Trt-auto.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

После дтп страховая требует возместить ущерб

Что делать виновнику ДТП, чтобы не пришлось платить из своего кармана?

При оформлении ДТП нужно учитывать все тонкости отечественного страхового законодательства, иначе придётся возмещать ущерб из своего кармана. Этого легко избежать при соблюдении ряда простых рекомендаций. Итак, что следует предпринять, чтобы не пришлось самостоятельно оплачивать ремонт машины пострадавшего?

Оставайтесь на месте ДТП

Можно покинуть место происшествия без оформления документов, но только когда есть пострадавшие, которым требуется экстренная медицинская помощь. Если состояние травмированного человека не позволяет дождаться медиков, следует самостоятельно доставить его в больницу любым доступным способом, а затем вернуться на место аварии.

Факт перевозки пострадавшего в больницу должен быть подтвержден документально. Для этого нужно взять соответствующую справку в медицинском учреждении.

Если в процессе транспортировки пришлось прибегнуть к услугам такси, в дополнение к справке от медиков нужно приложить документы, подтверждающие оплату поездки.

В остальных случаях оставление места происшествия будет расцениваться как нарушение ПДД. Конечно, это не повод для отказа в возмещении ущерба, так что потерпевший всё равно получит страховое возмещение. Однако впоследствии страховщик непременно предъявит виновнику аварии регрессное требование.

Свяжитесь со страховой компанией

При оформлении дорожного происшествия в соответствии с условиями «Европротокола» виновнику аварии необходимо незамедлительно связаться со своей страховой компанией. При этом следует узнать, как именно можно направить страховщику заполненное извещение о ДТП. По закону на передачу этого документа отводится пять рабочих дней (кроме выходных праздников).

При нарушении упомянутого условия страховая компания получает право на взыскание с виновника аварии всей суммы возмещения, выплаченного пострадавшему. Если не удается дозвониться до менеджеров или они избегают контакта, следует переслать извещение заказным письмом (с уведомлением и описью вложений).

Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен

Не ремонтируйте автомобиль

Страховая компания вправе осмотреть не только машину пострадавшего, но и транспорт виновника дорожного происшествия. При этом менеджеры обязаны организовать осмотр в течение пятнадцати дней с момента аварии (кроме выходных праздников). Если отремонтировать машину раньше, страховщик получает право на регресс.

В некоторых случаях страховая компания может счесть осмотр автомобиля виновника аварии напрасной тратой времени. При этом не стоит полагаться на устные заверения сотрудников страховой компании. Ремонтировать машину раньше упомянутого срока можно только после получения письменного разрешения от страховой компании.

Возьмите у потерпевшего расписку

Порой столкновение транспортных средств обходится без видимых повреждения каких-либо деталей. Как правило, после такого события водители предпочитают просто разъехаться. При этом всегда есть риск, что другой водитель вернется на место аварии и обратится в ГИБДД. Если машина второго участника аварии получила скрытые повреждения, подобная ситуация может обернуться серьёзными проблемами со страховой компанией.

Чтобы гарантированно обезопаситься от возможного регресса, следует получить расписку об отсутствии имущественных претензий вследствие дорожного происшествия.

При этом в документе должна быть указана следующую информацию:

  1. Время, дата, координаты места аварии.
  2. Марка, модель и регистрационный знак каждой машины.

Также нужно указать сведения обо всех участниках инцидента. При возникновении разногласий между водителями такой документ поможет доказать, что действия виновника аварии были согласованы с пострадавшим.

Кроме того, расписка понадобится при оформлении происшествия по «Европротоколу». В такой ситуации максимальная выплата составляет пятьдесят тысяч рублей, а весь ущерб сверх этой суммы возмещает водитель-виновник. Как известно, всегда есть риск ошибки при оценке размера ущерба на месте аварии.

Соответственно, в такой расписке должна быть фраза «не имею финансовых претензий к виновнику ДТП в части, превышающей пятьдесят тысяч рублей». Наличии этого документа позволит без опасений оформить происшествие в рамках «Европротокола».

Контактируйте с потерпевшим

Если стоимость ремонта превысит размер максимальной выплаты по ОСАГО , недостающую сумму оплачивает виновник аварии (если у него нет полиса ДСАГО). При малейших сомнениях относительно итоговой стоимости ремонта машины пострадавшего нужно непременно поддерживать с ним связь.

Это позволит заблаговременно узнать о необходимости дополнительных затрат. Естественно, расходы потерпевшего должны быть подтверждены заключением независимого эксперта. В любом случае стоит перепроверить заключение экспертизы на предмет ошибок.

Иногда для завышения размера ущерба оценщики включают в отчёт лишние детали или используют прочие хитрости. Конечно же, можно оспорить такое заключение в судебном порядке, что позволит уменьшить расходы на компенсацию ущерба сверх максимальной выплаты по договору ОСАГО.

Только правда

Последний совет вряд ли поможет виновнику ДТП, но нельзя его не коснуться, ведь это одно из оснований для регресса. Речь о достоверности сведений при оформлении электронного полиса ОСАГО. Если автовладелец при заключении договора через Интернет указал в анкете заведомо ложные сведения, которые привели к занижению платежа, то страховая компания вправе предъявить регресс.

Например, некий гражданин застраховался по ОСАГО через сайт страховой компании. При этом он занизил мощность двигателя своего автомобиля. Некоторое время спустя гражданин спровоцировал дорожную аварию. В такой ситуации его страховая компания оплатит восстановление транспорта пострадавших, а затем потребует у виновника ДТП компенсации понесённых расходов.

Чтобы избежать подобной ситуации, нужно тщательно проверить достоверность сведений в полисе и заявлении ещё на стадии оформления страховки.

Е-ОСАГО по выгодной цене

Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
17 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail

Возмещение ущерба при ДТП

Услуги адвоката в суде — это универсальная возможность получить профессиональную помощь юриста, избавиться от рисков и сохранить собственные финансы, а также время и силы. Я, как опытный адвокат в СПб, гарантирую вам, что сделаю все возможное для получения желаемого результата. Также я гарантирую конфиденциальность и полное соблюдение адвокатской этики.

Когда нужно требовать возмещение ущерба при ДТП

Существует много ситуаций, в которых с виновника ДТП следует потребовать возмещение ущерба. Вот некоторые из них:

  • Сумма того материального ущерба, который получил пострадавший в ДТП, превышает лимит его страховой компании. В случае, если на сумму, выплаченную вам страховой компанией, вы не можете выполнить полноценный ремонт, это является основанием к возмещению ущерба по ОСАГО при ДТП. То же самое касается и запроса на возмещение ущерба по КАСКО при ДТП. К сожалению, возмещение ущерба страховой компанией имеет ограничения, и в случае, если речь идет об обязательном страховании, и в случае, если автомобиль застрахован комплексно. Все зависит от условий договора.
  • Данных о страховом полисе виновника происшествия нет, или он не застрахован ни в одной из существующих компаний.
  • В случае, если виновник нанес ущерб не во время движения. Он мог повредить стекло, поцарапать дверь и нанести другой материальный ущерб, который не является страховым случаем. В этом случае возмещение материального ущерба должен выполнить виновник.
  • Если вы получили не только материальный, но и моральный вред, следует подавать исковое заявление на возмещение ущерба при ДТП (или без ДТП). Дело в том, что страховые компании не предусматривают возмещение морального ущерба, поэтому с такими вопросами следует обращаться непосредственно к адвокату по ДТП.

Что можно взыскать с виновника ДТП

При возмещении ущерба при ДТП следует учитывать много факторов, например, износ автомобиля. При возмещении ущерба, причиненного в ДТП, можно требовать сумму, достаточную для ремонта, но не оплату улучшения автомобиля и производства дополнительных работ. При этом, на законном основании вы сможете взыскать с виновника:

  • возмещение средств, достаточных для ремонта автомобиля;
  • стоимость эвакуации автомобиля;
  • расходы на услуги оценочной компании и юридической помощи (с учетом цены консультации адвоката);
  • возмещения ущерба, полученного в результате потери кормильца, при лечении в больнице, в связи с ухудшением самочувствия и здоровья;
  • моральный вред.

Добровольное возмещение ущерба при ДТП

Возмещение ущерба с виновника ДТП можно получить в добровольном порядке. Моя задача, как вашего адвоката, заключается в том, чтобы найти способ полностью возместить моральный и материальный ущерб, сэкономив ваше время и силы. Если это возможно сделать без судебного разбирательства — мы это сделаем. Важно помнить о том, что добровольное возмещение ущерба после ДТП требует подготовки: мы получим документацию в ГИБДД и страховой компании, составим досудебную претензию, которая должна быть в наличии, и проведем эффективные переговоры.

Возмещение ущерба при ДТП в суде

Возмещение ущерба после ДТП в судебном порядке — процедура, которая встречается чаще, нежели добровольное возмещение ущерба. Так показывает практика. Для того, чтобы урегулировать вопрос, нам понадобится исковое заявление на возмещение ущерба потерпевшему, составленное по утвержденной форме, а также пакет документов, включающий копии и оригиналы. Претензия при возмещении ущерба при ДТП будет составлена мной, в соответствии с официальным образцом.

Далее следует выполнить несколько шагов:

  • Оплатить государственную пошлину (пошлиной облагается только материальный вред).
  • Подать заявление по месту жительства виновника ДТП.
  • Дождаться рассмотрения иска в районном суде (если иск подан на сумму превышающую 50.000 рублей, в других случаях иск может быть рассмотрен мировым судьей).

Важно помнить о том, что все расходы моего доверителя могут быть включены в итоговую сумму ущерба, в том числе, стоимость моих услуг и оплата государственной пошлины.

Возмещение ущерба при ДТП по ОСАГО

Возмещение ущерба по ОСАГО требует от потерпевшего определенного порядка действий.

  1. Необходимо вызвать на место происшествия сотрудника ГИБДД и позвонить в страховую компанию.
  2. Следует самостоятельно сфотографировать место происшествия, попросить свидетелей задержаться и оставить Вам свои контакты.
  3. Обменяться контактами со вторым участником аварии.
  4. Следует дождаться, пока будет составлена схема ДТП и получить на месте либо протокол об административном правонарушении, либо определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
  5. Внимательно изучить те документы, которые вам дают на подпись сотрудники ГИБДД.
  6. Если протокол Вам не выдали на месте ДТП, из отделения ГИБДД следует забрать протокол об административном нарушении и в течение 5 дней обратиться в страховую компанию.
  7. Необходимо провести независимую экспертизу повреждений Вашего автомобиля.

Возмещение ущерба при ДТП по КАСКО

Возмещение ущерба по КАСКО требует от вас того же порядка действия, что и в отношении обязательного страхования. Но после ДТП каждый из нас может растеряться и забыть про существующий порядок. Чтобы не тратить время и финансы, вызовите личного адвоката сразу после ДТП.

Я помогу разобраться в ситуации и прослежу за тем, чтобы ваши права не были нарушены.

Без полиса: кто возместит ущерб при ДТП

Какие полисы являются недействительными и поддельными

Полис ОСАГО — это договор между водителем и страховой компанией, по условиям которого страховщик выплачивает возмещение при причинении вреда жизни, здоровью, имуществу, которое возникло при использовании авто. Страховая компания выдает полисы ОСАГО в печатном или электронном виде. Каждому полису присваивается уникальный номер и QR-код.

Полис ОСАГО не нужен для владельцев транспорта, скорость которых не превышает 20 км/ч, не имеющего колес, а также иностранным перевозчикам (если они застрахованы за границей).

К недействительным относятся полисы ОСАГО, которые:

выданы без уникального номера или оформлены не на официальном сайте страховщика;

такой же полис есть у другого водителя, который получил его раньше;

полис оформлен после отзыва или приостановлении действия лицензии страховщика;

выданы на испорченных, утерянных или похищенных у страховщика бланках;

выданы на старых бланках, использование которых не продлено.

Подделывают полисы ОСАГО по-разному: кто-то изменяет дату выдачи и период действия документа, подпись на нем или гербовую печать. Так, в Воронеже автолюбитель переписал ручкой срок страховки, а в Волгограде злоумышленник оформил полис на мототехнику, затем в фотошопе изменил сведения о водителе и авто.

Юрист «Европейской Юридической Службы» Евгений Иванов поясняет, что в такой ситуации необходимо подать заявление в полицию, поскольку в действиях менеджера имеются признаки преступления по ст. 327 УК («Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, штампов, печатей или бланков»). В рамках проверки будет установлен виновник, добавляет эксперт: «Затем вы вправе предъявить гражданский иск о взыскании материального и морального вреда к причинителю ущерба».

Как проверить действительность страховки

Автовладельцу необходимо ввести серию и номер полиса ОСАГО на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА). Помимо действительности полиса водитель узнает, принадлежит ли документ страховщику и какой договор ОСАГО он заключал. Также можно проверить страховку через QR-код или сравнить по характеристикам подлинного полиса.

Читать еще:  Можно ли сдать страховку обратно

Основные признаки действительного полиса ОСАГО

Какое наказание грозит за недействительный полис

Если водитель ездит с недействующей страховкой, то получит штраф 800 руб. по ч. 2 ст. 12.37 КоАП («Несоблюдение требований об ОСАГО»). Если полис подложный, то автовладельцу грозит уголовная ответственность по ч. 1,5 ст. 327 УК («Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, штампов, печатей или бланков»):

за подделку страховки или изготовление подложных бланков для использования или сбыта;

использование заведомо ложного полиса ОСАГО.

Если водитель обнаружил, что полис является фиктивным, то ему необходимо написать заявление в полицию, чтобы изготовителей незаконной продукции нашли и привлекли к уголовной ответственности.

Кто будет выплачивать возмещение при отсутствии страховки, поддельном полисе

Вред здоровью после аварии возмещается Российским союзом автостраховщиков независимо от наличия и действительности полиса ОСАГО.

Виновник даже может быть не установлен или скрыться с места ДТП, а потерпевшие получат компенсацию. Но затем РСА будет взыскивать эти деньги с виновника происшествия.

Если при аварии никто из людей не пострадал, а ущерб был причинен только имуществу, то расходы будет компенсировать виновник. Но если водитель ехал на служебной машине по рабочим делам и попал в ДТП, то придется платить работодателю.

Если при ДТП причинили только вред имуществу, то расходы возместит виновник или его работодатель, если авария произошла, когда сотрудни исполнял трудовые обязанности.

Юрист «Европейской Юридической Службы» Евгений Иванов поясняет, что можно обратиться к виновнику ДТП для возмещения вреда даже в том случае, если автомобиль продан. Денежная сумма от продажи не влияет на размер ущерба, отмечает эксперт: «Если после ДТП вы продали авто без оценки, то в суде доказать убытки будет сложно».

Определяем ущерб, затем договариваемся с виновником

Сначала нужно рассчитать сумму вреда, причиненного автомобилю после ДТП. Это делает независимый эксперт. Он подготовит отчет, в котором укажет сумму ремонта авто. Помимо денег на ремонт автовладелец может взыскать с виновника аварии расходы на проведение экспертизы, эвакуацию машины и ее хранение, доставку пострадавшего в больницу, проезд на общественном транспорте к месту нахождения авто или эксперта.

Потерпевший вправе требовать возмещение реального ущерба, в том числе, утрату товарной стоимости авто.

После оценки потерпевший просит другого участника ДТП заплатить за ремонт добровольно. Для этого он вручает претензию лично или направляет её по почте. Когда виновник согласен возместить ущерб, стороны заключают соглашение, в котором определяют размер выплат и порядок их перечисления. Если отказывается, то автовладелец может обратиться в суд.

Подаем иск в суд

Потерпевший вправе требовать выплаты ущерба имуществу с виновника через суд в течение трех лет с момента, когда узнал о своем нарушенном праве. Иск о возмещении вреда здоровью не ограничивают по времени. Но компенсация будет взыскана только в счет расходов за последние три года.

Иск подается в суд по месту жительства виновника ДТП. Заявление о возмещении вреда здоровью может быть подано по месту жительства потерпевшего или причинении ему вреда. Если сумма ущерба не превышает 50 000 руб., то дело рассмотрит мировой судья, в остальных случаях — районный суд.

В исковом заявлении необходимо описать обстоятельства ДТП, повреждения автомобиля, в какой части ущерб не был возмещен, сведения о попытке разрешить спор до суда, требование о возмещении ущерба с его размером. Также истцу следует обратить внимание на отсутствие страховки у виновника или наличие недействительного/подложного полиса.

Кроме этого, к иску следует приложить:

схему ДТП, объяснения очевидцев, протокол об административном правонарушении по водителю без страховки и др.;

документы на автомобиль (свидетельство о госрегистрации, паспорт транспортного средства);

отчет эксперта об оценке ущерба;

досудебное соглашение, претензию или иные документы, подтверждающие, что истец пытался урегулировать спор до суда;

квитанцию об оплате госпошлины;

уведомление о вручении копии иска с приложением другим участникам процесса (ответчику, третьим лицам).

Судебное разбирательство длится, как правило, два месяца. Решение суда вступит в силу через месяц, если его никто не обжалует. В противном случае решение вступит в силу незамедлительно после рассмотрения жалобы вышестоящим судом.

Юрист «Европейской Юридической Службы» Евгений Иванов говорит, что следует обжаловать решение суда в апелляционной инстанции, ссылаясь на то, что выплаченные суммы не являются неосновательным обогащением. Эксперт утверждает: «Страховая компания перед возмещением признала аварию страховым случаем, проверила и подтвердила факт заключения между виновником ДТП и страховщиком договора ОСАГО, действовавшего на дату ДТП, поэтому она не может требовать возврата выплат как неосновательного обогащения».

Обращаемся к судебным приставам

После вступления решения суда в законную силу водителю нужно получить исполнительный лист в суде и направить его приставу. Тот возбудит исполнительное производство. В ходе исполнения пристав может наложить арест на имущество или денежные средства должника, взыскать деньги с банковских карт или других источников дохода и даже запретить выезд виновнику за границу.

Если приставу не удастся взыскать деньги, то он окончит исполнительное производство. Только через 6 месяцев после такого решения автовладелец сможет возобновить исполнение.

*Вопросы найдены на автомобильных форумах и сайтах.

Страховые выплаты по ОСАГО: кому, за что и сколько

Начнём с главного: тем, у кого есть полис ОСАГО — ущерб пострадавшему, вместо виновника, оплатит страховая компания. Но у таких выплат есть потолок: 500 000 ₽ за причинённый вред жизни и здоровью ДТП, за повреждённое имущество 400 000 ₽ за каждого из участников. Когда в автокатастрофе погибает человек, 25 000 ₽ полагается, тем кто платил за погребение, а 475 000 ₽ семье. За выплатой потерпевший обращается к своему страховщику.

Важно! Если виновник ДТП был без ОСАГО, тогда пострадавшему стоит обратиться в суд. Он назначит экспертизу, где оценят ущерб, и заставит виновника заплатить.

Не всегда потерпевший получает всю сумму компенсации ущерба, так как она зависит от степени тяжести травмы. Каждый диагноз — определённый процент от максимальной суммы компенсации. Например, на 2019 год I группа инвалидности или «ребёнок-инвалид» — это 100%, т.е. все 500 000 ₽. Сотрясение мозга до 5 % (т.е. до 25 000 ₽). Страховая компания сама рассчитывает эту сумму. И если она кажется пострадавшему неоправданно маленькой, её можно оспорить через суд.

Также можно получить дополнительные страховые выплаты, если потерпевший из-за состояния здоровья потерял заработок и потратил на лечение больше, чем была страховая выплата.

Виды выплат

Чаще всего страховые компании напрямую оплачивают ремонт автомобиля на станциях техобслуживания (СТОА), с которыми у страховой компании есть договор. Это называется натуральной выплатой. Другой вид возмещения — денежная выплата. Она возможна только в нескольких случаях:

  • машину нельзя отремонтировать (гибель ТС)
  • потерпевший погиб
  • потерпевший — инвалид и владелец машины выбирает данную форму выплаты при обращении
  • потерпевшему нанесён тяжкий и средней тяжести вред и он выбирает данную форму выплаты при обращении
  • стоимость ремонта больше лимита в 400 000 ₽
  • если ремонт машины требует услуг, которые СТОА-партнёры страховой компании не оказывают

Разница между денежной и натуральной выплатами ещё и в том, что денежная рассчитывается с учётом износа деталей. Тогда как при «натуральной» выплате детали и запчасти автомобиля могут быть заменены на более новые, износ деталей в этом случае не учитывается.

Есть несколько причин, из-за которых страховая компания может отказать в выплате:

  • в машине находились опасные вещества для людей и окружающей среды
  • водитель ехал без прав
  • не установлен виновник аварии
  • полис ОСАГО поддельный или просрочен

Какие документы нужны?

Обратиться в страховую компанию лучше сразу же после аварии. По закону (ст.12, п.9) для оценки ущерба нужны все подтверждающие его масштаб документы и доказательства.

Список документов, подтверждающих ДТП, отличается в зависимости от того, чему был нанесён ущерб: имуществу, здоровью или жизни.

  • Если имуществу, то к таким документам относится протокол об административном нарушении, постановление по делу об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
  • Если здоровью — добавляются справки от скорой помощи, суда и другие.

Полный перечень документов смотрите здесь.

В течение 20 дней с подачи заявления страховщик должен выплатить компенсацию. Когда виновников ДТП несколько и у каждого застрахована автогражданка, сумма компенсации распределяется равномерно между ними.

Возмещение ущерба после ДТП виновником: порядок, сроки, образец иска

Попадание в дорожно-транспортное происшествие – крайне неприятное событие, тем более – для пострадавшей стороны. Оно сопровождается несколькими негативными последствиями, среди которых заметное место занимает вред, нанесенный здоровью, или ущерб, полученный транспортным средством.

В соответствии с действующим законодательством, они могут быть компенсированы несколькими способами. Подробный ответ на вопрос, как происходит возмещение материального ущерба при ДТП с виновника, содержится в статье.

Определение и виды ущерба

Прежде чем перейти к описанию процедуры возмещения ущерба при ДТМ с виновника, необходимо разобраться, что понимается под термином «ущерб». Несмотря на часто практическое применение, далеко не все заинтересованные стороны понимают, что он означает. Ущерб при ДТП формируется из трех основных составляющих, каждая из которых требует отдельного рассмотрения.

1. Материальный ущерб

Представляет собой повреждение или лишение имущества, а также других благ, выраженное в денежном исчислении. Речь идет не только о транспортном средстве, но и перевозимых грузах или другой собственности, которая находилась в автомобиле в момент аварии.

Главное, что нужно помнить – материальный ущерб относится к страховым, поэтому возмещается в рамках обязательного и добровольного страхования. Материальный ущерб делится на три вида:

  • непосредственный вред имуществу потерпевшей стороны;
  • затраты, которые предстоят и связаны с восстановлением или ремонтом имущества;
  • упущенная прибыль, которая могла быть получена при дальнейшей эксплуатации вышедшего из строя имущества.

Возмещение материального ущерба в рамках обязательного страхования по ОСАГО предусматривает получение до 400 тыс. руб. Выплата осуществляется страховой компанией, которая выдала полис владельцу автомобиля, ставшего причиной ДТП.

Сумма выплаты со стороны страховой компании может быть увеличена при оформлении полиса КАСКО. Если ущерб превышает покрытие по страховке пострадавшей стороне придется обращаться в суд.

2. Физические вред здоровью

Название этой разновидности ущерба при ДТП не требует дополнительных комментариев и пояснений. В рамках страхового покрытия по ОСАГО возможна выплата до полумиллиона рублей. Конкретная сумма определяется в зависимости от тяжести нанесенного вреда по правилам, принятым конкретной страховой компанией.

Если речь идет о тяжком увечье, допускается возмещение ущерба в более серьезном размере. Но для этого потребуется обращение в суд и соответствующий вердикт судьи. Судебное решение потребуется и в том случае, если у виновной стороны отсутствует страховка.

3. Моральный вред здоровью

Под моральным вредом обычно понимается ущерб, полученный в результате нравственных переживаний, связанных с ДТП. Примерами подобных ситуаций выступают: потеря в аварии родственника, физическая боль от полученных повреждений, временная нетрудоспособность и т.д.

Вопрос о возмещении потерпевшей виде морального вреда, полученного в результате ДТП, считается самым сложным. В подавляющем большинстве случаев его решением занимается суд, так как страховые компании предпочитают не брать на себя ответственность и не включают этот вид риска не только в ОСАГО, но и в КАСКО. Вероятность, что заинтересованные стороны договорятся в рамках досудебной процедуры, также не велика.

Основания для возмещения ущерба с виновника ДТП

Большая часть ДТП по своим финансовым последствиям вписывается в рамки ОСАГО, оформленного подавляющим большинством участников дорожного движения. Поэтому проблем с получением компенсации обычно не возникает, так как она исправно выплачивается страховой компанией.

Необходимость возмещения ущерба от ДТП с виновной стороны возникает в следующих ситуациях:

  • величина ущерба превышает максимальную выплату страховой компании;
  • виновная сторона не оформила страховку или полис не является действительным;
  • обстоятельства ДТП не входят в число страховых случаев, предусмотренных полисом ОСАГО или КАСКО. Например, ущерб нанесен не в процессе движения, а во время размещения автомобиля на стоянке;
  • потерпевшая сторона желает взыскать компенсацию за полученный моральный вред.

Правила определения величины компенсации

Базовый принцип расчета размера компенсации, заложенный в законодательстве, предусматривает выплату суммы, достаточной для восстановления исходных характеристик транспортного средства. Обязательным условием выступает учет степени износа автомобиля до момента попадания в ДТП.

Стандартные правила расчета компенсации предусматривают включение в итоговую сумму следующих расходов:

  • ремонт и восстановление транспортного средства;
  • транспортировка машины с места аварии в автосервис;
  • уменьшение товарной стоимости авто (рассчитывается для автомобилей со сроком эксплуатации до 5 лет или уровнем износа в пределах 35%);
  • все виды морального вреда, причиненного потерпевшей стороне;
  • потерянный заработок, затраты на лечение и другие подобные расходы, непосредственно связанные с ДТП;
  • сопутствующие обращению в суд затраты – услуги независимого оценщика и/или юриста, почтовые расходы и т.д.

После определения размера возмещения, который необходимо получить с виновной стороны, следует переходить к следующему этапу процедуры взыскания. Она предусматривает два варианта получения компенсации – добровольный (досудебный) и принудительный (с помощью суда).

Возмещение ущерба при ДТП в добровольном порядке

Такой вариант решения проблемы на практике встречается нечасто. Тем более – если речь идет о серьезной сумме, необходимой, например, для ремонта дорогостоящей иномарки. Действующее законодательство предусматривает достаточно четкую процедуру досудебного урегулирования проблемы возмещения ущерба. Она предусматривает следующие действия потерпевшей стороны:

  • получение справки из ГИБДД, подтверждающей факт ДТП и виновника аварии;
  • обращение в страховую компанию для подтверждения отказа выплачивать требуемую сумму;
  • проведение оценки размера ущерба, которой занимается независимый эксперт;
  • направление виновной стороне претензии.

Последний документ заслуживает особенно пристального внимания. Он составляется в произвольной форме и включает следующую информацию:

  • сведения о виновной стороне как адресате документа;
  • обстоятельства ДТП;
  • описание сути проблемы, которая заключается в недостаточности компенсации, полученной в рамках страховки;
  • претензия в адрес виновной стороны, включая сумму ущерба;
  • подпись заявителя.

В претензии обязательно указывается не только сумма, которую требуется возместить, но и срок, когда это необходимо сделать. Отсутствие реакции со стороны виновника ДТП означает необходимость переходить на следующую стадию разрешения конфликта – подаче искового заявления в суд.

Читать еще:  Страховая задерживает выплату по осаго что делать

К претензии прилагается комплект сопутствующих документов, в состав которого входят:

  • акт о наступлении страхового случая;
  • справка из ГИБДД об обстоятельствах ДТП;
  • другие документы, подтверждающие позицию заявителя, например, чеки на ремонт, экспертное заключения независимого оценщика и т.д.

Претензия направляется адресату заказным письмом. Если реакция со стороны виновника отсутствует, целесообразно приступать к процедуре возмещения ущерба при ДТП через суд.

Судебное возмещение ущерба при ДТП

Для начала судебного разбирательства требуется составить и направить в суд исковое заявление. Документ подается по месту жительства истца. Иски на сумму в пределах 50 тыс. руб. рассматривает мировой судья, если речь идет о более серьезной сумме, необходимо обращаться в районный суд. Размер иска оказывает непосредственное влияние на величину госпошлины. Важно помнить, что моральный вред не оценивается в исковом заявлении, а определяется судом. Поэтому сумма госпошлины от него не зависит.

Не менее важным юридическим нюансом становится возможность требования компенсации всех расходов, связанных с судебным разбирательством. Это в равной степени касается как оплату услуг юриста, так и перечисления госпошлины. Поэтому любые подобные выплаты следует документировать для последующего возмещения решением судьи.

Судебное разбирательство по делам о возмещении ущерба с виновника ДТП происходит по стандартной процедуре. После принятия искового заявления к рассмотрению назначает заседание суда. На нем выслушиваются аргументы и доказательства каждой из сторон. Количество заседаний определяется непосредственно судьей. Главное, что требуется от истца – грамотно подготовить комплект исходных документов и аргументированно отстоять свою позицию в ходе заседания.

Оптимальный вариант – приглашение квалифицированных юристов, обладающих как достаточным опытом, так и необходимыми профессиональными знаниями. При этом нужно понимать, что чем раньше происходит подключение к делу специалистов, тем выше вероятность выигрыша в суде.

Образцы документов для получения возмещения ущерба виновной стороной при ДТП

Правильное оформление досудебной претензии и искового заявления в суд – это обязательные условия урегулирования проблемы на подходящих условиях. Оба документа составляются в произвольной форме, но должны соответствовать стандартным требованиям для обычного делопроизводства.

Образец заполненной досудебной претензии доступен для скачивания по следующей ссылке.

Ознакомиться с бланком искового заявления в суд можно здесь.

В каких случаях страховая может заставить виновника ДТП оплачивать его?

Мы уже касались случаев, когда виновник ДТП может быть призван к ответу, получив обязательство оплатить часть или полный объем ущерба, причиненного им в ДТП. В частности, мы рассматривали случаи, когда сумма выплат по ОСАГО может не совпадать с реальной компенсацией потерпевшим, а также когда автомобилем управляет водитель, не вписанный в полис ОСАГО. И последнее относится как раз к той категории нарушений, которые интересуют нас сегодня: это случаи, когда страховая компания вправе получить от виновника ДТП полную компенсацию выплат, осуществленных ей по договору ОСАГО. Ведь на самом деле, таких условий немало, и все они гарантируют, что закон окажется на стороне страховщика. Давайте рассмотрим их все.

П раво страховщика требовать компенсации выплаченного им ущерба регламентируется Федеральным законом № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а конкретно – соответствующей статьей 14, которая фиксирует «право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред». Теперь давайте рассмотрим эту статью по пунктам и выясним все случаи, когда виновника ДТП могут заставить компенсировать затраты страховой компании.

Подпункт «а» пункта 1 статьи 14 указывает, что «к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего». Иными словами, если при изучении обстоятельств ДТП будет установлено, что виновник ДТП с пострадавшими или погибшими действовал умышленно, страховая вправе через суд в полном объеме взыскать с него все компенсационные выплаты, которые она осуществила.

Подпункт «б» устанавливает право страховщика на регрессное требование к виновнику ДТП, если «вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного)». То есть, пьяные виновники ДТП будут платить за все сами – во-первых, страховая истребует с них все выплаченные потерпевшим деньги, а во-вторых, потерпевшие вправе потребовать от них дополнительной компенсации ущерба, который не был покрыт максимальной страховой выплатой.

К сожалению, на данный момент у пьяных водителей еще есть лазейка: к пьяным не причисляют тех, кто отказался от освидетельствования или специально употребил алкоголь после совершения ДТП. Однако с 29 октября 2019 года вступят в силу поправки, которые устранят эту недоработку: в подпункт «б» будут включены случаи, когда «указанное лицо не выполнило требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения или оно не выполнило требование Правил дорожного движения Российской Федерации о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен».

Подпункт «в» гласит, что страховщик может требовать компенсации от виновника ДТП, если он «не имел права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред». Формулировка довольно широкая: в нее входят как водители, лишенные прав, так и те, кто, к примеру, управлял автомобилем категории, не открытой в действующих правах.

В подпункте «г» указана возможность регрессного требования к виновнику аварии, если он скрылся с места дорожно-транспортного происшествия. Разумеется, для этого потребуется установить личность виновника, чем и пользуются некоторые малодушные личности, стремящиеся избежать заслуженного наказания. Тем не менее, если виновник ДТП будет найден, на него ляжет полная финансовая ответственность за содеянное.

Об этом варианте мы упоминали в отдельном материале: подпункт «д» устанавливает право страховщика на компенсацию его расходов, если автомобиль виновника был застрахован, но сам виновник не был вписан в действующий страховой полис. Разумеется, речь идет только так называемых «закрытых» или «ограниченных» полисах ОСАГО – если он был заключен в отношении неограниченного круга лиц, страховая компания обязана компенсировать ущерб самостоятельно.

Статья 11 закона об ОСАГО устанавливает обязанности водителей при ДТП: в частности, виновник обязан в течение 5 рабочих дней уведомить свою страховую компанию об аварии и не приступать к ремонту или утилизации пострадавшего автомобиля в течение 15 дней после нее, поскольку страховщик в этот период вправе потребовать проведения его осмотра или технической экспертизы. Подпункт «з» статьи 14 устанавливает возможность регрессного иска от страховой в виновному лицу, если «до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы». Проще говоря, если виновник ДТП начнет ремонт или утилизацию машины, на которой он попал в аварию, до истечения срока в 15 рабочих дней, страховая может потребовать от него компенсации своих выплат потерпевшим.

Еще один подпункт под буквой «к» устанавливает ответственность виновника ДТП, даже если он был вписан в действующий полис ОСАГО, но при покупке этого полиса онлайн были указаны недостоверные данные, чтобы уменьшить его цену. Как известно на итоговую стоимость полиса влияют разные коэффициенты – территориальный, возрастной и так далее, и если какой-то из них оказался неверным, что сделало полис дешевле, то такая небольшая «экономия» может обернуться куда боле серьезными затратами при ДТП.

Помимо рассмотренных выше случаев пункт 1 статьи 14 содержит еще два подпункта, которые не актуальны для владельцев легковых автомобилей. Так, подпункт «и» устанавливает возможность регрессного требования страховой к виновнику ДТП, если им стал водитель легкового такси, автобуса, грузового автомобиля, оборудованного для пассажироперевозок, или автомобиля для перевозок опасных грузов, если на указанное транспортное средство нет действующей диагностической карты. Владельцы указанных выше машин обязаны проходить техосмотр дважды в год, а актуальная диагностическая карта – обязательное условие для осуществления страховых выплат.

Второй подпункт, который мы упомянем здесь, еще не вступил в силу: абзац под буквой «л» станет актуален с 29 октября 2019 года. Он указывает, что страховая имеет право на регрессное требование к лицу, ставшему виновником ДТП, если «вред был причинен указанным лицом при использовании транспортного средства с прицепом при условии, что в договоре обязательного страхования отсутствует информация о возможности управления транспортным средством с прицепом, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям». Обратить внимание стоит на самый конец формулировки: прицепы к легковым автомобилям не входят в число поводов для судебного разбирательства – здесь речь идет о грузовых машинах и прицепах к ним, которые должны фигурировать в полисе ОСАГО.

ОСАГО изменилось с 1 октября: как теперь ездить

С 1 октября 2019 г. при оформлении аварии по европротоколу отменили лимит в 100 тыс. рублей. Теперь имеющие полисы ОСАГО участники аварии могут обойтись без присутствия инспекторов ГИБДД, если ущерб укладывается в сумму до 400 тыс. рублей. Именно такой максимальный размер покрытия по риску причинения вреда имуществу обеспечивает полис ОСАГО. Эта норма в виде эксперимента несколько лет действовала только в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях — здесь сосредоточено более четверти всех автовладельцев. В других же городах водители были ограничены лимитом в 100 тыс. рублей.

Но оформить аварию по европротоколу по-прежнему можно только при соблюдении трех условий: если в аварии участвовали только два автомобиля, водители которых застрахованы по ОСАГО; если в ДТП нет пострадавших и погибших; если не причинен ущерб третьим лицам.

Чтобы рассчитывать на возмещение до 400 тыс. руб. при оформлении по европротоколу, участникам аварии нужно достигнуть полного согласия относительно степени вины друг друга. Кроме того, оформить аварию нужно не в виде бумажного извещения, где автомобилисты от руки рисуют схемы и дают объяснения, а при помощи специального мобильного приложения «ДТП.Европротокол». Оба водителя должны быть обязательно зарегистрированы на федеральном портале госуслуг.

Для оформления одному из участников аварии следует, используя приложение, на свой телефон сфотографировать поврежденные автомобили, указать обстоятельства аварии, заполнить необходимые поля. Второй водитель должен добавить свои данные при помощи этого же телефона. После этого сформируется электронное извещение — второму водителю придет на него ссылка для скачивания на почту, указанную при регистрации на «Госуслугах». При переходе по ссылке извещение появится в личном кабинете второго участника ДТП.

Читать еще:  Как оформляется дтп без пострадавших

А с 1 ноября будет запущено новое мобильное приложение для оформления европротокола. Оно должно заметно сократить время оформления ДТП без вызова сотрудников полиции. Водителям уже не придется вводить большую часть сведений, которые нужно вносить в документ о ДТП. Вся эта информация автоматически подтянется из АИС ОСАГО и личного кабинета водителей на Едином портале госуслуг.

Теперь, даже если между участниками имеются разногласия, европротокол все-таки можно оформить. Но только в электронном виде, а сумма возмещения не превысит 100 тыс. рублей. Так страховщики ограждают себя от мошенников, которые оформляют поддельные извещения о несуществующих ДТП и получают страховые выплаты.

Поэтому не договорившиеся друг с другом водители точно так же могут сфотографировать автомобили, зафиксировать их местоположение, повреждения и направить данные Российскому союзу страховщиков (РСА) с помощью «ДТП.Европротокол». Если же водители не сошлись во мнении относительно виновника в ДТП с ущербом 100–400 тыс. руб., то выбора уже не остается — придется ждать ГИБДД.

В РСА уверяют: при использовании мобильных приложений страховым компаниям будет сложнее отказывать автомобилистам в выплатах на основании некорректно составленных материалов. Поскольку требования к оформлению материалов максимально понятны, а данные подтягиваются из личных кабинетов на «Госуслугах», вероятность составить материалы с ошибкой уменьшается по сравнению с обычной «бумажной» схемой.

Что касается претензий страховщиков к качеству материалов, то, как утверждают в РСА, количество жалоб со стороны автомобилистов на отказы страховых компаний как в случае с «бумажным» оформлением, так и с оформлением при помощи мобильного приложения примерно одинаковое. В РСА надеются, что к концу 2019 г. до 50% всех небольших аварий без пострадавших будут оформлять по европротоколу.

Сами страховщики говорят, что с точки зрения техники значительная часть российских автомобилистов уже готовы выполнить требования, которые предъявляются к оформлению европротокола. «Приложение «ДТП.Европротокол» постоянно совершенствуется РСА, ведутся работы по его интеграции с мобильными приложениями страховых компаний. Чтобы избежать проблем при урегулировании, необходимо внимательно заполнить все поля и правильно нарисовать схему ДТП, а также не забыть в пятидневный срок уведомить о происшествии свою страховую компанию, в том числе и в случае, когда вы являетесь виновником», — объяснили Autonews.ru в Росгосстрахе.

Страховые компании уверены, что после повышения лимита автомобилисты станут реже обращаться в ГИБДД. Сейчас более чем в 50% аварий ущерб превышает 100 тыс. руб. Однако в СК «Согласие» отметили, что первое время не все автомобилисты смогут воспользоваться новой возможностью, поскольку не все пользуются госуслугами и мобильными приложениями.

При натуральном возмещении (то есть бесплатном ремонте) страховщик дополнительно согласует ремонт скрытых повреждений. Если автомобилист получил деньги на ремонт, то он должен сообщить страховой компании о том, что обнаружил скрытые повреждения.

«Это нужно, чтобы договориться со страховой компанией о времени дополнительного осмотра и фиксации повреждений, — сказали в Росгосстрахе. — Далее по факту оценки ущерба страховщик произведет доплату возмещения. Безусловно, досогласования и доплаты возможны только в пределах установленного лимита».

Если же дефекты превысят ограниченную страховкой сумму, то, как уточнили в РСА, эти вопросы потерпевшей стороне нужно будет решать с виновником ДТП. Сначала в виде досудебной претензии, а если мирового соглашения достичь не удастся — в виде судебного иска.

Потенциальных мошенников в «Согласии» предупреждают: оформление ДТП без участия работников полиции не исключает обязанности потерпевшего представить автомобиль страховщику для проведения экспертизы. В свою очередь, представители онлайн-платформы персонального страхования Mafin рассказали, что страховщики теперь будут более внимательно рассматривать каждый случай, чтобы защититься от нечистых на руку водителей.

«Участники ДТП могут преувеличить размер ущерба или выдать ранее полученные повреждения за только что полученные. И здесь как минимум нужно сопоставить фотоизображения с места ДТП с местом аварии, погодными условиями, собрать информацию о водителях», — объяснили в компании.

Вопросы и ответы по ОСАГО (автогражданке)

Вопрос: Что такое ОСАГО?
Ответ: ОСАГО — обязательное страхование автогражданской ответственности. Объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.

Вопрос: Кто должен страховать ОСАГО?
Ответ: Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств.

Вопрос: Может ли нарушение ПДД быть причиной для отказа в выплате по ОСАГО?
Ответ: Нет не может. Исключение — если в момент управления автомобилем водитель находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Вопрос: Какова величина максимальной выплата по ОСАГО?
Ответ: Максимальная выплата в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью нескольких потерпевших по ОСАГО составляет 240 тысяч рублей. В части возмещения вреда, причиненного имуществу (автомобилю) — 160 тысяч рублей.

Вопрос: В какой форме осуществляется выплата по ОСАГО?
Ответ: Возмещение по ОСАГО может быть двух видов — натуральным путем (ремонт) и денежным (по калькуляции независимой экспертизы). Как показала практика все страховые компании платят по калькуляции. По закону страховая обязана восстановить состояние автомобиля, в котором автомобиль находился до ДТП. Значит у вас пятилетний автомобиль, то страховая компания должна поставить вам пятилетнее крыло, взамен поврежденному. Страховой компании гораздо удобнее оплачивать ущерб по калькуляции независимой экспертизы с учетом износа деталей.

Вопрос: Как можно расширить ответственность по полису ОСАГО?
Ответ: Лимит ответственности по ОСАГО можно добровольно расширить практически во всех страховых компаниях. Стоимость расширение лимита ответственности не большая — от 300 до 3000 руб. Стоимость дополнительного полиса зависит от размера выбранной вами страховой суммы и конкретной страховой компании.

Вопрос: Действует ли ОСАГО если не пройден ТО?
Ответ: В законе действие полиса ОСАГО никак не связано с наличием ТО. Так что если у вас просрочен техосмотр, то страховка все равно действует в полном объеме.

Вопрос: Как определяется размер выплаты по ОСАГО?
Ответ: Размер страховой выплаты производится на основании калькуляции страховщика, после осмотра и фотографирования автомобиля. Обратите внимание: выплата производится с учетом износа транспортного средства!

Вопрос: В течении какого срока я должен известить страховую компанию о страховом случае?
Ответ: Страхователь обязан в течение 5 дней передать в страховую компанию извещение о ДТП, бланк которого обязательно прикладывается к полису ОСАГО.

Вопрос: Я застрахован по КАСКО, виновник ДТП застрахован по ОСАГО. В какую страховую компанию я должен обращаться — свою или виновника?
Ответ: Гораздо удобнее для Вас будет восстановить свой автомобиль по КАСКО. А уже Ваша страховая компания (где вы застрахованы по КАСКО) будет самостоятельно разбираться со страховой компанией виновника, где он застрахован по ОСАГО. Обратится Вы имеете право любую из страховых компаний (но не в обе одновременно).

Вопрос: Я хочу сам выбрать фирму — независимого оценщика, чтобы провести независимую экспертизу автомобиля. Возможно ли это?
Ответ: Да, но лучше сначала подождать оценки страховщика, а лишь затем принимать решение. Во многих случаях суммы выплаченной страховой компанией достаточно для ремонта Вашего автомобиля.

Вопрос: Страховая компания затягивает выплату по ОСАГО. Что мне делать?
Ответ: Страховщик в течение 15 рабочих дней со дня получения документов, составляет акт о страховом случае, на основании которого осуществляет страховую выплату потерпевшему либо направляет письменное извещение о полном или частичном отказе в выплате с указанием причин отказа. Страховая выплата производится путем наличного или безналичного расчета в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об осуществлении страховой выплаты. То есть в сумме страховая компания должна перевести вам деньги максимум в течение 18 рабочих дней. На практике компании стараются оттянуть момент передачи денег как можно дальше. Что делать:

  1. Напишите жалобу в страховую компанию на имя начальника отдела выплат по ОСАГО;
  2. Напишите жалобу в Российский союз автостраховщиков (РСА).

Вопрос: Водитель — виновник ДТП не был вписан в полис ОСАГО. Выплатит ли страховая компания возмещение пострадавшему по ОСАГО?
Ответ: Конечно нет.

Вопрос: Я не удовлетворен суммой выплаченной мне по ОСАГО. Что мне делать и куда обратится?
Ответ: Честно говоря, зачастую проще всего смириться с тем, что выплаченной Вам компенсации не достаточно для ремонта Вашего автомобиля. Вы можете попробовать получить больше. Для этого:

  1. Напишите жалобу в страховую компанию на имя начальника отдела выплат по ОСАГО;
  2. Напишите жалобу в Российский союз автостраховщиков (РСА).

Есть еще долгий и дорогостоящий вариант — провести встречную независимую экспертизу и обращаться в суд. В случае успешного завершения дела, страховая компания возможно погасит ваши судебные издержки и издержки за встречную независимую экспертизу. Но нужно обратить внимание на то, что такой вариант не всегда возможен, а самое главное экономически как правило не целесообразен.

Авария с доплатой

Неподготовленному человеку понять такую формулировку непросто. Но попробуем объяснить. В аварию не по своей вине попал автомобиль, у которого в клочья разорвало задний бампер, изогнуло заднюю балку, раскололо задний тормозной диск. Так вот в данной ситуации страховая компания виновника аварии должна возместить ущерб. А если она не может этого сделать, направив машину на ремонт, то выплачивает ущерб деньгами. А при таком возмещении учитывается износ деталей. Делается это для того, чтобы за счет страховщиков человек не обогащался. У него 10-летний автомобиль. Но — бах — авария. И вот уже — новый бампер, новые задние фонари.

При ремонте за счет страховой компании установлены четкие требования: если деталь меняется, то только на новую.

При оплате ремонта вступает в силу правило, что учитывается износ транспортного средства. Тогда автовладелец ремонтирует машину за свой счет, а страховая компания возмещает ему ущерб с учетом этого износа. То есть владельцу приходится доплачивать. Таким образом в приведенной истории мастерская должна установить новый бампер и новую заднюю балку. Но страховщик оплатит за них лишь часть стоимости. Кстати, тормозные системы учитываются без износа стоимости.

Однако Верховный суд посчитал, что такая политика не совсем правильная. Некая Ольга Арепьева попала в аварию не по своей вине. Она обратилась к страховщику в порядке прямого возмещения ущерба. Страховщик выплатил ей 232,5 тысячи рублей. Однако для восстановления машины этого не хватило. По оценкам независимого эксперта, даже с учетом износа стоимость восстановления автомобиля и составляла 450 тысяч. Плюс утрата товарной стоимости — 77 тысяч. Однако страховщик не ответил на ее требования. А сам виновник аварии попросил суд назначить автотехническую экспертизу. Согласно ей стоимость ущерба с учетом износа составила 218 тысяч рублей. А вероятная утрата товарной стоимости — 43 тысячи.

Поскольку страховщик заплатил больше, то суд посчитал конфликт исчерпанным. Апелляционный суд с этим согласился.

Однако с этим не согласился Верховный суд. Он напомнил, что вред имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме. К реальному ущербу в результате ДТП, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей, относится также утраченная товарная стоимость. Имеется в виду уменьшение стоимости автомобиля, вызванное преждевременным ухудшением товарного или внешнего вида, а также его эксплуатационных качеств.

Верховный суд напомнил, что если для устранения повреждений использовались новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью. Несмотря на то что стоимость может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения. Размер подлежащего выплате возмещения может быть уменьшен, если ответчиком будет доказано, что существует иной, более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений.

При этом высокий суд указал, что Единая методика расчета стоимости восстановительного ремонта машины не может рассматриваться в качестве исключения из общего правила об определении размера убытков. А поэтому не препятствует учету полной стоимости новых деталей, узлов и агрегатов при определении размера убытков.

Как напомнил ВС, принцип полного возмещения убытков в случае повреждения машины предполагает, что в результате потерпевший должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы его право собственности не было нарушено. То есть если бы в него никто не врезался.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector