Компенсация от коммунальщиков за поврежденный автомобиль - Автомобильный журнал
Trt-auto.ru

Автомобильный журнал
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Компенсация от коммунальщиков за поврежденный автомобиль

Наезд на яму: получаем компенсацию за разбитое авто

Ямы и ГОСТ

С каждым годом все больше водителей попадает в аварии из-за ям на дороге. Так, по статистике ГИБДД в 2018 году 25 % ДТП произошло из-за некачественных дорог, а в 2019 году — 33 %. То есть, каждый третий водитель рискует повредить машину из-за ямы или выбоины. Статистика учитывает только тех водителей, которые вызвали полицию и оформили ДТП. Поэтому число реальных потерпевших может быть больше.

Что делать, если попал в яму

Водитель должен включить аварийку, надеть светоотражающий жилет (в темное время суток вне города), выставить знак аварийной остановки и осмотреть место происшествия. При выходе из машины водителю стоит убедиться, что на дороге нет других авто.

Затем автовладельцу необходимо вызвать сотрудников ГИБДД. В это время нужно сфотографировать место происшествия, чтобы было видно автомобиль и его повреждения, улицу или местность, где произошла авария, дорожные знаки и разметку. Также водитель должен измерить глубину, высоту и длину ямы на дороге, сфотографировать их с линейкой или рулеткой. Если нечем определить размер ямы, то ждите полицейского, который сделает нужные фото.

Если машина мешает проезжающим мимо авто, то следует убрать её с дороги. Также водителю нужно записать фамилии и имена очевидцев аварии, чтобы в дальнейшем они могли дать свои пояснения сотруднику ДПС.

На месте происшествия полицейский сначала составит схему аварии, в которой отразит:

  • участок дороги, улицы, населенного пункта, где произошла авария;
  • ограждения, тротуары, газоны, здания (при наличии);
  • положение автомобиля после ДТП, следы торможения, расположение поврежденных деталей и осколков;
  • размеры дорожной ямы (длина, ширина, глубина).

Если автолюбитель не будет согласен со схемой ДТП, то может указать свои замечания при подписании. Затем инспектор ГИБДД сфотографирует или снимет на видео место аварии, опросит водителя и очевидцев. Объяснения составляются в письменном виде и остаются у полицейского.

Также сотрудник ДПС составит акт о недостатках дороги и определение об отказе в возбуждении дела в отношении пострадавшего автовладельца. Это будет важным доказательством при возмещении, так как подтвердит, что водитель не виноват в повреждении машины.

На месте ДТП потерпевший вправе подать заявление полицейскому о привлечении обслуживающей организации к штрафу от 200 000 рублей до 300 000 рублей за несоблюдение требований по содержанию дорог.

Ведущий юрист Европейской Юридической Службы Юрий Тулупов поясняет, что водитель может обратиться с иском, даже если не оформлял ДТП. В качестве доказательств следует предоставить видеозапись с места ДТП с датой и временем события, попросить суд допросить свидетелей произошедшего. Но эксперт отмечает: «Суд свободен в оценке доказательств, поэтому оформление ДТП сотрудниками полиции или только видеозапись не могут однозначно гарантировать удовлетворение или отказ в удовлетворении иска.»

К кому обратиться и как оценить ущерб

Если у водителя КАСКО, а попадание в яму прописано как страховой случай, то нужно получить возмещение у страховщика. При наличии только полиса ОСАГО страховая не выплачивает ущерб. Автовладельцу следует обратиться в местную администрацию, где точно дадут ответ, к кому предъявлять требование компенсировать вред.

Ведущий юрист «Европейской Юридической Службы» Юрий Тулупов поясняет, что для установления виновника нужно обратиться в местную администрацию: «Наличие люка не влияет на выбор ответственного лица. Это подтверждает судебная практика, например, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07 ноября 2017 года по делу № А43-1830/2017».

Сумму возмещения определяет оценщик, который составляет специальный отчет. При этом автовладельцу следует заранее уведомить обслуживающую организацию о времени и месте проведения оценки. Срок для уведомления в законе не предусмотрен, но лучше сделать это за 2 недели до оценки, чтобы сообщение успели доставить. Перед её началом желательно не ремонтировать машину. Так оценка окажется наиболее достоверной.

Оценка проводится даже без явки ответственной организации.

Как получить возмещение без суда

После оценки автовладельцу следует направить претензию в обслуживающую организацию. В ней нужно описать обстоятельства аварии, размер ямы, повреждения машины. К претензии необходимо приложить схему ДТП, объяснения очевидцев, фотографии аварии, отчет об оценке автомобиля. У обслуживающей организации есть 30 дней для ответа. Если она откажет в выплате или не ответит на претензию, то придется идти в суд.

Ведущий юрист «Европейской Юридической Службы» Юрий Тулупов говорит, что для возмещения вреда нужно обратиться в администрацию, чтобы узнать, какая организация отвечает за качество спорного участка дороги. Затем направить претензию (с оценкой ущерба у эксперта), при отказе в выплате подать иск в суд. В качестве доказательств предоставить видеозапись или свидетельские показания, добавляет эксперт: «Не исключено, что может потребоваться экспертиза для определения возможности получения повреждений при описанных обстоятельствах.»

Как взыскать ущерб через суд

Водителю нужно подать иск, где следует указать сведения из претензии, ответственную организацию, стоимость ремонта авто и требования о его возмещении. Также нужно приложить к иску:

  • свидетельство о госрегистрации и паспорт на автомобиль;
  • схему ДТП;
  • письменные объяснения очевидцев и водителя;
  • акт недостатков на дороге;
  • фотографии аварии;
  • претензию, ответ на неё и уведомления о направлении и получении претензии.

Кроме этого, иск оплачивается госпошлиной. Её сумма рассчитывается по правилам п. 1 ст. 333.19 НК. Водитель подает иск по адресу обслуживающей организации мировому судье при цене иска до 50 000 руб., в остальных случаях — в районный суд. Судебное разбирательство длится около 2 месяцев. Судья заслушает объяснения сторон, допросит свидетелей и специалистов, исследует письменные материалы и вынесет решение.

Ведущий юрист «Европейской Юридической Службы» Юрий Тулупов поясняет, что департамент будет надлежащим ответчиком, что подтверждает судебная практика (см. решение от 27 сентября 2018 года мирового судьи судебного участка № 1 Тутаевского судебного района Ярословской области по делу № 2-738/2018). Эксперт добавляет: «Возмещение морального вреда возможно только при причинении вреда здоровью, а не при повреждении автомобиля.»

Решение вступит в силу через месяц после его вынесения, затем будет передано приставам для исполнения. Если на решение поступит жалоба, то ущерб не будут взыскивать до тех пор, пока вышестоящий суд не рассмотрит жалобу.

Водитель получит компенсацию, даже если виновен в наезде на яму или люк. Это подтвердил Верховный суд. Так, в Брянске суды отказались присуждать водителю возмещение из-за результатов экспертизы, которая установила, что автовладелец попал в яму по своей вине. Но ВС отметил, что ДТП произошло ночью, а администрация не огородила яму, поэтому истец не мог избежать наезда. (Определение Верховного суда РФ от 06 августа 2019 года по делу № 83-КГ19-9).

* Вопросы найдены на автомобильных форумах и сайтах.

Как заставить коммунальщиков возместить ущерб

Наступает лето. На улицах снова будут бить фонтаны. Иногда в совершенно неожиданных местах — проходят «плановые испытания» систем отопления, и трубы прорывает. Итоги известны: размытая мостовая, затопленные автомобили, травмированные люди. К счастью, шанс угодить в такую аварию невелик. Гораздо чаще приходится иметь дело с потопом в собственной квартире или разбитой подвеской вашей машины, попавшей в яму на дороге. Как добиться возмещения ущерба в подобной ситуации?

Фонтаны и промоины посреди дворов — один из главных недостатков системы централизованного отопления. В теплое время года аварии провоцируют сами коммунальщики, проводя так называемую опрессовку. В трубы под большим давлением закачивают воду и смотрят на манометр: если давление упало — значит, трубу прорвало, нашлось ее слабое место. Где именно оно нашлось, сообщат сами жители…

Такие сюжеты часто попадают в выпуски новостей. Эффектная все-таки картинка — столб воды высотой с дом (пример из Кирова, 20-е мая 2010 г.). Случаются и другие «аттракционы» вроде провалов посреди улицы и упавших туда машин (пара свежих примеров: Москва, 18 мая, и Петербург, 20-е мая 2010 г.). Но чаще такие происшествия случаются в миниатюре. Фонтан начинает бить в обычной квартире, а на дорогах появляются «незаметные ямки», которые приводят к авариям и повреждениям машин. Кто виноват во всем этом и что нужно делать? Об этом и поговорим.

Задача №1: как можно скорее зафиксировать ущерб

Оговоримся, что при любом ЧП важнее всего — быстро вызвать аварийные службы и помочь пострадавшим. Если по вине коммунальщиков произошла авария на дороге, нужно следовать общим правилам поведения при ДТП: по возможности остановить машину прямо на месте аварии, включить аварийку, выставить знак, вызвать ГИБДД.

Но если, не дай бог, пострадали вы или ваше имущество, очень важно это быстро зафиксировать. Сделать это необходимо даже тогда, когда имущество застраховано: ваш случай могут счесть «не страховым», и искать справедливости придется самостоятельно.

Действуйте оперативно. Например, если ваша машина угодила в глубокую выбоину на дороге, нужно сразу найти очевидцев ДТП и взять их координаты (телефоны, номера автомобилей), можно даже попросить их на месте написать «объяснительную» и подтвердить обстоятельства происшествия. Свидетельские показания могут дать решающее преимущество в суде или при досудебном разбирательстве. В ожидании инспектора постарайтесь сфотографировать место происшествия и повреждения автомобиля

Похожим образом надо действовать при бытовой аварии вроде прорыва водопровода. Позвоните в ДЕЗ, уточните, что ваша заявка записана в журнале заявок. В ожидании аварийщиков зафиксируйте ущерб с помощью фото- и видеосъемки, позовите соседей в качестве свидетелей.

В документах, составленных на месте происшествия, должно быть как можно больше деталей

При аварии на дороге
В будущих спорах с дорожными службами или коммунальщиками будьте готовы к тому, что они попытаются уйти от ответственности по формальным основаниям. К примеру, в ГОСТе №50597 прописаны максимально допустимые размеры ям и выбоин (15 см в длину, 80 см в ширину и 5 см в глубину). Все дефекты дорожного полотна, не укладывающиеся в эти рамки, должны быть огорожены и отмечены специальными знаками.

Но если вы на месте не зафиксируете размеры выбоины, дорожники могут сказать, что она «соответствовала ГОСТу». Само собой, от ямы к тому времени не останется и следа. Поэтому постарайтесь сфотографировать и промерять дефект дороги в присутствии свидетелей. И убедитесь, что сотрудник ГИБДД внес эту информацию в протокол осмотра места ДТП. Кстати, составлять этот документ лучше в присутствии понятых.

То же касается описания повреждений машины. Проверьте, записал ли инспектор в протоколе, что «возможны внутренние повреждения». Иногда они намного серьезнее и дороже в ремонте, чем погнувшийся колпак колеса или помятый бампер. Кроме того, полезно указать, что велась фотосъемка места аварии. Все эти сведения должны быть перенесены и в справку о ДТП, которую вам выдадут на руки.

При аварии в доме
Точно так же нужно действовать при коммунальной аварии в квартире. Вместе с сотрудником ДЕЗа составьте подробный акт обследования места аварии, желательно — со свидетелями. В этом акте должны быть указаны характер аварии и все ее последствия. Вместе с вами этот акт должны подписать и свидетели. Подробное описание всей процедуры можно найти здесь.

Кроме того, полезно подготовить и специальный дефектный акт (составляется работником ДЕЗа, отказать вам в этом он не вправе). Полезно также провести независимую экспертизу. Помогут в этом специализированные организации, найти их можно по запросу «оценка ущерба» в любом поисковике. Все это пригодится, если вам нанесен заметный ущерб или если авария носит спорный характер (то есть, неясно, кто виноват: коммунальщики или ваши соседи). Зачастую мелкий ущерб вроде поврежденной побелки ДЕЗы устраняют сами, но в крупной компенсации отказывают под надуманным предлогом. А в суде вам понадобится крепкая доказательная база.

Задача №2: найти ответственных

При аварии на дороге
Не менее важная задача — установить, кто несет ответственность за происшествие. Только так вы сможете получить компенсацию за ущерб, возникший в результате чьего-либо действия или бездействия (ст. 1064 и ст. 1069 ГК РФ). Например, за состояние дороги отвечает местный ДЕЗ либо строительно-ремонтная организация, которой ДЕЗ поручил ее чинить и обслуживать. Иногда это можно установить прямо на месте происшествия. Некоторым удается даже вызвать представителя виновной организации — разумеется, с помощью инспектора ГИБДД.

Но обычно установление виновных происходит уже после, в группе разбора ГИБДД. Здесь вас тоже могут подстерегать сюрпризы. Например, попытки перевалить всю вину на вас: дескать, слишком быстро ехали и «не справились с управлением». Но даже если все так и было, ответственности с нерадивых дорожников это не снимает. Максимум, суд может уменьшить размер компенсации. Согласно ст. 1079 ГК РФ, вам могут отказать в компенсации только в том случае, если будет доказано, что вы получили ущерб по собственному умыслу.

При аварии в доме
То же касается оформления бытовых аварий. Не верьте, если сотрудник ДЕЗа скажет вам, что текущие трубы и стояки — это забота самих жильцов. На самом деле, следить за их состоянием обязаны именно коммунальщики. Ответственность жильцов может возникнуть только в том случае, если они несанкционированно изменили конструкцию труб (например, врезали дополнительный вентиль). Но и в этом случае надо убедиться, что потоп произошел именно из-за этого вентиля, а не по другим причинам.

Когда организация-виновник установлена, отправьте туда заказным письмом заявление о возмещении ущерба. К нему нужно приложить копии всех имеющихся у вас документов по происшествию, а также предварительную смету ремонта. В случае с ДТП такую схему вам могут составить в любом серьезном автосервисе. Если же речь об авариях с ЖКХ, придется нанимать независимых оценщиков.

Само собой, нужно фиксировать все ваши дополнительные расходы. Те же затраты на экспертизу или эвакуацию машины можно вернуть через суд.

Не бойтесь судов: если вы действовали правильно, то шансы на победу очень высоки

Конечно, суд — дело долгое и хлопотное. Поэтому во многих случаях выгоднее договориться с организацией-ответчиком полюбовно. Это вполне реально, если у вас на руках — документы, фиксирующие вину коммунальщиков и понесенный вами ущерб.

Но часто случается, что только суд может установить виновника аварии и заставить его возместить ущерб. Например, недавно мы писали о том, как жительница Челябинска отсудила у коммунальщиков 30 тыс. рублей компенсации после того, как упала в открытый люк. Именно суд установил, какой из коммунальных организаций этот люк принадлежал: сами они спихивали ответственность друг на друга. То же самое происходило в деле автолюбителя Игоря Быкова, машина которого попала колесом в люк на дороге. Суд он выиграл и получил 700 тыс. рублей компенсации.

Читать еще:  Новые правила регистрации автомобилей в России

Если вы все-таки решились судиться, понадобится как минимум консультация юриста, а может быть — и услуги адвоката. Эти расходы тоже могут быть возложены на ответчика, и эксплуатационные организации прекрасно об этом знают. Пользуйтесь этим: и вам, и виновнику выгоднее решить дело до суда. Еще больше вы укрепите свои позиции, если будете действовать сообща с другими пострадавшими. Это поможет сэкономить на услугах адвоката — или убедит виновных заплатить «по-хорошему».

Подавая иск в суд, нужно очень четко сформулировать свои претензии, указать, кому именно вы их предъявляете и на каких основаниях. Здесь, конечно, придется покопаться в документах: Жилищном и Гражданском кодексах, ГОСТах, Законе о защите прав потребителя, Постановлении правительства, регулирующем порядок предоставления коммунальных услуг.

По делам об ущербе от действий эксплуатационных организаций суды обычно принимают взвешенные решения. Пострадавшим удается выиграть даже в очень сложных ситуациях. Например, в Москве автовладельцы сумели отсудить компенсации за пострадавшие машины, которые затопило при сильном ливне. Они доказали, что гигантская лужа образовалась по вине эксплуатационных служб: если бы те вовремя прочистили ливнестоки, то потопа можно было избежать. Так что достойная компенсация утопающим — дело рук самих утопающих.

Как получить компенсацию от коммунальщиков за поврежденное авто?

Гражданский кодекс гласит: «Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред». В том, что автомобиль «побило» дерево или снег, на самом деле есть виновные, кроме погоды.Первым делом необходимо помнить – нельзя покидать место происшествия. И неважно, в каком состоянии и при каких обстоятельствах вы встретили беду. Сразу вызывайте полицию, а точнее – участкового. Падение дерева не является ДТП, поэтому гаишники не приедут. Если что, диспетчеры по единому номеру вам подскажут, как вызвать необходимого сотрудника или сделают это сами. Дежурные участковые в районе есть всегда.
А пока ждете, есть время сфотографировать автомобиль с разных сторон, ничего не трогая. Впоследствии пригодится в суде, если до этого, конечно, дойдет.

Дальше участковый оформляет происшествие, документально фиксируя все обстоятельства. На самом деле очень многое, если не все, зависит от полицейского. Подобный случай с упавшим деревом, произошедший с корреспондентом «Авторамблера», это подтверждает. Сотрудник должен, во-первых, подробно описать событие, включая место расположения автомобиля. Рассчитывать на компенсацию в случае явного нарушения правил стоянки будет сложнее.
Участковый также обозначит виновную организацию. Грамотные сотрудники, как показывает практика, прекрасно это знают. Но при наличии у вас полиса каско всем будет проще, если полицейский оформит отказ в возбуждении дела об административном правонарушении ввиду отсутствия виновника. Страховые компании в стандартных договорах указывают пункт про стихийные бедствия, а потому обязаны все выплатить по справке.
После оформления, как отмечают юристы «Главстрахконтроля», необходимо выяснить, на чьем балансе находится конкретный дом. Ответственным может быть собственник или обслуживающая организация. В их обязанность входит уборка и содержание дома. Так что рухнувший на машину снег – целиком и полностью вина управляющей компании. И за придомовой территорией обязаны следить коммунальщики. Крепкие деревья просто так на парковку падать не должны. ДЭЗ, ЖЭК или ТСЖ – халатные работники скрываются за одной из этих аббревиатур.

Выяснив ответственного за участок, не спешите предъявлять претензию. Сначала проведите независимую техническую экспертизу с расчетом стоимости ущерба. Эксперты на то и эксперты, что могут установить и причину повреждения, и срок давности. Поэтому если вдруг коммунальщики подсуетились и быстро убрали улики с места «преступления», это еще не значит, что негодяев нельзя привлечь к ответственности.

С глыбами льда документов из полиции и экспертизы достаточно, но с деревьями ситуация немного сложнее. Лучше также обратиться за справкой в гидрометеорологическую службу города. В ней будет указано, какой силы ветер бушевал в конкретное время и что за непогода обрушилась на улицы.
Еще лучше, если вы найдете свидетелей злосчастного падения, которые смогут подтвердить, что снег или дерево упали без посторонней помощи.

В любом случае с пакетом документов надо сначала предъявить досудебную претензию, а с иском в суд обращаться только тогда, когда управляющая организация или коммунальные службы не соглашаются признать вину.

Как получить компенсацию за повреждение автомобиля упавшим деревом: разъяснение Верховного суда

Верховный суд разобрался в том, кто несет ответственность за упавшее на автомобиль дерево

Если, не дай Бог, на ваш автомобиль падало дерево, вы знаете, насколько это большая головная боль –добиться справедливого возмещения ущерба. Ведь как получается – пришел циклон, принес обильные дожди и ветер летом или пургу зимой, и старые городские зеленые насаждения не выдерживают нагрузки, ломаются и падают, не разбирая места. Тут уж как повезет. Может только ветками задеть машины на парковке, а может и полностью стволом придавить. Тогда автомобиль может быть и затотален. Впрочем, крупные ветви также могут нанести большой урон.

Как быть в такой ситуации? Как гарантированно получить компенсацию за поврежденный автомобиль? Является ли упавшее в городе дерево форс-мажором или это вина коммунальщиков? Чрезвычайно важное решение вынес Верховный суд Российской Федерации по мотивам одной жалобы столичного автомобилиста. Оно будет крайне полезным для многих тысяч автовладельцев, которым, к сожалению, еще придется столкнуться с подобными ЧП на своем жизненном пути.

Кратко о предыстории с упавшим на автомобиль деревом

В одном из районов столицы на автомобиль упало дерево. Госучреждение, отвечавшее за участок, быстренько созвало комиссию и подготовило документы о том, что дерево упало в результате сильного порыва ветра. При этом было особо отмечено, что дерево не аварийное, а также не подлежащее обрезке. В целом стандартная юридическая процедура, которая выводит из-под удара обслуживающую компанию.

Тем более ущерб оказался весомым – 400 тыс. рублей. Автовладелец, понимая, к чему идет дело и что нужно начинать отстаивать свои права, заказал проведение независимой экспертизы. Эксперты подтвердили, что у лиственницы была поражена корневая система, в связи с чем дерево необходимо было спилить, чтобы не подвергать опасности жителей района. То есть оплошность коммунальщиков была налицо. Хотя еще и не доказана.

Доказать это необходимо было в суде, куда потерпевший и отправился.

Дерево упало, но ответчик продолжил стоять на своем

Суд первой инстанции встал на сторону пострадавшего автомобилиста. Было установлено, что ущерб истцу причинен в результате ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей. Тем более что ответчик доказательств отсутствия своей вины в причинении ущерба не представил. Также первой инстанцией было принято во внимание, что ГБУ, обслуживающее земельный участок с зелеными насаждениями, обязано следить за состоянием деревьев на дворовых территориях и, в частности, убирать опасные деревья, представляющие угрозу для жизни и здоровья граждан, а также угрожающие их имуществу.

Это крайне важный момент, на который суды иногда не обращают внимание. Здесь же были найдены основания для удовлетворения требований по иску.

Можно было бы на этом ставить точку и поздравить автомобилиста – средства на починку автомобиля присуждены! Однако решение апелляционной инстанции, Мосгорсуда, оказалось диаметрально противоположным: в удовлетворении иска отказать, решение отменить! Дерево упало из-за порывов ветра. И решение независимой экспертизы этого не отменяет.

Так, через тернии и правовые хитросплетения владелец дошел до Верховного суда. Вот здесь и начинается самое важное. То, что должен запомнить каждый автомобилист на случай, если…

Решение Верховного суда

Ознакомившись с материалами дела и решением нижестоящих инстанций, Верховный суд отметил, что апелляционный суд не привел в своем определении каких-либо доказательств как наличия обстоятельств непреодолимой силы, так и причинно-следственной связи между неблагоприятными погодными явлениями в день происшествия и наступившими последствиями в виде повреждения имущества истца. Это первая нестыковка.

«Представленное в материалы дела и исследованное судами электронное предупреждение ГУ МЧС России по Москве о неблагоприятных погодных явлениях не может служить доказательством повреждения имущества истца в результате обстоятельств непреодолимой силы, поскольку содержащаяся в нем информация является лишь прогнозом неблагоприятных погодных явлений и не подтверждает их наступление», –отмечается в материалах дела.

Также крайне важный фактор, который, возможно, не единожды вводил в тупик автовладельцев, попавших в эту непростую ситуацию.

Кроме того, суд апелляционной инстанции не указал мотивы, по которым он не принял во внимание заключение специалиста-дендролога об опасном состоянии лиственницы. Ведь рядом стоявшие деревья не попадали. Значит, со злополучным деревом было явно что-то не так.

Таким образом, Мосгорсуд не уточнил юридически значимые обстоятельства и не определил, какой именно стороне следует доказать причины падения дерева.

«Обосновывая свои выводы положениями статьи 1064 Гражданского кодекса, устанавливающей общие правила презумпции вины лица, причинившего вред, суд апелляционной инстанции констатировал недоказанность истцом факта ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств по содержанию зеленых насаждений на придворовой территории жилого дома. При этом суд не привел доводов, по которым он отступил от общего правила распределения бремени доказывания по делам, возникающим из деликтных правоотношений», – указывает Верховный суд.

ВС объяснил, что суду следовало дать правовую оценку вопросу о виновности в бездействии ответчика и наличии либо отсутствии причинно-следственной связи между этим бездействием и убытками, причиненными истцу, с учетом всей совокупности представленных в дело доказательств.

Высшая инстанция отменила апелляционное определение и направила его на новое рассмотрение.

Как получить деньги за аварию по вине коммунальщиков

Плохие дороги становятся причиной едва ли не каждого третьего ДТП в России. Только за первые 8 месяцев этого года из-за ям, колдобин и открытых колодцев на больших и малых трассах погибли 4115 человек, а пострадали 39 967! Последнее громкое ДТП с «коммунальной» окраской произошло в Москве, где из-за образовавшегося в результате поливки асфальта водой гололеда столкнулось более 30 автомобилей. Autonews.ru выяснил насколько реально добиться с дорожных и коммунальных служб компенсацию за разбитый автомобиль.

«Ледовое побоище» на Ярославском шоссе вызвало бурный общественный резонанс, и комиссия Мосгордумы по городскому хозяйству уже готовит запрос о наличии нарушений в действиях дорожных служб. Если их обнаружат, все пострадавшие получат компенсацию.

В случаях же, когда по вине коммунальных служб или дорожников пострадал один автомобиль доказать вину организации, ответственной за состояние дорожного покрытия на данном участке значительно сложнее. Эксперты, сходятся во мнении: мелочей при оформлении ДТП такого рода быть не может.

«Ямы не зарыли, прокладывали кабель или делали асфальт — старый содрали, новый не положили, не огородили, не осветили. В таком случае необходимо требовать, чтобы ГИБДД вынесло вердикт о том, что не водитель не справился с управлением, а что источником или причиной ДТП стала яма или что-то иное. В случае с ямой, нужно прежде всего вызвать инспектора ДПС, чтобы он написал: водитель колесом попал в яму или попал в яму и автомобиль отбросило. Что на дороге, на его полосе — 20 сантиметров слева, 40 справа яма такого-то размера. Или забор. Или бетонный блок в который он въехал. Видно его или не видно. Первичный документ — протокол. И обязательно нужно указать время — во сколько протокол составляется. 2 часа ночи — это одно, а 2 часа дня -другое. И потом уже, это работа дознавателя, посылать запросы: какое ДРСУ или какой-нибудь «Стройоблмост» отвечает за этот участок дороги», — советует адвокат и правозащитник Леонид Ольшанский.

Если, по мнению водителя, ДТП стало следствием ненадлежащего ухода за дорогой или, как на Ярославском шоссе, напротив, чрезмерной заботы о чистоте, эти обстоятельства также должны быть указаны в протоколе. «Никаких особенных документов не требуется, когда составляется схема ДТП обязательно должны быть описаны дорожные условия. Если это гололед, то необходимо это указать, если яма обязательно про нее написать и указать местоположение и размеры, лучше всего сфотографировать рядом с линейкой или другим предметом, который бы давал наглядное представление о выбоине», — уверен председатель Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров.

Но даже в случае, если ГИБДД вынесет вердикт о виновности организации, эксплуатирующей данный участок дороги, обольщаться не стоит. Взыскивать ущерб придется в судебном порядке. «Если автомобиль застрахован, то этим занимается страховая компания. Если нет, то необходимо привлекать независимых экспертов, которые помимо расчета на ремонт или восстановление автомобиля могут подсчитать сумму «за утерю товарного вида». Все эти расходы, потом будут взысканы с виновника ДТП. Кроме того, можно потребовать компенсацию за «моральный ущерб», но он обязательно должен быть непосредственно связан с ДТП. Разнервничались вы и покупали лекарства, либо еще что-то. К делу необходимо приложить все: чеки, справки, договора на оказание юридических услуг, квитанции за оплату мобильного телефона и прочее», — добавляет Дозоров.

Сумма компенсации за моральный ущерб может быть как символической, так и достаточно большой. Но рассчитывать на солидную выплату можно лишь в случае, если в аварии были пострадавшие. «Моральный вред — это всегда, как правило, стресс, нравственные страдания. Но, если только машину побил, судья моральный вред выпишет 50 тысяч, а если сломал ногу, судья даст 500 тысяч. Моральный вред в судебной практике привязан к травмам, как правило», — рассказывает Леонид Ольшанский.

Кроме «морального» ущерба, с виновника аварии можно требовать компенсацию по еще нескольким пунктам. Особенно актуально это для владельцев новых застрахованных иномарок, которые даже в полностью восстановленном виде серьезно теряют в рыночной цене. «Получив минимальные деньги на восстановление в страховой компании, человек должен обратиться в суд и написать, что он не получил компенсацию за «утрату товарного вида», разницу между выплаченными страховщиками суммами и реальными деньгами ушедшими на ремонт», — рассказывает о этапах судебного разбирательства Леонид Ольшанский.

В России, самую большую сумму в 368 638 рублей 39 копеек за ущерб в «ямочном» ДТП удалось взыскать автомобилисту Илье Иванову с краснодарского департамента дорожно-мостового хозяйства. Дело длилось больше двух месяцев и, если бы не помощь адвокатов свой новенький BMW Илья вряд ли бы восстановил.

Практика взыскания ущебра из-за ям и других проблем на проезжей части в России уже существует. Но с «гололедом» по вине эксплуатирующих дорогу служб суды пока не сталкивались. По мнению Леонида Ольшанского шансы выиграть такое дело у отдельных водителей минимальны. «По поводу полива. Полив шел плановый, и, наверное, он шел при температуре несколько градусов тепла. Поэтому касательно полива — никто не виноват. А то, что потом эта вода превратилась в лед при температуре ноль или минус один градус — это виновата погода. И водителю скажут, что он при определенных погодных условиях обязан снижать скорость, включать освещение, проявлять больше внимания. Я думаю, тут виновным будет по самым объективным критериям тот самый водитель, который первым попал в ДТП», — уверен эксперт.

Читать еще:  Улучшаем приборную панель автомобиля

В вине дорожно-эксплуатирующих служб сомневается и руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин: «Со стороны эксплуатационных служб есть два режима эксплуатации. Первый — очистка снега и уборка сугробов зимой, втрой: полив и мытье улиц в теплое время года. И этот режим эксплуатации дороги должен выполняться как воинский устав. Но, к сожалению, в этом мы не большие мастера. Тем не менее, в то, что виной всему коммунальные службы, которые полили дорогу, я слабо верю. А в то, что эта вода могла пролиться из кого-нибудь близлежащего объекта, такое у нас сплошь и рядом, верю легко».

По мнению Михаила Блинкина, подобные ЧП в стране будут продолжаться до тех пор, пока виновные в них люди не станут нести полноценную ответственность. «Когда на проезжей части разлилась вода или масло — это не просто халатность. Это не что иное как создание угрозы жизни и здоровья неопределенному кругу лиц — такие вещи должны наказываться очень серьезно. А как это наказывается сейчас? Да никак», — резюмировал Блинкин.

После удара стихии рязанцы подсчитывают убытки. Кто должен компенсировать ущерб?

Это вопрос особенно волнует жителей пятиэтажки в Рязанском районе. Там крыша упала на припаркованные автомобили. Люди обратились в управляющую компанию за разъяснением. Но, чтобы добиться ответа — пришлось ждать долго.

Каждая поврежденная деталь — солидный минус из семейного бюджета. И это всего за несколько минут непогоды. С момента разгула стихии не прошло и недели, а Константин уже обзвонил с десяток человек — юристов, страховщиков, коммунальщиков. В телефоне фото-свидетельства произошедшего в тот самый день. Сорванные с крыши металлические листы, помятые автомобили, разбитые стекла. Первая эмоция тогда — растерянность.

В семье Константина пострадали сразу две машины — его и супруги Таисии. Ее автомобиль так и стоит во дворе. Садиться за руль молодая мама не торопится. Ведь еще нужно хорошенько проверить на скрытые повреждения. Большая часть отражена в полицейском акте. В нем же фотографии той самой сорванной крыши. Кстати, металлические обломки кровли с острыми краями до сих пор здесь же, сложены рядом с детской площадкой.

В управляющей компании уже наверняка пожалели, что с самого начала отказались выходить на контакт с жильцами. Молчание могло обойтись слишком дорого. Люди уже готовят иск в суд на управдомов. И юристы подтверждают — закон на их стороне.

В управляющей компании, пускай и с опозданием, но объяснили жильцам — отвечать за сорванную крышу должны отнюдь не они, а застройщик. Дому всего два года, а значит, находится на гарантии.

Нет застройщика, зато есть организация, что несет субсидиарную ответственность по его обязательствам. Туда управдомы и намерены обратиться за возмещением ущерба. Какой из вариантов выберут жильцы, чтобы восстановить свои права — в конечном итоге решать им самим. Судебная практика гласит, что закон почти в ста процентах случаев на стороне пострадавших.

Комментарии

Отключение электроэнергии 5 ноября

В связи с проведением работ на воздушной линии 5 ноября с 09.00 до 16.30 будет отключена электроэнергия в Московском районе по следующим адресам:

На карте Рязани может появиться бульвар имени Сергея Есенина

Ещё в середине прошлого столетия за этой дорогой начиналась окраина Рязани. Но переименованная по случаю 70-летия самого почитаемого рязанского поэта, магистраль сегодня стала одной из центральных. Речь — об улице Есенина в Рязани. Краеведы выступили с инициативой назвать именем поэта и зеленую зону. Живописный бульвар разделяет пространство улицы на две части, но своего статуса до сих пор не имеет.

Хамство на дорогах или незнание ПДД: что становится причиной аварий с участием скорой

Вторая авария с участием машины скорой помощи за сутки, на Куйбышевском шоссе в Рязани сегодня перевернулся автомобиль Кораблинской межрайонной больницы. В результате аварии пострадали трое пассажиров нетложки, в том числе ребенок. А накануне на перекрестке Братиславской и Гагарина до ковидного госпиталя не довезли тяжелобольного пациента, реанимобиль столкнулся с иномаркой.

© Государственный интернет-канал «Россия» 2001–2020 ОКА. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-26539 от 22 декабря 2006 года. Для лиц старше 16 лет.

Служба информации: +7 (4912) 25-86-63, 25-58-66, е-mail: info@gtrkoka.ru.
Рекламный отдел: +7 (4912) 25-88-57, е-mail: adv@gtrkoka.ru

Государственный Интернет-Канал «Россия» (свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-59166 от 22.08.2014);

учредитель — федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»;

главный редактор — Панина Елена Валериевна, редактор ГТРК «Ока» — Михайлова Наталья Александровна; okatvnews@mail.ru

+7 (4912) 25-86-63, 25-58-66. Коммерческий отдел: +7 (4912) 25-77-72, 25-88-57.

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет (16+).

Компенсация от коммунальщиков за поврежденный автомобиль

Статья о том, каким образом получить от коммунальных служб компенсацию за поврежденную по их вине машину. В конце статьи — видео о том, как взыскать ущерб с коммунальщиков.

Содержание статьи:

  1. Варианты происшествий и действия водителя
    • Непогода и падение предметов
    • Дорожное полотно

  2. Возможные результаты действий автовладельца
  3. Видео о том, как взыскать ущерб с коммунальщиков

Каждый автомобилист знает, как уберечь свое транспортное средство от угона, столкновения, противоправных действий. Но иногда случаются абсолютно непредсказуемые случаи, вроде падения сосульки с крыши, дерева или рекламного щита во время сильных порывов ветра, повреждения от попадания колеса в не закрытый люк на дороге. В подобных ситуациях люди часто теряются, не понимая, кого вызвать и что можно сделать.

Многие смиряются с несчастным случаем, ошибочно обвиняя злой рок и небесную канцелярию и покорно сдавая машину в ремонт. Но незачем брать все расходы на себя, ведь многие случайности, даже погодные, происходят по вине безответственных коммунальных служб, которые обязаны предоставить пострадавшему автомобилисту компенсацию.

Варианты происшествий и действия водителя

1. Непогода и падение предметов

В каком бы месте, при каких бы условиях ни произошло несчастье, владелец ни в коем случае не должен покидать место происшествия. Не стоит звонить в ГИБДД, их задача – разбирать дорожно-транспортные ситуации, за сосульки они ответственности не несут.

В первую очередь следует позвонить в полицию или участковому, если автовладелец имеет его контакты. Затем – в страховую компанию, если на машину оформлено КАСКО. Общение со страховой необходимо за тем, чтобы выяснить, присутствует ли в договоре страхования пункт, касающийся падения инородных предметов на транспортное средство. От этого будет зависеть получение или не получение автовладельцем страховки.

После этого хозяин пострадавшей машины может произвести фото и видеосъемку со всех возможных ракурсов, но ничего не трогая и не перемещая.

Пришедший на место происшествия участковый должен документально зафиксировать обстоятельства дела в протоколе, который является самым значимым документом в данном разбирательстве. Так, важно место нахождения автомобиля, ведь в случае нарушения правил парковки будет достаточно сложно получить компенсацию.

Если автовладелец имеет полис КАСКО, то наиболее простой для него вариант решения ситуации – отказаться от возбуждения дела об административном правонарушении. Стихийные бедствия учитываются в любом типовом страховом договоре, поэтому страховая компания обязана оплатить ущерб по соответствующей справке.

На основании составленного участковым протокола, показаний очевидцев, фотоматериалов и заявления владельца машины составляется претензия. Грамотный сотрудник полиции сам обозначает организацию-виновника. Если же он этого не сделал, автовладелец должен выяснить, на балансе какой организации находится та территория или здание, где произошел инцидент.

Скорее всего, ею окажется управляющая компания, которая обслуживает данный дом, или собственник/арендатор, если речь идет о коммерческом здании. Уборка и содержание здания входят в их прямые обязанности, так что обрушившийся сугроб или сосулька будут их абсолютной виной.

Перед подачей претензии хозяин автомобиля может помочь себе привлечением независимого технического эксперта. Он установит время возникновения ущерба, причину и стоимость причиненных повреждений. В этом случае нерадивые коммунальщики не смогут потихоньку избавиться от улик или изменить их местоположение, вся ситуация будет строго задокументирована и оценена.

Если около места происшествия находились предупреждающие таблички или зона около деревьев была запрещена для парковки, хозяин автомобиля может сразу отказываться от своей претензии.

Экспертная оценка пригодится при падении дерева, когда не так-то просто найти виноватого.

С падающими сосульками или глыбами льда все достаточно просто и документов полиции будет достаточно для предъявления жалобы. А вот дерево могут назвать самосадом, не находящимся на балансе, а потому – ничейным. Кроме того, коммунальщики следят и избавляются от сухостоя, но определить скрытую болезнь и хрупкость внешне здорового дерева они не в состоянии. Что в данном случае может сделать автовладелец?

С одной стороны, найти свидетелей происшествия, которые подтвердили бы, что падению дерева никто не способствовал. Также можно попросить справку из гидрометеорологической службы города, где будет указано время и тип непогоды, а также сила бушевавшего ветра.

Если пострадавший является гостем в этом районе и ему сложно найти контакты учреждения-виновника, он может обратиться в Росреестр за информацией. Если и оттуда не поступит ответа, автовладельцу придется подать иск в суд.

Немаловажен следующий факт: если в день происшествия службы МЧС объявляли штормовое предупреждение, а пострадавший все равно припарковал машину вблизи деревьев, суд однозначно окончится не в его пользу.

2. Дорожное полотно

В России дороги часто становятся виной абсолютно всему. Печальная статистика констатирует, что откровенно плохих дорог в стране действительно в разы больше, чем хороших. Последние сводки Росавтодора показали цифру в 58% не соответствующих требованиям шоссе трасс и дорог. Не удивительно, что каждой третьей аварии автомобилисты обязаны отвратительному дорожному покрытию. Как же поступать в том случае, если второго виновника аварии нет, а ущерб нанесен?

Когда повреждение нанесено движущемуся автомобилю, оно по определению становится дорожно-транспортным происшествием. Некоторые автолюбители ошибочно принимают за аварию только лобовое столкновение с другим автомобилем. Однако даже если в водителя въехал тракторист на проселочной дороге, машина врезалась в не горящий фонарь на темной трассе, спустило колесо от удара об яму – все это ДТП. А, следовательно, будущая компенсация.

Здесь первым шагом должен быть вызов сотрудников ГИБДД. Это необходимо в качестве доказательства полученных повреждений именно на данном участке дороги.

Часто в процессе описания инцидента в протоколе гаишники пытаются списать вину на водителя, неправильно оценившего дорожную обстановку или не справившегося с управлением. Водителю важно не отступать от своих показаний и тщательно проверить составленный протокол на возможность искажения информации. В данном случае он под защитой федерального закона от 2007 года об автомобильных дорогах, который четко говорит о праве на компенсацию автовладельцу за вред из-за нарушения технических требований к содержанию автомобильных дорог.

Сотрудник ГИБДД обязан произвести все необходимые замеры, а также фото и видеосъемку места происшествия. Водитель в ожидании официальных представителей и сам может составить фотоотчет, чтобы затем сослаться на жесткий регламент к состоянию дорожного покрытия. Так, ГОСТ Р 5597-93, посвященный автомобильным дорогам и улицам, описывает требования к условиям обеспечения безопасности дорожного движения. В нем можно увидеть допустимые размеры ям, чьи габариты не должны превышать 5 см в глубину, 60 см в ширину и 15 см в длину.

Документ прописывает не только состояние неровностей, но и все дорожные знаки, разметку и ограждение. Любое несоответствие реалий дороги с регламентом дает автовладельцу полное право получить с дорожников компенсацию ущерба.

После получения от сотрудника ГИБДД грамотно оформленной справки о ДТП, пострадавший должен направить обращение о происшествии в ту организацию, которая контролируют проблемный участок дороги.

Прибывшие на место гаишники, как правило, знают ответственную компанию и поделятся информацией с водителем. После чего заявление о выплате компенсации составляется и направляется пострадавшей стороной в компанию-виновника ДТП с описанием и оценкой полученного ущерба, а также с предложением добровольного возмещения убытков.

Досконально высчитать сумму ремонта помогут специалисты в автосервисе с выдачей соответствующей справки, или независимый оценщик. Собранный пакет документов, прилагаемый к заявлению, должен содержать:

  • справку о ДТП;
  • фотоматериалы (собственные и сделанные полицией);
  • показания свидетелей (ими могут быть пассажиры пострадавшего автомобиля, прохожие, другие автомобилисты);
  • выводы независимой экспертизы (если таковая привлекалась).

В идеале во время оформления документов обязан присутствовать сотрудник дорожной службы, что на самом деле случается крайне редко. В таком случае сотрудник ГИБДД должен сделать отметку о вызове и неявке представителя службы.

Возможные результаты действий автовладельца

Результат действий автовладельца может быть таковым:

  1. Организация, ответственная за содержание дорог, признает свою вину и выплачивает компенсацию согласно выводам экспертизы.
  2. Отказывается признать вину или игнорирует поступившее заявление, не давая никакого ответа. Оба варианта приводят стороны в прокуратуру или напрямую в зал суда.

Очень многие граждане-автомобилисты привыкли закрывать глаза на чужие ошибки. Такими действиями они сами дают повод для всё возрастающей халатности городских служб. И дорожники, и коммунальщики несут гражданскую ответственность за несоблюдение своих непосредственных обязанностей.

Если автомобилист получил реальные повреждения, никак не зависящие от его собственной невнимательности, он может и должен отстаивать свои права во всех инстанциях. Причем бороться за себя можно как с привлечением компетентного юриста, так и самостоятельно, пользуясь очень грамотными юридическими интернет-сервисами.

Видео о том, как взыскать ущерб с коммунальщиков за поврежденный автомобиль:

Как получить компенсацию за повреждение автомобиля из‑за дефекта дороги

Измерить яму

Если автомобиль получил повреждения, попав в яму или люк на дороге, его владелец может рассчитывать на денежную компенсацию. Для этого необходимо правильно оформить ДТП и подать жалобу в нужную инстанцию.

Однако перед тем как вызвать ГИБДД, желательно самостоятельно произвести замеры причинившей ущерб ямы, поскольку небольшие выбоины на дороге допускаются стандартом качества.

Ширина и глубина допустимой неровности прописаны в ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

В пункте 3.1.2 этого документа говорится, что предельные размеры отдельных просадок и выбоин не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60 см и глубине – 5 см. Если размеры выбоины действительно не соответствуют ГОСТу, автовладелец может включать аварийку и ждать ГИБДД.

Оформить ДТП через автоинспекцию

Все события, при которых в результате движения автомобиля пострадали люди или само транспортное средство, классифицируются как ДТП. Поэтому случаи с повреждением машины из-за несовершенства дорожного полотна нужно оформлять именно как ДТП.

В целом можно действовать по стандартной схеме, считает ведущий юрист Европейской Юридической Службы Чермен Кассохов:

– вызвать сотрудников ГИБДД и зафиксировать ущерб посредством замеров и фотосъемки;

– составить акт о неудовлетворительном состоянии дорожного полотна указать характер неровности на дороге, ее глубину, длину и характер грунта;

– провести экспертную оценку ущерба. При этом чек за услуги в дальнейшем следует приложить к требованию компенсации ущерба;

– обратиться в страховую компанию в рамках прямого возмещения убытков по ОСАГО, так называемого «ПВУ».

– написать претензию в ответственную за данный участок дороги организацию, приложив акт об оценке ущерба и требовать компенсации.

При этом главный юрист компании «Судебное бюро Гулько» Александр Гулько советует дополнительно предпринять следующее:

– зафиксировать на камеру проблемное место самостоятельно и найти свидетелей ДТП, заручившись их контактами. Это необходимо сделать на тот случай, если дыру на дороге оперативно залатают;

– документ о происшествии заполнить в присутствии свидетелей, а его копию получить на руки,

– запросить у инспекторов ГИБДД подробную информацию об организации, которая отвечает за данный участок дороги (включая ИНН и ОГРН).

Если сотрудники ГИБДД отказываются предоставить данные – это повод для обращения с заявлением в прокуратуру.

Как собрать факты самостоятельно

Как отмечает Александр Гулько, если сотрудники ГИБДД отказались выехать на место происшествия и предложили самостоятельно прийти в отделение, необходимо предпринять следующее:

1. Сфотографировать дорожную неровность с разных ракурсов, используя рулетку или лист бумаги в клетку. Таким образом можно наглядно продемонстрировать размер выбоины, ее глубину. При отсутствии рулетки можно воспользоваться денежной купюрой номиналом от 50 до 500 рублей (ее длина составляет ровно 15 см, а ширина 6,5 см).

2. Удостовериться, что перед проблемным участком дороги не стоит знак ограничения скорости или знак, предупреждающий о плохом покрытии полотна.

3. В отделении ГИБДД извлечь и прикрепить к акту запись с видеорегистратора. Таким образом, если вылетевший камень повредил лобовое стекло или дорожники успели впоследствии залатать яму, можно будет доказать, что повреждение произошло именно на дороге и неумышленно.

4. Указать, что вы управляли автомобилем без превышения скорости с учетом характера дорожного покрытия и ПДД не нарушали. Знаков ограничения не стояло или вы следовали предписанным рекомендациям.При этом можно сослаться на пункт 3.1.1 ГОСТ, где указано, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной ПДД скоростью. То есть при движении с разрешенной знаком или ПДД скоростью ничего не должно этому препятствовать. В противном случае причиной повреждения автомобиля является именно яма.

5. Проследить, чтобы в справке о ДТП были прописаны все видимые повреждения. Если машину повредило сильно, то настоять на пункте о возможных скрытых повреждениях.

6. Инициировать ходатайство о проведении административного расследования с целью установления ответственной за данный участок дороги дорожной организации. Попросите сообщить о результатах расследования по указанным вами контактам.

Найти ответственного

Дороги общего пользования обслуживаются балансодержателями, государственными учреждениями. Платные дороги находятся на иждивении структур Росавтодора.

Игорь Скрипка, юрист, председатель коллегии адвокатов «Скрипка, Леонов и партнеры» говорит, что ответственность за ущерб возлагается на того, кто обязан поддерживать эксплуатационное состояние этих дорог.

Поэтому отвечать будет либо администрация, либо организация, эксплуатирующая дорогу. В их адрес нужно направлять жалобу.
В соответствии со статьей 12.34 КоАП «Нарушение порядка обслуживания определенного участка дороги» должностные лица понесут ответственность в виде штрафов.

Как урегулировать в досудебном порядке

По словам директора департамента послепродажного обслуживания ГК «АвтоСпецЦентр» Евгения Гришкевича, с ответственной организацией можно попробовать договориться в досудебном порядке:

1. Сначала оформить претензию на имя директора организации, которая отправляется заказным письмом с отметкой о вручении. Срок рассмотрение жалобы − 30 календарных дней с момента получения.

2. Составить акт о состоянии автомобиля в оценочной компании. Цена услуги составит примерно 1,5–3 тысячи рублей. При сохранении платежного документа данную сумму можно будет взыскать с виновника происшествия.

3. При согласии виновной стороны компенсировать ущерб оформляется мировое соглашение. В нем указывается сумма, которую ответчик передал заявителю и отсутствие претензий у последнего. Документ составляется в двух экземплярах и подписывается при двух свидетелях, после чего заверяется нотариально.

Обратиться в суд

Если в возмещении ущерба получен отказ, подается исковое заявление в районный суд по месту регистрации виновника ДТП.

В данном документе необходимо сослаться на п. 1 ст. 1064, п. 3. ст. 1079, ст. 151 ГК РФ, а также ст. 28 Закона 257-ФЗ, требования ГОСТа Р 50597-93 и постановление Госстандарта № 221 от 11 октября 1993 г.

Помимо эксплуатирующих организаций ответчиком в суде также может быть ГИБДД, поскольку несет ответственность за установку знаков на дороге.

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»

Компенсация от коммунальщиков за поврежденный автомобиль

Верховный Суд посчитал, что с учетом принципа свободы договора и различных мотивов продажи машины цена в договоре купли-продажи может не соответствовать ее действительной стоимости.

Адвокат истца Николай Зорин сообщил «АГ», что 10 февраля 2019 г. благоприятное для доверителя решение первой инстанции устояло в Ростовском областном суде, который в соответствии с определением ВС рассмотрел дело повторно. Один из экспертов отметил, что цена договора чаще всего отражает субъективную стоимость товара для сторон договора и может расходиться со стоимостью затрат на изготовление машины и стоимостью ее отдельных комплектующих. Второй подчеркнул, что при определении действительной рыночной стоимости автомобиля на момент ДТП нельзя руководствоваться ценой, указанной в договоре купли-продажи, если стороны против этого возражают, а у суда имеются иные доказательства.

В январе Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда рассмотрела вопрос о том, может ли страховое возмещение по ОСАГО превышать стоимость автомобиля, указанную в договоре при его покупке (Определение по делу №41-КГ19-42).

В январе 2018 г. произошло ДТП, в результате которого был поврежден автомобиль Александра Чередниченко. Мужчина обратился в АО «АльфаСтрахование», поскольку именно в этой компании была застрахована гражданская ответственность виновного в аварии. Однако «АльфаСтрахование» отказалось выплачивать возмещение со ссылкой на заключение эксперта о том, что заявленные повреждения не могли быть причинены в этом дорожно-транспортном происшествии. Александр Чередниченко направил страховщику претензию, к которой приложил заключение эксперта с определением стоимости повреждений автомобиля.

Поскольку «АльфаСтрахование» никак не отреагировало, мужчина обратился в Каменский районный суд Ростовской области с требованием о взыскании с ответчика 252 тыс. руб. страхового возмещения, 5 тыс. руб. компенсации морального вреда и 126 тыс. руб. штрафа за неисполнение требования потребителя в добровольном порядке.

Суд назначил автотехническую экспертизу, по результатам которой стало ясно, что повреждения автомобиля истца образовались в результате того самого ДТП, стоимость их устранения с учетом износа составляет 252 тыс. руб. В декабре 2018 г. иск был удовлетворен частично. Суд взыскал страховое возмещение и штраф в заявленном размере, а сумму компенсации морального вреда снизил до 4 тыс. руб.

В марте 2019 г. судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда отменила акт нижестоящей инстанции. По результатам апелляционного рассмотрения в пользу Александра Чередниченко было взыскано лишь страховое возмещение в размере 200 тыс. руб.

Ростовский областной суд указал, что возмещение вреда должно обеспечивать восстановление нарушенного права, но не может приводить к неосновательному обогащению. Вторая инстанция установила, что в январе 2018 г. истец купил свой автомобиль за 200 тыс. руб., и решила, что размер страхового возмещения не должен превышать эту сумму. Отказывая в удовлетворении исковых требований в части компенсации морального вреда и штрафа, суд сослался на злоупотребление правом.

Александр Чередниченко обжаловал апелляционное определение в Верховный Суд РФ. Во всех инстанциях интересы мужчины представлял адвокат АП Ростовской области Николай Зорин. По его словам, суд апелляционной инстанции самостоятельно пришел к выводу о необходимости уменьшения суммы страхового возмещения в связи с более низкой стоимостью автомобиля, отраженной в договоре купли-продажи. Страховая компания указанный довод не заявляла.

Адвокат рассказал «АГ», что в кассационной жалобе в ВС он настаивал на необходимости разграничения понятия цены договора и реальной стоимости имущества. В частности, Николай Зорин обращал внимание на п. 6.1 Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной положением ЦБ РФ от 19 сентября 2014 г. № 432-П, согласно которому при принятии решения о величине стоимости транспортного средства до ДТП необходимо принимать ее равной средней стоимости аналога на момент ДТП по данным имеющихся информационно-справочных материалов.

ВС согласился с тем, что в данной ситуации имеет значение действительная стоимость автомобиля на день наступления страхового случая. В отличие от этой величины, цена договора купли-продажи – это согласованная сторонами денежная сумма, которую покупатель обязан уплатить продавцу за вещь (п. 1 ст. 454 ГК РФ). С учетом свободы договора и различных мотивов продажи автомобиля цена договора купли-продажи автомобиля может не соответствовать действительной стоимости машины, подчеркнула судебная коллегия.

Если у суда апелляционной инстанции возникли сомнения в том, что стоимость восстановительного ремонта превышает стоимость автомобиля, то он должен был вынести это на обсуждение сторон, а также обсудить вопрос о назначении судебной экспертизы для установления стоимости автомобиля на момент страхового случая, указано в определении.

Не согласилась Судебная коллегия по гражданским делам и с отказом во взыскании с ответчика компенсации морального вреда и штрафа по мотиву злоупотребления истцом правом. Сославшись на положения п. 86 Постановления Пленума от 26 декабря 2017 г. № 58, ВС отметил, что нижестоящая инстанция не указала на обстоятельства, которые могли бы свидетельствовать об этом.

Напротив, подчеркнул Суд, частично удовлетворяя требования истца о взыскании страхового возмещения, областной суд тем самым признал факт нарушения обязательств ответчиком и обоснованность исковых требований, однако вопреки этим выводам отказал во взыскании компенсации морального вреда и штрафа в полном объеме. Таким образом, в обжалуемом определении содержится противоречие между выводами об удовлетворении требований истца и выводами о его недобросовестности, заключил ВС.

Для устранения существенных нарушений материальных и процессуальных норм Суд направил дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.

Николай Зорин сообщил «АГ», что 10 февраля 2019 г. благоприятное для доверителя решение первой инстанции было оставлено в силе Ростовским областным судом (дело № 33-2258/2020).

Комментируя позицию ВС, адвокат АБ «Линия права» Кирилл Коршунов отметил, что цена продажи имущества по умолчанию признается рыночной и соответствующей его действительной стоимости, то есть той цене, по которой этот товар купит большинство покупателей на рынке. «Однако так происходит не всегда. Как правильно отметил Верховный Суд, цена купли-продажи автомобиля может не соответствовать его действительной стоимости. Определение цены в договоре очень субъективно. Не исключено, что покупатель был готов заплатить за машину больше, но зачем, если продавец согласен продать за более низкую цену?» – добавил адвокат. Именно поэтому цена договора отражает чаще всего субъективную стоимость товара для сторон договора и может расходиться со стоимостью затрат на изготовление вещи и стоимостью ее отдельных комплектующих, отметил эксперт.

Кирилл Коршунов подчеркнул, что в контексте страхового возмещения речь, напротив, идет о стоимости автомобиля как о совокупности стоимостей его комплектующих, материалов, работы и ряда иных факторов, то есть об объективной стоимости вещи. «Кроме того, в законе прямо указано, что при определении страхового возмещения необходимо устанавливать объективную стоимость, поэтому вывод Верховного Суда, на мой взгляд, является справедливым», – заключил адвокат.

Адвокат АП Калужской области Дмитрий Кияшко полагает, что Судебная коллегия по гражданским делам ВС исправила явные и грубые ошибки апелляционной инстанции. «Судьи областного суда проигнорировали нормы права и разъяснения Пленума ВС в угоду собственным представлениям о справедливости, которые у любого человека не без изъяна, и по существу приняли самоуправное решение. К сожалению, такой подход в апелляции, избалованной отсутствием действенного надзора со стороны кассационной инстанции, не редкость», – отметил эксперт.

По словам адвоката, позиция Верховного Суда полностью согласуется с действующим регулированием и его собственными разъяснениями высшей судебной инстанции. «В частности, Судом верно указано, что решение о необходимости восстановительного ремонта должно приниматься на основании объективных сведений о действительной стоимости автомобиля на момент ДТП, которая определяется в соответствии с п. 6.1 Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, а не на дату заключения договора купли-продажи автомобиля», – указал Дмитрий Кияшко.

Адвокат подчеркнул, что при определении действительной рыночной стоимости автомобиля на момент ДТП нельзя руководствоваться его ценой, указанной в договоре купли-продажи, если стороны против этого возражают и у суда имеются иные доказательства. «В этом деле истец заявил требования, исходя из рыночной стоимости автомобиля на момент ДТП, отличной от его договорной цены, представил соответствующее заключение, подтвержденное затем судебной экспертизой. Отказывая истцу при таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции по существу наказал его за участие в “налоговой оптимизации” при покупке автомобиля совершенно неуместно», – считает Дмитрий Кияшко.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector