Trt-auto.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

С чем связан рост цен на бензин?

АЗС приближаются к выходу на безубыточность

Розничные цены на бензин в России продолжили рост в августе, прибавив 0,1% за прошлую неделю, по данным Росстата. Стоимость топлива на заправках постепенно отыгрывает бурный взлет оптовых цен в июне—июле, хотя в августе в опте она перешли к снижению. Повышение цен в рознице продолжится, считают эксперты, это необходимо для восстановления маржинальности АЗС, которые сейчас продают топливо себе в убыток.

Розничные цены на бензин в среднем по стране выросли за прошлую неделю на 2 коп., или на 0,1%, следует из данных Росстата. Так, средняя стоимость бензина АИ-92 выросла на 2 коп., до 43,1 руб. за 1 л, АИ-95 — на 3 коп., до 46,86 руб. за 1 л. С начала года цены выросли на 2%, или примерно на 1 руб. При этом подавляющая часть этого роста пришлась на июнь—июль.

Повышение стоимости топлива на АЗС в этом году связано с ростом цен в оптовом звене в мае—июле, который достигал 27% по АИ-92 и превышал 50% по АИ-95. Оно было вызвано резким выходом страны из карантина на фоне низкого производства бензина на НПЗ (поскольку в марте—апреле спрос на топливо был низким и загрузка заводов была снижена).

Лишь к концу июля нефтекомпаниям удалось сбалансировать рынок, для чего они почти полностью прекратили экспорт бензина. С начала августа цены в оптовом звене стали снижаться и уже опустились на 10% по АИ-95, до 49,5 тыс. руб. за тонну (см. “Ъ” от 10 августа).

Как стоимость топлива на бирже снижается

Но для АЗС ситуация остается сложной: заправкам все еще надо распродать запасы, купленные 45–60 дней назад по высоким ценам. Поскольку АЗС повысили ценники пропорционально увеличению оптовых цен, с июня они фактически несли убытки с каждого проданного литра. Для тех заправок, которые входят в состав крупных нефтяных компаний, это не имело значения: они зарабатывали в оптовом звене больше, чем теряли в рознице. Но для независимых АЗС последние два месяца были сложным периодом, и именно поэтому независимые сети, как правило, первыми повышали цены.

Чистая маржа реализации АИ-95 на АЗС увеличилась за неделю на 5 коп., до минус 1,1 руб. за 1 л, а для АИ-92 осталась на уровне минус 0,9 руб. за 1 л. Проблема убыточности розничной торговли бензином может разрешиться в ближайшее время, если мелкооптовые цены, реагирующие с некоторым запаздыванием на динамику цен производителей, снизятся вслед за ценами НПЗ, отмечают в компании. По оценке «Петромаркета», суммарная чистая маржа реализации АИ-92 в мелкооптовом и розничном каналах уже вышла в устойчивый плюс.

Как независимые АЗС опасались оттока покупателей из-за роста цен

Но некоторые опасения может вызывать снижение производства топлива, которое наблюдается в августе. Так, по данным Росстата, производство бензина на прошлой неделе снизилось на 3,2% по сравнению с концом июля, составив 799,7 тыс. тонн.

Для нефтекомпаний переработка топлива при нынешних ценах на нефть по-прежнему остается менее привлекательной, чем экспорт самой нефти, и загружать НПЗ в основном невыгодно. Если эта тенденция продолжится, а спрос на бензин останется сильным, это может привести к новому росту оптовых цен в сентябре, в преддверии сезонных ремонтов на НПЗ.

Цена на бензин перегружена налогами

Власти отказались изменить порядок формирования цен на бензин, в том числе отменить механизм демпфирующей надбавки нефтеперерабатывающим заводам. Об этом сообщили «Ведомости».

Соответствующие предложения содержались в письме, которое было направлено в Министерство энергетики Независимым топливным союзом (НТС), объединяющим сети АЗС, которые не являются частью вертикально интегрированных нефтяных компаний. Глава организации Павел Баженов предложил либерализовать процедуру ценообразования и привести ее к рыночным стандартам.

Текущий механизм ценообразования означает, что цены на бензин и дизельное топливо в стране защищены от сильных колебаний в обоих направлениях — как от роста, так и от падения. В то же время во многих странах ситуация принципиально иная: при снижении цен на мировом рынке внутренние цены также снижаются. За последние несколько недель на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже были установлены несколько ценовых рекордов на бензин АИ-95. Последний на данный момент датируется 3 июля, когда стоимость тонны топлива достигла 59,6 тысячи рублей.

Корреспондент «Актуальных комментариев» обсудил с экспертом Союза нефтегазопромышленников Рустамом Танкаевым из чего складывается цена на бензин в России.

— Проблемы на бензиновом рынке возникли в 2018 году и очень сильно усугубились с 1 января 2019 года. Проблемы были вызваны повышением уровня налогообложения. Доля налогов в розничной цене бензина с 1 января 2015 года выросла с 65% до 70%. В основном это связано с ростом акцизов на бензин и дизельное топливо на 50%. Вся нефтепереработка в России стала убыточной. Соответственно все проблемы, которые есть, генерируются правительством. Если правительство хочет бороться с повышением цен на бензин, то бороться правительству надо с самим собой. Нужно снижать уровень налогообложения бензина и дизельного топлива. Радикальное решение, которое позволило бы привести рынок в равновесие, — это полный отказ от акцизов на бензин и дизельное топливо. Эти деньги для бюджета не такие большие, но в условиях дефицита бюджета, безусловно, они играют роль. Правительство, с одной стороны, льет крокодиловые слезы по поводу бензина и роста цен, но, с другой стороны, удушает нефтепереработку и лишает возможности нормально работать заводам и компаниям.

Во многих странах значительную часть розничной цены на бензин составляет цена нефти. А в России подавляющую часть цены составляют налоги. Как бы не менялись цены на мировом рынке, налоги остаются прежними. Из-за этого никаких изменений цен на бензин быть не может. Если правительство еще больше ужесточает налоговое бремя, то цены могут только вырасти. Доля цены нефти в конечной стоимости бензина достаточно мала. Доля зависит от нефтеперерабатывающего завода, поставщиков нефти и т.д. В России одиннадцать товарных марок нефти. У каждой марки своя экономика, себестоимость и рыночная цена. Поэтому говорить о средней доли цены нефти очень сложно. В целом для нефти Urals и для нефтеперерабатывающих заводов центральной России, доля нефти в цене бензина составляет примерно 20%. Для других марок нефти и других регионов может быть совершенного другая цифра.

Розничная цена на бензин перегружена налогами. Это убыточный бизнес по определению. Поэтому биржевые цены растут и превышают розничные цен на бензин. Дикие перекосы возникают не первый раз. Корни всего этого процесса уходят в советские времена, когда цены полностью регулировались правительством, и была распределительная экономика. Наше правительство очередной раз наступает на те же грабли. Они все рвутся назад в Советский Союз, все мечтают о том, чтобы восстановить распределительную экономику. Но при этом они забывают, что распределительная экономика означает дефицит и черный рынок, а также цены черного рынка, которые будут во много раз выше. Искусственные болезни, которые создаются нашим правительством, просто следствие некомпетентности руководителей.

ФАС ответила на критику Путина из-за роста цен на бензин

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не видит предпосылок ни для роста оптовых цен на бензин, ни для повышения цен в рознице, заявил РБК представитель ведомства после критики президента Владимира Путина. Он добавил, что ФАС продолжает осуществлять мониторинг всех индикаторов рынка нефтепродуктов и при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства примет необходимые меры.

Чем был недоволен Путин

Накануне вечером, 17 марта, на совещании с членами правительства в Кремле Путин раскритиковал чиновников за рост цен на бензин АИ-92. «У нас летняя дизелька выросла по цене незначительно, зимняя — чуть побольше, но тоже в рамках инфляции. А 92-й бензин за год вырос в цене на 10,44%. Как вы это оцениваете?» — обратился Путин к членам правительства.

Президент отметил, что нефть подешевела вдвое, и потребовал стабилизировать цены на нефтепродукты. «Хорошо бы держаться на прежнем уровне. Вышло больше чем в два раза, чем инфляция», — заявил Путин. Инфляция в 2019 году составила около 3%. На совещании с Путиным присутствовал министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев, который пообещал совместно с Минэнерго «держать на контроле» ситуацию с ценами на бензин и дизтопливо.

Путин говорил не о розничных, а об оптовых ценах на бензин АИ-92, следует из комментария ФАС, поступившего в РБК. Розничные цены на этот сорт бензина с начала 2019 года по март 2020-го выросли всего на 2,2%, до 42,83 руб. за литр, следует из данных ценового агентства Reuters. Представитель Минэнерго не ответил на запрос РБК.

Скачок оптовых цен на бензин — следствие регулирования цен государством, сказали эксперты, опрошенные РБК.

Почему подорожало топливо

Цены на АИ-92 на оптовом рынке выросли на 10,4% с января 2019 года по январь 2020 года из-за эффекта низкой базы, объясняет аналитик Reuters Максим Назаров. Это подтверждает и президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

Весной 2018 года цены на бензин резко выросли, и правительство срочно приняло ряд мер для стабилизации ситуации. Одна из них — соглашения с нефтяными компаниями, в рамках которых компании с 1 ноября 2018 года увеличили поставки на внутренний рынок на 3% к предыдущему году, а также заморозили цены в мелком опте. Соглашения действовали до 1 июля 2019 года, а обязательство по увеличению поставок отменили в конце марта 2019 года.

В результате с ноября 2018 года по апрель 2019-го рынок был перенасыщен бензином, говорит Назаров. Оптовые цены тогда упали на 20%, до 29,8 руб. за литр, следует из данных Reuters. Нефтепереработка получила убытки и производство бензинов стало просто нерентабельным, сетовал весной 2019 года глава «Газпром нефти» Александр Дюков.

После провала зимой 2019 года оптовые цены к январю 2020 года действительно выросли на 10,4%, до 34,25 руб. за литр. Если сравнивать цены марта 2019 года к марту 2020-го, рост еще больше — 17%, следует из данных Reuters.

Как ведут себя розничные цены на бензин

С 1 января 2020 года по 18 марта 2020 года розничные цены на бензин марок АИ-92 и АИ-95 выросли лишь на 0,2%, зимнее дизельное топливо — на 0,19% при инфляции 0,9%, говорит представитель ФАС.

Обычно рост оптовых цен при практически замороженных розничных (российское правительство настроило налоговую систему так, что розничные цены растут не выше инфляции) означает снижение маржи АЗС. Но, по словам Аркуши, текущая маржинальность заправочного бизнеса в целом приемлемая. Точные цифры, по его словам, зависят от региона, например на Дальнем Востоке и в Приморье маржа АЗС, как и раньше, отрицательная.

Для того чтобы бизнес по продаже бензина не был убыточным, владельцам АЗС необходимо, чтобы разница между оптовыми и розничными ценами на топливо в пересчете на литр составляла 6–8 руб. и более в зависимости от региона, логистики у конкретного оператора, объема реализации, говорит Назаров. Это позволяет покрывать все издержки и работать по крайней мере в ноль, добавляет он. По данным Reuters, за первые три месяца 2020 года эта разница составила в среднем по России 8,6 руб. на литр.

Пока ситуация стабильна, но главные опасения связаны с тем, что нефтяники могут сократить производство в случае падения прибыльности нефтепереработки, говорит Аркуша. Российская налоговая система выстроена так, что маржа НПЗ падает из-за снижения цен на нефть: при ценах на уровне 35 долл. за баррель заводы в 2020 году недосчитаются 0,5 трлн руб., оценивал главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. 18 марта нефть марки Brent подешевела до $25 впервые с 2003 года.

Другой риск для топливного бизнеса — снижение спроса на топливо из-за введения ограничительных мер на фоне распространения коронавируса, говорит Аркуша. Правда, пока такие меры, из-за которых люди стали меньше пользоваться автотранспортом, затронули только Москву, добавляет он.

Эксперты назвали основные причины роста стоимости бензина после снятия режима самоизоляции

МОСКВА, 18 июня. /ТАСС/. Рост цен на бензины Аи-95 и Аи-92 на автозаправочных станциях и в опте прежде всего был вызван дефицитом на рынке из-за резкого роста спроса в России: неожиданное для рынка снятие режима самоизоляции увеличило транспортный поток в стране и нефтяники не успели вовремя удовлетворить потребность в топливе, считают опрошенные ТАСС эксперты.

Читать еще:  Как выбрать гараж для автомобиля

По данным Thomson Reuters Kortes, после снятия ограничений цена бензина на АЗС выросла не очень сильно — на несколько копеек. В большей степени ситуация отразилась на оптовом и мелкооптовом рынке. Например, на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) цена Аи-95 в среду достигла своего исторического максимума — 56,75 тыс. руб. за тонну, а сегодня установила новый рекорд — 57,31 тыс. руб. за тонну.

«Действительно на рынке образовался некоторый дефицит, с которым я сам недавно столкнулся: в выходные нужно было съездить на машине, но так и не нашел 95 бензин ни на одной заправке, он неожиданно закончился», — рассказал о своем опыте аналитик «Финама» Алексей Калачев.

Почему выросла стоимость бензина?

Эксперты считают, что рост цен связан с тремя факторами: ростом европейских цен на нефтепродукты, восстановлением спроса на внутреннем рынке из-за снятия ограничительных мер и с ремонтом нефтеперерабатывающих заводов.

«То, что сейчас наблюдается на внутреннем рынке с ростом цен — временное явление, у которого есть несколько причин. В первую очередь — это нехватка топлива на самой бирже. Из-за режима самоизоляции, который действовал в апреле и мае, снизилось не только количество грузоперевозок, но и упал автомобильный трафик — население соблюдало рекомендации и меньше пользовалось общественным транспортом и личными автомобилями. Поэтому на внутреннем рынке сократилась и отгрузка нефтепродуктов. Вторая причина — плановые ремонты на НПЗ, которые решили провести пораньше, пока население не испытывало большой потребности в бензине», — пояснил начальник отдела экспертов по фондовому рынку «БКС Брокер» Василий Карпунин.

Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев также считает, что причина роста стоимости объясняется нехваткой топлива на бирже и в мелком опте. По его словам, в мае в течение двух недель цена Аи-95 выросла на 10-11%, так как объемы реализации бензина на СПбМТСБ значительно сократились. «Уменьшилась отгрузка топлива на внутреннем рынке, что также объективно понятно: при падении автомобильного трафика на 70-80% в апреле это было логично», — заметил он.

Калачев из «Финама» добавил, что к этим факторам еще наложилось и решение правительства разрешить нефтяникам меньше продавать топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже: норматив был снижен в два раза. «Нефтяники, естественно, этим воспользовались», — заметил эксперт.

Тем не менее глава СПбМТСБ Алексей Рыбников говорил ранее, что после снижения норматива объемы продаж снизились не так сильно, как могли: в апреле лишь на 3%, в мае — на около 2,9%. Однако по подсчетам ТАСС, реализация бензинов Аи-92 и Аи-95 на бирже в мае упала на 32% по сравнению с маем 2019 года, а с 1 по 17 июня (первые 12 рабочих дней этого месяца) — на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Стоит ли ждать дальнейшего роста цены бензина?

Фундаментальных предпосылок для дальнейшего роста биржевых котировок сейчас нет, считают эксперты. «Ограничения в регионах снимаются и потребность в топливе возросла, что говорит о восстановлении баланса спроса и предложения на топливном рынке. Поэтому нефтяники в скором времени нарастят объемы добычи, предложения станет больше, а цены скорректируются в сторону снижения», — рассказал Карпунин из БКС.

Со своими коллегами согласен и Алексей Калачев, который считает текущую ситуацию лишь временным перекосом на рынке. По его словам, производство топлива носит инерционный характер: нефтяники, хоть и с небольшим лагом, но следуют за сигналами рынка.

Главный экономист VYGON Consulting Сергей Ежов в свою очередь объяснил, почему на АЗС цены растут не так быстро, как на бирже. По его словам, стабилизирующую роль играет действующий в российской налоговой системе демпфирующий механизм, поэтому даже в условии небольшого дефицита ожидать резкого роста стоимости топлива на заправках не стоит.

«При росте европейских котировок демпфер снижается. Благодаря этому, несмотря на увеличившиеся европейские цены, поставки на внутренний рынок сейчас осуществляются с премией. В этом ситуация сейчас коренным образом отличается от 2018 года, когда был зафиксирован предыдущий пик цен», — сообщил эксперт.

Что будет делать правительство?

В настоящий момент на объемы предложения бензина и дизеля на российский рынок косвенно влияют два фактора: запрет на импорт топлива в Россию, а также снижение в два раза норматива для нефтяников минимального объема продажи топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. Все эти факторы направлены на поддержку отечественных нефтепереработчиков, но снижают наполнение внутреннего рынка нефтепродуктами.

Минэнерго и ФАС на текущий момент не ответили ТАСС на запрос, будут ли они предпринимать какие-либо меры, чтобы способствовать наполнению рынка объемами топлива. Эксперты же считают, что ведомства не пойдут на отмену запрета импорта, но решение об увеличении минимального норматива продажи бензина и дизеля — возможно.

Калачев из «Финама» заметил, что в принципе у России нет проблем с объемами производства бензина и дизеля, поэтому нефтяники смогут довольно быстро справиться с текущей ситуацией и удовлетворить возросший спрос на российских дорогах.

«У нас избыточная производственная мощность. Мы полностью обеспечиваем себя производством топлива, а также активно экспортируем. Поэтому скоро все наладится. Конечно, АЗС могут воспользоваться ситуацией и немного поднять цены. Мы это, кстати, сейчас и видим. Но все же я не думаю, что им дадут это сделать. Во всяком случае сильно», — подытожил эксперт.

«Заморозке цен придет конец». Почему бензин опять подорожает

Направленные на сдерживание роста розничных цен на бензин меры внедряют в правительстве. Речь идет о корректировке параметров так называемого «налогового маневра» для нефтяных компаний, которые должны позволить им получать больше льгот в 2019 г. и за счет этого не повышать цены.

Соответствующий законопроект по поручению премьера Дмитрия Медведева совместно разработали в нескольких министерствах, включая Минфин и Минэнерго. Как стало известно Autonews.ru от источников в ведомствах, документ внесли на рассмотрение в правительство — его утверждение станет чистой формальностью. Но это не значит, что цены на топливо останутся прежними.

Участники отрасли ждали подобного решения с момента фиксации правительством цен на бензин и дизельное топливо на майском уровне после более 10-процентного роста за месяц. Этому решению предшествовали многочисленные жалобы автомобилистов, которые поступили президенту Владимиру Путину во время очередной «Прямой линии». Было очевидно, что заморозка цен не будет длиться вечно и одними субсидиями нефтеперерабатывающей отрасли, на что только в 2017 г. был выделен 1 трлн рублей, проблему решить невозможно. Логичным решением и стало выполнение «налогового маневра».

Изначально, как уточнил в беседе с Autonews.ru руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов, маневр предполагал обнуление экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты к 2024 г., а также увеличение налога на добычу полезных ископаемых и одновременный рост акцизов. Но на фоне продолжающих расти цен на топливо в правительстве решили пойти на уступки, а также снизить зависимость бюджета от внешней конъюнктуры.

Согласно тексту документа, нововведение предполагает снижение базовых цен на моторное топливо с 56 тыс. руб. за тонну до 50, 4 тыс. руб. за тонну за бензин, а также с 50 тыс. руб. за тонну до 45 тыс. руб. за тонну для дизельного топлива. Чтобы получить субсидии, компании не должны допускать ситуации, в которой оптовая цена отклонялась бы от «базовых значений» более чем на 10%.

Чтобы подавляющее количество российского сырья не уходило на экспорт, документ предполагает, что не менее 17,5% ото всей добытой нефти производители должны направлять исключительно на российские нефтеперерабатывающие заводы. Отдельно в правительстве решили поддерживать Дальневосточный федеральный округ — для недопущения ухудшения нефтепродуктообеспечения региона был разработан свой компенсационный механизм.

По мнению Баженова, маневр проводится лишь в интересах бюджета и предусматривает «не самые удачные рычаги подкрутки экономики сектора — демпфирующие механизмы». Что касается розничного сектора, то заметного положительного влияния на него ждать не стоит, уверен представитель Независимого топливного союза.

«Демпферы вводятся, чтобы не уничтожить рентабельность нефтепереработки вследствие повышения акциза, — объяснил эксперт. — По задумке авторов они позволят одновременно наполнить бюджет за счет акцизов, а за счет субсидий и компенсаций обеспечит НПЗ возможность заработка. При этом о влиянии на розничный сектор не думали. Поэтому текущие параметры маневра никакого положительного воздействия на независимый сектор топливной розницы не окажут. Маржинальность по-прежнему будет околонулевой, независимые игроки по-прежнему будут терпеть убытки и уходить с рынка. А при сокращении предложения товара его цена неизбежно растет».

Опрошенные эксперты считают, что предпосылок для дальнейшего роста цен на топливо более чем достаточно. В их числе повышение акциза, рост ставки НДС, а также постепенный переход на зимнее дизельное топливо, которое стоит дороже.

Такого мнения, в частности, придерживаются в Независимом топливном союзе, где обратили внимание на то, что «дизель» уже начал дорожать. «Зимнее дизельное топливо продается на оптовой бирже по 46,7 рублей/литр, АИ-92 — 41,7 рублей/литр, а АИ-95 — 45,5 рублей/литр, — рассказал представитель союза. — Розничные цены и оптовые находятся примерно на одном и том же уровне. При этом ряд торговых сетей уже повысил цены на дизельное топливо до 50 рублей/литр (например, ПТК и Shell). Если цены не повышать, независимые игроки будут нести убыток и уходить с рынка. Соответственно, начнется сжатие предложение, что в свою очередь еще сильнее подтолкнет цены вверх. Налоговым маневром эту проблему не решить. Поэтому мы ожидаем еще одного скачка цен к концу года. Скорее всего, он будет меньше, чем майский, но плюс 2-3 рубля — вполне реалистичный сценарий».

В первую очередь подорожание коснется именно дизельного топлива, считает президент Нефтяного клуба Олег Ашихмин. «Уже сейчас есть проблемы с летним дизельным топливом, а с октября вся страна начнет переходить на зимнее дизельное топливо, которое на бирже стоит на 5 тыс. рублей за тонну дороже. То есть независимые заправки уже сейчас работают в минус, а зимой будут терять еще больше, если не поднимут цены. Чтобы этого не допустить, нужно наполнить рынок нефтепродуктами. Но нефтяным компаниям до сих пор не выгодно поставлять их на внутренний рынок — на экспорте они могут заработать гораздо больше. Снижению цен на оптовом рынке помогло бы сохранение акцизных сборов на текущей отметке. Так, нефтяным компаниям хотят компенсировать их затраты, но зачем, если можно просто не поднимать акцизы», — объяснил эксперт.

Налоговый маневр позволит сдержать цены лишь отчасти, прогнозирует управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Он убежден, что цена литра 95-го бензина к концу года вырастет до 47,5 рублей, а во втором квартале 2019 г. преодолеет отметку 50 рублей за литр.

«Повышение все равно происходит, потому что рынком бензина управляют крупные НПЗ, которые могут повышать цены одновременно, не сговариваясь: они привыкли так делать годами, — заявил Autonews.ru Жарский. — Налоговый маневр в его текущей редакции будет выгоден компаниям с высокой глубиной переработки, и безразличен для компаний с низкой глубиной переработки нефти. Поэтому, теоретически, он будет стимулировать инвестиции в нефтепереработку — но это очень долгий тренд, на десятилетия. Более эффективной, нежели налоговый маневр, могла бы быть целевая активность ФАС в этом вопросе».

Реализация налогового маневра может привести к реализации двух возможных сценариев, считает эксперт УК «СОЛИД Менеджмент» Сергей Звенигородский. Первый — рост внутренних розничных цен на топливо до европейского уровня, то есть до 65-75 рублей за литр в течение полутора-двух лет по завершении налогового маневра. Второй — корректировка текущей теоретической модели и «возвращение на рынок твердой, но щедрой руки государства».

Читать еще:  Жидкая резина для автомобиля

«В любом случае нас ожидает рост цен, все зависит от того, насколько стремительным и сильным он будет. Скорее всего, к началу следующего года заморозке цен придет конец, и цена за литр АИ-95 поползет вверх, до 48-49 рублей ко второму кварталу», — предположил эксперт.

Бензин на бирже рекордно подорожал: что будет с ценниками на АЗС

Рост биржевых цен на бензин в России связан с ослаблением коронавирусных ограничений и восстановлением функционирования экономики, за которыми не могут поспевать НПЗ, ограничившие выработку топлива. Однако резкого удорожания в рознице не будет – этого не допустит демпферный механизм, который так ругают в отрасли, считают опрошенные агентством «Прайм» эксперты.

Цены на бензин рекордно растут уже несколько дней. На торгах Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи бензин АИ-95 стоит 56,75 тысячи рублей за тонну. Это новый исторический максимум. Предыдущий рекорд был зафиксирован в 2018 году, цена тонны бензина составляла 56,3 тысячи рублей. Цена бензина АИ-95 «премиум» достигла 57, 209 тысячи рублей за тонну. С начала летнего сезона стоимость тонны этого вида топлива выросла более чем на 9%.

Помимо 95-го бензина в последние дни дорожает и АИ-92: за тонну платили 49,809 тысячи рублей. Но если сравнить стоимость с показателями, бывшими в начале июня, то цена почти не изменилась.

НЕФТЬ НИ ПРИ ЧЕМ

При этом цены на нефть с начала июня не демонстрировали значительных изменений – они колебались в диапазоне 38-40 долларов за баррель Brent. До этого в марте на фоне срыва сделки ОПЕК+ они падали до 20 долларов за баррель.

«Нефть действительно резко подешевела в начале весны, но в мае наметились восстановительные процессы, в ходе которых нефть успела подорожать более чем в два раза, на 113% до 40 долларов за баррель. Происходит это как благодаря договоренностям ОПЕК+ о сокращении добычи, так и увеличению спроса на топливо по мере смягчения карантина», — комментирует директор Академии управления финансами и инвестициями Арсений Дадашев.

Он напомнил, что в себестоимости бензина на нефть приходится лишь около 30%, тогда как остальное — на налоги. Именно они не позволяют топливу реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Теоретически, чем ниже будет налоговая составляющая, тем гибче станут цены, а значит и у розницы появится возможность сокращать цены.

БЕНЗИН В ДЕФИЦИТЕ

А вот объемы производства бензина влияют на цены напрямую. Весной они падали на фоне коронавирусных ограничений и карантинных мер. По данным Росстата, в мае производство снизилось в годовом выражении почти на 20%. Относительно апреля снижение составило 1,7%. В целом за пять месяцев выпуск бензина по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упал на 4,9% и составил 15,3 млн тонн.

По мнению аналитиков, эта тенденция получила выражение в росте оптовых цен на топливо. Отмена жестких ограничительных мер в России привела к росту спроса на сырье, к чему НПЗ были явно не готовы: на протяжении последних месяцев они стабильно снижали объемы выпуска на фоне падения продаж, говорит Дадашев. Таким образом, резкий рост оптовых цен на бензин является временной реакцией на фундаментальные изменения, и в скором времени, по мере наращивания производства и устранения дефицита топлива, ситуация должна стабилизироваться.

По словам аналитика по товарным рынкам «Открытие Брокер» Оксаны Лукичевой, по мере выхода экономик из карантина спрос на топливо в мире начал восстанавливаться, цены на нефть также подрастают, что сглаживает разницу между российским внутренним рынком и мировым.

Российские нефтяные компании увеличили поставки бензина на внутренний рынок в июне до 2,7 млн тонн против 2 млн тонн в мае, поставки дизтоплива выросли до 3,1 млн тонн против 2,8 млн тонн в мае. Однако все равно сейчас налицо небольшой дефицит топлива, поскольку внутренняя добыча нефти все же снижается, что сказывается на объемах переработки, хотя компании намеревались увеличить объемы переработки в связи с избытком нефти на мировом рынке.

ДЕМПФЕР ДЕРЖИТ ЦЕНЫ

В целом тенденция к росту цен сохранится. Этому будет способствовать несколько факторов, в частности, введенный в конце мая временный запрет на импорт бензина, дизельного топлива, керосина, судового топлива и газойля. Ограничения будут действовать до 1 октября. При этом если ситуация с пандемией улучшится, возможен значительный рост спроса на горючее.

По словам Дадашева, сейчас особенно ярко прослеживается негативный эффект от демпфера. В результате его действия работа на внутренний рынок стала совершенно невыгодной. Так что к причинам роста оптовых цен стоит добавить еще и увеличение экспорта отечественными компаниями.

Безусловно, в правительстве прекрасно понимают сложившуюся ситуацию, но ничего поделать не могут: в рамках демпфера и обратного акциза бюджет должен получить по итогам года порядка 600 млрд рублей. В условиях кризиса страна не может позволить себе перекрыть источник пополнения казны, даже если темпы рост цен на АЗС обгонят инфляцию. Резкое подорожание вряд ли произойдет, но к концу года стоимость АИ-95 и АИ-92 в рознице может перевалить за 47 и 42,90 рубля за литр соответственно, прогнозирует он.

В свою очередь Лукичева напоминает, что сам по себе демпфер был создан как раз для недопущения резкого колебания цен на топливо. «Механизм сильно ругают в отрасли, но он очень устраивает Минэнерго РФ тем, что механизм позволяет сглаживать колебания цен на топливо в рознице при резких колебаниях цен на нефть и в опте», — пояснила она.

Поэтому ожидать, что цены в рознице резко вырастут, не стоит. Возможен скачок в отдельных регионах, если спрос начнет резко восстанавливаться, а переработка не будет успевать за ростом объемов продаж.

Удешевление топлива в рознице также не стоит ожидать, поскольку механизм демпфера не допускает и значительного снижения цен, заключила эксперт.

Со своей стороны рост оптовых цен на бензин не представляет рисков для потребителя и является нормальной реакцией на восстановление отраслей экономики, говорится в сообщении Минэнерго РФ.

«Наблюдаемый в настоящее время рост цен на автомобильный бензин в оптовом сегменте не представляет собой значительных рисков для потребителя и является нормальной рыночной реакцией на постепенное восстановление отраслей экономики после снятия ограничительных мер по нераспространению коронавирусной инфекции на фоне восстановления спроса и котировок на мировых рынках», — говорится в сообщении.

Также важно учитывать то, что в это время традиционно наблюдается сезонный рост спроса на нефтепродукты.

Топливный вопрос: с чем связан галопирующий рост цен на бензин в России

Российские сенаторы обеспокоились ростом цен на бензин и дизтопливо. Так, 30 мая спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в ходе пленарного заседания верхней палаты парламента сообщила, что в среднем по стране стоимость топлива выросла на 22,5%, тогда как инфляция держится на уровне 4%.

По мнению парламентариев, в такой ситуации нагрузку почувствуют не только граждане, которые покупают бензин в розницу. Рост оптовых цен может спровоцировать трудности в сельском хозяйстве. Валентина Матвиенко поручила профильным комитетам Совфеда подготовить письмо в министерства с требованием решить проблему удорожания стоимости топлива.

«Надо останавливать этот галопирующий рост цен на топливо. Давайте очень жёстко и оперативно обратимся, и пусть они нам дадут ответ, они собираются как-то влиять на эту ситуацию», — цитирует ТАСС Матвиенко.

В свою очередь, пресс-служба Министерства энергетики распространила сообщение, в котором говорится, что ситуация с топливным обеспечением внутрироссийского рынка является стабильной, а сама нефтеперерабатывающая отрасль работает в штатном режиме.

Впрочем, пока официальная статистика свидетельствует о резком подорожании топлива. По данным Росстата, в апреле производители подняли цены на бензин сразу на 13% по сравнению с мартом. За аналогичный период прошлого года этот показатель вырос лишь на 4,9%. Зимой топливо дешевело — на 10,3% в январе и на 2,8% в феврале. Сейчас розничные цены на бензин колеблются в диапазоне от 37 до 42 рублей за литр в зависимости от региона.

Неподъёмная ноша

«Ускорение роста розничных цен происходит из-за того, что относительно дешёвые запасы нефтепродуктов, которые участники рынка сформировали несколько месяцев назад, уже израсходованы. Поскольку закупаемый сейчас товар имеет гораздо более высокую себестоимость, операторы розничного рынка вынуждены быстрее повышать цены на заправках», — говорится в последнем отчёте агентства «Аналитика товарных рынков».

Как пояснил в беседе с RT президент Независимого топливного союза Павел Баженов, сейчас разница между оптовой и розничной ценой за литр бензина составляет всего около восьми копеек. Из этой суммы ретейлерам также требуется вычесть расходы на транспортировку, зарплаты рабочим и прочие расходы. В такой ситуации владельцы заправок вынуждены повышать отпускную цену, чтобы оставаться «в плюсе».

В свою очередь, крупные производители нефтепродуктов стремятся повысить цену на фоне ощутимой налоговой нагрузки, отметил эксперт.

«Существующая налоговая нагрузка создаёт в целом негативную ситуацию на рынке. Регулятором созданы правила игры, согласно которым внутренний рынок находится в проигрышных условиях по сравнению с внешним рынком. Нефтекомпании не справились с режимом административной регулировки, и цена на нефтепродукты пошла вверх», — пояснил Павел Баженов.

Аналогичное давление ощущают и небольшие нефтедобывающие компании России, сообщили RT в Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть».

«Налоговый маневр в нефтяной отрасли должен был перестроить соотношение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортной пошлины — он запустил процесс поэтапного повышения НДПИ и соответствующего понижения экспортной пошлины. Увеличение НДПИ сказалось на себестоимости продукции. Но крупные вертикально интегрированные компании получили в ходе маневра компенсацию за счёт снижения экспортной пошлины. Тогда как большинство небольших компаний, не имеющих экспорта, не получили такую возможность», — пояснила RT советник по экономике «АссоНефти», завкафедрой международного нефтегазового бизнеса РГУНГ им. Губкина Маргарита Козеняшева.

Она отметила, что также существенными факторами, оказывающими влияние на уровень цен на нефтепродукты, являются инфляция и ослабление рубля. По мнению экспертов «Аналитики товарных рынков», внешние факторы также сыграли свою роль в ценообразовании — внутренний рынок стал менее привлекательным на фоне роста мировых цен на нефть и нефтепродукты благодаря сделке ОПЕК+.

Опрошенные RT аналитики также отмечают высокое значение акцизных сборов в структуре ценообразования на нефтепродукты.

«Если взять литр бензина, то около 60% его цены составят прямые налоги: НДПИ, акциз и НДС. К примеру, в литре бензина АИ-92 акциз составит около 8,35 рубля, НДПИ — 8,58 рубля, НДС — 7,58 рубля. Косвенные налоги также перекладываются на плечи автовладельцев», — пояснил Павел Баженов.

В свою очередь, сенаторы опасаются, что возможное снижение акцизов на бензин создаст дополнительные проблемы для региональных бюджетов, поскольку в этот сбор включены федеральная и региональная составляющие. Выпадающие доходы для российских регионов могут составить около 140 млрд руб., передаёт РИА Новости со ссылкой на сенатора от Орловской области Василия Иконникова.

Насытить внутренний рынок

По мнению Павла Баженова, снижение акциза способно снизить темпы роста цен на бензин и дизтопливо, но не предотвратить удорожание в принципе.

«Нужен комплекс мер, который позволил бы сбалансировать внутренний и внешний рынки. Мы выступаем за отмену акциза, учитывая сверхпремию компаний от экспорта нефти. Насытить внутренний рынок мы предлагаем за счёт интенсивных торгов на Санкт-Петербургской бирже. Нужно увеличить объёмы нефтепродуктов, которые предписывается реализовывать через биржу: 25% от производимого дизтоплива вместо текущих 5%, 50% бензина вместо существующих 10%», — пояснил RT Баженов.

По его мнению, также необходимо изменить алгоритм торгов — биржа должна генерировать цену в реальном времени (сейчас торги проходят с временным лагом). Кроме того, реализовывать нефтепродукты на торговой площадке должны все российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) с ежегодным объёмом производства от 1 млн тонн.

Как отметила Маргарита Козеняшева, российская налоговая система в топливно-энергетическом секторе является достаточно сложной и её реформирование требует взвешенного и продуманного подхода.

«Нигде в мире нет налоговой системы, которая имела бы один налог, удовлетворяющий всех. С другой стороны, нет в мире и налоговой системы, неизменной на протяжении десятков лет. Но когда мы видим постоянные изменения фискальной системы, это дезориентирует участников рынка. Стабильность — одно из необходимых решений в данной ситуации», — резюмировала эксперт.

Читать еще:  Обзор Honda Pilot 2019

«Мы не хотим повышать — рынок диктует»: автотопливо вновь подорожало на полрубля за месяц

Стоимость горючего растет по всему Поволжью, но нефтяники уверяют — соглашение с правительством не нарушено

В Татарстане начали расти цены на бензин — это первое подорожание топлива в республике в этом году. Однако нефтяники уверяют, что наш регион последним в Поволжье поднял цены, причем повышение прошло в рамках договоренностей с правительством. «Когда у Козака заключали соглашение, договорились, что допускается повышение цен на величину повышения НДС, чего у нас не было в январе», — пояснил «Реальному времени» глава Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения Ирек Сулейманов. К тому же нефтяным компаниям разрешили поднимать стоимость топлива на величину инфляции, напомнили в татарстанских сетях АЗС. Третий фактор — рост биржевых цен на топливо, после чего подорожание бензина в розницу стало неизбежным, как и прогнозировали ранее эксперты «Реального времени».

Цены на бензин «оттаяли» и пошли в рост

Аналитическая служба «Реального времени» продолжает замерять цены на заправках в городах ПФО и впервые с начала года зафиксировала подорожание горючего. Растут в основном цены на популярные марки бензина.

К примеру, в Казани средняя стоимость литра АИ-92 по сравнению с концом апреля выросла с 40,64 до 41,06 рубля, то есть на 42 копейки. По АИ-95 прибавка к средней стоимости составила 48 копеек, с 43,23 до 43,71 рубля. Схожая ситуация — в Нижнекамске, там рост средней цены составил 37 копеек по АИ-92 и 40 — по АИ-95, такой же рост наблюдается в Набережных Челнах. Самое ощутимое повышение — в нефтяной столице республики: в Альметьевске АИ-92 стал стоить дороже на 53 копейки, АИ-95 — на 60 копеек.

В соседней Йошкар-Оле цены также пошли вверх, причем даже более значительно, чем в Татарстане: рост средней цены АИ-92 составил 68 копеек, АИ-95 — 54 копейки. В других регионах округа ситуация схожая, но подорожание идет разными темпами. В Чебоксарах средние цены выросли на 30 и 40 копеек за литр АИ-92 и АИ-95 соответственно, в Ульяновске — на 21 и 28 копеек за те же марки, в Самаре — на 18 и 40 копеек, в Уфе — на 15 и 10 копеек.

Эти данные также коррелируют с информацией ГБУ «Управление рационального использования ТЭР». Если на 21 мая литр бензина марки АИ-92 стоил 38,50—40,50 рубля, то уже на 28 мая разброс составил 40,50—41,10 рубля. То есть минимальная граница цены возросла на целых 2 рубля.

Растут в основном цены на популярные марки бензина. Фото Максима Платонова

До сих пор повышение горючего сдерживало принятое в прошлом году и продленное в марте этого года соглашение властей с нефтяниками о заморозке цен. Срок документа истекает только в июле, и благодаря ему розничная стоимость бензина оставалась практически неизменной. Последний скачок цен был в декабре 2018 года и не превышал 25 копеек за литр АИ-92 и 19 копеек за литр АИ-95. Перед этим топливо дорожало в мае 2018 года.

Казанский Кремль: «Здесь, к сожалению, от нас лично ничего не зависит»

Как уже сообщало «Реальное время», подорожание в рознице не замедлило наступить после повышения оптовых цен на бензин, о чем предупреждал и глава Независимого топливного союза. Соглашение о заморозке цен и прилагающийся к нему демпфирующий механизм (субсидии нефтяникам) Павел Баженов назвал неэффективным. Изложенные в заявлении факты и предложения Союза по выходу из ситуации Баженов направил письмом в адрес вице-премьера РФ Дмитрия Козака.

Отметим, что вскоре после заявления Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выдала Баженову предупреждение о «недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства». Под такими действиями антимонопольщики понимали как раз заявления Баженова, которые могут привести к «координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов».

Мнения экспертов «Реального времени» о возможном повышении цен в рознице разделились. Одни считают повышение розничных цен неизбежным, другие полагают, что рост оптовых цен — временное явление и к негативным последствиям не приведет.

— Вопросом регулирования цен занимается правительство Российской Федерации, там есть специальная комиссия. Она уже неоднократно собиралась, несколько раз — в экстренном порядке, чтобы урегулировать этот вопрос. Мы ориентируемся на их работу и надеемся, что, как и в прошлый раз, им удастся ситуацию смягчить. […] Здесь, к сожалению, от нас лично ничего не зависит, — прокомментировала накануне рост цен официальный представитель казанского Кремля Лилия Галимова.

Бензин в Татарстане все равно остается самым дешевым в ПФО

В ведомстве, которое отслеживает цены на топливо в Татарстане — ГБУ «Управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в РТ», отметили, что нефтяники, хоть и поднимают расценки, действуют в рамках соглашения с правительством.

— Да, были письма от нефтепродуктовых организаций, которые связывали повышение цен с ростом оптовых цен. Но у нас в республике были самые низкие цены по ПФО, и даже при текущем повышении цены у нас остаются почти на самом низком уровне. И компании все сделали в соответствии с соглашением, которое позволяет им повышать цены в определенных пределах. Эти пределы они не превысили, нарушений как таковых нет, — подчеркнула глава планово-аналитического отдела ГБУ Людмила Александрова.

Это заявление в целом совпадает с данными аналитиков «Реального времени». По состоянию на 30 мая цена АИ-92 в городах республики варьируется от 40,95 до 41,07 рубля, цена АИ-95 — от 43,57 до 43,71 рубля. Ближайший конкурент тут — Ульяновск, в котором АИ-92 стоит 41,28 рубля, а АИ-95 стоит 44,31.

Согласен с Александровой и президент Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения Ирек Сулейманов. Он также раскрыл подробности этого соглашения и добавил, что у компаний в рамках соглашений еще есть возможности для повышения цены:

— Мы уже давно говорили и предупреждали о повышении цен. Надо отметить, что повышение прошло в Приволжском федеральном округе, Татарстан — последний регион, который повышает цены. У нас самые дешевые нефтепродукты. А повышение прошло в рамках договоренностей с правительством. Когда у [вице-премьера РФ Дмитрия] Козака заключалось соглашение, там говорилось, что допускается повышение цен на величину повышения НДС, чего не было у нас в январе (а в январе НДС повысился). Плюс можно повышать на величину инфляции. На сегодняшний день повысился на 50 копеек 92-й бензин, это повышение даже не на стоимость НДС еще. Поэтому все в рамках договоренности.

Сулейманов также связывает рост ценников на АЗС с увеличением стоимости топлива на оптовом рынке и отмечает, что оптовики накрутили больше: «Если и прогнозировать рост цен, то только лишь на суммы, связанные с инфляцией и НДС. Мы и не хотим повышать, нет такой задачи, но рынок диктует свое», — утверждает он.

Собеседник издания добавил, что после предыдущего повышения цен на бензин правительство РФ предупредило нефтяные компании о необходимости направлять больше нефтепродуктов на внутренний рынок, чтобы смягчить рост оптовых цен.

Начальник управления по реализации нефти и нефтепродуктов ОАО «Татнефть» Владимир Карпов заявил «Реальному времени», что на АЗС «Татнефти» повышения цен не было вообще, даже в пределах, допустимых соглашением. Он также выразил уверенность, что это соглашение будет продлено:

— Есть правительственное постановление, которое, очевидно, будет продлено, цены будут заморожены. Есть договоренность, что только на размер инфляции повышать. Цены заморожены с 31 мая 2018 года. На заправках вообще все железно, все мониторится, — заявил он.

Однако в виду имеется, вероятно, только солярка. Ведь, по данным мониторинга «Реального времени», цены на бензин (АИ-92 и АИ-95) на заправках компании выросли за последний месяц на 60 копеек за литр.

«Реальное время» также направило запрос в АО ХК «Татнефтепродукт» и ПАО «Лукойл» о повышении цен на бензин в Татарстане и ПФО, но ответа пока не последовало.

Цены растут вместе с экономикой Татарстана?

Директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев связал рост цен с развитием экономики региона.

— Татарстан — один из самых динамичных по развитию регионов, а если экономика растет, то она больше потребляет. Это и ведет к повышению цен. Что касается заморозки, это такая вынужденная мера, регулирование. Я в этом ничего трагичного не вижу, это нормальная рыночная ситуация, рынок развивается. Об этом свидетельствует и рост биржевых цен на нефть. Что касается давления на нефтепродуктовые компании из-за высоких оптовых цен, то если бы у нас было совсем рыночное регулирование, то с маржой у них все было бы нормально. Но в конечной цене на заправке подавляющую часть составляют налоги и сборы, поэтому оплачивая бензин, мы в первую очередь кормим бюджет, а не нефтяников.

Заместитель директора группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков настаивает, что повышение цен — временное явление:

— Не думаю, что это долгосрочное явление. Прошлогодний скачок цен сопровождался ростом цен на нефть и падением рубля, сейчас этих факторов нет в таком масштабе. И даже если нетбэк (убыточность внутренних поставок, — прим. ред.) вырос, то это не слишком существенно по сравнению с прошлогодней ситуацией. Соглашения же предусматривают определенный рост цен ежемесячно. Оптовые же цены могут расти, в том числе при стабильных розничных ценах. Я считаю, что пока мы не увидим, например, нефть за 80 и доллар по 70 рублей, скачков стоимости бензина на 10—15% мы не увидим.

«Сезонный рост цен»: в Красноярске снова подорожал бензин

Цены на красноярских АЗС продолжают расти. Это уже второе обновление ценников за месяц. На этот раз литр бензин стал дороже в среднем на рубль. Если сравнивать с ценами в июне, топливо подорожало на 2 рубля.

На заправках «Красноярскнефтепродукт» (КПН) цены подняли 9 июля:

литр АИ-92 стал дороже на 1 руб., и стоит теперь 42,60 руб.;

литр АИ-98, как и другие виды бензина, обойдется на 1 руб. дороже – 51,90 руб.;

дизельное топливо по-прежнему стоит 49,50 руб. за литр.

Как «ТВК Красноярск» пояснил экономист Игорь Артемьев, это сезонное подорожание. Такое происходит каждый год, когда нефтеперерабатывающие заводы поднимают оптовые цены.

«В России внутренние цены на топливо никак не связаны с мировыми. Производители, конечно, обращают внимание на конъюнктуру, но фактически от нее не зависят. Главная причина роста цен – очень ограниченное предложение, заводы можно посчитать по пальцам. Один закрывается на лето – у остальных создается дефицит», – говорит эксперт.

«Это происходит постепенно. Если мы посмотрим тенденцию последних 10 лет – бензин ни разу особо не дешевел. Будет ли дорожать бензин в ближайшее время еще предсказать невозможно», – отмечает экономист.

Напомним, в конце июня красноярских АЗС заметили первое подорожание бензина. Цены на одни виды топлива поднялись на 50 коп., другие стали дороже на целый рубль.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене

Поделиться этим материалом в социальных сетях и мессенджерах

  • 09:06 Каннибалы, безумцы и Spotify: рассказываем, какие книги покупать на КРЯКК-2020
  • 3.11 В Красноярском крае провалена программа капитального ремонта
  • 3.11 «Никаких больше вечеринок»: красноярские компании отказываются от корпоративов
  • 3.11 «Не справляются не врачи – не справляется система»: жительница Железногорска обратилась к краевым властям из-за ситуации с коронавирусом
  • 3.11 Новости ТВК 3 ноября 2020 года

Информация, размещаемая на ресурсе tvk6.ru, предназначена для персонального использования. Запрещается копирование и/или воспроизведение информации без активной ссылки на данный ресурс. Администратор сайта tvk6.ru вправе удалить комментарий без объяснения причин.

СМИ Сетевое издание «ТВК Красноярск». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77 — 68730, выдано 28 февраля 2017 года Роскомнадзором.
Учредитель Общество с ограниченной ответственностью «Новости»
Главный редактор Бухтуева Мария Вячеславовна
Продукция Сетевого издания содержит информацию возрастных категорий 12+

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector