Имеет ли право инспектор дпс проверять страховку - Автомобильный журнал
Trt-auto.ru

Автомобильный журнал
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Имеет ли право инспектор дпс проверять страховку

Обязан ли предъявлять страховку инспекторам?

Добрый день. В соответствии с п.2.1.1 Правил дорожного движения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. №1090, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки: водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории; регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа — и на прицеп; в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов; страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Ст.12.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения.

Согласно п.63 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утверждённого приказом МВД России от 02.03.2009 №185 (ред. от 13.08.2012), одним из оснований к остановке транспортного средства сотрудником является проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Исходя из смысла п.7 ст.15 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО) от 25.04.2002 №40-ФЗ, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности является документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования. Однако полис одновременно может и являться документом, подтверждающим право пользования транспортным средством, поскольку в нём указываются лица, допущенные к управлению им.

В тех случаях, когда владелец транспортного средства выполнил обязанность по страхованию своей гражданской ответственности, однако на момент проведения проверки у водителя отсутствовал страховой полис, его действия следует квалифицировать по части 2 статьи 12.3 КоАП РФ. При этом водитель несет административную ответственность независимо от того, управляет ли он транспортным средством по доверенности, договору аренды либо на ином законном основании. (п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с изменениями и дополнениями)

Указанное позволяет сделать вывод о том, что требования сотрудника ГАИ по мнению ВС РФ, лежат в рамках права и являются законными.

Кроме того, их право и Ваша обязанность закреплены в п.2.1.1 ПДД.

Может ли инспектор ГИБДД настаивать на предъявлении бумажной версии е-ОСАГО?

Введение электронной автогражданки решило много существовавших проблем, дав собственникам транспорта возможность приобретения обязательной автостраховки без покупки дополнительных услуг. Но вместе с пользой новшество принесло и проблемы.

Одна из проблем вызвана недопониманием между инспекторами ГИБДД и автовладельцами в части необходимости предъявления распечатанной копии полиса е-ОСАГО при остановке автомобиля. Инспекторы ГИБДД часто настаивают на предъявлении копии электронного полиса, вот только водители не всегда имеют возможность распечатать этот документ.

Как же быть в ситуации, когда сотрудники дорожной полиции требуют копию полиса, а у автовладельца ее при себе нет? На этот счет есть четкие инструкции Министерства внутренних дел России.

КоАП и внутренние приказы МВД

Ответственность за отсутствие полиса ОСАГО регулируется статьей 12.37 КоАП РФ. В первой части данной статьи сказано, что водителя оштрафуют на пятьсот рублей, если он управляет машиной вне периода использования, предусмотренного страховкой, или не вписан в перечень водителей.

Управление транспортом, когда его собственник вовсе не купил автогражданку, наказывается штрафом в восемьсот рублей.

Но в случае с предъявлением копии электронного полиса данная статья применяться не может, так как фактически автовладелец исполнил требование закона. Следовательно, если водитель машины вписан в полис и использует ее в предусмотренный договором период, то нет оснований для применения статьи 12.37 КоАП РФ.

Кроме того, в данной статье нет ни слова про обязанность водителя предъявлять инспектору ГИБДД копию электронной обязательной автостраховки.

Однако в Правилах дорожного движения сказано: «Водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки страховой полис ОСАГО в случаях, когда обязанность по страхованию гражданской ответственности установлена федеральным законом».

Выходит, что предъявлять электронный полис вроде нужно, но никакой ответственности за отсутствие его распечатанной копии не предусмотрено.

Полную ясность в этот вопрос вносит разъяснительное письмо МВД России №13/12-у-4440 от 3 июля 2015 года. Согласно пункту 6 данного документа, руководству региональных подразделений ГИБДД следует обеспечить проведение нарядами ДПС проверок наличия либо отсутствия полисов ОСАГО у владельцев транспорта, купивших полис в виде электронного документа, с использованием ресурса, расположенного в сети ИМТС МВД России, или официального сайта Российского Союза Автостраховщиков.

Там же дословно написано следующее: «При наличии в информационной системе сведений о заключении договора ОСАГО исключить привлечение водителя к административной ответственности по части 2 статьи 12.3 КоАП РФ».

Проще говоря, письмо №13/12-у-4440 от 3 июля 2015 года обязывает сотрудников дорожной полиции проверять факт наличия электронного полиса ОСАГО через базу данных МВД или РСА.

Соответственно, оштрафовать водителя они вправе только при нарушении периода использования транспорта или в случае управления транспортным средством лицом, которое не вписано в электронный полис обязательного автострахования в качестве водителя.

Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен

Что делать, если инспектор настаивает на предъявлении полиса е-ОСАГО?

Однако на практике некоторые сотрудники ГИБДД либо не знакомы с упомянутым разъяснительным письмом, либо делают вид, что не знают о нем. Периодически даже появляются сведения о том, что водителей по-прежнему штрафуют за отсутствие распечатанной копии электронного полиса ОСАГО.

Естественно, незаконный штраф можно аннулировать через суд, но для этого водителю придется тратить личное время.

Нужно указать сотруднику ГИБДД на разъяснительное письмо МВД России №13/12-у-4440 от 3 июля 2015 года, запрещающее штрафовать водителей, оформивших полис е-ОСАГО, за отсутствие обязательной автостраховки.

Если по какой-либо причине у инспектора нет возможности проверить информацию в базе данных, нужно попробовать договориться о том, что он воспользуется для этого смартфоном водителя, посетив официальный сайт Российского Союза Автостраховщиков.

В особо тяжелых случаях недопонимания водителю остается только молча подписать протокол об административном правонарушении, чтобы не провоцировать сотрудника ГИБДД к развитию конфликтной ситуации, а затем обжаловать его решение в судебном порядке.

В дополнение можно оформить жалобу на неправомерные действия инспектора через официальный сайт местной прокуратуры. Высока вероятность, что нерадивый сотрудник дорожной полиции как минимум получит служебное взыскание.

Беспроблемный вариант

И все же сегодня оптимальным вариантом является наличие в автомобиле распечатанной копии электронного полиса ОСАГО. Тем более, что для этого не обязательно иметь дома принтер. Например, автовладелец может скопировать файл с изображением обязательной автостраховки на карту памяти смартфона, а затем обратиться в ближайший фотосалон.

За распечатку одностраничного документа с него вряд ли возьмут больше десяти рублей, зато точно не возникнет проблем при встрече с сотрудниками ГИБДД, которые не знакомы с разъяснительными письмами собственного ведомства.

Е-ОСАГО по выгодной цене

Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
17 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail

Проверка полиса ОСАГО ГИБДД — в каких случаях предоставляется страховой полис

Уже давно инспекторы ГИБДД не проверяют у водителей талоны технического осмотра (диагностические карты). Но как быть с полисом страхования ОСАГО? Нужно ли его предъявлять сотруднику ДПС? Существуют ли какие-либо ситуации, когда инспектор ГИБДД не проверяет полис ОСАГО? Как быть, если сотрудник просит передать ему полис для проверки? Что делать тем, кто застраховал гражданскую ответственность с помощью электронного полиса?

Законодательная база

Согласно 1 пункту статьи 4 Федерального закона №40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС» все автовладельцы обязаны заключать договор страхования ОСАГО. В ином случае автомобиль не допускается к движению на дорогах общего пользования. В то же время пункт 2.1.1 статьи 2 Правил дорожного движения установил, что при движении на транспортном средстве водитель обязан иметь при себе и передавать инспекторам ГИБДД по первому требованию, в том числе и страховой полис ОСАГО. Однако у сотрудника ГИБДД должны быть достаточные основания для того, чтобы иметь возможность проверить документы водителя. Пункт 106 Административного регламента ГИБДД определил, что в число таких оснований входит:

  • Зафиксированное нарушение правил дорожного движения;
  • Наличие ориентировок по транспортному средству;
  • Проведение акций и специальных операций, направленных на предупреждение аварийности на дорогах и снижение тяжести последствий ДТП;
  • Нарушение водителем требований обеспечения должного уровня безопасности на дороге (излишняя тонировка стекол, «игра в шашки» и т.д.).

Кроме того, пунктом 84.13 Административного регламента отдельно оговорено, что инспектор ГИБДД имеет полное право остановить транспортное средство с целью проверки документов водителя на право управления ТС и документов на сам автомобиль. На практике это означает, что при желании инспектор ГИБДД всегда может найти причину для проверки документов водителя и тот не вправе будет ему отказать.

Ответственность за отсутствие страховки

Ответственность за отсутствие полиса ОСАГО определена статьей 12.3 Кодекса административных правонарушений. Пункт 2 указанной статьи гласит, что в случае непредоставления сотруднику полиции полиса ОСАГО, водителю грозит штраф в размере 500 рублей или предупреждение. В то же время, пункт 2 статьи 12.37 КоАП РФ определил, что в случае, если водитель управляет транспортным средством, на которое не был заключен договор страхования ОСАГО, размер штрафа составляет 800 рублей без возможности заменить штраф предупреждением. Также, 1 пункт этой же статьи определил, что если транспортное средство управляется с нарушением требований, установленных договором автострахования (машиной управляет водитель, не вписанный в страховку, или машиной управляют в период времени, не предусмотренный страховкой), на водителя будет наложен штраф в размере 500 рублей.

Особенности электронного документа

С 1 января 2017 года автовладельцы получили возможность купить электронный полис ОСАГО. Для этого необходимо зайти на официальный сайт страховой компании, заполнить соответствующую форму, оплатить полис и отправить заявку. Но в таком случае, страховщик не обязан передавать клиенту бумажную версию полиса. По сути, при движении на транспортном средстве водитель остается без полиса ОСАГО, за что предусмотрена ответственность по пункту 2 статьи 12.3 КоАП РФ (штраф 500 рублей или предупреждение). Однако 124 пункт Административного регламента ГИБДД определил, что водитель может передавать инспектору ГИБДД распечатанную версию электронного полиса ОСАГО. То есть, водителю необходимо скачать приобретенный им электронный полис (страховая присылает его на указанную почту) и распечатать его на обычном принтере.

Читать еще:  Скачать бланк заявления по возврату страховки по кредиту в втб

Также по состоянию на 2018 год инспекторами ГИБДД тестируется сервис проверки наличия полисов ОСАГО у водителя без предоставления бумажного варианта. То есть, сотрудник вводит данные об авто в строку поиска и система выдает информацию о наличии (отсутствии) полиса ОСАГО и его условиях (разрешенный период пользования транспортным средством, количество лиц, вписанных в страховку и т.д.). Такое нововведение в первую очередь продиктовано широким распространением электронных полисов ОСАГО и тем, что автовладельцы не всегда распечатывают бумажную версию страховки.

Основные правила проверки

Сотрудник, остановивший транспортное средство, обязан подойти, представиться и назвать причину остановки. Если таковая причина не совпадает с вышеуказанными, инспектор не имеет права проверять наличие полиса ОСАГО у водителя. Например, если автомобиль был остановлен с целью привлечь водителя в качестве понятого, с целью оказанию помощи иным участникам дорожного движения и так далее.

Если же причина остановки совпадает с вышеуказанными, инспектор может потребовать документы у водителя. Тот, в свою очередь, обязан незамедлительно их передать. Пункт 53 Административного регламента определил, что документы принимаются у водителя без обложек и удерживающих устройств. Это значит, что инспектор имеет право взять документы и пойти с ними в патрульную машину (стационарный патрульный пост) для проверки всей необходимой информации по базе данных.

Заключение

Во время движения по дорогам общего пользования, водитель обязан всегда иметь при себе бумажную версию полиса ОСАГО, независимо от того, как он приобрел страховку: в офисе страховщика или по интернету. За отсутствие на руках у водителя полиса, предусмотрен штраф в размере 500 рублей (при условии, что сам автомобиль застрахован). Возможно, в ближайшем будущем водители будут освобождены от необходимости показывать сотрудникам ДПС полис ОСАГО — уже сейчас тестируется сервис автоматической проверки информации.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Обязан ли водитель предъявлять страховку инспектору ДПС

Остановка автомобиля сотрудником ГИБДД всегда вызывает некоторые опасения даже у автовладельцев, у которых вся документация в полном порядке. Но если предоставление водительского удостоверения и документов на право собственности авто ни у кого не вызывает вопросов, то предъявлять страховку или нет – спорный вопрос для многих. Попробуем разобраться.

  1. Что надо предъявлять инспектору ДПС
  2. Ответственность за нарушение ПДД
  3. Приобретение нового авто
  4. Электронный вариант

Что надо предъявлять инспектору ДПС

Все вопросы, касающиеся страхования гражданской ответственности, освящены в Законе «Об ОСАГО». Там содержится обязанность предъявления полиса об обязательном страховании в трех случаях:

  • при ДТП;
  • нарушении правил дорожного движения;
  • в момент снятия транспортного средства с регистрационного учета.

Однако это противоречит обязанностям водителей, описанным в ПДД. А именно: в пункте 2.1.1 содержится право сотрудника ГИБДД проверять, а значит, и обязанность автовладельца передавать для проверки:

  • права или иной документ, позволяющий на временной основе управлять ТС;
  • регистрационные документы;
  • страховку.

Это обязательный для всех перечень – вне зависимости от ситуации. В отдельных случаях могут потребоваться и другие документы.

То есть ответ на интересующий вопрос о том, обязан ли водитель ТС предъявлять страховой полис инспектору ДПС – однозначен. Да, обязан. Причем полис не должен быть просрочен, а за рулем должен находиться человек, указанный в нем.

Водитель обязан предъявлять документы, подтверждающие право пользования и управления транспортным средством. В страховке же содержится перечень лиц, допущенных к управлению автомобилем. Следовательно, полис ОСАГО – обязателен для предъявления при остановке ГАИ.

Ответственность за нарушение ПДД

За непредоставление сотруднику уполномоченного органа ОСАГО предусмотрена административная ответственность. Согласно пункту 2 статьи 12.3 КоАП РФ на автовладельца, не предъявившего эту официальную бумагу, налагается штраф в размере 500 рублей, а также выносится предупреждение.

КоАП РФ Статья 12.3. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения

2. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа или товарно-транспортных документов, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Приобретение нового авто

Согласно действующему законодательству, при покупке автомобиля его собственник обязан оформить страховку не позднее 10 дней со дня подписания договора купли-продажи. Именно с этого момента он превращается во владельца ТС. Факт приобретения авто дает право его собственнику использовать машину по прямому назначению, но обязывает в 10-дневный срок застраховать автогражданскую ответственность.

Если в этот период автомобиль остановит пост ДПС, водитель обязан предъявить договор купли-продажи вместо полиса. Спустя 10 дней с момента покупки гаишники имеют законное право оштрафовать незастрахованного автособственника.

Чтобы избежать наказания, некоторые умудряются исправлять дату покупки авто (составляют договор с открытой датой). Но это временная мера – все равно придется покупать полис, и лучше это сделать своевременно.

Электронный вариант

С 2017 года у каждого автовладельца появилась возможность оформлять полис обязательного автострахования, не выходя из дома. Сделать это можно на сайте любой страховой компании. Обязанность страховщиков продавать электронные варианты предусмотрена законодательно, но на практике не всегда можно получить эту передовую услугу. Однако сейчас не об этом.

Если автовладелец все же воспользовался своим законным правом и купил электронное ОСАГО, то каким образом он должен поступить при остановке ГИБДД? Ведь сотрудник имеет все законные основания (смотрите выше) истребовать у водителя документ на бумажном носителе.

Ключ к решению этой дилеммы таится в статье 32 ФЗ «Об ОСАГО». В этом пункте указано, что при оформлении электронной версии страховки и в случае остановки машины сотрудником ГАИ, водитель обязан предъявить распечатанный вариант полиса. Электронная версия всегда направляется на адрес электронной почты, указанный при оформлении ОСАГО.

Предъявить распечатанный документ обязан каждый водитель при остановке сотрудником полиции, имеющим соответствующие полномочия.

До внесения соответствующих изменений в Закон, представление распечатанной версии страховки носило лишь рекомендательный характер, а гаишники получали устные распоряжения пробивать наличие действующих полисов по базе данных. Но теперь вопрос более-менее урегулирован. Каждый автовладелец, оформивший ОСАГО через интернет, должен его распечатать и возить с собой.

Подводя итог: во избежание обоснованных претензий и ненужных штрафов всегда имейте при себе страховой документ. Его истребование сотрудниками ДПС обосновано и полностью законно. Более того, за непредоставление ОСАГО вы можете получить штраф.

Как предъявлять электронный полис ОСАГО в ГИБДД в 2020 году

Бесспорно, введение е-ОСАГО облегчило получение автостраховки. Число оформлений электронной автогражданки растет, но пока электронный вариант документа не может во всех ситуациях заменить бумажный, и это вызывает массу недоразумений между автовладельцами и сотрудниками ГИБДД. Еще не все российские водители знают, как возить с собой полис ОСАГО в электронном виде и что показывать ГИБДД при проверке документов.

  1. Как оформляется электронный полис
  2. Когда нужно предъявлять автогражданку
  3. Проверка электронного полиса ГИБДД
  4. Обязательно ли возить с собой бумажный полис
  5. Если сотрудник ГИБДД не признает электронный полис
  6. Покупаем электронное ОСАГО онлайн: Видео

Как оформляется электронный полис

Полис в электронном виде оформляется на сайте страховой компании (СК). Можно выбрать подходящий полис на сайте osago.one, либо же воспользоваться сайтом Российского Союза автостраховщиков (РСА) или порталом Госуслуги, откуда клиента в любом случае направят на сайт выбранной СК.

На сайте страховщика заполняется форма с данными о страхователе и его автомобиле, после проверки которой клиент получает СМС с кодом активации аккаунта. Далее выбирается договор, в котором можно прочитать, как пользоваться электронным полисом ОСАГО.

После оплаты страховщик заносит информацию в единую базу АИС РСА и высылает полис на адрес электронной почты, указанный в заявке.

Бланк распечатывается, а при желании его можно даже заверить печатью в офисе СК. Процедура занимает не более часа.

Когда нужно предъявлять автогражданку

Сначала давайте разберемся, обязан ли водитель предъявлять страховой полис инспектору ДПС в принципе. Согласно закону об ОСАГО, сотрудник ГАИ может потребовать предъявить автогражданку только при составлении протокола об административном нарушении или при оформлении ДТП.

Одновременно с этим ПДД (п.2.1.1) обязывают водителя по требованию сотрудника полиции передавать ему страховой договор в случаях, когда страховая обязанность определена федеральным законом. В принципе, это одно и то же, только далеко не все сотрудники и не всегда трактуют требования в пользу водителя, и это факт.

Разобравшись, приходим к единому мнению о том, в каких случаях показывается страховка ГИБДД:

Рекомендуем прочитать:
  1. В ходе оформления ДТП.
  2. При составлении протокола о нарушении.
  3. Во время запланированных рейдов.

Последнее нигде не закреплено законодательно, но, понимая специфику работы ГАИ, всегда можно пойти навстречу ее сотрудникам. Если быть юридически точным, далеко не при каждой остановке автомобиля правоохранительные органы имеют право проверять всю документацию на ТС, и вопрос, имеет ли право сотрудник ГИБДД проверять страховку ОСАГО, каждый раз актуален.

С другой стороны, раз уж водитель обязан всегда иметь при себе весь пакет документов, включая страховку, никаких отговорок, чтобы не предъявлять ее, не существует. В целях поддержания безопасности ДПС имеет право останавливать транспорт и проверять наличие документов. Более того, за управление без страховки предусмотрен штраф, что само по себе определяет возможность такой проверки.

Конечно, можно попытаться избежать полицейского произвола, зная, в каких случаях предоставляется страховой полис сотруднику ДПС. Но стоит ли обращать на такие мелочи внимание законопослушному гражданину?

Проверка электронного полиса ГИБДД

Ранее при встрече с инспектором ГАИ водитель показывал заверенный печатью СК бланк страховки на стандартном листе формата А4. Сотрудник проверял срок действия, проводил сверку указанных в нем данных с данными в водительском удостоверении, и на этом всё.

Читать еще:  Зачем нужен полис осаго?

Как правило, все документы, включая полис ОСАГО, хранились в бардачке или другом удобном для этого месте автомобиля, и ни у кого лишних вопросов не возникало.

Но прогресс и новые реалии ставят перед нами вопрос, как предъявлять инспектору ГИБДД электронный полис ОСАГО. Ведь он хранится в электронном виде в архиве РСА, и пощупать его нельзя.

На этот счет для полицейских выпустили специальный циркуляр.

Рекомендуем прочитать:

Порядок проверки электронного ОСАГО разъяснен в отдельном письме Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД под номером 13/12-у-4440.

Легитимность полиса проверяется через специальный сервис в Интегрированной мультисервисной телекоммуникационной сети МВД. Примерно вот так сотрудник ГИБДД будет проверять электронный полис ОСАГО:

  1. Войдет в базу.
  2. Введет данные регистрационного номера и VIN-код автомобиля.
  3. Запустит поиск.

Есть и альтернативный вариант, доступный для всех, а не только для полицейских. Это проверка на официальном сайте РСА. Процедура там практически такая же.

Обязательно ли возить с собой бумажный полис

В 2020 году владелец электронного полиса может предъявить его сотруднику ГИБДД в виде электронного документа на смартфоне, планшете или ноутбуке.

Но страховщики рекомендуют все же распечатать полис ОСАГО на принтере, заверить его печатью страховщика и в таком виде возить с собой. Казалось бы, разницы между такой копией и образом, скачанным на телефон, не должно быть. Номер и данные те же, но в случае ДТП водитель не всегда сможет их вспомнить или воспользоваться своим гаджетом. Тот может разрядиться, сломаться, а сотруднику ДПС нужно срочно узнать, застрахован ли участник аварии.

Мы уже рассказали, как он может определить, действителен ли распечатанный онлайн-полис ОСАГО. Без номера это сделать сложно. В теории бумажная копия не нужна и это понятно (ее легко подделать).

Рекомендуем прочитать:

Если сотрудник ГИБДД не признает электронный полис

Бывает так, что сотрудник ДПС не хочет верить распечатке или электронному документу на смартфоне. Такие проблемы с ГИБДД электронный полис ОСАГО, несмотря на все его удобство, все же иногда вызывает.

Конечно, любой другой документ в электронном виде или его распечатка может вызывать недоверие. Но только не в нашем случае. Факт страхования по ОСАГО фиксируется в единой базе, для проверки достаточно ввести номер полиса. А если у инспектора нет интернета или планшета, это проблема не водителя.

Поэтому, ответ на вопрос, можно ли ездить с электронным полисом ОСАГО, положительный. Достаточно, чтобы он был у вас в смартфоне или на планшете. Если возникают проблемы с сотрудником ГИБДД, то стоит напомнить ему о внутреннем распоряжении, о котором мы писали, о п. 7.2 ст. 15 Федерального закона № 40 и п. 1.11 Правил ОСАГО, предусматривающих возможность использования электронных полисов.

К слову, всех сотрудников ДПС инструктировали, что если сведения о договоре ОСАГО есть в системе, то нельзя привлекать водителя к ответственности за отсутствие полиса.

Даже если в такой ситуации выпишут штраф, его легко обжаловать. Ну а если полис не зарегистрирован в общей информационной базе, придется платить. Согласно ст. 12.37 ч.2 КоАП, штраф оставляет 800 рублей.

За электронное ОСАГО выписывают штрафы. Что случилось?

В России уже давно появились электронные полисы ОСАГО, но водители до сих пор не знают, стоит ли их печатать. Многочисленные разъяснения, в которых указано, что электронный полис имеет такую же силу, как и бумажный, только путают автомобилистов. Страховщики говорят, что автомобилисту достаточно просто знать номер своего страхового договора и при необходимости сообщить его инспектору ГИБДД. Да и сама распечатка ничем не заверенной, кроме электронной подписи, бумаги кажется странной. Но при встрече с сотрудниками Госавтоинспекции все оказывается иначе.

В подобную спорную ситуацию с инспекторами ГИБДД попала столичная автомобилистка. Хотя автовладелица оформила страховку в электронном виде, полицейский оштрафовал ее на 500 руб. за отсутствие полиса ОСАГО. Оказалось, что у нее на руках не было распечатанного документа. Проверять номер полиса через базу Российского союза автостраховщиков (РСА) инспектор отказался. Как рассказала Autonews.ru автомобилистка, все произошло поздно вечером 29 июля в районе улицы Красноказарменная.

«Я была уверена, что электронный полис ОСАГО имеет такую же силу, как и напечатанный на бланке, и что распечатывать его не обязательно, — поделилась автомобилистка. — Но в ответ на это инспектор зачитал мне ч. 2 ст. 12.3. КоАП России «Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных ПДД». И добавил, что не сможет проверять каждый такой полис, если у него разрядится телефон. Я нашла свой полис по базе РСА, но инспектор даже смотреть на него не стал. Рассказал, что нас много таких, без бумажных полисов, и все получают штрафы. Но я считаю, что это законодательная коллизия: да, сотрудник ГИБДД прав, ПДД нужно соблюдать, но зачем тогда вообще нужен электронный полис, если он не работает?»

Автомобилистка призналась, что в памятке по е-ОСАГО, которую она получила от своей страховой («Ингосстрах») при оформлении полиса, сказано, что водителю необходимо иметь с собой распечатку полиса (ст. 32 Закона об ОСАГО).

Подход инспекторов ГИБДД к электронным полисам ОСАГО неоднозначен. Ситуацию не упростили ни дополнительные разъяснения со стороны МВД России, ни принятый в третьем чтении Госдумой закон об электронных полисах ОСАГО.

Закрыв весеннюю сессию, депутаты уравняли в правах бумажные и электронные страховые полисы ОСАГО — каждому договору теперь будут присваивать уникальные номера для идентификации страховщика и подтверждения достоверности полиса. Необходимость изготовления полисов на бланках строгой отчетности с применением специальных методов защиты полностью исключили. Водителям, согласно тексту закона, достаточно будет предъявить инспекторам ГИБДД распечатанный страховой полис, приобретенный в электронном виде, или информацию о его номере и страховщике, с которым заключен договор. Уникальный номер договора позволит идентифицировать страховщика и проверить, что купленный полис — настоящий.

При этом в РСА объяснили Autonews.ru, что электронные полисы ОСАГО и до этого момента не обязательно было оформлять на бланках. Однако одновременно с этим в РСА советуют перестраховываться и все равно возить с собой бумажный документ. «Рекомендуется их все же распечатывать и возить с собой — на случай, если у инспектора ГИБДД возникнут проблемы с проверкой полиса по базе», — объяснили в РСА.

Адвокат Михаил Никитин считает, что водители, которые точно не хотят получить штраф и не хотят проблем с ГИБДД, должны обязательно иметь распечатанный полис. Именно это требование прописано в ПДД. При этом все внутренние документы и разъяснения, которые эксперт получал от МВД России, говорят об обратном.

К примеру, иногда автомобилисты апеллируют к письму ГУОБДД МВД России от 03.07.2015 №13/12-у-4440, которое разослали всем начальникам подразделений ГАИ на региональном уровне. Согласно тексту письма, инспекторы ГИБДД имеют право при помощи сайта РСА проверять наличие либо отсутствие полисов ОСАГО у владельцев транспортных средств, заключивших договор ОСАГО в виде электронного документа.

«При наличии в информационной системе сведений о заключении такого договора исключить привлечение водителя к административной ответственности по части 2 статьи 12.3 КоАП РФ», — говорится в письме.

Однако адвокат подчеркивает: письмо МВД сотрудники ГИБДД должны принять к сведению, но окончательное решение принимать, исходя из всех норм законодательства. Дополнительные разъяснения Никитин получал от МВД России в 2017 году. Там заверили, что «электронный полис равнозначен документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью».

«Я уверен, что требование об обязательной распечатке е-ОСАГО исчезнет с 29 октября 2019 г., согласно федеральному закону от 01.05.2019 N 88-ФЗ, который внес в том числе поправки в закон об ОСАГО. Кроме того, у нас есть правовая позиция Верховного суда. Где четко прописано, что штрафовать за отсутствие бумажного полиса нельзя. Но инспекторы ГИБДД будут по-прежнему в первую очередь руководствоваться ПДД. Скорее всего, такие штрафы можно будет оспорить, и суды, имея на руках все поправки в закон об ОСАГО, позицию ВС, будут отменять эти постановления. Но чтобы избежать судебных процессов, получается, что без бумажки пока не обойтись», — рассказал юрист.

Михаил Никитин напомнил, что далеко не у всех инспекторов ГИБДД сейчас есть техническая возможность оперативно проверять наличие полисов ОСАГО в электронном виде. Если в крупных городах у сотрудников ГИБДД на руках, как правило, есть хорошее оборудование, то в регионах ситуация иная. Кроме того, не в каждом районе хорошо работает связь.

В РСА, в свою очередь, заверили, что обязанность водителей представлять сотрудникам полиции именно распечатку электронного полиса полностью будет исключена с 29 октября. Предъявлять документ инспекторам ГИБДД можно будет только в электронном виде.

«Сейчас действует одна редакция закона об ОСАГО, однако с 29 октября 2019 года вступит в силу новая, — отметили в РСА. — Таким образом, до 29 ноября 2019 г. водитель обязан иметь при себе страховой полис ОСАГО или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении электронного договора ОСАГО и передавать соответствующий документ для проверки сотрудникам полиции. А с 29 ноября страховой полис ОСАГО может быть представлен для проверки по требованию сотрудника полиции на бумажном носителе, а в случае заключения электронного договора ОСАГО — в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе».

Правомерна ли остановка автомобиля для проверки документов сотрудниками ППС?

В соответствии с п. 20 ст. 13 Федерального закона “О полиции” сотрудникам полиции дано право останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими. При этом п. 63 Приказа МВД №185 от 2 марта 2009 г. “Об утверждении административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения” установлены следующие основания к остановке транспортного средства сотрудниками полиции:

  • установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
  • наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
  • необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
  • необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
  • выполнение распорядительно-регулировочных действий;
  • необходимость использования транспортного средства;
  • необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
  • проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).
Читать еще:  В каких случаях оформляется европротокол при дтп?

Обязанности сотрудников ППС в сфере обеспечения безопасности дорожного движения установлены Приказом МВД № 80 РФ от 29 января 2008 г. “Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции”. Согласно п. 218.2 данного документа, сотрудники ППСМ обязаны предотвращать факты управления транспортными средствами лицами, находящимися в состоянии опьянения или лицами, не достигшими возраста, дающего право управления транспортным средством, и в установленном порядке пресекать эти и другие правонарушения, влекущие очевидную угрозу жизни и здоровью граждан, а также, в пределах компетенции, нарушения Правил дорожного движения пешеходами.

Следовательно, если есть какие-либо основания для остановки вашего автомобиля и проверка документов необходима для выполнения сотрудниками патрульно-постовой службы (ППС) своих должностных обязанностей, их требования являются законными. А вот лишить документов (в том числе изъять водительское удостоверение) они не имеют права – это возможно лишь на основании вступившего в законную силу решения суда.

Имеет ли инспектор ГИБДД право подойти к припаркованной машине и проверить документы?

На дороге случаются ситуации, когда инспектор ГИБДД подходит к стоящей на обочине или стоянке машине и требует у автомобилиста показать документы, права или СТС. Насколько законны подобные действия сотрудника дорожной службы, знаю не все.

Согласно правилам дорожного движения. По ПДД водителем является человек, находящийся в автомобиле и управляющий им или тот, кто учит это делать. В таких обстоятельствах инспектор имеет полное право остановить автомобилиста и проверить необходимые для движения по дороге документы.

Однако если владелец транспортного средства не едет, а просто сидит в припаркованной машине, нет повода проверять страховку, права или другие документы. К примеру, водитель может посадить за руль ребенка, когда автомобиль просто стоит, но это не дает несовершеннолетнему статуса водителя. Тем не менее, есть правила, которым автомобилист должен следовать.

Ситуации, когда инспектор может проверить документы. Бывают несколько ситуаций, когда инспектор ГИБДД все же может подойти к припаркованной машине и даже попросить гражданина показать документы. К ним относятся случаи:

  • Если автомобилист только въехал на парковку. В таком случае сотрудник дорожной службы имеет полное право проверить водительские документы, в том числе и СТС
  • Если машина стоит уже долго, водитель сидит и не собирается никуда ехать, инспектор ГИБДД может попросить только его паспорт или документ, удостоверяющий личность, так как он является представителем полиции и имеет на это полномочия
  • Поводом может стать то, что похожее авто находится в угоне, а автомобилист, к примеру, — мошенник, который смог залезть в машину, но не успел ее угнать
  • Если водитель похож на предполагаемого преступника, проверка документов также поможет установить его личность и снять подозрения

Примечательно, что бывают ситуации на дороге, когда владелец авто сидит в салоне, но при этом выпивает. С одной стороны, он не движется и привлечь его к ответственности за вождение в нетрезвом виде инспектор не может, однако суд может встать на сторону представителя дорожной службы и удовлетворить его требование о штрафе или лишении прав.

Лучше всего соблюдать установленные законом нормы и не распивать спиртные напитки даже в салоне своего авто.

Итог. На дороге бывают ситуации, когда инспектор ГИБДД подходит к припаркованноу авто и просит водителя показать документы. Не многие знают, что в таком случае по закону сотрудник дорожной службы может проверить только паспорт или удостоверяющий личность документ, но не страховку или СТС.

Тем не менее, в случае подозрения в вождении в нетрезвом виде или других правонарушениях, инспектор может попросить показать ему другие документы.

Сообщества › DRIVE2 и ГАИ › Форум › Могут ли ДПС проверять страховку…

Могут ли инспекторы ГИБДД останавливать не на стационарном посту и проверять наличае страхового полиса ОСАГО

Могут.Надумают причину(угон подобного авто, ориентировка, КТО и т.д.), и на этом основании проверят документы, которые водитель обязан иметь при себе управляяТС(см перечень).

Ну допустим угон подобного авто документы мои на мою машину причем тут страховка то я не понимаю ладно если это ДТП то согласен а так не вижу смысла показывать им полис

вот здесь полный развёрнутый ответ на твой вопрос. Надо хоть иногда в ПДД заглядывать )))
2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:
•водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;
•регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
•в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
•страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

» в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.» что за случаи?

Читай ФЗ-40 от 25.04.2000г.

а где именно там, не могли бы подсказать?

Оказываю юридические консультации на платной основе. Если согласны, то прошу писать в личку, там обсудим гонорар и получите ( в случае оплаты ) ответы на все свои вопросы.

спасибо… найду человека который сможет объяснить

Seryi-patrol

Могут.Надумают причину(угон подобного авто, ориентировка, КТО и т.д.), и на этом основании проверят документы, которые водитель обязан иметь при себе управляяТС(см перечень).

Интересно топикстартер в каком магазине ВУ купил?

Seryi-patrol

Могут.Надумают причину(угон подобного авто, ориентировка, КТО и т.д.), и на этом основании проверят документы, которые водитель обязан иметь при себе управляяТС(см перечень).

Наличие — да. Вот за отсутствие могут выпсать штраф, могут даже выписать несколько штрафов в день, а вот проверить реален ли номер — невозможно. Я сам грешу тем, что езжу с липовым вот уже год. Совсем не было денег в январе, когда надо было продлять страховку. Повелся на объявлеие о липовом ОСАГО решил рискнуть. И езжу нормально. ГАйцы тормозят видят страховку и все. Может быть я куплю такую и на следующий раз.

а если стукнетесь, не дай Бог? ИЛи вас кто=то стукнет? Я бы побоялся вот так по объявлению о левом осаго позвонить.

Что хочу сказать… у меня был такой опыт когда еще была страховка ОСАГО и они сказали, что это не страховой случай. Редиски. Так что… Я не побоялся. И все у мнея хорошо На сайте Айбланк Ibank pro показан образец — бумага гербовая настоящая. Печати все настоящие. И как правильно ниже сказали тольк лишь, если вы не признаетесь сами, что сознательно купили «липовый» номер, то пришить вам ничего нельзя.

Ну попробуйте не предъявить его)))Они будут только рады этому.Они и проверяют то его не потому что в Страховой работают.А для того, чтоб у Вас чего то НЕ ОКАЗАЛОСЬ из перечня доков!А проверять ВСЕ доки а не выборочно-предписывает РЕГЛАМЕНТ.Как то так.Удачи!

а если страховка отсутствует? ну она впринципе есть, только не на меня оформлена

Значит ее нет, если не на вас.
Штраф сейчас всего 800р и дальше можно ехать)

дальше ехать нельзя.

При мне виновника ДТП без страховки отпустили. Сам всегда со страховкой, поэтому законы в этой части не знаю досконально, мог быть неправ

может за тысячу рублей его «типа не останавливали»?

а если страховка отсутствует? ну она впринципе есть, только не на меня оформлена

А собственник не ты при этом? Хозяин машины рядом сидит?

Только если ты нарушил или подозрителен или похож на фигуранта ориентировки.

а без страховки сейчас по моему штраф 800 руб. и поехал дальше?

Да, только 800 руб.
Номера уже не снимают, так как это бессмысленно по своей сути.

ПДД — подзаконный акт…
2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

•страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

ключевая фраза: в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ (действующая редакция, 2016)
Статья 32. Контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию
1. Контроль за исполнением владельцами транспортных средств установленной настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию осуществляется полицией при регистрации и осуществлении иных своих полномочий в области контроля за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Водитель транспортного средства обязан иметь при себе страховой полис обязательного страхования или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа и передавать соответствующий документ для проверки сотрудникам полиции, уполномоченным на то в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 07.02.2011 N 4-ФЗ, от 01.07.2011 N 170-ФЗ, от 23.06.2016 N 214-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Ключевая фраза: …и передавать соответствующий документ для проверки сотрудникам полиции, уполномоченным на то в соответствии с законодательством Российской Федерации.

А кто уполномочен? Об этом написано в законе о полиции и Приказе МВД РФ N 185 от 2 марта 2009.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector