Trt-auto.ru

Автомобильный журнал
9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды столкновений транспортных средств при дтп

Характеристика видов дорожно-транспортных происшествий, сопровождавшихся травмой водителя и пассажиров

1.3. Характеристика видов дорожно-транспортных происшествий, сопровождавшихся травмой водителя и пассажиров

Виды автомобильных происшествий, при которых наблюдается травма водителя и пассажиров, входит в перечень, приводимый правилами учета ДТП (Приказ МВД СССР № 25 от 23.01.70г). Это – столкновения («движущиеся механизмы сталкиваются между собой или с железнодорожным транспортом») опрокидывание, наезды на гужевой транспорт, наезды на животных, падение пассажиров.

В судебно-медицинской литературе нет единообразия в терминологии видов ДТП. Здесь мы находим разделение ДТП, сопровождающихся травмой водителя и пассажиров, на столкновение автомобилей между собой и другими видами транспортных средств, удары автомобилей о неподвижные придорожные предметы, падение автомобилей в кювет, с насыпи, моста, другие обстоятельства, сочетание нескольких видов происшествий [144]. Среди столкновений различают передне-боковые, лобовые, боковые слева, боковые справа, передне-задние; выделяют также опрокидывание и атипичные случаи травмы в кабине, связанные с внедрением в кабину частей или груза встречного автотранспорта [108]. Травма в кабине при столкновении автомобиля с движущимся транспортом или неподвижными предметами рассматривается морфологически равнозначной; анализируются случаи смерти водителей при опрокидываниях грузовых автомобилей и выпадениях водителей; приводятся случаи взрыва автомобиля на мине [22]; говорится о столкновениях автомобилей под углом, при обгоне или при выполнении поворота; столкновения именуются встречными, боковыми, наездами сзади [134].

Наиболее полное толкование видов ДТП, типов столкновений представлено в работах, относящихся к проблеме пассивной безопасности и автотехничекой экспертизы [15,48,118,192].

В классификации видов столкновений выделяются: встречные столкновения, которые в свою очередь подразделяются на фронтальные (центральные), угловые, скользящие (касательные), боковые; попутные столкновения, подразделяемые на центральные, угловые, скользящие, боковые; перекрестные столкновения, подразделяемые на косые, прямые [34].

За основу подразделения столкновений на встречные и боковые берется направление вектора скорости движения объекта соударения по отношению к продольной вертикальной плоскости автомобиля. Если зона соударения расположена в передней части, а угол соударения находится в пределах до 45º влево и вправо, то такое столкновение именуется встречным. Принятый для встречного столкновения угол удара обусловлен характерными особенностями зоны удара водителей и пассажиров об элементы интерьера и возможностями поглощения энергии удара передней частью автомобиля.

Столкновение с зоной соударения на боковой части кузова под углом от 45º до 135º именуется боковым. Аналогичным образом определяется и попутное столкновение [117,118]. К опрокидываниям относится тип ДПТ, при котором происходит вращение автомобиля относительно продольной и поперечной его оси [118].

Классификация типов столкновения автомобилей по признакам: встречные и боковые, удар сзади и опрокидывание охватывает основную часть автомобильных происшествий (95-98%), при которых причиняется травма водителям и пассажирам автомобилей [192].

Удар сзади при попутном столкновении нами не рассматривается, т.к. при таких типах столкновений маловероятно возникновение у следствия вопросов о месторасположении пострадавших и кто управлял автомобилем.

Основные виды ДТП, при которых необходимо проведение АСР

Основными видами ДТП, при которых необходимо проведение АСР, являются столкновения, которые подразделяются на:

лобовое — столкновение ТС при встречном движении;

боковое — столкновение ТС с боковой стороной другого ТС;

касательное — столкновение ТС боковыми сторонами при встречном движении или движении в одном направлении;

опрокидывание — происшествие, при котором движущееся ТС опрокинулось;

наезд на стоящее ТС — происшествие, при котором движущееся ТС наехало на стоящее ТС, а также прицеп или полуприцеп;

наезд на препятствие — происшествие, при котором ТС наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т. д.).

Особые виды ДТП, при которых необходимо проведение АСР

Особые виды ДТП — ДТП, осложненные опасными факторами, требующими специальной подготовки спасателей или привлечения дополнительных сил и средств.
ДТП с падением ТС в воду — ДТП, при которых ТС по каким-либо причинам падают в реки, озера, море, проваливаются под лед и т.п.
ДТП с падением ТС с крутых склонов — ДТП, при которых ТС по каким-либо причинам срываются с крутых склонов и при падении, как правило, несколько раз переворачиваются, ударяясь о выступы скал, и пролетают 100–150 м и более. Иногда ТС взрываются. Сами ТС превращается в груду искореженного металла.
ДТП на участке железной дороги — ДТП, при которых: ТС сталкивается с подвижным или стоящим железнодорожным составом на железнодорожных переезде или на непредназначенном для переезда участке железной дороги; ТС сталкивается с другим ТС на железнодорожном переезде; подвижный железнодорожный состав наезжает на ТС на железнодорожном переезде или на непредназначенном для переезда участке железной дороги.
ДТП с участием трамвая (троллейбуса) — ДТП, при которых трамвай (троллейбус) столкнулся (наехал) на другое ТС, или в результате обрыва и падения на ТС силовых проводов, или схода трамвая с рельсов и его опрокидывания пострадали ТС или люди.
ДТП с возникновением пожара – ДТП, сопровождающееся возгоранием аварийных ТС и перевозимых ими грузов.
Попадание ТС под завал — ДТП, при котором ТС с людьми в результате природных или техногенных явлений попало под лавину, сель, обвал, камнепад и т.п.
ДТП в туннеле (путепроводе) — ДТП, осложненные спецификой ограниченного пространства, затрудняющего доступ к месту ДТП, проведение АСР и эвакуацию пострадавших.
ДТП с транспортным средством, перевозящим опасный груз — ДТП с ТС, перевозящим груз, попадающий под категорию опасных, в результате которого произошла его утечка (выброс, возгорание и т.п.) или существует опасность возникновения такой ситуации, в том числе:
— ДТП с ТС, перевозящим горючие (ГЖ) или легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ), в результате которого произошел их разлив или утечка;
— ДТП с ТС, перевозящим аварийно химически опасные вещества (АХОВ), в результате которого произошел их разлив или утечка;
— ДТП с ТС, перевозящим радиационно опасные вещества (РВ), в результате которого произошел их разлив или утечка, повлекшие загрязнение ими окружающей среды;
— ДТП с ТС, перевозящим биологически опасные вещества (БВ), в результате которого произошел их разлив или утечка, повлекшие заражение ими окружающей среды;
— ДТП с ТС, перевозящим взрывчатые вещества и взрывоопасные предметы, при котором возникла угроза детонации ВВ и ВОП вследствие их перемещения, механического воздействия на них или нагрева (горения).

Источник: Руководство по ведению аварийно-спасательных работ
при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий
с комплектом «Типовых технологических карт разборки транспортных средств,
деблокирования и извлечения пострадавших при ликвидации последствий ДТП»,
Москва 2012

Исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика)

Цель экспертизы — установление механизма ДТП транспортного средства, оставившего следы.

Объект экспертизы следы, возникающие при транспортном происшествии (на проезжей части; транспортных средствах; пешеходе и т.д.).

Документы и вещественные доказательства, предоставляемые на исследование:

  1. Протокол осмотра места происшествия.
  2. Протокол осмотра транспортных средств.
  3. Акт СМЭ или заключение СМЭ (при наезде, на пешехода).
  4. Поврежденные транспортные средства.
  5. Одежда потерпевшего (если имел место наезд на пешехода).
  6. Административный материал с места ДТП, информационные фотографии с нормальными ракурсами

Вопросы, подлежащие разрешению при производстве экспертизы:

  1. Определить место, угол и взаимное расположение транспортных средств относительно друг друга.
  2. Определить расположение транспортных средств относительно границ проезжей части.
  3. Определить механизм столкновения.
  4. Определить очередность столкновения транспортных средств (при столкновении 3-х и более ТС).
  5. Стояло или двигалось ТС в момент столкновение?
  6. Определить направление движения ТС.
  7. Определить направление движения пешехода.
  8. Определить, стоял или двигался пешеход в момент наезда.
  9. Определить темп движения пешехода.
  10. Определить место наезда на пешехода.
  11. Чья версия из участников ДТП наиболее соответствует обстоятельствам ДТП?
  12. Имел ли место контакт между транспортными средствами?
  13. Когда произошел сброс давления воздуха в шине колеса — до ДТП; после ДТП; либо в момент ДТП?

Оценка заключения эксперта.

Под оценкой заключения эксперта понимают процесс установления достоверности заключения, определения форм и путей его использования в доказывании.

Наиболее сложно оценить научную обоснованность методики и правомерности ее применения. В данном случае требуется знать экспертную методику, иметь специальные познания.

В соответствии с методиками о месте столкновения можно судить по:

  • следу колес на месте происшествия, например, по резкому изменению их направления вследствие внезапного поворота ТС с целью избежать столкновения;
  • обрыву следов колес или их пробуксовке в случае столкновения с тяжелым ТС;
  • осыпи грязи;
  • наличию следа столкновения (юза);
  • выбоинам (задирам), оставленным металлическими частями ТС;
  • следам, образовавшимся при волочении объекта, на который совершен наезд;
  • следам крови;
  • следам воды, бензина, масла на дороге при нарушении в результате столкновения радиатора, бензобака, масляного насоса.

Для полной картины установления места ДТП следы на проезжей части необходимо сопоставить с углом столкновения транспортных средств.

Вернуться на предыдущую страницу

Экспертиза дорожно-транспортных происшествий в примерах и задачах

Глава 1. Основные положения проведения автотехнических экспертиз дорожно-транспортных происшествий
1.1. Основные понятия автотехнической экспертизы ДТП
1.2. Цель и задачи автотехнической экспертизы
1.3. Виды автотехнических экспертиз ДТП
1.3.1. Особенности производства судебных экспертиз
Экспертизы уголовного судопроизводства
Экспертизы гражданского судопроизводства
Экспертизы арбитражного судопроизводства.
1.3.2. Особенности производства несудебных экспертиз
Особенности проведения экспертиз при защите прав потребителей
Особенности проведения экспертиз при проведении служебного расследования ДТП
1.4. Права и обязанности эксперта-автотехника
1.5. Участие специалистов в расследовании дел о ДТП
Список использованной и рекомендуемой литературы

Глава 2. Исходные данные для проведения автотехнической экспертизы ДТП
2.1. Осмотр места происшествия
2.2. Осмотр и проверка технического состояния транспортных средств
2.3.. Транспортно-трасологическая диагностика следов и повреждений на транспортном средстве
2.4. Следственный эксперимент
2.5. Выбор исходных данных для производства экспертизы
Список использованной и рекомендуемой литературы

Глава 3. Результаты проведения автотехнической экспертизы ДТП
3.1. Заключение эксперта-автотехника
3.2. Заключение служебного эксперта
Список использованной и рекомендуемой литературы

Глава 4. Расчет параметров движения автомобиля
4.1. Замедление АТС
4.2. Определение скорости движения транспортного средства перед возникновением опасной ситуации
4.2.1. Определение скорости движения транспортного средства аналитическим путем
4.2.2. Определение скорости движения транспортного средства по дальности разлета осколков стекла и пластмассовых деталей
4.2.3. Определение предельно допустимой скорости по условиям видимости
4.3. Время торможения АТС
4.4. Путь торможения АТС
4.5. Дистанция между попутными АТС
Список использованной и рекомендуемой литературы

Глава 5. Определение технической возможности у водителя предотвратить ДТП путем торможения
5.1. При наезде на неподвижный объект
5.2. При столкновении автомобилей (наезде на пешехода), следовавших в пересекающихся направлениях
5.3. При столкновении с препятствием, движущимся в попутном направлении
5.4. При столкновении с препятствием, движущимся во встречном направлении
5.5. При ДТП, совершенных в условиях ограниченной видимости (в темное время суток)
Список использованной и рекомендуемой литературы

Читать еще:  Что дешевле каско или осаго?

Глава 6. Столкновение транспортных средств
6.1. Анализ столкновений автомобилей
6.1.1. Виды столкновений
6.1.2. Механизм столкновения транспортных средств
6.2. Методики определения скорости транспортных средств для наиболее часто встречающихся видов столкновений
6.2.1. Столкновение с неподвижным транспортным средством
6.2.2. Перекрестное столкновение транспортных средств
6.2.3. Косое столкновение транспортных средств
Список использованной и рекомендуемой литературы

Глава 7. Исследование наезда транспортного средства на пешеходов
7.1. Классификация наездов на пешеходов
7.2. Общая методика экспертного исследования.
7.3. Причины наездов транспортных средств на пешеходов и задачи экспертного исследования
7.4. Механизм наезда на пешехода
7.5. Исследование движения и взаимодействия транспортного средства и пешехода перед наездом
7.6. Методики определения технической возможности предотвращения наезда на пешехода (перемещающегося в поперечном направлен
7.6.1. Решение вопроса о технической возможности предотвратить наезд на пешехода по времени
7.6.2. Решение вопроса о технической возможности предотвратить наезд на пешехода при равномерном движении автомобиля
7.6.3. Решение вопроса о технической возможности предотвратить наезд на пешехода по расстоянию
7.6.4. Решение вопроса о технической возможности предотвратить наезд на пешехода в условиях ограниченной видимости
7.7. Примеры экспертизы наезда на пешехода
7.7.1. Наезд на пешехода при равномерном движении автомобиля
7.7.2. Наезд на пешехода при торможении автомобиля
7.7.3. Наезд на пешехода в условиях ограниченной видимости (в темное время суток)
Список использованной и рекомендуемой литературы

Глава 8. Современные методы и средства, применяемые при производстве автотехнических экспертиз ДТП
8.1. Современные вычислительные системы в автотехнических экспертизах ДТП
8.2. Метод планирования эксперимента в автотехнических экспертизах ДТП
8.2.1. Метод планирования эксперимента в автотехнической экспертизе перекрестного столкновения транспортных средств
8.2.2. Метод планирования эксперимента в автотехнической экспертизе наезда на пешехода
Список использованной и рекомендуемой литературы

Глава 9. Разрушение узла (детали) автомобиля – следствие или причина дорожно-транспортного происшествия?
9.1. Выявление причин разрушения элементов рулевого управления транспортных средств
9.1.1. Пример 1. Выявление причины разрушения рычага рулевой тяги автомобиля ГАЗ-2410
9.1.2. Пример 2. Выявление причины разрушения рулевой тяги автомобиля «Рено Логан»
9.1.3. Пример 3. Выявление причины разрушения кронштейна крепления картера рулевого механизма автомобиля ГАЗ-2707
9.2. Выявление причин дорожно-транспортных происшествий, связанных с повреждением автомобильных шин
9.2.1. Пример 1. Выявление причины дорожно-транспортного происшествия с участием автомобиля «Фольксваген Пассат»
9.2.2. Пример 2. Выявление причины дорожно-транспортного происшествия с участием автомобиля «Мазда-323»
9.3. Выявление причины дорожно-транспортного происшествия с участием автомобиля ИЖ-2126
Список использованной и рекомендуемой литературы

Глава 10. Оценка качества состояния дорожного покрытия при производстве автотехнических экспертиз ДТП
10.1. Конструктивные факторы
10.2. Эксплуатационные факторы
10.3. Факторы организации дорожного движения
10.4. Оценка дорожных условий на участке ДТП
10.5. Пример. Выявление причины дорожно-транспортного происшествия с участием автомобилей ВАЗ-21053 и ИЖ-2125
Список использованной и рекомендуемой литературы

Глава 11. Страховое мошенничество
11.1. Комплексная экспертиза по делам о мошенничестве
11.2. Примеры экспертиз по делам о мошенничестве
Список использованной и рекомендуемой литературы

Глава 12. Задания для производства экспертиз ДТП
12.1. Задачи, связанные со столкновением транспортных средств
12.2. Задачи, связанные с экстренным торможением транспортных средств
12.3. Задачи, связанные с наездом на пешехода

Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е

Список использованной и рекомендуемой литературы

Классификация столкновений транспортных средств

По статистическим данным самым распространенным видом ДТП является столкновение. В связи с этим предлагаем подробно рассмотреть современную классификацию видов столкновений ТС, отвечающую потребностям транснортно-трасологической экспертизы, которая должна способствовать систематизации методов и наиболее полной разработке методики экспертного исследования обстоятельств, определяющих механизм столкновения транспортных средств.

Основным требованием, предъявляемым к любой классификации, помимо соответствия ее цели, ради которой она проводится, является четкая формулировка классификационных признаков, обеспечивающая полный охват всех членов системы, исключающая возможность попадания однородных членов в разные классификационные группы и разнородных — в одну и ту же группу.

Основополагающими компонентами данной классификации являются понятия, систематизированные и изложенные Н. М. Кристи совместно с группой авторов [1] .

Классификационные признаки, определяющие механизм столкновения транспортных средств, подразделяются на две основные группы: признаки, общие для столкновения двух транспортных средств в целом, и признаки, относящиеся отдельно к каждому из них, которые могут и не совпадать.

К общим признакам принадлежат следующие.

I. Перемещение одного ТС в поперечном направлении по отношению к полосе движения другого в процессе их сближения (классификация по направлению движения ТС). Признак определяется величиной угла столкновения, которая может быть установлена но следам колес обоих ТС перед столкновением, по расположению ТС и следов их перемещения после происшествия, по направлению отбрасывания отделившихся от них объектов (осколки стекол и др.), по полученным при столкновении деформациям.

По этому признаку столкновения подразделяются на две группы:

  • 1) продольное — столкновение без относительного смещения ТС в поперечном направлении, т.е. при движении их параллельными курсами (угол + равен 0 или 180°);
  • 2) перекрестное — столкновение при движении ТС непараллельными курсами, т.е. когда одно из них смещалось в поперечном направлении в сторону полосы движения другого (угол не равен 0, 180°).

II. Перемещение ТС в продольном направлении по отношению друг к другу (классификация по характеру взаимного сближения ТС). Признак также определяется величиной угла столкновения.

По этому признаку столкновения подразделяются на следующие три группы:

  • 1) встречное — столкновение, при котором проекция вектора скорости одного ТС на направление скорости другого противоположна этому направлению; ТС сближались с отклонением навстречу друг другу (угол > 90°, 270°);
  • 3) поперечное — столкновение, при котором проекция вектора скорости одного ТС на направление скорости другого равна нулю (угол равен 90°, 270°).

Если угол настолько мало отличается от нуля или от 90°, что применяемые методы исследования не позволяют установить этого отклонения, и если возможное отклонение не окажет существенного влияния па механизм столкновения, то последнее может быть определено соответственно как продольное или поперечное.

III. Относительное расположение направлений продольных осей: ТС в момент столкновения. Признак определяется величиной угла взаимного расположения продольных осей, который устанавливается на основании трасологических исследований следов и повреждений в местах непосредственного контакта ТС при столкновении. В некоторых случаях угол может быть установлен по следам колес перед местом столкновения.

По этому признаку столкновения подразделяются на две группы:

  • 1) прямое — столкновение при параллельном расположении продольной или поперечной оси одного ТС и продольной оси другого (угол равен 0, 90°);
  • 2) косое — столкновение, при котором продольные оси ТС располагались по отношению друг к другу под острым углом (угол не равен 0, 90°).

IV. Характер взаимодействия контактировавших участков ТС в процессе столкновения. Признак определяется по деформациям и следам на участках контакта. По этому признаку столкновения ТС подразделяются на три группы:

1) блокирующее — столкновение, при котором в процессе контактирования относительная скорость ТС на участке контакта к моменту завершения деформаций снижается до нуля (поступательные скорости движения ТС на этом участке уравниваются). При таком столкновении на участках контакта помимо динамических остаются статические следы (отпечатки).

Признаками блокирующего столкновения являются наличие следов на контактировавших участках (отпечатков отдельных деталей одного ТС на поверхностях другого) и большая глубина взаимного внедрения на ограниченном участке.

Угол разворота за время контактирования, как правило, невелик, если незначительно относительное перемещение ТС в процессе взаимного контактирования, при низкой скорости сближения и блокирующих столкновениях, а также при незначительной эксцентричности удара;

2) скользящее — столкновение, при котором в процессе контактирования происходит проскальзывание между контактировавшими участками вследствие того, что до момента выхода ТС из контакта друг с другом скорости движения их не уравниваются. При этом на контактировавших участках остаются лишь динамические следы.

При скользящих столкновениях, когда перемещение ТС в процессе взаимного контактирования велико, и при резко эксцентричном ударе угол разворота к моменту выхода ТС из контакта друг с другом может быть существенным. Влияние вида ТС на его разворот в процессе столкновения связано с массой ТС и его габаритами: чем больше масса и габариты (и, следовательно, момент инерции относительно центра тяжести), тем меньше угол разворота ТС к моменту выхода его из контакта с другим ТС;

3) касательное — столкновение, при котором вследствие малой величины перекрытия контактировавших частей ТС получают лишь несущественные повреждения и продолжают движение в прежних направлениях (с незначительным отклонением и снижением скорости). При таком столкновении на участках контакта остаются горизонтальные трассы (царапины, притертости). ДТП является следствием не сил взаимодействия при ударе, а последующего наезда на другие препятствия.

К признакам, характеризующим механизм столкновения отдельно для каждого из двух ТС, относятся также следующие.

V. Направление вектора равнодействующей векторов ударных импульсов (направление линии столкновения) по отношению к месту расположения центра тяжести данного ТС, что определяет характер его движения после столкновения (с разворотом или без разворота). По этому признаку столкновения подразделяются на две группы:

  • 1) центральное — когда направление линии столкновения проходит через центр тяжести ТС;
  • 2) эксцентричное — когда линия столкновения проходит на некотором расстоянии от центра тяжести, справа (правоэксцентричное) или слева (левоэксцентричное) от него.

VI. Место расположения по периметру ТС контактировавшего при ударе участка (классификация по месту нанесения удара). Признак (наряду с углом взаимного расположения а) определяет взаимное расположение ТС в момент столкновения. По этому признаку столкновения подразделяются на следующие группы:

  • 1) переднее (лобовое) — столкновение, при котором следы непосредственного контакта при ударе о другое ТС расположены в передних частях;
  • 2) переднее угловое правое и 3) переднее угловое левое столкновение, при котором следы контакта расположены на передних и примыкающих к ним боковых частях ТС;
  • 4) боковое правое и 5) боковое левое — столкновение, при котором удар был нанесен в боковую сторону ТС;
  • 6) заднее угловое правое и 7) заднее угловое левое — столкновение, при котором следы непосредственного контакта расположены на задних и прилегающих к ним боковых частях ТС;
  • 8) заднее — столкновение, при котором следы контакта, возникшие при ударе, расположены на задних частях ТС.
Читать еще:  Вызов независимого эксперта после дтп

Такая система классификации видов столкновений позволяет охватить все возможные виды столкновений двух транспортных средств и определить характеристику любого столкновения.

Дорожно-транспортное происшествие является сложным познавательным объектом экспертного исследования. Исходя из вышеприведенной классификации очевидно, что система признаков того или иного столкновения в своей совокупности представляется сложным процессом механизма ДТП. В связи с этим мы посчитали необходимым включить в данную классификацию два критерия, являющиеся «итоговыми» в оценке механизма столкновения, — это типичное (простое) столкновение и нетипичное (сложное) столкновение.

Типичное столкновение — такое ДТП, в котором преобладают общие, часто повторяющиеся признаки и которое характеризуется очевидностью совершенного происшествия, присутствием всех автомобилей участвовавших в ДТП, незначительным количеством ТС.

Нетипичное столкновение — это такое ДТП, в котором задействовано значительное количество транспортных средств, с участием пешехода(ов), процесс совершенного происшествия носит многоступенчатый, неочевидный характер, распознание которого требует высокой квалификации и специальных познаний в нескольких научных отраслях. Нередко сложность ДТП выражается в том, что транспортное средство, совершившее столкновение, скрылось с места происшествия [2] .

Анализ литературы показывает, что происшествие (преступление) принято считать неочевидным, если на момент возбуждения уголовного дела неизвестно лицо, его совершившее, и для установления и задержания этого лица необходимо проведение следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Сложным ДТП является в тех случаях, когда оно связано с построением нескольких мысленных вероятностных моделей. Сложность ДТП зависит от количества ее структурных элементов, связей между ними. Если для распознавания ДТП достаточно построение ее однозначной мысленной модели, то какая ситуация будет простой.

В процессе ДТП образуются следы и повреждения весьма разнообразного характера. При этом прослеживается определенная закономерность их отображения, обусловленная механизмом дорожно-транспортного происшествия.

Виды ДТП. Причины и последствия совершения ДТП

Под дорожно-транспортным происшествием понимают происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровья физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица. Дорожно-транспортное происшествие подразделяют на группы в зависимости от тяжести последствий, характера (вида) ДТП, места происшествия и других признаков.

По тяжести последствий ДТП делят на 3 группы: со смертельным исходом, с телесными повреждениями людей и с материальным ущербом. Телесные повреждения подразделяют на тяжкие, менее тяжкие, легкие.

По виду ДТП делят на столкновения транспортных средств, опрокидывание транспортных средств, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на стоящее транспортное средство, наезд на гужевой транспорт, наезд на животных и прочие. К последнему виду ДТП относят, например, падение перевозимого груза, падение пассажира, удар оторвавшимся колесом.

Изучение ДТП показало, что наиболее часто они возникают в летне-осенний период — с июня по октябрь, когда на дорогах резко увеличивается интенсивность движения личных автомобилей. По дням недели ДТП распределяются также неравномерно: наибольшее их число падает на пятницу и субботу, когда по окончании трудовой недели люди устремляются за го­род. Всплеск аварийности приходится на вечерний пик, что объясняется не только ростом интенсивности движения транспор­та и пешеходов, но и наступлением сумерек (в осенне-зимний период), а также накопленной за рабочий день усталостью уча­стников движения и некоторой долей спешки. Скорость движения также имеет особое отношение к ДТП — почти все они так или иначе связаны со скоростью. В одних случаях она является основной причиной, в других — она не позволяет избежать аварии, вызванной другими причинами, в-третьих случаях она усугубляет последствия. Широко распространено ошибочное убеждение, что, чем ниже скорость, тем ниже аварийность. На длинных однообразных прямых участках магистральных дорог снижение скорости ниже оптимальной само по себе является причиной аварий. Наиболее безопасной является скорость, точно соответствующая реальным условиям движения на данном участке в данный момент. Самой безопасной является средняя скорость потока — любое отклонение от нее приводит к резкому возрастанию аварий. Это объясняется чрезвычайно просто — при движении со средней скоростью по­тока маневрирование минимальное, движение равномерное, без рывков, торможений, поперечных перемещений и т.д. При возрастании скорости начинаются маневры, особенно обгоны — либо ты обгоняешь сотни автомобилей, либо тебя обгоняют эти сотни — в любом случае опасность возрастает в десятки раз. С повышение скорости, особенно, после 80 км/ч тяжесть по­следствий быстро возрастает. Количество ДТП в центре города, где средняя скорость всего лишь около 30 км/ч, примерно в 20 раз выше количества ДТП на скоростных дорогах, где средняя скорость достигает 100 км/ч. Этот пример подтверждает тот факт, что причиной ДТП является не сама по себе скорость, а ее несоответствие конкретным условиям движения.

Борьбу с аварийностью на автомобильном транспорте возглавляет и координирует ГИБДД. ГИБДД разрабатывает правила, нормативы и стандарты по безопасности дорожного движения и контролирует соблюдение всеми предприятиями, организа­циями, учреждениями и отдельными гражданами этих правил, нормативов и стандартов. Главная задача ГИБДД заключается в совершенствовании организации дорожного движения, чтобы обеспечить его безопасность и повысить эффективность исполь­зования транспортных средств. Для этого ГИБДД постоянно проверяет техническое состояние транспортных средств и улично-дорожной сети.

Причины ДТП делятся на 5 основных блоков — водители, пешеходы, транспортные средства, дорожные условия, прочие.

  • Самый большой блок причин — водители. В некоторых формах насчитывается до 25 причин ДТП, совершенных по вине водителей. Наиболее часто встречаются нетрезвое состояние, превышение скорости, несоблюдение дистанции, нарушение правил обгона, неправильный проезд перекрестков, неподчинение сигналам светофора и т.д.
  • Блок пешеходы включает до 10 причин, наиболее частыми из которых встречаются нетрезвое состояние, переход в неустановленном месте, переход перед близко идущим транспортом, неожиданный выход из-за препятствия и т.д. Далеко не все пешие участники дорожного движения до конца осознали ту реальную опасность, которая таит в себе дорога. Погоня за сиюминутным выигрышем во времени вновь и вновь толкает очередного бездумного пешехода под колеса транспорта. Мало кто из подобных нарушителей задумывается о тех печальных последствиях, к которым может привести столь легкомысленное поведение на дороге. И мало кто помнит, что дороги изначально предназначены для движения транспорта и нахождение на них пешеходов должно быть минимально по времени и четко регламентируется правилами дорожного движения, в противном случае – возникает реальная угроза здоровью и жизни нарушителя, о чем красноречиво говорят приведенные выше факты. Самосохранение – вот основная мотивация любого пешехода, для соблюдения нехитрых требований ПДД.
  • Блок транспортные средства включает около 20 причин, наиболее частыми из которых являются повреждения тормозных шлангов и других деталей тормозного привода, поломка деталей рулевого привода, разрыв шины (переднего колеса) износ протектора шины и т.д.
  • Блок дорожные условия также включает около 20 причин, наиболее частыми из которых являются скользкое покрытие, неровное покрытие, ограниченная видимость, плохое состояние обочин и т.д.
  • Блок прочие причины включает вину велосипедистов: нетрезвое состояние, внезапный выезд из ряда, несоблюдение очередности проезда и т.д.; вину возчиков и пассажиров; стихийные бедствия, например, падение дерева и т.д.

Каждому, кто садится за руль или салон автомобиля следует помнить, что риск стать участником ДТП есть всегда. К сожалению, даже 100% выполнение Правил дорожного движения не всегда гарантирует полную безопасность, т.к. на дороге находятся те люди, которые своими противозаконными действиями могут совершить ДТП. Поэтому задача каждого, кто находиться в автомобиле – максимально минимизировать возможные негативные последствия в случае возникновения ДТП.

Лучше в 1000 раз преувеличить опасность, нежели хотя бы 1 раз допустить оплошность. Ведь именно этот единственный раз может оказаться роковым.

А в результате ДТП в любом случае наступают негативные последствия, будь то поломка автомобиля, травмирование или гибель людей. И здесь весьма важно понимать, что водитель и пассажиры в состоянии влиять на тяжесть возможных последствий. Речь идет о нехитром устройстве, которое уже более 50-ти лет верой и правдой служит человечеству, ежегодно спасая на дорогах тысячи людских жизней. Имя этому устройству – ремень безопасности. Первый трехточечных ремень безопасности появился на серийном автомобиле «Вольво» в 1951 году, а в 1904 году был запатентован его прадед- поясной ремень безопасности. К сожалению далеко не все водители и пассажиры осознают то, что пристегнутый ремень безопасности – последний шанс выжить в серьезном ДТП. Отговорок можно по этому поводу услышать много, но все они несостоятельны и надуманы. В особом положении находятся дети пассажиры, часто можно видеть, как дети перевозятся на руках у не пристёгнутых пассажиров, либо стоят в проеме между двух передних сиденьях. И тот и другой способ перевозки – смертельно опасный для маленьких пассажиров. В первом случае ребенок может получить смертельные травмы от навалившегося на него веса взрослого пассажира, а во втором случае – ребенок неминуемо удариться либо о переднюю панель, либо о лобовое стекло. Причем оба варианта возможны не только в случае ДТП, но даже в случае экстренного торможения. Поэтому для безопасной перевозки детей должны использоваться специальные детские автокресла. Кроме того, лишние, не закрепленные предметы, находящиеся в салоне автомобиля в момент ДТП превращаются в снаряды, которые могут смертельно травмировать водителя и пассажиров. Причиной более тяжких последствий может также явиться неправильная посадка на сиденье. При положении полулежа водитель или пассажиры в момент ДТП подныривают под спасительный ремень безопасности и минуя его получают серьезные травмы.

Инспектор (по пропаганде БДД и розыску) ОГИБДД О МВД России

Классификация следов автотранспортных средств

Следы наземных безрельсовых ТС подразделяются на:

— частицы перевозимого груза, предметы и вещества, отделившиеся от ТС

— следы, отображающие внешнее строение отдельных частей транспортных средств (следы — отображения).

Предметы и вещества, отделившиеся от ТС, включают в себя:

— следы лакокрасочных покрытий;

— следы горюче-смазочных материалов, тормозных и охлаждающих веществ,

— также следы отдельных деталей ТС.

Следы, отображающие внешнее строение отдельных частей ТС, подразделяются на четыре группы.

В одну из которых включены трасологические следы, такие как статические, динамические, локальные, , а также поверхностные и объемные.

Статические -это следы: оттиска, удара, сжатия и качения;

динамические — скольжения, следы скольжения в свою очередь бывают: одиночные, линейные и плоскостные.

Поверхностные подразделяются на следы: отслоения и наслоения, последние же могут быть окрашенными, бесцветными, слабовидимыми и невидимыми.

Ко второй группе относятся следы ходовых частей транспортных средств, которые делятся на:

— следы протекторов и ободов колес;

— следы гусеничных трактов и следы полозьев саней, повозок.

К третьей группе относятся все следы столкновения, интересующие эксперта в ходе диагностических исследований ТС.

Классификационные следы, определяющие механизм столкновения ТС, подразделяются на 2 основные группы:

— признаки, общие для столкновения двух ТС в целом,

— признаки, относящиеся отдельно к каждому из них, которые могут и не совпадать.

Признаки, указывающим на следы столкновения:

1. Перемещение одного ТС в поперечном направлении по отношению к полосе движения другого в процессе их сближения (классификация по направлению движения ТС). Признак определяется величиной угла столкновения, которая может быть установлена по следам колес обоих ТС перед столкновением, по расположению ТС и следов их перемещения после происшествия, по направлению отбрасывания, отделившихся от них объектов (осколки стекол и др.), по полученным при столкновении деформациям.

Существуют:

— следы продольного столкновения
— следы перекрестного столкновения

Перемещение ТС в продольном направлении по отношению друг к другу (классификация по характеру взаимного сближения ТС). По данному признаку следы столкновения подразделяются на виды:

— следы встречного столкновения, при котором проекция вектора скорости одного ТС на направление скорости другого противоположна этому направлению, ТС сближались с отклонением навстречу друг другу (угол>90 градусов,

— следы попутного столкновения, при котором проекция вектора скорости одного ТС на направление скорости другого совпадает с этим направлением; ТС сближались, смещаясь с отклонением в одном направлении (угол 270 градусов);

— следы поперечного столкновения, при котором проекция вектора скорости одного ТС на направление скорости другого равна нулю (угол равен 90, 270 градусов).

Для получения консультации по вопросам залива квартиры, Вы можете обратиться по телефону 8 (863) 209-81-71, либо отправить запрос по электронной почте, на странице Контакты

Будем рады, если вы сможете нам помочь проанализировать причины мгновенного ухода – мы постараемся улучшить нашу работу.

Я ушел с сайта, потому что:

* к сведению: для вас это может быть выгодно

Экспертиза обстоятельств ДТП и следов ТС

  • Экспертиза технического состояния ТС
  • Экспертиза обстоятельств ДТП и следов ТС
  • Оценка автомобилей
  • Советы автолюбителям
  • Что делать, если вы попали в ДТП
  • Суд со страховой компанией
  • Автотовароведческая экспертиза
  • Экспертиза обстоятельств ДТП
  • Телеграммы вызова участника ДТП

Предметом исследования при проведении экспертизы обстоятельств ДТП являются дорожно-транспортные ситуации (ДТС), параметры движения ТС, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также действия и возможности водителей. При транспортно-трасологической экспертизе исследованию подлежат следы различных видов транспорта (от колес, гусениц, выступающих частей ТС, частиц ТС) и механизмы их образования.

Объектами экспертизы могут быть: дорожное покрытие, транспортные средства, одежда и тело человека, дорожные ограждения и знаки, придорожные постройки.

Примерные вопросы на разрешение эксперта-трасолога:

  1. Определить механизм столкновения транспортных средств, представленных на транспортно-трасологическую экспертизу (удар, скольжение, волочение и пр.)?
  2. Определить, имело ли место столкновение представленных на исследование ТС, исходя из характера и локализации повреждений на данных ТС?
  3. Определить последовательность возникновения повреждений (следов) при столкновении транспортного средства о преграду?
  4. Определить угол взаимного расположения ТС в момент их первоначального контакта?
  5. Определить, в каком направлении двигалось транспортное средство в момент наезда?
  6. Определить траекторию и характер движения транспортных средств?
  7. Определить, где, относительно границ проезжей части, находится место столкновения (место наезда)?
  8. Определить расположение транспортных средств и препятствий в момент удара (или в другие заданные моменты времени)?
  9. Определить, взаимное расположение транспортных средств в момент столкновения?
  10. Определить, находилось в движении или было неподвижно ТС в момент столкновения с ним другого ТС?
  11. Определить, какой деталью (частью) транспортного средства оставлены следы?
  12. Определить, каким видам транспорта, судя по следам, присущи такие детали (такого размера, формы, локализации)?
  13. Определить, транспортом какого типа (легковым, грузовым, гусеничным и т.д.) оставлены следы?
  14. Определить, какой частью транспортного средства нанесены повреждения?
  15. Исследование следов шин транспортных средств
  16. Определить, модель шины, которой был оставлен след, слепок которого представлен на транспортно-трасологическую экспертизу?
  17. Определить, к какому типу (модели или марки) относится транспортное средство, оставившее следы на месте ДТП ?
  18. Определить, в каком направлении от места ДТП двигалось данное ТС, оставившее следы колес на том или ином участке дороги?
  19. Определить, не могли ли данные следы быть оставлены такими-то колесами (передними, задними, правыми, левыми) определенного транспортного средства?
  20. Определить, являются ли данные следы результатом воздействия шин транспортного средства?
  21. Определить, какие дефекты имеют шины, оставившие следы на месте ДТП?
  22. Определить, отличительные признаки шин, отобразившиеся в следах (например дефекты, степень износа протектора, неравномерный износ протектора вследствие неправильной регулировки углов установки или дисбаланса колес, пробои и порезы, вздутие протектора и др.)?
  23. Определить, грузовым или легковым автомобилем были оставлены следы?

Авария без следов

К такому неожиданному выводу пришел председатель суда Ненецкого автономного округа, разбирая дело гражданки Медведевой, которую ранее лишили прав за оставление места ДТП.

На парковках регулярно случаются такие ситуации: кто-то пытался выехать в узком пространстве, случайно задел соседнюю машину, не заметил этого и уехал. Владелец пострадавшего автомобиля вызывает ГИБДД. При этом на уехавшего водителя заводится административное дело за оставление места ДТП. За это предусмотрена ответственность частью 2 статьи 12.27 Кодекса об административных правонарушениях в виде лишения прав на срок от года до полутора лет.

Подобная история произошла с гражданкой Медведевой. Она выезжала с парковки задним ходом, потом выровняла автомобиль и поехала вперед, как вдруг сзади раздался сигнал. Она остановилась, к ней подошел мужчина и сказал, что она наехала на припаркованный «ВАЗ». Медведева осмотрела свою машину и «ВАЗ», повреждений не увидела и уехала.

Однако свидетель сообщил о происшествии в дежурную часть. Он же встретил вышедшего из магазина хозяина припаркованного «ВАЗа» и рассказал ему о наезде. А вечером к Медведевой приехали сотрудники ГИБДД и оформили протокол о неисполнении обязанностей при ДТП. Мировой суд признал ее виновной, несмотря на заявления о том, что она звука столкновения не слышала и повреждений на машинах не обнаружила, и лишил прав на год. При этом суд сослался на то, что повреждения на автомобилях усмотрели сотрудники ГИБДД: нитевидную царапину на заднем бампере автомобиля обвиняемой и повреждение лакокрасочного покрытия на правом переднем крыле «ВАЗа».

Выводы мирового судьи поддержал и городской Нарьян-Марский суд. Однако председатель суда Ненецкого автономного округа признал решения нижестоящих судов незаконными. И вот по каким основаниям. Мировой суд установил, что Медведева при движении на своем автомобиле задним ходом совершила наезд на стоящий «ВАЗ», после чего уехала.

Это подтверждается доказательствами, исследованными мировым судьей, и по существу не оспаривались Медведевой. Хотя она и заявила, что столкновения при совершении маневра не слышала.

Признавая ее виновной, мировой судья сослался на имеющиеся в материалах дела доказательства, а именно: на протокол об административном правонарушении, схему места ДТП, справку о ДТП, а также на письменные объяснения пострадавшего и самой обвиняемой. Но выводы мирового судьи о наличии дорожно-транспортного происшествия, предусмотренного Правилами дорожного движения РФ, сделаны были без всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности на основании доказательств, представленных ГИБДД.

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге автомобиля и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления указанных последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные правилами при ДТП, указал председатель суда.

В то же время в протоколе об административном правонарушении нет указаний о наличии каких-либо последствий наезда автомобиля Медведевой на «ВАЗ». В объяснении владельца «ВАЗа» нет сведений о том, что его автомобилю был причинен какой-либо материальный ущерб. Сама Медведева отрицает повреждение своей машины в результате наезда. Из справки о ДТП видно, что на автомобилях есть повреждения. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда.

То, что по данному делу не проводилась автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин, не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с их участием. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП.

А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.

В общем, чтобы доказать, что авария была, необходимо, чтобы были повреждения на автомобилях, и еще требуется доказать, что они появились в результате взаимодействия этих машин.

Действительно, об аварии в данной ситуации сотрудникам ГИБДД и потерпевшему стало известно только со слов свидетеля. Пострадавший не предъявлял материальных претензий. Виновница якобы произошедшего ДТП тоже не заметила никаких повреждений своего автомобиля. Получается, что авария высосана из пальца сотрудниками ГИБДД только на основании показаний некоего свидетеля, который неизвестно что увидел, при этом суды его не допрашивали.

Напомним, в каких случаях водитель может спокойно уехать с места ДТП и ему за это ничего не будет. Все они прописаны в правилах дорожного движения и законе об ОСАГО. Увы, водителям необходимо знать постулаты этих документов. Потому что правила дорожного движения отсылают именно к закону об ОСАГО.

Если в аварии получили повреждения только автомобили и не пострадали люди, то можно передвинуть машину на обочину и оформить аварию без вызова ГИБДД. То есть по Европротоколу. На обе машины должны быть оформлены полисы ОСАГО. При этом не причинен ущерб третьим лицам. Например, ни одна из машин не въехала в отбойник или тросовое заграждение.

Если у автовладельцев вообще нет претензий к друг другу, то также можно смело уезжать.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector