Электронный полис осаго законодательство
Электронные полисы ОСАГО: готовность номер один
Осталось всего несколько дней до того, как вступят в силу нормы, предоставляющие автовладельцам право оформлять полисы ОСАГО в электронном виде через Интернет (п. 7.2 ст. 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; далее – закон об ОСАГО). Нововведения распространяются на все регионы России и начнут действовать уже с 1 июля. Однако директор управления методологии страхования ответственности Департамента автострахования компании РОСГОССТРАХ Павел Шевцов пояснил порталу ГАРАНТ.РУ: «С 1 июля 2015 года заключить договоры ОСАГО в электронном виде смогут лишь те водители, чьи данные есть в базе РСА, то есть в начальный период будет доступна лишь пролонгация действующего договора ОСАГО». Он также отметил, что остальные автовладельцы смогут воспользоваться новой услугой лишь с 1 октября.
Для того чтобы приобрести электронный полис ОСАГО, достаточно будет на официальном сайте страховщика создать и направить заявление о заключении договора обязательного автострахования (абз. 2 п. 7.2 ст. 15 закона об ОСАГО). При этом страхователь освобожден от обязанности предоставлять следующие документы:
- паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если страхователем является физическое лицо);
- свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является организация);
- документ о регистрации транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о его регистрации, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);
- водительское удостоверение или его копия;
- диагностическая карта.
Доступ ко всем необходимым сведениям в этом случае страховщики получают путем обмена информацией в электронной форме с соответствующими органами и организациями (п. 4 ст. 15 закона об ОСАГО в новой редакции). Стоит отметить, что при оформлении договора страхования на бумажном носителе в офисе страховщика за автовладельцем сохраняется обязанность предоставить все указанные документы (п. 3 ст. 15 закона об ОСАГО).
Если страхователем является физическое лицо, то заявление о заключении договора ОСАГО в электронном виде должно быть подписано простой электронной подписью. Для страхователей-юридических лиц установлена обязанность использовать усиленную квалифицированную электронную подпись (абз. 5 п. 7.2 ст. 15 закона об ОСАГО).
НАША СПРАВКА
Простая электронная подпись – электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом (ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»; далее – закон об электронной подписи). В качестве простой электронной подписи могут выступать, в частности, пароль и логин для входа в личный кабинет на сайте, активация соответствующей функции программы и т. п.
Усиленная квалифицированная электронная подпись – электронная подпись, которая позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ, а также обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания. Для ее получения необходим ключ электронной подписи, который указывается в квалифицированном сертификате (ч. 4 ст. 5 закона об электронной подписи).
Оформить полис в электронном виде не удастся, если сведения, предоставленные страхователем, не соответствуют данным, содержащимся в автоматизированной информационной системы РСА – АИС ОСАГО (абз. 4 п. 7.2 ст. 15 закона об ОСАГО), – например, если водитель умолчал о факте аварии по своей вине в прошлом страховом периоде.
После оплаты страхователем страховой премии страховщик направит ему страховой полис в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика.
Одновременно с этим страховщик внесет сведения о выданном полисе в АИС ОСАГО (абз. 6 п. 7.2 ст. 15 закона об ОСАГО). Сделать это страховая компания обязана не позднее одного рабочего дня со дня заключения договора (п. 4. ст. 15 закона об ОСАГО). Однако на данный момент пока не ясно, как страхователь сможет проверить факт внесения данных в систему. Это важно, поскольку именно с помощью АИС ОСАГО сотрудники ГИБДД будут проверять, есть ли у водителя электронный полис (постановление Правительства РФ от 2 июня 2015 г. № 529). Для этого инспекторы смогут использовать планшеты, которыми оснащены почти все бригады ГИБДД в крупных городах, или будут уточнять информацию у дежурного.
Отсутствие информации о полисе в АИС ОСАГО сотрудники ГИБДД могут расценить как нарушение водителем обязанности застраховать свою гражданскую ответственность, что повлечет за собой штраф в размере 800 руб. (ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ). Напомним, что сегодня автомобиль не подлежит эвакуации за данное правонарушение – эта мера в отношении водителей, не застраховавших свою ответственность, была отменена с 14 ноября 2014 года (Федеральный закон от 14 октября 2014 г. № 307-ФЗ).
В законе четко указано, что электронный полис равнозначен документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью (абз. 5 п. 7.2. ст. 15 закона об ОСАГО). Однако и электронный полис ОСАГО желательно распечатать и возить с собой, поскольку в действующее законодательство еще не внесены изменения, отменяющие обязанность водителей иметь полис на руках (абз. 5 п. 2.1.1 ПДД).
Новые нормы сформулированы таким образом, что оформление полисов в электронной форме пока является правом страховщика, а не его обязанностью. Как сообщил президент Всероссийского союза страховщиков РСА Игорь Юргенс, многие страховые компании уже с 15 июня приступили к тестированию системы продаж электронных полисов. Юргенс пояснил, что страховые компании сами решают, какую долю тиража полисов в пределах положенной квоты они будут получать в бумажной форме, а какую отведут под электронные полисы ОСАГО. На третий квартал текущего года доля электронных полисов в общем объеме разрешенной квоты, по его словам, составляет около 10%.
Мы обзвонили страховые компании, входящие в первую десятку по итогам 2014 года по версии рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») – критерием для определения места в рэнкинге служила доля компании на рынке страховых услуг 1 . На данный момент готовность продавать с 1 июля электронные полисы ОСАГО во всех регионах России подтвердили сотрудники лишь одной из 10 ведущих страховых компаний – на сайте страховщика даже создан специальный раздел, посвященный оформлению таких полисов. Представители остальных компаний сообщили, что пока не располагают информацией о том, начнет ли новая система работать на их сайтах к установленному законом сроку.
Закон об ОСАГО 2020 новая редакция
Федеральный Закон об ОСАГО последняя редакция 2020 года
Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО) стал основным инструментом регулирования важнейших процессов в нашем обществе. Речь идёт о ситуациях, при которых наступает ответственность за нанесения вреда третьим лицам с участием транспортных средств различного типа. В данный законодательный акт постоянно вносятся корректировки, отражающие мнение общества и правоведов в знаковых вопросах действующего правового регламента. Новый закон об ОСАГО 2020 года со всеми изменениями и уточнениями вступил в действие с 1 июля 2017 года.
Суть закона об обязательном страховании гражданской ответственности
- Этот законодательный акт описывает все ключевые понятия и основные процедуры, позволяющие защитить права пострадавших при аварии на дороге.
- Согласно положениям закона, виновные обязаны нести материальную ответственность в целях компенсации вреда, причинённого здоровью и собственности пострадавшей стороны.
- Данная ответственность определена и ограничена специальным видом обязательного страхования, основным документом которого является полис ОСАГО.
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности предписывает всем владельцам транспортных средств страховать существующие риски причинения вреда третьим лицам вне зависимости от материальных возможностей и желания. Эксплуатация транспорта на территории России без полисов ОСАГО запрещена.
Контроль над исполнением закона
Контролировать наличие полисов ОСАГО у водителей обязаны сотрудники дорожной полиции. Кроме того, при создании всеобщей базы данных страхователей этим вопросом станет заниматься отдельная государственная структура.
В 2019 году отсутствие полиса ОСАГО влечёт за собой наложение штрафа в размере 500 рублей. Просроченная страховка станет причиной применения штрафных санкций в размере 1000 рублей. Штраф за отсутствие водителя в страховом полисе составляет 500 рублей. Для приобретения полиса ОСАГО необходимо иметь на руках диагностическую карту технического состояния автомобиля.
В ближайшее время законодательные органы планируют значительное увеличение финансовой ответственности за нарушение в этой области, которые будут отражены в новой редакции Закона об ОСАГО.
Изменения 40-ФЗ об ОСАГО и перспективы дальнейшей эволюции
- Недавним важным изменением Закона об ОСАГО стала корректировка сроков осмотра представителями страховых компаний повреждённого автомобиля. Раньше страховщик мог проводить экспертизу повреждений в течение 5 дней с момента предоставления транспортного средства к осмотру. Новое положение обязывает страховую организацию проводить оценку ущерба в течение 5 дней с момента подачи заявления о ДТП страховщику.
- Одновременно был введён запрет на независимую экспертизу, которая зачастую проводилась в пользу одной из сторон. Документы с оценкой ущерба, созданные на основе самостоятельно организованной экспертизы, в настоящий момент не имеют юридической силы.
- Срок рассмотрения любых претензий владельцев транспортных средств, предъявляемых к страховым компаниям, увеличен с пяти дней до десяти.
- С 1 сентября срок действия полиса ОСАГО не может быть меньше одного календарного года.
- С мая 2017 года в России будет действовать натуральное возмещение по ОСАГО, которое коренным образом изменит ситуацию на рынке автострахования. Прямые денежные компенсации будут заменены перечислением денег на счета СТО, занимающиеся ремонтом повреждённых автомобилей. Список ремонтных мастерских, с которым страховая компания заключает договор, должен был опубликован на официальном сайте страховщика. Если предложенные сервисы по каким-то причинам не устраивают страхователя, то он может обратить в страховую компанию с аргументированным заявлением. Этот механизм вступил в силу 28 марта 2017 года, когда внесённые изменения были утверждены Президентом РФ В.В. Путиным.
- В этом году увеличены страховые выплаты по ОСАГО по Европротоколу, лимит которых теперь составит 100 000 рублей. Денежная компенсация при страховых случаях будет предоставляться, если счёт СТО превышает лимит в 400 000 рублей, а страхователь не желает доплачивать разницу из своего кармана. Финансовое возмещение также будет осуществляться:
— при высоких рисках нарушения сроков ремонта (30 дней),
— в случае невозможности восстановления аварийного транспортного средства,
— при наличии дополнительных письменных соглашений на этот счёт между страхователем и страховщиком.
Дебаты вокруг статей нового Закона об ОСАГО продолжаются и в настоящее время. Причина разнообразных трений заключается в следующих позициях:
- недостаточная ответственность страховых компаний за выполнение своих обязательств;
- возможность двоякого толкования некоторых положений, которые не совсем точно определяют ситуации и понятия;
- высокая вероятность неадекватных выводов судебных инстанций, которые зачастую оказываются в трудно разрешимых правовых казусах;
- распространение поддельных полисов ОСАГО;
- необходимость доплаты за ремонт пострадавшего автомобиля «из кармана» пострадавшей стороны
Кроме перечисленных пунктов существует ещё ряд позиций, требующих дальнейшей доработки с учётом объективных реалий. Поэтому даже новая редакция Закона об ОСАГО однозначно будет подвергаться различным корректировкам в ближайшем будущем.
Так с 1 января 2017 года приобрести полис ОСАГО можно будет через интернет. Одновременно вступит в силу право регрессного требования страховой компании к лицу, причинившему вред в определённых Законом случаях. Особыми пунктами выделяется ответственность за умышленное предоставление недостоверных сведений при покупке электронного полиса ОСАГО, которое приводит к занижению стоимости страховки. В этом случае виновная сторона не только оплатит ремонт транспортного средства, но и возместит страховой компании разницу в страховом полисе.
Такая законодательная практика, по мнению экспертов, является нормальным явлением цивилизованного общества, желающего защитить права своих граждан в справедливом правовом поле. Специфика этого закона России заключается в неоднозначном отношении к исполнению положений законодательства, усложняемом многочисленными попытками страховых сообществ занизить или аннулировать свои обязательства. Принимаемые поправки к закону 40-ФЗ об обязательном страховании гражданской ответственности позволяют повышать эффективность данного законодательного акта.
В России стартовали обязательные продажи электронных полисов ОСАГО
Москва. 1 января. INTERFAX.RU — С 1 января 2017 года в силу вступили поправки в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО), согласно которым страховые компании обязаны обеспечить возможность заключения электронных договоров ОСАГО с каждым обратившимся лицом.
Закон был принят Госдумой 10 июня 2016 года под названием «О внесении изменений в федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
После заключения договора ОСАГО в электронном виде страховщик направляет клиенту по электронной почте страховой полис и размещает его в личном кабинете автовладельца на сайте страховой компании. Личный кабинет также может быть использован страхователем для внесения изменений в договор страхования, если в течение срока его действия изменились сведения, указанные ранее в заявлении о заключении договора.
Сам е-полис можно распечатать и возить с собой. Сотрудники ГИБДД могут удостовериться в том, что автовладелец действительно застрахован, запросив информацию по выделенному каналу или с помощью базы АИС РСА. При желании страхователь сможет получить полис на привычном ему бланке ОСАГО (бланке строгой отчетности).
Согласно указаниям ЦБ РФ, которые также вступили в силу с начала года, суммарная длительность перерыва в работе сайта страховщика не должна превышать 30 минут в сутки. При необходимости проведения плановых технических работ страховая компания обязана разместить не менее чем за сутки до их начала на главной странице своего сайта уведомление с указанием даты и времени их окончания. Такие работы страховщики смогут проводить не чаще одного раза в месяц в период с 22:00 до 8:00 по московскому времени.
В свою очередь, Российский союз автостраховщиков (РСА) обеспечит бесперебойную работу системы. Если из-за технических причин страховщик не может заключить электронный договор с клиентом, потребитель перенаправляется на сайт другого страховщика, который будет предложен случайным выбором по номеру паспорта транспортного средства (ПТС). Аналогичный порядок «взаимовыручки» применяется в настоящее время при организации системы продаж через единого агента РСА обычных бумажных полисов ОСАГО. В ротации используются полисы всех страховщиков, имеющих соответствующую лицензию. О фактах нарушения работы сайтов страховщики и РСА обязаны информировать Банк России.
Кроме того, закон ужесточает ответственность страховщиков при заключении договора обязательного автострахования и ответственность автовладельцев за предоставление страховщикам недостоверных данных. Так, если предоставление страхователем недостоверных сведений при заключении договора привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии, «страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты к страхователю (. . .) при наступлении страхового случая, а также взыскать с него в установленном порядке денежные средства (. . .) вне зависимости от наступления страхового случая», говорится в документе.
Закон также регламентирует срок действия установленных Банком России предельных размеров базовых ставок страховых тарифов и коэффициентов страховых тарифов — срок действия «не может быть менее одного года». Также увеличивается срок повторного рассмотрения дела о выплате страховщиком возмещения — с 5 до 10 рабочих дней.
Ряд компаний уже начали продажи е-ОСАГО с 1 июля 2015 года в добровольном порядке. Так, по данным РСА, с момента старта добровольных продаж, было продано 375 тыс. е-полисов.
Личный кабинет е-Осаго
Уважаемые страхователи!
В соответствии с п. 7.2 ст. 15 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (ред. От 23.06.2016) и п. 11.1 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Банком России 19.09.2014 № 431-П)(ред. 24.05.2015) договор обязательного страхования может быть заключен в виде электронного документа.В этом случае страхователь направляет страховщику заявление о заключении договора обязательного страхования в электронной форме с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сеть “Интернет”).
01.10.2020 в связи с техническими работами, будут наблюдаются проблемы с оформлением электронных договоров ОСАГО.
—>
Оформить Е-осаго можно в личном кабинете
В связи превышением АО «СК ГАЙДЕ» максимального количества электронных договоров ОСАГО, которое оно вправе заключить в соответствии с правилами профессиональной деятельности «Порядок обеспечения членов Российского Союза Автостраховщиков бланками страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, использования указанных бланков и установления количества договоров обязательного страхования, заключаемых в виде электронных документов», взаимодействие АИС ОСАГО с информационными системами АО «СК ГАЙДЕ» приостановлено.
Работа разделов сайта, с использованием которых осуществляется заключение договоров ОСАГО в виде электронных документов приостановлена.
Заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в виде электронного документа с АО «СК ГАЙДЕ» в настоящее время невозможно.
Для внесения изменений в действующий электронный договор, в период отсутствия электронных номеров, Вам необходимо обратиться в любой офис СК ГАЙДЕ (https://guideh.com/kontakty/) или направить заявление с приложенными документами на адрес: АО “СК ГАЙДЕ” 191119, Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 108, литера А.
«В связи с превышением АО «СК ГАЙДЕ» (Страховщик) количества договоров над максимальным количеством договоров, которое Страховщик вправе заключить в соответствии с правилами, в конце оформления электронного договора ОСАГО Вам будет предложено осуществить обмен информацией в электронной форме с использованием сайта профессионального объединения — Российского союза автостраховщиков – РСА в целях заключения договора с иным страховщиком.»
Уважаемые страхователи!
В связи превышением АО «СК ГАЙДЕ» максимального количества электронных договоров ОСАГО, которое оно вправе заключить в соответствии с правилами профессиональной деятельности «Порядок обеспечения членов Российского Союза Автостраховщиков бланками страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, использования указанных бланков и установления количества договоров обязательного страхования, заключаемых в виде электронных документов», взаимодействие АИС ОСАГО с информационными системами АО «СК ГАЙДЕ» приостановлено.
Работа разделов сайта, с использованием которых осуществляется заключение договоров ОСАГО в виде электронных документов приостановлена.
Заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в виде электронного документа с АО «СК ГАЙДЕ» в настоящее время невозможно.
Cлужба поддержки eosago@guideh.com В теме письма обязательно указывайте ФИО Страхователя и номер полиса (при его наличии)!
Телефон: 8 800 444 0275 (Бесплатно по России)
Как узнать свой КМБ:
Представляем образцы заявлений:
Заявление о заключении договора обязательного страхования в электронной форме может подписываться простой электронной подписью страхователя – физического лица или усиленной квалифицированной электронной подписью страхователя – юридического лица в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ “Об электронной подписи” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; N 27, ст. 3880; 2012, N 29, ст. 3988; 2013, N 14, ст. 1668; N 27, ст. 3463, ст. 3477; 2014, N 26, ст. 3390) (далее – Федеральный закон “Об электронной подписи”).
Перечень сведений, передаваемых страхователем через официальный сайт страховщика в сети “Интернет” для формирования заявления о заключении договора страхования в электронной форме, включает в себя сведения, необходимые для предоставления страховщику при заполнении заявления о заключении договора обязательного страхования на бумажном носителе.
Договор обязательного страхования не может быть заключен в виде электронного документа, если представленные страхователем сведения не соответствуют информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, либо отсутствуют в ней. (в ред. Указания Банка России от 24.05.2015 N 3649-У)
В соответствии с «Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П “О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств”» в случае выявления ложных или неполных сведений, представленных страхователем при заключении договора обязательного страхования, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска Страховщик вправе досрочно прекратить действие договора обязательного страхования. При этом часть страховой премии по договору обязательного страхования страхователю не возвращается.
Договор обязательного страхования в виде электронного документа не заключается с владельцами транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации.
В течение дня поступления денежных средств в кассу страховщика (при оплате страховой премии наличными денежными средствами), а в случае уплаты в безналичном порядке – не позднее рабочего дня, следующего за днем перечисления на расчетный счет страховщика страховой премии, страховой полис обязательного страхования в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона “Об электронной подписи”, направляется страхователю.
ЛИЦЕНЗИЯ ЦБ РФ СИ № 0630, СЛ № 0630, ОС № 0630-03, ОС № 0630-04, ОС № 0630-05 от 26.01.2017, УФСБ РФ ПО СПБ И ЛО ГТ № 0096296 ОТ 05.06.2017, выданные Банком России.
2020г
Полис ОСАГО с недостоверными данными приравнен к его отсутствию
29 октября вступила в силу часть поправок, внесенных Федеральным законом от 01.05.2019 № 88-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Часть из них зафиксировала уже сложившуюся практику, а часть содержит принципиальные нововведения.
Президент РСА Игорь Юргенс рекомендует всем владельцам транспортных средств проверить свои полисы с помощью сервиса, доступного на официальном сайте союза, поскольку фактически внесение недостоверных сведений в полис ОСАГО приравнено к его отсутствию. Со всеми вытекающими из этого последствиями.
Так, если предоставление недостоверных сведений как по электронным полисам ОСАГО, так и по бумажным привело к необоснованному уменьшению премии, то у страховщика появляется право регрессного требования. Это значит, что после возмещения вреда пострадавшему он в порядке регресса взыщет всю сумму убытка с виновника ДТП.
«Мы провели масштабный эксперимент по поверке полисов ОСАГО с помощью камер на дорогах, который показал, что половина обратившихся в союз получателей „писем счастья“ об отсутствии страховки не знали, что ездят с поддельным полисом ОСАГО, дальнейший разбор ситуаций показал, что в ряде полисов содержатся недостоверные данные о транспортном средстве или регионе, которые приводили к занижению цены полиса. Мы создаем в новой информационной системе ОСАГО барьеры для подобного рода мошеннических действий, но также хотели бы предупредить автовладельцев о рисках езды с такими полисами — экономия одной-двух тысяч рублей на этапе покупки полиса за счет внесения в него недостоверных данных может обернуться убытком для них на сотни тысяч рублей», — комментирует И. Юргенс.
Право регресса добавлено еще для других ситуаций, в частности:
отказа от медицинского освидетельствования;
употребления алкогольных, наркотических, психотропных веществ после ДТП.
Также регрессное требование может быть предъявлено, если вред был причинен при использовании транспортного средства с прицепом при условии, что в договоре обязательного страхования отсутствовала информация о возможности управления транспортным средством с прицепом, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям.
Напомним о других изменениях в законе, вступающих в силу.
Скорректирован перечень документов
Перечень документов, предоставляемых владельцем транспортного средства при заключении договора страхования, скорректирован:
вместо свидетельства о государственной регистрации юридического лица теперь представляется выписка из ЕГРЮЛ (если владельцем транспортного средства является юридическое лицо);
в отношении транспортного средства представляется регистрационный документ, выданный органом, осуществляющим государственную регистрацию транспортного средства (свидетельство о государственной регистрации транспортного средства или свидетельство о регистрации машины), либо паспорт транспортного средства или паспорт самоходной машины и других видов техники при заключении договора обязательного страхования до государственной регистрации транспортного средства.
Кроме этого, перечень дополнен:
удостоверением тракториста-машиниста, временным удостоверением на право управления самоходными машинами (аналог водительского удостоверения для самоходных машин);
свидетельством о прохождении технического осмотра тракторов и самоходных машин;
документом, подтверждающим право собственности на транспортное средство (в случае если договор обязательного страхования заключается в отношении незарегистрированного транспортного средства), либо документом, подтверждающим право владения транспортным средством (в случае если договор обязательного страхования заключается в отношении арендованного транспортного средства).
Электронные взаимоотношения
При обращении владельца транспортного средства через сайт страховой компании с заявлением о заключении договора в случае, если он неправильно его оформил и (или) представил неполный комплект документов, компания обязана сообщить ему об этом в тот же день. Если при заключении электронного договора ОСАГО выявлена недостоверность сведений, то оплатить страховую премию на сайте страховщика будет невозможно. В этом случае страховая компания должна будет сообщить заявителю о необходимости корректировки заявления.
Также поправками конкретизировано, что электронный договор ОСАГО заключается с владельцем ТС (а не просто «с лицом»).
По требованию сотрудника ГИБДД электронный полис ОСАГО может быть представлен для проверки как на бумаге, так и в виде электронного документа. Правда, соответствующие изменения пока не внесены в нормативные правовые акты МВД России.
Штрафы за электронное ОСАГО: без распечатки ездить опасно
29 октября вступает в силу новая редакция закона об ОСАГО, которая затрагивает порядок оформления страхового полиса. Страховщики заявляют, что документ теперь может быть только электронным, а распечатывать и возить с собой его бумажную версию не обязательно. Эти изменения должны были положить конец разногласиям между водителями и инспекторами ГИБДД, которые нередко выписывали штрафы тем, кто не мог предъявить распечатку электронного полиса. Но все снова оказалось не так просто, и даже сами страховщики косвенно признают, что без бумажки опять не обойтись.
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) и раньше утверждали, что электронный полис уравнен в правах с бумажным, но владельцы е-ОСАГО периодически получали протоколы. Инспекторы выписывали штраф за езду без полиса в размере 800 руб., отказываясь проверять наличие документа в интернете посредством смартфона. Кроме того, гаишники ссылались на пункт 2.1.1 ПДД, который прямо обязывает водителя иметь при себе и передавать сотрудникам полиции для проверки полис ОСАГО.
Как рассказали Autonews.ru в Российском союзе страховщиков (РСА), до момента вступления поправок в силу водитель транспортного средства обязан был иметь при себе страховой полис ОСАГО или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении электронного договора ОСАГО. А с 29 октября обязанность представлять сотрудникам полиции именно распечатку электронного полиса исключается, достаточно будет показать документ в электронном виде. Как именно водитель обязан показать полис, закон об ОСАГО не уточняет.
«С 29 октября вступают в силу изменения в пункт 1 ст. № 32 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Они предусматривают, что водитель по требованию сотрудников ГИБДД обязан представить для проверки страховой полис ОСАГО. При этом в случае заключения договора ОСАГО в электронном виде страховой полис ОСАГО может быть представлен для проверки в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе», — сказали в РСА.
Увы, никаких изменений в ПДД внесено не было, поэтому на водителя по-прежнему накладывается обязанность доказать инспектору наличие полиса. В РСА уточнили, что теперь полис ОСАГО можно продемонстрировать сотрудникам ГИБДД из личного кабинета страхователя на сайте страховой компании или же из электронной почты, куда страховщик присылает полис сразу после подписания договора. «А если водитель боится, что в момент остановки сотрудником ГИБДД у него может не быть доступа в интернет, то он может заранее распечатать полис ОСАГО на бумажном носителе или скачать его из личного кабинета и возить с собой бумажную копию полиса ОСАГО или скачанный файл с электронным полисом ОСАГО», — посоветовали в РСА.
Таким образом, если автомобилист понимает, что в дороге у него есть шанс остаться без связи, а под рукой не окажется гаджета с закачанным полисом ОСАГО, лучше все-таки распечатать документ, поскольку инспектор ГИБДД также может не иметь связи. При этом отказаться принимать доказательства наличия полиса ОСАГО в электронном виде, как заверяют в РСА, у инспекторов не будет права. С другой стороны, проверить действительность электронного документа они тоже смогут не всегда.
За дополнительными разъяснениями Autonews.ru обратился в МВД России, где описали ответственность водителей за езду без полисов ОСАГО во всех возможных вариантах. Ответ поступил с аналогичной формулировкой: с 29 октября 2019 г. страховой полис может быть представлен для проверки по требованию сотрудников полиции на бумажном носителе, а в случае заключения договора ОСАГО в электронной форме — в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе.
В МВД уточнили, что управление транспортным средством, владелец которого не исполнил свою обязанность по страхованию гражданской ответственности, квалифицируется как нарушение ч. 2 ст. 12.37 КоАП и влечет штраф 800 рублей. А управление ТС с нарушением условий договора об обязательном страховании, содержащихся в страховом полисе, в том числе управление лицом, не указанным в страховом полисе, — по ч. 1 ст. 12.37 КоАП, за что полагается штраф 500 рублей. В случае если водитель застрахован и в качестве подтверждающего документа получил от страховщика полис на бланке, но на момент проверки не имел документ при себе, его действия подпадают под определение ч. 2 статьи 12.3 КоАП. Инспектор может выписать такому забывчивому автомобилисту предупреждение или оштрафовать его на 500 рублей.
При этом в МВД подтвердили, что даже если у водителя нет с собой доказательств наличия электронного полиса, инспектор не имеет права его оштрафовать. Но в случае проблем со связью проверка может занять определенное время. Какое именно, в ведомстве не конкретизировали. «В соответствии с п. 5 постановления Пленума Верховного суда от 25.06.2019 № 20, если страховой полис был оформлен водителем в виде электронного документа, непредъявление его уполномоченному должностному лицу не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.3 КоАП», — сказали в МВД России.
Представитель ведомства также добавил, что в этом случае проверка факта заключения договора обязательного страхования будет проводиться сотрудником Госавтоинспекции путем запроса сведений о нем в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, что может потребовать некоторых временных затрат. «Если водитель будет не согласен с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении, он может воспользоваться своим правом на его обжалование в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП», — объяснили в ведомстве.
Электронный полис осаго законодательство
Практически ежеквартально правительство расширяет спектр электронных услуг на законодательном уровне. Так, в конце прошлого года закон, обязывающий автостраховщиков с 1 января 2017 года выдавать электронные полисы наравне с бумажными, стал одним из самых обсуждаемых. Насколько принятый закон изменит ситуацию на рынке автострахования говорить пока рано, но первые результаты уже можно подвести.
Предпосылки закона
Более 10 лет (с июля 2013 года) автовладельцы обязаны страховать свою гражданскую ответственность на случай причинения ущерба имуществу, вреда жизни или здоровью других лиц. За это время произошло много изменений на рынке обязательного автострахования (ОСАГО), в том числе появилась возможность оформить полис в электронном виде (Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 223-ФЗ). Закон вступил в силу с 1 июля 2015 года, и за первые две недели около 15 тысяч автовладельцев обратились за выдачей е-полисов ОСАГО, дальше – больше. Такой ажиотаж вполне объясним. Во-первых, почти половина автовладельцев сталкивалась с проблемой навязывания страховщиком дополнительных услуг. Во-вторых, каждый пятый получал отказ в оформлении полиса «автогражданки» по разным причинам. В-третьих, из-за низкой рентабельности бизнеса автострахования компании во многих регионах приостанавливали свою деятельность, создавая, таким образом, на рынке дефицит полисов ОСАГО. Автовладельцам приходилось отстаивать многодневные очереди, чтобы получить заветный листок.
Однако приобрести электронный полис оказалось не так просто. Автовладельцы столкнулись с рядом технических проблем, например, часто сервис покупки полиса был перегружен, информация об оплате проходила с серьезной задержкой или не проходила вовсе и т.д. К тому же услугу оформления е-полиса предлагали отнюдь не все компании, а лишь четверть из них. Ко всему прочему, автовладельцы нередко получали отказ в получении электронного документа, потому что предоставленные ими анкетные данные не совпадали со сведениями, содержащимися в автоматизированной информационной системе Российского союза автостраховщиков – АИС РСА.
Благодаря развитию систем Е-полис и «Единый агент РСА» число жалоб на проблемы с оформлением «автогражданки» снизились в 2016 году на 37 % (по данным проекта «Народный Тор. Рейтинг страховых компаний» АСН), но, тем не менее, только один из десяти владельцев, согласно исследованию холдинга Ромир в ноябре 2016 года, приобретал электронный полис. Всего же с начала запуска электронных продаж «автогражданки», т.е. с 1 июля 2015 года, российскими автовладельцами было оформлено порядка 400 тысяч е-полисов ОСАГО, в том числе 330 тысяч в 2016 году, сообщается на сайте РСА.
Закон в действии
С 1 января 2017 года заключение электронных договоров ОСАГО стало обязанностью страховщиков. Они должны обеспечить оформление е-полисов каждому обратившемуся к ним автовладельцу. Для этого страхователь должен зайти на сайт компании, зарегистрироваться и получить индивидуальный код доступа в личный кабинет. После этого необходимо заполнить анкету, содержащую данные паспорта, водительского удостоверения, ПТС и при необходимости диагностической карты. Оплатить полис можно любым способом, включая перевод с банковской карты – такую возможность обязан предоставить автостраховщик. Время оформления «автогражданки» не должно превышать 30 минут начиная с момента подачи заявления – такие условия диктует автостраховщику новый закон. Автовладелец, в свою очередь, получив полис по электронной почте, может его распечатать и возить с собой, чтобы при необходимости предъявить сотрудникам ГИБДД.
Проблема бесперебойной работы сайта также строго регламентирована. Технические перерывы суммарно не должны превышать 4 часа в месяц. «В связи с этим РСА разработал систему замещения страховой компании при невозможности из-за технических причин заключить электронный договор ОСАГО с конкретным страховщиком. Клиент с его согласия перенаправляется на сайт другого страховщика, который будет предложен случайным выбором по номеру ПТС», — отмечает президент РСА Игорь Юргенс.
«Подводные камни»
Страховые компании восприняли свои новые обязанности неоднозначно. Обеспечить бесперебойную работу сайта для автостраховщиков в отдаленных регионах непросто. А операции, длящиеся дольше двух минут, Банком России считаются нарушением, и критическим нарушением – если проблемы не были устранены в течение двух часов. Выполнить такие жесткие требования невозможно, считает Михаил Порватов, начальник управления методологии страхования РСА. Во-первых, работа сайта зависит от провайдера, а во-вторых, доработка системы займет несколько месяцев и потребует многомиллионные затраты. К этому не все компании готовы.
Казалось бы, выгоды от внедрения нового закона очевидны для автовладельцев. Но здесь тоже не все так просто. Например, в случае отсутствия данных о страхователе или транспортном средстве в АИС РСА заключить электронный договор ОСАГО невозможно. Поэтому на новые автомобили оформить е-полис не получится, равно как не смогут его приобрести и водители, недавно получившие водительское удостоверение.
Еще одной проблемой для автострахователей является повышенный риск мошенничества, связанный с оформлением е-полисов. Так в пятерку лидеров по продажам электронных договоров «автогражданки» в 2016 году вошли Краснодарский край (79,5 тыс.), Волгоградская область (30 тыс.), Ростовская область (22,6 тыс. договоров), т.е. регионы с самым высоким уровнем нарушений в сфере автострахования. Под предлогом помощи в заполнении анкеты для е-полиса ОСАГО, мошенники затем настаивают на оформлении договора об уступке им права требования по этому договору. Еще одна возможность для мошенников – электронная почта автовладельца, которая отнюдь не является надежным местом хранения данных. А ведь именно на электронный адрес страхователь получает персональный ключ доступа, а затем и сам полис. «Здесь мог бы помочь оператор электронного документооборота, организовав передачу документа по телекоммуникационным каналам связи, автовладельцу осталось бы только зайти в личный кабинет и распечатать полис, – считает директор по маркетингу компании E-COM Алексей Могильник. – Но тут есть свои нюансы. Для входа на платформу провайдера ЭДО необходимо иметь электронную подпись, и преимущественно это касается юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей, которые уже приобрели ЭП. Для физлиц рынок готов предложить мобильную версию подписи. Однако затраты на ее получение, конечно, несоразмеримы со стоимостью самого полиса, и это скорее вопрос будущего, когда мобильные операторы предложат пользователям доступный тариф на ее приобретение».
Как любое нововведение, закон, обязывающий страховщиков предоставить возможность оформления электронного полиса ОСАГО, должен пройти проверку временем. Однако уже сейчас можно сказать о его успехе. Так за первые несколько дней 2017 года был отмечен резкий подъем среди обращений автовладельцев за е-полисами ОСАГО. По данным РСА, с 1 по 9 января текущего года было оформлено больше 20 тысяч электронных договоров «автогражданки». Для сравнения, за первую неделю 2016 года эта цифра составила 1125 е-полисов. Вообще в январе заключили почти 190 тысяч договоров ОСАГО в электронном виде, что составляет 60% от общего числа таких договоров, заключенных за весь прошлый год. Об этом сообщил Игорь Юргенс. «Вступление в силу с начала года нормы об обязательных продажах показывает, что эта услуга была ожидаемой со стороны потребителей. Дневная норма продаж в январе составляет порядка 9-10 тыс. е-полисов. Это соответствует нашим ожиданиям», – сказал И. Юргенс.
Решит ли электронный полис ОСАГО все проблемы с оформлением обязательного автострахования узнаем совсем скоро.
Автоновости-2020
Автовладельцам – о важных изменениях этого года
Из СТС убрали лишнее
С этого года в свидетельстве о регистрации на автомобиль исчезла строка «мощность двигателя» 1 . Сам документ всегда был нужен для того, чтобы убедиться, что этот автомобиль принадлежит именно этому человеку. Можно проверить VIN, фамилию, имя, отчество владельца. Но визуально определить мощность двигателя невозможно, да и ни к чему. Такие подробности целесообразно указывать в паспорте на автомобиль, а не в свидетельстве. Так теперь и будет.
Распечатка электронного ОСАГО больше не нужна
Сегодня покупка полиса онлайн – норма жизни. Мы привыкли, что теперь многое можно сделать с экрана смартфона. Законодательство не всегда поспевает за подобными изменениями. Так и случилось с электронным полисом ОСАГО. С одной стороны, факт его покупки подтверждается PDF-файлом. С другой стороны, Правила дорожного движения требовали наличия распечатанного варианта – раньше же не было общей базы данных ТС, да и не у всех дорожных инспекторов была техника для доступа к таким базам.
Чтобы снизить поток административных дел за отсутствие полиса, Верховный Суд РФ в 2019 г. дал разъяснения: если у водителя имеется электронный полис, но нет бумажной версии – это не является нарушением (читайте об этом в новости «Адвокаты оценили проект разъяснений ВС об ответственности за нарушения в области дорожного движения») . С января этого года архаизм из Правил дорожного движения удален. Теперь достаточно полиса в электронном виде, а сотрудник полиции сможет проверить его по базам 2 .
(Читайте также: «Вы не поймете, что ваш полис ОСАГО фальшивый», если по невнимательности купили его у продавца липовых документов. А дальше – первое ДТП, выплата компенсации второму участнику происшествия из своего кармана и возможная ответственность за использование поддельных документов и езду без действительного полиса.)
Налог на дорогие автомобили в 2020-м
В этом году скорректирован перечень так называемых роскошных автомобилей, на которые устанавливается повышенный транспортный налог 3 . Напомню, что для машин стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. применяется добавочный коэффициент 10% в течение трех лет с даты производства, для авто от 5 млн до 10 млн руб. – двукратный коэффициент в течение пяти лет. Впрочем, этот список вряд ли актуален для тех, у кого есть возможность купить автомобиль за 3 млн руб. и дороже, ведь 10-процентная надбавка не так уж принципиальна.
К сожалению, отмена транспортного налога – пока лишь инициатива депутатов. Причем из-за бюджетных расходов на борьбу с коронавирусом вряд ли государство откажется от этих доходов.
Регистрация авто через дилера
Заработал закон о госрегистрации автомобиля через дилера 4 . Задумка была хорошая. Предполагалось, что дилер организует регистрацию, получение номера и установку его на автомобиль, а покупатель уедет из магазина на готовой новенькой машине. Однако один нюанс сильно снизил привлекательность данного предприятия для дилеров: установлена лимитная цена этой услуги – 500 руб. 5 За такие деньги она вряд ли экономически целесообразна для дилеров. Поэтому они и не предоставляют ее. Лично я не встречал такого предложения ни разу. Кажется, заботясь о цене, государство перечеркнуло саму задумку.
Регистрация авто через МФЦ
С конца августа юридически появилась возможность регистрировать автомобиль через МФЦ 6 . Предполагается, что туда можно будет сдавать необходимые документы и получать итоговые. Однако осмотр придется проходить как раньше – через ГИБДД. Именно поэтому новая процедура не очень удобна: если все равно нужно ехать в ГИБДД, то логичнее там же и документы подать. Тем более что обычно после подачи документов на регистрацию сразу выдается направление на осмотр, который в большинстве случаев проводится спустя час-два. Предполагаю, что эта услуга не будет востребована, как рассчитывают власти.
Индивидуальное ОСАГО
Государство понемногу ослабляет гайки в сфере ОСАГО: страховым компаниям дали возможность индивидуальнее подходить к определению стоимости страховых полисов, оставив некоторый ценовой коридор 7 .
Страховщики смогут учитывать, привлекался ли водитель к ответственности за серьезные нарушения (лишение прав за «пьянку», проезд на красный, превышение скорости более чем на 60 км/ч, выезд на «встречку»). При этом не будут приниматься во внимание штрафы за установленное камерами превышение скорости. В целом подход законодателя разумен: тех, кто пренебрежительно относится к безопасности других, нужно наказывать рублем.
Также вводится обязанность потерпевшего сообщать страховой о том, когда и где будет проводиться осмотр автомобиля в целях оценки стоимости ущерба 8 . Это позволит избежать нарушения прав страховых компаний, которые несут расходы, что прежде нередко случалось.
Внимание: месяц на техосмотр
Из-за пандемии коронавируса возникала проблема у тех, кому нужно было проходить техосмотр автомобиля, пока соответствующие организации не работали. Без диагностической карты нельзя было получить страховку. Поэтому с 1 марта по 30 сентября отменили необходимость прохождения техосмотра 9 . Но скоро этот «мораторий» закончится, и водителям, получившим страховой полис без свидетельства о прохождении техосмотра и диагностической карты, нужно будет предоставить эти документы страховой компании до 31 октября. В противном случае страховка не будет работать, т.е. страховая заплатит деньги потерпевшему, а затем сможет взыскать их с водителя, который не сделал диагностическую карту. Так что не откладывайте это на потом.
Новые сроки техосмотра
Ранее проводить техосмотр автомобиля было необязательно в течение первых трех лет. Теперь они считаются не с года производства, а со следующего года после даты выпуска. То есть если автомобиль произведен в январе, то собственник сможет ездить без обязательного техосмотра на протяжении аж четырех лет.
Уточню, что речь идет не о техническом обслуживании, которое мы проводим каждые, например, 15 тыс. км, а о том осмотре, который предполагает выдачу диагностической карты (для целей ОСАГО).
Если автомобилю от четырех до десяти лет, то такой осмотр будет необходим раз в два года. Ежегодный осмотр понадобится, только если автомобилю десять лет. Разумные изменения 10 .
Реестр инвалидов пополнился данными о ТС
Власти стали усиленно контролировать соблюдение прав инвалидов при организации парковок, особенно при торговых центрах. Были введены ощутимые штрафы для «умельцев», которые самовольно наклеивали на автомобиль знак «инвалид» и парковались на местах, отведенных для этой категории граждан. Но одной только наклейки недостаточно для автоматизированной проверки соблюдения правил использования специализированных парковочных мест. А собственник мог просто не подходить к автомобилю, если заметит сотрудника полиции, интересующегося законностью такой наклейки.
Потому с этого года в федеральный реестр инвалидов вносятся сведения о транспортных средствах, которыми управляют такие граждане 11 . Они будут самостоятельно подавать эти сведения держателям реестра через Пенсионный фонд. Сотрудники полиции получат к нему доступ, и будет легко проверить, законно ли водитель припарковался на месте для инвалидов.
Отменен утилизационный сбор при временном въезде в страну
Въезд на территорию РФ на автомобиле на время называется процедурой временного ввоза. Она актуальна, например, для путешественников из других стран. Раньше такие водители платили утилизационный сбор. Теперь временно въехавшие в Россию на своей машине сбор уплачивать не должны, что прямо указано в законе 12 .
Медкомиссия стала строже
Ужесточились правила прохождения медкомиссии для тех, кто планирует получить водительские права или поменять старые 13 . Ранее сдавать анализ мочи было нужно, только если врач замечал внешние признаки алкоголизма или наркомании. Теперь это необходимо делать каждому. И если результаты анализа будут неудовлетворительными, то человека отправят на углубленное медицинское обследование. Учитывая количество «пьяных» ДТП, это все-таки правильный шаг.
(О том, что водители, покинувшие место аварии с жертвами, по умолчанию будут считаться находившимися за рулем в состоянии опьянения, читайте в новости «Приняты законы об усилении уголовной ответственности для скрывшихся с места ДТП». А о том, что усиление ответственности водителей доказало эффективность, – в статье «Наезд на пешехода – неосторожность, оставление места ДТП – умысел».)
ПТС «в цифре»
С ноября этого года паспорта на транспортные средства будут оформляться только в электронном виде 14 . Напомню, что сейчас оформлять их электронно необязательно, но возможно. Этот переходный период нужен для тестирования системы выдачи электронных паспортов.
Вообще электронный паспорт на авто – удобная штука. В нем будет больше информации, чем в бумажном. Но главное – подделать его станет намного сложнее. Долгое время подделка ПТС была проблемой: за последние годы нам стало известно о множестве уголовных дел, связанных с мошенничеством.
1 Приказ МВД России от 23 апреля 2019 г. № 267.
2 Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2019 г. № 1747.
3 Перечень Министерства промышленности и торговли РФ от 28 февраля 2020 г. «Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей, подлежащий применению в очередном налоговом периоде (2020 год)».
4 Федеральный закон от 30 июля 2019 г. № 256-ФЗ.
5 Приказ Федеральной антимонопольной службы от 12 апреля 2019 г. № 448/19.
6 Постановление Правительства РФ от 14 августа 2020 г. № 1215.
7 Федеральный закон от 25 мая 2020 г. № 161-ФЗ.
8 Указание Банка России от 16 июля 2020 г. № 5505-У.
9 Федеральный закон от 25 мая 2020 г. № 161-ФЗ. Информационное письмо Банка России от 11 августа 2020 г. № ИН-015-53/119.
10 Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ.
11 Федеральный закон от 18 июля 2019 г. № 184-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2020 г. № 115, Приказ Минтруда России от 14 ноября 2019 г. № 724н, Письмо Минтруда России от 19 июня 2020 г. № 13-4/10/П-5876.
12 Пункт 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.
13 Приказы Минздрава России от 10 сентября 2019 г. № 731н, от 20 ноября 2019 г. № 942н.
14 Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 г. № 122.
В России сегодня вступили в силу важные поправки в закон об ОСАГО
Сегодня в России начали действовать новые нормы закона об обязательном страховании автогражданской ответственности, которые, вобрав в себя ряд уже установившихся практик, в то же время содержат принципиальные нововведения, о которых весьма полезно знать и не забывать.
Главное: внесение недостоверных сведений в полис ОСАГО фактически приравнено к полному его отсутствию. Так, в случае предоставления недостоверных сведений не только по электронным полисам ОСАГО , но и по бумажным договорам, если это повлекло необоснованное уменьшение премии, страховщик получает право регрессного требования. Это означает, что страховщик возместит вред пострадавшему, но после этого взыщет размер убытка с виновника ДТП .
«Мы провели масштабный эксперимент по поверке полисов ОСАГО с помощью камер на дорогах, который показал, что половина обратившихся в союз получателей «писем счастья» об отсутствии страховки не знали, что ездят с поддельным полисом ОСАГО . Дальнейший разбор ситуаций показал, что в ряде полисов содержатся недостоверные данные о транспортном средстве или регионе, которые приводили к занижению цены полиса.
Мы создаем в новой информационной системе ОСАГО барьеры для подобного рода мошеннических действий, но также хотели бы предупредить автовладельцев о рисках езды с такими полисами – экономия 1-2 тысяч рублей на этапе покупки полиса за счет внесения в него недостоверных данных может обернуться убытком для них на сотни тысяч рублей», – пояснил в этой связи президент Российского союза автостраховщиков ( РСА ) Игорь Юргенс.
Президент РСА рекомендовал проверить свои полисы через сервисы, доступные на официальном сайте союза, либо обратиться к своему страховщику. Также И.Юргенс разъяснил, что право регресса добавлено еще для ряда ситуаций, в частности за отказ от медицинского освидетельствования и частности за употребление алкогольных, наркотических, психотропных веществ после ДТП .
Кроме того, в новом законе содержатся и другие изменения. Скорректирован перечень документов, предоставляемых владельцем ТС :
— вместо свидетельства о государственной регистрации ЮЛ представляется выписка из ЕГРЮЛ ;
— в отношении ТС представляется СТС либо свидетельство о регистрации машины, если ТС или самоходная машина зарегистрирована, либо ПТС или ПСМ при заключении договора ОСАГО до госрегистрации;
— дополнен удостоверением тракториста-машиниста, временным удостоверением на право управления самоходными машинами (аналог водительского удостоверения для самоходных машин);
— дополнен свидетельством о прохождении ТО тракторов и самоходных машин; дополнен документом, подтверждающими право собственности (до регистрации ТС )/владения (аренда) ТС ;
Если владелец ТС представил ненадлежаще оформленное заявление и (или) неполный комплект документов, страховщик в день обращения сообщает ему об этом. РСА присваивает договору ОСАГО уникальный номер.
Конкретизировано, что электронный договор ОСАГО заключается с владельцем ТС (а не просто «с лицом»). Если при заключении электронного договора ОСАГО выявлена недостоверность сведений, на сайте страховщика не предоставляется возможность оплаты премии, страховщик сообщает о необходимости корректировки заявления.
Также исключается норма о выдаче страховщиком страхователю электронного договора ОСАГО на бланке строгой отчетности, он может быть распечатан страхователем просто на бумаге. Наконец, электронный полис ОСАГО может быть представлен для проверки как на бумаге, так и в виде электронного документа (изменения в ПДД пока не внесены).