее можно смешивать с ДОТ4. Использовать такую жидкость можно в автомобилях, в которых тормозная система не нагружена. Замена такой жидкости каждые 2 года.

В современных автомобилях в нашем климатическом поясе используют ДОТ4 и в продаже Дот 3 уже не встречается. Более совершенная, чем ДОТ3, имеет ряд преимуществ. Увеличенная температура кипения, в составе присутствуют присадки, которые поглощают влагу и соответственно такая жидкость меньше замерзает при низких температурах. Стоимость 1 литра около 300 рублей. Замена тормозной жидкости ДОТ4 каждые 3 года.

Жидкость ДОТ5 не используют в нашем климате, так как в состав входит силикон, который попросту не смешивается с водой, и конденсат, который скапливается в каком-нибудь углублении, попросту замерзает и блокирует прохождение жидкости по магистрали. ДОТ5 не смешивается с ДОТ4 или ДОТ3.

Почему нужно менять тормозную жидкость.

В любую жидкость в автомобиле попадает конденсат и тормозная не исключение. Вода снижает свойство тормозной жидкости, она начинает замерзать, закипать и такая жидкость становится агрессивна к металлу, образуя на цилиндрах или поршнях суппортов коррозию. От сильной коррозии суппорта возникает течь тормозной жидкости. Автомобилисты, которые экономят на своевременной замене тормозной жидкости, в дальнейшем вдвойне расплачиваются на замене деталей тормозной системы и это в лучшем случае.

Как поменять тормозную жидкость

Замену тормозной жидкости можно объединить с сезонной заменой колес. Вам понадобится ключ на 8 или на 10 и короткая трубка диаметром 5 мм и литр Dot4. Чтобы не сорвать грани штуцера прокачки, места соединения обрабатываем проникающей смазкой и затем откручиваем торцевой головкой с плотным прилеганием, как открутили, сливать можно и рожковым ключом

Достаточно из бачка шприцем откачать старую жидкость и залить новую. Затем у дальнего колеса открутить штуцер прокачки и слить жидкость примерно 30 миллилитров и так у каждого колеса. Последним должно быть колесо, которое самое близкое к бачку тормозной жидкости.

Объем бачка тормозной жидкости 0.5-0.8 литра в зависимости от марки авто.

Если уходит тормозная жидкость – на самом деле в этом нет ничего страшного, так как тормозные колодки изнашиваются, и тормозные суппорты выдвигаются сильнее и уровень жидкости уменьшается. При установке новых колодок уровень придет в норму. Как правило, при низком уровне тормозухи, сигнализирует мигающая лампа ручника.

Замена тормозной жидкости замещением

Некоторые автовладельцы считают, что простая замена тормозухи замещением имеет место, так как жидкости смешиваются и тормозуха постепенно вытолкнет всю воду, но это не так. Вода тяжелее тормозной жидкости и если в бачке она уже присутствует, то в тормозном суппорте ее еще больше и вытеснить ее можно только полной заменой, открутили штуцер прокачки и слили. По другому жидкость не меняется.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector