Trt-auto.ru

Автомобильный журнал
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Осаго европротокол процедура

В чем опасность Европротокола для виновника ДТП?

Как известно, при оформлении дорожной аварии в рамках ОСАГО стороны вправе обойтись без инспекторов ГИБДД. Такой порядок взаимодействия участников происшествия и страховщиков называется «Европротокол». Он позволяет существенно сэкономить время, если машины получили незначительные повреждения.

Многие автовладельцы все еще относятся к «Европротоколу» с недоверием. Причем речь идет как о потерпевших, так и о виновниках ДТП. Опасения последних вполне оправданы, ведь для них оформление аварии без участия инспектора ГИБДД может иметь серьезные последствия. О чем нужно знать водителю-виновнику, чтобы не столкнуться с неприятным сюрпризом?

Калькулятор ОСАГО расчет и онлайн покупка по 16 компаниям.

Выберите тип ТС

Виновник всегда рискует

Правилами ОСАГО предусмотрено право потерпевшего требовать возмещение ущерба у виновника аварии, когда возмещения по «Европротоколу» не хватает на ремонт автомобиля. При этом потерпевший не может предъявлять имущественные претензии страховщику, выплатившему возмещение.

Другими словами, восстановление автомобиля потерпевшего оплачивает виновник, но только когда стоимость ремонта превышает размер максимальной выплаты по «Европротоколу». При этом потерпевший вправе требовать возмещения ущерба без учета износа деталей. Как правило, в подобных обстоятельствах виновные водители не соглашаются добровольно оплачивать ремонт. Естественно, разрешить спор между участниками дорожного происшествия может только суд.

Примечательно, что размер долга виновника определяется на основании оплаченных счетов за ремонт. Конечно же, для виновной стороны подобный вариант развития события становится сущим кошмаром, особенно когда речь заходит о крупной денежной сумме.

Получается, что водитель-виновник заплатил за страховку, но все равно должен частично оплатить ремонт автомобиля потерпевшего. В довершении всего для него увеличится тариф в калькуляторе ОСАГО , ведь страховая компания произвела выплату в пределах суммы возмещения по «Европротоколу».

Таким образом, виновник дорожного происшествия всегда рискует столкнуться с неожиданными расходами. Следовательно, нужно очень внимательно подходить к оформлению происшествия без вызова инспекторов ГИБДД. Кроме того, в случае с «Европротоколом» виновный водитель всегда может прибегнуть к маленькой хитрости.

Как избежать проблем?

Допустим, водитель не сомневается в том, что происшествие спровоцировал именно он, а пострадавший предлагает оформить происшествие по «Европротоколу». В этой ситуации нужно первым делом оценить характер и масштабы повреждений. Конечно же, порой очень трудно определить, сколько стоит ремонт какой-либо детали чужой машины.

В таком случае желательно связаться с дилером производителя автомобиля, чтобы иметь хотя бы примерное представление о цене восстановительных работ. При этом не стоит доверять оценке потерпевшего, ведь он может ошибаться. Кроме того, он может попросту солгать, чтобы получить возможность отремонтировать машину без учета износа.

Если у виновника происшествия есть малейшие подозрения относительно того, что стоимость ремонта превышает размер максимальной выплаты в рамках «Европротокола», следует оформлять аварию при участии сотрудников дорожной полиции.

Это займет больше времени, но виновный водитель будет точно уверен, что в будущем ему не предъявят финансовые претензии. При оформлении аварии с участием полицейских максимальная выплата составляет полмиллиона рублей. Виновнику придется доплачивать за ремонт машины потерпевшего, только если цена восстановления автомобиля превысит указанную сумму.

Еще один вариант

Если же пострадавший по какой-либо причине не хочет обращаться за помощью к дорожным полицейским, виновнику аварии следует получить от него расписку об отсутствии претензий. В этом документе должно быть указано:

«Я не имею финансовых претензий к виновнику ДТП относительно повреждения моего автомобиля в части, превышающей размер максимально возможной страховой выплаты по договору ОСАГО в рамках «Европротокола».

Потерпевший обязательно должен поставить дату выдачи расписки и подпись. Кроме того, желательно, чтобы он указал следующие сведения.

  • Дата и обстоятельства происшествия.
  • Информация об автомобилях, участвовавших в аварии.
  • Данные участников происшествия, включая номера водительских удостоверений.

При возможности расписка должна быть заверена двумя свидетелями. В документе непременно стоит указать их данные, а также контактные координаты. Показания свидетелей пригодятся, если потерпевший захочет оспорить расписку в судебном порядке.

Неблагоприятный исход

Итак, если водитель-виновник решил обойтись без вызова полиции и не стал требовать у пострадавшего расписку, он может оказаться в трудном положении. Оценивать последствия такого выбора лучше всего на конкретном примере.

Пример

В результате аварии были повреждены бампер, фара и крыло. Потерпевший получил максимально возможную выплату по «Европротоколу». При этом независимый эксперт указал в своем заключении, что бампер и крыло можно отремонтировать, а фару следует заменить.

В дальнейшем потерпевший передал автомобиль для ремонта сотрудникам дилерской СТОА. В процессе ремонта выяснилось, что бампер и крыло необходимо заменить. Соответственно, это автоматически увеличило стоимость восстановления машины. В итоге потерпевшему не хватило возмещения по «Европротоколу» для полной оплаты ремонта.

Он обратился в суд, чтобы взыскать с виновника аварии разницу между ценой ремонта и размером страховой выплаты. Суд удовлетворил иск, использовав при оценке ущерба счета автосервиса. Виновник происшествия почти не имеет шансов оспорить такое судебное решение, а значит будет вынужден оплачивать все расходы потерпевшего на ремонт.

Кроме того, нужно помнить, что потерпевший получил выплату по «Европротоколу», следовательно, водитель-виновник дороже заплатит за пролонгацию страховки. Как известно, наличие аварий увеличивает стоимость ОСАГО у всех без исключения страховщиков.

Е-ОСАГО по выгодной цене

Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
17 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail

Европротокол: утверждены новые правила фиксации и передачи данных о ДТП страховщикам

VitalikRadko / Depositphotos.com

Правительство РФ обновило:

  • Правила представления страховщику информации о дорожно-транспортном происшествии, обеспечивающие получение страховщиком некорректируемой информации о дорожно-транспортном происшествии (далее – Правила);
  • требования к техническим средствам контроля и составу информации о дорожно-транспортном происшествии (далее – Требования) (постановление Правительства РФ от 28 августа 2019 г. № 1108).

Постановление вступит в силу 13 сентября 2019 года. С этой же дату утратит силу аналогичный документ 2014 года (постановление Правительства РФ от 1 октября 2014 г. № 1002).

Напомним, что Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусматривает ряд условий, при одновременном наличии которых документы о дорожно-транспортном происшествии, необходимые для получения страхового возмещения по ОСАГО, могут быть оформлены водителями без участия уполномоченных сотрудников полиции (этот упрощенный порядок известен как европротокол). Одно из них – фиксация данных о ДТП с помощью предусмотренных законом технических средств контроля или программного обеспечения и передача этих данных в автоматизированную информационную систему обязательного страхования (АИС ОСАГО). Это условие должно быть соблюдено:

  • при оформлении европротокола в целях получения страхового возмещения в пределах 100 тыс. руб. – при наличии у участников ДТП разногласий относительно обстоятельств причинения вреда, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств;
  • при оформлении европротокола в целях получения страхового возмещения в пределах 400 тыс. руб.

Новыми Правилами предусмотрен следующий порядок передачи данных о ДТП.

Если автомобиль оборудован ГЛОНАСС, водитель должен нажать соответствующую кнопку на устройстве не позднее чем через 10 минут после ДТП. В этом случае данные будут переданы в Государственную автоматизированную информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС», а оттуда – с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия – в АИС ОСАГО.

Если же данные о ДТП получены с использованием специального программного обеспечения, водитель должен передать их в АИС ОСАГО в течение часа после аварии. Для этого водителю необходимо авторизироваться в ЕСИА (на иностранных граждан — владельцев ТС, зарегистрированного в иностранном государстве, требование об авторизации не распространяется).

Страховщикам (по их запросу) поступившие в АИС ОСАГО данные о ДТП передает оператор системы обязательного страхования.

Кроме того, постановлением предусмотрены требования к техническим средствам контроля, установлен состав информации о ДТП, формируемой с помощью технических средств контроля или программного обеспечения.

К сведению: как сообщается на официальном сайте Российского союза автостраховщиков, мобильное приложение «ДТП. Европротокол», которое РСА разработал в 2018 году и которое уже применяется для фиксации данных о ДТП, учитывает установленные Правительством РФ требования. При этом отмечается, что на данный момент это мобильное приложение не содержит функционала оформления извещения о ДТП в виде электронного документа как альтернативы извещения на бумажном бланке. Планируется, что это будет реализовано в мобильном приложении, которое будет запущено 1 ноября.

Страховой случай по ОСАГО: упрощённое оформление и прямое возмещение убытков

Наверное,единственный условный минус отсутствия аварий – незнание порядка оформления дорожно-транспортного происшествия (ДТП). А ведь для получения страхового возмещения по ОСАГО эти знания жизненно необходимы.

Для успешного общения со страховщиком важно понимать следующие моменты:

  1. Порядок действий при ДТП.
  2. Правила использования «Европротокола» (упрощённое оформление ДТП).
  3. Прямое возмещение убытков (ПВУ).

Ошибки в перечисленных областях чреваты задержками и даже отказами в выплате.

Первичные действия при ДТП

В первую очередь необходимо выполнить требования ГИБДД:

  1. Остановите автомобиль.
  2. Включите аварийную сигнализацию.
  3. Установите знак аварийной остановки.
  4. Не изменяйте расположение предметов, относящихся к ДТП.
  5. Определите наличие раненых или погибших.

Если причинён вред жизни и/или здоровью людей, необходимо вызвать скорую медицинскую помощь и сообщить о происшествии в полицию.

В случае повреждения только «железа» дальнейшие шаги зависят от расположения машин участников:

А) Если создаётся препятствие для движения иного транспорта, производятся мероприятия нужно придерживать следующего алгоритма действий:

  1. Зафиксировать пострадавшие транспортные средства на видео, фото и иными методами. Важно зафиксировать расположения автомобилей, их повреждения и госномера (номера VIN).
  2. Не перемещать предметы и не изменять следов, относящиеся к ДТП.
  3. Записать данные очевидцев и госномера их автомобилей.
  4. После выполнения мероприятий, описанных выше, нужно освободить проезжую часть.

Б) Если не создаётся препятствие для движения, автомобили остаются на своих местах для дальнейшего оформления происшествия.

Вне зависимости от того, пришлось ли убирать машины с проезжей части, далее необходимо выяснить, требуется ли обращение в полицию или можно воспользоваться «Европротоколом». В последнем случае рекомендуется использовать приложение для смартфона «ДТП. Европротокол» от Российского Союза Автостраховщиков.

ВАЖНО: по правилам ОСАГО водитель обязан сообщить своему страховщику информацию о месте, времени и обстоятельствах ДТП. Позвоните в страховую компанию непосредственно с места происшествия.

Европротокол

«Европротоколом» называют оформление документов по ДТП без привлечения полиции (только силами участников аварии). Воспользоваться данным инструментом можно, если выполняются все перечисленные ниже условия:

  1. Отсутствует вред жизни и/или здоровью водителей, пассажиров или пешеходов.
  2. В столкновении участвовало два автомобиля.
  3. Отсутствуют разногласия касательно полученных повреждений и обстоятельств происшествия.
  4. Оба водителя застрахованы по ОСАГО и «вписаны» в свои полисы.
  5. ДТП оформлено с помощью приложения для смартфона «ДТП. Европротокол».

Если все перечисленные требования соблюдены, участники инцидента могут совместно заполнить комплект «Извещения о ДТП». Далее потерпевший направляет свой экземпляр вместе с заявлением о выплате страховщику в течение пяти рабочих дней. Компетентные органы в этом случае привлекать не обязательно.

При наличии разногласий или если нанесён вред жизни/здоровью людей, необходимо обратиться в полицию с места происшествия. Если же не соблюдены иные из вышеуказанных пунктов (2-й или 4-й), следует направиться в подразделение ГИБДД или на ближайший пост ГАИ для оформления документов.

Помните, что перед этим нужно зафиксировать обстоятельства ДТП, как описано в блоке «Первичные действия при ДТП».

Читать еще:  Эксперт оценщик автомобилей после дтп

Помимо прочего, обратите внимание на следующие обстоятельства:

  • В соответствии с Правилами ОСАГО «Извещение о ДТП» заполняется водителями вне зависимости от оформления происшествия сотрудниками полиции.
  • При любых разногласиях или отсутствии возможности оформить ДТП «на месте» не следует пренебрегать записью данных свидетелей события.

В то же время даже при соблюдении всех необходимых условий «Европротокола» водители не обязаны использовать данный инструмент. После фиксации обстоятельств ДТП его участники могут также оформить происшествие на посту или в подразделении ГИБДД.

В дальнейшем виновнику ДТП необходимо предоставить страховщику свой экземпляр «Извещения о ДТП» в течение пяти дней, иначе его ждет регресс, то есть придется возвращать деньги, выплаченные пострадавшему по страховке.

Прямое возмещение убытков (ПВУ)

Потерпевшему не приходится выбирать, к какому страховщику обращаться после ДТП. Закон чётко оговаривает, что происшествие заявляется в своей страховой компании, если:

  1. Происшествие представляет собой столкновение транспортных средств, включая прицепы к ним.
  2. Все участники застрахованы по ОСАГО.
  3. Ущерб нанесён только транспортным средствам, без вреда жизни или здоровью и иному имуществу.

Такой порядок называется «Прямым возмещением убытков» (ПВУ). Если хотя бы одно из перечисленных условий не выполнено, заявление на выплату возмещения следует подавать в страховую компанию виновника аварии. Нелишне иметь представление и о том, куда подаётся заявление при отзыве лицензий или банкротстве страховщиков.

Таблица 1. Порядок обращения по страховому случаю.
Отзыв лицензии
(банкротство)
Условия ПВУ
соблюдены
Условия ПВУ
не соблюдены
В отношении страховщика
виновника
В «свою» компаниюВ РСА
В отношении страховщика
потерпевшего
В компанию виновникаВ компанию виновника
В отношении обоих
страховщиков
В РСАВ РСА

Также необходимо помнить об обязанности потерпевшего сообщить страховщику о страховом случае «при первой возможности».

Упрощенное оформление ДТП

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ОБ ОФОРМЛЕНИИ ДТП ПО «ЕВРОПРОТОКОЛУ» НА БЛАНКЕ, ВЫДАННОМ СТРАХОВОЙ КОМПАНИЕЙ

При оформлении ДТП в рамках Европротокола причинитель вреда обязан в течение пяти рабочих дней после даты ДТП направить или представить лично свой экземпляр извещения о ДТП страховщику, с которым у него заключен договор ОСАГО.

Что такое «Европротокол»?

Европротокол – это оформление документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

а) ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (закон об ОСАГО);

б) в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам, в результате взаимодействия (столкновения) которых произошло данное происшествие;

в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате ДТП, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников ДТП (за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 11.1 закона об ОСАГО) и зафиксированы в извещении о ДТП, заполненном водителями причастных к ДТП транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.

Какой из экземпляров заполненного извещения о ДТП необходимо оставить потерпевшему (заполняемый / самокопируемый)?

Извещение о ДТП разделяется на два равнозначных листа — каждому участнику ДТП по одному одинаковому листу (самокопирумый экземпляр заполненного извещения о ДТП считаются оригиналом документа).

По возможности необходимо избегать появления в документе помарок и исправлений – впоследствии они могут повлечь за собой возникновение дополнительных вопросов и, как следствие, потребовать дополнительных временных затрат на уточнение обстоятельств ДТП. Если все же в извещении о ДТП присутствуют исправления, они должны быть заверены подписями обоих водителей.

Второй участник ДТП не представил заполненное с потерпевшим извещение о ДТП «своему» страховщику. Может ли страховая компания выставить регрессное требование?

Нет, действующая редакция закона об ОСАГО такой возможности страховщику не предоставляет.

Какая сумма выплат по Европротоколу?

При оформлении извещения о ДТП на бланке:

— если в извещении зафиксированы РАЗНОГЛАСИЯ, то лимит выплаты по ОСАГО составляет 100 тысяч рублей при обязательном выполнении фиксации данных о ДТП в соответствии с пунктом 6 статьи 11.1 закона об ОСАГО (фотофиксация с помощью мобильного приложения или фиксация с помощью технических средств контроля, использующих сигналы глобальной навигационной спутниковой системы). Если фиксации данных о ДТП одним из указанных способов нет, то возмещение по полису ОСАГО не осуществляется;

— если в извещении зафиксировано ОТСУТСТВИЕ разногласий, то лимит выплаты по ОСАГО составляет 400 тысяч рублей при выполнении фиксации данных о ДТП одним из указанных способов и 100 тысяч рублей, если фиксация данных о ДТП не выполнена.

В случае оформления документов о ДТП без участия сотрудников полиции бланк извещения о ДТП, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к ДТП, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня ДТП. Потерпевший вместе с извещением о ДТП также подает страховщику заявление о прямом возмещении убытков.

Необходимо также учитывать, что при оформлении ДТП в рамках процедуры Европротокола владельцы транспортных средств, с участием которых произошло ДТП, без согласия в письменной форме от страховщиков, застраховавших их гражданскую ответственность, не должны приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня ДТП.

Как воспользоваться процедурой «Европротокола», если у водителей есть разногласия?

Для оформления в рамках процедуры «Европротокола» в случае наличия у участников разногласий в отношении происшествия необходимо совместно заполнить извещение о ДТП, в котором в обязательном порядке должна быть зафиксирована информация о наличии и сути разногласий. Кроме этого, при разногласиях обязательным требованием закона является фиксирование участниками данных о происшествии с помощью специального программного обеспечения (для фотофиксации можно воспользоваться мобильным приложением «ДТП.Европротокол» или «Помощник ОСАГО», одно из которых рекомендуется установить на мобильное устройство заранее, чтобы ускорить процесс оформления на месте), либо с помощью технических средств контроля, использующих сигналы глобальной навигационной спутниковой системы, которые обеспечивают фиксацию данных о ДТП в некорректируемом виде и передачу этих данных в АИС ОСАГО

Только при выполнении указанных условий водители могут воспользоваться процедурой «Европротокола», максимальный размер возмещения страховщиком при этом составит 100 тысяч рублей. В случае если эти требования закона не выполняются, то оформление в рамках процедуры «Европротокола» невозможно и в этом случае необходимо обратиться в ГИБДД (тел. 102, 112, 911) для оформления документов о ДТП.

Для применения процедуры «Европротокола» необходимо, чтобы были соблюдены установленные Законом об ОСАГО условия, в том числе наличие действующих договоров ОСАГО у участников ДТП либо договора страхования гражданской ответственности в рамках международной системы страхования «Зеленая карта» на момент происшествия (ст. 11.1 закона об ОСАГО).

Схема определения организации, в которую необходимо обратиться в случаях отзыва лицензии

Если условия прямого возмещения убытков соблюдены

Если условия прямого возмещения убытков не соблюдены

в «свою» компанию

в компанию причинителя вреда

в компанию причинителя вреда

Где можно скачать мобильные приложения «ДТП. Европротокол» и «Помощник ОСАГО»?

Мобильные приложения доступны для скачивания в Google Play и App Store.

Достаточно ли зафиксировать ДТП в приложении или необходимо оформлять извещение о ДТП на бумажном носителе?

Если извещение о ДТП не оформляется в виде электронного документа с помощью мобильного приложения «Помощник ОСАГО», то необходимо заполнить бумажный бланк извещения о ДТП.

Необходимо ли предоставлять экземпляр Извещения о ДТП на бумажном носителе в страховую компанию? В какие сроки?

Да, бланк извещения о ДТП, заполненный водителями – участниками ДТП, должен быть направлен ими в свою страховую компанию в течение пяти рабочих дней со дня ДТП.

Можно ли оформить ДТП с помощью мобильного приложения «Европротокол», если имеются разногласия в обстоятельствах ДТП? Какие действия необходимо предпринять дополнительно?

Мобильное приложение «ДТП. Европротокол» осуществляет фиксацию данных о ДТП, но не оформляет извещение о ДТП. При наличии разногласий участников ДТП относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате ДТП, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств, для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей извещение о ДТП оформляется на бланке, при этом должны быть зафиксированы данные о ДТП: фотофиксация с помощью мобильного приложения или фиксация с помощью технических средств контроля, использующих сигналы глобальной навигационной спутниковой системы. Если фиксации данных о ДТП одним из указанных способов нет, то возмещение при наличии разногласий по полису ОСАГО не осуществляется.

Обращаем внимание на то, что необходимо заполнить бумажный бланк извещения о ДТП и представить его в свою страховую компанию в течение пяти рабочих дней со дня ДТП.

ДТП по европротоколу можно будет оформить онлайн

Российский союз автостраховщиков (РСА) сообщил о скором запуске дополнительного модуля в приложении «Помощник ОСАГО», который позволит оформлять ДТП по европротоколу полностью удаленно – через мобильное приложение. После релиза разработки возможен взрывной рост удаленного урегулирования убытков, а со временем изменится отношение ко всей системе обязательной «автогражданки», считают эксперты.

Появление такого сервиса стало особенно актуальным в связи с предстоящим 1 ноября вступлением в силу изменений в правилах ОСАГО, которые допускают оформление европротокола в электронном виде вместо бумажного, даже если у водителей есть разногласия по поводу обстоятельств аварии.

В РСА уточняют, что новый модуль предполагается разработать до конца 2020 г. Но затем его нужно будет интегрировать в мобильные приложения, на что потребуется некоторое время. «Новый модуль – SDK, software development kit, – по сути, библиотека, которая будет внедряться в мобильное приложение и затем в нем использоваться, – объясняет Алексей Самошин, IT-директор РСА. – В «Помощнике ОСАГО» SDK-модуль будет использован для того, чтобы обеспечить пользователям бесшовную связку с сервисом «Госуслуги».

В России появятся страховые детективы

Страховщики с помощью SDK-модуля смогут интегрировать возможность фотофиксации и извещения о ДТП в свои мобильные приложения. «А автовладельцам это даст возможность использовать мобильные приложения своих страховых компаний для урегулирования по ОСАГО», – поясняет Самошин. Им не нужно будет заполнять извещение о ДТП на бумаге и лично обращаться в страховую компанию для предоставления автомобиля к осмотру и написания заявления.

Страховые компании уверены, что запуск нового сервиса даст действительно мощный толчок развитию онлайн-урегулирования страховых событий в ОСАГО. «Благодаря этому мы сможем предоставить автовладельцам бесшовный процесс урегулирования, когда можно будет и заполнить европротокол, и урегулировать убыток без визита в офис и в одном приложении, что упростит и ускорит процесс оформления страхового события», – говорит Александр Харагезов, директор департамента страховых выплат «Альфастрахования».

Координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов уверен, что появление SDK-модуля позволит ликвидировать разрыв по удобству и использованию цифровых технологий, который до сих пор существовал между владельцами полисов каско и ОСАГО. «Еще несколько лет назад я, как автовладелец и обладатель полиса каско, привык ко всем прелестям удаленного урегулирования убытков. Сейчас мы наблюдаем, как ОСАГО по своему удобству постепенно подтягивается к коммерческим видам страхования, вводя технологии, уже привычные для страхователей каско», – объясняет он. По его мнению, сейчас уже нет технических препятствия для общения автомобилиста и страховой компании только онлайн. «С точки зрения автовладельца все должно быть просто: сделал фото, видео, нажал пару кнопок, получил деньги или направление на сервис, – отмечает Шкуматов. – Единственным фактором, который может испортить весь позитивный эффект, может стать «остаточное явление» каких-то процедур, для которых потребуется приезжать в офис страховой компании. Так что все будет зависеть от того, как реализуют на практике эту отличную идею».

Важно и то, что эти новшества не потребуют каких-то дополнительных действий от автовладельцев: как только появится SDK-модуль, страховые компании начнут интегрировать его в свои страховые приложения. «Конечные пользователи даже вряд ли поймут, что возможность урегулировать убытки полностью онлайн – заслуга какого-то модуля», – отмечает Шкуматов.

Госавтоинспекция призывает автомобилистов активнее использовать процедуру оформления ДТП по Европротоколу

Напомним, что Европротокол – это упрощенный порядок оформления аварии без вызова представителей Госавтоинспекции.

Впрочем, воспользоваться им можно лишь при определённых условиях, а именно:

в столкновении участвовало только два автомобиля;
оба владельца застрахованы по ОСАГО;
нет пострадавших – водителей, пассажиров, пешеходов;
ущерб причинен лишь автомобилям участников ДТП, имущество третьих лиц не пострадало.
Если все эти условия соблюдены, то водителям разрешается покинуть место дорожно-транспортного происшествия, не вызывая сотрудников полиции, самостоятельно заполнив при этом соответствующие извещения по правилам обязательного страхования автогражданской ответственности.

В соответствии с нормами Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 448-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» с 1 июня текущего года в Российской Федерации вступил в силу ряд новых правил. Например, лимит по ОСАГО при оформлении ДТП по Европротоколу увеличен до 100 тыс. рублей. В Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, где «потолок» страховых выплат при фиксации ДТП техническими средствами контроля, обеспечивающими некорректируемую регистрацию информации, действует ещё с 2014 года и составляет до 400 тыс. рублей, максимальная сумма денежной компенсации стоимости ремонта так и осталась на этом уровне.

Для получения «повышенной» страховки водителям в этих регионах требуется использовать технические средства контроля, функционирующие на основе использования сигналов отечественной глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент его совершения.

Другой вариант – применить для фиксации ДТП свои мобильные устройства, в которых установлено программное обеспечение, обеспечивающее, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте происшествия, а также передачу зафиксированных данных в автоматизированную информационную систему обязательного страхования.

Следует понимать, что даже при отсутствии разногласий, без соблюдения указанных технических требований фиксации, попавшие в незначительное ДТП водители в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях смогут рассчитывать затем на выплату по Европротоколу только 100 тыс. рублей, стандартных теперь для всей России.

Кроме того, федеральным законодательством установлен новый порядок оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции независимо от разногласий у участников аварии относительно обстоятельств ДТП. Наличие разногласий фиксируется в составляемом извещении по правилам ОСАГО, а факты и обстоятельства происшествия фиксируются одним из отмеченных выше двух технических способов. При этом страховое возмещение в рамках Европротокола будет осуществлено в пределах 100 тыс. рублей в любом регионе страны.

Российская Госавтоинспекция активно поддерживает дальнейшее совершенствование процедуры Европротокола, чьё развитие, безусловно, способствует увеличению количества самостоятельно оформленных гражданами ДТП. В свою очередь, это позволяет значительно уменьшить количество заторов, неизбежно возникающих в результате практически любых, даже самых незначительных дорожно-транспортных происшествий. Указанные обстоятельства, к тому же, соответствуют целям и задач Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации, рассчитанной на 2018 – 2024 годы.

Сотрудники Госавтоинспекции во всех регионах страны продолжают проводить мероприятия по популяризации среди населения возможности самостоятельного оформления ДТП. С помощью средств массовой информации гражданам активно разъясняются преимущества процедуры Европротокола. В фойе регистрационно-экзаменационных подразделений размещены наглядные информационные плакаты, детально описывающие порядок действий водителей в случае незначительных дорожно-транспортных происшествий.

Обучающие занятия по разъяснению преимуществ оформления ДТП без участия сотрудников полиции проводятся с курсантами автошкол, а совместно с общественными организациями и представителями страхового сообщества проводят соответствующие семинары для автомобилистов.

В структуре официального сайта Госавтоинспекции МВД России в помощь заинтересованным лицам действует специальный информационно-справочный ресурс «Правила оформления ДТП». Он содержит алгоритм действий водителей транспортных средств, попавших в дорожную аварию.

В чём преимущества оформления ДТП с помощью европротокола? МТСБУ развеяло опасения автовладельцев на примере статистики


Украинские автовладельцы иногда опасаются заключать европротокол, имея опасения, что они могут столкнуться с проблемами при получении страхового возмещения. Давайте проанализируем, есть ли для этого основания? Для этого рассмотрим статистику выплат страховых возмещений.

Всего за 1 квартал 2019 года страховщиками ОСАГО было урегулировано 32788 страховых требований, из них 11 818 — с использованием европротокола. То есть более 34% пострадавших в ДТП (каждый третий) получили выплату по европротоколу. Это на 40% больше, чем в первом квартале прошлого 2018 — доверие украинских водителей к оформлению ДТП с помощью европротокола растет, они используют его все чаще, говорят в МТСБУ.

Всего по требованиям, урегулированным с использованием европротокола, в 1 квартале 2019 уплачено более 109 млн. грн., почти 20% от общей суммы страховых возмещений.

Структура выплат по европротоколу в 1 квартале 2019:

  • до 15 тыс. грн. — 9853 выплаты
  • от 15 тыс. до 30 тыс. — 1496 выплат
  • от 30 тыс. до 50 тыс. — 469 выплат

Цифры свидетельствуют о том, что, если страховой случай подпадает под условия урегулирования по европротоколу, страховщики платят возмещение на любые суммы в рамках лимитов выплат по европротоколу. Важно только помнить, что при оформлении европротокола страховое возмещение является лимитированным в размере 50 тыс. грн.

Давайте еще проанализируем сроки урегулирования страховых событий в среднем по рынку ОСАГО и оформленных по европротоколу. Как быстро получит выплату автовладелец, если составит европротокол? (при соблюдении условий оформления).

В срок до 30 дней от даты ДТП в среднем по рынку делается более 22% выплат, в то время как в тот же срок по европротоколу делается 36% от всех выплат. В срок до 60 дней в среднем по рынку осуществляется 54,8% от всех выплат, по европротоколу — 73,6%. То есть почти три четверти от всех выплат по европротоколу осуществляется в сжатые сроки до 60 дней с даты ДТП, что существенно быстрее, чем предусмотрено законодательством.

Напомним еще раз, что оформление ДТП с помощью европротокола возможно лишь при определенных условиях, поэтому в случае его наступления участники ДТП имеют убедиться, что их страховой случай подпадает под эти условия.

Условия, при которых участники ДТП могут применять европротокол:

  • Наличие у обоих участников ДТП полисов ОСАГО
  • В ДТП повреждено только «железо» и отсутствуют травмированные и пострадавшие люди
  • Участники аварии должны договориться о едином взгляде на причины и обстоятельства аварии.
  • У водителей отсутствуют признаки алкогольного, наркотического или другого опьянения или пребывания под воздействием лекарственных препаратов.

Если хоть одно из этих условий будет отсутствовать или будут подозрения, что один из участников ДТП находится под воздействием алкогольных, наркотических или лекарственных препаратов; или водители просто не смогли договориться об обстоятельствах аварии; а также не могут правильно определить материальный ущерб, то они обязаны вызвать представителей Национальной Полиции и оформлять ДТП по привычной процедуре.

Решение о выезде представителей полиции на место ДТП принимают участники аварии. Если они хотят, чтобы ДТП оформлялось по привычным правилам, то полиция не имеет права отказывать им в выезде на место аварии и оформлении соответствующего протокола.

Если водители воспользовались европротоколом, то они:

  • Имеют право покинуть место ДТП
  • Освобождаются от обязанности информировать соответствующее подразделение Национальной полиции Украины о наступлении ДТП
  • Освобождаются от административной ответственности, предусмотренной за причинение ДТП
  • Должны не позднее трех рабочих дней с даты ДТП обратиться со своим экземпляром заполненного протокола к страховщику, с которым заключали договор ОСАГО.

Страховщики же в качестве заявления о ДТП обязаны принимать, как заполненный бланк европротокола, так и заявление, поданное в другой форме и подкрепленное справкой о ДТП. Но если к страховщику попадает заявление в виде заполненного европротокола, который соответствует всем требованиям к его применению и заполнению, то он не имеет права требовать дополнительного протокола от полиции.

С октября 2017 года участники ДТП могут оформить электронный европротокол, что является полным аналогом отправленных или предъявленных страховщику в бумажной форме. | Фориншурер

Мифы о Европротоколе

Мифы о Европротоколе: доля ДТП, оформленных по процедуре европротокола, за год выросла с 10 до 25 %.

Но, несмотря на рост, с данной процедурой до сих пор сопряжено немало мифов, развеять которые взялась информационная служба «ОСАГО: общественная экспертиза», обратившаяся за ответами в Российский союз автостраховщиков (РСА).

  1. «Европротокол стали оформлять чаще только из-за штрафов»

Конечно, на росте популярности Европротокола не могло не сказаться введение штрафа за неоставление места аварии в случае незначительных повреждений. Но данное влияние незначительно, поскольку, если бы Европротокол был неэффективен, автовладельцы предпочитали бы выплатить 1000 рублей штрафа (и потерять несколько часов жизни), дожидаясь ГИБДД, чем подвергали бы себя потенциальному риску не получить страховую выплату. Поэтому на том, что водители гораздо чаще стали прибегать к Европротоколу, сказалась, скорее, информационно-разъяснительная кампания в СМИ.

  1. «Виновник сам ни за что не признает свою вину»

Некоторые автовладельцы, может быть, и не признают. Но самый популярный вид ДТП – когда кто-то кого-то «догнал». Здесь отрицать свою вину просто глупо. Но если вторая сторона активно противится оформлению Европротокола (а тем более проявляет агрессию, находится в состоянии опьянения и пр.) – вызывайте полицию.

  1. «Невозможно самому правильно оценить ущерб при ДТП»

Оформлять Европротокол можно, если ущерб не превышает 50 тысяч рублей. Нужно ли опасаться ошибок в оценке? Во-первых, 80 % всех аварий, происходящих в России, подпадают под этот лимит – и на них же инспекторы ГИБДД выезжают в последнюю очередь, поэтому их и приходится ждать часами. Во-вторых, никто не просит оценивать ущерб до копейки – это прерогатива специалистов. Европротокол изначально был создан для самостоятельного определения убытка.

  1. «Если ущерб оказался свыше 50 тысяч, то страховая откажет в выплате»

Согласно закону об ОСАГО, при оформлении документов о ДТП по европотоколу размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 50 тысяч рублей. Если сумма ущерба больше, то это не будет основанием для отказа, но потерпевший получит 50 тыс.руб. Остальное взыскивается с виновника, если нет договора страхования автокаско. Так что ошибиться в расчете – не так страшно.

  1. «Самому оформить извещение о ДТП очень сложно»

Бланк извещения о ДТП выдается при заключении договора ОСАГО. Если этого не произошло, то нужно настойчиво требовать его у своей страховой компании. После получения внимательно изучите документ и всегда возите его с собой.

Современный человек в течение жизни заполняет немало бланков, форм и заявлений, и извещение о ДТП – не самое сложное из них. Конечно, к нему обращаются в «полевых условиях», да еще и в довольно стрессовой ситуации, но бланк был разработан по европейским стандартам и не содержит слишком много граф, а вносимая в них информация – вовсе не Великая теорема Ферма. Нужно лишь аккуратно заполнить пункт за пунктом; проверить, правильно ли переписаны данные другого участника ДТП (для верности можно сфотографировать номер его полиса и права на смартфон). Процедура носит название «Европротокол» неслучайно – европейцы давно ей пользуются, и наш бланк практически идентичен европейскому.

Кстати, фото самой аварии и повреждений тоже не повредят, как и контакты свидетелей (если таковые были).

    «Если я не хочу оформлять Европротокол, но не хочу получить штраф за неоставление места ДТП, то могу сказать ГИБДД, что я имею телесные повреждения»

В таком случае есть риск не получить справку о ДТП в течение года – таков срок административного расследования при наличии пострадавших. Виновник же ДТП в этом случае может остаться без прав на срок от года до двух лет.

  1. «Страховые придираются к каждой запятой в извещении и стараются не платить»

До введения безальтернативного прямого возмещения убытков при ДТП нужно было обращаться в страховую компанию виновника. Сейчас же – в ту компанию, где был приобретен полис ОСАГО и которая, соответственно, ценит автовладельца как своего клиента, хочет, чтобы он и в следующем году обратился за полисом. Поэтому компании, как правило, стремятся качественно урегулировать убыток. И действительно, с введением ПВУ объемы выплат значительно выросли. Это касается и Европротокола. Отказов в выплатах по этой процедуре примерно столько же, сколько и по ДТП, оформленным полицейскими. Так что вызов сотрудников полиции и многочасовые ожидания не увеличивают шансы на быстрое возмещение, скорее их увеличит внимательное заполнение извещения.

Если же страховая по каким-либо причинам отказывает в выплате по Европротоколу, требуйте письменный аргументированный отказ. Если вы правы, извещение было заполнено без ошибок, а причина отказа кажется вам надуманной, письменный ответ поможет при написании претензии. Ее необходимо направить в страховую компанию (можно также подкрепить жалобой в Российский союз автостраховщиков). Только не забывайте – ошибиться может не только страховщик, но и страхователь. Ошибки в сведениях, не полностью заполненные графы, перепутанные местами цифры, невнятная схема ДТП не позволяют страховщику в полной мере воссоздать картину ДТП и понять, кто виноват. Поэтому Европротокол – это как раз тот случай, когда все в ваших руках.

  1. «Если виновник ДТП не сдаст свой экземпляр извещения в страховую, то в выплате будет отказано»

После того как извещение полностью заполнено, номера документов дважды перепроверены и в нем проставлены подписи обоих участников, можно разъезжаться. Каждый участник ДТП передает экземпляр извещения в свою страховую компанию (лично, по почте или курьером, но обязательно с отметкой об уведомлении). Если виновник аварии этого не сделает, ущерб будет урегулирован по данным пострадавшего. А с виновника ущерб будет взыскан все равно – в регрессном порядке, это норма закона об ОСАГО.

  1. «Если виновник не приедет в страховую компанию и не предъявит автомобиль, то выплаты не будет»

Страховая компания может потребовать предъявить транспортное средство виновника, это прописано в договоре ОСАГО. Но едва ли это займет больше времени, чем ожидание сотрудников ГИБДД в пробке. К тому же в данном случае страхователь сам выбирает время осмотра.

Если виновник аварии все же не приедет в страховую и не покажет автомобиль, то в таком случае страховая компания не должна отказать в выплате потерпевшему, но она будет взыскивать с виновника выплату по регрессному требованию, это норма закона об ОСАГО.

  1. «Если виновник ДТП имел поддельный полис ОСАГО и покинул место аварии, выплаты не будет»

Владение подделкой само по себе серьезное нарушение, а уж оставление места ДТП – вдвойне. Скорее всего, в таком случае водитель будет лишен прав на срок до полутора лет, либо ему будет грозить административный арест на срок до пятнадцати суток.

По словам Евгения Уфимцева, исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА), в ряде регионов Европротокол стал в несколько раз популярнее. К примеру, в 2014 году в Москве его оформляли в 5 % случаев. Сейчас – в четыре раза чаще. В Санкт-Петербурге этот показатель достигает 35 %. Конечно, нужно и дальше работать над популяризацией процедуры, проводить разъяснительные кампании. Сегодня и властные структуры, и страховщики активно развивают данное направление.

Памятка: когда можно оформлять Европротокол

  1. Ни у кого из участников ДТП нет травм (незначительные типа головокружения и пр. также учитываются).
  2. Участвовало не более двух авто.
  3. Оба водителя имеют действующие полисы ОСАГО, и между ними нет разногласий о причинах аварии.
  4. Ущерб не превышает 50 тысяч рублей.
  5. Не пострадало муниципальное имущество или имущество третьих лиц.

Осаго европротокол процедура

1. Убедитесь, что не причинен вред жизни и здоровью людей.

2. Определите, какое имущество пострадало в аварии.

3. Выясните, есть ли у обоих участников ДТП действующие на момент аварии полисы ОСАГО, в которых водитель указан в качестве лица, допущенного к управлению автомобилем, либо полисы ОСАГО без ограничения лиц, допущенных к управлению.

4. Внимательно осмотрите автомобиль и визуально оцените ущерб. Если размер ущерба по приблизительной оценке не превышает 100 000 рублей, 400 000 рублей (В Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и Ленинградской области)

5. Выясните со вторым участником ДТП, имеются ли у вас разногласия по поводу того, кто является виновником. Если разногласий нет и все остальные условия соблюдены – приступайте к заполнению извещения о ДТП.

Как заполнить бланк извещения о ДТП?

Оба водителя заполняют один бланк извещения о ДТП: лицевую и оборотную стороны обязательно.

При этом абсолютно не важно, чей из участников ДТП бланк будет заполнен. Каждый водитель выбирает любую колонку и вносит информацию по своему транспортному средству. Иногда, бланк, выданный страховой компанией может затеряться. В этом случае скачайте бланк Европротокола о ДТП самостоятельно и храните распечатанным вместе с полисом ОСАГО:

1. Место ДТП: укажите город, улицу и номер ближайшего к ДТП здания; если авария произошла на перекрестке – пересечение улиц; если не в населенном пункте – название трассы, километр и направление движения.

2. Дата ДТП: отметьте дату и время ДТП.

3. Количество поврежденных автомобилей: их должно быть только два, в ином случае вызывайте сотрудников ГИБДД.

4. В графе «Количество раненых/погибших» должны стоять прочерки, иначе применение Европротокола недопустимо.

5. Освидетельствование участников ДТП на состояние опьянения: при оформлении Европротокола не проводится.

6. Материальный ущерб, нанесенный другим ТС (кроме «А» и «В»): если помимо двух ТС пострадало другое имущество – оформление Европротокола недопустимо.

7. Свидетели ДТП: указать контактные данные свидетелей, если таковые имеются (по возможности взять у них письменные показания об обстоятельствах аварии).

8. Проводилось ли оформление сотрудником ГИБДД: «нет», так как Европротокол оформляется без участия сотрудников полиции. Далее каждый участник аварии заполняет свою сторону («А» или «В»).

9. Марка, модель автомобиля: указываются данные из свидетельства о регистрации ТС.

10. Собственник автомобиля: указываются данные лица, чье имя указано в свидетельстве о регистрации, в том числе адрес.

11. Водитель транспортного средства: указываются данные лица, управлявшего ТС в момент аварии (могут отличаться от данных собственника ТС).

12. Страховщик: указывается страховая компания из полиса ОСАГО, номер полиса и дата окончания его действия.

13. Место первоначального удара: указывается только место первоначального удара.

14. Характер и перечень видимых повреждений: указываются все видимые повреждения.

15. Замечания: укажите, кто из участников ДТП признал свою вину, а невиновному необходимо указать свою невиновность.

16. Обстоятельства ДТП: указать из предложенных. Обязательно отметить общее количество заполненных клеток.

17. Схема ДТП: необходимо обозначить контуры проезжей части с обязательным указанием названий улиц, а также направление движения. Указать расположение транспортных средств, дорожную разметку, дорожные знаки, указатели, светофоры – все, что имеет отношение к ДТП.

18. Подписи водителей, удостоверяющие отсутствие разногласий по пп. 14, 15, 16, 17 – обязательное условие оформления ДТП с помощью Европротокола.

В случае если на оборотной стороне бланка не хватает места для полного описания, запишите необходимые данные на чистом листе бумаги и приложите его к основному бланку.

На бланке необходимо сделать отметку «С приложением», а на приложении указать, к какому документу оно относится и кем составлено, а также заверить его подписями обоих участников ДТП, как и на лицевой стороне бланка.

Если у кого-то из участников ДТП остались сомнения (степень вины участников, возможный вред здоровью, размер ущерба и т.д.) или не выполнено хотя бы одно из условий – вызывайте сотрудников ГИБДД.

Правила дорожного движения предусматривают обязанность водителей освободить проезжую часть, если в результате ДТП вред причинен только имуществу – двум ТС. Водителям, которые не смогли оперативно освободить проезжую часть, придется заплатить штраф.

Извещение о ДТП обязательно должны подписать оба участника ДТП.

После того, как извещение о ДТП полностью заполнено, можно покинуть место аварии и обращаться в свою СК.

Что нужно для выплаты?

Передать извещения о ДТП в свои страховые компании необходимо как потерпевшему, так и виновнику ДТП в течение 5 рабочих дней.

Для получения страховой выплаты вам необходимо предоставить следующие документы:

1. Заполненный экземпляр бланка извещения о ДТП

2. По желанию: банковские реквизиты для перечисления денежных средств

3. Паспорт и копия водительского удостоверения

4. Документы, подтверждающие право собственности на автомобиль

6. Если есть: электронный носитель с фото или видеосъемкой ТС и их повреждений на месте ДТП, датой и временем ДТП, а также координатами местоположения технического средства контроля, а также координатами места ДТП.

7. Заявление о прямом возмещении убытков

8. Доверенность от собственника ТС на получение страховой выплаты, если в СК обращается не собственник

9. Если есть: письменные показания свидетелей ДТП

Если виновник аварии не направил в свою страховую компанию свой экземпляр бланка извещения о ДТП в течение 5 рабочих дней со дня ДТП, страховщик вправе взыскать с него убытки в размере произведенной страховой выплаты.

В течение 15 календарных дней со дня ДТП его виновник не должен приступать к ремонту или утилизации своего ТС без наличия письменного согласия страховой компании.

С документами, оформленными в рамках Европротокола, можно обращаться в страховую компанию и за получением страховых выплат по полисам добровольного страхования (ДСАГО, каско).

Если обстоятельства ДТП не позволяют оформить Европротокол, то необходимость предоставления в страховую компанию справки о ДТП (которую могут выдать только сотрудники полиции) определяется условиями вашего договора страхования.

В ЭТОЙ СТАТЬЕ

Условия для оформления ДТП по европротоколу

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector