Trt-auto.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Утс по осаго 2019 судебная практика

Правительство РФ не поддержало исключение из состава выплат по ОСАГО утраты товарной стоимости автомобиля

По его словам, этот вопрос обсуждался на заседании фракции партии «Единая Россия» в Госдуме, а также на заседании правительственной комиссии по законопроектной деятельности 4 мая. На этом заседании представитель правительства заявил о несвоевременности внесения таких поправок в закон об ОСАГО.

В проекте заключения правительства (текст имеется в распоряжении агентства «Интерфакс-АФИ») отмечается, что поправки депутатов на эту тему «предусматривают исключение утраты товарной стоимости транспортного средства и износа заменяемых частей, узлов, агрегатов и деталей, подлежащих восстановительному ремонту, из состава убытков, возмещаемых по договору ОСАГО».

Однако в законопроекте не определены термин «износ» и порядок исчисления износа. «Предложенное в законопроекте определение понятия «утрата товарной стоимости транспортного средства» носит неконкретный характер, в частности, не установлено, что именно понимается под ухудшением функциональных характеристик транспортного средства», — говорится в заключении.

Кроме того, в представленных материалах отсутствует разъяснение причин, на основании которых не следует возмещать по договору ОСАГО убытки, связанные с ухудшением функциональных характеристик транспортного средства, не подлежащих восстановлению, указано в заключении правительства.

«Необходимо отметить, что президиум Верховного суда РФ 10 августа 2005 года при утверждении обзора практики Верховного суда за второй квартал 2005 года указал, что поскольку утрата товарной стоимости транспортного средства относится к реальному ущербу, она подлежит взысканию со страховой организации по договору обязательного страхования гражданской ответственности в пределах страховой суммы, установленной федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», — отмечается в проекте заключения правительства.

«Проведение ремонта транспортного средства, как правило, не восстанавливает полностью стоимость автомобиля, поврежденного в результате дорожно-транспортного происшествия. Утрата товарной стоимости в виде неустранимых зазоров между деталями, возникновения посторонних шумов при эксплуатации транспортного средства и прочего вреда, вызванного фактом аварии, является ущербом, который в соответствии с целью обязательного страхования, изложенной в преамбуле федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», может быть возмещен страховщиком в пределах страховой суммы», — говорится в документе.

Ранее сообщалось, что поправки в закон об ОСАГО, устраняющие двойное толкование относительно структуры выплат имущественного ущерба в ОСАГО, прошли рассмотрение в первом чтении в Госдуме РФ, идет подготовка ко второму чтению. Ожидается, что они снимут конфликт, который возник после решения Верховного суда, обязавшего страховщика выплатить возмещение пострадавшему в ДТП не только за реально проведенные ремонтные работы по восстановлению автомобиля, но и за утрату его товарной стоимости (УТС).

По мнению разработчиков законопроекта, закон об ОСАГО в действующей редакции не содержит указания о необходимости выплаты УТС, но и положения об исключении такого ущерба из состава выплаты ОСАГО также не содержит. «Отказ внести уточнения в закон легализует двойное его толкование. В результате практика применения в спорах об ОСАГО вынуждена ориентироваться на судебные прецеденты, хотя в России прецедентного права не существует», — пояснил агентству «Интерфакс-АФИ» представитель рабочей группы, готовившей данный законопроект для рассмотрения в Госдуме РФ.

«Мы готовы принять любое решение законодателя, главное, чтобы оно было однозначным. Именно этого автостраховщики будут добиваться в любом случае», — заявил агентству «Интерфакс-АФИ» первый заместитель генерального директора «Росгосстраха» (РТС: RGSC) Дмитрий Маркаров.

По его словам, структура выплаты в ОСАГО в настоящее время четко определена правилами и не содержит УТС. «Мы не против того, чтобы выплата была более весомой для страхователя. Но если эта позиция вносится, следом должны пересматриваться базовые тарифы в ОСАГО. Расчеты показывают, что включение УТС в состав выплаты по ОСАГО увеличит базовые тарифы в ОСАГО на 30-40%. Аналогичное решение, игнорирующее износ автомобиля, увеличивает базовый тариф минимум вдвое», — заявил Д.Маркаров.

Впрочем, правительственное заключение отвергает не все предложения авторов данного законопроекта. Возражений не вызывают статьи, которые накладывают определенные ограничения на страховщика ОСАГО. Понятие износа транспортного средства в законопроекте сохраняется, но устанавливается его предел в размере 80% от стоимости автомобиля. Это не позволяет страховщику признать износ машины равным 100% и не дает уклониться от выплаты полностью на этом основании.

Как отметила главный эксперт «Интерфакс-ЦЭА» Анжела Долгополова, в европейских странах понятие УТС вообще отсутствует. Самый близкий аналог этого критерия признается виртуальной величиной и отражает ущерб, который не сказывается на качественных характеристиках автомобиля, не влияет на реальную оценку его ходовых свойств после ремонта. «По существу это моральные потери машины, которые отличают побывавший и не побывавший в аварии автомобиль с точки зрения его оценки при продаже. Такой ущерб заложен в тарифе обязательного страхования автовладельцев, а удельный вес в выплате редко превышает 200 евро», — сказала аналитик.

«Конечно, УТС и споры вокруг этого понятия касаются только новых автомобилей, а не всего транспортного парка. Но в любом случае путаницу в понятиях лучше всего преодолеть специалистам и закрепить в положениях закона, а не перекладывать ответственность за те или иные технические оценки и решения на судебный корпус», — полагает она.

А.Долгополова напомнила, что базовый тариф в ОСАГО был установлен постановлением правительства РФ в начале действия закона — в середине 2003 года и до сих пор не пересматривался. «Его величина не отражает инфляции цен в сервисных центрах, инфляции издержек страховщиков, а также обесценения национальной валюты за этот период», — отметила она.

Кто возмещает УТС по КАСКО и ОСАГО

Возмещение утраты товарной стоимости автомобиля

Кто возмещает УТС автомобиля

Возмещение УТС — судебная практика

Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

В соответствии с Решением Верховного Суда РФ от 24.07.2007 N ГКПИ07-658 в состав страховой выплаты по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств были включены расходы по оплате величины утраты товарной стоимости имущества потерпевшего, т.е. при подаче заявления о наступлении страхового случая в рамках договора ОСАГО потерпевший вправе потребовать от Страховщика рассчитать УТС.

Возмещение УТС по ОСАГО

В случае если Страховщик не организовал соответствующую экспертизу в течение 5 дней, то потерпевший вправе самостоятельно заказать данную экспертизу, предоставив её в дальнейшем Страховщику.

В случае если страховой суммы (120 000 рублей или 160 000 рублей) по договору ОСАГО недостаточно для покрытий этого вида убытков потерпевшего, то он вправе обратиться непосредственно к причинителю вреда, т.е. виновнику ДТП с соответствующей претензией.

Возмещение УТС по КАСКО

В случае если потерпевший застраховал свою машину по договору КАСКО, то со Страховщика по договору КАСКО также можно потребовать возмещения величины утраты товарной стоимости поврежденного транспортного средства. В данном случае главное внимательно изучить Правила страхования, на которых Вы заключили вышеуказанный договор страхования.

В случае если утрата товарной стоимости ТС исключается из страховой выплаты следующим образом: «не является страховым случаем ущерб, вызванный утратой товарной стоимости ТС, вследствие его эксплуатации», то Вы можете требовать возмещения УТС на том основании, что данные расходы возникли у Вас вследствие ДТП, а не вследствие эксплуатации ТС.

Так же в силу ст. 3 Закона «Об организации страхового дела в РФ» целью организации страхового дела выступает обеспечение имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении страховых случаев. По договору имущественного страхования возмещению подлежат убытки в застрахованном имуществе, явившиеся следствием страхового случая, в пределах определенной договором страховой суммы (ст. 929 ГК РФ).

Поскольку страховым случаем по договору КАСКО является ДТП, то ущерб, вызванный ДТП подлежит возмещению Страховщиком. УТС как раз таким и является.

Если Вы решили взыскать утрату товарной стоимости поврежденного ТС, мы сможем помочь Вам, так как знаем, как Вам это будет сделать проще, быстрее и дешевле.

Смотрите также

Оценка ущерба автомобиля после ДТП

Возмещение ущерба при ДТП по ОСАГО и КАСКО

Кто возмещает УТС автомобиля по ОСАГО и КАСКО

Оценка рыночной стоимости автомобиля

Оценка ущерба от залива квартиры

Оценка рыночной стоимости квартиры

Утс по осаго 2019 судебная практика

Утрата товарной стоимости автомобиля (УТС)

Бесплатная консультация: тел. (812) 400-5-400

Утрата товарной стоимости автомобиля (далее по тексту «УТС») может быть охарактеризована преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автотранспортного средства, вызванным снижением прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий, вследствие выполнения ремонтных воздействий на его элементах. Как правило, это происходит в результате ДТП.

При проведении восстановительного ремонта автомобиля ему будут возвращены только функции транспортного средства, но не восстановлена его стоимость как имущества. В связи с этим, в установленных случаях для автомобиля рассчитывается УТС.

Утрата товарной стоимости — это деньги, которые не желают в добровольном порядке платить страховые компании по ОСАГО. Более того, страховые компании скрывают от пострадавших в ДТП сам факт, что такое понятие как утрата товарной стоимости существует.

Если Вашей машине менее 5 лет и износ менее 35% (ориентировочно пробег не более 80 тыс. км.), то согласно законодательства РФ, Вы имеете право получить дополнительную денежную выплату по ОСАГО — утрата товарной стоимости.

Страховые компании данную информацию не афишируют, и платят утрату товарной стоимости только по требованию пострадавшего в ДТП.

Утрату товарной стоимости можно рассматривать как компенсацию за моральный ущерб после ДТП, так как Вы невиновны, поэтому сумма утраты товарной стоимости автомобиля должна остаться у Вас в кармане после ремонта.

Общество Содействия Автомобилистам проведёт квалифицированную независимую экспертизу после ДТП и расчитает максимальную сумму утраты товарной стоимости автомобиля.

Для примера рассмотрим автомобиль стоимостью 500 тыс. руб., на котором требуется замена и окраска заднего бампера, замена и окраска задней двери, ремонт и окраска задней панели:

окраска и замена задней двери — 0,5%

окраска и замена заднего бампера — 0,35%

окраска и ремонт задней панели — 0,3% + 0,35%

Итого УТС = 500000 * (0,5 + 0,35 + 0,3 + 0,35) = 7500 рублей.

УТС может быть рассчитана для автомобилей, при осмотре которых выявлена необходимость выполнения одного из нижеперечисленных видов ремонтных воздействий:

  • устранение перекоса каркаса кузова автомобиля
  • замена несъемных элементов кузова автомобиля (полная или частичная)
  • ремонт отдельных (съемных или несъемных) элементов кузова автомобиля
  • полная или частичная окраска наружных поверхностей кузова автомобиля, окрашенных пластмассовых деталей (бамперов, спойлеров, корпусов зеркал и т. д.)
  • полная разборка салона автомобиля, вызывающая нарушение качества заводской сборки.

Как бы хорошо Вы не провели восстановление автомобиля после ДТП, все равно последствия ремонтных воздействий дадут о себе знать:

а) в процессе эксплуатации (нарушение заводской сборки, разнотон при покраске, ремонтные воздействия на кузов)
б) при продаже автомобиля (обнаружив ремонтные воздействия — покупатели уменьшают цену или отказываются от покупки).

В связи с вышеизложенным, УТС можно рассматривать как дополнительную компенсацию за последствия ДТП, которую можно получить со страховой компании.

Утрата товарной стоимости автомобиля в результате аварийного повреждения и последующих ремонтных воздействий определяется при его предъявлении в поврежденном виде (до восстановления) или УТС может быть расчитана по представленным документам (экспертиза, заказ-наряд СТО).

УТС не рассчитывается в случае, когда на момент повреждения, величина эксплуатационного износа автомобиля превышает 35% или с даты выпуска прошло более 5 лет.

Утс по осаго 2019 судебная практика

В 2019 году существует большое количество методик, позволяющих произвести расчёт утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО. Эксперты применяют следующие методы:

  • Министерства юстиции РФ;
  • руководящего документа;
  • Хальбгевакса.

Если возраст машины превышает 5 лет, а уровень износа больше 40%, прибегать к помощи экспертов бессмысленно. Правило объясняется присутствием зависимости УТС от цены машины на момент происшествия.

Методика Министерства юстиции

Метод Министерства юстиции применяется судебными экспертами. Расчет производится по следующей формуле:

УТС = цена авто до аварии х сумма коэффициентов для каждого элемента, требующего восстановления : 100

Коэффициент определяется экспертами. Процесс осуществляется по следующим правилам:

  • если необходимо заменить сваренные между собой элементы, значение показателя будет снижено на 20%;
  • если присутствует необходимость покрыть автомобиль лаком или краской, это снизит стоимость;
  • цена ремонта съемных деталей вместе с УТС не может быть больше, чем приобретение и процесс замены;
  • если обнаружено, что до аварии было осуществлено сравнение кузовного перекоса, значение коэффициента будет вдвое ниже.

Допустим, изначальная стоимость машины составляла 1000000 руб. Сумма коэффициентов износа составила 0,2. Тогда утерянная стоимость автомобиля по ОСАГО будет равна 1000000 х 0,2 : 100 = 2000

Метод руководящего документа

Метод считается наиболее сложным. Для него потребуется наличие определенных математических навыков. Если в расчете допущены ошибки, официальные структуры его не примут. Для определения показателя применяется следующая формула:

Читать еще:  Порядок выплаты страховки по осаго при дтп

Общая УТС = цена восстановления каркаса + цена починки съемных фрагментов + стоимость окрашивания + цена замены частей, нарушающих геометрию

Каждое значение показателя определяется в отдельности. Для этого применяется следующая формула:

Цена починки элемента = коэффициент изменения КТС, зависящий от износа деталей х сумма коэффициентов изменения УТС х стоимость покупки деталей в розницу

Получившееся значение перемножают на количество элементов, нуждающихся в ремонте. Допустим, после расчёта получились следующие данные:

  1. Цена восстановления каркаса — 10000 руб.
  2. Цена починки съемных элементов — 5000 руб.
  3. Цена окрашивания — 5000 руб.
  4. Цена замены частей, нарушающих геометрию — 20000 руб.

Тогда общая УТС авто = 10000 + 5000 + 5000 + 20000 = 40000 руб.

Метод Хальбгевакса

Для расчета компенсации утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2019 году, эксперт имеет право прибегнуть к помощи и других методов. На практике может применяться способ Хальбгевакса. Вместо амортизации в нём учитывается пробег. Метод наиболее популярен в Европе. Расчёт производится по формуле:

УТС = (коэффициент утраты товарной стоимости : 100) х (рыночная цена с учетом износа + цена ремонта)

Дополнительно предстоит определить ещё два показателя. Коэффициент относительной цены ремонта условно обозначают А. В процессе расчета нужен и коэффициент отношения цены работ к стоимости материалов и запчастей. Показатель условно обозначают Б. Они определяются по формулам:

  • А = (цена работ : стоимость материалов) х 100%;
  • Б = (стоимость материалов : цена работ) х 100%.

Показатели А и Б требуются для определения коэффициента утраты товарной стоимости. Процесс осуществляется при помощи специальной таблицы. Для многих метод удобнее. Однако применять его самостоятельно можно только для контроля за правильностью расчетов специалиста. Чтобы претендовать на возмещение, потребуется экспертное заключение.

Допустим, коэффициент А составил 10%, а коэффициент Б меньше 50. Чтобы производить дальнейшие расчеты, потребуется заглянуть в таблицу. Во внимание принимается период эксплуатации транспортного средства. В первой колонке находится получившееся значение А соотношения. В выбранной графе левее располагается Б соотношение. В зависимости от месяца эксплуатации определяется коэффициент. Допустим, он составил 2. Рыночная цена с учетом износа составила 5000000, а за ремонт пришлось заплатить 10000 руб. Тогда УТС = (2:100) х (500000 + 10000) = 10200

Таблица Хальбгевакса для определения максимальной величины УТС для легковых автомобилей

Данный метод не применим для машин участвующих в двух и более ДТП.

Что делать, если отказали в выплате?

В 2019 году в 90% случаев страховщик отказывается предоставлять компенсацию утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО. Поэтому гражданин должен быть готов к судебному разбирательству. Ему потребуется собрать пакет подтверждающих документов и оформить исковое заявление. Без экспертной оценки не обойтись. Важно удостовериться, что ситуация удовлетворяет условиям возмещения УТС.

Действия страховщика можно обжаловать в судах общей юрисдикции. Гражданский кодекс устанавливает, что общий срок давности по делам, связанным с ДТП, равен 3 года.

Судебная практика

Большинство исков с требованием о возмещении УТС машины по ОСАГО удовлетворяются. Однако присутствуют и отрицательные результаты. Решение может быть принято, если гражданин неверно составил пакет документации или затребовал слишком большую сумму, пренебрегая обращением к экспертам для проведения расчета. Суд может счесть требования заявителя неправомерными и по ряду других причин.

В этой ситуации дело выигрывает страховщик. Поэтому точно ответить на вопрос о том, удастся ли возместить утраченную стоимость автомобиля по ОСАГО, нельзя. Суды часто удовлетворяют иски граждан, мотивируя решение постановлением Пленума ВС РФ №58 от 26 декабря 2017 года. Важно, чтобы авто удовлетворяло установленным законом требованиям для получения возмещения по УТС.

Как взыскать утрату товарной стоимости автомобиля в 2019 году с виновника ДТП?

Если доступный лимит по ОСАГО превышен, в 2019 году обратить взыскание можно на виновника ДТП. Для получения выплаты придётся подать иск в суд. Процесс начинается на основании заявления гражданина. Оно составляется в соответствии с нормами статьи 131 ГПК РФ. В документе важно указать название суда, в адрес которого направляется бумага. Информация указывается полностью. Далее пишутся сведения об истце и ответчике. Затем предстоит указать суть произошедшего и представить доказательства, подтверждающие обстоятельства. Должна быть обозначена цена иска, если он подлежит оценке. Дополнительно стоит зафиксировать перечень прилагаемых документов.

Бумага передается в канцелярию суда, который будет заниматься разбирательством. Представители учреждения проверят иск на правильность заполнения. Если бумага составлена с соблюдением норм, ее примут. В случае наличия ошибок документ отправляется на доработку.

Когда принятие бумаги завершено, перечень прилагаемых документов будет изучен и назначено разбирательство. Участникам процесса отправят извещение.

Как взыскать утрату товарной стоимости автомобиля по КАСКО?

Взыскать УТС автомобиля в 2019 году можно и по КАСКО. Правило закреплено постановлением Пленума ВС от 27 июня 2013 года. Схема получения денежных средств не отличается от классической. Гражданину предстоит обратиться в свою страховую компанию с заявлением о возмещении утраченной стоимости. Дополнительно стоит привлечь к процедуре независимого оценщика, который определит размер компенсации по УТС. Если страховщик отказывается предоставлять возмещение, потребуется подать иск в суд. В нём указываются претензии к организации. Иск дополняется пакетом документов. В него нужно включить:

  • полис КАСКО;
  • бумаги, подтверждающие, что машина принадлежит истцу;
  • бумаги от СТО, в которых указаны требуемые детали и их стоимость, а также цена ремонта;
  • протокол о ДТП;
  • бумаги, предоставленные оценщиком.Большинство дел удаётся выиграть. Важно правильно сформировать доказательную базу и произвести расчёт значения показателя.

Нюансы

Владельцем автомобиля может быть не только физическое, но и юридическое лицо. В этой ситуации также требуется наличие полиса ОСАГО. Организация, владеющая автомобилем, может рассчитывать на возмещение утраты товарной стоимости автомобиля. Однако процесс оформления заявления меняется. Оно подаётся от имени учреждения. Получателем денежных средств также будет юридическое лицо. Деньги поступят на счёт компании, владеющей машиной. Если присутствует потребность в судебном разбирательстве, бумаги направляются в арбитражный суд. Если компенсации по ОСАГО не хватило для удовлетворения финансовых претензий организации, обращение будет рассматриваться в районном суде.

Как возместить утрату товарной стоимости автомобиля?

Приобретение нового авто всегда связано со значительными затратами. Тем обиднее бывает владельцу транспортного средства, попавшего в ДТП не по своей вине. Даже если собственник получил причитающиеся выплаты и отремонтировал пострадавшую машину, ее рыночная стоимость заметно снизилась. Однако в ряде случаев реально компенсировать ущерб, связанный с утратой товарной стоимости автомобиля (УТС). Разберемся, когда автовладелец вправе рассчитывать на дополнительное страховое возмещение, что предпринять, чтобы получить его в полном объеме.

Что такое утрата товарной стоимости авто?

УТС представляет собой разницу между рыночной стоимостью автомобиля, не попадавшего в ДТП, и машины аналогичной марки, года выпуска, пробега, побывавшей в аварии. Говорить об утере товарной стоимости можно, если транспортное средство виновника на момент аварии было застраховано.

Право водителя требовать возмещения УТС возникает на основании ст. 5 закона № 40-ФЗ «Об ОСАГО». В ней сказано, что страховщик обязан возмещать ущерб, возникший в результате потери товарной стоимости автомобиля. Именно на эту норму закона ссылаются при возникновении споров.

Недобросовестные компании пытаются уклониться от выплат, мотивируя свои действия пп. «б» п. 2 ст. 6 закона № 40-ФЗ. То есть рассматривают утрату товарной стоимости как упущенную выгоду. Автовладелец вправе отмести эти аргументы, ссылаясь на разъяснения ВС РФ, приведенные в Постановлении № 58. Оно прямо говорит о том, что утеря товарной стоимости является реальным ущербом. Поэтому она должна возмещаться страховщиком в рамках, предусмотренных условиями договора.

Условия компенсации УТС по ОСАГО

Если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО либо его полис поддельный, взыскать УТС со страховой компании нельзя. Требовать возмещения ущерба придется с нерадивого водителя. В тех случаях, когда транспорт пострадавшей стороны застрахован по КАСКО, возможность выплаты определяется условиями полиса.

Перечислим условия, при соблюдении которых страховая обязана возместить пострадавшему действующим с полисом ОСАГО утрату товарной стоимости автотранспорта:

  1. Возраст легкового автомобиля – менее 5 лет для иномарок, 3 лет – для отечественных машин.
  2. Транспортное средство попало в аварию впервые.
  3. Владелец пострадавшего авто невиновен в аварии.

С 2019 г. из Методических рекомендаций Минюста убрали ссылку на отказ в возмещении УТС при определенном проценте износа. Но если страховщик выявит повреждения, случившиеся до аварии, получить возмещение не удастся.

Потеря товарной стоимости не рассчитывается, если:

  • легковой автомобиль эксплуатируется в интенсивном режиме более 2,5 лет;
  • транспортное средство ранее ремонтировалось;
  • на момент аварии на авто присутствовали следы коррозии.

Порядок расчета УТС

Утрата товарной стоимости – условная величина, получаемая расчетным путем. В законе об ОСАГО нет каких-либо указаний на то, как ее определять. Базовые правила исчисления сумм восстановительного ремонта изложены в Положении №432-П ЦБ РФ о методике расчета стоимости восстановительного ремонта. Однако оно не содержит конкретных правил и формул. Поэтому для определения УТС используют иные методики.

Чаще всего применяются методические рекомендации Минюста (МР2018), вступившие в силу с 2019 г. взамен рекомендаций МР2013 в редакции 2015 г. Согласно документу, УТС вычисляется по формуле:

Сутс = Сктс * ∑Кутсi / 100%, где Кутсi является поправочным коэффициентом по элементам ремонта.

Реже используется метод руководящего документа, заключающийся в суммировании стоимости ремонта отдельных элементов конструкции авто. Формула для расчета:

Хобщ. = Хкар.+ Хэл. + Хокр. + Хкуз.

Стоимость каждого вида ремонта исчисляется по дополнительным формулам, учитывающим степени износа транспортного средства, количество заменяемых деталей, их розничную цену.

Действия при отказе в возмещении УТС

Автовладельцу, решившему отстаивать свои права, нужно следовать приведенному ниже алгоритму:

  1. Провести независимую экспертизу состояния автомобиля для определения размера УТС.
  2. Обратиться к страховщику с заявлением о возмещении утраты товарной стоимости. Оно пишется в свободной форме.
  3. В случае отрицательного результата – составить досудебную претензию. Если бумага составлена правильно, страховщик возместит ущерб.
  4. В тех случаях, когда водитель считает сумму компенсации недостаточной, либо страховая компания вовсе не планирует платить, следует обратиться с соответствующим иском в суд.

Заявление должно содержать:

  • наименование судебного органа;
  • Ф. И. О., паспортные данные, сведения о прописке истца и ответчика;
  • описание ситуации, при которой транспорт утратил товарную стоимость;
  • суть требований – возместить УТС в полном объеме;
  • дату и подпись истца.

К иску нужно приложить подтверждающие документы:

  • акт независимой экспертизы;
  • копию досудебной претензии страховщику;
  • его письменный отказ выплатить деньги;
  • квитанцию об уплате госпошлины за рассмотрение дела.

Судебная перспектива

Вероятность решения дела в пользу автолюбителя высока: отказы в возмещении случаются редко. Связаны они с неверным оформлением бумаг, подтверждающих исковые требования, или с некорректностью расчета УТС, осуществленного независимым экспертом.

Как выбрать компанию-оценщика?

Исковые требования автовладельца будут удовлетворены только в случае безукоризненно проведенной экспертизы. Поэтому ее проведение доверяют специалистам, рассчитывающим УТС в соответствии с требованиями нормативных актов.

При выборе оценщика обращайте внимание на:

  • «возраст» компании – чем дольше она работает, тем лучше;
  • профессионализм – наличие у персонала сертификатов о прохождении обучения гарантирует правильное применение оценочных методик;
  • срок проведения оценки – независимая экспертиза не делается за 15 минут. На качественный осмотр поврежденного авто и составление заключения уходит не менее 1 рабочего дня;

Имеет значение даже стоимость услуги: демпинговые расценки оценочной компании являются практически 100%-ной гарантией получения неграмотного экспертного заключения и, как следствие, отказа в возмещении УТС.

Утс по осаго 2019 судебная практика

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Публикации и практика
  • Главная
  • Утрата товарной стоимости (УТС) автомобиля. Взыскание, судебная практика

Определение понятия УТС

Утрата товарной стоимости (УТС) транспортного средства — уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта (см. решение Верховного Суда РФ от 24.07.2007 N ГКПИ07-658).

Вопрос: учитывается ли утрата товарной стоимости при определении размера страховой выплаты (относится ли УТС к реальному ущербу, или к упущенной выгоде)?

Ответ: да, утрата товарной стоимости учитывается при определении размера страховой выплаты.

Разъяснения Верховного Суда РФ об отнесении УТС к реальному ущербу

Решением Верховного Суда РФ от 24.07.2007 N ГКПИ07-658 признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац первый подпункта «б» пункта 63 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года N 263 (в редакции Постановления от 18 декабря 2006 года N 775), в части, исключающей из состава страховой выплаты в случае повреждения имущества потерпевшего величину утраты товарной стоимости.

Читать еще:  Отп банк заявление на отказ от страховки по кредиту образец

При этом Верховный Суд РФ указал:

«. В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1); под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Из анализа статьи 6 во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» следует, что при причинении вреда имуществу потерпевшего возмещению в пределах страховой суммы подлежит реальный ущерб. Такое условие публичного договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств непосредственно закреплено и в подпункте «а» пункта 60 оспариваемых Правил.

Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

Таким образом, утрата товарной стоимости транспортного средства, влекущая уменьшение его действительной (рыночной) стоимости вследствие снижения потребительских свойств, относится к реальному ущербу и наряду с восстановительными расходами должна учитываться при определении размера страховой выплаты в случае повреждения имущества потерпевшего».

Определением Верховного Суда РФ от 06.11.2007 N КАС07-566 Решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 июля 2007 года оставлено без изменения, кассационная жалоба Правительства Российской Федерации — без удовлетворения.

Пленум ВС РФ в 2017г. подтвердил, что УТС подлежит возмещению, в том числе когда автомобиль ремонтируется по ОСАГО

К реальному ущербу, возникшему в результате дорожно-транспортного происшествия, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится также утрата товарной стоимости, которая представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

Утрата товарной стоимости подлежит возмещению и в случае, если страховое возмещение осуществляется в рамках договора обязательного страхования в форме организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, с которой у страховщика заключен договор о ремонте транспортного средства, в установленном законом пределе страховой суммы ( См. п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»)

Постановление Пленума ВС РФ 2015 года (утратившее силу) содержало аналогичные разъяснения об УТС:

«Утрата товарной стоимости (УТС) относится к реальному ущербу, а не к упущенной выгоде. К реальному ущербу, возникшему в результате дорожно-транспортного происшествия, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится также утраченная товарная стоимость, которая представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

Утраченная товарная стоимость подлежит возмещению и в случае выбора потерпевшим способа возмещения вреда в виде организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, с которой у страховщика заключен договор о ремонте транспортного средства в рамках договора обязательного страхования» ( см. п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. № 2 ).

Вернуться к оглавлению обзора судебной практики: Страховая выплата по ОСАГО. Порядок, сроки, иски. Судебная практика

ВС: страховщик должен компенсировать утрату товарной стоимости

Верховный суд РФ встал на сторону автовладелицы, которой компания «НАСКО» отказала в возмещении утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО.

Это следует из определения ВС РФ. 22 августа 2015 г. Ольга Арепьева попала в ДТП по вине другого водителя, Арама Восканяна. Ее автомобиль Audi A4 получил повреждения. Компания «НАСКО», в которой была застрахована ее гражданская ответственность, выплатила автовладелице в порядке прямого возмещения убытков 232,6 тыс. р.

Однако независимая техническая экспертиза показала, что реальный размер ущерба составил 450,4 тыс. р., а утрата товарной стоимости автомобиля ‒ 77,3 тыс. р.. Ольга Арепьева направила страховщику и виновнику аварии претензии с требованием возместить ей оставшуюся часть ущерба.

Реакции на претензии не последовало, поэтому женщина обратилась в Прикубанский районный суд г. Краснодара с требованием взыскать со страховщика возмещение в размере 167,4 тыс. р., штраф 83,7 тыс. р., компенсацию морального вреда 5 тыс. р. С Арама Восканяна она требовала взыскать компенсацию ущерба 127,7 тыс. р. и морального вреда в размере 5 тыс. р. Также солидарно со страховщика и виновника аварии женщина просила взыскать компенсацию стоимости юридических услуг в размере 25 тыс. р., стоимости независимой экспертизы в размере 9 тыс. р. и расходы на нотариальное удостоверение доверенности в размере 1,5 тыс. р.

6 октября 2016 г. суд отказал Арепьевой в удовлетворении требований. Согласно заключению судебной автотехнической экспертизы, стоимость восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа составила 218 тыс. р., а вероятная утрата товарной стоимости — 43,3 тыс. р. Поскольку выплата «НАСКО» превысила стоимость ремонта, а размер УТС имел вероятностный характер, суд счел требования не подлежащими удовлетворению.

Поданная автовладелицей в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда апелляция 21 марта 2017 г. также была оставлена без удовлетворения.

Тогда автовладелица обратилась в Верховный суд РФ с кассационной жалобой, и она была удовлетворена. ВС отметил, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу, и в ее возмещении страхователю не может быть отказано. Кроме того, в удовлетворении требования о возмещении убытков нельзя отказать только на том основании, что их точный размер невозможно установить, посчитал Верховный суд.

При этом, если для устранения повреждений имущества Арепьевой использовались новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав ее реального ущерба полностью, несмотря на то, что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения, следует из определения. Также в состав реального ущерба следует включать не только фактически понесенные человеком расходы, но и расходы, которые он должен будет произвести для восстановления нарушенного права (п. 2 ст. 15 ГК РФ), посчитал ВС.

«Отказ в иске о возмещении убытков в полном объеме нарушает конституционный принцип справедливости и лишает заявителя возможности восстановления его нарушенных прав», ‒ заключил Верховный суд, отменив решения первых двух инстанций и направив дело на новое рассмотрение.

Утс по осаго 2019 судебная практика

Вот пример того, как из мухи выращивают слона. Что это вполне возможно при правильном отношении и надлежащем уходе. Поначалу мы имели совсем пустяковое дело, однако, когда оно завершалось, его было уже не узнать.

ВИД СТРАХОВАНИЯ. ОСАГО

ОТВЕТЧИК. «Альфа-страхование» и ООО «Центурион»

СУММА ИСКА. С «Альфы»: 25 812 руб. 80 коп. (страховое возмещение) + 4 519 руб.39 коп. (УТС) + 8 086 руб. (неустойка) + расходы + 8 686 руб. 68 коп.с ООО «Центурион» (разница между реальным ущербом и стоимостью восстановительного ремонта и расходы) = 51 585 руб. 13 коп.

ВЗЫСКАНО. С «Альфы»: 29 630 руб. 28 коп. (страх. возмещение) + 4 480 руб. (экспертиза) + 14 605 руб. (судебная экспертиза) + 7 226 руб. 82 коп. (неустойка) + 12000 руб. (расходы на представителя) + 4519 руб. 39 коп. (УТС) + прочие расходы = 74 919 руб. 49 коп.

ООО «Центурион» прекратил существование.

МЕСТО РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА. Головинский районный суд г. Москвы, Симоновский районный суд г. Москвы, Мосгорсуд

ДАТА. Автомобиль был поврежден 18 декабря 2009 г. Истец обратился к нам более чем через полгода. 3 декабря 2010 г. судом вынесено первое определение по делу. Окончательное решение вынесено Мосгорсудом 20 июля 2012 г.

В декабре 2009 года в Москве случилась вполне рядовая и сравнительно безобидная авария. Никаких пострадавших. Только два автомобиля — «Газель» и FordFocusслегка повреждены. Однако «Альфа», которой предстояло расплатиться по ОСАГО с владельцем «Фокуса», решила преуменьшить и без того малый ущерб. Она заплатила 18 548 руб. 82 коп. Нанятые ею эксперты насчитали именно такую сумму, хотя было видно невооруженным глазом, что восстановительный ремонт на эти деньги не проведешь. Эксперт, приглашенный нами для определения истинного размера ущерба, пришел к выводу, что полный ремонт будет стоить 51 938 руб. 73 коп. Сумма восстановительного ремонта, которую можно смело требовать с компании, конечно, поменьше, но все равно не сравнима с цифрой, предложенной «Альфой». Все-таки эта сумма составляет не восемнадцать с половиной тысяч, а 44 361 руб. 62 коп. Значит, возмещение должно составить 25 812 руб. 80 коп. С учетом суммы за УТС (утрата товарной стоимости), неустойки, цены экспертизы получалось, что «Альфа» должна нашему истцу 42 898 руб. 75 коп., но и это, по нашему мнению, было еще не все.

С одной стороны, мы вроде бы не имеем права требовать с компании полную сумму ремонта. Ведь, согласно закону «Об ОСАГО», страховщик отдает деньги лишь за восстановительный ремонт (с учетом износа деталей). Но, с другой стороны, Гражданский кодекс позволяет требовать полного возмещения ущерба (статья 15 ГК РФ). Разницу между ценой полного и восстановительного ремонта мы решили попробовать взыскать с компании «Центурион», в которой работал водитель «Газели». То есть в деле фигурировало два ответчика.

Первый акт пьесы развернулся в Головинском суде. Выступая против двух ответчиков, мы воспользовались правом подать иск по подсудности любого из них на свой выбор. Подали в Головинский, по месту регистрации «Центуриона». Любопытно, что «Альфе» это не понравилось, и она пыталась «перевести» дело в Симоновский суд, по своей подсудности. Однако не вышло — Головинский суд указал, что такое требование не обосновано. «Альфа» называет «Центурион» ненадлежащим ответчиком и в этом совершенно не права. Ненадлежащий перед нами ответчик или надлежащий — это может быть определено только судом. А пока что истец реализовал свои законные требования, сделав выбор между двумя судами. И поэтому желание «Альфы» передать дело в Симоновский суд не имеет никаких оснований. Дело остается в Головинском суде.

2. ПЕРВАЯ ЖАЛОБА В МОСГОРСУД

Однако такой ответ Головинского суда – что нет смысла передавать дело в Симоновский – по-прежнему не устраивал «Альфу». Остается только гадать, откуда взялось настолько упорное стремление «перевести» дело по своей подсудности. Но оно было таким настойчивым, что адвокаты страховщика подали жалобу в Мосгорсуд. Впрочем, безрезультатно. Мосгорсуд решил, что Головинский суд, оставив дело у себя, совершенно прав.

В тот момент казалось несколько странным, что вот уже и Мосгорсуд вовлечен в такую скромную с виду историю. Мы не подозревали что это еще цветочки – лишь первое хождение дела во вторую инстанцию.

3. ПЕРВЫЙ ПРОИГРЫШ

В наших требованиях Головинский суд полностью отказал. При этом отказ взыскать деньги с «Центуриона» выглядел более убедительно, чем отказ взыскать с «Альфы». Суд утверждал, что «Центурион» платить не должен, поскольку его ответственность застрахована. А ничего кроме цены восстановительного ремонта, причитающейся со страховой компании, истец требовать не в праве, так как восстановительный ремонт — это и есть ни что иное как полная компенсация всех понесенных убытков.

Отказ взыскать деньги со страховой казался сомнительней. Вслед за компанией суд посчитал, что поскольку первая экспертиза (проведенная страховщиком) сама по себе не вызывает сомнений, проводить новую не имело смысла. При этом результаты второй экспертизы суд как будто особо не интересовали. Он вообще не придавал значения тому факту, что есть две экспертизы, противоречащие друг другу. Между делом было лишь упомянуто, что хотя автомобиль истицы частично отремонтирован, чеки, подтверждающие расходы на этот частичный ремонт, истцом представлены не были. В довершении было замечено, что истица может обратиться в суд еще раз, если сумеет представить доказательства, не продемонстрированные сегодня.

Стоит ли говорить, что во взыскании УТС (утрата товарной стоимости) тоже отказали. Суд буквально повторил довод «Альфы» о том, что об УТС не приходится говорить, так как истец не собирается продавать автомобиль.

Какие еще нужны доказательства, если есть противоречащие результаты двух экспертиз? Мы обжаловали дело в Мосгорсуде, и это имело эффект. Мосгорсуд отправил дело обратно в Головинский, указав на два, по его мнению, серьезных просчета.

Во-первых, Головинский суд совершенно некорректно повел себя в вопросе рассмотрения доказательств. Он учел результаты экспертизы страховой компании, но почему-то пренебрег экспертизой истца. Несправедливый подход в данном случае налицо.

Читать еще:  Как правильно оформить каско

Во-вторых, было сказано, что Головинский суд совершенно напрасно отклонил требование возместить УТС. Мосгорсуд рекомендовал пересмотреть решение по УТС с учетом положений статьи 15 ГК РФ. Имелось в виду следующее: оснований полагать, что истец собирается продавать машину, действительно, нет, однако это не значит, что об утрате товарной стоимости не может идти никакой речи. Ведь можно же предположить, что автомобиль будет продан впоследствии? Не только можно, но и нужно. Статья 15 среди прочего предписывает возмещение упущенной выгоды, то есть расходов, которые истец получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

5. ГОЛОВИНСКИЙ СУД В НОВОМ СОСТАВЕ

После того как дело побывало в Мосгорсуде и вернулось в Головинский, наконец-то случилось то, чего истец вправе был ожидать еще на предыдущем этапе. Была назначена судебная экспертиза, призванную определить, какой из экспертов ближе к истине? Нанятый нами или нанятый страховщиком?

Перед экспертом поставили два вопроса:

1) Какова стоимость восстановительно ремонта?

2) Какова стоимость УТС?

При этом представители ответчиков в заседание не явились, и эксперт от них никаких вопросов не получил.

6. ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ «АЛЬФЫ»

Напомним, что дело рассматривалось в Головинском суде, потому что такова была «прописка» одного из ответчиков, компании «Центурион». Но прежде чем закончилось дело, компания эта прекратила существование, влившись в состав «Элистинскойсотовой» из Хабаровска. И вот после этого дело «переехало». Головинский суд передал его Симоновскому. То есть произошло то, чего с самого начала хотела «Альфа».

7. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ПОБЕДА

Симоновский суд оценил две экспертизы и пришел к выводу, что наша ближе к истине. Соответственно он решил взыскать с «Альфы» в пользу нашего истца 29 630 руб. 28 коп. (наши требования были несколько скорректированы). Однако взыскивать УТС суд отказался. С одной стороны, он отметил, что существует решение Верховного суда, согласно которому УТС должно включаться в реальный ущерб. Однако это решение датируется 2007 годом, а уже позже, в 2008 году, пункт 63 Правил ОСАГО, где объясняется, что такое расходы на восстановительный ремонт, был отредактирован, и после этого редактирования, никакого упоминания об УТС там нет. То есть на пункт 63 как на положение более молодое и следует в конце концов ориентироваться.

8. СУДИТЬСЯ, ТАК ДО КОНЦА

С согласия нашего клиента мы решили не мириться с потерей УТС, а отсудить эту небольшую сумму. И снова подали апелляционную жалобу в Мосгорсуд. Точнее не снова, а впервые. Предыдущая жалоба была кассационной.

Совпало так, что нашему клиенту, как и нам, вопрос об УТС представлялся принципиальным. И ведь, действительно, если как следует разобраться, то почему УТС должна приниматься во внимание только когда автомобиль собираются продавать? Вот автомобиль до аварии. А вот тот же автомобиль, восстановленный после аварии. УТС — это ничто иное как разница между ценой доаварийного и восстановленного автомобиля. Автомобиль после ремонта дешевле. То есть восстановительный ремонт не достиг своей цели — ровно ту же самую доаварийную цену машине вернуть не удалось. Значит возмещение УТС — требование совершенно уместное. Восстановительный ремонт + УТС это и есть полное восстановление.

Коллегия Мосгорсуда придерживалась того же мнения. Нет оснований, считала она, не признавать УТС реальным ущербом. Воспользовавшись своим правом, коллегия не стала отправлять дело на повторное рассмотрение, а просто изменила решение суда первой инстанции.

Вот такое решение насчет УТС, пожалуй, и надо считать главным результатом этого незначительного с финансовой точки зрения, но такого затянувшегося, трудного дела. Все-таки в восьмом акте драмы Мосгорсуд заявил определенно и внятно: УТС — это ущерб, и она должна быть выплачена, если мы хотим, чтобы материальное положение истца нисколько не ухудшилось по сравнению с тем, каким оно было до момента аварии.

Утеря товарной стоимости автомобиля ОСАГО

Чтобы водитель имел законное право выезжать на дорогу общего пользования на территории Российской Федерации, он должен иметь действующий полис ОСАГО. Если по его вине пострадает другой участник движения, то финансовое возмещение в пределах лимита произведёт страховая компания. На величину компенсации по страховке влияет модель автотранспорта и его рыночная стоимость. Для расчёта используется особая методика. Компенсация УТС по ОСАГО в 2020 году осуществляется в каждом случае. Автомобилистам было бы полезно получить детальную информацию о методиках расчёта показателя и осознать принцип его определения. Это позволит контролировать и отстаивать собственные права.

Что такое УТС по ОСАГО

Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО — это понижение цены машины из-за ухудшения ее привлекательности и параметров в результате аварии на дороге. Страховщики должны возместить УТС по ОСАГО. В его состав входят:

  • ухудшение внешнего восприятия автомобиля, в том числе из-за нарушения ЛКП;
  • снижение параметров прочности деталей и узлов, которые произошли в результате ремонтных работ по восстановлению исходных характеристик автомобиля;
  • ухудшение эксплуатационных параметров.

Что говорится об УТС по ОСАГО в российском законодательстве

В Федеральном законе «Об ОСАГО» об УТС ничего не говорится. Раньше страховщики использовали этот факт для отказа в возмещении. В декабре 2017 года Пленум Верховного Суда издал постановление №58 «О применении закона об ОСАГО». В 37 пункте документа говорится, что понижение товарной стоимости равносильно ущербу, поэтому оно должно быть возмещено. К сожалению, на практике к этому документу обращаются нечасто. Многие страховщики не имеют представления о Постановлении Пленума Верховного Суда №58.

УТС можно задействовать и по отношению к КАСКО. В Постановлении Пленума Верховного Суда «Об использовании судами закона о добровольном страховании» от 27.06.13 говорится, что сокращение товарной стоимости приводит к удешевлению по итогам дорожного инцидента и последующего восстановления автотранспорта. Параметр относится к реальному ущербу. Это значит, что страховая не имеет права отказать в его компенсации.

Когда осуществляется возмещение утери товарной стоимости автомобиля ОСАГО

Чтобы получить УТС по ОСАГО, необходимо выполнить такие условия:

  • Автомобилист не должен быть виноватым в ДТП.
  • Автомобиль эскплуатируется меньше установленного временного периода: для машин, изготовленных на территории Российской Федерации, — это три года; для иномарок — пять лет.
  • Выплата УТС по ОСАГО в 2020 году производится по судебному решению.
  • Максимальная величина выплаты – 400 000 рублей.
  • Запчасти, рассматриваемые при расчёте УТС, не должны иметь повреждений в иных ДТП.

Когда страховщики уполномочены отказать в возмещении утери товарной стоимости автомобиля по ОСАГО

Далеко не во всех случаях решение о компенсации утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО может быть принято в 2020 году. Страховщик может отказать в таких ситуациях:

  • автомобиль старше максимально обозначенного возраста;
  • автомобилист является виновником ДТП;
  • при начислении компенсации будет превышена максимальная страховая сумма.

#ВАЖНО

Если компенсация по УТС частично превышает страховой лимит, то она будет произведена в пределах 400 тысяч рублей. Остальное потребовать у страховщика не получится. При этом пострадавший может попробовать получить эти деньги от водителя, который виноват в дорожном инциденте.

Некоторые организации предлагают клиентам помощь. Они заявляют, что помогут получить полную выплату УТС по ОСАГО, даже если ситуация попадает под обозначенный выше список. При использовании их услуг важно быть предельно внимательными, поскольку это могут быть обычные мошенники. Иногда они берут деньги за услуги, однако не в состоянии предоставить реальную помощь. Добросовестные фирмы не предоставляют свою помощь, если заблаговременно знают, что не смогут добиться законной выплаты.

Что делать, чтобы получить УТС при ОСАГО

Большинство страховых организаций стараются уклониться от выплаты УТС по автогражданке. Как правило, клиент сначала должен показать свою решимость, только потом он может получить возмещение. Например, он может подать претензию либо судебный иск. При правильной разработке досудебной претензии страховщик может удовлетворить её, чтобы не усугублять ситуацию. В итоге хозяин машины может не только получить оплату восстановительных работ, но и рассчитывать на компенсацию её потерянной стоимости.

Для получения компенсации по утрате товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2020 году необходимо сделать следующее:

  • Рассчитать УТС по ОСАГО. Вычисления должна произвести независимая компания, которая предоставляет услуги по расчёту расходов на ремонтные работы. Для этого в неё следует направить заверенную копию бумаги, которая подтверждает затраты на восстановление, и акт осмотра транспортного средства, если страховая это делала. По итогам выполнения процедуры застрахованный получит акт расчета утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО.
  • Оформить заявление на получение утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО. К нему следует приложить акт расчёта УТС.
    Подождать, пока страховая рассмотрит предоставленные документы.
  • Получить финансовое возмещение. Если страховщик откажет в компенсации, нужно разработать и подать иск в суд. Он должен быть оформлен на имя страховщика, у которого был куплен полис ОСАГО. Если организация обанкротилась либо сумма выходит за рамки лимита, заявление о взыскании утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО следует оформить на водителя, виновного в дорожном инциденте.

Какие требуются документы

Чтобы получить УТС по автогражданке, необходимо подать некоторые документы. В список входит такая документация:

  • гражданский паспорт заявителя;
  • свидетельство о госрегистрации автотранспортного средства;
  • протокол о ДТП;
  • водительское удостоверение на управление автотранспортом;
  • акт, который подтверждает величину УТС;
  • документ, который подтверждает оплату экспертных услуг;
  • заявление на возмещение утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО;
  • полис ОСАГО.

Лучше всего разработать четыре набора копий документации. Один следует направить в страховую организацию, другой должен остаться у собственника транспортного средства, третий нужно отправить другому участнику дорожного инцидента, последний – приложить к судебному иску.

Дополнительно необходимо составить заявление на возмещение УТС. Порядок компенсации на сегодняшний день не оформлен законодательно, однако существует общий порядок действий. Вначале необходимо на имя страховой компании направить досудебную претензию. В ней следует указать информацию о компании, обозначить данные о гражданине, описать все детали происшедшего. В документе нужно сообщить величину УТС и предоставить данные из отчёта независимого специалиста, проводившего экспертизу.

После этого следует подать просьбу о компенсации утраченной стоимости. В претензии необходимо перечислить документы, которые являются дополнением. Её следует подписать и поставить дату составления.

Как считают УТС автомобиля по ОСАГО

Расчёт должны производить квалифицированные эксперты. На сегодняшний день действует несколько методик. Судебные инстанции полагают, что наиболее достоверными являются вычисления, которые сделаны на базе методических рекомендаций Министерства юстиций РФ. На сумму УТС авто влияет стоимость транспортного средства на момент ДТП и характеристика повреждений. В расчёт принимается следующее:

  • характер повреждений;
  • вид полученных дефектов;
  • количество повреждений.

Для расчёта величины утраченной стоимости машины необходимо сохранить всю документацию о произведённых восстановительных работах и результатах осмотра транспортного средства. Бумаги лучше всего отсканировать и сделать нужное количество копий.

Водитель может самостоятельно выбрать эксперта для оценки. Страховую компанию необходимо заблаговременно оповестить о проведении процедуры. Она может прислать своего представителя, который будет присутствовать при оценке. В указанный срок собственник авто должен организовать его доставку на площадку для экспертизы. Обычно она длится около получаса. Существует возможность вызова эксперта, обычно её используют для автомобилей не на ходу.

Методики расчёта УТС по ОСАГО

На сегодняшний день используются различные методики для определения потери стоимости машины:

  • Метод Хальбгевакса
  • Метод Минюста
  • Метод руководящего документа.

Для автомобилей возрастом свыше 5 лет и износом свыше 40% обращаться к экспертам нет смысла. Это объясняется тем, что при расчёте УТС важным параметром является стоимость авто.

Метод Хальбгевакса

Он может использоваться для отечественных марок машин возрастом до 3 лет или моделей иностранного производства до 5 лет. Пробег транспортного средства не должен превышать 100 тысяч километров.

При расчёте принимаются во внимание такие параметры:

  • Возраст автотранспорта
  • Совокупная стоимость ремонта (СО)
  • Стоимость нового авто (ЦН) и на момент дорожного инцидента (ЦР)
  • Цена новых запчастей и материалов (СМ) и восстановительных работ (СР)

Вначале следует установить, насколько целесообразно проводить компенсацию потери стоимости автотранспорта. Делается это по такой формуле:

Сохранение первоначальной стоимости=ЦР/ЦН ×100%

Дальнейшие расчёты следует производить лишь в том случае, если показатель превышает 40%.

А= СО/ЦР×100%

В=СР/СМ×100%

Эти данные потребуются для расчёта коэффициента К. Для этого используется особая таблица. Многие считают данную методику удобной. Самостоятельно она может использоваться лишь для контроля правильности расчётов эксперта.

Например, коэффициент А оказался 15%, а В – 55%. Для последующих вычислений потребуется информация из таблицы. Важно учесть срок использования автотранспорта. Во втором столбце необходимо найти соответствующее значение А, в третьем – соответствующее ему В. Если автомобиль эксплуатировался чуть более года, тогда К составит 2.5.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector