Trt-auto.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Должен ли виновник дтп выплачивать разницу?

Ни знание правил дорожного движения и следование им, ни высокая концентрация внимания на дороге, к сожалению, не может на 100% уберечь водителя от попадания в аварию, хотя, конечно, значительно снижает её риск. Невозможно полностью контролировать ситуацию на дороге, так как существуют другие участники дорожного движения, пренебрегающие правилами и провоцирующие аварии.

Число автомобилистов продолжает неуклонно расти, количество ДТП соответственно тоже, поэтому логично, что страхование автогражданской ответственности является обязательным для всех владельцев машин.

Полис ОСАГО должен помочь виновнику аварии компенсировать ущерб, причиненный потерпевшему. Случается, что требовать возмещение ущерба приходится непосредственно с виновника. Возможны следующие основания для предъявления требований непосредственно к виновнику ДТП:

  • Страхового покрытия недостаточно (превышен лимит) для возмещения ущерба;
  • Вы хотите получить возмещение ущерба без учета износа деталей.
  • Страховая выплатила по европротоколу, но суммы оказалось недостаточно для ремонта;
  • Договор страхования отсутствует.

Страхового покрытия недостаточно для возмещения ущерба

Несмотря на обязательное страхование автогражданской ответственности и увеличение максимальной страховой выплаты каждому пострадавшему до 400тыс. рублей, не всегда возможно получить полную компенсацию ущерба, причиненного имуществу, со страховой компании. При высокой стоимости автомобиля и больших повреждениях выплата по страховому полису может не покрыть стоимость восстановительного ремонта, повреждённого в ДТП транспортного средства.

И в данном случае требовать компенсацию за причиненный ущерб следует непосредственно с виновника происшествия.

Можно попробовать урегулировать вопрос в досудебном порядке, если виновник ДТП добровольно не желает возместить пострадавшему причиненный ущерб, то с данными требованием необходимо обращаться в суд. Согласно ГК России, виновная сторона обязана возместить причинённый ущерб в полном объеме, включая моральный, материальный, вред здоровью и т.д.

Обязанность доказать объём ущерба, причиненного виновником, лежит на потерпевшем. Для этого необходимо определить стоимость восстановительного ремонта автомобиля, заказав оценку у независимого эксперта. Следует отметить, что на сегодняшний день существует практика взыскания с виновника ущерба, причиненного в результате ДТП без учета износа запасных деталей.

Если вы считаете справедливым то, что ремонт вашего автомобиля должен оплачивать тот, по чьей вине он был поврежден, но времени, желания или необходимых знаний в этом вопросе у вас нет, мы займемся вашей проблемой!

Поможем получить возмещение ущерба без учета износа деталей

До недавнего времени не было точной ясности, можно ли износ взыскать с виновника ДТП, судебная практика была неоднозначной, постановление Пленума Верховного Суда от 23 июня 2015 г. говорило одно, а обзор судебной практики иное, но в большинстве случаев суды отказывали во взыскании ущерба без учета износа. Сейчас же Верховный Суд отменил данные положения обзоров судебной практики и однозначно заявил, что виновник ДТП должен доплатить потерпевшему разницу между ущербом без учета износа и с учетом износа деталей, которую компенсировал страховщик по ОСАГО. На сегодняшний день с виновника ДТП можно требовать возмещения ущерба сверх лимита ответственности страховщика без учета износа:

«При разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то, что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения».

Это значит, что если при ремонте автомобиля вы использовали или планируете использовать новые детали, то вам не придется доплачивать за них из своего кармана, теперь за это платит виновник ДТП!

Более того, требование расчета по единой методике распространяется только на страховые компании. С виновника можно требовать возмещение ущерба, рассчитанного по среднему рынку. Выплата страховой компанией по ОСАГО производится в пределах лимита, по-прежнему, с учетом износа, определяемым экспертом.

Рассмотрим на примере:

Произошло ДТП. У пострадавшего автомобиль митсубиси лансер 2006 г. выпуска. Независимая экспертиза показала стоимость ремонта:

  • с учетом износа — 256 150 руб.
  • без учета — 376 550 руб.
  • стоимость ремонта, посчитанная исходя из среднерыночных цен — 398 500 руб.

Страховая компания по ОСАГО выплатила страховое возмещение с учетом износа 256 150 рублей. Владелец Митсубиси, ремонтируя авто, будет устанавливать новые детали, но цены, указанные в справочнике для расчета по единой методике, не соответствуют реальным ценам на работы и детали, которые придется заплатить на СТО.

Поэтому разницу в выплате страховой 398500р — 256 150р = 142 350руб. он имеет право требовать с виновника. Согласитесь, 142 350руб приличная разница, которую до недавнего времени потерпевшему автовладельцу пришлось бы доплачивать за ремонт из собственных средств.

Страховая выплатила по европротоколу, но суммы оказалось недостаточно для ремонта

Европротокол — специальная форма Извещения о ДТП, которую самостоятельно заполняют участники ДТП, и которая подтверждает право одного из участников (Потерпевшего) на получение страховой выплаты по ОСАГО

Европротокол позволяет оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников ГБДД.

Лимит страховой выплаты по европротоколу составляет 50 тыс. рублей, если реальные расходы на ремонт вашей машины окажутся выше суммы, выплаченной вам по европротоколу, например, на СТО обнаружатся скрытые повреждения, полученные в результате ДТП, то у вас не будет права предъявить дополнительные требования страховой компании, но можете требовать разницу между лимитом страховой выплаты и реальной стоимостью причиненного ущерба, с виновника данного ДТП.

Договор страхования отсутствует

Среди автовладельцев существуют такие, которые пренебрегает покупкой полиса ОСАГО. Но страдают от этого, прежде всего, добросовестные автомобилисты. Если у виновника ДТП отсутствовал полис ОСАГО, а, следовательно, никакая страховая компания не несет ответственности за причиненный им ущерб, виновник ДТП обязан полностью компенсировать потерпевшему стоимость ремонта самостоятельно.

Но далеко не всегда получается договориться с виновной стороной о выплате компенсаций без обращения в суд. И тут два варианта: простить виновника аварии и ремонтировать автомобиль за свой счет или бороться, потребовав компенсацию в судебном порядке.

Для обращения в суд, прежде всего, вам потребуется определить объём ущерба, для этого необходимо провести независимую оценку. Если вы планируете устанавливать на автомобиль новые детали, то рассчитывать стоимость восстановительного ремонта можно без учета износа деталей. Так же с виновника можно потребовать утрату товарной стоимости (УТС). Расходы на проведение оценки, как и расходы на оплату государственной пошлины, оплату услуг юристов и прочие судебные издержки компенсирует виновник ДТП.

КС: Потерпевший вправе требовать возмещения ущерба от виновника ДТП, несмотря на наличие ОСАГО

11 июля Конституционный Суд РФ вынес Определение № 1838-О, которым подтвердил возможность взыскания с лица, застрахованного в рамках ОСАГО, разницы между реальным ущербом и полученной потерпевшим страховой выплатой.

Норильский городской суд Красноярского края обратился в КС с запросом, в котором указал на неконституционность ряда норм Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с правилами ГК о возмещении убытков при совершении деликта. Заявитель полагал, что оспариваемые положения позволяют страховым компаниям уклоняться от полного возмещения ущерба потерпевшему, которое осуществляется в форме ремонта транспортного средства. Такое уклонение, по его мнению, возможно как минимум двумя законными способами: путем незаключения договора о ремонте на станциях техобслуживания, а также путем заключения с потерпевшим соглашения о денежном страховом возмещении, при выплате которого учитывается износ деталей автомобиля.

В запросе отмечалось, что в производстве Норильского городского суда находится дело по иску о взыскании ущерба, причиненного ДТП. Суд обратил внимание, что по общему правилу страховое возмещение потерпевшему осуществляется путем организации и оплаты ремонта его автомобиля на станции техобслуживания, стоимость которого не зависит от износа деталей, поврежденных при ДТП. Однако вместо этого истцу были выплачены денежные средства, поскольку у страховой компании не было договора ни с одной СТО в г. Норильске и его окрестностях. В силу прямого указания закона при денежной компенсации выплата производится с учетом износа поврежденных частей ТС. То есть если бы истец смог воспользоваться первым способом, возмещение было бы произведено в большем размере.

Истец заявил, что стоимость работ без учета износа деталей составляет свыше 300 тыс. руб., при том что страховщик выплатил ему чуть более 96 тыс. Поэтому истец обратился непосредственно к причинителю вреда с требованием о взыскании разницы. Ответчик заявил, что он, как добросовестный законопослушный гражданин, вправе рассчитывать, что страховая компания исполнит обязанность по оплате ремонта в полном объеме, т.е. без учета износа подлежащих замене деталей.

Как полагает Норильский горсуд, оспариваемые нормы нарушают равенство прав причинителей вреда по двум причинам. Во-первых, потому что обязанность по возмещению вреда потерпевшему за счет виновника ДТП ставится в зависимость от того, приняла ли конкретная страховая компания меры по заключению договоров об организации ремонта на соответствующей территории, а также по организации и оплате ремонта. Во-вторых, согласно закону, указанная обязанность причинителя вреда зависит и от усмотрения потерпевшего, который может отказаться от ремонта и получить от страховой компании денежное возмещение. При этом страховщик, уклонившийся от надлежащей организации ремонта, не обязан восполнить потерпевшему разницу между стоимостью ремонта без учета износа заменяемых деталей и с учетом износа – эта обязанность возложена на виновника ДТП.

КС признал запрос не подлежащим дальнейшему рассмотрению. Со ссылкой на свое Постановление от 31 мая 2005 г. № 6-П он указал, что потерпевший является наименее защищенным из всех участников правоотношений по обязательному страхованию, поэтому правовое регулирование в соответствующей сфере должно предусматривать специальные гарантии защиты его прав.

Конституционный Суд подчеркнул, что приоритет восстановительного ремонта при повреждении автомобилей не расходится с приведенной точкой зрения. По его мнению, различные варианты получения страхового возмещения установлены в целях защиты права потерпевшего на возмещение вреда, причиненного его имуществу при использовании транспортных средств другими лицами.

В рассматриваемом определении указано, что оспариваемые положения относятся к договорному праву, поэтому непосредственно не регулируют обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. В Постановлении № 6-П Суд уже оценивал нормы Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с положениями ГК об ответственности за деликты. При этом КС исходил из того, что требование потерпевшего к страховщику является самостоятельным договорным требованием и отличается от требований по обязательствам из причинения вреда. Суд пояснил, что необходимо разграничивать страховые обязательства, где страховщик должен осуществить возмещение по договору, и деликтные, ответственность по которым возникает непосредственно у причинителя вреда. Смешение этих обязательств, полагает КС, может иметь неблагоприятные последствия для потерпевшего, в то время как рассматриваемый институт страхования установлен в его интересах.

Конституционный Суд подчеркнул, что ОСАГО не может ни подменить, ни отменить институт деликтных обязательств. Оно также не должно приводить к безосновательному снижению размера возмещения, которое потерпевший вправе требовать от причинителя вреда. В определении также отмечается, что Закон об ОСАГО является специальным нормативным актом, однако он не отменяет действия общих норм гражданского права об обязательствах из причинения вреда. Поэтому, если страховая выплата не покрывает полностью размер ущерба, потерпевший имеет право потребовать от причинителя вреда возместить разницу.

Ранее в Постановлении от 10 марта 2017 г. № 6-П КС указал, что нормы ГК во взаимосвязи с правилами обязательного страхования ответственности владельцев ТС предполагают возможность получения потерпевшим разницы между страховой выплатой и реальным ущербом непосредственно от причинителя вреда. При этом потерпевшему необходимо доказать, что размер его ущерба действительно больше суммы, полученной от страховой компании.

Там же подчеркивается, что лицо, у которого потерпевший требует возмещения разницы между страховой выплатой и ущербом, вправе ходатайствовать как о назначении судебной экспертизы, так и о снижении размера возмещения. Суд разъяснил, что уменьшить возмещение возможно, если из обстоятельств дела с очевидностью следует другой более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений имущества.

КС подчеркнул, что оспариваемые нормы действуют в системном единстве с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод одних лиц не должно нарушать права и свободы других. Они позволяют сторонам в определенных случаях отступить от общих условий страхового возмещения, но не допускают их применения вопреки положениям ГК. С учетом этого Конституционный Суд определил, что сами по себе оспариваемые нормы не содержат признаков неопределенности в обозначенном заявителем аспекте.

Комментируя «АГ» определение, юрист и руководитель проектов МКА «Яковлев и Партнеры» Андрей Набережный отметил, что КС не провел четкой границы между страховыми и деликтными обязательствами. Эксперт полагает, что вывод о том, что ОСАГО не может подменять и тем более отменять институт деликтных обязательств, очевиден. «В то же время нужно развивать идею о том, что потерпевший не может получить одну и ту же сумму потерь два раза: и от страховщика, и от страхователя. Нужно установить необходимость первоначального обращения к страховой компании и ее участия в процессе определения размера выплаты, взыскиваемой с причинителя вреда. Это позволит в дальнейшем исключить споры о занижении размера страховой выплаты», – добавил он.

Юрист также обратил внимание на наличие аналогичной позиции в актах Верховного Суда РФ. В качестве примера он привел Определение от 17 мая 2018 г. № 305-ЭС17-20897 по делу № А40-210876/2016, пояснив, что наличие страховых правоотношений не прекращает существующего между сторонами обязательства вследствие причинения вреда и не препятствует разрешению иска о возмещении вреда, однако первоначально необходимо обратиться с иском к страховой компании.

По мнению адвоката АП Воронежской области Олеси Алимкиной, определение КС – еще один шаг в сторону полного освобождения страховых компаний от выплаты адекватного страхового возмещения в рамках ОСАГО. «Изначально благая идея страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключавшаяся в том, чтобы потерпевший не бегал за виновником ДТП для взыскания убытков, а цивилизованно получал возмещение в страховой компании, осталась в прошлом», – с сожалением констатировала она.

Читать еще:  Скачать бланк заявления по возврату страховки по кредиту в втб

Эксперт также отметила парадоксальность ситуации: с одной стороны, владельцы транспортных средств обязаны страховать свою ответственность, и за отсутствие страховки их привлекают к административной ответственности. С другой стороны, если страховая компания не заключила договор с СТО, потерпевший получает мизерное страховое возмещение и идет взыскивать оставшуюся часть убытков с виновника ДТП. Адвокат обратила внимание, что в рассматриваемом случае потерпевший получил от страховой компании менее трети суммы убытков, а остальную часть пытается взыскивать с виновника ДТП.

«Фактически мы вернулись в начало 2002 г., когда ОСАГО не существовало, – резюмировала Олеся Алимкина. – Страховые правоотношения не отменяют деликтных обязательств, но возникает закономерный вопрос: зачем нужно ОСАГО, если страховая компания может, не рискуя лицензией, не заключить договор с СТО и выплатить потерпевшему 29% страхового возмещения вместо того, чтобы оплачивать станции техобслуживания полную стоимость восстановительного ремонта автомобиля потерпевшего?»

Виновникам ДТП придется доплачивать за ущерб

О чём это?

Это по поводу аварий и компенсаций по ОСАГО . Теперь если в вас врезались, а страховая насчитала слишком мало ущерба, то остальной ущерб можно будет взыскать с виновника аварии, причем без учета износа. Так постановил Конституционный суд 10 марта.

Раньше ущерб всегда считали с учетом износа. Даже через суд нельзя было получить полную компенсацию за ремонт после ДТП . Теперь износ будут считать только для ОСАГО . А с виновника аварии разрешили требовать всю сумму ущерба.

Если вы пострадали, то можно получить все нужные для ремонта деньги. Если вы виноваты, то доплатите за ремонт пострадавшему.

Как было раньше?

Страховщики считают выплаты по единой методике Центробанка. Ремонт и замену деталей оплачивают с учетом износа. Чаще всего ОСАГО покрывало не 100% стоимости ремонта.

Например, у трехлетнего автомобиля в ДТП поврежден бампер. Деталь нельзя отремонтировать и приходится менять на новую. Страховая выплатит только часть денег за бампер, а разницу доплатит автовладелец. Бампер стоит как новый, но страховая почему-то считает, что он трехлетний.

По общим правилам ущерб можно взыскать с виновника аварии, даже если у него есть полис ОСАГО . Например, если автовладелец заплатил за ремонт 70 тысяч рублей, страховая выплатила с учетом износа 40 тысяч рублей, то еще 30 тысяч можно получить с виновника ДТП .

Но это на бумаге. По факту суды отказывали автолюбителям в таких исках, ссылаясь на методику ЦБ . Верховный суд поддерживал эту позицию.

Что стряслось?

Но тут четыре автолюбителя обратились в Конституционный суд. До этого они проиграли суды во всех инстанциях и не смогли получить компенсацию ущерба с виновников ДТП .

Конституционный суд решил, что методику Центробанка нужно применять только для расчета выплат по ОСАГО . Разницу между реальным ущербом и страховыми выплатами можно требовать с виновника аварии.

Это хорошо или плохо?

Это хорошо для пострадавших из-за ДТП . Теперь они смогут получить возмещение с виновника аварии. Ущерб оценят по фактическим затратам без учета износа.

Это плохо для виновников ДТП . Теперь если врач на Рено Логане не справится с управлением и случайно повредит десятилетний Мерседес, то страховая выплатит возмещение с учетом износа, а разницу могут взыскать с доктора.

Это поучительно для дорожных хулиганов. Раньше полис ОСАГО защищал от выплат виновника аварии. Можно было купить полис, нарушать правила и повреждать чужие машины. Теперь подрезать дорогие машины будет опасно для кошелька, даже если есть ОСАГО .

Если мою машину повредят, что мне делать?

Делайте фотографии с места аварии, во время и после ремонта. Закажите экспертизу, которая подтвердит, что расходы обоснованы. Например, что деталь нельзя отремонтировать и придется ставить новую. По методике страховой компании могут оплатить только ремонт, а в суде вы обоснуете замену и получите компенсацию от виновника.

Собирайте все документы на услуги автосервиса и оплату запчастей. Храните документы от страховой компании.

Предложите виновнику возместить ущерб добровольно или обратитесь в суд. Если вы выиграете суд, вам возместят расходы на юриста и госпошлину.

Если я стану виновником ДТП , что мне делать, чтобы не переплачивать?

Сделайте фотографии поврежденного автомобиля. Предложите провести независимую экспертизу, чтобы оценить ущерб. Уточните сумму возмещения в страховой компании. Если согласны с ущербом, возместите добровольно, чтобы не оплачивать судебные издержки. Берите расписки на каждую сумму, которую передаете в счет ущерба.

Если считаете, что ущерб завышен, ищите грамотного юриста. В суде можно доказать необоснованные расходы и уменьшить выплаты.

Вопросы и ответы по ОСАГО (автогражданке)

Вопрос: Что такое ОСАГО?
Ответ: ОСАГО — обязательное страхование автогражданской ответственности. Объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.

Вопрос: Кто должен страховать ОСАГО?
Ответ: Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств.

Вопрос: Может ли нарушение ПДД быть причиной для отказа в выплате по ОСАГО?
Ответ: Нет не может. Исключение — если в момент управления автомобилем водитель находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Вопрос: Какова величина максимальной выплата по ОСАГО?
Ответ: Максимальная выплата в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью нескольких потерпевших по ОСАГО составляет 240 тысяч рублей. В части возмещения вреда, причиненного имуществу (автомобилю) — 160 тысяч рублей.

Вопрос: В какой форме осуществляется выплата по ОСАГО?
Ответ: Возмещение по ОСАГО может быть двух видов — натуральным путем (ремонт) и денежным (по калькуляции независимой экспертизы). Как показала практика все страховые компании платят по калькуляции. По закону страховая обязана восстановить состояние автомобиля, в котором автомобиль находился до ДТП. Значит у вас пятилетний автомобиль, то страховая компания должна поставить вам пятилетнее крыло, взамен поврежденному. Страховой компании гораздо удобнее оплачивать ущерб по калькуляции независимой экспертизы с учетом износа деталей.

Вопрос: Как можно расширить ответственность по полису ОСАГО?
Ответ: Лимит ответственности по ОСАГО можно добровольно расширить практически во всех страховых компаниях. Стоимость расширение лимита ответственности не большая — от 300 до 3000 руб. Стоимость дополнительного полиса зависит от размера выбранной вами страховой суммы и конкретной страховой компании.

Вопрос: Действует ли ОСАГО если не пройден ТО?
Ответ: В законе действие полиса ОСАГО никак не связано с наличием ТО. Так что если у вас просрочен техосмотр, то страховка все равно действует в полном объеме.

Вопрос: Как определяется размер выплаты по ОСАГО?
Ответ: Размер страховой выплаты производится на основании калькуляции страховщика, после осмотра и фотографирования автомобиля. Обратите внимание: выплата производится с учетом износа транспортного средства!

Вопрос: В течении какого срока я должен известить страховую компанию о страховом случае?
Ответ: Страхователь обязан в течение 5 дней передать в страховую компанию извещение о ДТП, бланк которого обязательно прикладывается к полису ОСАГО.

Вопрос: Я застрахован по КАСКО, виновник ДТП застрахован по ОСАГО. В какую страховую компанию я должен обращаться — свою или виновника?
Ответ: Гораздо удобнее для Вас будет восстановить свой автомобиль по КАСКО. А уже Ваша страховая компания (где вы застрахованы по КАСКО) будет самостоятельно разбираться со страховой компанией виновника, где он застрахован по ОСАГО. Обратится Вы имеете право любую из страховых компаний (но не в обе одновременно).

Вопрос: Я хочу сам выбрать фирму — независимого оценщика, чтобы провести независимую экспертизу автомобиля. Возможно ли это?
Ответ: Да, но лучше сначала подождать оценки страховщика, а лишь затем принимать решение. Во многих случаях суммы выплаченной страховой компанией достаточно для ремонта Вашего автомобиля.

Вопрос: Страховая компания затягивает выплату по ОСАГО. Что мне делать?
Ответ: Страховщик в течение 15 рабочих дней со дня получения документов, составляет акт о страховом случае, на основании которого осуществляет страховую выплату потерпевшему либо направляет письменное извещение о полном или частичном отказе в выплате с указанием причин отказа. Страховая выплата производится путем наличного или безналичного расчета в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об осуществлении страховой выплаты. То есть в сумме страховая компания должна перевести вам деньги максимум в течение 18 рабочих дней. На практике компании стараются оттянуть момент передачи денег как можно дальше. Что делать:

  1. Напишите жалобу в страховую компанию на имя начальника отдела выплат по ОСАГО;
  2. Напишите жалобу в Российский союз автостраховщиков (РСА).

Вопрос: Водитель — виновник ДТП не был вписан в полис ОСАГО. Выплатит ли страховая компания возмещение пострадавшему по ОСАГО?
Ответ: Конечно нет.

Вопрос: Я не удовлетворен суммой выплаченной мне по ОСАГО. Что мне делать и куда обратится?
Ответ: Честно говоря, зачастую проще всего смириться с тем, что выплаченной Вам компенсации не достаточно для ремонта Вашего автомобиля. Вы можете попробовать получить больше. Для этого:

  1. Напишите жалобу в страховую компанию на имя начальника отдела выплат по ОСАГО;
  2. Напишите жалобу в Российский союз автостраховщиков (РСА).

Есть еще долгий и дорогостоящий вариант — провести встречную независимую экспертизу и обращаться в суд. В случае успешного завершения дела, страховая компания возможно погасит ваши судебные издержки и издержки за встречную независимую экспертизу. Но нужно обратить внимание на то, что такой вариант не всегда возможен, а самое главное экономически как правило не целесообразен.

Даже с ОСАГО вам придётся платить, если вы виновник ДТП. Почему?

Говоря об ОСАГО при авариях, мы уже привыкли к схеме «попал в ДТП, не являясь его виновником – получил недостаточную компенсацию – обратился к «независимым автоюристам» – через суд получил дополнительную компенсацию – починил автомобиль и не остался в накладе». Все гладко и складно – но никто не задумывался, откуда берется та самая «дополнительная компенсация»? И можно ли быть абсолютно спокойным, имея действующий полис ОСАГО?

П рактика, в том числе и судебная, показывает, что водитель, купивший полис ОСАГО и полагающий, что теперь его финансовая безопасность обеспечена полностью, сильно заблуждается. На деле оказывается, что становиться виновником ДТП весьма невыгодно – и не только из-за того, что это негативно влияет на КБМ, повышая стоимость следующего полиса. Попав в аварию по своей вине, можно остаться без гораздо большей суммы денег, чем кажется на первый взгляд.

Первый сложный случай – ДТП, в котором автомобиль потерпевшего застрахован не только по ОСАГО, по и по каско. В отличие от ОСАГО, каско не имеет верхнего предела страховой выплаты, а также, что более важно в нашем случае, позволяет отремонтировать автомобиль без учета износа.

При расчете страховой выплаты по ОСАГО используется единая методика «определения размера расходов на восстановительный ремонт», утвержденная Положением Банка России № 432-П, в которой имеется «порядок расчета размера износа подлежащих замене комплектующих изделий». Проще говоря, выплаты по ОСАГО производятся с учетом износа автомобиля, который растет в соответствии с его пробегом и возрастом. А водитель, приобретающий полис ОСАГО, в случае ДТП по собственной вине может рассчитывать именно на выплату пострадавшему компенсации в соответствии этим расчетом.

Однако потерпевший может обратиться в свою страховую компанию, где он приобрел полис каско, и воспользоваться им для ремонта. В этом случае износ учитываться не будет, а компенсация будет произведена в той форме, которую установили для себя пострадавший водитель и страховая компания. Ну и, разумеется, стоимость ремонта в этом случае с большой вероятностью окажется выше, чем по расчету с применением методики ОСАГО.

Починив автомобиль потерпевшего, страховая компания предоставит требование о компенсации убытков страховой компании виновника ДТП. А та, в свою очередь, выплатит лишь ту сумму, которая была рассчитана в соответствии с единой методикой. Ну а компенсировать разницу между этой выплатой и фактическими затратами страховщика на ремонт автомобиля потерпевшего будет… именно виновник ДТП.

Право страховой компании, отремонтировавшей автомобиль, взыскать с виновника эту разницу, определяется статьей 965 Гражданского Кодекса РФ, которая регламентирует «переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба». Согласно этой статье, выплатив страховое возмещение потерпевшему, страховая компания получает право требования от виновника компенсации в пределах выплаченной ей суммы. И часть этой суммы, недополученную от страховой компании виновника ДТП, она может взыскать в судебном порядке уже с самого виновника.

Резюмируя все вышесказанное простыми словами, можно сделать краткий вывод: если вы виновник ДТП, а у потерпевшего есть каско, то в случае ремонта его машины по каско вы будете обязаны выплатить разницу между суммой за ремонт по расчету ОСАГО и реальной конечной суммой ремонта по каско.

Второй случай, который может заставить виновника ДТП раскошелиться – это ДТП, по итогам которого пострадавший обратится к независимой экспертизе для определения ущерба и размера выплат. Формально введение единой методики расчета страховой выплаты, которая в обязательном порядке действует при проведении любой экспертизы, в том числе и независимой, должно было свести на нет разницу между результатами оценки ущерба страховщиками и независимыми экспертами. Однако на практике итоговые суммы ущерба, определенные первыми и вторыми, зачастую оказываются разными – из-за различий в оценке характера, масштаба и объема повреждений.

Таким образом, в случае, когда потерпевший получил от страховой компании выплату, с размером которой он не согласился, и провел независимую экспертизу, он может обратиться в суд для компенсации разницы виновником ДТП. Формально такая ситуация исключается законом об ОСАГО, который определяет выплату страховщиком всего ущерба, рассчитанного по установленной методике и не превышающего верхнего порога страховой выплаты. Однако на практике подобные судебные иски встречаются.

Читать еще:  Нужна ли страховка при регистрации автомобиля?

Третий случай, когда виновник ДТП может пострадать финансово, наиболее прост: это ДТП, в котором размер ущерба превышает размер максимальной страховой выплаты, предусмотренной договором ОСАГО. На сегодняшний день размер максимальной выплаты составляет 400 тысяч рублей в случае, если пострадал только автомобиль, и 500 тысяч, если в ДТП пострадали люди. Таким образом, если сумма ущерба, оцененного по единой методике, окажется выше максимальной, то возмещение «остатка», не покрываемого страховкой, в полном объеме ляжет на виновника ДТП.

ВАС РФ: сумму износа должен возмещать виновник ДТП

Страховщику каско, оплатившему ремонт машины потерпевшего, следует взыскивать сумму ущерба со страховщика ОСАГО за вычетом износа. А образовавшуюся из-за учета износа разницу должен покрывать виновник аварии, решил Высший арбитражный суд РФ.

Президиум Высшего арбитражного суда рассмотрел спор краснодарского филиала СК «Югория» и кисловодской «Автоколонны № 1721». В сентябре 2008 г. по вине водителя автоколонны пострадал внедорожник Mercedes-Benz ML 350, каско → калькулятор страхования КАСКО которого было застраховано в «Югории». «Югория» выплатила клиенту 106,3 тыс. р. на восстановительный ремонт и предъявила претензии на эту сумму к «Росгосстрах-Югу» – страховщику ОСАГО. Однако с «Росгосстраха» удалось получить лишь 70,6 тыс. р. – это сумма ущерба, рассчитанная с учетом износа пострадавшего Mercedes-Benz. Суды отказывали «Югории» в требовании взыскать с «Росгосстраха» оставшиеся 35,7 тыс. р. Они ссылались на то, что выплата по обязательной «автогражданке» рассчитывается с учетом износа деталей, а в противном случае приведет к необоснованному обогащению потерпевшего. Тогда «Югория» обратила взыскание на виновника ДТП – «Автоколонну № 1721». Арбитражный суд Ставропольского края встал на сторону страховщика, однако кассационная инстанция отменила это решение.

Высший арбитражный суд решил проверить справедливость действий кассационного суда. В определении о передаче дела в Президиум ВАС указал на то, что законодательство об ОСАГО требует при расчете выплаты учитывать износ деталей, узлов, агрегатов. Между тем расходы, рассчитанные таким образом, не совпадают с реальными затратами, необходимыми для приведения автомобиля в годное состояние. В этом случае необходимо помнить положение Гражданского кодекса, которое гласит, что ущерб подлежит возмещению в полном объеме с лица, виновного в убытке.

Пересмотрев дело, Президиум ВАС оставил в силе решение суда первой инстанции и поддержал требования «Югории».

  • Поделиться
  • Поделиться
  • Твитнуть

Кому-то к счастью, а кому-то к сожалению, но ВАС прав, совершенно правильно применил закон

представьте, что теперь будет твориться…
мы возвращаемся в 90-е годы, к браткам, которые могли трясти деньги не только с виновного.
это решение провело четкую грань между страхователем КАСКО и страхователем ОСАГО и здесь, закон уже не встает на защиту интересов страхователя ОСАГО (причинителя вреда).

Странное сравнение с братками и тем более не понятно чем вызывано.
Также не понятно, почему закон должен защищать только причинителя вреда и почему его вообще закон защищать должен более чем уже есть? А куда девать права пострадавшего? Или он вобщем и так не плохо живет?
Если представить себе ситуацию, что у Вас есть имущество целое и невредимое, и Вам его поламали. Расходы на восстановление составили 100 рублей, а Вам говорят -вот 50 рублей, т.к. ваше имущество не новое, и будьте довольны! Вы сразу вспомните что Ваши права нарушены и будете возмущаться, что Вам не возместили причиненный ущерб в полном объеме.
В данном случае картина такая же, т.к. по ОСАГО страховщик несет ограниченную ответственность в размере расходов на восстановление за вычетом износа заменяемых деталей. Но закон говорит о том, что вред должен быть возмещен в полном объеме. Следовательно, самого причинителя вреда от возмещения непокрытой страхованием части ущерба, ни кто не освобождает. Законодатель определил приоритеты, ущерб должен быть возмещен, Определенная часть ущерба может быть покрыта за счет обязательного страхования, остальное — это ответственость причинителя вреда.

Более того, если следовать Вашей логике, то и ограничение суммы выплаты на одного потерпевшего в размере 120 000 руб, это тоже возврат в 90-е годы.
Вы причинили ущер, расходы на восстановление имущества составили 300 000 рублей, страховщик возместил 120 000 (независимо от износа), а остальноепо Вашему: — «Это извините, всем прощаю! Что это вы еще задумали с меня взыскивать тут невозмещенную часть ущерба? Я возмущен!»
Примерно так выглядит Ваша позиция.
Согласитесь, какая то странная однобокая позиция?

Кстати, вот эта с моей точки зрения мрачнейшая проблема почему-то не интересует ни РСА и руководителей, живо интересующихся увеличением базовых тарифов.
Денежки за ОСАГО берутся одинаково — что за новую, что за старую машину. Оно с виду вполне правильно, страхуем ответственность.
Но… выплачиваем с износом. Т.е. государственный механизм возмещения вреда… и т.п. в форме полиса ОСАГО возмещает далеко не весь вред, а только его часть. Неосторожно въехав в ЗИЛ 1972 года выпуска, говорить о возмещении вреда по ОСАГО достаточно спорно.
Я не юрист (уж не знаю к сожалению или к счастью), но мне кажется тут какое-то противоречие глобального законодательства.
Не готов давать советы как это исправить. Пока в голову не приходит. Если только… тем же законом об ОСАГО в лоб определить, что улучшение машины потерпевшего в виде ремонта новыми запчастями возмещению не подлежат ни при каких обстоятельствах. Точка.
И тогда станет не очень выгодно ездить на очень старых машинах и загрязнять нашу планету, чего так сильно добиваются экологи.

не отрицаю, что это правильно и законно, а 90-е годы это навеяло подставами на дорогах, что и сейчас не редкость.
вот если еще и закон встанет на эту сторону, то никаких вариантов оправдаться не будет.

Да закон всегда и стоял на этой стороне. И любой грамотный продавец страховых услуг всем покупателям ОСАГО такой пример в качестве страшилки рассказывал, помогая принять решение о покупке дополнительного полиса, увеличивающего лимит ОСАГО. Но к сожалению, этим пользуются далеко не многие, а потом удивляются, что на них подают в суд потерпевшие.
А братки-подставлялы «работали» как раз в цене до 100 000 руб., которые можно было по быстрому срубить с лоха. ОСАГО почти закрыло этот бизнес.

Врядли это будет применятся если ущерб в пределах страховой суммы.

Статья 1072. Возмещение вреда лицом, застраховавшим свою ответственность

Юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего, в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

До 120 (160) т.р. ответственность несёт Страховщик — все претензии к нему.

Артем Александрович, тут все как раз и написано: все что недоплатил страховщик, оплачивает виновый страхователь.

Страховщик заключая договор страхования договаривается со страхователем как он будет возмещать убытки по КАСКО, а именно с износом или без, что не забывается отразиться на страховой премии.
Не кажется ли Вам коллеги, что это коммерческий риск страховщика, стоимость которого он уже заложил в страховую премию?
И что мы имеем в итоге: замену старой поврежденной вещи на новую. (Надеюсь отрицать ни кто не будет, что новый капот и не новый капот имеют различную стоимость и различный срок использования).
Почему тогда вопрос не стоит по угону также, мне для приведения вещи в тоже состояние нужно машину купить, так пусть она будет новой.

Не все так просто. Строго говоря в каждом конкретном случае необходимо в индивидуальном порядке определять достаточно ли денежных средств в размере стоимости детали с учетом износа для устранения убытков (нарушения прав собственника).

Решение суда говорит о том, что в связи с жесткой фиксацией принципов расчета размера страхового вомещения по ОСАГО возможны ситуации когда размер причиненного вреда не будет соответствовать размеру страхового возмещения по ОСАГО.

Основная проблема в том, что закон об ОСАГО включены фактически избыточные условия (страхование ответственности по хорошему не должно определять принципы расчета ущерба — это прерогатива медиации или суда). В зарубежной практике в этой части действуют фактически только три ограничения:
— исключаются штрафные санкции (то есть выплаты не связанные с компенсацией ущерба потерпевшего) — punitive or exemplary damage
— огарничивается возможность досудебного урегулирования претензий (как правило требует согласования со страховщиком)
— ограничивается максимальный размер возмещения.

Вот, а потом начинают разгораться дискуссии в блогах — « народ у нас дремуч, к страхованию не приучен, не спешит в теплые объятия страховщика»

А что ему дает страховщик? защиту?
Судя по решению суда — филькину грамоту отмазаться от инспектора ДПС.
Тогда почему мы тут удивляемся, что народ активно покупает левый полисы.
Народ уже давно понял, что ОСАГО это очередной «побор» и хорошего он ничего не сулит. Народ у нас очень смекалистый, жизнь его к этому приучила.

На моей вот практике, к сожалению теперь уже очень многие водители осознанно ищут дешевый полис ОСАГО, либо левый, либо сомнительного страховщика с демпинговым КВ и необоснованными скидками.

Так что это очередной камень в наш «страховой» огород

интересно, сколько в выплате по ОСАГО приходится на утерю товарной стоимости.
дсаго -единственное решение, не ждать же законодательных подвижек. но там нужно договор от и до читать, чтоб не попасть на хитрые исключения

Артем Александрович, тут все как раз и написано: все что недоплатил страховщик, оплачивает виновый страхователь.
**************
Kutek, Страхователь застраховал свою ответственность — он не при делах. Несоответствующий ответчик. Это обычная практика.

Не знаю от куда была взята эта информация, но дело совсем наоборот, им было отказано, суды признали, что взыскивать нужно тока с учетом износа, что подтверждается «Определение об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № ВАС-11958/09 от 5 сентября 2009 г.» именно по этому делу которое и указано в настоящей статье! Решение АС Ставропольского края — 29 декабря 2009 года Дело № А63-716/2009.
Пересмотр был лишь в части взыскания неустойки.

Уважаемый Ленар, в своем сообщении АСН опиралось на постановление Президиума ВАС РФ по делу № А63-18381/2009. Истцом по этому делу выступала «Югория», ответчиком была Автоколонна № 1721. В этом деле суды рассматривали вопрос: должен ли виновник ДТП возмещать страховщику каско сумму износа. Ответ ВАС РФ – да. Участники дела № А63-716/2009, о котором пишете Вы, – страховщик ОСАГО «Росгосстрах» и «Югория». Спор другой, но по тому же страховому событию. В данном деле суды пришли к выводу: страховщик каско не может взыскивать сумму износа со страховщика ОСАГО. Поэтому-то «Югория» успешно обратила взыскание непосредственно на виновника.

Виновник ДТП из Череповца доказал в суде незаконность иска о компенсации ремонта сверх ОСАГО

Рассмотрение гражданского дела длилось полгода и завершилось в Вологодском областном суде.

Поводом для разбирательства стало ДТП, которое случилось в ноябре 2017 года. На Октябрьском проспекте столкнулись автомобили «Ситроен-С4» и «Хюндай».

«Виновником аварии был я. Я проезжал нерегулируемый перекресток, не увидел автомобиль, который двигался по главной дороге, произошло столкновение, — рассказал cherinfo автовладелец Константин Чаркин. — Пострадавших в аварии не было, однако машины получили повреждения. Свою вину я не отрицал. Страховая компания все оформила, второму водителю выплатили деньги, порядка 290 тысяч рублей. Но пострадавший подал иск в суд, с меня он требовал еще около 50 тысяч сверх страховой выплаты, объяснив, что на ремонт не хватает».

Первое разбирательство состоялось в Череповецком городском суде и завершилось в пользу истца. Суд установил, что выплаченных по полису ОСАГО денег на ремонт «Ситроена» действительно не хватает, а разницу должен покрыть виновник ДТП. Также на его плечи должны лечь судебные издержки, экспертиза и услуги юриста. Общая сумма выплат перевалила за 70 тысяч рублей.

«Суд приходит к выводу о взыскании с ответчика разницы между стоимостью восстановительного ремонта, определенной заключением судебной экспертизы и выплаченным страховым возмещением, что составляет 49 784 рубля», — говорится в решении суда.

Константин Чаркин написал апелляционную жалобу, с которой обратился в Вологодский областной суд.

«Я считаю, что подобные действия — это самое настоящее мошенничество. Люди решили воспользоваться дырками в законодательстве, чтобы получить еще денег. Это юридически обоснованный наезд. В апелляционном суде мы упирали на то, что выплаченного страхового возмещения достаточно для приведения «Ситроена» в доаварийное состояние», — объясняет Чаркин.

Решение суда первой инстанции было отменено. Судебная коллегия сослалась на возможность отремонтировать поврежденный автомобиль бывшими в употреблении запчастями, а также приняла во внимание, что пострадавшая сторона отказалась от ремонта машины по направлению страховой компании и выбрала страховое возмещение деньгами.

«Возможность осуществления ремонта транспортного средства с использованием бывших в употреблении запасных частей является разумным и распространенным способом исправления повреждений», — говорится в определении суда.

«Это очень интересное и поучительное дело. Народ у нас почему-то уверен, что подержанная машина после ДТП должна быть отремонтирована новыми запчастями. Это противоречит законодательству. Восстановление машины с использованием бывших в употреблении запасных частей значительно удешевляет ремонт. Как правило, страховая компания выплачивает достаточно денег, чтобы по такой схеме провести работы. В конце концов у автомобилистов есть выбор: получить деньги или отремонтировать машину на станции техобслуживания», — считает представитель истца, юрист бюро «Гурняк и партнеры» Олег Иванов.

Читать еще:  Подставное дтп последствия

Вологодский областной суд в 2018 году в апелляционном порядке рассмотрел 341 гражданское дело о возмещении ущерба от ДТП, в 2017 году — 377.

Что дает страховка ОСАГО при ДТП

Закон обязывает всех водителей иметь полис обязательного страхования. Приобретая страховку, каждый водитель уверен, что в случае ДТП может рассчитывать на поддержку со стороны страховой. При этом не все владельцы четко понимают назначение ОСАГО и его действие. В данной статье подробно ответим на вопросы: какие случаи считаются страховыми, какое возмещение можно получить от страховой, как ускорить процесс выплаты компенсаций и другие.

Суть ОСАГО

Полис ОСАГО является страхованием автогражданской ответственности. В случае аварии расходы потерпевшей стороне будет возмещать страховая компания виновника. Поэтому в данном случае вопрос о том, как получить выплаты по страховке, актуален для пострадавшей стороны. Даже являясь аккуратным водителем можно стать участником ДТП. Суммы, прописанные в договоре страхования достаточно большие, но для получения выплат необходимо знать порядок действий при аварии, и после.

Выгодно приобрести ОСАГО у надежных страховых можно на ПОЛИС812. Оформление полиса онлайн займет не больше 15 минут, а уже через сутки ваш автомобиль будет официально застрахован и внесен в базу РСА.

На что распространяется действие ОСАГО

Ошибочно полагать, что страховка покроет все убытки в результате аварии. В законе прописано два основных вида ущерба, которые обязана возместить страховая компания: ущерб имуществу и здоровью. Имущество в данном случае это не только автомобиль. В имущественный ущерб включены: личные вещи пострадавших, строения, объекты инфраструктуры, домашние животные. Если вина водителя доказана, то вышеперечисленные типы ущерба компенсируются страховщиком.

Какие случаи не являются страховыми при ОСАГО

Важно знать, какие риски не входят в страховое покрытие ОСАГО. В этих случаях страховая компания откажет в оказании финансовой помощи виновнику:

  • Виновник ДТП не имел право управлять данным автомобилем;
  • Водитель скрылся с места аварии;
  • Ущерб, причиненный людям или имуществу, нанесен не водителем, а грузом, который он перевозил;
  • Повреждения автомобилю были нанесены во время погрузки или разгрузки.

Также, если ДТП не было зафиксировано по установленным правилам, или обращение к страховщику не было совершено вовремя, компания имеет право отказать в выплатах по данной аварии.

Можно ли получить компенсацию по ОСАГО

Как было сказано выше, компенсацию получает пострадавшее лицо, при условии соблюдения утвержденного порядка действий. Какие именно действия, расскажем чуть позже. Закон об ОСАГО позволяет получить компенсацию пострадавшему, так как если бы виновник аварии оказался неплатежеспособным или погиб, рассчитывать на выплаты было бы невозможно. Но благодаря обязательному страхованию всегда можно рассчитывать на компенсацию ущерба.

Поэтому автовладельцы могут быть спокойны, при правильном порядке действий и обозначенных страховых случаях, они получат свои выплаты. На 2020 год установлены такие суммы выплат по ОСАГО:

  • Нанесение ущерба транспортному средству – до 400 тыс. руб.
  • Причинение вреда здоровью – до 500 тыс.руб.

Компенсация по ОСАГО не предусматривает моральный ущерб. Полис действует только на имущество и здоровье людей.

Решение о сумме выплат рассматривается в конкретном страховом случае. Страховая компания устанавливает размер ущерба на основе экспертиз. Денежная сумма определяется с учетом того, сколько будет стоить ремонт. Если он оценивается в 70 % от стоимости на момент аварии, то автомобиль будет признан непригодным к ремонту. В таком случае страховщик выплачивает владельцу разницу между ценой авто и стоимости сохранившихся деталей, которые остаются у пострадавшего. Если владелец не желает забирать детали, компания должна возместить их стоимость. Стоит учесть, что общая сумма выплат при этом не должна превышать 400 тыс.

Какое возмещение можно получить от страховой: деньги или ремонт

Получить деньги можно в следующих случаях:

  • Смерть или получение инвалидности водителем;
  • Автомобиль не подлежит восстановлению;
  • Стоимость ремонта выше предельно установленной суммы.

Если в аварии погиб или пострадал человек, загон об ОСАГО предусматривает компенсацию необходимого лечения.

  • Максимальная сумма при причинении вреда здоровью составляет 500 тыс. При этом страховой компании необходимо предоставить медицинское заключение о степени тяжести состояния пострадавшего. Так, если у человека перелом конечностей, то компенсация составит 10-20 тыс. рублей. А при получении пострадавшим инвалидности 1 группы, ему полагается максимальная выплата.
  • Также компенсацию до 500 тыс. получают родные в случае смерти водителя. 25 тыс. выплачиваются сразу на процедуру погребения, остальные 475 позже. Если у погибшего имеются только дальние родственники, они получают 50 тыс. на погребение.

Если в случае нанесения вреда здоровью человек временно нетрудоспособен, то он может потребовать компенсировать утраченный доход.

Может ли виновник аварии получить выплаты по ОСАГО

Приобретая ежегодно полис ОСАГО, не все водители четко понимают, что дает им данная страховка, и в каком случае можно рассчитывать на помощь страховой. Страхование ОСАГО создано для того, чтобы обеспечить защиту ответственности владельцев страховки перед другими водителями. Поэтому полис покрывает ущерб пострадавшей стороны. Виновник ДТП вынужден из собственного бюджета восстанавливать свой автомобиль.

Но в любой ситуации могут быть исключения, поскольку не всегда можно точно сказать, кто виноват в аварии. В некоторых случаях виноваты оба водителя. Тогда виновник является и пострадавшим, и каждая сторона получает компенсацию, которая составит только 50% от суммы.

Как получить страховку по ОСАГО пострадавшему

Для того чтобы получить положенные выплаты, необходимо знать порядок оформления ДТП и свои дальнейшие действия. Стоит отметить, что процесс оформления компенсации длительный, но достаточно простой. Не нужно начинать ремонт автомобиля до осмотра эксперта.

Правила оформления ДТП

Чтобы рассчитывать на компенсацию по ОСАГО нужно правильно зафиксировать ДТП:

  • Включить аварийную сигнализацию;
  • Оказать помощь пострадавшим в аварии;
  • Позвонить по номеру 102 и 103 в случае если есть погибшие или пострадавшие;
  • Записать данные виновника аварии;
  • Зафиксировать на фото или видео расположение и состояние автомобилей;
  • Заполнить бланк о ДТП, который должны подписать все участники аварии;
  • Получить у сотрудников сотрудников ГИБДД копии документов о ДТП;
  • Сообщить страховщику о происшествии.

Также нельзя перемещать автомобиль и его обломки на другое место, либо наносить дополнительные повреждения авто. Экспертиза установит данные манипуляции.

Если в аварии нет пострадавших, и сумма ущерба не значительна (не более 100 тыс.руб) необходимо оформить европротокол. При этом у обоих водителей должен быть полис ОСАГО.

Документы и сроки обращения в страховую компанию

  • Сообщить первичную информацию о ДТП необходимо сразу же, находясь на месте происшествия.
  • Для официального обращения к страховщику отведено 5 рабочих дней. Если в собранных документах чего-то не хватает, то компания обязана сообщить об этом в течение 3 дней после получения письма, либо сразу же при приеме документов.
  • Для проведения техосмотра установлен срок 5 дней. Условия его выполнения прописаны в договоре.

Список документов для обращения в страховую

  • Паспорт;
  • Водительское удостоверение;
  • Заявление на возмещение ущерба;
  • Полис;
  • Диагностическая карта;
  • Техпаспорт;
  • Извещение о ДТП;
  • Протокол об административном правонарушении;
  • Чеки оплаты эвакуатора или медицинских услуг;
  • Доверенность на управление автомобилем.

Как ускорить процесс выплат

Согласно закону страховая компания обязана выплатить компенсацию пострадавшей стороне в течение 20 дней с момента подачи заявления.

Важно знать, что если страховая компания задерживает выплаты без объяснения причин, то ей может быть вынесена неустойка в размере 0,5 % от суммы ущерба за каждый просроченный день.

Данный период выплаты отведен страховой компании на рассмотрение всей необходимой информации, чтобы принять решение относительно конкретного страхового случая. Чтобы ускорить этот процесс можно предпринять следующие действия:

  • Привлечь к осмотру места аварии специалистов, действия которых не нужно проверять (лицензированные эксперты).
  • Написать обращение к руководителю страховой компании с просьбой ускорить процесс выплат, указав при этом веские причины.
  • Как можно раньше подать необходимые документы в страховую, при этом тщательно их подготовить, чтобы не было их возврата.

Как получить деньги напрямую от виновника аварии

Зачастую размер компенсации от страховой компании значительно меньше реального ущерба. Но страховщик производит выплаты только в рамках установленного лимита. Поэтому надеяться или требовать дополнительные возмещения бессмысленно. Но пострадавший имеет право потребовать разницу с виновника аварии.

От виновника ДТП вы вправе потребовать:

  • Материальный ущерб на восстановление автомобиля;
  • Возмещение ущерба за моральный вред;
  • Утраченную прибыль от поездки.

В основном по таким заявлениям судом выносится решение в пользу истца. При этом компенсацию от ответчика вы получаете не сразу, а небольшими частями ежемесячно.

В чем опасность Европротокола для виновника ДТП?

Как известно, при оформлении дорожной аварии в рамках ОСАГО стороны вправе обойтись без инспекторов ГИБДД. Такой порядок взаимодействия участников происшествия и страховщиков называется «Европротокол». Он позволяет существенно сэкономить время, если машины получили незначительные повреждения.

Многие автовладельцы все еще относятся к «Европротоколу» с недоверием. Причем речь идет как о потерпевших, так и о виновниках ДТП. Опасения последних вполне оправданы, ведь для них оформление аварии без участия инспектора ГИБДД может иметь серьезные последствия. О чем нужно знать водителю-виновнику, чтобы не столкнуться с неприятным сюрпризом?

Калькулятор ОСАГО расчет и онлайн покупка по 16 компаниям.

Выберите тип ТС

Виновник всегда рискует

Правилами ОСАГО предусмотрено право потерпевшего требовать возмещение ущерба у виновника аварии, когда возмещения по «Европротоколу» не хватает на ремонт автомобиля. При этом потерпевший не может предъявлять имущественные претензии страховщику, выплатившему возмещение.

Другими словами, восстановление автомобиля потерпевшего оплачивает виновник, но только когда стоимость ремонта превышает размер максимальной выплаты по «Европротоколу». При этом потерпевший вправе требовать возмещения ущерба без учета износа деталей. Как правило, в подобных обстоятельствах виновные водители не соглашаются добровольно оплачивать ремонт. Естественно, разрешить спор между участниками дорожного происшествия может только суд.

Примечательно, что размер долга виновника определяется на основании оплаченных счетов за ремонт. Конечно же, для виновной стороны подобный вариант развития события становится сущим кошмаром, особенно когда речь заходит о крупной денежной сумме.

Получается, что водитель-виновник заплатил за страховку, но все равно должен частично оплатить ремонт автомобиля потерпевшего. В довершении всего для него увеличится тариф в калькуляторе ОСАГО , ведь страховая компания произвела выплату в пределах суммы возмещения по «Европротоколу».

Таким образом, виновник дорожного происшествия всегда рискует столкнуться с неожиданными расходами. Следовательно, нужно очень внимательно подходить к оформлению происшествия без вызова инспекторов ГИБДД. Кроме того, в случае с «Европротоколом» виновный водитель всегда может прибегнуть к маленькой хитрости.

Как избежать проблем?

Допустим, водитель не сомневается в том, что происшествие спровоцировал именно он, а пострадавший предлагает оформить происшествие по «Европротоколу». В этой ситуации нужно первым делом оценить характер и масштабы повреждений. Конечно же, порой очень трудно определить, сколько стоит ремонт какой-либо детали чужой машины.

В таком случае желательно связаться с дилером производителя автомобиля, чтобы иметь хотя бы примерное представление о цене восстановительных работ. При этом не стоит доверять оценке потерпевшего, ведь он может ошибаться. Кроме того, он может попросту солгать, чтобы получить возможность отремонтировать машину без учета износа.

Если у виновника происшествия есть малейшие подозрения относительно того, что стоимость ремонта превышает размер максимальной выплаты в рамках «Европротокола», следует оформлять аварию при участии сотрудников дорожной полиции.

Это займет больше времени, но виновный водитель будет точно уверен, что в будущем ему не предъявят финансовые претензии. При оформлении аварии с участием полицейских максимальная выплата составляет полмиллиона рублей. Виновнику придется доплачивать за ремонт машины потерпевшего, только если цена восстановления автомобиля превысит указанную сумму.

Еще один вариант

Если же пострадавший по какой-либо причине не хочет обращаться за помощью к дорожным полицейским, виновнику аварии следует получить от него расписку об отсутствии претензий. В этом документе должно быть указано:

«Я не имею финансовых претензий к виновнику ДТП относительно повреждения моего автомобиля в части, превышающей размер максимально возможной страховой выплаты по договору ОСАГО в рамках «Европротокола».

Потерпевший обязательно должен поставить дату выдачи расписки и подпись. Кроме того, желательно, чтобы он указал следующие сведения.

  • Дата и обстоятельства происшествия.
  • Информация об автомобилях, участвовавших в аварии.
  • Данные участников происшествия, включая номера водительских удостоверений.

При возможности расписка должна быть заверена двумя свидетелями. В документе непременно стоит указать их данные, а также контактные координаты. Показания свидетелей пригодятся, если потерпевший захочет оспорить расписку в судебном порядке.

Неблагоприятный исход

Итак, если водитель-виновник решил обойтись без вызова полиции и не стал требовать у пострадавшего расписку, он может оказаться в трудном положении. Оценивать последствия такого выбора лучше всего на конкретном примере.

Пример

В результате аварии были повреждены бампер, фара и крыло. Потерпевший получил максимально возможную выплату по «Европротоколу». При этом независимый эксперт указал в своем заключении, что бампер и крыло можно отремонтировать, а фару следует заменить.

В дальнейшем потерпевший передал автомобиль для ремонта сотрудникам дилерской СТОА. В процессе ремонта выяснилось, что бампер и крыло необходимо заменить. Соответственно, это автоматически увеличило стоимость восстановления машины. В итоге потерпевшему не хватило возмещения по «Европротоколу» для полной оплаты ремонта.

Он обратился в суд, чтобы взыскать с виновника аварии разницу между ценой ремонта и размером страховой выплаты. Суд удовлетворил иск, использовав при оценке ущерба счета автосервиса. Виновник происшествия почти не имеет шансов оспорить такое судебное решение, а значит будет вынужден оплачивать все расходы потерпевшего на ремонт.

Кроме того, нужно помнить, что потерпевший получил выплату по «Европротоколу», следовательно, водитель-виновник дороже заплатит за пролонгацию страховки. Как известно, наличие аварий увеличивает стоимость ОСАГО у всех без исключения страховщиков.

Е-ОСАГО по выгодной цене

Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
17 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector