Закон о дорожных знаках - Автомобильный журнал
Trt-auto.ru

Автомобильный журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Закон о дорожных знаках

В Верховном суде поспорили о произвольной установке дорожных знаков

Партнер «ФБК-Право» Александр Ермоленко продолжил оспаривать в Верховном суде пункты ПДД, которые позволяют городским властям произвольно ставить дорожные знаки «Остановка запрещена». По мнению заявителя, причины установки таких обозначений сейчас нигде не указаны. Первая инстанция отказала ему в иске, отметив, что обжалуемые нормы не регулируют установку запрещающих дорожных знаков и дублируют те положения, которые уже есть в ГОСТах.

На сегодняшнем заседании в апелляции ВС представитель истца Александра Герасимова, ведущий юрисконсульт «ФБК Право», пояснила, что правила дорожного движения не должны просто воспроизводить ГОСТы: «В ПДД устанавливается определенное регулирование дорожного движения». Юрист отметила, что по закону ограничивать движение машин можно лишь, исходя из программы целевого подхода. По ее словам, оспариваемые знаки регулируются только двумя абзацами в ПДД, и органы исполнительной власти устанавливают эти ограничения абсолютно произвольно.

Речь идет о правовом пробеле, который нужно устранить, подчеркнула Герасимова: «Необходимо указать, когда эти знаки можно устанавливать. Например, если есть помехи и угроза безопасности дорожного движения». Сам Ермоленко добавил, что ВС стоит дать дополнительное толкование, когда спорная ситуация не урегулирована законом: «Есть запрещающие знаки, а в каких ситуациях их можно и нужно ставить – непонятно. Надо бы разъяснить этот момент».

Представитель МВД Юлия Песковая в ответ обратила внимание на то, что истцы изначально просили вовсе признать недействующими дорожные знаки «Остановка запрещена» и «Стоянка запрещена». Она подчеркнула, что оспариваемые пункты ПДД применяются в системном единстве с другими законодательными положениями о безопасности дорожного движения

– Какие НПА регламентируют условия и порядок установки этих знаков? – поинтересовался судья-докладчик Владимир Зайцев.

– Часть 2 ст. 21 закона о безопасности дорожного движения и приказ Минтранса от 17 марта 2015 года № 43 «Об утверждении Правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения», – ответила Песковая.

Вообще, нельзя выработать единые нормы для установки знаков на всю страну, добавил начальник отдела нормативно-правового регулирования и международного сотрудничества ГУОБДД МВД России Дмитрий Митрошин. По его словам, только владелец дороги может четко понимать, какой знак, когда и где нужно поставить: «Как пример, власти могут запретить обгон, если на каком-то участке конкретной трассы слишком часто случаются аварии».

– Но у госорганов есть обязанность регламентировать вопрос установки этих знаков? – уточнил судья Вячеслав Горшков.

– По сути, ограничений нет, они накладываются только здравым смыслом, – рассказал Митрошин.

– Так на какие критерии ориентироваться владельцу дороги при установке знаков? – спросила председательствующая Галина Манохина.

– На безопасность движения, повышение пропускной способности. Это общие нормы, – ответил представитель МВД.

Прокурор Лариса Масалова тоже поддержала позицию ответчика и попросила оставить в силе решение первой инстанции. Определить все возможные случаи для установки знаков невозможно, добавила она.

Выслушав все доводы сторон, «тройка» судей удалилась в совещательную комнату и спустя 15 минут огласила решение: в удовлетворении жалобы отказать. Таким образом, запрещающие знаки признали законными. Уже после заседания Ермоленко высказал надежду, что ВС в мотивировочной части даст толкование вопросу, в каких случаях эти знаки можно ставить.

История спора

Партнер «ФБК-Право» обратился в ВС с требованием отменить дорожные знаки «Остановка запрещена» и «Стоянка запрещена» (п. 3.27, 3.28 Приложения № 1 к ПДД). По словам юриста, сейчас такие обозначения городские власти устанавливают произвольно: «Из-за этого ограничиваются права граждан». Ермоленко лично столкнулся с такой проблемой. Он припарковал свою машину недалеко от супермаркета на Кутузовском проспекте, а потом получил штраф в 3000 руб. за стоянку под оспариваемым знаком. Заявитель объясняет, что на этой улице практически нет мест, где можно оставить свое авто: везде висят обжалуемые запрещающие обозначения. Юрист подчеркнул в своей жалобе, что такая ситуация сложилась на всех дорогах Москвы: «Запрещена парковка рядом с больницами, детскими садами, школами, государственными учреждениями». В законе отсутствует чёткая процедура принятия решений, где установить спорные знаки, добавляет Ермоленко.

На судебном заседании в ВС партнер «ФБК-Право» подробно объяснил свою позицию (см. «Стоянка запрещена: в Верховном суде оспорили произвольную установку дорожных знаков»). Он рассказал, что в п. 12.4 и 12.5 ПДД уже указано, где водителю запрещено оставлять свою машину: «Эти правила понятны автолюбителям. В частности, там разъясняется, что нельзя стоять около пешеходных переходов, на мостах и путепроводах». Но ПДД не определяют, где и когда устанавливаются знаки из п. 3.27 и 3.28 ПДД, отметил юрист. То есть правоприменитель может ставить такие обозначения в любом месте. Ситуация не была бы проблемной, но в Москве за последние годы установили очень много обжалуемых знаков, сейчас их уже 20 000, пояснил партнер «ФБК-Право». В столице это привело к тому, что правило «можно стоять везде, где не запрещено» превратилось в требование «можно стоять только там, где разрешено», возмутился заявитель. Мы рассылали запросы во все органы власти Москвы, но так и не получили ответ – кто и как принимает решение о запрете стоянки, добавил юрист.

Представитель МВД Юлия Песковая в ответ доказывала, что власти осуществляют необходимое информирование об установке спорных знаков. Обжалуемые обозначения утверждены ГОСТом и закреплены в международных актах, добавила ответчик. Эти знаки можно устанавливать с учетом конкретных обстоятельств, учитывая ширину проезжей части и иные причины временного характера, сказала представитель МВД. По мнению ведомства, ситуация истца не имеет отношения к заявленному требованию Ермоленко.

Другой представитель ответчика, начальник отдела нормативно-правового регулирования и международного сотрудничества ГУОБДД МВД России Дмитрий Митрошин, удивлялся, почему юрист хочет отменить спорные пункты только потому, что нет их регламентации. На федеральном уровне нецелесообразно предусмотреть все причины установки таких знаков, уверял представитель МВД. По его словам, из ответа ЦОДД следует, что на том же Кутузовском проспекте обозначения стоят «для повышения пропускной способности». На этом участке улицы есть троллейбусная остановка, поэтому знаки поставили, чтобы общественный транспорт мог нормально проехать, сказал Митрошин. Кроме того, он подчеркнул, что п. 3.27 и 3.28 ПДД – это специальные нормы, а 12.4 и 12.5 – являются общими положениями. Продолжая доказывать правоту ответчика, Митрошин утверждал, что в федеральном акте нельзя прописать универсальное регулирование для всей страны и попросил отказать в иске. Прокурор поддержала позицию МВД.

Заключение на проект федерального закона N 450612-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (о введении понятия «зона специальной организации дорожного движения») (не действует)

Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту
по проекту федерального закона N 450612-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

В Комитете рассмотрен проект федерального закона.

Указанный законопроект предусматривает дополнение Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон) новым термином «зона специальной организации дорожного движения», а также нормами, определяющими порядок создания и функционирования данных зон. Кроме того, проектом закона предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Кодекс) новой статьей, устанавливающей ответственность за нарушения условий и ограничений движения в указанных зонах.

По мнению автора, предлагаемые законопроектом изменения необходимы в целях формирования нормативной правовой основы для установления ограничений движения отдельных категорий транспортных средств на определенных территориях Российской Федерации (в частности, грузовых автомобилей в центрах крупных городов).

Однако, согласно пункту 4 статьи 22 Закона, единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения (далее — Правила), утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Указанные Правила регламентируют, в частности, вопросы ограничения движения транспортных средств с помощью дорожных знаков и дорожной разметки (приложения N 1 и N 2). При этом соответствующие положения Правил корреспондируются с нормами Конвенции о дорожных знаках и сигналах, принятой 8 ноября 1968 г. в г. Вене и ратифицированной Российской Федерацией.

Далее, в Кодексе уже имеются нормы ответственности за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги (статья 12.16).

Принимая во внимание, что Правила предусматривают возможность зональных ограничений движения транспортных средств с помощью дорожных знаков и дорожной разметки, а в Кодексе установлена ответственность за несоблюдение таких ограничений, предлагаемые законопроектом изменения в Закон и Кодекс представляются излишними.

На законопроект получены отрицательные Официальный отзыв Правительства Российской Федерации и заключение Правового управления Государственной Думы.

В связи с вышеизложенным Комитет считает принятие законопроекта нецелесообразным и рекомендует Государственной Думе отклонить указанный проект федерального закона при рассмотрении в первом чтении.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Организации устанавливающие дорожные знаки

Любая дорога еще на стадии проектирования подразумевает разработку и утверждение схыма организации дорожного движения и дислокации дорожных знаков. Эта схема может корректироваться после ввода дороги в эксплуатацию. В любом случае, размещение знака является незаконным, если оно не прошло согласование дорожных служб и ГИБДД.

По какому принципу устанавливаются дорожные знаки, и кто имеет право на их размещение – верный ответ на этот вопрос знают не все граждане.

Многие ошибочно полагают, что за установку знаков на дорогах отвечает ГИБДД. С 2014 года эта служба не согласовывает проект и схем организации дорожного движения, но остается надзорным органом. Согласованием занимаются владельцы дорог, а в Москве – Департамент транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры и подведомственный ему Центр организации дорожного движения правительства Москвы.
По закону, организации, устанавливающие дорожные знаки, должны иметь лицензию на эту деятельность, а также утвержденный проект организации дорожного движения.

Регламент для установки дорожных знаков

Документами, регламентирующими порядок применения дорожных знаков, являются:

  • Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств. ГОСТ Р 52289-2004.
  • Технические средства организации дорожного
    движения. Разметка дорожная. ГОСТ Р 51256-2011.
  • Технические средства организации дорожного
    движения. Знаки дорожные. Общие технические требования. ГОСТ Р 52290-2004.

Дислокация дорожных знаков разрабатывается и утверждается органом власти. Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», не менее чем за 20 дней до установки знака, запрещающего въезд, остановку либо стоянку, или предупреждающего об одностороннем движении, должно произойти информирование граждан о запрете или изменении схемы движения. Это может быть публикация на официальном сайте органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, к которому прикреплена соответствующая дорога, информационные стенды поблизости места установки новых знаков, и иными способами.

Как проверить законность установки дорожного знака

С дислокацией знаков можно ознакомиться в городской дирекции по организации дорожного движения, в Москве это Центр организации дорожного движения (ЦОДД). В реестре указывается каждый знак, установленный в городе. Если же он отсутствует, то его местонахождение незаконно, а это – повод для привлечения к административной ответственности.

Например, неправомерной является установка знака «Стоянка только для сотрудников» возле территории предприятия, поскольку ограничивает права других граждан. Также незаконно самовольное размещение жильцами двора знака «Въезд запрещен». В таких ситуациях любой гражданин может обратиться в дорожную инспекцию. Задачей приехавший по сигналу сотрудников будет демонтаж незаконно поставленного знака и поиск виновных для наложения штрафных санкций по статье 12.33 КоАП РФ.

Если соблюсти все стандарты и нормы, то получить разрешение ГИБДД в большинстве случаев не сложно. Важно, чтобы знак находился в зоне видимости всех, кому предназначается и на кого рассчитан, обзор не должен закрываться ни растениями, ни наружным освещением, ни рекламными стендами, а также проезжающим транспортом.
Заказчик, нуждающийся в такой услуге, обращается в лицензированные организации, устанавливающие дорожные знаки, которые выполняют проектирование, изготовление и размещение указателя. Эти службы занимаются и согласованием, получением разрешений у соответствующих структур.

Читать еще:  Топ-5 доступных внедорожников с самым высоким клиренсом

Им будут обозначать стационарные и мобильные камеры

Все дорожные камеры будут обозначаться новым информационным знаком, следует из проекта изменений в ПДД. Большой прямоугольный указатель придет на смену привычной табличке «Фотовидеофиксация». За городом знак должны ставить за 150–300 м до начала зоны контроля, в городе будет достаточного одного на въезде. Им будут обозначать зоны контроля стационарных и мобильных камер. Столичные власти уже заявили, что после вступления в силу поправок уберут все старые таблички с улиц, оставив только новые на въезде в Москву. Новые правила в теории упростят обжалование штрафов, предполагает эксперт, при этом у городов появится законное право часть указателей вообще демонтировать.

Проект изменений в ПДД размещен МВД 18 марта на regulation.gov.ru. По действующим правилам, напомним, камеры обознаются информационной табличкой 8.23 «Фотовидеофиксация». Теперь знак будет иметь номер 6.22, при этом ставить его будут за 150–300 м до зоны контроля комплекса вне населенного пункта, в населенном пункте — на въезде в него. Данное правило будет обязательным как для стационарных, так и передвижных комплексов. Новый указатель сможет применяться самостоятельно без привязки к знакам «Ограничение скорости» и т. д. (сегодня в ПДД есть такое ограничение).

Внешний вид нового знака в поправках не описан, но, судя по разъяснениям ГИБДД России, он будет относится к категории информационных (это следует и из логики новой нумерации).

Похожие знаки на желтом фоне ранее уже появлялись в Подмосковье. В связи с изменениями в ПДД Росстандарт должен будут оперативно внести коррективы в ГОСТ 52289–2019, где описан внешний вид знаков: он вступает в силу 1 апреля, заменяя устаревший ГОСТ 2004 года.

Проект изменений в ПДД подготовлен в связи с поручениями президента Владимира Путина, которые он дал по итогам Госсовета в июне 2019 года. До 1 февраля текущего года правительство должно было разработать «требования об обязательном информировании» водителей о местах размещения камер», а также об обозначении комплексов знаками. Еще в 2019 году ГИБДД России запустила интерактивный сервис — обновляемую карту со всеми камерами на дорогах. Параллельно РосдорНИИ, Минтранс и ГИБДД подготовили рекомендации по установке камер, в конце года их одобрил Белый дом. Документ носил рекомендательный характер — теперь часть норм из него (про обозначение камер за 150–300 м за городом) вносится в ПДД, а значит, будут обязательны к исполнению регионами.

« Принятие проекта позволит обеспечить информирование водителей о местах, на которых используются комплексы фотовидеофиксации, и сократить необходимость избыточного применения запрещающих и других дорожных знаков, а также положительно отразится на повышении безопасности движения»,— считают в ГИБДД.

Реализация поправок не повлечет за собой «значимых финансовых затрат» органов управления автодорогами и регионов, уверены в ведомстве.

Проект изменений в ПДД поддержали в компании «МВС Груп», которая устанавливает и обслуживает подмосковные камеры в рамках концессии. «Мы поддерживаем инициативу по введению нового единого знака как перед стационарными, так и перед передвижными комплексами, поскольку уверены, что это предотвратит случаи недопонимания со стороны водителей, которые иногда подвергали сомнению законность работы передвижных комплексов,— заявил “Ъ” гендиректор компании Евгений Соболев.— Мы еще в прошлом году начали установку специальных информационных щитов в зонах, где возможна работа передвижных комплексов, установив в общей сложности около 700 таких щитов».

Эксперт по системам фиксации нарушений Григорий Шухман изменения также поддержал. На практике же, отмечает он, поправки в ПДД могут дать новый инструмент для обжалования штрафов: в статье 26.2 КоАП сказано, что не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных «с нарушением закона». Иными словами, пояснил господин Шухман, получив штраф с помощью необозначенной камеры, автомобилист сможет обратиться в ГИБДД и попытаться штраф этот отменить. «При этом нужно будет иметь на руках все замеры, фотоматериалы либо данные с видеорегистратора,— отмечает он.— Если, к примеру, водитель получил штраф, а знак поставили задним числом, доказать нарушение будет очень сложно». В целом, заметил господин Шухман, нововведение будет иметь смысл только за городом. Более того, предполагает он, администрации городов (например, Москвы) теперь получат законное право ставить всего один знак «Фотовидеофиксация» на въезде, а внутри его границ все указатели демонтировать, что «несомненно ухудшит положение водителей».

В Центре организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы предположение господина Шухмана подтвердили. «После того как будут внесены изменения, мы на каждом въезде в Москву поставим новый знак, что ведется фото и видеофиксация, а старые таблички, которые установлены под каждой камерой, будут демонтированы,— заявили “Ъ” в центре.— Это позволит нам сократить количество дорожных знаков, так как в Москве больше 2 тыс. камер. В Москве уже сейчас все знают о расположении камер, и мы этого не скрываем, все камеры отмечены на картах навигатора, выложены на Едином транспортном портале, сайте ГИБДД, и мы постоянно обновляем их, если устанавливаются новые камеры». В ЦОДД отметили, что разработка нового знака и поправок в ПДД является «нашим совместным с ГИБДД предложением».

Водителя оштрафовали за парковку во дворе дома. Как избежать проблем?

На полученный в собственном дворе странный штраф пожаловался автомобилист из Москвы — он уверен, что запрещающий знак установили незаконно и без ведома местных жителей. Инцидент произошел в тихом дворе на улице Юных Ленинцев на юго-востоке столицы. Автомобилист Павел Мишнаевский, как обычно, припарковался у своего дома — в парковочном кармане, где всегда было место для четырех машин. Однако на этот раз оказалось, что знаком 3.27, запрещающим остановку и стоянку, у кармана «отрезали» два парковочных места. Это, как позже понял водитель, сделала строительная компания, которая таким образом решила обеспечить более удобный проезд своей техники на стройплощадку неподалеку.

Водитель решил, что знак установлен незаконно: о планах строителей заранее его не извещали, а сам знак, как он решил, должен был быть обозначен как временный, то есть находиться на табличке с желтым фоном. Однако вскоре автомобилист получил штраф от Московской административной дорожной инспекции (МАДИ) — машину сфотографировал пользователь приложения «Помощник Москвы». Согласно ст. 12.19. КоАП «Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств», в Москве за такое нарушение наказывают штрафом в 2,5 тыс. рублей, а в регионах — предупреждают или штрафуют на 500 рублей. Автомобилист уверен, что штраф получил необоснованно и намерен его оспорить.

«На фотографии с «письма счастья» не видно знака. На жалобу в МАДИ пришла отписка с объяснениями, что штраф назначен правильно, а сделать фотографию нарушения с другой точки невозможно. Про то, что знак выставлен с нарушениями, ни слова», — возмутился Мишнаевский.

Установка дорожного знака 3.27 «Стоянка/остановка запрещена» во дворах законна, заверил в беседе с Autonews.ru юрист Орест Мацала. Это предусмотрено п. 5.4.25 ГОСТа Р 52289-2019. Главное, чтобы знак был хорошо виден и был развернут лицевой стороной к водителям. Сама установка знака прописана в ряде документов. В том числе его расположение должно быть указано в ведомости размещения дорожных знаков (пп. 2 п. 71 Правил подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденных приказом Минтранса от 26.12.2018 N 480).

«Проект организации дорожного движения должен включать в себя ведомость размещения дорожных знаков, которая состоит из перечня участков дорог и дорожных знаков с указанием для каждого из них номера, наименования и типоразмера, месторасположения в плане дороги и так далее», — объяснил юрист.

В соответствии с законом о безопасности дорожного движения водителей должны предупредить о планах по введению запрета или изменения схемы организации дорожного движения. А еще нужно и объяснить, зачем все это делается. Сделать это необходимо не позднее чем за 20 дней до установки новых знаков.

«Проинформировать водителей могут на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта или органа местного самоуправления, — объяснил Мацала. — Также это могут быть информационные стенды, размещенные вблизи от места установки соответствующих дорожных знаков или нанесения разметки, и другие доступные способы. Если такого информирования не провели, это может стать дополнительным аргументом в защиту получившего штраф».

Как обратил внимание эксперт, знак 3.27 в случае водителя Мишнаевского установлен как постоянный, что видно на фотографии. Следовательно, такая табличка, без сомнений, должна присутствовать на схеме (ведомости) размещения дорожных знаков.

«Из ст. 24.1 КоАП следует, что каждое дело должно быть рассмотрено полно, всесторонне, с выяснением всех обстоятельств. Полагаю, что в МАДИ при рассмотрении жалобы не запросили в ГИБДД и департаменте транспорта схему размещения дорожных знаков, — предположил Мацала. — А если знак не отражен в схемах и ведомостях, то существует реальный шанс на обжалование такого постановления. Это подтверждается судебной практикой — штрафы за парковку под несогласованными знаками отменяют».

Если же выяснится, что установка знака была законной, то шансов на успешное обжалование уже нет.

Вопросы организации дорожного движения в Москве отнесены к компетенции Центра организации дорожного движения (ЦОДД), МАДИ и департаменту транспорта. «Именно эти органы участвуют в разработке и правоприменении организации дорожного движения, в том числе согласовывают и утверждают установку дорожных знаков, — пояснила Autonews.ru автоюрист компании «Правокард» Анна Куклева. — Установка любого дорожного знака при любых обстоятельствах, независимо от того, ведутся строительные работы или нет, должна обязательно пройти согласование и утверждение в этих инстанциях».

По ее словам, если установка дорожного знака согласована, следовательно, его установка считается законной, как и полученные за его несоблюдение штрафы. Если же знак установлен незаконно и это будет подтверждено официальным письмом, то водители имеют полное право потребовать демонтировать знак, а полученные постановления можно будет обжаловать.

Также автоюрист обратила внимание на то, что если территория, на которой расположен дорожный знак, и парковочное место отнесены к имуществу собственников многоквартирного дома, а решение о его установке собственники не принимали, то и установка знака 3.27 будет считаться незаконной. «Если же дорожный знак и парковочное место относятся все-таки к муниципальному имуществу, то необходимо его согласование и утверждение в ЦОДД», — уточнила эксперт.

Подробную инструкцию для получивших такие постановления водителей составил юрист Михаил Никитин.

«Я бы рекомендовал сначала уплатить штраф со скидкой 50%. Это нужно для минимизации финансовых потерь в случае отрицательного результата, квитанцию об уплате штрафа необходимо сохранить или хотя бы сфотографировать», — посоветовал юрист.

После этого можно начинать обжалование. Сначала эксперт советует подать жалобу по формальным основаниям вышестоящему должностному лицу МАДИ. Параллельно следует направить обращение в управу или префектуру района через электронную приемную.

В жалобе следует поставить определенный ряд вопросов и требований:

  • входит ли участок двора в улично-дорожную сеть (УДС);
  • попросить провести комплексную схему организации дорожного движения на этом участке (КСОДД);
  • проверить дислокацию технических средств организации дорожного движения (ТСОДД);
  • предоставить данные о наличии разрешительной документации на ТСОДД и их наличие на комплексной схеме организации дорожного движения;
  • предоставить данные о решении комиссии по БДД об установке этих знаков;
  • предоставить план межевания территории и паспорт объекта дорожного хозяйства.

«После этих действий остается только ждать решения по жалобе вышестоящего должностного лица МАДИ, — уточнил Никитин. — Такую жалобу должны рассмотреть в течение десяти дней и в течение трех дней направить копию решения по адресу регистрации».

Если же получено отрицательное решение по жалобе, можно подавать жалобу в районный суд по месту фотофиксации, если не пропущен отведенный на это десятидневный срок.

Жёлтые рамки у знаков не обязательны и вредны

В России стали ставить ядовитые рамки на дорожные знаки. Это поддерживают гаишники и городские чиновники — можно рапортовать о тысячах установленных рамок, изображая работу по снижению аварийности на дорогах.

Но рамки у знаков не помогают повысить безопасность на дороге. Они лишь отвлекают внимание водителей, а на их установку тратят значительные бюджетные деньги.

Читать еще:  Самые интересные моменты истории бренда Bugatti

Согласно отчету ВОЗ, в России в ДТП ежегодно погибают 18,9 человек из каждых 100 тысяч. В Швеции — 2,8. Шведы не ставят везде зеленые рамки, они успокаивают трафик. Поэтому у них низкая смертность в авариях.

Мы решили разобраться законно ли вообще устанавливать световозвращающие рамки на знаки. Оказалось, что не очень. Мы выяснили, что в России рамки ставят даже там, где никакой закон не требует этого, бездумно тратя бюджетные деньги.

ГОСТ требует делать рамки только на четырех видах знаков

Установка рамок у знаков регулируется гостом 52289-2004. В нем содержатся правила использования светофоров, разметки, знаков и других технических средств. Требования этого ГОСТа носят обязательный характер с осени 2017 года, до этого он был лишь рекомендательным.

В тексте госта 52289-2004 с 2014 года есть такая норма:

Пункт 5.1.17
«На щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета применяют знаки 1.22, 1.23, 5.19.1 и 5.19.2. Допускается применять и другие знаки на таких щитах в местах концентрации ДТП и для профилактики их возникновения на опасных участках».

То есть, по этому ГОСТу рамки должны применяться только у таких знаков:

Все остальные знаки во всех других случаях лишь только допускается обрамлять зеленой рамкой. Нет такой нормы в каком-либо ГОСТе или законе, которая заставляет это делать, а значит, тратить на это деньги.

Международное право запрещает менять форму знаков

В 1968 году многие страны Европы и СССР приняли Венскую конвенцию о дорожных знаках и сигналах, унифицирующую типы и виды дорожных знаков, разметку и сигналы светофоров.

Конвенция создана ради того, чтобы во всех странах правила дорожного движения, знаки и разметка были похожи — это удобно и безопаснее для путешествующих автомобилистов.

Конвенция действует до сих пор, Россия применяет ее следом за СССР.

Согласно нашей Конституции, нормы международного права главнее внутреннего права. Российские законы не могут противоречить конвенции, иначе они не должны применяться в части этих противоречий.

В конвенции есть такая норма:

Статья 4
«Договаривающиеся стороны обязуются принять меры, чтобы было запрещено: b) помещать плакаты, афиши, производить разметку и устанавливать приспособления, которые либо могут быть приняты за сигнальные знаки или другие приспособления для регулирования движения, либо могут уменьшать их видимость или эффективность, либо ослеплять пользователей дороги или отвлекать их внимание, создавая тем самым опасность для дорожного движения».

Таким образом, конвенция обязует Россию не применять при обустройстве дорог такие решения, которые будут ослеплять водителей или отвлекать их внимание.

Зеленые рамки вокруг знаков только этим и заняты: они отвлекают на себя то внимание водителей, которое иначе бы досталось пешеходам.

Конвенция разрешает использовать светоотражающие и флюоресцирующие знаки, но не дает права отвлекать ими внимание, создавая тем самым опасность.

Получается, что положения российского ГОСТа о рамках возможно противоречат одному из важнейших международных актов о ПДД, который Россия обязалась исполнять.

Более того, в статье 8 пункт 1 конвенции говорится о том, что для облегчения понимания знаков их система основана на формах и цветах, характерных для каждой категории знаков.

То есть, знаки должны иметь четко определенную форму.

В некоторых городах России на знаках непрямоугольной формы устанавливают прямоугольные зеленые рамки. Это нарушает нормы конвенции, затрудняет быстрое узнавание знаков водителями и повышает опасность на дороге.

Новый ГОСТ от «Удобной дороги»

25 экспертных и общественных организаций объединились в Проектный технический комитет «Удобная дорога» и в 2017 году разработали ПНСТ 247-2017 — предварительный национальный стандарт. Он вводит новые дорожные знаки, разметки и меняет правила их использования.

Новый стандарт регулирует и применение желтых рамок. Теперь они стали рекомендательными лишь для тёмных переходов, их применение отныне не обязательно.

Поможет ли новый стандарт в борьбе с рамками? Вряд ли. Сейчас он носит рекомендательный характер, ему не обязаны следовать. А вот старый гост 52289-2004, заставляющий использовать желтые рамки на четырех видах знаков, обязателен для применения. Если проектировщики проигнорируют его, то дорогу не примут к эксплуатации.

Мы должны привлекать внимание к этой проблеме визуального мусора в городах

Мы должны больше говорить об этой проблеме. Власти должны понять, что светоотражающие рамки неэффективны. Они лишь создают визуальный мусор в наших городах, не помогают бороться с ДТП и требуют расхода бюджетных денег.

Не рамки спасают жизни пешеходов, а успокоение трафика.

Мы должны добиваться изменения ГОСТа 52289-2004, призывать к отмене его обязательного статуса и поддерживать новые нормы.

Автор: Денис Чертов
Редактировал: Лев Владов

Правила установки дорожных знаков

Установка дорожных знаков, кто занимается этим, по каким нормативным правилам или сводам регламентируется, установка тех или иных знаков? Какие правила установки в общем, кто проверяет правильность расположения того или иного знака? Общие требования? Об этом и пойдет речь в статье далее.

  • Правила установки дорожных знаков: нормативные акты
  • Как получить разрешение?
  • Процедура установки
  • Как проверить законность установки дорожного знака?
  • Ответственность
  • Кто проверяет правильность расстановки знаков?
  • Общие требования к дорожным знакам
  • Место установки дорожных знаков
  • Зона действия дорожного знака
  • Незаконно установленные дорожные знаки

Правила установки дорожных знаков: нормативные акты

Какие могут быть правила, и чем они регламентируются? В первую очередь, вы должны знать, что существует два так называемых свода правил, на которые ориентируются соответствующие дорожные службы. О каких же сводах идет речь?

  1. Федеральный закон 196-Ф3 принятый еще 10.12.1995 года. Последняя редакция прошла от 26.07.2017 года.
  2. ГОСТ 52289-2004. В нем же идет упоминание о том, что устанавливаемые знаки должны отвечать ГОСТу Р52290 и Р50597.

В целом, в обоих сводах речь идет о том, что знаки необходимо монтировать в такой последовательности и формате, чтобы они не препятствовали и не мешали участникам движения. Также они не должны быть закрыты зелеными насаждениями, столбами, рекламными счетами. Другими словами, дорожные знаки должны обеспечивать удобство эксплуатации и сокращения вероятности повреждений. В случае если по каким-то причинам, в том числе погодным, знаки не могут быть различимы или же требуют восстановления, они меняются на новые.

Как получить разрешение?

Зачастую, знаки размещаются на одной высоте для обеспечения должного и естественного восприятия. Позволяется заказать самостоятельно или же нанять специалистов для установки. Но прежде нужно составить соответствующие заявление, где будет подтверждено разрешение монтажа такого-то дорожного знака в соответствующей дорожной зоне. Как только разрешение получено, можно приступать к монтажу. Также помните, что договор о размещении знака в той или иной местности, обязательно нужно подписывать в ГИБДД или в том органе, организации, которая будет заниматься установкой. Как найти образец? На сайте ГИБДД или в Интернете, задав соответствующий запрос.

Процедура установки

Имейте ввиду, что регламентируется также и конкретный план по установке:

  1. Изучаем ГОСТы, которые рассказывают о правилах и требованиях при монтаже.
  2. Измеряем расстояние, чтобы знак отчетливо распознавался не менее чем на 100 метров.
  3. Устанавливаем знаки исключительно с правой стороны от проезжей части.
  4. В случае если на дороге имеется разделительная полоса, знаки устанавливаются и посередине.

Также не забывайте в обязательном порядке получать разрешение на монтаж, прилагая по необходимости схему местности, в том числе состояние обочины и дорожного полотна, со всеми извилистостями.

Как проверить законность установки дорожного знака?

Если гражданин имеет опасения или ему кажется, что дорожный знак установлен с нарушениями, он может обратиться в местное отделение ГАИ, предварительно составив заявление. Ответ на подобные заявления от граждан выдается не позднее 30 дней, с момента подачи такового. Также необходимо уточнить, есть ли в этом отделении подразделение, которому регламентировано заниматься проверкой законности установки знаков.

Ответственность

Не редко водитель получает неправомерный штраф, якобы за нарушение ПДД, ориентируясь в протоколе на установленный дорожный знак. Но, многие водители даже не догадываются, что если знак установлен с нарушениями, то можно через суд оспорить наказание. Кроме того, процедура оспаривания штрафа может происходить и через руководство ГИБДД, в том районе, где произошло якобы правонарушение. Для этого выделяется 10 дней. Ещё раз напоминаем, что произвольная установка дорожных знаков без согласования с компетентными органами, запрещается.

Кто проверяет правильность расстановки знаков?

Для проверки командируются специально подготовленные сотрудники дорожных служб. Одно из главных задачей этой организации является периодическая проверка вверенных дорожных знаков на конкретной территории. При проверке, все полученные данные не только фиксируются, но также и сверяются с нормативными актами, как федеральный закон или ГОСТ. Это необходимо для контроля качества выполненных работ работниками при установке.

Общие требования к дорожным знакам

Нужно отметить один факт, что любой знак обязательно должен размещаться только согласно ГОСТу. В этом нормативном акте прописывается о том, сколько знаков должно быть установлено на конкретном участке, в том или ином случае. Помимо этого есть и другие параметры, на которые идет ориентирование уполномоченных органов, тот же федеральный закон.

За проверками правильности расположения, целесообразности размещения того или иного знака, несет ответственность государственный орган, отвечающий за все хозяйство в этой отрасли, это дорожная дирекция.

В зависимости от региона, территории в целом, может отличаться количество сотрудников и, что естественно, объём выполняемой работы. Помимо всего прочего, указанные государственные органы должны проверять целесообразность размещения того или иного дорожного знака.

Больше информации на заданную тему можно найти на соответствующих сайтах государственных структур, в том числе о ГОСТах и прочих регламентированных актах.

Место установки дорожных знаков

Прежде чем обсудим некоторые конкретные требования по установке, нужно определить проблематику подобного вопроса. Речь идет о том, что не все дорожные знаки классифицируются под одну категорию. Есть так называемые сезонные знаки, знаки на время проведения каких-то работ. Это означает, что дорожные службы обязаны вовремя их не только устанавливать, но и незамедлительно убирать, в случае утраты актуальности таких знаков, в целях безопасности.


Итак, теперь же, что касается конкретных мест, где должны устанавливаться знаки, а также при каких условиях:

  1. На обочинах, в случае размещения вне населенного пункта.
  2. Над участком дороги либо за пределами тротуара, велодорожки, откоса, если речь идет о горной местности.
  3. На расстояниях от 0.5 до 2 метров, от действующего дорожного покрытия, если речь идет о пересеченной местности.
  4. На полосе разделения нескольких потоков, либо же над дорогой, в случае необходимости повторения уже имеющихся в данном месте знаков.

Для любых знаков могут быть созданы отдельные и специальные опоры, различные укрепительные постройки. Но, согласно тем же положениям гос. стандарта, подобные действия разрешены только при условии наличия обрывов, канав, насыпей и тому подобного. Отдельно хотелось бы уточнить, что теми же актами оговаривается необходимость размещения знаков не далее чем метр от дорожного покрытия либо обочины соответственно.

Зона действия дорожного знака

Не редкость, что водитель, видя табличку такого рода, как — «Зона действия» не понимает истинное обозначение таковой. Такой знак считается универсальным, то есть его значимость может определяться комплексно, в том числе в связи с какими-то другими таблицами, которые могут находиться в непосредственной близости.

Однако, чтобы понимать и главное правильно «прочитать» значение знака, необходимо знать значение знаков, которые расположены в непосредственной близости. В общем же, зона действия только предупреждает о том, как далеко и эффективно может быть действие того или иного знака.

Незаконно установленные дорожные знаки

Нужно вспомнить также и о том, что не менее актуальна тема и проблематика такого вопроса, когда на определенной местности знак стоит несанкционированно. К примеру, частные компании, организации и прочие предприятия, могут устанавливать вблизи от своих мощностей знаки, такого рода, как «Стоянка только для работников», «Платная парковка», «Машины не ставить» и тому подобное.

Подобные знаки не являются законными, а их установка неправомерна и зачастую, приводит к административной ответственности. Если вы обнаружили такой знак, сразу же обращайтесь в дорожную инспекцию. Уполномоченный сотрудник обязан явиться на место и предпринять все действия к тому, чтобы незаконно установленный знак, был демонтирован.

Читать еще:  Как противостоять «умным» системам автомобильного взлома

Докатились

Напомним, что этот закон начали разрабатывать еще лет десять назад. Причем инициатором его выступил Владимир Федоров, в прошлом начальник ГАИ России, позже — сенатор от Карелии. По его словам, в России нет закона, который устанавливал бы требования по организации дорожного движения, и это надо менять.

Действительно, установка знаков, рисование разметки, организация одностороннего движения — все эти вопросы регулировались только законом о безопасности дорожного движения и Градостроительным кодексом. А также частично Правилами дорожного движения и ГОСТами. Однако прямых указаний на то, как и кто должен управлять этим процессом, в документах не было.

Более того, последняя редакция Градостроительного кодекса вообще не учитывала дороги и подъездные пути к домам и строениям, а также стоянки, парковки, размещение автомобилей на придомовых территориях. Это только сейчас в этот кодекс вносятся необходимые поправки.

Закон об организации дорожного движения, который был разработан минтрансом, прописывает четкие требования, как это движение нужно организовывать и кто этим должен заниматься.

Федеральным органам власти переданы полномочия по разработке и реализации государственной политики в области организации движения. А также мониторинг автомобильного трафика, создание нормативных актов и методик расчета стоимости. Плюс организация движения на федеральных дорогах.

Местным органам власти переданы огромные полномочия. По сути, они становятся полноценными хозяевами собственных дорог. В связи с этим закон вызвал массу споров и с большим трудом прошел чтения в Госдуме.

Напомним, что изначально в проекте содержались такие вещи, как возможность местных властей ограничивать въезд в города или определенные районы путем введения платы за проезд. Также местные власти наделялись полномочиями вводить платную парковку, конечно же, по согласованию с жителями на придомовых территориях.

В первом чтении он был принят именно в таком виде. Но волна критики, а также разум депутатов восторжествовали, и ко второму чтению закон был сильно доработан.

Как рассказал корреспонденту «РГ» председатель Комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев, удалось убрать норму, которая позволяла местным властям вводить платный въезд в населенные пункты или на определенные территории.

Более того, местным властям предписано принимать законы, которые запрещают организовывать платные стоянки на придомовых территориях. Там могут находиться только парковки общего пользования, которые соответствуют жилищному и земельному законодательству.

Также местные власти могут принимать законы, которые запрещают организацию платных парковок возле больниц, стадионов, школ, словом, всех социальных учреждений. По сути это значит, что не будет платных парковок возле медицинских учреждений, образовательных центров. Кстати, бесплатно можно будет парковаться и около государственных и муниципальных органов власти.

Кроме того, властям на местах даются полномочия расширить список льготников для бесплатного пользования платными парковками.

Независимо от решения местных властей новый закон говорит о том, что запрещено брать деньги на платных парковках с транспорта оперативных служб — пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, военной полиции, Росгвардии, Следственного комитета, используемого в связи со служебной необходимостью.

Администрации на местах получают и другое важное право. Они смогут по своему усмотрению ограничивать, а то и вовсе запрещать движение на некоторых участках дорог. Правда, при этом они обязаны обеспечить дублирующие и компенсирующие маршруты движения общественного транспорта.

Именно местные власти по новому закону отвечают за установку светофоров, дорожных знаков, ограждений, нанесение разметки, организацию съездов и выездов со стоянок, устройство подъездов к остановкам общественного транспорта — так называемых карманов или полос торможения и разгона.

Еще одна важная, по мнению Москвичева, статья этого закона касается комплексных схем организации дорожного движения. Их будут разрабатывать администрации субъектов России, а также муниципалитеты. В них должны быть решения об организации дорожного движения на смежных территориях. Причем с перспективой на будущее.

Дело в том, что до сих пор каждый субъект строил трассы и организовывал дороги, совершенно не задумываясь о том, что происходит в соседнем регионе. В результате пятиполосная магистраль, по которой транспортный поток должен был свободно выезжать за пределы региона, упиралась в двухполосную дорогу в соседнем районе. Возникало бутылочное горлышко и, как следствие, многокилометровая пробка.

Если соседние регионы будут согласовывать дорожные планы, удастся развивать дорожную и уличную сеть с учетом интересов всех граждан, независимо от места их проживания.

Закон вступит в силу через год после его официального опубликования. То есть 31 декабря 2018 года.

Вячеслав Лысаков, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству:

Этот закон очень большой, очень важный и очень сложный. Он определяет алгоритм действий местных органов власти при организации дорожного движения. В нем вводятся новые термины, новый понятийный аппарат. Он должен дать четкие направления в этой сложной работе и расставить приоритеты. Но как он был отягчен некоторыми излишними преференциями. Например, позволял местным властям вводить временные ограничения на въезд взиманием платы. Это была самая скандальная статья закона. Он нуждался в корректировке, которая профильным комитетом была сделана. И самая одиозная статья была удалена. Это я считаю достижением Госдумы. Сейчас говорить об эффективности нового закона рано, надо полгода-год посмотреть практику его применения. И только потом можно будет делать выводы..

Петр Шкуматов, Член общественного совета при ГУ МВД по г. Москве:

Закон получился многоплановый. В нем прописаны приоритеты в организации движения. И это ключевой момент. В первую очередь — приоритет безопасности дорожного движения, а также приоритеты общественного транспорта, пешеходов, велосипедистов и экологии. Но возникает вопрос, а где само движение? О личном транспорте в законе ни слова. И если применять его в таком виде, то у нас не будет частного транспорта и грузовиков, потому что их нет в приоритетах.

Давайте представим себе ситуацию: проектировщик берется за составление комплексной схемы организации дорожного движения . В соответствии с указанными приоритетами он наносит выделенную полосу для общественного транспорта, велосипедную дорожку, ставит через каждые сто метров по светофору для пешеходов. Личному транспорту остается по одной полосе для движения с постоянным ожиданием зеленого сигнала светофора. При этом отсутствуют парковки, потому что их тоже нет в приоритетах. А там, где их можно было бы организовать, проходит велодорожка.

Никто не прописал цель организации дорожного движения. Можно спроектировать пробки, чтобы обеспечить безопасность. Парковки тоже не входят в приоритеты.

В Омске Росгвардия защитит дорожные камеры от автомобилистов

За помощью к гвардейцам обратились казаки, которые оказались не в состоянии защитить камеры от посягательств хулиганов. Треноги в Омске устанавливаются в местах с повышенной аварийностью, например там, где необходимо контролировать скоростной режим. Их положение определяет Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений. За день одна камера меняет место несколько раз. Омский отдел Сибирского войскового казачьего общества передвигает комплексы по городу и осуществляет их охрану в рамках договоренности с полицией.

— В 2017 году благодаря специальной аппаратуре было выявлено более 700 тысяч нарушений ПДД — это на 90 процентов больше, чем год назад! — рассказала «РГ» представитель омской Госавтоинспекции Наталья Бобылева. — Чаще всего омичи превышают скорость, выезжают на встречную полосу, проезжают перекресток на запрещенный сигнал светофора и паркуются в неположенном месте.

Однако заваленные штрафами автолюбители объявили треногам настоящую войну. Омичи пинают и ломают дорожные комплексы, выводят камеры из строя и перекрывают им обзор поднятыми капотами автомобиля.

Казаки не имеют права задерживать злоумышленников. Поэтому до недавнего времени разъяренные водители просто не обращали на них внимания. Однако теперь на помощь служивым придут бойцы Росгвардии.

— Мы будем круглосуточно принимать сообщения о происшествиях с объектами охраны, — сообщила «РГ» представитель Росгвардии Омской области Лариса Цыгал. — В телефоны казаков встроены «тревожные» кнопки.

В случае опасности казакам достаточно нажать на кнопку, и в единый диспетчерский центр поступит сигнал. Программа автоматически определит местонахождение треноги, и туда будет незамедлительно направлен ближайший экипаж вооруженных сотрудников Росгвардии. Группа задержания прибудет на место происшествия максимум в течение 10 минут, установит причину срабатывания тревожной сигнализации и примет меры к задержанию хулиганов.

В Росгвардии напоминают о том, что нападение на треноги камеры также фиксируют. А за порчу имущества нарушителям может грозить уже не административная ответственность, а уголовная. Поэтому напуганным штрафами омичам советуют не ломать автоматические комплексы, а просто ездить аккуратнее и быть внимательными за рулем. Задержанные будут переданы полиции.

Правила монтажа дорожных и рекламно-информационных знаков. Часть 2 статьи 12.21 КоАП РФ

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает строгое наказание для тех, кто самовольно устанавливает дорожные знаки, рекламные плакаты и иные объекты без согласования с соответствующими органами. Установка дорожных знаков четко регламентируется ГОСТом. О том, как соблюсти закон, при установке дорожных знаков, корреспонденту газеты «BUSINESS» рассказывает Сергей Владимирович Овчаренко директор компании «Контур Безопасности».

Сергей Владимирович Овчаренко директор компании «Контур Безопасности»

Сергей, каковы основные правила установки дорожных и знаков?

— При установке дорожных знаков придерживаются строго-определенных правил, которые утверждены и введены в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в виде Национального стандарта.

ГОСТ Р 52289-2004 — государственный стандарт, который устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах.

Следует знать, что: «… установка рекламных конструкций, а равно установка дорожных знаков и указателей либо размещение объектов дорожного сервиса в пределах полосы отвода или придорожной полосы автомобильной дороги без согласования с дорожными органами либо органами, уполномоченными осуществлять контроль и надзор в области безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 рублей до 1500 рублей; на должностных лиц — от 3000 до 5000 рублей, на юридических лиц — от 50 000 до 80 000 рублей» (часть 2 статьи 12.21 КоАП РФ).

Как зарегистрировать дорожный знак, в соответствии с правилами?

— Все дорожные знаки регистрируются в ГИБДД, там даже есть комиссия, которая занимается рассмотрением вопросов по знакам. Так что, если вы захотите поставить знак, например, что въезд во двор запрещён всем, кроме жителей, вы напишете заявление в ГИБДД и заплатите небольшую сумму, а после получения разрешения можете заказывать необходимый знак. Наша компания «Контур Безопасности» также помогает не только с изготовлением, но и с регистрацией необходимых дорожных и рекламно-информационных знаков, при соответствующей необходимости.

А что с рекламными дорожными знаками?

— Федеральный закон «О рекламе» имеет более высокую юридическую силу, нежели ГОСТ Р 52289-2004. Поэтому при установке рекламно-информационных дорожных знаков, необходимо удостовериться с соответствием заказываемого знака данному ФЗ. Например, согласно закону, не допускается написание на рекламных дорожных знаках: «…наименование юридического лица, ИП или название торгового предприятия данного лица, независимо от указания или неуказания также профиля деятельности данного лица, контактной информации, производимых или реализуемых товаров, иных сведений (например, «Парикмахерская Галатея, тел.***-**-**». В то же время, указание исключительно на профиль деятельности организации «Аптека», «Супермаркет», «Салон красоты» (т.е. без указания обозначения, индивидуализирующего данную организацию, — наименования, товарного знака), в том числе с указанием направления движения к данным объектам, не подпадает под понятие рекламы, соответственно разрешено. Поэтому перед тем, как заказать тот или иной рекламно-информационный дорожный знак, необходимо ознакомиться с законом, для проверки. Благодаря большому опыту в сфере изготовления дорожных знаков, сотрудники «Контура Безопасности» готовы оказать консультации по допустимым параметрам рекламно-информационных дорожных знаков. Кроме этого в нашей компании можно заказать весь перечень услуг связанный с дорожной безопасностью от проектирования и монтажа, до оборудования парковок и дорог, начиная от разметки, и т. н, «парковочных столбиков» и «лежачих полицейских», дорожных зеркал, колесоотбойников, и т.д.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector