Trt-auto.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обязанности виновника дтп при европротоколе

О вреде Европротокола

С марта 2009 г. дорожно-транспортное происшествие можно оформить по упрощенной процедуре, без обращения в органы ГИБДД — Европротокол.

Согласно ст. 11 Закона Об ОСАГО в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его имуществу, не может превышать 25 тысяч рублей, а если у обоих участников ДТП полисы ОСАГО заключены после 02 августа 2014 года, то выплата до 50 000 рублей. Выплата по Европротоколу для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области при условии предоставления фото- или видеосъемки, а также данных системы ГЛОНАСС или других навигационных систем увеличивается до 400 000 руб. Применяется только если оба участника ДТП заключили договор ОСАГО уже после 1 октября 2014 года. Для случаев не подтвержденных техническими средствами фиксации лимит выплат остается 50 000 руб.

Европротокол применяется в случаях:

— в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, люди не пострадали;

-дорожно-транспортное происшествие произошло с участием двух транспортных средств, владельцы которых имеют на момент аварии действующие полисы ОСАГО;

— обстоятельства ДТП, характер и перечень видимых повреждений автомобилей не вызывают разногласий у участников дорожно-транспортного происшествия. Нет спора о вине в ДТП и участники достигли согласия относительно размера стоимости вреда причиненного ТС.

Нужно очень внимательно подходить к использованию возможности оформлять ДТП без участия сотрудников ГИБДД.

Минусов у Европротокола достаточно.

В случае если страховая компания не доплатит страховую выплату, или откажет в выплате, а это случиться с большой вероятностью, потерпевшему придется обращаться в суд. Стоимость расчета стоимости ремонта транспортного средства после ДТП входит в лимит выплаты, а также телеграммы (если на осмотр вызывали страховую компанию или других участников ДТП), эвакуатор, стоянка до даты осмотра и прочие расходы в связи с ДТП. УТС — утрата товарной стоимости транспортного средства является реальным ущербом и входит в лимит выплаты.

УТС определить без расчетов очень сложно. УТС складывается из стоимости автомобиля, характера применения ремонтных воздействий, амортизационного износа и прочих факторов.

Если на ремонт не хватит лимита выплаты, то расходы превышающие этот лимит придется оплатить из своего кармана виновнику ДТП.

Обычно, потерпевшие узнают о том, что ущерб превышает лимит выплаты при обращении в страховую компанию. Если выяснится, что стоимость ремонта машины превышает лимит можно обратиться в ГИБДД и оформить ДТП несмотря на то, что прошло несколько дней или недель после ДТП.

Для оформления ДТП в ГИБДД необходим второй участник. Сотрудники полиции обязаны оформить ДТП вне зависимости от того, когда оно произошло.

Не всегда все повреждения машины заметны без разборки. Скрытые дефекты могут быть дорогостоящими и не заметными на первый взгляд.

02 августа 20014 года вступили в законную силу изменения в закон об ОСАГО. Законодатель ввел обязанность виновника ДТП (причинителя вреда) направлять в свою страховую компанию экземпляр извещения о ДТП. В случае если виновник не уведомит свою страховую компанию в течении 5 дней о ДТП и не направит копию извещения, страховщик вправе подать регрессный иск и взыскать с виновника выплаченное страховое возмещение.

Так же виновник ДТП обязан представить в страховую компанию свое поврежденное ТС и не проводить ремонт в течении 15 дней после ДТП. В случае отказа в представлении ТС виновником ДТП страховая компания вправе обратиться с регрессным иском в суд.

По Европротоколу можно обратиться только в свою страховую компанию. В страховую компанию необходимо представить извещение о ДТП, которое заполняется двумя участниками ДТП. Бланки извещений выдаются вместе с полисом ОСАГО при страховании.

Подумайте хорошо стоит ли использовать Европротокол, особенно если вы виновник ДТП.

В чем опасность Европротокола для виновника ДТП?

Как известно, при оформлении дорожной аварии в рамках ОСАГО стороны вправе обойтись без инспекторов ГИБДД. Такой порядок взаимодействия участников происшествия и страховщиков называется «Европротокол». Он позволяет существенно сэкономить время, если машины получили незначительные повреждения.

Многие автовладельцы все еще относятся к «Европротоколу» с недоверием. Причем речь идет как о потерпевших, так и о виновниках ДТП. Опасения последних вполне оправданы, ведь для них оформление аварии без участия инспектора ГИБДД может иметь серьезные последствия. О чем нужно знать водителю-виновнику, чтобы не столкнуться с неприятным сюрпризом?

Калькулятор ОСАГО расчет и онлайн покупка по 16 компаниям.

Выберите тип ТС

Виновник всегда рискует

Правилами ОСАГО предусмотрено право потерпевшего требовать возмещение ущерба у виновника аварии, когда возмещения по «Европротоколу» не хватает на ремонт автомобиля. При этом потерпевший не может предъявлять имущественные претензии страховщику, выплатившему возмещение.

Другими словами, восстановление автомобиля потерпевшего оплачивает виновник, но только когда стоимость ремонта превышает размер максимальной выплаты по «Европротоколу». При этом потерпевший вправе требовать возмещения ущерба без учета износа деталей. Как правило, в подобных обстоятельствах виновные водители не соглашаются добровольно оплачивать ремонт. Естественно, разрешить спор между участниками дорожного происшествия может только суд.

Примечательно, что размер долга виновника определяется на основании оплаченных счетов за ремонт. Конечно же, для виновной стороны подобный вариант развития события становится сущим кошмаром, особенно когда речь заходит о крупной денежной сумме.

Получается, что водитель-виновник заплатил за страховку, но все равно должен частично оплатить ремонт автомобиля потерпевшего. В довершении всего для него увеличится тариф в калькуляторе ОСАГО , ведь страховая компания произвела выплату в пределах суммы возмещения по «Европротоколу».

Таким образом, виновник дорожного происшествия всегда рискует столкнуться с неожиданными расходами. Следовательно, нужно очень внимательно подходить к оформлению происшествия без вызова инспекторов ГИБДД. Кроме того, в случае с «Европротоколом» виновный водитель всегда может прибегнуть к маленькой хитрости.

Как избежать проблем?

Допустим, водитель не сомневается в том, что происшествие спровоцировал именно он, а пострадавший предлагает оформить происшествие по «Европротоколу». В этой ситуации нужно первым делом оценить характер и масштабы повреждений. Конечно же, порой очень трудно определить, сколько стоит ремонт какой-либо детали чужой машины.

В таком случае желательно связаться с дилером производителя автомобиля, чтобы иметь хотя бы примерное представление о цене восстановительных работ. При этом не стоит доверять оценке потерпевшего, ведь он может ошибаться. Кроме того, он может попросту солгать, чтобы получить возможность отремонтировать машину без учета износа.

Если у виновника происшествия есть малейшие подозрения относительно того, что стоимость ремонта превышает размер максимальной выплаты в рамках «Европротокола», следует оформлять аварию при участии сотрудников дорожной полиции.

Это займет больше времени, но виновный водитель будет точно уверен, что в будущем ему не предъявят финансовые претензии. При оформлении аварии с участием полицейских максимальная выплата составляет полмиллиона рублей. Виновнику придется доплачивать за ремонт машины потерпевшего, только если цена восстановления автомобиля превысит указанную сумму.

Еще один вариант

Если же пострадавший по какой-либо причине не хочет обращаться за помощью к дорожным полицейским, виновнику аварии следует получить от него расписку об отсутствии претензий. В этом документе должно быть указано:

«Я не имею финансовых претензий к виновнику ДТП относительно повреждения моего автомобиля в части, превышающей размер максимально возможной страховой выплаты по договору ОСАГО в рамках «Европротокола».

Потерпевший обязательно должен поставить дату выдачи расписки и подпись. Кроме того, желательно, чтобы он указал следующие сведения.

  • Дата и обстоятельства происшествия.
  • Информация об автомобилях, участвовавших в аварии.
  • Данные участников происшествия, включая номера водительских удостоверений.

При возможности расписка должна быть заверена двумя свидетелями. В документе непременно стоит указать их данные, а также контактные координаты. Показания свидетелей пригодятся, если потерпевший захочет оспорить расписку в судебном порядке.

Неблагоприятный исход

Итак, если водитель-виновник решил обойтись без вызова полиции и не стал требовать у пострадавшего расписку, он может оказаться в трудном положении. Оценивать последствия такого выбора лучше всего на конкретном примере.

Пример

В результате аварии были повреждены бампер, фара и крыло. Потерпевший получил максимально возможную выплату по «Европротоколу». При этом независимый эксперт указал в своем заключении, что бампер и крыло можно отремонтировать, а фару следует заменить.

В дальнейшем потерпевший передал автомобиль для ремонта сотрудникам дилерской СТОА. В процессе ремонта выяснилось, что бампер и крыло необходимо заменить. Соответственно, это автоматически увеличило стоимость восстановления машины. В итоге потерпевшему не хватило возмещения по «Европротоколу» для полной оплаты ремонта.

Он обратился в суд, чтобы взыскать с виновника аварии разницу между ценой ремонта и размером страховой выплаты. Суд удовлетворил иск, использовав при оценке ущерба счета автосервиса. Виновник происшествия почти не имеет шансов оспорить такое судебное решение, а значит будет вынужден оплачивать все расходы потерпевшего на ремонт.

Кроме того, нужно помнить, что потерпевший получил выплату по «Европротоколу», следовательно, водитель-виновник дороже заплатит за пролонгацию страховки. Как известно, наличие аварий увеличивает стоимость ОСАГО у всех без исключения страховщиков.

Е-ОСАГО по выгодной цене

Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
17 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail

В Госдуме встали на защиту жертв «Европротокола»

Комитет Госдумы по финрынку подготовил законопроект, который полностью лишает страховщиков ОСАГО права на регресс в случаях, когда виновник ДТП забыл направить страховщику бланк извещения об аварии.

Это следует из заключения комитета на схожий проект по изменению закона об ОСАГО, инициированный депутатами ЛДПР из Архангельска.

Лишить права на регресс

В подготовленном комитетом законопроекте предлагается признать подпункт «ж» пункта 1 статьи 14 Федерального закона об ОСАГО утратившим силу. Норма предусматривает право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред, если оно после оформления европротокола не направило в течение пяти дней своему страховщику ОСАГО извещение о ДТП.

В документе за подписью председателя комитета Анатолия Аксакова указывается, что данный пункт включен в проект федерального закона, который в настоящее время проходит согласование в заинтересованных ведомствах. Комитет планирует вынести названный законопроект для рассмотрения Государственной думой во втором чтении в апреле текущего года.

Законопроект, о котором идет речь, инициирован Правительством РФ и направлен на реформу норм об ОСАГО. Он уже прошел первое чтение (в частности, снимает запрет на перестрахование в ОСАГО), но описанной выше нормы в своей редакции не содержал. Комитет по финрынку является ответственным и профильным комитетом по законопроекту.

Предвестник от ЛДПР

Инициатива ЛДПР, поданная раньше, была сформулирована мягче: предлагалось, что у виновника не будет обязанности извещать страховщика, если оба участника аварии застрахованы в одной страховой компании. Второе предложение депутатов Архангельского ЛДПР – ограничить право на регресс только 1/10 от суммы возмещения.

Комитет по финрынку указывает, что данные предложения отпадут за ненадобностью, если страховщики в данном случае будут полностью лишены права на регресс.

Депутат Архангельского областного собрания Игорь Арсентьев (ЛДПР), один из инициаторов первоначального законопроекта, заявил АСН, что поддерживает любой путь внесения указанных норм закона об ОСАГО, если они будут иметь перспективу скорейшего принятия. Актуальность обозначенной проблемы подтверждена аналитическим управлением аппарата Совета Федерации, отметил он.

Ранее Арсентьев сам попал в ДТП и ощутил действие нормы закона на себе. «Получается если добросовестный автомобилист признал свою вину и оформил все по европротоколу, но по незнанию или забывчивости не уведомил свою страховую компанию, она вправе взыскать с него все убытки. Сейчас это стало массовым явлением. Страховые компании активно используют этот подпункт, чтобы переложить материальную ответственность на виновника аварии, у которого по сути не остается выбора», ‒ говорил депутат.

Страховщики категорически против

Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев категорически не согласен с инициативой. Право регресса в подобных случаях – это сложившаяся международная практика, страховщики начнут испытывать серьезные затруднения при принятии решения, указывает Евгений Уфимцев.

«Например, если одна сторона принесла извещение, в котором вторая сторона написала: «Я несогласен», но не принесла свое извещение. Как тогда быть страховщикам?», – приводит пример исполнительный директор РСА.

Денис Макаров, руководитель управления методологии обязательных видов страхования «АльфаСтрахование», обращает внимание на то, что уже сейчас основная часть убытков по ОСАГО урегулируется через европротокол. Сотрудники ГИБДД в ближайшем будущем перестанут выезжать на место ДТП, кроме тех случаев, когда есть пострадавшие.

Отсутствие санкций за непредставление документа (который сейчас является фактически единственным документом, позволяющим принять решение по убытку) повлечет за собой недостаток достоверной информации о ДТП, и страховщики будут лишены возможности узнать, страховой ли это случай. «В итоге реализация данной инициативы может вызвать резкий рост убыточности по ОСАГО, что в конечном итоге может стать причиной удорожания полисов», – считают в «АльфаСтраховании».

Читать еще:  Как считается износа деталей при дтп?

Европротокол ОСАГО при ДТП

Европротокол ОСАГО предоставляет водителям возможность оформить ДТП без участия сотрудников ГИБДД. Участники самостоятельно фиксируют обстоятельства аварии и повреждения автомобилей в извещении о ДТП.

Скачать бланк европротокола (формат .PDF).

В рамках полиса ОСАГО по европротоколу страховая компания потерпевшей стороны возмещает ущерб до 50000 руб.

Европротокол также распространяется на полисы КАСКО и ДСАГО: если транспортному средству нанесён ущерб до 50000 р., страховщик обязан открыть дело и произвести выплату по извещению о ДТП, без требования документов из ГИБДД.

Обязательные условия оформления европротокола

  1. Участниками ДТП являются 2 транспортных средства с полисами ОСАГО или Зелёной картой (для автомобилей, зарегистрированных за рубежом)
  2. Нет пострадавших
  3. Вред причинён только транспортным средствам
  4. Водители пришли к согласию об обстоятельствах ДТП и перечне повреждений

На что следует обратить внимание при заполнении извещения о ДТП

  1. Записи на первом листе бланка копируются на второй: если копирующий слой слишком старый, копия может оказаться нечитаемой
  2. Полисы ОСАГО участников действительны на дату аварии
  3. Оба водителя вписаны в свои полисы ОСАГО
  4. Водители поставили подписи ручкой на каждой из копий протокола (после раскрепления бланка) в пунктах 15 и 18
  5. Если после разъединения листов в извещение вносились изменения, каждое из них удостоверяется подписями обоих водителей
  6. Первый лист протокола, заполненный ручкой, получает пострадавший, который будет обращаться в страховую компанию за возмещением ущерба: через 2-3 месяца отпечаток на втором листе может стать нечитаемым, получить по такому протоколу возмещение будет затруднительно

Извещение направляется в страховую компанию в течение 5 рабочих дней с даты происшествия. С 1.09.2014 расширен перечень регрессов по европротоколу ОСАГО: регрессные требования могут быть предъявлены к виновнику аварии, если он не направил извещение в свою страховую в пятидневный срок, не представил ТС на осмотр по требованию, произвёл ремонт в течение 15 дней с даты ДТП.

Принимая решение о составлении европротокола, водители должны учитывать следующее:

  1. Виновника ДТП устанавливают эксперты страховой компании, используя информацию из извещения о ДТП, а также все дополнительно предоставленные материалы (фото-, видео-, данные спутниковой навигации). Если вы не уверены в том, что согласно ПДД являетесь пострадавшим и имеете право на выплату по ОСАГО — вызовите ГИБДД на место аварии или следуйте к ближайшему посту ДПС с вторым участником аварии для оформления сотрудником ДПС. Если вы не уверены в том, что можете правильно перенести в протокол схему ДТП и корректно перечислить повреждения — оформите ДТП при участии сотрудника ГИБДД на месте аварии или на посту ДПС. Страховые компании вправе отказывать в выплате, если данные извещения не позволяют установить точные обстоятельства и виновника аварии.
  2. Если вы являетесь виновником ДТП и оформляете европротокол, вы соглашаетесь с тем, что потерпевший сможет требовать с вас возмещения расходов на ремонт сверх лимита страховой выплаты (50 000 р).
  3. В четырёх субъектах РФ, в том числе в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, действует безлимитный европротокол: по извещению о ДТП возможно получить возмещение в полном объёме выплат по ОСАГО — 400 000 рублей. Важно помнить, что обязательным условием получения выплаты является наличие показаний спутниковых навигационных систем (GPS, ГЛОНАСС), фото- и видеосъёмки с места ДТП. При этом требования к средствам съёмки и навигации, данные которых принимаются к рассмотрению в рамках безлимитного европротокола, в законодательстве сформулированы недостаточно чётко, что может стать поводом для отказа в выплате со стороны недобросовестного страховщика>

Если после оформления европротокола виновник не едет в страховую, не предоставляет транспортное средство на осмотр, не направляет страховщику свою копию извещения, ваша страховая не имеет права отказать вам в выплате на этом основании. Во всех случаях, когда вы не считаете себя виновником ДТП и получили отказ в выплате по европротоколу от вашего страховщика по ОСАГО, обратитесь к автоюристам. Опытные специалисты проконсультируют вас, составят требование к страховой компании, жалобу в ФСФР, исковое заявление в суд. Получить положенную по закону выплату по европротоколу — ваше право.

Техосмотр для ОСАГО

Наши офисы расположены во всех районах Петербурга. Вы можете пройти техосмотр и получить диагностическую карту в любой день недели без хлопот.

Как оформить ДТП по европротоколу

1. В каких случаях можно оформить ДТП по европротоколу?

Вы можете оформить незначительное дорожно-транспортное происшествие в упрощенном порядке — по европротоколу , если соблюдаются условия:

  • в ДТП нет потерпевших;
  • в ДТП участвуют только два ТС;
  • повреждения получили только участвовавшие в ДТП автомобили;
  • и вы, и второй водитель вписаны в действующие полисы ОСАГО или международный полис «Зеленая карта» , выданные на участвующие в ДТП автомобили;
  • по предварительной оценке нанесенный ТС ущерб не превышает максимальную сумму страховой выплаты;
  • вы и второй водитель согласны оформить ДТП без вызова сотрудников ГИБДД и подписать европротокол.

Если вы не уверены в обстоятельствах аварии, оценке нанесенного ущерба, конструктивном настрое второго участника ДТП, то оформляйте аварию в обычном порядке.

2. Что возместит страховая компания, если оформить ДТП по европротоколу?

В случае оформления ДТП по европротоколу, страховая компания возмещает ущерб в размере:

  • до 100 тысяч рублей — это стандартный лимит выплат при оформлении ДТП по европротоколу, если ДТП не зафиксировано с помощью технических средств* либо зафиксировано, но у участников ДТП есть разногласия;
  • до 400 тысяч рублей — это максимальный лимит выплат, при оформлении ДТП по европротоколу, если у участников ДТП нет разногласий по поводу обстоятельств происшествия, и ДТП зафиксировано с помощью технических средств*.

Установленные законом лимиты и условия страхового возмещения действуют как по договорам ОСАГО, так и по договорам каско.

Убытки возмещаются независимо от количества ДТП в течение срока действия страхового полиса.

Такими средствами могут быть устройство вызова экстренных служб — «ЭРА-ГЛОНАСС » или мобильное приложение, интегрированное с порталом государственных услуг РФ.

3. Как оформить ДТП по европротоколу?

1. Обязательно выполните требования ПДД сразу после столкновения — включите аварийку и выставьте знак аварийной остановки, чтобы предупредить других участников движения об опасности. Знак устанавливается на расстоянии не менее 15 метров от ДТП в населенных пунктах и не менее 30 метров за их пределами. Неисполнение этих требований влечет административное наказание: предупреждение или штраф в размере 1000 рублей (часть 1 статьи 12.27 КоАП РФ ). Если ДТП произошло за городом, в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости, находиться на проезжей части или обочине нужно в куртке, жилете или жилет-накидке с полосами световозвращающего материала.

2. Пообщайтесь со вторым участником ДТП и покажите ему свой полис обязательного страхования, проверьте действительность его полиса ОСАГО.

3. Вместе со вторым участником ДТП оповестите свои страховые компании о ДТП одним из способов:

  • онлайн, через интегрированные с порталом госуслуг РФ мобильные приложения (понадобится авторизация обоих участников ДТП на портале) — в течение 60 минут после ДТП;
  • через устройство вызова экстренных служб «ЭРА-ГЛОНАСС» (при наличии в автомобиле) — нажав на кнопку SOS в течение 10 минут после ДТП.

Обратите внимание! Эти способы подходят, если потерпевший рассчитывает на возмещение ущерба на сумму до 100 тысяч рублей, но у вас и второго участника ДТП есть разногласия по поводу обстоятельств ДТП, либо если нет разногласий и потерпевший рассчитывает на страховое возмещение до 400 тысяч рублей.

Если нет разногласий, но сообщить о ДТП указанными выше способами невозможно, потерпевшая сторона вправе рассчитывать на возмещение ущерба на сумму до 100 тысяч рублей. В таком случае уведомить страховую компанию о ДТП можно по телефону. Проследите, чтобы второй участник ДТП сделал то же самое.

4. Если транспортные средства, участвующие в ДТП, создают препятствия движению других транспортных средств, освободите проезжую часть. В противном случае вам и второму участнику ДТП грозит административное наказание за нарушение ПДД (пункт 2.6 ПДД РФ) — штраф 1000 рублей (статья 12.27 КоАП РФ).

5. Вместе со вторым участником ДТП заполните извещение о ДТП (европротокол) в мобильном приложении или бумажном виде. В первом случае детали ДТП внесите в электронную форму, во втором — в бумажную.

4. Как заполнить бумажный европротокол?

Правила заполнения европротокола (извещения о ДТП):

  • в случае ДТП, в котором участвуют два транспортных средства, оформляется одно извещение о ДТП. Кому оно будет принадлежать — вам или второму водителю — не имеет значения;
  • извещение о ДТП состоит из двух листов, каждый из которых нужно заполнить с двух сторон . Лицевая сторона — самокопирующаяся. Данные (обстоятельства происшествия, сведения о ТС, страховых компаниях, схема ДТП и тому подобное) в нее нужно внести совместно со вторым участником ДТП;
  • необходимо заполнить все графы и поля, имеющиеся на лицевой стороне. После заполнения листы нужно разъединить и проставить подписи, подтверждающие в том числе отсутствие разногласий между водителями;
  • оборотная сторона извещения о ДТП заполняется каждым водителем самостоятельно. Оригинал и самокопир имеют одинаковую юридическую силу;
  • заполняйте извещение о ДТП шариковой ручкой с достаточным давлением, чтобы качество копии было хорошим. Записи, сделанные гелевой ручкой или карандашом, могут смазаться или стереться;
  • если вам не хватило места для записей на извещении о ДТП, вы можете дополнительно оформить приложение, используя для этого чистый лист бумаги. На извещении о ДТП сделайте пометку «С приложением», на дополнительном листе — пометку «Приложение», укажите, к чему это приложение и кем оно составлено. На приложениях должны стоять подписи обоих водителей. Приложение оформляется в двух экземплярах;
  • если извещение о ДТП порвано, испорчено или трудно читаемо, нужно заполнить новое;
  • обратите внимание на то, что, если после подписания и разъединения извещения о ДТП необходимо внести в документ корректировки или дополнения, они должны быть заверены подписями обоих участников ДТП;
  • извещения о ДТП обязаны выдавать страховщики. Если по какой-то причине у вас их нет, вы можете обратиться за ними в страховую компанию. Также вы можете скачать извещение со страницы Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры (но в этом случае второй лист не будет самокопирующимся, его придется заполнять отдельно);
  • в новых извещениях о ДТП есть поле, в котором нужно проставить отметку о наличии или отсутствии разногласий по поводу обстоятельств ДТП. Если у вас старый бланк, внесите эту информацию в поле для примечаний.

5. Нужно ли после оформления ДТП по европротоколу ехать на ближайший пост ГИБДД?

Для получения страхового возмещения как по договору ОСАГО, так и по договору каско при оформлении ДТП по европротоколу ни вам, ни второму участнику ДТП к сотрудникам ГИБДД обращаться не нужно.

6. Что делать после того, как ДТП оформлено?

Неважно, потерпевший вы или виновник ДТП, после оформления происшествия по европротоколу, вы должны в течение пяти дней передать (лично или по электронной почте — по договоренности со страховщиком) в свою страховую компанию свой экземпляр извещения о ДТП.

Если вы планируете получить от страховой компании возмещение ущерба, вам также нужно будет представить заявление о страховом возмещении.

Ремонтировать и утилизировать ТС без письменного согласия страховой компании нельзя до истечения 15 календарных дней со дня ДТП (за исключением нерабочих праздничных дней).

Оформить ДТП без ГИБДД: заполняем европротокол правильно

Когда ДТП можно оформить самостоятельно

При аварии водители могут не вызывать сотрудников ГИБДД, а составить извещение о ДТП или европротокол своими силами, если одновременно есть несколько условий:

В результате ДТП нанесен вред автомобилям, но не жизни или здоровью граждан;

Причиной ДТП стало столкновение двух автомобилей (даже с прицепами), у владельцев которых есть действующие полисы ОСАГО;

Обстоятельства причинения вреда, характер и перечень видимых повреждений:

не вызывают разногласий между участниками аварии и зафиксированы в извещении;

вызывают споры, но водители передали информацию о ДТП в экстренные службы с помощью системы “ЭРА-ГЛОНАСС” или мобильного приложения “ДТП. Европротокол”.

Закон позволяет составить европротокол даже тогда, когда участвующий в ДТП автомобиль зарегистрирован за рубежом, но у водителя есть международный полис ОСАГО. Если все условия оформления ДТП соблюдены, то потерпевший может получить страховую сумму до 400 000 руб.

Если у страховщика не будет сведений о ДТП, полученных через ГЛОНАСС или мобильное приложение, то он все равно выплатит страховое возмещение. Но его сумма не превысит 100 000 руб.

Чтобы правильно оформить европротокол без участия сотрудников ГИБДД, придерживайтесь следующей инструкции.

Шаг 1. Надо обеспечить безопасность движения после ДТП

Незамедлительно остановите автомобиль, включите аварийную сигнализацию и выставите знак аварийной остановки. Если ДТП случилось в городе, то знак нужно поставить на расстоянии 15 м от машины, а если на трассе — не менее 30 м.

Читать еще:  Можно ли продлить полис осаго через интернет?

Если находитесь на трассе ночью, наденьте куртку или светоотражающий жилет, иначе водителю могут выписать штраф 1 000 руб. (п. 1 ст. 12.27 КоАП).

Шаг 2. Осмотр авто и оценка повреждений

Внимательно осмотрите место ДТП, столкнувшиеся авто и характер их повреждений с другим участником аварии, оцените предполагаемую сумму ущерба. Выясните, кто из водителей виноват, есть ли разногласия между вами и другим участником ДТП. Если их нет, а сумма ущерба не превышает 400 000 руб., приступайте к следующему шагу. В противном случае придется все-таки вызвать сотрудников ГИБДД.

Необходимо обратиться к виновнику аварии и взыскать с него недостающую сумму. Закон не предусматривает ответственность аварийных комиссаров и других лиц, в присутствии которых оформляются документы о ДТП*.

Шаг 3. Фиксация повреждений транспортных средств

Нажмите на кнопку «ЭРА-ГЛОНАСС» в автомобиле в течение 10 минут после ДТП или заполните европротокол через мобильное приложение в течение часа. Так вы известите страховщика об аварии и сможете получить возмещение.

Нет. Если сведения о ДТП зафиксированы с помощью мобильного приложения и переданы страховщику надлежащим образом, то вы увидите на экране смартфона уведомление об успешной передаче данных и присвоенный номер события. Если такого уведомления нет, то вы получите страховое возмещение в размере 100 000 руб. при согласии водителей с обстоятельствами ДТП. Если при оформлении извещения есть споры, то без зафиксированных данных о ДТП страховщик откажет в возмещении.

Сфотографируйте общий план происшествия, машины с повреждениями, а также следы и предметы, относящиеся к ДТП. Затем уберите авто с дороги, чтобы не создавать препятствия для движения транспорта. Иначе можете получить штраф 1 000 руб. (п. 1 ст. 12.27 КоАП).

С 1 ноября 2019 года в 5 регионах страны запустили новое мобильное приложение «Помощник ОСАГО» в тестовом режиме. Его использование заметно сократит время оформления ДТП без вызова сотрудников полиции.

Шаг 4. Проверка действительности полиса ОСАГО

Попросите другого участника ДТП предоставить полис ОСАГО и проверьте его действительность на сайте РСА. Для этого введите его серию и номер. Также обратите внимание на наименование, адрес местонахождения и телефон страховщика.

Если водитель отказывается показывать полис, то тоже придется оформлять ДТП в общем порядке. Тогда он будет обязан предоставить полис сотруднику ГИБДД, иначе получит штраф 500 руб. (п. 2 ст. 12.3 КоАП). Помимо полиса проверьте паспорт и водительское удостоверение участника ДТП, свидетельство о регистрации и паспорт машины.

Шаг 5. Заполнение извещения о ДТП

Бланк извещения о ДТП выдается вместе с полисом ОСАГО. При заполнении европротокола максимально полно опишите обстоятельства ДТП без противоречий с другим водителем и повреждения машины (царапины, вмятины, изгибы, деформации, трещины и др.), а также вещей, которые находились в авто (ноутбука, коляски и др.).

Укажите в схеме ДТП названия улиц, положение машин в момент столкновения и их конечное положение, расположение светофоров и дорожных знаков, линии дорожной разметки (сплошную и разделительные полосы, белую линию, запрещенное движение и др.), а по возможности — следы грязи, осколков, торможения.

Не забудьте прописать общее количество заполненных клеток, иначе обстоятельства ДТП не зафиксируются. Не оставляйте незаполненных граф, обозначая их прочерком. Также укажите, что между вами и другим участником ДТП нет разногласий или пропишите их в п. 7 европротокола. Подчеркните, что извещение о ДТП вы оформили без инспектора ГИБДД.

Нет, возвращение на место ДТП, информирование о происшествии ГИБДД не имеет смысла. Невнимательность при оформлении извещения о ДТП (незаполненные поля, указание неверной противоречивой информации) приводит к тому, что страховщик не получит информацию, которой достаточно для установления всех обстоятельств ДТП. И страховая фирма откажет в выплате возмещения. В этой ситуации приходится взыскивать причиненный ущерб непосредственно с виновника аварии.

Подпишите европротокол и разъедините его. Подлинник остается у потерпевшего, а виновник забирает копию.

Нажмите на картинку для увеличения

Шаг 6. Обращение в страховую компанию за возмещением после ДТП

Для получения страхового возмещения потерпевший обращается в страховую компанию в течение 5 рабочих дней и предоставляет следующие документы:

извещение о ДТП, заполненное обоими водителями;

заявление о возмещении убытков;

Страховщик попросит предоставить машину для осмотра и оценки повреждений в течение 5 рабочих дней. После осмотра он направит автомобиль на восстановительный ремонт или выплатит страховое возмещение по соглашению с потерпевшим в течение 20 рабочих дней.

Чтобы начать ремонт до истечения 15 календарных дней со дня аварии, за исключением нерабочих праздничных дней, то для этого нужно согласие обоих компаний, застраховавших ответственность участников ДТП.

Если европротокол составлен с ошибками и страховщик отказал в выплате, то исправьте его совместно с другим участником. Если тот не выходит на связь или отказывается переписывать извещение, то вызовите сотрудников ГИБДД и оформите ДТП в общем порядке. Кроме того, отказ в выплатах можно обжаловать в суде и взыскать страховое возмещение. Если при заполнении извещения об аварии вы не уверены в том, кто является ее виновником, а другой водитель не согласен с обстоятельствами ДТП и размером причиненного ущерба, то тоже придется обращаться к полицейским.

Самые популярные ошибки водителей при оформлении протокола

Ошибочное заполнение протоколаПравильное заполнение протокола
Номер страхового полиса, водительского удостоверения или VIN автомобиля написан с ошибкой (п. 9, 10, 11 европротокола).Данные о страховом полисе, водительском удостоверении и VIN номере автомобиля указаны в соответствии с документами.
В п. 9 «Марка, модель ТС» указан VIN номер авто, который не соответствует VIN номеру из страхового полиса.В п. 9 указан такой же VIN номер, что и в страховом полисе.
В п. 14 «Характер и перечень видимых повреждений деталей и элементов» водители неправильно указали повреждения. Например, перепутали правую и левую стороны машины.В п. 14 европротокола все повреждения описаны верно.
Водители не заполнили п. 15 «Замечания», поставив прочерк, или написали «Замечаний нет».В п. 15 виновник ДТП указал, что вину признает полностью, а другой — считаю себя невиновным в аварии.
В п. 16 «Обстоятельства ДТП» водители проставили галочки в противоречии друг с другом, хотя разногласий между ними нет. Или один из водителей не заполнил этот пункт.Необходимо выбрать наиболее подходящие обстоятельства ДТП и отметить их галочки без противоречий с другим водителем (если нет разногласий) или так, чтобы было видно, в чем водители не согласны друг с другом.
В п. 16 водитель автомобиля «А» заполнил колонку водителя автомобиля «В» или наоборот.Каждый из водителей заполняет обстоятельства ДТП в своей колонке.
В п. 16 «Обстоятельства ДТП» не указано общее количество заполненных клеток.Общее количество заполненных клеток прописано двумя водителями.
Схема ДТП из п. 17 составлена без обозначения улицы, на которой произошло ДТП, а также без дорожной разметки и знаковСхема ДТП составлена тщательно, на ней видно, где произошло ДТП, как были расположены автомобили относительно дорожной разметки и знаков.
Водители не подписали п. 15 «Замечания», п. 18 «Подписи водителей. » и обратную сторону европротокола.П. 15, 18 и обратная сторона европротокола подписана двумя водителями.
Внесенные исправления в европротокол не подписаны водителямиЛюбое исправление в европротоколе обозначено фразой «Исправленному верить» и закреплено подписями водителей.

* Вопросы найдены на автомобильных форумах.

Сообщить страховщику о ДТП можно будет через приложение на смартфоне или кнопку ГЛОНАСС

Начали действовать новые правила передачи страховой компании информации о дорожно-транспортном происшествии в случае оформления документов о нем без участия сотрудников полиции

В каком случае документы о ДТП можно оформить без вызова ГИБДД?

Извещение о дорожно-транспортном происшествии, подготовленное его участниками, называют европротоколом. В нем фиксируется, где, когда и как произошло ДТП, кто в этом виноват. По сути, европротокол является документом «три в одном»: соединяет в себе протокол о правонарушении и сопутствующие материалы (схема места происшествия, объяснения участников и пр.), которые обычно готовятся сотрудниками ГИБДД, а также сообщение в страховую компанию. Поэтому оформление ДТП через европротокол – очень удобный механизм, который еще и отработан хорошо. Страховые компании накопили опыт и знают, как на такой документ реагировать. К тому же это экономит массу времени и бережет нервы.

Но европротокол не панацея, так как может быть оформлен не всегда, а только при совокупности нескольких условий.

1. Пострадало только «железо на колесах». Если есть потерпевшие или повреждены инженерные дорожные коммуникации, про европротокол можно забыть.

2. Повреждены два автомобиля – не меньше и не больше.

Поясним. Один автомобиль может пострадать из-за плохой дороги или при контакте с инженерными коммуникациями. Раз так, то другая сторона – лицо, которое обязано содержать дорогу и коммуникации, а оно не является участником ОСАГО. Тут возникает много организационных сложностей, и потому оформление европротокола в таком случае исключается.

Если в ДТП попали более двух автомобилей, обычно сложно понять, кто же виновник. Вероятность того, что кто-то пожелает взять на себя вину, стремится к нулю. И если не оформить происшествие сразу с помощью представителей власти, в дальнейшем будет невозможно доказать, как произошло ДТП и кто виноват. Потому и в этом случае не допускается оформление европротокола.

3. Оба автомобиля застрахованы по полису ОСАГО. При таком условии возможно оперативное взаимодействие между страховыми компаниями и участниками ДТП.

4. Сейчас в порядке эксперимента в некоторых регионах введено правило, что для оформления европротокола водители не должны иметь разногласий относительно виновника ДТП. С октября этого года такие разногласия будут допускаться, но сумма вреда автомобилям должна будет составлять не более 100 тыс. руб.

Сотрудников полиции придется вызывать, если перечисленные условия не соблюдены, т.е. есть пострадавшие, причинен вред дорожным коммуникациям, есть сомнения относительно стоимости повреждений или ремонта. И при этом желательно сообщить диспетчеру, что стоимость повреждений – более 100 тыс. руб., чтобы дать понять, что оформление европротокола невозможно.

Как по новым правилам можно сообщить страховой компании о ДТП?

Раньше каждый из участников ДТП должен был передавать в страховую компанию свой экземпляр европротокола.

С октября этого года сообщать о ДТП можно будет через кнопку ГЛОНАСС (спутниковая связь) или с помощью специального приложения (в этом случае в месте ДТП должен быть доступен мобильный Интернет) 1 . У «кнопки» и приложения будет свой оператор, который должен обрабатывать информацию и передавать ее страховщикам. Передача информации оператору будет означать, что водитель исполнил свою обязанность по извещению о ДТП.

Как работают технические средства, обеспечивающие получение информации о ДТП?

Кнопка ГЛОНАСС ставится на автомобили производителем, но может отсутствовать на транспортных средствах ранних лет. Закон позволяет собственникам установить «кнопку», но это необязательно, если изначально автомобиль не был ею оборудован.

В случае нажатия «кнопки» оператору системы передаются данные за последние 10 минут до ее использования: координаты, направление, скорость движения, дата и время ДТП, параметры замедления или ускорения. Но фотографии через эту систему не передать.

Можно предположить, что ГЛОНАСС будет востребована в тех уголках России, где мобильный Интернет работает плохо. В остальных же случаях будет удобнее передавать данные через приложение.

Передать данные о ДТП можно будет через приложение?

На Портале госуслуг появится сервис для оформления ДТП. Судя по демонстрационным видео, это будет функция приложения «Госуслуги», которое многим уже известно. Тем, кто не пользуется этим порталом, но пожелает получить доступ к новому сервису, придется создать аккаунт. Для этого потребуется подтверждение личности офлайн.

Поскольку сервис по оформлению ДТП будет частью Портала госуслуг, это дает массу удобств:

  • сведения об участниках ДТП и документах попадут в заявление из профиля автоматически;
  • передача данных о геопозиции;
  • подгрузка фотографии с места ДТП;
  • участник ДТП через QR-код может получить доступ к заявлению, заполненному другим участником.

Система будет контролировать ввод сведений, которые надо передавать. Она сообщит, если данных не хватает или допущена ошибка.

Запустят новый сервис сначала в пилотных регионах и постепенно будут расширять географию и функционал.

Какие приложения для передачи данных о ДТП водители уже используют?

Некоторые страховые компании имеют свои приложения, с помощью которых можно отправлять данные о ДТП. Например, такую возможность дает приложение «АльфаСтрахование». Однако это не исключает необходимость оформления ДТП «на бумаге» для другого участника, если он не является продвинутым пользователем новых технологий.

Можно сказать, что новые правила представления страховщику информации о дорожно-транспортном происшествии направлены на то, чтобы масштабировать опыт страховых компаний на весь рынок ОСАГО.

Чем полезны новые правила передачи данных?

Они защитят автовладельцев от нерадивых страховщиков: получение электронного уведомления о том, что сведения о ДТП переданы, будет значить, что водители выполнили свои обязанности по извещению страховой компании. Если страховщик не получил данные от оператора, который обслуживает систему, это будет считаться его трудностями, а не водителей. Отказывать в выплате на этом основании прямо запрещено новыми правилами.

Читать еще:  Как отказаться от осаго и вернуть деньги?

Могут ли у водителей возникнуть проблемы?

Трудности могут возникнуть в тех случаях, когда мобильный Интернет недоступен или работает с перебоями, а в автомобиле нет кнопки ГЛОНАСС. Кроме того, без «бумаги» не обойтись, если один участник ДТП – пользователь современных технологий, а второй – пожилой водитель с кнопочным телефоном.

Проблемой может стать стремление страховой компании заработать, отказывая водителям в страховых выплатах или уменьшая их размер. Напомним, что в таких случаях с июня этого года водители для защиты своих прав должны обращаться не в суд, а к финансовому уполномоченному. Его задача – мониторить поток жалоб и принимать меры.

1 Постановление Правительства РФ от 28 августа 2019 г. № 1108 «Об утверждении Правил представления страховщику информации о дорожно-транспортном происшествии, обеспечивающих получение страховщиком некорректируемой информации о дорожно-транспортном происшествии, и требований к техническим средствам контроля и составу информации о дорожно-транспортном происшествии, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

ОСАГО изменилось с 1 октября: как теперь ездить

С 1 октября 2019 г. при оформлении аварии по европротоколу отменили лимит в 100 тыс. рублей. Теперь имеющие полисы ОСАГО участники аварии могут обойтись без присутствия инспекторов ГИБДД, если ущерб укладывается в сумму до 400 тыс. рублей. Именно такой максимальный размер покрытия по риску причинения вреда имуществу обеспечивает полис ОСАГО. Эта норма в виде эксперимента несколько лет действовала только в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях — здесь сосредоточено более четверти всех автовладельцев. В других же городах водители были ограничены лимитом в 100 тыс. рублей.

Но оформить аварию по европротоколу по-прежнему можно только при соблюдении трех условий: если в аварии участвовали только два автомобиля, водители которых застрахованы по ОСАГО; если в ДТП нет пострадавших и погибших; если не причинен ущерб третьим лицам.

Чтобы рассчитывать на возмещение до 400 тыс. руб. при оформлении по европротоколу, участникам аварии нужно достигнуть полного согласия относительно степени вины друг друга. Кроме того, оформить аварию нужно не в виде бумажного извещения, где автомобилисты от руки рисуют схемы и дают объяснения, а при помощи специального мобильного приложения «ДТП.Европротокол». Оба водителя должны быть обязательно зарегистрированы на федеральном портале госуслуг.

Для оформления одному из участников аварии следует, используя приложение, на свой телефон сфотографировать поврежденные автомобили, указать обстоятельства аварии, заполнить необходимые поля. Второй водитель должен добавить свои данные при помощи этого же телефона. После этого сформируется электронное извещение — второму водителю придет на него ссылка для скачивания на почту, указанную при регистрации на «Госуслугах». При переходе по ссылке извещение появится в личном кабинете второго участника ДТП.

А с 1 ноября будет запущено новое мобильное приложение для оформления европротокола. Оно должно заметно сократить время оформления ДТП без вызова сотрудников полиции. Водителям уже не придется вводить большую часть сведений, которые нужно вносить в документ о ДТП. Вся эта информация автоматически подтянется из АИС ОСАГО и личного кабинета водителей на Едином портале госуслуг.

Теперь, даже если между участниками имеются разногласия, европротокол все-таки можно оформить. Но только в электронном виде, а сумма возмещения не превысит 100 тыс. рублей. Так страховщики ограждают себя от мошенников, которые оформляют поддельные извещения о несуществующих ДТП и получают страховые выплаты.

Поэтому не договорившиеся друг с другом водители точно так же могут сфотографировать автомобили, зафиксировать их местоположение, повреждения и направить данные Российскому союзу страховщиков (РСА) с помощью «ДТП.Европротокол». Если же водители не сошлись во мнении относительно виновника в ДТП с ущербом 100–400 тыс. руб., то выбора уже не остается — придется ждать ГИБДД.

В РСА уверяют: при использовании мобильных приложений страховым компаниям будет сложнее отказывать автомобилистам в выплатах на основании некорректно составленных материалов. Поскольку требования к оформлению материалов максимально понятны, а данные подтягиваются из личных кабинетов на «Госуслугах», вероятность составить материалы с ошибкой уменьшается по сравнению с обычной «бумажной» схемой.

Что касается претензий страховщиков к качеству материалов, то, как утверждают в РСА, количество жалоб со стороны автомобилистов на отказы страховых компаний как в случае с «бумажным» оформлением, так и с оформлением при помощи мобильного приложения примерно одинаковое. В РСА надеются, что к концу 2019 г. до 50% всех небольших аварий без пострадавших будут оформлять по европротоколу.

Сами страховщики говорят, что с точки зрения техники значительная часть российских автомобилистов уже готовы выполнить требования, которые предъявляются к оформлению европротокола. «Приложение «ДТП.Европротокол» постоянно совершенствуется РСА, ведутся работы по его интеграции с мобильными приложениями страховых компаний. Чтобы избежать проблем при урегулировании, необходимо внимательно заполнить все поля и правильно нарисовать схему ДТП, а также не забыть в пятидневный срок уведомить о происшествии свою страховую компанию, в том числе и в случае, когда вы являетесь виновником», — объяснили Autonews.ru в Росгосстрахе.

Страховые компании уверены, что после повышения лимита автомобилисты станут реже обращаться в ГИБДД. Сейчас более чем в 50% аварий ущерб превышает 100 тыс. руб. Однако в СК «Согласие» отметили, что первое время не все автомобилисты смогут воспользоваться новой возможностью, поскольку не все пользуются госуслугами и мобильными приложениями.

При натуральном возмещении (то есть бесплатном ремонте) страховщик дополнительно согласует ремонт скрытых повреждений. Если автомобилист получил деньги на ремонт, то он должен сообщить страховой компании о том, что обнаружил скрытые повреждения.

«Это нужно, чтобы договориться со страховой компанией о времени дополнительного осмотра и фиксации повреждений, — сказали в Росгосстрахе. — Далее по факту оценки ущерба страховщик произведет доплату возмещения. Безусловно, досогласования и доплаты возможны только в пределах установленного лимита».

Если же дефекты превысят ограниченную страховкой сумму, то, как уточнили в РСА, эти вопросы потерпевшей стороне нужно будет решать с виновником ДТП. Сначала в виде досудебной претензии, а если мирового соглашения достичь не удастся — в виде судебного иска.

Потенциальных мошенников в «Согласии» предупреждают: оформление ДТП без участия работников полиции не исключает обязанности потерпевшего представить автомобиль страховщику для проведения экспертизы. В свою очередь, представители онлайн-платформы персонального страхования Mafin рассказали, что страховщики теперь будут более внимательно рассматривать каждый случай, чтобы защититься от нечистых на руку водителей.

«Участники ДТП могут преувеличить размер ущерба или выдать ранее полученные повреждения за только что полученные. И здесь как минимум нужно сопоставить фотоизображения с места ДТП с местом аварии, погодными условиями, собрать информацию о водителях», — объяснили в компании.

Европротокол: как не остаться крайним

Казалось бы, в случае мелкого ДТП от «европротокола» — одни плюсы. Быстро заполнили бумаги и разъехались по своим делам. После чего виновник спит спокойно, зная, что страховая без проволочек оплатит ремонт пострадавшему. Но есть один нюанс: одна досадная ошибка, и если в аварии виноваты вы, то за ремонт придётся заплатить тоже вам.

Всё сводится к подпункту «ж» пункта 1 статьи 14 Федерального закона об ОСАГО. Много ли автовладельцев назубок знают этот документ и могут с легкостью сказать, какие именно подводные камни в нём таятся? А ведь речь идёт о содержимом их кошельков, которые страховые компании могут прилично опустошить, причём на законных основаниях.

Итак, случилась авария. Оба водителя без всяких разногласий заполнили бланк ДТП , обошлись без вызова экипажа ГИБДД, многочасового ожидания и невольного создания дополнительных заторов. После чего тот, по чьей вине произошло столкновение, направляет извещение своему страховщику. И вот она, ловушка. Сделать это необходимо в течение пяти дней . Если автовладелец запоздал хотя бы на один день или вовсе забыл уведомить своего страховщика, компания вправе выставить регрессный иск: то есть суд обяжет виновника компенсировать страховой компании ту сумму, которая она выплатила пострадавшему.

Получается, что есть у вас полис автогражданки, что его нет — итог одинаковый. Платить вам . Подобные случаи отнюдь не единичны. Их настолько много, что вопросом заинтересовались даже в Госдуме, подготовив законопроект , который лишает СК права на регресс. Комитет по финансовому рынку собирается вынести документ на обсуждение в течение этого месяца. Разумеется, страховщики восприняли инициативу депутатов крайне негативно. К примеру, в одной из крупных компаний заявили о том, что отмена упомянутого выше подпункта может привести к возможному повышению стоимости полисов автогражданки.

Но многие ли в курсе о пресловутых пяти днях и наступающей за просрочку ответственности? Проблемой озаботился и регулятор страхового рынка — Центробанк РФ. Впрочем, там обошлись лишь публикацией информационного письма с рекомендацией страховым компаниям «доводить до сведения владельцев транспортных средств» полную информацию о законе об ОСАГО в той его части, что касается «европротокола».

Незнание законов, к сожалению, не освобождает от ответственности. Поэтому вне зависимости от того решения, которое будет принято Госдумой, каждому автовладельцу необходимо знать об алгоритме действий в случае небольшого ДТП — а таких, согласитесь, в условиях вечно стоящего в пробках города абсолютное большинство. Понятно, что одна только разбитая фара на современном авто бизнес-класса может «потянуть» на 100 тысяч рублей, но для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей порог лимита по выплатам законодательно повышен с «общероссийских» ста до четырехсот тысяч. Вполне логично: в обеих столицах огромное количество дорогих автомобилей.

Для оформления «европротокола» необходимо, чтобы был соблюден ряд условий:

  • Эта норма действует только в том случае, если участников аварии двое — два водителя, два автомобиля. Третий в данном случае — лишний.
  • И пострадавший, и виновник должны прийти к обоюдному согласию относительно причин столкновения. Разночтения допускаются только в том случае, если обе машины были оборудованы системой ГЛОНАСС.
  • У обоих участников ДТП должны быть действующие полисы ОСАГО.
  • Оформление «европротокола» невозможно, если при столкновении пострадали люди, находившиеся в одном из автомобилей. Даже малейший ушиб — уже повод для вызова на место аварии гаишников.
  • Вторым «участником» не может быть условный столб, отбойник или автобусная остановка. А вот если это иностранец на машине, зарегистрированной в другой стране, вопросов не будет: главное, чтобы у него была при себе «зелёная карта» либо полис обязательного страхования автогражданской ответственности .
  • Далее нужно заполнить бланк извещения о ДТП, который страховая компания обязана выдать вместе с полисом ОСАГО. Даже если у обоих участников не оказалось при себе бланка извещения, его можно попросить у любого водителя. Форма бланка стандартная и не зависит от страховой компании.

Стоит ли говорить, что там должны быть указаны обстоятельства аварии, данные обеих сторон, и стоять две подписи, виновника и пострадавшего? У одного из них остаётся при себе оригинал заполненного бланка, у другого — его копия. Казалось бы, всё, дело сделано? Не стоит расслабляться раньше времени.

Предположим, что причиной столкновения стала ваша невнимательность, но обошлось лишь содранной краской на бамперах. Ездить на такой машине неприятно, режет глаз. Да и знакомый маляр под боком. Вы отдаёте свой автомобиль ему в ремонт, думая, что главное-то — какие повреждения у авто пострадавшего. Ошибка! Устранение повреждений, полученных при ДТП его виновником, запрещено законом в течение 15 дней (все тот же пункт 1 статьи 14 ФЗ об ОСАГО, подпункт «з»). Покрасив бампер до истечения этого срока, вы рискуете получить (опять!) регрессный иск от страховой компании. И в результате оплатить двойную покраску — и своей машины, и чужой.

Москва активно переходит на «электронные» рельсы и не исключено, что в скором времени заполнять бланки, «рисуя» улицы и повреждённые элементы кузова, не придётся. Предполагается, что водители будут пользоваться приложением «Помощник ОСАГО». Фотографии плюс электронная подпись — и моментальная отправка документа в СК. Но когда именно это станет реальностью — большой вопрос. А если и станет, то поначалу лишь в границах Москвы.

Подведём итоги. Что такое ДТП? Это долгие часы ожидания сотрудников ГИБДД (которые в будущем хотят полностью снять с себя обязанность выезда на место аварии). Создание пробок — достаточно перекрыть одну полосу на МКАД, как сзади выстроится многокилометровый затор. Потерянное время и нервы — не только ваши, но и других участников движения. В самом «европротоколе» нет ничего плохого, это и правда благо для автовладельцев. Надо лишь ответственно подходить к оформлению, не бросаться сразу ремонтировать собственную машину и не тянуть с обращением в страховую компанию. Тогда всё будет хорошо.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector