Trt-auto.ru

Автомобильный журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нужно ли в Украине возвратить обязательный техосмотр

Практически любую машину смогут остановить на дороге для углубленного техосмотра: кого это не коснется

Украинские чиновники в очередной раз заговорили о возвращении обязательного техосмотра для всех видов транспортных средств. Напомним, что на сегодняшний день такую проверку проходит лишь коммерческий транспорт. Причем сейчас это уже не просто абстрактные разговоры — технический экзамен для машин могут ввести в действие в конце нынешнего года. Под эту процедуру готов соответствующий законопроект Мининфраструктуры. Такая поспешность якобы обусловлена необходимостью выполнения требований Соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом и повышения безопасности дорожного движения, на которую, как утверждают авторы проекта, негативно влияет плохое техническое состояние отечественного автопарка.

Частным легковушкам придется проходить техосмотр каждые два года

Оказывается, за основу законопроекта Мининфраструктуры был взят документ, подготовленный еще год назад и до недавних пор пылившийся в недрах ведомства, — «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере безопасности эксплуатации колесных транспортных средств в соответствии с требованиями Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны». Правда, за это время законопроект претерпел целый ряд изменений, но ключевые моменты остались прежними: предлагается ввести периодический техосмотр для частной техники и придорожные проверки, водителей-профессионалов обяжут получать дополнительные корочки, подтверждающие их квалификацию, а грузовики и автобусы собираются оборудовать спецприборами, позволяющими контролировать режимы езды и ограничивать скорость движения.

Техосмотр хотят переименовать, чтобы не возникало ассоциаций с тем напрочь коррупционным, который в недавнем прошлом проводила Госавтоинспекция (напомним, что эта процедура была отменена в Украине в 2011 году именно из-за ее коррупционной составляющей). Теперь это будет «проверка транспорта на пригодность к эксплуатации (ПТПЭ)». По задумке чиновников Мининфраструктуры технический экзамен будет существовать в двух видах: периодическая проверка транспорта с четко установленными сроками проведения и придорожный осмотр коммерческого транспорта. Предусмотрено, что такие придорожные проверки будут осуществляться независимо от установленных сроков периодического техосмотра и могут проводиться прямо на дороге.

Упомянутый законопроект устанавливает для каждого типа транспорта свою периодичность проведения ПТПЭ. Так, частные легковушки и легкие грузовики с максимальной массой до 3,5 тонны включительно станут проходить его через четыре года с даты первой регистрации, а затем каждые два года; такси для перевозки пассажиров — через один год с даты первой регистрации, а затем ежегодно; автобусы, микроавтобусы — через один год с даты первой регистрации, а затем — каждые полгода; грузовики, прицепы и полуприцепы с максимальной массой более 3,5 тонны — через один год с даты первой регистрации, а затем ежегодно; мотоциклы с двигателем объемом 125 кубических сантиметров и более или с электродвигателем мощностью 4 кВт — через два года с даты первой регистрации, а затем каждые два года.

Помимо этого, чиновники Мининфраструктуры предлагают задекларировать норму о том, что независимо от времени последнего обязательного ПТПЭ осмотр также необходимо будет проходить в следующих случаях:

  • при перерегистрации транспортного средства в связи со сменой собственника;
  • при изменении типа, назначения, состава или параметров конструкции транспорта путем установки кабины, кузова или их деталей, спецоборудования и номерных агрегатов, не предусмотренных техдокументацией;
  • при ДТП, в результате которого были повреждены элементы, влияющие на безопасность движения (подвеска, рулевое, подушки безопасности, тормоз и деформация кузова).

В последней редакции законопроекта его инициаторы убрали спорную норму, согласно которой внеочередной техосмотр грозил автомобилям, выезжающим из Украины за границу. Видимо, замечания небезразличной общественности дошли до ушей чиновников. Но еще одно слабо объяснимое требование о необходимости проведения дополнительного техэкзамена при перерегистрации транспорта, по-прежнему осталось в документе. По мнению чиновников Мининфраструктуры, очевидно, что исправная машина с действующим талоном техосмотра, попав в руки нового хозяина, сразу же становится неисправной. Чем это можно объяснить, кроме непреодолимого желания как можно чаще класть деньги в закрома родины или чьи-то частные? Логически — ничем.

При успешном прохождении ПТПЭ владельцу исправного транспорта будет выдаваться своего рода талон техосмотра — свидетельство о пригодности автомобиля к эксплуатации. Оно будет существовать в электронной и бумажной форме.

Авторы законопроекта предусмотрели и льготные категории транспорта, которым не нужно сдавать техэкзамен. К таковым счастливчикам относятся:

  • транспортные средства со скоростью не более 25 километров в час;
  • коллекционный и антикварный транспорт;
  • спортивные машины;
  • автомобили, на которые распространяется дипломатическая неприкосновенность;
  • транспорт, использующийся для перевозки цирков и тракторы, скорость которых не превышает 40 километров в час;
  • сельхозтехника и транспорт с объемом двигателя до 50 кубических сантиметров.

В Мининфраструктуры предлагают внедрить еще и внеплановые — так называемые придорожные проверки транспортных средств на пригодность к эксплуатации. По задумке авторов законопроекта это будут неожиданные проверки с целью выявления неисправного транспорта. Причем если в предыдущей редакции законопроекта от 2019 года эта процедура грозила только коммерческому транспорту, то в нынешнем варианте документа это уточнение убрали. То есть техсостояние неожиданно могут проверить у любой машины, в том числе и у частной, владелец которой больше всех заинтересован в ее безопасности. Кстати, придорожная проверка будет состоять из двух этапов: начального и углубленного.

В ходе начального техэкзамена проверяется наличие и подлинность свидетельства о пригодности транспортного средства к эксплуатации; проводится визуальная оценка техсостояния и проверяется, были ли устранены несоответствия, выявленные во время предыдущих проверок. Далее транспортное средство направляется для углубленной придорожной проверки в ближайший пункт проведения ПТПЭ.

Если в ходе углубленной проверки выяснится, что транспорт имеет технические несоответствия, то имеющееся свидетельство о пригодности его к эксплуатации аннулируется и ему необходимо ехать на СТО для устранения неисправностей, а после этого повторно сдавать технический экзамен. А вот когда при углубленной проверке техническая исправность транспорта подтвердится, то он получает иммунитет от прохождения придорожных проверок на три месяца.

Представляете, вы спешите по делам, и тут вас выдергивают из потока, не обращая внимания на ваши возражения, и начинают проверять. На что рассчитано нормирование такого грубого вмешательства в наши планы, как не на ответные попытки, дав взятку, откупиться от него? Кто-нибудь проверяет законопроекты на коррупционную составляющую?

Автобусы и грузовики оснастят приборами, контролирующими режимы езды, и ограничителями скорости

Законопроект затрагивает не только сферу проведения техосмотров. В частности, для повышения безопасности пассажирских и грузовых перевозок предлагается повысить требования к водителям, занимающимся такой деятельностью, и усилить контроль над их работой. Водителям придется проходить начальную и периодическую подготовку и получать свидетельство о профессиональной компетентности. По мнению авторов проекта, это позволит исключить частые на сегодня ситуации, когда, к примеру, пассажиров на маршрутах перевозят неопытные люди, ранее управляющие грузовиками, сельхозтехникой

Контроль за работой водителей-профессионалов собираются повысить путем введения тахографов — контрольных устройств, предназначенных для отображения записи, печати, хранения и регистрации в автоматическом или полуавтоматическом режиме информации о движении грузовиков и автобусов, а также режимов труда и отдыха водителей.

Коммерческий автотранспорт также предлагают оборудовать устройствами для ограничения скорости. Ими хотят оснащать транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров с количеством мест для сидения более девяти (включая место водителя) или перевозки грузов автомобилем максимально допустимой массой более 3,5 тонны.

Процедуры проверки транспорта на пригодность к эксплуатации и придорожные проверки начнут проводить через год после принятия закона. А до указанного срока техосмотр придется проходить в следующих случаях:

  • при регистрации/перерегистрации транспортного средства;
  • при изменении или модификации систем или их составляющих, влияющих на безопасность дорожного движения или окружающей среды;
  • при ДТП, в результате которого были повреждены элементы, влияющие на безопасность движения транспортного средства (колеса, подвеска, зоны деформации, подушки безопасности, рулевое и тормоза).

Что же касается других новшеств, то транспорт, осуществляющий международные перевозки пассажиров и грузов, должен быть оборудован устройствами для ограничения скорости через один год после вступления закона в силу, а для внутренних перевозок — через два года после этого. А транспортные средства, задействованные на внутренних перевозках пассажиров, через год после принятия закона должны быть оснащены аналоговыми или цифровыми тахографами.

Авторы законопроекта готовы зарегистрировать его в Верховной Раде в начале четвертой сессии, чтобы принять как можно быстрее. Политическая воля для этого есть, говорит министр инфраструктуры Владислав Криклий.

Мы же со своей стороны хотим напомнить главе Мининфраструктуры, что девять лет назад техосмотр был ликвидирован в Украине, так как эта процедура превратилась в банальную покупку талонов ТО. Возвращение к техническим проверкам с высокой вероятностью грозит снова обернуться поборами с владельцев транспортных средств.

В Украине собираются вернуть техосмотр для автомобилей

Более пяти лет назад в Украине отменили обязательный техосмотр транспортных средств, после чего большинство автомобилистов вздохнули с облегчением. Однако за это время правительство несколько раз поднимало вопрос о возобновлении данной процедуры. Это связано не только с тем, что по дорогам страны начало ездить огромное количество автомобилей, которые находятся в ужасном техническом состоянии, а и с требованием Евросоюза, ассоциацию с которым подписала Украина.

И вот Министерство инфраструктуры Украины все же разработало законопроект, который предусматривает введение техосмотра автомобилей, но немного в другой интерпретации. В частности теперь будет проводиться не обязательный техосмотр, а периодические проверки на пригодность к эксплуатации транспортных средств. Кроме того, предусмотрено внеплановое и придорожное ОТК. Данный проект закона чиновники вынесли на всеобщее обсуждение, поэтому каждый желающий может оставить предложения, которые подкреплены здравым смыслом и веским обоснованием, а не эмоциями, на сайте министерства.

Периодические проверки коснуться следующие категории транспорта:

  • легковые автомобили — через 4 года после выпуска, а затем каждые 2 года;
  • такси – через 1 год после выпуска, а затем каждый год;
  • автобусы от восьми посадочных мест – через 1 год после выпуска, а затем каждые 6 месяцев;
  • грузовики с массой до 3,5 тонн – через 1 год после выпуска, а затем каждый год;
  • грузовики с массой выше 3,5 тонн – через 1 год после выпуска, а затем каждый год;
  • спецтранспорт и автодома — через 1 год после выпуска, а затем каждый год;
  • колесные тракторы — через 4 года после выпуска, а затем каждые 2 года;
  • мототранспорт — через 2 года после выпуска, а затем каждые 2 года.

Не забыли законодатели и категориях транспорта, которые не будут подвергаться прохождению техосмотра. К ним относятся:

  • транспортные средства с конструкционной скоростью менее 25 км/ч;
  • коллекционный и ретротранспорт, который не эксплуатируется на дорогах страны;
  • спортивные автомобили, которые используются только на гонках и иных специальных соревнованиях;
  • спецтранспорт для перевозки циркового оборудования и аттракционов;
  • дипломатические автомобили;
  • транспортные средства с двигателем, объем которого менее 50 куб. см;
  • сельскохозяйственные транспортные средства, скорость которых не превышает 40 км/ч;
  • транспортные средства, которые уже имеют талон техосмотра, полученный согласно международным нормам.

Если с периодическими проверками все ясно, то внеплановое и придорожное ОТК нечто новое для нашей страны. Так, внеплановому техосмотру будут подвергаться автомобили, которые были переоборудованы, а также те, которые попали в серьезное ДТП и были восстановлены. В случае смены владельца и перерегистрации транспортного средства, также придется пройти внеплановое ОТК.

С придорожным техосмотром немножко сложнее. Ему могут подвергаться все автомобили, которые передвигаются по дорогам страны, но не более одного раза в три месяца. В случае отказа от прохождения данной проверки, инспекторы смогут аннулировать выданный талон техосмотра. В прочем ничего страшного в данной проверке нет, если плановое ОТК было проведено согласно всех норм.

Читать еще:  Как спастись из тонущей машины

Законодатели довольно лаконично описали все пункты будущей процедуры. Не забыли они и о штрафных санкциях, которые коснуться не только водителей, проигнорировавших ее, а и экспертов, халатно проводивших процедуру. Так, за управление автомобилем, который не прошел техосмотр, водителю грозит штраф в размере 3400 гривен, а при повторном нарушении в течение года – 17 тысяч гривен. Эксперт, который нарушит правила проведения проверки, рискует получить штраф до 3400 гривен. В случае выявления нарушения повторно в течение года его могут лишить лицензии сроком до 5 лет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нужно ли в Украине возвратить обязательный техосмотр

Статья о возможном возврате в Украине процедуры техосмотра — история вопроса, текущее положение дел, есть ли необходимость в возобновлении техосмотра. В конце статьи — о возвращении техосмотра в Украине.

Содержание статьи:

  • Немного истории
  • Опыт Европы
  • Оценки экспертов
  • Планы
  • Изъятие автомобилей, не прошедших ТО
  • Вопрос сроков
  • Видео о возвращении техосмотра в Украине

2019 год в Украине может ознаменоваться возобновлением регулярных обязательных техосмотров автомобилей. Такое предложение вынесло на рассмотрение Министерство транспорта и инфраструктуры.

Законопроект опубликован для ознакомления на сайте ведомства. В течение месяца будет идти публичное обсуждение, которое завершится согласованием с кабинетом министров и вынесением для утверждения в Верховную Раду.

Немного истории

В Украине до 2011 года действовали правила, согласно которым все транспортные средства обязаны были проходить ежегодный обязательный технический осмотр. К сожалению, контролирующие органы были вынуждены признать, что к этому моменту процедура прохождения техосмотра выродилась в покупку талона в отделении государственной автоинспекции.

По итогам ряда проверок было принято решение уйти от коррупционной схемы, отказавшись от требований ежегодного обязательного техосмотра частных легковых автомобилей. С 2011 года требование обязательного техосмотра стало распространяться только на коммерческий автотранспорт.

Нельзя сказать, что данная мера получила однозначную оценку: с одной стороны, была уничтожена полулегальная коррупционная схема, которыми украинское государство буквально изобилует в последние десятилетия; с другой – отсутствие обязательного техосмотра немедленно начало сказываться на общем состоянии автомобильного парка страны.

Обязательное освидетельствование технического состояния автомобиля, хоть и с грехом пополам, но удерживало уровень эксплуатируемой автомобильной техники на более-менее приемлемом уровне. Его отмена создала у автовладельцев ложное впечатление, что можно ездить на машине с повышенным уровнем вредных веществ в выхлопных газах, с выработанными или неисправными составляющими активной системы безопасности.

К 2017 году вопрос назрел окончательно под влиянием договора о вступление в Европейский Союз. Согласно одному из пунктов соглашения об ассоциации, обязательный техосмотр снова должен распространиться не только на коммерческие, но и на частные транспортные средства. Соглашение об ассоциации с ЕС предусматривает, что Украина присоединяется к директиве ЕС/40/2009 (положении об обязательном всеобщем техосмотре).

Опыт Европы

Первые серьёзные опасения, возникшие у украинских законотворцев, касались вероятности возобновления коррупционной процедуры, из-за которой, собственно, и был упразднён техосмотр для частников. Стало очевидно, что принимать закон о возобновлении техосмотра можно, только разработав принципиально новую процедуру его проведения, которая исключит возможность возобновления системы «узаконенного взяточничества». В этом украинским законодателям может помочь опыт европейских транспортных министерств.

Европейский обязательный техосмотр транспортных средств организован следующим образом:

  • проводят ТО независимые станции техобслуживания или специальные пункты контроля;
  • для того, чтобы проводить техосмотр, СТО и пункты контроля должны иметь соответствующий сертификат;
  • в случае, если транспортное средство терпит аварию из-за своего неудовлетворительного технического состояния, СТО, освидетельствовавшее автомобиль, теряет свою лицензию на оказание данной услуги;
  • расценки на проведение техосмотра не контролируются государством, а устанавливаются по принципу рынка.

Оценки экспертов

Предложенная технология проведения техосмотра, по мнению европейских специалистов, должна привести к следующим изменениям:

  • повысить уровень безопасности на автомобильных трассах, подняв его до европейского уровня;
  • привести к единообразию реестры пригодных к использованию транспортных средств Европы и Украины;
  • улучшить экологическую ситуацию на украинских дорогах.

С первыми двумя пунктами данного перечня украинские эксперты в принципе согласны. Планируется, что аккредитацию компаний, осуществляющих техосмотры, будет проводить

Но всё равно, опасность превращения процедуры в вымогательство денег остаётся высокой, особенно если учитывать экологическую составляющую. Дело в том, что замеры уровня содержания вредных веществ в выхлопных газах автомобиля, скорее всего, станут «камнем преткновения»: нынешний автопарк в стране в очень небольшой своей части соответствует европейским нормам, которые, кстати сказать, год от года становятся всё более требовательными.

В остальном украинские эксперты указывают на то, что небольшие расценки на проведение техосмотра и независимость проверяющих организаций, скорее всего, должны защитить процедуру от влияния коррупционных процессов.

Планы

Начинать возобновление периодического ТО частного транспорта планируется с 2019 года. Для автовладельцев год начала обязательных техосмотров будет зависеть от года выпуска автомобиля. Специалисты Министерства транспорта и инфраструктуры Украины предлагают избавить от обязательных техосмотров машины, которым меньше пяти лет. Более старые автомобили должны будут постепенно «становиться в строй» проверяемой техники.

Впрочем, государство не собирается пускать процесс техосмотров совсем уж на самотёк: министерство предполагает, что контроль за выполнением техосмотров всё-таки должен существовать, и взять на себя контролирующие функции должны правоохранители.

Изъятие автомобилей, не прошедших ТО

Авторы законопроекта указывают на то, что, вводя обязательный техосмотр автомобилей в соответствии со стандартами, принятыми в Европе, они предполагают постепенно приучить население к мысли, что неисправные автомобили изымаются из автомобильного движения.

Согласно планам авторов законопроекта, автомобили, не прошедшие ежегодное освидетельствование, должны изыматься, и делать это должны правоохранительные органы. Здесь также возникают сомнения: «потянут» ли правоохранители ещё и эту нагрузку, если на текущий момент они и контроль соблюдения правил дорожного движения осуществляют в неполном объёме, ограниченные численностью структуры и большой нагрузкой на сотрудников?

Вопрос сроков

Большие дебаты вызвали сроки внедрения обязательного периодического ТО. Положение ЕС/40/2009 было актуально лишь до 20 мая этого года, но на смену ему пришёл новый принятый документ, ЕС/45/2014. Оба положения предусматривают следующий регламент ТО для автомобилей:

  • новые автомобили подлежат ТО через 4 года после первоначальной своей регистрации и далее – каждые 2 года;
  • Пассажирский транспорт подлежит ТО через 1 год после своей первой регистрации и далее – каждый год.

Положения европейской директивы должны внедряться поэтапно:

  • для автомобилей, применяемых в перевозках грузов международного уровня – на протяжении года;
  • для автомобилей, применяемых в перевозках пассажиров международного уровня – на протяжении трёх лет;
  • для остальных автомобилей – на протяжении пяти лет после ратификации соглашения.

Договор об ассоциации ЕС и Украины был ратифицирован 1 сентября 2017 года. Таким образом, для частных автотранспортных средств положение об обязательном ТО в Украине должен вступить в свою полную силу только к 2022 году.

Это несколько обнадёживает: и у законодателей, и у населения, и у исполняющих структур ещё есть время, чтобы всесторонне проанализировать предлагаемый законопроект, разработать меры по его внедрению и продумать, как избежать возможных шероховатостей и «подводных камней», которые могут поджидать страну в этом направлении.

Возобновление обязательного техосмотра транспортных средств — без сомнения, дело благое. Но оно останется таковым только в том случае, если удастся избежать столь распространённых в Украине последних десятилетий коррупционных схем и будет направлено на повышение качества эксплуатируемых на дорогах автомобилей и защиту безопасности участников дорожного движения.

Видео о возвращении техосмотра в Украине:

В 2020 году к нам вернулся техосмотр транспортных средств

Интересные консультации

Protocol поможет автолюбителям разобраться с изменениями законодательства. Начиная с 2012 года, владельцы легкового автотранспорта лишены забот о прохождении техосмотра. Отмена техосмотра прежде всего была связана с коррупцией при выдаче талонов, которые выдавались за соответствующее вознаграждение, без прохождения какого-либо технического осмотра автомобиля. Но с 2020 года техосмотр в Украине для легковых автомобилей собираются вернуть.

Возвращение техосмотра в Украине связано с двумя основными причинами: во-первых, это все увеличивающееся количество ДТП, связанных с неудовлетворительным техническим состоянием автомобилей; во-вторых, Украина приняла на себя обязательства после подписания в 2014 году Соглашения об ассоциации с Европейским союзом, на основании которых в нашей стране должны вернуть обязательный техосмотр легковых и грузовых автомобилей. В связи с этим Верховной Раде зарегистрирован законопроект «О приведении законодательства Украины в сфере автомобильного транспорта в соответствии с актами Европейского Союза», принятие которого предусматривает новые правила прохождения техосмотра, в том числе и обязательный техосмотр для легковых автомобилей некоммерческого назначения. Законом предусмотрен постепенный переход на обязательное прохождение техосмотра до 2022 года. Кроме талона, водители получат радиочастотную метку, по которой можно будет проверить подлинность техосмотра.

В первую очередь введение нового закона коснется евробляхеров. Им придется проводить техосмотр раз в два года, причем первый раз – сразу после появления автомобиля на территории Украины. Это безусловно отразится на количестве ввезенных б/у легковушек из стран Европы.

Какие автомобили должны будут проходить техосмотр в Украине?

Возобновление техосмотра в новом законе коснется практически всех автовладельцев. Вот примерный перечень тех транспортных средств, владельцы которых в обязательном порядке должны будут позаботиться о прохождении техосмотра:

  1. Коммерческие автомобили – в зависимости от вида, от одного до двух раз за год.
  2. Легковые машины старше 4-х лет – каждые два года.
  3. Такси старше 1 года – ежегодно.
  4. Автобусы старше 1 года– каждые полгода.
  5. Грузовые авто до 3,5 тонн старше 4-х лет – каждые 2 года.
  6. Грузовые авто свыше 3,5 тонн старше 1 года – ежегодно.
  7. Тракторы старше 4-х лет – каждые 2 года.
  8. Автомобили, перевозящие опасные грузы, старше 1 года – каждые полгода.
  9. Мототранспорт с объемом двигателя свыше 125 куб. см, старше 2-х лет – каждые 2 года.
  10. Спецтранспорт старше 1 года – ежегодно.

Но и без таких изменений, техосмотр в 2020 году обязателен для автобусов, грузовиков, автомобилей такси. Причем для грузовых автомобилей, задействованных в международных перевозках, обязательно наличие международного сертификата технического осмотра (МСТО), получить который также возможно на наших украинских сертифицированных СТО.

Кому не нужно проходить техосмотр 2020 в Украине

Исключение в законе сделано только для тех владельцев автомобилей, кто покупает свое авто в салоне, и ездит на нем не более четырех лет, опять покупая новую машину. Такие счастливчики, возможно, даже никогда и не узнают о введении техосмотра авто в Украине. Могут не переживать по поводу прохождения техосмотра также владельцы следующих транспортных средств:

  1. С объемом двигателя до 50 см. куб.
  2. Со скоростью не выше 25 км/час.
  3. Неэксплуатируемых коллекционных авто.
  4. Спортивных машин для соревнований.
  5. Для агрокомплекса.
  6. Тракторов со скоростью не выше 40км/час.
  7. С дипломатическими номерами.

Где проходить техосмотр в Украине 2020

Обязательный технический контроль транспортных средств, предназначенных для эксплуатации на улично-дорожной сети общего пользования и зарегистрированных территориальными органами Министерства внутренних дел Украины, осуществляют субъекты проведения обязательного технического контроля, которые имеют на правах собственности или пользования оборудования, что позволяет проверять техническое состояние транспортных средств на соответствие требованиям безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды. Субъекты проведения обязательного технического контроля транспортных средств — юридические или физические лица — предприниматели, информация о которых внесена в реестр субъектов проведения обязательного технического контроля транспортных средств и имеющих на праве собственности или пользования оборудования, позволяет проверять техническое состояние транспортных средств на соответствие требованиям безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды.

Читать еще:  Лучшие интернет-магазины автозапчастей для иномарок в россии: рейтинг, сравнительная таблица

Чтобы просмотреть список субъектов проведения техосмотра, нужно на сайте главного сервисного центра МВД найти ссылку «Регистрация субъектов ОТК»: http://hsc.gov.ua/map-otk/ . Стоимость техосмотра в 2020 году в Украине колеблется в пределах 1000 — 1500 грн. в зависимости от СТО.

Что будут проверять при прохождении техосмотра

Перечень узлов и деталей автомобиля, подлежащих техосмотру, указан в Законе Украины «О дорожном движении». Обязательный технический контроль предусматривает проверку следующих агрегатов: системы тормозного и рулевого управления, внешних световых приборов, пневматических шин и колес, светопропускания стекла, газобаллонного оборудования (при наличии), других элементов в части, непосредственно касающейся безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды.

Ответственность за нарушение законодательства о прохождении техосмотра

Закон о техосмотре в Украине гласит, что если работники полиции обнаружат у вас отсутствие талона техосмотра, либо же техосмотр будет просрочен, то за такое нарушение предусмотрен штраф 1700 грн. В случае отсутствие техосмотра будет выявлено повторного в течении года, то штраф будет уже 17 000 грн. Система штрафов предусмотрена не только для автолюбителей, но и для сертифицированных СТО, имеющих право на выдачу талонов техосмотра. Так, если будет доказано что талон выдан без проведения надлежащей проверки автомобиля, на субъекта хозяйственной деятельности будет возложен штраф 4250 грн. За нарушение порядка проведения техосмотра предусмотрен штраф в размере 1700 грн.

Что же касается ответственности на сегодняшний день, то согласно ст. 121 КУпАП, за управление автомобилем без техосмотра предусмотрен штраф 340 грн., а при повторном в течение года нарушении — лишение водительских прав на срок от 3 до 6 месяцев.

Что нового для водителей появится в связи с изменениями в законодательстве

После введения данного закона, каждый водитель должен иметь при себе кроме водительского удостоверения, техпаспорта на машину, страховки, еще и талон техосмотра. А если речь идет о водителе автобуса, или маршрутки — свидетельство о профессиональной компетенции водителя. Кроме того, все автобусы и грузовые автомобили массой более 3,5 тонн нужно будет оснащать тахографом. Вводится дополнительная ответственность для водителей коммерческого транспорта. За нарушение правил вождения коммерческим транспортом могут лишить прав на срок от 3 до 6 месяцев, или же применить административный арест от 5 до 10 суток.

Чтобы быть в курсе всех актуальных изменений в автомобильном законодательстве, читайте Протокол и пользуйтесь услугами сайта. В случае возникновения ситуаций, требующих консультации юриста, вы всегда сможете выставить свой вопрос на тендер, по недорогой цене подобрав профессионала, способного разрешить вашу проблему.

Автор консультации: Дончак Дмитро

Кабмин хочет вернуть техосмотры авто через три года: как это будет

13 октября 2018, 07:24

Проверять планируют раз в два года, в том числе и машины на еврономерах

Ответственность. За ложное ТО инспекторов будут штрафовать / Фото: Григорий Салай

В Украине снова хотят вернуть обязательный техосмотр для частных автомобилей. В том числе и для авто на еврономерах. Такой законопроект уже подготовлен Кабмином и опубликован на сайте Мининфраструктуры для общественного обсуждения. Если закон примут, то техосмотры вернутся с 1 января 2022 года и проходить их будет нужно раз в два года.

Напомним, техосмотр частных авто был отменен в августе 2011 года из-за повальной коррупции при его проведении. Хотя официально власти тогда подносили отмену техосмотра как упрощение контроля за автовладельцами. Сейчас техосмотру подлежат только пассажирские автобусы, легковые авто коммерческого назначения, которые регулярно перевозят пассажиров либо грузы, грузовые авто грузоподъемностью до и свыше 3,5 тонн, прицепы для грузовых авто, а также автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов. Для них цена техосмотра составляет от 500 грн до 1 тыс. грн.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

  • Налог на старые авто: борьба с «евробляхами» или наполнение казны за счет автовладельцев

Однако сейчас причины для возврата ТО другие: подписание Соглашения об ассоциации с ЕС, а значит, приведение законодательных норм в соответствие с законами Евросоюза и большое количество резонансных ДТП, в том числе с летальными исходами — только за первое полугодие 2018 года в Украине случилось 69 тыс. аварий.

Сейчас заговорили о возвращении ТО уже на новых условиях — в законопроекте говорится, что осмотры будут проходить на аккредитованных СТО (расположенных на расстоянии не более 100 км друг от друга). Чтобы избежать коррупции, проверку будут проводить специально подготовленные эксперты с личной печатью. Если при этом будут выявлены недочеты, поломки, то автомобиль в обязательном порядке направляется на их устранение, а после этого назначается повторный техосмотр.

Авторы законопроекта предлагают, чтобы инспекторы проверяли систему тормозного и рулевого управления, внешние световые приборы, светопропускающую способность стекла (степень тонирования), газобаллонное оборудование (при наличии) и другое. Кроме того, авторы документа уточняют, что он разрабатывался с учетом требований ЕС, и предлагают его проводить раз в два года. Но если владелец транспорта меняется, происходит перерегистрация, в автомобиле изменяются или модифицируются те или иные системы, авто выезжает за таможенные пределы Украины, то должно пройти проверку на пригодность к эксплуатации независимо от даты последнего техосмотра.
Ввозимые в Украину б/у транспортные средства (в т. ч. «евробляхи») тоже подлежат проверке на пригодность к эксплуатации. Новые авто должны иметь сертификат соответствия действующим у нас правилам и нормативам, выданный производителем или его представителем.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

  • Водители в Украине бойкотировали «заоблачные» цены на бензин

«Есть большие риски коррупции»

И водители, и эксперты возврат техосмотров приветствуют, но опасаются возврата коррупции.

«Лично я практически не знаю водителей, которые бы исправно проходили техосмотр в прошлом, до отмены. Платили, насколько помню, 200 гривен и получали «талончик». Поэтому, если сейчас, введя техосмотр, поборют и коррупционную составляющую, то это, конечно, будет прорывом. Считаю, что вводить его нужно, потому как много авто опасны на трассе», — говорит водитель Виталий Андрусенко.

Автоэксперт Владимир Караваев говорит, что приветствует введение техосмотра в Украине.

«Но не в том виде, как это предлагается в законопроекте! — подчеркивает Караваев. — Там есть очень большие коррупционные составляющие. Например, создают институт экспертов. Раньше водители договаривались с гаишниками, а теперь будут с экспертами. Считаю, что в стране должны быть сертифицированные СТО. Саму же сертификацию должно провести Министерство инфраструктуры».

Впрочем, в законопроекте прописано, что если эксперт выдал свидетельство о прохождении ТО, а на самом деле такого не было, то предусмотрены штрафы от 1700 грн до 4000 грн.

Водителям в Украине возвращают обязательный техосмотр: названы риски

В Министерстве инфраструктуры Украины предложили возобновить обязательный техосмотр (ТО) личных автомобилей с 2022 года. «Сегодня» расспросили у юристов и автомобилистов, как они относятся к инициативе.

По мнению юриста Дмитрия Кострюкова, возвращение к обязательному ТО целесообразно, поскольку позволит повысить уровень безопасности на украинских дорогах стандартам ЕС.

«Это нужно для того, чтобы исключить из дорог автомобили, не соответствующие требованиям, в частности те, которые не имеют поворотов, света, стоп-сигналов, имеют существенные повреждения, создают опасность для участников движения», – объясняет юрист.

Он напомнил, что обязательный техосмотр отменили в 2011 году, «поскольку была большая коррупция в ГАИ в фактически техосмотр покупали без проверки авто».

Кострюков уточнил, что обязательный ТО может быть введен поэтапно – с 2019 года, в зависимости от года автомобиля, при этом новые автомобили специалисты предлагают избавить от экспертизы на пять лет. Техосмотр должны проводить частные СТО с соответствующими лицензиями.

Однако, продолжает юрист, нужно решить вопрос норм экологичности, которые тяжело исполнять в наших реалиях, ведь в Украине много старых автомобилей.

«Законодатель должен решить вопрос, нужно ли также контролировать уровень загрязнения, экологичности? Ведь многие автомобили в Украине не пройдут такой техосмотр, и фактически такие автомобили не смогут использоваться, а это уже нарушение прав граждан, определенных Конституцией», – сказал Кострюков.

В профсоюзе таксистов обеспокоены коррупцией, которая может развиться с принятием инициативы.

«Никакие законодательные акты не будут работать, пока не будет равенства на дорогах и пока не будет реального контроля, желательно онлайн. Чтобы наклейки о техконтроле не продавались в МРЭО, как они продавались все годы, когда этот техосмотр был», – отметил председатель профсоюза таксистов Украины Василий Попик.

Во Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров считают, что на техосмотр должны уполномочивать не чиновники, а отраслевые общественные организации, к тому же само ТО нужно сделать бонусной услугой.

«Техосмотр и контроль за ним нужно отдать именно автомобилистам (их общественным организациям, например, Союзу автомобилистов Украины) и именно они должны уполномочивать частные фирмы на право проведения техосмотра. При этом необходимо снять существующие ограничения для того, чтобы техосмотр не стал недоступным и дорогим для украинцев, а владельцы авто, которые обслуживаются у автодилеров, могли получать услугу ТО даже бесплатно, как знак лояльности от автодилера», – отметили в Ассоциации.

Напомним, регулярные техосмотры личных транспортных средств отменили еще в августе 2011 года, однако теперь собираются вернуть. Сейчас ТО обязаны проходить грузовики, такси, автобусы и транспортные средства, которые перевозят опасные грузы.

Ранее мы писали, что в Украине с 1 мая 2019 года обновлен формат документа, подтверждающего успешное прохождение транспортным средством проверки технического состояния. Теперь бумажный бланк протокола будет выдаваться в комплекте с самоклеющейся меткой радиочастотной идентификации.

Также мы сообщали, что в феврале украинские перевозчики устроили протест из-за невозможности пройти техосмотр – в Украине вместо 700 СТО проверку могли проводить только 85.

В Украине планируют вернуть обязательный техосмотр транспортных средств

Полиция сможет останавливать машины прямо на дороге — это оправдывают Соглашением об ассоциации.

Мининфраструктуры планирует ввести обязательный техосмотр для всех видов транспорта, а не только для коммерческого, до конца текущего года.

В министерстве объясняют, что Украина должна выполнять требования Соглашения об ассоциации с Евросоюзом — в частности, касательно безопасности на дорогах.

Сам техосмотр планируют переименовать в “проверку транспорта на пригодность к эксплуатации” (ПТПЭ), чтобы не вызывать ассоциации с “коррупционным осмотром от Госавтоинспекции”.

Законопроект предусматривает два вида технического экзамена — периодическую проверку транспорта и придорожный осмотр.

Под периодическую проверку подпадут:

  1. частные легковушки и легковые грузовики массой до 3,5 тонн (первая проверка через 4 года с момента регистрации, а затем каждые два года);
  2. такси (через 1 год с момента регистрации и ежегодно);
  3. автобусы, микроавтобусы (через 1 год с момента регистрации и каждые полгода);
  4. грузовики и полуприцепы с весом более 3,5 тонны (через 1 год с момента регистрации и ежегодно);
  5. мотоциклы с двигателем объемом более 125 кубических сантиметров (через 2 года с момента регистрации и каждые 2 года).

Помимо этого, Мининфраструктуры предлагает ввести обязательный техосмотр, независимо от даты предыдущей проверки, в случае:

  1. перерегистрации автомобиля;
  2. изменения типа, назначения или параметров конструкции транспорта;
  3. ДТП.

Проверку не планируют вводить для таких категорий транспортных средств:

  1. транспорт с максимальной скоростью до 25 км/ч;
  2. антикварный транспорт;
  3. спортивные машины;
  4. автомобили с дипломатической неприкосновенностью;
  5. тракторы и сельхозтехника с объемом двигателя до 50 кубических сантиметров;

Придорожный осмотр

Предусматривается двух категорий — начальная и углубленная. Первая будет включать проверку свидетельства о пригодности транспорта, визуальную оценку состояния и проверку, были ли устранены все замечания с момента последнего техосмотра.

Углубленный осмотр

Будет проводиться в случае обнаружения технических несоответствий. В таком случае свидетельство о пригодности аннулируется, а водителю придется ехать на СТО и повторно сдавать экзамен. После углубленного осмотра гражданин будет получать иммунитет к проверкам на три следующих месяца.

Читать еще:  Рамка перевертыш под государственный номер автомобиля

Напомним, идея возвращения техосмотра появилась в Мининфраструктуры не вчера. В мае 2019 года ведомство уже презентовало соответствующий законопроект, тогда осмотры планировалось вернуть с 2022 года.

Возвращение техосмотра в Украине: почему его хотят вернуть и чем это грозит водителям

Почему в свое время от практики техосмотров решили отказаться, и почему к ней снова обратились сейчас.

В начале 2020-го года в Украине вновь заговорили о возвращении обязательного технического осмотра транспортных средств. Соответствующий проект закона появился на сайте Министерства инфраструктуры в конце февраля.

А уже в октябре в одном из интервью министр инфраструктуры Владислав Криклий вновь заговорил о том, что министерство разрабатывает законопроект о проведении в Украине технических осмотров транспортных средств. Правда чиновник не оставил даже приблизительной даты возвращения такого проекта.

Редакция APnews совместно с директором информационно-аналитической группы «Автоконсалтинг» Олегом Омельницким решила разобраться, почему в свое время от практики техосмотров решили отказаться, и почему к ней снова обратились сейчас.

Техосмотры отменяли, чтобы побороть коррупцию

Обязательный технический осмотр автомобиля каждые два года Верховная Рада отменила в 2011-м году. Тогда за отмену ратовали даже в МВД, признавая – техническое состояние автомобиля становится причиной ДТП только в 1% случаев.

То есть при многократном увеличении коррупционных рисков, безопасности на дорогах техосмотры не способствовали. И пусть тогда обязательный ТО отменили только для частных автомобилей, вернуть его пытались все это время.

Почему техосмотр возвращается

В 2020-м причиной для возвращения техосмотров называют директиву Европейского Союза. Впрочем, и без нее необходимость техосмотров отмечают, к примеру, первый заместитель начальника Главного сервисного центра МВД Украины Юрий Смольянинов.

«Техосмотр нужен на 100 процентов. Понимаю проблему для тех, кто его будет проходить. Есть транспортные средства, которые по своим техническим характеристикам в принципе не соответствуют нормам. Во многих старых моделях авто не предусмотрены катализаторы. Они не имеют шансов пройти этот осмотр. Таких машин около 2,5-3 миллионов», — рассказал Смольянинов.

Правда, в законопроекте, который был опубликован на сайт Мининфраструктуры, техосмотр «переименовали» в «проверку транспортного средства на пригодность к эксплуатации». Олег Омельницкий в эксклюзивном комментарии для APnews высказал свое мнение – почему техосмотры хотят вернуть:

«Это очень большой и ценный рынок. В активном автопарке в Украине сейчас около шести миллионов автомобилей. Если за осмотр каждого платить 1 000 гривен или больше — это рынок на миллиарды гривен».

Возвращение кормушки и новые проблемы с «евробляхами»

По мнению Олега Омельницкого, в целом в техосмотре для легковых автомобилей нет ничего плохого, но в условиях Украины такая инициатива Министерства инфраструктуры вызывает много вопросов.

«Возвращение техосмотров не изменит ситуацию на дорогах, потому что большинство ДТП у нас происходит не из-за технического состояния автомобилей. Было бы логичнее акцентировать внимание на грузовом и автобусном транспорте (эти техосмотры не были отменены). Но мы видим, что по дорогам ездят довольно сломанные автобусы и грузовые авто», — уверен Омельницкий.

Более того, возвращение техосмотров сейчас станет громадной проблемой для владельцев «евроблях», которые поставили свой автомобиль на учет. По словам нашего эксперта, в 2019-м году таких авто было 250 000. Не меньшие риски есть и для автомобилей 1990-х и 2000-х годов – они также не смогут пройти техосмотр.

«В этих автомобилях нет каталитического нейтрализатора (или стоят какие-то обманные устройства). Из 10 миллионов автомобилей почти миллион авто сразу встанет «на прикол», — заметил Омельницкий.

В сухом итоге стоит заметить – возвращение техосмотра в Украине сейчас способно вызвать серьезные проблемы у массы автомобилей и автомобилистов. Единственный шанс – что инициаторы проекта придумают как разобраться с проблемой старых авто.

Напомним, ранее мы рассказывали, что в Евросоюзе хотят ввести в сиу новые экологические нормы для автомобилей. В связи с этим в Украине поток «евроблях» может увеличиться.

Коррупция или безопасность: зачем возвращать техосмотр для легковых авто

Уже с 1 мая этого года определенным категориям автомобилистов придется проходить техосмотр транспортных средств по новым правилам. Соответствующее постановление Кабинет министров Украины принял еще 23 января. И это только первый шаг к возвращению прохождения ТО для всех категорий авто – речь пойдет о наиболее массовом сегменте легковых автомобилей категории «В» для частного использования.

Дело в том, что в соответствии с Соглашением об ассоциации, которое Украина подписала еще в 2014-м и которое вступило в силу с 1 сентября 2017 года, все без исключения транспортные средства обяжут проходить техосмотр. Возвращение техосмотра должно состояться до 2022 года. Впрочем, 2019-й должен стать «переломным» в этом вопросе, ведь проверку пригодности к эксплуатации транспортных средств должны вернуть именно для частных автомобилей. Такое решение Кабмин утвердил еще в 2015 году. Вопрос лишь в том, насколько эффективно были использованы последние 4 года для внедрения всех необходимых изменений.

Без ТО не пустят в Европу?

Январское постановление Кабмина вводит ряд изменений к прохождению ТО для транспортных средств. Прежде всего, с 1 мая кроме бумажного бланка протокола о прохождении техосмотра, водителям будет выдаваться еще и соответствующая метка (чип) радиочастотной идентификации. Ее владелец транспортного средства обязан закрепить в правой верхней части ветрового стекла с его внутренней стороны.

По замыслу, подобная метка позволит полиции и контролирующим органам (эксперты НИЭКЦ) быстрее проверять, допущено ли определенное транспортное средство к участию в дорожном движении. А также определять, не был ли сфальсифицирован протокол о техосмотре транспортного средства.

Однако самое главное нововведение заключается в том, что с выдачей меток с радиочастотной идентификацией должна быть создана база данных – реестр транспортных средств, прошедших сертифицированный техосмотр. В будущем доступ к этой базе по запросу смогут получить граждане, которые хотят проверить транспортное средство на предмет соответствия его технического состояния требованиям безопасности, и вообще получить правдивую информацию об авто. Это важный аспект и для формирования прозрачного и честного рынка продаж подержанных транспортных средств, владельцы которых часто «скручивают» показатели одометров перед продажей. Ответственности за такие действия они не несут, хотя в большинстве европейских стран подобные выходки могут дорого стоить горе-продавцам.

Еще одно новшество – процесс прохождения ТО будут фиксировать на фото и видео. Впрочем, пока что, согласно постановлению Кабмина, подобные изменения коснутся не всех автомобилей – речь идет прежде всего об автобусах, коммерческих авто, спецтранспорта, грузовиков. Обязательным будет техосмотр раз в год также для транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа, получая за это прибыль. Речь идет не только об общественном транспорте и такси, но и легковых авто, которые перевозят пассажиров, но не является такси (в таком случае будет достаточно пройти ТО раз в 2 года).

Наиболее интересным в данном вопросе является то, успеют ли в МВД вовремя подготовиться к подобным нововведениям. Ведь для проверки чипов нужно иметь соответствующее оборудование, которое еще нужно закупить и научить сотрудников им пользоваться. Более того, пока не ясно, когда и каким образом будет реализована кампания по информированию водителей по поводу принятых нововведений.

Какой должна быть реформа техосмотра?

Вопрос возвращения обязательного техосмотра активизировался после 2014 года, но стоит на повестке дня еще с 2011-го – с тех пор, как он был отменен из-за высокого уровня коррупционной составляющей. Документы на техосмотр можно было приобрести, об этом знали все – и водители, и тогдашние работники МРЭО, и ГАИ. При этом на техническое состояние транспортного средства, не говоря уже о соответствии экологическим нормам, почти не обращали внимания.

За последние 4 года в Верховной раде были зарегистрированы несколько законопроектов, которые должны наладить систему техосмотра для транспортных средств. Конечно же, по европейским правилам и исключая коррупционную составляющую.

Так, в июле 2015 года Верховная рада в первом чтении приняла законопроект №2567 «О сервисных услугах и сервисных центрах Министерства внутренних дел Украины», в котором обязательную экспертизу авто (так называемое «экспертное исследование») предлагается отнести к платным услугам сервисных центров при МВД. У документ была непростая судьба – его 4 раза отзывали, дорабатывали, снова передавали на рассмотрение профильного комитета, но все-таки в феврале этого года окончательно сняли с рассмотрения.

Еще один законопроект – №7317 – с ноября 2017 года и до сих пор находится на ознакомлении в профильном комитете по вопросам транспорта. В частности, законопроектом предлагается имплементировать 7 актов законодательства ЕС, которые будут способствовать повышению уровня безопасности и снижению аварийности на дорогах. Например, планируется оборудовать и ввести ответственность за отсутствие соответствующего технического оборудования по ограничению скорости для автобусов, грузовых автомобилей и другого транспорта для перевозки пассажиров. Перевозчики говорят, что и сейчас транспортные средства оборудованы такими устройствами, но в реальности на украинских дорогах и автобусы, и грузовики легко преодолевают допустимый ПДД скоростной режим, что часто становится причиной смертельных аварий.

Главные изменения, которые ожидаются с принятием закона, который восстановит техосмотр, – осмотр и выводы о состоянии транспортного средства – должны производиться на независимых сертифицированных СТО. Причем, подать соответствующую заявку на получение лицензии на осуществление техосмотра могут различные частные компании, которые имеют соответствующее оборудование и способны организовать процедуру. Правда, по мнению экспертов, именно этот аспект и является главным тормозом к принятию законопроекта – слишком сильным остается желание прописать требования таким образом, чтобы сертификацию прошли далеко не все СТО.

Плюс один налог на «евробляхи»

Украинские законодатели по-своему понимают соблюдение стандартов ЕС относительно процедуры прохождения техосмотра. Многие нормы являются слишком жесткими, если не сказать абсурдными.

Так, предложенный законопроект позволяет проводить проверку в случае регистрации/перерегистрации транспортного средства, с каждой сменой его владельца и выезда транспортного средства за пределы зоны таможенного контроля Украины (с 1 января 2021 года – обязательное требование). Однако не во всех странах ЕС смена собственника означает обязательное повторное прохождение техосмотра для транспортного средства.

В предлагаемом законопроекте №7317 есть нормы и относительно обязательного технического осмотра новых авто. Во многих странах ЕС авто до 4 лет может не проходить техосмотра, ведь все необходимые процедуры должны быть соблюдены еще на производстве.

Вопрос введения обязательного техосмотра может затронуть около 90% всех автовладельцев. Аавтопарк в Украине старый, средний возраст авто – 12 лет. К тому же в период с 2015 по 2018 годы в Украину было ввезено рекордное количество автомобилей в так называемых еврономерах. Сейчас их активно растаможивают, однако многие из этих транспортных средств потребуют существенного улучшения технического состояния, а некоторые вообще могут не пройти техосмотр по критериям безопасности.

Еще одна категория риска – автомобили с установленным газобаллонным оборудованием, которое стало популярным в последние 5 лет. Каким образом будут учитываться соответствие определенным нормам безопасности такие переоборудованные авто, должен дать ответ законодатель.

Еще неизвестно, во сколько обойдется владельцам авто процедура техосмотра. Эксперты оценивают, что его стоимость в среднем составит около 1500 гривен. Если легковой автомобиль используется в частных целях, такую сумму придется регулярно выкладывать раз в 2 года.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

Подписывайтесь на наш аккаунт в Telegram, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector