Извлечение пострадавшего из автомобиля при дтп
Правила и способы извлечения пострадавшего из автомобиля
Экстренное извлечение пострадавших из автомобиля или другого ограниченного пространства осуществляется методом Раутека 1 (если пострадавший находится в сознании; для этого руки участника оказания первой помощи проводятся под мышками пострадавшего, фиксируют его предплечье, после чего пострадавший извлекается наружу) либо методом Раутека 2 (если пострадавший находится без сознания; при этом одна из рук участника оказания первой помощи фиксирует за нижнюю челюсть голову пострадавшего).
Пострадавший с подозрением на травму позвоночника, находящийся в сознании, должен располагаться на твердой ровной поверхности.
Пострадавший, у которого отсутствуют признаки сознания (но сохранены дыхание и кровообращение), должен находиться в ожидании прибытия скорой медицинской помощи и на этапе транспортировки в устойчивом боковом положении. Это положение придается для поддержания проходимости дыхательных путей и снижения риска их перекрытия слюной, кровью, рвотными массами или языком.
В случаях, если у пострадавшего подозревается травма живота и таза, предпочтительно, чтобы в ожидании медицинской помощи или на этапе транспортировки он находился в положении на спине с согнутыми в коленях и разведенными ногами. При этом под коленями должна находиться мягкая опора (свернутая валиком одежда и т. п.). В некоторых литературных источниках данная позиция называется «позой лягушки».
Пострадавшему с сильной кровопотерей (или с возможными признаками шока) следует придать положение на спине с приподнятыми ногами. Поддерживать ноги в приподнятом положении можно с помощью импровизированной опоры либо с привлечением одного из участников оказания первой помощи.
Пострадавшему с травмой грудной клетки при транспортировке или ожидании медицинской помощи предпочтительно находиться в полусидячем положении (по возможности с наклоном в сторону пораженной половины груди).
Извлечение пострадавшего, находящегося в сознании, из грузового автомобиля
Извлечение пострадавшего из автомобиля (рис. 11.15,11.16) производится в экстренных случаях:
- — когда невозможно оказать первую помощь внутри автомобиля;
- — когда существует угроза для пострадавшего, находящегося в автомобиле (возгорание автомобиля, угроза его сползания или переворачивания).
Для извлечения пострадавшего необходимо:
- — открыть дверь и повернуть пострадавшего к себе спиной;
- — просунуть свои руки ему подмышки и захватить его предплечье одной рукой, затем второй рукой;
- — взвалить пострадавшего себе на грудь и потянуть его из автомобиля наружу;
- — продолжая удерживать пострадавшего за предплечья, извлечь его из автомобиля;
— попросить помощника подхватить пострадавшего за ноги и вместе с ним отнести пострадавшего на безопасное расстояние.
Рис. 11.15. Извлечение пострадавшего, находящегося в сознании, из грузового автомобиля
Извлечение пострадавшего, находящегося без сознания, из грузового автомобиля
Для проверки сознания надо аккуратно потормошить пострадавшего за плечо и спросить, как он себя чувствует и нужна ли ему помощь.
При отсутствии ответа:
- — просунуть руки ему подмышки и захватить его предплечье одной рукой;
- — затем второй рукой взять пострадавшего за нижнюю челюсть и зафиксировать голову;
- — взвалить пострадавшего себе на грудь и потянуть его из автомобиля наружу;
- — продолжая удерживать пострадавшего за предплечье и нижнюю челюсть, извлечь его из автомобиля;
- — попросить помощника подхватить пострадавшего за ноги и вместе с ним отнести пострадавшего на безопасное расстояние.
- 248
Рис. 11.16. Извлечение пострадавшего, находящегося без сознания, из грузового автомобиля
Вышеперечисленные правила и способы извлечения пострадавшего в ДТП из автомобиля позволят не только не причинить вреда его здоровью, но и в полной мере приступить к оказанию первой помощи, а в отдельных случаях даже спасти от смерти.
Извлечение и перемещение пострадавшего
Правила поведения
Способы извлечения и перемещения пострадавшего
Иногда может возникнуть ситуация, когда требуется извлечение пострадавшего. При этом следует помнить, что экстренное извлечение пострадавших из автомобиля или другого труднодоступного места выполняется только при наличии угрозы для его жизни и здоровья и невозможности оказания первой помощи в тех условиях, в которых находится пострадавший. Во всех остальных случаях лучше дождаться приезда скорой медицинской помощи и других служб, участвующих в ликвидации последствий происшествия.
Извлечение пострадавшего осуществляется определенными способами.
Если пострадавший находится в сознании, его экстренное извлечение производится так: руки участника оказания первой помощи проводятся под подмышками пострадавшего, фиксируют его предплечье, после чего пострадавший извлекается наружу.
При извлечении пострадавшего, находящегося без сознания или с подозрением на травму шейного отдела позвоночника, необходимо фиксировать ему голову и шею. При этом одна из рук участника оказания первой помощи фиксирует за нижнюю челюсть голову пострадавшего, а вторая держит его противоположное предплечье.
После извлечения следует переместить пострадавшего на безопасное расстояние.
Перемещать пострадавшего до транспорта или в безопасное место можно различными способами, зависящими от характера травм и состояния пострадавшего, количества участников перемещения и их физических возможностей.
1. Перемещение пострадавшего в одиночку с поддержкой. Используется для перемещения легкопострадавших лиц, находящихся в сознании.
2. Перемещение пострадавшего в одиночку волоком. Применяется для перемещения на близкое расстояние пострадавших, имеющих значительный вес. Нежелательно использовать у пострадавших с травмами нижних конечностей.
3. Переноска пострадавшего в одиночку на спине. Может использоваться для переноски пострадавших, имеющих небольшой вес. Не применяется для переноски пострадавших, находящихся без сознания.
4. Переноска пострадавшего на руках. Используется лицами, имеющими достаточную для применения этого способа физическую силу. Этим способом возможна переноска пострадавших, находящихся без сознания. Нежелательно переносить так пострадавших с подозрением на травму позвоночника.
5. Переноска пострадавшего в одиночку на плече. При переноске таким способом следует придерживать пострадавшего за руку. Этот способ не применяется при переноске пострадавших с травмами груди, живота и позвоночника.
6. Переноска пострадавшего вдвоем на замке из четырех рук. Руки берутся таким образом, чтобы обхватить запястье другой руки и руки помощника. Фиксация кистей должна быть достаточно прочной, чтобы удержать пострадавшего.
После формирования «замка» пострадавший усаживается на него, после чего его поднимают и переносят. Пострадавший может придерживаться за плечи переносящих его людей.
7. Переноска пострадавшего вдвоем на замке из трех рук с поддержкой под спину. При использовании этого способа один из участников оказания первой помощи не берет руку в замок, а располагает ее на плече у другого. На эту руку пострадавший может опираться при переноске. Таким образом осуществляется переноска пострадавших, у которых есть риск потери сознания или пострадавших, которые не могут удержаться на замке из четырех рук.
8. Переноска пострадавшего вдвоем за руки и ноги. При переноске этим способом, один из участников оказания первой помощи держит пострадавшего за предплечье одной руки, просунув руки подмышки, а другой – под колени.
9. Переноска пострадавшего с подозрением на травму позвоночника. Для переноски пострадавшего с подозрением на травму позвоночника необходимо несколько человек, которые под руководством одного из участников оказания первой помощи поднимают и переносят пострадавшего. При переноске один из участников оказания первой помощи должен фиксировать голову и шею пострадавшего своими предплечьями. Более удобно и безопасно для пострадавшего с подозрением на травму позвоночника переносить его на твердой ровной поверхности (например, на щите).
Правила извлечения пострадавшего из автомобиля
При извлечении пострадавших из транспортного средства, поврежденного в результате аварии, необходимо быть крайне аккуратным и следовать инструкции, так как можно нанести пострадавшим дополнительные травмы или, не правильно оценив обстановку, причинить им смерть. В этой статье мы подробно расскажем вам, как правильно извлечь пострадавшего из автомобиля. И так…
Когда автомобиль серьезно поврежден в результате ДТП, и его двери и окна невозможно открыть, необходимо прибегнуть к подручным средствам.
Окна следует разбить осторожно, не нанеся при этом дополнительных травм пострадавшим.
Если деформирован кузов и двери заклинило, то вам следует прибегнуть к помощи монтировочной лопатки или других подручных средств, чтобы открыть одну из дверей, и лучше ту, что со стороны пострадавшего. Как только вы сможете проникнуть в салон автомобиля, немедленно отключите зажигание.
Если пострадавший находится в удовлетворительном состоянии и его жизни и здоровью ничего не угрожает, то извлекать его из автомобиля не нужно, так как можно этими действиями нанести ему дополнительные травмы или усугубить уже полученные.
Если же в результате ДТП произошла деформация транспортного средства, и пострадавший зажат, то нужно постараться очень аккуратно освободить его от травмирующего фактора. Но если вы понимаете, что не сможете сделать это самостоятельно, то немедленно обратитесь в службу спасения и другие бригады, имеющие необходимое оборудование, позволяющее извлекать пострадавших из поврежденного транспорта.
Когда первоначальная задача – это как можно быстрее извлечь пострадавшего из автомобиля, то делать это следует крайне осторожно, чтобы не усугубить его состояние. Если неправильно извлечь пострадавшего с поврежденным шейным отделом позвоночника, то можно вызвать его смерть. У спасательных бригад на такой случай имеются специальные шейные воротники, чтобы транспортировать пострадавших с такими травмами.
Применять силу, извлекая пострадавшего из автомобиля, нельзя! Запрещено выдергивать части тела, если они зажаты элементами авто. Нужно осторожно освободить пострадавшего от всего, что затрудняет эвакуацию.
Если извлечение пострадавшего осуществляется силами двух лиц, то старайтесь делать это с сохранением его позы. Можно попросить помощи у водителей проезжающего мимо транспорта. Если же вы действуете в одиночку, то сдвиньте пострадавшего к дверному проему так, чтобы вы были за его спиной, и, пропустив свои руки через его подмышки, возьмитесь за неповрежденное предплечье его руки и медленно извлеките его из авто.
Бывают случаи, когда можно оказать помощь пострадавшему до приезда спасательных бригад прямо в автомобиле. Извлечение его из машины производите лишь тогда, когда последствия данных действий менее опасны, нежели оставление пострадавшего в автомобиле. К примеру, есть вероятность взрыва автомобиля или же пожара.
Когда пострадавший находится без сознания, следует убедиться в том, что дыхательные пути проходимы, и обеспечивать их проходимость до извлечения его из авто.
Когда состояние пострадавшего тяжелое, имеет место кровотечение, остановка сердца, тело сдавлено и т.п., то извлечение из автомобиля необходимо.
Так как у пострадавшего может быть травмирована грудная клетка, извлекать его нужно за предплечье и области подмышек, где повреждение ребер бывает редко. Применение грубых приемов запрещено!
Если у пострадавшего поврежден позвоночный столб, то его извлекают из авто несколько человек, аккуратно вытягивая за голову.
Если при извлечении пострадавшего можно усугубить травмы шейного отдела или нарушить дыхание, то извлечение производится с сохранением положения шеи, головы, грудной клетки относительно друг друга. Оказывающий помощь фиксирует одной рукой подбородок пострадавшего, а другой удерживает его кисть.
Главное, что следует помнить, извлекая пострадавшего из автомобиля – это то, что действовать нужно правильно и максимально аккуратно.
Автор: Виктория Голдина, дата публикации: 29.11.2017
Перепечатка без согласия редакции запрещена.
Получи ПРАВА в Ташкенте
- Автошколы
- On-line тренажер по ПДД
- Инструкторы
- Законодательство
- Полезно знать
- Часто задаваемые вопросы
Порядок действий по оказанию первой помощи жертве ДТП
В большинстве случаев дорожно-транспортные происшествия происходят вдалеке от медицинских учреждений и «скорую» приходится долго ждать. Именно это обстоятельство, а также и то, что водители раньше других могут быть полезны пострадавшим, обязывает их уметь оказывать первую медицинскую помощь, т. е. проводить простейшие неотложные мероприятия для спасения жизни пострадавших. Водители автомобилей и других транспортных средств, как причастные, так и непричастные к дорожно-транспортному происшествию, но находящиеся поблизости, обязаны немедленно остановиться и оказать помощь нуждающимся в ней. Неоказание помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, наказывается по закону.
Последовательность действий при оказании помощи пострадавшим должна быть следующей.
1. Организация вызова «скорой помощи».
2. Извлечение пострадавших из разбитого автомобиля. Дорожно-транспортные происшествия на дорогах часто сопровождаются сложными переломами, черепно-мозговыми травмами, повреждениями позвоночника. У потерпевшего может быть сразу несколько травм. Поэтому выносить его из автомобиля следует очень осторожно. Нельзя дергать и сгибать ему туловище, руки или ноги, вытягивать их силой. Надо постараться прежде устранить все, что удерживает пострадавшего.
Если человек потерял сознание и находится в неестественном положении, выносить его из автомобиля нужно вдвоем или втроем, стараясь не изменять этого положения. С особым вниманием следует отнестись к пострадавшим при подозрении на перелом позвоночника, не перемещать их без крайней необходимости, ибо это может вызвать паралич. Такого человека нужно положить на спину или живот с таким расчетом, чтобы место повреждения не ущемлялось.
3.Оказание первой медицинской помощи. У извле-ченного из автомобиля нужно ослабить галстук, расстегнуть воротник, пояс, чтобы не затруднялось дыхание.
При переломах и вывихах конечностей необходимо во всех случаях накладывать шины, а при их отсутствии делать фиксацию подручными предметами (досками, палками); если у пострадавшего возникло кровотечение, следует принять меры к временной остановке его.
Оказание первой помощи должно производиться быстро и не причинять пострадавшему излишней боли.
4. Транспортировка пострадавших в лечебное учреждение. Когда все возможное для спасения пострадавших на месте происшествия сделано, а «скорую помощь» вызвать нельзя или ясно, что она прибудет поздно, нужно позаботиться о доставке потерпевших в ближайшее лечебное учреждение. Действовать надо с такой же осторожностью и вниманием, как и при извлечении их из аварийного автомобиля.
- Когда возникает необходимость приподнять пострадавшего, следует пользоваться следующими способами:
- встать на колено сбоку от пострадавшего, подвести руки под лопатку, голову, шею и приподнять его;
- встать на колени у изголовья пострадавшего, подвести руки под плечи и приподнять его.
Ни при каких условиях не разрешается самостоятельное передвижение пострадавшего в случае повреждения нижних конечностей, черепа, органов грудной и брюшной полости.
Если необходимо перенести пострадавшего на носилках, его укладывают осторожно, без сотрясения и в удобном для него положении. Носилки ставят рядом с пострадавшим со стороны повреждения. Два человека встают рядом с больным на одно колено, один из них подводит руки под голову, шею и спину, другой — под крестец и голени. Третий человек подвигает под пострадавшего носилки. Приподнимать носилки нужно осторожно и одновременно, идти обязательно в ногу, короткими шагами, слегка сгибая ноги в коленях. Идущий впереди обязан предупреждать заднего о всех препятствиях на дороге. При подъеме в гору пострадавшего пе-реносят головой вперед, при спуске с горы — ногами аперед, за исключением случаев повреждения нижних конечностей. Всегда нужно стараться сохранить пострадавшему горизонтальное положение.
- В тех случаях, когда пострадавшего необходимо перенести на руках, необходимо воспользоваться следующими приемами:
- если переносит один человек, он подводит одну руку под ягодицы, другую — под спину, осторожно поднимает пострадавшего и несет;
- если переносят два человека, они становятся по обеим сторонам пострадавшего на одно колено — на то, которое ближе к голове пострадавшего, подводят одну руку под спину, а другую под ягодицы, поднимают и несут не в ногу; при бессознательном состоянии наиболее удобен способ переноски «друг за другом»;
- если пострадавшего можно по состоянию здоровья переносить в сидячем положении, то легче это сделать на «сиденье из двух рук», — переносящие из трех .рук создают сиденье, а четвертой рукой подпирают спину или на «замке» из четырех рук.
- Транспортировку в зависимости от характера повреждения осуществляют по следующим правилам:
- при переломах костей черепа, повреждениях головы и головного мозга, при переломах позвоночника и костей таза пострадавшего транспортируют только в горизонтальном положении;
- при переломах ребер, ключиц наиболее безболезненна транспортировка в положении сидя, но когда пострадавший не может сидеть, транспортировку осуществляют на носилках с приданием ему полусидячего положения;
- при ранениях грудной клетки пострадавшего укладывают на раненый бок или на спину в полусидячем положении;
- при ранении шеи спереди пострадавшему придают полусидячее положение с наклоном головы к груди в сторону ранения;
- при ранениях живота и при внутренних кровотечениях пострадавшего укладывают л а спину, под колени и крестец подкладывают подушку или другой заменяющий ее предмет;
- при обморочных состояниях пострадавшего укладывают так, чтобы голова его была ниже ног.
Следует предусмотреть все особенности предстоящей транспортировки: ее дальность и качество дороги, мороз и непогоду, характер полученных травм, состояние пострадавшего; позаботиться о том, чтобы оно не ухудшалось в результате перевозки. Во всех случаях принять меры по предупреждению и борьбе с травматическим шоком. Если относительно недалеко находится крупная больница или клиника, лучше доставить потерпевшего прямо туда, минуя даже ближний медпункт. Если до крупного лечебного учреждения далеко, раненого нужно везти в ближайшее медицинское учреждение. По прибытии не выносите его из автомобиля, а попросите медицинских работников подойти к пострадавшему осмотреть его и решить вопрос о дальнейших действиях
Никогда нельзя оставлять раненых без помощи и отправлять их без сопровождающего, который может потребоваться, чтобы оказать необходимую помощь в пути. Кроме того, своим поведением, разговорами он должен укреплять в пострадавшем уверенность в благополучном исходе случившегося.
Оказание первой помощи при дорожно – транспортных происшествиях
Основные причины смерти в ДТП:
— травмы, не совместимые с жизнью – 20%
— задержка скорой помощи – 10%
— неправильно оказанная первая помощь или бездействие очевидцев – 70%.
Почему так все происходит, как помочь человеку, пострадавшему в ДТП? Ведь в автошколе все изучают правила оказания первой медицинской помощи при ДТП. Но почему-то большинство остается либо равнодушным к чужому горю, либо не знают как помочь. Мы призываем всех автомобилистов не оставаться равнодушными и ознакомиться (либо повторить) с основными принципами оказания первой помощи при ДТП.
Аварии часто случаются в районах, отдаленных от больниц. Это одна из основных причин, когда скорая не может быстро доехать до места аварии. И этот догоспитальный период в наших руках. Умение оказать помощь на этом этапе очень ценится.
Обеспечение безопасности на месте ДТП.
1. Включение аварийной световой сигнализации и установление знака аварийной остановки.
2. Оценка обстановки и уверенность в собственной безопасности, иначе число жертв может возрасти. Автомобиль с бензиновым двигателем сгорает за 5-7 минут, есть вероятность взрыва. Поэтому необходимо заглушить двигатель, отключить аккумулятор (отсоединить провода от аккумулятора всеми возможными способами вырвать, обрезать, открутить). Если автомобиль врезался в столб с линиями электропередач, то возможен обрыв линий. Нужно быть осторожным.
3. Вызов скорой помощи и служб спасения. Пусть всегда в вашей телефонной книге будут занесены в память номера служб спасения:
«03» в России — служба скорой помощи
«01» в России — пожарная служба, но через нее всегда можно вызвать скорую помощь и службу спасения
Последовательность оказания помощи при ДТП.
1. Вызываем скорую помощь.
2. Необходимо извлечь пострадавшего из машины. Это очень ответственный момент, так как можно усугубить тяжесть полученных травм. Основные травмы при ДТП – это черепно-мозговая травма, травмы грудного отдела и нижних конечностей. Перед извлечением пострадавшего из автомобиля, необходимо устранить все то, что может помешать этому. Вытягивают человека, взяв его за подмышечные области.
Так как при аварии человек получает различного рода травмы, ушибы, переломы, нельзя создавать никаких резких движений. Ни в коем случае нельзя дергать и вытягивать конечности. А также ни в коем случае не сгибайте конечности и туловище. Если есть подозрение на перелом позвоночника, то такого больного укладывают на живот, чтобы место перелома оставалось в относительном покое.
3. После извлечения пострадавшего все необходимо делать максимально осторожно и максимально быстро оценивать его состояние. Для начала необходимо устранить сдавливающую одежду, чтобы обеспечить приток кислорода (убрать галстук, разорвать одежду, ослабить ремень и др). Любое неосторожное движение или надавливание может только усилить боль, будьте внимательны.
4. Оцениваем состояние пострадавшего. Для начала необходимо оценить состояние жизненно-важных функций, от этого и будет зависеть характер оказания первой помощи:
— дыхание: в норме количество вдохов в минуту у взрослого – 16-20, у детей – 20-23. У пострадавшего может развиться как учащенное дыхание (25-30), так и редкое (8-10), что может свидетельствовать о развитии шока;
— пульс: прощупывать его лучше на сонной (шея) или лучевой артерии (в месте ношения часов). В норме 60-80, у детей 80-90. Учащенный пульс или редкий (менее 60), а также неритмичный может быть признаком шока;
— реакция зрачков: у здоровых людей зрачок сужается при свете и расширяется при темноте. Если у пострадавшего зрачки расширены и не реагируют на свет – это признак опасного для жизни состояния.
— кожные покровы: в норме розовой окраска и теплые на ощупь. При обмороке и кровопотере становятся бледными и холодными. В случае тяжелого нарушения дыхания и кровопотери – синюшными. У спасателей на такую оценку должно отводиться 5-10 секунд. Потому, что в данных случаях важна каждая минута.
Реанимация пострадавшего при признаках клинической смерти.
Каждый из следующих признаков не является главным и достоверным признаком клинической смерти. Диагноз ставится при наличии всех признаков или большинства из них:
— отсутствие пульсации на крупных сосудах (сонных или бедренных). На лучевой артерии пульс лучше не проверять, так как при систалическом давлении (верхнее) 50-60 мм.рт.ст. он уже исчезает;
— изменение цвета кожи и слизистых (появление бледности или чаще выраженной синюшности).
Клиническая смерть – это период между жизнью и смертью, при котором отсутствуют клинические признаки жизни, но жизненно важные процессы в организме еще продолжаются. Это тот период, когда можно спасти человека. При оказании реанимации в первые 3 минуты вероятность спасения 75%, если время затягивается до 5 минут – вероятность спасения 25%. И если свыше 10 минут – то спасти человека уже нереально. Так как за, казалось бы, считанные минуты умирает мозг человека.
Общие принципы реанимации:
— пострадавшего необходимо положить на твердую поверхность;
— под шею подкладывается валик во избежание западания языка;
— непрямой массаж сердца с искусственным дыханием. Соотношение числа сжатий грудной клетки и искусственных вдохов – при оказании помощи одним человеком на 2 вдоха 15 сжатий, при оказании помощи двумя – на 1 вдох 5 сжатий. Общее число вдохов 12-16 в минуту, сжатий грудной клетки – 60-70 в минуту. Вдувание воздуха должно занимать 1-2 секунды. Продавливание грудной клетки должно быть на 4-5 см, у детей 2-3 см и производится основанием ладони одной руки. Массаж продолжают до полного восстановления сердечной деятельности.
Признаки эффективной реанимации:
— появление пульсации на сонной артерии;
— кожные покровы обретают розовый цвет;
— появление самостоятельного дыхания.
Общие принципы оказания первой медицинской помощи при ДТП.
— при отсутствии дыхания приступить к искусственному дыханию;
— при отсутствии пульса – вместе с искусственным дыханием делать непрямой массаж сердца;
— обработать раны, наложить повязку. При переломах – наложить шины.
Автомобильная аптечка.
В новый состав автомобильных аптечек добавлены перевязочные средства, так как входящих ранее 3-х бинтов не хватало для оказания помощи даже одному пострадавшему. Исключение лекарственных препаратов обусловлено тем, что в жару температура может достигать 40-50 градусов по Цельсию. Это очень грубое нарушение. При высокой температуре препараты могут менять свои свойства и быть опасными для жизни. Да и такие препараты, как анальгин и активированный уголь не имеют никакого отношения к спасению жизни человека.
Состав автомобильной аптечки рассчитан на оказание первой медицинской помощи при тяжелых травмах, которые могут угрожать жизни человека. Далее в Законе указано: «При этом водитель может по своему усмотрению хранить в аптечке лекарственные средства и изделия медицинского назначения для личного пользования, принимаемые им самостоятельно или рекомендованные лечащим врачом и находящиеся в свободной продаже в аптеках». Кроме самого состава автомобильной аптечки были разработаны рекомендации по её применению.
Алгоритм действии подразделении России при оказании первой доврачебной помощи пострадавшим при ДТП
Алгоритм действии подразделении России при оказании первой доврачебной помощи пострадавшим при ДТП
По прибытию подразделений к месту ДТП необходимо выполнять следующие функции и задачи:
- привлечение необходимых сил к ликвидации последствий ДТП (деблокирование и извлечение людей из повреждённых транспортных средств с согласованием медицинского персонала, а так же при угрозе жизни, оказание первой медицинской помощи).
- организация тушения пожаров и проведение первоочередных аварийно-спасательных работ.
- организация, при необходимости, проведения специальной разведки и контроля за состоянием окружающей среды на месте ДТП.
- организация, при необходимости, проведения комплекса работ по специальной обработке (дегазация, дезактивация, демеркуризация, дезинфекция и др.) транспортных средств, места ДТП и прилегающей территории, проведения мероприятий по локализации и ликвидации источников опасности.
- организация, при необходимости, применения средств индивидуальной защиты, соблюдения режимов радиационной, химической и биологической безопасности.
При наличии загорания – ликвидировать его имеющимися средствами (огнетушители, мелкораспылённая вода). При наличии пострадавших и отсутствии на месте ДТП мед. работников через ЦППС вызвать данные подразделения к месту аварии и принять меры по извлечению пострадавших из аварийной машины, для оказания им первой медицинской помощи.
Помните: что пострадавший может иметь различной степени тяжести травмы, которые не установить визуально и любые резкие движения пострадавшего могут усугубить ситуацию.
Огородить место ДТП, выставить аварийный автомобиль на тормозные колодки, вскрыть моторный отсек, отключить АКБ, выставить предупредительный знак. Разбить задний оконный проём, проникнуть внутрь автомобиля с целью определения степени тяжести полученных пострадавшими травм, оказание им первой медицинской помощи и укрытия от возможного попадания на них различных фрагментов автомобиля, при работе аварийно – спасательного оборудования.
При необходимости разблокировать пострадавших. Для этого при помощи гидравлических кусачек (гидравлических ножниц «Мерлан») снять крышу автомобиля. Пожарным топором увеличить зазор между краем двери и стойками автомобиля, и с помощью гидравлического разжима, вставленного в этот зазор, снять дверь.
- 1) Способ разблокировки водителя, зажатого рулевой колонкой. К элементам передней подвески автомобиля и к рулевой колонке крепятся цепи. Затем при помощи гидравлического разжима или гидравлического домкрата, рулевую колонку отводят от пострадавшего.
- 2) Способ разблокировки других пострадавших при ДТП. С помощью гидравлических ножниц делается разрез порогов аварийного автомобиля в районе передних или задних стоек. Снизу разреза устанавливаются гидравлические домкраты. При приведении их в действие, автомобиль «ломается» в местах надрезов и поднимается «домиком», в результате чего пострадавшие освобождаются.
- 3) При необходимости перемещения сидений надо использовать гидравлические домкраты, установив их между сиденьем и любой жёсткой частью автомобиля.
Очень осторожно извлечь пострадавших из аварийного автомобиля для оказания им первой медицинской помощи.
Наиболее распространёнными травмами при ДТП являются кровотечения, переломы и ожоги.
Извлечение пострадавшего из автомобиля при дтп
Пассажиры хотели оказать помощь, но рисковали
Интересна не столько авария, сколько поведение людей после неё
Фото: Региональный центр управления транспортом Волгоградской области
Авария случилась на одном из перекрёстков Волгограда: SKODA Octavia ехала по главной дороге, когда со второстепенной под неё выехал ВАЗ-2110. Удар на высокой скорости получился жёстким, и четверо человек попали в больницу. Несмотря на очевидность происшествия, долю вины можно найти и в действиях водителя автомобиля Octavia. Кроме того, есть вопросы и к поведению его пассажиров после ДТП.
Видео: региональный центр управления транспортом Волгоградской области
Вина водителя «десятки» в этом ДТП не вызывает больших сомнений, кроме двух обстоятельств. Во-первых, SKODA могла двигаться с превышением скорости, но даже если это так, эксперты должны усмотреть причинно-следственную связь между этим нарушением и аварией. Если её нет, превышение считается самостоятельным нарушением, за которое положен разве что штраф.
СЮЖЕТ
Но есть и второй момент: водитель SKODA двигался по левой полосе дороги с тремя полосами для движения в одном направлении, что запрещено пунктом 9.4 Правил дорожного движения. Он не поворачивал и не двигался в плотном потоке, поэтому должен был держаться правее. Возможно, оба фактора стали косвенными провокаторами аварии: водитель «десятки» недооценил скорость машины и, возможно, посчитал, что она движется правее. Тем не менее с большой вероятностью виновным без всяких оговорок аварии признают его.
После аварии из SKODA вышли два пассажира и стали панически дёргать водителя, чтобы вытащить его из салона. 27-летний мужчина за рулём, судя по всему, был без сознания.
Поведение шокированных пассажиров вполне можно понять: в такой ситуации тяжело сохранить трезвый ум, особенно если за рулём — близкий человек. И всё же врачи скептически смотрят на подобную «помощь».
— Если нет угрозы возгорания или отравления газом, а водитель дышит, вытаскивать его не нужно, — комментирует врач экстренной медицинской помощи Михаил Андриянов. — В сознании человек или без сознания, в данном случае не так важно, главное — это наличие дыхания.
Врач подчёркивает, что извлечение человека из разбитого автомобиля без средств иммобилизации (то есть фиксации шеи или конечностей) — задача не только физически очень сложная, но и опасная для раненого.
— Характерная водительская травма — повреждение грудной клетки о руль, — объясняет он. — Вытаскивая человека, вы рискуете усугубить переломы, а ещё хуже — вызвать внутреннее кровотечение. Очень уязвимы шейный отдел и позвоночник вообще. В крайнем случае неудачная эвакуация может вызвать гибель пострадавшего.
Хотя психологически сложно стоять в стороне, вытаскивать человека нужно в двух основных ситуациях. Первое — когда нет дыхания и кто-то готов реанимировать пострадавшего. Второе — есть прямая угроза жизни, например, бензиновая лужа под автомобилем и задымление.
Реальную помощь могут оказать медработники, и первая задача окружающих — максимально быстро вызвать их
Клуб любителей микроавтобусов VW
Наш Клуб
Клуб в регионах
Клубная атрибутика
Хроника Клуба
- Видеохроника
- Пресса о Клубе
- Архив встреч клуба
На правах рекламы
На правах рекламы
На правах рекламы
Первая медицинская помощь при ДТП — Извлечение пострадавшего из транспортного средства |
3. ИЗВЛЕЧЕНИЕ ПОСТРАДАВШЕГО ИЗ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Если в результате ДТП транспортное средство получило серьезные повреждения и его двери и окна не открываются, попытайтесь их открыть подручными средствами. В крайнем случае, окна можно разбить, только делать это следует осторожно, чтобы не нанести дополнительные травмы пострадавшему. Если пострадавший зажат деформированными частями транспортного средства, необходимо попытаться устранить травмирующий фактор. Однако, если очевидно, что это сделать не удастся, следует без промедления обратиться в службу спасения, специализированные бригады которой имеют все необходимое оборудование для извлечения пострадавших из поврежденных транспортных средств, либо сообщить об этом в скорую помощь. Если ситуация складывается так, что первоочередной задачей является как можно скорейшее извлечение пострадавшего, то делать это нужно как можно осторожнее, чтобы не усугубить тяжесть полученных травм. Неправильное извлечение лица, имеющего повреждение шейного отдела позвоночника, может привести к его гибели. Медицинские и спасательные бригады имеют специальный шейный воротник для транспортировки лиц с такими травмами. Извлекая человека из транспортного средства, ни в коем случае не применяйте силовых методов, то есть не пытайтесь выдернуть части тела, зажатые элементами автомобиля. Предварительно освободите его от всего, что препятствует эвакуации. Если пострадавшего извлекают хотя бы два человека, то по возможности следует сохранять его позу. При необходимости обратитесь к водителям и пассажирам проезжающего мимо транспорта. Если все же приходится извлекать пострадавшего в одиночку, то лучше сдвинуть его к проему двери так, чтобы вы могли расположиться у него за спиной. Пропустите свои руки через подмышки пострадавшего и возьмитесь за неповрежденное предплечье его руки. Далее аккуратно извлеките его из автомобиля. Обратите внимание, что в ряде случаев возможно до приезда спасателей или сотрудников скорой помощи оказывать помощь пострадавшему прямо в поврежденной машине. Эвакуировать его из машины следует только в том случае, когда возможные последствия таких действий будут менее опасны, чем оставление пострадавшего в поврежденном транспортном средстве, например, если есть угроза пожара или взрыва. Подробнее о том, как переносить и транспортировать пострадавших, вы узнаете из раздела 12 настоящего пособия. 5. Транспортировка пострадавшего БЕЗ КРАЙНЕЙ НЕОБХОДИМОСТИ НЕ СЛЕДУЕТ ПЕРЕМЕЩАТЬ ПОСТРАДАВШЕГО! Метод транспортировки пострадавшего зависит от вида травмы и условий, в которых он находится. Вопрос о транспортировке всегда решается в индивидуальном порядке. Вследствие травматического шока пострадавший может не ощущать боли в позвоночнике, что может ввести в заблуждение спасателей. ПРИ НАЛИЧИИ МАЛЕЙШИХ ПОДОЗРЕНИЙ О ТРАВМЕ ПОЗВОНОЧНИКА, СЛЕДУЕТ ПРИНЯТЬ ВСЕ МЕРЫ ДЛЯ ОБЕЗДВИЖИВАНИЯ ПОСТРАДАВШЕГО. 1 Поднимать пострадавшего нужно при участии двух и более человек. 2 Необходимо назначить руководящего процессом, поскольку действия должны быть согласованными и координированными. 3 Следует избегать рывков при переносе пострадавшего. Для извлечения пострадавшего из автомобиля в идеале необходимо присутствие ТРЕХ спасателей. 1 Первый спасатель 2 Второй спасатель 3 Третий спасатель Если спасатель всего один, а извлечь пострадавшего из автомобиля нужно немедленно, применяют следующий прием:
При травмах позвоночника, а также при малейших подозрениях о наличии таких травм уложите пострадавшего на твердую ровную поверхность на спину. Если невозможно определить, есть ли у пострадавшего травмы позвоночника, действуйте так, как если бы они были установлены. Излишняя бдительность никогда не помешает. При травмах живота (подробнее об этом виде травм – на этой странице) пострадавшего необходимо уложить на спину, а под согнутые колени подложить валик. В случае тяжелой травмы черепа (подробнее об этом виде травм – на этой странице) пострадавшего необходимо уложить на живот, при этом голова должна быть повернута набок.. Такое положение является безопасным, даже если у пострадавшего имеются травмы позвоночника. Кроме того, при таком положении не происходит западания языка и обеспечивается свободное поступление воздуха в легкие. Если пострадавший без сознания, но у него прощупывается пульс и есть дыхание, и при этом нет подозрений на повреждения позвоночника, тогда его следует уложить в фиксированное положение на боку: одну руку следует положить как можно ближе к туловищу (фото 1), пострадавшего уложить на бок (фото 2), вторую руку подложить под щеку с противоположной стороны, а верхнюю ногу немного согнуть в колене и закинуть за нижнюю ногу (фото 3). Эта же поза подойдет и для случая, когда у пострадавшего имеются черепно-мозговые травмы (подробнее об этом виде травм). Если у пострадавшего наблюдается одышка или кровотечение изо рта, что говорит о наличии внутренних травм или заболеваний легких (перелом грудины, астма, эмфизема легких), то его необходимо зафиксировать в полусидячем положении. Если пострадавший будет лежать, усилится лёгочная недостаточность. При травмах таза (подробнее об этом виде травм – на этой странице) пострадавшего необходимо уложить в позу «лягушки»: Без крайней необходимости не следует транспортировать пострадавшего самостоятельно. Неправильная транспортировка может привести к непоправимым последствиям. Лучше дождаться квалифицированной медицинской помощи.
При отсутствии стандартных медицинских носилок делают импровизированные из подручных материалов. Такими материалами могут быть плащ-палатка, палатка, пальто, кусок брезента, лестница, веревка, шест и т. д. Примеры носилок из подручных материалов представлены на рисунке. Переместить пострадавшего на носилки, если он лежит на земле, легче всего, когда есть трое и более спасателей. 1 Один спасатель должен приготовиться вовремя положить носилки под пострадавшего, когда остальные спасатели его поднимут. 2 Другие спасатели должны стать друг за другом над пострадавшим так, чтобы он оказался у них между ног. 3 Один из спасателей поднимает голову пострадавшего, ему нужно стать лицом к другим спасателям. 4 Спасатели должны одновременно поднять пострадавшего и стоять, не двигаясь. 5 Спасатель, не участвовавший в поднимании посрадавшего, а отвечающий за носилки, должен положить их под пострадавшего. 6 Остальные по команде одновременно опускают пострадавшего на носилки. Если помощников нет и ждать помощи неоткуда, придется действовать самостоятельно. 1 Используйте твердый ровный материал (например, большую широкую доску, дверь, фанеру достаточной толщины и т. п.) в качестве щита, на который следует положить пострадавшего. 2 Положите щит в продолжение тела пострадавшего. 3 Возьмите пострадавшего под мышки или за штанины брюк. 4 Втащите пострадавшего волоком на щит. Старайтесь тащить пострадавшего по ровной поверхности, чтобы ни один отдел позвоночника не был поврежден. 1 Движения спасателей должны быть согласованными. 2 Следует избегать рывков при переноске пострадавшего. 3 Независимо от рельефа местности носилки всегда должны быть в горизонтальном положении. Adblockdetector |