Нужно ли ужесточить наказания за пьянство за рулем - Автомобильный журнал
Trt-auto.ru

Автомобильный журнал
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нужно ли ужесточить наказания за пьянство за рулем

Резонансное ДТП с Ефремовым: стоит ли ужесточать наказание за пьяное вождение

8 июня актер Михаил Ефремов сел пьяным за руль и попал в ДТП, в результате которого погиб человек. В Сети появилось мнение о необходимости ужесточать наказание за вождение в нетрезвом состоянии.

Политолог, старший преподаватель МГУ имени М.В. Ломоносова Артем Косоруков

Согласно 264 статье УК РФ, лицо, которое в процессе управления автомобилем и иным механическим транспортным средством находилось в состоянии опьянения, наказывается в диапазоне от штрафа в размере 200-300 тысяч рублей до лишения свободы на срок до 3 лет. Однако подобные меры не останавливают пьяных водителей от управления транспортным средством: так, согласно данным Госавтоинспекции, за первый квартал 2020 г. в России произошло 2,1 тысячи «пьяных ДТП», в которых погибло более 440 человек, около 3 тысяч пострадало, что лишь немногим менее показателей первого квартала 2019 года.

В России дозволенный порог в 0,3 промилле существует скорее для учета погрешностей алкотестеров и не влияет на снижение общего числа ДТП с участием пьяных водителей. Большинство «пьяных ДТП» связаны со значительным превышением данного порога, когда водители «сознательно» управляют автомобилем уже в неадекватном состоянии.

В связи с резонансным ДТП с участием известного актера Михаила Ефремова в сети активно обсуждаются инициативы по ужесточению действующего российского законодательства, направленного на борьбу с пьяными водителями. Здесь сразу следует отметить, что в современной российской практике увеличение штрафов и уголовных сроков за езду в пьяном виде не оказывает существенного влияния на статистику данной категории ДТП. Дело в том, что куда более важную роль здесь играет правоприменительная практика и общая эффективность работы ГИБДД, культура и мотивация водителей, которые позволяют себе садиться за руль, не испытывая особого страха перед возможным наказанием.

По сути, решить проблему пьяных водителей можно только комплексом мер, направленных не столько на борьбу, сколько на профилактику и предупреждение пьянства за рулем: с одной стороны, необходимо добиваться более эффективной и системной работы ГИБДД по выявлению пьяных водителей, протоколированию нарушений и передаче материалов в суд, более последовательной антикоррупционной работы в структуре ГИБДД, с другой стороны, необходимо предоставить ГИБДД более действенные нормативно-правовые инструменты пресечения пьянства за рулем, например, сократив число должностных категорий среди судей, прокуроров и военных, которых нельзя в обычном порядке отстранять от управления транспортным средством при наличии подозрения на алкогольное опьянение водителя.

Если говорить о социальном измерении проблемы пьяных водителей, то со стороны государства здесь необходима более последовательная работа по внедрению системы цифровых профилей водителей, которая позволит не только выявлять и наказывать водителей-нарушителей, но и увязывать их поведение на дороге с общей доступностью социально-экономических благ и услуг (наподобие системы социального рейтинга в Китае, когда нарушителю ПДД существенно ограничивают доступ к банковскому кредиту, приобретению билетов на самолеты и поездка, получению престижной работы и др.).

Петр Гусятников, старший управляющий партнер юридической компании PG Partners

На мой взгляд, законодательство надо ужесточать и переводить ответственности за ДТП, совершенное водителем, находящимся в состоянии опьянения, целиком в Уголовный кодекс РФ.

Сейчас если по вине пьяного водителя произошло ДТП, но люди не пострадали, ему грозит только штраф 30 тыс. рублей и лишение права управлять транспортным средством на срок от 1,5 до 2-х лет.

На мой взгляд, это неправильно. Водитель, который сел за руль в состоянии опьянения уже потенциальный преступник. Если по его вине произошло ДТП и никто не пострадал — то это счастливая случайность. Я считаю, что за вождение в пьяном виде, даже если это не привело к аварии, необходимо очень жестко наказывать. За это должна быть предусмотрена уголовная ответственность, предполагающая лишение свободы, например, на срок от 3-х месяцев до года. Только тогда желающих садиться пьяными за руль действительно может стать меньше.

Что же касается ситуаций, когда в результате «пьяного» ДТП пострадали или погибли люди, то летом прошлого года президент уже ужесточал законодательство в этом отношении. Сейчас (ч. 2,4,6 ст. 264 УК РФ) если в результате аварии был причинен тяжкий вред здоровью пьяному водителю грозят принудительные работы на срок до пяти лет с лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Если в результате такого ДТП погиб один человек — наказывается лишением свободы на срок от 5 до 12 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Если ДТП привело к смерти двух и более лиц — наказывается лишением свободы на срок от 8 до 15 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

На мой взгляд — это справедливо.

Что касается международной практики, то во многих странах за езду в пьяном виде предусмотрен не только штраф и лишение прав, но и лишение свободы.

Например, в Великобритании и Италии нетрезвый водитель может лишиться свободы на срок до 6 месяцев, в Китае и Японии — до 3-х лет, во Франции — до 2-х лет.

Кандидат юридических наук, директор Центра исследований и экспертиз Департамента ПРЭД Финансового университета при Правительстве РФ Венера Шайдуллина

Только в июне 2019 года Владимир Путин подписал закон об ужесточении наказания за ДТП в состоянии опьянения. И вот опять эта тема поднимается. Ряд инцидентов ( в Москве и в Воронеже) получили широкую огласку. В Госдуме считают, что сейчас наказание соразмерно преступлению. Сейчас, если ДТП привело к смерти человека, виновник получит от 5 до 12 лет лишения свободы, в Великобритании ему грозит 14 лет тюрьмы, а в Тайланде виновника могут приговорить к смертной казни. А за причинение тяжкого вреда здоровью, предусматривается ужесточение наказания от 3 до 7 лет лишения свободы.

Возможно, стоит увеличить штрафы, в случае если водитель попался пьяным за рулет. Сейчас у нас в стране он составляет 30 тысяч рублей в то время как в соседней Белоруссии 12,5 тысяч долларов и прав там лишают не на 1,5 а на 3 года. В Чехии штрафы исчисляется объемом выпитого алкоголя, и могут составлять 250-500 долларов. Хоть в Великобритании и высокая планка нормы содержания алкоголя в крови, но тут и самые трезвые водители, потому что за вождение в нетрезвом виде водителям грозит штраф 7200 евро. Во Франции за подобные нарушения могут посадить в тюрьму на 10 лет, а в Китае пьяного водителя могут приговорить к смертной казни.

Маркетолог, project менеджер Наталья Зенюкова

Не так давно всё российское общество потрясла авария с участием известного артиста М. Ефремова.

Изначально было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 264 Уголовного кодекса (нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, если оно совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения), затем дело было переквалифицировано на 4 часть (повлекшее по неосторожности смерть человека, если оно совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения), наказание за которое установлено от 5 до 12 лет лишения свободы.

Очень многие после этого стали писать и говорить, что Ефремов убил человека и поэтому наказание от 5 до 12 — слишком мягкое.

Но с точки зрения уголовного права данная позиция ошибочна, так как убийство — это умышленное причинение смерти, а ДТП, повлекшее смерть, — это неумышленное причинение смерти, и именно этим данные преступления и различаются.

В любом случае, до апреля 2019 года наказание за причинение смерти в результате ДТП в состоянии опьянения было намного мягче — всего от 2 до 7 лет лишения свободы, что не в полной мере отвечало интересам защиты жизни и здоровья человека как высшей государственной ценности.

С апреля 2019 г. сроки наказания увеличили почти в 2 раза — от 5 до 12 лет лишения свободы и оно стало практически таким же, как за умышленное убийство человека (статья 105 Уголовного кодекса, наказание от 6 до 15 лет).

Конечно, утрата близкого человека по вине пьяного водителя — это всегда боль и, безусловно, родственники имеют право требовать максимально жесткого наказания для виновного лица, однако не следует забывать, что при назначении наказания учитываются принципы справедливости и гуманизма, поэтому наказание за ДТП не может превышать наказания за умышленное общеуголовное убийство.

Как писал Шарль Монтескье, — «Вникните в причины всякой распущенности, и вы увидите, что она проистекает от безнаказанности преступлений, а не от слабости наказаний». Аналогичное мнение высказал и известный декабрист П. И. Пестель — «Ничто не будет столь сильно от преступления удерживать, как уверенность в неизбежности наказания, ибо самое даже малозначащее страдание, коего нет возможности отвратить, действует сильнее на людей, нежели страх перед большим наказанием, соединенный с надеждою оному не подвергнуться».

Таким образом, главный принцип уголовного наказания — его неотвратимость и неизбежность, а не жесткость или жестокость.

Режиссер, продюсер Леонид Хромов

Да, возможно стоит ужесточить наказание для водителей, управляющий в состоянии алкогольного опьянения. В разных странах мира законы разные. Самые жесткие в Китае, за аналогичное ДТП можно получить смертную казнь. Но, проблема не в этом. Проблема России в неисполнении законов. Да, ужесточение законов немного умерит пыл любителей выпить, но не намного.

Проблема гораздо глубже — у нас нет культуры вождения, культуры уважения друг к другу. У нас каждый на дороге чувствует себя королем. Особенно чувствуется это тогда, когда какой-нибудь быдло с большими деньгами и связями покупает себе крутой внедорожник и начинает на всех плевать свысока. У нас нет культуры уважения друг к другу с детства — еще со школы, далее в автошколах, цель которых выманить бабки у клиента и неважно, научился он азам вождения или нет.

Нужно начинать с себя и повышать свою культуру вождения и общения с другими водителями и людьми в целом. Ведь если каждый начнет уважать друг друга, то наше общество станет здоровым и счастливым и просто не захочется пить за рулем, а не потому, что законы строгие. Повышаем сознание, друзья.

Зеленский потребовал ужесточить наказания для пьяных водителей

Президент Украины Владимир Зеленский потребовал серьезно ужесточить уголовную ответственность для водителей, которые в состоянии алкогольного опьянения спровоцировали ДТП с человеческими жертвами.

Как сообщает Офис президента, об этом глава государства заявил 13 июля на встрече с Кабинетом Министров в связи с аварией на Столичном шоссе в Киеве, в результате которого погибли четыре человека.

«В ДТП в Украине погибает больше людей, согласно статистике, чем на войне… Бездействие и безответственность — эти два слова характеризуют отношение власти на всех уровнях к этой проблеме», — сказал Зеленский.

Вспоминая об аварии под Киевом, вызванной пьяным водителем, в результате которой погибли четыре человека, он попросил оказать помощь семье погибших, в частности для лечения ребенка. По словам Зеленского, за первое полугодие 2020 года на дорогах погибло почти 1500 человек.

«В ДТП в Украине погибает больше людей, согласно статистике, чем на войне. Такое количество может даже сравниться с любой эпидемией», — добавил украинский лидер.

Президент отметил, что действующие законы, решения и стратегии ничего не решили и радикально не изменили ситуацию на дорогах — люди не осознают ответственности, когда садятся за руль пьяными.

По мнению Зеленского, за незначительное нарушение правил при вождении в нетрезвом состоянии нужно увеличить штрафы в 5−10 раз. В случае же, если пьяный водитель спровоцировал ДТП, которое привела к человеческим жертвам, должна быть введена более суровая уголовная ответственность.

«Если вождение в пьяном повлекло гибель — срок наказания должен быть увеличен. Возможно, до пожизненного заключения. Я — за максимальную криминализацию этих преступлений. Жестко и надолго. И с максимальным оглаской … И чтобы ни один суд не думал кого-то «отмазать», — заявил президент.

Зеленский подчеркнул, что расследование вчерашней аварии будет «на его личном контроле».

Напомним, что авария на Столичном шоссе произошла 12 июля. Mercedes под управлением подозреваемого (по информации СМИ, его зовут Антон Желепа) выехал на встречную полосу и врезался в Hyundai, в котором ехала семья из пяти человек. На месте аварии погибли оба взрослых и восьмилетняя девочка, в больнице скончался 10-летний мальчик. Из всех находящихся в машине выжил только третий ребенок — 12-летний мальчик.

По данным прокуратуры, в момент ДТП подозреваемый был в состоянии алкогольного опьянения. Тест показал, что в крови водителя Mercedes было 1,32 промилле алкоголя.

В соответствии с действующим Уголовным кодексом, максимальное наказание за нарушение ПДД, повлекшее гибель двух и более человек, — 10 лет лишения свободы и лишение права управления транспортным средством на срок до трех лет.

Следует отметить, что сетования Зеленского на «несознательность» украинцев, стремящихся сесть пьяными за руль, выглядят довольно странно. Ведь во многом он сам в этом виноват.

Как сообщало EADaily, 2 июля украинский лидер подписал закон, отменяющий уголовную ответственность за пьяное вождение. Закон предусматривает внесение 125 изменений в законодательные акты, которые квалифицировали нетрезвое вождение и связанные с ним последствия как «уголовные правонарушения».

Теперь нахождение за рулем в пьяном виде на Украине считается административным нарушением и наказывается исключительно штрафом. Во всяком случае до тех пор, пока кто-то не погиб.

К чему приведет ужесточение наказания пьяных водителей?

Госавтоинспекция предложила ввести на дорогах России тотальные проверки водителей на алкоголь, а также конфисковывать автомобили у тех, кто попался на езде в пьяном виде повторно. А депутат Госдумы Сергей Иванов внес законопроект, предложив за управление автомобилем в нетрезвом виде лишать водителя прав на срок от полутора до двух лет с конфискацией транспортного средства.

Валерий Рязанский, член высшего совета партии «Единая Россия», председатель комитета Совета федерации по соцполитике:

— Однозначно ситуация улучшится! Весь мир воспитал своих граждан, что пьяным за руль садиться нельзя, и жестоко наказывает за ослушание. Пора и нам ввести те же стандарты. Эти элементарные правила написаны кровью тысяч случайных жертв, погибших из-за чьего-то алкоголизма или глупости. Думаю, закон будет принят до Нового года. И тогда наконец водители станут более дисциплинированными.

Генрих Падва, адвокат :

— Ситуацию исправит не жестокость наказания, а неотвратимость. С ней у нас пока не получается, вот и ужесточают. Пьяница, который пил и садился за руль, так и будет ездить пьяным. Надо искать иные формы: в первую очередь необходима реформа ГАИ-ГИБДД, ведь когда все решается взятками, то чего ждать. Будут еще более крупные взятки, а лишенцы как ездили, так и будут ездить без прав. Забирать машину — так он будет ездить на чужой. Бороться нужно, но нельзя же вспоминать о проблеме только тогда, когда случаются страшные трагедии. Недавно все заговорили о педофилах, ужесточали для них наказание, теперь дошли до водителей. При этом идут по самому простому пути. Ответственность усиливают за что угодно, а преступность при этом растет.

Читать еще:  Подушки безопасности автомобиля

Владимир Попов, президент Favorit Motors:

— К улучшению ситуации на дорогах. Садиться за руль, употребив алкоголь,— это преднамеренное убийство. Значит, и наказывать за это нужно как за умышленное убийство. Наша компания предоставляет услуги «Водитель» и «Такси» для тех клиентов, которые, например, приехали в автосервис и, пока машину обслуживали, выпили в кафе бокал вина или рюмку водки. Так вот, после недавнего ужесточения наказания за езду в нетрезвом виде у нас сильно выросло число клиентов, которые предпочитают не рисковать и брать такси. Это значит, что люди реагируют на увеличение штрафов. Кроме того, средняя сумма взятки инспектору за езду в нетрезвом виде сейчас составляет примерно 100 тыс. руб. И это уже серьезный сдерживающий фактор. А если еще конфисковать автомобиль, вне зависимости от того, сколько водитель выпил, ситуация точно начнет улучшаться. А вообще, в некоторых странах машины оборудуют детекторами на алкоголь, которые стоят максимум $120.

Лев Рубинштейн, поэт:

— Боюсь, что с ужесточением наказания страдать будут те, кто выпивает две капли и не теряет рассудка. Им будут либо впаривать безумные штрафы, либо давать неадекватно большие сроки, либо вымогать колоссальные взятки. При нашей карательной судебной системе так всегда: страдают не те, кто действительно виновен, а те, кто подвернулся под горячую руку.

Крис Кельми, музыкант:

— Пьяных станет меньше. На собственном примере я ощутил, как работает эта система, когда единственный раз в жизни немного выпил, сев за руль, и попался. Повторять ошибку уже не хочется. А уж если кару увеличат в несколько раз, так каждый раз десять подумает, сесть ли пьяным за руль. Я бы посоветовал органам вести учет всех неадекватных автомобилистов, вести с ними работу, и при любом таком нарушении лишать прав. Людей надо заново учить культуре вождения и человеколюбию.

Юрий Каннер, президент Российского еврейского конгресса:

— Это ни к чему не приведет. Вместо того чтобы признаться, что мы за последние десятилетия ничего не изменили в дорожном хозяйстве, мы говорим, что виноваты люди, которые выпивши сидят за рулем. Конечно, они не правы, но нужно рассматривать каждый отдельный случай. Далеко не всегда пьяный является виновником ДТП. Основная причина аварий не пьяные, а плохое качество дорог. И надо что-то с этим делать. За вождение в пьяном виде достаточно наказывать лишением прав или адекватным штрафом.

Мигель Бас Фернандес, шеф бюро испанского агентства ЭФЭ в Москве:

— Можно ввести хоть расстрел на месте, но если можно откупиться, никакое ужесточение не поможет, пока не будет честных исполнителей. Москва странный город: то гаишников полно, а когда, например, надо растащить пробку на перекрестке, их нет. Они не выполняют главной обязанности — обеспечивать безопасность движения, зато ловля пьяных — их любимое занятие, потому что ведет к их личному обогащению. Когда ввели ноль промилле, сохранить права стоило $5 тыс., а шесть месяцев назад, я слышал, можно было откупиться и за $500-600. Цены упали, потому что рынок вырос. С другой стороны, все эти инициативы показывают, как падает уровень законотворчества: идет принятие конъюнктурных законов.

Рубрику ведет Дмитрий Полонский

PDF-версия

  • 8
  • 9

Нужно ли ужесточить наказания за пьянство за рулем

В правительстве России готовят поправки в Уголовный кодекс и в КоАП, согласно которым пьяные и находящиеся под воздействием наркотиков водители, которые являются виновниками дорожно-транспортных происшествий, рискуют получить еще один вид наказания — принудительное лечение.

Содержание статьи:

  • Разъяснения профессионалов
  • Российская статистика «пьяных» ДТП
  • Американский опыт борьбы с пьянством за рулем
  • Европейские методы борьбы за трезвость

Также планируется упростить документальное «оформление» пьяного водителя и его отстранение от управления автомобилем. На сегодняшний день для этого сотрудникам ГИБДД необходимо оформить 6 документов.

Мнение юристов

Нововведения еще неизвестно когда будут оформлены и вступят в силу, но даже существующее законодательство, касающееся управления автомобилем в состоянии опьянения, трактовалось не совсем однозначно. Почему и потребовалось разъяснение Верховного суда России. Сделано было это на основе жалоб и обращений граждан. В частности, было разъяснено, что водителям запрещено употреблять спиртное после ДТП, пока не пройдено медицинское освидетельствование. Ранее этот момент не был прописан точно. Нередко случалось так, что водитель просто покидал место происшествия, а потом, когда его обнаруживали, заявлял, что выпил уже после ДТП. Или же говорили, что выпили, чтобы снять стресс в ожидании приезда правоохранителей. Несмотря на то, что такое поведение напрямую противоречило ПДД, в судебных разбирательствах возникали споры. Скажем, в случае, если водитель утверждал, что не заметил своей вины в дорожно-транспортном происшествии. Теперь же, после разъяснения ВС, эта норма будет трактоваться в судах однозначно.

Также разъяснено, что, находился ли водитель в состоянии опьянения или нет, можно утверждать только на основании медицинского обследования (химико-токсилогического). Это исключительно прерогатива медиков. Все остальное является лишь подозрением, предположением. Даже в том случае, если внешние симптомы опьянения были налицо. До последнего времени принимались во внимания и свидетельские показания.

Разъяснена и норма, что именно можно считать управлением автомобилем в пьяном виде. До сих пор этот термин толковался достаточно вольно. Скажем, под статью мог попасть и тот, кто просто находится в машине на водительском месте в состоянии опьянения. Теперь будут обязательны свидетельские показания или материалы видеофиксации, доказывающие, что он осуществлял управление автомобилем.

Масштаб и тенденции

Из всех дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации каждое 16-е приходится на водителей, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Ежегодно общая цифра таких аварий снижается. Скорее всего, сказывается постепенное ужесточение наказания за подобное пренебрежение нормами ПДД. Но тем не менее, количество пьяных водителей очень велико.

По результатам анонимных общественных опросов выходит, что 16% российских водителей чаще или реже, но все же садятся за руль в состоянии опьянении. Около 8% уверенно заявляют, что пили и продолжат пить перед тем, как сесть за руль, но строго в рамках, допустимых законом.

Самая ли опасная категория в России – пьяные водители? Оказывается, что нет. Каждый 11-й участник дорожно-транспортных происшествий не имеет прав, но тем не менее, управляет транспортным средством.

Заокеанский опыт

Ужесточение наказания – типично российский способ попыток борьбы с правонарушениями. Но, как показывает история и современная практика, не самый действенный. За рулем пьяные водители попадаются практически во всех странах, где алкоголь является разрешенным в продаже. Но не всюду с этим злом стремятся бороться увеличением сумм штрафов, сроков лишения прав на вождение. Есть и другие методы.

6 американских штатов в свое время приняли законы, обязывающие водителей, которые было уличены в вождении в пьяном виде, ставить на свои автомобили приборы, называемые алкозамками. Эти приборы не дадут возможности водителю завести двигатель прежде, чем он подует в трубку и прибор не определит, что он не употреблял алкоголя. Однако это не означает, что можно просто попросить дунуть в прибор постороннего трезвого человека, или же дунуть самому, запустить мотор и после этого уже пропустить бокал-второй. Операцию придется повторить через 15 минут, уже находясь в движении, а потом каждые полчаса.

Алкоблокиратор водитель обязан установить за собственные деньги, плюс к этому, платить на него специальный налог. Кажущаяся несерьезность наказания, по данным статистики, дает значительный эффект в смысле повышения безопасности движения. В штатах, где действует такое законодательство, произошло 20% снижение аварийности со смертельными исходами по вине пьяных водителей. Это превышает эффект жесткого российского законодательства.

В РФ основной упор в наказании пьяных водителей делается на лишение прав на вождение. Однако понятно, что человек, лишенный документов, но имеющий солидный опыт вождения, нередко вновь оказывается за рулем. И не только в России, но и в тех же США. Так, в Калифорнии, по данным анонимных опросов, около миллиона водителей, лишенных прав, ездят по дорогам, находясь за рулем. Поэтому власти и общественные организации страны активно действуют, лоббируя установку замков-алкотестеров на автомобилях.

В США статистика по пьяным водителям неблагополучная. Почти треть погибших в ДТП гибнут из-за пьяных водителей. 41% участников ДТП – пьяные автолюбители. Такое давление властей и общественных организаций дало свой результат, теперь уже в 44 штатах из 50 введено подобное законодательство, которое в качестве «наказания» предусматривает установку алкозамка на машину водителя, хотя бы один раз замеченного в вождении в пьяном виде. Статистические данные по таким водителям обнадеживающие. Повторные их задержания – это всего один случай из семи. Американский опыт приживается и в странах Европы.

Европа и ее пьяные водители

Пионером в этом отношении была Швеция. Теперь по социальным опросам практически все шведы отрицательно относятся к самой возможности садиться за руль в пьяном виде. Правда, при этом анонимные опросы свидетельствуют о том, что все же 14 000 шведов каждый день садятся за руль, хоть немного выпив, при этом знают, что содержание алкоголя в их крови превышает установленную законодательством норму. Вступление Швеции в Евросоюз увеличило количество употребляемого алкоголя в стране на треть. И рассчитывать на снижение употребления не приходится. Однако установка алкозамков в Швеции надежно противостоит увеличению числа пьяных водителей – оно постоянно снижается, несмотря на увеличение потребления населением алкоголя.

При этом в Швеции алкозамки устанавливают на коммунальный пассажирский транспорт, а также на тяжелые грузовики. Оборудование таких машин замками-алкотестерами — обязательное условие. При этом государством предусмотрены льготы, в том числе и налоговые, для поощрения собственников подобного оборудования. В законодательстве предусмотрено, что права на вождение не будут изыматься у автолюбителей, впервые попавшихся на употреблении алкоголя за рулем в случае, если они соглашаются оборудовать свой автомобиль алкозамком. Причем замок не устанавливается «навечно», существует отведенный законом срок.

И другие страны Европы не стоят в стороне от процесса. Но статистика по-прежнему тревожна — 1% европейцев, сидящих за рулем, управляют транспортными средствами, употребив перед этим алкоголь. Так, во Франции треть жертв ДТП на совести пьяных участников дорожного движения.

Несколько приближенной к российским готовящимся нововведениям кажется немецкая процедура, применяемая к тем, кого задержали за управление автомобилем в состоянии опьянения. Такие водители должны пройти не только медицинскую экспертизу, но и психологическую – тест на идиотизм, так как большинство немцев считает, что сесть пьяным за руль может только клинический идиот. Но такое подобие с российской системой только кажущееся. У немцев – это скорее публичная демонстрация пагубности привычки, повод лишний раз для водителя задуматься о своей адекватности.

В Российской Федерации предлагается полноценное лечение. Но от чего? От алкоголизма? Алкоголизм – это болезнь. Далеко не каждый, кто пьет за рулем, алкоголик. Больных надо лечить, а недисциплинированных людей — принуждать к порядку другими средствами. Не зря же в Германии тоже широко применяют установку на машинах алкозамков. Главное — не средство, а результат.

Как борятся с пьянством за рулем в Беларуси — смотрите видео:

Пьяным за рулем готовят жесткое наказание

Глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая в свою очередь предлагает приравнять к убийству совершение ДТП со смертельным исходом пьяным водителем.

«Ответственность за ДТП, совершенное пьяным водителем или в наркотическом опьянении со смертельным исходом, должна приравниваться к убийству», — заявила журналистам в понедельник Яровая.

По ее мнению, вождение автомобиля в пьяном виде фактически является покушением на жизнь граждан. «Наши предложения об усилении ответственности за пьяное автомобильное убийство, по защите граждан от наркоманов и пьяниц за рулем будут носить жесткий, комплексный характер», — цитирует руководителя комитета «Интерфакс».

  • Twitter
  • Facebook
  • Livejournal
  • Liveinternet
  • Google Buzz
  • Myspace
  • В контакте
  • Blogger
  • Mail.ru
  • Gmail

Сейчас, после чудовищного преступления, совершенного в субботу, и общество, и государство не могут дальше никак не реагировать, хотя такие ДТП встречаются очень часто и по всей стране. Но, наверное, наступил какой-то предел терпения к этой странной толерантности нашего государства по отношению к преступникам, севшим за руль в нетрезвом состоянии.

Разговоры о различной форме ужесточения идут уже давно. Я лично сама, например, выступала с инициативой приравнять пьяного водителя к человеку, совершившего преступление по статье «Покушение на убийство».

Однако здесь необходим тщательный подход. Человек в нетрезвом состоянии не сразу становится фактически убийцей. Он, как правило, сначала совершает мелкие нарушения. И если ему это будет сходить с рук несколько раз, он привыкнет, что за небольшие или большие деньги ему позволительно нарушать закон на дороге. Ведь дело в том, что, к сожалению, убивают на дорогах не только пьяные, но совершенно трезвые водители. И часто это происходит потому, что другие люди за деньги выдают им справки: слепым – о том, что они видящие, больным – о том, что они здоровые и так далее. Поэтому сейчас нужно говорить об упорядочении всей этой системы, нужно оценить ответственность и тех, кто выдает медицинские заключения водителям, кто продлевает или выдает права.

Это большой комплексный вопрос. Я приветствую необходимость ужесточения наказания за пьянство за рулем, но нам сейчас надо успокоиться и понять, насколько у нас ответственность за любые формы нарушений на дороге соответствует опасностям, которые они несут.

К тому же должны работать и другие механизмы в этой сфере. Помимо справедливого желания немедленно наказать жестоким образом человека, по вине которого в ДТП погибли люди, мы не должны забывать, что многие жертвы автокатастроф остаются на всю жизнь инвалидами, дети лишаются родителей, гибнут подростки. Государство живее бы реагировало на упорядочение ситуации на дороге, если бы было обязано всю жизнь содержать раненых и пострадавших, как это происходит, кстати, во всем мире.

Поэтому для меня лично инициатива об ужесточении наказания за вождение в пьяном виде — еще одна возможность поговорить с нашими законодателями. Важно осознание, что нельзя ограничиться лишь ужесточениями. Только при комплексном подходе, который будет включать помощь пострадавшим и содействие качеству принимаемых законов, мы добьемся результатов.

  • Twitter
  • Facebook
  • Livejournal
  • Liveinternet
  • Google Buzz
  • Myspace
  • В контакте
  • Blogger
  • Mail.ru
  • Gmail

Пьяные водители уже давно стали настоящим бичом российских дорог, не единственным, но одним из очень существенных. Именно по их вине, как правило, происходят наиболее тяжелые аварии, особенно в крупных городах. То, что предлагается применять более жесткое наказание за пьянство за рулем — это, в общем-то, правильно. Другой вопрос, что на сегодняшний день уже есть санкция, связанная с лишением прав для пьяных водителей, а это вещь достаточно серьезная. И, насколько мне известно, коррумпированные представители ГИБДД еще несколько лет назад за неприменение этой меры с водителей требовали взятки запредельных размеров. Коррупция — это плохо, борьба с пьянством за рулем — это хорошо. Но предлагаемая мера об увеличении штрафов за алкогольное опьянение для водителей – ложка дегтя, которая может испортить всю бочку меда, то есть остальные предполагаемые статьи закона.

Читать еще:  Самостоятельная покраска автомобиля

Что до жестких уголовных санкций за преступление, которое совершено пьяным водителем и в котором присутствуют человеческие жертвы, то алкогольное опьянение и в нынешнем варианте законодательства является отягчающим обстоятельством. Это существует и в общей практике, не только в дорожной.

Я считаю, что пожизненного заключение, скорее всего, лишь фигура устрашения, потому что даже за умышленное убийство нескольких человек пожизненное дают, мягко говоря, далеко не всегда. А впрочем, посмотрим.

  • Twitter
  • Facebook
  • Livejournal
  • Liveinternet
  • Google Buzz
  • Myspace
  • В контакте
  • Blogger
  • Mail.ru
  • Gmail

Должен отметить с сожалением, что за последние годы число преступлений на дороге, совершенных нетрезвыми водителями, серьезно не сократилось, хотя санкции для пьяных за рулем были ужесточены довольно серьезно. Как видите, апогей этого неснижения — это последняя история на Минской. О чем это говорит? Что такого негодяя, конечно, изолируют от общества на какое-то время, и спасибо, слава богу. Но послужит ли это воспитательной или профилактической мерой для других алкоголиков за рулем? Конечно же нет. Потому что это трезвому человеку можно объяснить: не садись за руль, когда будешь пьяным. И он это, наверное, понимает. А объяснить пьяному, что не нужно садиться за руль, потому что наступает серьезная ответственность, вплоть до уголовного, пожизненного срока, сложнее. Он не понимает этого, потому что он нетрезвый. Вы думаете, вот этому дяде на Минской улице можно было объяснить: не садись за руль после двух дней запоя, потому что можешь получить пожизненный срок или расстрел на Красной площади? Нет, ему этого объяснить было невозможно, потому что он был невменяемый. Поэтому устрашающие наказания как профилактическая мера работать неспособны. Но эта мера хорошо должна работать на следователей, на сотрудников ГИБДД, на врачей. Уже сегодня, чтобы отмазаться от лишения прав (речь идет не о ДТП), надо заплатить не меньше ста тысяч рублей. Если дело уже в суде находится — двести тысяч рублей. А представьте себе теперь, какова будет ситуация, если это ДТП с пострадавшими, за которое грозит уголовное наказание? Суммы будут в разы больше. Вопрос будет решаться или на месте, или в ГАИ, или у врачей. И когда пойдет речь о существенных сроках — поднимутся цены. Я думаю, что следствие обрадуется, потому что со вступлением в силу такого закона они смогут получать очень приличные деньги.

Вообще, я полагаю, что прежде чем вводить какие-то страшные меры для алкоголиков, нужно упорядочить систему самого освидетельствования, решить вопрос с эндогенным алкоголем. То есть должен быть ноль промилле или допустимо ли чуть больше. И самое главное — нельзя решать, пьяный водитель или трезвый, по количеству алкоголя в его организме. Нужно смотреть, как этот алкоголь подействовал на человека.

У нас сегодня существует преступная система: когда в организме обнаруживается 0,03 промилле, а водитель абсолютно адекватен, неопасен, контролирует свое поведение, его организм справился с алкоголем, он лучше нас с вами соображает и ровнее идет, но его лишают права управления автомобилем. Так вот нужно не по цифрам оценивать, а нужно оценивать по состоянию водителя пьян он или нет. Еще одна проблема: представьте себе, человек с тяжелейшего бодуна, в его организме уже нет алкоголя, но состояние его тяжелейшее. Таким нужно запрещать водить автомобиль.

В Европе нередко врач вообще отстранен от проведения освидетельствования. Врач — человек заинтересованный. Более того, обратите внимание, что врач в данном случае — эксперт, он выносит экспертное заключение, но он никакой ответственности за достоверность своего заключения не несет. У нас любой эксперт несет ответственность. Эксперт предупреждается даже об ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Ну, какой-нибудь там эксперт, который скажет, поцарапана была дверь во время ДТП или не поцарапана. То есть даже за это несут ответственность. Но врач-нарколог, который тоже, по сути дела, эксперт — он никакой ответственности за дачу заведомо ложного заключения не несет. Он даже не предупреждается об ответственности. Он может написать, что угодно — ему будут верить. Я вообще считаю, что вся система освидетельствования, как в некоторых европейских странах, должна быть возложена на тестирование с помощью приборов. И приборы должны определить, что зрачки у водителя не расширены, координация движений не нарушена, тремора нет, психофизиологические реакции в норме. Даже если есть алкоголь в организме, то разрушающе он не подействовал, по состоянию-то человек неопасен.

«Человек сел за руль пьяным – конфискация автомобиля. Почему нет?»

Водители и ГИБДД готовятся к очередному ужесточению наказаний за аварии в нетрезвом виде

Каждый десятый челнинский водитель, ранее остановленный ГИБДД в нетрезвом виде, вновь попадается за рулем в таком же состоянии. Об этом рассказали сегодня на брифинге в УВД, пока Госдума РФ рассматривает законопроект об ужесточении наказаний за пьяные ДТП. «Раз садятся повторно, значит, меры недостаточно строгие», — посчитали парламентарии, проголосовав в первом чтении за 15 лет лишения свободы единогласно. Эксперты «БИЗНЕС Online» предлагают ужесточить заодно и профилактику смертельных исходов.

Полиция посвятила брифинг пьяным водителям неспроста — накануне Госдума РФ в первом чтении приняла законопроект об ужесточении наказаний за ДТП, совершенные в нетрезвом виде Фото: «БИЗНЕС Online»

50 УГОЛОВНЫХ ДЕЛ И РЕАЛЬНЫЕ СРОКИ

Каждый десятый водитель в Набережных Челнах, попав под статью 264.1 УК РФ («Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию»), через некоторое время попадается повторно. Об этом сегодня на брифинге в УВД Челнов сообщил начальник отдела пропаганды ГИБДД Ильдар Гайнуллин. В свою очередь начальник отдела дознания УВД Файруза Галиева добавила, что в этом году суд автограда уже рассмотрел свыше 50 уголовных дел по этой статье и часть водителей получили реальные сроки.

«Если брать статистку за четыре месяца, сотрудниками ГИБДД выявлены 455 нетрезвых водителей, из них 52 человека тех, кто сел за руль повторно, — раскрыл статистику Гайнуллин, — Это 11 процентов от общего числа задержанных водителей, находившихся в состоянии алкогольного опьянения. Получается, каждый десятый водитель у нас попадает под статью 264.1».

Гайнуллин при этом рекомендовал не игнорировать требования ГИБДД — себе дороже. Он напомнил, что с момента лишения прав должно пройти больше года — в этом случае нарушение не считается повторным, и в качестве аргумента своих рекомендаций привел конкретный пример, рассказав, как попался пьяным водитель, ранее не сдавший прав за аналогичное нарушение. Герой его рассказа — водитель 28 лет, был задержан в мае нетрезвым за рулем Volkswagen Polo. Оказалось, что он уже был лишен прав в 2014 году за отказ от медицинского освидетельствования по статье 12.26 («Невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния»). Срок лишения был 18 месяцев, но нарушитель не сдал права, о чем теперь пожалел.

Ильдар Гайнуллин и Файруза Галиева рассказали, что каждый десятый водитель, ранее пойманный в нетрезвом виде, вновь оказывается за рулем в таком же состоянии Фото предоставлено отделение по связям со СМИ Управления МВД России по г. Набережные Челны

«Задержанный не сдал вовремя водительское удостоверение и исчисление срока решения у него не шло, — пояснил Гайнуллин, — Поэтому, попавшись уже 2 мая этого года, он пошел по статье 264.1. Если бы водитель тогда, в 2014 году сдал удостоверение, то теперь его новое нарушение не считалось повторным. Не было бы уголовного наказания».

Спикер также рассказал, к каким традиционным оправданиям прибегают попавшиеся водители. Так, если водитель был остановлен утром, то, как правило, он пытается убедить инспектора в том, что немного принял накануне и с утра чувствует себя трезвым. Вечерняя реакция на полосатый жезл разнообразнее: некоторые, по словам Гайнуллина, заявляют, что им лишь нужно было проехать пару комплексов, иные вообще отговариваются в духе «выехал за шаурмой». На инспекторов это, конечно, не действует.

По словам Гайнуллина, за время действия ст. 264.1 УК РФ (а она вступила в силу с 1 июля 2015 года) в Челнах по данному нарушению было заведено свыше 600 уголовных дел. Максимальное наказание по статье предусматривает 3 года лишения свободы.

Поправки к законопроекту предусматривают до 15 лет лишения свободы для тех водителей, которые сели за руль пьяными и стали виновниками аварий с жертвами Фото: «БИЗНЕС Online»

ДО 15 ЛЕТ ЗА ПЬЯНОЕ ДТП С ЖЕРТВАМИ

Отметим, что полиция посвятила брифинг пьяным водителям неспроста — накануне Госдума РФ в первом чтении приняла законопроект об ужесточении наказаний за ДТП, совершенные в нетрезвом виде. Поправки предусматривают до 15 лет лишения свободы для тех водителей, которые сели за руль пьяными и стали виновниками аварий с жертвами. Законопроект поддержали все профильные ведомства, а парламентарии приняли единогласно, как сообщила «БИЗНЕС Online» участница голосования депутат Госдумы РФ Альфия Когогина.

«Законопроект получил большое количество положительных отзывов от граждан, — утверждает Когогина, — Ежегодно около 70 тысяч водителей повторно осуждаются за управление транспортным средством под воздействием алкоголя. Значит, действующие меры ответственности не сдерживают тех, кто готов сесть за руль нетрезвым, и необходимо принимать жесткие меры, чтобы защитить людей от гибели на дорогах».

Напомним, что в настоящее время максимум, что может получить водитель за ДТП в пьяном виде, — это 9 лет несвободы. Такой срок дается в случае двух и более смертей по его вине (ст. 264 п. 6 УК РФ). Если погиб один человек, то виновник может сесть на срок до 7 лет. Во всех случаях виновник смертельной аварии наряду с основным наказанием лишается водительских прав на срок от 6 месяцев до 3 лет. Если ранее виновник уже привлекался за вождением в пьяном виде, ему могут добавить штраф 200–300 тыс. рублей, а то и еще накинуть до 2 лет.

В то же время норма содержания алкоголя в крови водителя была, напротив, смягчена несколько лет назад. Если в 2010–2013 годах законодательство не допускало никакого наличия алкоголя в организме, то сегодня возможно содержание 0,16 промилле в выдохе и 0,35 промилле в крови. К этой поправке законодатели пришли из-за штрафов и лишений прав водителей, всего лишь выпивших стакан кваса или кефира — алкогольные примеси, как было установлено, содержат многие продукты: шоколадные конфеты, теплые соки, апельсины, колбаса с черным хлебом, бананы, не говоря уж о лекарственных препаратах. 0,1 промилле, напомним, дают всего 0,045 мг алкоголя на 1 литр. Сегодня за превышение дозы водителю грозит штраф в размере 30 тыс. рублей и лишение прав на 1,5–2 года. Повторное нарушение увеличивает штраф до 50 тыс., а лишение прав — до 3 лет.

Сотрудниками ГИБДД выявлено 455 нетрезвых водителей, из них 52 человека тех, кто сел за руль повторно Фото: «БИЗНЕС Online»

«ИСПРАВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЯ ДОЛЖНО ЗАКЛЮЧАТЬСЯ В ИЗЪЯТИИ ИЗ ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА НАРУШИТЕЛЯ…»

Эксперты «БИЗНЕС Online» разделяют мнение парламентариев о необходимости более суровых наказаний.

Евгений Макаров — адвокат:

— Считаю, что законопроект по ужесточению наказания для пьяных водителей, виновных в ДТП с жертвами, вполне обоснован. Состояние алкогольного опьянения резко снижает внимание водителя к дорожной обстановке. Соответственно, чаще всего ДТП со смертельным исходом случаются именно по вине пьяных водителей. Считаю, что параллельно с ужесточением наказания за пьяную езду необходимо усиливать и профилактику подобных правонарушений.

Я полагаю, что установленную на сегодняшний день предельную норму содержания алкоголя в 0,16 промилле в выдыхаемом воздухе для водителей изменять не следует. Такое содержание спирта в организме человека не свидетельствует о том, что человек употреблял алкогольные напитки. Он мог выпить кваса или кефира, мог принять лекарства с содержанием спирта. Полагаю, что этот предел достаточен для того, чтобы обезопасить водителей, не употреблявших алкоголь, от ошибок и избежать необоснованного привлечения к ответственности.

Айрат Калимуллин — директор учебного центра НП «ЛАТ»:

— Сам факт того, что пьяный человек садится за руль автомобиля, уже является преступлением. Поэтому я являюсь сторонником применения самых жестких мер по отношению к таким людям. Человек должен понимать, что, садясь за руль в нетрезвом состоянии, он готовится совершить преступление. Я не думаю, что пьянство за рулем является самой большой проблемой, но это не означает, что вопрос не надо решать. Человек сел за руль пьяным — конфискация автомобиля. Почему нет? Хорошая идея. Когда по вине пьяного водителя в ДТП погибли люди, наказание жесточайшее должно последовать само собой, но наказывать надо и за сам факт управления автомобилем в пьяном виде, когда жертв еще нет. Исправление нарушения должно заключаться в изъятии из транспортного потока нарушителя. Сама система профилактики правонарушений должна быть такой, чтобы человек даже близко не задумывался сесть за руль подшофе.

Я выступаю категорически против идеи, что можно выпить какое-то — пусть даже и небольшое — количество алкоголя и при этом сесть за руль. Наша беда в том, что у нас любой вопрос по количеству промилле в крови выводят в контекст «а сколько же можно выпить и при этом сесть за руль?». Такого, конечно же, не должно быть.

Люди и жизнь / Наш опрос Мы спросили у нарвитян: надо ли ужесточить наказания за езду в нетрезвом виде и будет ли это иметь эффект?

Дата публикации: 8-02-2020, 17:16 Просмотрено: 1 698

После резонансной аварии на Сааремаа правительство задумалось об ужесточении наказаний за езду в пьяном виде: более долгие и реальные сроки, лишение прав водителей, впервые пойманных за рулем нетрезвыми, и т.п.

— С одной стороны хорошо, что накажут, а с другой стороны — что, если опьянение остаточное? Допустим, человек выпил вечером, а выехал на машине только на следующее утро, но алкометр все равно показал опьянение. При больших промилле, разумеется, надо наказывать сразу же и сразу отбирать права, а при 0, 2 — 0,5 промилле — не уверена. Еще одна проблема на дорогах, которой надо уделять больше внимания, — это неосторожные пешеходы, особенно дети. Я своим всегда напоминаю: ни в коем случае через переход не бегите.

— Я отношусь к этому положительно — за пьянку надо наказывать жестко. Когда сам был водителем, никогда правил не нарушал, а теперь, когда я по большей части передвигаюсь пешком, порой сталкиваюсь с водителями, которые не притормаживают перед переходом, даже видя, что идет человек с инвалидной тележкой, которому не под силу двигаться быстро. Надо над переходами камеры слежения повесить и обязательно наказывать таких лихачей — алкоголь и вождение несовместимые вещи.

— Да, так и надо сделать. Я сам, как водитель, строго соблюдаю все правила. Иногда бывают и пешеходы нетрезвые: какая-нибудь пьяная компания, которая вообще по сторонам не смотрит и приходится долго ждать, чтобы их пропустить — а что делать? Конечно, ответственное поведение должно быть у всех, но водитель должен быть абсолютно трезвым. Может быть, если у водителя остаточное опьянение, его на первый раз достаточно просто предупредить, но во второй раз уже обязательно нужно наказывать.

Читать еще:  Jeep Grand Cherokee 2017

— Думаю, надо ужесточать наказания — в первую очередь для тех, кто не в первый раз попался и не с остаточной степенью опьянения, а с приличной. Для таких рецидивистов самая правильная мера — шоковое заключение. Или же пожизненно лишать их прав. Два варианта. Как водитель я всегда соблюдаю правила, а как пешехода меня дважды штрафовали за переход дороги в неположенном месте — и со второго раза до меня дошло. Так что я считаю, что наказания действенны, и своевременное наказание может спасти чьи-то жизни.

Галина (без фото):

— Думаю, это будет очень правильное решение: лихачей достаточно, некоторые даже на пешеходном переходе не притормаживают. Таких простые штрафы точно не исправят. Может быть, их и тюрьма не исправит, но наказывать все равно нужно: если они еще никого не сбили, то вскоре обязательно собьют. А то, что такие водители обычно обвиняют пешеходов, мол, те неожиданно сами бросились под колеса, это просто отмазка. Если водитель сбросил скорость перед переходом, как положено, аварии никогда не случится.

Президент велел ужесточить наказания за «пьянку» за рулем. Давайте прикинем как

С пьяными за рулем в Беларуси борются давно. Вопрос — насколько эффективно. Мерить ту самую эффективность можно цифрами: да, введение конфискации и жесткая позиция ГАИ в отношении пьяных привели к снижению числа аварий по вине пьяных водителей. Но если из-за них все равно погибают люди, то — простите, законотворцы и исполнители, — всё это не работает.

На днях президент в очередной раз предложил ужесточить законы для пьяных водителей. Был, как обычно, резок и бескомпромиссен:

— …Если ты пьяный сел за руль. У нас первый раз сел — ничего. Второй раз — пожурим. В третий — отберем автомобиль. Задержали тебя в пьяном виде — никакого автомобиля и пожизненно тебя лишают соответствующих прав на управление транспортом. Жестоко, может быть. Но посмотрите на тех, кто погиб на дорогах. На их родственников. А если убили твоего ребенка? А мы, как мыши под вениками, прячемся и начинаем рассуждать, запретить ли продавать в каком-то углу алкоголь. В одном запретим — в другом купят. Должна быть соответствующая жестокая мера ответственности. И с этой точки зрения я жду предложений.

Как белорусских пьяных водителей наказывают сейчас?

Если ты попался впервые — получаешь штраф в 50−100 базовых (1225 — 2450 рублей) и 3 года лишения. Если второй раз в течение года — наступает уголовная ответственность: конфискация авто, в том числе не принадлежащего самому пьяному водителю, лишение прав уже на 5 лет с исправительными работами на срок до двух лет, арестом либо ограничением свободы и штрафом до 1000 базовых (24 500 рублей), а в ряде случаев — лишение свободы до двух лет.

Фото: Иван Яриванович

В МВД говорят, что эти меры оправдывают себя. В прошлом году (по сравнению с 2016-м) количество выявленных пьяных водителей снизилось на 10,5% (в фактических цифрах — на 2768 случаев, с 26 428 до 23 660). Впервые в прошлом году попались 22 516 человек, до «уголовки» доездились 1144 водителя.

Предпринимаемые государством меры способствовали снижению в 2017 году в Беларуси и количества «пьяных» ДТП — их по сравнению с 2016-м было на 37 меньше, но вот погибли в них почти столько же — на совести пьяных водителей 83 жертвы (меньше лишь на 1 человека, чем в 2016-м).

Согласитесь, цифры вроде бы и демонстрируют некую эффективность предыдущих ужесточений, но… 83 человека погибают — и никакие штрафы, лишения и конфискации не пугают их «убийц»!

Что еще можно попробовать?

Пока силовики свои предложения только готовят, давайте попробуем предположить, как еще можно ужесточить наше недостаточно жесткое законодательство. Расстреливать пьяных водителей или вешать, отрубать руки или ноги, как порой эмоционально требуют на форумах TALKS.BY пользователи, конечно, не выход. Мы все же живем в правовом государстве. Но если законы, которые работают в этом государстве, не могут защитить его граждан от риска быть сбитыми на тротуарах, остановках и переходах, — значит, их нужно менять. Снова и снова. Пока не станет страшно.

Вариант первый, президентский: конфискация автомобиля и пожизненное лишение прав после первого же задержания пьяным за рулем

На 100% — вряд ли. Плюс — требует однозначной дифференциации состояния алкогольного опьянения. Мы не творим законы и не являемся специалистами в наркологии, поэтому можем прикинуть грубо: например, такую жесткую меру можно применять к тем, кто осознанно сел за руль пьяным — в крови не менее 1 промилле (условно).

Почему? Во-первых, мы не можем вспомнить случаев, когда виновниками смертельных ДТП были водители с уровнем алкоголя в крови менее одного промилле, во-вторых, условные 0,3 — это чаще всего вчерашнее «чуть-чуть не подрассчитал», когда водитель, вцепившись в руль, крадется до работы, а не «свежая» и наглая пьянка. Даже сотрудники ГАИ, вынося решение о размере штрафа за пьянку в пределах «вилки» 50−100 базовых, принимают во внимание в том числе и степень опьянения: разумно, если «утренний» невезучий нарушитель с 0,32 промилле получит меньше, чем наглый ночной гонщик со своими уверенными 2,8.

К сожалению, в открытом доступе нет статистики, какое количество чужих автомобилей было конфисковано за пьянки по ныне действующему законодательству в 2017 году, но в предыдущем из 465 транспортных средств, конфискованных у пьяных, 76 принадлежали реально чужим людям и юрлицу. Немало. «Я не знал, что друг Петя без прав и уже был осужден за пьяное вождение», — потом причитают лишившиеся своих машин ни в чем, по большому счету, не виноватые автовладельцы. Но если риск остаться без машины будет постоянным и очень реальным — можно предположить, что ни один разумный человек никогда не даст свое авто ни другу Пете, ни даже любящей выпить пару бокалов с подружками жене. И за своими ключами все тоже сразу, поверьте, станут следить.

Для того же, чтобы реально работало пожизненное лишение прав, надо одновременно с ужесточением за «пьянку» что-то делать с лояльным пока наказанием за езду без прав — его пока ужесточили лишь для бесправников-повторников.

Вариант второй — уголовная ответственность

Да, сразу — за первое же задержание пьяным за рулем. С лишением прав, конечно, — да хотя бы на те самые три года. Сама боязнь попасть под «уголовку» может остановить тех, кто понимает: с таким багажом в биографии можно забыть о многих карьерных перспективах. А если санкции соответствующей статьи будут предусматривать только реальное лишение свободы — пусть даже в условиях поселения — тоже радости мало: там, говорят, не очень. Зато убиваем сразу двух зайцев: и профилактически пугаем потенциального пьяного водителя, и реально лишаем возможности на какое-то время сесть за руль уже наказанного за пьянку.

Вариант третий, тоже ограничивающий свободу пьяных водителей

Можно оставить наказания для пьяных водителей в административной плоскости — но бессмысленный (позже объясним почему) огромный штраф, например, заменить арестом. Сразу же — после первого же задержания. Реального лишения свободы, повторим, разумные белорусы пока еще боятся, и мы снова же убиваем тех же двух зайцев: и профилактически пугаем потенциального пьяного водителя, и реально лишаем возможности на какое-то время сесть за руль уже наказанного за пьянку.

Три года лишения прав в таком случае стоит оставить.

Вариант четвертый, самый лояльный и бесполезный

Можно для впервые попавшихся не выдумывать ничего нового, а просто увеличить штраф и сроки лишения. Только знаете что? Это не работает сегодня, не будет работать и потом: штрафы те, у кого нет лишних денег, не платят и сейчас, а у кого они есть — платят и не замечают удара по бюджету, лишенцы на три года же как садились за руль под угрозой заплатить смешных пять базовых, так и будут садиться — но уже лишенцами, например, на пять лет.

Что думают люди?

Несколько лет назад мы спрашивали пользователей AUTO.TUT.BY, что, по их мнению, могло бы реально помочь в борьбе с пьяными водителями. И вот что вы тогда ответили.

Ответьте и сегодня — вдруг ваше мнение изменилось. Опрос под текстом.

Как борются с пьяными водителями за рубежом

Например, в Дании водитель, попавшийся за рулем пьяным с показателями от 0,5 до 2 промилле алкоголя, ранее платил штраф в размере своего месячного оклада, умноженного на цифровое значение промилле. Если содержание алкоголя в крови превышало 2 промилле, помимо штрафа и лишения прав водитель отправлялся в тюрьму на 20 дней. Если же один и тот же человек трижды останавливался за езду в нетрезвом виде в течение трех лет (вне зависимости от цифровых показателей промилле), ему грозила конфискация автомобиля и тюремное заключение сроком до 10 лет. В 2014 году датские власти приняли решение о конфискации авто уже после первого задержания нетрезвым за рулем.

В Германии и США существует градация наказания пьяных водителей в зависимости от их стажа и возраста. Так, в Германии молодые люди не старше 21 года, а также начинающие автомобилисты, могут ездить за рулем только с 0,1 промилле в крови. Если у них нашли от 0,1 до 0,51 промилле, наказание в таком случае составит 250 евро.

Далее для всех автомобилистов штрафы одинаковые: от 0,51 до 1,14 промилле — при первом нарушении 500 евро и месяц лишения прав, при втором нарушении тысяча евро и три месяца лишения прав, при третьем нарушении — 1500 евро и три месяца лишения.

Если же у автомобилиста было обнаружено более 1,14 промилле в крови, то дело о таком нарушителе передается в суд, который определяет размер наказания в конкретном случае. Помимо этого, водителя лишают прав на срок до шести месяцев с возможностью вернуть их после получения специального разрешения от психолога. На получение положительного заключения могут уйти годы, а некоторым водителям возврат прав может обойтись в сумму до 15 тысяч евро.

Помимо прочего, пьяницам за рулем в Германии даже за минимальное превышение содержания алкоголя назначают два штрафных балла. За 8 баллов прав лишают, а для их возвращения необходимо заново сдавать экзамены на знание ПДД.

Особой рьяностью в борьбе с нетрезвым вождением отличаются японцы. Именно в Японии был выписан самый крупный в истории штраф любителю пьяной езды — 2,5 миллиона долларов за ДТП, в котором пострадали другие люди.

Допустимая норма содержания алкоголя в крови водителя, который ездит в Японии, — от 0,3 до 0,79 промилле.

Минимальное наказание за нетрезвое вождение в Японии — до трех лет лишения свободы с исправительными работами или штраф около шести тысяч долларов. Если же у водителя обнаружили в крови 0,8 промилле и более, то его ждет пять лет тюрьмы или около 12 тысяч долларов штрафа. Если нетрезвый автомобилист попал в аварию и скрылся с места ДТП, наказание составляет 10 лет лишения свободы или 12 тысяч долларов.

Госдума приняла в первом чтении закон об ужесточении наказания водителей за «пьяные» ДТП

Если по вине нетрезвого водителя погибло несколько человек, ему будет грозить до 15 лет колонии — как за умышленное убийство человека

Москва. 14 мая. INTERFAX.RU — Госдума на заседании во вторник приняла в первом чтении законопроект об ужесточении уголовной ответственности за гибель людей в ДТП по вине пьяного водителя.

Законопроектом предлагается внести изменения в статью 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств», предусматривающие повышение сроков лишения свободы за совершение указанного преступления лицом при управлении автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством в состоянии опьянения.

Максимальные санкции предлагается установить в случае причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека — от 3 до 7 лет (сейчас до 4 лет) лишения свободы с запретом на профессию до 3 лет. Если это повлекло по неосторожности смерть человека, то наказание предлагается установить от 5 до 12 лет (сейчас от 2 до 7 лет) лишения свободы, в случае смерти двух или более лиц — от 8 до 15 лет лишения свободы (сейчас от 4 до 9 лет).

Кроме того, вводится ответственность лица, управляющего легким или сверхлегким воздушным судном, либо маломерным водным судном, за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба (более 1 млн рублей). В качестве максимального наказания предусматривается лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет.

Ранее еще один автор законопроекта, председатель комитета Госдумы по безопасности Василий Пискарев отметил, что инициатива разработана представителями комитета совместно с депутатами от всех четырех политических фракций и коллегами из Совета Федерации, она получила концептуальную поддержку Верховного суда и правительства России.

Приравнять к умышленному убийству

Законопроектом предлагается приравнять ответственность за ДТП в состоянии опьянения, в котором погибли люди, к ответственности за умышленное убийство, отметил Пискарев. Он считает это справедливым по отношению к тем, «кто в состоянии опьянения не может себя сдержать и все равно садится за руль».

По его словам, законопроектом предлагается ужесточить наказание за совершение в пьяном виде аналогичных преступлений на железнодорожном, воздушном, морском и внутреннем водном транспорте и метрополитене, внеся изменения в статью 263 УК РФ. Он уверен, что суровая мера ответственности позволит снизить количество аварий по вине пьяных водителей, а самое главное — снизить количество жертв.

Один из авторов законопроекта, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев отметил, что на сегодняшний день подобного рода преступления считаются преступлениями по неосторожности, поэтому достаточно часто применяются меры наказания ниже нижнего предела лишения свободы или на нижнем пределе, даже когда речь идет о гибели двух и более человек.

Статистика ДТП

Ранее председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил, что, по статистике, по вине пьяных водителей в ДТП ежегодно гибнет свыше 4 тыс. человек.

«Ежегодно более 4 тысяч погибают под колесами пьяных водителей, более 20 тысяч человек становятся инвалидами. Представьте себе — за пять лет под колесами пьяного водителя исчезает город», — сказал Володин во время встречи со студентами Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.

По словам спикера, сейчас прорабатывается вопрос об усилении уголовного наказания для водителей, которые сели за руль в пьяном виде и стали виновниками ДТП. «Изучая этот вопрос, мы пришли к выводу, что нам необходимо менять законодательство для того, чтобы остановить это», — подчеркнул Володин.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector