Следователь по дтп обязанности - Автомобильный журнал
Trt-auto.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Следователь по дтп обязанности

Если вы стали понятым или свидетелем преступления

Среднестатистический гражданин достаточно редко сталкивается с правонарушениями и преступлениями, однако крайне важно понимать, что в том самом редком случае, когда вы стали понятым или свидетелем, от вас может зависеть правосудие. Эта инструкция ознакомит вас со статусом свидетеля и понятого, их основными правами, обязанностями, а также гарантиями в их отношении со стороны государства.

Оглавление

Свидетель и понятой – роль в уголовном процессе

Роль свидетелей и понятых в уголовном процессе сложно переоценить – эти люди обеспечивают объективное, всестороннее и полное рассмотрение дела, помогают изобличить преступников или оправдать невиновного.

Если вы стали свидетелем совершения преступления, если вам предложили стать понятым при осуществлении следственных действий или обыске – осознайте важность той информации, которой вы обладаете, для интересов правосудия. Просто поставьте себя на место потерпевшего или незаконно преследуемого гражданина – от свидетеля или понятого может зависеть его судьба, поэтому самое время именно сейчас проявить гражданскую сознательность.

Свидетель и понятой являются участниками уголовного судопроизводства или производства по делам об административных правонарушениях и наделены как правами, так и обязанностями. Это разные процессуальные статусы, поэтому рассмотрим отдельно каждый из них.

Вы – понятой

Вы можете стать понятым как в уголовном деле (ст. 60 УПК РФ), так и в деле об административном правонарушении (ст. 25.7 КоАП РФ). В общем смысле понятой – это любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо.

Понятой привлекается дознавателем, следователем либо полицейским для удостоверения совершения в его присутствии процессуальных действий (в т.ч. следственных), их содержания, хода и результата.

К примеру, понятой может быть привлечен для осмотра места совершения административного правонарушения или досмотра гражданина, а в уголовном деле – для фиксации выемки документов или опознания преступника.

Если вы стали понятым – крайне важно подмечать все детали процессуальных действий, в том числе те, которые на первый взгляд могут показаться незначительными. Помните – от вашей внимательности зависит судьба человека!

Понятой вправе

делать заявления и замечания по поводу совершаемых процессуальных действий, при этом такого рода замечания должны быть в обязательном порядке занесены в протокол (п.1 ч.3 ст.60 УПК РФ, ч.4 ст.25.7 КоАП РФ);

знакомиться с протоколом следственного действия (п.2 ч.3 ст.60 УПК РФ);

подавать жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя и прокурора, ограничивающие его права (п.3 ч.3 ст.60 УПК РФ).

Крайне важно, чтобы понятой добросовестно пользоваться своими правами и при необходимости не стеснялся делать замечания по существу процессуальных действий, а в случае, если представители правоохранительных органов эти замечания игнорируют, – обращался с соответствующей жалобой к прокурору или в суд. Замечания можно попробовать вписать в протокол, когда вам предложат в нем расписаться, в конце протокола есть как раз раздел «от участников следственного действия поступили/не поступили замечания». Можно вписать «мои замечания не зафиксировали». Можно отказаться подписать протокол, пока не внесут замечания.

Понятой не вправе

уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд, а также разглашать данные предварительного расследования. О недопустимости разглашения данных расследования (без соответствующего разрешения) понятого в обязательном порядке должен предупредить следователь или дознаватель (ч.4 ст.60 УПК РФ).

В случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля.

Чего ожидать?

Частота вызовов к следователю или в суд зависит от того, в каких мероприятиях вы принимаете участие в качестве понятого. К примеру, если вы участвовали в опознании подозреваемого, скорее всего в дальнейшем вас больше не потревожат. Если же вы участвуете в оперативно-розыскной деятельности (ОРД) то возможно придётся потратить целый день, а в дальнейшем вас еще несколько раз вызовут к следователю. Стоит быть к этому готовым.

Вы – свидетель

Статус свидетеля предусмотрен в различных отраслях права – гражданского (69 ГПК РФ), административного (ст.25.6 КоАП РФ) и уголовного (ст.56 УПК РФ).

Свидетель – это лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению и имеющие значение для дела.

Если вы стали свидетелем преступления или административного правонарушения, вам необходимо обратиться в правоохранительные органы с целью дачи показаний. Возможно, эти показания станут определяющими в деле и помогут правосудию. По этой же причине крайне важно давать показания как можно точнее и не додумывать обстоятельств, которых вы не помните или помните смутно.

Важно: не ходите в полицию в одиночку. Вы имеете право прийти с адвокатом вне зависимости от вашего статуса.

Чего ожидать?

Первый раз у вас могут взять «объяснение» – в ходе проверки. Затем свидетеля вызывают для дачи показаний еще минимум дважды: на стадии расследования дела и непосредственно в суд. Удивляться этому не стоит, но надо быть готовыми к таким затратам времени.

Общие права свидетеля (ч.4 ст.56 УПК РФ и ч.3 ст.25.6 КоАП РФ):

не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (вы просто можете отказаться давать показания, если они касаются именно этих людей);

давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;

пользоваться бесплатной помощью переводчика;

делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол (протокол должны исправить и перепечатать, или внести уточнение ниже основного текста, если он написан ручкой).

В уголовном праве законодательство наделяет свидетелей дополнительными правами:

заявлять отвод переводчику, участвующему в допросе;

заявлять ходатайства и подавать жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда;

являться на допрос с адвокатом (при допросе свидетеля адвокату могут запретить советовать по ходу допроса, это законно, после окончания допроса он сможет сделать все замечания о наводящих вопросах и других нарушениях, но как правило, такой запрет не применяют)

ходатайствовать о применении мер безопасности. Это значит, что вас могут допросить под другим именем, а настоящие данные будут храниться в конверте при деле. Для редких случаев существуют программы защиты свидетелей. Об этом – см. ниже.

Свидетель не вправе

1) уклоняться от явки по повесткам;

2) давать заведомо ложные показания либо отказываться от дачи показаний.

За дачу заведомо ложных показаний либо отказ от дачи показаний свидетель несет ответственность, предусмотренную ст. 17.9 КоАП РФ и ст.ст. 307 и 308 УК РФ. Вид ответственности зависит от того, в каком деле вы даете показания – уголовном или деле об административном правонарушении.

Однако крайне важно помнить, что и свидетель может отказаться от дачи показаний в определенных случаях. К примеру, вы вправе отказаться от дачи свидетельских показаний против себя и своих близких (ст.51 Конституции РФ).

В уголовном процессе также предусмотрена и дополнительная ответственность свидетеля за разглашение данных предварительного расследования, ставших ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу, если он был об этом заранее предупрежден (т.е. если вы заполнили подписку о неразглашении данных допроса).

В случае уклонения от явки без уважительных причин свидетель может быть подвергнут приводу.

Государственная защита понятого и свидетеля

Для защиты свидетелей и понятых в России принят Федеральный закон от 20 августа 2004 года N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (далее – Закон), который устанавливает систему мер дополнительной государственной защиты свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.

Данный закон предусматривает следующие меры безопасности (статья 6):

1) личная охрана, охрана жилища и имущества;

2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;

3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;

4) переселение на другое место жительства;

5) замена документов;

6) изменение внешности;

7) изменение места работы (службы) или учебы;

8) временное помещение в безопасное место.

Этот перечень не является исчерпывающим и при наличии оснований в отношении защищаемого лица могут применяться также другие меры безопасности. На практике чаще всего применяются меры по выдаче специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности и обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице.

Обратиться с заявлением о принятии мер государственной защиты можно в случае, если вам поступили угрозы убийства, насилия, уничтожения или повреждения имущества, либо иного опасного противоправного деяния.

Иными словами: в случае если вы опасаетесь за свою жизнь или здоровье в связи с дачей показаний или участием в следственных действиях в качестве понятого, ходатайствуйте о принятии соответствующих мер безопасности в суд, орган дознания или следствия (в зависимости от того, на какой стадии находится уголовное дело, в котором вы являетесь свидетелем или понятым).

Ваше заявление должно быть проверено и в течение трех суток (а в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно) представители власти обязаны принять решение о применении мер безопасности либо об отказе в их применении и в этот же день уведомить вас об этом решении (ч.2 ст.18 Закона).

Постановление (определение) о применении мер безопасности либо об отказе в их применении может быть обжаловано в вышестоящий орган, прокурору или в суд. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 24 часов с момента ее подачи (ч.3 ст.18 Закона).

Как оформляется и расследуется ДТП

Обратите внимание на следующие материалы:

Дорожно-транспортные происшествия бывают двух видов (по правилам учета ДТП): происшествия с погибшими или ранеными и аварии без пострадавших. Если в результате происшествия погибли или пострадали люди, данное ДТП считается «отчетным», то есть сведения о нем попадет в государственную статистику, а затем и в ежеквартальные и годовые сводки автоинспекции. ДТП без пострадавших, даже если материальный ущерб значителен, считается «неотчетным», оно в государственной статистике не учитывается.

От этого типа и зависит оформление ДТП. То есть, если произошло так называемое отчетное ДТП, на место происшествия всегда выезжает оперативная группа. В нее входят сотрудники ГИБДД, следователь УВД, эксперты-криминалисты, а в случае оставления водителем места происшествия в группу включается и сотрудник уголовного розыска. После того как опергруппа осмотрит место происшествия, в обязательном порядке оформляются документы:

        • — протокол осмотра;
        • — схема ДТП;
        • — справка по ДТП;
        • — протокол проверки технического состояния всех транспортных средств, участвовавших в ДТП;
        • — объяснения участников происшествия и свидетельские показания;
        • — акт медицинского освидетельствования водителей на наличие алкоголя в крови.

        Если же произошло неотчетное происшествие, будет вызван только инспектор дорожно-патрульной службы. Он так же составит схему ДТП, запишет объяснения всех участников происшествия и свидетелей, оформит протокол об административном правонарушении, внесет в него перечень повреждений транспортных средствах, участвовавших в ДТП. Кроме всего прочего, к материалам дела приобщаются любые вещественные доказательства. Не является обязательным освидетельствование водителей-участников ДТП на состояние опьянения. Однако оно может быть проведено, если у автоинспектора или любого из участников ДТП появились обоснованные подозрения на этот счет.

        Главная задача сотрудника ДПС — собрать и зафиксировать без искажений все положенные сведения. Пострадавшие и участники ДТП должны предоставлять объективную и правдивую информацию, внимательно контролировать любые действия автоинспектора, требовать исправления ошибок или неточностей, всеми способами способствовать ведению дела.

        Оформление неотчетного происшествия всегда начинается с оформления схемы ДТП. Все участники ДТП имеют право вносить коррективы и дополнения, следить за правильностью замеров (которые осуществляются исключительно рулеткой или другими точными измерительными приспособлениями). После составления схемы автоинспектор отдает ее участникам происшествия для ознакомления, проверки и подтверждения правильности подписью. Не подписывайте схему до тех пор, пока все противоречия и недочеты не будут устранены. В случае, когда сотрудник ГИБДД не собирается вносить обоснованные исправления, эти действия можно обжаловать в суде. При подписании такой «неправильной» схемы перед автографом поставьте надпись: «С описанием ДТП не согласен».

        Итак, схема подписана всеми участниками ДТП и обязательно двумя понятыми, теперь по разрешению автоинспектора вы можете освободить проезжую часть.

        Следующим этапом пишется объяснение, текст которого вы должны продумать очень тщательно. Вы должны внятно и четко изложить на бумаге все, что с вами произошло, какие правила были нарушены или не нарушено, что привело к ДТП. У автоинспектора не должно остаться вопросов о степени вашей вины и первопричине происшествия.

        В то время как водители и очевидцы ставят подписи на протоколе и пишут собственные объяснения, инспектор ДПС дожжен приступить к оформлению справок о повреждениях на транспортных средствах в результате ДТП. Перечитайте справку внимательно. Вы должны быть уверены, что автоинспектор зафиксировал все, даже минимальные повреждения и самое главное — скрытые дефекты. Если он что-то упустит, в дальнейшем могут возникнуть проблемы со страховой компанией при подсчете ущерба и его возмещении.

        После всего оформления неотчетного ДТП инспектор должен составить протокол об административном нарушении. Он выявляет виновного и потерпевшего в происшествии. Бывают ситуации, когда оба водителя признаются виновными, это ДТП в народе получило название «обоюдка». Однако двух потерпевших и ни одного виновного быть не может. Все решения принимаются на основании ПДД и с ориентиром на КоАП РФ, инспектор должен вникнуть и во все обстоятельства происшествия.

        Протокол будет оформлен на того, кто, по мнению автоинспектора, является виновным, то есть совершил правонарушение. В протоколе указывается пункт Правил дорожного движения, который был нарушен. Документ составляется в нескольких экземплярах. Первый — для ГИБДД, копии — для виновника ДТП под расписку. Каждый потерпевший имеет право на получение копии протокола. Таким образом, если в полученном на руки протоколе написана чужая фамилия — в данном ДТП вас признали потерпевшим. А потерпевший может претендовать на возмещение ущерба со страховой компании.

        После процедуры оформления протокола автоинспектор переходит к постановлению по делу об административном правонарушении. Уже в нем должна быть указана статья КоАП, которую нарушил виновный в аварии и мера наказания. На месте может быть выписана квитанция на уплату штрафа.

        Если статьей КоАП предусмотрено лишение прав или административный арест, такое решение принимает только судья — мировой или районный. Тогда задокументированные материалы дела об административном правонарушении передаются из ГИБДД в суд. И уже виновный вызывается повесткой.

        Если автоинспектор на месте не может определить виновника аварии (это может быть связано со сложностью ситуации или по другим причинам), протокол не составляется. Просто вынесение решения откладывается. Материалы дела передаются в группу разбора подразделения ГИБДД. Участникам сообщается дата, время разбора и адрес, по которому следует прийти для восстановления картины и ознакомления с решением. В ходе разбора все участники имеют право давать объяснения, свидетельствующие в их пользу.

        Что касается сроков рассмотрения дела, то для группы разбора ГИБДД они не должны превышать 15 дней со дня поступления материалов, для суда — не более двух месяцев. Если же материалы дела будут пересылаться по месту жительства обвиняемого, в таком случае срок для принятия решения может быть продлен на тот промежуток времени, который потребовался для пересылки. Традиционно на обжалование решения, принятого и группой разбора, и судом, дается 10 дней.

        Если в результате ДТП погибли или получили увечья люди, действия водителя будут рассматриваться на предмет состава преступления. А это уже не Административный, а Уголовный кодекс.

        Протокол об административном правонарушении составляться не будет, но ДТП оформляется по всем предыдущим пунктам, и материалы передаются в орган дознания ГИБДД. Это подразделение в течение 10 дней выносит решение: либо отказ в возбуждении уголовного дела, либо материал передается в следственные органы, а, может быть, в прокуратуру для дальнейшего рассмотрения ситуации.

        Следователь на основании поступивших материалов выявляет признаки состава преступления. В зависимости от сделанных выводов возбуждает уголовное дело (статья 264 УК РФ — ответственность водителей ТС) или выносится решение без возбуждения дела.

        Помните, если уголовное дело таки было заведено, это не всегда приводит в суд. Бывают ситуации, когда потерпевшие ходатайствуют о закрытии уголовного дела (такое случается, если виновник добровольно возместил ущерб) или дело просто зашло в тупик. Но решение об удовлетворении любого ходатайства так или иначе принимает следователь или судья.

        Иногда ДТП может привести одновременно и к уголовной, и к административной ответственности. И граница между этими двумя видами ответственности обуславливается степенью тяжести последствий для потерпевших. Так, в результате ДТП они пострадали условно (причинены легкие телесные повреждения), то наступает административная ответственность, а вот тяжкие телесные повреждения или смерть — это всегда уголовная ответственность.

        Степень тяжести телесных повреждений будет уже определять судебно-медицинская экспертиза. Она составляет акт, он подшивается к материалам дела. На основании этого акта уголовное расследование может продолжиться, а может быть прекращено (дело уже будет рассмотрено по статье 12.24 КоАП).

        Если водитель уверен, что при расследовании ДТП допущены ошибки, он может обжаловать постановление. Если жалоба удовлетворяется, то постановление о наложении административного взыскания отменяется, а водитель получает назад уплаченную сумму штрафа.

        Автор: Ирина Калина,
        Дата публикации: 15.03.2012
        Перепечатка без активной ссылки запрещена

        «Дали ему уехать». Как найти виновника ДТП во дворе

        Автомобилист из Москвы безуспешно добивается от одного из премиальных сетевых магазинов выдать ему записи с видеокамер наружного наблюдения. В их поле зрения должен был попасть момент ДТП, в котором, как предполагает водитель, приезжавший в магазин для разгрузки товаров грузовик сильно поцарапал его BMW, после чего скрылся.

        Представители торговой точки в присутствии полицейского пообещали помочь водителю, но когда тот пришел с предписанием от ГИБДД, охранники неожиданно заявили, что записей в нужные даты не делалось. Вместе с юристами мы попытались разобраться, как действовать водителям при поиске виновников таких ДТП.

        Москвич Игнат Калинин припарковал свой BMW 318 рядом с домом по адресу Ленинский проспект, 21 — в том же проезде, где находятся разгрузочные порталы магазина. Машина стояла там два дня, а 14 декабря 2019 г. автовладелец увидел, что у нее сильно повреждены задний бампер и крыло. Под ветровым стеклом оказалась записка от случайного свидетеля, где было написано, что иномарку повредил грузовик, оставлен контактный телефон, а также совет проверить записи с камер торговой точки, которые как раз покрывали зону проезда.

        Как рассказал Autonews.ru сам Калинин, автомобиль у него застрахован по каско. Соответственно, он мог рассчитывать на выплату. Ремонт автовладелец оценил примерно в 70 тыс. рублей. Но по условиям договора, для получения компенсации нужно было установить виновника ДТП — страховая компания в дальнейшем будет требовать выплат уже от него. Водитель вызвал ГИБДД, дождался инспектора и вместе с ним отправился к руководству магазина. В службе безопасности подтвердили, что камеры действительно снимают нужный район, работают круглосуточно, а записи хранятся около 3 месяцев. Но сразу показывать записи не стали — попросили сначала запрос из полиции.

        Водитель получил от инспектора акт о ДТП, а через четыре дня получил официальное предписание, которое требовали в магазине. Однако, как утверждает Калинин, на этот раз его встретили уже не так доброжелательно — охранники сообщили, что камеры в нужный ему период не работали. Водитель попросил выдать ему официальный ответ от магазина, в котором бы подтверждалось, что камеры действительно не работали. Ему пообещали прислать объяснение в ближайшее время. Однако спустя месяц водитель никакого ответа не получил, хотя несколько раз лично обращался в магазин.

        «Это похоже на сокрытие обстоятельств административного правонарушения и введение в заблуждение сотрудников правоохранительных органов, — рассуждает водитель. — Возможно, в магазине просто понадеялись, что за время новогодних праздников запись точно получится незаметно стереть. Ведь ПДД нарушил их водитель, скрылся с места аварии, а сотрудники охраны, получается, пропустили этот момент и дали ему уехать».

        Ситуацию осложнило то, что свидетель, хотя и видел машину с логотипом компании, не запомнил ее госномер — видеозапись в таком случае оставалась практически единственной надеждой найти виновника.

        В дальнейшем руководство магазина, как уверяет водитель, с ним общаться отказалось. Единственный ответ автомобилист получил от компании через соцсети — там выразили сожаление по поводу сложной ситуации. «Передали информацию об инциденте руководству. Проведем внутреннее разбирательство. Свяжемся с вами по итогам проверки. Ситуация находится в ведении правоохранительных органов, мы, со своей стороны, окажем максимальное содействие сотрудникам органов в ходе разбирательства, а также предоставим официальный ответ от компании», — написал представитель компании в прошлом году.

        Однако с тех пор ничего не поменялось — ответ на официальный запрос ГИБДД больше месяца находится на рассмотрении в центральном офисе компании.

        Как объяснил адвокат Марат Аманлиев в беседе с Autonews.ru, в ситуации, когда автомобиль поврежден, а второй участник ДТП уехал с места происшествия, необходимо сразу вызывать инспектора ГИБДД.

        «Фиксируйте все повреждения. Осмотрите все близлежащие здания, чтобы проверить, есть ли там камеры наблюдения, и попросите сотрудника ГИБДД оформить запрос о предоставлении записей с видеокамер, — сказал эксперт. — Запрос в организацию лучше относить лично, чтобы не затягивать процесс. У сотрудников ГИБДД в работе много материалов. Возможно, если этим займется сам полицейский, уйдет гораздо больше времени».

        По словам эксперта, если адресат запроса не отвечает на требование сотрудника полиции и не передает ответ на запрос вместе с записью, следует обратиться в ОМВД по месту нахождения лица, не исполняющего требования. В полиции должны будут провести проверку согласно ст. 17.7 «Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении».

        «Если в полиции расследование ведут неохотно, можно обратиться в прокуратуру, написать жалобу на то, что в ведомстве не реагируют на отсутствие ответа от организации, — отметил Аманлиев. — В целом полиция может обязать предприятие запросить перечень автомобилей, которые приезжали для разгрузки товаров в эти два дня. Тогда можно будет их осмотреть. Чтобы гарантированно вычислить беглеца, нужно будет провести техническую экспертизу».

        Аманлиев напомнил, что за оставление места ДТП водителям грозит лишение прав на срок от года до полутора лет. Что касается организации, в которую приезжал водитель, то у компании можно потребовать возмещения морального вреда за причиненные неудобства, но сумма выплаты составит не более 10–15 тыс. рублей.

        В свою очередь, адвокат Александр Леманн считает, что инспектор ГИБДД обязан был сам явиться в магазин и потребовать предъявить нужные записи. «Полицейский даже может сразу же ее изъять, при этом сам запрос в организации обязаны принять и зарегистрировать, — уточнил эксперт. — Для юридических лиц предусмотрена серьезная ответственность за неисполнение предписания вплоть до приостановления срока деятельности до полугода».

        Эксперт советует составить жалобу на бездействие инспектора ГИБДД, отправить документ его начальству через электронную приемную и снова записаться к сотруднику на прием, чтобы не пропустить допустимые сроки расследования. Так, срок административного расследования по таким делам составляет месяц, продлить его можно максимум еще на один месяц.

        Также адвокат отметил, что у инспектора есть все возможности найти уехавшего водителя. Так, раз есть свидетель, известно примерное время и день ДТП, в организации смогут проверить накладные, выяснить, кто расписывался в передаче товара.

        МВД заплатит за следователя, «бескорыстно» разваливавшего дела о смертельных ДТП

        Фото: АГН Москва

        Московский городской суд взыскал с Министерства внутренних дел (МВД) России 30 тыс. рублей из-за действий следователя, сфальсифицировавшей материалы по уголовному делу о смертельном ДТП. Это позволило виновнику скрыться от правосудия, его не могут найти больше 5 лет.

        Иск к МВД подал Анатолий Панов, являющийся сыном мужчины, который погиб в ДТП. Авария произошла в 2014 году в Пушкинском районе Подмосковья. Как следует из материалов дела, некий Екубов Ф.Ш., управляя автомобилем ГАЗ-2818 «Соболь», столкнулся с машиной Иж-2126 «Ода», которая после этого вылетела на встречную полосу и врезалась во внедорожник Great Wall. В результате водитель «Оды» от полученных травм скончался на месте.

        Проверку по факту ДТП проводила следователь СУ МУ МВД России «Пушкинское» Дарья Аладышева. По данным прокуратуры, она совершила служебный подлог, сфальсифицировав постановления о возбуждении уголовного дела по ч. 3 ст. 264 УК РФ и проведении расследования. После этого следователь вынесла постановление о прекращении дела, а затем уничтожила материалы предварительной проверки по факту ДТП. В результате виновный водитель Екубов скрылся от суда и следствия, говорится в материалах суда.

        Позже выяснилось, что мужчина уехал на родину – в республику Таджикистан. Екубова объявили в федеральный розыск, однако до настоящего времени его точное местонахождение не установлено.

        Прокуратура сообщала, что аналогичным образом Аладышева поступила еще дважды, отказав в возбуждении уголовных дел по фактам ДТП в июле 2014 года (в результате которого скончался пешеход) и инцидента в 2013 году (в этом случае травмы получил несовершеннолетний мотоциклист).

        Аладышевой было предъявлено обвинение в совершении 3 эпизодов преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 292 УК РФ (служебный подлог), вину в совершении которых она признала полностью. В суде обвиняемая пояснила, что никакой материальной или иной выгоды от вынесения таких решений она не получала, цель не была на это направлена, «ей просто стало жалко людей», следует из материалов суда.

        В октябре 2017 года Пушкинский городской суд Подмосковья приговорил бывшего следователя к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком в 4 года. Иск сына погибшего водителя – Александра Панова – суд оставил без рассмотрения, но признал его право на отдельное рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства. После этого Панов обратился в суд, потребовав взыскать 1 млн рублей с МВД из-за действий Аладышевой.

        Замоскворецкий районный суд Москвы отказал Панову в иске, указав, что «отсутствует причинно-следственная связь между наступлением вреда и противоправностью действий должностного лица правоохранительных органов». Но Мосгорсуд с такой трактовкой не согласился.

        «Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда», – отметила коллегия МГС.

        Как установила апелляционная инстанция, именно виновные действия следователя, совершившей должностное преступление, нарушили неимущественные права Панова.

        Сумму в 1 млн рублей МГС посчитал завышенной, присудив сыну погибшего в ДТП мужчины компенсацию в 30 тыс. рублей. В удовлетворении требований о взыскании судебных расходов ему было отказано.

        ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЛ О ДТП ИЛИ НАРУШЕНИЯ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНА?

        Занимаясь постоянно защитой по делам о ДТП, начинаешь понимать, что в отечественной практике проблема с ними не только в технических аспектах, и не только в распространённом непрофессионализме и непонимании специфики этой категории дел со стороны следователей и судей. И даже не только в укоренившейся предвзятости в отношении водителей, например, по делам о ДТП с пешеходами.

        Такое впечатление, что следователи, а иногда и судьи, занимаясь этими делами, совершенно своеобразно понимают процессуальные нормы, применяя их совершенно не так, как по другим категориям дел. И даже допуская то, что по другим делам явно трактовалось бы как процессуальное нарушение.

        Приведём примеры:

        Для понимания первого из них следует обратить внимание на важную особенность дел о ДТП. Если в делах об «обычных» преступлениях – может решаться вопрос об установлении лица, совершившего то или иное деяние, и о доказывании его вины; о том, содержало ли данное деяние состав уголовного правонарушения, и т.п., но в большинстве случаев понятно, «кто есть кто», кто будет обвиняемым, а кто потерпевшим. Если, допустим, обокрали квартиру, то понятно, что хозяин будет потерпевшим, а вор, если его найдут, обвиняемым. Примерно то же самое – если нашли труп с признаками насильственной смерти, примерно то же самое – по большинству «экономических» дел (там вопрос – а есть ли состав уголовного правонарушения), и т.п.

        То по делам о ДТП часто бывает противоположная картина. Круг участников происшествия известен (если только кто-то из них не скрылся с места ДТП), но кто из них будет виновным, а кто потерпевшим, — понятно далеко не всегда. (Подобная ситуация возникает, помимо этой категории дел, ещё там, где идёт речь о необходимой обороне, и там тоже всё бывает весьма непросто…)

        Надо сказать, что наш УПК к такой ситуации не приспособлен. Просто нет соответствующего статуса участника процесса…

        Чем и пользуются много лет наши следователи, максимально «выдерживая» всех участников ДТП в статусе свидетеля, не давая тем самым реализовать право на защиту на досудебном следствии. После же проведения следственных действий быстро объявить о подозрении, завершить досудебное следствие и направить дело в суд.

        Всё бы ничего, но… Решение о том, кто виновен в ДТП, в большинстве случаев невозможно принять без проведения судебно-автотехнической экспертизы. Вот её и проводят. А где берут исходные данные? А в большинстве случаев из показаний самих участников ДТП и свидетелей. Ещё и вопрос ставят перед экспертом: чьи показания являются технически обоснованными? Без данных, содержащихся в показаниях, в частности, водителей, — такую экспертизу провести бывает практически невозможно.

        Однако есть проблема.

        П.1 ч.3 ст.87 УПК не разрешает, а прямо требует признавать недопустимыми доказательствами показания свидетеля, который впоследствии стал подозреваемым или обвиняемым. В свою очередь, ч.1 этой статьи предусматривает, что недопустимыми признаются доказательства, полученные на основании любой информации, полученной с нарушениями прав и свобод человека («плоды отравленного дерева»).

        Заметим: с одной стороны, в рамках уже идущего судебного следствия статус лица не может измениться со свидетеля на обвиняемого. Следовательно, речь идёт о показаниях, данных на досудебном следствии. Но, с другой стороны, есть ст. 23 УПК , которая говорит о непосредственности исследования судом, в частности, показаний свидетелей. Поэтому, по идее, напрямую применить п.1 ч.3 ст.87 УПК к показаниям невозможно. Зато можно и нужно применить к доказательствам, полученным благодаря информации, которая взята из этих показаний.

        В частности, это касается и тех самых экспертиз, для которых исходные данные брали из показаний, в том числе, того водителя, который на тот момент был свидетелем, а потом стал обвиняемым. Исходя из изложенного, это – прямое основание признания такого заключения экспертизы недопустимым доказательством.

        Следователи, слыша такую аргументацию, обычно хватаются за голову: а как же нам расследовать дело, когда непонятно, кто из участников ДТП виновен?! Однако, во-первых, закон же не «зловредный» адвокат писал! А во-вторых, максимально выдерживать водителя в статусе свидетеля – практика распространённая, в том числе и по тем делам, где всё очевидно. Например, в случае наезда на пешехода понятно, что либо не будет состава уголовного правонарушения, и дело нужно будет закрывать (что сомнительно, учитывая предвзятость к водителям по этой категории дел: вину максимально стараются «найти» или изобрести), или же подозреваемым. А потом обвиняемым, будет именно водитель. Зачем же его до конца допрашивать как свидетеля? Чтобы не давать возможности реализовать права, предусмотренные законом для подозреваемого?!

        В случаях же, когда виновность не была очевидна, нужно учитывать, что, давая показания, водитель мог вообще не предполагать, что впоследствии подозреваемым (обвиняемым) по делу будет именно он, а не «оппонент». Соответственно, давая показания в качестве свидетеля, он мог вообще не быть озабочен своей защитой. Является ли такая ситуация нарушением права на защиту? Безусловно!

        Что интересно: на этот процессуальный аспект крайне редко обращают внимание не только судьи, но и адвокаты. А зря: в большинстве случаев заключение судебно-автотехнической экспертизы, той самой, которая основывается, в том числе, на показаниях водителей, — краеугольный камень позиции обвинения. Признание такого заключения недопустимым доказательством означает невозможность вынесения обвинительного приговора.

        Есть ещё один интересный аспект, связанный как раз с принципом непосредственности исследования доказательств, в частности, показаний, который изложен в ст.23 УПК. И требования там достаточно жёсткие.

        Опять же, по «обычным» уголовным делам проблем, как правило, не возникает. По делам же о ДТП именно показания, данные на досудебном следствии, «прорываются» в предмет исследования суда, будучи изложенными в том самом заключении экспертизы. Мало того – их техническая обоснованность является предметом исследования экспертов!

        А ведь обвиняемый (впрочем, как и потерпевший, и свидетель) в судебном заседании может дать показания, отличающиеся от тех, которые он давал на досудебном следствии. И не только в силу злонамеренности, а в силу того, что ему будут задавать вопросы участники процесса, и он либо вспомнит что-то новое, либо расскажет об обстоятельствах, о которых следователь его не допрашивал вообще. Либо следователь неточно что-то записал в протокол, и т.п. Вариантов может быть немало.

        Вопрос не в причинах и не в том, насколько велики различия, а в том, что предметом исследования эксперта являются те показания, которые вообще не могут быть исследованы судом и положены в основу приговора.

        Причём это касается не только собственно протоколов допросов, но и следственных экспериментов.

        Последние, как известно, делятся на две категории: первую мы можем условно назвать собственно экспериментом (например, определение видимости препятствия в свете фар автомобиля) – с их методиками, кстати, тоже возникает много проблем, но они больше технические, чем процессуальные. Вторая же – показания на месте. По делам о ДТП часто, например, просят водителя точно указать на месте происшествия место столкновения, расположение своего и чужого транспортного средства, расположение пешехода в момент его обнаружения, и т.п. Кстати, точность такого воспроизведения через значительное время после ДТП обычно сомнительна.

        По сути, во втором случае мы имеем дело именно с показаниями. (И к ним применяется, в числе прочего, п.1 ч.3 ст.87 УПК.) Возникает дилемма: с одной стороны, получить такие показания в судебном заседании невозможно, т.к. на этой стадии следственный эксперимент не проводится. С другой – исследование таких показаний является нарушением принципа непосредственности и требований ст.23 УПК. А следовательно, то же самое относится и к заключению экспертизы, основанной на таких показаниях.

        Как ни странно, на этот аспект адвокаты и судьи также обращают внимание реже, чем следовало бы.

        И напоследок: по любым другим делам вещественные доказательства исследуются непосредственно в судебном заседании. (Автору этих строк, например, не так давно пришлось принимать участие в заседании, где таким образом исследовались детали оружия.)

        Но часто ли приходится встречаться со случаями, когда суд так же непосредственно исследует такие вещественные доказательства, как повреждённые транспортные средства? А ведь если суд этого не сделал – это не просто нарушение УПК. Это – существенная неполнота исследования доказательств по делу. Мало того: согласно доктрины «плодов травленного дерева», это делает невозможным обоснование приговора доказательствами, основанными на информации, полученной из тех же вещественных доказательств, в частности – транспортно-трассологических, автотехнических и прочих экспертиз.

        Причём никаким изучением фотографий заменить непосредственное исследование вещественных доказательств нельзя…

        Понятно, что автомобиль в суд не доставишь. Понятно и то, что судье зачастую не хочется покидать уютный зал ради исследования доказательств под открытым небом и зачастую в условиях весьма некомфортных. Но требования закона в данном случае именно таковы. И их несоблюдение – основание для апелляционного обжалования приговора…

        И, кстати, напоследок: в случае, если транспортные средства стоят на штрафплощадке, часто ли следователь позволяет их осмотреть стороне защиты при выполнении требований ст. 290 УПК ? А ведь непредъявление вещественных доказательств – основание для признания соответствующих доказательств (и всех последующих на ветвях «отравленного дерева») недопустимыми!

        Всё это было бы очевидным при расследовании и судебном рассмотрении любых других категорий уголовных дел. Но по делам о ДТП практика, по сути, являющаяся нарушениями УПК, стала общепринятой. По сути, практика такая сложилась давно, но стала противозаконной со вступлением в силу ныне действующего УПК, и почему-то за этот период не встречает адекватной оценки судами, в том числе апелляционной и кассационной инстанций.

        Остаётся вопрос: почему же таково отношение к нарушениям процессуального закона именно по отдельно взятой категории дел?

        Не из-за отношения ли к водителю. К автомобилю и к самому факту владения автомобилем в обществе в целом, в результате чего это распространяется и на юридическую практику?

        Ведь «автомобильную» сферу пытаются вывести из сферы действия конституционных норм, правовых принципов и прав человека и во многих других отношениях, о чём, несомненно, писать придётся ещё не раз и не два…

        Порядок оформления и расследования ДТП

        Порядок оформления и расследования ДТП

        Согласно действующим правилам учета дорожно-транспортных происшествий, все ДТП делятся на две группы. Происшествия, в результате которых имеются погибшие или раненые, считаются «отчетными» — сведения о них попадают в государственную статистику, а оттуда – в ежемесячные, ежеквартальные и годовые сводки дорожно-транспортного травматизма. ДТП без пострадавших, независимо от величины материального ущерба, считаются «неотчетными» и в государственном масштабе не подсчитываются.

        Если произошло отчетное ДТП, то на место происшествия должна выезжать оперативная группа в составе сотрудника ГИБДД, следователя УВД, экспертов-криминалистов, а если водитель скрылся, то и сотрудника уголовного розыска. По прибытии опергруппы оформляются следующие документы:

        — протокол осмотра места ДТП;

        — протокол осмотра и проверки технического состояния транспортного средства;

        — объяснения участников происшествия и свидетелей;

        — акт медицинского освидетельствования водителей, участвовавших в ДТП, на состояние опьянения.

        При неотчетных происшествиях на место выезжает инспектор дорожно-патрульной службы (ДПС). Он составляет схему ДТП, получает письменные объяснения с участников происшествия (а при необходимости – и со свидетелей), составляет справку о дорожно-транспортном происшествии с перечнем всех повреждений на транспортных средствах, попавших в него и протокол об административном правонарушении. В зависимости от картины происшествия, автоинспектор выносит постановление по делу об административном правонарушении или постановление о возбуждении административного дела, которое будет рассматриваться в дальнейшем. Помимо перечисленных документов, к материалам дела могут приобщаться вещественные доказательства. Освидетельствование водителей на состояние опьянения в этом случае не является обязательным – оно проводится только при наличии у автоинспектора обоснованных подозрений на сей счет.

        Правильность и подробность оформления документов о ДТП имеет большое значение, поскольку именно они будут рассматриваться на всех этапах расследования. Поэтому главная задача сотрудника ДПС на месте происшествия – собрать, правильно истолковать и зафиксировать без каких-либо искажений все необходимые сведения. Участники ДТП, в свою очередь, должны внимательно контролировать действия автоинспектора на месте происшествия, давать необходимые пояснения, требовать устранения ошибок и неточностей, а также внесения дополнений, имеющих отношение к делу.

        Оформление неотчетного происшествия начинается с составления схемы ДТП – чертежа, на котором должны быть отмечены:

        — участок дороги, где произошло ДТП;

        — имеющиеся ориентиры, светофоры, дорожные знаки и разметка;

        — место столкновения, положение транспортных средств после удара;

        — все необходимые привязки к неподвижным объектам и расстояния до них.

        На этом этапе участники ДТП вносят уточнения и дополнения, контролируют выполнение замеров (их можно делать только рулеткой, линейкой или другими измерительными приспособлениями). Как только схема составлена, автоинспектор передает ее участникам происшествия для проверки и подписи. Подписывать схему следует только после того, как все противоречия устранены. Если сотрудник ГИБДД отказывается внести обоснованные исправления и дополнения, то он нарушает служебную дисциплину, и его действия можно обжаловать.

        После того как схема ДТП подписана участниками происшествия и двумя понятыми, автоинспектор дает разрешение освободить проезжую часть. Следующий этап – написание объяснения, текст которого лучше продумать заранее. Если вы не сумеете внятно изложить на бумаге свою версию случившегося или письменно продемонстрируете незнание основных пунктов ПДД, то автоинспектор, возможно, задумается о степени вашей вины в данном происшествии.

        Пока водители и очевидцы пишут объяснения, инспектор ДПС оформляет перечисленные выше документы, копии которых будут выданы участникам ДТП. Получив справку о дорожно-транспортном происшествии, вы должны убедиться, что в ней зафиксированы все, даже самые незначительные повреждения, которые можно было обнаружить невооруженным глазом. Если что-либо будет забыто, то у вас возникнут проблемы при подсчете ущерба, который вам должна возместить страховая компания.

        Завершается процедура оформления неотчетного ДТП вынесением постановления по делу об административном правонарушении, то есть принятием решения, кого из участников происшествия признать виновным, а кого потерпевшим, и назначением виновнику наказания по соответствующей статье КоАП. Иногда оба водителя признаются виновниками (в народе такое ДТП называют «обоюдным»), а вот двух потерпевших при отсутствии виновника быть не может. Разумеется, решение принимается автоинспектором не произвольно, а на основании конкретных пунктов ПДД после всестороннего изучения обстоятельств происшествия.

        Протокол об административном правонарушении и постановление по делу всегда оформляются на того водителя, который, по мнению автоинспектора, является виновным в данном ДТП. Таким образом, если в выданных вам копиях протокола и постановления вы видите свою фамилию, значит, в совершении ДТП обвиняют именно вас. Если вы не согласны с обвинением — можно обжаловать действия автоинспектора его вышестоящему руководству.

        В большинстве случаев за нарушение Правил, повлекшее неотчетное ДТП, назначается штраф, который нужно оплатить через банк. Все назначенные штрафы заносятся в базу данных, чтобы отслеживать неплательщиков. При последующих обращениях в ГИБДД водителя проверяют по этой базе данных, и если ранее наложенные штрафы не оплачены, то автоинспекция потребует уплаты и применит к неплательщику дополнительные штрафные санкции.

        Уплата штрафа за нарушение ПДД не освобождает виновника ДТП от обязанности возместить вред, причиненный его транспортным средством жизни, здоровью или имуществу потерпевшего. О том, как осуществляется эта процедура, вы можете прочитать в этой статье.

        В тех случаях, когда соответствующая статья КоАП предусматривает лишение прав, конфискацию орудия совершения правонарушения или административный арест, принять такое решение может только судья. Поэтому оформленные материалы дела об административном правонарушении направляются из ГИБДД в суд, куда водитель будет вызван повесткой.

        Бывает, что на месте происшествия из-за сложности ситуации или по каким-то иным причинам автоинспектор не может однозначно определить виновника и составить на него протокол. В таком случае вынесение решения откладывается, а материалы дела направляются в ГИБДД. Участникам происшествия сообщается, куда и когда они должны явиться для восстановления полной картины ДТП и ознакомления с вынесенным решением.

        Максимально допустимые сроки рассмотрения дела составляют для группы разбора ГИБДД 15 дней с момента поступления материалов, а для суда – три месяца. Если материалы дела пересылаются по месту жительства обвиняемого, то срок для принятия решения продлевается на то время, которое потребовалось для пересылки. На обжалование принятого решения в вышестоящем органе или в суде дается 10 дней.

        Напомним, что описанная процедура распространяется на ДТП без пострадавших, поскольку в этом случае нарушитель совершает административное правонарушение. Если же в результате происшествия погибли или ранены люди, то в действиях водителя может быть обнаружен состав преступления , предусмотренного уже не административным, а Уголовным кодексом. В таких случаях протокол об административном правонарушении не составляется, а оформленные материалы поступают в орган дознания ГИБДД, который должен решить: сразу вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, либо направить материал в следственные органы или в прокуратуру для дальнейшего решения вопроса. Если делу дан дальнейший ход, то уже следователь, рассмотрев поступившие материалы, определяет наличие признаков преступления и если они есть, возбуждает уголовное дело по статье 264 Уголовного кодекса.

        Но даже если уголовное дело заведено, еще не факт, что оно дойдет до суда и вынесения приговора. К примеру, сами потерпевшие могут ходатайствовать о прекращении уголовного дела в отношении лица, совершившего ДТП (это бывает, как правило, в том случае, когда виновник добровольно возместил причиненный ущерб). Правда, принимать решение об удовлетворении такого ходатайства все равно будет следователь, а при необходимости – и судья.

        За одно и то же деяние не может быть предусмотрена одновременно и уголовная, и административная ответственность. Поэтому протокол об административном правонарушении – далеко не самая большая неприятность. Даже если он выписан на ваше имя, это, по крайней мере, означает, что вы не будете подвергаться уголовному преследованию. Граница между уголовной и административной ответственностью определяется степенью тяжести телесных повреждений, которые были причинены потерпевшему . Если в результате ДТП он получил легкие или средней тяжести телесные повреждения, то наступает административная ответственность. Наличие тяжких телесных повреждений или факт гибели потерпевшего влечет уголовную ответственность.

        Степень тяжести телесных повреждений определяет судебно-медицинская экспертиза, заключение которой подшивается к материалам дела. В зависимости от того, что будет написано в этом заключении, уголовное расследование либо продолжится, либо будет прекращено, и тогда дело будет рассматривается как административное по статье 12.24 КоАП РФ.

        Добавим, что любая ответственность наступает только если вина водителя доказана органом ГИБДД или судом, если речь идет об административном правонарушении, и только судом, если водитель подозревается в совершении уголовного преступления. И постановление по делу об административном правонарушении, и приговор суда по уголовному делу вступают в силу по истечении установленного срока их обжалования (10 суток), либо после того как поданная жалоба была оставлена вышестоящим органом без удовлетворения.

        Порядок осмотра места ДТП

        Действия, предшествующие осмотру

        Получив сообщения о ДТП, дежурный обязан выяснить:

        > где и когда произошло ДТП, его характер;

        > есть ли пострадавшие, сколько их, оказана ли им медицинская помощь, куда они направлены.

        > если потерпевший помещен в медицинское учреждение, он направляет туда сотрудника с рацией для уточнения обстоятельств происшествия;

        > какие транспортные средства участвовали в происшествии, их номерные знаки;

        > направляет работников полиции для охраны места ДТП;

        > докладывает начальнику ОВД и ГАИ о ДТП;

        > если к происшествию причастен транспорт иностранных государств, информирует об этом заинтересованные ведомства;

        > если водитель с места происшествия скрылся, выясняет приметы транспортного средства, вероятное направление его движения, приметы водителя;

        > обеспечивает своевременный выезд на место происшествия следственно-оперативной группы в полном составе.

        Сотрудники полиции, первыми прибывшие на место происшествия, обязаны: оказать лично или принять меры к оказанию помощи пострадавшим; установить очевидцев происшествия; принять меры к сохранности следов и обстановки; обеспечить объезд транспортных средств, а если это невозможно, зафиксировать первоначальное расположение следов и предметов (начало и конец тормозного пути, контуры пятен крови, расположение тела трупа, предметов его одежды, вещей, передних и задних колес транспортного средства, упавшего груза и т.п.), могущих иметь значение для дела; сделать замеры этих следов и привязку не менее чем к двум ориентирам.

        Отметка может быть сделана мелом, краской, острым предметом.

        В состав следственно-оперативной группы входят: следователь, инспектор дознания ГАИ, оперуполномоченный уголовного розыска, инспектор ГАИ, эксперт-криминалист, специалист-автомеханик.

        Следователь руководит производством осмотра места происшествия, составляет протокол, планы и схемы к нему, координирует работу всех членов

        Инспектор дознания ГИБДД исполняет поручения следователя по составлению процессуальных документов, при отсутствии следователя руководит СОГ по проведению осмотра места происшествия.

        Оперуполномоченный уголовного розыска оказывает помощь следователю или дознавателю при осмотре места ДТП, выполняет их поручения, проводит оперативно-розыскные мероприятия; совместно с представителями ГИБДД организует преследование скрывшегося водителя; принимает участие в организации заслонов и пикетов на путях возможного следования скрывшегося транспортного средства; производит обход квартир граждан, проживающих поблизости от места происшествия; беседует с собравшимися на месте происшествия гражданами в целях получения от них сведений, могущих иметь значение для выяснения обстоятельств ДТП; получает объяснения от потерпевших об обстоятельствах ДТП.

        Инспектор ГИБДД обеспечивает безопасность движения транспортных) средств и пешеходов в районе ДТП; оказывает помощь следователю или дознавателю в ОМП в обнаружении следов и предметов, которые могут иметь значение для раскрытия и расследования ДТП, для установления транспортных средств, участвовавших в ДТП; помогает проверить техническое состояние транспортного средства и отправить его к месту хранения до решения вопроса о выдаче владельцу.

        Эксперт-криминалист оказывает помощь следователь или дознавателю в обнаружении, фиксации, изъятии и упаковке следов, объектов со следами, оказывает помощь в вычерчивании планов и схем, осуществляет фото- и видеосъемку места ДТП и технических средств, проводит предварительное исследование следов на месте ДТП с целью раскрытия преступления «по горячим следам».

        Специалист-автомеханик оказывает помощь следователю или дознавателю в выявлении механизма происшествия, в установлении его причины

        и следов, позволяющих идентифицировать транспортное средство, помогает воссоздать механизм происшествия, проверяет техническое состояние ТС, работу отдельных узлов и деталей, регулирует дорожное движение в месте дорожного происшествия.

        Действия следователя по прибытию наместо происшествия

        По прибытии на место ДТП до начала осмотра следователь должен:

        > записать фамилию, имя, отчество пострадавшего, в какую больницу он направлен;

        > установить личность водителей ТС, участвовавших в происшествии, проверить их документы и, в случае необходимости, изъять их;

        > выяснить у очевидцев и у работников полиции, что произошло при ДТП I и какие изменения внесены в обстановку;

        > при невозможности сохранить обстановку ДТП в неизменном состоянии отметить местоположение ТС;

        > контуры ТС, тел потерпевших, следов и объектов;

        > если у водителя отмечается наличие признаков опьянения, немедленно направить его на медицинское освидетельствование в сопровождении работников полиции;

        > в случае, если водитель скрылся с места происшествия, принять меры к его задержанию.

        Общий и детальный осмотр места ДТП

        На первом этапе общего осмотра места происшествия определяются границы осмотра, ориентируя его относительно дорожных знаков или каких- либо объектов окружающей обстановки. К числу объектов внешнего окружения, которые необходимо фиксировать в протоколе осмотра места происшествия, относятся: дома, деревья и кустарники, километровые знаки, телеграфные и электроосветительные мачты, арки, подъезды, тротуары, остановки транспортных средств, а также нужно определять удаление этих объектов от места происшествия. Обязательно подлежат фиксации дорожные знаки, их местонахождение, светофоры или семафоры, шлагбаумы, пешеходные переходы, островки безопасности, состояние краски и расположение разметки; наличие подземного перехода, направление выходов, расстояние их от места происшествия, то есть все объекты, имеющие отношение к движению в районе ДТП. Производится ориентирующая, обзорная и узловая фото- и видеосъемка. При этом в кадр должны попасть дорожные знаки, сигнальные приборы, обстановка вдоль дороги.

        В ходе осмотра участка дороги фиксируются его точные координаты. Если он находится в населенном пункте, указываются название улицы и номер дома, напротив которого он находится. На дорогах вне населенных пунктов отсчитывается расстояние до ближайшего километрового столба, перекрестка дороги или какого-либо населенного пункта.

        Направление дорожного полотна в населенном пункте определяется по расположению улиц, площадей, а за городом — по населенным пунктам. Все элементы дорожного участка измеряются по ширине, а кювет, кроме того, по глубине и наклону откосов. Отмечаются наличие и высота бордюра, наличие или отсутствие размеченной осевой линии и ее вид (прерывистая, сплошная), наличие или отсутствие перекрестков и их характер. Указываются тип дорожного покрытия (асфальт, бетон, грунт), его состояние (сухое, влажное, глинистое, песчаное, наличие выбоин и т.д.), наличие продольного или поперечного наклона дороги.

        Необходимо установить условия видимости различных объектов при определенном освещении и расстояние до них. Следует зафиксировать, какие лампы установлены на столбах уличного освещения, а также наличие и отсутствие луны, ее фазы. В случаях, если электросистема транспортного средства не вышла из строя, то расстояние видимости следует определять включением ближнего и Дальнего света фар этого автомобиля. Если ДТП случилось вечером или на рассвете, то определение расстояния видимости нужно производить в то же время суток и при такой же погоде.

        При детальном осмотре наиболее целесообразной является такал последовательность осмотра следов и объектов на месте ДТП:

        1. Осмотр, фиксация и изъятие следов жидкостей, сыпучих веществ, мелких объектов. Они подвержены быстрому изменению и уничтожению, поэтому должны осматриваться, фиксироваться и изыматься в первую очередь.

        2. Осмотр стойких следов транспортных средств (торможения, частей TC на препятствиях, сооружениях, деревьях и т.д.), следов и веществ биологического происхождения. Эта группа следов более устойчива, поэтому их осмотр фиксация и изъятие без ущерба для дела могут быть осуществлены во вторую очередь.

        3. Осмотр трупа и транспортных средств. Эти объекты можно, после их фото- и видеосъемки, отметки мелом на проезжей части дороги, улицы переместить на обочину дороги или на тротуар.

        Такая необходимость возникает при осмотре мест происшествия на] дорогах с интенсивным движением.

        Отдельные объекты и следы запечатлеваются детальной фото- и видеосъемкой с применением масштабной линейки, измеряется расстояние от них до элементов дороги, описав положение и зафиксировав расстояние следов и объектов в отдельности, с помощью специалиста-автотехника можно определить происхождение частей транспортных средств, масел и других жидкостей, используемых для обеспечения работы механизмов.

        После их описания объекты и следы изымаются, упаковываются в подручные средства, упаковки процессуально оформляются. Кроме того, изымаются и контрольные образцы поверхностного слоя грунта, асфальта, дерева и т.п.

        При обнаружении следов шин в протоколе указывается:

        > вид и состояние поверхности, на которой обнаружены следы;

        > вид следов (статический, динамический, поверхностный, объемный

        > место расположения следов;

        > количество дорожек следов и их относительное размещение;

        > ширина каждой беговой дорожки (ширина следа протектора);

        > ширина колеи передних и задних колес;

        > строение рисунка протектора (ромбы, треугольники, квадраты, прямоугольники, многоугольники или их сочетание);

        > форма и размеры особенностей протектора, наличие дефектов (трещин, выбоин, заплат и т.п.);

        > расстояние между двумя отпечатками одной и той же особенности (длина следа одного оборота колеса);

        > длина следов торможения;

        > признаки направления движения.

        Осмотр транспортного средства

        На месте происшествия транспортные средства осматриваются после осмотра, фиксации, изъятия и упаковки следов и предметов, подверженных изменению и уничтожению, одновременно с трупом или сразу после него.

        В протоколе осмотра указывается:

        > какое это транспортное средство, его вид, модель, регистрационный номер, цвет;

        > характер перевозимого груза, его количество, вес и т.д.;

        > где находится ТС (на проезжей части, тротуаре, в кювете, на пешеходной дорожке и т.д.);

        > как расположено на месте его обнаружения, на каком расстоянии находятся задняя и передняя часть (бампер, крюк), правая и левая стороны (шины, борта кузова) от элементов дороги, других ТС, трупа, а также объектов, избранных в качестве ориентиров Контрольные вопросы.

        1. Цели осмотра на месте дорожно-транспортного происшествия.

        2. Порядок осмотра места при дорожно-транспортном происшествии.

        3. Общий и детальный осмотры места происшествия.

        4. Осмотр транспортного средства.

        5. Действия следователя по прибытию на место происшествия на ДТП

        Проведение экспертизы при ДТП

        Проведение экспертиз при дорожно-транспортном происшествие

        После возбуждения уголовного дела по факту дорожно-транспортного происшествия назначаются экспертизы. Как правило две: судебно-медицинская и судебно-авто техническая. По результатам этих экспертиз следствием и судом делается вывод о виновности или невиновности водителя. Именно по этому, ознакомление с постановлениями о назначении экспертиз является важнейшим звеном в системе доказательств, если Вам не безразлична Ваша судьба.

        Рассмотрим ознакомление с постановлением о назначении судебно- медицинской экспертизы.

        Как правило, следователь ставит дежурные вопросы- давность, механизм образования и степень тяжести телесных повреждений у пострадавшего, находился ли он в состоянии опьянения. Эти вопросы действительно необходимы, но они не отражают всей картины и ,очень важно, чтобы в этот момент рядом с Вами находился адвокат, занимающийся ДТП. Так при спорной картине происшествия , Вы можете обязать следователя поставить перед экспертом ряд вопросов, которые интересуют Вас, для доказательств невиновности.

        Так, можно поставить вопросы о том, шел или бежал перед наездом пешеход ( это важный момент для установления удаленности автомашины в момент начала движения пешехода); в каком положении он находился относительно машины и проезжей части; соответствуют ли повреждения на теле пешехода следам от наезда имеющимся на автомашине( возможно, что часть повреждений он получил в ином месте); соответствуют ли телесные повреждения пешехода повреждениям его одежды и т. д.

        Один из важнейших вопросов, по мнению адвоката в Липецке Белобородова А. А по ДТП, который , к сожалению, редко ставится перед экспертом, это «страдал ли какими либо заболеваниями до ДТП потерпевший и не явились ли они причиной ДТП». Из своей практики могу пояснить, что иногда машиной управляют граждане, которые физически не имеют права ею управлять и именно это приводит к аварии. Или еще пример, когда пешеход, утверждавший, что переходил проезжую часть, когда машина была очень далеко, страдал сильнейшим расстройством зрения и в тот день ходил без очков. и т. д.

        Ходатайство о постановке дополнительных вопросов, должно быть подано следователю в письменном виде. На вашем экземпляре следователь обязан расписаться. Ответ должен дать так же в письменном виде. При отрицательном ответе Вы можете обжаловать его у руководства следователя или в суде.

        Теперь рассмотрим основной, прямо влияющий на Вашу виновность документ, под названием постановление о назначении авто технической экспертизы.

        Начнем с описательной части постановления, в которой указаны все обстоятельства в которых произошло ДТП. Необходимо обратить внимание, чтобы описание проезжей части, времени суток, дорожных и погодных условий, следов ДТП на проезжей части и обочинах, соответствовало их описанию в протоколе осмотра места происшествия, который Вы подписывали ( или должны были подписать) совместно с понятыми на месте ДТП, а так же схеме ДТП, прилагаемой к осмотру.

        Описание состояния проезжей части- сухой или мокрый асфальт, имеются там выбоины или разрытия, имеются ли наслоения грязи и т. д. все это эксперт использует в своих расчетах для определения скорости автомашины, расчётов длины тормозного пути, возможности избежать ДТП, удаление автомашины от места ДТП при возникновении опасности для движения.

        Добиваетесь от адвоката в Липецке и следователя, чтобы в постановлении были заложены правильные замеры, условия при которых случилось ДПТ.

        Теперь перейдем к вопросам, которые указаны в постановлении и на которые эксперт обязан ответить. Обращаю Ваше внимание, что эксперт не имеет право самостоятельно сам себе задавать дополнительные вопросы или расширять исследования. Поэтому если Вы какой либо вопрос, который Вас интересует не зададите эксперту, то он самостоятельно не сможет ответить. Даже допросить его как специалиста в суде по не исследованному вопросу вы не сможете, так как это будет выходить за рамки проведенной экспертизы.

        Тут следователь так же старается поставить дежурные вопросы о месте столкновения ( наезда), скорости, механизме ДТП. Если Вы оспариваете виновность происшествия, то важно, чтобы адвокат, помог Вам обязать следователя поставить перед экспертом интересующие Вас вопросы. Тут поле деятельности для Вас и Вашего адвоката неограниченно. Сейчас наука шагнула так далеко, что вопросы которые несколько лет назад казавшиеся фантастикой, решаются в любом экспертном бюро. Пример. Часто возникают споры о том, горел ли указатель поворота или нет во время ДТП. Решается сейчас этот вопрос просто. Из автомашины извлекается цоколь разбившейся в ходе ДТП лампочки и перед экспертом ставиться интересующий нас вопрос, а эксперт уже, по имеющимся или не имеющимся следах окисления металла, делает вывод о том горела ли лампочка или нет в момент разбития. Аналогично дается ответ по любому осветительному прибору на автомашине- габаритным огням, стоп- сигналам, головным фарам и т. д. Еще раз повторяю, тут поле деятельности для Вашего адвоката огромно. Ведь с помощью правильно поставленных вопросов можно, да и нужно, доказать Вашу невиновность в данном дорожно- транспортном происшествии.

        Отдельно хочу пояснить по вопросам о виновности или невиновности водителя (пешехода) в нарушении правил дорожного движения. Такие вопросы перед экспертом не ставится, так как это вопросы юридического характера. Эксперт же отвечает только на технические вопросы. Именно поэтому эксперту задают следующие вопросы: какими пунктами правил должен был руководствоваться в данной ситуации участник дорожного движения и все ли он пункты правил выполнил с технической точки зрения. Именно с технической, так как юридическую оценку даст следствие и суд.

        Теперь рассмотрим учреждение, в которое назначается экспертиза. Сотрудники полиции стараются провести экспертизу в своем учреждении- ЭКЦ УМВД России по Липецкой области. У меня нет претензий к экспертам полицейским, но все таки, адвокат в Липецке Белобородов А. А советует: лучше, чтобы экспертизу делали в независимом, вневедомственном учреждении. В соответствии с законом, экспертизу по уголовному делу проводят только в государственных или некоммерческих учреждениях, поэтому всяческие независимые эксперты, ООО, центры и т. д. отпадают. Остается Воронежский институт судебной экспертизы, который находится в Воронеже, его филиал в г. Липецке, или аналогичное учреждение в г. Тамбове, лаборатория в г. Тула. В Москве экспертизы не проводятся, так как регионально мы находимся в Черноземье. В Москву можно попасть в последнюю очередь, пройдя все круги ада в Черноземье.

        Адвокат в Липецке Белобородов А. А советует: если на какой- либо вопрос эксперты данного учреждения ответить не могут, обяжите следователя найти учреждение располагающее соответствующими методиками. При необходимости можно привлечь экспертов другого профиля и провести комплексную экспертизу.

        Подозреваемый в совершении ДТП, с разрешения следователя имеет право присутствовать при проведении экспертизы и давать свои пояснения эксперту.

        Возмещение ущерба, причиненного преступлениями

        Статья 52 Конституции Российской Федерации закрепила положение, согласно которому права потерпевших охраняются законом и государство обязано обеспечить им доступ к правосудию и компенсацию ущерба, причиненного преступлением. Исходя из этого конституционного положения и положений уголовно-процессуального права, потерпевший имеет право участвовать в уголовном преследовании обвиняемого, причем ему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, и расходов, понесенных в связи с участием в уголовном процессе.

        Наличие материальных претензий к лицу, совершившему преступление, обязывает органы предварительного следствия осуществить процессуальные действия по обеспечению возмещения в дальнейшем имущественных прав пострадавшего по уголовному делу; способствует розыску имущества, выбывшего из владения и собственности потерпевшего помимо его воли; позволяет одновременно исследовать доказательства вины лица, привлекаемого к уголовной ответственности, в совершении преступления и причинную связь с наступившими последствиями в виде причиненного материального ущерба.

        Целями уголовного судопроизводства являются не только привлечение виновных лиц к ответственности и предупреждение преступлений, но и защита прав граждан, в том числе на возмещение вреда, причиненного преступлением.

        Согласно ст. 42 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) основанием для признания физического лица потерпевшим является факт причинения ему преступлением физического, имущественного, морального вреда.

        Физический вред состоит в расстройстве здоровья, причинении телесных повреждений, физических и психических страданий.

        Имущественным вредом является хищение имущества, повреждение и уничтожение материальных ценностей.

        Моральный вред состоит в нравственных или физических страданиях (например, оскорблении, унижении, возникновении чувства ущербности, дискомфортном состоянии, физической боли), испытываемых (переживаемых, претерпеваемых) потерпевшим в результате совершенного против него противоправного деяния.

        УПК РФ признает потерпевшим не только физическое, но и юридическое лицо. Основанием для признания юридического лица потерпевшим является факт причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации.

        В соответствии со ст. ст. 42, 44 УПК РФ потерпевший имеет право на возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, путем предъявления гражданского иска. Кроме того, потерпевший вправе также предъявить гражданский иск о компенсации в денежной форме морального вреда независимо от возмещения имущественного вреда.

        Возмещение вреда, причиненного в результате преступления, осуществляется на стадиях:

        1) возбуждения уголовного дела;

        2) предварительного расследования;

        3) в судебном разбирательстве;

        4) при исполнении приговора.

        Если лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, установлено, то возможны следующие способы возмещения вреда.

        1. Добровольное возмещение вреда. Подозреваемый (обвиняемый) может проявить инициативу и возместить потерпевшему вред, причиненный преступлением: вернуть похищенное, восстановить поврежденное имущество, предоставить новое имущество взамен утраченного. Возможна и денежная компенсация.

        2. Если в добровольном порядке вред не возмещен, следователь обязан принять иные меры к возмещению вреда, причиненного преступлением:

        1) к отысканию похищенных ценностей;

        2) к изысканию имущества обвиняемого, которое подлежит изъятию в целях возмещения вреда, причиненного преступлением.

        С этой целью производятся выемки и обыски в жилище обвиняемого и иных местах, где может находиться похищенное. Отысканию подлежат также ценности, имеющие значение для дела, в том числе нажитые преступным путем, и имущество обвиняемого, подлежащее описи. Возможно производство обысков как у самого обвиняемого, так и у других лиц, если имеются сведения о том, что они укрывают вышеперечисленные ценности.

        При обнаружении предметов преступления они изымаются и приобщаются к уголовному делу в качестве вещественных доказательств.

        Арест имущества возможен по судебному решению, которое выносится на основании соответствующего ходатайства следователя (дознавателя). Арест может быть наложен на имущество обвиняемого, подозреваемого или лица, несущего по закону материальную ответственность за их действия (ч. 1 ст. 115 УПК РФ), а также на имущество, находящееся у других лиц, если есть достаточные основания полагать, что оно получено в результате преступных действий подозреваемого, обвиняемого (ч. 3 ст. 115 УПК РФ). Возможен также арест ценных бумаг (ст. 116 УПК РФ).

        Арестованное имущество по решению следователя (дознавателя) либо изымается и хранится по правилам хранения вещественных доказательств, либо оставляется на ответственное хранение владельцу имущества.

        Следователь (дознаватель) обязан установить, имеются ли у обвиняемого средства на счетах в банках и иных кредитных организациях, а также получить сведения о ценных бумагах.

        На денежные вклады также налагается арест, что блокирует производство по ним каких-либо денежных операций.

        Имущество и денежные средства, не являвшиеся предметом преступления, на которые наложен арест, не могут быть переданы потерпевшему на стадии предварительного расследования в качестве компенсации вреда, причиненного преступлением. Это исключительная прерогатива суда.

        Если принятыми при расследовании уголовного дела мерами не удалось возместить материальный вред, причиненный преступлением, следователь или дознаватель обязаны поставить вопрос перед потерпевшим о предъявлении по делу гражданского иска. Иск может быть предъявлен к обвиняемому либо к лицам, в том числе юридическим, несущим за его действия материальную ответственность.

        Гражданский иск потерпевшего рассматривается судом вместе с уголовным делом. Иск, предъявляемый в уголовном деле, освобождается от государственной пошлины (ч. 2 ст. 44 УПК РФ).

        Гражданский иск может быть предъявлен с момента возбуждения уголовного дела, но до окончания предварительного расследования (ч. 2 ст. 44 УПК РФ). Если гражданский иск, связанный с преступлением, по какой-либо причине не был заявлен в стадии предварительного расследования, это, однако, не лишает заинтересованное лицо возможности обратиться в суд в гражданском порядке. Помимо этого, по делам частного обвинения гражданский иск предъявляется непосредственно в суд.

        Принятие мер к возмещению вреда, причиненного преступлением, является одной из важных задач стадии предварительного расследования. Невыполнение этого требования следует рассматривать как основание для обжалования бездействия должностного лица — руководителю, прокурору либо в суд.

        Читать еще:  Помощь в получении страховых выплат при дтп
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector