Дтп на служебной машине в рабочее время - Автомобильный журнал
Trt-auto.ru

Автомобильный журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дтп на служебной машине в рабочее время

ДТП на служебном автомобиле

В наше время автомобилей на дорогах становится все больше и больше, многие организации также обзаводятся служебными автомобилями. К сожалению, нередки и ДТП. Возникает вопрос: что делать, если ДТП произошло на служебном автомобиле? Кто будет отвечать и выплачивать ущерб? Эти и другие вопросы будут рассмотрены в данной статье.

Согласно действующему законодательству использование транспортных средств является источником повышенной опасности и в соответствии со ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, чья деятельность связана с использованием транспортных средств обязаны возместить причиненный вред, если не докажут, что он возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

В данной статье под организацией будет рассматривать юридические лица всех организационно — правовых форм, а также ПБОЮЛ. Причем, не важно на каком законном основании – праве собственности, аренды или других у организации находится автомобиль.

В соответствии со ст. 1064 вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Ст. 1079 устанавливает ответственность водителя без вины (то есть владелец транспортного средства будет нести имущественную ответственность независимо от того, нарушил ли он ПДД или нет), в случае, когда вред причинен одним источником повышенной опасности, а также устанавливает ответственность, если ДТП произошло в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т.п.). Во втором случае, если причинен вред третьим лицам, то владельцы обоих ТС несут перед ними солидарную ответственность без вины. Вред, причиненный владельцам столкнувшихся автомобилей, чаще всего возмещает тот, кто виноват, а если виноваты оба, то вред возмещается соразмерно степени вины каждого из владельцев. Правда, бывают и случаи, когда они оба не виноваты, тогда проблема решается одним из двух вариантов – либо права на возмещение не имеет ни один из них, либо ущерб должен быть распределен между ними в равных долях.

В соответствии со ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Так что возмещать ущерб, причиненный служебным автомобилем, будет организация. И в судебном разбирательстве ответчиком по делу о возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП, будет организация. Водитель же будет привлечен в качестве третьего лица на стороне ответчика. Поэтому при рассмотрении ДТП сотрудниками ГИБДД желательно присутствие представителя организации, это поможет лучше подготовиться к защите прав.

Стоит отметить, что в соответствии со ст. 1068 ГК РФ работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина.

Получается, что ответственность организации возникает в случае, если работник состоит с организацией в трудовых или гражданско-правовых отношениях и при совершении ДТП он находился при исполнении своих служебных обязанностей (обязанностей по гражданско-правовому договору). Исполнением трудовых обязанностей считается также и выполнение поручения администрации (владельца автомобиля), даже если он был и не при исполнении своих обязанностей.

Однако, все это не значит, что организация понесет убытки по вине своего водителя. Согласно ст. 1081 ГК РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом. Правда, если работник добровольно не выплачивает размер ущерба, удерживать эту сумму из его заработка или вознаграждения нельзя, ее можно взыскать только в судебном порядке.

Для того чтобы взыскать с работника сумму ущерба в порядке регресса обязательно наличие его вины в ДТП.

Если водитель, попавший в ДТП, работает в организации на основе гражданско-правового договора, то суд, взыскивая с него ущерб, будет руководствоваться нормами Гражданского кодекса РФ и условиями договора.

Если же с водителем заключен трудовой договор, вопрос о возмещении вреда будет регулироваться нормами Трудового кодекса РФ. В этом случае необходимо правильно определить размер ущерба.

В соответствии со ст. 241 ТК РФ за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами. А на основании п.6 ст. 243 материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом.

Таким образом, организация может взыскать ущерб в порядке регресса в полном размере с водителя, виновного в ДТП, если соответствующим государственным органом по факту ДТП было рассмотрено дело об административном правонарушении в области дорожного движения и в результате в отношении водителя было вынесено постановление об административном правонарушении. Правда, в этом случае необходимо чтобы ущерб, реально был возмещен организацией и имелось документальное подтверждение возмещения ущерба, также организации нужно иметь при себе решение суда, обязывающего возместить ущерб, причиненный ее водителем.

Судебные разбирательства зачастую отнимают очень много времени, средств и нервов, так что работодателю, имеющему служебные автомобили, лучше заранее подстраховаться и при оформлении трудового договора с водителем, включить пункты, подробно регулирующие данный вопрос. Задать вопрос автоюристу .

Попал в аварию на рабочей машине в рабочее время

Развитие автомобилестроения спровоцировало настоящий прорыв в экономической деятельности. Так уж совпало, что увеличение количества машин пришлось на эпоху активного развития экономики, что положительно сказалось на общем развитии человечества.

Только вот вместе с ростом численности машин на дорогах, выросло и число ДТП. Многие водители находятся за рулем служебного транспорта. Что им грозит в случае аварийной ситуации, рассказывается далее.

Попал в ДТП на рабочей машине: что делать

Опасные аварийные ситуации на дорогах стали привычными уже давно. Как только человечество перешло в новую эру развития транспортных технологий, количество автомобилей резко выросло, а вместе с этим увеличилось численность ДТП.

Довольно часто ситуация складывается так, что водитель находится за рулем служебной машины. Стоит изучить, какие требования предъявляет законодательство для таких граждан.

В принципе, последовательность действий при попадании в ДТП рабочего транспорта такая же, как и для водителей собственных автомобилей.

  1. Изначально необходимо выключить двигатель и остановиться. Покинув машину необходимо поставить в 15 м от нее знак аварийной остановки.
  2. Далее требуется убедиться в том, что в аварии нет пострадавших. Если они есть, то необходимо в кратчайшие сроки оказать необходимую помощь и незамедлительно вызвать скорую. Если вы не владеете навыками оказания помощи, то лучше попросить об этом очевидцев.
  3. Внимательно изучите все повреждения, которые ваше транспортное средство приобрело из-за аварии.
  4. Зафиксируйте место аварии на фото или видеокамеру. Сделайте снимки всех повреждений, следов машин на дороге и транспортной инфраструктуры (светофоры, установленные знаки), расположенной около места столкновения.
  5. Заручитесь поддержкой очевидцев аварии. Запишите их контакты и убедитесь, что они готовы давать в случае необходимости свидетельские показания.

Выполнив все эти действия, необходимо вызвать сотрудников ГИБДД и дождаться их приезда. Кроме того, не лишним будет сообщить об аварийной ситуации своему руководству. Это необходимо для того, чтобы начальник связался со страховой фирмой.

Об установлении вины в ДТП в суде читайте тут.

Как только вы дождетесь приезда работников дорожной полиции, что зачастую занимает длительный период, вспомните об основных правилах:

  1. Ни в коем случае не торопитесь признавать личную вину. Даже если на лицо имеется ситуация «попал в ДТП на рабочей машине — я виновен» не спешите признаваться, поскольку вполне возможно, что в вашем случае совпало много факторов, например, отсутствие дорожной разметки, неработающий светофор и невнимательность второго участника аварии.
  2. Внимательно опишите полицейским свой взгляд на ситуацию. Убедитесь, что они укажут в протоколе ваше видение развития событий.
  3. Прежде чем что-либо подписывать, внимательно прочитайте документ. Очень часто инспекторы ДПС специально вносят в текст протокола некоторые условия, которые при дальнейшем разбирательстве могут повлиять на дело не в вашу пользу.
  4. Не забудьте получить на руки все бумаги, которые должны выдать инспекторы ГИБДД, и уточните адрес ближайшего отделения полиции. Именно там вы сможет получить все недостающие бумаги.
  5. Не стесняйтесь указывать инспекторам на ошибки, в том числе и грамматические. Очень часто разбирательство может быть затянуто, если в протоколе будут найдены несоответствия или ошибки.

Попал в ДТП на рабочей машине в рабочее время: ответственность

Если водитель попал в ДТП на рабочей машине без страховки, то ситуация будет осложнена. Тем не менее, по условиям отечественного законодательства, вся ответственность будет возлагаться на фактического собственника авто. В случае со служебным транспортом — это юридическое лицо.

Определение степени ответственности затрагивается в ст. 1068 ГК РФ. Согласно с нормами этой статьи, вся ответственность за аварийную ситуацию возлагается на владельца автомобиля. Таким образом, в дальнейших судебных разбирательствах водитель участвовать не будет.

Тем не менее, определенная часть наказания водителя будет ожидать. Если в судебном порядке будет доказано, что именно его действия спровоцировали создание аварийной ситуации, то за его личный счет (или за счет части ежемесячного заработка) машина будет проходить ремонт. Кроме того, юридическое лицо может привлечь водителя, что стал участником ДТП, к ответственности при помощи внутрикорпоративных правил.

Например, если после страховых выплат, некоторая часть ущерба не будет погашена, то работодатель вправе снять ее с заработка своего работника, который спровоцировал ДТП.

Если же в результате судебного слушания будет установлено, что водитель не совершил никаких действий, которые привели к ДТП, и лично сам выступает пострадавшей стороной, то взыскания на него наложены не будут ни судебными инстанциями, ни самим работодателем.

Однако помните, что для того, чтобы ответственность полностью перешла на владельца машины (в нашем случае — объект предпринимательства), необходимо одно небольшое условие. Это попадание в ДТП водителем, находясь на работе и фактически выполняя свои профессиональные обязанности. Если водитель управлял служебной машиной в нерабочее время, то тут ситуация будет несколько иной.

Попал в аварию на рабочей машине в нерабочее время

Если имеет место ситуация, когда водитель попал в ДТП на рабочей машине — я не виноват, то в такой ситуации дело разрешится относительно спокойно. Но лишь при условии, что во время аварии водитель выполнял обязательные служебные обязанности, то есть находился за рулем в рабочее время.

Если же водитель сел за руль своей служебной машины в нерабочее время, даже при условии наличия разрешения от вышестоящего руководства, то все равно он будет обязан понести ответственность в полном объеме.

При этом не стоит забывать про нормы существующего гражданского права, согласно которым вся ответственность ляжет на владельца машины, в нашем случае — предпринимательском субъекте. Даже если работник попал в аварию в нерабочее время, от ответственности его руководство никто не избавлял, и именно юридическое лицо вызовут в суд, и на него обязательно будет возложена обязанность погашения всех штрафов и выполнение ремонта.

О ДТП при повороте налево читайте тут.

Однако в том конкретном случае, когда рабочий день закончился, а сотрудник находится за рулем, законодательство дозволяет работодателю инициировать судебный иск на нерадивого сотрудника, который повредил транспорт. Согласно этому иску, виновник ДТП будет обязан возместить определенный ущерб в должном объеме, и кроме того, по желанию работодателя, на водителя будет возложена материальная компенсация.

Это предусматривается ст.243 ГК РФ, которая гласит о том, что всякая материальная ответственность должна быть на водителя возложена, если доверенное ему имущество работодателя пострадало в нерабочее время.

Служебное авто выполняет определенные функции на предприятии. И когда оно находится в поломанном состоянии и не может выполнять свою работу, организация несет потери. В подобной ситуации закон выступит на стороне работодателя, дозволяя ему привлечь нерадивого работника к дисциплинарной ответственности и взыскать с него конкретный материальный ущерб за простой. Размер компенсации будет рассчитан исходя из принципа, что он не может превышать двух третей от установленной тарифной ставки.
Если автомобилист на момент аварии был в состоянии опьянения, то по исковому заявлению работодателя, в случае управления машиной вне рабочего графика, вся ответственность будет возлагаться именно на него.

Видео, попал в ДТП на рабочей машине

Дтп на служебной машине в рабочее время

Ситуация, когда служебный автомобиль попадает в ДТП, крайне неприятна. При этом обычно возникают вопросы, связанные с компенсацией ущерба пострадавшему лицу. Рассмотрим данные моменты в статье.

Вопросы, связанные с возмещением ущерба в случае ДТП, регламентируются Законом № 1961. Согласно п. 21.3 ст. 21 Закона № 1961 при использовании транспортного средства в дорожном движении лицо, управляющее им, обязано иметь при себе страховой полис (сертификат). На территории Украины запрещается эксплуатация транспортного средства без полиса обязательного страхования гражданско-правовой ответственности, действующего на территории Украины (п. 21.1 ст. 21 Закона № 1961).

Следовательно, водитель любого автомобиля, в том числе и служебного, должен иметь полис обязательного страхования гражданско-правовой ответственности, по которому большую часть ущерба пострадавшему лицу возмещает страховщик. Но следует учитывать, что стандартные условия страхования предусматривают наличие франшизы (часть убытков, не возмещаемая страховой компанией при любых условиях).

Размер франшизы на возмещение ущерба, причиненного имуществу потерпевших, устанавливается при заключении договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности. Он не может превышать 2 % от страховой суммы, в пределах которой возмещается убыток, причиненный имуществу потерпевших. Страховое возмещение всегда уменьшается на сумму франшизы, рассчитанной по правилам указанного подпункта (п. 12.1 Закона № 1961).

Автомобиль также может быть застрахован по программе добровольного страхования транспортных средств (КАСКО). Указанный полис обязателен для владельцев авто, приобретенных в кредит. Данные страховки также предусматривают наличие франшизы, а «невозмещаемую» часть ущерба компенсирует виновник ДТП.

В случаях, определенных п. 38.1 ст. 38 Закона № 1961, после выплаты страхового возмещения страховая компания имеет право подать регрессный иск к страхователю или водителю транспортного средства, спровоцировавшего ДТП. В частности, указанное право имеется в ситуации, когда ДТП было определено в установленном порядке непосредственным последствием несоответствия технического состояния и оборудования транспортного средства требованиям Правил дорожного движения (пп. «г» пп. 38.1.1 ст. 38 Закона № 1961).

Как компенсируется ущерб, не покрытый полисом страхования

При выплате компенсации в случае ДТП со служебным автомобилем следует исходить из того, что деятельность, связанная с использованием, хранением или содержанием транспортных средств, является источником повышенной опасности (ч. 1 ст. 1187 ГКУ). Ущерб при таких обстоятельствах возмещается лицом, владеющим на соответствующем правовом основании (право собственности, иное вещественное право, договор подряда, аренды и т. п.) транспортным средством (ч. 2 ст. 1187 ГКУ).

К тому же в соответствии с ч. 1 ст. 1172 ГКУ юридическое лицо возмещает вред, нанесенный его работником при выполнении им своих трудовых (служебных) обязанностей. То есть компенсацию ущерба за виновного работника выплачивает работодатель.

На это обращают внимание и суды. Так, в п. 6 Постановления № 4 указывается, что не считается лицом, осуществляющим деятельность, которая является источником повышенной опасности, и не несет ответственность за ущерб перед потерпевшим лицо, управляющее транспортным средством в связи с выполнением своих трудовых (служебных) обязанностей на основании трудового договора (контракта) с лицом, владеющим на соответствующем правовом основании (право собственности, иное вещественное право, договор подряда, аренды и т. п.) транспортным средством, если с ним заключен гражданско-правовой договор. Данное лицо может быть привлечено к ответственности работодателем только в регрессном порядке согласно ст. 1191 ГКУ.

Читать еще:  Расторжение договора каско при продаже автомобиля

Следовательно, компенсацию ущерба выплачивает работодатель, причем он делает это и в том случае, когда в ДТП попадает арендованный у работника автомобиль.

Юридическое лицо, возместившее ущерб, нанесенный его работником при выполнении трудовых (служебных) обязанностей на основании трудового договора (контракта) или гражданско-правового договора, имеет право обратного требования (регресса) к указанному работнику – фактическому виновнику причиненного ущерба – в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом (ч. 1 ст. 1191 ГКУ, п. 6 Постановления № 4).

За ущерб, причиненный предприятию при выполнении трудовых обязанностей, работники (кроме должностных лиц), по вине которых он был причинен, несут материальную ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не более своего среднего месячного заработка. Материальная ответственность сверх среднего месячного заработка допускается лишь в случаях, определенных в законодательстве (ст. 132 КЗоТ).

Ситуации, в которых работники несут материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного по их вине предприятию, перечислены в ст. 134 КЗоТ. В частности, это возможно, если:

– между работником и предприятием в соответствии со ст. 135 1 КЗоТ был заключен письменный договор о взятии на себя работником полной материальной ответственности за необеспечение целостности имущества и прочих ценностей, переданных ему для хранения или для иных целей (с водителем обычно такой договор не заключается, поскольку данная должность не включена в Перечень № 447/24);

– ущерб был нанесен действиями работника, имеющими признаки деяний, преследуемых в уголовном порядке;

– ущерб был нанесен работником, который был в нетрезвом состоянии;

– ущерб был нанесен не при выполнении трудовых обязанностей.

Если предприятие имеет право взыскать с водителя ущерб в полном объеме, превышающем размер его среднемесячного заработка, ему придется обращаться с иском в суд по месту жительства водителя (ст. 136 КЗоТ). Срок исковой давности для подачи данного иска составляет 1 год со дня выявления причиненного ущерба (ст. 233 КЗоТ).

Ущерб в размере, не превышающем среднего месячного заработка работника, работодатель вправе взыскать самостоятельно. Для этого необходимо выдать соответствующее распоряжение (приказ) не позднее двух недель со дня выявления причиненного работником ущерба, о чем его следует уведомить. На основании такого приказа через 7 дней после его выдачи и подписания работником можно производить удержания из заработной платы (ст. 136 КЗоТ).

Однако при каждой выплате заработной платы общий размер всех удержаний не может превышать 20 %, а в случае отчисления по нескольким исполнительным документам – 50 % зарплаты (ст. 128 КЗоТ).

Как отразить возмещение в учете

Налог на прибыль

В НКУ не предусматривается корректировок финансового результата применительно к операциям выплаты пострадавшему лицу компенсации и получения от работника суммы возмещения ущерба. Поэтому все плательщики налога на прибыль (высокодоходные и малодоходные) отражают указанные операции в «прибыльном» учете на основании данных бухгалтерского учета.

На учет по НДС операции выплаты и получения компенсации за ущерб не влияют, поскольку они не связаны с поставкой товаров (работ, услуг). Вместе с тем налоговики не дают прямого ответа на вопрос о том, облагаются ли НДС операции получения суммы страхового возмещения от виновного лица (разъяснение из раздела 101.04 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ). А в некоторых случаях контролеры настаивают на обложении НДС сумм полученного возмещения за поврежденное имущество и рассматривают данные операции как компенсацию стоимости соответствующего имущества (разъяснение из раздела 101.07 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ).

Сумма возмещенного ущерба в бухгалтерском учете отражается на субсчете 977 «Прочие расходы деятельности», а сумма полученной компенсации от работника – на субсчете 746 «Прочие доходы».

Автомобиль попал в ДТП, в котором виновен работник предприятия. Компания выплатила пострадавшему лицу компенсацию ущерба в размере 20000 грн, при этом с работника была взыскана сумма ущерба в размере среднемесячного заработка (5000 грн).

Давайте же приведем указанные операции в таблице.

Хозяйственная операция

Бухгалтерский учет

Перечислена компенсация ущерба пострадавшему в ДТП лицу

Предъявлено требование по возмещению ущерба к виновному работнику – водителю

Удержана сумма возмещения ущерба из заработной платы (постепенно в пределах 20 %)

6. Перечень № 447/24 – Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми предприятием, учреждением, организацией могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности ценностей, переданных им для хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозки или применения в процессе производства, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Секретариатом ВЦСПС от 28.12.77 г. № 447/24.

_____________________________________________
© ТОВ «ІАЦ «ЛІГА», ТОВ «ЛІГА ЗАКОН», 2018

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов’язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ «ЛІГА ЗАКОН» заборонено.

Ответственность работника за ущерб причиненный ДТП. Виды ответственности и особенности применения.

Совершение ДТП – не редкость. Но как быть, если в результате аварии был нанесен ущерб третьим лицам и при этом ДТП имело место быть на служебном автомобиле? Для начала необходимо изучить все обстоятельства происшедшего и воспользоваться материалом, предложенным в статье. При этом от работника должно быть истребовано объяснение в письменной форме. В случае его отказа составлять документ, об этом должен быть написан акт.

○ Возмещение ущерба после ДТП.

После того, как произошло ДТП и были оформлены все необходимые бумаги, возникает закономерный вопрос: кто будет оплачивать ущерб от аварии?

Если речь идет об ущербе третьим лицам по вине работника компании в результате ДТП, то ответчиком по делу всегда будет организация-работодатель. Например, речь идет о ситуации, когда автомобиль был застрахован по ОСАГО, но выплаты не покрыли всю сумму ущерба и потерпевший подал в суд. Безусловно, водитель – работник будет участвовать в судебных заседаниях, но только в качестве третьего лица.

Далее работодатель должен выяснить все обстоятельства дела и для этого, согласно положениям ст. 247 ТК РФ, необходимо создать комиссию по расследованию данного случая на предприятии.

После того, как была выяснена сумма ущерба, комиссия составляет акт и представляет его для ознакомления работодателю. Не позже месяца с момента подписания акта у руководителя предприятия имеется возможность взыскать ущерб с работника, если он не превышает среднемесячный заработок последнего. В случае пропуска данного срока, выплаты может назначить только суд. В судебный орган следует обращаться и в том случае, если сумма ущерба превышает среднемесячный заработок. Законодатель дает на это ровно 1 год с момента, когда работодателю стали известны обстоятельства причинения ущерба.

Однако работник может изъявить желание выплатить сумму ущерба, равно как и предложить заменить вещи на аналогичную, или произвести ремонт.

Обращаем ваше внимание на то, что возмещение ущерба будет производиться вне зависимости от того, был ли он привлечен к какой-либо ответственности (уголовная, административная и т.д.).

○ Ответственность работника.

Для того, чтобы привлечь работника к ответственности, необходимо выяснить, имели ли место быть следующие составляющие:

  • Вина служащего.
  • Последствия его проступка.
  • Причинно-следственная связь между действиями гражданина и ущербом.

При отсутствии этих 3 компонентов, привлечение к ответственности будет незаконным.

✔ Дисциплинарная ответственность.

Согласно ст. 192 ТК РФ, работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, которая выражается в следующих формах:

  • Выговор.
  • Замечание.
  • Увольнение.

Напоминаем, что лишение премии законодатель к разновидностям дисциплинарных наказаний не относит.

Для того, чтобы этот вид ответственности мог быть применен к работнику, представителю работодателя необходимо доказать, что он ненадлежащим образом выполнил свои обязанности, нарушил требования локальных актов организации и т.д. Иными словами, работник, во-первых, должен быть ознакомлен со всеми документами, нарушение положений которых ему вменяется. Во-вторых, должно быть проведено соответствующее расследование, по результатам которого составляется акт.

✔ Материальная ответственность.

Несмотря на то, что работник несет ответственность перед работодателем за то, что он причинил вред его имуществу, совершение дорожно-транспортного происшествия (далее – ДТП) само по себе не может повлечь наступления полной материальной ответственности служащего.

Ст. 242 ТК РФ уточняет, что материальная ответственность в полном объеме может иметь место быть только в случаях, которые установлены законодателем. Обратимся к ст. 243, которая такие случаи перечисляет:

  • Совершение работником административного проступка.
  • Умышленное причинение ущерба.
  • Нанесение вреда имуществу работодателя при нахождении в состоянии опьянения (токсического, алкогольного и т.д.).
  • Совершение преступных действий, которые были установлены в приговоре суда.

Ну и, конечно же, в том случае, если между работником и работодателем заключен договор (соглашение) о полной материальной ответственности. Данное соглашение можно подписывать только с теми категориями сотрудников, которые указаны в постановлении Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности». В противном случае документ не будет иметь правовых последствий.

При это материальная ответственность в полном объеме будет распространяться только на груз или иные вверенные ценности работнику. На автомобиль, который пострадал в результат аварии ее действие не распространяется (ст. 243 ТК РФ).

В остальных случаях пределы материальной ответственности ограничиваются средним месячным заработком гражданина.

✔ Гражданско-правовая ответственность.

Гражданско-правовая ответственность имеет место быть только в том случае, если между водителем, виновным в ДТП и руководителем организации, которой принадлежит автомобиль, был заключен гражданско-правовой договор.

В иных случаях работника к гражданско-правовой ответственности привлечь нельзя. Даже если возникает ситуация, когда пострадавший от ДТП подает в суд на возмещение ему ущерба, ответчиком по делу будет работодатель. И уже впоследствии он сможет взыскать с работника ущерб, но в другом судебном разбирательстве ли в добровольном порядке.

✔ Административная и уголовная ответственность.

Если в результате совершения ДТП уполномоченными органами было выяснено, что работник, например, находился в состоянии алкогольного опьянения, управляя при этом автомобилем или обнаружен иной состав административного правонарушения или уголовного преступления, то гражданин будет привлечен к одному из видов ответственности.

Для этого необходимо соблюсти следующие условия:

  • Должен быть акт уполномоченного органа.
  • Отсутствуют обстоятельства, которые исключают ответственность.

Материальная и административная/уголовная ответственность связаны между собой. Речь идет о том, что при установлении факта привлечение работника к одному из последних видов ответственности, «автоматически» он должен полностью выплатить ущерб, нанесенный работодателю; то есть ограниченная материальная ответственность переходит в полную.

○ Возмещение ущерба работником, который продолжает работать.

Если работник все еще трудится на предприятии, но, по результатам проведенной проверки был выяснен размер ущерба, то события могут развиваться по одному из следующих сценариев:

  1. Сумма ущерба не больше среднемесячного оклада и работодатель издал приказ о привлечении служащего к материальной ответственности не позже месяца, когда был составлен акт комиссии. В этом случае удержание производится из зарплаты работника.
  2. Сумма ущерба равна или меньше среднемесячного оклада, но работодатель пропустил все сроки и вынужден обратиться в суд.
  3. Сумма ущерба больше среднемесячного оклада и работодатель готовит документы для судебного иска.

Второй и третий случай аналогичны по порядку выплаты ущерба. После того, как решение суда о возмещении ущерба вступит в законную силу, истцу – работодателю выдается исполнительный лист, с которым ему необходимо посетить службу судебных приставов. После этого возбуждается исполнительное производство и приставы взыскивают ущерб с гражданина. Это может быть осуществлено посредством изъятия и последующей продажи имущества, принадлежащего виновному или вычетами из заработной платы.

○ Возмещение ущерба работником, который уволился.

Работника никто не может заставить трудиться на предприятии, даже если он не выплатил всю сумму причиненного ущерба. Но и паниковать работодателю тоже не стоит, так как у него на руках имеется исполнительный лист. Взыскания как продолжали осуществляться, так и будут продолжаться из зарплаты на новом месте службы.

Однако имеются недобросовестные граждане, которые не устраиваются работать официально и скрывают свой доход. В этом случае рекомендуем руководителю организации «держать руку на пульсе» и отслеживать перемещения бывшего работника с целью предоставления информации судебным приставам, если переводы денег прекратятся.

Вне зависимости от того, прекращён ли трудовой договор с виновным сотрудником на момент вынесения решения суда или после возбуждения исполнительного производства, если ДТП было совершено в то время, когда он трудился у работодателя, он будет обязан возместить нанесенный ущерб.

○ Советы юриста:

✔ Уволился с работы, на которой остался должен возместить ущерб.

Может, но только в судебном порядке. На это ему дается 1 год с момента обнаружения ущерба и установления вины работника. Вне зависимости от суммы ущерба, решить этот вопрос может только суд.

Если у работодателя имеется на руках исполнительный лист, то взыскание будет продолжаться в том же порядке, который существовал в момент службы у работодателя.

✔ Могут ли уволить после ДТП?

Уволить за сам факт совершения ДТП, даже если был нанесен ущерб работодателю не могут. Однако если созданная работодателем комиссия найдет основания для привлечения работника к дисциплинарной ответственности в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением позеленим должностных обязанностей, то уволить гражданина могут, т.к. ст. 192 ТК РФ предусматривает одним из видов дисциплинарных наказаний увольнение.

Второй случай, когда увольнение вполне реально – вынесение в отношении работника приговора суда или составление постановления о привлечении к административной ответственности, если в его трудовом контракте было предусмотрено, что имеются подобного рода основания для увольнения (например, речь может идти о государственных гражданских служащих).

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

Попал в ДТП на служебном автомобиле: последствия

В большинстве компаний есть служебный автомобиль, которым пользуется или специальный водитель, или один из работников для выполнения своих поручений. Такой водитель, как и любой другой автомобилист, не застрахован от падания в аварию, ведь это происшествие происшествие практически невозможно предугадать.

Порядок действий после дорожно-транспортного происшествия на служебном автомобиле существенно отличается от привычного.

  1. Действия водителя, если попал в ДТП на служебном автомобиле
  2. Действия работника после приезда сотрудников ГИБДД
  3. Ответственность за ДТП на служебном автомобиле в рабочее время
  4. Ответственность за ДТП на служебном автомобиле в нерабочее время

Действия водителя, если попал в ДТП на служебном автомобиле

Дорожно-транспортные происшествия случаются каждый день, и большинство из них происходит с участием служебных автомобилей.

Автомобилист, который находится за рулем рабочего транспортного средства, должен знать о том, что по законодательству к таким участникам аварии применяются особые требования.

Действия водителя, ставшего участником дорожно-транспортного происшествия на служебном автомобиле, совпадают с последовательностью действий, совершаемых автомобилистами на собственных машинах.

  1. Сначала водитель должен остановить автомобиль, заглушить двигатель и поставить знак аварийной остановки на расстоянии 15 метров от авто.
  2. Далее автомобилист должен убедиться в том, что в результате происшествия нет пострадавших. Если таковые все же имеются, необходимо оказать им первую медицинскую помощь, чтобы поддержать жизнедеятельность пострадавшего до приезда кареты скорой помощи.
    Если у автомобилиста нет навыков оказания первой помощи, он может попросить об этом очевидцев произошедшего.
  3. Во время ожидания приезда представителей экстренных служб, водитель должен внимательно осмотреть служебный автомобиль и выявить все причиненные в результате дорожно-транспортного происшествия повреждения. Все найденные царапины, вмятины и сколы необходимо зафиксировать на фото или видеокамеру.
    Также желательно сделать снимки следов транспорта, оставшихся на дорожном покрытии, и местонахождение авто относительно стационарных объектов (светофоров).
  4. До приезда сотрудников ГИБДД нужно заручиться поддержкой свидетелей, взять их контактные данные.
Читать еще:  Тяжесть последствий дтп определение

Помимо этого, работник, попавший в ДТП, должен уведомить своего начальника о произошедшей аварии, так как только работодатель имеет право сообщить страховщику о наступлении страхового случая.

Действия работника после приезда сотрудников ГИБДД

По приезду на место происшествия сотрудников дорожной инспекции, автомобилист должен соблюдать определенные правила:

  1. Во время составления протокола водитель не должен признавать свою личную вину в ДТП на служебном автомобиле.
  2. Сотрудникам ГИБДД стоит рассказать ситуацию именно так, как ее увидел водитель. После рассказа необходимо убедиться, что инспектор зафиксировал произошедшее именно так, как рассказал работник.
  3. Перед тем, как поставить подпись на документе, водитель должен убедиться в том, что все было зафиксировано должным образом. Иногда инспектор вносит в протокол данные, которые в дальнейшем могут повлиять на ход разбирательства.
  4. После заполнения сотрудниками дорожной инспекции всех необходимых документов, работник должен получить свои экземпляры, чтобы в дальнейшем отдать их своему непосредственному работодателю.
    Также автомобилист должен уточнить адрес отделения ГИБДД, где он сможет получить недостающие документу для страховой компании.
  5. Если во время проверки документов, заполненных сотрудником ГИБДД, автомобилист должен указать ему на неточности и ошибки. Если инспектор оказывается вносить изменения, водитель должен отметить это в протоколе, рядом со своей подписью.

Ответственность за ДТП на служебном автомобиле в рабочее время

Если автомобилист попал в ДТП, не имея страхового полиса, или если он не списан в данный полис, придется понести дополнительную ответственность.

Однако в соответствии с требованиями Кодекса об административных правонарушениях, ответственность за недобросовестное исполнение страхового права возлагается на собственника транспортного средства.

Соответственно, если речь идет о служебном транспорте, разбираться со страховой компанией и выплачивать ущерб пострадавшим будет юридическое лицо. Водитель, который оказался участником дорожно-транспортного происшествия, не будет принимать участие в судебном разбирательстве.

Однако автомобилист, находившийся за рулем служебного авто в момент аварии, понесет свою долю ответственности. Если в ходе разбирательства будет установлено, что именно этот человек стал виновником ДТП, ремонт служебной машины будет проводиться именно за его счет или из части его ежемесячной оплаты труда.

Работодатель имеет право привлечь виновника аварии, управляющего служебным авто, к ответственности, в соответствии с требованиями локальных нормативных правовых актов.

Если же в ходе судебного разбирательства будет установлено, что действия работника не были причиной дорожно-транспортного происшествия, ни представители государственных учреждений, ни его работодатель не будут иметь права привлекать его к каким-либо видам ответственности.

Стоит помнить о том, что ответственность за отсутствие страхового полиса или прочие деяния, совершенные автомобилистом, переходит на юридическое лицо только в том случае, если происшествие произошло в рабочее время, когда автомобилист-работник компании фактически выполнял свои служебные обязанности.

Если же водитель управлял служебным авто в нерабочее время, последствия аварии будут другими.

Работодатель водителя обязан возместить вред, причиненный автотранспорту третьего лица в результате ДТП на служебном автомобиле. Если в аварии виновен работник, работодатель на основании статьи 1068 ГК РФ самостоятельно компенсирует ущерб пострадавшей стороне, а затем взыскивает его с работника в порядке регресса (статья 1081 ГК РФ).

В случае, когда ДТП произошло во внерабочее время, статья 1068 ГК РФ не применяется. Водитель будет нести ответственность лично как владелец источника повышенной опасности на основании статьи 1079 ГК РФ.

Ответственность за ДТП на служебном автомобиле в нерабочее время

Если в рабочее время автомобилист попал в ДТП на служебном автомобиле, ситуация разрешается достаточно просто. Всеми разбирательствами занимается юридическое лицо – собственник транспортного средства.

Однако такое возможно только в том случае, когда работник управлял авто во время фактического исполнения им своих трудовых обязанностей.

В противном случае, если водитель управлял авто в нерабочее время, даже имея на это разрешение от своего непосредственного работодателя, он будет должен в полной мере понести ответственность за совершенное им деяние.

Конечно, по закону, ответственность за автомобиль, ставший инициатором дорожно-транспортного происшествия, будет нести компания-собственник авто. Однако в том случае, если виновник аварии управлял транспортом в нерабочее время, юридическое лицо имеет полное право подать на него иск за повреждение авто.

В таком случае, водитель будет должен:

  1. Полностью возместить весь ущерб, понесенный работодателем.
  2. По желанию руководства организации компенсировать причиненный моральный ущерб.

Каждый автомобиль, который находится в собственности предприятия, выполняет определенные функции. Следовательно, если в течение определенного промежутка времени авто не используется, компания несет убытки.

В таком случае законодатель находится полностью на стороне руководителя компании, и позволяет ему не только получить с работника материальный и моральный ущерб, но и привлечь его к дисциплинарной ответственности (от выговора до увольнения).

Двойная ответственность — ДТП на служебной машине: кто и за что заплатит?

Управление служебным автомобилем – еще не гарантия того, что водитель будет осторожен. Но если человек попадает в аварию, улаживание ситуации происходит немного иначе, чем у того, кто ехал на собственном авто. И это не означает, что водителю удастся избежать ответственности.

Что делать, если попал в аварию на служебной машине

Если ДТП уже произошло, главное – не растеряться, четко и быстро выполнить следующие действия:

  • включить «аварийку» и выставить на дорогу соответствующий знак;
  • узнать, есть ли в другом автомобиле пострадавшие, при необходимости помочь им и вызвать «скорую»;
  • не менять положение поврежденных ТС;
  • вызвать сотрудников ГИБДД;
  • позвонить своему руководству, чтобы они могли связаться со страховщиком;
  • осмотреть служебную машину, предварительно определить полученные дефекты;
  • сфотографировать место происшествия во всех подробностях и с разных ракурсов, а также автомобили участников аварии;

  • найти и записать имена, телефоны и адреса очевидцев случившегося, убедить их дать показания;
  • объяснить сотрудникам ГИБДД, как все произошло;
  • не признавать себя виновным (пусть сначала соответствующие органы это докажут);
  • проследить, чтобы в протоколе было верно описано видение ситуации, стояло определение «водитель», а не «виновник»;
  • в документе так же должна быть информация о свидетелях;
  • если протокол не отражает истинных обстоятельств дела, свое несогласие следует зафиксировать в нем;
  • забрать у сотрудника ГИБДД все документы, которые положены в таких случаях, а недостающие получить в ближайшем отделении полиции.

Какая ответственность за ДТП

Вне зависимости от формы собственности автомобиль является источником повышенной опасности. Но последствия ДТП не всегда улаживаются тем, кто был за рулем, если транспорт служебный.

В рабочее время

Если во время аварии автомобилист осуществлял свои профессиональные обязанности, ответственность возлагается на организацию, которой принадлежит ТС. Это регламентируется статьей 1068 Гражданского Кодекса РФ:

Если все оформлено законным образом, на автомобиль должна быть страховка. Выплата на ремонт осуществляется:

  • Из средств страховой компании другого участника аварии, если он признан виновным. Здесь к водителю служебного авто, являющегося потерпевшей стороной, обычно не предъявляют претензий. Он освобождается от судебных тяжб в качестве истца, выступая третьей стороной. Тем более не будет истребовано никаких выплат из собственного кармана наемного работника.

Ремонтировать машину придется за счет страховщика, виновного в аварии. А если у последнего нет полиса, то за его личные средства.

  • Страховой фирмой, выдавшей ОСАГО на служебную машину, если ее водитель виноват в ДТП. В данном случае часть выплат могут потребовать с него самого, вычитая деньги из зарплаты. Например, если он грубо нарушил правила, или страховка не покрывает ущерб целиком. Водителя служебного ТС могут вынудить восстанавливать и автомобиль, принадлежащий организации. Если он откажется делать это добровольно, фирма подаст в суд и скорее всего выиграет дело.

В нерабочее время

Иначе все происходит, если автомобилист использовал служебную машину в личных целях в нерабочее время. В поездке у него нет путевого листа и других сопроводительных документов. Здесь тоже могут быть два варианта ответственности:

  • Работник признан потерпевшей стороной. В этом случае ремонт машины должен происходить за счет страховщика другого участника аварии. Но он может отказаться делать это добровольно, сославшись на то, что действие полиса не распространяется на использование ТС в нерабочее время. Организации, которой принадлежит авто, придется подавать в суд. Дело наверняка удастся выиграть.

Но если страховая выплата не покроет весь ущерб, доплачивать придется водителю, попавшему в аварию в нерабочие часы.

  • Он признан виновным в ДТП. Здесь все еще сложнее. Возмещать урон, нанесенный другой стороне, обяжут организацию, на которую зарегистрировано авто. Но она потребует возврата выплаты с работника, воспользовавшегося ТС в неурочное время. Если он не желает возмещать ущерб добровольно, работодатель подаст в суд. Сделать это разрешает статья 243 Трудового Кодекса РФ, гласящая:

Кроме выплаты пострадавшей стороне, на него ляжет необходимость ремонтировать и служебную машину. Организация может также потребовать со своего сотрудника погашения морального вреда, подав иск в суд.

Кто платит за разбитое служебное авто, если в ДТП нет виновных

Отсутствие виновника в аварии приводит к тому, что выплаты страховой компанией, если это полис ОСАГО, не производятся. Но служебный автомобиль оказывается разбитым, значит, требует ремонта. В этом случае организация должна восстанавливать его за свой счет. Или подавать в суд для выявления виновника и взыскания с него возмещения ущерба. Но требовать со своего водителя, чтобы он оплачивал ремонт автомобиля из личных средств, работодатель не имеет права.

Нередко сотрудника в таких случаях вынуждают составлять долговую расписку, чтобы с ее помощью незаконно получить с него деньги на восстановление ТС. Водителю ни в коем случае не следует поддаваться давлению и подписывать ее. Ведь работодатель с этим документом пойдет в суд. И тот, несмотря на отсутствие заверения расписки нотариусом, может принять решение о выплате водителем несуществующего долга.

О том, когда страховая компания отказывает в выплате ОСАГО на законных основаниях, смотрите в этом видео:

Если вина обоюдная

Иногда виновными в ДТП называют обоих водителей. В этом случае ущерб погашается страховыми компаниями, но только в размере 50%. Или сумма делится в соответствии со степенью вины каждого. Но второй участник ДТП может потребовать недостающие деньги с организации, в которой трудится водитель служебного авто. А она имеет право подать в суд уже на своего работника, чтобы вернуть выплаченные по этому иску деньги.

Садясь за руль служебной машины, автомобилист не должен рассчитывать, что отвечать за его нарушения будет работодатель. Но не стоит также брать на себя вину за ДТП и разбитую машину, если ее нет. При попытке организации взвалить все выплаты на сотрудника лучше идти в суд, взяв в помощники опытного юриста. Он скорее разберется в том, кто, кому и сколько должен возмещать.

ДТП на служебном автомобиле

Достаточно часто работодатели, впрочем, как и пострадавшие в результате аварии лица, сталкиваются с проблемой совершения ДТП на служебной машине. Сложность ситуации заключается в том, что пострадавшее от происшествия лицо не знает, кому предъявлять исковые требования, а работодателя, в свою очередь, интересует процедура взыскания средств, выплаченных в качестве компенсации.

ДТП на служебной машине, кто возмещает ущерб

Согласно с нормами закона требовать компенсации ущерба, причиненного аварией, необходимо непосредственно с организации, которой принадлежит транспортное средство, а не с водителя, пребывавшего за рулем авто во время ДТП. То есть, истцом по иску подобного рода, как правило, выступает пострадавший от ДТП или его родственники (наследники) в случае летального исхода, ответчиком – предприятие, на балансе которого числится автомобиль.

Работодатель же наделен правом на истребование суммы компенсации, выплаченной пострадавшему от нарушения лицу, с работника, совершившего наезд, в порядке регресса. Как это сделать, и какого порядка осуществления процедуры следует придерживаться, читайте далее.

ДТП на служебной машине и страхование авто

В том случае если автомобиль был предварительно застрахован, убытки, причиненные ДТП, обязана покрыть страховая компания. Возмещению подлежит только та сумма, которая предусмотрена страховым договором.

Если работник совершил дорожно-транспортное происшествие на служебном автомобиле, и страховка не покрыла ущерб, остальную сумму обязан компенсировать работодатель.

Некоторые юридические аспекты ситуации

Осуществление предпринимательской деятельности в наше время невозможно без наличия транспорта. С помощью автомобилей быстрее решаются бизнес-вопросы, чаще производятся поставки и отгрузки товара. Несмотря на массу преимуществ, присущих транспортным средствам, стоит отметить тот факт, что машина является источником опасности и может оказывать негативное воздействие на здоровье и жизнь окружающих.

При этом необходимо учитывать следующие нюансы:

  • под понятием предприятие подразумеваются юридические лица, а также физические лица (ИП), зарегистрировавшие свою деятельность в предусмотренном законом порядке. При этом организационно-правовая форма организации для выплаты компенсации не имеет значения. Это может быть как ООО, так и акционерное общество закрытого или открытого типа;
  • если работник совершил ДТП на служебном автомобиле, платит работодатель, независимо от того, на каких основаниях он владеет транспортным средством. То ли авто принадлежит организации на праве собственности, то ли на праве аренды. Это никак не влияет на объемы выплат и порядок истребования компенсации.

Вред, причиненный происшествием на дороге

Последствием ДТП является нанесение вреда другим лицам, участвующим в аварии, и непосредственно работодателю, сотрудник которого совершил наезд. Как правило, под вредом подразумевается материальный ущерб, подлежащий компенсации. Это средства, потраченные на восстановление автомобиля, а в некоторых случаях на лечение пострадавших в результате аварии лиц.

Привлечение виновного лица к ответственности

В соответствии с законом вред, нанесенный имуществу других участников гражданско-правовых отношений, подлежит возмещению в полном объеме. Для привлечения нарушителя к ответственности необходимо наличие основных составляющих состава правонарушения:

  1. объект правонарушения (имущество, которому нанесен вред);
  2. субъект (физическое вменяемое лицо, обладающее необходимым объемом дееспособности);
  3. объективная сторона (противоправное деяние – причиненный вред – связь между первым и вторым действием и наступившими последствиями);
  4. субъективная сторона (наличие вины).

В случае с ДТП, в котором участвовал только один источник повышенной опасности (автомобиль), для привлечения виновного лица к ответственности и истребования компенсации наличие вины последнего не обязательно. То есть, независимо от того, нарушал ли водитель автомобиля ПДД или нет, наказания за нанесенный пешеходу ущерб, не избежать.

Исключением являются следующие случаи когда:

  • происшествие произошло в результате наличия умысла потерпевшего. К примеру, пешеход сам бросился под колеса автомобиля, в результате чего его жизни и здоровью, не говоря уже об имуществе, был нанесен ущерб;
  • авария является последствием непреодолимой силы. Как правило, под данным понятием подразумеваются стихийные бедствия и катастрофы существенного масштаба.
Читать еще:  Консультация по совершенному дтп

Если же в происшествии принимало участие несколько автомобилей, привлечение к ответственности и распределение убытков осуществляется следующим образом:

  1. при нанесении вреди пешеходу/пешеходам водители, а в случае со служебным авто — работодатели, несут солидарную ответственность перед третьими лицами. При этом была ли вина участников ДТП в его совершении или нет, не имеет значения;
  2. ответственность владельцев автомобилей, пострадавших во время аварии, по отношению друг к другу устанавливается в зависимости от наличия или отсутствия их вины, то есть на общих основаниях с учетом всех правил и требований, касающихся состава правонарушения. Если в аварии виновны оба водителя, причем их вина одинакова, покрывать убытки следует в равной мере.

Также не помешает:

  1. независимая оценка ущерба при ДТП;
  2. техническая экспертиза при ДТП.

В случае ДТП на служебной машине возместить ущерб должно предприятие, работник которого своими противоправными действиями, в данном случае суть которых заключается в нарушении ПДД, нанес ущерб другим участникам аварии, а также третьим лицам.

Возмещение материального вреда, причиненного ДТП, подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. В том случае, если в результате аварии был нанесен ущерб здоровью или жизни лица (ДТП с пострадавшими), такое нарушение автоматически переходит к категории деяний, предусмотренных уголовным законом и помимо компенсации убытков, нарушителю грозит привлечение к уголовной ответственности. Уголовная ответственность имеет индивидуальный характер, поэтому, несмотря на то, что ущерб возмещается за счет работодателя, нести уголовное наказание будет не кто иной, как непосредственный виновник ДТП.

Служебный автомобиль, ДТП и регрессные требования: о чем говорит закон

Гражданским законодательством гарантировано право работодателя требовать от сотрудника-нарушителя возмещения выплаченной суммы компенсации. В случае удовлетворения иска работник обязан выплатить требуемые средства в порядке регресса. Таким образом, действующее законодательство защищает права работодателей, поскольку выплата компенсации причиняет определенные убытки предприятию.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

  • компенсация ущерба осуществляется за счет организации, которая и будет выступать ответчиком по иску;
  • работодатель имеет право требовать возмещения произведенной компенсации с работника в порядке регресса;
  • при наличии страхового полиса обязательства по покрытию убытков ложатся на страховщика. Расчет выплаты по ОСАГО производится согласно содержанию договора.

Для составления искового заявления, как правило, требуется консультация автоюриста, это поможет сэкономить не только время, но и усилия.

Водитель разбил служебный автомобиль: должен ли он возместить ущерб

Автор: Морозов Артем, юрист юридической службы «Единый центр защиты».. Артем Морозов, юрист юридической службы «Единый центр защиты». Образование: ЮИ СФУ. Специалист в области защиты прав потребителей, семейного и административного права. Автор практических комментариев и статей для правовых порталов, журналов и иных информационных изданий.. Дата: 16 октября 2019. Время чтения 3 мин.

Ксения Коновалова

Антон разбил служебное авто, попав в ДТП, и его признали виновным в аварии. Эксперт разъясняет, в каком случае ему придется нести полную материальную ответственность, и могут ли его уволить с работы из-за ДТП.

Проблему озвучил Антон из Волгограда

Здравствуйте. Недавно я попал в групповое ДТП на служебной машине – въехал в микроавтобус, который сам столкнулся с едущей впереди легковушкой. В столкновении с микроавтобусом меня признали виновным, так как была маленькая дистанция. Авария произошла в рабочее время.

Из неофициального разговора с бухгалтером мне стало известно, что сумма ущерба составляет 450 тыс. р. Эту оценку произвел вызванный эксперт на основе рыночных цен. Сказали, что восстанавливать авто нецелесообразно. Теперь мне нужно согласовать с бухгалтерией сумму выплат в месяц. Подскажите, что делать? Могут ли меня с этой работы уволить за ДТП?

По правилам трудового кодекса РФ водитель, разбивший автомобиль работодателя, может нести ограниченную или полную материальную ответственность.

Ограниченная ответственность означает, что работник возместит причиненный ущерб только в пределах своего среднемесячного заработка. Полная материальная ответственность может наступить в следующих случаях:

  1. Водитель разбил машину, совершив административное правонарушение. В качестве примера можно привести апелляционное определение Саратовского областного суда от 24.09.2015 № 33-6221. Из него следует, что работник, управляя служебным автомобилем, превысил скорость и столкнулся с рекламным щитом. Суд первой инстанции и апелляция посчитали, что с водителя должна быть взыскана полная сумма причиненного работодателю ущерба. То есть на него возложили полную материальную ответственность.
  2. Водитель умышленно разбил автомобиль (причины такого поступка могут быть разными, например неприязнь к работодателю).
  3. Работник находился в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или токсического).
  4. Работник причинил вред машине в результате совершения преступления (например, угона).
  5. Водитель разбил машину, не находясь при выполнении трудовых обязанностей (например, поехал на ней в нерабочее время по личным делам).

Разберем вопрос с увольнением. В Трудовом кодексе РФ нет такого основания для увольнения, как «повреждение имущества работодателя». Но есть множество других оснований:

  • неоднократное и без уважительных причин неисполнение работником своих обязанностей, если на него уже налагалось дисциплинарное взыскание;
  • однократное грубое неисполнение обязанностей и др.

Если одно из предусмотренных законом оснований имеет место, то уволить работника можно в соответствии с ним.

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Вступайте в в наш канал на Яндекс Мессенджер

Обсуждения закрыты для данной страницы

  • Как получить страховку после ДТП в полном объеме
  • Оформление ДТП по европротоколу
  • Поцарапали машину во дворе, что делать

Попал в дтп на служебной машине я виноват

Если водитель, попавший в ДТП, работает в организации на основе гражданско-правового договора, то суд, взыскивая с него ущерб, будет руководствоваться нормами Гражданского кодекса РФ и условиями договора.

Судебная экспертиза, как правило, проясняет ситуацию, но и среди экспертов случаются малообразованные специалисты.
Уникально предложение для тех, на кого подала в суд страховая компания. Наш опыт показывает, что в случае, когда на виновника ДТП подает страховая компания пострадавшего, где была застрахована его машина по КАСКО (суброгация), весь судебный процесс ограничивается в среднем максимум тремя заседаниями.

Водитель на служебном авто нарушил ПДД, что привело к аварии

Проект фонда «Мы и дети» и телеканала ОТВ Дорожные условия стали причиной ДТП на Рудневском мосту Без комментариев.

Машина с двумя людьми провалилась в яму с кипятком в Красноярке. Видео с места происшествия было опубликовано в социальной сети «ВКонтакте» в группе «Я живу [В] Красноярске».

Зафиксировать факт аварии следует в любом случае, брать у виновника в залог документы / деньги чревато обвинениями в Ваш адрес в вымогательстве или виновник в последствии заявит об их утере ит.п.

Кто вомещает ущерб потерпевшим в ДТП?

Иначе все происходит, если автомобилист использовал служебную машину в личных целях в нерабочее время. В поездке у него нет путевого листа и других сопроводительных документов. Здесь тоже могут быть два варианта ответственности:

  • Работник признан потерпевшей стороной. В этом случае ремонт машины должен происходить за счет страховщика другого участника аварии. Но он может отказаться делать это добровольно, сославшись на то, что действие полиса не распространяется на использование ТС в нерабочее время. Организации, которой принадлежит авто, придется подавать в суд. Дело наверняка удастся выиграть.

Вне зависимости от размера ущерба, который с Вас требуют в суде, за нашу работу Вы заплатите всего 6000 рублей за выезд в суд по г.

В большинстве случаев дорожно-транспортное происшествие влечет за собой причинение вреда личности или имуществу гражданина- участника ДТП, либо имуществу юридического лица.

Зафиксируйте данные противоположной стороны (ФИО, адрес, название фирмы), чтобы знать, к кому предъявлять претензии.

Работник причинил ущерб во время поезкди по личным делам

Напоминаем, время отсутствия работника на работе без уважительных причин, в том числе вследствие его отстранения от работы в случаях, предусмотренных статьей 76 ТК РФ, в отпускной стаж не входит. Зарплата за период отстранения от работы не начисляется.

А вот когда вина обоих владельцев транспортных средств отсутствует, то вопрос может быть разрешен двояко. Существует такая позиция, что в этом случае никто из владельцев не имеет права на возмещение, и существует другая — ущерб должен быть распределен между ними в равных долях.

В силу этих свойств, нередки чрезвычайные ситуации, когда человек, управляющий этим транспортным средством, по разным причинам не справляется с его управлением и происходит дорожно-транспортное происшествие. О дорожно-транспортном происшествии, совершенном работником при исполнении своих служебных обязанностей с использованием служебного автомобиля и будет идти речь.

Год назад было ДТП на служебной машине. Суд признал меня виновным, ОСАГО не покрыла страховку в размере 160 000 рублей.

Возьмите обязательство (расписку) в письменном виде и желательно при свидетелях относительно суммы и сроков возмещения ущерба.

Попал в аварию на служебном транспорте, виноват. Обяжут ли меня компенсировать ущерб по иску от потерпевшей стороны?

Мы говорим о ситуации, когда ущерб от ДТП третьи лица получают в тот момент, когда сотрудник компании находится не в рабочей поездке, а использует служебную машину в личных целях. Правда жизни : ) По статье 1079 из ГК, водителю придется нести ответственность за использование источника повышенной опасности.

Настоящие Правила регламентируют отношения между ЗАО «Аргументы и Факты» (далее Издание) и лицом (далее — Пользователь), предоставившим изданию фото, видео материалы (далее – Материалы). 2.

Гражданского кодекса РФ и касается случаев, когда вред причинен одним источником повышенной опасности (например, участником ДТП был автомобиль и гражданин). Если же ДТП произошло в результате столкновения двух или более транспортных средств, то закон (п.3 ст.1079 Гражданского кодекса РФ) в этом случае устанавливает два варианта ответственности.

Согласно статья 1064 из Гражданского кодекса, причиняемый имуществу или здоровью граждан вред, а также вред имуществу юридических лиц должен быть возмещен в полном размере тем лицом, которое причинило этот вред.

Гражданско правовая ответственность при дтп на служебном авто

Экологический туризм станет трендом 2017 года в Приморье Оперативная информация на 13 января Самые ожидаемые события 2017 года в Приморье Поздравление Губернатора Приморского края Владимира Миклушевского с Днем российской печати День российской печати, полувековой юбилей роддома №3 Владивостока.

По действующему в 2018 году законодательству эксплуатация транспортных средств связана с обращением с источником повышенной опасности. Согласно статье 1070 из Гражданского кодекса, юридические лица и люди, деятельность которых связана с эксплуатацией ТС, должны возмещать наносимый вред, если им не удается доказать влияние непреодолимой силы или злой умысел потерпевшего.

В BMW свадебного кортежа в Пензе врезалcя Nissan. Затем оба автомобиля, снеся барьерное ограждение, вылетели на газон.

Вы узнаете об основаниях для остановки авто, правилах общения с инспектором ГИБДД, видеосъемке регистратором разговора, правах и ограничениях сотрудников ГИБДД.

Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Вы вспоминаете, что действительно, было дело, на осмотр поврежденного авто Вас никто не приглашал, а откуда взялась львиная доля повреждений, и, как следствие, сумма исковых требований, Вы представления не имеете.

Гражданским кодексом РФ (ст. 1068 ГК РФ) установлено, что юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Мой супруг погиб в ДТП на служебной машине во время работы. По всем экспертизам признана его невиновность.

В 2008 г в рабочее время попал в ДТП на служебной машине. Виновным признали меня. В марте 2009 г пришло письмо с квитанцией на оплату 90000 руб, которую я не оплатил.

Вред, причиненный владельцам столкнувшихся автомобилей, чаще всего возмещает тот, кто виноват, а если виноваты оба, то вред возмещается соразмерно степени вины каждого из владельцев. Правда, бывают и случаи, когда они оба не виноваты, тогда проблема решается одним из двух вариантов – либо права на возмещение не имеет ни один из них, либо ущерб должен быть распределен между ними в равных долях.

Все,кто хоть раз попадал в ДТП, знают, сколько нервов и времени тратиться на посещения дознавателей или судебных заседаний.

ГК РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.

Пользователь несет ответственность, предусмотренную российским законодательством, за нарушение интеллектуальных прав третьих лиц. 5. Пользователь подтверждает свое согласие на обработку предоставленных Изданием его персональных данных. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не забывайте также о том, что ответственность за отсутствие страховки или другие нарушения, совершаемые водителем, перекладывается на юридическое лицо лишь в том случае, если ДТП происходит в рабочее время, то есть когда сотрудник выполняет свои трудовые обязанности. Когда виновник ДТП оказывается за рулем в нерабочее время, это уже совсем другая ситуация.

Пожарная машина попала под товарный поезд в Благовещенском районе Алтайского края. Авария остановила движение двух пассажирских поездов направления Кулунда — Барнаул.
Несмотря на это, сотруднику компании, который находился за рулем служебной машины при аварии, в любом случае понесет некоторую ответственность. Если в суде выяснится, что именно водитель виноват в происшествии, с него впоследствии вычтут компенсацию на ремонт служебного транспортного средства. Скорее всего, нужную сумму вычтут из его заработной платы.

Попал в дтп на служебной машине я виноват

В соответствии со ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Так что возмещать ущерб, причиненный служебным автомобилем, будет организация. И в судебном разбирательстве ответчиком по делу о возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП, будет организация.
ГК РФ работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина.

Если ДТП произошло на служебной машине, возможно применение санкций к водителю, являющемуся сотрудником организации (предпринимателя).

Ремонтировать машину придется за счет страховщика, виновного в аварии. А если у последнего нет полиса, то за его личные средства.

Как долго ждать претензию или иск?

Виктория Скрипаль попала в аварию по дороге из Ярославля в Москву. У ее машины лопнуло колесо, и машина врезалась в отбойник.

На суде ответчиком по делу, связанному с возмещением вреда при аварии, выступает именно организация. Водителя привлекают, как третье лицо со стороны ответчика. Таким образом, во время рассмотрения ДТП автоинспекцией желательно прибытие на место аварии представителя компании или юридического лица, что позволяет грамотно подготовиться и защитить законные права.
Примерно 30-40% звонков, поступающих к нам, начинаются со слов: «2-3 года назад (более трех лет назад), я был виновником ДТП, у потерпевшего было КАСКО и он отремонтировал свой автомобиль в страховой компании «N». Теперь эта «N» страховая компания подала на меня в суд о возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП, в порядке суброгации (и это не ругательное слово)».

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector