Trt-auto.ru

Автомобильный журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

От чего зависит цена на бензин в России

Бензин в России не подешевеет после обвала нефтяных котировок

В ночь на 9 марта фьючерс на нефть сорта Brent обвалился на 30%, до $31 за баррель, но затем немного отыграл падение. По мнению аналитиков Bank of America и Goldman Sachs, нефть может упасть и до $20.

Нефть обрушилась после того, как на фоне продолжающейся эпидемии коронавируса развалилась сделка ОПЕК+ по сокращению добычи, а один из крупнейших производителей нефти с низкой себестоимостью, Саудовская Аравия, объявил конкурентам ценовую войну.

Замминистра финансов Алексей Сазанов 11 марта заявил, что обвал нефтяных котировок не повлияет на стоимость бензина в России. «Я не думаю, что будет снижение цен на бензин. Но расти они не должны, это точно», — отметил он.

РБК разбирался, как события на рынке нефти повлияют на цены на бензин в России.

Нефть подешевела, цены на бензин не упадут

В Европе цена бензина привязана к стоимости нефти, и бензин уже подешевел вслед за падением цен на сырье, отметил гендиректор «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов. Например, 6 марта тонна премиального бензина (по качеству соответствует АИ-95) на оптовом рынке стоила $467,8, а уже 9 марта, после снижения цен на нефть, подешевела до $354,8, сообщил старший экономист Vygon Consulting Сергей Ежов.

Российские оптовые цены также снизились, но незначительно. Тонна АИ-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже 10 марта (первый рабочий день после праздников) подешевела на 4,4%, до 44,2 тыс. руб., АИ-95 — на 4,9%, до 45,7 тыс. руб. На российском рынке нельзя ожидать падения цен на бензин из-за особенностей его регулирования, говорит Турукалов.

В 2018 году, после того как на топливном рынке взлетели цены, правительство сначала их заморозило, а затем запустило механизм для стабилизации доходов компаний и цен на АЗС. Это так называемый демпфер — сумма, которая составляет 65–68% расчетной премии, которую нефтяники получают при продаже топлива на внутреннем или экспортном рынке. В первом случае демпфер отрицательный: зарабатывая на внутреннем рынке больше, чем за рубежом, нефтяники перечисляют часть этой премии (демпфер) в бюджет. Если за рубежом цены на бензин выше, государство, наоборот, выплачивает компаниям часть компенсации за то, что они сдерживают цены на внутреннем рынке и недополучают доходы.

Из-за падения цен на нефть в начале марта на внутреннем рынке премия нефтяников по сравнению с экспортом существенно вырастет. Но снизить цены они не смогут, так как доходами придется поделиться с государством, указывают аналитики. В марте, если цены на нефть останутся на уровне $35 за баррель, а рубль будет таким же слабым, нефтяники могут заплатить в бюджет около 35 млрд руб., подсчитал Ежов.

Эта премия на внутреннем рынке рассчитывается как разница между нетбэком (экспортная цена за вычетом пошлины и транспортных издержек) и условной, а не фактической ценой внутреннего рынка. В 2020 году она установлена на уровне 53,6 тыс. руб. за тонну бензина. Из-за особенностей демпфера розничные цены на бензин и дизтопливо могут только расти, неважно, куда идут мировые цены на нефть и нефтепродукты, отметил Турукалов.

Могут ли нефтяники повысить цены

В 2014 году, когда котировки Urals обрушились больше чем на треть, бензин на российских заправках подорожал на 8–11%. Цены на топливо выросли в основном из-за девальвации рубля, объясняли эксперты, опрошенные РБК. Этот фактор присутствует и сейчас: после падения цен на нефть рубль подешевел с 67,5 до 72 руб. за доллар (курс, установленный Центробанком на 11 марта).

Еще одна проблема: низкие цены на нефть могут обрушить маржу переработки из-за снижения субсидии (разницы между экспортными пошлинами на нефть и нефтепродукты и отрицательного акциза на нефть), говорит Ежов. Если цены не изменятся, субсидия снизится почти вдвое, или на 0,5 трлн руб. в год, указывает он.

Но правительство удержит цены на бензин, сходятся во мнении аналитики. Ему удавалось удерживать цены, когда нефть дорожала, и вряд ли оно допустит рост цен на топливо, когда нефть подешевела, пояснил Ежов.

О том, что цены удержатся в пределах инфляции, заявил и министр энергетики Александр Новак. «Правительством был создан очень эффективный инструмент в середине 2018 года, который эффективно работает уже полтора года. Он позволяет сглаживать те колебания, которые происходят на мировых рынках, и нивелировать изменение цен на мировых рынках как в сторону увеличения, так и в сторону снижения», — сказал он в эфире телеканала «Россия 24». «Цены у нас в основном стабильны и не превышают уровень инфляции», — заключил министр.

В среду, 11 марта, об этом же сказал и замминистра финансов Алексей Сазанов. «Цены на бензин в России не снизятся и не вырастут на фоне волатильности на рынке нефти. Я не думаю, что будет снижение цен на бензин. Но расти они не должны, это точно», — подчеркнул он (цитата по ТАСС).

От чего зависит стоимость топлива в разных странах?

Несмотря на достаточно высокую цену на бензин и дизельное топливо в России, существует ряд стран, где стоимость горючего имеет еще более впечатляющие значения. Актуальность снижения этого показателя ежегодно растет, и определиться с путями разрешения ситуации, можно, рассмотрев причины, которые влияют на этот показатель.

Факторы роста стоимости топлива

  1. Уровень технологии переработки нефтепродуктов. Несмотря на повсеместное развитие и внедрение инновационных технологий, перерабатывающие предприятия нуждаются в более или менее частичной модернизации. Отсутствие подходящих мощностей, использование устаревшего оборудования снижает эффективность этих производств и не позволяет оптимизировать цену на топливо;
  2. Политика и статус нефтяной компании. Чем выше эти составляющие, чем выше рейтинг производящей нефтепродукты компании, тем на более высоком уровне будут цены на ее продукты;
  3. Расположение автозаправок. В ряде стран местоположение заправочных станций определяет уровень цен на бензин и другие виды топлива. Наличие конкуренции диктует необходимость введения альтернативных форм оплаты — к примеру, топливные карты на бензин и дизель помогают расширить число пользователей автозаправок, улучшат сервис и повысят рентабельность места;
  4. Сезон. Ряд потребителей активно использует автомобили и, как следствие, увеличивает потребление топлива, исключительно в весенне-летний сезон. Именно в это время цены на бензин и топливо повышаются;
  5. Монополия на горючее. С появлением конкуренции, возникновением акционерных и дочерних предприятий, появляется возможность оперативно реагировать на спрос и состояние цен на рынке нефтепродуктов;
  6. Политика государства. В странах-экспортерах нефти разница цен на бензин практически полностью зависит от экономической линии конкретного государства на внутреннем рынке. При этом учитывается увеличение или снижение экспорта, сокращение внутренних поставок и др.;
  7. Виды топлива. Разные продукты нефтепеработки отличаются по уровню затрат, поэтому цены на них будут также разными как в своей стране, так и за рубежом.

Пути снижения цен на горючее

В таких странах как Норвегия, Нидерланды, Италия налог на 1 литр бензина превышает 50%. Если политику государства изменить невозможно, продавцы нефтепродуктов прибегают к другим способам снижения цены на горючее:

  • Широкий ассортимент топлива. Наряду с обычными и традиционными всегда присутствуют новые виды альтернативных продуктов. К примеру, биодизель продается как самостоятельное горючее и в смеси с другими базами;
  • Наличие разных вариантов оплаты за покупку с бонусными программами за объемы и использование экологически чистых видов топлива;
  • Разные варианты оплаты товара – от кредитных карт с кэш-беком до топливных карт с начислением бонусов;
  • Демонополизация. Наличие конкуренции позволяет снижать уровень цен на горючее.

Использование различных методов оптимизации цены на топливо позволяет сделать его более доступным.

Другие статьи:

Изменения в сети обслуживания карт литровой и рублевой программы:

Изменения в сети обслуживания карт рублевой программы:

Свердловская, Нижегородская, Челябинская, Астраханская область, Красноярский, Хабаровский край.

Изменения в сети обслуживания карт рублевой программы:

Новая технология ароматизации метана от «Роснефти»

Сотрудники лаборатории НПК «Роснефти» создали новейшую технологию ароматизации метана.

Роснефть приступила к выпуску моторных масел высшей технологической линейки

Новое моторное масло «Rosneft Magnum Racing» для спортивных автомобилей — высокотехнологичная разработка от «Роснефть».

«Афрамакс» «Владимир Мономах» готов покорять морские просторы

На танкере «Владимир Мономах» успешно произведен первый пуск главного двигателя и начались ходовые испытания.

  • 2020
    • 2020
      • Октябрь
      • Сентябрь
      • Июль
      • Июнь
      • Май
      • Март
      • Февраль
      • Январь
    • 2019
      • Декабрь
      • Ноябрь
      • Октябрь
      • Август
      • Июль
      • Июнь
      • Май
      • Апрель
      • Март
      • Февраль
      • Январь
    • 2018
      • Декабрь
      • Ноябрь
      • Октябрь
      • Сентябрь
      • Август
      • Июль
      • Июнь
      • Май
      • Апрель
      • Март
      • Февраль
      • Январь
    • 2017
      • Декабрь
      • Ноябрь
      • Октябрь
      • Сентябрь
      • Август
      • Июль
      • Июнь
      • Май
      • Апрель
      • Март
      • Февраль
      • Январь
    • 2016
      • Декабрь
      • Ноябрь
      • Сентябрь
      • Август
      • Июль
      • Июнь
      • Май
      • Апрель
      • Март
      • Февраль
      • Январь
    • 2015
      • Декабрь
      • Ноябрь
      • Октябрь
      • Сентябрь
      • Август
      • Июль
      • Июнь
      • Май
      • Апрель
      • Март
      • Февраль
      • Январь
    • 2014
      • Декабрь
      • Ноябрь
      • Октябрь
      • Сентябрь
      • Август
      • Июль
      • Июнь
      • Май
      • Апрель
      • Март
      • Февраль
      • Январь
    • 2013
      • Декабрь
      • Ноябрь
      • Октябрь
      • Сентябрь
      • Август
      • Июль
      • Июнь
      • Май
      • Апрель
      • Март
      • Февраль
      • Январь
    • 2012
      • Декабрь
      • Ноябрь
      • Октябрь
      • Сентябрь
      • Август
      • Июль
      • Июнь
      • Май
      • Апрель
      • Март
      • Февраль
      • Январь
    • 2011
      • Декабрь
      • Ноябрь
      • Октябрь
      • Сентябрь
      • Август
      • Июль
      • Июнь
      • Май
      • Апрель
      • Март
      • Февраль
      • Январь
    • 2010
      • Декабрь
      • Ноябрь
      • Октябрь
      • Сентябрь
      • Август
      • Июль
      • Июнь
      • Май
      • Апрель
      • Март
      • Февраль
      • Январь
    • 2009
      • Декабрь
      • Ноябрь
      • Октябрь
      • Сентябрь
      • Август
      • Июль
      • Июнь
      • Май
      • Апрель
      • Март
      • Февраль
      • Январь
    • 2008
      • Декабрь
      • Ноябрь
      • Октябрь
      • Сентябрь
      • Июль
      • Июнь
      • Май
      • Апрель
      • Март
      • Февраль
      • Январь
    • 2007
      • Декабрь
      • Ноябрь
      • Октябрь
      • Сентябрь
      • Август
      • Июль
      • Июнь
      • Май
      • Апрель
      • Март
      • Февраль
      • Январь
    • 2006
      • Декабрь
      • Ноябрь

Продолжая использовать ruspetrol.ru вы соглашаетесь на использование файлов cookie.

Более подробную информацию можно найти в Политике cookie файлов.

© ООО «РусПетрол», 2007-2020

Воспроизведение материалов сайта
допускается с согласия владельца

От чего зависят цены на бензин в России?

От чего зависят цены на бензин в России?

Об этом журналистам сообщил источник в правительстве. Ранее акцизы на нефтепродукты не планировалось повышать до 2011 года, а с 2011 года предполагалось ввести дифференцированные ставки акцизов в зависимости от класса топлива.

В 2005-2009 г.г. ставка акциза на Аи-80 составляет 2 тыс. 657 руб. за тонну, на автомобильный бензин с иными октановыми числами — 3 тыс. 629 руб. за тонну, на дизельное топливо — 1 тыс. 80 руб. за тонну, на моторные масла — 2 тыс. 951 руб. за тонну. Единственное изменение — акцизы на нефтепродукты с 2009 года полностью зачисляются в бюджеты регионов. По приблизительным расчетам, повышение акцизов на 10% привет к увеличению налоговой составляющей в 1 литре бензина на 4%.

В своих интервью чиновники не один раз напоминали о том, что уже четвертый год не индексируют акцизы на нефтепродукты. По их словам — это была социальная мера, направленная на сдерживание инфляции. Получается, что в следующем году инфляция отходит на второй план, приоритетом станет дефицитный бюджет.

Но было бы ошибкой полагать, что приоритеты в правительственных ведомствах одинаковые. В последние месяцы Федеральная антимонопольная служба (ФАС) усиливает нажим на нефтяников, выдвигая все новые иски по поводу цен на бензин. Антимонопольное ведомство особенно волнует проблема «слишком медленного» снижения цен на бензин в начале года, после обрушения мировых цен на нефть. Как видно из графиков, замедленные по сравнению с мировыми ценами на нефть скачки цен на бензин происходят каждый год. И каждый раз представителям нефтяных компаний приходится объяснять, что наша налоговая система устроена таким образом, что цена на бензин хотя и зависит от мировых цен на нефть, но не может также быстро и резко изменяться в ту или другую сторону.

Многие знают, что сегодня в России цена бензина на 60% состоит из налогов (налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и разного рода сборы). Другая составляющая стоимости бензина — расходы на добычу сырья, транспортировка, обслуживание АЗС — порядка 30%. И только 10% можно условно отнести к прибыли.

Читать еще:  Новый кроссовер Mercedes

Если сравнивать российские налоги с налогами в США, то налог на добычу и прочие сборы составляет там всего 20-30%. Если бы в России был такой же налог, то сегодня стоимость одного литра Аи-95 составляла около 15 рублей. При этом цены на многие товары стали бы немного ниже из-за снижения стоимости транспортировки.

Напомним, что в октябре прошлого года глава ФАС Игорь Артемьев в интервью телеканалу «Вести» сказал буквально следующее: «….у нас доля налогов в себестоимости производства нефти в 2,5 раза больше, чем в Соединенных Штатах». «Поэтому государство и так забирает в казну соответствующие налоги, которые потом идут на те же социальные программы через бюджет. Среди наших предложений — снизить акцизы и налог на добычу полезных ископаемых, это приведет к еще большему снижению цен на внутреннем рынке».

На стоимость топлива в РФ заметно влияет цена на нефть на международных биржах. Это происходит в частности потому, что многие налоги в нефтяной отрасли прямо или косвенно привязаны к мировым ценам. Так, при расчете ставки НДПИ, в соответствии со статьей Налогового кодекса РФ, есть коэффициент, учитывающий динамику мировых цен на нефть. Стоит отметить, наличие ставки НДПИ, «привязанной» к мировой цене на нефть, в свое время позволило заметно увеличить суммы налоговых поступлений в бюджет в условиях высоких мировых цен на нефть.

Вообще динамику цен на бензин в России вполне можно предвидеть. Для этого достаточно лишь следить за ценой на нефть. При этом стоит знать о некоторых важных деталях. Как считают эксперты, кривая цен на бензин на 3-4 месяца отстает от нефтяной (см. графики). Также отстают и темпы роста/падения цен на бензин от нефтяных котировок.

Так, с января по июль 2008 года цена на российскую нефть марки Urals выросла на 44%, а во второй половине года упала почти на 70%. В это же время цена на наиболее ходовой у нас 92-й бензин в первой половине 2008 года выросла менее чем на 20% и к концу года упала также на 20%, а к середине июня 2009 года снизилась еще на 11%, несмотря на то, что нефть стала дорожать с начала текущего года и к середине июня выросла на 63%. Бензин же, начав дорожать только в середине июня, вырос всего лишь на 11,5%. Кстати, с 10 июля нефть поползла вверх и уже превысила отметку в 70 долларов за баррель. Но, действующая система налогообложения не дает возможности нефтяным компаниям оперативно менять ценники на АЗС.

«Топливный парадокс»: почему в России бензин не дешевеет вместе с нефтью

Мировые цены на нефть устремились вниз после развала сделки ОПЕК+ в начале марта, а затем продолжили падение из-за пандемии коронавируса. Все это отразилось на стоимости бензина во многих странах мира – она начала снижаться, однако в России ситуация совсем иная – цены на топливо не то, что не снижаются, а даже растут. Как устроен российский нефтяной рынок и стоит ли россиянам ждать удешевления бензина – разбирались «ТВК Красноярск».

Как устроен нефтяной рынок?

Нефть – самое продаваемое сырье в мире, при этом Россия является одним из крупнейших экспортеров «черного золота» на мировом рынке, и весьма заинтересована в высокой выручке своих нефтяных компаний.

Основные игроки – «Роснефть», «Газпром Нефть» и «Лукойл». Первые две компании по большей части принадлежат государству, а третья компания хоть и находится в частных руках, но также является крупным налогоплательщиком. По разным оценкам, налоговые поступления от нефтяников составляют почти половину всего российского бюджета – а значит, экономика страны напрямую зависит от цен на нефть и благосостояния нефтедобытчиков.

Стоимость нефти формируют сразу несколько различных критериев. Первый и основной – баланс спроса и предложения (чем выше спрос, тем дороже будет продаваться нефть).

Вторым основным фактором являются ожидания в изменениях спроса и предложения. Допустим, начало войны в стране, добывающей около 1-2% мировой нефти, может привести к резкому взлету котировок, так как на рынке будет ожидаться сильный дефицит в связи с прекращением поставок.

Также одним из самых серьезных факторов, влияющих на нефтяные котировки, являются квоты на добычу «черного золота» – их устанавливает организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК). Снижение квот оказывает влияние на количество нефти, предлагаемой к продаже, и повышает ее стоимость.

В начале марта 2020 г. страны ОПЕК+ намеревались заключить новый договор о сокращении добычи, однако сделать это не удалось – Россия отказалась дополнительно снижать уровень производства из-за распространения коронавируса. После этого, установившаяся за последние годы «стабильность» на нефтяном рынке, разрушилась. Рынок отреагировал моментально – стоимость барреля нефти рухнула почти на 30%.

Среди других причин: стихийные бедствия, техногенные аварии, научные разработки в сфере экологии, в том числе экологического транспорта, политическое решение об увеличении или уменьшении нефтяных запасов в развитых странах.

Огромную роль в нынешней ситуации с нефтяными котировками сыграла пандемия коронавируса – производственные мощности многих стран уменьшились из-за карантинных мер и рынок перенасытился нефтью. Да и общие настроения на рынке по поводу дальнейшего распространения инфекции, конечно, оказывают свое влияние.

Почему бензин не дешевеет вместе с нефтью?

Обывательская логика подсказывает, что снижение стоимости сырья должно удешевлять и конечный продукт – топливо. Однако на деле не все так просто – за последние 10 лет цена барреля нефти колебалась, то падая, то снова возрастая, при этом стоимость бензина преимущественно росла.

Такие парадоксальные, на первый взгляд, изменения происходят из-за того, что на самом деле доля сырой нефти в себестоимости товарного бензина составляет примерно 4-6%. Проще говоря, даже если бы нефть обвалилась в 2 раза, на конечной цене бензина это могло бы отразиться в пределах 2-3% удешевления.

В стоимости бензина, помимо расходов на его производство, «сидит» много налогов – около 60%. Сюда входят НДС, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, налоги на прибыль, налоги с фонда оплаты труда и др.

«В России цена на бензин не привязана к цене на нефть, никакой прямой зависимости нет. Поэтому ждать, что она упадет после обвала нефти – глупо. Цена упала на фьючерсы, то есть контракты долгосрочные – это не контракты сегодняшнего дня, они будут исполняться позже. К тому же на нашем рынке львиную долю стоимости бензина составляют налоги и акцизные сборы», – поясняет экономист Игорь Артемьев.

Действительно, в последние годы сильно выросли акцизы на топливо. К примеру, для бензина марки АИ-95 в пересчете на литр они составляют около 10 руб.

Государство устанавливает эти акцизы из-за необходимости некой «балансировки» во время экономического кризиса. Проще говоря, такими мерами оно обеспечивает финансовую стабильность для нефтяных компаний (основных налогоплательщиков), которые терпят убытки из-за падения мировых котировок.

Некоторые эксперты отмечают, что российским компаниям выгоднее отправлять нефть за рубеж, чем заниматься ее реализацией внутри страны – это связано с падением рубля.

Логика такая – продавай свой продукт за валюту и будешь в плюсе.

При этом внутри страны возможно образование дефицита нефтепродуктов, который в конечном итоге приведет к их подорожанию.

«Выход России из соглашений по ОПЕК+ фактически снимает ограничения по поставке нефти на внешние рынки, поэтому нефтяные компании наверняка попробуют нарастить объемы экспорта, и это может привести к дефициту нефти и нефтепродуктов для внутреннего рынка, а как следствие, к повышению цен», – рассказал изданию «74.ru» директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.

Также на итоговую стоимость литра бензина влияет география, особенно в России. В стране существует не так много нефтеперерабатывающих заводов, поэтому бензин приходится доставлять на большие расстояния.

«Даже с Ачинска у нас, чтобы доставить бензин до Красноярска – 1,5 руб. плюсом сразу закладывается в стоимость. Топливо локализовано в виде НПЗ, если мы, допустим, повезем еще дальше – транспортный расход будет еще выше. У нас на конечной заправке маржа (разница между ценой и себестоимостью) смешная – в хорошие годы она была 3 руб. с литра», – отмечает экономист Игорь Артемьев.

Итак, повышение стоимости бензина складывается из следующих факторов (в большей или меньшей степени):

  • Государственноерегулирование – налоги и акцизы
  • Операционные расходы
  • Падение или взлет нефтяных котировок
  • Колебание валютного рынка
  • Коммерческая ориентированность нефтяных компаний

А что за рубежом?

Что касается опыта развитых стран Запада, то там ситуация обстоит совсем иным образом – цены на бензин напрямую привязаны к нефти. К тому же там существует реальная конкуренция между нефтяными компаниями, а экономика не столь зависима от их благополучия.

Более того, тому же правительству США выгодно, чтобы бензин в их стране дешевел – логистика также будет дешевле, а значит, снизится и цена на товары, за которыми пойдут радостные покупатели, ведь они только что сэкономили на заправке своего автомобиля.

Многие эксперты уверены, что российские власти изначально выбрали неверный путь развития нефтяной отрасли, а теперь никто уже не хочет распутывать этот огромный клубок опрометчивых решений. При этом они как бы сами не хотят замечать проблем – президент удивляется росту стоимости бензина на 10% в год, а антимонопольщики постоянно заводят дела, которые в конечном итоге ничего не меняют.

Цены на топливо все равно будут расти, потому как благосостояние нефтяников имеет слишком большую важность для бюджета страны, а значит, для ее существования в целом.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене

Поделиться этим материалом в социальных сетях и мессенджерах

Российский бензин. Экспертные оценки цены в России и других странах

23.05.2018 12:38

Международное рейтинговое агентство GTZ опубликовало данные своего исследования мировых цен на бензин. Специалисты немецкой компании провели мониторинг нефтепереработки и производства бензина в 171 стране. Как оказалось, самые низкие цены на топливо в Туркмении наряду с Венесуэлой, Ираном, Ливией и Саудовской Аравией.
Так, по данным исследований, в 14 государствах розничная цена бензина с октановым числом 95 ниже мировой цены на нефть, что достигается за счет значительных государственных субсидий. В этом секторе вне конкуренции Туркмения и Венесуэла. Там литр бензина стоит 2 и 3 цента соответственно (см. таблицы).
Ко второй группе эксперты отнесли еще десять государств, которые также дотируют цены на бензин, но в меньшей степени. В нее входит Азербайджан (46 центов за литр), а также Тринидад и Тобаго (43 цента). А подавляющее большинство стран, наоборот, облагает налогами бензин, продаваемый розничным покупателям (см. таблицы). И, к сожалению для потребителей, именно в этом строю стоит Россия – крупный экспортер нефти, где бензин стоит дороже, чем в США.
Экспертное сообщество не спешит назвать положение России в этом исследовании совсем плачевным. По словам замначальника аналитического управления Собинбанка Александра Разуваева, с одной стороны, рост цен на бензин определяет рост экономического потенциала страны. «Страны, в которых низкие цены на бензин достигаются за счет субсидий государства, проводят популистскую ценовую политику. И, насколько мне известно, к примеру, на Ближнем Востоке существуют серьезные проблемы с поддержанием уровня субсидий», – отметил эксперт в разговоре с «Газетой».
Разделяет эту точку зрения и аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров. По его словам, субсидированное ценообразование на нефтепродукты в указанных странах сложилось исторически. «Это своеобразный социально-политический инструмент. Если не продолжать удерживать цены на нереально дешевом уровне, в странах могут начаться беспорядки. В них просто привыкли к таким ценам. Кроме того, там нет никакого рынка. К примеру, в Иране даже вводили ограничения на продажу бензина. Люди скупали его и вывозили в соседние страны, где он дороже стоит. Когда же ввели ограничения, народ стал сжигать бензоколонки», – отмечает аналитик.
В то же время Александр Разуваев считает, что цены в России могли бы быть и ниже. Иначе российский бензин не стоил бы дороже американского более чем на 22%. «Одна из проблем заключается в том, что у нас НДПИ привязан к ценам на нефть. Я полагаю, если это изменить и снизить налогообложение для нефтяников, то наши цены на бензин не будут отличаться от американских», – заявил эксперт.
Есть и другие проблемы. По словам руководителя проектов НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Севастьяна Лейбе, цена на бензин в России во многом определяется взаимодействием нефтяных компаний (НК) и государства. НК заинтересованы в том, чтобы бензин дорожал. При этом вертикально-интегрированные компании контролируют около 80% бензинового рынка России. ФАС постоянно обвиняет их в картельном сговоре. «Действительно, компаний не так много, и договориться им легко. Государство пытается остановить рост цен, повышая экспортные пошлины на нефть, так что ее становится выгоднее перерабатывать в России», – отмечает собеседник.
При этом эксперт полагает, что можно установить такие пошлины, что продавать бензин будет выгодно при цене на него в 13 рублей, а не 21, но тогда нефтяной бизнес начнет просто сворачиваться. «Кроме того, НК частично закладывают повышение пошлин в себестоимость бензина, так что цена остается стабильной, вместо того чтобы падать», – отмечает Севастьян Лейбе. В итоге, по мнению эксперта, несмотря на все сезонные спады потребления нефти, цена ее не падает. Здесь играют роль и договоренности государства с НК, как это было в прошлом году.
Аналитики отмечают, что цена зависит от себестоимости бензина, которая, в свою очередь, зависит на 50% от внутренней стоимости нефти и на 50% от остальных факторов, например, технологий переработки нефти: чем больше компании могут получить бензина из тонны нефти, тем ниже будет его цена.
По словам аналитика компании «Ак Барс Финанс» Александра Блохина, удивляться тому, что в России дорогой бензин, не стоит. «У нас в стране, к примеру, бюджет пополняется в том числе и от налогов с продажи и производства бензина. При этом низкокачественный бензин облагается меньшими налогами, чем высококачественный. В то время как в мировой практике все наоборот», – сказал в разговоре с «Газетой» Александр Блохин. Кроме того, он отметил, что в ближайшем будущем государство намерено обязать НК производить высококачественный бензин. А для этого понадобится модернизировать заводы, что повлечет за собой новые затраты НК, которые не могут не сказаться на цене бензина.

Читать еще:  Ravon R4 2017

Страны со значительными государственными субсидиями на бензин:

Стоимость бензина, $ за литр

Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, Кувейт, Египет, Йемен, Оман, Алжир, Бруней, ОАЭ 0,16

Страны с незначительными государственными субсидиями на бензин:

Стоимость бензина, $ за литр

Тринидад и Тобаго 0,43

Эквадор, Ангола, Нигерия, Малайзия, Боливия, Индонезия, Сирия и Аргентина 0,62

Страны с налогооблагаемой продажей бензина:

Прогноз цен на бензин в июле: на сколько вырастет стоимость топлива

20 апреля цена на нефть в мире достигла исторического минимума. Причина – снижение спроса из-за COVID-19, перенасыщение рынка и переполненные хранилища. Но с тех пор цены начали восстанавливаться. Дошла очередь и до цен на украинское топливо.

В последние дни цены на бензин начали расти. Только за первую неделю июля оптовые цены выросли на 5% по сравнению с ценами июня. как сообщает 24 канал со ссылкой на данные Консалтинговой группы А-95. Соответственно это отразилось на ценах на АЗС. Чего ждать дальше и почему цена растет, читайте в нашем материале.

Цены на бензин в июле

По состоянию на 8 июля цены на топливо в Украине в среднем зафиксировались на таком уровне:

Цены на топливо:
  • Бензин А-95 премиум – 23,88;
  • Бензин А-95 – 22,39;
  • Бензин А-92 – 21,33;
  • Дизельное топливо – 21,83;
  • Газ автомобильный – 11,44.

Это несколько выше, чем в июне. Ожидается, что в дальнейшем цены продолжат расти.

Ожидаем, что до конца июля цены продолжат рост, потенциал до 1 гривны за литр,
– написал Сергей Куюн, директор Консалтинговой группы А-95.

Почему цены на топливо растут

Цена бензина зависит от ряда факторов. Об этом мы подробно пишем дальше в материале, но сейчас остановимся на одном из них – наиболее нестабильном сейчас – мировых ценах на нефть.

АЗС реагируют на изменение цены нефти через 1-2 месяца, рассказал 24 каналу эксперт нефтепродуктов рынка Александр Киримов.

Такая задержка связана с тем, что импортеры топлива в Украине имеют законтрактованные объемы по цене нескольких дней назад или месяц назад и они сначала должны продать дороже объем топлива.

«Сейчас те нефтепродукты, которые потребляет Украина и в вообще мир – это отложено производство, то есть то, что было произведено 1-2 месяца назад. Оно хранилось на складах, в резервуарах кораблей или других транспортных средствах. И вот оно доезжает до той же Украине , где-то здесь перегружается через нефтебазы и попадает на заправочные станции», – рассказывает эксперт.

Мировые цены на нефть восстанавливаются уже более 2 месяцев, а цены на украинское топливо не реагировали на это восстановление, ибо имели большие запасы.

По нашим оценкам, на сегодня в стране сформированы рекордные запасы дизельного топлива (350-400 тысяч тонн) и бензина (150-180 тысяч тонн). Но запасы понемногу исчерпываются, им на смену приходит дороже закупка,
– отмечает Сергей Куюн.

Мы решили посмотреть, как цены на украинский бензин А-95 реагируют на изменения цены нефти Brent. Для этого мы посчитали в процентах как менялась цена по сравнению с 1 мартом.

Тогда цена нефти Brent была 50,5 доллара за баррель (то есть определенное падение уже произошло). А бензин А-95 на украинских АЗС стоил 26,47 гривны за литр. Видно, что после резкого падения в марте, цены на бензин в Украине начали падать только через месяц – и то не сильно.

Самые низкие цены наблюдались в июне, когда бензину удалось сбросить 17% в стоимости относительно цены 1 марта. Теперь, когда цена нефти возвращается к своему уровню, а запасы с дешевой нефтью в Украине заканчиваются, стоит ожидать подорожание бензина и другого горючего.

Почему цены на нефть растут

Страны ОПЕК+ договорились о снижении добычи нефти на 9,7 миллиона баррелей в сутки. Это примерно 10% суточного потребления по миру. Через эти ограничения спрос и предложение выравниваются, а цены на нефть развернулись и начали медленно расти.

Почему спрос падает, а цена нет?
АЗС частично объясняют цены на бензин тем, что упало потребление и они не могут себе позволить снизить цены. И действительно потребление упало на 10-40% из-за карантина в зависимости от сети заправочных станций. АЗС имеет постоянные расходы: амортизация автозаправочной станции, покрытие кредитных средств, за которые эта станция построена, операционные расходы, то есть заработная плата, плата за электроэнергию и тому подобное. Со снижением спроса, абсолютные прибыли падают, а вышеперечисленные расходы не меняются. АЗС тратят те же деньги на поддержку станций, зарплаты и оплату услуг. Поэтому, чтобы и дальше получать прибыль, АЗС не снижают цен существенно.

Курс гривны влияет на стоимость бензина, потому что Украина закупает бензин, так и нефть, которые привязаны к иностранной валюте, а также акциз на бензин установлен в евро. Однако удешевление гривны нивелировалось падением цен на нефть.

Что произошло на рынке нефти: короткоАмериканская нефть рекордно потеряла в цене. Майские фьючерсы на нефть WTI в один момент стоили -55 долларов за баррель. Это минимальная отметка за всю историю. Рекордное падение произошло из-за переполнения американских нефтехранилищ в условиях рекордно низкого мирового спроса. Резкий скачок цен нефти WTI вниз произошел из-за того, что заканчивался срок майских фьючерсов.

Как формируется цена на бензин и откуда он в Украине?

Украина не обеспечивает себя нефтью самостоятельно. Украинские добывающие вышки покрывают лишь 60% потребностей. Остальную нефть в основном закупают в Азербайджане (97% от импорта).

Нефтепродуктов, переделанных из украинской и импортной нефти, тоже не хватает. Около половины всего бензина производят на территории Украины, другую закупают преимущественно в Беларуси.

Поскольку Украина не является топливно независимой страной, то одним из основных факторов, формирующих цены на бензин, являются цены на мировом рынке. Из-за распространения коронавируса COVID-19 в Китае и других странах спрос на нефть резко упал. Особенно в Китае, где потребляют 20% всей нефти мира. Из-за этого цены начали падать. Страны ОПЕК+ согласились снизить объемы нефтедобычи в мае-июне на 9,7 миллиона баррелей в сутки. Но из-за перенасыщения рынка нефтью и нехваткой места для ее хранения, цена все равно полетела вниз.

Как цена на нефть в мире влияет на Украину?Украина не является экспортером нефти, поэтому прямой связи нет. Если принимать во внимание только цену нефти, то ее падение нам выгодно. Однако Украина экспортирует руду и зерно. Снижение цен на нефть вполне вероятно повлечет за собой снижение цен на другое сырье. Это уже происходит с начала года, но теперь может ускориться. В таком случае Украина будет иметь меньшие поступления в бюджет, в котором и так «дыра».

Кроме того, Украина активно торгует с государствами-экспортерами нефти, в том числе и с Россией, которая после Китая – крупнейший торговый партнер Украины. Ухудшение их экономической ситуации может отразиться на торговых отношениях.

Треть стоимости бензина, которую платят украинские водители, идет в государственный бюджет. Это НДС и акциз. Стоимость акциза фиксированная и прикреплена к курсу евро. За литр А-95 платят 0,213 евро (6,15 гривны). За эти деньги ремонтируют и строят дороги. Вместе с НДС эти два налога составляют около 35% от конечной стоимости бензина. Это средний показатель в мире. К примеру, в США налог составляет 20%, тогда как в Германии – 64%. Теперь, когда гривна начала падать, доля налога в цене на бензин возрастет.

Операторы АЗС транспортируют бензин, а также ставят свою наценку, которая зависит от силы бренда, конкурентности и вмешательства государства в рынок. Операторы АЗС закупают бензин вперед, а значит то, что цены на нефть на мировом рынке упали, повлияет на украинские цены не ранее 2-4 недель.

Нелегальные АЗС вносят свои значительные коррективы в цену на бензин. Они не платят налогов, которые составляют около трети от цены, не покупают лицензии, не оформляют работников официально и экономят на других факторах. Это дает им возможность ставить значительно более низкую цену чем легальные АЗС. В свою очередь, легальные АЗС ставят высокую наценку, чтобы компенсировать потерю потенциальных клиентов. Сейчас с этим в Украине активно борются – уже проверили более 4 тысяч нелегальных АЗС.

Цены на бензин в мире

Бензин в Украине стоит 23,77 гривны за литр 95-го. Это средняя цена в мире. Сравнить цены в других странах можно на интерактивной карте. Самый дешевый или точнее практически бесплатный бензин в Венесуэле. Эта страна – лидер по залежам нефти в мире. Дороже всего заправить автомобиль будет в Гонконге, за литр А-95 здесь придется заплатить 2,23 доллара.

Цена на бензин перегружена налогами

Власти отказались изменить порядок формирования цен на бензин, в том числе отменить механизм демпфирующей надбавки нефтеперерабатывающим заводам. Об этом сообщили «Ведомости».

Соответствующие предложения содержались в письме, которое было направлено в Министерство энергетики Независимым топливным союзом (НТС), объединяющим сети АЗС, которые не являются частью вертикально интегрированных нефтяных компаний. Глава организации Павел Баженов предложил либерализовать процедуру ценообразования и привести ее к рыночным стандартам.

Читать еще:  Обзоры ISUZU, тест

Текущий механизм ценообразования означает, что цены на бензин и дизельное топливо в стране защищены от сильных колебаний в обоих направлениях — как от роста, так и от падения. В то же время во многих странах ситуация принципиально иная: при снижении цен на мировом рынке внутренние цены также снижаются. За последние несколько недель на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже были установлены несколько ценовых рекордов на бензин АИ-95. Последний на данный момент датируется 3 июля, когда стоимость тонны топлива достигла 59,6 тысячи рублей.

Корреспондент «Актуальных комментариев» обсудил с экспертом Союза нефтегазопромышленников Рустамом Танкаевым из чего складывается цена на бензин в России.

— Проблемы на бензиновом рынке возникли в 2018 году и очень сильно усугубились с 1 января 2019 года. Проблемы были вызваны повышением уровня налогообложения. Доля налогов в розничной цене бензина с 1 января 2015 года выросла с 65% до 70%. В основном это связано с ростом акцизов на бензин и дизельное топливо на 50%. Вся нефтепереработка в России стала убыточной. Соответственно все проблемы, которые есть, генерируются правительством. Если правительство хочет бороться с повышением цен на бензин, то бороться правительству надо с самим собой. Нужно снижать уровень налогообложения бензина и дизельного топлива. Радикальное решение, которое позволило бы привести рынок в равновесие, — это полный отказ от акцизов на бензин и дизельное топливо. Эти деньги для бюджета не такие большие, но в условиях дефицита бюджета, безусловно, они играют роль. Правительство, с одной стороны, льет крокодиловые слезы по поводу бензина и роста цен, но, с другой стороны, удушает нефтепереработку и лишает возможности нормально работать заводам и компаниям.

Во многих странах значительную часть розничной цены на бензин составляет цена нефти. А в России подавляющую часть цены составляют налоги. Как бы не менялись цены на мировом рынке, налоги остаются прежними. Из-за этого никаких изменений цен на бензин быть не может. Если правительство еще больше ужесточает налоговое бремя, то цены могут только вырасти. Доля цены нефти в конечной стоимости бензина достаточно мала. Доля зависит от нефтеперерабатывающего завода, поставщиков нефти и т.д. В России одиннадцать товарных марок нефти. У каждой марки своя экономика, себестоимость и рыночная цена. Поэтому говорить о средней доли цены нефти очень сложно. В целом для нефти Urals и для нефтеперерабатывающих заводов центральной России, доля нефти в цене бензина составляет примерно 20%. Для других марок нефти и других регионов может быть совершенного другая цифра.

Розничная цена на бензин перегружена налогами. Это убыточный бизнес по определению. Поэтому биржевые цены растут и превышают розничные цен на бензин. Дикие перекосы возникают не первый раз. Корни всего этого процесса уходят в советские времена, когда цены полностью регулировались правительством, и была распределительная экономика. Наше правительство очередной раз наступает на те же грабли. Они все рвутся назад в Советский Союз, все мечтают о том, чтобы восстановить распределительную экономику. Но при этом они забывают, что распределительная экономика означает дефицит и черный рынок, а также цены черного рынка, которые будут во много раз выше. Искусственные болезни, которые создаются нашим правительством, просто следствие некомпетентности руководителей.

Как изменилась цена на бензин в России за 20 лет

За последние 20 лет стоимость автомобильного топлива в России зачастую росла. Сравнительный анализ цен опубликовало издание Autonews.ru. В начале 2000-х бензин стоил в среднем 8 рублей, а к 2020 году его цена достигла 46 рублей.

Как в России бензин дорожал

В 2000 году литр бензина АИ-92 стоил 7,5 рубля, АИ-95 — 8,5 рубля. Но через два года Россия вышла из соглашения ОПЕК, вслед за этим цены выросли на 15%. Следующий скачок цен произошёл уже в 2004 году. К этому моменту литр АИ-92 стоил уже 13,6 рубля, а АИ-95 — 14,46 рубля. Тогда правительству пришлось увеличивать экспортные пошлины и таким образом замораживать цены на бензин. Но позже мораторий сняли, после чего стоимость топлива вновь поднялась — в среднем до 21,5 рубля.

В конце 2008 — начале 2009 года розничные цены на бензин снизились на 25%, но потом продолжили расти. К 2010 году литр АИ-95 стоил уже 25,4 рубля, АИ-92 — 23,5 рубля. В этом Федеральная антимонопольная служба обвинила крупных производителей, которые контролировали более 30% бензинового рынка России.

В 2011 году акцизы на топливо стали считать исходя не из октанового числа, а класса экологической опасности. В итоге за три года бензин подорожал почти на 50%.

Ещё на 9% цену на топливо подняло воссоединение с Крымом. По данным Росстата, стоимость крымского бензина тогда была выше, чем в других регионах.

В декабре 2014 года президент России Владимир Путин выразил недовольство тем, что розничные цены на бензин в стране сильно выросли. Об этом он заявил на встрече с членами правительства. Тогда глава государства отметил, что увеличение стоимости происходит на фоне снижения мировых цен на нефть.

С осени 2014 и до января 2015-го стоимость топлива подешевела в два с лишним раза. В 2015 году средняя цена в России составляла 34,5 рубля за литр. Потом последовало падение цен на нефть и в начале 2016 года бензин ещё немного подешевел. Но следом за стабилизацией на рынках продолжил рост. В 2017-м его цена превысила 40 рублей за литр.

В мае 2018 года бензин стоил 41 рубль за литр, но в течение месяца резко подорожал до 44 рублей. Это было связано со скачком нефтяных цен. Тогда властям пришлось замораживать оптовые цены для сетей АЗС и вводить новые налоговые правила. Но к 2019 году АИ-95 всё равно подорожал уже до 45,67 рубля. Сейчас цены на топливо в целом стабилизировались на уровне 46 рублей. Но, по словам экспертов, рост продолжится, пишет autonews.ru.

Стабильно высокие

Цены на бензин в России слабо зависят от нефти, стоимость которой в результате «чёрного понедельника» 9 марта упала до 20-летних минимумов. В Минфине заявили, что ждать удешевления бензина в России не стоит и цены на АЗС будут «стабильными». Чтобы предотвратить демпинг, российские власти даже запретили ввозить дешёвый бензин из-за рубежа.

То, что цены на российских заправках не падают, а растут, обусловлено устройством налоговой системы страны. Значительную часть в стоимости каждого литра бензина составляют налоги и акцизы. Кроме того, в России принят механизм сдерживания цен на нефтепродукты — демпфер. По нему в случае резкого повышения экспортной стоимости нефти государство компенсирует нефтедобывающим компаниям недополученную прибыль от заморозки цен на внутреннем рынке. А вот в случае резкого падения нефтяных цен доплачивать государству начинают уже сами нефтяники. Примечательно, что совсем недавно именно так и произошло впервые за всё время существования демпферного механизма: в марте 2020 года топливно-энергетические компании доплатили в бюджет 10,5 млрд рублей.

«Причины роста понятны. Стоимость российского бензина не привязана к цене нефти, которая составляет в цене литра всего 7%. А дорожает у нас бензин потому, что практически нет факторов, которые могли бы повлиять на снижение цен. Есть инфляция, есть налоговая нагрузка, кстати, которая в цене литра топлива занимает 60%», — утверждал ранее президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

Спрос снизил предложение

За первую неделю апреля производство бензина в стране сократилось почти на 20%, сообщили в Минэнерго. Так, бензина пятого экологического класса произвели всего 648 000 тонн против 799 300 тонн неделей ранее, а на рынок отгрузили 554 200 тонн.

Такое снижение обусловлено прежде всего падением спроса: на фоне введённых из-за пандемии коронавируса ограничений россияне стали гораздо реже пользоваться транспортом. В ряде стран Европы спрос на бензин уже упал на 70%. По прогнозам Минэнерго, низкие цены на нефть и низкий спрос на топливо будут держаться примерно до сентября 2020 года.

У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!

Гражданам одинаково. Почему бензин в России дорожает

Почему на бензоколонке мы не чувствуем, что цены на нефть упали

Когда цены на нефть упали, первые слова, которыми встретил эту новость президент США Дональд Трамп в своем «Твиттере», были: «Хорошо для потребителей, цены на бензин снижаются». А вот в России цены на бензин не снижаются никогда. Мировые цены на нефть растут или падают, но наш бензин стабильно дорожает из года в год. Автомобилисты в недоумении — почему?

Заготовки на зиму. Динамика цен на бензин в опте и рознице расходится

Прежде всего потому, что падают–то цены на нефть в долларах, а мы смотрим на ценник бензина в рублях. Увы, но все наше российское благополучие по–прежнему зависит от стоимости углеводородов. Что бы там ни говорили люди из высшего экономического руководства страны, ни с какой иглы нефтезависимости страна не слезла. И как только нефть падает — сразу падает и рубль. А это ослабление съедает весь эффект от низких цен на сырье, до наших рублевых бензоколонок он не доходит…

Именно это и случилось в первые месяцы 2020 года: повалилась нефть, рубль, а цены на бензин в России продолжили расти.

Посчитаем цену российского бензина (самого дешевого) в долларах. В середине 1990–х, до кризиса, он стоил 35–37 центов за литр. Падение рубля в 1998 году привело к резкому удешевлению бензина — до 20 с небольшим центов. Но потом неуклонный рост рубля в нулевые довольно быстро привел нас к новым рекордам — в 2013 году наш бензин вырос вчетверо, до 88 центов. Последовавшее затем в 2014–м падение нефти и кризис снова уронили стоимость бензина в стране до 50 с небольшим. Сегодня бензин колеблется около 60 центов.

Так что, как мы видим, в периоды роста цен на нефть дорожает и бензин у нас в стране, а во время кризисов (1998, 2014, 2020) цена на бензин снижается, но не в рублях. А в пересчете на доллары. Нет, мы совсем не в стороне от мировых трендов. Просто до наших с вами карманов эти тренды не дотягиваются — такая вот макроэкономика.

Но это только половина ответа. Вторая половина — это позиция нашего государства. Неохота ему строить дороги, парковки и т. д. Куда как проще искусственно задрать вверх цены на бензин и автомобили, чтоб меньше покупали и меньше ездили. Фактически приравняв бензин и авто к предметам роскоши. Ну, или особо вредным продуктам вроде табака и алкоголя. Никакие другие товары в нашей стране акцизами не облагаются. Сам смысл акциза — именно в удорожании товара для его меньшего потребления. Ставки акцизов ежегодно индексируются (понимай — повышаются). Иногда даже быстрее инфляции.

Фактически цена на бензин у нас определяется именно акцизом. Вместе с НДС он составляет около 30% его стоимости. Если бы государство не брало свои налоги, бензин был бы сегодня на треть дешевле. Так что для снижения цен у нас есть простой способ — отменить акциз. Было бы желание. Но вот его точно нет.

Ну и, конечно, стоит сказать еще об одном. Размер акцизов на бензин не зависит от мировых цен на нефть. А вот главный налог, который платят нефтяники (на добычу полезных ископаемых), зависит напрямую. Растут цены — с нефтяников берут больше. Падают — меньше.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector