Trt-auto.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сроки административного расследования при дтп без пострадавших

Домашняя правовая энциклопедия. Автомобиль. Действия водителя при ДТП (схема ГИБДД)

Действия водителя при ДТП (схема ГИБДД)

ГАРАНТ:

См. схему действий водителя при ДТП в формате PDF на сайте ГИБДД (http://www.gibdd.ru/assistant/dtp/pri_dtp.pdf)

Пояснения к схеме

— немедленно остановить автомобиль (не трогать с места);

— включить аварийную сигнализацию.

— проверить, есть ли пострадавшие в результате ДТП люди.

Примечание . За сокрытие с места происшествия предусмотрено лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 года до 1,5 лет либо административный арест на срок до 15 суток. При этом административный арест считается более тяжким наказанием, поэтому при отсутствии отягчающих обстоятельств правонарушитель будет лишен водительских прав.

Действия по освобождению проезжей части от машин зависят от того, если ли в ДТП пострадавшие.

Если пострадавшие есть , то проезжую часть следует освобождать лишь в том случае, когда движение других автомобилей невозможно (например, заняты две полосы из двух). Перед этим надо с помощью фото- и видеосъемки зафиксировать положение машин по отношению друг к другу и окружающим объектам, а также по возможности сохранить следы и предметы, относящиеся к ДТП. После этого надо записать фамилии и адреса очевидцев и ждать прибытия сотрудников полиции.

Если пострадавших нет , то водители обязаны освободить проезжую часть даже в том случае, когда движению других транспортных средств создается лишь частичное препятствие (например, занята одна полоса из двух). Перед этим, как и в случае с пострадавшими, надо путем фото- и видеосъемки зафиксировать положение машин по отношению друг к другу и объектам инфраструктуры.

2. Оказать первую неотложную помощь пострадавшим, вызвать им Скорую, в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном транспорте в больницу.

Примечание . Правила дорожного движения обязывают водителя в случае необходимости доставить пострадавших в больницу на своем автомобиле (наказание за неоказание помощи — до 1 года лишения свободы), после чего надо вернуться на место ДТП. Но на практике те же действия могут быть расценены как оставление места происшествия, за что по КоАП предусмотрено до 15 суток ареста или лишение прав на срок от 1 до 1,5 лет.

Представляется целесообразным до отъезда в больницу с пострадавшим заручиться показаниями и координатами очевидцев или сообщить в полицию по телефону о своих предполагаемых действиях.

3. Выставить знак аварийной остановки .

Если в ДТП пострадали люди, вызвать скорую помощь и полицию.

Если в результате ДТП оказалось поврежденным только имущество, следует обсудить ситуацию с другими участниками ДТП и выяснить, склоняются ли они к единой точке зрения относительно происшедшего.

Если есть разногласия , то:

— записать фамилии и адреса очевидцев, записать координаты и номера полисов ОСАГО других участников ДТП;

— в сложных ситуациях связаться по телефону со своей страховой компанией;

— сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления ДТП. Сотрудник полиции либо сам приедет на место аварии либо предложит участникам подъехать в ближайший пункт ДПС.

Если разногласий нет , то возможны следующие варианты:

— оформить документы о ДТП на ближайшем посту ДПС, предварительно зафиксировав с помощью фото- и видеосъемки положение машин и окружающих объектов по отношению друг к другу, и повреждения автомобилей;

— оформить документы о ДТП самостоятельно, без участия сотрудников полиции. Это возможно, если участников ДТП два, оба имеют действующий полис ОСАГО и вред причинен только их имуществу;

— не оформляя документы о ДТП, «разобраться» на месте, обменявшись расписками об отсутствии претензий. Такой вариант возможен, только если в ДТП не повреждено никакое имущество, кроме имущества его участников.

4. В случае, если вы НЕ являетесь виновником аварии (или виновник не определен) и вы хотите в дальнейшем получить возмещение по полису ОСАГО виновника, надо заполнить бланк извещения о ДТП, выданный страховщиком. Бланк рассчитан на заполнение водителями двух транспортных средств, причастных к ДТП. На бланке можно нарисовать примерную схему расположения автомобилей.

5. Следует обратить внимание и сохранить следы и предметы , относящиеся к происшествию. При общении с инспектором ГИБДД следует сообщить ему об этих следах и предметах и проследить, чтобы они были зафиксированы в протоколе.

Составленный инспектором протокол и прилагаемую схему места происшествия следует внимательно прочитать; при наличии замечаний — указать их в протоколе при подписании.

На месте происшествия водитель не обязан давать сотруднику ГИБДД ни устных, ни письменных показаний относительно своих действий в момент ДТП. Отказ от показаний можно мотивировать стрессовым состоянием и отсутствием возможности привлечь в настоящий момент к делу своего адвоката.

Сроки административного расследования при дтп без пострадавших

  • Главная
  • Блог
  • ПДД штрафы
  • Виновник скрылся с места ДТП: что делать?
  • Новинки мира авто
  • Новости автомобильного рынка
  • Популярное
  • Двигатель
  • Кузов
  • Салон
  • Система охлаждения
  • Трансмиссия
  • Фильтры
  • Шины и диски
  • Электрооборудование

Виновник скрылся с места ДТП: что делать?

Статистика показывает, что более чем в 11% ДТП на российских дорогах, в которых есть погибшие и пострадавшие, хотя бы один из участников аварии скрылся с места происшествия. Нередко от наказания пытаются убежать и виновники куда более легких транспортных инцидентов, даже тех, которые легко покрываются страховкой ОСАГО. В некоторых российских регионах, например, Омской и Пермской областях, факт сокрытия с места правонарушения фиксируется в каждой 4-5 аварии. И эти цифры с каждым годом растут. Что же делать, если виновный в ДТП скрылся?

Чем тяжелее авария, тем чаще ее виновники пытаются скрыться

Первые действия после аварии со сбежавшим виновником

Если вы попали в аварию и ее виновник уехал, не паникуйте. В первую очередь, вы должны выполнить ряд обязательных действий, связанных с ДТП. Если этого не сделать, вам грозит административный штраф в размере 1 000 рублей (статья 12.27 КоАП РФ). Вам нужно:

  • оказать помощь пострадавшим, вызвать скорую помощь и ГИБДД или полицию;
  • установить аварийный знак в 15 метрах от машины в городе или в 30 метрах — за городом;
  • сфотографировать и записать на видео место аварии в разных ракурсах, чтобы были видны номера всех автомобилей;
  • нарисовать примерную схему ДТП;
  • убрать автомобиль с места аварии, если он затрудняет движение других авто.

Постарайтесь собрать и записать максимум информации о скрывшемся с места аварии водителе: марку, модель, цвет машины, госномер, направление, откуда двигался и куда уехал автомобиль, какие повреждения получил и т. д. Возьмите контактные данные у свидетелей аварии – они пригодятся при розыске виновного и в судебных разбирательствах. Если у вас установлен видеорегистратор, просмотрите его запись – возможно, на ней виден момент дорожного инцидента.

Не пытайтесь устроить погоню за виновником аварии. Это автоматически сделает вас водителем, скрывшимся с места ДТП, за что вы можете лишиться водительских прав на срок до 1,5 лет.

Сбежавшего виновника аварии проще всего найти, если его автомобиль попал в объектив видеорегистратора или камеры наблюдения

Как быть, если ДТП произошло без вашего участия?

Нередко бывает так – водитель оставил свой автомобиль на стоянке возле дома, работы или магазина, пришел через пару часов и обнаружил, что у его машины помят кузов, оторван бампер или разбита фара. Виновника происшествия на месте нет, записки под дворниками тоже. Что делать в этом случае?

Ненадолго оставив автомобиль без присмотра, можно обнаружить его в плачевном состоянии

Во-первых, сообщите об инциденте в полицию или ГИБДД и действуйте согласно их указаниям.

Во-вторых, постарайтесь найти свидетелей аварии. Зайдите в ближайший магазин или ларек, расспросите владельцев припаркованных рядом автомобилей, попробуйте раздобыть записи камер видеонаблюдения или видеорегистраторов.

В-третьих, дождитесь сотрудников полиции или ГИБДД и оформите аварию по всем правилам. Как минимум, это нужно для получения компенсации по страховке КАСКО, а если виновника аварии найдут – для разбирательств с ним в суде или для обращения за страховой выплатой по ОСАГО.

Как разыскивают сбежавших виновников ДТП?

Когда в ГИБДД поступает информация о ДТП, виновник которого скрылся с места происшествия, проводятся следующие действия:

  1. Составляется протокол ДТП с пометкой о сокрытии виноватого водителя.
  2. Инициируется досудебное разбирательство.
  3. Приметы автомобиля, который скрылся с места ДТП, передаются на все посты ГИБДД. Инспекторы тормозят и проверяют все подходящие под описание машины.
  4. Если необходимо, объявляется план-перехват, проводятся проверки станций техобслуживания, куда мог обратиться виновник аварии для починки поврежденного авто и прочие следственные и розыскные мероприятия.

ГИБДД ищет виновника аварии, если в ее результате был нанесен ущерб только имуществу. Если же в дорожном инциденте пострадали или погибли люди, поиском правонарушителя будут заниматься сотрудники уголовного розыска.

Инспекторы ГИБДД проверяют все автомобили, похожие по приметам на скрывшийся с места аварии

Какое наказание грозит виновнику аварии за оставление места ДТП?

Покидая место ДТП, водитель совершает административное правонарушение, за которое может быть наказан лишением прав на управление автомобилем на 1-1,5 года или арестом на срок до 15 суток (пункт 2 статьи 12.27 КоАП РФ).

Если авария носит уголовный характер, то есть в ней пострадали или погибли люди, оставление места ДТП считается отягчающим обстоятельством, увеличивающим срок лишения свободы и ужесточающим другие санкции.

Порядок получения страховой компенсации за причиненный в ДТП ущерб

1. Если виновник найден и у него есть полис ОСАГО. Это самый простой способ получить денежное возмещение за нанесенный вашему автомобилю ущерб. Вы запрашиваете компенсацию от страховой компании виновника аварии в стандартном порядке. Для этого проводится экспертиза повреждений машины (желательно независимая, так как оценщики страховщика будут занижать сумму ущерба) и собирается пакет документов, в который входят:

  • гражданский паспорт (копия);
  • водительские удостоверения участников аварии (копии);
  • страховой полис (копия);
  • заполненный бланк заявления на страховую выплату;
  • протокол оформления ДТП;
  • справка о ДТП;
  • желательно – заявление застрахованного водителя о признании своей вины в ДТП;
  • прочие документы, подтверждающие необходимость страховой выплаты.

Если страховая компания отказывается возмещать ущерб, можно подать иск в суд.

Проще всего получить компенсацию за поврежденный автомобиль, если виноватого водителя нашли и у него все в порядке с полисом ОСАГО

2. Если виновник найден, но полиса ОСАГО у него нет или он просрочен. В этой ситуации получить компенсацию в страховой компании не выйдет. Придется подать на виновника аварии в суд. То же самое касается ситуаций, когда водитель не признает своей вины в аварии или устраивает ДТП, управляя машиной без водительских прав.

3. Если виновника ДТП найти не удалось. В этой ситуации можно получить страховую компенсацию только по КАСКО. Если в результате аварии пострадали или погибли люди, можно обратиться в Российский союз автостраховщиков со стандартным пакетом документов о ДТП и медицинскими справками, подтверждающими причинение вреда здоровью и жизни участников дорожного инцидента. Заявление рассматривается не более 20 рабочих дней, в случае положительного решения можно получить компенсацию в размере до 500 000 рублей на человека.

Как добиться наказания для скрывшегося с места ДТП водителя? Особенности судебной практики

Решение о наказании водителей, покинувших место аварии, принимается исключительно судом. Инспектор ГИБДД, полицейский не могут лишать прав или задерживать нарушителя на срок более 3 часов, если он не представляет опасности для окружающих.

При этом виновник аварии может избежать санкций, доказав, что покинул место ДТП непреднамеренно или по важной причине. Например, если водитель вез в больницу тяжело раненного человека, устроил ДТП без жертв и продолжил свой путь, его, скорее всего, оправдают. В этом случае ущерб от остановки и оформления аварии по всем правилам был бы гораздо больше, чем от сокрытия с места правонарушения. В то же время важное совещание, авиарейс, родительское собрание и аналогичные причины уважительными для оставления места ДТП не являются.

Решение о наказании скрывшегося с места ДТП водителя принимает суд

Если водитель в состоянии аффекта уехал с места аварии, но быстро на него вернулся, его не накажут. То же самое касается ситуаций, когда виновник аварии доставил пострадавших людей в медучреждение на своей машине, а затем приехал назад.

При принятии решения судом рассматриваются доказательства, представленные как виновником аварии, так и потерпевшим. Поэтому особенно важно в первые минуты после дорожного происшествия найти как можно больше свидетелей, получить записи с камер видеонаблюдения, видеорегистраторов. Если самостоятельно это сделать не получается, нужно попросить помощи у полицейских.

Обратите внимание, что срок, в который может быть вынесено решение об административном наказании водителя за оставление места ДТП – 3 месяца с момента аварии.

На то, чтобы подать судебный иск о возмещении вреда имуществу, дается 3 года.

А вот по уголовным делам, то есть дорожным инцидентам, где пострадали и погибли люди, сроки давности составляют от 2 до 15 лет.

Если виновник скрылся с места ДТП, это совсем не значит, что он окажется безнаказанным. Ваша задача – выполнить все требования ПДД и оказать максимальное содействие сотрудникам органов правопорядка в поиске нарушителя. И тогда шанс, что справедливость восторжествуют, будет максимально высоким.

Порядок оформления и расследования ДТП

Порядок оформления и расследования ДТП

Согласно действующим правилам учета дорожно-транспортных происшествий, все ДТП делятся на две группы. Происшествия, в результате которых имеются погибшие или раненые, считаются «отчетными» — сведения о них попадают в государственную статистику, а оттуда – в ежемесячные, ежеквартальные и годовые сводки дорожно-транспортного травматизма. ДТП без пострадавших, независимо от величины материального ущерба, считаются «неотчетными» и в государственном масштабе не подсчитываются.

Если произошло отчетное ДТП, то на место происшествия должна выезжать оперативная группа в составе сотрудника ГИБДД, следователя УВД, экспертов-криминалистов, а если водитель скрылся, то и сотрудника уголовного розыска. По прибытии опергруппы оформляются следующие документы:

— протокол осмотра места ДТП;

— протокол осмотра и проверки технического состояния транспортного средства;

— объяснения участников происшествия и свидетелей;

— акт медицинского освидетельствования водителей, участвовавших в ДТП, на состояние опьянения.

При неотчетных происшествиях на место выезжает инспектор дорожно-патрульной службы (ДПС). Он составляет схему ДТП, получает письменные объяснения с участников происшествия (а при необходимости – и со свидетелей), составляет справку о дорожно-транспортном происшествии с перечнем всех повреждений на транспортных средствах, попавших в него и протокол об административном правонарушении. В зависимости от картины происшествия, автоинспектор выносит постановление по делу об административном правонарушении или постановление о возбуждении административного дела, которое будет рассматриваться в дальнейшем. Помимо перечисленных документов, к материалам дела могут приобщаться вещественные доказательства. Освидетельствование водителей на состояние опьянения в этом случае не является обязательным – оно проводится только при наличии у автоинспектора обоснованных подозрений на сей счет.

Правильность и подробность оформления документов о ДТП имеет большое значение, поскольку именно они будут рассматриваться на всех этапах расследования. Поэтому главная задача сотрудника ДПС на месте происшествия – собрать, правильно истолковать и зафиксировать без каких-либо искажений все необходимые сведения. Участники ДТП, в свою очередь, должны внимательно контролировать действия автоинспектора на месте происшествия, давать необходимые пояснения, требовать устранения ошибок и неточностей, а также внесения дополнений, имеющих отношение к делу.

Оформление неотчетного происшествия начинается с составления схемы ДТП – чертежа, на котором должны быть отмечены:

— участок дороги, где произошло ДТП;

— имеющиеся ориентиры, светофоры, дорожные знаки и разметка;

— место столкновения, положение транспортных средств после удара;

— все необходимые привязки к неподвижным объектам и расстояния до них.

На этом этапе участники ДТП вносят уточнения и дополнения, контролируют выполнение замеров (их можно делать только рулеткой, линейкой или другими измерительными приспособлениями). Как только схема составлена, автоинспектор передает ее участникам происшествия для проверки и подписи. Подписывать схему следует только после того, как все противоречия устранены. Если сотрудник ГИБДД отказывается внести обоснованные исправления и дополнения, то он нарушает служебную дисциплину, и его действия можно обжаловать.

Читать еще:  Как получить копию справки о дтп?

После того как схема ДТП подписана участниками происшествия и двумя понятыми, автоинспектор дает разрешение освободить проезжую часть. Следующий этап – написание объяснения, текст которого лучше продумать заранее. Если вы не сумеете внятно изложить на бумаге свою версию случившегося или письменно продемонстрируете незнание основных пунктов ПДД, то автоинспектор, возможно, задумается о степени вашей вины в данном происшествии.

Пока водители и очевидцы пишут объяснения, инспектор ДПС оформляет перечисленные выше документы, копии которых будут выданы участникам ДТП. Получив справку о дорожно-транспортном происшествии, вы должны убедиться, что в ней зафиксированы все, даже самые незначительные повреждения, которые можно было обнаружить невооруженным глазом. Если что-либо будет забыто, то у вас возникнут проблемы при подсчете ущерба, который вам должна возместить страховая компания.

Завершается процедура оформления неотчетного ДТП вынесением постановления по делу об административном правонарушении, то есть принятием решения, кого из участников происшествия признать виновным, а кого потерпевшим, и назначением виновнику наказания по соответствующей статье КоАП. Иногда оба водителя признаются виновниками (в народе такое ДТП называют «обоюдным»), а вот двух потерпевших при отсутствии виновника быть не может. Разумеется, решение принимается автоинспектором не произвольно, а на основании конкретных пунктов ПДД после всестороннего изучения обстоятельств происшествия.

Протокол об административном правонарушении и постановление по делу всегда оформляются на того водителя, который, по мнению автоинспектора, является виновным в данном ДТП. Таким образом, если в выданных вам копиях протокола и постановления вы видите свою фамилию, значит, в совершении ДТП обвиняют именно вас. Если вы не согласны с обвинением — можно обжаловать действия автоинспектора его вышестоящему руководству.

В большинстве случаев за нарушение Правил, повлекшее неотчетное ДТП, назначается штраф, который нужно оплатить через банк. Все назначенные штрафы заносятся в базу данных, чтобы отслеживать неплательщиков. При последующих обращениях в ГИБДД водителя проверяют по этой базе данных, и если ранее наложенные штрафы не оплачены, то автоинспекция потребует уплаты и применит к неплательщику дополнительные штрафные санкции.

Уплата штрафа за нарушение ПДД не освобождает виновника ДТП от обязанности возместить вред, причиненный его транспортным средством жизни, здоровью или имуществу потерпевшего. О том, как осуществляется эта процедура, вы можете прочитать в этой статье.

В тех случаях, когда соответствующая статья КоАП предусматривает лишение прав, конфискацию орудия совершения правонарушения или административный арест, принять такое решение может только судья. Поэтому оформленные материалы дела об административном правонарушении направляются из ГИБДД в суд, куда водитель будет вызван повесткой.

Бывает, что на месте происшествия из-за сложности ситуации или по каким-то иным причинам автоинспектор не может однозначно определить виновника и составить на него протокол. В таком случае вынесение решения откладывается, а материалы дела направляются в ГИБДД. Участникам происшествия сообщается, куда и когда они должны явиться для восстановления полной картины ДТП и ознакомления с вынесенным решением.

Максимально допустимые сроки рассмотрения дела составляют для группы разбора ГИБДД 15 дней с момента поступления материалов, а для суда – три месяца. Если материалы дела пересылаются по месту жительства обвиняемого, то срок для принятия решения продлевается на то время, которое потребовалось для пересылки. На обжалование принятого решения в вышестоящем органе или в суде дается 10 дней.

Напомним, что описанная процедура распространяется на ДТП без пострадавших, поскольку в этом случае нарушитель совершает административное правонарушение. Если же в результате происшествия погибли или ранены люди, то в действиях водителя может быть обнаружен состав преступления , предусмотренного уже не административным, а Уголовным кодексом. В таких случаях протокол об административном правонарушении не составляется, а оформленные материалы поступают в орган дознания ГИБДД, который должен решить: сразу вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, либо направить материал в следственные органы или в прокуратуру для дальнейшего решения вопроса. Если делу дан дальнейший ход, то уже следователь, рассмотрев поступившие материалы, определяет наличие признаков преступления и если они есть, возбуждает уголовное дело по статье 264 Уголовного кодекса.

Но даже если уголовное дело заведено, еще не факт, что оно дойдет до суда и вынесения приговора. К примеру, сами потерпевшие могут ходатайствовать о прекращении уголовного дела в отношении лица, совершившего ДТП (это бывает, как правило, в том случае, когда виновник добровольно возместил причиненный ущерб). Правда, принимать решение об удовлетворении такого ходатайства все равно будет следователь, а при необходимости – и судья.

За одно и то же деяние не может быть предусмотрена одновременно и уголовная, и административная ответственность. Поэтому протокол об административном правонарушении – далеко не самая большая неприятность. Даже если он выписан на ваше имя, это, по крайней мере, означает, что вы не будете подвергаться уголовному преследованию. Граница между уголовной и административной ответственностью определяется степенью тяжести телесных повреждений, которые были причинены потерпевшему . Если в результате ДТП он получил легкие или средней тяжести телесные повреждения, то наступает административная ответственность. Наличие тяжких телесных повреждений или факт гибели потерпевшего влечет уголовную ответственность.

Степень тяжести телесных повреждений определяет судебно-медицинская экспертиза, заключение которой подшивается к материалам дела. В зависимости от того, что будет написано в этом заключении, уголовное расследование либо продолжится, либо будет прекращено, и тогда дело будет рассматривается как административное по статье 12.24 КоАП РФ.

Добавим, что любая ответственность наступает только если вина водителя доказана органом ГИБДД или судом, если речь идет об административном правонарушении, и только судом, если водитель подозревается в совершении уголовного преступления. И постановление по делу об административном правонарушении, и приговор суда по уголовному делу вступают в силу по истечении установленного срока их обжалования (10 суток), либо после того как поданная жалоба была оставлена вышестоящим органом без удовлетворения.

Отсутствие постановления об административном правонарушении не препятствует обращению пострадавшего в результате ДТП в получении компенсации со страховой компании?

При подготовке к делуо взысканию ущерба причиненного в результате ДТП (на стороне ответчика) заметил, что истец целый год потратил на то, чтобы получить постановление о признании ответчика виновным в соовершении административного нарушения. Изначально, было вынесено только Определение о возбуждении дела об административном производстве.

Действительно, действующее страховое законодательство (пункт 3.10 Главы 3 «Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (утв. Банком России 19.09.2014 N 431-П) предписывает потерпевшему представлять в страховую компанию документы — копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

И документа под названием «Определение о возбуждении дела об административном производстве» в этом перечне нет.

Перечитав различные форумы, судебную практику, я обнаружил, что Страховые компании по большей части (в 90% случаях) отказывали в выплате, в связи с тем, что не был подан один из трех вышеперечисленных документов.

И формально, они правы. Однако, я считаю, что выплата страховой компанией возможна, и в случае предоставления в страховую компанию определение о возбуждении дела об административном производстве.

Решение о страховой выплате принимает страховщик на основании документов из ГИБДД (включая определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении), в порядке, предусмотренном главой 48 Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств(Далее – «Об ОСАГО»), и «Положением о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (утв. Банком России 19.09.2014 N 431-П)

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона «Об ОСАГО» отсутствие признаков административного правонарушения не входит в перечень случаев, исключающих возникновение гражданской ответственности владельца транспортного средства.

В соответствии с абз.11 ст.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — ОСАГО) страховой случай по полису обязательного страхования – это наступление гражданской ответственности страхователя, иных лиц, риск ответственности которых застрахован по договору обязательного страхования, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату.

Поскольку в данном случае ДТП произошло и потерпевшему причинен вред, между ним и причинителем вреда возникли правоотношения, регулируемые нормами главы 59 Гражданского Кодекса РФ.

Транспортные средства, в соответствии с действующим законодательством, относятся к источникам повышенной опасности. А согласно п.1 ст.1079 ГК РФ юридические и физические лица, деятельность которых сопряжена с повышенной опасностью для окружающих, в том числе использующие транспортные средства, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Следовательно, гражданская ответственность виновника ДТП наступила, и срок исковой давности начал течь с момента совершения Дорожно-транспортного происшествия.

Так как вред в рассматриваемой ситуации причинен в результате взаимодействия двух источников повышенной опасности, то согласно ч.2 п.3 ст.1079 ГК РФ он подлежит возмещению на общих основаниях (ст.1064 ГК РФ). В соответствии с п.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Таким образом, гражданское законодательство не увязывает факт привлечения причинителя вреда к уголовной или административной ответственности в качестве основания для возмещения ущерба.

Нет подобных положений и в законодательстве «Об ОСАГО».

Другими словами, страховая компания обязана осуществить выплату страхового возмещения потерпевшему в полном объеме, но в пределах страховой суммы по договору ОСАГО независимо от того, был ли виновный в ДТП привлечен к административной ответственности.

Действительно, действующее страховое законодательство (пункт 3.10 Главы 3 «Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (утв. Банком России 19.09.2014 N 431-П) предписывает потерпевшему представлять в страховую компанию документы копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении

Но, указанные нормы являются небесспорными по той причине, что в самом Законе N 40-ФЗ установлены императивной нормой, т.е. обязательной для сторон договора страхования, четкие сроки рассмотрения заявления потерпевшего о страховой выплате и ее реального осуществления — 15 календарных дней (п.8 ст.12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»). Возможности продления сроков решения этого вопроса не предусмотрено. Как известно, абз.12 ст.12 ГК РФ определяет в качестве одного из способов защиты гражданских прав неприменение судом акта государственного органа, противоречащего закону, поэтому суд в случае возникновения спора может признать действия страховщика по продлению сроков рассмотрения заявления потерпевшего о страховой выплате незаконными..

Кроме того, из пункта 3.10 Главы 3 «Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (утв. Банком России 19.09.2014 N 431-П), где утверждается, что представленный отказ в возбуждении дела об административном правонарушении может являться документом на основании которого возможна страховая выплата, также можно сделать вывод о том, что гражданское законодательство не увязывает факт привлечения причинителя вреда к административной ответственности в качестве основания для возмещения ущерба.

В связи с вышеизложенным, считаю целесообразным, дополнить пункт 3.10 Главы 3 «Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и указать. что возможно обращение и с «Определением о возбуждении дела об административном производстве», дабы защитить права пострадавших в ДТП лиц, и исключить их случаи нарушения со стороны страховых компаний.

А Как вы считаете коллеги, такие изменения целесообразны?

Кто виноват, и что делать?

10:48, 21 июля 2015г.

Проведение административного расследования при ДТП с пострадавшими. В настоящее время обращается много людей за юридической помощью, вследствие ДТП, которое повлекло вред здоровью.

Что необходимо знать участникам дорожного движения для того, чтобы правильно оформить материалы ДТП? Какие действия сотрудников ДПС правильные? – эти вопросы мы задали Александру Животовскому, юрисконсульту.

— Если происходит ДТП с пострадавшими (ранеными), то первоначально на основании п. 2.5. Правил дорожного движения Утвержденных постановлением Совета министров-Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан сделать следующее. Прежде всего, немедленно остановить (и не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил. Категорически нельзя перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. Обязательно надо принять меры для оказания первой помощи пострадавшим — вызвать «Скорую медицинскую помощь». В экстренных случаях допускается эвакуация пострадавших на попутном транспорте. Если это невозможно, то допускается возможность оставить место происшествие для того, чтобы транспортировать пострадавших собственным транспортным средством (если оно способно передвигаться) в ближайшее лечебное учреждение. Но, после этого необходимо обязательно возвратиться к месту происшествия.

— Что делать если столкнувшиеся автомобили блокируют движение других транспортных средств?

— Если движение других транспортных средств невозможно — необходимо освободить проезжую часть. При этом (либо если требуется транспортировка пострадавших на своем транспортном средстве) важно предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия. И, конечно же, надо сообщить о случившемся в полицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.

— Каковы действия сотрудников ДПС?

— По прибытию на место ДТП сотрудники ДПС в соответствии с п. 214 Приказа МВД РФ № 185 от 02.03.2009 года «Об утверждении административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 264 и 268 Уголовного кодекса Российской Федерации, и наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.24 или частью 2 статьи 12.30 Кодекса, составляют протокол осмотра места ДТП, к которому прилагается схема места совершения административного правонарушения. Дополнительные сведения, имеющие непосредственное значение для выяснения обстоятельств дорожно-транспортного происшествия и принятия объективного решения по делу, излагаются в рапорте. От участников и свидетелей дорожно-транспортного происшествия берутся объяснения. Вещественные доказательства фиксируются и приобщаются к делу об административном правонарушении производится фото места ДТП. На основании п. 136 Административного регламента водители и (пешеходы) участвовавшие в ДТП направляются на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Участникам дорожно-транспортного происшествия, иным лицам, имуществу которых при этом был причинен вред, выдаются справки о дорожно-транспортном происшествии по форме, утвержденной Приказом МВД России от 1 апреля 2011 г. N 154 «Об утверждении формы справки о дорожно-транспортном происшествии». Копия справки о дорожно-транспортном происшествии с отметкой о вручении справки участникам дорожно-транспортного происшествия приобщается к делу об административном правонарушении.

— Что делать, если на мете невозможно установить виновника ДТП?

— При оформлении материалов по факту дорожно-транспортного происшествия, в случае, когда на месте его совершения установить состав административного правонарушения не представляется возможным, необходимо проведение экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, на основании п. 219 Административного регламента и ст.28.7. КРФоАП выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку, либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

— Тем не менее есть случаи когда этот срок может быть продлен?

— Да. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок не более одного месяца. Либо решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — на срок до шести месяцев (ч. 5 ст.28.7. КРФоАП). Самое главное, что решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения. В определении о продлении срока проведения административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания для продления срока проведения административного расследования, срок, до которого продлено проведение административного расследования. Определение о продлении срока проведения административного расследования подписывается вынесшим его руководителем или его заместителем, а копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование, а также потерпевшему.

Читать еще:  Выплата морального ущерба виновником дтп потерпевшему

— Какие документы в итоге должны получить участники ДТП?

— По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении, либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении. Так же хочется уточнить, что в соответствии с КРФоАП существуют два вида постановлений это постановление по делу об административном правонарушении ст. 29.10. КРФоАП и постановление о прекращении дела об административном правонарушении (ч. 6 ст. 28.7. и ч. 2 ст. 29.4. КРФоАП). Во всех остальных случаях выносится только определение. Место рассмотрения дела об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование (ч. 2 ст. 29.5. КРФоАП).

Автомобильный портал «За рулем Кубань» благодарит за интервью Юрисконсульта ООО «Центр правовой защиты» Животовского Александра Владимировича.

Полезные советы пешеходу – участнику ДТП

Что нужно и нельзя делать, чтобы добиться возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу? Как противостоять подставным свидетелям со стороны виновника ДТП? И в каком случае страховщик сможет взыскать с пострадавшего пешехода сумму, выплаченную водителю?

Статистика показывает, что дорожно-транспортные происшествия с участием пешеходов довольно распространены. За январь – апрель 2019 г. только в Москве произошло 1016 ДТП, в которых 57 человек погибли, 1005 человек получили вред здоровью разной степени.

Если пешеход стал участником ДТП, ему следует руководствоваться правилами, которые в последующем помогут добиться возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу, взыскать компенсацию морального вреда. Знание своих прав и обязанностей позволит защитить свои интересы в ходе проведения следственных действий и в суде.

Что делать пешеходу, если он стал участником ДТП?

Если вы пострадавший пешеход, но можете двигаться, до приезда сотрудников ГИБДД на место происшествия запишите государственный номер машины, водитель которого наехал на вас (если он попытается скрыться с места ДТП), Ф.И.О. и телефоны свидетелей (если они на машине, то ее государственный номер). Сделайте фото- и видеосъемку места ДТП.

Если вашему здоровью был причинен вред, даже легкий, вызывайте скорую помощь и не отказывайтесь от госпитализации. При отказе протокол о ДТП с наездом на пешехода не оформляется (если не зафиксировано иное нарушение водителем ПДД), так как в этом случае считается, что пострадавшего нет, вред здоровью и материальный ущерб не причинялись. Часто через два-три дня выясняется, что у пешехода перелом или ушиб внутренних органов, но доказать их причину не удается.

Принимайте активное участие при опросе свидетелей и составлении сотрудником ГИБДД протокола осмотра и схемы места ДТП, протокола осмотра транспортного средства. Вы вправе ознакомиться с протоколами на месте ДТП. Если возможно, сфотографируйте их, поскольку КоАП РФ не предусматривает выдачу потерпевшим копии протокола осмотра места ДТП. Если у вас есть замечания, их необходимо указать в протоколе.

Нужно иметь в виду, что в случае несогласия участников дорожно-транспортного происшествия со схемой места ДТП, отказа от ее подписания либо их отсутствия при ее составлении она удостоверяется понятыми либо с применением видеозаписи.

На месте ДТП вы можете не давать показания, сославшись на шоковое состояние.

После аварии как можно быстрее (в Москве – в течение 5 дней с момента ДТП) позвоните на горячую линию городской системы видеонаблюдения и оставьте заявку на сохранение видеоархива с камер по месту происшествия. Оператору горячей линии нужно будет сообщить дату, время и адрес места ДТП. После этого вам сообщат номер заявки. Его необходимо передать сотрудникам ГИБДД или адвокату. Только они смогут получить видеозапись.

Если ДТП произошло в Москве, следует звонить на номер горячей линии: 8 (495) 587-00-02.

Как действовать пешеходу при проведении расследования по факту ДТП?

Чтобы ваши права как пострадавшего пешехода в ходе расследований не нарушались, лучше обратиться за юридической помощью к адвокату, который будет представлять ваши интересы. В этом случае все необходимые процессуальные действия от вашего имени совершит он. Если же вы решили справиться своими силами, то следует знать следующее:

1. Необходимо проведение медицинской экспертизы для определения степени тяжести причиненного вреда здоровью. Ее назначает сотрудник полиции.

2. Сохраняйте все рецепты, выписанные врачом, и чеки, выданные при покупке медикаментов. Они могут пригодиться в будущем, когда нужно будет доказать расходы на восстановление здоровья, если выплата страховой компании не покроет затраты на лечение.

3. Если возбуждено дело об административном правонарушении, следует ознакомиться с его материалами. Случается, пострадавший пешеход не всегда получает постановление ГИБДД или решение суда, рассмотревших дело. Позже он узнает, что дело было закрыто, он признан виновным, при этом сроки для обжалования пропущены.

С уголовным делом ознакомиться не получится из-за тайны следствия. Но выход есть. Часто дело возбуждают сотрудники ГИБДД. Потом, если здоровью участника ДТП причинен тяжкий вред или он погиб, передают в ОВД. Нужно успеть ознакомиться с материалами, пока они находятся в ГИБДД.

4. В случае отказа предоставить материалы дела для ознакомления необходимо написать жалобу начальнику сотрудника ГИБДД.

5. После ознакомления с материалами дела необходимо проверить, все ли указанные вами свидетели опрошены. Если нет, попросите допросить остальных свидетелей.

Данные о свидетелях ДТП, которые имеются у пострадавшего или его родственников, необходимо сообщить дознавателю для их вызова на допрос. Также родственникам лучше самостоятельно связаться со свидетелями, сообщить, что им придется явиться на допрос, попросить их прийти.

6. Если вас не допросили на месте происшествия или в больнице, следует дать свои пояснения о произошедшем ДТП.

С какими проблемами может столкнуться пешеход?

Особая проблема – подставные свидетели со стороны виновника происшествия, которые вдруг «находятся» после того, как произошла авария. В этом случае помогут запись момента ДТП камерой видеофиксации и фотографии места происшествия, сделанные очевидцами. Можно попросить адвоката к суду запросить у операторов мобильной связи данные биллинга телефонов таких «свидетелей». Это позволит доказать, что они не были в районе ДТП в момент аварии.

На какие выплаты может рассчитывать пешеход, если он не виновен в ДТП?

Если пешеход невиновен, он вправе обратиться в страховую компанию виновника ДТП для получения страховой суммы за вред здоровью. Размер выплаты определяется в соответствии с Правилами расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2012 г. № 1164) и может составлять не более 500 тыс. руб.

В случае если виновник скрылся с места ДТП, не имел полиса ОСАГО или у страховой компании отозвали лицензию, то необходимо обратиться в Российский союз автостраховщиков. На сайте РСА размещена информация о получении компенсационных выплат.

Если страховая сумма не покрыла расходы на лечение, то можно получить дополнительную выплату. Но нужно иметь в виду: выплаты страховой организации не могут превышать 500 тыс. руб. Если расходы на восстановление здоровья оказались больше, компенсация взыскивается с виновника происшествия.

Если пешеход виноват в ДТП, он может получить компенсацию за причиненный ему вред?

Если пешеход виновен, то взыскивать компенсацию за причинение вреда здоровью нужно не со страховой компании, а с водителя.

Пострадавший пешеход независимо от его вины может рассчитывать также на возмещение морального вреда. Компенсация взыскивается с причинителя вреда.

В качестве доказательств физических и нравственных страданий суду нужно будет предоставить фотографии травмы, описать болезненные процедуры, которым пешеход подвергался в больнице, рассказать, как изменилась его жизнь и чего он лишился из-за произошедшего ДТП.

Если виновным в происшествии будет признан пешеход, то размер расходов судьей может быть снижен, а имущественный ущерб не будет возмещен.

Может ли страховщик взыскать с пешехода сумму, выплаченную водителю?

Ранее с пешеходов – виновников ДТП страховые организации в рамках ОСАГО взыскивали суммы, выплаченные водителям на восстановительный ремонт машины. В настоящее время действуют поправки в Закон об ОСАГО, которые внесены Минфином по предложению МОД «Союз пешеходов». Страховым компаниям запрещено предъявлять требования к пострадавшим пешеходам об оплате затрат на ремонт сбивших их автомобилей. Но это правило не распространяется на КАСКО.

Верховный суд рассказал, как найти виновника ДТП

Ущерб от автомобильной аварии оплачивает тот, кто ее спровоцировал. Но что делать, если вина не установлена в административном производстве? Например, оно прекращено из-за истечения срока давности. В этом случае суды исходят из того, что истец должен обосновать свой иск и доказать вину ответчика. Но такой подход не согласуется с Гражданским кодексом, пришел к выводу Верховный суд. Кроме того, он сделал ряд важных выводов касательно автотехнической экспертизы. Определение ВС пригодится водителям для защиты их прав.

В делах о компенсации ущерба после ДТП доказывать свою невиновность должен причинитель вреда, указал Верховный суд в одном из недавних дел. В свою очередь, потерпевший не обязан доказывать виновность ответчика или противоправность его действий, даже если в административном порядке вина последнего не установлена. Достаточно факта причинения вреда. К таким выводам гражданская коллегия ВС пришла в одном из недавних дел. Определение 59-КГ17-5 пригодится водителям для защиты их прав. Суды неверно считают, что доказывать вину в ДТП обязан истец, рассказывает Кирилл Форманчук из «Комитета по защите прав автовладельцев». Он не видел ни одного решения суда, в котором было бы написано, что доказывать свою невиновность должен ответчик.

Такой подход неправильный, указал ВС в споре Андрея Пищика* и Владимира Прусаченкова*. Они попали в аварию в сентябре 2013 года на трассе близ Благовещенска, когда Прусаченков решил развернуться на встречную полосу не из крайнего левого ряда. В результате его машина столкнулась с автомобилем Пищика, который двигался попутно. В ГИБДД признали, что правила дорожного движения нарушили оба водителя. Прусаченков не занял крайнее левое положение перед тем, как развернуться (п. 8.5 ПДД), а Пищик обгонял «впереди движущееся транспортное средство, водитель которого подал сигнал налево и приступил к маневру» (п. 11.2 ПДД). Последний вывод содержался в определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Пищик обжаловал этот пункт определения и добился его исключения: суд согласился с ним, что в таком документе не может быть выводов о виновности водителя. Что касается административного дела относительно Прусаченкова – оно было прекращено в связи с истечением сроков давности.

Это и смутило суды, которые на «втором круге», с подачи Президиума Амурского областного суда, отказали Пищику во взыскании 87 111 руб. с Прусаченкова на восстановительный ремонт (полиса ОСАГО у того на момент аварии не было). Поскольку в административном порядке вина ответчика не была подтверждена, разобраться в этом самостоятельно решил Благовещенский горсуд. Он пришел к выводу, что доказательства не свидетельствуют о безусловной вине Прусаченкова. Приступая к развороту, он должен был оценить скорость и положение встречных автомобилей, но мог не заметить автомобиль, который двигался в попутном направлении. При этом суд отверг выводы судебной автотехнической экспертизы от Дальневосточного регионального центра судебной экспертизы Минюста. Ее специалист пришел к выводу, что Прусаченков в принципе не мог развернуться даже с правого края дороги, не заехав на обочину или остановку маршруток. Но горсуд не принял эти выводы во внимание. Он отметил, что в заключении учтены показания только Пищика, а не Прусаченкова: «Эксперт разрешил вопрос, насколько достоверны показания сторон, хотя это должен был делать суд». От повторной судебной экспертизы стороны отказались. Это не помешало истцу указать в апелляционной жалобе, что суд мог назначить ее по своей инициативе, раз уж поверил первоначальному заключению. Но Амурский областной суд отверг этот довод со ссылкой на состязательность процесса, как и другие аргументы Пищика (определение 33АП-6163/2016).

Вина и экспертиза

Истец обратился в Верховный суд, который отправил дело на пересмотр, потому что обнаружил в решениях нижестоящих инстанций массу недостатков. Главное, что они не учли – положения п. 2 ст. 1064 Гражданского кодекса, который возлагает бремя доказывания невиновности на лицо, причинившее вред. Иными словами, причинитель вреда считается виновным, пока не обоснует обратное. И отказ судов со ссылкой на недоказанность вины Прусаченкова незаконен, решила гражданская коллегия ВС. Она оценила и мотивировку сути решения о том, что ответчик мог не заметить попутную машину. Но в ходе разворота не должны создаваться помехи или опасность для других участников дорожного движения (п. 8.1 ПДД). А если дорога слишком узкая и разворот выполняется не из крайнего левого положения, перед этим нужно освободить дорогу всем встречным и попутным машинам (п. 8.8).

Кроме того, по мнению ВС, судебную экспертизу отвергли безосновательно. Если эксперт выносил суждения на основании объяснений Пищика, суду следовало самому определить исходные данные для экспертизы. Кроме того, основной вывод специалиста о том, что Прусаченков не мог развернуться без нарушений, был основан на объективных данных. Если экспертиза неясна, суд может назначить повторную, напомнил Верховный суд положения п. 2 ст. 87 ГПК. Эти указания называет важным управляющий партнер КА «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский. По его словам, суды нередко отказываются принимать доказательства, практически ничем это не мотивируя или указывая формальные причины. Чтобы побороть такой подход, надо отменять решения, принятые с подобными нарушениями, для чего и пригодятся разъяснения ВС, считает Старинский.

Сколько длится расследование административного нарушения по ДТП

Дорожно-транспортные происшествия это одна из самых тяжелых категорий уголовных дел, требующая от сотрудников специальной подготовки и профессионализма. Законодательством четко установлены сроки расследования ДТП, которые должны знать потерпевшие. Административное расследование проводится в случаях, когда на выяснение обстоятельств происшествия, от которых зависит виновность участников, нужно много времени, когда ситуация неоднозначная.

Законодательство, регулирующее порядок расследований при ДТП

На основании существующей юридической практики, дорожно-транспортные столкновения делятся на две категории:

  • ДТП, в результате которого граждане получили телесные увечья средней, тяжкой степени, или были лишены жизни;
  • ДТП, в результате которого повреждены транспортные средства, либо люди получили телесные повреждения легкой степени.

В зависимости от того, какие последствия в результате дорожно-транспортного столкновения наступили, сроки проведения расследования ДТП и его порядок, регулируются разными нормативно-правовые акты. Подробно, по обжалованию протокола.

Теперь перейдем к рассмотрению законов регулирующих срок следствия ДТП.

Важно запомнить, что степень телесных повреждений может определить только специальная судебная медицинская экспертиза. Она проводится в специализированных учреждениях по постановлению следователя (судьи), либо заявлению потерпевших.

ДТП с пострадавшими

Если при дорожном происшествии есть граждане, которые получили тяжкие или средние телесные увечья (данный факт установлен заключением судебно-медицинской экспертизы), тогда порядок, а также сроки расследования ДТП с пострадавшими регулируются уголовным процессуальным кодексом Российской Федерации (УПК).

Согласно норм этого законодательного акта (обязателен для следственных подразделений всех субъектов Федерации), на проведение расследования отводится два месяца. Если дело сложное, и требует дополнительного сбора доказательств (например, проведение экспертиз, допросов и иных следственных действий), тогда расследование ДТП с пострадавшими может быть продлено до 3 месяцев (районным прокурором и судом), до 6 месяцев (областным, региональным прокурором и судом), до 12 месяцев (Генеральным прокурором и судом).

Также необходимо отметить, что расследование ДТП с пострадавшими может происходить в два этапа.

  1. Проведение дознания. На данном этапе, если нет погибших, сначала проводится дознание. Специальный сотрудник возбуждает уголовное дело, проводит первоначальные действия (составляет схему ДТП, фиксирует показания всех сторон и свидетелей), и затем передает дело в следственный отдел. Срок дознания при ДТП с пострадавшими не должен превышать 10 дней.
  2. Проведение следствия. Следователь, которому поручается расследование ДТП с пострадавшими, собирает все доказательства, определяет вину человека, который совершил нарушение, предъявляет ему обвинение и направляет дело в суд, для вынесения приговора.
Читать еще:  Сроки ремонта после дтп по осаго

Важно запомнить, что расследования ДТП с пострадавшими начинается с момента фиксации этого происшествия уполномоченными сотрудниками полиции, то есть составления протокола осмотра места происшествия.

Когда нет пострадавших

Если в процессе дорожного происшествия будет установлено, что повреждены только автомобили, либо водитель, пассажиры, пешеходы получили телесные повреждения которые квалифицируются как легкие (без существенного расстройства здоровья), тогда порядок расследования ДТП без пострадавших регламентируется нормами Кодекса об административных правонарушениях (КОАП).

Согласно КОАП срок административного расследования по ДТП не должен превышать 2 месяцев. Это время отводится сотрудникам ГИБДД для составления административного протокола, сбора всех материалов, и направления дела в суд для привлечения виновного к административной ответственности.

Также нормы КОАП определяют перечень должностных лиц, которые могут проводить расследование.

  1. Орган дознания. Если в результате транспортной аварии его участникам причинены телесные увечья, но на момент составления протокола осмотра места дорожного происшествия, их степень тяжести не определена, то занимается расследованием орган дознания. Его сотрудники проводят первоочередные действия, и дают направление потерпевшим на судебно-медицинскую экспертизу. Если она дает заключение, что у потерпевших нет повреждений, или они легкие, тогда сотрудник ГИБДД (дознания), составляет административный протокол и направляет его в суд, для привлечения виновника к административной ответственности. Дознание по ДТП без пострадавших не должно длиться больше двух месяцев.
  2. Работники административной службы ГИБДД. Если в результате дорожного происшествия пострадали только автомобили, а другие участники не имеют телесных повреждений, тогда на виновника составляется административный протокол, и дело незамедлительно направляется в суд для привлечения виновника к административной ответственности. В таком случае сроки расследования ДТП без пострадавших тоже не должны превышать 2 месяца.

Нужно запомнить, что сроки административного расследования при ДТП с пострадавшими начинаются с момента фиксации дорожного происшествия. То есть за два месяца сотрудники ГИБДД должны получить заключение медицинской экспертизы (указывающей, что у лица легкие телесные повреждения), и успеть собрать все другие доказательства, чтобы виновник понес административное наказание.

Порядок расследования ДТП

Порядок расследования ДТП с пострадавшими четко регламентирован нормами УПК.

Исходя из сложившейся юридической практики, существует следующий порядок рассмотрения ДТП с пострадавшими.

  1. Осмотр места происшествия. Это первоочередное следственное действие, которое в данной категории дел имеет самое важное значение. Сотрудник (следователь, дознаватель), который приезжает на место ДТП в составе следственной группы, обязан полностью зафиксировать дорожную обстановку (замерить ширину дороги, указать освещение, погодные условия, ночное освещение). Кроме этого он обязан не только детально расписать место расположения автомобилей, их частей, которые разлетелись в результате столкновения, но и сразу опросить свидетелей, участников ДТП, составить детальную схему. Участники происшествия имеют право вносить в осмотр свои замечания, не подписывать этот протокол и схему, составить свою схему, и потребовать ее приобщить к материалам дела.
  2. Второй этап это возбуждение уголовного дела. Как было указано выше, его возбуждает дознаватель или следователь. Копия постановления о возбуждении должна быть вручена потерпевшему и лицу, в отношении которого оно возбуждено. На практике, все дела по ДТП возбуждаются по факту, поскольку определить виновного можно только после экспертизы ДТП и следственного эксперимента. Если дело возбуждено по факту, сроки расследования ДТП со смертельным исходом или другими телесными повреждениями начинаются с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица.
  3. После возбуждения уголовного дела назначаются все экспертизы по делу (медицинская, автотехническая). Они определяют степень телесных повреждений, а также скорость автомобиля, как произошло столкновение, каким образом двигались машины. На практике такие экспертизы могут проводиться несколько месяцев. Для автотехнической экспертизы, основополагающими являются поврежденные автомобили, и качественно составленный протокол осмотра места происшествия со схемой ДТП. Именно на основании них автотехник эксперт сможет сделать профессиональное заключение о виновности или не виновности лица.
  4. После того как все допрошены, экспертизы готовы, следователь обязан провести с водителем, которого подозревают в нарушении ПДД следственный эксперимент. Обычно его проводят сразу после получения автотехнической экспертизы. Водитель показывает, как он управлял автомобилем, какие маневры совершал. При этом специалисты рекомендуют проводить следственный эксперимент на месте ДТП, при аналогичном освещении (которое было в момент ДТП), и таких же погодных условиях (например, снег, лунное освещение, дождь). Эту нужно для того, чтобы можно было изучить действия потенциального виновника в конкретной дорожной обстановке.
  5. Если в ходе следственного эксперимента у следователя, других участников возникли вопросы, тогда следователь может назначить дополнительную автотехническую экспертизу с учетом материалов следственного эксперимента.
  6. Когда все доказательства собраны, виновнику предъявляется обвинение, материалы направляются прокурору, а затем в суд, который и определяет виновность или не виновность водителя.

к содержанию ↑

Нюансы расследования транспортных происшествий

Порядок расследования данных дел детально описан выше. Но есть некоторые нюансы.

Первый касается того, когда человек, обоснованно подозреваемый в совершении преступления, скрылся.

В таком случае следователь обязан провести все следственные действия, вплоть до следственного эксперимента с потерпевшими, назначить и дождаться заключений всех экспертиз.

Далее проводятся неотложные следственные действия по установлению виновного, и дело приостанавливается до розыска обвиняемого.

Срок расследования ДТП если виновник скрылся, приостанавливается, и возобновляется после розыска обвиняемого. То есть двухмесячный срок начинает течь с момента розыска и задержания скрывшегося лица.

Последний нюанс касается вопроса, сколько длится расследование ДТП с пострадавшими.

По общей практике, как было указано выше, данная категория дел сначала возбуждается по факту, а после всех следственных действий, и эксперимента возбуждается в отношении конкретного лица.

Поэтому, такие дела могут расследоваться от одного месяца, до нескольких лет, в зависимости от сложности и объема работы по делу, которую необходимо выполнить следователю.

Нужно запомнить, что если следственные органы затягивают расследование, на их действия нужно писать обоснованные жалобы в прокуратуру и вышестоящему руководству. Как свидетельствует практика, после этого процесс расследования резко активизируется.

На практике различают уголовно-процессуальные и административные сроки расследования дел по ДТП. Во всех случаях расследование происшествий не должно превышать двух месяцев с момента фиксации правонарушения, или возбуждения уголовного дела в отношении лица (виновника).

Как действовать при ДТП

1. Как вести себя на месте ДТП

— Незамедлительно остановить транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. – Требование правил дорожного движения.

— Вызвать на место происшествия инспектора ГИБДД (по телефону 02 – по этому телефону звонить обязательно, поскольку все звонки регистрируются и вам это не помешает) и, если это необходимо, «Скорую помощь».

— Записать фамилии и адреса очевидцев происшествия. Постарайтесь записать в первый момент хотя бы номера машин, которые остановятся. – В том случае если ничего страшного не произошло это будет конечно излишне, поскольку страховые компании редко занимаются тщательным разбором и выплачивают по факту, но вот если произошло что-нибудь серьезное, то у вас помимо финансовых могут возникнуть и проблемы с уголовным кодексом. И тогда эти данные могут вам здорово пригодиться.

— До прибытия инспектора ГИБДД не убирать транспортное средство с места ДТП, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. Освободить проезжую часть только в том случае, если движение транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав на дороге в присутствии свидетелей положение транспортного средства на месте ДТП – требование правил дорожного движения.

— Позвонить своему страховому агенту. Позвонить в страховую компанию. – Во многих страховых компаниях дают юридические консультации своим клиентам по телефону. Вам подскажут как себя вести и что лучше всего говорить.

— Выйдя из машины сообщите другим участникам, что вы вызвали ГИБДД и представителя страховой компании. В том случае, если возникает конфликт лучше всего не вступать в пререкания, и вообще постараться как можно меньше говорить. Ни в коем случае не подписывать никаких бумаг до приезда инспектора. Лучше всего сесть машину и ничего не предпринимать.

2. Документы оформляемые на месте ДТП

На месте ДТП производится первичное расследование ДТП и составляется первичная документация по ДТП.

В случае ДТП, не повлекшего тяжелых последствий (нет пострадавших), а повлекших причинение материального ущерба, инспектором ГИБДД составляется:

2. Сведения о водителях и транспортных средствах, участвовавших в ДТП;

3. Объяснения участников происшествия и свидетелей;

4. Рапорт должностного лица, в котором излагаются дополнительные сведения, имеющие непосредственное значение для выяснения обстоятельств ДТП и принятия объективного решения по делу.

Копия протокола об административной ответственности вручается немедленно после его составления под расписку лицу, совершившему административное правонарушение, а также потерпевшему по его просьбе (ст. 236 ч. 1 КоАП РФ). Если нарушение правил совершено несколькими лицами, то административный протокол составляется на каждого нарушителя. Водителям, участвовавшим в ДТП, выдаются справки об участии в дорожно — транспортном происшествии по форме, указанной в Приложении к Методическим рекомендациям.

Наличие справки по форме № 31 обязательно для урегулирования материальных проблем с участием страховых компаний.
Обратите внимание, что эта справка не является основанием для определения суммы причиненного материального ущерба. Напомним, что Правила дорожного движения разрешают в случаях ДТП, повлекших причинение только материального ущерба, самим водителям — при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося — составить схему ДТП и прибыть для оформления ДТП на ближайший пост дорожно-патрульной службы (ДПС) или в орган милиции.

При ДТП, повлекшем тяжкие последствия (причинение тяжких или средних телесных повреждений, гибели людей либо крупного материального ущерба) составляются следующие документы (помимо вышеуказанных):

1. Справка ДТП составляется инспектором ГИБДД, осматривавшим место происшествия, на основании данных, полученных в процессе осмотра, опроса очевидцев, участников и пострадавших;

2. Протокол осмотра и проверки технического состояния транспортного средства фиксирует выявленные технические неисправности и повреждения. Он составляется инспектором ГИБДД, при этом фиксируются места повреждения автомобиля, степень деформации или разрушения частей автомобиля;

3. Схема ДТП, составляется инспектором ГИБДД по возможности точнее с использованием измерительных инструментов, на основании данных осмотра места происшествия, показаний его очевидцев и участников. На схеме наносится положение автомобилей, объектов соударения, окружающей обстановки, протяженности и направления тормозного пути;

4. Акт медицинского освидетельствования на предмет наличия наркотического или алкогольного опьянения. Освидетельствование может проводится работниками ГИБДД и участковыми инспекторами сельской местности с помощью индикаторных трубок «контроль трезвости», а также в лечебном учреждении. Освидетельствование водителя обязательно проводится в присутствии двух свидетелей. Освидетельствование оформляется протоколом на бланках строгой отчетности;

5. Объяснение водителей, причастных к ДТП и очевидцев.

Все перечисленные выше документы (за исключением объяснений других участников и очевидцев ДТП) оформляются в присутствии водителя, при его непосредственном участии. Водитель вправе делать свои замечания, указывать на важные, с его точки зрения, обстоятельства и требовать занесения того и другого в документы. Все графы и разделы в первичных документах должны быть заполнены.

Если страхователем застрахована «Гражданская ответственность», следует предупредить потерпевшего о том, чтобы он не начинал ремонт своего автомобиля до тех пор, пока не будет проведен осмотр поврежденного ТС и составлен Акт осмотра.

Помните!

Копия протокола выдается по требованию потерпевшей стороне в соответствии со ст.28.2. KOAП РФ. Если Вам не выдали протокол, запишите нагрудный знак сотрудника ГАИ, оформлявшего ДТП. Если вы стали участником ДТП, требуйте на месте ДТП составления протокола о совершении административного правонарушения, один экземпляр которого вручается участнику, нарушившему ПДД, а копия — второму участнику ДТП.

Не забудьте:

Позвонить в страховую компанию и сообщить о ДТП в течение 24 часов с момента наступления ДТП.

В течение 3-5 дней известить в письменной форме страховую компанию о ДТП.

3. Как воспользоваться полисом обязательного страхования

Чтобы воспользоваться полисом обязательного страхования, необходимо:

1. Получить протокол о ДТП у инспектора ГИБДД на месте происшествия.

2. Заполните бланк извещения о ДТП (после разрыва бланков извещения каждый водитель также заполняет обратную сторону извещения). Заполненный бланк Вы обязаны направить в страховую компанию в течение 5 рабочих дней после ДТП

3. При очевидности Вашей вины в ДТП, предупредите потерпевшего о том, чтобы он не начинал ремонт своего автомобиля до осмотра его Страховой компанией для определении величины ущерба. Осмотр производится в течение 5 рабочих дней со дня подачи потерпевшим заявления в Страховую компанию (осмотр может производиться на месте, если транспортное средство находится без движения)

4. Выдайте потерпевшему координаты соответствующего подразделения Вашей Страховой компании или ее представителя, указанные в Перечне представителей, который Вы получили от Вашей Страховой компании при заключении договора страхования.

4. Документы предоставляемые потерпевшим в страховую компанию

Перечень документов предоставляемых потерпевшим в страховую компанию:

  • Заявление о страховой выплате.
  • Справка о ДТП (экземпляр потерпевшего).
  • Копия протокола об административном правонарушении.
  • Копия постановлению по делу об административном правонарушении.
  • Извещение о ДТП.
  • Документы, подтверждающие причиненный вред потерпевшему из медицинских учреждений (при вреде жизни и здоровью).

5. Документы получаемые в ГИБДД

1. Оригинал справки ГИБДД (форма №12) с печатью ГИБДД (в этой справке должны быть перечислены все видимые повреждения Вашего автомобиля от данного ДТП);

2. Оригинал справки ГИБДД (форма №748/31) с печатью ГИБДД;

Или вместо первых 2-х справок оригинал справки ГИБДД формы №748 объединенной формы с печатью ГИБДД (с указанием повреждений Т/С);

3. Копия протокола (если составлялся) об административном правонарушении с печатью ГИБДД;

4. Копию постановления (если выносилось) по делу об административном правонарушении;

Если протокол об административном правонарушении не составлялся, постановление по делу об административном правонарушении не выносился, необходимо получить Определение об отказе возбуждения дела об административном правонарушении.

6. Как нарисовать схему ДТП

1. Рисовать схему нужно на чистом листе бумаги обыкновенной шариковой ручкой.

2. Для начала необходимо начертить план участка дороги, изобразив все находящиеся поблизости от места ДТП объекты — светофоры, дорожные знаки и разметка, световые опоры, рекламные щиты, ограждения, деревья.

3. Нанесите схематическое изображение автомобилей в их окончательном положении — по осям задних и передних колес, обязательно указав марки автомашин.

4. Отметьте на схеме предметы и следы, имеющие непосредственное отношение к аварии — отлетевшие детали, обломки и осколки, выпавшие из автомобилей предметы, следы волочения, юза, торможения.

5. Укажите предполагаемое место столкновения. Его обычно определяют по упавшим на землю осколкам фонарей, осыпавшейся из-под колесных арок грязи.

6. Помните, что все следы, предметы, а также сами автомобили следует «привязать» к местности — указать расстояние между каждым предметом и следом по отношению друг к другу и к неподвижным объектам: зданиям, столбам, деревьям. Замеры лучше делать рулеткой или складным метром; в крайнем случае можно воспользоваться буксирным тросом.

7. Направление движения автомобилей к моменту ДТП нужно обозначить стрелками.

8. Укажите на схеме название улицы и номер ближайшего дома, а на загородной трассе — цифру ближайшего километрового указателя и названия близлежащих населенных пунктов.

9. Укажите дату и время совершения ДТП и подпишите схему.

10. Никакие исправления и подчистки на схеме недопустимы!

© 2010 — 2020 Министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан. Справочно-информационный портал государственных и муниципальных услуг работает в тестовом режиме. Информация на Портале размещена федеральными и региональными органами власти Российской Федерации. Если вы обнаружили неточности в размещенной информации, просьба оперативно сообщить об этом оператору Портала.

Информация об ошибках будет оперативно передана в ведомство, разместившее информацию.Обращаем ваше внимание на то, что оператор Портала не несет ответственности за некорректную информацию, размещенную на Портале.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×