Разъехались после дтп могут ли быть последствия
Разъехались после дтп могут ли быть последствия
- Главная
- Блог
- ПДД штрафы
- Что грозит водителю, если он скрылся с места ДТП: штраф, ответственность
- Новинки мира авто
- Новости автомобильного рынка
- Популярное
- Двигатель
- Кузов
- Салон
- Система охлаждения
- Трансмиссия
- Фильтры
- Шины и диски
- Электрооборудование
Что грозит водителю, если он скрылся с места ДТП: штраф, ответственность
Даже у самого дисциплинированного и законопослушного водителя в первые минуты после аварии, особенно серьезной, нет-нет да и проскочит мысль: «А не уехать ли с места ДТП, вдруг не поймают?». Некоторые в состоянии эмоционального потрясения воплощают этот рискованный план в реальность. Чем это грозит и можно ли избежать наказания? Давайте разбираться.
Мысль скрыться с места ДТП посещает многих водителей, особенно если по их вине серьезно пострадали другие автомобили и люди
К ДТП, согласно определению из Правил дорожного движения, относятся события, которые возникают при участии транспортного средства и наносят ущерб автомобилям, грузам, сооружениям, причиняют вред здоровью и жизни людей. Обязанность оставаться на месте дорожного инцидента для всех водителей – и виновных, и пострадавших – устанавливается ПДД РФ.
Согласно ПДД, после совершения аварии ее участники должны предпринять ряд мер, как то:
- позаботиться о пострадавших (оказать неотложную помощь, вызвать медицинскую бригаду, отвезти в больницу);
- зафиксировать обстоятельства ДТП путем фото/видеосъемки и составления схемы;
- освободить дорогу от автомобилей, чтобы не затруднять дорожное движение;
- найти свидетелей и записать их контактные данные;
- вызвать наряд полиции или договориться с другими участниками автоаварии о самостоятельном урегулировании конфликта, составить европротокол.
Если водитель уезжает, не выполняя данные требования, его ждет неминуемое наказание.
Почему автомобилисты скрываются с места ДТП?
Водители уезжают с места, где произошла авария, по разным причинам:
Умышленное оставление места ДТП
Чаще всего участники аварии пытаются скрыться, потому что надеются избежать ответственности за совершенное ими нарушение ПДД, порчу имущества, нанесение вреда здоровью и жизни людей. Особенно часто эту ошибку допускают виновники аварий, находящиеся в состоянии опьянения.
Неумышленное оставление места ДТП
Далеко не всегда водитель, скрываясь с места аварии, хочет убежать от ответственности.
Иногда виновник аварии просто не замечает, что повредил чужую машину.
Например, выезжая с парковки, он задевает бампер или зеркало стоящего рядом автомобиля, царапает кузов. Владельца поврежденной машины рядом нет, сигнализация не срабатывает. Виноватый водитель не замечает, что испортил чужое имущество, и со спокойной душой едет по своим делам. Возможна и другая ситуация. После ДТП водители договорились решить конфликт без привлечения страховой компании и ГИБДД, обменялись телефонами и разъехались. Но один из них через какое-то время снова приехал к месту аварии и вызвал наряд полиции. Второй же автоматически стал считаться скрывшимся с места, где произошел дорожный инцидент.
Когда авария несерьезная, водитель может уехать с места ДТП, не заметив нанесенный чужой машине урон
Если водитель покинул место ДТП без злого умысла и сможет это доказать, то вполне вероятно, что суд его оправдает.
Как накажут водителя, который покинул место ДТП без пострадавших и погибших?
В пункте 2 статьи 12.27 КоАП РФ читаем, что водитель, который не остался на месте после дорожно-транспортного происшествия, не содержащего признаков уголовного преступления, лишается права управлять автомобилем и другими ТС на 1-1,5 лет. Также его могут арестовать, срок ареста составит максимум 15 суток.
Как накажут водителя, который покинул место ДТП с погибшими/пострадавшими?
Если в автоаварии пострадали или погибли люди, то наказание за нее устанавливается уже не КоАП, а УК РФ (статья 264). В этом случае оставление места происшествия будет расценено как отягчающее обстоятельство, равноценное нахождению за рулем в состоянии опьянения. Ознакомиться с мерами наказания можно в таблице.
Как выносится наказание?
Инспектор ГИБДД может выписать штраф за неисполнение действий, связанных с ДТП, в размере 1 000 рублей. Решения обо всех других видах наказаний (принудительных работах, лишении водительских прав, аресте) выносятся только в судебном порядке.
Лишить прав нерадивого водителя могут только через суд
Что касается сроков вынесения наказания, то они следующие:
- на получение постановления по административным делам дается не более 2 месяцев (статья 4.5 КоАП);
- на получение судебного постановления и наказание виновника выделяется 3 месяца;
- постановление о правонарушении (статья 12.8 и статья 12.24 КоАП РФ) должно быть вынесено за 1 год.
Когда нужно уезжать с места ДТП?
- если автоавария оформляется без участия ГИБДД – после составления европротокола и его передачи в ближайший отдел полиции или на пост ГИБДД;
- если автоавария оформляется с участием органов ГИБДД – после составления и подписания протокола о ДТП, протокола об административном правонарушении. Сотрудники правоохранительных органов могут задержать участника дорожного конфликта. Основанием для этого могут быть, например, отсутствие у водителя документов, его потенциальная опасность для окружающих людей и т. д. Часть 1 статьи 27.5 КоАП устанавливает максимальный срок административного задержания. Участников аварии не могут принуждать находится на месте аварии дольше 3 часов с момента оповещения ГИБДД о дорожном происшествии.
Если в ДТП тяжело пострадали люди, участник аварии может на личном автомобиле отвезти их в медицинское учреждение. Он должен сразу сообщить о дорожном инциденте в ГИБДД или полицию и после передачи пострадавшего медработникам незамедлительно вернуться туда, где произошло ДТП. Если этого не сделать, водителя могут посчитать скрывшимся с места совершения правонарушения.
Может ли водитель, уехавший с места аварии, остаться безнаказанным?
Если место ДТП было оставлено неумышленно и виновнику удастся это доказать, например, с помощью записей с видеокамер наблюдения или показаний свидетелей, то суд может вынести решение в пользу водителя.
Также избежать наказания можно при наличии у виновника аварии веских оснований для того, чтобы покинуть место ДТП. Например, он вез в больницу тяжелобольного человека и, попав в аварию, не остановился для выполнения предусмотренных ПДД действий. Но если то же самое водитель сделал, опаздывая на совещание или в аэропорт, уважительной причиной это считаться не будет, так как не было угрозы жизни человека.
Таким образом, чтобы избежать наказания, необходимо доказать суду, что водитель покинул место автоаварии без злого умысла.
Какой срок давности у оставления места ДТП?
В статье 4.5 КоАП РФ говорится, что решение о мере наказания по административным правонарушениям должно приниматься в срок до 3 месяцев. Если за это время судебные органы не вынесли постановление об аресте, лишении прав, направлении на выполнение принудительных работ, санкций за исчезновение с места ДТП уже не последует.
Но нужно помнить, что даже по истечении 3 месяцев пострадавшая сторона может потребовать у водителя возместить ущерб, который был нанесен ей в результате автоаварии. Срок подачи иска в суд, согласно Гражданскому Кодексу РФ (статья 196), составляет 3 года с момента инцидента. А если в результате ДТП есть пострадавшие и погибшие, действуют сроки давности по делам уголовного толка – от 2 до 15 лет в зависимости от тяжести преступления (статья 78 УК РФ).
В попытке избежать ответственности, уехав с места ДТП, большинство водителей только ужесточают свое наказание
Покидать место ДТП – большая ошибка. Остаться безнаказанным сегодня, когда практически везде установлены камеры видеонаблюдения, а машины оборудованы системам ГЛОНАСС, практически нереально. Поэтому бегство лишь усугубит наказание, которое ждет виновника аварии. Помните об этом и соблюдайте ПДД и законы.
В чем опасность Европротокола для виновника ДТП?
Как известно, при оформлении дорожной аварии в рамках ОСАГО стороны вправе обойтись без инспекторов ГИБДД. Такой порядок взаимодействия участников происшествия и страховщиков называется «Европротокол». Он позволяет существенно сэкономить время, если машины получили незначительные повреждения.
Многие автовладельцы все еще относятся к «Европротоколу» с недоверием. Причем речь идет как о потерпевших, так и о виновниках ДТП. Опасения последних вполне оправданы, ведь для них оформление аварии без участия инспектора ГИБДД может иметь серьезные последствия. О чем нужно знать водителю-виновнику, чтобы не столкнуться с неприятным сюрпризом?
Калькулятор ОСАГО расчет и онлайн покупка по 16 компаниям.
Выберите тип ТС
Виновник всегда рискует
Правилами ОСАГО предусмотрено право потерпевшего требовать возмещение ущерба у виновника аварии, когда возмещения по «Европротоколу» не хватает на ремонт автомобиля. При этом потерпевший не может предъявлять имущественные претензии страховщику, выплатившему возмещение.
Другими словами, восстановление автомобиля потерпевшего оплачивает виновник, но только когда стоимость ремонта превышает размер максимальной выплаты по «Европротоколу». При этом потерпевший вправе требовать возмещения ущерба без учета износа деталей. Как правило, в подобных обстоятельствах виновные водители не соглашаются добровольно оплачивать ремонт. Естественно, разрешить спор между участниками дорожного происшествия может только суд.
Примечательно, что размер долга виновника определяется на основании оплаченных счетов за ремонт. Конечно же, для виновной стороны подобный вариант развития события становится сущим кошмаром, особенно когда речь заходит о крупной денежной сумме.
Получается, что водитель-виновник заплатил за страховку, но все равно должен частично оплатить ремонт автомобиля потерпевшего. В довершении всего для него увеличится тариф в калькуляторе ОСАГО , ведь страховая компания произвела выплату в пределах суммы возмещения по «Европротоколу».
Таким образом, виновник дорожного происшествия всегда рискует столкнуться с неожиданными расходами. Следовательно, нужно очень внимательно подходить к оформлению происшествия без вызова инспекторов ГИБДД. Кроме того, в случае с «Европротоколом» виновный водитель всегда может прибегнуть к маленькой хитрости.
Как избежать проблем?
Допустим, водитель не сомневается в том, что происшествие спровоцировал именно он, а пострадавший предлагает оформить происшествие по «Европротоколу». В этой ситуации нужно первым делом оценить характер и масштабы повреждений. Конечно же, порой очень трудно определить, сколько стоит ремонт какой-либо детали чужой машины.
В таком случае желательно связаться с дилером производителя автомобиля, чтобы иметь хотя бы примерное представление о цене восстановительных работ. При этом не стоит доверять оценке потерпевшего, ведь он может ошибаться. Кроме того, он может попросту солгать, чтобы получить возможность отремонтировать машину без учета износа.
Если у виновника происшествия есть малейшие подозрения относительно того, что стоимость ремонта превышает размер максимальной выплаты в рамках «Европротокола», следует оформлять аварию при участии сотрудников дорожной полиции.
Это займет больше времени, но виновный водитель будет точно уверен, что в будущем ему не предъявят финансовые претензии. При оформлении аварии с участием полицейских максимальная выплата составляет полмиллиона рублей. Виновнику придется доплачивать за ремонт машины потерпевшего, только если цена восстановления автомобиля превысит указанную сумму.
Еще один вариант
Если же пострадавший по какой-либо причине не хочет обращаться за помощью к дорожным полицейским, виновнику аварии следует получить от него расписку об отсутствии претензий. В этом документе должно быть указано:
«Я не имею финансовых претензий к виновнику ДТП относительно повреждения моего автомобиля в части, превышающей размер максимально возможной страховой выплаты по договору ОСАГО в рамках «Европротокола».
Потерпевший обязательно должен поставить дату выдачи расписки и подпись. Кроме того, желательно, чтобы он указал следующие сведения.
- Дата и обстоятельства происшествия.
- Информация об автомобилях, участвовавших в аварии.
- Данные участников происшествия, включая номера водительских удостоверений.
При возможности расписка должна быть заверена двумя свидетелями. В документе непременно стоит указать их данные, а также контактные координаты. Показания свидетелей пригодятся, если потерпевший захочет оспорить расписку в судебном порядке.
Неблагоприятный исход
Итак, если водитель-виновник решил обойтись без вызова полиции и не стал требовать у пострадавшего расписку, он может оказаться в трудном положении. Оценивать последствия такого выбора лучше всего на конкретном примере.
Пример
В результате аварии были повреждены бампер, фара и крыло. Потерпевший получил максимально возможную выплату по «Европротоколу». При этом независимый эксперт указал в своем заключении, что бампер и крыло можно отремонтировать, а фару следует заменить.
В дальнейшем потерпевший передал автомобиль для ремонта сотрудникам дилерской СТОА. В процессе ремонта выяснилось, что бампер и крыло необходимо заменить. Соответственно, это автоматически увеличило стоимость восстановления машины. В итоге потерпевшему не хватило возмещения по «Европротоколу» для полной оплаты ремонта.
Он обратился в суд, чтобы взыскать с виновника аварии разницу между ценой ремонта и размером страховой выплаты. Суд удовлетворил иск, использовав при оценке ущерба счета автосервиса. Виновник происшествия почти не имеет шансов оспорить такое судебное решение, а значит будет вынужден оплачивать все расходы потерпевшего на ремонт.
Кроме того, нужно помнить, что потерпевший получил выплату по «Европротоколу», следовательно, водитель-виновник дороже заплатит за пролонгацию страховки. Как известно, наличие аварий увеличивает стоимость ОСАГО у всех без исключения страховщиков.
Е-ОСАГО по выгодной цене
Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
17 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail
Неправильно оформленное ДТП. Можно ли исправить ситуацию
Для обычных людей любая авария — крайне неприятная ситуация, после которой сложно сосредоточиться, вспомнить все подробности и отследить правильность заполнения бланков. Тем более это трудно сделать новичкам, пожилым водителям, и просто тем, для кого заполнение формуляров всегда вызывало проблемы, не говоря уже об участниках аварии, получивших травмы. Тем не менее лучше в этот момент собраться и сделать все правильно. Начать можно с получения полного пакета документов.
Документы при ДТП
Основным документом, в котором отражены все факты о ДТП, является протокол осмотра места совершения административного правонарушения и прилагаемая к нему схема. Также должно быть оформлено постановление по делу об административном правонарушении (при наличии виновных, нарушивших ПДД) и/или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (пострадавшему).
Участникам аварии выдаются копии этих документов, оригиналы остаются у полицейских.
Что должно быть в протоколе
Согласно п. 4 статьи 28.1.1 КоАП в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения указываются:
- дата и место его составления,
- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол,
- сведения о лице, непосредственно управлявшем транспортным средством в момент аварии (ФИО, место и дата рождения, адрес регистрации и места жительства, телефон, водительское удостоверение и полис ОСАГО — для физических лиц; название организации, юридический и фактический адреса, ОГРН, ФИО водителя и реквизиты доверенности, путевого листа или другого документа, на основании которого он был допущен к управлению, — для юридических лиц),
- тип, марка, модель, государственные регистрационные знаки, СТС транспортного средства,
- если присутствовали понятые, свидетели и потерпевшие, то их ФИО, адреса места жительства и телефоны,
- место, время совершения и описание события.
Именно в последнем блоке описываются все существенные детали ДТП: состояние дорожного покрытия, разметка, работа светофоров, скорость движения, положение автомобилей, следы торможения и т. п., а также последствия аварии.
К протоколу могут прилагаться фото- и киноматериалы, сделанные во время осмотра. И об этом в документе должна быть отдельная запись. Также рекомендуем самостоятельно сфотографировать и снять на видео место аварии и ее последствия.
На протоколе должны быть подписи всех, кто в нем перечислен — сотрудника ГИБДД, участников аварии, свидетелей, понятых, потерпевших. Если участники не согласны с тем, что написано в протоколе, — это нужно указать. Отказ от подписания документа также должен быть в нем зафиксирован. Подписание протокола не означает полное согласие с его содержимым. Подпись подтверждает то, что участник ознакомлен с содержимым, знает свои права и обязанности.
Все то же самое касается протокола, составленного на группе разбора — группе административной практики, — специальной структуре в местном подразделении ГИБДД для детального анализа ДТП. Обычно ее назначают в течение трех суток после аварии, когда один из участников не согласен с описанными в документах обстоятельствами аварии.
Постановление по делу об административном правонарушении по большей части дублирует протокол, а также содержит указание на пункт ПДД, который был нарушен, и на статью КоАП, по которой виновник привлекается к ответственности.
Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении нужно потерпевшему в качестве доказательства своей невиновности при обращении в страховую по выплатам ОСАГО.
Ошибки бывают разные
Прежде чем подписывать протокол, нужно внимательно прочитать все, что в нем изложено — от даты составления до соответствия фамилий в подписях.
Если ошибки обнаружены на месте, то их лучше сразу же исправить. Рядом с каждой опечаткой ставится фраза «исправленному верить», подпись сотрудника полиции, который заполнял документ, а также подписи всех участников аварии.
Законодательство делит ошибки на несущественные и существенные. К первым относятся описки и опечатки, которые относительно легко проверить — ошибки в фамилиях, именах, датах рождения, реквизитах документов и т. п. Обычно к таким ошибкам цепляются виновники аварий в надежде избежать наказания. В практике бывали случаи, когда из-за большого количества описок и опечаток суды отменяли постановления, но чаще всего их исправляли, и решение оставалось в силе.
Существенные ошибки — это те, что оказывают значительное влияние на описание обстоятельств ДТП и даже искажают факты. Например, неправильно указано направление движения, стоит неверный адрес места ДТП и т. п. При этих ошибках дело может быть «развалено» и пострадавший останется без выплат.
Но бывают еще такие ситуации, когда в протокол просто не внесены существенные данные. Чаще всего это связано с повреждениями автомобиля или мотоцикла, когда обозначен конечный список деталей, а при ремонте их оказывается гораздо больше. Если есть сомнения в оценке состояния транспортного средства, лучше сразу записать фразу о наличии скрытых повреждений. Другой вариант недостатка данных — травмы участников аварии. В состоянии аффекта человек не смог адекватно оценить свое самочувствие, к тому же сотрудники ГИБДД ради хорошей статистики стараются не фиксировать телесные повреждения, аргументируя это тем, что дело перейдет на рассмотрение в суд, а значит, займет много времени. Но при посещении медиков выясняется серьезность травм и возможность получить по ним страховые выплаты, поэтому нужно менять протокол.
И самая неприятная ситуация, когда один из водителей или пострадавший не может принять участие в оформлении из-за полученных повреждений. Соответственно, информацию об аварии можно получить только от других участников и свидетелей, которые оценивают произошедшее субъективно.
Если ошибки не были выявлены при составлении документов или уже после получения протокола на руки выяснились новые обстоятельства, то придется приложить усилия, чтобы внести правки.
Как вносить изменения
Вносить правки в документы самостоятельно — бессмысленно. На руках у участников только копии, и без исправлений в оригинале они не будут иметь юридического значения. Для того, чтобы исправить ошибки в оригинале, нужно обратиться в то подразделение ГИБДД, в котором работает сотрудник, оформивший протокол. Делать это нужно лично, единственное — можно предварительно договориться о времени посещения по телефону.
При самом удачном стечении обстоятельств, когда нужно исправить техническую ошибку, опечатку или внести более существенные правки при обоюдном согласии, участники аварии приезжают в подразделение ГИБДД, и должностное лицо, составившее протокол, вносит изменения в оригинал и копии документа. Водители также ставят свои подписи на всех экземплярах. Если участники не могут собраться в одно время, то внесение изменений затянется, но главное, чтобы все экземпляры были одинаковы и были подписаны. И самое сложное, когда один из участников уклоняется от визита в ГИБДД, — тогда нужно ждать, пока пройдет процедура его извещения, и после ее завершения отправить ему копию протокола.
Если сотрудники ГИБДД отказываются вносить изменения, то их действия можно обжаловать у руководства этого подразделения или в суде. Важно, чтобы при подаче жалобы были доказательства того, что нужно поменять. Если с техническими ошибками все понятно, то для того, чтобы изменить схему ДТП, нужно повторно осмотреть место аварии, опросить свидетелей, в крайнем случае провести транспортно-трасологическую экспертизу. Они могут быть произведены как по запросу суда, так и по запросу адвоката, представляющего одну из сторон.
Сроки исправления
Обычно все документы оформляются на месте ДТП. Но КоАП предусматривает, что при необходимости выяснения обстоятельств аварии можно составить протокол в течение двух дней. Если же необходимо провести расследование, то протокол заполняется после него. Максимальный срок составления протокола — шесть месяцев с момента нарушения.
Срок подачи извещения о ДТП в страховую компанию при наличии документов от ГИБДД соответствует общему сроку исковой давности и составляет три года — достаточно для того, чтобы внести исправления в протокол.
Срок для обжалования постановления исчисляется со следующего дня после вручения его копии виновнику ДТП. С этого момента у него есть десять суток на то, чтобы оспорить его содержание. Сначала в подразделении ГИБДД, а затем уже через суд.
Оформление по европротоколу
При оформлении аварии по европротоколу главным документом становится извещение о ДТП. В нем допускаются исправления — главное, чтобы они были идентичны и заверены подписями обоих водителей. Исправить ошибки можно на месте аварии, а можно и позже. Наличие ошибок в извещении может грозить отказом в выплате пострадавшему и регрессным иском о возмещении виновнику. Поэтому обе стороны заинтересованы в исправлении неточностей.
Важно помнить, что извещение должно быть подано в страховую компанию в течение пяти дней с момента ДТП. Если ошибка выявлена в момент подачи, то факт обращения должен быть зафиксирован, чтобы не было отказа из-за пропуска срока.
Итак, ошибки в документах при оформлении ДТП исправлять можно, и лучше это делать на месте аварии, когда все участники могут подтвердить исправленное подписями. Устранить неточности можно и после получения документов на руки, но каждое исправление должно быть подтверждено сотрудником ГИБДД и участниками ДТП. Отказ от внесения изменений можно оспаривать через суд. В любом случае неплохо подстраховаться и сделать фото- и видеосъемку места ДТП и его последствий, чтобы иметь доказательства в суде.
Что грозит за оставление места ДТП
Что значит покинуть место ДТП
Оставление места ДТП занимает третье место по статистике Судебного департамента при Верховном суде. Хотя это нарушение составляет всего 7 % от общего числа нарушений ПДД, но фактически за него лишают прав или арестовывают около 90 000 человек, что, например, равно населению города Ессентуки. Это говорит о том, что участники ДТП не знают своих обязанностей после аварии или намеренно скрываются, чтобы избежать ответственности.
Кроме того, статистика Госавтоинспекции указывает, что в 2019 году произошло 147 198 ДТП, из них место ДТП покинуло 14 227 человека. При этом лидерами по таким нарушениям стали Московская область (333 водителя, скрывшихся с места аварии), Ленинградская область (254 уехавших с места ДТП), Воронежская область (239 нарушителей), Красноярский край (195 участников ДТП).
Наказание за оставление места аварии наступит только при ДТП, когда:
столкнулось 2 или более автомобилей;
машина наехала на пешехода, велосипедиста или иного лица, не являющегося водителем, столкнулась с отбойником, столбом, деревом или опрокинулась.
Местом ДТП является не только дорога, но и прилегающая территория, например, парковка, двор, автозаправка и др. Не имеет значения, произошло ли механическое столкновение между машинами, самое главное — водитель умышленно уехал с места аварии.
Чтобы узнать об оформлении ДТП, необходимо обратиться в ГИБДД. Однако, такое обращение увеличит шансы привлечения к ответственности за оставление места ДТП, поэтому целесообразно занять выжидательную позицию,и в случае попыток такого привлечения отрицать свою осведомленность об осведомленности о ДТП на момент, когда оно произошло*.
Оставить место ДТП — значит покинуть его любым способом: пешком, бегом, на своем или попутном транспорте. Не станет оправданием и тот факт, что водитель сбежал, но оставил машину на месте аварии, или покинул ДТП из-за агрессивного поведения, конфликта с другим участником аварии, служебной командировки.
После аварии водитель может перемещать автомобиль: главное, чтобы он и его машина были в поле зрения других участников и свидетелей, и каждый из них принимал участие в оформлении ДТП.
Если участниками ДТП являются велосипедисты, пешеходы или пассажиры, то они получат штраф по ст. 12.29 или ст. 12.30 КоАП за оставление места ДТП.
Считается, что водитель скрылся:
уехал до приезда сотрудников ГИБДД или заполнения европротокола с другим участником аварии;
не вернулся после того, как доставил пострадавшего, если его нельзя было отправить в больницу попутным транспортом.
К ответственности за оставление ДТП может быть привлечен как виновник аварии, так и потерпевший.
Обращение водителя в ГИБДД может привести к привлечению его к ответственности по ч. 2 ст.12.27 КоАП за оставление места ДТП. В описанной ситуации документы о ДТП не могли быть оформлены без участия уполномоченных сотрудников полиции, в связи с чем потерпевшему следовало покидать место ДТП только после сообщения в полицию и получения указаний о месте оформления ДТП*.
Какое наказание получит водитель
Покинувший место ДТП получит лишение прав на срок от 1 до 1,5 лет или арест до 15 суток по ч. 2 ст. 12.27 КоАП. Суды, как правило, назначают лишение, арест — только в исключительных случаях, если:
водитель не имел водительские права или был их лишен;
после ДТП водитель был в состоянии опьянения или отказался от прохождения медицинского освидетельствования;
совершил иное правонарушение, за которым следует лишение прав.
Кроме того, административный арест не применяется к:
беременным женщинам или имеющим детей до 14 лет;
лицам, не достигшим 16 лет;
инвалидам I и II групп;
военнослужащим и государственным служащим.
Во всех остальных случаях покинувший ДТП будет лишен прав, но срок лишения зависит от следующих обстоятельств:
является ли водитель, оставивший место ДТП, виновником или потерпевшим в аварии;
оставлено ли место серьезного ДТП, в котором пострадали люди или причинен значительный ущерб автомобилям, после чего осталось заблокированным движение на участке дороги или были затрачены усилия для розыска виновного водителя;
у покинувшего место ДТП нет смягчающих обстоятельств, по которым можно назначить минимальное наказание или применить арест. Например, участник ДТП не является водителем, для которого транспортное средство — это единственный способ, чтобы прокормить семью.
Если в объяснении указано, что вы обладали информацией о ДТП в момент его совершения, то оснований избежать ответственности за оставление места ДТП не имеется. При этом сотрудник ГИБДД не отправит дело об административном правонарушении в суд, если придет к выводу о необходимости его прекращения, например, из-за отсутствия состава правонарушения. Если таких оснований нет, то дело подлежит обязательному направлению в суд в соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП*.
Когда грозит уголовная ответственность
Если в результате ДТП виновником, скрывшимся с места аварии, был причинен тяжкий вред пострадавшим или смерть, он будет привлечен к уголовной ответственности по ст. 264 УК:
за причинение тяжкого вреда здоровью человека — к принудительным работам до 5 лет или лишению свободы на срок от 3 до 7 лет;
за смерть человека — к лишению свободы на срок от 5 до 12 лет;
за смерть 2 и более лиц — к лишению свободы на срок от 8 до 15 лет.
Кроме того, водитель дополнительно будет лишен прав управления автомобилем на 3 года.
Когда можно уехать с места ДТП
Водитель не будет наказан за оставление места ДТП по уважительным причинам, например:
при крайней необходимости — для доставления пострадавшего в лечебное учреждение и добровольного возвращения на место аварии до того, как сотрудники ГИБДД оформили ДТП;
при предоставлении другим участникам ДТП правдивых сведений о себе (телефона, домашнего адреса, данные водительского удостоверения, полиса ОСАГО или паспорта);
при заявлении о случившемся ДТП в органы ГИБДД до того, как за участником аварии был объявлен розыск.
Умысел на оставление места ДТП имеет решающее значение при привлечении участника аварии к ответственности. Иногда водитель не замечает того, что попал в ДТП, например, неаккуратно выехал с места стоянки и задел припаркованный автомобиль.
С одной стороны, он не остановился, не осмотрел повреждения и место ДТП, не связался с другим участником аварии и не вызвал ГИБДД, то есть формально оставил место ДТП. Но с другой стороны, водитель сделал это неумышленно, потому оснований для привлечения его к ответственности за оставление места ДТП не будет.
Например, постановлением от 03 сентября 2015 года № 41-АД15-6 Верховный суд прекратил дело в отношении водителя за оставление места ДТП из-за отсутствия состава правонарушения. Суд учел, что водитель оставил машину на месте аварии и контактные данные другому участнику ДТП для связи, покинул место ДТП в состоянии крайней необходимости — для посещения врача, а после вернулся на место аварии, но сотрудников ГИБДД и второго участника уже не было.
Если в результате соприкосновения с пешеходом не произошло его ранения или причинения ему материального ущерба, то описанный случай не является оставлением места ДТП, потому что в соответствии с ПДД под ДТП понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. В то же время, во избежание возможных ложных обвинений со стороны пешехода целесообразно попросить его подтвердить в письменном виде, что он не получил какого-либо вреда в результате описанных событий, либо зафиксировать его слова с помощью видео- или аудиозаписи*.
Как избежать наказания за оставление места ДТП
Чтобы не остаться без прав после ДТП, следуйте следующим рекомендациям:
если точно знаете, что виноваты в ДТП, договоритесь с потерпевшим о добровольном возмещении ему вреда или заполните с ним европротокол (при причинении вреда только автомобилям);
при отсутствии разногласий с другим участником ДТП составьте расписку, в которой укажите данные о себе и обстоятельства произошедшей аварии, а также сведения о том, что претензии между участниками ДТП отсутствуют, ущерб незначителен, а в вызове сотрудников ГИБДД нет необходимости;
при рассмотрении дела в суде проверьте, не истек ли трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП;
сошлитесь на малозначительность и исключительные обстоятельства, которые стали причиной для оставления места ДТП, например, если вы везли ребенка в больницу, были плохие погодные условия и др.
*Автор ответов ведущий юрист Европейской Юридической Службы Юрий Тулупов.
Что делать виновнику ДТП, чтобы не пришлось платить из своего кармана?
При оформлении ДТП нужно учитывать все тонкости отечественного страхового законодательства, иначе придётся возмещать ущерб из своего кармана. Этого легко избежать при соблюдении ряда простых рекомендаций. Итак, что следует предпринять, чтобы не пришлось самостоятельно оплачивать ремонт машины пострадавшего?
Оставайтесь на месте ДТП
Можно покинуть место происшествия без оформления документов, но только когда есть пострадавшие, которым требуется экстренная медицинская помощь. Если состояние травмированного человека не позволяет дождаться медиков, следует самостоятельно доставить его в больницу любым доступным способом, а затем вернуться на место аварии.
Факт перевозки пострадавшего в больницу должен быть подтвержден документально. Для этого нужно взять соответствующую справку в медицинском учреждении.
Если в процессе транспортировки пришлось прибегнуть к услугам такси, в дополнение к справке от медиков нужно приложить документы, подтверждающие оплату поездки.
В остальных случаях оставление места происшествия будет расцениваться как нарушение ПДД. Конечно, это не повод для отказа в возмещении ущерба, так что потерпевший всё равно получит страховое возмещение. Однако впоследствии страховщик непременно предъявит виновнику аварии регрессное требование.
Свяжитесь со страховой компанией
При оформлении дорожного происшествия в соответствии с условиями «Европротокола» виновнику аварии необходимо незамедлительно связаться со своей страховой компанией. При этом следует узнать, как именно можно направить страховщику заполненное извещение о ДТП. По закону на передачу этого документа отводится пять рабочих дней (кроме выходных праздников).
При нарушении упомянутого условия страховая компания получает право на взыскание с виновника аварии всей суммы возмещения, выплаченного пострадавшему. Если не удается дозвониться до менеджеров или они избегают контакта, следует переслать извещение заказным письмом (с уведомлением и описью вложений).
Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен
Не ремонтируйте автомобиль
Страховая компания вправе осмотреть не только машину пострадавшего, но и транспорт виновника дорожного происшествия. При этом менеджеры обязаны организовать осмотр в течение пятнадцати дней с момента аварии (кроме выходных праздников). Если отремонтировать машину раньше, страховщик получает право на регресс.
В некоторых случаях страховая компания может счесть осмотр автомобиля виновника аварии напрасной тратой времени. При этом не стоит полагаться на устные заверения сотрудников страховой компании. Ремонтировать машину раньше упомянутого срока можно только после получения письменного разрешения от страховой компании.
Возьмите у потерпевшего расписку
Порой столкновение транспортных средств обходится без видимых повреждения каких-либо деталей. Как правило, после такого события водители предпочитают просто разъехаться. При этом всегда есть риск, что другой водитель вернется на место аварии и обратится в ГИБДД. Если машина второго участника аварии получила скрытые повреждения, подобная ситуация может обернуться серьёзными проблемами со страховой компанией.
Чтобы гарантированно обезопаситься от возможного регресса, следует получить расписку об отсутствии имущественных претензий вследствие дорожного происшествия.
При этом в документе должна быть указана следующую информацию:
- Время, дата, координаты места аварии.
- Марка, модель и регистрационный знак каждой машины.
Также нужно указать сведения обо всех участниках инцидента. При возникновении разногласий между водителями такой документ поможет доказать, что действия виновника аварии были согласованы с пострадавшим.
Кроме того, расписка понадобится при оформлении происшествия по «Европротоколу». В такой ситуации максимальная выплата составляет пятьдесят тысяч рублей, а весь ущерб сверх этой суммы возмещает водитель-виновник. Как известно, всегда есть риск ошибки при оценке размера ущерба на месте аварии.
Соответственно, в такой расписке должна быть фраза «не имею финансовых претензий к виновнику ДТП в части, превышающей пятьдесят тысяч рублей». Наличии этого документа позволит без опасений оформить происшествие в рамках «Европротокола».
Контактируйте с потерпевшим
Если стоимость ремонта превысит размер максимальной выплаты по ОСАГО , недостающую сумму оплачивает виновник аварии (если у него нет полиса ДСАГО). При малейших сомнениях относительно итоговой стоимости ремонта машины пострадавшего нужно непременно поддерживать с ним связь.
Это позволит заблаговременно узнать о необходимости дополнительных затрат. Естественно, расходы потерпевшего должны быть подтверждены заключением независимого эксперта. В любом случае стоит перепроверить заключение экспертизы на предмет ошибок.
Иногда для завышения размера ущерба оценщики включают в отчёт лишние детали или используют прочие хитрости. Конечно же, можно оспорить такое заключение в судебном порядке, что позволит уменьшить расходы на компенсацию ущерба сверх максимальной выплаты по договору ОСАГО.
Только правда
Последний совет вряд ли поможет виновнику ДТП, но нельзя его не коснуться, ведь это одно из оснований для регресса. Речь о достоверности сведений при оформлении электронного полиса ОСАГО. Если автовладелец при заключении договора через Интернет указал в анкете заведомо ложные сведения, которые привели к занижению платежа, то страховая компания вправе предъявить регресс.
Например, некий гражданин застраховался по ОСАГО через сайт страховой компании. При этом он занизил мощность двигателя своего автомобиля. Некоторое время спустя гражданин спровоцировал дорожную аварию. В такой ситуации его страховая компания оплатит восстановление транспорта пострадавших, а затем потребует у виновника ДТП компенсации понесённых расходов.
Чтобы избежать подобной ситуации, нужно тщательно проверить достоверность сведений в полисе и заявлении ещё на стадии оформления страховки.
Е-ОСАГО по выгодной цене
Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
17 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail
8 843 253 46 79 (Казань)
Как не лишиться прав за оставление места ДТП
- Главная   /  Новости   /  
- Как не лишиться прав за оставление места ДТП
Как не лишиться прав за оставление места ДТП
Попали в ДТП и не заметили его? Или решили договориться на месте? Это может вам грозить серьёзными неприятностями.
Разберём на простых примерах последствия того или иного действия при совершении ДТП. Не будем рассматривать классический вариант того, как при совершённом ДТП обе стороны вызвали ГИБДД, оформились и разошлись. Нас интересуют такие варианты событий, при которых один или оба участника ДТП покинули место ДТП по тем или иным причинам. Судебная практика по таким делам крайне неоднозначна. В практике Юридического Правового Центра имеются как крайне положительные решения по подобным вопросам, так и очень не однозначные выводы судов. Разберём несколько примеров из реально существующей судебной практики.
Молодой человек двигался по широкой многополосной улице, к которой с разных сторон примыкают второстепенные ответвления дороги. По пути его движения на месте очередного примыкания на главную дорогу со второстепенной начал выезжать автомобиль с автоледи за рулём. Молодой человек не намеревался пропускать данную машину, но авто второго участника движения было крайне настойчиво и фактически вклинилось в автомобильный поток, зацепив при этом правое переднее крыло автомобиля, двигавшегося по главной дороге. После столкновения автомобиль виновника ДТП проехал вперёд, включил знак аварийной остановки и продолжил движение в потоке автомобилей. Водитель пострадавшей автомашины в свою очередь остановился и стал вызывать сотрудников ГИБДД. Наличие видеорегистратора в пострадавшем автомобиле сильно упростило сотрудникам ГИБДД задачу по обнаружению виновника ДТП. Далее был протокол и материалы дела были направлены в суд первой инстанции. Виновницу ДТП привлекали по ст. 12.27 п. 2 КоАП РФ (Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием). Виновнице ДТП грозило лишение права управления транспортным средством. Но самое интересное началось в процессе судебного разбирательства. Виновница ДТП заявила, что умысла покидать место ДТП у неё не было. Она не заметила факта совершения ДТП и не покидала место столкновения, а просто продолжила движение по маршруту. Самое интересное было то, как она объяснила своё поведение после ДТП — включила знак аварийной остановки на непродолжительное время. Её версия была проста — она согласно обычаю этикета автомобилистов «поблагодарила» водителя пропустившей её автомашины. Версия пострадавшего была иная. Она заметила ДТП, включила знак аварийной остановки, но затем передумала и решила скрыться и не тратить время на оформление. Суд встал на сторону автоледи и вынес уникальное для нашей правовой системы решение, обосновав его на редкость гуманистическими доводами. В частности суд указал, что виновница ДТП «в ходе производства по делу последовательно отрицала свою вину в совершении данного административного правонарушения», «в материалах дела нет прямых доказательств того, что виновница знала либо должна была знать о совершённом столкновении», а так-же «…подавая два раза знак аварийной сигнализации, что исходя из утвердившихся среди участников дорожного движения обычаев, расценивается как благодарность…за уступленное преимущество в движении». Данное постановление суда не было изменено и в апелляционной инстанции и является уникальным примером проявления гуманизма судебной системы.
Дедушка ехал на своей старенькой Nexia в страховую компанию для заключения договора ОСАГО. Припарковав машину возле входа в страховую, он пошёл в офис страховой компании. Договор страхования он не заключил, поскольку страховые агенты сославшись на отсутствие бланков полисов ОСАГО начали предлагать ему заключить договор страхования с дополнительными услугами (в 2016-2017 годах очень распространённая проблема в городе Казани). Далее версия, озвученная юристам дедушкой: — «Я сел в машину и поехал, а вечером ко мне пришли сотрудники ГИБДД и сказали, что я совершил ДТП и скрылся. Я никого не задевал, а с человеком, который написал заявление вижу в первый раз. Теперь меня непонятно за что хотят лишить прав.» Взяв за основу версию автолюбителя юристы подготовили стратегию поведения, основанную на полном отрицании виновности в инкриминируемом правонарушении и отсутствии события правонарушения. В суде в сою очередь присутствовал второй участник ДТП и представил на обозрение суда видеозапись бортового регистратора. На видеозаписи был отчётливо виден момент и обстоятельства ДТП. Дедушка выходит из здания, спускается по крыльцу и садиться в свой автомобиль. Далее он его заводит и включив заднюю передачу совершает серьёзное столкновение в припаркованный автомобиль второго участника ДТП. Далее он выходит из машины, бегло осматривает повреждения, хватается за голову выругавшись нецензурной бранью, садиться в свою машину и покидает место ДТП. При таких обстоятельствах у суда не было иных вариантов, кроме как вынести постановление о лишении права управления транспортным средством в виду очевидного наличия состава и умысла на оставление места столкновения.
Случай третий — классическая ситуация вымогательства:
Произошло столкновение двух транспортных средств на дороге общего пользования. Оба участника с виду были приличными и вменяемыми людьми. Убедившись в том, что повреждения автомобилей не серьёзные, виновник ДТП предложил уладить вопрос на месте не вызывая сотрудников ГИБДД и возместить ущерб выплатой небольшой денежной суммы. Виновник ДТП так-же сообщил, что это будет выгодно обоим, поскольку у него нет страхового полиса и соответственно получить выплату по ОСАГО для второго участника будет проблематично, а для виновника это всё равно закончиться тем, что платить ему придётся из своего кармана. Второй участник согласился и даже написал виновнику расписку о том, что у него нет к нему претензий о возмещении ущерба. Мужчины пожали друг-другу руки и разъехались, но виновник ДТП сделал разворот на ближайшем перекрёстке и вернулся на место ДТП. Далее последовал вызов сотрудников ГИБДД с предоставлением данных автомобиля первого участника ДТП. Как итог, второго участника находят и составляют протокол об административном правонарушении. На все возмущения несчастного автолюбителя, который при отсутствии вины может быть лишён права управления транспортным средством сотрудники ГИБДД отвечали, что не зависимо от того, имеются у сторон претензии друг к другу или нет, оставление места ДТП является самостоятельным правонарушением и были правы. Тем временем виновник ДТП нашёл способ связаться со вторым участником и недвусмысленно намекнул ему, что готов за не маленькое вознаграждение «не узнать» в суде его и его автомобиль т.е. сказать, что перепутал номера, цвет и марку автомобиля. Такой расклад не устроил мужчину, и он обратился в Юридический Правовой Центр. Спасти ситуацию к обоюдному разрешению спора удалось лишь благодаря чудом сохранившейся видеозапись с моментом ДТП, записанную уличной камерой видео наблюдения. На записи было видно, что место ДТП покинули оба участника, хотя второй участник и вернулся позже на то же место. Поскольку при таких обстоятельствах либо оба лишаются прав за то, что покинули место ДТП, либо оба отрицают факт совершения ДТП, выбора у сторон не оставалось. Виновник ДТП как и второй участник пришли в суд и хором начали утверждать, что ДТП не было, а второму участнику «показалось», что оно было и поэтому он и вызвал ГИБДД. Повреждения на автомобилях со слов обоих участников процесса оказались уже имевшимися ранее, но забытыми по невнимательности. Таким образом административное дело было прекращено в связи с отсутствием события правонарушения. Привлечь виновника ДТП к ответственности за попытку привлечь невиновное лицо к ответственности к сожалению не удалось.
Как видно из описанных случаев, суд готов выслушивать разумные аргументы привлекаемой стороны при определении степени его вины. Более того, как видно из первого случая в некоторых ситуациях возможно даже апеллирование судом при вынесении решения на «обычай» и прочие обстоятельства если виновник ДТП действительно скорее-всего не предполагал о том, что он совершил столкновение. При этом второй случай даёт нам понять, что не стоит недооценивать окружающую обстановку и самое главное — не стоит лгать вашему юристу, который ведёт дело. Даже если вам кажется, что факт ДТП никто не видел и вы не разглядели видеорегистратора за лобовым стеклом пострадавшей машины, это не значит что не найдутся свидетели или записи с прочих камер видеонаблюдения. Лучше понести ответственность за невнимательность при движении задним ходом нежели лишиться права управления транспортным средством. Так-же нужно обязательно отметить, что сам факт покидания места ДТП не зависимо от причин является самостоятельным административным правонарушением.
Что делать в подобных случаях?
- Если ДТП было совершено по вашей вине и вы его заметили, то вызывайте сотрудников ГИБДД и не надейтесь на «авось». Держите у себя в голове что всегда найдётся свидетель, камера видеонаблюдения на здании через дорогу или видеорегистратор незаметно припаркованного автомобиля.
- Если к вами приходят сотрудники ГИБДД и утверждают, что вы совершили ДТП и скрылись, внимательно изучите те доказательства, которые послужили основой для вашего обвинения (показания свидетелей, видеозаписи и пр). Ни в коем случае не стоит признавать свою вину в совершении данного правонарушения, если вы действительно не знали и не могли знать о совершённом ДТП. Единственным способом избежать ответственности за данное правонарушение и не лишиться прав является доказывание того, что у вас отсутствовал умысел на оставление места ДТП, а значит вы не знали о факте столкновения и в ваших действиях отсутствует состав административного правонарушения.
- Всегда оформляйте ДТП как положено по закону. Количество всевозможных автоподстав и способов покуситься на ваши сбережения и так очень высоко. Если вам предлагают уладить вопрос на месте и разойтись, то задайтесь вопросом — выгодно ли это вам и какие последствия могут за этим последовать. Если обстоятельства ДТП очевидны и отсутствуют пострадавшие, то ничего не мешает вам со вторым участником самостоятельно составить схему ДТП и получив на руки по подписанному сторонами экземпляру спокойно разъехаться по своим делам, а позже самостоятельно обратиться в ГИБДД. Или даже не обращаясь в ГИБДД у Вас на руках будет документ, подтверждающий что перед тем как отправиться по своим делам, вы оформили ДТП как положено и следовательно место ДТП не покидали.
Что делать, если попал в ДТП
Авария — это всегда неприятная история, отнимающая много сил, времени и нервов. Но к ДТП нужно быть готовым: в больших городах — это, увы, не редкость. Поэтому важно заранее знать, как себя вести в такой ситуации. Есть несколько сценариев ДТП: это может быть авария с пострадавшими либо без них. Серьезное происшествие всегда требует вызова сотрудников ГИБДД. Что касается незначительного ДТП, то его можно оформить самостоятельно, воспользовавшись европротоколом. Тем не менее абсолютно для всех ситуаций существует базовый набор действий. Их и рассмотрим.
После остановки сразу включите «аварийку». Затем нужно выйти из машины и осмотреть ее. Важно проверить, нет ли утечки топлива, которая может привести к возгоранию. Далее нужно выставить знак аварийной остановки. В городе знак должен находиться в 15 метрах от места ДТП, за городской чертой — в 30 метрах. Если знака не оказалось, водители иногда используют подручные средства. Например, бутылки с омывающей жидкостью, огнетушители, а в темное время суток ставят рядом с импровизированными конструкциями ручные фонари в мигающем режиме.
Все это поможет избежать ситуаций, когда в участников аварии врезаются другие автомобилисты, которые вовремя не заметили ДТП. Важно помнить, что с 18 марта 2018 года за городом в условиях плохой видимости или в темное время суток водитель и все его пассажиры (когда выходят из машины) обязаны надевать светоотражающие жилеты. Не лишним это будет и в городе на плохо освещенной улице, а также в тоннеле.
Когда вы поняли, что пострадавших и опасности нет, возьмите короткую паузу и успокойтесь. Не стоит сразу бежать фотографировать автомобиль и общаться с другими участниками аварии, если вы на взводе. Это может только ухудшить ситцуацию и привести к дальнейшим ошибкам и конфликтам.
Затем внимательно осмотрите свой автомобиль и другие транспортные средства, которые участвовали в ДТП. Если авария несерьезная, в ней участвовало только два автомобиля, повреждения невелики, у обоих водителей есть полисы ОСАГО, а разногласия отсутствуют, сотрудники ГИБДД могут посоветовать оформлять аварию самостоятельно. Для этого нужно будет составить европротокол.
Максимальная сумма страхового возмещения с 1 июня 2018 г. составляет 100 тыс. рублей (для ДТП, произошедших начиная с 2 июня 2018 года и позднее). А если ДТП произошло в Москве, Санкт-Петербурге, Московской или Ленинградской области (при этом полис ОСАГО может быть оформлен в любом регионе России), действует лимит 400 тыс. рублей. Бланк лучше всегда возить с собой. Если его нет, то форму можно скачать в интернете и попробовать найти поблизости место, где его распечатать.
Даже если вы очень торопитесь, а на автомобилях нет видимых повреждений, уезжать с места аварии нельзя. Согласно ст. 12.27 КоАП, за это грозит лишение прав от одного года до полутора лет или административный арест. Разъехаться можно, только если вы составили расписку об отсутствии претензий друг к другу.
Обязательно сфотографируйте автомобили так, чтобы на фотоматериалах была видна привязка к местности — в идеале название улицы и номер дома. Подойдут и другие максимально точные ориентиры. Зафиксируйте положение транспортных средств, тормозной путь, все иные обстоятельства, относящиеся к ДТП. Если рядом оказались свидетели, сразу же возьмите их контакты и запишите личные данные — они понадобятся для составления европротокола.
Далее начинайте заполнение бланка. В Российском союзе автостраховщиков советуют максимально точно и подробно описывать все обстоятельства ДТП от первого лица, все пустые графы зачеркните — их оставаться не должно, все исправления должны заверяться подписями участников ДТП. Если есть свидетели, обязательно запишите их данные. Указывайте только место первоначального удара, а не все части, которые оказались повреждены, описывайте недостатки максимально точно. Например, царапина, трещина, деформация. Далее при помощи комбинации подпунктов в документе укажите обстоятельства ДТП.
Отсутствие или наличие разногласий должно быть зафиксировано отметкой и подписано обоими участниками. Тщательно прорисуйте схему ДТП: укажите названия улиц, направление движения автомобилей, их положение в момент столкновения и их конечное положение. Расположение светофоров, дорожные знаки. Разметка, осколки, следы торможения — все должно быть зафиксировано, а после — подписано участниками ДТП.
Важно, чтобы в показаниях участников ДТП не было противоречий. В ином случае укажите их в п. 1.8. и опишите на обратной стороне извещения о ДТП в п. 7. Не забудьте отметить заполненное количество клеток — в противном случае документ будет недействителен.
Извещение о ДТП разделяется на два равнозначных листа — каждый участник ДТП получает по одному одинаковому листу. Самокопируемый экземпляр также считается оригиналом документа.
Важно! Страховщика необходимо известить о ДТП в течение пяти рабочих дней, при этом в течение 15 дней машину ремонтировать нельзя.
Если водители не согласны между собой, европротокол все равно можно составить. Главное — заполнить документ вдвоем с указанием всех обстоятельств. Подписать его должны оба водителя. Помните, что одному составить европротокол нельзя.
При разногласиях обязательно зафиксировать данные о происшествии с помощью программного обеспечения — для этого можно воспользоваться мобильным приложением РСА «ДТП. Европротокол». Важно, что максимальный размер возмещения страховщиком при этом составит 100 тыс. рублей. В противном случае оформить европротокол невозможно и придется вызывать ГИБДД.
Есть и другой вариант — без европротокола. Можно позвонить в ГИБДД, обрисовать случившееся, рассказать, что вы готовы сами заполнить извещения о ДТП, все сфотографировать и самостоятельно приехать на ближайший пост ДПС. Если в ГИБДД согласятся — можно приступать. Разговор с инспектором лучше записать на диктофон.
Если автомобили значительно пострадали и есть риск скрытых повреждений, придется вызывать ГИБДД. Об аварии также сразу следует известить страховую компанию. В ожидании инспекторов, как и в случае самостоятельного оформления аварии, не лишним будет сфотографировать место ДТП и взять контакты свидетелей. У очевидцев также можно попросить записи с видеорегистраторов. Даже если регистратор был у вас, лишний ракурс не помешает.
Когда приедут инспекторы ГИБДД, подробно расскажите свою версию событий, внимательно прочитайте протокол, проверьте, чтобы под вашими словами были зачеркнуты свободные строки. Это исключит возможность подлога. Указывайте все обстоятельства: наличие видеозаписей и свидетелей. Если вы не согласны с тем, что написано, отказ от подписания протокола ничего не даст. Это даже может улучшить ваше положение. Подпишите документ, но тут же укажите спорные пункты и напишите свою версию. Если после ДТП пострадали только автомобили, составляется три документа: протокол об административном правонарушении, схема ДТП и справка о ДТП.
Не стоит соглашаться с вариантами «договориться на месте», если виновник аварии предлагает заплатить и разъехаться. У вашего автомобиля могут оказаться более серьезные повреждения, не видимые на первый взгляд. Кроме того, так могут действовать мошенники: заплатив небольшую сумму, они могут обратиться в ГИБДД с жалобой, что вы покинули место ДТП. А это уже чревато лишением водительских прав. Если вы решили взять деньги, обязательно проверьте и сфотографируйте документы второго водителя и составьте расписку об отсутствии претензий.
Если в аварии есть пострадавшие или погибшие, сразу вызывайте инспекторов ГИБДД и скорую помощь по телефону 112. Постарайтесь оказать помощь людям на месте. Если авария произошла в отдаленном месте, допускается оставление места ДТП, чтобы доставить потерпевшего в больницу. Об этом обязательно нужно сразу сообщить в ГИБДД. В больнице нужно будет назвать свои личные данные и информацию об автомобиле, зафиксировать время прибытия, а после этого сразу же ехать на ближайший пост ГИБДД.
Если же и скорая, и инспекторы ГИБДД прибыли оперативно, будьте готовы пройти медосвидетельствование. При этом либо во время процесса должны присутствовать двое понятых, либо весь процесс от и до должен фиксироваться на видеокамеру.
При составлении протокола схема аналогична: подробно изложите свою версию и проверьте показания. Если вы находитесь в состоянии шока или не готовы подробно описывать все как было, вы имеете право также указать это в протоколе, сделав пометку, что желаете дополнить свои показания на отдельном приеме в ГИБДД.
Изменения в ПДД: как вести себя после аварии, чтобы не лишиться прав?
6 декабря 2018 года, 16:33
Редакция РИА «Время Н» публикует разъяснение для водителей, чтобы помочь им избежать крупных неприятностей.
Новые изменения в Правила дорожного движения вступают в силу с 8 декабря 2018 года. В частности, они касаются пункта 2.6.1, регламентирующего поведение автомобилистов при авариях без пострадавших. Чтобы нижегородцы не трактовали грядущие изменения в ПДД превратно, «Центр помощи автомобилистам» разъясняет спорные моменты.
Новый пункт 2.6.1 ПДД РФ состоит всего из трех предложений-абзацев, в которых описаны основные действия водителей при ДТП без пострадавших (с причинением материального ущерба). Эти действия должны быть разными в зависимости от того, попадает ли конкретная авария под критерии, при которых возможно упрощенное оформление ДТП согласно пункту 11.1 «Закона об ОСАГО», или нет.
Напомним, что пункт 11.1 «Закона об ОСАГО» разрешает оформление ДТП в упрощенном порядке при соблюдении всех нижеследующих условий одновременно:
1. Один из водителей полностью признает свою вину в произошедшей аварии;
2. В ДТП участвуют только два транспортных средства (включая ТС с прицепами);
3. Вред причинен только самим транспортным средствам (нет вреда здоровью и иному имуществу);
4. ДТП контактное (произошло столкновение транспортных средств);
5. Автогражданская ответственность обоих водителей застрахована по ОСАГО;
6. Характер повреждений и обстоятельства произошедшего не вызывают споров и разногласий у участников ДТП.
Рассмотрим оба варианта развития событий при ДТП с материальным ущербом без пострадавших.
1. Если ДТП не соответствует требованиям пункта 11.1 «Закона об ОСАГО», водители теперь обязаны сообщать о произошедшей аварии в ГИБДД и не покидать место происшествия до тех пор, пока не получат указаний о дальнейших действиях от инспектора полиции.
«Если хотя бы одно условие из пункта 11.1 „Закона об ОСАГО“ не соблюдено, водители больше не смогут разъехаться по договоренности друг с другом — это будет считаться оставлением места ДТП и караться лишением прав или административным арестом (согласно статье 12.27 ч. 2 КоАП РФ). На это стоит обратить особое внимание не только „любителям договариваться на месте“, но и участникам одиночных аварий: автомобилистам, „вылетевшим“ в кювет, „не заметившим“ бетонный столб или зазевавшимся при выезде из собственного гаража. До 8 декабря водители могли не сообщать в ГИБДД о таких ДТП, если в результате аварии ущерб был причинен только их транспортному средству.
Согласно новым изменениям в ПДД, автолюбители обязаны сообщать сотрудникам полиции о таких дорожных происшествиях и не имеют права самовольно оставлять место ДТП, так как это грозит лишением водительских прав», — предупреждает федеральный эксперт, руководитель НРОО «Центр помощи автомобилистам» Сергей Кузин.
2. Если ДТП соответствует всем требованиям пункта 11.1 «Закона об ОСАГО», то в его оформлении принципиально ничего не изменилось. Многие, прочитав новую редакцию ПДД, решили, что участники таких аварий с 8 декабря больше не будут иметь права разъехаться по соглашению сторон без оформления хотя бы Европротокола (с заполнением «Извещения о ДТП»), но это не соответствует действительности.
«Возможность оставления места ДТП при соблюдении пункта 11.1 „Закона об ОСАГО“ без оформления каких-либо документов при обоюдном согласии за водителями сохранилась: она напрямую предусмотрена во втором предложении-абзаце пункта 2.6.1 новых ПДД РФ. То есть в случае, если оформление ДТП без участия сотрудников ГИБДД возможно (по „Закону об ОСАГО“), именно водители будут решать, нужно ли им это ДТП вообще как-либо оформлять. Как и раньше, оформление таких ДТП осталось правом автомобилистов, а не их обязанностью», — разъясняет суть нововведений федеральный эксперт Сергей Кузин.
Если все условия пункта 11.1 «Закона об ОСАГО» соблюдены, водители, как и раньше, сами могут решить: оформлять ли им ДТП с участием сотрудника полиции, оформить ли его самостоятельно по Европротоколу или вообще не оформлять данное ДТП, если у обоих водителей нет в этом необходимости. В том случае, если автомобилисты выберут третий вариант, «Центр помощи автомобилистам» настоятельно рекомендует автолюбителям во избежание неприятных последствий составить на месте аварии соглашение. В соглашении должны быть указаны основные характеристики ДТП: когда и где оно произошло, какие машины в нем участвовали (марки, регистрационные номера), ФИО водителей, их обоюдное желание не оформлять ДТП). При наличии такого соглашения водитель будет защищен от того, что второй участник аварии решит повести себя не честно и вызвать сотрудников ГИБДД на место происшествия после отъезда оппонента.
Резюмируя суть нововведений в пункт 2.6.1 ПДД РФ, автоэксперт Сергей Кузин отмечает, что законодатель выполнил очень грамотную работу и более детально расписал последовательность действий при ДТП без пострадавших. Однако, ясности в вопросе, что же должно происходить после звонка в ГИБДД (в случае, если авария не соответствует требованиям пункта 11.1 «Закона об ОСАГО») и в каких случаях инспекторы обязаны выезжать на место ДТП, а в каких — нет, новые правки не внесли. В любом случае, читать новые изменения в ПДД нужно крайне вдумчиво, чтобы не лишиться прав за оставление места ДТП по незнанию или недопониманию сути новых формулировок.
Что грозит за ложные показания при ДТП
Ложь участника или свидетеля аварии может быть выгодна виновнику ДТП. Это помогает избежать наказания или получить выплату от страховой компании. Бывает, что инспекторы ГИБДД и сами страховщики заинтересованы в нечестных показаниях. Рассказываем, как распознать такие ситуации и какая ответственность за ложные показания.
Наказание за ложные показания или подделку документов о ДТП
Статьи 12.1, 12.7, 12.8, 17.9 КоАП. Статьи 159.5, 303, 307, 327 УК
Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%
Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд
Оглавление
- Если солгал участник аварии
- Если солгал свидетель
- Ответственность за фальсификацию документов при ДТП
- Махинации со страховкой и ответственность за них
- Ответственность за поддельные документы
Что будет, если солгал участник аварии
Когда инспектор опрашивает участников после ДТП, один из них может соврать. Он попытается описать аварию так, как выгодно ему.
Зачем врать. Ложь может быть выгодна тому, кто хочет уйти от ответственности — административной и уголовной. А еще страховая может выставить виновнику регрессный иск, то есть потребовать возмещение по страховой выплате. Такой иск страховая вправе подать на виновника, если, например, тот причинил вред здоровью потерпевшего и не был вписан в полис.
Ответственность. По словам юриста Игоря Мирзоева, нарушителю ПДД, который говорит неправду, ничего не грозит, так как это можно расценивать как защитную позицию. Виновнику ДТП это сойдет с рук, если у потерпевшего не было регистратора и он не смог найти свидетелей.
Что будет, если солгал свидетель аварии
Кто считается свидетелем. Свидетелем Административный кодекс называет человека, знакомого с обстоятельствами дела, которые устанавливают правоохранители. В Уголовном кодексе формулировка похожая: тот, кому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для расследования.
В качестве свидетеля ДТП водитель привлекает прохожих и других водителей. Сотрудник ГИБДД, который опрашивает свидетелей, обязан зафиксировать показания всех свидетелей и приобщить к материалам административного расследования.
За вранье при опросе на месте ДТП — штраф. Если свидетель при опросе сообщил недостоверные сведения и впоследствии это будет доказано, он получит штраф — до 1 500 рублей. Ложь такого свидетеля можно обнаружить, если показания других свидетелей отличаются.
Опросить свидетелей сотрудник ГИБДД может уже и после того, как участники ДТП разъехались. Если при опросе участников и свидетелей не остается спорных моментов или возражений, все данные заносятся в протокол — расследование можно считать завершенным. Длится такое расследование до месяца.
Административное расследование ДТП и опрос свидетелей нужны чаще всего, если в аварии люди получили легкий или средний вред здоровью, например, пострадавший сломал палец.
За вранье в суде — уголовная ответственность. Если в аварии люди получили тяжкий вред здоровью или погибли, дело будет рассматривать суд. Ложь свидетеля при опросе инспектором на месте, следователю при расследовании или при показаниях в суде может стоить ему штрафа до 80 000 рублей либо ареста до 3 месяцев.
Если ложь свидетеля носит обвинительный характер, наказание строже — до 5 лет заключения. Например, свидетель сообщил инспектору или следователю, что погибший при лобовом столкновении сам выехал на встречную полосу. В действительности было наоборот — на встречную полосу выехал выживший виновник. Если это установят, свидетель станет обвиняемым по новому уголовному делу.
Если до вынесения приговора по уголовному делу свидетель признает свои показания неверными, ответственность с него снимается. Сделать он может это в любой момент — назначить встречу со следователем или признаться на судебном заседании.
Ответственность за фальсификацию документов при ДТП
Если участник ДТП или должностное лицо, которое расследует дело, сумели изменить обличительный документ, например схему ДТП или признания свидетеля, положено наказание. В уголовном кодексе предусмотрено четыре вида.
Участнику дела или инспектору ГИБДД — до 4 месяцев ареста. Такое наказание предусмотрено по гражданским или административным делам, для следующих лиц:
- участники дела;
- лица, которым поручено рассматривать дело. Например, инспектор ГИБДД;
- те, кто составляют протоколы, например, инспектор ГИБДД на месте ДТП.
Административное дело рассматривает сотрудник ГИБДД, принимая решение — выписывать ли штраф. Гражданские дела рассматриваются в суде.
Следователю, прокурору или защитнику — до 5 лет заключения. Реальный срок за фальсификацию могут получить следователь, адвокат или прокурор по уголовному делу. Такое может произойти, если, например, родственники обвиняемого сумели заинтересовать следователя и тот привлек подставных свидетелей, использовал их лживые показания и так добился свободы для обвиняемого.
Если дело тяжкое — до 7 лет заключения. Такой срок получают те, кто пытался изменить доказательства вины за тяжкое или особо тяжкое преступление. Например, следователь может надавить на сотрудников технической экспертизы и те составят заключение об исправности машины. А в реальности авария произошла по причине, например, заведомо неисправных стеклоомывателей. В результате погиб человек.
Такое же наказание получит участник процесса, чьи действия привели к тяжким последствиям. По данным прокуратуры Нижнекамска, это могут быть:
- длительное содержание лица под стражей,
- незаконное осуждение,
- необоснованное оправдание виновного.
Следователю за привлечение к ответственности невиновного — до 4 лет заключения. Таким способом накажут «оперативника», который пытался вменить вину невиновному, например, заставил подписать признание.
Махинации со страховкой и ответственность за них
Фиктивное ДТП. Нечестный водитель заявляет повреждения машины как полученные при ДТП. Водитель и все, кто принимают решение о сумме выплат — в сговоре. Например, оценщик фальсифицирует документы о повреждениях, а менеджер их подписывает и направляет все бумаги в отдел по выплатам. Штраф за такое — до 500 000 рублей или срок до шести лет плюс штраф до 80 000 рублей.
Фиктивный угон. Машину продают на запчасти и получают компенсацию за угон. Доказать факт мошенничества в таких ситуациях бывает сложно. Штраф за такую аферу — до 120 000 рублей либо срок до двух лет.
Подставной водитель. После ДТП вместо водителя за руль садится владелец авто — тот, чьи данные в полисе ОСАГО. Если обнаружится, что владелец авто передал управление машиной тому, у кого нет прав, он получит штраф — 30 000 рублей.
А если водитель был еще и пьян, владельца оштрафуют на 30 000 рублей и аннулируют права на два года. Доказать это поможет только видеозапись.
Подробнее о таких «рокировках» и штрафах за них читайте в другой нашей статье.
Умышленный вред машине. Автомобиль получает незначительные повреждения, например, царапину. После этого водитель сам на этом месте делает вмятину, чтобы «усилить» эти повреждения и получить выплату. Наказание и статья уголовного фиктивный угон — до 120 000 рублей либо тюрьма сроком до двух лет.
Страховщик направляет в «свой» сервис. Здесь выгодно сразу трем сторонам: водителю, страховому менеджеру и сотрудникам станции техобслуживания. Схема такая: менеджер выписывает сумму ремонта намного больше реальной его стоимости. Водитель получает компенсацию больше, чем мог бы, например, 150 000 рублей, вместо 70 000. Разницу в 80 000 рублей менеджер и водитель делят пополам. В сервисе машину чинят на реальную сумму. Затем ремонтники подписывают документы, что починили «дорого». Штраф за эту авантюру — до 500 000 рублей или срок до шести лет плюс штраф до 80 000 рублей.
Ответственность за поддельные документы на машину
Обычно злоумышленники подделывают:
- полис ОСАГО. Подделывать полис ОСАГО может быть выгодно, чтобы при проверке инспектор не оштрафовал за его отсутствие на 800 рублей;
- права. Их чаще всего подделывают после лишения или чтобы не сдавать экзамены в ГИБДД;
- диагностическую карту. Карту выгодно подделать тому, кто хочет купить полис ОСАГО, но машина из-за многих неисправностей не может пройти техосмотр;
- свидетельства о регистрации ТС. Машины с поддельным СТС стоят намного дешевле, таких сделок много на границах России со странами СНГ.