Как узнать страховую компанию виновника дтп?
Как работает ОСАГО: заключение договора, действия при ДТП, ответственность страховщика
ОСАГО — обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. При страховании ОСАГО причинитель вреда (виновник ДТП) страхует свою ответственность перед потерпевшим. Если ответственность виновника не застрахована, то ОСАГО не работает. Ответственность потерпевешго может быть не застрахована.
Покупка полиса ОСАГО и расторжение договора страхования.
• Прекращение страхования по отдельным договорам ОСАГО прицепов — в полисе делается специальная отметка в полисе тягача с определенной доплатой к тарифу.
• Страховщик несет ответственность по всем договорам, заключенным агентом или брокером, в том числе если страховщику не полностью или не в срок перечислена страховая премия. Кроме того, страховщик несет ответственность за несанкционированное использование бланков (кроме случаев обращения в компетентные органы о хищении соответствующего бланка полиса ОСАГО до наступления страхового случая).
• Полисы ОСАГО должны продаваться в любом подразделении/филиале страховой компании вне зависимости от специализации данного филиала или отделения.
• При досрочном прекращении договора ОСАГО удерживается 20% страховой премии, возвращается часть премии пропорционально оставшемуся сроку действия договора.
Обращение в страховую компанию за выплатой.
• Прямое возмещение убытков (ПВУ) — если в ДТП участвовало 2 транспортных средства, оба имеют действующий полис ОСАГО, вред причинен только имуществу, за выплатой необходимо обращаться только в свою страховую компанию.
• Заявление на выплату подается в страховую компанию виновника если в ДТП пострадало более двух ТС, вред причинен здоровью или иному имуществу.
• Лимит выплаты по Европротоколу до 50 000 рублей.
• Срок для выплаты потерпевшему (или направления мотивированного отказа) 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней.
• При обращении по Европротоколу, если сумма ущерба привышает 50 000 рублей, потерпевший не сможет обратиться за большей суммой даже в случае последующей регистрации ДТП в органах ГИБДД.
Порядок осуществленния и расчета выплаты.
• Размер расходов на запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.
• Размер страховой выплаты определяется на основании справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ, которые утвержденны Российским Союзом Автостраховщиков. Цены, указанные в справочниках не соответствуют среднерыночным ценам на запасные части. Эксперты-техники при расчете страховой выплаты обязаны использовать только справочники РСА.
• При наличии у страховщика ОСАГО соответствующих договоров со станциями технического обслуживания потерпевший имеет право выбрать форму страхового возмещения – оплата ремонта или направление транспортного средства на ремонт. Страховщики обязаны размещать на сайте список ремонтных станций, с которыми у них заключены договоры в рамках ОСАГО. Ответственность за качество и сроки ремонта возлагается на страховщика. Отказаться от ремонта можно только в случае невыполнения обязанностей по ремонту страховщиком или сервисом.
• Если из документов, составленных сотрудниками полиции, невозможно установить вину застрахованного лица в наступлении страхового случая или определить степень вины каждого из водителей страховые организации производят страховые выплаты в равных долях от размера понесенного каждым ущерба. Несмотря на то, что в законе об ОСАГО прямо это не указано Верховный суд обязал страховщиков платить в равных долях потерпевшим если вина в ДТП не следует из справки ГИБДД.
• УТС (утрата товарной стоимости) относиться к реальному ущербу и подлежит выплате по ОСАГО. УТС представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.
• Возмещаются не только убытки, причиненные в результате повреждения транспортного средства, но и вред в виде утраты (повреждения) груза, перевозившегося в транспортном средстве потерпевшего, а также вред, причиненный имуществу, не относящемуся к транспортным средствам (в частности, объектам недвижимости, оборудованию заправочной станции, дорожным знакам и ограждениям и т.д.).
• Страховая компания обязана заплатить при наступлении страхового случая как вследствие действий страхователя, так и вследствие действий иного лица, использующего транспортное средство. В соответствии с позицией Верховного суда виновник ДТП может незаконно владеть ТС, например: попасть в ДТП совершив угон.
• Страховая обязана заплатить, если: виновник скрылся с места ДТП, но есть данные о ТС и номере полиса; виновник был пьян в момент ДТП; виновник ДТП был лишен (или не имел) водительского удостоверения; виновник ДТП не вписан в полис ОСАГО, но на автомобиль был оформлен полис ОСАГО; полис ОСАГО не оплачен до конца его срока действия и ДТП произошло в неоплаченный период; за скрытые дефекты не указанные в справке о ДТП; оплатить расходы по эвакуации и хранению поврежденного ТС; оплатить стоимость поврежденных в ДТП вещей или груза.
Досудебный порядок.
• При наличии разногласий между потерпевшим и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору ОСАГО, потерпевший должен направить в страховую компанию аргументированную жалобу с приложением соответствующих документов. Страховщик в 5-дневный срок обязан рассмотреть обращение и ответить на него. Если при подаче иска в суд потерпевший не предоставит подтверждение того, что он обращался с претензией в страховую компанию, суд оставит дело без рассмотрения.
• Центральный банк установил требования к содержанию претензии. К претензии должено быть приложено заключение независимой экспертизы.
Действия виновника ДТП.
• При оформлении ДТП без сотрудников ГИБДД по извещению (Европротокол) виновник (причинитель вреда) обязан направить в свою страховую компанию экземпляр извещения о ДТП. В случае если виновник не уведомит свою страховую компанию в течении 5 дней о ДТП и не направит копию извещения, страховщик вправе подать регрессный иск и взыскать с виновника выплаченное страховое возмещение.
• У виновника ДТП появилась обязанность показать страховой компании поврежденное ТС и не приступать к ремонту или утилизации своего ТС до истечения 15 календарных дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Если виновник ДТП не направит копию извещения о ДТП в страховую компанию и не покажет поврежденное ТС, то его может ждать иск в порядке регресса от страховой компании.
Ответственность страховщика.
• Устанавливается дополнительная ответственность страховщиков: пени за каждый день просрочки выплаты — 1% от суммы выплаты и штраф за каждый день просрочки срока направления отказа — 0,05% от страховой суммы.
• Административный штраф к сотрудникам страховых компаний 50 000 руб. за необоснованный отказ в оформление договора ОСАГО или навязывание дополнительных страховых продуктов.
Компенсационные выплаты производимые Российским Союзом Автостраховщиков.
Компенсационные выплаты в счет возмещения вреда имуществу осуществляются только в тех случаях, когда потерпевшие не могут их получить по договору обязательного страхования, а именно:
1) страховая компания, где был застрахован виновник ДТП, обанкротилась;
2) у страховой компании отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности.
Как проверить наличие страхового полиса у виновника ДТП
В этой статье мы детально расскажем, как проверить наличие страхового полиса у виновника ДТП. Проверка наличия страхового полиса необходима для того, чтобы определить, возможно ли получить страховое возмещение от страховой компании в дорожно-транспортном происшествии? Был ли застрахован автомобиль виновника? А также, к какой именно страховой компании нужно обращаться с требованием о возмещении?
Централизованная база данных МТСБУ
В Украине действует Моторное (транспортное) страховое бюро (далее МТСБУ), которое является единственным объединением всех страховых компаний страны, осуществляет обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств.
В сети интернет МТСБУ свою веб-страницу. Перейдите на нее. Именно на ней можно осуществить проверку, силу и наличие страхового полиса. Обратите внимание, красным квадратом выделено красную кнопку, на которую нужно нажать.
Нажав на красную кнопку, перед Вами откроется меню. Выберите поле в красном квадрате, где написано «Определить статус полиса и страховщика, выдавшего полис по транспортному средству».
Перейдя в вышеуказанный пункт меню, Вы увидите такой интерфейс. В квадрате, который обозначен красным цветом, нужно ввести регистрационный номер владельца транспортного средства. В квадрате, что выделенный зеленым цветом нужно выбрать дату, когда произошло дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Это нужно для того, чтобы узнать силу и наличие страхового полиса именно на момент наступления ДТП. Нажмите поиск, на рисунке выделено синим цветом.
После того, как Вы нажали поиск возможно два варианта — в случае, если у виновника ДТП есть полис, а также если нет. Если же полиса у виновника нет, тогда Вы увидите такой ответ.
Если у виновника есть наличие страхового полиса, Вам станет доступно такое меню. Нажмите кнопку Детализация, выделенную на рисунке красным.
Наличие страхового полиса у виновника ДТП
Перейдя в пункт Детализация, Вы получите полную информацию о полисе виновника ДТП.
В блоке, что обозначен красным цветом, Вы можете распечатать полис, или же сохранить его.
В блоке, что обозначен желтым цветом, Вы можете узнать номер и серию полиса.
В блоке, что обозначен синим цветом, Вы можете узнать название страховой компании, в которой застрахована ответственность виновника. Именно к этой страховой компании следует предъявлять требование о выплате страхового возмещения.
В блоке, что обозначен зеленым цветом, Вы можете ознакомиться с информацией о марке застрахованого авто.
Проверив наличие полиса страхования у виновника ДТП, Вы можете узнать в какую страховую компанию Вам необходимо обратиться с заявлением о выплате страхового возмещения. Для того, чтобы узнать сколько платят страховые компании в случае наступления ДТП, кликните по ссылке.
Как узнать страховую компанию виновника дтп?
Система Европротокола – упрощённая процедура оформления ДТП без участия
уполномоченных сотрудников полиции для последующего получения страховой выплаты. Иными словами, это возможность самостоятельно задокументировать факт ДТП, чтобы затем обратиться в страховую компанию (СК) за возмещением, и оперативно разъехаться, не создавая заторов на дороге.
Прежде чем приступать к оформлению ДТП без вызова сотрудников полиции, определите, возможно ли это в вашем случае.
- шаг 1
Извещение о ДТП – это обязательный документ для получения страховой выплаты по Европротоколу. Заполнение и подписание извещения не является актом, признающим виновность участника ДТП. Тем не менее вина одного из участников аварии должна быть указана в извещении однозначно, без оговорок. Бланки извещения выдаются страховой компанией, оформившей полис ОСАГО (если у вас нет бланков, обратитесь в свою СК). Извещение о ДТП состоит из двух листов. Каждый лист разделен на две части: лицевую (самокопирующуюся) и оборотную. Вся информация, внесенная на лицевую (верхнюю) сторону, должна четко отпечатываться на втором листке.
Оба водителя заполняют один бланк извещения о ДТП: лицевую и оборотную стороны обязательно.
При этом абсолютно не важно, чей из участников ДТП бланк будет заполнен. Каждый водитель выбирает любую колонку и вносит информацию по своему транспортному средству.
- 1. Место ДТП: укажите город, улицу и номер ближайшего к ДТП здания; если авария произошла на перекрестке – пересечение улиц; если не в населенном пункте – название трассы, километр и направление движения.
- 2. Дата ДТП: отметьте дату и время ДТП.
- 3. Количество поврежденных ТС: их должно быть только два, в ином случае вызывайте сотрудников ГИБДД.
- 4. В графе «Количество раненых/погибших» должны стоять прочерки, иначе применение Европротокола недопустимо.
- 5. Освидетельствование участников ДТП на состояние опьянения: при оформлении Европротокола не проводится.
- 6. Материальный ущерб, нанесенный другим ТС (кроме «А» и «В»): если помимо двух ТС пострадало другое имущество – оформление Европротокола недопустимо.
- 7. Свидетели ДТП: указать контактные данные свидетелей, если таковые имеются (по возможности взять у них письменные показания об обстоятельствах аварии).
- 8. Проводилось ли оформление сотрудником ГИБДД: «нет», так как Европротокол оформляется без участия сотрудников полиции. Далее каждый участник аварии заполняет свою сторону («А» или «В»).
- 9. Марка, модель ТС: указываются данные из свидетельства о регистрации ТС.
- 10. Собственник ТС: указываются данные лица, чье имя указано в свидетельстве о регистрации, в том числе адрес.
- 11. Водитель транспортного средства: указываются данные лица, управлявшего ТС в момент аварии (могут отличаться от данных собственника ТС).
- 12. Страховщик: указывается страховая компания из полиса ОСАГО, номер полиса и дата окончания его действия.
- 13. Место первоначального удара: указывается только место первоначального удара.
- 14. Характер и перечень видимых повреждений: указываются все видимые повреждения.
- 15. Замечания: укажите, кто из участников ДТП признал свою вину, а невиновному необходимо указать свою невиновность.
- 16. Обстоятельства ДТП: указать из предложенных. Обязательно отметить общее количество заполненных клеток.
- 17. Схема ДТП: необходимо обозначить контуры проезжей части с обязательным указанием названий улиц, а также направление движения. Указать расположение транспортных средств, дорожную разметку, дорожные знаки, указатели, светофоры – все, что имеет отношение к ДТП.
- 18. Подписи водителей, удостоверяющие отсутствие разногласий по пп. 14, 15, 16, 17, – обязательное условие оформления ДТП с помощью Европротокола.
В случае если на оборотной стороне бланка не хватает места для полного описания, запишите
необходимые данные на чистом листе бумаги и приложите его к основному бланку.
На бланке необходимо сделать отметку «С приложением», а на приложении указать,
к какому документу оно относится и кем составлено, а также заверить его
подписями обоих участников ДТП, как и на лицевой стороне бланка.
Как узнать страховую компанию виновника дтп?
Эксперты Росконтроля назвали 12 ситуаций, в которых автолюбителю не выплатят страховку.
Зарубежные поездки
Автовладельцу стоит помнить, что ОСАГО и КАСКО действуют только на территории России. Если вы планируете зарубежную поездку на машине, то в этом случае нужно приобрести специальный страховой полис. Обратиться в страховую компанию лучше еще до поездки, услуги страховых компаний, которые доступны на границе – как правило дороже, и выбора у Вас уже не будет.
Пострадавший водитель был пьян
В случае, когда виновник ДТП управлял автомобилем в нетрезвом состоянии, страховщик не освобождается от обязанности компенсации ущерба, но если в нетрезвом состоянии находился сам пострадавший, как правило, выносится постановление суда об обоюдной вине участников ДТП, и, соответственно, выплата не производится.
Расчет на месте ДТП
Страховщик не будет выплачивать компенсацию в том случае, если стороны договорились между собой и рассчитались на месте, не фиксируя факт ДТП и не вызывая сотрудников ГИБДД.
Документы не собраны
Страховая выплата не будет осуществлена, если потерпевший не предоставил документы, предусмотренные ст. 35 закона об ОСАГО: заявление, первичную и расширенную справку из ГИБДД, постановление суда.
В этой ситуации необходимо в кратчайшие сроки получить все недостающие документы (например, максимально ускорить судебное разбирательство, присутствуя на заседаниях, а при необходимости — и на судебных экспертизах).
У виновника ДТП нет полиса ОСАГО
Если виновник ДТП не имел полиса ОСАГО, соответственно нет и страховщика. Если же на виновное авто есть полис ОСАГО, в котором указано от 1 до 5 водителей, но во время ДТП за рулем находился водитель, не указанный в полисе, страховщик все равно обязан произвести выплату.
Важно! В случае отказа следует в крайне сжатые сроки получить все необходимые документы и обращаться за выплатой к страховщику, а при необходимости — в суд.
Отсутствует вина – отсутствует выплата
Страховщик не заплатит пострадавшему, если второй участник ДТП, имеющий полис ОСАГО, не виновен в наступлении ДТП. На страховку КАСКО данное ограничение не распространяется. Если вина участников ДТП обоюдная, то выплаты производятся обеим сторонам, пропорционально степени вины каждого участника. Степень вины, равно как и размер возмещения, может определить только суд.
Мошенничество
О страховой выплате можно и не мечтать если потерпевшего и виновника уличат в мошенничестве. В таких случаях, если потерпевший не при чем, необходимо обращаться за помощью к адвокату и судиться со страховщиком.
Пассажиры застрахованы
Выплаты может не быть в том случае, если пассажиры авто, пострадавшие в ДТП, уже были застрахованы от несчастных случаев на транспорте. В этом случае ущерб им будет возмещен именно по этому полису, а не по полису ОСАГО.
Место ДТП не прописано в договоре.
Развенчаем миф о том, что при повреждении автомобиля на парковке страховая компания не выплатит возмещение. На сегодняшний день закон и правила ОСАГО не содержат указания на то, что для возмещения ущерба автомобиль должен находиться только на автодороге. То есть автомобиль находится под защитой страховки на любой территории, где имеется возможность проезда транспортного средства, если не оговорено иное.
Истёк срок действия полиса
Нередко мы забываем о том, что срок действия полиса истек, в таких случаях страховая выплата по определению невозможна, так как фактически отсутствует страховщик.
Банкротство страховщика
Перед заключением договора желательно проверить надежность страховой компании, благо сейчас эта информация легко доступна в интернете. Вы сможете увидеть как общий рейтинг, характеризующий надежность компании, так и посмотреть, например, насколько просто в компании урегулировать спор по стоимости ущерба.
Важно! В случае несостоятельности (банкротства) страховой компании, если речь идет об ОСАГО, выплаты всё равно будут произведены. А вот с КАСКО рассчитывать на компенсации крайне затруднительно.
Оплата КАСКО в рассрочку
В том случае, если Вы решили оплатить страхование КАСКО частями, существует нюансы, связанные с правилами каждой страховой компании. Если до момента полной оплаты произойдет ДТП, то страховая компания может попросить оплатить страховую премию целиком, либо уменьшит сумму страховой выплаты на остаток задолженности по оплате.
Некоторые компании всё же выплатят полную стоимость ущерба без дополнительных затрат с вашей стороны. Кроме того, следует обратить внимание, что действие страховки в случае просрочки платежа приостанавливается, и вы будете не вправе требовать возмещения.
Вопросы и ответы по ОСАГО (автогражданке)
Вопрос: Что такое ОСАГО?
Ответ: ОСАГО — обязательное страхование автогражданской ответственности. Объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.
Вопрос: Кто должен страховать ОСАГО?
Ответ: Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств.
Вопрос: Может ли нарушение ПДД быть причиной для отказа в выплате по ОСАГО?
Ответ: Нет не может. Исключение — если в момент управления автомобилем водитель находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Вопрос: Какова величина максимальной выплата по ОСАГО?
Ответ: Максимальная выплата в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью нескольких потерпевших по ОСАГО составляет 240 тысяч рублей. В части возмещения вреда, причиненного имуществу (автомобилю) — 160 тысяч рублей.
Вопрос: В какой форме осуществляется выплата по ОСАГО?
Ответ: Возмещение по ОСАГО может быть двух видов — натуральным путем (ремонт) и денежным (по калькуляции независимой экспертизы). Как показала практика все страховые компании платят по калькуляции. По закону страховая обязана восстановить состояние автомобиля, в котором автомобиль находился до ДТП. Значит у вас пятилетний автомобиль, то страховая компания должна поставить вам пятилетнее крыло, взамен поврежденному. Страховой компании гораздо удобнее оплачивать ущерб по калькуляции независимой экспертизы с учетом износа деталей.
Вопрос: Как можно расширить ответственность по полису ОСАГО?
Ответ: Лимит ответственности по ОСАГО можно добровольно расширить практически во всех страховых компаниях. Стоимость расширение лимита ответственности не большая — от 300 до 3000 руб. Стоимость дополнительного полиса зависит от размера выбранной вами страховой суммы и конкретной страховой компании.
Вопрос: Действует ли ОСАГО если не пройден ТО?
Ответ: В законе действие полиса ОСАГО никак не связано с наличием ТО. Так что если у вас просрочен техосмотр, то страховка все равно действует в полном объеме.
Вопрос: Как определяется размер выплаты по ОСАГО?
Ответ: Размер страховой выплаты производится на основании калькуляции страховщика, после осмотра и фотографирования автомобиля. Обратите внимание: выплата производится с учетом износа транспортного средства!
Вопрос: В течении какого срока я должен известить страховую компанию о страховом случае?
Ответ: Страхователь обязан в течение 5 дней передать в страховую компанию извещение о ДТП, бланк которого обязательно прикладывается к полису ОСАГО.
Вопрос: Я застрахован по КАСКО, виновник ДТП застрахован по ОСАГО. В какую страховую компанию я должен обращаться — свою или виновника?
Ответ: Гораздо удобнее для Вас будет восстановить свой автомобиль по КАСКО. А уже Ваша страховая компания (где вы застрахованы по КАСКО) будет самостоятельно разбираться со страховой компанией виновника, где он застрахован по ОСАГО. Обратится Вы имеете право любую из страховых компаний (но не в обе одновременно).
Вопрос: Я хочу сам выбрать фирму — независимого оценщика, чтобы провести независимую экспертизу автомобиля. Возможно ли это?
Ответ: Да, но лучше сначала подождать оценки страховщика, а лишь затем принимать решение. Во многих случаях суммы выплаченной страховой компанией достаточно для ремонта Вашего автомобиля.
Вопрос: Страховая компания затягивает выплату по ОСАГО. Что мне делать?
Ответ: Страховщик в течение 15 рабочих дней со дня получения документов, составляет акт о страховом случае, на основании которого осуществляет страховую выплату потерпевшему либо направляет письменное извещение о полном или частичном отказе в выплате с указанием причин отказа. Страховая выплата производится путем наличного или безналичного расчета в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об осуществлении страховой выплаты. То есть в сумме страховая компания должна перевести вам деньги максимум в течение 18 рабочих дней. На практике компании стараются оттянуть момент передачи денег как можно дальше. Что делать:
- Напишите жалобу в страховую компанию на имя начальника отдела выплат по ОСАГО;
- Напишите жалобу в Российский союз автостраховщиков (РСА).
Вопрос: Водитель — виновник ДТП не был вписан в полис ОСАГО. Выплатит ли страховая компания возмещение пострадавшему по ОСАГО?
Ответ: Конечно нет.
Вопрос: Я не удовлетворен суммой выплаченной мне по ОСАГО. Что мне делать и куда обратится?
Ответ: Честно говоря, зачастую проще всего смириться с тем, что выплаченной Вам компенсации не достаточно для ремонта Вашего автомобиля. Вы можете попробовать получить больше. Для этого:
- Напишите жалобу в страховую компанию на имя начальника отдела выплат по ОСАГО;
- Напишите жалобу в Российский союз автостраховщиков (РСА).
Есть еще долгий и дорогостоящий вариант — провести встречную независимую экспертизу и обращаться в суд. В случае успешного завершения дела, страховая компания возможно погасит ваши судебные издержки и издержки за встречную независимую экспертизу. Но нужно обратить внимание на то, что такой вариант не всегда возможен, а самое главное экономически как правило не целесообразен.
РСА запустил сервис онлайн-проверки данных в полисе ОСАГО
Российский союз автостраховщиков (РСА) запустил «антимошеннический» сервис, позволяющий проверить, какие именно данные были указаны страхователем в заявлении на страхование и как они повлияли на расчет страховой премии при заключении полиса ОСАГО. «Новый сервис позволит автовладельцу самостоятельно проверить, какие именно данные были указаны при оформлении его полиса ОСАГО, если он оформлял его через посредника, а в случае аварии быстро выяснить на месте ДТП, действителен ли полис виновника происшествия», – рассказал президент РСА Игорь Юргенс.
Напомним, что оформлять ДТП без сотрудников ГИБДД (применять европротокол) можно только при наличии у обеих сторон действующего полиса ОСАГО. Если в полис внесены неверные данные, он считается недействительным, соответственно, пострадавший может остаться без компенсации ущерба.
Но многие посредники, продающие страховки, вносят ложные данные, позволяющие снижать коэффициенты, а соответственно, и цену полиса. Например, страховать джип как малолитражку или даже как мотоцикл. Новый сервис как раз предназначен для отслеживания и выявления таких махинаций. Если выяснится, что полис ОСАГО у виновника аварии поддельный, участники ДТП должны вызвать сотрудника правоохранительных органов.
Новая версия АИС ОСАГО собрала рекордное количество жалоб
По оценкам РСА, на сегодняшний день выявляется лишь около 10% преступлений, связанных со страховым мошенничеством. «Все остальные, как и размер убытков по ним, выпадают из правового поля», – сообщил Сергей Ефремов, вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС), ссылаясь на сведения из Генпрокуратуры.
На сегодняшний день 30% мошенничеств в сфере страхования совершается организованными группами, которые функционируют как бизнес. По данным ВСС, в 2019 г. в правоохранительные органы было направлено 12 000 заявлений о страховом мошенничестве, а сумма ущерба от них была оценена в 8 млрд руб. В первом полугодии 2020 г. заявлений написано 5000, а сумма ущерба составила 3 млрд руб.
При этом уголовные дела были возбуждены всего лишь в 18% случаев. Можно только догадываться, каков объем улова мошенничеств, которые остались нераскрытыми. «Стоит задача увеличить процент возбуждаемости уголовных дел, чтобы остановить ту массу преступников, которые выносят деньги из страховых компаний», – подчеркнул Ефремов.
C развитием онлайн-продаж и сервисов в страховании выросло и количество связанных с этим мошенничеств. «Несмотря на то что сегодня четко зафиксирован тренд, связанный с урегулированием убытков онлайн, специалисты, которые занимаются в страховых компаниях противодействием страховому мошенничеству, видят все риски, которые могут появиться в системе онлайн, и не всегда будут давать добро и согласовывать те продукты, которые компания будет принимать в этой сфере. Возникает много различных проблем, но в онлайн двигаться нужно, это наше будущее. При этом страховое мошенничество всегда будет идти с нами в ногу», – предупредил Ефремов. Именно поэтому РСА и сами страховщики применяют все возможные технические новшества для противодействия мошенникам.
В качестве примера страны, где технические новшества успешно позволяют бороться с мошенничеством, эксперты приводят Италию, где клиент, попав в аварию, за сутки может урегулировать вопрос со страховым возмещением, просто ничего не делая. На помощь приходит «страховая телематика» – набор сервисов, интегрированных с системами страховщика, которые позволяют компании устанавливать справедливый тариф в зависимости от рискованности манеры езды водителя и исключать бытовое мошенничество.
«Предлагая клиенту моторный полис с телематикой, страховая компания стразу исключает риск профессионального страхового мошенничества, – рассказывает генеральный директор UBI Technologies Игорь Хереш. – Для предотвращения бытового мошенничества мы предлагаем сервис FNOL. В момент ДТП, когда даже водитель еще не осознал произошедшее, в колл-центр придет картинка, при нажатии на которую можно видеть всю информацию о ДТП. Для страховой это возможность уменьшить стоимость убытка, зафиксировав все обстоятельства аварии. Информация приходит в момент ДТП, она показывает, сколько было ударов, их направление и силу и по шестизначной шкале оценивает вероятную тяжесть повреждений водителя. Это циничный и бездушный свидетель, который покажет картину ДТП беспристрастно и при этом позволит оказать быструю помощь водителю».
Как узнать страховую компанию виновника дтп?
тел.: +375 17 269-269-2
моб.: 7557 МТС, A1, Life — по тарифам операторов
- О компании
- Региональная сеть
- Онлайн-услуги
- Страховой случай
- Режим работы и контакты
- Обратная связь
- Пресс-центр
- Государственные органы
- Электронные обращения
- Калькулятор страховых услуг
- Порядок действий при страховом случае
- Формы заявлений
- Правила страхования
- Примеры выплат
Частые вопросы:
Что делать, если не вы являетесь виновником в совершении ДТП и кто в таком случае должен заниматься урегулированием ДТП?
1. Необходимо записать ФИО, адрес, марку и рег. номер автомобиля виновника. Записать номер его «Зеленой карты» или номер полиса внутреннего страхования гражданской ответственности, сроки страхования, адрес и телефон компании, выдавшей полис.
2. По возможности записать показания свидетелей, их контактный адрес и телефон.
3. Урегулированием в таком случае будет заниматься Моторное бюро страны происшествия или страховая компания виновника.
Что такое Моторное бюро страны происшествия?
В каждой стране, вступившей в систему «Зеленая карта», создано Моторное бюро, которое занимается урегулированием вопросов, связанных со страхованием гражданской ответственности и урегулированием происшествий, произошедших с иностранными участниками.
Кто должен сообщать о ДТП в Моторное бюро или страховую компанию виновника и когда это нужно делать?
В Моторное бюро страны происшествия должен сообщить пострадавший. Это необходимо сделать по телефону сразу же после ДТП для получения консультации по поводу дальнейших действий.
Где можно узнать телефоны всех Моторных бюро?
Полный список всех Моторных бюро, а также их адреса и телефоны имеются на оборотной стороне первого листа Зеленой карты.
Можно ли обращаться в Моторное бюро уже по возвращении в свою страну?
Чтобы выполнить все условия для последующего получения возмещения, необходимо обратиться в Моторное бюро сразу, находясь в стране происшествия.. Урегулирование ДТП производится по законам страны, где произошло ДТП. И только Моторное бюро имеет право интерпретации законов страны происшествия.
Что делать, если виновник ДТП не застрахован?
Необходимо записать ФИО, адрес, марку и рег. номер автомобиля виновника. Если виновник ДТП не застрахован, обращаться необходимо в Моторное бюро страны происшествия, которое по закону своей страны определить возможность получения возмещения.
Что делать при наступлении ДТП в выходные и праздничные дни?
При ДТП в выходные или праздничные дни механизм действий такой же, как и в будние дни.
Что делать, если страхователь уже вернулся на родину, не уведомив о ДТП Моторное бюро страны происшествия?
Страхователь должен перезвонить в Моторное бюро страны происшествия либо в страховую компанию виновника ДТП для уточнения перечня документов, необходимых для предъявления требования.
Почему всем должен заниматься пострадавший, а не компания, где он покупал сертификат «Зеленая карта»?
Сертификат «Зеленая карта» — это страхование гражданской ответственности, а не автомобиля пострадавшего. Если страхователь является виновником, урегулированием ущерба занимается страховая компания, в которой он купил полис. Если страхователь является пострадавшим — урегулированием ущерба занимается страховая компания виновника, в которую должен обращаться сам пострадавший.
Должен ли страхователь что-либо сообщать в свою страховую компанию?
По возвращении в Беларусь страхователь должен сообщить в страховую компанию о произошедшем ДТП и дать письменные максимально точные объяснения случившегося с указанием повреждений, нанесенных третьей стороне.
Документы, необходимые для страховой выплаты:
Перечень документов определяется законодательством страны происшествия. Поэтому, если ДТП произошло в будний день, то необходимо связаться с Моторным бюро и согласовать перечень документов, требуемых для урегулирования убытка. Если ДТП произошло в выходной день и связаться с Моторным бюро страны нет возможности, то в первую очередь потребуются следующие документы:
1. Справка полиции о ДТП.
2. Сведения о втором участнике ДТП (серия и номер страхового полиса, наименование, адрес и телефон его страховой компании, марку и регистрационный номер транспортного средства, ФИО страхователя).
3. Заполненное совместно с другим участником ДТП «Извещение об автоаварии» (если нет извещения, то зарисовать схему ДТП и описать повреждения, полученные при ДТП транспортными средствами, как нашего страхователя, так и второго участника).
4. При расхождении мнений о виновности записать имена свидетелей и их адреса (телефоны).
5. Документы, подтверждающие оплату произведенного по крайней необходимости ремонта транспортного средства (не мог двигаться без ремонта). По возможности: произвести фото- или видеосъемку поврежденных транспортных средств.
Сообщить страховщику о ДТП можно будет через приложение на смартфоне или кнопку ГЛОНАСС
Начали действовать новые правила передачи страховой компании информации о дорожно-транспортном происшествии в случае оформления документов о нем без участия сотрудников полиции
В каком случае документы о ДТП можно оформить без вызова ГИБДД?
Извещение о дорожно-транспортном происшествии, подготовленное его участниками, называют европротоколом. В нем фиксируется, где, когда и как произошло ДТП, кто в этом виноват. По сути, европротокол является документом «три в одном»: соединяет в себе протокол о правонарушении и сопутствующие материалы (схема места происшествия, объяснения участников и пр.), которые обычно готовятся сотрудниками ГИБДД, а также сообщение в страховую компанию. Поэтому оформление ДТП через европротокол – очень удобный механизм, который еще и отработан хорошо. Страховые компании накопили опыт и знают, как на такой документ реагировать. К тому же это экономит массу времени и бережет нервы.
Но европротокол не панацея, так как может быть оформлен не всегда, а только при совокупности нескольких условий.
1. Пострадало только «железо на колесах». Если есть потерпевшие или повреждены инженерные дорожные коммуникации, про европротокол можно забыть.
2. Повреждены два автомобиля – не меньше и не больше.
Поясним. Один автомобиль может пострадать из-за плохой дороги или при контакте с инженерными коммуникациями. Раз так, то другая сторона – лицо, которое обязано содержать дорогу и коммуникации, а оно не является участником ОСАГО. Тут возникает много организационных сложностей, и потому оформление европротокола в таком случае исключается.
Если в ДТП попали более двух автомобилей, обычно сложно понять, кто же виновник. Вероятность того, что кто-то пожелает взять на себя вину, стремится к нулю. И если не оформить происшествие сразу с помощью представителей власти, в дальнейшем будет невозможно доказать, как произошло ДТП и кто виноват. Потому и в этом случае не допускается оформление европротокола.
3. Оба автомобиля застрахованы по полису ОСАГО. При таком условии возможно оперативное взаимодействие между страховыми компаниями и участниками ДТП.
4. Сейчас в порядке эксперимента в некоторых регионах введено правило, что для оформления европротокола водители не должны иметь разногласий относительно виновника ДТП. С октября этого года такие разногласия будут допускаться, но сумма вреда автомобилям должна будет составлять не более 100 тыс. руб.
Сотрудников полиции придется вызывать, если перечисленные условия не соблюдены, т.е. есть пострадавшие, причинен вред дорожным коммуникациям, есть сомнения относительно стоимости повреждений или ремонта. И при этом желательно сообщить диспетчеру, что стоимость повреждений – более 100 тыс. руб., чтобы дать понять, что оформление европротокола невозможно.
Как по новым правилам можно сообщить страховой компании о ДТП?
Раньше каждый из участников ДТП должен был передавать в страховую компанию свой экземпляр европротокола.
С октября этого года сообщать о ДТП можно будет через кнопку ГЛОНАСС (спутниковая связь) или с помощью специального приложения (в этом случае в месте ДТП должен быть доступен мобильный Интернет) 1 . У «кнопки» и приложения будет свой оператор, который должен обрабатывать информацию и передавать ее страховщикам. Передача информации оператору будет означать, что водитель исполнил свою обязанность по извещению о ДТП.
Как работают технические средства, обеспечивающие получение информации о ДТП?
Кнопка ГЛОНАСС ставится на автомобили производителем, но может отсутствовать на транспортных средствах ранних лет. Закон позволяет собственникам установить «кнопку», но это необязательно, если изначально автомобиль не был ею оборудован.
В случае нажатия «кнопки» оператору системы передаются данные за последние 10 минут до ее использования: координаты, направление, скорость движения, дата и время ДТП, параметры замедления или ускорения. Но фотографии через эту систему не передать.
Можно предположить, что ГЛОНАСС будет востребована в тех уголках России, где мобильный Интернет работает плохо. В остальных же случаях будет удобнее передавать данные через приложение.
Передать данные о ДТП можно будет через приложение?
На Портале госуслуг появится сервис для оформления ДТП. Судя по демонстрационным видео, это будет функция приложения «Госуслуги», которое многим уже известно. Тем, кто не пользуется этим порталом, но пожелает получить доступ к новому сервису, придется создать аккаунт. Для этого потребуется подтверждение личности офлайн.
Поскольку сервис по оформлению ДТП будет частью Портала госуслуг, это дает массу удобств:
- сведения об участниках ДТП и документах попадут в заявление из профиля автоматически;
- передача данных о геопозиции;
- подгрузка фотографии с места ДТП;
- участник ДТП через QR-код может получить доступ к заявлению, заполненному другим участником.
Система будет контролировать ввод сведений, которые надо передавать. Она сообщит, если данных не хватает или допущена ошибка.
Запустят новый сервис сначала в пилотных регионах и постепенно будут расширять географию и функционал.
Какие приложения для передачи данных о ДТП водители уже используют?
Некоторые страховые компании имеют свои приложения, с помощью которых можно отправлять данные о ДТП. Например, такую возможность дает приложение «АльфаСтрахование». Однако это не исключает необходимость оформления ДТП «на бумаге» для другого участника, если он не является продвинутым пользователем новых технологий.
Можно сказать, что новые правила представления страховщику информации о дорожно-транспортном происшествии направлены на то, чтобы масштабировать опыт страховых компаний на весь рынок ОСАГО.
Чем полезны новые правила передачи данных?
Они защитят автовладельцев от нерадивых страховщиков: получение электронного уведомления о том, что сведения о ДТП переданы, будет значить, что водители выполнили свои обязанности по извещению страховой компании. Если страховщик не получил данные от оператора, который обслуживает систему, это будет считаться его трудностями, а не водителей. Отказывать в выплате на этом основании прямо запрещено новыми правилами.
Могут ли у водителей возникнуть проблемы?
Трудности могут возникнуть в тех случаях, когда мобильный Интернет недоступен или работает с перебоями, а в автомобиле нет кнопки ГЛОНАСС. Кроме того, без «бумаги» не обойтись, если один участник ДТП – пользователь современных технологий, а второй – пожилой водитель с кнопочным телефоном.
Проблемой может стать стремление страховой компании заработать, отказывая водителям в страховых выплатах или уменьшая их размер. Напомним, что в таких случаях с июня этого года водители для защиты своих прав должны обращаться не в суд, а к финансовому уполномоченному. Его задача – мониторить поток жалоб и принимать меры.
1 Постановление Правительства РФ от 28 августа 2019 г. № 1108 «Об утверждении Правил представления страховщику информации о дорожно-транспортном происшествии, обеспечивающих получение страховщиком некорректируемой информации о дорожно-транспортном происшествии, и требований к техническим средствам контроля и составу информации о дорожно-транспортном происшествии, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Без полиса: кто возместит ущерб при ДТП
Какие полисы являются недействительными и поддельными
Полис ОСАГО — это договор между водителем и страховой компанией, по условиям которого страховщик выплачивает возмещение при причинении вреда жизни, здоровью, имуществу, которое возникло при использовании авто. Страховая компания выдает полисы ОСАГО в печатном или электронном виде. Каждому полису присваивается уникальный номер и QR-код.
Полис ОСАГО не нужен для владельцев транспорта, скорость которых не превышает 20 км/ч, не имеющего колес, а также иностранным перевозчикам (если они застрахованы за границей).
К недействительным относятся полисы ОСАГО, которые:
выданы без уникального номера или оформлены не на официальном сайте страховщика;
такой же полис есть у другого водителя, который получил его раньше;
полис оформлен после отзыва или приостановлении действия лицензии страховщика;
выданы на испорченных, утерянных или похищенных у страховщика бланках;
выданы на старых бланках, использование которых не продлено.
Подделывают полисы ОСАГО по-разному: кто-то изменяет дату выдачи и период действия документа, подпись на нем или гербовую печать. Так, в Воронеже автолюбитель переписал ручкой срок страховки, а в Волгограде злоумышленник оформил полис на мототехнику, затем в фотошопе изменил сведения о водителе и авто.
Юрист «Европейской Юридической Службы» Евгений Иванов поясняет, что в такой ситуации необходимо подать заявление в полицию, поскольку в действиях менеджера имеются признаки преступления по ст. 327 УК («Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, штампов, печатей или бланков»). В рамках проверки будет установлен виновник, добавляет эксперт: «Затем вы вправе предъявить гражданский иск о взыскании материального и морального вреда к причинителю ущерба».
Как проверить действительность страховки
Автовладельцу необходимо ввести серию и номер полиса ОСАГО на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА). Помимо действительности полиса водитель узнает, принадлежит ли документ страховщику и какой договор ОСАГО он заключал. Также можно проверить страховку через QR-код или сравнить по характеристикам подлинного полиса.
Основные признаки действительного полиса ОСАГО
Какое наказание грозит за недействительный полис
Если водитель ездит с недействующей страховкой, то получит штраф 800 руб. по ч. 2 ст. 12.37 КоАП («Несоблюдение требований об ОСАГО»). Если полис подложный, то автовладельцу грозит уголовная ответственность по ч. 1,5 ст. 327 УК («Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, штампов, печатей или бланков»):
за подделку страховки или изготовление подложных бланков для использования или сбыта;
использование заведомо ложного полиса ОСАГО.
Если водитель обнаружил, что полис является фиктивным, то ему необходимо написать заявление в полицию, чтобы изготовителей незаконной продукции нашли и привлекли к уголовной ответственности.
Кто будет выплачивать возмещение при отсутствии страховки, поддельном полисе
Вред здоровью после аварии возмещается Российским союзом автостраховщиков независимо от наличия и действительности полиса ОСАГО.
Виновник даже может быть не установлен или скрыться с места ДТП, а потерпевшие получат компенсацию. Но затем РСА будет взыскивать эти деньги с виновника происшествия.
Если при аварии никто из людей не пострадал, а ущерб был причинен только имуществу, то расходы будет компенсировать виновник. Но если водитель ехал на служебной машине по рабочим делам и попал в ДТП, то придется платить работодателю.
Если при ДТП причинили только вред имуществу, то расходы возместит виновник или его работодатель, если авария произошла, когда сотрудни исполнял трудовые обязанности.
Юрист «Европейской Юридической Службы» Евгений Иванов поясняет, что можно обратиться к виновнику ДТП для возмещения вреда даже в том случае, если автомобиль продан. Денежная сумма от продажи не влияет на размер ущерба, отмечает эксперт: «Если после ДТП вы продали авто без оценки, то в суде доказать убытки будет сложно».
Определяем ущерб, затем договариваемся с виновником
Сначала нужно рассчитать сумму вреда, причиненного автомобилю после ДТП. Это делает независимый эксперт. Он подготовит отчет, в котором укажет сумму ремонта авто. Помимо денег на ремонт автовладелец может взыскать с виновника аварии расходы на проведение экспертизы, эвакуацию машины и ее хранение, доставку пострадавшего в больницу, проезд на общественном транспорте к месту нахождения авто или эксперта.
Потерпевший вправе требовать возмещение реального ущерба, в том числе, утрату товарной стоимости авто.
После оценки потерпевший просит другого участника ДТП заплатить за ремонт добровольно. Для этого он вручает претензию лично или направляет её по почте. Когда виновник согласен возместить ущерб, стороны заключают соглашение, в котором определяют размер выплат и порядок их перечисления. Если отказывается, то автовладелец может обратиться в суд.
Подаем иск в суд
Потерпевший вправе требовать выплаты ущерба имуществу с виновника через суд в течение трех лет с момента, когда узнал о своем нарушенном праве. Иск о возмещении вреда здоровью не ограничивают по времени. Но компенсация будет взыскана только в счет расходов за последние три года.
Иск подается в суд по месту жительства виновника ДТП. Заявление о возмещении вреда здоровью может быть подано по месту жительства потерпевшего или причинении ему вреда. Если сумма ущерба не превышает 50 000 руб., то дело рассмотрит мировой судья, в остальных случаях — районный суд.
В исковом заявлении необходимо описать обстоятельства ДТП, повреждения автомобиля, в какой части ущерб не был возмещен, сведения о попытке разрешить спор до суда, требование о возмещении ущерба с его размером. Также истцу следует обратить внимание на отсутствие страховки у виновника или наличие недействительного/подложного полиса.
Кроме этого, к иску следует приложить:
схему ДТП, объяснения очевидцев, протокол об административном правонарушении по водителю без страховки и др.;
документы на автомобиль (свидетельство о госрегистрации, паспорт транспортного средства);
отчет эксперта об оценке ущерба;
досудебное соглашение, претензию или иные документы, подтверждающие, что истец пытался урегулировать спор до суда;
квитанцию об оплате госпошлины;
уведомление о вручении копии иска с приложением другим участникам процесса (ответчику, третьим лицам).
Судебное разбирательство длится, как правило, два месяца. Решение суда вступит в силу через месяц, если его никто не обжалует. В противном случае решение вступит в силу незамедлительно после рассмотрения жалобы вышестоящим судом.
Юрист «Европейской Юридической Службы» Евгений Иванов говорит, что следует обжаловать решение суда в апелляционной инстанции, ссылаясь на то, что выплаченные суммы не являются неосновательным обогащением. Эксперт утверждает: «Страховая компания перед возмещением признала аварию страховым случаем, проверила и подтвердила факт заключения между виновником ДТП и страховщиком договора ОСАГО, действовавшего на дату ДТП, поэтому она не может требовать возврата выплат как неосновательного обогащения».
Обращаемся к судебным приставам
После вступления решения суда в законную силу водителю нужно получить исполнительный лист в суде и направить его приставу. Тот возбудит исполнительное производство. В ходе исполнения пристав может наложить арест на имущество или денежные средства должника, взыскать деньги с банковских карт или других источников дохода и даже запретить выезд виновнику за границу.
Если приставу не удастся взыскать деньги, то он окончит исполнительное производство. Только через 6 месяцев после такого решения автовладелец сможет возобновить исполнение.
*Вопросы найдены на автомобильных форумах и сайтах.