Trt-auto.ru

Автомобильный журнал
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дтп с пострадавшими средней тяжести порядок разбора

Как прокуратура «отмазывает» мажоров от ответственности за страшные ДТП

Авария, о которой идет речь, произошла еще в конце февраля 2017-го года на двухполосном шоссе, соединяющем подмосковное Раменское и «малую бетонку» — трассу А107. Тогда старенький VW Sharan пенсионера Виктора Евдокименко мирно стоял, пропуская встречный транспорт, чтобы повернуть влево на прилегающую дорогу. В этот момент ему прямо в лоб «прилетела» Skoda Octavia под управлением Антона Ткачева — молодого человека 1992-го года рождения.

Согласно полицейскому протоколу и показаниям свидетелей ДТП, болид под управлением дерзкого гонщика двигался по встречной полосе, столкновение произошло «без признаков торможения», а спидометр на приборной панели чешского авто замер на отметке 140 км/ч. Sharan отбросило от места аварии на 40 метров.

После аварии у Евдокименко оказалаись сломаны нога, челюсть, сломаны пять ребер, отбиты легкие плюс многочисленные ушибы и ссадины. Впоследствии экспертиза установила, что он получил вред здоровью средней тяжести. Было заведено уголовное дело по факту нарушения ПДД, приведшего к таким последствиям. Тянулось оно удивительно неспешно.

Виновник аварии не являлся к следователю, ссылаясь на то, что проходит реабилитацию. Правоохранителей это, судя по словам дочери Евдокимова, не сильно напрягало. Возможно, это как-то связано с тем фактом, что Антон Ткачев приходится родным сыном отнюдь не последнему «на районе» человеку — гендиректору АО «Тепловодоканал города Бронницы» Виктору Ткачеву.

Как бы то ни было, но удивительным образом в том уголовном деле толком ничего не происходило в течении года — вплоть до 5 февраля 2018-го, когда его передали в следственный комитет Раменского района Московской области следователю Давыдову А. В. Но и передача в СК почти не добавила скорости уголовному производству.

Оперный «бaс»: тест-драйв обновленного Mercedes-Benz V-klasse

C автоматом наперевес: первый полноценный тест-драйв УАЗ «Патриот» с АКП

Так, автотехническую экспертизу для установления виновника ДТП назначили на 24 апреля 2018 года. На осмотр машин, по словам дочери пострадавшего, у которого, к слову, сил ни на какие тяжбы уже не осталось, никто не выезжал. Экспертизу провели по фотографиям. И только 23 июля 2018 года потерпевший получил постановление, где говорилось, что Ткачев А. В. нарушил ряд правил ПДД, что привело к ДТП.

С этой бумагой представители Евдокименко обратились за возмещением по ОСАГО в страховую компанию, с полисом которой ездил Антон Ткачев. Оказалось, в довесок ко всему, что полис — фальшивка, и ущерб страховщик покрывать не будет.

Евдокименко пришлось обращаться в Раменский суд — по поводу возмещения материального и морального ущерба Ткачевым Антоном Викторовичем. Первое заседание состоялось 17 декабря 2018 года.

Но на нем внезапно выяснилось, что прокуратура города Раменское еще 17 сентября того же года… отменила постановление, в котором гражданин Ткачев был назван виновником аварии и отправила дело на повторное расследование.

Процесс запустили по второму кругу. Вновь состоялась автотехническая экспертиза. Спустя два года на место аварии выезжали Евдокименко В. И. и Ткачев А. В. с адвокатами, а также свидетель Дьянкович Л. С., который подтвердил свои показания. На свет появилось новое постановление следователя, датированное 16 мая 2019 года. В нем, как и в предыдущем, было указано, что Ткачев нарушил ряд правил ПДД, что привело к ДТП.

И снова был подан гражданский иск в его адрес в Раменский городской суд. Но в ходе одного из заседаний неожиданно выяснилось, что Ткачев Антон Викторович подал встречный гражданский иск против Виктора Евдокименко — на основании еще одного постановления раменской прокуратуры. В нем она чудесным образом отменила результаты уже повторной экспертизы и внезапно постановила, что достоверно установить обстоятельства и причины происшествия не представляется возможным!

Характерно, что гражданский иск Ткачева в суде оказался уже через день после появления на свет этого шедевра прокурорского творчества. Видимо, молодой человек имеет привычку ночевать под дверью кабинета прокурора. Иная причина такой оперативности подачи иска просто в голову не приходит.

Ведь, например сторона Евдокименко всегда узнавала о появлении подобных прокурорских документов исключительно случайно, через месяцы после их появления на свет. Хотя, возможно, раменская прокуратура просто не хотела беспокоить пенсионера подобными «пустяками».

Виновник ДТП скрылся — как получить выплату ОСАГО

Инструкция в случае, если виновник ДТП скрылся с места происшествия, по получению выплаты по страховке без проблем и бюрократических проволочек.

Попав в аварийную ситуацию, многие автовладельцы начинают паниковать и совершать неосознанные действия. Некоторые даже скрываются с места ДТП. Полис обязательного страхования ОСАГО предусматривает выплату компенсаций, когда держатель полиса невиновен в произошедшем, а все участники известны. Но что делать по обязательному автострахованию, если инициатор аварии скрылся с места происшествия? Можно ли в таком случае рассчитывать на возмещение ущерба?

Порядок действий

Первое, что нужно сделать — максимально успокоиться и «взять себя в руки». В данной ситуации паника может только навредить. Если после аварии ваш оппонент пытается скрыться, важно вовремя среагировать и записать регистрационный номер его транспорта, марку и модель.

Нелишним будет зафиксировать и примерный характер повреждений, например, разбита левая передняя фара или повреждён бампер слева. Эти данные помогут сократить время на поиски скрывшегося. После этого необходимо в срочном порядке вызвать сотрудников ГИБДД.

Что запрещают делать компании, предоставляющие услуги обязательного страхования автогражданской ответственности, если водитель виноватый в аварии скрылся с места ДТП сразу после произошедшего:

  1. Пытаться догнать нарушителя самостоятельно.
  2. Покидать место происшествия.
  3. Передвигать повреждённое транспортно средство.

Первый и второй пункт может стать причиной уголовной ответственности. Поэтому ни при каких обстоятельствах не покидайте место аварии. Если самостоятельно передвигать повреждённый транспорт, страховая компания может отказать в выплате, так как не удастся установить точные причины аварии и определить виновника.

Обратите внимание. Если пострадавшему стало плохо, и его увезли на карете скорой помощи — это не считается оставлением места ДТП. Такие меры предусмотрены на законодательном уровне и расцениваются как нештатные ситуации, требующие срочной госпитализации пострадавшего. В данной ситуации инспектор ГИБДД составляет протокол совместно с независимыми свидетелями со стороны.

Поиск свидетелей

Что делать по ОСАГО, если второй участник скрылся с места ДТП до приезда инспектора ГИБДД? В таком случае очень важны свидетели, поэтому нужно приложить максимум усилий, чтобы их найти. В их качестве могут быть случайные прохожие, зафиксировавшие факт аварии, продавцы из соседних магазинов или жильцы близлежащих домов. При этом достаточно 1—2 человек, которые смогут подтвердить слова пострадавшего.

Одно из лучших доказательств — видеозапись. Следует внимательно осмотреть прилегающую окружность, возможно, на каком-либо здании есть камера. Если свидетель найден, но у него нет времени дожидаться инспектора ГИБДД, обязательно возьмите контакты. Кроме того, можно попросить человека написать показания. Для этого достаточно обычного листа бумаги, в котором указывается:

  1. Ф.И.О и контакты.
  2. Текст свидетельских показаний (когда, где и как произошло столкновение).
  3. Дата и подпись с расшифровкой.

По негласным правилам ОСАГО, если виновник скрылся с места ДТП, а свидетели не найдены, можно обратиться к помощи средств массовой информации, социальных сетей или расклеить объявления рядом с местом аварии. Много информации есть на ресурсе «Ясвидетель.ру». Ещё один вариант — обращение к детективному агенту. Услуга платная, но очень действенная.

Важно! Если у вас есть видеорегистратор, обязательно остановите запись после ДТП. Многие модели способны фиксировать лишь несколько фрагментов, а после заполнения карты памяти начинается перезапись. Помните, что видеотехника — не только хороший свидетель, но и прямое доказательство невиновности водителя.

Что делать, если виновник не установлен

Если в процессе оперативно-розыскных мероприятий свидетелей найти не удалось, пострадавшему следует обратиться к страхователю. Страховой агент обязан зафиксировать ДТП и предпринять все возможные меры по устранению дефектов на повреждённом ТС. В случае отказа от выплаты ущерба потребуется:

  1. Написать претензию в страховую компанию.
  2. Зафиксировать факт её подачи.
  3. Дождаться ответа от руководства.
  4. В случае неудовлетворительного ответа обратиться в суд.

В судебный участок необходимо предоставить всю имеющуюся документацию, записи регистратора (если они есть) и протоколы с места ДТП. Бывает, что судья выносит решение, при котором оба участника аварии виноваты в равной степени. В таком случае высчитывается процент виновности, сумма ущерба, а компенсация выплачивается сразу после повторного обращения в страховую компанию. Если пострадавший докажет вину водителя, скрывшегося с места происшествия, компенсация выплачивается в полном объёме.

Правила оформления протокола

Если виноватый в ДТП водитель скрылся с места происшествия, пострадавшей стороне следует в обязательном порядке включить аварийные сигналы, установить знак аварийной остановки и вызвать сотрудника ГИБДД. Первое, что нужно сделать при звонке инспектору — сообщить все имеющиеся данные о виновнике. Это поможет найти его по «горячим следам».

После прибытия сотрудника госорганов водителю необходимо предоставить полную информацию о случившемся и привлечь свидетелей (если они найдены). Следующий этап — заполнение протокола. В нём должна присутствовать следующая информация:

  1. Данные пострадавшего и инспектора, составлявшего протокол.
  2. Подробное описание случившегося.
  3. Данные о свидетелях, их контакты и показания.
  4. Уровень дорожного покрытия, видимость разметок и знаков, исправность светофоров.
  5. Описание погодных условий на момент аварии.
  6. Размер тормозного пути. Если его измеряет инспектор, обязательно произведите повторный замер.

Кроме материалов в письменном виде, к сведению принимаются видео и фото. Всё это прикладывается к протоколу и обязательно фиксируется в нём. После оформления документа необходимо его внимательно перечитать, чтобы не упустить ни одной мельчайшей детали.

Также немаловажна и составленная инспектором схема. На ней должны отражаться светофоры, близлежащие здания, знаки дорожного движения, разметка, направление движения вашего транспортного средства и названия улиц. Если есть какие-либо расхождения или неясности, обязательно сообщите об этом сотруднику ГИБДД, чтобы он внёс поправки.

Обратите внимание. При несоответствии дорожного покрытия ГОСТу (большие ямы, трещины, выбоины, открытые колонки и прочее) виновниками аварии могут признать дорожные службы. Если на дороге есть существенные дефекты, обязательно попросите инспектора зафиксировать их в протоколе.

Уведомление страховой компании

После того как инспектор ГИБДД оформит протокол и зафиксирует страховой случай, необходимо сообщить об этом страхователю. Это следует сделать как можно быстрее, даже если виновник ДТП скрылся с места происшествия и находится в розыске. При обращении в страховую компанию клиенту потребуется подготовить пакет обязательной документации.

При отсутствии какого-либо документа компания может отказать в выплате компенсации. Кроме того, сообщить о наступлении ДТП нужно в течение пяти суток с момента происшедшего. Доставить повреждённое транспортное средство клиент обязан также не позднее, чем через пять дней. Все эти вопросы регулируются статьёй 3 ФЗ № 11 «Об ОСАГО».

Действия и пакет документов — как получить выплату

Если виновник аварии скрылся с места происшествия, пострадавшей стороне необходимо собрать пакет документов и обратиться в свою страховую компанию. В перечень документации входит:

  1. Копия паспорта человека, который будет получать компенсацию.
  2. Заявление о наступлении страхового случая.
  3. Водительские права пострадавшего.
  4. Талон техосмотра, подтверждающий, что ТС было исправно на момент аварии.
  5. Документы на транспортное средство.
  6. Полис ОСАГО.
  7. Банковские реквизиты для получения компенсации.
  8. Справка о ДТП от инспектора ГИБДД.
  9. Постановление о том, что виновник привлечён к административной ответственности (если инспектор выдал такой документ).
  10. Квитанция, подтверждающая оплату услуг эвакуатора (если он применялся).

После подачи документов страховая компания даёт направление на осмотр транспортного средства. Это необходимо для оценки причинённого ущерба. Определение суммы компенсации проходит в два этапа — первичный осмотр и более тщательная экспертиза (при необходимости). Определённой формулы нет, но есть правила расчёта ущерба, установленные ЦБ РФ (Центробанком). При формировании суммы специалист учитывает:

  • цену запасных частей, требующихся для осуществления ремонта;
  • расходы на лакокрасочные изделия, шпаклёвку и прочее;
  • амортизационный износ ТС на момент страхового случая;
  • стоимость ремонтных работ по прайсу автомастера;
  • цену транспортного средства до аварии.

По правилам ОСАГО компенсация выплачивается каждому автовладельцу, чьё здоровье или имущество пострадало по вине третьих лиц. Если суммы, определённой экспертом, не хватает на покрытие расходов, держатель полиса вправе обратиться в судебные инстанции.

Компания вправе отказать в выплате компенсации, если у повреждённого транспортного средства нет талона техосмотра или диагностической карты. В таком случае возмещение ущерба невозможно даже через суд.

Что делать, если у виновника нет полиса ОСАГО

Отсутствие страхового полиса обязательного страхования у водителя виноватого в аварии — не редкость. Но как быть в такой ситуации? В этом случае нужно собрать пакет необходимых документов — справка из ГИБДД, паспорт владельца ТС, ПТС и протокол с места происшествия. Далее есть два варианта решения вопроса:

  1. Подать исковое заявление в суд с требованием обязать виновника выплачивать ущерб.
  2. Обратиться в РСА (Российский Союз Автостраховщиков). Актуально только в том случае, если здоровью автовладельца причинён вред.

Если у пострадавшего есть полис КАСКО, то компенсация возможна именно по этой программе, а не по ОСАГО. Тогда клиенту следует обратиться к страхователю и заявить, что виновник аварийной ситуации не имеет полиса обязательного страхования.

В случае, когда инициатор ДТП скрылся с места происшествия, ОСАГО возмещает ущерб, но для этого требуется соблюдать ряд правил. Важная составляющая в процессе получения компенсации — сбор документов, поэтому к вопросу нужно подходить ответственно, не поддаваясь панике.

«Авария с пострадавшими»: как получить компенсацию

Как считать страховое возмещение?

Столкнулись две машины, в этой аварии один из водителей погиб, а его пассажирка Ольга Кудрина* получила тяжкий вред здоровью. Приговором Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области второй водитель признан виновным в нарушении ПДД, повлекшем по неосторожности смерть человека (ч. 4 ст. 264 УК). Кудрина обратилась заявлением о страховой выплате, а затем с претензией, но страховая пострадавшего АО «ГСК «Югория» ей отказала. Тогда Кудрина подала иск к этой страховой компании о взыскании 343 100 руб. страхового возмещения (275 000 руб. вреда здоровью и 68 100 руб. утраченного заработка), 5 000 руб. компенсации морального вреда, 15 000 руб. расходов на представителя, 133 руб. убытков и штраф по ст. 161 закона об ОСАГО.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлекли страховую виновника ДТП – ПАО СК «Росгосстрах». Она уже выплатила Кудриной 175 250 руб. страхового возмещения.

ИСТЕЦ: Ольга Кудрина*

ОТВЕТЧИК: АО «ГСК «Югория»

СУТЬ СПОРА: О взыскании страхового возмещения, штрафа, судебных расходов и компенсации морального вреда

РЕШЕНИЕ: Апелляционное определение отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд второй инстанции

Среднеахтубинский райсуд Волгоградской области исковые требования удовлетворил частично: взыскал с АО «ГСК «Югория» в пользу Кудриной 293 100 руб. страхового возмещения, 3 000 руб. морального вреда, 10 000 руб. расходов на представителя, 133 руб. убытков и 146 550 руб. штрафа. В удовлетворении остальной части требований отказано. Суд пришёл к выводу, что причинение вреда третьему лицу в результате ДТП влечёт наступление страхового случая по каждому заключённому договору ОСАГО, а значит, страховая выплата должна быть произведена по каждому из этих договоров. При определении размера страхового возмещения суд первой инстанции согласился с расчётом утраченного заработка, произведённым истцом, а сумму страхового возмещения определил исходя из диагноза Кудриной с учётом Правил расчёта суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего.

Волгоградский областной суд изменил решение суда первой инстанции, уменьшив размер страхового возмещения с 293 100 руб. до 117 850 руб., а размер штрафа – со 146 550 руб. до 58 925 руб. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Апелляция указала: с учётом солидарной ответственности страховщиков возмещение с АО «ГСК «Югория» подлежит взысканию за вычетом уже выплаченных ПАО СК «Росгосстрах» 175 250 руб.

Дело дошло до Верховного суда, который сослался на свой Обзор судебной практики за второй квартал 2012 года, где указано: при причинении вреда третьему лицу в результате ДТП взыскание страховых выплат в максимальном размере производится одновременно с двух страховщиков по ОСАГО. При этом страховая сумма в части возмещения вреда, причинённого жизни или здоровью каждого потерпевшего, составляет 500 000 руб. (подп. «а» ст. 7 закона об ОСАГО). Таким образом, при наступлении у владельцев машин обязанности возместить третьему лицу причиненный вред каждый из страховщиков производит соответствующую выплату по каждому из договоров страхования. Поэтому ВС отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение в апелляцию (№ 1б-КГ19-4). Пока что оно не рассмотрено.

Читать еще:  Осаго европротокол процедура

Две страховые лучше, чем одна

Некоторые страховщики полагают, что выплата возмещения должна быть только от одной страховой, отметила юрист S&K Вертикаль S&K Вертикаль Федеральный рейтинг группа Управление частным капиталом группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство группа Семейное/Наследственное право группа Корпоративное право/Слияния и поглощения 8 место По выручке на юриста (Больше 30 Юристов) 20 место По выручке 26-28 место По количеству юристов Профайл компании × Анастасия Гурина. Они обосновывают это тем, что по договору ОСАГО компенсируется именно имущественный вред – расходы на лечение и утраченный заработок, и в результате компенсации не должно возникнуть неосновательное обогащение. Исходя из позиции ВС, пассажир может получить двойную или даже тройную компенсацию, в зависимости от того, сколько машин столкнулись в аварии. «С позицией страховщиков нельзя согласиться, так как ВС в своем определении отмечает: дополнительные расходы в виде конкретных материальных убытков (например, расходов на проведение операции) возмещаются солидарно. А компенсационные выплаты за вред, причиненный здоровью, подлежат уплате именно за сам факт причинения вреда (например, перелом костей черепа, ожог, разрыв органов), а не за факт несения расходов на восстановление здоровья», – объяснила Гурина.

«Я положительно оцениваю подход ВС к выплате страхового возмещения по ОСАГО. Разъяснения высшей судебной инстанции позволят увеличить случаи досудебного урегулирования споров со страховыми и добиться максимальной защиты прав пострадавших»

Гурина особо подчеркнула: даже если ответственность автомобилистов будет застрахована в одной компании, ей все равно придется платить столько раз, сколько полисов ОСАГО заключили участники ДТП. По мнению Гуриной, с большой долей вероятности Волгоградский областной суд взыщет со второй страховой компании компенсацию в пользу потерпевшей, так как именно по такому пути идет правоприменительная практика в аналогичных делах (№ 41-КГ18-57, № 9-КГ18-9, № 9-КГ17-8).

Руководитель практики уголовного и административного права ООО Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг группа Семейное/Наследственное право группа Уголовное право × , адвокат Алена Зеленовская напомнила: с 1 мая 2019 вступили в силу изменения в закон об ОСАГО о солидарной ответственности всех страховщиков при причинении вреда жизни и здоровью одному потерпевшему при наступлении одного и того же страхового случая. «Теперь потерпевшие будут требовать разницу между понесенными для восстановления здоровья расходами и суммой страхового возмещения в судебном порядке у виновников ДТП», – считает Зеленовская.

* – имя и фамилия изменены редакцией.

Порядок оформления и расследования ДТП

Порядок оформления и расследования ДТП

Согласно действующим правилам учета дорожно-транспортных происшествий, все ДТП делятся на две группы. Происшествия, в результате которых имеются погибшие или раненые, считаются «отчетными» — сведения о них попадают в государственную статистику, а оттуда – в ежемесячные, ежеквартальные и годовые сводки дорожно-транспортного травматизма. ДТП без пострадавших, независимо от величины материального ущерба, считаются «неотчетными» и в государственном масштабе не подсчитываются.

Если произошло отчетное ДТП, то на место происшествия должна выезжать оперативная группа в составе сотрудника ГИБДД, следователя УВД, экспертов-криминалистов, а если водитель скрылся, то и сотрудника уголовного розыска. По прибытии опергруппы оформляются следующие документы:

— протокол осмотра места ДТП;

— протокол осмотра и проверки технического состояния транспортного средства;

— объяснения участников происшествия и свидетелей;

— акт медицинского освидетельствования водителей, участвовавших в ДТП, на состояние опьянения.

При неотчетных происшествиях на место выезжает инспектор дорожно-патрульной службы (ДПС). Он составляет схему ДТП, получает письменные объяснения с участников происшествия (а при необходимости – и со свидетелей), составляет справку о дорожно-транспортном происшествии с перечнем всех повреждений на транспортных средствах, попавших в него и протокол об административном правонарушении. В зависимости от картины происшествия, автоинспектор выносит постановление по делу об административном правонарушении или постановление о возбуждении административного дела, которое будет рассматриваться в дальнейшем. Помимо перечисленных документов, к материалам дела могут приобщаться вещественные доказательства. Освидетельствование водителей на состояние опьянения в этом случае не является обязательным – оно проводится только при наличии у автоинспектора обоснованных подозрений на сей счет.

Правильность и подробность оформления документов о ДТП имеет большое значение, поскольку именно они будут рассматриваться на всех этапах расследования. Поэтому главная задача сотрудника ДПС на месте происшествия – собрать, правильно истолковать и зафиксировать без каких-либо искажений все необходимые сведения. Участники ДТП, в свою очередь, должны внимательно контролировать действия автоинспектора на месте происшествия, давать необходимые пояснения, требовать устранения ошибок и неточностей, а также внесения дополнений, имеющих отношение к делу.

Оформление неотчетного происшествия начинается с составления схемы ДТП – чертежа, на котором должны быть отмечены:

— участок дороги, где произошло ДТП;

— имеющиеся ориентиры, светофоры, дорожные знаки и разметка;

— место столкновения, положение транспортных средств после удара;

— все необходимые привязки к неподвижным объектам и расстояния до них.

На этом этапе участники ДТП вносят уточнения и дополнения, контролируют выполнение замеров (их можно делать только рулеткой, линейкой или другими измерительными приспособлениями). Как только схема составлена, автоинспектор передает ее участникам происшествия для проверки и подписи. Подписывать схему следует только после того, как все противоречия устранены. Если сотрудник ГИБДД отказывается внести обоснованные исправления и дополнения, то он нарушает служебную дисциплину, и его действия можно обжаловать.

После того как схема ДТП подписана участниками происшествия и двумя понятыми, автоинспектор дает разрешение освободить проезжую часть. Следующий этап – написание объяснения, текст которого лучше продумать заранее. Если вы не сумеете внятно изложить на бумаге свою версию случившегося или письменно продемонстрируете незнание основных пунктов ПДД, то автоинспектор, возможно, задумается о степени вашей вины в данном происшествии.

Пока водители и очевидцы пишут объяснения, инспектор ДПС оформляет перечисленные выше документы, копии которых будут выданы участникам ДТП. Получив справку о дорожно-транспортном происшествии, вы должны убедиться, что в ней зафиксированы все, даже самые незначительные повреждения, которые можно было обнаружить невооруженным глазом. Если что-либо будет забыто, то у вас возникнут проблемы при подсчете ущерба, который вам должна возместить страховая компания.

Завершается процедура оформления неотчетного ДТП вынесением постановления по делу об административном правонарушении, то есть принятием решения, кого из участников происшествия признать виновным, а кого потерпевшим, и назначением виновнику наказания по соответствующей статье КоАП. Иногда оба водителя признаются виновниками (в народе такое ДТП называют «обоюдным»), а вот двух потерпевших при отсутствии виновника быть не может. Разумеется, решение принимается автоинспектором не произвольно, а на основании конкретных пунктов ПДД после всестороннего изучения обстоятельств происшествия.

Протокол об административном правонарушении и постановление по делу всегда оформляются на того водителя, который, по мнению автоинспектора, является виновным в данном ДТП. Таким образом, если в выданных вам копиях протокола и постановления вы видите свою фамилию, значит, в совершении ДТП обвиняют именно вас. Если вы не согласны с обвинением — можно обжаловать действия автоинспектора его вышестоящему руководству.

В большинстве случаев за нарушение Правил, повлекшее неотчетное ДТП, назначается штраф, который нужно оплатить через банк. Все назначенные штрафы заносятся в базу данных, чтобы отслеживать неплательщиков. При последующих обращениях в ГИБДД водителя проверяют по этой базе данных, и если ранее наложенные штрафы не оплачены, то автоинспекция потребует уплаты и применит к неплательщику дополнительные штрафные санкции.

Уплата штрафа за нарушение ПДД не освобождает виновника ДТП от обязанности возместить вред, причиненный его транспортным средством жизни, здоровью или имуществу потерпевшего. О том, как осуществляется эта процедура, вы можете прочитать в этой статье.

В тех случаях, когда соответствующая статья КоАП предусматривает лишение прав, конфискацию орудия совершения правонарушения или административный арест, принять такое решение может только судья. Поэтому оформленные материалы дела об административном правонарушении направляются из ГИБДД в суд, куда водитель будет вызван повесткой.

Бывает, что на месте происшествия из-за сложности ситуации или по каким-то иным причинам автоинспектор не может однозначно определить виновника и составить на него протокол. В таком случае вынесение решения откладывается, а материалы дела направляются в ГИБДД. Участникам происшествия сообщается, куда и когда они должны явиться для восстановления полной картины ДТП и ознакомления с вынесенным решением.

Максимально допустимые сроки рассмотрения дела составляют для группы разбора ГИБДД 15 дней с момента поступления материалов, а для суда – три месяца. Если материалы дела пересылаются по месту жительства обвиняемого, то срок для принятия решения продлевается на то время, которое потребовалось для пересылки. На обжалование принятого решения в вышестоящем органе или в суде дается 10 дней.

Напомним, что описанная процедура распространяется на ДТП без пострадавших, поскольку в этом случае нарушитель совершает административное правонарушение. Если же в результате происшествия погибли или ранены люди, то в действиях водителя может быть обнаружен состав преступления , предусмотренного уже не административным, а Уголовным кодексом. В таких случаях протокол об административном правонарушении не составляется, а оформленные материалы поступают в орган дознания ГИБДД, который должен решить: сразу вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, либо направить материал в следственные органы или в прокуратуру для дальнейшего решения вопроса. Если делу дан дальнейший ход, то уже следователь, рассмотрев поступившие материалы, определяет наличие признаков преступления и если они есть, возбуждает уголовное дело по статье 264 Уголовного кодекса.

Но даже если уголовное дело заведено, еще не факт, что оно дойдет до суда и вынесения приговора. К примеру, сами потерпевшие могут ходатайствовать о прекращении уголовного дела в отношении лица, совершившего ДТП (это бывает, как правило, в том случае, когда виновник добровольно возместил причиненный ущерб). Правда, принимать решение об удовлетворении такого ходатайства все равно будет следователь, а при необходимости – и судья.

За одно и то же деяние не может быть предусмотрена одновременно и уголовная, и административная ответственность. Поэтому протокол об административном правонарушении – далеко не самая большая неприятность. Даже если он выписан на ваше имя, это, по крайней мере, означает, что вы не будете подвергаться уголовному преследованию. Граница между уголовной и административной ответственностью определяется степенью тяжести телесных повреждений, которые были причинены потерпевшему . Если в результате ДТП он получил легкие или средней тяжести телесные повреждения, то наступает административная ответственность. Наличие тяжких телесных повреждений или факт гибели потерпевшего влечет уголовную ответственность.

Степень тяжести телесных повреждений определяет судебно-медицинская экспертиза, заключение которой подшивается к материалам дела. В зависимости от того, что будет написано в этом заключении, уголовное расследование либо продолжится, либо будет прекращено, и тогда дело будет рассматривается как административное по статье 12.24 КоАП РФ.

Добавим, что любая ответственность наступает только если вина водителя доказана органом ГИБДД или судом, если речь идет об административном правонарушении, и только судом, если водитель подозревается в совершении уголовного преступления. И постановление по делу об административном правонарушении, и приговор суда по уголовному делу вступают в силу по истечении установленного срока их обжалования (10 суток), либо после того как поданная жалоба была оставлена вышестоящим органом без удовлетворения.

Порядок оформления и расследования ДТП

При ДТП с тяжелыми последствиями на место происшествия должна выезжать оперативная группа в составе сотрудников ГИБДД, следователя УВД, экспертов-криминалистов, а если водитель скрылся — сотрудника уголовного розыска. По прибытии опергруппы оформляются следующие документы:

— протокол осмотра места ДТП;

— протокол осмотра и проверки технического состояния транспортного средства;

— объяснения участников происшествия и свидетелей;

— протокол контроля трезвости водителей.

При ДТП без пострадавших дело, как правило, ограничивается прибытием инспектора дорожно-патрульной службы (ДПС). Он составляет схему ДТП, берет письменные объяснения с участников происшествия (а при необходимости — и со свидетелей), составляет протокол об административном правонарушении и приложение к протоколу — перечень повреждений всех транспортных средств, попавших в ДТП.

Кроме того, к материалам дела о ДТП могут приобщаться вещественные доказательства. Проверка водителя на состояние опьянения выполняется в обязательном порядке при ДТП с пострадавшими или погибшими, при наличии внешних признаков опьянения, а также по требованию любого из участников ДТП — в отношении других участников происшествия.

Качество и полнота оформления первичных документов имеют огромное значение, поскольку эти документы составляют основу для последующего грамотного рассмотрения дела. Поэтому главная задача сотрудника ГИБДД на месте происшествия — собрать, правильно истолковать и зафиксировать без каких-либо искажений все необходимые сведения, а главная задача участников ДТП — предельно внимательно и в полном объеме проконтролировать этот процесс.

При ДТП без пострадавших оформление происшествия начинается с составления схемы ДТП — чертежа с указанием участка дороги, на котором произошло происшествие, имеющихся ориентиров, дорожных знаков и разметки; места столкновения, положения транспортных средств после удара; всех необходимых привязок к неподвижным объектам и расстояний до них. На этом этапе участники ДТП вносят замечания, пояснения и дополнения, контролируют выполнение замеров (они могут делаться только рулеткой, линейкой или другими измерительными средствами), а после составления схемы ДТП — проверяют и подписывают ее. Кроме того, начерченная схема должна быть подписана лицом, составившим ее, и двумя понятыми.

Любой участник происшествия имеет полное право требовать внесения в схему ДТП исправлений и добавлений, которые могут, по его мнению, повлиять на принятие решения о виновности. Схему следует подписывать только после того, как все противоречия устранены. Отказ сотрудника ГИБДД внести обоснованные исправления и дополнения является нарушением служебной дисциплины и может быть обжалован.

После того как схема ДТП составлена, проверена и подписана, автоинспектор дает команду на освобождение проезжей части. Следующий этап — написание объяснения, текст которого лучше продумать заранее. Сопоставляя между собой объяснения всех участников происшествия, сотрудник ГИБДД получает недостающую информацию, которая может повлиять на решение по делу о ДТП. Если при написании объяснения вы не сумели внятно изложить свою версию произошедшего или продемонстрировали явное незнание основных пунктов ПДД, то для автоинспектора это хороший повод задуматься о степени вашей виновности в данном происшествии.

Пока водители и очевидцы пишут объяснения, инспектор ГИБДД оформляет справки о повреждениях, причиненных каждому транспортному средству в результате ДТП. Проверяя написанное, необходимо убедиться, что зафиксированы все, даже самые незначительные повреждения, а также скрытые дефекты. В противном случае впоследствии можно недосчитаться существенной части страхового возмещения.

Венчает процедуру оформления протокол об административном правонарушении (мы по-прежнему рассматриваем ДТП без пострадавших). Собственно, и схема ДТП, и перечень повреждений, и объяснения участников ДТП — это не что иное, как приложения к его величеству Протоколу. Перед тем как оформить протокол об административном правонарушении, инспектор ГИБДД должен принять решение, кто из участников происшествия является его виновником. Это решение принимается не произвольно, а на основании всестороннего изучения обстоятельств ДТП и в строгом соответствии с ПДД и КоАПом. Протокол выписывается на имя того, кто, по мнению автоинспектора, является виновником данного ДТП. В обязательном порядке в протоколе указывается, какой пункт ПДД нарушен, и приводится краткое, но четкое обоснование принятого решения. Копия протокола вручается виновнику ДТП под расписку, а еще одна копия — другому участнику происшествия по его требованию. Если в полученной вами копии стоит не ваша фамилия, это означает, что в данном ДТП вы признаны потерпевшим и можете претендовать на возмещение ущерба.

Читать еще:  Как узнать застрахована ли машина по каско?

Если инспектор ГИБДД обвиняет в происшествии вас, а вы с его решением не согласны, то есть несколько вариантов дальнейших действий. Первый — не подписывать протокол вообще (в этом случае двое понятых подтвердят, что обвиняемый от подписи отказался). Второй — протокол подписать, но на обороте или на отдельном листе (с отметкой об этом в протоколе) изложить свое мнение, объясняющее, почему вы не согласны с решением инспектора ГИБДД. В таком случае рекомендуется, хотя это и необязательно, зачеркнуть в бланке слова «подпись нарушителя» и вписать вместо них «подпись водителя». Ну и конечно, действия автоинспектора в таком случае необходимо обжаловать в установленном порядке — сначала у его вышестоящего начальника (командира соответствующего подразделения ДПС или начальника отделения ГИБДД), а если это не помогло — в суде. Только имейте в виду, что, обжалуя действия инспектора (фактически — обвиняя его в принятии ошибочного решения), вы сами должны будете доказывать неправомерность его действий, а для этого заранее запасайтесь доводами, аргументами и уликами.

На основании протокола об административном правонарушении выписывается еще один документ — постановление по делу об административном правонарушении, где указывается, как должен быть наказан виновный по соответствующей случаю статье КоАП. Если за данное нарушение предусмотрен штраф, то следующая «бумажка» — квитанция на его оплату в банке — заполняется водителем самостоятельно. Если же соответствующая статья КоАП предусматривает лишение прав, конфискацию орудия совершения правонарушения или административный арест, то принять такое решение может только мировой судья или судья районного суда (последний рассматривает более сложные дела). В таком случае все материалы дела об административном правонарушении направляются в суд, куда виновный будет вызван повесткой.

Бывает, что инспектор ГИБДД не может установить виновного и вручить ему копию протокола на месте происшествия из-за сложности дела или по каким-то иным причинам. В таком случае составление протокола откладывается, а материалы дела направляются в группу разбора того подразделения ГИБДД, на территории которого произошло данное ДТП. Участникам происшествия назначается дата и время разбора и сообщается адрес и номер кабинета, куда они должны прибыть для восстановления полной картины и ознакомления с вынесенным решением. Разумеется, в ходе разбора все участники ДТП имеют право давать объяснения, приводить доказательства и обращать внимание сотрудников ГИБДД, ведущих разбор, на существенные обстоятельства, свидетельствующие в их пользу.

Решение по делу должно быть принято сотрудниками группы разбора не позднее 15 дней с момента поступления материалов, судьей — не позднее двух месяцев. Если материалы дела пересылаются по месту жительства обвиняемого, то время пересылки в указанный срок не входит, и срок для принятия решения соответственно продлевается. На обжалование принятого решения в вышестоящем органе или в суде дается 10 дней. Решение суда по поданной жалобе является окончательным.

Еще раз подчеркнем, что вся описанная процедура распространяется на ДТП без пострадавших, поскольку в этом случае нарушитель совершает АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ. Если же допущено ДТП с пострадавшими или погибшими, то в действиях водителя может быть (а может и отсутствовать) состав преступления, наказуемого в соответствии с Уголовным кодексом. В таких случаях протокол об административном правонарушении на месте не составляется, а оформленные материалы поступают сначала в орган дознания ГИБДД, который в течение 10 суток либо выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, либо направляет материал в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. При поступлении материалов в следственные органы или в прокуратуру следователь принимает решение об отказе в возбуждении уголовного дела, либо, при наличии признаков состава преступления, возбуждается уголовное дело по ст. 264 УК РФ, регламентирующей уголовную ответственность водителей транспортных средств.

Но даже если уголовное дело возбуждено, это еще не значит, что оно дойдет до приговора. Если потерпевшие в ДТП не жаждут возмездия (а это бывает, как правило, если виновник в добровольном порядке возместил им причиненный ущерб), то они могут ходатайствовать о прекращении уголовного дела в отношении лица, совершившего ДТП. Правда, такое ходатайство еще не означает автоматического освобождения от уголовной ответственности — удовлетворить его или нет, решает суд.

Необходимо знать, что нашим законодательством исключена ситуация, когда за одно и то же деяние нарушитель несет одновременно и уголовную, и административную ответственность. Поэтому даже если протокол об административном правонарушении выписан на ваше имя (то есть вас признали виновником ДТП), то это как минимум означает, что вас за совершенное деяние уже не посадят. Видимо, это должно послужить немалым утешением, однако возникает вопрос: где проходит граница между уголовной и административной ответственностью? Граница эта очерчена совершенно четко — исход дела зависит от тяжести наступивших последствий для потерпевших. Если в результате ДТП им причинены ЛЕГКИЕ или СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ телесные повреждения, то наступает административная ответственность, если ТЯЖКИЕ телесные повреждения или смерть — уголовная. При этом погибшими считаются лица, скончавшиеся на месте ДТП или от их последствий в течение семи суток с момента происшествия.

Решение о степени тяжести телесных повреждений принимает судебно-медицинская экспертиза, акт которой в обязательном порядке подшивается к материалам дела. В зависимости от того, что будет написано в этом акте, уголовное расследование либо продолжается, либо прекращается, и тогда дело переходит в разряд административных и рассматривается по ст. 1 2.24 КоАП.

Разумеется, необходимо помнить и о том, что любой из двух видов ответственности наступает только в том случае, если вина водителя будет ДОКАЗАНА — органом ГИБДД или судом, если речь идет об административном правонарушении, и только судом, если водитель подозревается в совершении уголовного преступления. Постановление по административному делу и приговор суда вступают в силу по истечении установленного срока их обжалования (10 суток), либо после того как жалоба была оставлена вышестоящим органом без удовлетворения.

Ответственность за ДТП с пострадавшими

  • Что грозит виновнику
  • Определение степени тяжести
  • Уголовные последствия
  • Срок рассмотрения
  • Куда обращаться пострадавшему
  • Получение страховой выплаты

По статистике на каждое дорожное происшествие приходится более одного пострадавшего, поэтому любой автомобилист может спровоцировать ДТП с причинением вреда здоровью потерпевшего или сам стать пострадавшим в результате аварии. Далее рассмотрим, какое наказание за ДТП с пострадавшими предусмотрено законодательством, сколько расследуется дело, а также что делать, если в результате столкновения вашему здоровью был причинен ущерб.

Что грозит виновнику ДТП с наличием пострадавших

В зависимости от тяжести причиненного вреда здоровью ответственность виновнику ДТП с пострадавшими устанавливается в соответствии с административным или уголовным законодательством. Административное наказание применяется в следующих случаях:

1. Нарушение Правил. повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.

2. Нарушение . повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Уголовная ответственность наступает при причинении в результате ДТП угрожающих жизни травм, увечий и иных тяжелых последствий. В этом случае предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до двух лет:

Нарушение. повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Срок может быть увеличен до 3-х лет при наличии отягчающих обстоятельств. Последним чаще является выявленное в ходе медосвидетельствования состояние опьянения. Материалы на лишение прав при ДТП с пострадавшими в этом случае направляются в административном порядке в суд незамедлительно. На уголовное рассмотрение дела это никак не влияет — судебное постановление просто приобщается к делу.

Определение степени тяжести причиненного вреда здоровью

Согласно п. 4 раздела 1 приказа Минздрава Об утверждении медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного человеку №194н для определения степени тяжести телесных повреждений назначается судебно-медицинская экспертиза. Она же устанавливает наличие или отсутствие причинно-следственной связи между дорожным происшествием и полученными травмами.

Также следует понимать, по каким критериям определяется тяжесть причиненного ущерба. Так, на основании вышеупомянутого приложения:

1 Легкий ущерб здоровью — стойкая незначительная утрата трудоспособности, а также кратковременное расстройство здоровья (до 21 дня включительно).

2 Средний — стойкая утрата трудоспособности менее чем на ⅓, а также расстройство здоровья, длительное, однако безопасное для жизни (более 21 дня).

3 Более серьезные последствия относятся к тяжелым, и отвечать виновнику за их причинение придется по уголовному законодательству. Но нужно еще понимать, что при стечении определенных обстоятельств уголовная ответственность может наступить даже при ДТП без тяжелых травм и увечий.

Возможные уголовные последствия при ДТП без причинения тяжкого вреда здоровью

Например, таковые могут случиться после оставления места аварии. Само нарушение сегодня подпадает под административную статью, предусматривающую лишение прав при ДТП с пострадавшими или без них на срок от года до полутора:

Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния -влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Но оставление пострадавшего в опасности — это уже другая статья:

Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Поэтому никогда нельзя скрываться с места ДТП, т. к. при современном уровне насыщенности городской инфраструктуры камерами слежения, а также доступностью видеорегистраторов найти нарушителя обычно удается.

Установленный срок рассмотрения ДТП с пострадавшими

Как и при рассмотрении происшествия без пострадавших, сроки расследования ДТП с пострадавшими могут достигать двух месяцев. Однако за этот период не всегда удается определить степень нанесенного здоровью ущерба, поэтому расследование иногда продлевается до полугода.

За это время следователи:

Опрашивают всех участников происшествия.

Снимают показания свидетелей.

Необходимо понимать, что когда на место аварии вызывается скорая, пусть даже пострадавший будет с одной лишь ссадиной, до момента завершения расследования постановление из ГИБДД, а значит и страховые выплаты получить не удастся.

Куда обращаться пострадавшему после ДТП

Пострадавшая сторона в результате дорожного происшествия может получить компенсацию не только за полученные физические травмы. В перечень возмещения вреда здоровью входят следующие статьи:

Упущенный за время нетрудоспособности заработок.

Затраты на проведенное лечение, приобретение лекарств, уход и т. д.

Расходы, связанные с необходимостью профессионального переобучения вследствие невозможности работать по прежней специальности в результате полученных травм.

Эти выплаты в сумме до 500000 рублей производит страховая компания согласно положений:

Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 500000 рублей.

Ст. 7 Федерального закона №40-ФЗ об ОСАГО.

При ДТП с травмами потерпевшая сторона имеет право потребовать и возмещение морального вреда на основании ст. 1100 ГК. В Законе Об ОСАГО подобная выплата не предусматривается, поэтому взыскивать ее нужно непосредственно с виновника ДТП. Для этого предъявляется гражданский судебный иск в рамках уже открытого уголовного дела или гражданского судопроизводства. Иск может быть подан в районный суд по выбору истца.

Документы для получения страховой выплаты

Для получения страховых выплат по ОСАГО в СК необходимо подать следующие документы:

1 Заявление о выплате страховой суммы.

2 Заключение медэкспертизы с указанием характера травм, диагноза, степени утраты трудоспособности и т. д.

3 Справку о месячном доходе, пособиях, пенсии и т. д. на день причинения вреда здоровью для определения суммы утраченного заработка.

4 Листок нетрудоспособности (если имеется).

5 Выписку из истории болезни (выдается в лечебном учреждении), документацию, подтверждающую расходы на покупку лекарств и оплату услуг в медучреждении.

При возникновении описанной выше ситуации, особенно с тяжелыми последствиями, как потерпевшей стороне, так и виновной потребуются профессиональные услуги адвокатов. Они помогут получить положенную компенсацию от СК суде в случае затягивания или отказа от рассмотрения заявления, востребовать с виновника в полном объеме материальный и моральный ущерб, грамотно использовать смягчающие вину обстоятельства и т. д.

Уголовные дела при ДТП: какое возможно наказание и куда обращаться за помощью?

Водителям при ДТП доказать свою правоту бывает достаточно сложно, особенно если был сбит пешеход. Адвокат по транспортным происшествиям поможет:

  • cоставить детальную схему происшествия;
  • найти нужные доказательства;
  • опросить свидетелей;
  • пригласить квалифицированных независимых экспертов.

Юридическая помощь по уголовным делам при ДТП.

Услуги адвоката по транспортным происшествиям позволяют избежать водителю, попавшему в ДТП, существенных финансовых затрат, а в случае выигранного дела — не нести расходов вовсе.

Чтобы максимально использовать возможности действующего законодательства и избежать необоснованно или несправедливого наказания, рекомендуется проконсультироваться со специалистом.

Стоимость услуг адвоката зависит от множества критериев: от его известности до тяжести обвинений.

Своевременное обращение к адвокату поможет быстро решить практически любую юридическую проблему.

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) порой приводят к возбуждению уголовных дел, и в юридической практике это обычно сложные случаи. Водитель, нарушивший правила дорожного движения (ПДД) и причинивший вред здоровью другого человека, часто дает показания, отличные от показаний свидетелей. Причем далеко не всегда это делается намеренно.

Шоковое состояние участников ДТП очень затрудняет разбор обстоятельств дела, да и то, что случившееся может повлечь за собой уголовную ответственность, спокойствия не добавляет никому.

Нельзя отрицать, что многих ДТП с тяжелыми последствиями могло бы не быть при взаимном уважении водителей и пешеходов. Но существуют и объективные причины, по которым не удается избежать столкновений, например, технические неисправности или плохая видимость на дороге.

Виды ответственности для водителей, признанных виновниками дорожно-транспортных происшествий, бывают следующими:

  • Административная: если водитель нарушил правила или если его транспортное средство имело неисправности, приведшие к ДТП, а также в случае причинения в результате ДТП легкого и средней тяжести вреда здоровью. За это вы можете лишиться прав, заплатить штраф или попасть под административный арест на срок до 15-ти суток (в случаях, предусмотренных статьей 12.27 КоАП РФ).
  • Гражданско-правовая: если в результате ДТП был причинен материальный ущерб (например, автомобиль врезался в другое транспортное средство или в витрину магазина). Этот ущерб придется возместить.
  • Уголовная: если был причинен тяжкий вред здоровью людей (пешеходов, других водителей, пассажиров) или ДТП привело к летальному исходу.

Уголовное дело при ДТП

К уголовной ответственности при ДТП привлекают в следующих случаях, предполагающих различные степени наказания (статья 264 УК РФ, редакция от 6 июля 2016 г.):

  • Часть 1: Если по вине водителя человек получил тяжелые травмы, виновник наказывается ограничением свободы сроком до 3-х лет либо принудительными работами на срок до 2-х лет. Права на вождение транспортного средства могут быть сохранены или изъяты на срок до 3-х лет.
  • Часть 2: Если виновный находился в состоянии алкогольного опьянения и по неосторожности причинил тяжкий вред здоровью человека, то он наказывается лишением свободы на срок от 3-х до 4-х лет и права управлять транспортным средством на срок до 3-х лет.
  • Часть 3: Если пострадавший погиб, водитель приговаривается к принудительным работам на срок до 4-х лет или лишению свободы на срок до 5-ти лет, а также запрету управлять транспортным средством на срок до 3-х лет.
  • Часть 4: Если виновный находился в состоянии алкогольного опьянения, и это повлекло за собой по неосторожности смерть человека, то он получит срок от 2-х до 7-ми лет и лишение прав до 3-х лет.
  • Часть 5: Если ДТП повлекло за собой гибель 2-х и более лиц, водитель может сесть в тюрьму на срок до 7-ми лет или быть приговорен к принудительным работам на срок до 5-ти лет, а также лишиться права управлять транспортным средством на срок до 3-х лет.
  • Часть 6: Если к гибели 2-х и более лиц привело то, что водитель находился в состоянии алкогольного опьянения, тогда ему грозит лишение свободы на срок от 4-х до 9-ти лет с лишением прав до 3-х лет.
Читать еще:  Экспертиза повреждений автомобиля после дтп

Конечно, каждый конкретный случай уникален. Поэтому суду требуется тщательно изучить предоставленные доказательства, уточнить обстоятельства случившегося, вынести решение об удовлетворении иска и применимых правовых нормах. Выяснение всех обстоятельств дела часто затягивается надолго, особенно если необходимые процедуры не контролируются опытным адвокатом.

Помощь адвоката по уголовным делам при ДТП

Следует иметь в виду, что специализация юриста очень важна в любом судебном разбирательстве. Ваши права в деле по ДТП сможет наиболее эффективно защитить адвокат с опытом именно в этой области права. Однако, если у вас нет возможности или времени его найти, даже специалист общего профиля будет надежнее, чем самостоятельные попытки себя защитить в надежде на везение. Как минимум, он сможет вам разъяснить, что говорить следует, а что — нет. Иногда уже этого бывает достаточно, чтобы участник уголовного дела по ДТП не усугубил свое положение.

В России практика обращения за юридической помощью развита не так широко, как Западе, где человек в любой непонятной ситуации отказывается говорить с представителями власти, пока не приедет его адвокат. Попав в ДТП, далеко не каждый россиянин знает, кому позвонить, в его записной книжке просто нет номера адвоката. Но даже в этом случае не все потеряно. Адвокат по уголовным делам ДТП способен включиться в процесс практически в любой момент. Это может быть стадия принятия решения о возбуждении уголовного дела в самом начале следствия, экспертные проверки и следственные действия, само судебное слушание, апелляции и т.д.

Водитель, решивший защищать себя самостоятельно, скорее всего, только усложнит работу адвокату, которого все равно придется пригласить. Судебная практика по делам ДТП сталкивалась с такими ситуациями не раз. Конечно, в случае уголовного дела государственный защитник будет обвиняемому назначен, но такие адвокаты обычно имеют очень мало времени на тщательное изучение материалов дела, а исход судебного разбирательства им в основном безразличен.

Юридическая помощь по уголовному делу может оказаться нужна не только водителю. У пострадавших тоже есть права, которые также непросто бывает отстоять. Если одну из сторон не устроит вынесенное судом решение (приговор), адвокат составит жалобу в апелляционный суд для отмены неверного решения (приговора), соберет все необходимые для этого документы, окажет помощь при организации различных видов экспертиз. Это важно, так как у апелляций есть свои сроки.

Где получить консультацию адвоката по ДТП?

Что и говорить, добиться справедливого решения в делах по ДТП бывает проблематично даже профессионалам. Мы попросили председателя Московской коллегии адвокатов «ЮрСити», адвоката, кандидата юридических наук В. А. Шакиной дать советы по поиску надежного адвоката:

«Наша компания оказывает практически все виды юридических услуг и давно известна на рынке адвокатуры. У нас работают опытные адвокаты, среди которых есть и узкие специалисты по ДТП. Одним из их безусловных преимуществ является готовность привлекать к каждому делу по ДТП авторитетных экспертов и выслушивать их мнения и оценки, не опираясь на все 100% на собственное субъективное суждение. Мы понимаем, что вождение автомобиля сопряжено с целым рядом технических аспектов, для правильной оценки которых необходимы профильная подготовка и практический опыт. Таким образом, вы можете быть уверены, что для защиты ваших интересов целая команда юристов составит подробную и объективную картину происшествия. Вы можете прибегнуть к нашим услугам и в случае, если вам необходимо представление ваших интересов для получения выплаты по страховке и/или вы являетесь потерпевшим в результате совершенного ДТП. Если в отношении вас ГИБДД или судом было вынесено несправедливое, необоснованное, неправомочное решение, мы поможем в его обжаловании».

ДТП с жертвами: когда можно помириться без уголовного дела

Осужденный выполнил все условия

Водитель Дмитрий Комаров* во время обгона выехал на встречку, после чего отвлекся от управления и столкнулся с машиной Игоря Киселева*. В результате ДТП Киселев получила множественные переломы, что квалифицируется как тяжкий вред здоровью.

В отношении Комарова возбудили уголовное дело по ч. 1 ст. 264 УК – за нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, то есть совершение преступления небольшой тяжести. Он признал свою вину и раскаялся, принес потерпевшему извинения и добровольно заплатил ему 480 000 руб.

В суде Комаров ходатайствовал о постановлении приговора в особом порядке, гособвинитель и потерпевший его поддержали (гл. 40 УПК). Кроме того, потерпевший попросил об освобождении Комарова от уголовной ответственности в связи с примирением с ним, ведь обвиняемый загладил причиненный преступлением материальный и моральный вред. Киселев сообщил, что простил Комарова и просит для него о снисхождении.

Суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред (ст. 25 УПК).

Лангепасский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа — Югры учел раскаяние Комарова в качестве смягчающего обстоятельства (п. «к» ч. 1 ст. 61 УК). Отягчающих обстоятельств суд не обнаружил. Он отметил: Комаров совершил по неосторожности преступление небольшой тяжести с двойным объектом посягательства (против здоровья граждан и против безопасности дорожного движения), тем самым создав повышенную общественную опасность для окружающих. Как указал суд, Комаров ранее неоднократно привлекался к административной ответственности за нарушение ПДД, а выплата потерпевшему 480 000 руб. не является полным возмещением вреда от преступления. Поэтому суд первой инстанции признал Комарова виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК, и назначил наказание в виде ограничения свободы на срок 1 год 4 месяца с установлением ряда ограничений и возложением обязанностей по ч. 3 ст. 47 УК и ч. 1 ст. 53 УК (№ 1-21/2018).

Адвокат осужденного настаивал: суд должен освободить Комарова от уголовной ответственности в связи с примирением сторон, поскольку он выполнил для этого все условия (ст. 76 УК). Комаров ранее не совершал преступлений, характеризуется положительно, считается не привлекавшимся к административной ответственности в связи с истечением сроков (ст. 4.6 КоАП). Размер денежной компенсации – 480 000 руб. – определил сам потерпевший, и она была выплачена. Однако Суд Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и его президиум только подтвердили законность вынесенного приговора.

Лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред (ст. 76 УК).

Верховный суд изучил материалы уголовного дела, из которых видно: следователь с согласия заместителя руководителя следственного органа прекратил уголовное преследование Комарова в связи с примирением сторон. Однако и.о. прокурора отменил постановление о прекращении в связи с необходимости проверки обстоятельств, которые могли свидетельствовать о невиновности Комарова. По мнению ВС, все условия, необходимые для освобождения от уголовной ответственности, осужденный выполнил. Но нижестоящие суды не приняли во внимание указанные обстоятельства и не дали им какой-либо оценки. ВС считает: даже если потерпевшему в будущем потребуются дополнительные деньги на лечение, это не значит, что ущерб возмещен не в полном размере, поскольку он определялся на момент принятия решения о прекращении уголовного дела. Поэтому ВС отменил ранее принятые акты и прекратил производство по делу за примирением сторон (№ 69-УД19-3).

Решение принимает потерпевший

«ВС ориентирует судебную практику, что мнение потерпевшего при применении ст. 76 УК является определяющим. Если потерпевший считает, что причинённый ему вред возмещён в полном объёме, при соблюдении иных условий (при совершении преступления небольшой или средней тяжести впервые) суд не должен переоценивать мнение потерпевшего», – считает советник АБ Адвокатское бюро «ЗКС» Адвокатское бюро «ЗКС» Федеральный рейтинг группа Уголовное право 49 место По выручке Профайл компании × Геннадий Есаков.

«ВС справедливо подчеркнул: закон содержит только те условия освобождения от уголовной ответственности, которые указаны в ст. 76 УК и ст. 25 УПК. Способ заглаживания вреда и его размер определяются потерпевшим, и суд не вправе их пересматривать. В этой части решение ВС носит прецедентный характер»

Геннадий Есаков, советник АБ Адвокатское бюро «ЗКС» Адвокатское бюро «ЗКС» Федеральный рейтинг группа Уголовное право 49 место По выручке Профайл компании ×

Адвокат уголовно-правовой практики Art de Lex Art de Lex Федеральный рейтинг группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Коммерческая недвижимость/Строительство группа Природные ресурсы/Энергетика группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Банкротство группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Финансовое/Банковское право × Алексей Ануфриенко рассказал: суды часто прекращают уголовные дела, связанные с причинением тяжкого вреда здоровью при ДТП, в связи с примирением сторон, если соблюдены два обязательных условия (виновник помирился с потерпевшим и загладил причиненный вред). «В этом деле мы сталкиваемся с общей болезнью нашей судебной системы – немотивированностью судебных актов. Зачастую, принимая решение об отказе в прекращении уголовного дела в связи с примирением, суды не анализируют конкретные обстоятельства и не приводят убедительных аргументов в поддержку своей позиции. Встречаются случаи, когда суды шаблонно воспроизводят положения УПК, не объясняя особенность их применения в конкретном деле», – рассказал руководитель Практики уголовного права и процесса Инфралекс Инфралекс Федеральный рейтинг группа Антимонопольное право группа Банкротство группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Транспортное право группа Цифровая экономика группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Интеллектуальная собственность группа Коммерческая недвижимость/Строительство группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Налоговое консультирование группа Налоговые споры 4 место По выручке на юриста (Больше 30 Юристов) 6 место По выручке 15 место По количеству юристов × Артём Каракасиян. «Определение ВС безусловно обратит внимание судов на то, что право на освобождение от уголовной ответственности лица в связи с примирением с потерпевшим – это и есть реализация государством принципов справедливости и гуманизма», – говорит Ануфриенко.

* – имя и фамилия изменены редакцией.

Административное дело по ДТП

Обратите внимание на следующие материалы:

После ДТП на месте его совершения следователь либо составляет административный протокол, либо передает все документы для проведения административного расследования в отдел ГИБДД. И лишь после окончания расследования составляется административный протокол. Срок проведения расследования не должен превышать 1 месяц, однако в исключительных случаях его могут продлить еще на 1 месяц (ст.28.5, 28.7 КоАП РФ).

В жизни это выглядит так: сотрудник ГИБДД на месте производит оформление происшествия, заполняет все необходимые документы и приглашает водителей явиться через определенное количество дней в ГИБДД того района, на подшефной территории которого и зафиксировано ДТП. Водители уже в подразделении будут принимать участие в процедуре разбора дорожно-транспортного происшествия.

За озвученный промежуток времени (обычно от 3 до 30 дней) будут опрошены все очевидцы ДТП, тщательно изучены документы, которые на месте происшествия составил автоинспектор.

Чтобы разбор ДТП в отделении ГИБДД был наиболее полным и объективным, полезно тщательно подготовиться к данному мероприятию. Вы правильно сделаете, если сразу после ДТП, не дожидаясь группы разбор, обратитесь в свою страховую компанию. Там вы можете получить профессиональный совет эксперта и даже юридическую помощь в подготовке документов. Часто специалисты страховой компании проводят свою юридическую экспертизу ДТП. При необходимости они предоставляют защитника или вашего представителя в группе разбора.

С каждый водителем-участником ДТП в отдельности инспектор ГИБДД по дознанию беседует, уточняет детали, составляет схему. После чего на основании собранных сведений и по результатам беседы принимается решение о виновности и невиновности конкретного лица в данном ДТП.

Когда имеются пострадавшие, к материалам дела обязательно прикладываются медицинские заключения о тяжести причиненных ДТП телесных повреждений. В случае если ко дню вызова участников в ГИБДД такое заключение о степени тяжести телесных повреждений не было оформлено (находится в процессе оформления), то окончательное решение принято не будет, а срок расследования по данному делу автоматически продлевается до месяца.

Чтобы определить степень тяжести телесных повреждений, ГИБДД имеет право послать запрос в медицинское учреждение, в котором проходил лечение пострадавший. В ряде случаев может быть запрошено заключение в бюро судебно-медицинских экспертиз. Если в заключении указано, что здоровью пострадавшего был причинен тяжкий или средней тяжести вред, сотрудник ГИБДД, расследовавший административное дело, обязан доложить об этом начальнику ГИБДД. После чего все материалы дела о ДТП и его последствиях передаются в прокуратуру, в орган предварительного следствия или в орган дознания. По этим ДТП уже будет возбуждено уголовное дело.

В иных случаях по итогам административного расследования будет составлен административный протокол. Все противоречия в показаниях должны быть устранены в процессе предварительного (или же судебного) следствия. Когда в показаниях водителя, пострадавшего и свидетелей ситуация представляется по-разному, эксперт (а часто и экспертная группа) должен проверить все версии происшедшего и дать заключение по каждой, и только потом составлять административный протокол.

Частенько совершенное нарушение наказывается лишением правом управления ТС. В этом случае ГИБДД передает дело в суд. Об этом выносится определение. Это связано с тем, что ГИБДД не имеет право на свое усмотрение применять меру наказания — лишение права управление. На это полномочия есть только у суда.

Если же дело не передается в суд, то в отношении признанного виновным просто выносится постановление. Оно накладывает административное наказание. После вынесения постановления всем участникам ДТП в случае их обращения выдаются справки. Заинтересованным лицам или организациям такие же справки могут быть выданы только по письменным запросам.

В группе разбора всем участникам ДТП следует требовать следующие документы на руки:

        • — копию Постановления об административном правонарушении,
        • — справку об участии в ДТП и копию заполненного протокола с места ДТП (в случае, если они не выдавались на месте ДТП),
        • — справка (или Приложение № 31), она обычно предоставляется по запросу страховой компании.

        Форма и сроки разбора ДТП варьируют от размера причиненного ущерба, вида ответственности и самих участников ДТП, которым не воспрещается удовлетворить взаимные претензии в частном порядке (в случае административной ответственности, не уголовной).

        В случае если виновники ДТП согласны с вынесенным решением группы разбора, они погашают штраф, обозначенный в Протоколе, и предоставляют квитанцию в группу разбора. После этого Постановление переходит в разряд исполненных, а дело об административном правонарушении закрывается. Когда все участники ДТП пришли к общему выводу о виновнике ДТП, передавать дело в суд необходимости нет. Но если вдруг такое желание возникло, подать исковое заявление можно не позднее 3-х лет после дня аварии.

        Если же один из участников ДТП выразил несогласие с оценкой обстоятельств и вынесенным постановлением на основании решения группы разбора, он может подать жалобу в суд или в вышестоящий орган ГИБДД. На это по закону отводится 10 суток после вынесения группой разбора итогового решения.

        Автор: Ирина Калина,
        Дата публикации: 15.03.2012
        Перепечатка без активной ссылки запрещена

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector