Trt-auto.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оформление дтп задним числом

Стоит ли оформлять ОСАГО «задним числом»?

Покупка полиса ОСАГО предполагает страхование собственной ответственности автовладельца на период действия полиса. В отличие от КАСКО, ОСАГО действует исключительно в отношении защиты гражданской ответственности виновника, и согласно условиям ОСАГО, всю сумму ущерба пострадавшей стороне вместо виновника выплачивает страховая компания.

Многие автовладельцы в попытке сэкономить на стоимости полиса вовсе отказываются от обязательного страхования авто, и только при наступлении страхового случая ищут всевозможные способы оформить ОСАГО задним числом. Насколько это реально, законно ли это и какова сложность процедуры оформления такого полиса?

Ответственность страхователя

Наличие действующего ОСАГО у водителя – обязательное условие для всех участников дорожного движения. За просроченный полис налагается штраф в размере 800 рублей. На практике же известны случаи, когда водители в целях экономии средств предпочитают заплатить штраф, нежели приобрести страховку. На первый взгляд выгода очевидна: хоть цена полиса и состоит из различных индивидуальных параметров автомобиля и автовладельца, даже для аккуратного водителя бюджетного автомобиля она может достигать нескольких тысяч рублей.

Однако стремление отказаться от оформления полиса чревато последствиями. Так, ДТП может произойти в любой момент, и практически всегда в нем будет участвовать виновная и пострадавшая сторона. Если у виновника будет отсутствовать полис ОСАГО, призванный компенсировать расходы по ДТП, то ему придется возмещать все расходы самостоятельно. Помимо этого, на виновника ДТП будет наложено 2 штрафа — один за нарушение правил вождения, повлекших ДТП, если таковые имели место быть, а второй — за отсутствие полиса ОСАГО.

Предпосылки для оформления ОСАГО «задним числом»

Владельцы транспортных средств обычно прибегают к оформлению страхового полиса задним числом в следующих ситуациях:

  • когда водитель попадает в ДТП и становится его виновником — такая ситуация влечет за собой существенные траты на ремонт и восстановление автомобиля пострадавшей стороны из собственных средств;
  • когда при попадании в ДТП выясняется, что имеющийся полис ОСАГО оказался просроченным.

Последствия и ответственность за полис с некорректной датой

Несмотря на то, что существует ряд способов получить полис задним числом, следует учитывать, что за подобные действия водитель несет уголовную ответственность. Этот момент регулируется статьей 159 УК РФ и входит в категорию мошенничеств, совершенных группой лиц. Ответственность по ст. 159 УК является уголовно наказуемой и в зависимости от тяжести преступления может грозить наказанием:

  • в случае хищения чужого имущества или приобретения права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием — штрафом в размере до 120 тысяч рублей либо ограничением свободы на срок до двух лет;
  • мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору — штрафом в размере до 300 тысяч рублей, либо лишением свободы на срок до 5 лет;
  • мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения — штрафом в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей либо лишением свободы на срок до 6 лет.

Где оформляют полис задним числом?

Оформление полиса ОСАГО задним числом после ДТП обычно производится у следующих категорий «продавцов»:

  1. Страховые агенты — большинство индивидуальных агентов, реализующих ОСАГО, имеют возможность продать липовый полис, оформленный задним числом. Однако нужно понимать, что такой документ вряд ли поможет при наступлении страхового случая, поскольку подлинный полис должен соответствовать установленным требованиям, а сведения о страхователе должны быть внесены в соответствующий реестр. Даже сделав ОСАГО задним числом, на деле агент сможет внести информацию в реестр только на дату оформления.
  2. Интернет — в сети можно найти множество сайтов, продающих как пустые бланки, так и предлагающие их заполнение актуальными данными покупателя на момент продажи. Покупателю такого полиса нужно понимать, что он всего лишь покупает дорогую бумагу за 800-1500 руб., которая не имеет ни минимальных степеней защиты, ни юридической силы, зато гарантированно подведет ее покупателя под уголовную ответственность.

Что делать при ДТП в случае отсутствия ОСАГО?

Если произошло ДТП, а у виновной стороны отсутствует ОСАГО, то во избежание уголовного преследования следует стремиться оформить разбирательство в рамках закона. Вот стандартный порядок действий, которого следует придерживаться:

  1. Вызов сотрудников ГИБДД на место ДТП.
  2. Оформление протокола о ДТП — на этом этапе виновнику придется сообщить сотруднику об отсутствии ОСАГО.
  3. Сбор документов и оценка материального ущерба. После оформления протокола о ДТП необходимо провести независимую оценку суммы ущерба, нанесенного пострадавшей стороне, с тем, чтобы точно определить сумму компенсации.
  4. Урегулировать с пострадавшей стороной сумму и порядок выплаты компенсации вследствие понесенного ущерба.

В случае, если виновник ДТП откажется производить возмещение ущерба, то в этом случае пострадавшей стороне необходимо обратиться в судебные органы. Следует учитывать, что доказывать свою правоту на месте ДТП бессмысленно — представители ГИБДД никоим образом не смогут повлиять на ход выплаты ущерба. В рамки их полномочий входит исключительно объективная фиксация происшествия, и внесение данных страховых полисов участников в протокол о ДТП.

Заключение

Важно принять к сведению, что в 2016 году выплаты по ОСАГО были существенно увеличены, и лимит гражданской ответственности страхователя в настоящее время достигает 400 000 рублей. Это позволяет покрыть существенную сумму ущерба и защитить финансовые интересы виновника ДТП, поэтому своевременное приобретение полиса практически всегда является оправданной тратой средств.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Верховный суд обязал платить по полису ОСАГО, купленному «задним числом»

Факт покупки полиса ОСАГО «задним числом» сам по себе не доказывает недобросовестности страхователя, решила коллегия Верховного суда РФ. Она обязала «АльфаСтрахование» выплатить возмещение по полису ОСАГО, приобретенному после ДТП.

Около десяти часов утра 11 августа 2017 г. владелец Honda Civic, не имея полиса ОСАГО, столкнулся с припаркованным автомобилем Kia. Через полтора часа после этого ДТП он пришел в офис «АльфаСтрахования» и купил полис ОСАГО. Факт приобретения полиса «задним числом» – после аварии – установлен судами и никем не оспаривается.

«АльфаСтрахование» отказалось возмещать владелице автомобиля Kia стоимость восстановительного ремонта машины (327 тыс. р.) по данному полису виновника аварии. Страховая компания указала, что в момент ДТП полис ОСАГО не действовал. Пострадавшая подала иск к страховщику.

Решением Ленинского райсуда г. Санкт-Петербурга этот иск был удовлетворен, и страховщика обязали заплатить. Суд указал, что полис ОСАГО был оформлен около 11:40 11.08.2017, уже после ДТП. Однако в самом полисе указано, что срок его действия – с 00:00 11.08.2017. При этом страхователь уплатил страховщику премию в полном размере.

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда решение первой инстанции было отменено. Апелляция указала, что гражданская ответственность виновника аварии не была застрахована, так как он купил полис уже после ДТП.

Президиум Санкт-Петербургского горсуда отменил определение апелляции, и вердикт Ленинского райсуда вновь обрел силу. Кассация указала, что, согласно указанным в полисе данным, он начинает действовать с 00:00 дня ДТП (11.08.2017). «При этом ответчиком действительность указанного полиса и факт оплаты страховой премии не оспаривались», – указывается в документе кассации.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 27 августа 2019 г. оставила в силе акты первой инстанции и кассации. Тем самым она обязала страховщика выплатить возмещение по полису, купленному после ДТП.

В кассационной жалобе «АльфаСтрахование» указывало, что, согласно пункту 1 статьи 9 закона об организации страхового дела, событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности наступления. «Свершившееся до заключения договора событие утрачивает свойство вероятности и случайности, вследствие чего не может быть признано страховым случаем», – указал страховщик. Компания добавляет, что страхователь повел себя недобросовестно и злоупотребил правом, купив полис уже после аварии.

Коллегию Верховного суда РФ, однако, доводы страховщика не убедили. Она указала, что:

  • Добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается априори, пока не доказано обратное (пункт 5 статьи 10 Гражданского кодекса).
  • Из статьи 3 закона об ОСАГО следует, что «обязательная автогражданка» в первую очередь направлена на повышение уровня защиты потерпевших. Данный спор возник между потерпевшей и страховщиком.
  • Из статьи 15 закона об ОСАГО следует, что страховщик несет ответственность перед потерпевшим, даже если установлено несанкционированное использование полиса и нарушение порядка его выдачи.
  • Из статьи 957 Гражданского кодекса следует, что договор страхования, «если в нем не предусмотрено иное», вступает в силу в момент уплаты страховой премии. Согласно полису «АльфаСтрахования» период страхования начался в 00:00 11.08.2017, указал суд.
  • «АльфаСтрахование» не заявило о несанкционированном использовании полиса, договор страхования не оспаривался и не был признан недействительным. Поэтому у суда первой инстанции и кассации отсутствовали основания для признания данного полиса ОСАГО ничтожным, «только лишь в связи с доводами ответчика о несоответствии этого договора положениям закона о понятии страхового риска и страхового случая».

Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск потерпевшей, указала коллегия Верховного суда РФ.

На момент публикации комментариев к ситуации от «АльфаСтрахования» и от других опрошенных АСН страховщиков не поступило.

Крайне негативный прецедент

Исполнительный директор юридической компании «Бенефит-Литигейшн» Виктория Алексанян заявила АСН, что данная позиция Верховного суда носит крайне негативный прецедентный характер и может спровоцировать новую волну случаев автомошенничества. По ее мнению, само поведение страхователя имеет признаки страхового мошенничества.

Как сэкономить и обмануть ОСАГО

Большинство автолюбителей воспринимают ОСАГО как некую плату за «бесплатный» проезд мимо гаишников. Автовладельцы на собственном опыте или путем нехитрых расчетов убедились, что в случае несерьезного ДТП обращаться в страховую компанию за возмещением бессмысленно. При продлении договора ОСАГО будет применен так называемый коэффициент «бонус-малус» (КБМ). Этот коэффициент определяет стоимость полиса ОСАГО (скидку либо надбавку к страховому тарифу при пролонгации полиса) в зависимости от качества езды его владельца в предыдущих периодах.

Из-за этого коэффициента при одной аварии за год, по которой страховая компания выплатит порядка 300 долларов, автовладелец в последующие годы отдаст компании больше, чем ему выплатили за ДТП. И это при условии, что за это время больше аварий не случится. А если повезет, и выплаченная сумма будет несколько ниже, то жаль будет потерянного времени, потраченного на сбор бумаг для страховой компании.

Статистика Российского Союза Автостраховщиков (РСА) свидетельствует о том, что убыточность (соотношение собранных страховых премий к выплатам) ОСАГО неумолимо растет. Этот показатель составляет сейчас порядка 50%. За последний год уровень выплат вырос в 2 раза и продолжает расти ежемесячно, а ведь еще практически не начались выплаты по жизни и здоровью пострадавших в ДТП.
Казалось бы, применяя повышенные коэффициенты, страховые компании вполне компенсируют свои выплаты. Однако если после вступления в силу закона об ОСАГО люди покупали полисы на автозаправках и супермаркетах, не особо задумываясь, что и у кого они покупают, то, когда пришло время продлевать полисы, они стали подходить к этому более осознанно. Автовладельцы стали умнее, но … не честнее по отношению к страховым компаниям.

Читать еще:  Что происходит со страховкой при продаже автомобиля?

В основном, вся «оптимизация» страховых взносов касается именно коэффициента КБМ. Такие варианты «оптимизации», как оформление полиса на дядю из глухой провинции, чтобы не применялся «московский» коэффициент, на практике не являются выгодным мероприятием, так как надо учитывать расходы, например, на ежегодный талон техосмотра, без которого многие страховые компании попросту не выплачивают страховку. До деревни надо доехать на автомобиле, а это деньги на бензин и пр.

Самым простым для автовладельца способом является переход в другую страховую компанию. Однако при оформлении полиса в новой компании автовладелец должен либо принести справку из предыдущей компании о том, что заключенные в ней договора были безубыточны, — тогда он получит понижающий коэффициент, — либо написать по форме компании письменное заявление, что предыдущий год он прекрасно обходился без страховки. При этом автовладелец должен подписать документ, согласно которому он знает, что лишится страховой защиты в случае предоставления заведомо ложных сведений. Тот факт, что на каждом шагу такого нерадивого водителя должны были штрафовать сотрудники ДПС, страховщика волновать не должен.

Как правило, страховые компании не проверяют достоверность сведений, указанных заявителем. Они это делают только в случае, если возникает необходимость выплаты по договору. «Чаще всего страховщики делают запрос по ряду компаний (прежде всего, по членам РСА) уже после наступления страхового случая», — говорит заместитель генерального директора Московской Страховой Компании Александр Федонкин, — «значительно реже такой запрос направляется при заключении договора страхования: при страховании особо дорогих машин или в случае, если клиент по каким-либо причинам кажется подозрительным. Более плотно сотрудничают службы безопасности компаний».
Если выяснится, что заявитель указал неверные данные, автовладелец автоматически лишится страховой защиты. Более того, в случае доказанного обмана такому клиенту придется в будущем платить за полис в полтора раза больше обычной ставки. Также за страховщиком остается право досрочно расторгнуть договор страхования в одностороннем порядке без возврата части страховой премии за не истекший период страхования.

Вариантов мошенничества с участием страховых агентов, которые хорошо знакомы службам безопасности страховых компаний, много. Самые распространенные из них — это оформление полиса ОСАГО «задним числом» уже после ДТП, использование похищенных бланков полисов или намеренная порча бланков и их списание.
Есть еще категория автовладельцев, которые действуют «на авось». Они покупают полис на полгода, надеясь, что представитель ГИБДД не будет смотреть на даты. Или слезно просят страхового агента, например, занизить мощность автомобиля, или, наоборот, добавить лишний год 21-летнему водителю. Если вы все-таки хотите получить возмещение, выплаты по последним вариантам страхового мошенничества вы не получите ни при каких обстоятельствах.

Следуя букве закона, самым «юридически правильным», да еще и без необходимости замены страховой компании, способом является смена страхователя по договору. Эти условия прописаны в пунктах Закона об ОСАГО, касающихся правил продления полисов. При заключении договора впервые КБМ равен 1. В случае, если по договору ОСАГО были произведены страховые выплаты, чтобы на будущий год КБМ был также равен единице, достаточно просто заключить договор на другого страхователя (того, на кого будет оформлен полис), а «бывшего» страхователя вписать в полис как лицо, допущенное к управлению автомобилем.
Интересно отметить, что если выплат по договору не было, а страхователь меняется, то КБМ также будет равен единице. Дополнительные расходы «бывшего» страхователя ограничиваются при этом лишь стоимостью доверенности на нового страхователя (если таковой не было до этого).

С введением ОСАГО, у мошенников вырос интерес к такому распространенному виду страхового мошенничества, как двойное страхование и двойное возмещение — когда автомобиль страхуется в нескольких страховых компаниях, и в случае ДТП мошенники пытаются получить несколько возмещений. Подобные действия пока еще удается совершать, так как единая информационная база страховыхкомпаний еще не создана. «Контроль за «двойным страхованием» сейчас обеспечивается требованием представления оригиналов всех справок и документов, подтверждающих факт страхового случая и оценку размера ущерба, — отмечает заместитель генерального директора РЕСО-Гарантия Игорь Иванов. Разумеется, службы безопасности крупнейших страховых компаний давно наладили взаимодействие как с правоохранительными органами, так и между собой, поскольку профессиональные страховые мошенники подчас идут на весьма изощренные хитрости, чтобы обмануть страховщиков.

Обман страховых компаний не носит массового характера, так как службы безопасности крупных компаний не дремлют. Вместе с тем, считают специалисты страхового бизнеса, полностью избавиться от мошенничества вряд ли удастся. Эффективность системы «бонус-малус» доказана мировым опытом страхования, а с созданием единой информационной базы страховых компаний обмануть страховщиков станет практически невозможно.

Можно ли оформить полис ОСАГО после аварии задним числом: решение Верховного суда РФ

Вот при каких условиях вы можете оформить полис ОСАГО задним числом по закону

Верховный суд принял нестандартное на первый взгляд решение, которое станет полезным подспорьем для законопослушных граждан, если в их автомобиль въехала другая машина, у водителя которой не было обязательной страховки.

Предыстория ДТП

В суд с иском к известной страховой компании об осуществлении страховой выплаты обратилась автовладелица, с автомобилем которой произошло дорожно-транспортное происшествие в августе 2017 года. Причем сомнений в том, что в ДТП есть хоть какая-либо вина гражданки, у органов дорожного порядка (ДПС) не возникло, автомобиль в момент ДТП автомобиль не двигался. Однако это не помогло избежать столкновения с иномаркой Honda Civic и последующего удара в другой автомобиль, которым оказался ГАЗ 310221, он же «Волга».

По итогу происшествия стоимость ремонта составила более 330 тыс. рублей.

Но вот проблема: страховщик отказал потерпевшей стороне в выплате, сославшись на то, что в момент дорожно-транспортного происшествия полис виновника ДТП не действовал, при этом, согласно самому полису обязательного страхования, ответственность виновника на тот момент была застрахована:

«Согласно полису страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств ответственность (ФИО виновника ДТП) на момент аварии застрахована в АО «АльфаСтрахование», которое отказало истцу в выплате страхового возмещения со ссылкой на то, что на момент дорожно-транспортного происшествия данный страховой полис не действовал».

Первая судебная инстанция, рассмотрев спор, встала на сторону автоледи, частично удовлетворив требования в феврале 2018 года. Требования автомобилистки были удовлетворены частично, а именно: в ее пользу взысканы страховое возмещение, компенсация морального вреда, штраф и расходы на оплату услуг представителя.

Страховщика такой поворот дела, естественно, не удовлетворил, была подана апелляция. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда уже в июне 2018 года решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований автоледи было отказано.

Дальше – больше. Как говорится, сражение проиграно, но не война. Далее с разбирательствами обратились в Санкт-Петербургский городской суд. На календаре – на секундочку! – был уже декабрь 2019 года.

Согласно документам гражданского иска:

«Постановлением президиума Санкт-Петербургского городского суда от 19 декабря 2018 г. указанное апелляционное определение отменено, решение Ленинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 14 февраля 2018 г. оставлено в силе».

Будучи уверенным в своей правоте и, вероятно, предполагая, что страхователь могла использовать мошеннические схемы, до недавнего времени достаточно распространенные среди нечистых на руку страховых агентов (в частности, оформление полиса ОСАГО задним числом), страховщик подал в Верховный суд кассационную жалобу, в которой ставил вопрос об отмене решения суда первой инстанции и постановления президиума Санкт-Петербургского городского суда.

Решение Верховного суда

Не зря мы сделали акцент на одной из мошеннических схем, которая предполагала оформление полисов ОСАГО задним числом. Ради получения страховых выплат «прошаренные» автомобилисты и подкованные в махинациях отдельные страховые агенты при отсутствии действующего полиса оформляли его постфактум, тем самым легализуя автомобилиста в глазах закона и позволяя ему воспользоваться страховыми деньгами при ремонте.

Для прекращения злоупотреблений страховщикам даже пришлось вводить так называемый «период охлаждения» (такой полис начинал действовать не сразу, а через несколько дней после покупки).

Но ВС встал на сторону застрахованной автомобилистки. Что произошло, и почему Верховный суд поддержал на первый взгляд сомнительный иск? Здесь важно посмотреть на нюансы.

«Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, и возражения на нее, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений», – говорится в определении по гражданским делам Верховного суда РФ.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда отметила, что ДТП произошло в 10 часов 11 августа 2017 года, при этом страховой полис был оформлен позже этим же днем, 11 августа 2017 г., не ранее 11 часов 42 минут. Данные об этом были установлены судом первой инстанции.

Однако, как говорится в материалах гражданского дела, «удовлетворил иск (ФИО потерпевшей), исходя из полной уплаты (ФИО виновника ДТП) страховой премии и указания в страховом полисе срока его действия с 00 час. 00 мин. 11 августа 2017 г.».

С другой стороны, отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из того, что на момент ДТП гражданская ответственность виновника застрахована не была, поскольку обращение в страховую компанию за оформлением полиса было произведено после этого события. С чем, в свою очередь, не согласился президиум Санкт-Петербургского городского суда.

Страховая компания уверена, что страхование распространяется только на случаи, произошедшие после заключения договора страхования и вступления его в силу

В соответствии со статьей 957 данного кодекса договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса.

Страхование, обусловленное договором страхования, распространяется на страховые случаи, происшедшие после вступления договора страхования в силу, если в договоре не предусмотрен иной срок начала действия страхования.

Как подчеркнул Верховный суд, страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в первую очередь направлено на повышение уровня защиты потерпевших, на возмещение причиненного им вреда. Также потерпевшая сторона может добросовестно полагаться на сведения, указанные в выданном страховщиком полисе страхования общеобязательного образца. Напомним, что на момент ДТП ответственность, согласно полису ОСАГО виновника аварии, на тот момент была застрахована.

Но поскольку премию виновник выплатил полностью и в полисе указан срок его действия с ноля часов, а также что выданный совершившему ДТП автомобилисту полис ОСАГО является подлинным, оформлен на официальном бланке, о хищении или утере которого страховая компания в органы не сообщала (в случае несанкционированного использования бланка страховщик обязан за свой счет возместить причиненный вред, кроме варианта, связанного с хищением, но и тогда это является поводом к отказу со стороны страховой только в случае заявления в органы до наступления страхового случая), а также что договор страхования, в подтверждение заключения которого виновнику ДТП выдан полис, ответчиком по установленным законом основаниям недействительности сделок не оспаривался и недействительным судом не признавался, более того, истец стороной заключенного между причинителем вреда и страховщиком договора не являлась, доводы ответчика о недобросовестном поведении страхователя основанием для отказа в удовлетворении требований потерпевшего быть не могут.

Читать еще:  Судебное решение суброгация осаго

На основании этих и других доводов, с которыми вы более подробно можете ознакомиться в материалах дела здесь, ВС не удовлетворил жалобу страховщика, признав выплату по оформленному задним числом бланку ОСАГО законной.

«Разбивают машину в одном и том же месте». Страховщики — о том, как вычисляют мошенников

Автострахование помогает обезопасить свой кошелек в случае ДТП, однако некоторые водители считают, что на этом можно заработать. Они подговаривают родственников, инсценируют аварии и даже подделывают документы — все ради того, чтобы получить страховые выплаты. Насколько часто белорусы пытаются нажиться на страховых компаниях и как те вычисляют недобросовестных клиентов? Об этом мы поговорили с представителями ЗАСО «Промтрансинвест».

«Если в ДТП кто-то пострадал, без вызова ГАИ не обойтись»

По закону заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности должен каждый автовладелец.

— Если вы — виновник аварии, ваша страховая компания возместит ущерб пострадавшему, — разъясняет нюансы заместитель начальника управления страхования и перестрахования Антонина Шоломицкая. — Конечно же, в пределах лимитов, установленных нашим законодательством. Для обязательного страхования это 10 тысяч евро за причиненный имуществу ущерб и еще 10 тысяч — за ущерб жизни и здоровью потерпевшего. Кстати, теперь в «Промтрансинвест» застраховать гражданскую ответственность можно онлайн.

Также можно оформить полис добровольного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств: он действует в ситуациях, когда лимит по обязательному страхованию исчерпан. Пример: человек попал в аварию и должен потерпевшему 15 тысяч за ремонт авто. 10 тысяч покроет полис обязательного страхования, а потом вступит в силу добровольный — по нему будет выплачена оставшаяся часть ущерба.

Еще один вид добровольного страхования для автомобилистов — «АвтоКАСКО». Его итоговая цена зависит от стоимости машины, года ее выпуска, выбираемого варианта страхования: «Базовый», «Стандарт» или «Премиум». Такой договор защищает автовладельца по полной: например, если вы попали в ДТП, маневрируя, зацепили ограждение или вашу машину кто-то поцарапал, вам выплатят возмещение.

— Договор «АвтоКАСКО» страхует автомобиль как имущество, — отмечает Антонина. — Это значит, что если вы признаны виновником ДТП, обязательная страховка покроет расходы пострадавшего, а КАСКО — ремонт вашего авто.

Что делать, если произошло ДТП? По словам специалистов, в первую очередь нужно оценить ситуацию.

— Допустим, повреждение мелкое, пострадавших нет, ущерб причинен только автомобилям. Сомнений в том, кто именно виноват в ДТП, тоже, — моделирует ситуацию начальник управления защиты страховой деятельности ЗАСО «Промтрансинвест» Валерий Аголец. — В таком случае можно обойтись без ГАИ и самостоятельно заполнить извещение о дорожно-транспортном происшествии. В народе его называют европротоколом.

Составить европротокол несложно: примеры заполнения таких извещений есть на сайтах компаний, страхующих гражданскую ответственность автовладельцев. Но стоит учесть, что этот документ позволит возместить ущерб лишь в пределах 800 евро.

Есть у европротокола и другие нюансы. Составлять такое извещение нельзя в следующих ситуациях:

  • в ДТП более двух участников (например, более двух авто и пешеход);
  • неясно, кто виноват в аварии;
  • один из водителей пьян;
  • есть пострадавшие (причинен ущерб здоровью);
  • у одного из водителей нет прав или страховки.

— Если причинен ущерб вашему здоровью, пусть даже незначительный, после составления сотрудником ГАИ протокола нужно обратиться в больницу или травмпункт, — отмечает Валерий. — Вам помогут и выдадут документ, подтверждающий причинение ущерба здоровью, с которым вы обратитесь в страховую компанию за возмещением в рамках полиса обязательного страхования.

«До 15% страховых случаев — это мошенничество»

Для получения страхового возмещения необходимо написать заявление на возмещение ущерба и приложить документы, которые подтверждают страховой случай (справка от ГАИ или европротокол, справка из медицинского учреждения). После этого специалисты оценят степень причиненного ущерба — и вам перечислят возмещение.

Но тут у недобросовестных страхователей часто возникает желание обмануть страховую компанию.

— Согласно мировой статистике, до 15% страховых случаев — это мошенничество, — разъясняет Валерий.

Нередки ситуации, когда виновники аварии оформляют страховку после ДТП.

— Машина уже разбита, но страховой агент об этом не знает, — рассказывает начальник управления защиты страховой деятельности. — Они оформляют полис, после чего водитель возвращается к своему авто и составляет с потерпевшим европротокол, указывая ложные сведения о времени совершения ДТП. Зачем это нужно? Если приедет ГАИ, виновник аварии получит штраф за отсутствие полиса обязательного страхования. И автомобиль потерпевшего ему придется восстанавливать за свои деньги.

Если у виновника аварии отсутствовал полис обязательного страхования, то по закону он обязан вызвать ГАИ, оформить ДТП и с этими документами обратиться в Белорусское бюро по транспортному страхованию. Именно бюро возместит пострадавшему ущерб. Но часто потерпевший не знает об этом и соглашается на обман, боясь не получить возмещение за свой поврежденный автомобиль.

Помните: при фальсификации европротокола и виновнику, и пострадавшему грозит уголовная ответственность за мошенничество.

Другой вариант мошенничества — когда агенту заплатили и оформили полис «задним» числом. В попытках избежать штрафа водители и недобросовестные агенты не учитывают одну деталь: подделывая полис или европротокол, они искажают сведения с целью получения страхового возмещения, чем причиняют финансовый ущерб страховой компании.

— Умышленные действия агента могут быть расценены как «служебный подлог» либо как «соучастие в мошенничестве», — отмечает наш собеседник. — Из практики: страховые агенты также могут быть привлечены за «получение взятки», когда страхователь передает им вознаграждение за решение вопроса о выписке полиса после ДТП. Действия самих участников аварии в таких случаях — это сговор с целью незаконного завладения средствами страховой компании. Все это — уголовная ответственность, и, по моему опыту, мошенникам может грозить лишение свободы до десяти лет. По всем таким выявленным фактам материалы направляются в ОВД.

«Эксперты всегда отличат реальное ДТП от подставного»

Иногда ради легких денег люди решаются на более серьезные действия, а то и подвергают риску собственную жизнь. Например инсценируют ДТП.

— Есть люди, которые профессионально занимаются получением страховых возмещений, — рассказывает Валерий. — И, к сожалению, у них это получается. Однако бесконечно выкачивать деньги из страховых компаний невозможно: в конце концов, специалисты службы безопасности страховщика вычислят клиента-мошенника. Есть много примеров, когда группы таких «товарищей» оказывались на скамье подсудимых. В этом есть и заслуга наших специалистов. Иногда некоторые мошенники выдают себя сами.

— Они разбивают машину в одном и том же месте, — приводит примеры специалист. — Или же чудесным образом периодически сталкиваются со всеми своими соседями, близкими и дальними родственниками. Например, в нашей практике был такой пример: отец, сын и друг сына постоянно попадали в совместные аварии. Это всегда происходило во дворе, в котором жил отец. Сначала повреждения были легкими: помятый бампер, поцарапанное крыло. Это охватывалось европротоколом. Потом эти трое стали стабильно въезжать в стены, заборы, ограждения на кольцевой и заявлять убытки по КАСКО. Как не заподозрить их в обмане? В итоге, сопоставив все факты, работники «Промтрансинвест» обратились в милицию.

Еще одна история из опыта Валерия: брестчанин ради страховых выплат имитировал несколько аварий с участием диких животных. По словам водителя, после ДТП те сразу же убегали в лес, оставляя машину поврежденной. Повторяющиеся одна за другой аварии вызвали подозрения у страховщиков. Специалисты выяснили, что на самом деле мужчина сам повреждал авто. Умышленное повреждение застрахованного имущества не является страховым случаем, но он все равно очень настойчиво требовал выплаты. В кругу знакомых он не раз хвастался тем, как обворовывает страховые компании, за что в итоге и поплатился.

Если обман обнаружен, работники компании чаще всего пытаются поговорить с таким клиентом, объяснить ему, чем может грозить мошенничество. Если злоумышленник не откажется от своих преступных намерений, то этим страховым случаем займется служба безопасности компании и, собрав достаточное количество доказательств, передаст их в ОВД.

— В подразделении защиты страховой деятельности нашей компании работают высококвалифицированные специалисты, которые во время проверки заявленного события проводят большую аналитическую работу. Запрашивают подтверждающие документы, устанавливают свидетелей, ищут другую значимую информацию, в том числе и в новостях. Они всегда отличат реальное ДТП от подставного. Если нужно — мы привлекаем экспертные организации, где специалисты подтверждают признаки инсценировки происшествия, и тогда жуликам никак не отвертеться от ответственности. Добросовестным страхователям нечего бояться: для того чтобы оставаться под защитой, необходимо лишь своевременно оплачивать страховые взносы, — объясняет Валерий.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Врезался, оформил задним числом ОСАГО — страховщик оплатит!

Разворачивались события следующим образом: гражданин Прутков, управляя автомобилем Honda Civic , въехал в припаркованный автомобиль Kia гражданки Дегтяревой, а позже еще и задел припаркованную Волгу. Дегтярева выяснила сумму восстановительного ремонта, которая составила 337 264 руб. 36 коп. и обратилась в страховую компанию.

Гражданская ответственность Пруткова была застрахована в «АльфаСтраховании», но истице в возмещении ущерба было отказано, так как в момент ДТП полис действовать не мог. Дело в том, что владелец Хонды каким-то образом оформил полис задним числом. То есть авария произошла 11 августа 2017 года в 10 часов, а полис был оформлен в тот же день, но в 11 часов 42 минуты.

Однако районный суд, несмотря на это обстоятельство, постановил удовлетворить иск Дегтяревой, аргументируя это тем, что Прутков полностью уплатил страховую премию и, кроме того, в страховом полисе оговорено начало его действия — с 00 часов 00 минут 11 августа.

Апелляционная инстанция отменила решение районного суда на том основании, что на момент аварии гражданская ответственность Пруткова застрахована не была, а в страховую компанию ответчик обратился уже после ДТП.

При этом в «АльфаСтраховании» не отрицали, что полис подлинный и оформлен он должным образом. Исходя из этого, президиум Санкт-Петербургского городского суда встал на сторону истицы, так как в полисе указан срок страхования с 00 ч. 00 мин. 11 августа.

В «АльфаСтраховании» не успокоились и дошли до Верховного суда. В заявлении страховщик указывал, что со стороны Пруткова имело место «недобросовестное поведение и злоупотребление правом при заключении договора после ДТП».

Верховный суд поставил точку в этом деле, постановив, что оснований для кассационной жалобы он не видит. По закону, договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или ее первого взноса. Однако в договоре был указан иной срок — до происшествия, и ориентироваться следует на него. Кроме того, страховщик обязан обеспечить контроль за использованием бланков полисов, это документ строгой отчетности, и компания несет ответственность за их несанкционированное использование.

«В случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевшего владельцем транспортного средства, обязательное страхование гражданской ответственности которого удостоверено страховым полисом обязательного страхования, бланк которого несанкционированно использован, страховщик, которому принадлежал данный бланк страхового полиса, обязан за счёт собственных средств возместить причинённый вред в порядке, установленном данным законом. Из приведённых положений закона следует, что страховщик несёт ответственность перед потерпевшим по обязательствам, удостоверенным принадлежащим страховщику полисом ОСАГО, в том числе и в случаях хищения бланка полиса, его несанкционированного использования, нарушения порядка выдачи полиса, искажения указанных в нем сведений», — говорится в документе Верховного суда.

Таким образом Верховный суд постановил оставить кассационную жалобу компании «АльфаСтрахование» без удовлетворения, а гражданке Дегтяревой — возместить ущерб.

Читать еще:  Наказание за то что покинул место дтп?

Авария задним числом

Напомним, что еще не столь давно, когда на рынке было огромное количество различных страховых агентов, такая практика мошенничества, как оформление полиса ОСАГО задним числом, была едва ли не стандартной. Она получила еще большее распространение, когда появилась возможность оформлять электронный полис. Ездит, к примеру, человек без страховки. И попадает в аварию. Тут же, чтобы не платить за ущерб из своего кошелька, быстро на смартфоне оформляет все документы, покупает электронный полис, а затем сообщает страховой компании, что попал в аварию.

Чтобы прикрыть эту лазейку мошенникам, для электронных полисов был установлен так называемый период охлаждения. То есть такой полис начинает действовать через три дня после покупки.

Так что же случилось, раз даже Верховный суд решил, что страховщик должен расплачиваться по полису, оформленному задним числом?

История началась 11 августа 2017 года. В этот день в 10 утра некий гражданин Прутков на своем автомобиле Honda Civic врезался в стоящий КIA, который затем врезался в стоящую «Волгу». Стоимость восстановительного ремонта KIA составила 337 тысяч рублей. Согласно полису ОСАГО ответственность Пруткова на тот момент была застрахована. И гражданка Дегтярева, которой принадлежал KIA, обратилась к страховщику за выплатой. Но тот ей в этом отказал, ссылаясь на то, что на момент аварии полис Пруткова не действовал.

Тогда Дегтярева обратилась в суд, который частично ее требования удовлетворил, взыскав со страховщика стоимость ремонта, компенсацию морального вреда, штраф и расходы на оплату услуг представителя. Однако такое решение не устроило страховщика, и он подал апелляцию. Апелляционный суд встал на сторону страховщика. Он отменил решение суда первой инстанции и принял новое: отказать Дегтяревой в удовлетворении ее требований. Но президиум Санкт-Петербургского городского суда апелляционное решение отменил и оставил в силе решение районного суда. А страховщик дошел до Верховного суда.

ВС в своем решении отметил: суд первой инстанции установил, что ДТП произошло в 10 утра, а полис был оформлен не ранее 11 часов 42 минут. Но признавая это, суд удовлетворил иск Дегтяревой, исходя из того, что премию Прутков выплатил полностью и в полисе указан срок его действия с ноля часов.

Отменяя это решение, апелляционная инстанция пришла к выводу, что ответственность Пруткова не была застрахована, поскольку договор был заключен после события.

А президиум Санкт-Петербургского городского суда, отменяя апелляционное решение, исходил из того, что в полисе прописан срок действия с ноля часов, при этом страховщик не оспаривал ни действительность полиса, ни факт его оплаты.

ВС указал, что согласно закону об ОСАГО, бланк полиса — документ строгой отчетности. И страховщик обеспечивает контроль за использованием бланков страховыми брокерами и страховыми агентами и несет ответственность за их несанкционированное использование. В случае несанкционированного использования бланка страховщик обязан за свой счет возместить причиненный вред, кроме случая хищения бланков. Но о хищении он должен заявить в уполномоченные органы до наступления страхового случая.

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Накануне.ru, Екатеринбург, 3 ноября 2010 г.

Коваль сделал предупреждение страховщикам

В Екатеринбурге накануне состоялась всероссийская конференция, на которую приехали главы отраслевых страховых объединений и Всероссийского союза страховщиков, а также глава Федеральной службы страхового надзора Александр Коваль. В настоящее время власти разрабатывают новые способы, благодаря которым недобросовестные компании можно будет «удалять» с рынка, о чем и предупредил страховщиков Коваль. Так, банкротство в этой сфере может приобрести массовый характер. Подробности – в материале Накануне.RU.

Российская газета , 21 ноября 2019 г.

Протокол в онлайне

До конца ноября в Петербурге в рамках операции «Европротокол» водителям разъясняют, как оформить ДТП, не дожидаясь сотрудников Госавтоинспекции. Теперь сделать это можно в мобильном приложении — город на Неве вошел в число пилотных регионов, в которых с 1 ноября тестируется сервис «Помощник ОСАГО».

По данным регионального Управления ГИБДД, за 10 месяцев текущего года на дорогах Петербурга и Ленинградской области произошло около 110 тысяч ДТП.?Это примерно столько же, сколько за аналогичный период прошлого года, и 80 процентов всех аварий происходит по вине водителей, которые не соблюдают очередность проезда перекрестков и игнорируют сигналы светофора. Часто при таких столкновениях повреждения автомобилей незначительны, однако на месте собирается огромная пробка, пока виновники дожидаются прибытия Госавтоинспекции и оформления всех необходимых документов. Теперь временные и иные потери можно сократить, однако при обязательном соблюдении некоторых условий.

— Участниками ДТП должны быть не больше двух автомобилей, при этом оба водителя должны иметь действующий полис ОСАГО, не иметь разногласий по поводу причин аварии и согласиться на оформление европротокола, — пояснила начальник 5-го отдела Управления Госавтоинспекции Санкт-Петербурга и Ленинградской области Татьяна Суслова. — При этом важно знать, что передумать потом не получится. Если ДТП было зафиксировано без привлечения сотрудников ГИБДД, изменить это «задним числом» невозможно.

Практика упрощенного оформления дорожно-транспортных происшествий, которое проводят сами водители, существует в России с 2014 года. До последнего времени бланк так называемого европротокола выдавали в страховой компании вместе с полисом ОСАГО, его также можно было скачать в Сети. Однако сейчас при наличии мобильного интернета процедура становится еще легче.

Для использования полного функционала приложений «Помощник ОСАГО» и «Европротокол» необходима авторизация через портал «Госуслуги». Удобны они прежде всего тем, что дают водителю четкие инструкции, что и в какой последовательности необходимо сделать: проверить действительность полисов обоих водителей, произвести фотосъемку транспортных средств и повреждений, зафиксировать координаты места происшествия, отправить онлайн-извещение в страховую компанию. Однако при наличии «Европротокола» придется вручную заполнять весь бланк, который потом надо сфотографировать, а для «Помощника ОСАГО» на бумаге придется нарисовать только схему происшествия. И важно знать, что оформление ДТП по европротоколу с помощью мобильных сервисов не отменяет необходимости приехать в страховую компанию, «вживую» поставить подпись на бумажных документах и показать страховщику автомобиль.

Специалисты предупреждают: при самостоятельном оформлении нужно быть предельно внимательным. Например, процедуру нельзя проводить через WiFi, а только через мобильный интернет, поскольку система фиксирует координаты. Также нельзя полагаться на «честное слово» и «сбой в системе», если полис второго водителя не пройдет проверку. Вообще во всех спорных случаях лучше вызвать ГИБДД.?Отказать или пригрозить штрафом за ложный выезд ввиду незначительности ущерба сотрудники ГИБДД не имеют права.

Сейчас страховое возмещение потерпевшему по полисам ОСАГО составляет в России до 400 тысяч рублей (то есть если сумма ущерба кажется вам больше, оформлять европротокол тоже нельзя). Средняя стоимость страхового полиса на один год в Петербурге составляет примерно 15-20 процентов от максимальной выплаты. Однако с начала года в ряде регионов, в том числе в Северной столице, произошло снижение стоимости ОСАГО — примерно на пять процентов.

По мнению экспертов, возможно и дальнейшее снижение. Как отмечает президент Национального союза страховых агентов Александр Тутинас, здесь может влиять как ужесточение контроля за мошенниками, в результате чего снижается убыточность страховых компаний, так и финансовое положение основной массы клиентов. Если их платежеспособность уменьшается, то возможно уменьшение цены в одном сегменте рынка за счет повышения в другом. То есть если ОСАГО подешевеет, то каско, скорее всего, подорожает.

Одна из российских страховых компаний уже запустила сервис урегулирования убытков по каско через мессенджер WhatsApp. В скором времени аналогичная услуга появится для держателей полисов ОСАГО.

100 ДТП произошло с начала года в Петербурге по вине водителей, не имеющих прав.

ОСАГО задним числом // ВС согласился с выплатой по страховке, оформленной через два часа после ДТП

Гражданская коллегия Верховного суда (ВС) согласилась с выплатой по полису ОСАГО, оформленному через два часа после ДТП. Страховщик, АО «АльфаСтрахование», не оспаривал действительность полиса, но считал, что договор касается только тех случаев, которые произошли после оформления. Но в полисе было указано, что он действует с 00 часов 00 минут того дня, когда случилась авария. ВС решил, что это не освобождает компанию от ответственности, и оставил в силе решения судов, взыскавших выплату.

11 августа 2017 года в 10 утра Юрий Прутков наехал на припаркованный автомобиль Натальи Дегтяревой. Ответственность виновника была застрахована в «АльфаСтрахование». Но компания отказалась делать выплату Наталье Дегтяревой (337 тыс. руб.), сославшись на недействительность полиса на момент ДТП. Полис был выдан уполномоченным агентом в день аварии, но почти на два часа позже — в 11 часов 42 минуты. При этом он был оформлен «задним числом» со сроком страхования с 00 часов 00 минут 11 августа 2017 года по 24 часа 00 минут 10 августа 2018 года.

«АльфаСтрахование» настаивало, что страхование распространяется только на случаи, которые произошли после заключения договора страхования. Иначе то, что случилось до договора, утрачивает свойство вероятности и случайности и не может быть признано страховым случаем. Но первая инстанция не поддержала страховую компанию, посчитала полис действующим и взыскала с «АльфаСтрахование» выплату. У апелляции было другое мнение. На момент ДТП ответственность еще не была застрахована, потому что Юрий Прутков обратился за оформлением полиса после наезда на машину Натальи Дегтяревой. Кассация поддержала выводы первой инстанции: срок страхования охватывает момент ДТП, а «АльфаСтрахование» действительность полиса и факт оплаты страховой премии не оспаривала.

Гражданская коллегия ВС с доводами компании не согласилась (дело было рассмотрено 27 августа). По закону об ОСАГО [1] страховщик несёт ответственность перед потерпевшим по обязательствам, удостоверенным полисом ОСАГО. Освободить страховщика от ответственности получится при хищении бланка при условии, что страховщик заявит об этом в правоохранительные органы до страхового случая. Но в данном деле полис был подлинный, оформлен на бланке страховой компании, выдан уполномоченным агентом и распространял свое действие на весь день.

О несанкционированном использовании страховщик не заявлял. Значит, нет оснований признавать полис недействительным по правилам ст. 166 ГК. Впрочем, о недействительности полиса «АльфаСтрахование» и не говорила. Главный довод компании касался именно срока действия полиса.

В результате ВС не нашел оснований освобождать «АльфаСтрахование» от выплаты в пользу Натальи Дегтяревой. Гражданская коллегия оставила в силе решения первой инстанции и кассации, удовлетворивших требования пострадавшей в ДТП, а жалобу «АльфаСтрахования» — без удовлетворения.

Решение коллегии может открыть лазейку для страховых мошенников. Если следовать его букве, то при наступлении страхового случая можно пойти в тот же день в страховую компанию и получить полис, покрывающий этот страховой случай. Если в полисе моментом начала действия договора будет не момент заключения договора, а какой-то более ранний момент, страховщик освободиться от выплаты не сможет, если только не докажет потерю полиса.

[1] Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector