Страховка задним числом после дтп - Автомобильный журнал
Trt-auto.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Страховка задним числом после дтп

Стоит ли оформлять ОСАГО «задним числом»?

Покупка полиса ОСАГО предполагает страхование собственной ответственности автовладельца на период действия полиса. В отличие от КАСКО, ОСАГО действует исключительно в отношении защиты гражданской ответственности виновника, и согласно условиям ОСАГО, всю сумму ущерба пострадавшей стороне вместо виновника выплачивает страховая компания.

Многие автовладельцы в попытке сэкономить на стоимости полиса вовсе отказываются от обязательного страхования авто, и только при наступлении страхового случая ищут всевозможные способы оформить ОСАГО задним числом. Насколько это реально, законно ли это и какова сложность процедуры оформления такого полиса?

Ответственность страхователя

Наличие действующего ОСАГО у водителя – обязательное условие для всех участников дорожного движения. За просроченный полис налагается штраф в размере 800 рублей. На практике же известны случаи, когда водители в целях экономии средств предпочитают заплатить штраф, нежели приобрести страховку. На первый взгляд выгода очевидна: хоть цена полиса и состоит из различных индивидуальных параметров автомобиля и автовладельца, даже для аккуратного водителя бюджетного автомобиля она может достигать нескольких тысяч рублей.

Однако стремление отказаться от оформления полиса чревато последствиями. Так, ДТП может произойти в любой момент, и практически всегда в нем будет участвовать виновная и пострадавшая сторона. Если у виновника будет отсутствовать полис ОСАГО, призванный компенсировать расходы по ДТП, то ему придется возмещать все расходы самостоятельно. Помимо этого, на виновника ДТП будет наложено 2 штрафа — один за нарушение правил вождения, повлекших ДТП, если таковые имели место быть, а второй — за отсутствие полиса ОСАГО.

Предпосылки для оформления ОСАГО «задним числом»

Владельцы транспортных средств обычно прибегают к оформлению страхового полиса задним числом в следующих ситуациях:

  • когда водитель попадает в ДТП и становится его виновником — такая ситуация влечет за собой существенные траты на ремонт и восстановление автомобиля пострадавшей стороны из собственных средств;
  • когда при попадании в ДТП выясняется, что имеющийся полис ОСАГО оказался просроченным.

Последствия и ответственность за полис с некорректной датой

Несмотря на то, что существует ряд способов получить полис задним числом, следует учитывать, что за подобные действия водитель несет уголовную ответственность. Этот момент регулируется статьей 159 УК РФ и входит в категорию мошенничеств, совершенных группой лиц. Ответственность по ст. 159 УК является уголовно наказуемой и в зависимости от тяжести преступления может грозить наказанием:

  • в случае хищения чужого имущества или приобретения права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием — штрафом в размере до 120 тысяч рублей либо ограничением свободы на срок до двух лет;
  • мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору — штрафом в размере до 300 тысяч рублей, либо лишением свободы на срок до 5 лет;
  • мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения — штрафом в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей либо лишением свободы на срок до 6 лет.

Где оформляют полис задним числом?

Оформление полиса ОСАГО задним числом после ДТП обычно производится у следующих категорий «продавцов»:

  1. Страховые агенты — большинство индивидуальных агентов, реализующих ОСАГО, имеют возможность продать липовый полис, оформленный задним числом. Однако нужно понимать, что такой документ вряд ли поможет при наступлении страхового случая, поскольку подлинный полис должен соответствовать установленным требованиям, а сведения о страхователе должны быть внесены в соответствующий реестр. Даже сделав ОСАГО задним числом, на деле агент сможет внести информацию в реестр только на дату оформления.
  2. Интернет — в сети можно найти множество сайтов, продающих как пустые бланки, так и предлагающие их заполнение актуальными данными покупателя на момент продажи. Покупателю такого полиса нужно понимать, что он всего лишь покупает дорогую бумагу за 800-1500 руб., которая не имеет ни минимальных степеней защиты, ни юридической силы, зато гарантированно подведет ее покупателя под уголовную ответственность.

Что делать при ДТП в случае отсутствия ОСАГО?

Если произошло ДТП, а у виновной стороны отсутствует ОСАГО, то во избежание уголовного преследования следует стремиться оформить разбирательство в рамках закона. Вот стандартный порядок действий, которого следует придерживаться:

  1. Вызов сотрудников ГИБДД на место ДТП.
  2. Оформление протокола о ДТП — на этом этапе виновнику придется сообщить сотруднику об отсутствии ОСАГО.
  3. Сбор документов и оценка материального ущерба. После оформления протокола о ДТП необходимо провести независимую оценку суммы ущерба, нанесенного пострадавшей стороне, с тем, чтобы точно определить сумму компенсации.
  4. Урегулировать с пострадавшей стороной сумму и порядок выплаты компенсации вследствие понесенного ущерба.

В случае, если виновник ДТП откажется производить возмещение ущерба, то в этом случае пострадавшей стороне необходимо обратиться в судебные органы. Следует учитывать, что доказывать свою правоту на месте ДТП бессмысленно — представители ГИБДД никоим образом не смогут повлиять на ход выплаты ущерба. В рамки их полномочий входит исключительно объективная фиксация происшествия, и внесение данных страховых полисов участников в протокол о ДТП.

Заключение

Важно принять к сведению, что в 2016 году выплаты по ОСАГО были существенно увеличены, и лимит гражданской ответственности страхователя в настоящее время достигает 400 000 рублей. Это позволяет покрыть существенную сумму ущерба и защитить финансовые интересы виновника ДТП, поэтому своевременное приобретение полиса практически всегда является оправданной тратой средств.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Можно ли оформить полис ОСАГО после аварии задним числом: решение Верховного суда РФ

Вот при каких условиях вы можете оформить полис ОСАГО задним числом по закону

Верховный суд принял нестандартное на первый взгляд решение, которое станет полезным подспорьем для законопослушных граждан, если в их автомобиль въехала другая машина, у водителя которой не было обязательной страховки.

Предыстория ДТП

В суд с иском к известной страховой компании об осуществлении страховой выплаты обратилась автовладелица, с автомобилем которой произошло дорожно-транспортное происшествие в августе 2017 года. Причем сомнений в том, что в ДТП есть хоть какая-либо вина гражданки, у органов дорожного порядка (ДПС) не возникло, автомобиль в момент ДТП автомобиль не двигался. Однако это не помогло избежать столкновения с иномаркой Honda Civic и последующего удара в другой автомобиль, которым оказался ГАЗ 310221, он же «Волга».

По итогу происшествия стоимость ремонта составила более 330 тыс. рублей.

Но вот проблема: страховщик отказал потерпевшей стороне в выплате, сославшись на то, что в момент дорожно-транспортного происшествия полис виновника ДТП не действовал, при этом, согласно самому полису обязательного страхования, ответственность виновника на тот момент была застрахована:

«Согласно полису страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств ответственность (ФИО виновника ДТП) на момент аварии застрахована в АО «АльфаСтрахование», которое отказало истцу в выплате страхового возмещения со ссылкой на то, что на момент дорожно-транспортного происшествия данный страховой полис не действовал».

Первая судебная инстанция, рассмотрев спор, встала на сторону автоледи, частично удовлетворив требования в феврале 2018 года. Требования автомобилистки были удовлетворены частично, а именно: в ее пользу взысканы страховое возмещение, компенсация морального вреда, штраф и расходы на оплату услуг представителя.

Страховщика такой поворот дела, естественно, не удовлетворил, была подана апелляция. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда уже в июне 2018 года решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований автоледи было отказано.

Дальше – больше. Как говорится, сражение проиграно, но не война. Далее с разбирательствами обратились в Санкт-Петербургский городской суд. На календаре – на секундочку! – был уже декабрь 2019 года.

Согласно документам гражданского иска:

«Постановлением президиума Санкт-Петербургского городского суда от 19 декабря 2018 г. указанное апелляционное определение отменено, решение Ленинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 14 февраля 2018 г. оставлено в силе».

Будучи уверенным в своей правоте и, вероятно, предполагая, что страхователь могла использовать мошеннические схемы, до недавнего времени достаточно распространенные среди нечистых на руку страховых агентов (в частности, оформление полиса ОСАГО задним числом), страховщик подал в Верховный суд кассационную жалобу, в которой ставил вопрос об отмене решения суда первой инстанции и постановления президиума Санкт-Петербургского городского суда.

Решение Верховного суда

Не зря мы сделали акцент на одной из мошеннических схем, которая предполагала оформление полисов ОСАГО задним числом. Ради получения страховых выплат «прошаренные» автомобилисты и подкованные в махинациях отдельные страховые агенты при отсутствии действующего полиса оформляли его постфактум, тем самым легализуя автомобилиста в глазах закона и позволяя ему воспользоваться страховыми деньгами при ремонте.

Для прекращения злоупотреблений страховщикам даже пришлось вводить так называемый «период охлаждения» (такой полис начинал действовать не сразу, а через несколько дней после покупки).

Но ВС встал на сторону застрахованной автомобилистки. Что произошло, и почему Верховный суд поддержал на первый взгляд сомнительный иск? Здесь важно посмотреть на нюансы.

«Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, и возражения на нее, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений», – говорится в определении по гражданским делам Верховного суда РФ.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда отметила, что ДТП произошло в 10 часов 11 августа 2017 года, при этом страховой полис был оформлен позже этим же днем, 11 августа 2017 г., не ранее 11 часов 42 минут. Данные об этом были установлены судом первой инстанции.

Однако, как говорится в материалах гражданского дела, «удовлетворил иск (ФИО потерпевшей), исходя из полной уплаты (ФИО виновника ДТП) страховой премии и указания в страховом полисе срока его действия с 00 час. 00 мин. 11 августа 2017 г.».

С другой стороны, отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из того, что на момент ДТП гражданская ответственность виновника застрахована не была, поскольку обращение в страховую компанию за оформлением полиса было произведено после этого события. С чем, в свою очередь, не согласился президиум Санкт-Петербургского городского суда.

Читать еще:  Является ли пассажир свидетелем дтп?
Страховая компания уверена, что страхование распространяется только на случаи, произошедшие после заключения договора страхования и вступления его в силу

В соответствии со статьей 957 данного кодекса договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса.

Страхование, обусловленное договором страхования, распространяется на страховые случаи, происшедшие после вступления договора страхования в силу, если в договоре не предусмотрен иной срок начала действия страхования.

Как подчеркнул Верховный суд, страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в первую очередь направлено на повышение уровня защиты потерпевших, на возмещение причиненного им вреда. Также потерпевшая сторона может добросовестно полагаться на сведения, указанные в выданном страховщиком полисе страхования общеобязательного образца. Напомним, что на момент ДТП ответственность, согласно полису ОСАГО виновника аварии, на тот момент была застрахована.

Но поскольку премию виновник выплатил полностью и в полисе указан срок его действия с ноля часов, а также что выданный совершившему ДТП автомобилисту полис ОСАГО является подлинным, оформлен на официальном бланке, о хищении или утере которого страховая компания в органы не сообщала (в случае несанкционированного использования бланка страховщик обязан за свой счет возместить причиненный вред, кроме варианта, связанного с хищением, но и тогда это является поводом к отказу со стороны страховой только в случае заявления в органы до наступления страхового случая), а также что договор страхования, в подтверждение заключения которого виновнику ДТП выдан полис, ответчиком по установленным законом основаниям недействительности сделок не оспаривался и недействительным судом не признавался, более того, истец стороной заключенного между причинителем вреда и страховщиком договора не являлась, доводы ответчика о недобросовестном поведении страхователя основанием для отказа в удовлетворении требований потерпевшего быть не могут.

На основании этих и других доводов, с которыми вы более подробно можете ознакомиться в материалах дела здесь, ВС не удовлетворил жалобу страховщика, признав выплату по оформленному задним числом бланку ОСАГО законной.

Авария задним числом

Верховный суд обязал страховщика заплатить по полису, оформленному после ДТП. Эта новость могла бы порадовать страховых мошенников.

«Российская газета» пишет, что ещё недавно практика мошенничества с оформлением полиса ОСАГО задним числом была едва ли не стандартной. Она получила ещё большее распространение, когда появилась возможность оформлять электронный полис. Ездит, к примеру, человек без страховки и попадает в аварию. Тут же быстро на смартфоне оформляет все документы, покупает электронный полис, а затем сообщает о случившемся страховой компании.

Для прикрытия лазейки был установлен «период охлаждения» при покупке электронных страховок, то есть такой полис начинает действовать через три дня после оплаты. Тем не менее, судебный прецедент есть.

История началась в августе 2017 года в Санкт-Петербурге. Водитель на автомобиле Honda Civic врезался в стоящий КIA. Стоимость ремонта составила 337 тысяч рублей. Страховка была в наличии. Владелица KIA обратилась за выплатой, но ей отказали, ссылаясь на то, что на момент аварии полис не действовал. Суд первой инстанции частично удовлетворил требования, взыскав со страховщика стоимость ремонта, компенсацию морального вреда, штраф и расходы на оплату услуг представителя. А вот апелляционный суд встал на сторону страховщика. Городской суд посчитал, что права пострадавшая. Тогда страховая компания обратилась в Верховный суд, который в своём решении отметил: ДТП произошло в 10.00, а полис был оформлен не ранее 11.42. Но признавая это, суд удовлетворил иск пострадавшей, исходя из того, что премию виновник выплатил полностью и в полисе указан срок его действия с ноля часов.

По закону об ОСАГО бланк полиса — документ строгой отчётности, и страховщик обеспечивает контроль, а также несёт ответственность за несанкционированное использование. В последнем случае страховщик обязан за свой счёт возместить причинённый вред, за исключением вариантов с хищением бланков. Но о хищении он должен заявить в уполномоченные органы до наступления страхового случая.

Комментарии к статье

Фоторепортажи

Публикации

( )

Из воспоминаний об отце

В годы Великой Отечественной войны Кизильский район отправил на фронт почти пять тысяч человек.

( )

Пандемия коронавируса нарушила многие планы. С марта я не мог получить лекарство от астмы по льготной региональной программе: поставки прекратились.

( )

В честь Дня российского флага

За две недели до этой даты в нашей школе для ребят и их родителей был объявлен фотоконкурс.

Как сэкономить и обмануть ОСАГО

Большинство автолюбителей воспринимают ОСАГО как некую плату за «бесплатный» проезд мимо гаишников. Автовладельцы на собственном опыте или путем нехитрых расчетов убедились, что в случае несерьезного ДТП обращаться в страховую компанию за возмещением бессмысленно. При продлении договора ОСАГО будет применен так называемый коэффициент «бонус-малус» (КБМ). Этот коэффициент определяет стоимость полиса ОСАГО (скидку либо надбавку к страховому тарифу при пролонгации полиса) в зависимости от качества езды его владельца в предыдущих периодах.

Из-за этого коэффициента при одной аварии за год, по которой страховая компания выплатит порядка 300 долларов, автовладелец в последующие годы отдаст компании больше, чем ему выплатили за ДТП. И это при условии, что за это время больше аварий не случится. А если повезет, и выплаченная сумма будет несколько ниже, то жаль будет потерянного времени, потраченного на сбор бумаг для страховой компании.

Статистика Российского Союза Автостраховщиков (РСА) свидетельствует о том, что убыточность (соотношение собранных страховых премий к выплатам) ОСАГО неумолимо растет. Этот показатель составляет сейчас порядка 50%. За последний год уровень выплат вырос в 2 раза и продолжает расти ежемесячно, а ведь еще практически не начались выплаты по жизни и здоровью пострадавших в ДТП.
Казалось бы, применяя повышенные коэффициенты, страховые компании вполне компенсируют свои выплаты. Однако если после вступления в силу закона об ОСАГО люди покупали полисы на автозаправках и супермаркетах, не особо задумываясь, что и у кого они покупают, то, когда пришло время продлевать полисы, они стали подходить к этому более осознанно. Автовладельцы стали умнее, но … не честнее по отношению к страховым компаниям.

В основном, вся «оптимизация» страховых взносов касается именно коэффициента КБМ. Такие варианты «оптимизации», как оформление полиса на дядю из глухой провинции, чтобы не применялся «московский» коэффициент, на практике не являются выгодным мероприятием, так как надо учитывать расходы, например, на ежегодный талон техосмотра, без которого многие страховые компании попросту не выплачивают страховку. До деревни надо доехать на автомобиле, а это деньги на бензин и пр.

Самым простым для автовладельца способом является переход в другую страховую компанию. Однако при оформлении полиса в новой компании автовладелец должен либо принести справку из предыдущей компании о том, что заключенные в ней договора были безубыточны, — тогда он получит понижающий коэффициент, — либо написать по форме компании письменное заявление, что предыдущий год он прекрасно обходился без страховки. При этом автовладелец должен подписать документ, согласно которому он знает, что лишится страховой защиты в случае предоставления заведомо ложных сведений. Тот факт, что на каждом шагу такого нерадивого водителя должны были штрафовать сотрудники ДПС, страховщика волновать не должен.

Как правило, страховые компании не проверяют достоверность сведений, указанных заявителем. Они это делают только в случае, если возникает необходимость выплаты по договору. «Чаще всего страховщики делают запрос по ряду компаний (прежде всего, по членам РСА) уже после наступления страхового случая», — говорит заместитель генерального директора Московской Страховой Компании Александр Федонкин, — «значительно реже такой запрос направляется при заключении договора страхования: при страховании особо дорогих машин или в случае, если клиент по каким-либо причинам кажется подозрительным. Более плотно сотрудничают службы безопасности компаний».
Если выяснится, что заявитель указал неверные данные, автовладелец автоматически лишится страховой защиты. Более того, в случае доказанного обмана такому клиенту придется в будущем платить за полис в полтора раза больше обычной ставки. Также за страховщиком остается право досрочно расторгнуть договор страхования в одностороннем порядке без возврата части страховой премии за не истекший период страхования.

Вариантов мошенничества с участием страховых агентов, которые хорошо знакомы службам безопасности страховых компаний, много. Самые распространенные из них — это оформление полиса ОСАГО «задним числом» уже после ДТП, использование похищенных бланков полисов или намеренная порча бланков и их списание.
Есть еще категория автовладельцев, которые действуют «на авось». Они покупают полис на полгода, надеясь, что представитель ГИБДД не будет смотреть на даты. Или слезно просят страхового агента, например, занизить мощность автомобиля, или, наоборот, добавить лишний год 21-летнему водителю. Если вы все-таки хотите получить возмещение, выплаты по последним вариантам страхового мошенничества вы не получите ни при каких обстоятельствах.

Читать еще:  Нужно ли вписывать в страховку прицеп

Следуя букве закона, самым «юридически правильным», да еще и без необходимости замены страховой компании, способом является смена страхователя по договору. Эти условия прописаны в пунктах Закона об ОСАГО, касающихся правил продления полисов. При заключении договора впервые КБМ равен 1. В случае, если по договору ОСАГО были произведены страховые выплаты, чтобы на будущий год КБМ был также равен единице, достаточно просто заключить договор на другого страхователя (того, на кого будет оформлен полис), а «бывшего» страхователя вписать в полис как лицо, допущенное к управлению автомобилем.
Интересно отметить, что если выплат по договору не было, а страхователь меняется, то КБМ также будет равен единице. Дополнительные расходы «бывшего» страхователя ограничиваются при этом лишь стоимостью доверенности на нового страхователя (если таковой не было до этого).

С введением ОСАГО, у мошенников вырос интерес к такому распространенному виду страхового мошенничества, как двойное страхование и двойное возмещение — когда автомобиль страхуется в нескольких страховых компаниях, и в случае ДТП мошенники пытаются получить несколько возмещений. Подобные действия пока еще удается совершать, так как единая информационная база страховыхкомпаний еще не создана. «Контроль за «двойным страхованием» сейчас обеспечивается требованием представления оригиналов всех справок и документов, подтверждающих факт страхового случая и оценку размера ущерба, — отмечает заместитель генерального директора РЕСО-Гарантия Игорь Иванов. Разумеется, службы безопасности крупнейших страховых компаний давно наладили взаимодействие как с правоохранительными органами, так и между собой, поскольку профессиональные страховые мошенники подчас идут на весьма изощренные хитрости, чтобы обмануть страховщиков.

Обман страховых компаний не носит массового характера, так как службы безопасности крупных компаний не дремлют. Вместе с тем, считают специалисты страхового бизнеса, полностью избавиться от мошенничества вряд ли удастся. Эффективность системы «бонус-малус» доказана мировым опытом страхования, а с созданием единой информационной базы страховых компаний обмануть страховщиков станет практически невозможно.

Верховный суд обязал платить по полису ОСАГО, купленному «задним числом»

Факт покупки полиса ОСАГО «задним числом» сам по себе не доказывает недобросовестности страхователя, решила коллегия Верховного суда РФ. Она обязала «АльфаСтрахование» выплатить возмещение по полису ОСАГО, приобретенному после ДТП.

Около десяти часов утра 11 августа 2017 г. владелец Honda Civic, не имея полиса ОСАГО, столкнулся с припаркованным автомобилем Kia. Через полтора часа после этого ДТП он пришел в офис «АльфаСтрахования» и купил полис ОСАГО. Факт приобретения полиса «задним числом» – после аварии – установлен судами и никем не оспаривается.

«АльфаСтрахование» отказалось возмещать владелице автомобиля Kia стоимость восстановительного ремонта машины (327 тыс. р.) по данному полису виновника аварии. Страховая компания указала, что в момент ДТП полис ОСАГО не действовал. Пострадавшая подала иск к страховщику.

Решением Ленинского райсуда г. Санкт-Петербурга этот иск был удовлетворен, и страховщика обязали заплатить. Суд указал, что полис ОСАГО был оформлен около 11:40 11.08.2017, уже после ДТП. Однако в самом полисе указано, что срок его действия – с 00:00 11.08.2017. При этом страхователь уплатил страховщику премию в полном размере.

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда решение первой инстанции было отменено. Апелляция указала, что гражданская ответственность виновника аварии не была застрахована, так как он купил полис уже после ДТП.

Президиум Санкт-Петербургского горсуда отменил определение апелляции, и вердикт Ленинского райсуда вновь обрел силу. Кассация указала, что, согласно указанным в полисе данным, он начинает действовать с 00:00 дня ДТП (11.08.2017). «При этом ответчиком действительность указанного полиса и факт оплаты страховой премии не оспаривались», – указывается в документе кассации.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 27 августа 2019 г. оставила в силе акты первой инстанции и кассации. Тем самым она обязала страховщика выплатить возмещение по полису, купленному после ДТП.

В кассационной жалобе «АльфаСтрахование» указывало, что, согласно пункту 1 статьи 9 закона об организации страхового дела, событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности наступления. «Свершившееся до заключения договора событие утрачивает свойство вероятности и случайности, вследствие чего не может быть признано страховым случаем», – указал страховщик. Компания добавляет, что страхователь повел себя недобросовестно и злоупотребил правом, купив полис уже после аварии.

Коллегию Верховного суда РФ, однако, доводы страховщика не убедили. Она указала, что:

  • Добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается априори, пока не доказано обратное (пункт 5 статьи 10 Гражданского кодекса).
  • Из статьи 3 закона об ОСАГО следует, что «обязательная автогражданка» в первую очередь направлена на повышение уровня защиты потерпевших. Данный спор возник между потерпевшей и страховщиком.
  • Из статьи 15 закона об ОСАГО следует, что страховщик несет ответственность перед потерпевшим, даже если установлено несанкционированное использование полиса и нарушение порядка его выдачи.
  • Из статьи 957 Гражданского кодекса следует, что договор страхования, «если в нем не предусмотрено иное», вступает в силу в момент уплаты страховой премии. Согласно полису «АльфаСтрахования» период страхования начался в 00:00 11.08.2017, указал суд.
  • «АльфаСтрахование» не заявило о несанкционированном использовании полиса, договор страхования не оспаривался и не был признан недействительным. Поэтому у суда первой инстанции и кассации отсутствовали основания для признания данного полиса ОСАГО ничтожным, «только лишь в связи с доводами ответчика о несоответствии этого договора положениям закона о понятии страхового риска и страхового случая».

Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск потерпевшей, указала коллегия Верховного суда РФ.

На момент публикации комментариев к ситуации от «АльфаСтрахования» и от других опрошенных АСН страховщиков не поступило.

Крайне негативный прецедент

Исполнительный директор юридической компании «Бенефит-Литигейшн» Виктория Алексанян заявила АСН, что данная позиция Верховного суда носит крайне негативный прецедентный характер и может спровоцировать новую волну случаев автомошенничества. По ее мнению, само поведение страхователя имеет признаки страхового мошенничества.

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Накануне.ru, Екатеринбург, 3 ноября 2010 г.

Коваль сделал предупреждение страховщикам

В Екатеринбурге накануне состоялась всероссийская конференция, на которую приехали главы отраслевых страховых объединений и Всероссийского союза страховщиков, а также глава Федеральной службы страхового надзора Александр Коваль. В настоящее время власти разрабатывают новые способы, благодаря которым недобросовестные компании можно будет «удалять» с рынка, о чем и предупредил страховщиков Коваль. Так, банкротство в этой сфере может приобрести массовый характер. Подробности – в материале Накануне.RU.

Финмаркет , 15 мая 2020 г.

Игнорирование отложенного ТО для автовладельцев чревато регрессными требованиями СК в случае ДТП

Автовладелец, который не исполнит новое требование закона ОСАГО об отложенном на период пандемии проведении техосмотра (ТО) транспортного средства, может не опасаться блокировки действующего полиса «автогражданки», сообщил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс в телеэфире «Утро России» в пятницу.

«Это предусмотрено новыми поправками в закон об ОСАГО», — сказал он. В то же время, по его словам, автовладелец может столкнуться с регрессным требованием со стороны страховщика ОСАГО. «В дальнейшем мы будем лоббировать полную отвязку полиса ОСАГО от диагностической карты», — сказал Юргенс.

Новыми поправками в закон об ОСАГО (приняты Госдумой в трех чтениях на этой неделе) установлен срок до 31 октября для тех водителей, которые не смогли при оформлении полиса ОСАГО в период действия ограничительных мер провести техосмотр автомобиля и получить новую диагностическую карту. Ранее без подтверждения актуального ТО по закону об ОСАГО полис купить было невозможно, а без полиса запрещен выезд на дороги. Теперь норма об отсроченном ТО вводится задним числом и распространяется на заключенные в апреле этого года договоры ОСАГО без диагностических карт.

С началом эпидемии были закрыты пункты ТО, в ряде регионов водители не могли исполнить требование о своевременном прохождении техосмотра. Поэтому ЦБ выступил с инициативой об отсрочке проведения техосмотра и «отрыве» на период карантинных мер продаж полисов ОСАГО от данных по актуальности диагностических карт водителей. Мера предложена регулятором как временная. Это положение и было закреплено поправками в закон об ОСАГО по инициативе ЦБ. Таким образом, водителю, который попустил срок прохождения ТО, теперь требуется сделать это до конца октября этого года.

О том, что ожидает нерасторопных автовладельцев, сообщил «Интерфаксу» заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов.

«РСА ведет мониторинг работающих операторов техосмотра, в некоторых регионах деятельность пунктов приостановлена полностью. В частности, не работают пункты ТО в Москве и Московской области», — сказал он.

«Водитель, который после октября продолжит выезжать на дороги с просроченной диагностической картой, действительно не рискует потерять полис ОСАГО. Однако если по его вине произойдет ДТП, а подтверждения актуального документа о пройденном ТО не окажется, страховщик ОСАГО после выплаты возмещения пострадавшему по закону получает право обратить регрессное требование к причинителю вреда в объеме произведенной выплаты», — сообщил Ефремов. Поэтому водителям нужно уложиться в сроки, отведенные законом для прохождения ТО.

Полная отвязка диагностических карт от полисов ОСАГО, по мнению Ефремова, возможна на более позднем этапе — при условии создания альтернативной системы контроля за прохождением ТО. «Когда заработает новый закон о техосмотре и будут введены штрафы за отсутствие диагностической карты (как подтверждения своевременно пройденного ТО), можно будет говорить о перспективе отмены действующей привязки карты к полису ОСАГО при оформлении договора», — заключил он.

Читать еще:  Дтп с пострадавшими легкая степень тяжести ответственность

Врезался, оформил задним числом ОСАГО — страховщик оплатит!

Разворачивались события следующим образом: гражданин Прутков, управляя автомобилем Honda Civic , въехал в припаркованный автомобиль Kia гражданки Дегтяревой, а позже еще и задел припаркованную Волгу. Дегтярева выяснила сумму восстановительного ремонта, которая составила 337 264 руб. 36 коп. и обратилась в страховую компанию.

Гражданская ответственность Пруткова была застрахована в «АльфаСтраховании», но истице в возмещении ущерба было отказано, так как в момент ДТП полис действовать не мог. Дело в том, что владелец Хонды каким-то образом оформил полис задним числом. То есть авария произошла 11 августа 2017 года в 10 часов, а полис был оформлен в тот же день, но в 11 часов 42 минуты.

Однако районный суд, несмотря на это обстоятельство, постановил удовлетворить иск Дегтяревой, аргументируя это тем, что Прутков полностью уплатил страховую премию и, кроме того, в страховом полисе оговорено начало его действия — с 00 часов 00 минут 11 августа.

Апелляционная инстанция отменила решение районного суда на том основании, что на момент аварии гражданская ответственность Пруткова застрахована не была, а в страховую компанию ответчик обратился уже после ДТП.

При этом в «АльфаСтраховании» не отрицали, что полис подлинный и оформлен он должным образом. Исходя из этого, президиум Санкт-Петербургского городского суда встал на сторону истицы, так как в полисе указан срок страхования с 00 ч. 00 мин. 11 августа.

В «АльфаСтраховании» не успокоились и дошли до Верховного суда. В заявлении страховщик указывал, что со стороны Пруткова имело место «недобросовестное поведение и злоупотребление правом при заключении договора после ДТП».

Верховный суд поставил точку в этом деле, постановив, что оснований для кассационной жалобы он не видит. По закону, договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или ее первого взноса. Однако в договоре был указан иной срок — до происшествия, и ориентироваться следует на него. Кроме того, страховщик обязан обеспечить контроль за использованием бланков полисов, это документ строгой отчетности, и компания несет ответственность за их несанкционированное использование.

«В случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевшего владельцем транспортного средства, обязательное страхование гражданской ответственности которого удостоверено страховым полисом обязательного страхования, бланк которого несанкционированно использован, страховщик, которому принадлежал данный бланк страхового полиса, обязан за счёт собственных средств возместить причинённый вред в порядке, установленном данным законом. Из приведённых положений закона следует, что страховщик несёт ответственность перед потерпевшим по обязательствам, удостоверенным принадлежащим страховщику полисом ОСАГО, в том числе и в случаях хищения бланка полиса, его несанкционированного использования, нарушения порядка выдачи полиса, искажения указанных в нем сведений», — говорится в документе Верховного суда.

Таким образом Верховный суд постановил оставить кассационную жалобу компании «АльфаСтрахование» без удовлетворения, а гражданке Дегтяревой — возместить ущерб.

ОСАГО задним числом // ВС согласился с выплатой по страховке, оформленной через два часа после ДТП

Гражданская коллегия Верховного суда (ВС) согласилась с выплатой по полису ОСАГО, оформленному через два часа после ДТП. Страховщик, АО «АльфаСтрахование», не оспаривал действительность полиса, но считал, что договор касается только тех случаев, которые произошли после оформления. Но в полисе было указано, что он действует с 00 часов 00 минут того дня, когда случилась авария. ВС решил, что это не освобождает компанию от ответственности, и оставил в силе решения судов, взыскавших выплату.

11 августа 2017 года в 10 утра Юрий Прутков наехал на припаркованный автомобиль Натальи Дегтяревой. Ответственность виновника была застрахована в «АльфаСтрахование». Но компания отказалась делать выплату Наталье Дегтяревой (337 тыс. руб.), сославшись на недействительность полиса на момент ДТП. Полис был выдан уполномоченным агентом в день аварии, но почти на два часа позже — в 11 часов 42 минуты. При этом он был оформлен «задним числом» со сроком страхования с 00 часов 00 минут 11 августа 2017 года по 24 часа 00 минут 10 августа 2018 года.

«АльфаСтрахование» настаивало, что страхование распространяется только на случаи, которые произошли после заключения договора страхования. Иначе то, что случилось до договора, утрачивает свойство вероятности и случайности и не может быть признано страховым случаем. Но первая инстанция не поддержала страховую компанию, посчитала полис действующим и взыскала с «АльфаСтрахование» выплату. У апелляции было другое мнение. На момент ДТП ответственность еще не была застрахована, потому что Юрий Прутков обратился за оформлением полиса после наезда на машину Натальи Дегтяревой. Кассация поддержала выводы первой инстанции: срок страхования охватывает момент ДТП, а «АльфаСтрахование» действительность полиса и факт оплаты страховой премии не оспаривала.

Гражданская коллегия ВС с доводами компании не согласилась (дело было рассмотрено 27 августа). По закону об ОСАГО [1] страховщик несёт ответственность перед потерпевшим по обязательствам, удостоверенным полисом ОСАГО. Освободить страховщика от ответственности получится при хищении бланка при условии, что страховщик заявит об этом в правоохранительные органы до страхового случая. Но в данном деле полис был подлинный, оформлен на бланке страховой компании, выдан уполномоченным агентом и распространял свое действие на весь день.

О несанкционированном использовании страховщик не заявлял. Значит, нет оснований признавать полис недействительным по правилам ст. 166 ГК. Впрочем, о недействительности полиса «АльфаСтрахование» и не говорила. Главный довод компании касался именно срока действия полиса.

В результате ВС не нашел оснований освобождать «АльфаСтрахование» от выплаты в пользу Натальи Дегтяревой. Гражданская коллегия оставила в силе решения первой инстанции и кассации, удовлетворивших требования пострадавшей в ДТП, а жалобу «АльфаСтрахования» — без удовлетворения.

Решение коллегии может открыть лазейку для страховых мошенников. Если следовать его букве, то при наступлении страхового случая можно пойти в тот же день в страховую компанию и получить полис, покрывающий этот страховой случай. Если в полисе моментом начала действия договора будет не момент заключения договора, а какой-то более ранний момент, страховщик освободиться от выплаты не сможет, если только не докажет потерю полиса.

[1] Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Авария задним числом

Напомним, что еще не столь давно, когда на рынке было огромное количество различных страховых агентов, такая практика мошенничества, как оформление полиса ОСАГО задним числом, была едва ли не стандартной. Она получила еще большее распространение, когда появилась возможность оформлять электронный полис. Ездит, к примеру, человек без страховки. И попадает в аварию. Тут же, чтобы не платить за ущерб из своего кошелька, быстро на смартфоне оформляет все документы, покупает электронный полис, а затем сообщает страховой компании, что попал в аварию.

Чтобы прикрыть эту лазейку мошенникам, для электронных полисов был установлен так называемый период охлаждения. То есть такой полис начинает действовать через три дня после покупки.

Так что же случилось, раз даже Верховный суд решил, что страховщик должен расплачиваться по полису, оформленному задним числом?

История началась 11 августа 2017 года. В этот день в 10 утра некий гражданин Прутков на своем автомобиле Honda Civic врезался в стоящий КIA, который затем врезался в стоящую «Волгу». Стоимость восстановительного ремонта KIA составила 337 тысяч рублей. Согласно полису ОСАГО ответственность Пруткова на тот момент была застрахована. И гражданка Дегтярева, которой принадлежал KIA, обратилась к страховщику за выплатой. Но тот ей в этом отказал, ссылаясь на то, что на момент аварии полис Пруткова не действовал.

Тогда Дегтярева обратилась в суд, который частично ее требования удовлетворил, взыскав со страховщика стоимость ремонта, компенсацию морального вреда, штраф и расходы на оплату услуг представителя. Однако такое решение не устроило страховщика, и он подал апелляцию. Апелляционный суд встал на сторону страховщика. Он отменил решение суда первой инстанции и принял новое: отказать Дегтяревой в удовлетворении ее требований. Но президиум Санкт-Петербургского городского суда апелляционное решение отменил и оставил в силе решение районного суда. А страховщик дошел до Верховного суда.

ВС в своем решении отметил: суд первой инстанции установил, что ДТП произошло в 10 утра, а полис был оформлен не ранее 11 часов 42 минут. Но признавая это, суд удовлетворил иск Дегтяревой, исходя из того, что премию Прутков выплатил полностью и в полисе указан срок его действия с ноля часов.

Отменяя это решение, апелляционная инстанция пришла к выводу, что ответственность Пруткова не была застрахована, поскольку договор был заключен после события.

А президиум Санкт-Петербургского городского суда, отменяя апелляционное решение, исходил из того, что в полисе прописан срок действия с ноля часов, при этом страховщик не оспаривал ни действительность полиса, ни факт его оплаты.

ВС указал, что согласно закону об ОСАГО, бланк полиса — документ строгой отчетности. И страховщик обеспечивает контроль за использованием бланков страховыми брокерами и страховыми агентами и несет ответственность за их несанкционированное использование. В случае несанкционированного использования бланка страховщик обязан за свой счет возместить причиненный вред, кроме случая хищения бланков. Но о хищении он должен заявить в уполномоченные органы до наступления страхового случая.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector