Trt-auto.ru

Автомобильный журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тенденции на рынке автомобильного кредитования 2020

Рынок автокредитования в России: тенденции и проблемы развития

т. 21, вып. 24, июнь 2015

Доступна онлайн: 25.06.2015

Страницы: 34-44

Евдокимова С.С. кандидат экономических наук, доцент кафедры корпоративных финансов и банковской деятельности, Волгоградский государственный университет, Волгоград, Российская Федерация
evdokimovalana@mail.ru

Предмет/тема. В статье отмечается, что автокредитование является одним из самых востребованных банковских продуктов для населения. Для банков кредитование покупателей автомобилей остается наиболее сбалансированным кредитным продуктом по показателям прибыльности и риска, в связи с чем они заинтересованы в расширении своей доли на этом секторе рынка. В настоящее время российский рынок автокредитования изобилует всевозможными предложениями. Выделяют несколько видов автомобильного кредита в зависимости от потребностей и финансовых возможностей потенциальных заемщиков: классический автокредит, экспресс-автокредитование, факторинг, кредит без первоначального взноса, buy-back и trade-in. Число ежегодно предоставляемых банками автокредитов за прошедшие 10 лет возросло более чем в 8 раз. Однако темпы роста российского рынка автокредитов в 2014 г. замедлились, ставки по кредитам совершили скачок, произошло естественное снижение потребительского спроса на автомобили.
Цели/задачи. Изучены программы и условия автокредитования розничных заемщиков в российских коммерческих банках. Выявлены наиболее важные проблемы автокредитования и причин спада российского автокредитного рынка. Определены основные направления дальнейшего развития рынка автокредитования.
Методология. С помощью экономико-статистических и графического методов осуществлен обзор состояния российского рынка автокредитования.
Результаты. Исследованы особенности отечественного рынка автокредитования и выявлены проблемы, возникающие в данном сегменте у российских коммерческих банков и заемщиков, а также тенденции и наиболее перспективные направления развития банковского автокредитования.
Выводы/значимость. Подчеркнуто, что в современных сложных экономических и политических условиях, когда удорожание автокредитов (декларируемые банками ставки 18-19% при обращении за кредитами реально возрастают до 25-30%) и санкции провоцируют катастрофическое падение продаж (на 30-50% по сравнению с результатами 2013 г.) и обрушивают российский авторынок, когда происходит дальнейшее падение курса рубля и доходов потребителей, а в ожидании ответных российских санкций в виде ограничений на импорт иномарок возникает ажиотаж и скупаются иностранные автомобили, весьма сложно говорить о стабилизации ситуации на рынке. При этом для обеспечения положительной динамики данного сектора рынка необходимы не только экономическая и политическая стабилизация, но и изменение системы автокредитования, нацеленное на выравнивание соотношение спроса и предложения.

Ключевые слова: автокредитование, рынок автокредитования, программы автокредитования, закредитованность населения, автосалоны, программы государственной поддержки автомобильного рынка

Поиск по меткам: автокредитование

29 октября 2020, 10:21

Минэкономразвития предложило узаконить займы по водительским правам

Водительские удостоверения предложили уравнять с некоторыми другими документами — для упрощения процедуры идентификации личности при получении микрокредитов, а также ряда других финансовых услуг. С такой инициативой выступило Министерство экономического развития, и уже, как сообщают «Известия», передали это предложение в правительство РФ.

27 октября 2020, 12:54

Средний размер автокредита в РФ превысил рекордный уровень

В 3 квартале 2020 года средний размер автокредита в России составил 843,3 тыс. рублей. Это на 11,5% выше, чем во 2 квартале (756,7 тыс. руб.). Кроме этого, как отмечают в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ), достигнутый результат даже чуть превысил рекордный, установленный в 4 квартале 2019 года (842,6 тыс. руб.).

26 октября 2020, 12:43

Выдача автокредитов в 3 квартале выросла. Так же, как и авторынок

Эксперты аналитического агентства «АВТОСТАТ» выяснили, что в 3 квартале 2020 года россияне купили 420,3 тыс. новых легковых машин. Это на 3,4% больше, чем за тот же период прошлого года. Между тем, как стало известно, выдача автокредитов в июле – сентябре тоже увеличилась.

26 октября 2020, 12:30

НБКИ и АВТОСТАТ: в 3 квартале 2020 года количество выданных автокредитов выросло на 4,9%

По информации 4 000 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), по итогам 3 квартала 2020 года количество купленных в кредит автомобилей (новых и подержанных) составило 275,8 тыс. единиц.

22 октября 2020, 12:27

Более 48 тысяч автомобилей KIA с начала года проданы в кредит

С начала года 2020 года предложениями KIA Finance и банков-партнеров воспользовалось более 48 тыс. клиентов (-17%). В рамках KIA Finance наиболее популярной моделью является KIA Rio, на которую приходится около 45% от общего числа кредитных договоров.

21 октября 2020, 11:33

Сколько автомобилей россияне покупают в кредит?

Около половины новых легковых автомобилей в нашей стране продается в кредит. Как подсчитали эксперты «АВТОСТАТ» и Национального бюро кредитных историй (НБКИ), по итогам 8 месяцев 2020 года этот показатель составил 45%. Достигнутый результат доли продаж автомобилей в кредит практически соответствует рекордному.

12 октября 2020, 17:03

Сетелем Банк стал партнером программы Changan Finance

Сетелем Банк подключился к финансовой программе Changan Finance, реализуемой компанией Changan Motors Rus на российском рынке.

7 октября 2020, 14:32

Автокредиты в сентябре: меньше в штуках, больше в рублях.

Количество выданных автокредитов в сентябре оказалось на 3% ниже по отношению к сентябрю предыдущего года в штуках, но на 8% выше в объеме выданных средств в рублях. О такой оценке рынка сообщает «АВТОСТАТ» на основании информации от 20 ведущих автокредитных банков.

30 сентября 2020, 10:16

ВТБ переводит покупку автомобилей в онлайн

ВТБ начинает пилотный проект по созданию цифровой покупки автомобиля. На сайте банка клиентам доступен каталог, где можно выбрать понравившееся транспортное средство, получить одобрение по кредиту онлайн за несколько минут и забронировать автомобиль у дилера в салоне.

24 сентября 2020, 14:31

В августе россияне купили в кредит более 86 тысяч автомобилей

Количество купленных в кредит автомобилей (новых и подержанных) по итогам августа 2020 года составило 86,5 тыс. единиц.

Автомобильная отрасль как зеркало экономики: прогноз-2020

Константин Авакян

2019-й стал сложным годом для автомобильного рынка — продажи падают, а автопроизводители вынуждены повышать цены на авто. С начала года стоимость некоторых моделей выросла до 12%, на это повлияло и увеличение НДС, и рост акцизов. Замедлить сокращение емкости рынка не в силах и программы господдержки в том числе из-за того, что объем выделенных средств сократился (18,1 млрд рублей в 2018 году, 10 млрд — в 2019-м). Ожидать положительных изменений в следующем году также не стоит: реальные доходы населения не вырастут, а объемы субсидирования уменьшаются — в 2020 году на это будет выделено 10,5 млрд, в 2021–2022 годах — 5 млрд. Негативные тенденции также подтверждают итоги 2019 года.

Итоги 2019 года

По итогам одиннадцати месяцев 2019 года автомобильный рынок просел на 2,8%.Самыми популярными моделями авто стали Lada Vesta, Lada Granta и Kio Rio — автомобили, на которые в этом году распространялись программы господдержки. При этом сегмент SUV по-прежнему занимает самую большую долю рынка легковых авто — 43%. Лидерство здесь принадлежит корейскому бренду Hyundai.

Чаще всего автомобили в 2019 году приобретали в кредит. Так, по состоянию на октябрь 2019-го было выдано более полумиллиона кредитов на покупку авто на общую сумму в 598,5 млрд рублей. Для сравнения: за аналогичный период прошлого года общая сумма автокредитов достигла 505,5 млрд рублей. Причем чаще всего россияне приобретают в кредит бюджетные модели, на которые в том числе распространяются программы господдержки. В этом году субсидии выделялись дважды — в марте и в июле. В среднем их хватало на три месяца, что было вызвано высоким спросом со стороны населения. Только по итогам мая количество автомобилей, реализованных по программам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», превысило 63 000 единиц. Продление программ поддержки простимулировало покупку еще 75 000 авто.

Прогноз на 2020

Прогноз на следующий год нельзя назвать позитивным. В первую очередь сказывается отсутствие роста реальных доходов населения, которое продолжается пятый год подряд. Во-вторых, свою роль играет политика государства. Несмотря на то, что правительство реализует программы льготного автокредитования, одновременно с этим на рынок негативно повлияет повышение утилизационного сбора, увеличение которого было одобрено в ноябре. Одновременно с ситуацией на российском рынке нельзя не отметить общее падение продаж новых автомобилей и в других странах — США (на 1,6%), Великобритании (на 6,7%), Китае (на 5,8%). Зато растет спрос на автомобили в Европе — в октябре этот рынок показал десятилетний максимум, продемонстрировав увеличение продаж на 8,6%. Однако спрос на авто в европейских странах формирует новый сегмент рынка — электрокары. В России спрос на эту категорию авто отсутствует, к 2025 году продажи могут вырасти на 30% (но в штуках это незначительные показатели), на что может повлиять политика государства, например увеличение утильсбора.

В целом в 2020 году снижения продаж также можно ожидать на уровне 2–3%. Свою роль играет общая экономическая ситуация в стране. Снижение продаж на авторынке в целом отражает состояние экономики — спад промышленного производства и отсутствие роста доходов россиян.

Банки сообщили о росте числа заявок на покупку автомобилей в кредит

Из-за стремительного ослабления рубля в марте россияне стали чаще обращаться за автокредитами, рассказали РБК в банках, которые специализируются на этом сегменте. Большинство опрошенных фиксируют не только рост заявок, но и заметное увеличение выдач по сравнению с предыдущим месяцем и в годовом выражении.

  • По оценкам ВТБ, к середине марта число новых заявок на кредит по отношению к первым двум неделям февраля увеличилось на 14%.
  • «Дочка» Росбанка, Русфинанс Банк, отметила рост числа обращений на 30% по сравнению с предыдущим месяцем. По данным на 23 марта банк выдал 9,7 тыс. автокредитов на 7,7 млрд руб., что на 48% в количественном и 60% в денежном выражении выше показателей февраля, отмечает директор департамента автокредитования банка Алексей Бородавин. А по сравнению с мартом прошлого года выдачи подскочили на 26% в количественном выражении и примерно на 53% в денежном.
  • Тинькофф Банк фиксирует увеличение числа заявок на 20%, говорит руководитель управления автокредитования банка Кирилл Григорьев. «Рост выдач также есть. В целом сезонный рост февраль—март составляет чуть больше 20%, но в этом году рост за февраль—март — 35%», — добавляет он.
  • По оценкам Кредит Европа Банка, в марте количество обращений за ссудами на покупку машин выросло на 15% по сравнению с февралем, выдачи увеличились на 21,5%.
  • БМВ Банк наблюдал активизацию заемщиков еще до марта, сообщила председатель правления Анна Морозова. «Например, уже в феврале рост заявок составил порядка 25% к прошлому году, а результат марта станет еще более значительным. Рост выдач автокредитов также наблюдается, и порядок цифр тот же: прирост 25–30% к прошлому году», — отмечает топ-менеджер.
  • В МС Банке (принадлежит корпорации Mitsubishi) фиксируют рост обращений за кредитами как на Mitsubisi, так и на машины других марок. По сравнению с аналогичным периодом в феврале количество заявок выросло на 22%, следует из данных на 23 марта, поступивших в РБК. Первые две недели марта показывают, что за месяц выдачи ссуд подскочили на 90% в денежном выражении и на 76% в количественном.
  • Совкомбанк считает поток заявок стабильным. «Показатель прироста 11,5% скорее отражает сезонность, нежели повышенный спрос клиентов на автокредиты в текущем месяце», — говорит первый зампред правления банка Сергей Хотимский.
  • Экспобанк не видит значительного роста обращений и продаж в сегменте автокредитов, заявил предправления кредитной организации Алексей Санников.
  • «Сетелем» («дочка» Сбербанка, специализирующаяся на автокредитовании) не ответил на запрос РБК.

Слабый рубль и другие факторы

Большинство опрошенных связывают активность заемщиков с ослаблением рубля. С начала года российская валюта потеряла по отношению к доллару 27%, а по отношению к евро — около 23%. Пиковые значения были достигнуты 18 марта — тогда на фоне обвала цен на нефть курс доллара превышал 80 руб., а курс евро — 88 руб. 24 марта доллар торговался в районе 77–78 руб.

«В текущих условиях на количество заявок повлияло снижение курса рубля, которое влечет за собой повышенный спрос на покупку автомобиля пока еще по старой цене», — говорит начальник дирекции потребкредитования Кредит Европа Банка Кирилл Маевский.

Россияне просто вспомнили опыт прошлых кризисов, считает Григорьев: «После того как в России зародился рынок розничного кредитования, прошло два кризиса — 2008 и 2014 годов. Исторически банки в эти кризисы уменьшали кредитование. Некоторые клиенты, исповедуя предкризисные ожидания, стараются взять кредит сегодня».

Ключевой фактор спроса — ослабление рубля, считает Бородавин. Он также обращает внимание на увеличение средней запрашиваемой суммы кредита: «Ее рост за третью неделю марта по отношению ко второй неделе месяца составил 4%». Всплеск в сегменте автокредитования банкир считает временным.

Читать еще:  Замена вилки сцепления

На изменение спроса могут влиять сезонные предложения дилеров, а также госпрограммы субсидирования автокредитов, уточнили в ВТБ.

Совкомбанк в марте исчерпал выделенный лимит по льготным программам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», но все равно увеличил выдачи, отмечает Хотимский. Показатель конвертации заявок в выдачи растет, констатирует топ-менеджер, и это свидетельствует, что клиенты не уверены в сохранении цен на машины и ставок по автокредитам.

На какие деньги россияне покупают машины

Российские автодилеры зафиксировали увеличение клиентского потока в салоны буквально на следующий день после начала обвала на валютном рынке, писал РБК.

Крупнейший автодилер России компания «Рольф» отмечает рост трафика и продаж во всех сегментах. «За последнюю неделю — порядка 35%», — уточнил ее представитель Павел Носов. По его словам, данные об объеме продаж в кредит будут доступны только в конце месяца, но пока компания фиксирует рост числа сделок за наличные.

«Контрактование во второй половине марта 2020 года у нас выросло в полтора-два раза по сравнению с началом марта этого года. Если сравнивать с мартом 2019 года, то также фиксируем рост 65%», — говорит директор по маркетингу компании «Авилон» Андрей Каменский. Статистику продаж машин в кредит он не привел.

По оценкам группы компаний «АвтоСпецЦентр», с 10 по 18 марта посещение автосалонов выросло примерно на 30%. «На данный момент 53–55% новых автомобилей и 15% авто с пробегом продаются в кредит. Доля кредитных продаж в марте немного снизилась. Рост продаж в большей степени был за счет клиентов, которые покупали автомобили за наличные. Но изменения не такие существенные, чтобы говорить о «значительной» доле продаж», — отмечает директор по маркетингу «АвтоСпецЦентра» Алексей Ермилов.

Россияне уже ставили рекорд по кредитам на машины

В 2019 году банки выдали 947,3 тыс. кредитов на новые и подержанные автомобили, сообщили Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) и аналитическое агентство «Автостат». Это максимум за последние шесть лет. Число выданных ссуд на машины выросло на 11,9% в годовом выражении, а их суммарный объем — на 18,9%, до 746,45 млрд руб. На заемные средства россияне приобрели 45% новых автомобилей в сравнении с 40% годом ранее.

По данным ЦБ на сентябрь 2019 года, автокредиты имели 1,8 млн заемщиков.

Чем обернется всплеск спроса на автокредиты

Банк России не раз обращал внимание на рост закредитованности населения — в октябре прошлого года показатель долговой нагрузки россиян достиг максимума за семь лет.

В этих условиях ЦБ ввел ограничения, нацеленные в первую очередь на рынок необеспеченного кредитования. С 1 октября российские банки обязаны рассчитывать показатели долговой нагрузки (ПДН) заемщиков при выдаче беззалоговых ссуд на сумму от 10 тыс. руб. Чем выше долговая нагрузка клиента, тем больше надбавка по такому кредиту — это должно снизить интерес банков к работе со слишком закредитованными заемщиками.

С 1 октября 2020 года расчет ПДН банкам придется применять и при выдаче автокредитов, следует из указания ЦБ. Надбавки в зависимости от этого показателя регулятор пока не вводил, но участники рынка все равно попросили не вводить обязательный расчет ПДН для автокредитов до 1 млн руб.

Серьезного риска надувания пузыря в сегменте автокредитования сейчас нет, считает гендиректор бюро кредитных историй «Эквифакс» Олег Лагуткин. «Несмотря на то что в ближайшей перспективе вполне возможен рост заявок на покупку транспорта в кредит, далеко не все запросы клиентов будут удовлетворены. Банки в любом случае не будут слепо следовать за спросом, а в текущих экономических и общественных условиях аппетит к риску не должен выйти за рамки разумного», — отмечает он.

Российские банки ужесточают требования к заемщикам, в том числе к тем, кто обращается за автокредитами, сообщил директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. Об этом свидетельствует динамика отказов по ссудам. «Если в январе—феврале 2019 года банки одобряли порядка 47% всех заявок на автокредиты, то в первые два месяца текущего года — только 34%», — подчеркивает эксперт. Но даже такое ужесточение отбора клиентов не снижает кредитование: по данным НБКИ, в январе—феврале выдачи в этом сегменте выросли на 16% в годовом выражении. Волков объясняет это действием льготных госпрограмм «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль».

Риск ухудшения качества портфелей автокредитов есть, но он не критичен для системы в целом, считает заместитель директора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Михаил Полухин. «Доля автокредитов в общем объеме кредитования физлиц невысока, менее 10%. Несмотря на возможное временное увеличение темпов роста выдач, снижение их качества не повлечет критических негативных последствий для банков», — констатирует аналитик.

Россияне взяли рекордное за 6 лет число автокредитов

В 2019 году россияне взяли 947,3 тыс. кредитов на новые и подержанные машины — рекордное количество за последние шесть лет, подсчитали в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ) и аналитическом агентстве «Автостат» (расчеты есть у РБК). Число выданных автокредитов выросло на 11,9% в годовом выражении, а их суммарный объем — на 18,9%, до 746,45 млрд руб. Средний размер ссуды на машину увеличился на 6,3%, до 787,9 тыс. руб. Данные бюро охватывают почти 100% сегмента автокредитования, уточнили РБК в НБКИ (входит в тройку крупнейших бюро, консолидирует данные около 100 млн заемщиков).

Рост выдачи кредитов на покупку машин наблюдается на фоне снижения продаж новых авто: в 2019 году, по данным «Автостата», было реализовано 1,59 млн автомобилей, на 2,5% меньше, чем в 2018-м. Рынок подержанных машин тоже сократился, но менее значительно — на 0,4%, до 5,4 млн единиц. Если бы не автокредитование, падение продаж было бы еще ощутимее, полагает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. По оценкам агентства, в прошлом году на заемные средства было куплено 45% новых автомобилей против 40% годом ранее.

Госпрограммы как стимул для рынка

Основным драйвером авторынка в 2019 году стали госпрограммы льготного кредитования, признает Удалов. В НБКИ динамику автокредитов также объясняют эффектом господдержки: среднемесячные выдачи таких займов с марта, когда возобновились две льготные программы, заметно выросли как в количественном, так и в денежном выражении. Роль госпрограмм подтверждают и опрошенные РБК банкиры.

Кому государство помогает покупать машины

В прошлом году с 1 марта заработали госпрограммы льготного кредитования «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль», а с 1 июля было увеличено их финансирование. Они предназначены для многодетных заемщиков и тех, кто приобретает машину впервые. Таким клиентам банки дают скидку при оплате первоначального взноса по кредиту в размере 10% от стоимости машины, а им выпадающие доходы компенсируются из бюджета. За десять месяцев 2019 года по программам льготного кредитования было продано более 100 тыс. автомобилей при расходах бюджета 9,4 млрд руб.

Госпрограммы распространяются на автомобили отечественной сборки: покупатель может выбрать их из ограниченного модельного ряда стоимостью до 1 млн руб. (до 2019 года ценовой порог постепенно повышался до 1,45 млн руб., но с 2020-го действуют новые ограничения). В текущем году финансирование программ составит 5 млрд руб., сообщал глава Минпромторга Денис Мантуров.

Рост автокредитования обеспечили не только субсидии от государства, считает глава рейтинговой службы Национального рейтингового агентства (НРА) Сергей Гришунин: выдачи кредитов «подпитываются» и продажами не на первичном, а на вторичном рынке. Продажи на последнем, где автомобили дешевле новых, снизились менее значительно, объясняет он. Фокус официальных дилеров на продажи машин с пробегом в числе основных драйверов автокредитования назвал и первый зампред правления Совкомбанка Сергей Хотимский.

К факторам господдержки и роста рынка подержанных авто начальник управления организации продаж автокредитов ВТБ Владимир Высоцкий добавил снижение в 2019 году ключевой ставки ЦБ и упрощение процедуры оформления кредитных заявок — переход рынка на онлайн-заявки с последующим одобрением.

Спад продаж и одновременный рост автокредитования объясняется в том числе сокращением доходов граждан и снижением ставок в банках, указывает младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Екатерина Щурихина. Кроме того, в прошлом году у банков вырос аппетит к риску в этом сегменте, замечает аналитик Moody’s Лев Дорф: «Банки сокращают требования к первоначальному взносу, при этом некоторые предлагают программы по автокредитам без первоначального взноса, и доля таких кредитов существенно выросла за последние несколько лет».

Как россияне платят по автокредитам

Качество автокредитов остается на высоком уровне, считает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. По его словам, доля ссуд с просрочкой свыше 30 дней составляет 7,6% и практически не изменилась за прошлый год. «Пользователи автокредитов, как правило, не новички в розничном кредитовании. В 2019 году средний персональный кредитный рейтинг (ПКР) заемщика, получившего автокредит, находился на уровне 712 баллов. Это выше средних значений по системе розничного кредитования», — уточняет Волков.

Опрошенные РБК аналитики соглашаются, что качество автокредитов пока считается приемлемым по сравнению с портфелем необеспеченных ссуд. «Наличие достаточно ликвидного залога в виде автомобиля по таким кредитам существенно сокращает потери для банков при дефолте заемщика», — говорит замдиректора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Михаил Полухин. Но первые признаки ухудшения состояния портфеля уже появляются. Так, доля непогашенных в срок автокредитов за 12 месяцев выросла на 1 п.п., а в ноябре 2018-го составляла 6,2%, замечает Щурихина.

«Объем автокредитов составляет всего 5% от общего объема розничных кредитов, включающих ипотеку, но с точки зрения ежемесячных платежей автокредиты дают существенную нагрузку, особенно в регионах. Количество заемщиков, имеющих автокредит в дополнение к другим розничным кредитам, также растет в последние годы», — предупреждает Дорф.

Из статистики НБКИ следует, что банки уже стали менее лояльны к желающим взять ссуду на машину. В 2019 году уровень одобрения заявок упал на 7,2 п.п., до 43,5%.

За последние четыре года число россиян, имеющих автокредит, было относительно стабильным. С 2015 года оно выросло с 1,7 млн до 1,8 млн человек, подсчитал ЦБ. Однако за это время росла численность тех банковских клиентов, для кого ссуда на машину не единственная. Так, на 1 сентября 2019 года 8 млн россиян в дополнение к автокредиту имели потребительскую ссуду и кредитную карту (в начале 2015-го таких заемщиков было 6,4 млн), еще 1 млн клиентов были должниками по всем перечисленным продуктам и ипотеке (против 0,4 млн в 2015-м).

2020 год без рекорда

В наступившем году рост автокредитования будет умеренным, считают опрошенные РБК эксперты. «Сегменту по-прежнему будут помогать программы льготного автокредитования, но торможение темпов роста доходов населения может уменьшить влияние этих программ», — замечает Гришунин.

«Динамика в 2020 году будет в существенной степени зависеть от объема государственных субсидий. Пока правительство выделило на начало этого года 5 млрд руб., которые, вероятно, будут израсходованы уже весной», — указывает Дорф.

Сам факт возобновления госпрограмм с начала года поддержит спрос на автокредиты, считает директор департамента автокредитования Русфинанс Банка Алексей Бородавин. «Однако мы понимаем, что выделенного бюджета не хватит, чтобы удержать рынок от снижения, которое в целом по году может составить 5–7%», — добавляет он.

«Несмотря на то что в первые дни нового года наблюдался рост спроса на приобретение автомобилей, в том числе за счет кредитных средств, мы ожидаем снижения рынка продаж новых автомобилей», — указывает первый зампред Совкомбанка. Но, по его словам, для стимулирования продаж банки будут запускать новые программы и предложения, направленные как на конечного клиента, так и на дилерские центры.

О планах увеличить объемы продаж в автокредитовании говорят в ВТБ. «Запланирован запуск новых продуктов — беззалоговый автокредит, программы без первоначального взноса, с увеличенными суммами кредита», — перечисляет Владимир Высоцкий. Он рассчитывает, что спрос на автомобили с пробегом также станет драйвером выдачи автокредитов в 2020 году.

«Все большую популярность приобретают автокредиты с остаточным платежом»

Стоит ли ждать снижения ставки по автокредитам и что будет с льготными госпрограммами? Председатель правления крупнейшего по объему и количеству выданных автокредитов Русфинанс Банка Серж Озеров о том, что происходит с автокредитованием в России.

— Продажи авто стагнируют, а автокредитование растет, хоть и меньшими темпами. Какие у вас прогнозы по итогам года?

— За восемь месяцев зафиксировано снижение продаж новых автомобилей на 2,3%, мы ожидаем сохранение этого тренда. Если не произойдет ускорения, что обычно бывает к ноябрю — декабрю, то продажи новых автомобилей по итогам года могут сократиться на 5—7%. Если говорить об автокредитах, то прирост новых выдач по итогам года может быть в районе 13—15%.

Читать еще:  Как выбрать хорошие тормозные шланги

А что будет со средней ставкой по автокредитам? Будет она снижаться вслед за ключевой?

— На банковские кредитные и депозитные ставки влияет не только ключевая ставка. Мы ориентируемся в первую очередь на рыночную ситуацию. При этом, безусловно, решение регулятора о снижении ставки — это позитивный сигнал для всего рынка. На данный момент средняя ставка по кредиту на покупку нового автомобиля составляет 11,9%, для б/у — 13,5%. Мы не ожидаем существенного изменения этого показателя до конца года.

— Правительство перезапустило льготные программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» (скидка 10% от стоимости авто на уплату первоначального взноса. — Прим. ред.), в частности, чтобы расшевелить рынок продаж авто. В марте на программы было выделено 3 миллиарда рублей субсидий, но они закончились к июню. В июле выделили еще 6 миллиардов рублей. Но и они быстро закончатся. Насколько вообще эти меры эффективны?

— Да, действительно, бюджет в 3 миллиарда рублей быстро разошелся, 6 миллиардов будут расходоваться дольше. Однако следует учитывать, что заемщики, которые ожидали эти госпрограммы и планировали купить бюджетные автомобили, успели это сделать в начале года. Самое существенное изменение в этом году связано со снижением максимальной стоимости автомобиля, который можно купить с господдержкой. Если в прошлом году верхняя ценовая планка составляла 1 миллион 450 тысяч рублей, то в этом году — миллион. При этом произошло удорожание автомобилей, соответственно, уменьшилось количество моделей, которые доступны по госпрограммам. Даже «АвтоВАЗ» предлагает автомобиль, стоимость которого превышает миллион рублей. В целом логика Минпромторга ясна: чем выше пороговая сумма, тем быстрее расходуется финансирование. Эти меры, конечно, помогают, но их недостаточно, чтобы вывести рынок в плюс.

— Некоторые люди пользуются программой ради скидки, а кредит погашают досрочно. Вы это видите по доле досрочного погашения льготных автокредитов?

— Действительно, доля досрочного погашения по госпрограммам существенно выше, чем по стандартным кредитам. И связано это с тем, что заемщиками в некоторых случаях становятся люди, которые не нуждались в кредите или которые попросили кого-то другого оформить кредит на себя с целью досрочного погашения. Конечно, при таких льготных сделках банк несет и дополнительные затраты. Однако прибыль в данном случае — не ключевой фактор участия в программах в качестве банка-партнера. Мы видим, что субсидирование ставок эффективнее стимулирует людей на покупку автомобиля в кредит. Клиент в таком случае получает реально интересную ставку, у него нет мотивации досрочно гасить кредит.

— Тем не менее Минпромторг в апреле представил проект изменения программы, и там не было речи о частичном субсидировании ставки. С 2020 года распределение субсидий собираются проводить на конкурсной основе: господдержку получат те банки, которые пообещают больший объем продаж. Как это повлияет на рынок?

— Мы ведем диалог с Минпромторгом о возможных подходах. Окончательное решение, конечно, за министерством. Со стороны клиента изменения в данном случае заметны не будут. А реакция банков будет зависеть от итоговой редакции программы. Возможно, цель Минпромторга — уменьшить количество контрагентов и оптимизировать документооборот. Естественно, мы не хотим потерять нашу ведущую позицию, учитывая существенный объем выделяемых средств.

— Но некоторым игрокам придется уйти с этого рынка?

— Если они занимают слабые позиции, то им будет сложнее спрогнозировать объем выдач и, соответственно, участвовать. У нас крепкие позиции, поэтому мы можем смело подавать заявку на участие в конкурсе.

— Сейчас некоторые банки, пока в пилотном формате, начали выдавать автокредиты без залога и каско. Будет ли иметь распространение этот вид кредитования? Вы в нем заинтересованы?

— Во-первых, всегда существовали клиенты, которым банки в рамках долгосрочных отношений готовы были предоставить кредит на покупку автомобиля, не оформляя предмет залога, без обременения. Это было и будет. Новое — это то, что некоторые банки выходят в точки продаж и анонсируют подобные пилотные продукты. У нас в данном случае нет интереса, потому что, как правило, эти кредиты будут дороже для клиента, чем кредиты с обеспечением.

— Какие еще вы бы отметили тренды на рынке автокредитования?

— Переход в онлайн. Одобрение кредитов онлайн позволяет еще больше расширить количество брендов, с которыми мы сотрудничаем. Все большую популярность приобретают кредиты с остаточным платежом, или balloon. Этот кредитный продукт позволяет существенно снизить ежемесячные выплаты. Через два или три года, когда истекает срок договора, клиент может либо продлить кредит, либо продать автомобиль, либо оставить его себе и погасить остаток долга за счет собственных средств. Подобный формат делает автокредитование более гибким. Быстро растут выдачи автокредитов в сегменте автомобилей с пробегом. На эту тенденцию влияет ряд факторов. Во-первых, программы trade-in от производителей, за счет которых на рынке появляется все больше б/у автомобилей. Во-вторых, банки улучшают технологию и методологию кредитования этого сегмента, который считается более рискованным, чем кредиты на новые автомобили.

— Какова сейчас доля кредитов на автомобили б/у?

— По нашим расчетам, 17% по количеству выдач. И она будет дальше расти.

— А распространение сервисов каршеринга как влияет на рынок автокредитования?

— Этот сервис пока имеет ограниченное влияние на продажи автомобилей в кредит.

— Однако больше людей будут задумываться: может, не покупать свою машину, а взять в аренду, раз это просто и недорого? Здесь вы угрозы не видите?

— Многое зависит от менталитета. В России автомобиль остается статусной вещью, которая для многих является свидетельством неких жизненных достижений. По нашему портфелю видно, что доля автокредитов для покупки премиум-брендов увеличивается. Это как раз показывает, что людям важен имидж.

— Некоторые эксперты и рейтинговые агентства предупреждают, что уже в 2020 году может быть разворот рынка потребкредитования и рост неплатежей. Вы уже видите какие-то сигналы?

— В настоящее время доля просроченных кредитов в нашем портфеле составляет менее 5%. Для банка, который специализируется на потребительском кредитовании, этот уровень ниже среднего по рынку. Мы наблюдаем за дискуссией ЦБ и Минэкономразвития о сдерживании роста розничных кредитов, при этом я согласен, что спрос ожидаемо снижается. Но ситуация никак не влияет на Русфинанс Банк, учитывая, что наш портфель оптимально сбалансирован и мы не ждем какого-то существенного снижения спроса на наши кредиты в будущем году.

Российский рынок люксовых автомобилей после COVID-19: красиво жить не запретишь

Спрос создает предложение, и начало весны 2020 года принесло богатый урожай аналитических статей и прогнозов, в том числе относительно рынка люксовых товаров и услуг. Большинство из этих прогнозов скорее пессимистичны: настроение задают такие авторитетные консалтинговые компании, как Bain & Company и Boston Consulting Group, которые оценивают сокращение люксового сегмента в 15–35% в зависимости от используемой прогностической модели.

Эксперты сходятся во мнении, что сегмент ожидает длительная рецессия и его возрождение займет месяцы, если не годы. Тем не менее аналитики подчеркивают: при условии правильного поведения во время пандемии компании могут рассчитывать на восстановление прежних позиций и даже на рост. Пока кризис не отступил, эксперты призывают задуматься о будущем уже сейчас. Они рекомендуют компаниям присутствовать в информационном пространстве и укреплять позитивный образ бренда, проявляя социальную ответственность в отношении своих сотрудников и общества в целом; организовывать краудфандинговые проекты и активную поддержку онлайн-сообществ потребителей в качестве компенсации ограничения/запрета на контактирование в офлайне. Обязательные условия возрождения: пересмотр бизнес-стратегий с учетом новых ценностей потребителей (теперь важна не только эстетика, но и новая этика потребления) и быстрое внедрение инноваций в процесс онлайн-покупок (прежде всего гиперперсонализации для максимального обогащения онлайн-коммуникации).

Действительно ли пандемия станет переломным моментом, который навсегда поменяет поведение покупателей – покажет время. Пока можно сказать, что в отношении автомобильной отрасли на данный момент времени оправдываются скорее осторожно-оптимистичные прогнозы. Так, Forbes со ссылкой на J.D. Power отмечает, что «неделя, завершившаяся 10 мая, была шестой неделей непрерывного роста розничных продаж автомобилей — скорость восстановления составляет примерно 5% каждую неделю. Отчасти благодаря солидным материальным стимулам для потребителей, включая кредит без предоплаты на 84 месяца [имеется в виду предложение Ford. — Прим. авт.], продажи в прибыльном сегменте полноразмерных пикапов оставались достаточно стабильными. Продажи в других сегментах, в том числе среднеразмерных пикапов, компактных SUV и премиальных автомобилей также начинают постепенно расти». Jing Daily со ссылкой на Reuters приводит данные рекордно высоких продаж Tesla в марте, выросших за месяц на 450%, невзирая на проседание автомобильного рынка в целом. Приведенные данные касаются европейского и китайского рынков. Но насколько пандемический кризис 2020 затронет люксовый сегмент автомобильного рынка в России?

В 1 квартале 2020 года компания ResearchView провела исследование потребителей автомобилей класса люкс (HNWI*) в рамках масштабного международного исследования по заказу одного из автомобильных гигантов, одной из задач которого было определение дальнейшей стратегии развития брендов компании с учетом современных тенденций: цифровизации и развития онлайн-компонента продаж, осознанного потребления, снижения вреда для экологии. С покупателями люксовых автомобилей были проведены глубинные интервью, в ходе которых мы проверили ряд гипотез, не связанных напрямую с ситуацией вокруг COVID-19. Тем не менее полученные данные позволяют сформировать общее представление о настрое российских потребителей товаров класса люкс в отношении будущих покупок.

Подобные исследования аудитории класса люкс компания ResearchView проводит на регулярной основе, поэтому у нас есть возможность сравнить поведение люксовой аудитории потребителей в текущей ситуации с кризисом 2014 и 2008 года. В нашем исследовании, проведенном в разгар кризиса 2008 года, богатые россияне, так же как и сейчас, и в 2014 году, демонстрировали завидную устойчивость и высокую сопротивляемость панике вкупе с довольно консервативными установками. «Роскошь» воспринимается ими не как излишество или тем более повод для самоограничений, но как привычный комфортный образ жизни, который важно сохранить. Большинство из них придерживаются позиции Оскара Уайльда: «У меня непритязательный вкус — мне достаточно самого лучшего». Идея «социально приемлемой роскоши», признанной в качестве одного из актуальных лайфстайл-трендов в сегменте luxury, трактуется российским обеспеченным классом специфически: не как минимализм и внешняя неброскость, но как «роскошь, понятная моему кругу».

Владельцы Bentley, Rolls-Royce, Mercedes-Maybach и других люксовых top-end-марок автомобилей демонстрируют готовность платить за автомобиль столько, сколько запросят, если он соответствует их ожиданиям по функциональным характеристикам и представлениям о том социальном круге, к которому они хотят принадлежать. Последовательный гедонизм и ориентация на внешние маркеры социального статуса, понятные узкому кругу «знающих людей», проявляются и во внимании к нюансам при выборе люксовых автомобилей: только натуральные материалы отделки и эксклюзивные элементы дизайна, отсутствие кича во внешнем облике — но все же обязательная демонстрация дороговизны и статусности машины.

«Есть уровень кичливой роскоши. Можно купить Gelandewagen и покрыть его золотой эмалью, на это все обратят внимание. Но я сторонник того, чтобы не все обратили внимание, а люди понимающие» (Дмитрий Х., владелец крупного бизнеса)

При этом никто из опрошенных ни сейчас, ни в прошлые кризисы не корректирует планы будущих приобретений в связи с кризисом COVID19: автомобиль попросту не рассматривается как статья расходов, на которой можно или нужно экономить.

Идеи, связанные с более экологичным использованием автомобиля, воспринимаются без особого энтузиазма: по убеждению опрошенных, люксовые автомобили — это не про экологию. Потребители рассуждают так: доля люксового сегмента среди всего рынка автомобилей ничтожно мала, и поэтому тратить усилия и средства на то, чтобы сделать их более безопасными для окружающей среды (например, снижая вред от выбросов CO2 или уменьшая объемы двигателя), просто нет смысла: «Надо начинать не с люксовых автомобилей, а с тех, которые ездят в основной своей массе по городам. Как показывает практика, в хороших дорогих автомобилях уже обо всем подумал производитель». Предложение отчислять средства с продаж люксовых автомобилей в пользу экологических или благотворительных организаций вызывает искреннее недоумение у люксовой аудитории.

Перспектива перехода на электромобили сама по себе видится как неизбежная, хотя и пока малореалистичная в российских условиях слабого развития инфраструктуры. Электромобили воспринимаются в большей степени как модный тренд, к которому top-end-потребители готовы присоединиться, когда придет время: «Если сейчас для нас электромобиль — это роскошь, то в будущем это будет нормой. Даже машина с двигателем внутреннего сгорания должна быть моветон, все должны стремиться к тому, чтобы не загрязнять природу». Но быть в авангарде этого движения и на практике жертвовать своим комфортом ради экологии владельцы люксовых автомобилей не готовы.

Читать еще:  Обзоры популярных моделей Rover

А как насчет цифровизации и усиления компонента онлайн-коммуникации в продажах? Российские top-end-потребители не имеют ничего против, хотя для них более привычны личные визиты в дилерские салоны. Онлайн-конфигураторы воспринимаются как эффективный инструмент индивидуализации машины и удачный маркетинговый ход, привлекающий потенциальных покупателей, и заодно как возможность сэкономить время. Но как полноценный способ подобрать все желаемые опции для автомобиля перед офлайн-визитом в салон онлайн-конфигураторы пока не рассматриваются. Основной упор потребители делают на общение с менеджером в салоне и на возможность «пощупать», увидеть вживую или в каталоге все материалы и детали. Вообще «роскошь человеческого общения», как и расширенный тест-драйв, воспринимается как один из элементов индивидуального, эксклюзивного обслуживания, а компетентность и харизматичность представителя салона — как дополнительная ценность в процессе покупки.

И все-таки, есть ли возможность цифровизации продаж люксовых автомобилей для консервативно настроенных покупателей? Как переключить их с «теплых ламповых покупок» на онлайн, столь актуальный в условиях пандемии и пост-пандемии? Может быть, путем усиления развлекательного компонента в использовании онлайн-конфигураторов (проработанный виртуальный помощник — «идеальный менеджер»). Может быть, путем формирования образа онлайн-продаж как высокостатусных/эксклюзивных — а значит, доступных лишь узкому кругу (например, за счет использования технологий дополненной реальности). Эти вопросы остаются открытыми для более детального изучения и проработки в ходе наших будущих исследований.

Таким образом, люксовый сегмент автомобильного рынка в России пока выглядит достаточно устойчивым — отчасти за счет консервативных представлений потребителей о роскоши и комфорте, отчасти в силу их неготовности отказываться от гедонистических установок. Но, возможно, в постпандемическую эру нас ожидает постепенная трансформация образов комфорта и статуса, столь важных для российских top-end-потребителей.

* HNWI — от англ. HighNetWorthIndividuals — очень богатые люди с состоянием от 1 млн до 30 млн долларов. Дополнительным критерием отбора для участия в исследовании было владение автомобилем стоимостью от 120 тыс. долларов, который был куплен новым, для личного владения, не позже 2018 г. и решение о покупке которого принимал сам участник исследования.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

Что происходит с автокредитами: условия, ставки, суммы

Первый квартал 2020 года стал рекордным по показателям на рынке автокредитования. В январе—марте в кредит было продано наибольшее количество автомобилей за последние семь лет. Больше всего кредитов на машину было выдано в Москве, Санкт-Петербурге, Московской области, а также в республиках Татарстан и Башкортостан. С ростом курса рубля и мер по предотвращению пандемии люди стремились покупать все, что еще не успело подорожать и было в наличии.

Однако режим самоизоляции и последующий за ним обвал авторынка повлияли и на количество выданных кредитов. Несмотря на рост заявок, автокредитов стали выдавать меньше из-за общего снижения покупательной способности населения, закрытия дилерских сетей и невозможности части банков оформить кредит офлайн.

Кроме того, банки в период пандемии стали более разборчивы. Все вышеперечисленное привело к общему снижению рынка автокредитования по итогам апреля на 80%. Майские показатели будут рассчитаны только к концу июня, но, по данным экспертов отрасли, на прежний уровень автокредиты вернутся нескоро.

По данным Национального бюро кредитных историй, в апреле 2020 года средняя сумма автокредита с учетом как новых машин, так и автомобилей с пробегом составила 697 400 рублей. По сравнению с мартом текущего года данный показатель упал на 17,8%, так как средняя сумма автокредита в марте была еще 848 800 рублей. Снижение отмечено и в сравнении с апрелем прошлого года.

Генеральный директор Национального бюро кредитных историй Александр Викулин считает, что в период самоизоляции наиболее серьезно в розничном кредитовании пострадал именно сегмент автокредитов. По его словам, падение выдачи автокредитов составило более 80%.

«При этом сокращение выдачи происходило в основном за счет заемщиков хорошего кредитного качества, которые, как правило, снижают свою кредитную активность в периоды кризиса. Этим заемщикам банки делегируют максимальные суммы кредитов, — пояснил Викулин. — В сегменте автокредитования слабо развиты дистанционные каналы продаж, а традиционное офлайн-кредитование в автосалонах в апреле фактически остановилось».

Важно также отметить, что в регионах с самыми крупными суммами займов были введены наиболее жесткие условия самоизоляции. Традиционно самые большие суммы по автокредитам банки выдают в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге. По словам гендиректора НБКИ, именно это могло привести к снижению среднего размера чека по кредиту на покупку машины в стране.

В апреле предоставление автокредитов снизилось примерно в пять раз, уточнил генеральный директор Объединенного кредитного бюро Артур Александрович. Во многом это обусловлено снижением доступности автосалонов, но есть и другие причины.

«Отчасти это также связано с ужесточением требований банков к заемщикам. При этом мы ожидаем, что спрос на автокредиты будет восстанавливаться медленнее, чем спрос на другие виды кредитов. Производство автомобилей хоть и локализовано, но все еще существенно зависит от курса иностранных валют, поэтому цены на автомобили будут расти ежемесячно. Часть заемщиков вместо покупки новой машины в будущем могут отдать предпочтение автомобилю с пробегом», — объяснил в беседе с корреспондентом Autonews.ru гендиректор ОКБ.

Кроме того, сегмент кредитования, по словам эксперта, отличается низкой прибыльностью, а значит, большей чувствительностью к различного рода рискам. И в период возросших рисков банки как раз ужесточают требования к заемщикам в данном сегменте.

О сложностях в работе банков в связи с пандемией в беседе с корреспондентом Autonews.ru рассказал и директор департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Мольков. По его словам, доля кредитов снизилась с 55% в первом квартале до 40% в апреле—мае.

«Оказалось, что многие банки на практике были не готовы к продажам в онлайн-режиме и к дистанционной работе, несмотря на то, что в целом тема цифровизации и онлайна в последние годы является одной из самых приоритетных и модных в банковской сфере. Также мы видим, что замедлился срок рассмотрения заявок на кредит. В плане технологий часть банков не только не продвинулись вперед, но и даже откатились назад. Очевидно, что в дальнейшем им будет тяжело конкурировать с теми банками, кто не останавливался в своем развитии», — пояснил эксперт.

Сейчас количество заявок на автокредиты растет, однако уровень одобрения пока остается низким. «Стало больше ситуаций, когда клиент либо вообще не получает одобрения ни от одного из банков, либо получает одобрение в одном-двух банках, притом что заявка направляется минимум в десять банков. Спрос на автокредиты с наступлением лета вырос, но пока рано делать окончательные выводы. Что касается ставок, то с начала года существенных изменений в ставках по кредитам не было», — резюмировал директор департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр».

Правительство отберет банки для получения субсидий

Правительство с 2020 года планирует ввести конкурсный принцип определения банков, которые смогут выдавать льготные автокредиты и получать компенсацию из бюджета. Господдержку получат те, кто пообещает продать автомобили на наибольшую сумму, использовав меньше всего господдержки. Это не должно сказаться на конечном покупателе, полагают эксперты, но банки с низкой долей на рынке потеряют доступ к госсубсидированию.

Минпромторг меняет механизм выделения господдержки по программе льготного автокредитования. Согласно проекту поправок, с 2020 года распределение субсидий будет проходить на конкурсной основе: с 1 октября по 1 ноября 2019 года Минпромторг соберет с кредитных организаций заявки на участие в отборе, и шанс его пройти будет тем выше, чем больший объем продаж автомобилей в кредит в 2020 году на 1 руб. субсидии пообещает компания. За недостижение обещанного ее будут штрафовать. Документ разработан по поручению вице-премьера Дмитрия Козака от 31 января. Сейчас банки сначала выдают кредиты, а потом подают в Минпромторг заявки на субсидию. Конкурсный принцип предлагается применять и к другим мерам господдержки промышленности, в том числе к субсидированию лизинговой ставки. По идее Дмитрия Козака, новая система распределения госсредств повысит эффективность поддержки промышленности.

По программам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» с 2015 года банки предоставляют скидку на оплату первоначального взноса по кредиту в размере 10% стоимости автомобиля, для жителей Дальнего Востока скидка увеличена до 25%. Выпадающий доход банкам компенсируется из бюджета. В 2019 году программа была запущена только в марте, а максимальная стоимость автомобиля, который можно приобрести с господдержкой, снижена с 1,5 млн до 1 млн руб. В бюджете на программу на 2019 год выделено 3 млрд против 9,2 млрд руб. в прошлом году.

Программа льготного кредитования работает в основном в легковом сегменте, а после введения ограничения на стоимость автомобиля в 1 млн руб. коммерческий транспорт практически выпал из нее, поясняет источник “Ъ” на авторынке. За время действия программ в 2019 году (март—апрель) по ним было продано свыше 5 тыс. автомобилей Kia — почти четверть от всех реализованных в России моделей Rio, сообщили “Ъ” в автоконцерне. В Hyundai говорят, что на льготные программы приходится примерно половина выданных автокредитов.

Доля кредитных машин в продажах достигла максимума

Программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» показывают свою высокую эффективность, говорит главный управляющий директор Совкомбанка Андрей Спиваков. При запуске программ господдержки розничные продажи в кредит автомобилей, попадающих под условия, выросли в среднем на 20%, поясняет он. ВТБ в марте—апреле выдал более 5 тыс. автокредитов с господдержкой (33% от всех автокредитов) на сумму 2,3 млрд руб. Глава департамента автокредитования Русфинанс Банка Наталья Русова говорит, что госпрограммы стали ключевым драйвером спроса на рынке автокредитования в первом полугодии. Она отмечает, что сокращение бюджета программы в три раза в 2019 году и снижение стоимости автомобиля существенно ограничили выбор моделей и снизили объем льготных автокредитов. Источники “Ъ” на рынке говорят, что в среднем у крупных банков льготные программы составляют около 10% в общем объеме автокредитов. В «Уралсибе» “Ъ” сказали, что госпрограммы пользовались у населения популярностью за счет реальной возможности получить скидку на автомобиль, среди заемщиков банка наиболее востребованной была программа «Семейный автомобиль». 41–43% льготных сделок приходится на Lada, подсчитали в банке, при этом лидеры продаж в рамках стандартных программ — иностранные бренды.

Ведение реестра получателей субсидий на основании отбора логично, полагает Наталья Русова, но такой подход может отразиться на участниках, имеющих низкую долю на рынке: они просто не смогут участвовать в распределении субсидий. Источник “Ъ” на рынке добавляет, что это не должно затруднить вход новых игроков на рынок автокредитования.

Как авторынку продлили урезанное субсидирование спроса

Изменения приведут к тому, что участие в программах будет интересно только банкам, у которых есть партнерские выдачи по бюджетным автомобилям, говорит Сергей Удалов из «Автостата», и на рынке в итоге останутся только ключевые игроки. При этом на покупателе это сказаться не должно, полагает он: клиенты будут ограничены в выборе банков, но это будут игроки, на долю которых и так приходится основная часть таких кредитов. Дмитрий Бабанский из SBS Consulting отмечает, что по льготным автокредитам изначально ограничен уровень ставки, что не должно привести к ее росту при сужении числа банков-участников.

Лизинговые субсидии выставляют на конкурс

Правила игры

Поправки, аналогичные новому механизму доступа к льготным кредитам, разработаны Минпромторгом и для льготного лизинга. Предполагается, что с 2020 года лизинговые организации будут получать доступ к господдержке только по конкурсу, причем наибольшие шансы имеют компании, пообещавшие передать в лизинг технику на большую сумму, израсходовав меньше субсидий.

Кроме того, теперь механизм субсидирования «укрупняется», и новые правила будут распространяться сразу на лизинг автомобилей, спецтехники, техники на газомоторном топливе, вагонов и электропоездов, электрического городского транспорта. До этого для каждого вида техники действовали отдельные правила распределения господдержки. Половину от всей господдержки лизинга будет направлено на лизинг автомобилей, еще 22% на спецтехнику. Также документ исключает «квалификационные» требования к лизинговым организациям для заключения соглашений о предоставлении субсидировании.

Схема по своему принципу аналогична корпоративным программам повышения конкурентоспособности (КППК). Через них будут распределяться средства на субсидирование ставок по кредитам (банковские субсидии) и на компенсацию части затрат при транспортировке продукции за рубеж. Критерием доступа к этим субсидиям будут планы компаний по увеличению экспорта до 2025 года. В Минпромторге поясняют, что КППК не может применяться к механизму льготного лизинга, поскольку получатели субсидии — не производители промышленной продукции.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector