Trt-auto.ru

Автомобильный журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему в России растет спрос на грузовики

Почему в России растет спрос на грузовики

В области автомобильных перевозок грузов на сегодня отчетливо проявляются две тенденции: с одной стороны, автомобили с пробегом теряют спрос на рынке, что отрицательно влияет на наполняемость парка грузовых автомобилей, с другой — перевозчики все больше уделяют внимание своей основной профессии, оставляя прочие, сопутствующие покупке формальности на откуп автопроизводителям. Речь идет о техническом обслуживании, постановке на учет транспортных средств и пр.

Как сообщает французское издание Transporteurs.net, на рынке подержанных грузовых автомобилей в последнее время возникли проблемы: грузовики с пробегом более 500 000 км не пользуются спросом. Среди причин этого можно назвать кризисное положение в экономике стран Африки (где находятся основные потребители подержанных грузовиков), а также спад в добыче нефти за последние 3–4 года из-за постоянных конфликтов на Ближнем Востоке.

В Европе грузовики с пробегом более 500 000 км не пользуются спросом

По мнению Жан-Марка Дисса, президента грузового подразделения CSIAM (Международной палаты производителей автомобилей и мототехники), такое положение дел очень беспокоит и меняет экономическую модель рынка. Чтобы подержанные автомобили с пробегом более 500 000 км не зависали мертвым грузом у перевозчиков, не находя спроса на рынке, последние все чаще прибегают к аренде ТС или к покупке с обязательством продавца по trade-in. Здесь возникают проблемы для продавцов транспортных средств: как рассчитать продажную цену с обязательством обратного возврата автомобилей через 3–7 лет. «Будущее определит победителя в данной игре», — заключает Дисс.

Также в последнее время наблюдается и другая тенденция: производитель автомобилей все чаще берет на себя различные услуги, сопутствующие продаже автомобилей: послепродажный сервис, постановку на учет транспортных средств и пр.

Технологические процессы сегодня таковы, что перевозчики хотят устраниться от подобных формальностей, чтобы купленный ими грузовик без задержек включился в работу.

По мнению Лионеля Бертуи, коммерческого директора Volvo Truck, подобная тенденция проявилась уже в 2007 году, с выходом на рынок нового поколения перевозчиков. Покупая автомобиль, они хотят получить не только сам грузовик, но и необходимое сервисное обслуживание.

Его коллега на фирме DAF Ален Томас с ним полностью согласен. Все производимые в настоящее время грузовые автомобили обладают широкими техническими возможностями. Выгодно выделить их сегодня может только дополнительное сервисное обслуживание. По его мнению, важнейшей из задач теперь является максимальное развитие сети сервисных центров по послепродажному обслуживанию, подготовка квалифицированного технического персонала, соответствующая рекламная кампания.

Производитель автомобилей все чаще берет на себя различные услуги, сопутствующие продаже автомобилей: послепродажный сервис, постановку на учет транспортных средств и пр.

Кадровая проблема на сегодня стоит весьма остро, т. к. в отрасли не хватает квалифицированных специалистов. Это наблюдается не только в кузовных, малярных цехах и других технических службах, но даже в штате коммерческих секретарей. Несмотря на широкий список предлагаемых вакансий, молодежь не заметишь в очереди на бирже труда.

Можно назвать три фактора, способствующих возникновению данной проблемы: технологический (появление беспилотных автогрузовиков), цифровизацию перевозок (все шире транспортным процессом управляет компьютер), социальный (низкая привлекательность профессии).

Представитель Mercedes-Benz Trucks считает, что необходимо принять меры по повышению популярности профессии автотранспортника среди молодежи. С этой целью в течение нынешнего года запланированы различные мероприятия в учебных заведениях и центрах подготовки профильных специалистов.

Французская Федерация производителей транспортных средств (FFC) намерена в ближайшее время создать специальный фонд для продвижения указанных акций.

Индекс фуры: рынок грузовиков покатился с горы

Рынок грузовых автомобилей в России снизился на 4% за 11 месяцев 2019 года, об этом свидетельствует статистика аналитического агентства «Автостат Инфо», предоставленная «Известиям». Отечественные компании, широко представленные в сегменте среднетоннажных грузовиков, пока что в плюсе, в то время как иностранные компании ушли в серьезное пике на 14%. Основное падение пришлось на сегмент магистральных грузовиков, а это говорит о падении коммерческих перевозок. Чем меньше по дорогам страны едет фур с товарами, тем сильнее падает экономика, говорят опрошенные «Известиями» эксперты.

Рынок не обнадеживает

С января по ноябрь 2019 года в России было продано 68,8 тыс. грузовых автомобилей, что на 3,8% ниже в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, когда было продано 71,5 тыс. машин. Продажи иностранных грузовиков за 11 месяцев составили 30,3 тыс. штук (-13,7%), отечественных — 38,5 тыс. грузовиков (+5,8%). Безусловный лидер грузового рынка КамАЗ за этот период реализовал 24,6 тыс. автомобилей (+8%), ГАЗ занимает вторую строчку с результатом 5,6 тыс. авто (+6%). На третьей ступеньке Scania, реализовавшая 4339 грузовиков, продажи шведского автопроизводителя упали сразу на 22,6% с начала года.

Занимающая четвертое место компания Volvo смогла продать 4921 машину (-14%), замыкает пятерку лидеров грузового рынка Mercedes-Benz (3531 шт.; -14,3%). Далее в десятке популярных грузовых компаний в порядке убывания идут MAN (3941 шт.; -13,3%), Isuzu (2762 шт.; -24,1%), «Урал» (2290 шт.; -1,8%), DAF (2149 шт.; -13,5%), МАЗ (2580 шт.; -5%).

Двигатель тягача на линии сборки грузового автомобиля «КамАЗ»

Снижение продаж ведущих европейских производителей грузовиков обусловлено в первую очередь общей экономической ситуацией в России и лишь во вторую налоговыми маневрами и финансовым стимулированием со стороны государства, считает начальник отдела региональных продаж «Скания-Русь» Александр Бабушкин.

«Это снижение было прогнозируемым, поскольку прошлый 2018 год был пиком непрерывного стремительного роста после разворота в 2016 году, за которым должно было последовать неизбежное циклическое снижение. Тем не менее Scania в России приближается к концу года в соответствии с намеченным планом. Сохранять позитив нам помогает долгосрочный характер взаимодействия с клиентами и фокус внимания на качество оказываемых услуг, а не на объемы продаж. Если же говорить о прогнозах на 2020 год, то при отсутствии существенного экономического роста транспортные компании в большинстве своем смогут обеспечивать лишь замещение старых автомобилей, но не расширение парка, что в основном они уже успели сделать на протяжении 2017–2018 годов. Поэтому мы прогнозируем дальнейшее снижение объемов продаж на рынке тяжелой грузовой техники», — отметил в разговоре с «Известиями» Бабушкин из Scania.

Россияне в плюсе

В свою очередь, на КамАЗе отмечают, что компания чувствует себя уверенно на падающем рынке за счет расширения модельной линейки.

«КамАЗ чувствует себя лучше рынка по той простой причине, что мы еще несколько лет назад начали внедрять новый модельный ряд, который позволил нам занять те сегменты, в которых мы не были представлены ранее. У нас традиционно продажи были в основном в сегменте строительной техники, полноприводных грузовиках, но не в магистральных тягачах. За счет того, что мы вывели новые модели, в частности 5490 (5490 Neo), мы смогли сохранить и продажи на относительно высоком уровне, и долю рынка», — рассказал руководитель пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев.

Линия сборки кабин грузового автомобиля «КамАЗ»

Собеседник отметил, что в ближайшие два года КамАЗ намерен дополнительно увеличить свой модельный ряд за счет выхода на рынок легких коммерческих грузовиков. Последние традиционно были козырем ГАЗа, но не менее ощутимую помощь Горьковскому автозаводу в этом году оказали среднетоннажные грузовики. По прогнозу ГАЗа по итогу этого года объем рынка среднетоннажников останется на уровне прошлого года или покажет небольшой прирост — на 1–2%, при этом рост продаж среднетоннажиков ГАЗа составляет около 10%.

«Объясняется это как в целом ростом продаж «ГАЗона Next», так и ростом спроса на «ГАЗон Next 10», который вышел на рынок в 2018 году. Также драйвером в продажах стал внедорожный грузовик «Садко Next». В следующем году мы ожидаем стагнацию рынка или падения примерно на 2–3%, что связано с отсутствием признаков оживления деловой активности и низкими темпами обновления парков в коммерческом секторе. Мы планируем укрепить свои позиции на рынке за счет расширения линейки грузовиков», — сообщили «Известиям» в пресс-службе «Группы ГАЗ».

Фура не заводит экономику

Отрицательные результаты иностранных производителей связаны прежде всего со снижением продаж магистральных тягачей. Это немаловажный фактор, поскольку на долю автотранспорта приходится 80% всех перевозок грузов по России. Падение продаж грузовиков находится в корреляции с замедлением динамики розничной торговли в России. По данным Росстата, за три квартала 2019 года перевозки автомобильным транспортом увеличились на 3,1% (до 4,2 млн т).

В целом по итогу года прогнозируется падение коммерческих перевозок автомобильным транспортом, затем будет небольшой прирост (около 2%), отмечает директор центра экономики транспорта Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Татьяна Кулакова. По ее словам, снижение продаж грузовых автомобилей является опережающим экономическим индикатором, который говорит о событиях, которые еще только должны произойти.

Новые грузовые тягачи КамАЗ-5490 NEO

«В целом в грузоперевозках автомобильный транспорт занимает очень большую долю. Среднее расстояние, которое проходят автомобили, постоянно растет, сейчас в коммерческих перевозках оно составляет 85 км. В экономике страны коммерческий транспорт играет огромную роль. На покупке грузового автомобиля сказываются показатели экономического роста страны в целом, уверены ли перевозчики и компании, что смогут окупить эти автомобили. Сейчас крупный ритейл снижает активность из-за того, что доходы населения падают, а это непосредственно связано с розничным товарооборотом. Снижение грузоперевозок и продаж грузовиков — один из опережающих индикаторов, которые предсказывают нам, что будет с ВВП в будущем, по этим показателям очень часто прогнозируют состояние экономики», — заметила Кулакова.

Падение продаж грузовиков — общее отражение состояния экономики страны, соглашается с Кулаковой независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

«Грузоперевозки — это прежде всего товары народного потребления, строительные материалы, руды, сырье, наливные грузы и т.д. Падение продаж магистральных тягачей происходит потому, что закончилась господдержка по лизингу и прямые скидки на технику. Сложность еще в том, что у бизнеса банально не хватает денег на импортную, более дорогую технику. Для сохранения автопарка коммерсанты вынуждены чаще ремонтировать технику, проводить капремонты, а не покупать новую. И эта тенденция продолжится, поскольку объективных экономических перспектив возврата к росту рынка нет. Возможно, будет небольшой рост на подержанную технику», — заключил Бургазлиев.

Автобизнес / Обзор прессы

Легкие грузовики выехали без спроса

Продажи легких коммерческих автомобилей (LCV) в РФ в июле впервые с февраля вышли в плюс. Поддержку сегменту оказали возобновление господдержки и крупные контракты по обновлению парков компаний. Наибольшими темпами растут продажи Ford и Volkswagen, которые занимают нишу ушедшего с рынка Mercedes-Benz Sprinter Classic. Но на рынке не верят в продолжение позитивной динамики продаж.

Рынок новых легких коммерческих автомобилей в июле вырос на 10%, до 9,9 тыс. штук, сообщил «Автостат». В плюсе оказались все игроки топ-5, в том числе лидер сегмента ГАЗ (на долю марки пришлось 40% рынка), который нарастил продажи на 2,9%, до 4,3 тыс. штук. УАЗ увеличил реализацию на 14%, до 1,5 тыс. штук, еще значительнее нарастили продажи Ford (на 34,5%, до 1,1 тыс. штук), Lada (на 37,5%, до 1,1 тыс. штук) и Volkswagen (на 37,4%, до 551 машины). Mercedes-Benz, который в 2018 году свернул производство объемообразующей модели Sprinter Classic на базе ГАЗа, сократил продажи на 66%, до 203 штук. По данным АЕБ, динамика рынка LCV более скромная, рост не превышает 5%. Статистика «Автостата» основывается на данных о регистрациях автомобилей, в ряде случаев от момента продажи грузовика до его регистрации проходит от одной до нескольких недель.

В предыдущие месяцы, за исключением начала года, рынок LCV интенсивно сокращался, вплоть до падения на 10,6% в июне. В АвтоВАЗе «Ъ» сказали, что рынок LCV подвержен большим колебаниям, чем сегмент легковых автомобилей, так как сделки неравномерно распределяются между месяцами. Сергей Удалов из «Автостата» также говорит, что при относительно небольших объемах сегмента на итоговые продажи влияют крупные сделки.

Основным драйвером рынка в июле стал отложенный спрос, а также возобновление программы льготного лизинга, говорит глава департамента коммерческого транспорта «АвтоСпецЦентр» (АСЦ) Максим Шишко. Под нее попадают отечественные малотоннажные автомобили, а также Ford, производимый в Елабуге. Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» отмечает, что ожидавшееся возобновление господдержки могло не только поддержать продажи, но и сформировать отложенный спрос. Кроме того, на рынке продолжается перераспределение доли, освободившейся после ухода Mercedes-Benz Sprinter Classic, отмечает Сергей Удалов. Максим Шишко считает, что это вместе с «агрессивной конкуренцией со стороны Ford Sollers по отношению к продуктам группы ГАЗ» дало возможность марке Ford нарастить долю. Рост VW, Peugeot и Citroen, по его словам, связан с выводом на рынок новых моделей и сформирован в основном продажами в легком сегменте LCV (до 1 тонны).

Директор по корпоративным продажам «Рольфа» Юлия Трушкова не ожидает продолжения роста продаж в сегменте в ближайшие месяцы. Она также отмечает, что дилер в июле нарастил продажи Ford Transit на 62,2%, а за январь-июнь — на 8,4%. В «Авилоне» активного роста на рынке не фиксируют, но говорят, что позитивная ситуация сложилась по бренду Ford, в том числе за счет ухода Sprinter Classic. В июле реализацию LCV этой марки увеличил и «Автомир» — на 52%, сообщил глава направления продаж новых автомобилей Михаил Маракушев. Также у дилера на 42% выросли продажи легких коммерческих Volkswagen, которые занимают нишу ушедшего Sprinter Classic.

В дайджесте размещен фрагмент интервью, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №143 от 13.08.2019

Читать еще:  Как улучшить динамику автомобиля

Авторы: Ольга Никитина, Яна Войцеховская

Спрос разгоняется

О стабилизации спроса на рынке коммерческого транспорта автопроизводители заговорили еще в прошлом году. По данным агентства «Автостат», за год объем рынка достиг 156,5 тыс. единиц, что на 2,6% больше, чем в 2015 году. А уже в январе 2017-го продажи пошли в рост, причем прибавка в сегменте крупнотоннажной техники достигла 25,5%.

Около 60% всего объема продаж техники сейчас приходится на сегмент легкого коммерческого транспорта, крупнотоннажные грузовики занимают 23% рынка, среднетоннажные — 11%, автобусы — 6%. Лидером рынка грузовиков по-прежнему остается российская марка «КамАЗ» с долей свыше 40%. На втором месте располагается другой отечественный производитель — ГАЗ, а замыкает тройку лидеров белорусский МАЗ. В сегменте легкого коммерческого транспорта лидирует ГАЗ, спрос на продукцию которого быстро растет.

Общий прирост в сегменте тяжелых грузовиков, по данным специалиста, был достигнут за счет продукции европейских брендов. Наконец, вновь возник спрос на технику для магистральных перевозок, отметил представитель Scania, что свидетельствует о росте экономической активности. Тем не менее лучшую динамику показывает все-таки техника российского производства, рассказал начальник отдела логистических операций DPD в России Дмитрий Воеводин.

«Из-за привязки к доллару или евро использование иностранного транспорта стало нерентабельным, и перевозчики чаще обращают внимание на российские модели», — объяснил эксперт, добавив, что доверие к отечественной технике растет еще и потому, что ее качество и потребительские свойства становятся лучше. Кроме того, невысока стоимость владения российскими моделями.

О вероятности роста цен на технику в нынешнем году игроки рынка говорят с осторожностью. Компании— импортеры работают с рублевыми ценами, но по-прежнему сильно зависят от курсов валют, уточнил Ханс Тарделль, не исключая возвращения к политике фиксированных цен. «После укрепления рубля в последнее время мы планируем урегулировать цены в зависимости от ожиданий наших партнеров, как это было и ранее», — рассказал о перспективах представитель Scania.

Главный исполнительный директор лизинговой компании «Европлан» Александр Михайлов уверен, что цены падать не будут даже в условиях укрепления рубля. Однако рынку хорошо помогает программа субсидирования автомобилей российского производства, которая помогла увеличить спрос на марки локальной сборки. В результате в топ продаж помимо исконно российских марок вошли Mercedes-Benz, Isuzu и Ford, которые имеют в России собственные сборочные предприятия.

Госпрограмма субсидирования лизинга в 2016 году уже существенно помогла рынку. «За год «Европлан» профинансировал приобретение 3396 автомобилей на сумму 6,091 млрд руб. За счет субсидий клиенты сэкономили 595 млн руб.», — привел цифры Александр Михайлов. А вот иностранные марки, которые не попали в программу субсидирования, резкого повышения спроса не ощутили.

Благодаря продлению программ господдержки в 2017 году спрос на коммерческую технику будет только расти, уверен Александр Михайлов. «Следует отметить, что в регионах растет процент совершаемых сделок. Мы видим плавное увеличение доли бизнеса за пределами столицы», — отметил эксперт.

Кроме того, в правительстве обсуждается запуск аналогичной программы на дорожно-строительную технику, спрос на которую в прошлом году также вырос. «Если сравнивать количество отгруженной строительной техники во время кризиса и сейчас, то в 2016 году было зафиксировано больше новых регистраций моделей для строительных работ», — рассказал Ханс Тарделль.

При этом покупка техники за счет собственных средств и кредитных схем все быстрее уступает место лизингу. Например, российское представительство Scania в 2016 году реализовало более 80% своей техники в России по договорам лизинга. «Дочерняя компания ООО «Скания Лизинг» зафиксировала самую высокую долю финансирования техники с момента основания компании — более 50%. Мы отмечаем высочайшие объемы финансирования не только новой, но и подержанной техники за всю историю компании», — обратил внимание генеральный директор ООО «Скания-Русь».

Принципиально новых сегментов для производителей традиционной коммерческой техники в России не появилось, но рост интереса к экологически чистым технологиям открывает потенциально интересный рынок электротранспорта — сегмент, который может предложить, например, государственные заказы. Так, в прошлом году в столице испытывали электробус марки «КамАЗ», а в январе аналогичную машину представил ЛиАЗ. При этом 13 электрических «КамАЗов» производства компании Drive Electro уже сейчас серийно эксплуатируются в Туле, еще пять машин поставлены в белорусский Гродно.

«Наши электробусы используются в новых районах, где пока нет контактной троллейбусной сети», — объяснил РБК+ генеральный директор компании Drive Electro Сергей Иванов. Он уточнил, что машины имеют запас хода до 70 км, могут использовать инфраструктуру троллейбусных парков, а на зарядку им нужно всего шесть минут.

По словам Иванова, электробус хотя и дороже автобуса, но он окупается через шесть-семь лет за счет экономии на топливе. В Drive Electro надеются не только на рынок пассажирских перевозок. Компания тестирует тягачи с гибридным приводом, а в течение года обещает испытать гибридный мусоровоз. Революцию в мировом масштабе эти машины не сделают, но имеют все шансы открыть новый сегмент в России.

Почему в России растет спрос на грузовики

Статья-рассуждение о главных причинах того, почему в России растет спрос на грузовые автомобили. В конце статьи — интересное видео о том, как российские грузовики ездят по бездорожью!

Содержание статьи:

  • Статистка реализации грузовиков в России
  • Рейтинг продаж грузовых автомобилей
  • Почему растут продажи
  • Основные заказчики грузовиков
  • Закономерная тенденция
  • Конкуренты не дремлют
  • Полный «ГАЗ»
  • Видео о том, как российские грузовики ездят по бездорожью

Кризис кризисом, но жить и работать надо. Иначе как объяснить такой феномен, что в период нестабильной экономической ситуации в РФ, когда финансовые сложности испытывают как физические, так и юридические лица, продажи грузовых автомобилей демонстрируют завидный рост?

Впрочем, поводов для оптимизма мало. Возможно, ключевую роль в наметившейся тенденции сыграл отложенный спрос, и в скором времени произойдет откат назад. Проще говоря, продажи грузовиков снова рухнут. Но это самый пессимистичный сценарий. Не исключено, что рынок грузовых автомобилей, наконец, стабилизируется и с каждым годом будет демонстрировать пусть и небольшой, но все же рост.

Впечатляющая статистика

По итогам августа текущего года совокупный объем отечественного рынка новых грузовых автомобилей достиг 4,7 тыс. единиц. Примечательно, что по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. этот показатель в 2016 г. возрос на 21,1%. Вместе с тем аналитики из агентства «Автостат» подчеркивают, что спрос на грузовые машины увеличивается планомерно, месяц за месяцем. То есть, резких скачков не наблюдается. При этом начало нынешнего года не предвещало для производителей грузовиков ничего хорошего. Дело в том, что в период с января по август 2016 г. было реализовано лишь 31,3 тыс. единиц грузовой техники, что на 3,4% меньше, чем за 8 месяцев 2015 г.

Почетное второе место досталось другому отечественному бренду – «ГАЗ». С начала текущего года он реализовал 678 грузовых машин, продемонстрировав впечатляющую динамику. По сравнению с 2015 г. продажи этого производителя выросли на рекордные 49,7%.

На третьем месте разместился белорусский завод «МАЗ». С начала 2016 г. производитель из РБ реализовал на российском рынке 334 единиц грузовой техники. Это на 38% больше, чем в 2015 г. Что же касается четвертого и пятого места, то его заняли «ISUZU» и «MERCEDES» соответственно. Последний автоконцерн увеличил продажи на 3,9%, а первый – на 13,4%.

Места в рейтинге хватило всем

Правда кроется в деталях

Генеральный директор «КамАЗа» Сергей Когогин высказывает осторожный оптимизм по поводу сложившейся ситуации. Оно и не удивительно, ведь объяснить происходящее с помощью логических доводов не представляется возможным. В любой момент может начаться обратный процесс.

Тем не менее, цифры говорят сами за себя. По словам Сергея Когогина, в первом полугодии 2016 г. вверенное ему предприятие выпускало до 180 машин в сутки. Во втором же удалось выйти на более высокий показатель – 200 единиц техники.

Подобный рост можно объяснить тем, что в августе завод уходил на корпоративный отпуск сроком 2 недели. Вот в преддверии относительно большого простоя и было принято решение заранее выпустить определенное количество грузовиков, чтобы предвосхитить ожидаемый спрос. Выбранная тактика полностью себя оправдала. Вся произведенная грузовая техника была раскуплена.

Составление прогнозов – занятие неблагодарное. Но, наверное, эту прописную истину забыли те эксперты, которые в марте текущего года в один голос заявляли, что наметившийся спрос на грузовые автомобили не будет долгосрочным. Как показало время, они глубоко ошибались. Также ими был сделан еще один прогноз, согласно которому инвестиции в рынок грузовой техники резко сократятся. Однако и этого не произошло.

Основные заказчики

Своим выросшим выручкам производители грузовых автомобилей обязаны в первую очередь различным строительным организациям и предприятиям, которые нуждаются в новой спецтехнике. Немалую роль в увеличении спроса сыграли и транспортные компании. Как здесь не вспомнить появление на рынке такой единицы спецтехники, как новенький магистральный тягач от «КамАЗа».

Он был вызван тем, что на протяжении последних нескольких лет редкие предприятия и компании занимались обновлением собственного автопарка. Проще говоря, практически все пользовались старой спецтехникой. И вот, когда она массово начала выходить из строя и требовать дорогостоящего ремонта, возрос спрос на новые грузовики.

Закономерная тенденция

По мнению Владимира Беспалова, на коммерческом рынке происходят более интенсивные процессы, чем в легковом секторе. По этой причине закупка новой спецтехники – скорее острая необходимость, чем прихоть. Тем более, в настоящее время сложились благоприятные условия для обновления автопарка. Существует много стимулирующих государственных программ. К тому же, по наблюдениям Владимира Беспалова, стоимость отечественных автомобилей на данном этапе выгодно отличается от цен на импортные аналоги.

Сергей Когогин во многом согласен с Владимиром Беспаловым. Также он отмечает, что отечественные производители спецтехники, в частности грузовых автомобилей, обязаны щедрой господдержке. Без нее, как считает генеральный директор «КамАЗа», повышенного спроса на грузовики не было бы.

Вместе с тем ряд аналитиков и экспертов уверены, что наибольшее влияние на рост продаж грузовой техники оказывает девальвация отечественной валюты. Пускай, в последнее время рубль укрепился и уже не срывается в пике, как было раньше, но тенденция остается прежней.

Конкуренты не дремлют

Если весной текущего года рост продаж демонстрировал, как правило, «КамАЗ», то сейчас вырисовывается несколько иная картина. Увеличили свою выручку и зарубежные компании. Правда, им пока далеко до российского автогиганта, но процесс, как говорится, пошел.

Например, хорошие результаты показала компания «Volvo Group Trucks Russia», которая имеет собственный завод в России. По итогам 1-го полугодия 2016 г. она реализовала почти столько же грузовиков, как и за аналогичный период 2015 г. Ожидается, что 2-ое полугодие станет для нее более результативным.

Именно поэтому «КамАЗ» планирует до конца 2016 г. произвести не менее 20 тыс. грузовых машин. Если все пойдет по плану, по итогам текущего года завод из Набережных Челнов выпустит около 35 тыс. единиц техники. Даже если не удастся реализовать все машины, распродать остатки можно и в 2017 г.

Однако некоторые эксперты высказывают опасения, что «КамАЗу» не удастся реализовать свои планы. Может случиться так, что под воздействием как внешних, так и внутренних факторов спрос на отечественную спецтехнику резко упадет. И тогда склады российского автогиганта окажутся переполнены никому ненужной спецтехникой. Исключать подобного никак нельзя. Учитывая возможные риски, эксперты советуют руководству «КамАЗа» быть более последовательными. Но, похоже, никто не собирается сворачивать с намеченного пути.

Полный «ГАЗ»

Не склонен драматизировать не столь далекое будущее и президент группы «ГАЗ» Вадим Сорокин. Он заявляет, что никто не будет корректировать уже созданные бизнес-планы. Взят окончательный и безоговорочный курс на наращивание производственных мощностей. Однако у него нет никаких иллюзий по поводу того, что второе полугодие 2016 г. окажется более благоприятным, чем первое. По крайней мере, Вадим Сорокин не видит никаких предпосылок для дальнейшего роста рынка грузовиков, так как инвестиционная активность потребителей пока еще не достигла своего пика. Но несмотря на это, сокращать или удерживать производство грузовиков в сложившейся ситуации, по его глубокому убеждению – неблагоразумно.

Сергей Удалов, исполнительный директор «Автостата», заявляет, что беспокоиться отечественным производителям грузовой техники не стоит, пока все складывается в их пользу. Но и расслабляться не нужно. Они всегда должны быть готовы к тому, что государственная поддержка может быть урезана, и в таком случае им придется очень несладко.

Более того, многие строительные организации, транспортные компании уже заканчивают обновление своего автопарка. А это значит, что вскоре они перестанут покупать новую спецтехнику. Закупленных машин им хватит как минимум на лет 5-6, а то и более. В этот период ими будет приобретаться лишь та спецтехника, которой нет аналогов. Проще говоря, отечественные производители уже сейчас должны заняться модернизацией существующих моделей. В противном случае образовавшуюся на рынке нишу займут зарубежные бренды.

Благо, у российских автоконцернов сейчас есть все условия и возможности, чтобы заработать большие деньги. Накопленных финансовых ресурсов должно с лихвой хватить на то, чтобы разработать новые грузовики, которые будут оснащены по последнему слову техники.

Видео о том, как российские грузовики ездят по бездорожью:

Надежность MAN, проверенная временем: спрос на коммерческую технику с пробегом растет

Седельный тягач MAN TGX 18.440 4х2 BLS с пробегом поставлен в Санкт-Петербург // ООО «Терминал-Строй» выбирает MAN TopUsed

Читать еще:  Как улучшить проходимость внедорожника

Флагманский MAN TGX популярен в России, а динамика интереса клиентов к грузовым автомобилям этого семейства продолжает демонстрировать рост. Надежность и экономичность MAN TGX позволяют ему оставаться востребованным продуктом не только в сегменте новых, но и в сегменте грузовых автомобилей с пробегом.

Свой выбор в пользу MAN TGX с пробегом сделала компания «Терминал-Строй» из Санкт-Петербурга, которой был поставлен седельный тягач MAN TGX 18.440 4х2 BLS 2015 года выпуска с пробегом 287 000 км.

ООО «Терминал-Строй» было основано в Санкт-Петербурге в 2008 году для продаж строительных материалов с последующем переходом на развитие строительной составляющей бизнеса, из которой постепенно выделилось транспортной направление. Сегодня в парке ООО «Терминал-Строй» восемь седельных тягачей различных марок, которые работают в паре тремя шторными полуприцепами и пятью полуприцепами-цементовозами. Перевозки стройматериалов ООО «Терминал-строй» осуществляет по Северо-Западному федеральному округу и РФ.

Для пополнения транспортного парка ООО «Терминал-Строй» был выбран седельный тягач MAN TGX 18.440 4х2 BLS 2015 года выпуска с пробегом 287 000 км. Этот грузовик оснащен кабиной XLX с высокой крышей, двумя спальными местами и аэродинамическим пакетом. Мощность двигателя — 440 л.с., коробка передач механическая ZF 16 S 222 DD с механизмом переключения передач MAN ComfortShift. На тягаче установлены два 580-литровых алюминиевых топливных бака и 60-литровая емкость для AdBlue. Предусмотрены такие системы безопасности как антиблокировочная система ABS, противобуксовочная система ASR и электронная система поддержания курсовой устойчивости ESP. Из систем комфорта установлены кондиционер с автоматической регулировкой температуры, дополнительный воздушный отопитель, холодильник и медиа-центр MAN Media Truck Advanced.

«Очень важно, что сотрудники подразделения MAN TopUsed осуществляют сопровождение сделки оперативно, экономя наше время. Ставки по лизингу, предоставляемые подразделением «МАН Финансовые Услуги»* лучшие на рынке. Особенно ценим высокую экспертизу MAN в области финансирования коммерческого транспорта и тот факт, что весь процесс осуществляется по упрощенному документообороту и в кратчайшие сроки», — рассказывает генеральный директор ООО «Терминал-Строй Татьяна Юрьевна Шувалалова.

Именно такой комплексный подход в итоге создает все предпосылки к выбору коммерческой техники марки MAN. По принципу «одного окна» мы сразу получаем и финансирование на отличных условиях, и автомобиль, прекрасно подготовленный к дальнейшей эксплуатации. В данном случае речь о MAN TGX 18.440 4х2 BLS, пробег которого составляет всего 287 000 км за три года. Это очень небольшие цифры для грузовика. В среднем по России и в ООО «Термина-Строй» каждая машина за год проезжает больше. Таким образом клиент приобретает автомобиль в богатой комплектации, процент износа которого в несколько раз меньше, чем размер скидки на него, по сравнению с ценой такого же нового автомобиля. Это лучший вариант по совокупности всех качеств.

ООО «Терминал-Строй» эксплуатирует другие MAN TGX 18.440 4х2 BLS уже несколько месяцев. «Отдельно необходимо отметить четырехмесячный опыт эксплуатации приобретенной ранее техники, который показал, что вся информация, предоставленная перед покупкой, соответствовала действительности» — комментирует Татьяна Юрьевна Шувалалова.

«Особенно необходимо отметить компетентность сотрудников подразделения MAN TopUsed, осуществлявших сопровождение сделки. Они зарекомендовали себя настоящими профессионалами, умеющими аргументировано обосновать качество поставляемого продукта и подобрать индивидуальное решение для наших транспортных задач» — добавляет Татьяна Юрьевна.

Очень важным фактором в работе российского подразделения MAN TopUsed является наличие техники на складах. Необходимый автомобиль или автобус нет необходимости ждать. Он в наличии здесь и сейчас, а квалифицированные менеджеры всегда готовы подобрать оптимальное решение под любой бюджет клиента.

Одним из ключевых пунктов стратегии MAN является развитие подразделения MAN TopUsed, отвечающего за продажу коммерческой техники с пробегом. По итогам 2017 года российское подразделение MAN TopUsed оказалось самым результативным среди всех подразделений в мире и завоевало достойную награду и кубок MAN Truck & Bus AG. По результатам прошедшего года в России было реализовано 13,7 тыс. единиц подержанных грузовых автомобилей марки MAN согласно данным аналитических агентств.

Благодаря широкой сети авторизованных сервисных станций (56 партнеров) в ключевых регионах России, новый собственник грузового автомобиля MAN с пробегом получит возможность воспользоваться современным сервисным и техническим обслуживанием с использованием оригинальных запасных частей MAN.

Для удобства клиентов разработан интернет-портал http://www.man-topused.ru – большая база поиска подержанных грузовых автомобилей в наличии в России. Весь интрефейс представлен на русском языке, удобная технология поиска подходящего грузовика по собственным, точным параметрам всего в несколько кликов.

*Финансовые решения «МАН Финансовые Услуги» разработаны совместно с ООО «МАН Трак энд Бас РУС» и финансовым подразделением концерна Volkswagen – ООО «Фольксваген Груп Финанц». Услуги предоставляются компанией «Фольксваген Груп Финанц».

Чем вызван спад на рынке коммерческих автомобилей

Продажи коммерческих автомобилей в России падают. Удержать рынок от слишком глубокого падения призваны меры государственной поддержки, однако пока они в первую очередь направлены на стимулирования спроса на автомобили российского производства.

Российский рынок коммерческих автомобилей продолжает жать на тормоз: по оценкам аналитического агентства «Автостат», в ушедшем году продажи новых грузовиков в РФ составили 80,7 тыс. единиц, что на 2% меньше, чем в 2018-м. Немного получше, но все же непросто складывается обстановка на рынке легких коммерческих авто (LCV): по данным того же «Автостата», в 2019 году продажи этих машин составили 112,1 тыс. единиц, что равно показателям 2018-го. Таким образом, восстановление рынка коммерческих авто после обвала 2014 года остановилось и он опять едет вниз.

В начале 2020 года реализация коммерческих авто немного оживилась: в январе и феврале продажи грузовиков в России поднялись на 18% и на 0,8% соответственно (до 6,1 тыс. и 5,8 тыс.), LCV, в свою очередь, в январе поднялись на 7% (до 7,6 тыс.), однако в феврале снова сократились на 8%, до 7,4 тыс. штук. По результатам же текущего года рынок коммерческих машин, скорее всего, снова окажется в отрицательной зоне, в том числе из-за ослабления рубля и последующего роста цен.

«Да, с декабря по февраль продажи коммерческих авто увеличивались, но в декабре причиной тому были стабильная ситуация на внутреннем рынке и ожидание повышения утилизационного сбора, которое подстегивало многие автопарки успеть купить грузовые автомобили до повышения сбора. В январе же и феврале многие производители грузовой техники смогли сдержать цены на грузовики с помощью заключения специальных инвестиционных контрактов и внутренней корпоративной поддержки. Однако в марте текущего года февральский рост на 0,8% может обернуться сильным падением. И причиной тому будет нестабильная ситуация на валютном и фондовом рынках»,— говорит Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг логистической компании FM Logistic.

В отличие от легковых авто, коммерческие машины — это инструмент ведения бизнеса, и ослабление их продаж связано с общей экономической обстановкой, которая сейчас еще больше усложняется в связи с ослаблением рубля, распространением коронавируса, падением бирж и замедлением деловой активности. «Продажи коммерческих авто продолжают падать, поскольку с каждым годом усиливается нагрузка на покупателей. В январе 2019 года увеличилась ставка НДС, а в январе 2020-го повысился утилизационный сбор. Кроме того, ежегодно растут тарифы в системе «Платон», а также снижается деловая активность в стране,— говорит Андрей Попов, директор департамента продаж грузовых автомобилей ООО «ФАВ-Восточная Европа».— Ослабление рубля негативно скажется на реализации машин, так как доля импортных комплектующих, в том числе в автомобилях российского производства, достаточно высока».

«Сокращение спроса на коммерческие машины имеет прямую связь со снижением деловой активности в сфере грузоперевозок,— соглашается Максим Шишко, руководитель департамента коммерческого транспорта ГК «Автоспеццентр».— Падают объемы перевозок и тарифы, в связи с этим участники рынка используют имеющиеся автомобили и откладывают плановое обновление и расширение автопарка. В 2020 году, в отличие от 2014–2015 годов, рост курса доллара пока не спровоцировал такого активного всплеска спроса. Мы связываем это с резистентностью к подобным колебаниям, выработавшейся у потребителей в последние нестабильные годы, а также с отсутствием у них свободных денежных средств. Кроме того, спрос на коммерческий транспорт в последние годы стал сильно зависеть от программ государственной поддержки».

В нынешних условиях рынок коммерческих авто может упасть на 10–20%, остановить его еще более активное сползание вниз призваны государственные меры поддержки. Власти уже объявили, что и в нынешнем году планируют использовать два ключевых инструмента для поддержания продаж коммерческих автомобилей — это субсидированный лизинг и компенсация утилизационного сбора. В частности, представители Минпромторга уже объявили, что в текущем году на поддержку лизинговых программ будет выделено столько же, сколько и в прошлые годы, то есть около 10 млрд руб., и участники таких лизинговых программ, как «Российский фермер», «Российский тягач», «Свое дело», могут получить из бюджета компенсацию до 12,5% по лизинговым платежам (но не больше 625 тыс. руб. на один автомобиль). По оценкам Центра экономического прогнозирования Газпромбанка, выделенных средств хватит на субсидирование 20–30 тыс. единиц коммерческой техники, то есть 10–15% от всего рынка, что станет ощутимой поддержкой в нынешних непростых условиях.

Другая мера государственной поддержки рынка направлена на помощь производству автомобилей на территории РФ. Речь идет о компенсации утилизационного сбора, который был введен в России еще в 2012 году одновременно с вступлением РФ в ВТО и стал замаскированным приемом защиты внутреннего рынка грузовиков от импорта. В 2020 году утилизационный сбор был увеличен, но если на легковые авто он поднят на внушительные 145%, то для грузовиков ставки взлетели не так высоко: самое большое увеличение на 67% произошло на седельные тягачи. Но и с учетом этих изменений размер утилизационного сбора на один грузовой автомобиль сейчас составляет внушительные 300–450 тыс. руб. И эту значимую сумму производитель может не выплачивать полностью или частично в зависимости от степени локализации своей продукции — для этого Минпромторгом сейчас вводится специальная система начисления баллов: чем выше локализация продукции, тем больше баллов начисляется и выше бюджетная компенсация за выплаты по утильсбору.

По оценкам Центра экономического прогнозирования Газпромбанка, в текущем году на компенсацию утилизационного сбора будет выделено 250–300 млрд руб., что также станет существенной поддержкой. «Любые субсидии, уменьшающие расходы транспортного оператора, улучшают его экономику и снижают цены на услуги транспорта, увеличивая их потребление бизнесом и конечным потребителем,— говорит Алексей Лещенко, директор по развитию лизинговой компании «CTRL Лизинг».— Очевидно, что субсидирование приобретения продукции отечественных производителей вызывает в экономике России мультипликативный эффект, оказывая благотворное влияние на всю цепочку продаж. Государство сейчас двигается именно по этому пути, привязывая выделение субсидий именно к уровню локализации производства».

Господдержка, адресованная в первую очередь российским производителям, приводит к тому, что именно они во многом сейчас определяют ландшафт российского рынка коммерческих машин. Так, в нише грузовых авто лидирующие позиции занимают российские КамАЗ и ГАЗ, они вместе с российским «Уралом» в совокупности сегодня держат почти 40% всех продаж. Более того, у российских грузовиков сейчас получается двигаться вверх против общего движения рынка вниз — в частности, КамАЗ за последний год увеличил продажи на 7%, до 27,6 тыс. машин, ГАЗ — на 6%, до 8,8 тыс., «Урал» поднялся на 5,5%, до 3,1 тыс. Зарубежные же бренды во многом из-за заградительных мер властей все оказались в минусе: у занимающей в общем зачете третье место марки Volvo реализация сократилась на 11%, до 5,65 тыс. машин, идущая следом Scania и вовсе обрушилась на 16%, до 5,62 тыс. Рекордным падением для рынка окончила ушедший год японская Isuzu: ее показатели упали на 20%, до 3 тыс. единиц .

В сегменте LCV главенство традиционных российских производителей даже более существенное: ГАЗ, УАЗ и Lada в совокупности держат 70% рынка. Однако прибавки в продажах здесь не столь значимые: ГАЗ в прошлом году сумел вырасти только на 3% (50,6 тыс. единиц), примерно на 3% прибавила марка Lada (до 11 тыс.), УАЗ и вовсе упал почти на 4%, до 17,3 тыс. единиц. Зато марка Ford (она производит LCV на совместном предприятии с Sollers с соответствующей компенсацией за утилизационный сбор) увеличила продажи на внушительные 13%, до 12,9 тыс. единиц. Одновременно увеличивают скорость французы, которые смогли продать машин на 15% больше (3,1 тыс.), а недавно запустившая на калининградском «Автоторе» сборку своих LCV корейская марка Hyundai скакнула в продажах аж на 28%, до 2,6 тыс.

Дополнительный импульс развитию российского рынка коммерческих авто призваны дать также новые инициативы российских властей, которые предлагают ограничить и даже запретить коммерческие автомобили, которые не отвечают современным экологическим требованиям. Так, замминистра промышленности и торговли РФ Александр Морозов недавно заявил о намерении направить в ближайшее время в Минтранс предложение о том, чтобы с 1 января 2021 года поднять базовую ставку налога на грузовики, отвечающие стандартам «Евро-3» и ниже. Некоторые депутаты предлагают еще сильнее затянуть гайки: глава комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев призывает и вовсе запретить такой автотранспорт. «Давайте скажем «нет» через два года автомобилям, которые работают на коммерческой основе с экологическим классом «Евро-0» и «Евро-1», давайте мы их в историю сдадим»,— предложил недавно парламентарий.

Внешне предлагаемые ограничения смотрятся органично в трендах общемировой экологической борьбы, однако сложность в том, что парк грузовиков в РФ очень устаревший: по данным «Автостата», средний возраст грузовиков в стране составляет около 20 лет. Из 3,8 млн зарегистрированных машин 62,9%, или 2,36 млн, не отвечают элементарным нормам выброса «Евро-2». Только 4,4% автопарка, или 165,6 тыс. авто, соответствуют нормам «Евро-5», 13,3% — «Евро-4» — и 10,9% — нормам «Евро-3». Немного лучше, но все же не кардинально ситуация в нише LCV: тут ниже норм «Евро-2» уже находится 42,9% всего автопарка и более четверти машин соответствуют «Евро-4» и выше (см. график). Получается, что под повышенное налогообложение машин, которые имеют выбросы «Евро-3» и ниже, могут подпасть более 80% всех эксплуатируемых в России грузовиков и 70% LCV.

Читать еще:  Рестайлинг внедорожника Toyota Land Cruiser Prado 2018

Сами автопроизводители, как российские, так и иностранные, поддерживают экологические инициативы властей — например, недавно с официальным заявлением в поддержку этих мер выступили представители Ассоциации европейского бизнеса. Эта позиция понятна, так как очевидно, что наложенные ограничения на старые машины будут стимулировать продажи новых. Однако связанный с коммерческим транспортом бизнес резко протестует против таких идей. «У многих перевозчиков автомобиль — это единственное средство дохода, и денег на новый у них просто нет,— говорит Дмитрий Себостьян, коммерческий директор транспортной компании «Трансфера-96».— Связанный с автоперевозками бизнес и так в последнее время обкладывают новыми платежами, связанными, например, с передвижными пунктами весового контроля, ужесточением использования тахографов. В нынешних условиях такие ограничительные меры приведут только к усугублению и без того тяжелой ситуации для малого бизнеса».

По мнению Олега Гребенько, заместителя директора операционного управления по спецтранспорту группы компаний AsstrA, если государство действительно заботится об экологии, то логичным было бы поддерживать использование газомоторных автомобилей. Однако сейчас развитие автомобилей на газе в России сталкивается с такими сложностями, как большая цена первоначальных инвестиций и острая нехватка инфраструктуры для заправки таких машин газовым топливом.

Коммерческие автомобили ползут вниз

ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ VOLVO TRUCKS

После нескольких лет поступательного роста и надежд на восстановление после падения 2014 года российский рынок коммерческих автомобилей вновь пополз вниз, причем как в легком, так и в тяжелом весе. Согласно данным аналитической компании «Автостат», спрос на грузовые автомобили за первые семь месяцев текущего года снизился на 4,6%, до 42,2 тыс. единиц. Отрицательную динамику демонстрируют и продажи легких коммерческих автомобилей (LCV), реализация которых сократилась на 5,5%, до 59,5 тыс. единиц.

На рынке повеяло ужасом 2013–2015 годов, которые продавцы и производители грузовых автомобилей вспоминают как страшный сон: тогда за три года продажи в России рухнули в два с половиной раза — с 129 тыс. в 2012 году до 51 тыс. в 2015-м. Рынок потихоньку начал выезжать из этой ямы с весны 2016-го, по итогам того года он подрос на 4%, до 53,3 тыс. В 2017-м продажи неожиданно взлетели на 50%, до 80,1 тыс. единиц; в 2018-м рост опять был скромным, но все же было продано 82,3 тыс. автомобилей, на 2,7% больше (см. график).

Российские марки держат строй

На рынке продолжают доминировать российские производители. В сегменте грузовиков КамАЗ и ГАЗ сейчас контролируют 46% всех продаж, в сфере LСV российские ГАЗ, УАЗ и АвтоВАЗ держат весомые 71% рынка. При этом на сжимающемся рынке КамАЗ, например, все же продолжает увеличивать продажи: за семь месяцев текущего года они выросли на 7,7% до 14,9 тыс. А продажи лидирующего в LCV ГАЗа, напротив, упали на 5,2% до 26,6 тыс. Но все же иностранные бренды сейчас сильнее теряют позиции в России: в секторе грузовиков из первой десятки ведущих компаний отрицательную динамику продаж демонстрируют восемь компаний. В частности, на 27% рухнула реализация грузовиков DAF, на 16% — Volvo на 14% — Mercedes-Benz, на 12% — Scania (см. таблицу 1). В сегменте LCV иномаркам тоже приходится не сладко: особенно сильно с начала года упали продажи Mercedes-Benz (−60%), Fiat (−27,5%), Citroën (−5,3%; см. таблицу 2).

Российские коммерческие автомобили стоят дешевле, а бизнес, связанный с использованием коммерческой техники в РФ, сейчас замедляется — так объясняют участники рынка его нынешнюю динамику. «Коммерческий транспорт иностранного производства постепенно становится роскошью для российских потребителей в связи с низким курсом рубля. Всё больше перевозчиков рассматривают приобретение транспортных средств отечественных производителей, так как их стоимость значительно ниже, а фактор цены стоит на первом месте. Из-за спада покупательской способности уменьшаются объемы перевозок. Только их увеличение может обеспечить жизнеспособность рынка, — объясняет Дмитрий Макаревич, руководитель технической службы Itella в России. «Стоимость российских транспортных средств значительно ниже иностранных, — соглашается с ним Дмитрий Иевлев, генеральный директор компании “Авто-ПЭК”. — Компании, которые остро нуждались в обновлении автопарка, сделали выбор в пользу более доступных отечественных моделей. А те, у кого потребность в новых автомобилях пока не до конца сформирована, отложили покупку до более благоприятного периода. Не стоит также забывать о государственных программах субсидирования лизинга, в рамках которых существуют лимиты по стоимости спецтехники, что в конечном счете сужает выбор до отечественных автомобилей». «В 2019 году пик покупательской активности пришелся на апрель. На фоне такого активного всплеска закупок небольшое замедление выглядит вполне ожидаемым и логичным», — считает Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic.

Нажать на газ

Тем не менее участники рынка надеются, что спрос и продажи в ближайшее время начнут расти. В этом отношении показательна открывающаяся на этой неделе в столичном «Крокус экспо» самая крупная российская выставка коммерческих автомобилей Comtrans-2019, участники которой демонстрируют повышенную активность: площадь экспозиции выставки в этом году увеличилась на 10% и составит более 44 тыс. кв. м, а всего в выставке примут участие 230 компаний из 28 стран мира.

Участники выставки объявили, что они постараются представить в России наиболее адаптированные к российским условиям модели. В частности, заметный тренд в области коммерческого транспорта, который серьезно поддерживают власти, — использование машин на газе. Так, недавно в России была принята новая государственная программа поддержки, которая разработана Минэнерго при участии Минпромторга и Минтранса. Она рассчитана на шесть лет и предполагает выделение из бюджета внушительных 174,7 млрд рублей на субсидии нефтегазовым компаниям, производителям автомобилей, региональным властям (прежде всего на закупку общественного транспорта). Согласно программе, нефтяным и газовым компаниям, которые будут строить новые газовые заправки, предполагается компенсировать от 25 до 40% расходов на эти цели. Кроме того, в программе отдельной строкой указаны расходы на «пропаганду расширения использования природного газа в качестве моторного топлива» — это миллиард рублей.
В результате реализации программы Минэнерго ждет роста рынка сбыта газа на транспорте внутри страны в пять раз, до 3,8 млрд кубометров в год к 2024 году. К этому сроку предусмотрено строительство 1400 газовых заправок. А к 2030 году ведомство прогнозирует рост потребления газа на транспорте до 10,7 млрд кубометров в год, при этом рост официального автопарка, который сможет использовать газ, достигнет 700 тыс. единиц.
Закрепиться в сегменте коммерческих автомобилей на газе сейчас пытаются большинство автопроизводителей. Так, компания Iveco объявила, что представит на выставке целую серию таких автомобилей, среди которых будут тягачи Stralis NP в версии на компримированном газе (КПГ) и новой модификации на сжиженном газе (СПГ), Daily Blue Power и мусоровоз Eurocargo на КПГ.

Свои газовые модификации на выставке представит и белорусский МАЗ. Японская Isuzu продемонстрирует на Comtrans-2019 свою новую малотоннажную модель Isuzu ELF 7.5 (NPR82) CNG c двигателем, работающем на КПГ (метане), которую компания начинает выпускать на территории России. В данном случае на шасси установлен новый двигатель Isuzu 4HV1 рабочим объемом 4,6 л, мощностью 130 л. с., при этом новинка оснащена двумя топливными баками суммарным объемом 300 л, что позволяет при полной заправке автомобиля иметь расчетный запас хода около 350 км. «Газомоторная техника — один из наиболее перспективных и быстрорастущих сегментов рынка коммерческой техники в России. Автомобили на газовом топливе обладают преимуществами с точки зрения и экономической эффективности, и экологии. Мы приветствуем меры, которые российские власти принимают в области развития соответствующей инфраструктуры, и рады уже сегодня предложить нашим клиентам возможность приобрести одно из самых популярных шасси на рынке с двигателем, работающим на метане», — заявил в канун выставки генеральный директор Isuzu RUS Фабрис Горлье.

Электрическое будущее

Впрочем, много новинок на грядущей выставке будет связано и с традиционными двигателями. Например, японский производитель Hino уверен, что в России сохранится спрос на тяжелые виды коммерческой техники. Главной новинкой выставки для компании станет серия Hino 500 FM, которую в России представляет 26-тонный грузовик 6×4 с высокой кабиной. Новинка получила более мощный, девятилитровый двигатель (350 л. с.). новую коробку переключения передач японского производства, принудительную блокировку межколесного и межосевого дифференциалов, а также оптимальные варианты колесной базы для разного типа надстроек. Представители компании заявляют, что модель Hino 500 FM ориентирована на строительный и ремонтный сектор, логистические и транспортные компании, агропромышленные комплексы.

Однако, пожалуй, главной интригой Comtrans-2019 в том, привезут ли производители грузовиков в Россию свои модели, работающие на электричестве, которые в разных странах уже активно испытываются и даже запускаются в эксплуатацию. Так, в канун выставки о начале эксплуатационных испытаний электрических грузовиков в Германии заявила компания Daimler. Пока 25-тонный грузовик Mercedes-Benz eActros с дальностью пробега до 200 км в день курсирует между подразделением завода Mercedes-Benz Gaggenau в Раштатте и складом логистического оператора Logistik Schmitt в Отигхайме, расположенными в семи километрах друг от друга. Как сообщают представители компании, ежедневный пробег новой машины составляет около 168 км, она осуществляет перевозки 12 часов в сутки. Впрочем, появление электрического eActros на выставке под большим вопросом, поставлять эту модель в Россию пока не планируется.

Представители же MAN рассказали «Эксперту», что намерены представить на Comtrans-2019 одну из своих электрических моделей, опыт применения которой уже есть в европейских странах. Более подробная информация пока не раскрывается, генеральный директор «МАН Трак энд Бас РУС» Питер Андерссон намерен на выставке лично сорвать покрывало с этой модели и рассказать все подробности возможных поставок, в том числе на российский рынок, тяжелых электрических автомобилей, которые, как и в сегменте легковых, в будущем могут трансформировать всю традиционную автомобильную промышленность в области коммерческого транспорта.

Полезли в кузов

По данным сервиса, интерес к покупке подержанной грузовой техники начал расти еще в первом квартале 2020 года, превысив показатель первых трех месяцев прошлого года на 11 процентов. Во втором и третьем квартале также наблюдалось повышение спроса «год к году» — на 3,7 и на 26 процентов соответственно. Сдержанная динамика в апреле — июне объясняется общим снижением деловой активности из-за режима самоизоляции.

— На фоне пандемии в России произошел бум электронной торговли. В этой ситуации возросла нагрузка на логистических операторов. Некоторые компании, в том числе представители малого и среднего бизнеса, решили организовать перевозки своими силами. Покупка грузовиков с пробегом стала способом решить задачу по наращиванию логистических мощностей, — отметил руководитель категорий «Автоуслуги» и «Коммерческий транспорт» на платформе «Авито Авто» Сергей Никольский.

Не менее значительно, чем на грузовики, в ЦФО вырос спрос на легкий коммерческий транспорт: LCV, малотоннажные автомобили для перевозок и фургоны. В третьем квартале пользователи сервиса из центральных регионов страны интересовались покупкой легкого коммерческого транспорта и погрузчиков на 22 процента активнее, чем в аналогичный период прошлого года. Подержанные прицепы и тягачи появлялись в запросах на 28 и 30 процентов чаще.

Между тем владельцы грузовой техники отнюдь не спешили с ней расставаться. Если в первом квартале предложение на рынке в Центральном округе росло (количество объявлений на «Авито Авто» тогда увеличилось на 13-20 процентов в зависимости от категории транспорта), то в период коронакризиса оно стало снижаться. Спад по сравнению с аналогичными периодами 2019-го для грузовиков с пробегом составил пять-шесть процентов, для тягачей — 12 процентов во втором квартале и 2,3 — в третьем. В категории легкого транспорта активность продавцов на сайте снизилась на 14 и восемь процентов соответственно.

Спрос на грузовой транспорт и спецтехнику на вторичном рынке теперь превышает предложение. И, по словам Сергея Никольского, для продавцов это сигнал о том, что сейчас есть возможность продать машины быстрее и по выгодной цене.

Лидером по объему спроса на грузовую технику в ЦФО была, как и прежде, Московская агломерация. На нее, по сведениям «Авито Авто», в третьем квартале пришлось около 14 процентов общефедерального спроса на грузовики и пятая часть потенциальных покупателей легкого коммерческого транспорта.

В других регионах округа относительно высокий интерес к покупке грузовой спецтехники проявляли воронежцы и белгородцы. На их долю в июле — сентябре приходилось полтора-два процента всех запросов на грузовики на сервисе.

При этом наиболее заметный прирост спроса на подержанный грузовой транспорт среди регионов ЦФО без Москвы и Подмосковья в текущем году наблюдался в Брянской и Калужской областях. На Брянщине спрос на грузовики с пробегом в первом квартале вырос на четверть «год к году», а в третьем — почти на 12 процентов. Активность калужских покупателей особенно проявилась в январе — марте. По сравнению с сопоставимым периодом прошлого года она возросла на 18,5 процента.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector