Trt-auto.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какая сумма штрафа за езду без страховки

Какой штраф предусмотрен за езду без страховки ОСАГО?

Обязательное страхование — «автогражданка» — с момента своего появления вызывает массу вопросов. При наблюдающейся динамике роста стоимости полиса ОСАГО, желание обойтись без него появляется у многих водителей. «Если что, оплачу штраф, так будет выгоднее!», — этот тезис мы неоднократно слышим от наших клиентов, которым потом приходится разбираться с большими задолженностями.

В данном материале подробно разберем все прямые и косвенные последствия, к которым может привести езда без страховки ОСАГО. Рассмотрим различные ситуации и штрафы, положенные при их возникновении.

Можно ли ездить без ОСАГО?

По закону делать этого нельзя. Пункт 2 статьи 19 ФЗ «О безопасности дорожного движения» прямо указывает на запрет эксплуатации ТС без полиса ОСАГО (за исключение отдельных случаев, о которых поговорим ниже).

Прежде чем перейти к наказаниям за нарушения, рассмотрим типичные ситуации, на последствиях и будет сделан акцент:

  1. ОСАГО не приобреталось вообще (или срок его действия закончился).
  2. Полис забыт дома.

Если в первом случае все понятно, то второй требует пояснений. Полис ОСАГО может быть предоставлен инспектору ДПС в виде (ст.2.1.1 1 ПДД):

  • Оригинала.
  • Распечатанного документа.
  • На электронном носителе.

При этом два завершающих пункта возможны только при заключении договора онлайн.

Если полис приобретался непосредственно в офисе страховой компании, единственно возможный вариант – предъявление оригинала.

Электронный полис

Чуть подробнее остановимся на этом типе документа. Такая возможность (предъявление в электронном виде) появилась только в 2020 году. Как уже упоминалось, электронное ОСАГО можно показать инспектору только в случаях онлайн-договора со страховой.

Важно понимать, что подразумевается под «электронным носителем». Точно в законах это пока не указано, но в ПДД отмечено, что полис должен быть предъявлен. Небогатая пока правоприменительная практика в этой области говорит о возможности инспектору видеть документ. Другими словами, смартфон, ноутбук или планшет, с экранов которых полис может быть показан проверяющему, будут считаться выполнением данного правила. А, к примеру, флешка, содержащая ту же информацию, нет.

Все вышеперечисленное сказано с одной целью – показать, что не каждый случай отсутствия на руках полиса ОСАГА подпадает под категорию «забыл дома», о которой (в том числе) пойдет речь далее.

Какой штраф за езду без страховки ОСАГО?

Рассмотрим штрафные санкции, которые могут быть предусмотрены за отсутствие ОСАГО. Статья, указанная в постановлении, даст основания для наложения санкций, поэтому нужно внимательно следить за тем, что вписывает инспектор.

СитуацияРазмер штрафаКоАП РФ
Полис забыт домаОт предупреждения до 500 рублейч.2 ст.12.3
Управляющий ТС не вписан в страховку500 рублейч.1 ст.12.37
ОСАГО отсутствует / просрочено800 рублейч.2 ст.12.37

Некоторые случаи, что грозит водителю разберем более подробно.

Ответственность, если забыл страховку дома

Сложность заключается в классификации правонарушения по ч.2 ст.12.3 или ч.1 ст.12.37. Напрямую про «забыл дома» нигде не указано, но в интересах водителя может быть применение ст.12.3, предполагающей минимальное наказание в виде предупреждения. Это не очень актуальный момент из-за редкого использования данного вида санкций, но знать о нем стоит.

Наказание за отсутствие полиса ОСАГО

Срок действия ОСАГО — это еще одна сложность, но с ней можно разобраться довольно четко. Существуют полисы ограниченного действия. Например, оформлен документ на 2020 год, но предполагает период использования ТС только в весенне-летний период. При поездке на такой машине зимой будет нарушена ч.1 ст.12.37 КоАП – стоимость штрафа 500 рублей .

Если же полис закончился, и более не действует, то это приравнено к его отсутствию, а значит, будет использована ч.2 ст.12.37 КоАП РФ – 800 рублей .

Что будет, если водитель не включен в страховку?

ОСАГО подразумевает распространение действия на конкретный автомобиль и конкретного водителя. Если один из пунктов не совпадает с действительностью, это означает отсутствие автостраховки, т.е. ч.2 ст.12.37 КоАП – штраф 800 рублей .

Однако, существуют типы ОСАГО, распространяющиеся на всех водителей указанного автомобиля. В таком случае конкретные Ф. И. О. в документе могут не указываться, а ситуация не будет являться нарушением.

Кто может выписать штраф за страховку в России?

На данный момент фиксацией нарушения, составлением постановления, а значит и оформлением штрафа занимается ГИБДД. В порядке эксперимента проводилось внедрение электронных систем фиксации (камеры), пока не предполагающее действительных штрафов, но на момент публикации этого материала сведения о результатах эксперимента, о датах и возможностях окончательного запуска отсутствовали.

От официальных лиц, в виде комментариев и заявлений, нередко поступает информация о скором внедрении системы автоматической проверки, но, повторимся, пока конкретных данных нет (хоть порой и звучат самые ближайшие даты).

Соответственно, ответить на расхожий вопрос — штрафуют ли камеры, если ездить без страхового полиса? – можно фразой «пока нет».

Сколько раз в день могут оштрафовать, если нет страховки на машину?

Многие источники предоставляют по этому поводу ложную информацию. Ссылаясь на п.5 ст.4.1 КоАП о невозможности двойной ответственности за одно и то же административное правонарушение, указывают на отсутствие права у ДПС выписать новое постановление за отсутствие страховки ОСАГО на автомобиль, если одно уже было оформлено ранее в этот же день.

К сожалению, это не соответствует действительности. Управление ТС без ОСАГО запрещено, и наличие выписанного штрафа не является аналогом оформления страховки – полиса как не было на момент составления постановления, так не будет и после этого.

Более того, достаточно автомобилю сдвинуться хоть на миллиметр после оформления штрафа, как это будет уже другое место, а значит и новое нарушение, и новые основания штрафа. Количество постановлений об отсутствии ОСАГО в день не ограничено законодательно.

Что делать, если получили штраф за ОСАГО?

Основных вариантов, как и во многих схожих случаях, два. Нужно или оплатить выписанный штраф, или оспорить его. Найти свое постановление можно и в электронном формате, однако из-за того, что камеры пока массово не используются, штраф за вождение без страховки будет получен на руки, и водитель будет осведомлен о нем на месте.

Чтобы обжаловать постановление, особенно если случай сложный, лучше обратиться к профессиональному автоюристу. Как сделать это совершенно бесплатно , читайте в конце данного материала.

Случаи освобождения от ответственности, если нет ОСАГО

Снятие ответственности за управление автомобилем без ОСАГО возможно в случаях обжалования постановления, и принятия решения в пользу водителя. Есть и редко используемый вариант «предупреждения», подразумевающийся ч.1 ст.12.3 КоАП РФ. В остальных случаях сумма штрафа за отсутствие полиса ОСАГО должна быть оплачена, или подвергнуться санкциям за неоплаченные штрафы.

В каких случаях можно ездить без страховки?

Полис неслучайно называется «обязательным». В подавляющем большинстве случаев, его наличие необходимо. Однако есть в законах и перечень ТС, на которые не распространяется обязанность иметь этот вид страхования (ст.4 ФЗ №40):

  • Управление транспортным средством с иностранной регистрацией, имеющий «Зеленую карту».
  • Если с момента обретения права собственности на авто не прошло 10 дней (в этот период ОСАГО должно появиться у нового владельца).
  • Если максимально возможная (конструктивная) скорость ТС не превышает 20 км/ч.
  • Если машина не подлежит обязательной гос. регистрации и/или не используется для движения по дорогам.
  • Техника Вооруженных сил РФ (за исключением используемой для хоз. нужд).
  • Прицепы к легковушкам.
  • ТС на гусеничных (полугусеничных), санных или иных неколесных движителях.

Сюда же можно отнести и тот тип ОСАГО, что предполагает страхование любого лица, управляющего данным автомобилем.

Надеемся, теперь вы знаете какое наказание предусмотрено за езду на не застрахованном авто. Очевидно, что полис обязательного страхования необходим в подавляющем большинстве случаев. Штрафы за неимение страховки ОСАГО могут достигать 800 рублей за каждый зафиксированный факт. Ожидается внедрение автоматизированной системы проверки.

В любом случае, при неверно оформленном постановлении, его возможно оспорить. В этом поможет адвокат по ОСАГО, первое обращение к которому можно осуществить бесплатно . Для этого достаточно описать ситуацию через форму, расположенную ниже, и один из специалистов ответит, описав примерные возможности конкретного дела. Далее вы сможете решить, стоит ли продолжать сотрудничество.

Задать вопрос эксперту сайта «Юрист-консультант»

  • Предусмотрен ли штраф за отсутствие ОСАГО для юридических лиц?
  • Могут ли выписать повторный штраф за езду без страховки ОСАГО?
  • Штрафуют ли камеры за отсутствие страховки ОСАГО?

  • Задать вопрос

Другие юридические услуги

Задать вопрос консультанту

  • Какой штраф ждет водителя, если он не вписан в страховку?

Штраф за езду без страховки в 2020 году

На сегодня автолюбители, у которых просрочен страховой полис ОСАГО или его вовсе нет, наказываются штрафом в размере 500 и 800 руб. соответственно. Плюс к этому действует возможность уплаты только 50% от суммы, если оплатить сумму в течение 20 дней после составления акта о правонарушении. По данным из официальных источников в следующем году каких-то серьезных изменений в существующем законодательстве не ожидается. Однако многих интересует вопрос: сколько придется заплатить за вождение без страховки в 2020 году, если ходят слухи об увеличении штрафов до 5000 руб.?

Новый законопроект В Государственной думе действительно находится на рассмотрении законопроект, по которому наказание за езду без страхового полиса будет намного серьезнее. Так планируется увеличить штраф до 5000 руб., а если автолюбитель совершит повторное нарушение, то его могут лишить водительских прав на срок до 6 месяцев. Однако этот закон рассматривается уже давно и в свете последних нововведений он уже не кажется перспективным.

Камеры видеофиксации . В скором времени на дорогах страны могут начать массово устанавливать камеры видеофиксации. Произойдет это после модернизации и обновления программного обеспечения существующих камер, а также их последующей адаптации, которая позволит фиксировать нарушителей, не имеющих автогражданки. Теоретически, такие меры выглядят куда эффективнее повышения штрафных санкций, т. к. водители будут получать штраф за езду без страховки в 2020 году буквально каждый раз, когда попадут в объектив видеокамеры.

Вождение автомобиля без страховки Транспортным средством можно управлять и, не имея ОСАГО, но только в следующих случаях: скорость передвижения менее 20 км/ч; у автовладельца есть «зелёная карта», машина куплена и зарегистрирована за рубежом; прицеп; военная техника. В любом случае постановление можно обжаловать, обратившись в суд.

Стоимость ОСАГО постоянно увеличивается и это несмотря на многочисленные жалобы автомобилистов на страховые компании (нежелание страховать старые автомобили, отсутствие бланков, проблемы с получением денежных компенсаций и многое другое), а потому многие предпочитают заплатить 500-800 руб., чем связываться со страховщиками. Но как показывает практика, страховой полис приобрести выгоднее, при этом для его получения потребуется пройти процедуру технического осмотра транспортного средства. Штрафы по страховке Система ОСАГО действует в РФ уже более 16 лет. Принцип заключается в том, что виновник ДТП, при наличии страхового полиса, может возместить ущерб пострадавшей стороне за счёт страховой компании. На сегодня лимит выплат превышает 400 000 руб. Если автогражданка у водителя отсутствует, инспектор ГИБДД может выписать ему штраф неограниченное количество раз. При управлении автомобилем лицом, которому транспорт не принадлежит, последний должен быть также вписан в полис. Штраф за езду без ОСАГО в 2020 году не единственный вид наказания, связанный с автострахованием. Различные меры предусматриваются и за другие нарушения: полис просрочен (даже на сутки); документ выдан для другого автомобиля; подделка; водитель не вписан. В реальных ситуациях многое зависит и от лояльного отношения инспектора ГИБДД. Нередко бывают случаи, когда нарушители отделываются предупреждением, например, забыл полиса дома. Причина распространенная и при желании сотрудникам ДПС ничего не стоит проверить автомобиль по базе и узнать есть у водителя страховка или нет.

Читать еще:  Можно ли переоформить осаго на другой автомобиль

Штраф за отсутствие ОСАГО в 2020 году

Выберите тип транспортного средства

Несмотря на введение электронного ОСАГО, многие водители продолжают использовать автомобили без полиса. Кто-то из-за нежелания тратить на оплату дополнительных услуг, кто-то из-за невозможности оформления полиса в выбранной компании через Интернет.

Вне зависимости от причины отсутствия обязательной автостраховки водителя ждет штраф, если машину остановит сотрудник ГИБДД. Кроме того, в отдельных регионах, в частности в Москве, запущены пилотные проекты по определению авто без полисов ОСАГО через дорожные камеры.

Пока владельцев такого транспорта не штрафуют, но в случае удачного окончания эксперимента опыт будет распространен на все российские регионы. В таком случае автовладелец будет платить штраф за каждый проезд под камерой.

Какие бывают штрафы за отсутствие ОСАГО?

В Кодексе об административных правонарушениях имеется специальная статья, полностью посвященная автогражданке, а вернее водителям и автовладельцам, предпочитающим обходиться без такого полиса. Делится статья 12.37 на две части.

В первой части данной статьи описывается ответственность за использование транспорта вне оговоренного в полисе ОСАГО периода, а равно управление транспортным средством лицом, не включенным в полис в качестве водителя.

Нарушение части первой статьи 12.37 КоАП наказывается штрафом в пятьсот рублей.

Вторая часть данной статьи предусматривает ответственность за отсутствие полиса обязательного автострахования гражданской ответственности. Причем под отсутствием полиса подразумевается, что собственник транспортного средства не оформил полис ОСАГО.

Нарушение второй части статьи 12.37 КоАП наказывается штрафом в восемьсот рублей.

Для водителей, забывших автогражданку дома, предусмотрена ответственность по статье 12.3 КоАП. В соответствии с частью два данной статьи, управление транспортом водителем, который не имеет при себе полиса ОСАГО, за исключением случаев, когда такая страховка вовсе отсутствует, влечет штраф в размере пятисот рублей.

Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен

Исключение из правил

Статья 12.3 КоАП не может быть применена в случае с электронным полисом ОСАГО . В соответствии с разъяснительным письмом Министерства внутренних дел РФ № 13/12-у-4440 от третьего июля 2015 года, сотрудники ГИБДД обязаны проверять легитимность полисов е-ОСАГО через базу АИС ОСАГО Российского Союза Автостраховщиков либо через сервис ИМТС МВД России.

Водитель не обязан иметь при себе распечатанную копию электронного полиса обязательного автострахования, достаточно назвать инспектору ГИБДД серию и номер данного документа.

Составление протокола за отсутствие распечатанной копии полиса е-ОСАГО противоречит закону, такой штраф легко оспорить в судебном порядке. Но прежде желательно донести до инспектора ГИБДД информацию о разъяснительном письме МВД № 13/12-у-4440, ведь после оспаривания решения сотрудника дорожной полиции в суде всегда можно подать жалобу в прокуратуру, что как минимум приведет незадачливого гаишника к серьезному разговору с начальством.

Задержание транспортного средства

В отдельных случаях, согласно первому пункту статьи 27.13 КоАП, инспектор ГИБДД вправе задержать транспортное средство, если полис ОСАГО есть, но водитель забыл его дома. Задержание автомобиля подразумевает его эвакуацию на штрафную стоянку. В таком случае вместе со штрафом забывчивый водитель оплатит услуги эвакуатора и содержания машины на штрафной стоянке.

Перспектива удручающая, поэтому желательно попросить сотрудника дорожной полиции отложить эвакуацию транспортного средства на некоторый срок, скажем, на час. Этого времени бывает достаточно, чтобы кто-нибудь из родственников привез полис ОСАГО на место задержания автомобиля.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 той же статьи КоАП, задержание прекращается, когда нарушение было устранено до начала движения эвакуатора с задержанным автомобилем на штрафную стоянку.

Штрафная стоянка

Если водитель не смог найти общий язык с инспектором ГИБДД, а его знакомые или родственники не успели привезти полис ОСАГО на место задержания автомобиля до момента его погрузки и перевозки на штрафную стоянку, действовать нужно следующим образом.

  1. Необходимо взять у инспектора ГИБДД протокол об административном правонарушении.
  2. Нужно оплатить штраф. Лучше сделать это через мобильное приложение или веб-сайт «Госуслуги».
  3. Получить справку из ГИБДД, подтверждающую оплату штрафа и возможность получения автомобиля его владельцем или законным представителем.
  4. Оплатить услуги эвакуатора и хранение машины на штрафстоянке.

После этого сотрудники штрафной стоянки обязаны вернуть автовладельцу транспортное средство в том состоянии, в котором оно находилось на момент эвакуации. При наличии повреждений нужно вызвать на штрафстоянку наряд полиции, чтобы задокументировать имеющиеся повреждения.

Е-ОСАГО по выгодной цене

Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
17 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail

Какие штрафы за езду без ОСАГО?

Выберите тип транспортного средства

К началу 2019 года средняя цена полиса ОСАГО перевалила за семь тысяч рублей. За последние пару лет показатель увеличился почти в два раза. При этом подобная «температура по больнице» не отражает всей полноты картины.

Стоимость автогражданки сегодня может легко достигать десяти тысяч «деревянных», а зачастую превышать эту отметку. Неудивительно, что для многих автолюбителей покупка страховки финансово заметно осложнилась. Решения «повременить» с её оформлением или вовсе от неё отказаться носят массовый характер.

Штрафы за отсутствие ОСАГО объективно стимулируют соответствующие процессы, хотя призваны бороться с ними. Текущие санкции ГИБДД в данной области значительно уступают ценникам страховщиков за «спасительный» полис. Подобная ситуация может выглядеть настоящей панацеей, позволяющей отсрочить трату существенных денежных средств, а то и вовсе обойтись без таковой. Вдруг повезёт и какое-то время удастся проездить, минуя проверки «гаишников»? Да и будучи «изредка пойманным», такую политику вполне возможно оправдать математически.

Таблица 1. Размер штрафа.
Состав правонарушенияСанкции ГИБДД
Отсутствие у водителя действующего
полиса ОСАГО при его фактическом
наличии (предполагается возможность
предъявления страховки инспектору
спустя какое-то время)
предупреждение
или штраф 500 руб.
Управление автомобилем вне периода
использования, оговоренного
«автогражданкой» (например, при
непродлении полиса на вторые
полгода), но в рамках годового срока
действия договора
штраф 500 руб.
Управление транспортным средством
водителем, не фигурирующим в
перечне допущенных к такому
управлению лиц согласно полису
ОСАГО (проще говоря, если водитель
«не вписан» в страховку)
штраф 500 руб.
Отсутствие полиса ОСАГО
(неисполнение обязательств по
страхованию автогражданской
ответственности)
штраф 800 руб.

Калькулятор ОСАГО расчет и онлайн покупка по 16 компаниям.

Выберите тип ТС

Действительно ли быть нарушителем выгоднее, чем страхователем? Денежных средств, потраченных на автогражданку, хватило бы на массу штрафов за её отсутствие. Статистически за год далеко не каждый автолюбитель столько раз проверяется сотрудниками ГИБДД. В то же время для правильных выводов необходимо рассматривать ситуацию несколько шире.

Рассуждаем объективно

Стоит отметить, что «перехитрить» систему штрафов «пойманным» без ОСАГО автолюбителям вряд ли удастся. Многие считают, что при выявлении сотрудником ГИБДД отсутствия страховки можно сослаться на её случайное оставление дома (или в гараже). После чего обратиться в ближайшую страховую компанию и оформить «автогражданку» с текущего дня для предъявления инспектору. Однако в подобных ситуациях, как правило, в полисе указывается время оформления, что легко выдаст попытку обмана.

Следует помнить и об «обнулении» страховой истории при более чем годовом «перерыве» после окончания последнего договора ОСАГО. Конечно, последствия здесь могут оцениваться по-разному:

  • положительно, если последний полис был убыточным и предполагал применение повышающего коэффициента при пролонгации (который, таким образом, «сгорает»);
  • отрицательно, если убытков не было, поскольку при этом теряется годами накопленная скидка.

Но всё же последняя ситуация потенциально выглядит более актуальной. Обладателей скидок по ОСАГО, к счастью, сегодня значительно больше, чем оплачивающих повышенную стоимость из-за аварий.

Наиболее же весомым аргументом против экономии на обязательной автостраховке выступает, собственно, сама эта автостраховка.

Необходимо понимать, что оплаченная премия не является налогом или иным сбором, «растворяющимся» без видимой отдачи. С учётом последних законодательных изменений страховщики несут формально неограниченный объём ответственности по каждому оформленному полису. При этом известны случаи, когда счёт ущерба потерпевшим при дорожном происшествии шёл на миллионы рублей. Вряд ли такие риски оправдываются экономией нескольких тысяч.

Чего ожидать от ситуации?

Вообще, ситуация со штрафами за отсутствие ОСАГО в чём-то исключительна. Потому что это, наверное, один из очень немногих примеров, когда санкции обходятся нарушителю дешевле устранения нарушения. При этом рост стоимости страхования в целом объясним с экономической точки зрения. Что же касается штрафов, то здесь, пожалуй, можно предположить две возможные причины их относительной «лояльности»:

  1. Профильные структуры не успевают реагировать увеличением штрафов на рост цен в «автогражданке».
  2. Ужесточение санкций не осуществляется по экономическим и политическим причинам, поскольку это может вызвать массовое недовольство автолюбителей.

Безусловно, могут быть и иные предпосылки. Но в любом случае не исключено, что данная ситуация изменится в обозримом будущем. Повышение штрафов за езду без ОСАГО при самой негативной реакции автомобилистов объективно выглядит закономерным продолжением. По крайней мере до уровня, исключающего выгоду «осознанного нарушения».

Поэтому многие «штрафники» рискуют после неоднократных «санкционных издержек» всё же оказаться вынужденными приобрести страховку. Но, возможно, уже без скидки за безаварийность. Несложно догадаться, что финансовый результат таких манипуляций окажется совсем не радужным. Увы, покупка ОСАГО пока является единственным способом не остаться «у разбитого корыта».

Е-ОСАГО по выгодной цене

Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
17 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail

Штрафы за езду без страховки ОСАГО в 2020 году

У каждого водителя во время езды в машине должен быть полис ОСАГО. Так написано в статье 32 закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Инспектор ГИБДД, остановив автомобиль, может проверить, есть ли у шофера полис.

Дальше возможны разные варианты, почему страховки у водителя при себе нет. Штрафы за различные нарушения отличаются.

Какой штраф предусмотрен?

ЗАБЫЛ ПОЛИС ДОМА

Штраф: 500 рублей или предупреждение.

Водителя штрафуют на основании статьи 12.3 КоАП (часть 2). В ней написано:

«Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей».

У дорожной полиции есть доступ к базе автостраховщиков (РСА). Инспектор может выяснить, есть ли у водителя полис ОСАГО, либо с персонального компьютера, либо связавшись с диспетчером.

Остается один нюанс: многие водители сейчас оформляют электронные полисы ОСАГО. Формально автомобилист обязан распечатать страховку на принтере и возить ее с собой.

Но еще в 2015 году первый вице-премьер Игорь Шувалов дал указание дорожной полиции проверять наличие электронного полиса только по базам РСА. Вроде как обладателю такой страховки не надо возить в бардачке распечатку.

Дальше все зависит от конкретного инспектора. Указание правительства — штука серьезная. Но и закон об ОСАГО вместе со статьей КоАП — не шутка. Если полицейский принципиально захочет оштрафовать владельца электронного полиса, не распечатавшего бланк, формально он будет прав.

ВОДИТЕЛЬ НЕ ВПИСАН В ПОЛИС ОСАГО

Штраф: 500 рублей.

Такое тоже бывает: страховка есть, а за рулем автомобилист, который не вписан в полис. Штраф не такой большой, как при отсутствии ОСАГО. Но и предупреждением отделаться не получится.

Водитель нарушает статью 12.37 КоАП (часть 1). В ней написано:

«Управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей».

НЕ КУПИЛ СТРАХОВКУ

Штраф: 800 рублей.

Водитель нарушает статью 12.37 КоАП (часть 2). В ней написано:

«Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей».

Заметим, что просроченный полис приравнивается к его полному отсутствию.

Без полиса засада: штрафы за езду без ОСАГО могут вырасти в семь раз

Автолюбителей, которые ездят без полиса ОСАГО, может ожидать повышение штрафа в семь раз. В Госдуме всерьез задумались над тем, как стимулировать нарушителей приобретать страховки, чтобы обеспечить возмещение ущерба пострадавшим в ДТП. Эта мера обсуждалась в середине октября на рабочей группе Госдумы по совершенствованию закона об ОСАГО, сообщил знакомый с результатами заседания источник «Известий» и подтвердили два участника мероприятия. Один из подходов к ужесточению наказания за езду без страховки — уравнять штраф со средней стоимостью полиса, что семикратно увеличит его размер. Поддерживают идею и страховщики — это, по их мнению, делает езду без полиса бессмысленной.

Без вины ущемленные

Как обеспечить возмещение ущерба потерпевшим при ДТП, виновник которого не имеет полиса автогражданской ответственности? Этот вопрос обсуждался на рабочей группе Госдумы по ОСАГО в середине октября, рассказал «Известиям» источник, знакомый с результатами мероприятия. Самое очевидное предложение — распространить практику по возмещению ущерба жизни и здоровью из компенсационного фонда Российского союза автостраховщиков (РСА). Однако, по словам собеседника «Известий», категорически против такого варианта выступил представитель Центробанка Владимир Чистюхин.

В Центробанке против повышения штрафа

— Реализация предложения о гарантии возмещения вреда потерпевшему в ДТП вне зависимости от наличия полиса ОСАГО у виновника аварии будет снижать стимулы к покупке полиса ОСАГО. Что в условиях низких штрафов расширит число автовладельцев, выезжающих на дорогу без полиса, — пояснили позицию регулятора в пресс-службе ЦБ.

При этом, уточнили в Центробанке, на законопослушных автовладельцев дополнительная нагрузка, так как в ОСАГО, по сути, будут зашиты риски автокаско.

— По нашим оценкам, такое расширение покрытия приведет к росту страховых выплат не менее чем на 16,6%, что неизбежно вызовет рост стоимости полисов, — привела расчеты пресс-служба ЦБ.

В семикратном размере

В итоге участники рабочей группы пришли к выводу, что нужно не возмещать ущерб потерпевшим, а стимулировать нарушителей покупать страховку через существенное увеличение штрафа, уточнил источник «Известий». То, что такой вариант действительно обсуждался, «Известиям» подтвердили и участники мероприятия — член комитета ГД по финрынку Алексей Изотов и первый зампред комитета по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков. Оба подчеркнули, что вопрос находится в стадии дискуссии, и готового законопроекта пока нет. Как предположил Алексей Изотов, ясность может возникнуть в ходе парламентских слушаний по либерализации ОСАГО, которые назначены на 18 ноября.

Депутат поддерживает позицию ЦБ, что целесообразнее не возмещать ущерб из фонда РСА, а стимулировать нарушителей страховать свою ответственность перед третьими лицами.

— Часть автомобилистов не имеют полиса ОСАГО, и когда происходят аварии по их вине, потерпевшие остаются наедине с собой. Поэтому во многих странах, в том же Казахстане, установлены очень большие штрафы за это нарушение (более 4000 в рублевом эквиваленте — «Известия»). Люди без полиса ОСАГО должны нести адекватное наказание, — заявил «Известиям» депутат.

На сегодняшний день штраф за езду без полиса составляет 800 рублей

По его мнению, штраф за езду без полиса, составляющий 800 рублей, нужно приравнять к средней стоимости страховки — на сегодняшний день она превышает 5400 рублей. В этом случае штраф может вырасти почти в семь раз.

Страховщики также поддерживают гармонизацию санкций со стоимостью страховки — это, по их мнению, делает бессмысленной езду без полиса.

— Вопрос об установлении конкретных размеров штрафов не находится в компетенции РСА. Но для того, чтобы штраф был эффективен, он должен быть, по крайней мере, сопоставим со стоимостью полиса ОСАГО, — прокомментировали в пресс-службе РСА.

По оценкам экспертов, которые привели в союзе автостраховщиков, сейчас закон об ОСАГО не выполняют — то есть ездят без страховки или с поддельным документом — около 3–4 млн автовладельцев. При этом, объяснили в РСА, часть из таких нарушителей — жертвы мошенников, которые продали им фальшивый полис. Но есть и автолюбители, которые сознательно покупают фальшивку за 1000–2000 рублей.

По данным экспертов, с поддельными документами ездят около 3–4 млн автовладельцев

В том, что ужесточать наказание за езду без полиса ОСАГО надо, сомнений нет. Другой вопрос — как это делать.

Так, в пресс-службе ЦБ «Известиям» заявили: после того, как удалось обеспечить доступность этого вида страхования, водитель без полиса ОСАГО должен осознавать неотвратимость наказания.

— И здесь мы видим большой потенциал во внедрении систем автоматической видеофиксации для контроля за наличием у водителей полиса ОСАГО, — отметили в ЦБ.

В Минфине полагают, что стимулом для граждан может быть учет особенностей вождения при установлении тарифов. Также в пресс-службе ведомства «Известиям» сообщили, что этому будет способствовать более широкое использование правоприменительных мер, направленных на реализацию принципа неотвратимости наказания — в том числе применения системы видеофиксации.

Ни дня без наказания

Вячеслав Лысаков из Госдумы также не видит необходимости в прямом повышении штрафов.

— Мы буквально стоим перед применением системы автоматической фото- и видеофиксации для определения незастрахованных автомобилей, испытание которой уже прошло в Москве. Она позволяет автоматически, по электронной базе страховщиков, определять в транспортном потоке машины, собственники которых не имеют полиса ОСАГО. Этот опыт, после внесения поправок в КоАП, позволит их штрафовать на всей территории страны, — полагает он.

Депутат и ЦБ имеют в виду пилотный проект по проверке наличия полисов ОСАГО через камеры на дорогах, который уже несколько месяцев проходит в Москве. Пока законодательно не разрешено взимать штрафы с нарушителей, им лишь отправляется уведомление о том, что они ездят без полиса.

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков

— За первые месяцы эксперимента были выявлены тысячи автовладельцев без полисов ОСАГО. Отметим, около половины обращений в РСА по поводу отсутствия данных в базе АИС (информационная база) РСА вызваны тем, что автовладельцы приобрели фальшивые полисы, — рассказали в пресс-службе союза автостраховщиков.

Как полагает Вячеслав Лысаков, если распространить московский пилот и внести законодательные поправки, то камеры будут постоянно фиксировать нарушителей, и им будут выписываться штрафы в нынешнем размере.

— Конечно, тут важно уточнить, сколько штрафов может быть выписано за день. Ведь камера может зафиксировать нарушение несколько раз в день, — пояснил депутат. — Разумно, если выписывать штраф можно будет один раз в течение дня.

При этом варианте, подсчитал Вячеслав Лысаков, тяжесть наказания может оказаться куда более существенной, чем при простом повышении санкций.

— Предположим, человек каждый день выезжает на дорогу без полиса, тогда он получит 30 штрафов за месяц, — отметил он.

В этом случае, даже при нынешнем размере наказания, автолюбителю без полиса придется заплатить 24 тыс. рублей, а это хороший стимул приобрести страховку, не сомневается представитель Госдумы.​

Штраф за езду без ОСАГО захотели поднять до 5400 рублей. Идею назвали карательной мерой

Анна Старицкая, Ксения Чернухина

По данным РСА, пишут «Известия», сейчас около трех-четырех миллионов российских водителей ездят без страховки либо с поддельными документами. Если они становятся виновниками аварий, возникает проблема с возмещением ущерба пострадавшей стороне. В Госдуме предложили задействовать для выплат компенсационный фонд Российского союза автостраховщиков (РСА). Против выступил Центробанк, заявив, что это снизит стимул к покупке страховки и увеличит число недобросовестных водителей. А перекладывание ответственности на РСА приведет к росту страховых выплат и, как следствие, удорожанию полисов.

Рост штрафов

Участники обсуждения сочли, что увеличение штрафов за езду без страховки стимулирует водителей на покупку полиса. Сейчас, объяснил «360» депутат Алексей Изотов, вопрос только обсуждается. Все может проясниться 18 ноября на парламентских слушаниях по либерализации ОСАГО. Сам парламентарий считает, что штраф нужно приравнять к средней стоимости страховки. То есть поднять в семь раз — с 800 до 5,4 тысячи рублей. В РСА позицию о сопоставимости штрафа с ценой ОСАГО разделяют.

При отсутствии ОСАГО у виновника аварии вопрос возмещения ущерба передается в суд. Проблема в том, что часто у таких людей не бывает средств для компенсации пострадавшему, говорит Изотов. Повышение штрафов можно сделать мерой не карательной, но предупредительной, как в случае с 50% оплатой штрафов в первые две недели.

«Если останавливают сотрудники ГИБДД и фиксируют нарушение, можно сделать «неделю охлаждения». Оформляешь в это время ОСАГО и не платишь штраф. А вот для злостных нарушителей, которые не собираются покупать полис, штраф будет по максимальной», — пояснил он.

Стимул не для всех

Специалист по автострахованию Дмитрий Руденков пояснил «360», что относится к идее увеличения штрафов двояко. С одной стороны, это снимет проблемы с авариями из-за водителей без страховки. С другой — некоторые водители попросту не могут купить полисы. Не все страховые работают с неопытными водителями или автолюбителями некоторых регионов.

«Повышение штрафов может грозить водителям дополнительными расходами не по их вине. Но если в регионах решат проблему с доступностью полисов, то инициатива положительная», — сказал страховщик.

Руденков не уверен, что даже существенный рост штрафов полностью решит проблемы с отсутствием страховки. Кого-то, конечно, подхлестнет. Но найдутся и те, кто принципиально ездит без полисов в надежде, что не поймают.

Расцвет липы

Руководитель Общества защиты прав автолюбителей Дмитрий Капустин также уверен, что повышение штрафов проблему не снимет. Водители просто чаще начнут обращаться на подпольный рынок за фальшивыми страховками. Хотя, в принципе, считает инициативу парламентариев правильной.

Национальный автомобильный союз: электронный ОСАГО облегчит жизнь владельцам автомобилей

Но с другой стороны, РСА сам создал условия, при которых цена страховки постоянно растет, а качество услуг, наоборот, падает. В частности, не работают принятые в 2014 году поправки о натуральном возмещении по ОСАГО. По словам Капустина, страховые часто отказываются ремонтировать старые авто, выплачивая водителям маленькую компенсацию с учетом износа машин.

«Люди понимают, что этот полис ОСАГО не отрабатывает ничего. Они попадают в ДТП, а им выплачивают деньги, которых не хватает на ремонт. Поднятие штрафов — мера карательная. Люди разочаровались в полисах, а их заставят не мытьем, так катанием этот полис купить», — добавил Капустин.

Фото- и видеофиксация

Тест системы автоматической проверки наличия ОСАГО у водителей стартовал в Москве

Другой обсуждаемый вариант, отмечает газета, заключается в использовании городских систем фото- и видеофиксации для выявления таких нарушений. Сейчас эксперимент проводится в Москве. Пока столичные водители получают не штраф, а уведомление о езде без страховки. За первые месяцы теста, говорят в РСА, система уже выявила тысячи нарушителей.

Если распространить опыт по всей стране, считает депутат Вячеслав Лысаков, мера будет действеннее повышения штрафа. Ведь если водитель хотя бы раз в день получит штраф 800 рублей, то суммарный размер штрафов в месяц составит 24 тысячи рублей. И это станет хорошим стимулом для покупки полиса.

Но в то же время задействование комплекса фото- и видеофиксации, заявил депутат Изотов, не работает даже в Москве. А на распространение системы по всей России необходимо затратить огромные средства и время.

Штраф за страховку в Беларуси

Штрафам за езду без страховки или, выражаясь юридически грамотно – за эксплуатацию транспорта «без заключения его владельцем договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», посвящено четыре пункта статьи 18.20 Кодекса об Административных правонарушениях.

Отсутствие страхового договора карается так:

  1. Обычный гражданин, не заключивший договор страхования, уплатит в бюджет 5 базовых величин (135 рублей). Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель будет оштрафован за это же на 15 базовых (405 рублей).
  2. Если незастрахованный автомобиль окажется виновником ДТП, то сумма для физического лица возрастает до 10 базовых (270 рублей), юрлицу или ИП придется уплатить 25 базовых (675 рублей).

Приведенные выше суммы взыскиваются с лица управлявшего транспортным средством. В каждом пункте предусмотрена только одна величина штрафа, замена его на другой вид наказания законом не предполагается.

Но предусматривается ответственность за допуск к дорожному движению незастрахованного транспорта.

  1. Владелец или ответственное лицо, разрешившее эксплуатацию авто без страховки, наказывается штрафом от 4 до 25 базовых (от 108 до 675 рублей).
  2. Также предусмотрена ответственность в 20 базовых (540 рублей) для транспорта, зарегистрированного за пределами РБ, при отсутствии действительного в Беларуси договора страхования.

Отсутствие страховки к числу тяжких нарушений ПДД не относится, но и снисхождения за него, т.е. предупреждения, ожидать не стоит. Очевидно потому, что не оформить страховой договор нечаянно или по стечению обстоятельств невозможно.

Стоит ли экономить на обязательной страховке – каждый решает самостоятельно. Цена страхового полиса зависит от четырех факторов:

  • Места приписки авто – зависит от прописки (регистрации) хозяина
  • Типа и марки транспорта, объема двигателя
  • Страхового периода;
  • Возраста и стажа водителя.

По сочетанию всех факторов, стоимость может колебаться от 5 до 20 базовых величин (от 135 до 540 рублей). За безаварийную езду полагается скидка. А количество штрафов за езду без полиса не ограничено.

С 1 января 2020 года физические лица при управление транспортным средством без страховки наказываются штрафом:

  • 135 бел.руб. (5 БВ) – если страховки нет совсем;
  • 270 бел.руб. (10 БВ) – если страховки нет совсем и совершено ДТП;
  • 540 бел.руб. (20 БВ) – если страховки нет совсем, а транспортное средство, зарегистрировано заграницей;
  • до 54 бел.руб. (до 2 БВ) или предупреждением – если страховка есть, но страхового свидетельства при себе нет.

Юридические лица при управление транспортным средством без страховки наказываются штрафом:

  • 405 бел.руб. (15 БВ) – если страховки нет совсем;
  • 675 бел.руб. (25 БВ) – если страховки нет совсем и совершено ДТП.

Штраф за отсутствие ОСАГО

Чем грозит просроченный полис и какие штрафы предусмотрены за его отсутствие? Что может повлиять на размер штрафа за езду без ОСАГО?

Согласно текущему законодательству, езда без полиса обязательного страхования в 2017 году запрещена и, при обнаружении его отсутствия во время остановки инспектором, водителю придется платить штраф. Любая авария при этом обернется полной выплатой всего нанесенного ущерба пострадавшей стороне. В результате поездки без страховки чаще всего заканчиваются серьезными проблемами. Мнимая экономия, даже за 9 лет, не покроет всего ущерба, нанесенного любому дорогому автомобилю.

Сейчас в законе прописаны следующие нарушения, за которые полагаются штрафы:

  • просроченный полис;
  • езда без полиса обязательного страхования;
  • водитель не вписан в действующий полис.

Оштрафовать за эти нарушения могут при любой остановке, когда инспектор будет проверять наличие страховки.

Чем грозит езда без полиса в 2019 году

Некоторые водители забывают своевременно оформить новый полис. В этом случае нарушение приравнивается к вождению без обязательного страхования. Заплатить за него придется как и за полностью отсутствующий документ – 800 рублей.

Штрафы за отсутствие полиса обязательного страхования

Водитель без полиса страхования автогражданской ответственности заплатит различные штрафы, в зависимости от типа правонарушения. Так езда без оформленной страховки обойдется в 800 рублей. Но если вы докажите, она у вас есть, но он лежит дома, то при отсутствии полиса штраф составит всего 500 рублей.

Следует отметить, что штраф может потребоваться заплатить два раза. Такая ситуация возникает, если за рулем автомобиля был не его владелец. Водитель получит штраф за езду при отсутствии полиса. Владельца же накажут за несвоевременное оформление страховки.

Также для водителей законодательно предусмотрена возможность избежать ответственности. При езде без полиса автострахования штраф налагается только в том случае, если автомобилист заведомо знал об отсутствии полиса. Можно попытаться доказать инспектору, что владелец транспортного средства не предупредил о том, что у него в данный момент нет автостраховки.

Штраф за водителя, не вписанного в полис

Если у вас имеется ограниченный полис, то к управлению транспортным средством допускаются только вписанные в него лица. В остальных случаях считается, что водитель не имеет полиса автострахования и при остановке инспектором на него будет наложен штраф. Сейчас он составляет всего 500 рублей.

Поэтому, если водитель не вписан в страховку, штраф получается меньше, чем при полном отсутствии полиса.

Отсутствие техосмотра – влияет ли оно на размер штрафа

Штраф при отсутствии страхового полиса и техосмотра ничем не отличается от ситуации, когда нет только полиса. В законе указано, что инспектор ГИБДД не имеет права требовать предоставления диагностического талона от водителя. Поэтому, если у вас не будет страховки при остановке, заплатить придется только 500 или 800 рублей, в зависимости от ситуации.

Следует отметить, что управление транспортным средством без диагностической карты не менее опасно, чем вождение без полиса обязательного автострахования. Если вы попадете в ДТП и окажетесь виновной стороной, то страховая компания просто откажет в выплатах на законных основаниях. Тогда рассчитываться за нанесенный ущерб придется личными средствами.

Сезонное страхование

Некоторые водители используют автомобиль только в определенные сезоны. Например, весной и летом, когда добираются до дачного участка. Обычно они предпочитают ездить без полиса, считая это разумной экономией.

Специально для них страховые компании разработали особое предложение. Чтобы не получить штраф за езду без страховки, размер которого составляет 800 рублей, выдается полис на 1 год с прописанными сроками, когда можно управлять транспортным средством. Они стоят значительно дешевле и позволяют копить коэффициент бонус-малус, получая дополнительные скидки.

Ездить с такой страховкой можно только в период, что указан в полисе. В противном случае – штраф. Платить придется меньше, чем при езде без страховки обязательного страхования – всего 500 рублей.

Поэтому, перед заключением договора со страховой компании, следует внимательно распланировать свои поездки в течение года.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×