Trt-auto.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как оспорить европротокол при дтп?

Как оспорить европротокол при ДТП

Ускоренное оформление аварии на месте происшествия без участия ГИБДД выглядит заманчиво. Европротокол экономит время водителей. Однако российские автолюбители до сих пор пользуются этим документов крайне редко. Одна из причин такого положения вещей – возможность оспаривания европротокола и возможные трудности при этом. Далеко не всегда результаты ДТП удается оценить сразу верно размер ущерба и правильно оформить документы в 2020 году.

В таких ситуациях возникает вопрос о том, можно ли оспорить европротокол после подписания. Ответы дает ГК РФ и предлагаемая статья.

На каких основаниях можно оспорить европротокол после подписания

Страхование это такая же гражданско-правовая сделка, как и дарение, купля-продажа и многие другие. Оспорить его на практике может как потерпевшая сторона. Это право есть и у виновника аварии, нежелающего признавать исковые требования в порядке регресса по ОСАГО. Регресс – право страховщика, которое возникает у него в результате непредоставления в срок извещения о ДТП.

Внимание! Право на оспаривание европротокола есть так же у третьих лиц, интересы которых он затрагивает.

Основания для оспаривания можно разделить на те, которые связаны с оформлением документа, и те, которые происходят из сути происшествия. К первой группе можно отнести:

  1. Бланк европротокола заполнен неверно, в нем есть ошибки, исправления или подчистки. Это ставит под вопрос достоверность указанных в нем сведений. Поэтому, если при оформлении бланк оказался испорчен, стоит взять другой.
  2. Блан заполнен нечитаемо или был испорчен, например, пострадал от влаги, порван и т.д.
  3. Стороны не подписали бланк в нужных местах. Каждый из них оставляет автографы: по два на передней и по одной на задней стороне извещения.
  4. Блан заполнен не полностью в тех местах, которые обязательны для отметок.

Ко второй группе стоит относить:

  • Одна из сторон предоставила просроченный или поддельный страховой полис. Такой водитель фактически не был застрахован и выплат произвести по нему некому.
  • Стороны внеси в договор свои разногласия по обстоятельствам аварии. Дело в том, что европротокол может составляться лишь, если участники ДТП полностью согласны в том, кто виновен в произошедшем.
  • В извещение внесены недостоверные сведения.
  • Извещение было составлено под давлением, влиянием угроз или другим противоправным воздействием.

Так как речь идет о сделке к этому перечню можно добавить и все остальные основания для признания сделки ничтожной или недействительной приведенные ГК РФ.

Порядок оспаривания

В таких случаях досудебные переговоры редко дают результат. Страховая компания просто отказывает клиенту в выплате на основании недостоверного извещения, а дальше ему остается лишь готовиться к судебному разбирательству. Для этого желательно предварительно обратиться к юристу. Он ознакомится с делом и поможет подготовить документы для обращения в суд:

  1. Исковое заявление. Его копия направляется всем участникам дела для оповещения. В нем истец подробно, но емко описывает обстоятельства дела и выражает свои требования. Образец можно найти в сети или обратиться к профессионалу.
  2. Документы, подтверждающие обстоятельства по делу.

К исковому заявлению обязательно прилагаются:

  • документы, удостоверяющие личность истца,
  • копия оспариваемого протокола,
  • подтверждение оплаты сопутствующих расходов, если истец просит их компенсировать.

Подтвердить правому истца могут:

  1. показания свидетелей,
  2. фото и видеоматериалы с места происшествия,
  3. подтверждения подделки полиса участника аварии (если оспаривание основывается на этом),
  4. экспертизы и медсправки подтверждающие ухудшение здоровья водителя в результате аварии.

Внимание! Иск подается арбитражный суд, так как один из участников дела – страховая компания.

Срок оспаривания

Он варьируется в зависимости от оснований. Общий срок исковой давности составляет три года. Он примеряется, если истец требует признать ничтожность европротокола. Срок может быть сокращен до 1 года, если речь идет об оспоримой сделке.

Эти сроки могут быть восстановлены или возобновлены по основаниям предусмотренным ГК РФ. Среди них уважительные причины для пропуска сроков исковой давности.

Так оспорить, обжаловать или отменять европротокол можно, однако, оснований для этого не так уж много. Отчасти это стало причиной, по которой российские водители предпочитаю подождать инспекторов ГАИ на месте аварии.

В чем опасность Европротокола для виновника ДТП?

Как известно, при оформлении дорожной аварии в рамках ОСАГО стороны вправе обойтись без инспекторов ГИБДД. Такой порядок взаимодействия участников происшествия и страховщиков называется «Европротокол». Он позволяет существенно сэкономить время, если машины получили незначительные повреждения.

Многие автовладельцы все еще относятся к «Европротоколу» с недоверием. Причем речь идет как о потерпевших, так и о виновниках ДТП. Опасения последних вполне оправданы, ведь для них оформление аварии без участия инспектора ГИБДД может иметь серьезные последствия. О чем нужно знать водителю-виновнику, чтобы не столкнуться с неприятным сюрпризом?

Калькулятор ОСАГО расчет и онлайн покупка по 16 компаниям.

Выберите тип ТС

Виновник всегда рискует

Правилами ОСАГО предусмотрено право потерпевшего требовать возмещение ущерба у виновника аварии, когда возмещения по «Европротоколу» не хватает на ремонт автомобиля. При этом потерпевший не может предъявлять имущественные претензии страховщику, выплатившему возмещение.

Другими словами, восстановление автомобиля потерпевшего оплачивает виновник, но только когда стоимость ремонта превышает размер максимальной выплаты по «Европротоколу». При этом потерпевший вправе требовать возмещения ущерба без учета износа деталей. Как правило, в подобных обстоятельствах виновные водители не соглашаются добровольно оплачивать ремонт. Естественно, разрешить спор между участниками дорожного происшествия может только суд.

Примечательно, что размер долга виновника определяется на основании оплаченных счетов за ремонт. Конечно же, для виновной стороны подобный вариант развития события становится сущим кошмаром, особенно когда речь заходит о крупной денежной сумме.

Получается, что водитель-виновник заплатил за страховку, но все равно должен частично оплатить ремонт автомобиля потерпевшего. В довершении всего для него увеличится тариф в калькуляторе ОСАГО , ведь страховая компания произвела выплату в пределах суммы возмещения по «Европротоколу».

Таким образом, виновник дорожного происшествия всегда рискует столкнуться с неожиданными расходами. Следовательно, нужно очень внимательно подходить к оформлению происшествия без вызова инспекторов ГИБДД. Кроме того, в случае с «Европротоколом» виновный водитель всегда может прибегнуть к маленькой хитрости.

Как избежать проблем?

Допустим, водитель не сомневается в том, что происшествие спровоцировал именно он, а пострадавший предлагает оформить происшествие по «Европротоколу». В этой ситуации нужно первым делом оценить характер и масштабы повреждений. Конечно же, порой очень трудно определить, сколько стоит ремонт какой-либо детали чужой машины.

В таком случае желательно связаться с дилером производителя автомобиля, чтобы иметь хотя бы примерное представление о цене восстановительных работ. При этом не стоит доверять оценке потерпевшего, ведь он может ошибаться. Кроме того, он может попросту солгать, чтобы получить возможность отремонтировать машину без учета износа.

Если у виновника происшествия есть малейшие подозрения относительно того, что стоимость ремонта превышает размер максимальной выплаты в рамках «Европротокола», следует оформлять аварию при участии сотрудников дорожной полиции.

Это займет больше времени, но виновный водитель будет точно уверен, что в будущем ему не предъявят финансовые претензии. При оформлении аварии с участием полицейских максимальная выплата составляет полмиллиона рублей. Виновнику придется доплачивать за ремонт машины потерпевшего, только если цена восстановления автомобиля превысит указанную сумму.

Еще один вариант

Если же пострадавший по какой-либо причине не хочет обращаться за помощью к дорожным полицейским, виновнику аварии следует получить от него расписку об отсутствии претензий. В этом документе должно быть указано:

«Я не имею финансовых претензий к виновнику ДТП относительно повреждения моего автомобиля в части, превышающей размер максимально возможной страховой выплаты по договору ОСАГО в рамках «Европротокола».

Потерпевший обязательно должен поставить дату выдачи расписки и подпись. Кроме того, желательно, чтобы он указал следующие сведения.

  • Дата и обстоятельства происшествия.
  • Информация об автомобилях, участвовавших в аварии.
  • Данные участников происшествия, включая номера водительских удостоверений.

При возможности расписка должна быть заверена двумя свидетелями. В документе непременно стоит указать их данные, а также контактные координаты. Показания свидетелей пригодятся, если потерпевший захочет оспорить расписку в судебном порядке.

Неблагоприятный исход

Итак, если водитель-виновник решил обойтись без вызова полиции и не стал требовать у пострадавшего расписку, он может оказаться в трудном положении. Оценивать последствия такого выбора лучше всего на конкретном примере.

Пример

В результате аварии были повреждены бампер, фара и крыло. Потерпевший получил максимально возможную выплату по «Европротоколу». При этом независимый эксперт указал в своем заключении, что бампер и крыло можно отремонтировать, а фару следует заменить.

В дальнейшем потерпевший передал автомобиль для ремонта сотрудникам дилерской СТОА. В процессе ремонта выяснилось, что бампер и крыло необходимо заменить. Соответственно, это автоматически увеличило стоимость восстановления машины. В итоге потерпевшему не хватило возмещения по «Европротоколу» для полной оплаты ремонта.

Он обратился в суд, чтобы взыскать с виновника аварии разницу между ценой ремонта и размером страховой выплаты. Суд удовлетворил иск, использовав при оценке ущерба счета автосервиса. Виновник происшествия почти не имеет шансов оспорить такое судебное решение, а значит будет вынужден оплачивать все расходы потерпевшего на ремонт.

Кроме того, нужно помнить, что потерпевший получил выплату по «Европротоколу», следовательно, водитель-виновник дороже заплатит за пролонгацию страховки. Как известно, наличие аварий увеличивает стоимость ОСАГО у всех без исключения страховщиков.

Е-ОСАГО по выгодной цене

Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
17 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail

Оформить ДТП без ГИБДД: заполняем европротокол правильно

Когда ДТП можно оформить самостоятельно

При аварии водители могут не вызывать сотрудников ГИБДД, а составить извещение о ДТП или европротокол своими силами, если одновременно есть несколько условий:

В результате ДТП нанесен вред автомобилям, но не жизни или здоровью граждан;

Причиной ДТП стало столкновение двух автомобилей (даже с прицепами), у владельцев которых есть действующие полисы ОСАГО;

Обстоятельства причинения вреда, характер и перечень видимых повреждений:

не вызывают разногласий между участниками аварии и зафиксированы в извещении;

вызывают споры, но водители передали информацию о ДТП в экстренные службы с помощью системы “ЭРА-ГЛОНАСС” или мобильного приложения “ДТП. Европротокол”.

Закон позволяет составить европротокол даже тогда, когда участвующий в ДТП автомобиль зарегистрирован за рубежом, но у водителя есть международный полис ОСАГО. Если все условия оформления ДТП соблюдены, то потерпевший может получить страховую сумму до 400 000 руб.

Если у страховщика не будет сведений о ДТП, полученных через ГЛОНАСС или мобильное приложение, то он все равно выплатит страховое возмещение. Но его сумма не превысит 100 000 руб.

Чтобы правильно оформить европротокол без участия сотрудников ГИБДД, придерживайтесь следующей инструкции.

Шаг 1. Надо обеспечить безопасность движения после ДТП

Незамедлительно остановите автомобиль, включите аварийную сигнализацию и выставите знак аварийной остановки. Если ДТП случилось в городе, то знак нужно поставить на расстоянии 15 м от машины, а если на трассе — не менее 30 м.

Если находитесь на трассе ночью, наденьте куртку или светоотражающий жилет, иначе водителю могут выписать штраф 1 000 руб. (п. 1 ст. 12.27 КоАП).

Шаг 2. Осмотр авто и оценка повреждений

Внимательно осмотрите место ДТП, столкнувшиеся авто и характер их повреждений с другим участником аварии, оцените предполагаемую сумму ущерба. Выясните, кто из водителей виноват, есть ли разногласия между вами и другим участником ДТП. Если их нет, а сумма ущерба не превышает 400 000 руб., приступайте к следующему шагу. В противном случае придется все-таки вызвать сотрудников ГИБДД.

Необходимо обратиться к виновнику аварии и взыскать с него недостающую сумму. Закон не предусматривает ответственность аварийных комиссаров и других лиц, в присутствии которых оформляются документы о ДТП*.

Шаг 3. Фиксация повреждений транспортных средств

Нажмите на кнопку «ЭРА-ГЛОНАСС» в автомобиле в течение 10 минут после ДТП или заполните европротокол через мобильное приложение в течение часа. Так вы известите страховщика об аварии и сможете получить возмещение.

Нет. Если сведения о ДТП зафиксированы с помощью мобильного приложения и переданы страховщику надлежащим образом, то вы увидите на экране смартфона уведомление об успешной передаче данных и присвоенный номер события. Если такого уведомления нет, то вы получите страховое возмещение в размере 100 000 руб. при согласии водителей с обстоятельствами ДТП. Если при оформлении извещения есть споры, то без зафиксированных данных о ДТП страховщик откажет в возмещении.

Сфотографируйте общий план происшествия, машины с повреждениями, а также следы и предметы, относящиеся к ДТП. Затем уберите авто с дороги, чтобы не создавать препятствия для движения транспорта. Иначе можете получить штраф 1 000 руб. (п. 1 ст. 12.27 КоАП).

Читать еще:  Как рассчитать моральный вред при дтп

С 1 ноября 2019 года в 5 регионах страны запустили новое мобильное приложение «Помощник ОСАГО» в тестовом режиме. Его использование заметно сократит время оформления ДТП без вызова сотрудников полиции.

Шаг 4. Проверка действительности полиса ОСАГО

Попросите другого участника ДТП предоставить полис ОСАГО и проверьте его действительность на сайте РСА. Для этого введите его серию и номер. Также обратите внимание на наименование, адрес местонахождения и телефон страховщика.

Если водитель отказывается показывать полис, то тоже придется оформлять ДТП в общем порядке. Тогда он будет обязан предоставить полис сотруднику ГИБДД, иначе получит штраф 500 руб. (п. 2 ст. 12.3 КоАП). Помимо полиса проверьте паспорт и водительское удостоверение участника ДТП, свидетельство о регистрации и паспорт машины.

Шаг 5. Заполнение извещения о ДТП

Бланк извещения о ДТП выдается вместе с полисом ОСАГО. При заполнении европротокола максимально полно опишите обстоятельства ДТП без противоречий с другим водителем и повреждения машины (царапины, вмятины, изгибы, деформации, трещины и др.), а также вещей, которые находились в авто (ноутбука, коляски и др.).

Укажите в схеме ДТП названия улиц, положение машин в момент столкновения и их конечное положение, расположение светофоров и дорожных знаков, линии дорожной разметки (сплошную и разделительные полосы, белую линию, запрещенное движение и др.), а по возможности — следы грязи, осколков, торможения.

Не забудьте прописать общее количество заполненных клеток, иначе обстоятельства ДТП не зафиксируются. Не оставляйте незаполненных граф, обозначая их прочерком. Также укажите, что между вами и другим участником ДТП нет разногласий или пропишите их в п. 7 европротокола. Подчеркните, что извещение о ДТП вы оформили без инспектора ГИБДД.

Нет, возвращение на место ДТП, информирование о происшествии ГИБДД не имеет смысла. Невнимательность при оформлении извещения о ДТП (незаполненные поля, указание неверной противоречивой информации) приводит к тому, что страховщик не получит информацию, которой достаточно для установления всех обстоятельств ДТП. И страховая фирма откажет в выплате возмещения. В этой ситуации приходится взыскивать причиненный ущерб непосредственно с виновника аварии.

Подпишите европротокол и разъедините его. Подлинник остается у потерпевшего, а виновник забирает копию.

Нажмите на картинку для увеличения

Шаг 6. Обращение в страховую компанию за возмещением после ДТП

Для получения страхового возмещения потерпевший обращается в страховую компанию в течение 5 рабочих дней и предоставляет следующие документы:

извещение о ДТП, заполненное обоими водителями;

заявление о возмещении убытков;

Страховщик попросит предоставить машину для осмотра и оценки повреждений в течение 5 рабочих дней. После осмотра он направит автомобиль на восстановительный ремонт или выплатит страховое возмещение по соглашению с потерпевшим в течение 20 рабочих дней.

Чтобы начать ремонт до истечения 15 календарных дней со дня аварии, за исключением нерабочих праздничных дней, то для этого нужно согласие обоих компаний, застраховавших ответственность участников ДТП.

Если европротокол составлен с ошибками и страховщик отказал в выплате, то исправьте его совместно с другим участником. Если тот не выходит на связь или отказывается переписывать извещение, то вызовите сотрудников ГИБДД и оформите ДТП в общем порядке. Кроме того, отказ в выплатах можно обжаловать в суде и взыскать страховое возмещение. Если при заполнении извещения об аварии вы не уверены в том, кто является ее виновником, а другой водитель не согласен с обстоятельствами ДТП и размером причиненного ущерба, то тоже придется обращаться к полицейским.

Самые популярные ошибки водителей при оформлении протокола

Ошибочное заполнение протоколаПравильное заполнение протокола
Номер страхового полиса, водительского удостоверения или VIN автомобиля написан с ошибкой (п. 9, 10, 11 европротокола).Данные о страховом полисе, водительском удостоверении и VIN номере автомобиля указаны в соответствии с документами.
В п. 9 «Марка, модель ТС» указан VIN номер авто, который не соответствует VIN номеру из страхового полиса.В п. 9 указан такой же VIN номер, что и в страховом полисе.
В п. 14 «Характер и перечень видимых повреждений деталей и элементов» водители неправильно указали повреждения. Например, перепутали правую и левую стороны машины.В п. 14 европротокола все повреждения описаны верно.
Водители не заполнили п. 15 «Замечания», поставив прочерк, или написали «Замечаний нет».В п. 15 виновник ДТП указал, что вину признает полностью, а другой — считаю себя невиновным в аварии.
В п. 16 «Обстоятельства ДТП» водители проставили галочки в противоречии друг с другом, хотя разногласий между ними нет. Или один из водителей не заполнил этот пункт.Необходимо выбрать наиболее подходящие обстоятельства ДТП и отметить их галочки без противоречий с другим водителем (если нет разногласий) или так, чтобы было видно, в чем водители не согласны друг с другом.
В п. 16 водитель автомобиля «А» заполнил колонку водителя автомобиля «В» или наоборот.Каждый из водителей заполняет обстоятельства ДТП в своей колонке.
В п. 16 «Обстоятельства ДТП» не указано общее количество заполненных клеток.Общее количество заполненных клеток прописано двумя водителями.
Схема ДТП из п. 17 составлена без обозначения улицы, на которой произошло ДТП, а также без дорожной разметки и знаковСхема ДТП составлена тщательно, на ней видно, где произошло ДТП, как были расположены автомобили относительно дорожной разметки и знаков.
Водители не подписали п. 15 «Замечания», п. 18 «Подписи водителей. » и обратную сторону европротокола.П. 15, 18 и обратная сторона европротокола подписана двумя водителями.
Внесенные исправления в европротокол не подписаны водителямиЛюбое исправление в европротоколе обозначено фразой «Исправленному верить» и закреплено подписями водителей.

* Вопросы найдены на автомобильных форумах.

Для оформления ДТП придумали новую схему: 6 важных изменений

С 1 октября 2019 г. по всей России начнут работать новые правила оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД. Об этом рассказали на встрече журналистов и блогеров с представителями Госавтоинспекции и Российского союза страховщиков (РСА), где присутствовала корреспондент Autonews.ru. Разбираемся, станет ли проще оформлять аварии без сотрудников ГИБДД и какие приложения для этого нужно скачать.

Теперь, если при совершении ДТП с ущербом до 100 тыс. рублей между двумя участниками аварии не возникнет разногласий, а пострадавших нет, для российских водителей будет достаточно бумажного оформления протокола. Оба участника аварии в таком случае должны будут заполнить извещения и направить документы в свои страховые компании, объяснил глава РСА Евгений Уфимцев.

В дополнение к составленным бумажным материалам, но не вместо них, можно воспользоваться обновленным мобильным приложением от РСА «ДТП.Европротокол». Если водители решат подстраховаться, они должны обязательно быть зарегистрированы на федеральном портале госуслуг. Для оформления одному из участников аварии следует, используя приложение, сфотографировать поврежденные автомобили, указать обстоятельства аварии, заполнить необходимые поля, а второй водитель должен добавить свои данные. После этого будет сформировано электронное извещение — второму водителю придет на него ссылка для скачивания на почту, указанную при регистрации на «Госуслугах». При переходе по ссылке извещение появится в личном кабинете второго участника ДТП.

Европротокол можно будет оформить по новой схеме, даже если согласия между водителями не достигнуто — в настоящее время это невозможно. Однако если мнения водителей относительно виновника аварии с ущербом до 100 тыс. руб. расходятся, использование мобильного приложения в дополнение к заполнению бумажных документов считается уже не опциональным, а обязательным. Участники аварии должны будут, согласно подробной инструкции, зафиксировать адрес, время и место происшествия при помощи приложения «ДТП.Европротокол» и предоставить эти данные в свои страховые компании, которые принимают решение о степени вины каждого из водителей.

Важно помнить, что с 1 ноября расширяется сумма возможного страхового покрытия при оформлении европротокола для всех регионов России — до 400 тыс. рублей. Раньше эта сумма была ограничена 100 тыс. рублей, а на 400 тыс. могли рассчитывать только жители Москвы и Санкт-Петербурга. Оформить подобную серьезную аварию самостоятельно можно будет исключительно при отсутствии разногласий. Для этого участникам аварии придется в обязательном порядке и заполнить бумажное извещение, и воспользоваться мобильным приложением. Если водители не сошлись во мнении относительно виновника ДТП с ущербом 100–400 тыс. руб., придется вызывать ГИБДД.

С 1 ноября 2019 г. до конца 2020 г. в четырех регионах России пройдет эксперимент: ДТП без пострадавших с ущербом до 100 тыс. руб. договорившиеся между собой водители смогут оформлять исключительно через отдельное, совершенно новое мобильное приложение. Это станет возможно в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. Для этого придется скачать отдельное приложение «Помощник ОСАГО», которое будет работать в рамках анонсированного суперсервиса «Оформление европротокола онлайн». С его помощью можно получать результаты рассмотрения дистанционно. При удачном эксперименте сервис модернизируют и запустят на всей территории России.

В РСА уверяют: при использовании мобильных приложений страховым компаниям будет сложнее отказывать автомобилистам в выплатах на основании некорректно составленных материалов. Поскольку требования к оформлению материалов максимально понятны, а данные о водителях подтягиваются из личных кабинетов на «Госуслугах», вероятность составить материалы с ошибкой уменьшается по сравнению с обычной «бумажной» схемой. Что касается претензий страховщиков к качеству материалов, то, как утверждают в РСА, количество жалоб со стороны автомобилистов на отказы страховых компаний как в случае с «бумажным» оформлением, так и с оформлением при помощи мобильного приложения примерно одинаковое. В РСА надеются, что к концу 2019 г. до 50% всех небольших аварий без пострадавших будут оформлять по европротоколу.

Полностью дистанцироваться от оформления мелких аварий у сотрудников ГИБДД не получится. Многие водители до сих пор предпочитают часами дожидаться инспекторов, чтобы те оформили даже незначительное происшествие. Причина — в опасениях получить отказы в выплате премий от страховых компаний из-за некорректно составленных европротоколов.

Поэтому инспекторы имеют право лишь рекомендовать водителям составить европротокол самим, но отказ в оформлении считается противозаконным. Как рассказал заместитель начальника ГУОБДД МВД России Владимир Кузин, в случае если участники даже малозначительного ДТП настаивают на оформлении при помощи сотрудников ГИБДД, они обязаны приехать на вызов и оформить аварию либо пригласить водителей приехать на ближайший пост.

При этом, по данным ГИБДД, выездов на незначительные ДТП с каждым годом становится меньше. Так, за шесть месяцев 2019 года сотрудниками Госавтоинспекции было оформлено 1,9 млн ДТП — это на 17,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Как оспорить европротокол при ДТП в 2020 году

Наши читатели задаются вопросом, можно ли в принципе оспорить европротокол при ДТП. Попробуем разобраться с этим вопросом, детализировать основные моменты. Итак, допускается ли такая возможность в принципе, если да, то, как ее реализовать. Что нужно знать водителям, желающим оспорить ранее составленное соглашение.

Общие понятия или что такое европротокол


Под европротоколом понимается упрощенная процедура оформления аварийной ситуации, которая проходит без участия ГИБДД. Водители сами выполняют функции инспекторов, а именно заполняю извещение, рисуют схему, общаются со свидетелями и фиксируют последствия.

Заполненное по стандарту, с соблюдением правил извещение, дает основание на страховую выплату. Но сумма эта ограничена лимитом. На этапе взаимодействия сторонам нужно правильно оценить ущерб. Ведь требовать со страховой компании сумму выше той, что позволяет закон, бессмысленно.

Когда возникает необходимость оспорить европротокол

Желая быстрее оформить аварию, стороны сразу даже не задумываются, как оспорить европротокол. ДТП проходит, настает период восстановления авто, тогда и наступают проблемы. Оказывается, что назначенной страховой компенсации не хватает на покрытие фактических расходов. Что делать, если повторно в страховую фирму, по одному и тому же случаю возвращаться нельзя.

Законом такая ситуация предусмотрена. Сумму фактических расходов, не попавшую в компенсационное возмещение, должен покрыть виновник. Возврат может осуществляться в добровольном, судебном порядке. Пострадавшая сторона обращается изначально ко второму участнику с чеками, актами и просит вернуть средства.

Как правило, мало кто из виновников, соглашается отдавать средства. Аргументируют они это тем, что второй участник знал на какую сумму шел изначально. В таком случае они интересуются возможностями отмены сделки. Давайте разбираться.

Можно ли в принципе оспорить европротокол по ДТП

В принципе такая возможность предусмотрена. Если сделка заключалась с нарушениями, то ее могут признать недействительной. В этом случае аннулируются условия упрощенной процедуры.

Постановление Верховного Суда под номером 2, что датировано 29.01.2015 г, определяет возможность отмены действия европротокола.

Основания для отмены в 2020 году

Иск в отношении европротокола по отмене ранних договоренностей по ДТП может быть подан. Теперь рассмотрим, какие основания предусмотрены для этого законом:

  1. Акт составлен не по правилам:
  • есть исправления, ошибки;
  • отсутствует необходимая информация;
  • нет обязательных реквизитов, например подписи сторон.

На заметку! Отсутствие подписей – одна из распространенных недочетов. На лицевой стороне листа должно быть по две подписи, а с тыльной – по одной.

  1. Распознавание информации с бланка затруднено из-за попадания на нее жидкости, растекания чернил.
  2. Страховой полис у стороны поддельный, недействительный.
  3. Не соблюдены условия, при которых упрощенная процедура могла иметь место:
  • кроме материального урона был физический вред;
  • пострадало имущество третьих лиц;
  • в столкновении участвовало более 2 машин;
  • вред наступил в результате бесконтактного ДТП.
  1. В представленной документации прослеживаются разногласия сторон.
  2. Заполнение бланка происходило под давлением, угрозами или имели место другие неправомерные действия.

Важно! Европротокол подписывается с согласия двух сторон. Если один участник не одобряет какой-то момент, лучше сразу вызывать ГИБДД. Это позволит на корню пресечь возможные проблемы.

Как оспорить сделку, порядок 2020 года

По сути, европротокол – сделка, имевшая место между двумя участниками ДД. К виновной стороне всегда есть материальные претензии, которые за счет него покрывает страховая компания. Пострадавшее лицо подает заявление в свою страховую фирму и получает от нее компенсацию. Далее уже компания сама связывается со страховщиком виновника и вытребует возврат средств.

Читать еще:  Потеря товарной стоимости автомобиля после дтп осаго

Компания выполняет обязательства по своему клиенту. Но ситуации, когда виновник не подаст страховщику свой экземпляр извещения, то ему придется возмещать регресс. В таком случае фирма подает в суд на лицо, которое не выполнило обязательные условия договора (не подало вовремя извещение, не предоставили авто для технического осмотра, произвело ремонт ТС в срок до окончания экспертизы).

ГК в части статьи 166 гласит, что обжалование извещения – инициатива, что может исходить от стороны ДТП, интересы которой нарушаются.

Чаще всего инициатором обжалования выступает как раз таки виновная в ДТП сторона. В этом случае должны соблюдаться все требования, заявленные в законе к гражданскому процессу. Составляется иск, представляются доказательства обстоятельств, основание предусмотрено законом (ссылка на законодательную норму).

  1. Сбор доказательной базы, показаний свидетелей.
  2. Составление иска.
  3. Подача ходатайства в арбитражный суд.
  4. Посещение заседаний.
  5. Вынесение решения.

Госпошлины по гражданскому разбирательству не предусмотрено.

Доказательства, что могут быть предоставлены:

  • копия бланка с ошибками;
  • показания свидетелей;
  • медицинское постановление, которое подтверждает травмы вследствие аварии;
  • фото, видеоматериалы;
  • факты, что подтверждают недействительность страхового полиса.

В канцелярию нужно подать сам иск + извещение с места происшествия + все документы по делу (доказательства). Дополнительные бумаги должны идти в качестве приложения к ходатайству, в который вносится список прилагаемых бумаг.

Сроки давности

Обжаловать европротокол можно на протяжении всего срока исковой давности. Это год, если речь идет о признании недействительности. Если признается ничтожность, то срок давности три года. Период отсчета начинается с момента заключения сделки – подписания извещения.

Если протокол составлен правильно и все сведения достоверные

Ситуация, в которой соблюдены все требования к процедуре, бланк был заполнен правильно, вся информация достоверная, то оспаривать нечего. Свое собственное согласие, выраженное подписями, не подлежит обжалованию. Разве что подписание происходило ввиду неосведомлённости о последствиях.

Вторая сторона могла дать заведомо ложные сведения относительно стоимости ремонта. Также оба участника могли не предполагать, что под внешними небольшими повреждениями скрываются серьезные технические проблемы. Есть шансы признать сделку ничтожной в суде.

Заблуждение проявляется в таких обстоятельствах:

  • непонимание в отношении предмета сделки;
  • недостоверная информация в отношении второй стороны;
  • заблуждение в отношении предмета сделки, его характеристик;
  • неверное восприятие обстоятельств (может лицо признанное виновным, на самом деле не является таковым, но его убедили в том).

Ст. 178 ГК определяет, что сделка под воздействием заблуждения может быть признана ничтожной.

Итоги

Наш материал раскрывает общие моменты, основания для оспаривания. Любая ситуация требует проработки, уточнения деталей. Решением нестандартных ситуаций должен заниматься профессионал, который поможет прояснить неоднозначные моменты, найти оптимальный вариант поведения для вашей ситуации.

В помощь водителю

Европротокол

Европротокол — это извещение о ДТП, которое самостоятельно оформляется участниками ДТП для обозначения факта происшествия и не требует присутствия на месте ДТП сотрудников ГИБДД.

Оформление ДТП с помощью Европротокола экономит время участников ДТП. Европротокол позволяет урегулировать ситуацию на месте, не создавая дорожных заторов и затруднений для остальных участников движения.

Заполняя Европротокол, участники ДТП подтверждают свое согласие с определением виновной и пострадавшей сторон ДТП и, соответственно, с правом пострадавшей стороны на получение страховой выплаты по ОСАГО за счет виновной стороны.

Обязательными условиями для оформления ДТП с помощью Европротокола являются:

  • Отсутствие пострадавших
  • Контактное ДТП с участием двух автотранспортных средств (не считая прицепы)
  • В ДТП не причинен вред иному имуществу, кроме транспортных средств участников ДТП
  • Оба автотранспортных средства имеют полис ОСАГО
  • Водители обоих автотранспортных средств вписаны в страховые полисы
  • Стороны пришли к согласию относительно обстоятельств ДТП и имеющихся повреждений
  • Обе стороны выразили готовность оформить ДТП с помощью Европротокола и в дальнейшем следовать всем обязанностям участников ДТП

Оформление ДТП с помощью Европротокола проводится по обоюдному согласию участников происшествия. Если вы не уверены в обстоятельствах аварии, оценке нанесенного ущерба, конструктивном настрое второго участника ДТП, – необходимо вызвать сотрудников ГИБДД для оформления аварии в обычном порядке!

Как оформить европротокол (памятка):

Если в ДТП участвовало только 2 машины, не было пострадавших, оба участника имеют полисы ОСАГО и согласны с обстоятельствами происшествия, можно приступать к документальному оформлению аварии без участия сотрудников ДПС.

Cумма ущерба в ДТП по Европротоколу не должна превышать 400 тыс. рублей (в Москве, МО, Санкт-Петербурге и Ленинградской области) и 50 тыс. рублей (в остальных регионах РФ).

Оформлять аварию по упрощенной схеме можно только в том случае, если речь идет о незначительной царапине. За скрытые повреждения, которые будут выявлены в ходе детальной оценки, страховая компания доплачивать не будет. Если оба водителя видят, что машины получила только царапину, то есть смысл заполнить документы и разъехаться. Если речь идет о более крупном повреждении, то лучше вызвать полицию, сумму выплаты по европротоколу в суде оспорить нельзя.

Пошаговая инструкция:

1. Сфотографировать место ДТП, пострадавшие автомобили с номерными знаками, поврежденные элементы обоих автомобилей, следы торможения, обломки деталей.

2.Участники аварии должны убрать транспортные средства с проезжей части. В противном случае им будет грозить штраф в 1 000 рублей. Время, которое отводится водителям на фотофиксацию, никак не регламентируется.
Пункт 2.6.1 ПДД РФ устанавливает обязанность по освобождению проезжей части, если движению других транспортных средств создается препятствие. Соответственно, водитель должен принять во внимание интенсивность потока транспортных средств, количество полос движения, условия видимости и на основании этого предпринимать действия по освобождению проезжей части

3. Зафиксировать контактные данные свидетелей, по возможности взять у них письменные показания об обстоятельствах ДТП.

4.Приступить к заполнению лицевой стороны Европротокола совместно с другим участником ДТП.

5.Нарисовать схему ДТП, обозначив названия улиц, направление движения транспортных средств, расположение разметки, объектов дорожной инфраструктуры, следов торможения и осколков.

6.Тщательно описать повреждения, указать на схематических изображениях автомобилей места первоначального удара.

7. Галочками отметить все обстоятельства ДТП на бланке.

8. Обязательно указать в 15 пункте, кто из участников ДТП является виновником, а кто – пострадавшим, записать это в примечании.

9. Вместе с другим водителем поставить подписи. Любые исправления в Европротоколе допустимы только при наличии подписей двух водителей.

10. Разделить Европротокол: оригинал остается у виновника, копия – у пострадавшего.

11.Заполнить оборотную сторону своей части: максимально подробно описать обстоятельства ДТП, пустые графы заполнить прочерком, поставить подпись.

12.Указать в примечании факт наличия записи с видорегистратора или фотоаппарата.

13.В течение пяти дней после аварии предоставить заполненный бланк в свою страховую компанию.

Памятка для родителей-водителей

Создано: 17.03.2016 13:50

Дата последнего обновления страницы: 19.04.2016 11:34

Можно ли оспорить европротокол, составленный при ДТП?

Европротокол представляет собой документацию, содержание которой свидетельствует о незначительном ДТП. Оформление транспортного происшествия проводится без участия инспекторов ГИБДД, поэтому, в некоторых случаях неподготовленные к нововведениям водители могут допустить ошибку при составлении акта. Постановление от 29.01.2015 N 2 Пленума Верховного Суда РФ, предусматривает возможность признания сделки между сторонами происшествия недействительной. Правильно оспорить действие документа поможет представленная публикация.

  • 1 Основания
    • 1.1 Порядок действий
    • 1.2 Куда обращаться?
    • 1.3 Документы
    • 1.4 Срок
    • 1.5 Похожие

Основания

Введение европротокола предоставило возможность водителям оформить сведения о ДТП в упрощенном виде, без привлечения к делу сотрудников ГИБДД. Составленный документ после заполнения предъявляется на рассмотрение в страховые компании. В силу того, что подобная процедура не имеет широкое распространение в России, акт может быть составлен с погрешностями. Наличие законных оснований предоставляет возможность оспорить его.

Причины для обжалования европротокола:

  • Неверно составленный акт. Оформление документа при ДТП сопровождалось уточнением ошибочной информации, имеются опечатки;
  • Оспорить акт можно при отсутствии подписи одного из участников сделки. Правила заполнения европротокола требуют наличия подписей обоих участников на лицевой две и обратной стороне документа одна;
  • Документация признается недействительной, если представленную информацию трудно распознать (при попадании жидкости на бумагу);
  • Страховой полис второго представителя поддельный или утратил свое действие;
  • Оспорить акт возможно, если в содержании документации представлена информации, подтверждающая разногласие сторон по ДТП;
  • Если европротокол не заполнен полностью, отсутствуют полные и достоверные сведения о деле;
  • Оформление протокола сопровождалось угрозами, обманными действиями, на основании которых невиновный в происшествии водитель подписал протокол.

Наличие одного из перечисленных оснований предоставляет гражданину возможность оспорить заключенную договоренность. Важно обратить внимание, что обстоятельство требует документального подтверждения.

Порядок действий

Заключение европротокола при ДТП знаменует собой оформление сделки между сторонами, по которой ни один из участников не имеет претензии в отношении другого лица. Поэтому, при необходимости оспорить действие документа, надлежит руководствоваться положениями ГК РФ, на основании которых появляется право признания сделки недействительной и ее оспаривания.

Как оспорить европротокол при ДТП?

Статья ГК РФ под номером 166 гласит, что инициировать процесс обжалования извещения о транспортном происшествии вправе одна из сторон или лица, интересы которых затрагивает оформленный акт. В большинстве случаев в качестве участника, желающего оспорить действие протокола, выступает водитель, считавшийся виновником нарушения ПДД.

Обжаловать действие протокола имеется возможность при наличии законных оснований, перечисленных ранее. Обстоятельство, в соответствии с которым водитель машины желает оспорить акт, подтверждается документально. Процесс оспаривания осуществляется в судебном порядке. Для начала разбирательства составляется иск.

Куда обращаться?

Чтобы оспорить европротокол при ДТП через суд требуется подготовить доказательства, свидетельствующие о праве водителя обжаловать документ.

В качестве таких свидетельств выступает:

  • Копия неверно оформленного европротокола при ДТП;
  • Свидетельские показания;
  • Медицинское заключение, если после транспортного происшествия у гражданина были выявлены проблемы со здоровьем;
  • Фото, видео, аудио записи, подтверждающие, что водитель не виновен;
  • Свидетельства, подтверждающие недействительность или подделку страхового полиса ОСАГО.

Перечень подготовленных документов и исковое заявление направляется в суд для дальнейшего разбирательства. Иск предоставляется на рассмотрение в арбитражный суд. Государственная пошлина за судебное разбирательство об административном правонарушении не взимается.

Документы

Список документов для обжалования европротокола, составленного при ДТП:

  • Исковое заявление;
  • Копия протокола, заключенного при ДТП;
  • Свидетельства, подтверждающие право водителя оспорить сделку.

В течение какого срока может быть обжалован европротокол, составленный при ДТП? Европротокол, выступающий по законодательству в качестве сделки, заключенной между участниками ДТП, можно оспорить в период действия срока исковой давности.

Продолжительность периода составляет один год по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности. Или в течение трех лет по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки. Период начинает свое действие с момента заключения европротокола.

Практика оформления ДТП без участия инспекторов ГИБДД не получила широкое распространение на территории России. Поэтому, при возникновении трудностей с оспариванием протокола, рекомендуется обратиться к юристу. На нашем сайте можно оставить заявку и получить бесплатную консультацию.

Похожие

Вождение машины – дело, требующее внимания и концентрации. На дороге, будь то городская черта или…

В последнее время участились случаи, когда граждане оформляют получение банковского кредита для личных нужд. При…

Результаты военно-врачебной комиссии не всегда верно отражают здоровье обследуемого. Возникают ситуации, когда призывают на службу…

Читать еще:  Понятие дтп в коап

Виновность в ДТП можно оспорить в любой момент. Процесс затруднителен, но не безнадежен. Несмотря на…

В случае ДТП, нанесенный автомобилям ущерб при столкновении устанавливается при помощи специальной экспертизы. Согласно 73…

При административном правонарушении составляется протокол. Постановление по административному правонарушению передается виновному лицу по дорожно-транспортному происшествию.…

Как оформить европротокол и избежать проблем

Лимит ущерба, возмещаемого при оформлении ДТП по упрощенной схеме без вызова ГИБДД, будет увеличен с 50 до 100 тыс. рублей. Госдума приняла соответствующий законопроект в первом чтении, и нет сомнений в том, что вскоре он будет принят окончательно — на увеличении доли европротоколов настаивают и чиновники, и руководство МВД.

Количество самостоятельно оформленных аварий действительно растет. В первом полугодии 2017 г. в России треть аварий оформлялось по европротоколу, что на 40% больше, чем годом ранее. Активнее всего эту возможность используют в Приморском крае (более 57% ДТП), Волгоградской и Ростовской областях (48 и 41% соответственно). Больших сложностей в оформлении бланков нет, но для получения выплат водители должны соблюсти ряд обязательных формальностей.

Аварийный транспорт перекрывает проезжую часть, создавая пробку, а водители теряют до нескольких часов в ожидании сотрудников ГИБДД. Европротокол дает возможность участникам ДТП самостоятельно оформить все необходимые для страховой компании документы и быстро разъехаться, освободив дорогу.

В увеличении доли европротоколов заинтересовано и ГИБДД, сотрудники которой вынуждены заниматься бумажной работой вместо контроля движения. На проблему обратил внимание даже президент Путин, который потребовал обеспечить массовое оформление ДТП без участия инспекторов.

Более того, обязанность самостоятельно оформлять мелкие ДТП закреплена законодательно и действует в России с 1 июля. За невыполнение этого требования водителям, которые блокируют проезжую часть, грозит штраф в размере 1000 руб., и столичные депутаты уже предлагали увеличить его вдвое. А замглавы МВД Дмитрий Миронов предложил полностью перейти на европротокол при оформлении ДТП с 1 января 2017 года.

На данный момент максимальная выплата по ОСАГО при самостоятельном оформлении аварии составляет 50 тыс. руб., а на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской областей сумма увеличена до 400 тыс. рублей. Со следующего года общероссийский лимит будет увеличен до 100 тыс. руб., что автоматически поднимет долю европротоколов в регионах. Чиновники не против поднять порог еще выше, но тут сопротивляются уже страховщики, которые опасаются всплеска случаев мошенничества.

Самостоятельно оформить аварию можно только при соблюдении ряда условий. В ДТП должно участвовать только две машины, нет пострадавших среди водителей и пассажиров, не причинен ущерб третьей стороне, оба участника имеют действующие полисы ОСАГО и, главное, не спорят об обстоятельствах происшествия. Если же один из водителей не признает вину, проявляет агрессию или находится в неадекватном состоянии, полицию все-таки придется вызвать.

Если один из пострадавших автомобилей зарегистрирован за пределами РФ, оформить европротокол можно лишь при условии, что у его водителя есть международный страховой полис, то есть «Зеленая карта». Заполнять в этом случае все равно придется российские бланки.

Бланки нужно заполнять шариковой ручкой — она позволит качественно внести данные в копию европротокола. Лицевая сторона бланка заполняется водителями совместно, причем каждый из них заполняет свою колонку.

На лицевой стороне необходимо заполнить все поля, включая сведения о времени аварии и свидетелях. Необходимо точно описать все обстоятельства аварии и составить схему ДТП. На схеме должны быть обозначены автомобили, здания, названия улиц, направление движения транспортных средств, расположение разметки, объектов дорожной инфраструктуры, следов торможения и осколков. Кроме того, на схеме необходимо указать место первоначального удара.

После заполнения лицевой стороны бланки извещения нужно разделить: оригинал остается у виновника ДТП, копия — у пострадавшего. На оборотной стороне нужно максимально подробно описать обстоятельства ДТП и повреждения, а пустые графы заполнить прочерком и обязательно подписать. Любые исправления в европротоколе допустимы только при наличии подписей двух водителей. При наличии фото- или видеозаписей о них также нужно написать в примечании.

Водители не обязаны фотографировать место ДТП, но страховщики рекомендуют это делать, чтобы избежать возможных споров. Нужно снять общий вид места происшествия так, чтобы можно было определить положение транспортных средств, обе машины с регистрационными знаками, поврежденные детали, а также валяющиеся на дороге обломки, следы торможения и разметку в месте столкновения.

Уведомить страховщика автоладелец обязан в течение 5 рабочих дней с момента ДТП. В компанию нужно предоставить заполненный бланк извещения, заявление о возмещении убытков, флэшку с фотографиями или видеосъемкой. В случае, если страховая компания будет компенсировать убыток не ремонтом, а денежным возмещением, самостоятельно чинить автомобиль можно не раньше, чем через 15 дней после ДТП, либо после получения письменного согласия страховщика.

В Москве с мая нынешнего года работает служба «Дорожный патруль», которая бесплатно оказывает оперативную помощь водителям и экстренным службам. Помимо выполнения основных обязанностей, сотрудники «Патруля» могут помочь оформить и европротокол. Впрочем, пока число экипажей службы ограничено, а работают они в пределах Третьего кольца в Северном, Южном и Центральном округах столицы.

Водители, имеющие полис каско, могут также рассчитывать на помощь аварийного комиссара своей компании. А в перспективе упростить процесс поможет специальное мобильное приложение, которое разрабатывают в ГИБДД. По словам главы ведомства Михаила Черникова, с помощью приложения можно будет фиксировать координаты ДТП, делать фотографии и отсылать данные страховщикам напрямую.

На сайте Российского союза автостраховщиков выложены подробные инструкции и видеоролики, описывающие процесс оформления ДТП. Кроме того, организация поддерживает телефонную горячую линию, по которой можно получить консультацию. Кстати, Минобрнауки планирует включить курс по оформлению европротокола в базовый цикл теоретических занятий наряду с правилами пользования устройствами вызова экстренных служб.

Сообщить страховщику о ДТП можно будет через приложение на смартфоне или кнопку ГЛОНАСС

Начали действовать новые правила передачи страховой компании информации о дорожно-транспортном происшествии в случае оформления документов о нем без участия сотрудников полиции

В каком случае документы о ДТП можно оформить без вызова ГИБДД?

Извещение о дорожно-транспортном происшествии, подготовленное его участниками, называют европротоколом. В нем фиксируется, где, когда и как произошло ДТП, кто в этом виноват. По сути, европротокол является документом «три в одном»: соединяет в себе протокол о правонарушении и сопутствующие материалы (схема места происшествия, объяснения участников и пр.), которые обычно готовятся сотрудниками ГИБДД, а также сообщение в страховую компанию. Поэтому оформление ДТП через европротокол – очень удобный механизм, который еще и отработан хорошо. Страховые компании накопили опыт и знают, как на такой документ реагировать. К тому же это экономит массу времени и бережет нервы.

Но европротокол не панацея, так как может быть оформлен не всегда, а только при совокупности нескольких условий.

1. Пострадало только «железо на колесах». Если есть потерпевшие или повреждены инженерные дорожные коммуникации, про европротокол можно забыть.

2. Повреждены два автомобиля – не меньше и не больше.

Поясним. Один автомобиль может пострадать из-за плохой дороги или при контакте с инженерными коммуникациями. Раз так, то другая сторона – лицо, которое обязано содержать дорогу и коммуникации, а оно не является участником ОСАГО. Тут возникает много организационных сложностей, и потому оформление европротокола в таком случае исключается.

Если в ДТП попали более двух автомобилей, обычно сложно понять, кто же виновник. Вероятность того, что кто-то пожелает взять на себя вину, стремится к нулю. И если не оформить происшествие сразу с помощью представителей власти, в дальнейшем будет невозможно доказать, как произошло ДТП и кто виноват. Потому и в этом случае не допускается оформление европротокола.

3. Оба автомобиля застрахованы по полису ОСАГО. При таком условии возможно оперативное взаимодействие между страховыми компаниями и участниками ДТП.

4. Сейчас в порядке эксперимента в некоторых регионах введено правило, что для оформления европротокола водители не должны иметь разногласий относительно виновника ДТП. С октября этого года такие разногласия будут допускаться, но сумма вреда автомобилям должна будет составлять не более 100 тыс. руб.

Сотрудников полиции придется вызывать, если перечисленные условия не соблюдены, т.е. есть пострадавшие, причинен вред дорожным коммуникациям, есть сомнения относительно стоимости повреждений или ремонта. И при этом желательно сообщить диспетчеру, что стоимость повреждений – более 100 тыс. руб., чтобы дать понять, что оформление европротокола невозможно.

Как по новым правилам можно сообщить страховой компании о ДТП?

Раньше каждый из участников ДТП должен был передавать в страховую компанию свой экземпляр европротокола.

С октября этого года сообщать о ДТП можно будет через кнопку ГЛОНАСС (спутниковая связь) или с помощью специального приложения (в этом случае в месте ДТП должен быть доступен мобильный Интернет) 1 . У «кнопки» и приложения будет свой оператор, который должен обрабатывать информацию и передавать ее страховщикам. Передача информации оператору будет означать, что водитель исполнил свою обязанность по извещению о ДТП.

Как работают технические средства, обеспечивающие получение информации о ДТП?

Кнопка ГЛОНАСС ставится на автомобили производителем, но может отсутствовать на транспортных средствах ранних лет. Закон позволяет собственникам установить «кнопку», но это необязательно, если изначально автомобиль не был ею оборудован.

В случае нажатия «кнопки» оператору системы передаются данные за последние 10 минут до ее использования: координаты, направление, скорость движения, дата и время ДТП, параметры замедления или ускорения. Но фотографии через эту систему не передать.

Можно предположить, что ГЛОНАСС будет востребована в тех уголках России, где мобильный Интернет работает плохо. В остальных же случаях будет удобнее передавать данные через приложение.

Передать данные о ДТП можно будет через приложение?

На Портале госуслуг появится сервис для оформления ДТП. Судя по демонстрационным видео, это будет функция приложения «Госуслуги», которое многим уже известно. Тем, кто не пользуется этим порталом, но пожелает получить доступ к новому сервису, придется создать аккаунт. Для этого потребуется подтверждение личности офлайн.

Поскольку сервис по оформлению ДТП будет частью Портала госуслуг, это дает массу удобств:

  • сведения об участниках ДТП и документах попадут в заявление из профиля автоматически;
  • передача данных о геопозиции;
  • подгрузка фотографии с места ДТП;
  • участник ДТП через QR-код может получить доступ к заявлению, заполненному другим участником.

Система будет контролировать ввод сведений, которые надо передавать. Она сообщит, если данных не хватает или допущена ошибка.

Запустят новый сервис сначала в пилотных регионах и постепенно будут расширять географию и функционал.

Какие приложения для передачи данных о ДТП водители уже используют?

Некоторые страховые компании имеют свои приложения, с помощью которых можно отправлять данные о ДТП. Например, такую возможность дает приложение «АльфаСтрахование». Однако это не исключает необходимость оформления ДТП «на бумаге» для другого участника, если он не является продвинутым пользователем новых технологий.

Можно сказать, что новые правила представления страховщику информации о дорожно-транспортном происшествии направлены на то, чтобы масштабировать опыт страховых компаний на весь рынок ОСАГО.

Чем полезны новые правила передачи данных?

Они защитят автовладельцев от нерадивых страховщиков: получение электронного уведомления о том, что сведения о ДТП переданы, будет значить, что водители выполнили свои обязанности по извещению страховой компании. Если страховщик не получил данные от оператора, который обслуживает систему, это будет считаться его трудностями, а не водителей. Отказывать в выплате на этом основании прямо запрещено новыми правилами.

Могут ли у водителей возникнуть проблемы?

Трудности могут возникнуть в тех случаях, когда мобильный Интернет недоступен или работает с перебоями, а в автомобиле нет кнопки ГЛОНАСС. Кроме того, без «бумаги» не обойтись, если один участник ДТП – пользователь современных технологий, а второй – пожилой водитель с кнопочным телефоном.

Проблемой может стать стремление страховой компании заработать, отказывая водителям в страховых выплатах или уменьшая их размер. Напомним, что в таких случаях с июня этого года водители для защиты своих прав должны обращаться не в суд, а к финансовому уполномоченному. Его задача – мониторить поток жалоб и принимать меры.

1 Постановление Правительства РФ от 28 августа 2019 г. № 1108 «Об утверждении Правил представления страховщику информации о дорожно-транспортном происшествии, обеспечивающих получение страховщиком некорректируемой информации о дорожно-транспортном происшествии, и требований к техническим средствам контроля и составу информации о дорожно-транспортном происшествии, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector