Trt-auto.ru

Автомобильный журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Куда и какие автомобили поставляет Россия на экспорт

Пандемия COVID-2019 отбросила экспорт «АвтоВАЗа» на два года назад. Обзор

Москва. 19 августа. INTERFAX.RU — «АвтоВАЗ» по итогам I полугодия 2020 года, ознаменованного приостановкой автопроизводств из-за коронавируса и обвалом продаж автомобилей, возвращается к показателям экспорта двухлетней давности. В январе-июне зарубежные поставки одного из крупнейших российских автопроизводителей упали почти на треть после нескольких лет роста, свидетельствуют данные Федеральной таможенной службы (ФТС).

Лучше, чем в среднем по больнице

Согласно опубликованным ранее данным таможенной статистики, экспорт легковых автомобилей (код ТН ВЭД 8703) из РФ в текущем году падает на протяжении всех шести месяцев, хотя в предыдущие годы показатель в основном набирал обороты в начале года. В январе-июне 2020 года из РФ было экспортировано в общей сложности 30,6 тыс. легковых машин, что на 44% меньше, чем годом ранее.

Из этого числа около трети готовых автомобилей (9,627 тыс. шт.) экспортировано из регионов присутствия производств «АвтоВАЗа»: Самарской области, где расположены основные мощности компании, включая бывшее СП с GM (ныне — АО «Лада Запад Тольятти»); и Удмуртии, где на мощностях ООО «Лада Ижевск» выпускаются модификации седана Lada Vesta.

Значительные объемы поставок автомобильных кузовов (код ТН ВЭД 8707) из Самарской области, как и в предыдущие годы, пришлись на Казахстан (9,629 тыс. шт.) Там, на мощностях АО «Азия Авто» в Усть-Каменогорске, собираются машины Lada всех основных моделей «АвтоВАЗа»: Granta, Vesta, Xray, Largus, 4х4. Еще 48 кузовов для сборки были отправлены в Казахстан из Удмуртии.

Таким образом, объем экспорта «АвтоВАЗа» по двум указанным наименованиям, отражающий динамику экспортных продаж компании, снизился на 30,6%, до 19,3 тыс. ед.

Экспорт продукции автопрома из Самарской области и Удмуртии в I полугодии 2017-2020 гг в шт. (с указанием кода ТН ВЭД)

Наименование6 мес 20176 мес 20186 мес 20196 мес 2020
Автомобили из Сам. обл. (код 8703)55719992161918490
Автомобили из Удмуртии (код 8703)4509201242661137
Кузова из Сам. обл. (код 8707)4934672673429629
Кузова из Удмуртии (код 8707)1048
ИТОГО15014187302780919304
ДИНАМИКА+24,7%+48,5%-30,6%

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи «АвтоВАЗа» росли с 2017 г., всегда показывая положительные результаты и в I полугодии. Коронавирус и последовавшие ограничения обвалили реализацию компании в январе-июне на 23,9%, до 132,596 тыс. проданных машин. В частности, исходя из приведенных данных ФТС, доля экспорта компании в общем объеме продаж в I полугодии 2020 г. снизилась к 2019 г. на 1,1 п.п., до 12,7%.

Как сообщалось, «АвтоВАЗ» из-за коронавируса останавливал конвейеры с 30 марта по 3 апреля на период нерабочих дней. С 6 апреля работу возобновили отдельные подразделения, с 13 апреля производство вернулось в строй. С 29 апреля по 17 мая производство «АвтоВАЗа» приостанавливалось из-за праздников и планового корпоративного отпуска, включая четыре дня простоя — с 12 по 15 мая.

Позднее производитель объявил, что с 29 июня и до конца 2020 г. может ввести режим неполной четырехдневной рабочей недели. Отложив этот вопрос до 31 августа в связи с оживлением спроса, компания все же отказалась от перехода на четырехдневку в связи с оживлением рынка и достаточным количеством заказов, в том числе в рамках опережающих госзакупок.

Продажи «АвтоВАЗа» в РФ в I полугодии 2017-2020 гг в шт. с динамикой к АППГ (данные АЕБ)

6 мес. 20176 мес. 20186 мес. 20196 мес. 2020
Продажи140231 (+12,8%)169826 (+21%)174186 (+2,5%)132596 (-23,9%)
Доля рынка в РФ19,5% (+1 п.п.)20% (+0,5 п.п.)21% (+1 п.п.)20,8 (-0,2 п.п.)

ЕАЭС, Future!

Весной прошлого года «АвтоВАЗ» объявил о планах прекратить экспорт автомобилей в Европу после введения новых экологических требований, превышающих нормы «Евро-6». В компании отмечали, что возврат к европейским поставкам возможен в течение нескольких лет — с появлением новой глобальной модели, разработанной с партнерами по альянсу.

Данные ФТС свидетельствуют, что последние годы компания ежегодно поставляет автомобили в 24-26 стран.

С 2017 г. из регионов присутствия основных производств «АвтоВАЗа» практически прекратился экспорт в Латвию, остановились поставки значительных партий в Венгрию, Словакию, Сербию и Украину. Встали и другие европейские направления, объемы экспорта по которым были существенно ниже. В январе-июне 2020 г. второй год подряд сбавляют обороты поставки готовых автомобилей в Белоруссию и Узбекистан. При этом устойчивый рост даже в условиях коронавирусных ограничений показывают объемы экспорта кузовов для промсборки в Казахстан.

На презентации по итогам 2019 г. исполнительный вице-президент «АвтоВАЗа» по продажам и маркетингу Оливье Морне заявлял о начале продаж Lada в Монголии. По данным ФТС, поставки в эту страну в январе-июне 2020 г. составили всего 120 автомобилей против 50 годом ранее. Также Морне говорил о росте экспортных продаж в Египте в 2019 г. на 25% в годовом выражении «благодаря запуску новой Lada Granta». Таможенная статистика свидетельствует, что первая сотня готовых машин была поставлена в эту страну только в 2020 г., а до этого поставки автомобилей были единичными.

Топ-10 основных направлений экспорта легковых автомобилей из Самарской области (С.О.) и Удмуртии в I полугодии 2017-2020 гг в шт. (по коду ТН ВЭД 8703)

6 мес 20176 мес 20186 мес 20196 мес 2020
С.О.Удм.С.О.Удм.С.О.Удм.С.О.Удм.
Белоруссия3911961109344885275307
Узбекистан545110252514801507226017801030
Азербайджан776128212090222052770
Казахстан179858383262
Эстония214321311542204014012
Монголия2030120
Египет11107
Латвия26792681620230172695
Армения1968924268
Киргизия962633

Традиционная непредсказуемость

В начале года Морне заявлял, что экспортные продажи «АвтоВАЗа» в 2016 г. составили 17 тыс. автомобилей, в 2017 г. — выросли уже до 24 тыс. шт., в 2018 г. — достигли 38 тыс. шт., и в 2019 г. подошли к показателю в 50 тыс. машин.

Приведенные им цифры находят отражение и в данных ФТС по экспортным поставкам за те же периоды.

Динамика экспорта продукции автопрома из Самарской области и Удмуртии в 2017-2019гг, в шт. (по кодам ТН ВЭД)

Наименование201720182019
Автомобили из Сам. обл. (код 8703)121362253629225
Автомобили из Удмуртии (код 8703)166034885712
Кузова из Сам. обл. (код 8707)102061364614214
Кузова из Удмуртии (код 8707)23
ИТОГО240023967049174
ДИНАМИКА(+41%)(+65,3%)(+24%)

Как сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе «АвтоВАЗа», наибольшая доля в общем объеме экспортных поставок Lada приходится на самую популярную в РФ модель Granta, немного меньше — на модель Vesta, далее следует Lada 4×4. В компании воздерживаются от комментариев по динамике экспорта за I полугодие 2020 г. и годовых прогнозов российского авторынка.

АЕБ, в начале года ожидавшая лишь двухпроцентного снижения продаж легковых автомобилей и LCV в РФ в 2020 г., по результатам коронавирусного первого полугодия снизила прогноз с 1,76 млн шт. до 1,4 млн шт. (-23,9% к показателю 2019 г.). Таким образом, ожидается возврат к уровню 2016 г., когда в РФ было реализовано 1,426 млн автомобилей — на 11% меньше, чем в 2015 г.

В июле 2020 г. «АвтоВАЗ» вслед за положительным месячным трендом рынка увеличил продажи к прошлому году на 5,7%, до 31,18 тыс. шт. По сравнению с результатом на конец полугодия компания сократила годовое падение реализации с 23,9% до 19,6%, продав в общей сложности 163,776 тыс. автомобилей за семь месяцев.

»Несмотря на »отпускной» период в летние месяцы, мы отмечаем достаточно высокий интерес к нашим автомобилям. Восстановление потребительского спроса наметилось еще в начале июня вместе с поэтапным снятием ограничений в большинстве из регионов РФ. Стоит также отметить рост числа заказов и со стороны наших корпоративных клиентов, что положительно свидетельствует о постепенном восстановлении деловой активности в стране», — приводила пресс-служба «АвтоВАЗа» цитату Морне.

В пресс-службе компании, между тем, отмечают, что в отличие от восстановления внутреннего рынка, внешние поставки могут «отскакивать» не так быстро из-за различного уровня ограничений против коронавируса в разных странах.

Продажи «АвтоВАЗа» в 2017-2019 гг в шт. с динамикой к АППГ (данные АЕБ)

Российские автоконцерны наращивают поставки за рубеж

Российские автоконцерны на фоне слабого спроса на автомобили на внутреннем рынке наращивают поставки за рубеж. К началу традиционно высокого сезона (сентябрь—декабрь) экспорт автомобилей вырос почти на 30%, в основном за счет легкового сегмента. В Российском экспортном центре видят в этом интеграцию российского автопрома в «глобальные цепочки», но основными странами, куда возят автомобили и комплектующие из РФ, остаются соседние Белоруссия и Казахстан.

Экспорт автомобилей и компонентов из России в этом году растет на 30%. «Из Германии заказчики сами приезжают, просят подыскать им российских поставщиков, потому что соотношение «цена—качество» лучше альтернатив»,— заявил глава Российского экспортного центра (РЭЦ) Андрей Слепнев в ходе встречи с премьером Дмитрием Медведевым. По актуальной статистике ФТС за январь—август, экспорт легковых автомобилей в штуках и в деньгах вырос на 27,8% (до 73,4 тыс. штук) и 32,1% (до $1 млрд) соответственно. Поставки грузовиков в штуках увеличились на символические 0,1%, до 8,4 тыс., в деньгах — на 12,7%, до $218,5 млн. В прошлом году в тот же период экспорт легковых автомобилей стагнировал, а грузовиков — незначительно рос (на 3,6%).

Дмитрий Бабанский из SBS Consulting полагает, что фундаментальными причинами роста поставок автопрома стали слабый внутренний спрос и государственная система поддержки экспорта. Существующие меры — прежде всего субсидирование логистики, омологации и сертификации — облегчают вывод продукции на новые рынки, а низкий внутренний спрос стимулирует искать новых потребителей, в том числе за рубежом, заключает он. В этом году правительство направило на поддержку экспорта машиностроения не менее 4,5 млрд руб.

В январе—сентябре продажи автомобилей в РФ сократились на 2%, до 1,27 млн штук, по данным АЕБ, впервые за два года. При этом производство легковых автомобилей за девять месяцев выросло на 1,1%, до 1,1 млн штук, сообщал Росстат, грузовых — на 5,7%, до 14,5 тыс. машин. В октябре глава Минпромторга Денис Мантуров рассчитывал на сохранение объемов производства на уровне 2018 года или «определенный плюс». В интервью «России 24» он отмечал, что рост может быть достигнут с учетом увеличения поставок за рубеж автомобилей и автокомпонентов.

Динамику поставок автомобилей во многом определяет спрос на традиционных для России рынках, поясняют в РЭЦ, говоря об эффекте отложенного спроса, а также «»врастании» в глобальный автомобильный рынок».

Половина поставок автопрома в январе—августе пришлись на Белоруссию и Казахстан (27% и 23% соответственно).

Среди крупных направлений также Турция (7%), Чехия (6,3%), Узбекистан (6%) и Китай (5%). Наибольший вклад в рост экспорта внесли легковые автомобили (41% роста) и прицепы (34%), заметными были также поставки спецавтотранспорта (11%) и грузовиков (4%), говорят в РЭЦ. Лидеров экспорта там не называют. Бестселлеры внутреннего рынка — Lada, Kia и Hyundai.

Основными рынками сбыта в Минпромторге называют Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Алжир, Чехию, Кубу, среди компаний основные лидеры — АвтоВАЗ, Volkswagen, Renault и Hyundai.

В АвтоВАЗе раскроют детали экспорта только по итогам года, но в концерне сообщили, что поставляют автомобили Lada в 34 страны. Nissan за девять месяцев экспортировал более 3 тыс. автомобилей Qashqai, X-Trail, Murano и Terrano в Казахстан и Белоруссию. В Nissan подчеркивают, что одним из ключевых факторов при расширении экспорта является господдержка — она необходима, чтобы сделать локальное производство эффективным и конкурентным на международном рынке. В Toyota “Ъ” сказали, что в январе—августе поставки их автомобилей за рубеж в штуках выросли на 44%, приоритетными рынками были Казахстан и Белоруссия. Управляющий директор Ларс Химмер «Фольксваген Груп Рус» в конце октября говорил, что концерн по итогам года рассчитывает экспортировать 24 тыс. машин, а также собираемые в Калуге двигатели.

Среди грузовиков экспорт КамАЗа за девять месяцев вырос на 58%, до 3,4 тыс. штук. Основные страны прироста —Узбекистан и Вьетнам. Традиционно одним из главных внешних партнеров остается Казахстан, отмечают в концерне. Volvo Trucks в 2019 году продолжает поставки кабин в Гент (в 2018 году экспортировано 1,8 тыс. штук) и рассматривает возможность поставок комплектных автомобилей в Европу и Азию.

Ускоренный рост экспорта в денежном выражении может быть вызван усложнением логистики, исполнения, комплектации автомобилей и пр., говорит Дмитрий Бабанский. По его словам, традиционно высокий сезон для автоэкспорта — с сентября по конец года. Он дает прогноз по росту поставок до $4–4,2 млрд в этом году. В РЭЦ ожидают, что экспорт по итогам года будет превышать показатели 2018-го «минимум на 10%», пишет Ъ.

Какие автомобили и куда поставляет Россия на экспорт?

Большинство отечественных автопроизводителей ориентируется на внутренний рынок, изготавливая свои машины исключительно для российского покупателя. Однако в последние годы экспорт автомобилей из России значительно увеличился, что объясняется девальвацией рубля, что сделало такие автомобили дешевле в долларовом эквиваленте и положительно сказалось на спросе на российский автопром.

Куда российские автопроизводители поставляют свои машины на экспорт

Традиционно спросом на внешних рынках пользуется продукция АвтоВАЗа, а также тяжелые грузовики от КАМАЗа и Урала. Такие автомобили и спецтехника отличаются функциональностью, универсальностью использования и предлагаются по доступным ценам. Большая часть экспорта автомобилей из России приходится на страны СНГ. По словам специалистов, у АвтоВАЗа поставки на рынки стран СНГ от общего экспорта за рубеж составили порядка 80%. Основными покупателями продукции АвтоВАЗа в СНГ является Казахстан, Беларусь и Украина.

Также неплохим спросом отечественные легковые автомобили пользуются в странах Латинской и Южной Америки, куда в общей сложности АвтоВАЗ поставил порядка 10 000 своих автомобилей. В последние годы существенно вырос экспорт продукции АвтоВАЗа в Египет, Иран и Алжир. Так, например, по данным АвтоВАЗа, только в 2016 году в Алжир было поставлено более 20 000 новых автомобилей. В Иран продано 11 000 единиц техники, а в Египет около 6000 новых автомобилей.

Читать еще:  Можно ли создать «идеальную» подвеску?

АвтоВАЗ активизирует работу на европейских рынках

Перспективным рынком для АвтоВАЗа и других российских производителей легковых автомобилей является Европа. Страны Евросоюза являются одним из крупнейших автомобильных рынков, где с каждым годом увеличивается количество продаж автомобилей эконом-класса. Специально для выхода на рынок Европы АвтоВАЗ разработал новые модели, которые полностью соответствуют жестким европейским стандартам.

Неоценимую помощь АвтоВАЗу в выходе на европейский рынок оказывают японские компании Nissan и французская Renault, которым принадлежит часть акций российского автогиганта. Дистрибуция и сервисное обслуживание вазовских автомобилей в Европе будет осуществляться через сервисные центры двух этих производителей. В АвтоВАЗе надеяться, что их два новых автомобиля Lada Xray и Lada Vesta будут пользоваться на рынке отличным спросом.

В Европе самым крупным рынком для АвтоВАЗа в ЕС традиционно является Германия, где в 2017 году планируют реализовать 2500 автомобилей. При этом прирост продаж составит 460 процентов. В АвтоВАЗ отмечают, что такое увеличение продаж достигнуто исключительно за счёт выхода на рынок новых перспективных моделей, которые имеют доступную стоимость и отличаются великолепными характеристиками.

Экспорт российских грузовиков и спецтехники

Российские грузовики и тяжёлая спецтехника традиционно пользуется отличным спросом на внешних рынках. Если на европейский рынок отечественным производителям грузовиков пробиться крайне сложно, то в Латинской Америке, Северной Африке и в развивающихся странах Азии российский КамАЗ, Урал и другие производители занимают прочные позиции.

Так, например, техника КамАЗа отлично известна в Латинской Америке, где продаётся несколько грузовиков КамАЗ, а также другой спецтехники из России. Автопроизводитель из Набережных Челнов продает несколько тысяч своих экземпляров грузовиков в Египет и поставляет такое же количество техники в Иран. Одним из перспективных направлений для КамАЗа и других российских производителей спецтехники является Вьетнам и весь регион юго-восточной Азии. В ближайшие годы планируется активизировать поставки российских грузовиков в эти страны, в общей сложности продавая во Вьетнам около 2000 грузовых автомобилей.

КамАЗ не только поставляет за рубеж собранные в России грузовые автомобили, но и активно создает сборочные предприятия в развивающихся странах. Первые автомобили КамАЗ выпустил на своих сборочных предприятиях в Индии, Пакистане, Казахстане и Вьетнаме.

Расширяет поставки за рубеж российский производитель компания Урал. В настоящее время порядка 35% всех произведённых грузовых автомобилей Урал идёт на экспорт. Продукция Урала официально продается в 12 странах, в том числе и в Иране, Ираке, в Египте и других развивающихся странах.

В последние несколько лет российский автопроизводитель компания ГАЗ также смогла существенно увеличить объемы поставок своих автомобилей за границу. Большой популярностью пользуется Газель-Next, которая продается в Македонии, Черногории, Боснии и Герцеговине, Сербии и других странах Европы. Также этот легкий грузовик отлично продается в Латинской Америке и на североафриканском рынке.

Государственная программа стимулирования развития экспорта

В настоящее время в России действует программа стимулирования экспорта российских автомобилей и грузовой техники, в рамках которой экспортерам возмещается часть таможенных платежей по поставленным на экспорт автомобилям. На реализацию данной программы государственной поддержки экспорта российских автомобилей в бюджете на ближайшие несколько лет заложено 3 миллиарда рублей, большую часть из которых получит АвтоВАЗ и КамАЗ. Также планируется целевая поддержка других российских автопроизводителей под конкретные программы и вывод на рынок новых перспективных моделей, которые были бы популярны и востребованы за рубежом.

Экспорт российских автомобилей резко вырос в прошлом году

Общий экспорт продукции российского автопрома (автомобили, сборочные комплекты, комплектующие) вырос в 2019 г. на 17% до $4 млрд, указано в исследовании EY. Рост зарубежных поставок наблюдается уже третий год подряд.

Результат превзошел ожидания правительства. В долгосрочной стратегии развития автопрома, утвержденной весной 2018 г., предполагалось, что в 2019 г. экспорт в базовом сценарии достигнет $2,9 млрд, оптимистичном – $3,4 млрд. Аналогичная ситуация была и в 2018 г. Тогда экспорт составил $3,4 млрд, а целевой уровень стратегии в зависимости от сценария – $2,5–2,8 млрд.

По итогам 2019 г. первое место в общей структуре экспорта автопрома вернули легковые и легкие коммерческие (LCV) автомобили – их доля составила 44% (год назад лидировали автокомпоненты с долей 47%). Они же обеспечили основную прибавку общего экспорта: поставки выросли на 34% до $1,7 млрд. В предыдущие четыре года экспорт либо стагнировал, либо рос, но меньшими темами, чем в 2019 г. (в 2017 г. – на 18%). Экспорт легковых автомобилей и LCV в 2019 г. в количественном выражении увеличился на 21% до 113 200 шт., оценивает EY.

Бурный рост поставок автомобилей за рубеж в 2019 г. связан, прежде всего, с восстановлением спроса в странах СНГ, объясняет EY. Об этом говорит и представитель Российского экспортного центра (РЭЦ).

Продажи легковых автомобилей и LCV на одном из основных экспортных рынков российских автозаводов – казахстанском – выросли на 23,3% до 71 417 шт., а в денежном выражении – почти на 32% до $1,71 млрд (данные отраслевого союза «Казавтопром»). В топ-3 рынка – Lada, Hyundai и Toyota. Рост рынка ускоряется: в 2017 г. он вырос в количественном выражении на 7%, в 2018-м – на 25%. Автомобильный рынок Белоруссии тоже продолжает расти, но динамика замедляется. В 2018 г. продажи увеличились на 54%, а в 2019 г. – на 22%, достигнув 64 504 машин, следует из данных Белорусской автомобильной ассоциации (емкость в денежном выражении не уточняется). В тройке лидеров – Lada, Renault и Volkswagen. Для сравнения: российский рынок сократился на 2,3% до 1,76 млн легковых автомобилей и LCV (данные АЕБ). В денежном выражении рынок легковых автомобилей увеличился на 5,6% до 2,54 трлн руб., по оценке «Автостата».

Российские автозаводы начали активно развивать экспорт на фоне сильно сократившегося после 2013 г. рынка, напоминает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. На динамике также сказались господдержка (прежде всего – компенсация части логистических расходов) и расширение сборочного производства российских брендов в Казахстане, где был введен утилизационный сбор.

Крупнейший российский автопроизводитель (и экспортер машин) «АвтоВАЗ» реализовал в 2019 г. на зарубежных рынках около 50 000 машин, сообщала компания. Это на 32% больше, чем в 2018 г. Главные экспортные рынки Lada – Белоруссия, Казахстан и Узбекистан. Зарубежные продажи выпущенных в России автомобилей Renault выросли на 14% до 15 785 шт., основные рынки – Белоруссия, Казахстан и Киргизия, рассказал представитель компании. Группа VW, по словам представителя, экспортировала из России 24 600 машин (в 2018 г. – около 20 000), из них почти 10 000 – Skoda Kodiaq в Европу. Экспорт Nissan из России упал на 27% до 4168 шт., машины поставляются в Казахстан и Белоруссию. УАЗ поставил за рубеж 5720 машин (рост на 29%), из них почти 80% отправились в страны СНГ и ближнего зарубежья. Рост связан с расширением географии реализации и модельного ряда на существующих рынках сбыта, поясняет представитель УАЗа.

В 2020 г. экспорт продукции российского автопрома может составить в зависимости от сценария стратегии автопрома $3,4–4,2 млрд.

Экспорт в 2020 г. будет расти, считает Беспалов: рынок в России стагнирует и автозаводы продолжат развивать зарубежные поставки, чтобы загрузить мощности. «Наши ожидания достаточно сдержанны. В первую очередь это связано с имеющимися и вновь появляющимися барьерами», – говорит представитель РЭЦа. Например, это касается введения утилизационного сбора. Преодолеть эти барьеры поможет организация локальной сборки, а также увеличение количества стран, с которыми подписываются соглашения о зоне свободной торговли, отмечает представитель РЭЦа.

Экспорт легковых автомобилей, скорее всего, вырастет в 2020 г. на 10–15%, для роста экспорта грузовых автомобилей и автобусов больших предпосылок не видно, говорит партнер EY Сергей Павлов. «На рынок в целом и экспорт из России в частности может сильно повлиять ситуация с эпидемией коронавируса», – предупреждает он. Многие цепочки поставок замкнуты на Китай, а способность китайских заводов компонентов к ритмичной работе в следующие два месяца под вопросом, поясняет Павлов. Это поставит под угрозу производство в России и других странах, указывает он. Кроме того, продолжает эксперт, развитие эпидемии может спровоцировать ограничение спроса со стороны частных лиц и компаний.

Куда и какие автомобили поставляет Россия на экспорт

В правительстве планируют «надавить» на отечественных автопроизводителей с тем, чтобы они увеличили поставки своей продукции на экспорт. Для этого предусмотрен ряд стимулирующих мер.

Содержание статьи:

  • Поставки российских машин будут увеличены на четверть
  • Россия готова к наращиванию экспорта
  • Иностранные бренды не спешат увеличивать внешние поставки
  • Дешевый рубль — в помощь автоэкспорту

Компании-производители выражают уверенность в том, что их продукция интересна зарубежным покупателям не только на рынках развивающихся стран, но также и в Европе, а также в бывших республиках Советского Союза. Так, в АвтоВАЗе собираются получить прописку в 12 дилерских центрах Европы. Те иностранные производители, которые осуществляют сборку своих брендов на территории Российской Федерации, настроены менее оптимистично и избегают делать конкретные заявления по этому поводу. Ведь для наращивания экспортных поставок необходимы инвестиции, которые головные компании пока не собираются осуществлять.

Даешь рост в 25%!

Нарастить экспорт российских автомобилей планируется на рекордные 25%. Об этом заявляют в Минпромторге. Таким образом, в идеале будет не только наверстан спад экспорта в прошлом году, который составил 19%, но и достигнут рост по сравнению с предыдущим периодом. В абсолютных цифрах экспорт техники российского производства должен составить 106 000 единиц в год. И это весьма амбициозная задача. Для стимулирования компаний, работающих на экспорт, в правительстве предусматривают отмену заградительных импортных пошлин, в настоящее время они составляют 74%. Дополнительно будут предоставляться субсидии для транспортировки машин и доработок, необходимых на экспортных рынках для российских машин.

Среди приоритетных компаний в правительстве видят отечественных производителей легковых и грузовых машин. Не сбрасывают со счетов иностранных производителей, работающих на внутреннем рынке, их в правительстве надеются убедить поработать на экспорт, нарастить его объемы. Так что, вполне возможно, что к решению поставленных задач присоединятся Фольксваген, Рено, Ниссан.

Целевыми рынками для российских производителей автотехники в текущем году должны стать:

  • Алжир, 22 000 единиц техники;
  • Иран, 11 000 единиц;
  • Египет, 8 000 единиц;
  • Страны Евросоюза, 5 000 единиц;
  • Куба, 3 000 единиц;
  • Вьетнам, 2 500 единиц;
  • Мексика, 2 200 единиц;
  • Индия, 1 000 единиц;
  • Эфиопия, 400 единиц.

Перечисленные страны будут приоритетными и в программах развития автопрома до 2025 года. Эксперты отмечают, что проанонсированные объемы – небольшие. Вряд ли такое увеличение способно закрыть брешь, образовавшуюся из-за прекращения экспорта российский автомобилей на Украину. Также большое падение произошло в поставках в Казахстан. Случилось это из-за утилизационных и регистрационных сборов, введенных в Российской Федерации.

К старту готовы

Российские компании заверяют, что готовы выйти на новые экспортные рынки. Так, в группе ГАЗ такое движение считают приоритетным в деятельности компании. Это единственная возможность вырваться из заколдованного круга стагнации производства.

Объемы внутреннего российского рынка не предоставляют таких возможностей. А вот экспорт при правильном подходе может обеспечить устойчивость производства, снивелировать валютные скачки и уменьшить зависимость от валютной составляющей в комплектующих.

Что касается АвтоВАЗа, то в компании уверены в том, что стабильный спрос на машины этого бренда существует во всей Европе, и не только в восточной, но и в западной и в центральной. В частности, речь идет о марке Лада Калина — к ней присматриваются дилеры, торгующие машинами не одного бренда, а несколькими. Так что для иностранных покупателей интересны не только новые модели, но и те, которые имеют историю. Спрос на Ладу Калину есть и в Германии, и в Австрии, и в Чехии.

В Чехии имеется собственный склад запасных частей к машинам, которые выпускает АвтоВАЗ. В Венгрии собственный дилерский центр. Планируется открыть центры еще в 12 европейских странах. Поэтому цифра в 5 000 единиц техники в европейском направлении вполне достижима. На сегодняшний день только в Венгрию гарантировано будет поставлено 2 000 автомобилей АвтоВАЗа. Прорабатывается и выпуск автомобилей с правым рулем — это даст возможность выйти на новые рынки.

Иностранные компании осторожничают

Иностранные компании, осуществляющие сборку своих брендов в Российской Федерации, не спешат подключаться к наращиванию экспорта. Для такого шага им нужны солидные инвестиции, но сделать их пока невозможно не по экономическим, а по политическим мотивам. Сегодняшнее геополитическое положение России нестабильно, ситуация может меняться очень быстро. А бизнес предпочитает стабильность.

Однако при этом, скажем, Ниссан озвучивается в планах Минпромторга, так что, скорее всего, какие-то определенные договоренности уже имеются. Возможно, идет речь об увеличении экспорта машин этого бренда российской сборки в Беларусь и в Казахстан. При этом о конкретных шагах говорить пока рано.

Рено-Ниссан пока еще не готов содействовать продвижению в Европе новых автомобилей Лада.

Эксперты не сходятся во мнении

Перспективность российского экспорта автомобилей оценивается разными специалистами по-разному. Так, например, китайские эксперты считают, что низкий курс российского рубля по отношению к доллару дает прекрасные возможности наращивать экспорт. И даже организовывать производство российских автомобилей за рубежом. Это тот путь, который уже выбрали на ГАЗе – наладили в Турции производство «Газели», ориентированной на европейский и турецкий рынки. Основной причиной падения российского экспорта автомобилей в экспертном сообществе считают уменьшение поставок в страны – бывшие республики СССР.

Существует опасение, что рост экспорта произойдет за счет снижения внутрироссийских поставок. Тогда даже 25% прирост практически не даст экономического эффекта. Только наращивание производства имеет смысл.

Вот интересное видео об экспорте автомобилей Lada – смотрим!

Souzconsalt

Поддержка Развития Бизнеса

Что Покупает Россия! Импорт Экспорт России

Что Покупает Россия! Импорт Экспорт России

Российская Федерация импортировала товаров на общую сумму 243,8 млрд долларов США со всего мира в 2019 году, увеличив импорт на 33,4% с 2015 года и на 2,4% с 2018 по 2019 год.

Читать еще:  Обзор нового спорткара Toyota 86 2017

По среднему обменному курсу за 2019 год российский рубль обесценился на -6,2% по отношению к доллару США с 2015 года и снизился на -3,3% с 2018 по 2019 год.

Закупки товаров с мировых рынков выглядят следующим образом:

  • 45,8% от общего объема российского импорта в стоимостном выражении в 2019 году было закуплено в европейских странах.
  • Азиатские торговые партнеры обеспечили 43,4% импортных продаж в Россию,
  • 6,4% — из Северной Америки.
  • Меньший процент поступил из стран Латинской Америки (2,8%), за исключением Мексики, но включая страны Карибского бассейна, Африки (1,2%) и Океании (0,4%) во главе с Австралией.

Учитывая, что население России составляет 146,7 млн. Человек, общий объем импорта в 2019 году составляет 243,8 млрд. Долларов США, что соответствует примерно 1700 долларов США в годовой потребности в продуктах у каждого жителя обширной евразийской страны.

Найдем товары и поставщиков WhatsApp +79169906144

Что импортирует Россия

Следующие товарные группы представляют наибольшую стоимость в долларах в российских закупках на импорт в течение 2019 года. Также показана процентная доля, которую представляет каждая категория товаров с точки зрения общего импорта в Россию.

  1. Машинное оборудование, включая компьютеры: 43,2 млрд. Долларов США (17,7% от общего объема импорта)
  2. Электрические машины, оборудование: 29,8 млрд. Долларов (12,2%)
  3. Транспортные средства: 23,7 млрд. Долларов (9,7%)
  4. Фармацевтические препараты: 14,1 млрд. Долларов (5,8%)
  5. Пластмассы, изделия из пластмассы: 9,8 млрд. Долларов (4%)
  6. Оптические, технические, медицинские приборы: 7,3 миллиарда долларов (3%)
  7. Изделия из железа или стали: 6,5 млрд. Долларов (2,7%)
  8. Фрукты, орехи: 5,1 млрд. Долларов (2,1%)
  9. Железо, сталь: 5 миллиардов долларов (2,1%)
  10. Органические химические вещества: 4,4 миллиарда долларов (1,8%)

На первую десятку российского импорта пришлось примерно три пятых (61,1%) от общей стоимости закупок ее продукции из других стран.

Машины и оборудование

В 2019 году российские импортеры потратили больше всего на следующие 10 подкатегорий машин, включая компьютеры.

  1. Компьютеры, оптические считыватели: 5,7 млрд долларов США (снижение на 4,7% по сравнению с 2018 годом)
  2. Краны, клапаны и аналогичные приборы: 2,3 млрд. Долларов (рост на 14,2%)
  3. Машины для изменения температуры: 2,2 миллиарда долларов (-17,1%)
  4. Центрифуги, фильтры и очистители: 1,9 млрд. Долларов (рост на 11,1%)
  5. Тяжелая техника (бульдозеры, экскаваторы, дорожные катки): 1,8 млрд долларов (рост на 3%)
  6. Разное оборудование: $ 1,6 млрд. (Снижение на -4,4%)
  7. Жидкостные насосы и лифты: 1,5 миллиарда долларов (рост на 0,1%)
  8. Воздушные или вакуумные насосы: 1,5 миллиарда долларов (рост на 6,3%)
  9. Поршневые двигатели: 1,4 миллиарда долларов (рост на 7,4%)
  10. Подъемно-транспортное оборудование: 1,1 млрд. Долларов (рост на 1,2%)

Среди этих импортных подкатегорий российские закупки кранов, клапанов и аналогичных приборов (рост на 14,2%), центрифуг, фильтров и очистителей (рост на 11,1%), а затем поршневые двигатели (рост на 7,4%) росли самыми быстрыми темпами с 2018 по 2019 годы.

Эти суммы и процентное увеличение в скобках ясно показывает, где самый большой спрос на различные виды импортного оборудования среди российских предприятий и потребителей.

Электроника и компоненты

В 2019 году российские импортеры потратили больше всего на следующие 10 подкатегорий электротехнической продукции, в том числе бытовой электроники.

  1. Устройства для телефонных систем, включая смартфоны: 9 миллиардов долларов США (снижение на 4,5% по сравнению с 2018 годом)
  2. Электрические водонагреватели, фены: $ 1,7 млрд (рост на 3,8%)
  3. ТВ-приемники / мониторы / проекторы: 1,3 миллиарда долларов (рост на 9,1%)
  4. Электрические преобразователи / блоки питания: 1,3 млрд. Долларов (снижение на 4,4%)
  5. Низковольтные выключатели, предохранители: 1,3 миллиарда долларов (рост на 0,3%)
  6. Детали теле-, радио-, радиолокационных устройств: 1,2 млрд. Долл. США (на 7,9% ниже)
  7. Электрические / оптические платы, панели: 1,2 млрд. Долларов (снижение на 4,1%)
  8. Интегральные микросхемы / микросборки: 1,2 миллиарда долларов (-9,3%)
  9. Изолированный провод / кабель: 1,1 миллиарда долларов (рост на 4,2%)
  10. Электрогенераторы, преобразователи: 869,7 млн. Долл. США (рост на 40,2%)

Среди этих подкатегорий импорта российские закупки электрогенераторов и преобразователей (рост на 40,2%), телевизионных приемников, мониторов и проекторов (рост на 9,1%), а затем изолированных проводов или кабелей (рост на 4,2%) росли самыми быстрыми темпами с 2018 по 2019 годы.

Эти суммы и процентное увеличение в скобках ясно показывают, где самый большой спрос на различные виды импортной электроники среди российских предприятий и потребителей.

Транспортные средства

2019 году российские импортеры потратили больше всего на следующие 10 подкатегорий транспортных средств.

  1. Автозапчасти / аксессуары: 8,8 млрд долларов США (снижение на 2,5% по сравнению с 2018 годом)
  2. Автомобили: 7,9 млрд долларов (рост на 8,9%)
  3. Автомобильные кузова: 2,3 миллиарда долларов (рост на 12,7%)
  4. Грузовые автомобили: 1,9 млрд долларов (снижение на 3,1%)
  5. Тракторы: 1,3 млрд долларов (снижение на 19,5%)
  6. Трейлеры: $ 729,6 млн (снижение на 14%)
  7. Общественный транспорт: 222,2 млн. Долларов (рост на 11,1%)
  8. Автомобили специального назначения: 192,5 млн. Долл. США (снижение на 36,7%)
  9. Мотоциклы: 137,5 млн. Долларов (рост на 20%)
  10. Запчасти / аксессуары для мотоциклов: $ 116,1 млн (рост на 14,8%)

Среди этих подкатегорий импорта российские закупки мотоциклов (рост на 20%), запасных частей или принадлежностей для мотоциклов (рост на 14,8%), а затем автомобильных кузовов (рост на 12,7%) росли самыми быстрыми темпами с 2018 по 2019 годы.

Эти суммы и проценты в скобках четко показывают где наибольшим спросом пользуются российские предприятия и потребители на различные виды импортных автомобилей.

Фармация

В 2019 году российские импортеры потратили больше всего на следующие 6 подкатегорий фармацевтических препаратов.

  1. Смеси лекарств в дозировке: 10,2 млрд. Долларов США (рост на 29,7% с 2018 года)
  2. Фракции крови (включая антисыворотку): 3,1 млрд долларов (рост на 55,1%)
  3. Швы, специальные фармацевтические товары: 472,8 млн. Долларов (рост на 9%)
  4. Смеси лекарств, не в дозировке: 280,3 млн. Долл. США (рост на 7,3%)
  5. Упакованные перевязочные материалы: 68,1 млн. Долл. США (рост на 8,8%)
  6. Сушеные органы, гепарин: 30,9 млн. Долларов (рост на 50,1%)

Среди этих импортных подкатегорий российские закупки фракций крови, включая антисыворотку (до 55,1%), высушенные органы и гепарин (до 50,1%), а затем лекарственные смеси в дозировке (до 29,7%) росли самыми быстрыми темпами с 2018 по 2019 годы.

Эти суммы и процентное увеличение в скобках ясно показывают, где самый большой спрос на различные виды импортируемых фармацевтических препаратов среди российских предприятий и потребителей.

Заработали миллиарды: куда экспортируют автомобили из России

Доход от экспорта продукции российского автомобилестроения, включая легковые, легкие коммерческие и грузовые автомобили, а также автокомпоненты, по итогам 2018 г. вырос на 11% — до $3,381 млрд. Такие данные предоставили в Минпромторге по запросу Autonews.ru. Основными рынками сбыта остаются Белоруссия, Казахстан, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Алжир, Чешская Республика, Куба, Латвия. Доля стран, не входящих в СНГ, в общем объеме экспорта составила 32%.

В Российском экспортном центре (РЭЦ) уточнили, что по всем категориям транспортных средств экспорт в 2018 г. составил 114 890 единиц (103 511 единиц — результат 2017 года). Подавляющая доля экспорта пришлась на легковые автомобили — их за границу отправили 93,5 тыс. штук (+8,6 тыс. единиц), что принесло в бюджет $1,288 млрд.

«Основными экспортерами являются компании «АвтоВАЗ», Renault, Hyundai, Volkswagen, «Группа ГАЗ», Toyota», — рассказал министр промышленности и торговли Денис Мантуров. — Причем одно из ведущих предприятий российского автопрома — ПАО «АВТОВАЗ» — в 2018 г. показало рост в 57,5%, экспортировав более 38 тыс. автомобилей Lada».

В РЭЦ, в свою очередь, отметили КамАЗ и Nissan. Там также рассказали, что в 2018-м существенно увеличились поставки легковых автомобилей в Египет, Сербию и Ирак, а новым заметным направлением экспорта стала Турция. Главной целью для автокомпаний в РЭЦ назвали наращивание объемов на традиционных рынках (таких как СНГ, Восточная Европа, Куба), а также выход и закрепление на рынках АСЕАН, Латинской Америки, Африки.

Между тем главными барьерами для развития экспорта, по словам Мантурова, для всех автопроизводителей на территории России остаются высокие таможенные пошлины и акцизы на внешних рынках, высокая стоимость экспортной логистики, влияние санкционной политики.

Тем временем источники Autonews.ru в крупных автомобильных компаниях прямо говорят, что мер, направленных на стимулирование экспорта, а главным образом компенсации логистических затрат, не хватает. Они пожаловались на невыплату обещанных компенсаций со стороны государства на доставку и омологацию в 2018 г., что привело к серьезным потерям.

Аналогичные убытки ожидаются и в 2019 году. Если размеры компенсаций не увеличат, топ менеджеры грозят сворачиванием ряда проектов в зарубежных странах: без субсидий доставлять туда автомобили невыгодно. Соответствующее письмо от имени крупнейших автокомпаний ранее было направлено в Минпромторг. Однако в ведомстве на запрос Autonews.ru не ответили. В РЭЦ же отметили, что обеспечение наиболее востребованных мер поддержки «зависит от доступности бюджетных ресурсов».

Для отечественного АвтоВАЗа приоритетными считаются рынки стран СНГ. «В Казахстане Lada стала брендом номер один, заняв 22,3% рынка. Этому способствовало создание совместного предприятия с казахскими партнерами из «Азия Авто», — рассказали в пресс-службе компании. — Рост продаж там составил 51%. Продажи Lada в Белоруссии выросли на 182%. Бренд занял вторую строчку рейтинга продаж и долю рынка 19,2%. Помимо СНГ компания рассматривает развитие работы в Латинской Америке и на Ближнем Востоке».

Одной из наиболее эффективных мер поддержки экспорта на АвтоВАЗе назвали компенсацию логистических расходов. «Мы бы приветствовали продолжение мер государственной поддержки экспорта и в 2019 году», — отметили в компании.

В Renault рассказали, что компания экспортирует из России весь локально производимый модельный ряд, а также автокомпоненты и запчасти в рамках совместных проектов с поставщиками в страны ближнего и дальнего зарубежья.

«Важнейшее направление экспорта «Renault Россия» — отправка сваренных и окрашенных кузовов модели Renault Logan в Алжир. С декабря 2016 г. туда было экспортировано около 50 тыс. кузовов», — сообщили в пресс-службе.

В 2018 г. компания «Renault Россия» поставляла внедорожники Renault Duster в страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Кроме того, компания экспортировала в страны СНГ весь свой локализованный модельный ряд. Совокупный объем продаж составил почти 14 тыс. автомобилей (+7,4%).

Что касается российских комплектующих, то по итогам 2018 г. товарооборот экспорта в рамках «Группы Renault» составил более 100 млн евро (+25%). Среди основных экспортных направлений — Европа, Латинская Америка, а также страны Африки, Ближнего Востока и Индия. Туда поставляется 235 наименований автокомпонентов, в том числе детали штамповки, пластиковые детали, элементы тормозной системы и ходовой части, осветительные приборы.

Nissan в 2018 г. в общей сложности поставил 5747 автомобилей в Белоруссию и Казахстан (+50% по сравнению с 2017 годом). Кроме того, марка отправила на центральный европейский склад более 17 тыс. бамперов для Nissan X-Trail. Завод также экспортировал шумопоглощающие маты.

Представители Nissan рассказали Autonews.ru, что экспорт для российских автопроизводителей считается важным направлением: оно позволяет наращивать объемы производства и локализации. Однако крайне важна и поддержка правительства, которая может сделать локальное производство эффективным и конкурентным на международном рынке, говорят в Nissan. Как и другие марки Альянса, Nissan просит о компенсации логистических затрат.

«Закрепление этой меры на долгосрочную перспективу поможет обеспечить стабильность мер государственной поддержки инвесторов и нарастить экспортные объемы. Новые меры, рассматриваемые в настоящее время правительством, будут способствовать развитию экспорта, однако условия новых программ требуют тщательной проработки», — объяснили в компании.

По итогам 2018 г. Volkswagen Group экспортировала 20 тыс. автомобилей Volkswagen и Skoda в Европу и страны СНГ, а также 44 тыс. двигателей 1,6 MPI на производственные площадки Volkswagen Group в Испании и Чехии.

«В начале 2018 г. мы подписали соглашение, направленное на поддержку экспорта, — рассказали Autonews.ru в компании. — Также мы используем в рамках обновленного режима «переработку на таможенной территории». Он подразумевает освобождение от уплаты таможенных пошлин на компоненты, которые используются для производства экспортных автомобилей».

«Группа ГАЗ» экспортировала свою продукцию в 45 стран. Ключевыми регионами развития в компании называют Азию, Ближний Восток, Африку, Латинскую Америку и Восточную Европу.

«В 2018 г. мы открыли продажи коммерческой техники на Филиппинах и в Марокко, вывели цельнометаллический фургон «ГАЗель NEXT» на турецкий рынок. Дилерская сеть ГАЗа в Турции представлена 16 дилерскими центрами. Работа ведется в странах СНГ: в 2018 г. было подписано соглашение с партнером в Азербайджане о создании производства автомобилей ГАЗ и автобусов для реализации на местном рынке, на днях началось строительство завода», — уточнили в пресс-службе «Группы ГАЗ».

О результатах работы по экспорту рассказали и в других компаниях. Так, по итогам 2018 г. завод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» в два раза увеличил объем экспорта — он превысил 11,8 тыс. автомобилей. Приоритетными для зарубежных поставок остаются рынки Казахстана и Беларуси. В свою очередь, в российском офисе Toyota сообщили, что экспортируют в Казахстан и Белоруссию модели Camry и RAV4, а также изучают возможности расширения рынков сбыта.

Генеральный директор консалтинговой компании «Вальтер Констракшн» Евгений Вальтер назвал экспорт российских автокомпонентов и новых автомобилей перспективным направлением для участников отрасли. Однако признает, что поставки продукции за границу во многом растут за счет участия государства.

«Можно отметить пользу от применения специальных инвестиционных контрактов, когда участники рынка расширяют производства в обмен на господдержку. Конечно, здесь сыграл свою роль и слабеющий рубль, который делает выгодными поставки продукции автоотрасли на экспорт. В совокупности с господдержкой выгода от работы в этом направлении очевидна», — считает эксперт.

ВИРТУАЛЬНАЯ
ТАМОЖНЯ ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Русские машины за границей: что нужно для экспорта

Российский авторынок в кризисе. Сейчас отечественные заводы могут выпускать порядка 3 миллионов автомобилей, но делают чуть ли не в три раза меньше! Поэтому производители вынуждены «крутиться» — в последнее время мы все чаще слышим новости о том, что та или иная компания начинает экспорт автомобилей из России. Причем речь идет не только о так называемом ближнем зарубежье — рынки Белоруссии и Казахстана уже освоены. Например, Volkswagen объявил, что собираемые в России Polo седан будут поставлять в. Мексику. А, скажем, сделанные у нас Renault (включая кроссоверы Duster и Kaptur) решено продавать во Вьетнаме.

Читать еще:  Обзор MG HS 2019

История экспорта

Считается, что СССР начал экспорт автомобилей в 1934 году — в Турцию была отправлена партия грузовиков ЗИС-5 и автобусов ЗИС-8 (правда, есть мнение, что первой экспортной страной стала Монголия, куда в 1931 году продали несколько грузовиков Я-5). А в 1938 году был установлен довоенный рекорд — на экспорт отправились более 7 тысяч машин.

После войны голодная страна быстро наладила экспорт автомобилей — по мнению руководства СССР, продажа за валюту была важнее, чем обеспечение транспортом собственных граждан. В 1950 году советские легковые машины появились в Бельгии, Швеции и ряде других капстран. А, например, «Москвич-408» был самым продаваемым автомобилем в Финляндии в 1965, 1966, 1968 годах! Да и вообще — в середине 60-х годов половина «Москвичей» шла на экспорт.

В 1978 году за границу отправили почти 390 тысяч только легковушек, а автомобили составляли 4,5% от всего объема экспорта советских товаров! Однако удачные разработки устаревали, а руководство СССР не умело жить в условиях конкуренции. В итоге экспорт (особенно в капиталистические страны) стал снижаться. Уже в 1982 году было экспортировано лишь 250 тыс. легковушек. Постепенно СССР стал терять и уже освоенные рынки сбыта — в Южной Америке начали активно работать заводы Volkswagen, General Motors и Fiat, Китай подружился с Volkswagen AG, который в 1982 году построил там первый огромный завод, а на рынок Индии мы и вовсе решили не выходить (туда пришла японская Suzuki).

Формально абсолютный рекорд по экспорту был установлен в 1992 году: почти 600 тыс. легковых машин и грузовиков. Но радостные цифры объясняются просто — Союз развалился. А на самом деле выпускаемые в России легковые автомобили не выдерживали конкуренции с корейскими машинами и секонд-хендом. В 1999 году экспорт легковушек скатился до уровня 60-х годов, лишь 70 тыс. машин. И это учитывая поставки в страны СНГ.

Не цена, а уникальность

Сейчас ситуация с экспортом автомобилей из России не лучшая — менее 100 тыс. легковых моделей по итогам 2015 года. Однако не исключено, что мы находимся на пороге нового взлета. И спасибо за это надо сказать не столько «АвтоВАЗу», сколько «новичкам», которые открыли свои производства в последние 20 лет.

Пока главными экспортными рынками для иностранцев в России являются государства бывшего СССР. Но все чаще мы слышим, что собранные у нас иномарки начинают отправлять в дальние страны.

Кстати, не надо думать, что единственной причиной для экспорта является слабый рубль. Это важный, но далеко не единственный фактор — большинство иномарок у нас все равно собираются из запчастей, которые привозят из-за границы. Уникальность представленных в России моделей — вот одна из главных «фишек». Например, Datsun решил поставлять в Ливан российские on-Do и mi-Do вовсе не из-за их низкой цены. В конце концов, себестоимость сборки «Датсунов» в Индии гораздо меньше, чем в Тольятти. Просто «наш» «Датсун» серьезно отличается от индийских или индонезийских. И в лучшую сторону!

Datsun из России хорошо подходят ливанскому рынку, где европейские вкусы на машины. Да и руль у российских автомобилей находится слева. Плюс, климатические особенности: как и в России, так и в Ливане может быть очень жарко и очень холодно. В этой стране много гор, так что в машине должен быть мощный двигатель, долговечное шасси. Тут тоже не самые лучшие дороги.

Аналогичная ситуация с Renault Kaptur, который, с технической точки зрения, сильно отличается от известного в Европе Captur (хотя внешне машины похожи). «Наш» «Каптюр» построен на более простой и дешевой основе «Дастера» — такие машины могут понравиться покупателям в развивающихся странах, для которых цена и внешний вид важнее отточенной управляемости и высоких технологий. И Вьетнам, куда предполагается поставлять Kaptur, станет, скорее всего, не последним экспортным рынком сбыта для этой машины.

Вьетнам — наш ключевой партнер в Юго-Восточной Азии, который может открыть дорогу на другие рынки стран АСЕАН. Кроме того, Renault Россия активно развивает экспорт автокомпонентов и запасных частей во многие страны мира. В скором времени начнутся серийные поставки окрашенных кузовов Logan в Алжир.

директор по связям с общественностью Renault Россия

А вот у моделей, которые мало чем отличаются от продаваемых в других частях света, немного шансов попасть на экспорт. Разумеется, за исключением поставок в страны Таможенного союза — в этом случае экспорт становится интересен за счет налоговых льгот.

Еще одним важнейшим фактором, который позволяет компании уверенно чувствовать себя за рубежом, является конкурентоспособность моделей. Очевидно, что плохую и старую машину будут покупать только из-за низкой цены (и прибыльность такого экспорта становится сомнительной). А вот как только модель оказывается не хуже конкурентов, то интерес к ней сразу же другой. И пример Горьковского автозавода это только подтверждает — благодаря обновлению модельного ряда, сейчас ГАЗ отправляет на экспорт более 20% своей продукции! Для сравнения, у Renault — одной из самых успешных компаний с точки зрений экспорта собранных в России автомобилей — этот показатель равен 12%. Хотя, конечно, им всем есть к чему еще стремиться.

По итогам первого полугодия 2016 года 19% мировых продаж автомобилей Kia пришлись на рынок Южной Кореи, остальные 81% были реализованы на зарубежных рынках.

Кто на очереди

Все без исключения автопроизводители, которые были опрошены экспертами «Авто Mail.Ru», не скрывают своего желания увеличить экспорт автомобилей, причем для некоторых компаний эта тема становится приоритетной. Пока не все еще объявили о своем решении, но понятно, что активная работа в этом направлении идет.

Проект экспорта автомобилей Nissan является очень важным для бизнеса компании в стране и активно обсуждается как внутри компании, так и с представителями государственных органов страны.

директор по связям с общественностью Nissan в России

Государство при обсуждении экспорта упомянуто неспроста. Оказывается, российский Минпромторг еще в начале года заявил о желании поддержать экспорт автомобилей. Пока, правда, итогового решения нет — все ждут, что оно будет оглашено осенью. Но речь идет о том, что на поддержку экспорта выделят 3,3 млрд рублей — власти хотят компенсировать заводам стоимость доставки машин до места продажи и доработку автомобилей. Последнее может иметь огромное значение, ведь, скажем, сейчас у Renault Kaptur или Lada Vesta нет праворульной версии. А значит, треть Африки или Индонезия автоматически закрываются для потенциального экспорта.

Но компенсация стоимости доставки не единственное, на что рассчитывают производители. Производители рассчитывают на то, что правительство поможет в организации специальных торговых домов на базе, отвечающих за продвижение и развитие продаж продукции российских производителей по всему миру (аналогично Японии и Корее), а также компенсацию затрат на участие в зарубежных выставках по примеру Китая.

Развитие экспорта – это единственное направление, которое дает потенциал для вывода автопрома из стагнации. Чтобы совершить технологический рывок в автопроме, нужен объем сбыта, гарантирующий окупаемость инвестиций в разработку, сертификацию модификаций для экспортных рынков, создание системы сервиса в каждой стране. Емкость российского рынка не дает таких объемов. Развитие экспорта позволяет также хеджировать валютные риски, с учетом роста стоимости импортных комплектующих. Без инвестиций государства в автоэкспорт никакого прорыва и выхода из стагнации не будет.

Пресс-служба «Группы ГАЗ»

Сложности

А вот Lada XRAY версия с «другим рулем» может никогда и не потребуется, даже если «АвтоВАЗ» начнет активный экспорт в «праворульные страны». Ведь эта модель построена на основе Renault Sandero Stepway. «Да, есть некие ограничения по XRAY из-за используемой платформы», — заявил недавно глава «АвтоВАЗа» Николя Мор. Судя по всему, «АвтоВАЗу» надо получать у французов разрешение на экспорт XRAY в другие страны. А его не дают, ведь XRAY может оттянуть на себя значительную часть покупателей Sandero Stepway.

Еще одной проблемой являются высокие таможенные пошлины, которые действуют во многих странах мира (или вы думали, что они есть только у нас?). Например, во Вьетнаме они составляют от 30 до 70%, в Египте — 40%, а при ввозе легкового автомобиля в Эфиопию пошлина составляет 140%.

Но не только пошлины встают на пути российского экспорта. Есть и более серьезные проблемы. И главная — нужны свои, местные поставщики качественных и относительно доступных комплектующих.

На данный момент подавляющее большинство высокотехнологичных компонентов по-прежнему импортируется. Те же комплектующие, которые производятся в России, оказываются дороже в сравнении с импортными товарами. Ограничивают привлекательность российской продукции: обширная территория, что объективно делает логистику более затратной; слабо развитая база поставщиков, что делает локальное производство более дорогим; а также более высокие затраты на заработную плату на единицу товара, в сравнении с некоторыми другими рынками.

Продажи Lada в Европе растут. Что это — успех или игра со статистикой?

Спрос на автомобили Lada в ЕС вырос в первом полугодии 2018 года почти на 11 процентов. Марка отвоевала 0,035 процента всего европейского авторынка. За что европейцы полюбили Lada?

Лада 4х4 — самая популярная модель в Германии

В июле, незадолго до ухода компании «АвтоВАЗ» в корпоративный отпуск (продлится с 23 июля по 12 августа), были озвучены рекордные за последние несколько лет показатели по продажам выпускаемых им автомобилей Lada на российском и внешних рынках. Внутри страны спрос за первые шесть месяцев года вырос на 21,1 процента, за рубежом — на 64 процента. Продажи в ЕС выросли на 10,7 процента. DW решила разобраться, можно ли считать это успехом, за что европейцы любят российскую марку и как отличаются цены на автомобили Lada в России и Германии.

Данные по продажам в России и за ее пределами. Распределение по странам

В силу своей сравнительной доступности автомобили марки Lada остаются самыми продаваемыми среди новых машин в России. По данным «АвтоВАЗа», в первом полугодии 2018 года на внутреннем рынке было реализовано почти 170 тысяч легковых и легких коммерческих автомобилей Lada, что превышает прошлогодние показатели более чем на 21,1 процента.

Николя Мор и Lada Vesta на московском автосалоне в 2016 году

Рост продаж на внешних рынках в процентах выглядит еще масштабнее — 64 процента. Однако в единицах показатель смотрится скромнее — за пределами России за 6 месяцев года было продано в 10 раз меньше машин, чем на внутреннем рынке — 16 592 автомобиля.

В общей сложности автомобили Lada поставляются на экспорт более чем в 30 стран. Основными рынками сбыта являются государства — члены ЕАЭС Беларусь и Казахстан. На долю этих стран пришлось более 10 тысяч проданных за границей авто. Популярны машины Lada и в других странах СНГ, в частности в Узбекистане. Кроме того, как сообщила в июле пресс-служба «АвтоВАЗа», в первом полугодии марка вышла на три новых рынка — Кубы, Чили и Туниса.

Успех Lada Vesta в ЕС преувеличен

На долю стран ЕС пришлось всего 2770 новых Lada. Это 16,7 процента от всех экспортных продаж марки за первое полугодие и всего 0,035 процента от общего числа продаж новых автомобилей на рынке Евросоюза. «Несмотря на достигнутый рост, объемы реализации российских автомобилей в странах Евросоюза остаются очень низкими», — констатируют эксперты аналитического агентства «Автостат».

Производство машины Lada Granta на заводе «АвтоВАЗ»

Значительным прорывом могло показаться улучшение показателей Lada Vesta в ТОП-100 самых продаваемых в Европе моделей (был опубликован 30 июля на сайте focus2move). Эта модель поднялась за год в рейтинге с 72-го на 56-е место. Информационные ресурсы моментально растиражировали информацию о том, что продажи Vesta в Европе увеличились почти на 50 процентов за полгода, превысив 52 тысячи экземпляров.

При этом не уточнялось, что речь идет не о рынке ЕС: рейтинг аккумулирует в себе данные не только из стран, входящих в Евросоюз, но и из России, Украины, Турции и других стран Центральной и Восточной Европы.

За что европейцы любят Lada: ностальгия и тяга к ремонту своими руками

Руководитель аналитического отдела «Автостат» Андрей Топтун рассказал DW, что некоторые модели «АвтоВАЗа» традиционно находили своего покупателя в Европе еще в советское время. Тогда особой популярностью пользовалась полноприводная «Нива» — ВАЗ 21-21. К слову, этот внедорожник продавался даже в Австралии и Новой Зеландии. Сегодня европейцы также обращают внимание в первую очередь на «преемницу» той самой «Нивы» — Lada 4х4 — и сравнительно недавно появившуюся Vesta.

В июле «АвтоВАЗ» прекратил сборку автомобилей Lada Priora

Эксперт не склонен связывать успех Vesta с приходом в команду менеджеров «АвтоВАЗа» экспатов, а в состав акционеров — компаний Renault и Nissan. «Vesta нельзя назвать детищем нового менеджмента. Это, конечно, может преподноситься как заслуга Бу Андерссона (был гендиректором «АвтоВАЗа» в 2009-2013 годах. — Ред.), но на самом деле автомобиль проектировался еще чуть ли не при Владимире Каданникове (возглавлял «АвтоВАЗ» в 1988-2005 годах. — Ред.). Те давнишние разработки (за исключением дизайна) и легли в основу Vesta», — заявил Топтун. По его мнению, основное конкурентное преимущество модели заключается в невысокой цене.

Что касается Lada 4×4, то, как говорит эксперт, ее во многом покупают, что называется, по старой памяти. «К тому же в этом сегменте — настоящих внедорожников — по такой цене ничего не найти. И не забывайте, что есть такая особая категория людей, которые любят все делать своими руками. Lada — это идеальный для этого автомобиль», — отмечает Топтун.

Немецкий рынок: дилеры, цена и портрет покупателя

В Германии продажами автомобилей Lada занимаются 240 салонов, в Австрии — 40. Такие данные сообщил DW Бернд Хак (Bernd Haack), представитель LADA Automobile GmbH (независимая от «АвтоВАЗа» компания, которая занимается реализацией в Германии пяти моделей Lada).

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector