Trt-auto.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виновник дтп не признает вину порядок действий

Виновник дтп не признает вину порядок действий

Система Европротокола – упрощённая процедура оформления ДТП без участия
уполномоченных сотрудников полиции для последующего получения страховой выплаты. Иными словами, это возможность самостоятельно задокументировать факт ДТП, чтобы затем обратиться в страховую компанию (СК) за возмещением, и оперативно разъехаться, не создавая заторов на дороге.

Прежде чем приступать к оформлению ДТП без вызова сотрудников полиции, определите, возможно ли это в вашем случае.

  • шаг 1

Извещение о ДТП – это обязательный документ для получения страховой выплаты по Европротоколу. Заполнение и подписание извещения не является актом, признающим виновность участника ДТП. Тем не менее вина одного из участников аварии должна быть указана в извещении однозначно, без оговорок. Бланки извещения выдаются страховой компанией, оформившей полис ОСАГО (если у вас нет бланков, обратитесь в свою СК). Извещение о ДТП состоит из двух листов. Каждый лист разделен на две части: лицевую (самокопирующуюся) и оборотную. Вся информация, внесенная на лицевую (верхнюю) сторону, должна четко отпечатываться на втором листке.

Оба водителя заполняют один бланк извещения о ДТП: лицевую и оборотную стороны обязательно.
При этом абсолютно не важно, чей из участников ДТП бланк будет заполнен. Каждый водитель выбирает любую колонку и вносит информацию по своему транспортному средству.

  • 1. Место ДТП: укажите город, улицу и номер ближайшего к ДТП здания; если авария произошла на перекрестке – пересечение улиц; если не в населенном пункте – название трассы, километр и направление движения.
  • 2. Дата ДТП: отметьте дату и время ДТП.
  • 3. Количество поврежденных ТС: их должно быть только два, в ином случае вызывайте сотрудников ГИБДД.
  • 4. В графе «Количество раненых/погибших» должны стоять прочерки, иначе применение Европротокола недопустимо.
  • 5. Освидетельствование участников ДТП на состояние опьянения: при оформлении Европротокола не проводится.
  • 6. Материальный ущерб, нанесенный другим ТС (кроме «А» и «В»): если помимо двух ТС пострадало другое имущество – оформление Европротокола недопустимо.
  • 7. Свидетели ДТП: указать контактные данные свидетелей, если таковые имеются (по возможности взять у них письменные показания об обстоятельствах аварии).
  • 8. Проводилось ли оформление сотрудником ГИБДД: «нет», так как Европротокол оформляется без участия сотрудников полиции. Далее каждый участник аварии заполняет свою сторону («А» или «В»).
  • 9. Марка, модель ТС: указываются данные из свидетельства о регистрации ТС.
  • 10. Собственник ТС: указываются данные лица, чье имя указано в свидетельстве о регистрации, в том числе адрес.
  • 11. Водитель транспортного средства: указываются данные лица, управлявшего ТС в момент аварии (могут отличаться от данных собственника ТС).
  • 12. Страховщик: указывается страховая компания из полиса ОСАГО, номер полиса и дата окончания его действия.
  • 13. Место первоначального удара: указывается только место первоначального удара.
  • 14. Характер и перечень видимых повреждений: указываются все видимые повреждения.
  • 15. Замечания: укажите, кто из участников ДТП признал свою вину, а невиновному необходимо указать свою невиновность.
  • 16. Обстоятельства ДТП: указать из предложенных. Обязательно отметить общее количество заполненных клеток.
  • 17. Схема ДТП: необходимо обозначить контуры проезжей части с обязательным указанием названий улиц, а также направление движения. Указать расположение транспортных средств, дорожную разметку, дорожные знаки, указатели, светофоры – все, что имеет отношение к ДТП.
  • 18. Подписи водителей, удостоверяющие отсутствие разногласий по пп. 14, 15, 16, 17, – обязательное условие оформления ДТП с помощью Европротокола.

В случае если на оборотной стороне бланка не хватает места для полного описания, запишите
необходимые данные на чистом листе бумаги и приложите его к основному бланку.
На бланке необходимо сделать отметку «С приложением», а на приложении указать,
к какому документу оно относится и кем составлено, а также заверить его
подписями обоих участников ДТП, как и на лицевой стороне бланка.

Виновник ДТП отказался признать вину

Каждый водитель на сегодняшний день обязан соответствующим образом застраховать эксплуатируемый им автомобиль специальным полисом ОСАГО. При возникновении дорожно-транспортного происшествия пострадавший обязательно получит денежную компенсацию от страховой компании виновника.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Но иногда случаются спорные ситуации, и ни один из водителей не желает признавать свою вину – такие случаи разрешаются по разному в зависимости от различных обстоятельств ДТП.

Кто решает степень виновности участников происшествия

Все водители сегодня обязаны страховать свой автомобиль специальным полисом ОСАГО. На основании данного документа можно будет получить возмещение соответствующей величины при возникновении ДТП.

Данный момент достаточно подробно отражается в действующем сегодня законодательстве, регулирующем данный момент – Федеральном законе №40-ФЗ от 25.04.02 г. «Об ОСАГО».

Данный нормативно-правовой документ достаточно подробно раскрывает все наиболее важные вопросы – в том числе порядок определения виновности.

Сегодня за определение виновности отвечают следующие учреждения:

  • сами страховые компании – как виновника, так и пострадавшего;
  • дорожная полиция – составляет специальную схему происшествия, а также определяет на месте виновного, заносит соответствующие данные в протокол;
  • суд соответствующей инстанции – выбор конкретного осуществляется исходя из суммы иска.

Очень важно максимальное внимание уделить именно процедуре составления схемы ДТП. Так как именно на основании данного документа будет вынесено соответствующее решение.

Данный документ обычно составляется непосредственно на месте возникновения самого дорожно-транспортного происшествия. Именно поэтому существенное влияние на установление виновного оказывает именно сотрудник ГИБДД.

Но при этом очень важную роль играют сами водители, а также очевидцы – так как именно с их слов составляется и схема ДТП, и остальная сопроводительная документация.

Когда все необходимые документы уже сформированы и передаются в страховую компанию, степень виновности конкретного лица уже будет осуществляться именно ей. При этом мнение страховщика может существенно отличаться от постановления дорожной полиции.

Если же по какой-то причине результат рассмотрения дела попросту не устраивает какого-либо участника ДТП, необходимо будет в обязательном порядке обратиться в мировой (иск до 50 тыс. рублей) или же районный (иск – более 50 тыс. рублей) суд.

Следует знать, что вынесенное судом решение имеет одну особенность – отмене оно не подлежит. Но при необходимости можно попробовать оспорить данный документ.

Для этого необходимо будет подать специальную кассационную жалобу. Ситуация, когда один из участников ДТП по какой-то причине не считает себя виновным, достаточно часто возникает.

В каких документах указывается

Всем водителям, даже если они не являются участниками дорожно-транспортного происшествия, необходимо в обязательном порядке ознакомиться с полным перечнем всех документов, где виновный в возникновении дорожно-транспортного происшествия обозначен.

В перечень данных документов входит следующее:

  • специальный протокол, составляемый на месте происшествия;
  • протокол об административном правонарушении;
  • протокол, описывающий обстоятельства, являющиеся основанием для привлечения к уголовной ответственности;
  • заполненный европротокол – если выполнены все условия для его составления;
  • схема дорожно-транспортного происшествия;
  • специальный бланк ДТП – страховые компании прилагают данный документ непосредственно к выдаваемому страховому полису ОСАГО.

Но следует помнить, что в некоторых документах виновник ДТП может быть указан только в том случае, если он согласен с самим фактом установления своей вины. Например, это европротокол, бланк ДТП.

Если же составляется протокол об административном правонарушении – участник дорожно-транспортного происшествия может с ним не соглашаться. Для этого ему достаточно будет расписаться и сделать запись – с протоколом не согласен, требую прояснения обстоятельств.

Если один из участников ДТП не согласен со своей виной, ему необходимо таким образом поступать со всеми документами, где он обозначается как виновный.

Так как если действительно будет иметь место быть спорный момент, то согласившись на месте происшествия со всеми доводами полицейского и другого участника ДТП, в дальнейшем будет сложно доказать невиновность.

Если виновник ДТП не признает вину – что делать? В такой ситуации другому участнику происшествия необходимо действовать согласно инструкции страховой компании – составить все необходимые документы и в максимально короткий срок передать их в офис СК.

Желательно сделать копии, так как в последствии они, скорее всего, потребуются для проведения судебного разбирательства.

Что делать при ДТП, если ты виноват для страховой, читайте здесь.

Порядок действий

Различного рода аварийные ситуации на дороге почти всегда являются спорными. Если по какой-то причине виновник не признает свою вину, необходимо соблюдать следующий порядок действий:

  • оставить автомобиль в исходном положении, не передвигать его;
  • включить аварийную сигнализацию, выставить все соответствующие знаки;
  • вызвать ГИБДД, составить все необходимые документы;
  • вызвать представителей страховой компании – если авария действительно серьезна.

После завершения всех необходимых процедур и обозначения факта несогласия одного из участников ДТП со своей виновностью необходимо будет обратиться непосредственно в ГИБДД.

Так как именно сотрудники данной службы должны принять решение по поводу вынесения соответствующего вердикта, признания кого-либо виновным. Обычно разбирательство назначается через некоторое время.

Стоит в обязательном порядке пригласить с собой на разбор дела следующих лиц:

  • свидетелей дорожно-транспортного происшествия;
  • грамотного автоюриста.

Таким образом, можно будет избежать большого количества сложностей. В некоторых случаях сотрудники ГИБДД предлагают выждать 2 месяца – по истечении данного срока становится невозможным возбуждение дела об административном правонарушении.

Но в таком случае могут возникнуть проблемы с получением компенсационной выплаты от страховой, так как все документы необходимо предоставить в максимально сжатые сроки.

Что делать, если виновник сначала признал вину, а потом отказался

Дорожно-транспортное происшествие в большинстве случаев представляет собой достаточно большой стресс. Особенно это касается ситуаций, когда ДТП действительно серьезно.

В таких ситуациях нередко случается, что один из участников возникшего на дороге ЧП признает свою вину, но после меняет свою позицию.

Мотивация данного деяния может быть самой разной. Но последствия всегда одинаковы – виновный пишет специальное исковое заявление в суд.

В такой ситуации пострадавшему необходимо будет действовать следующим образом:

  • собрать все требуемые документы и сделать с них копии;
  • подать требуемый перечень бумаг в:
    • страховую компанию;
    • судебный орган (мировой, районный – в зависимости от цены иска).
  • дожидаться проведения судебного заседания.

Необходимо помнить, что процедура рассмотрения такого рода дел иногда занимает достаточно продолжительное время.

Именно поэтому стоит попытаться договорить с виновником – если его вина в ДТП действительном имеет место. В целом, судебная практика по разбору дорожно-транспортных происшествий крайне неоднозначна.

Именно поэтому единственным способом установить справедливость является обращение к грамотному юристу, имеющему большой опыт разбора подобного рода дел.

Но в целом шансы доказать свою правоту у пострадавшего достаточно велики. Так как суд очень часто оставляет иски подобного рода об отказе признания вины без удовлетворения.

Именно поэтому всем участникам ДТП следует быть максимально внимательными и не допускать оплошностей при составлении документов на месте и после.

Отказ признавать свою вину при авариях, вне зависимости от их серьезности, является стандартной практикой многих водителей Российской Федерации. Так как полис ОСАГО позволяет компенсировать ущерб только невиновному в возникновении ДТП.

Потому при возможности стоит делать фото и видео съемку места аварии – впоследствии это позволит установить истину.

Наказание за неумышленное оставление места ДТП узнайте со страницы.

О том, как получить помощь в суде при ДТП, есть информация по ссылке.

Видео: Водитель лихач, совершивший аварию со смертельным исходом, вину не признает

В чем опасность Европротокола для виновника ДТП?

Как известно, при оформлении дорожной аварии в рамках ОСАГО стороны вправе обойтись без инспекторов ГИБДД. Такой порядок взаимодействия участников происшествия и страховщиков называется «Европротокол». Он позволяет существенно сэкономить время, если машины получили незначительные повреждения.

Многие автовладельцы все еще относятся к «Европротоколу» с недоверием. Причем речь идет как о потерпевших, так и о виновниках ДТП. Опасения последних вполне оправданы, ведь для них оформление аварии без участия инспектора ГИБДД может иметь серьезные последствия. О чем нужно знать водителю-виновнику, чтобы не столкнуться с неприятным сюрпризом?

Калькулятор ОСАГО расчет и онлайн покупка по 16 компаниям.

Выберите тип ТС

Виновник всегда рискует

Правилами ОСАГО предусмотрено право потерпевшего требовать возмещение ущерба у виновника аварии, когда возмещения по «Европротоколу» не хватает на ремонт автомобиля. При этом потерпевший не может предъявлять имущественные претензии страховщику, выплатившему возмещение.

Другими словами, восстановление автомобиля потерпевшего оплачивает виновник, но только когда стоимость ремонта превышает размер максимальной выплаты по «Европротоколу». При этом потерпевший вправе требовать возмещения ущерба без учета износа деталей. Как правило, в подобных обстоятельствах виновные водители не соглашаются добровольно оплачивать ремонт. Естественно, разрешить спор между участниками дорожного происшествия может только суд.

Примечательно, что размер долга виновника определяется на основании оплаченных счетов за ремонт. Конечно же, для виновной стороны подобный вариант развития события становится сущим кошмаром, особенно когда речь заходит о крупной денежной сумме.

Получается, что водитель-виновник заплатил за страховку, но все равно должен частично оплатить ремонт автомобиля потерпевшего. В довершении всего для него увеличится тариф в калькуляторе ОСАГО , ведь страховая компания произвела выплату в пределах суммы возмещения по «Европротоколу».

Таким образом, виновник дорожного происшествия всегда рискует столкнуться с неожиданными расходами. Следовательно, нужно очень внимательно подходить к оформлению происшествия без вызова инспекторов ГИБДД. Кроме того, в случае с «Европротоколом» виновный водитель всегда может прибегнуть к маленькой хитрости.

Как избежать проблем?

Допустим, водитель не сомневается в том, что происшествие спровоцировал именно он, а пострадавший предлагает оформить происшествие по «Европротоколу». В этой ситуации нужно первым делом оценить характер и масштабы повреждений. Конечно же, порой очень трудно определить, сколько стоит ремонт какой-либо детали чужой машины.

В таком случае желательно связаться с дилером производителя автомобиля, чтобы иметь хотя бы примерное представление о цене восстановительных работ. При этом не стоит доверять оценке потерпевшего, ведь он может ошибаться. Кроме того, он может попросту солгать, чтобы получить возможность отремонтировать машину без учета износа.

Читать еще:  Страховые компании продающие осаго через интернет

Если у виновника происшествия есть малейшие подозрения относительно того, что стоимость ремонта превышает размер максимальной выплаты в рамках «Европротокола», следует оформлять аварию при участии сотрудников дорожной полиции.

Это займет больше времени, но виновный водитель будет точно уверен, что в будущем ему не предъявят финансовые претензии. При оформлении аварии с участием полицейских максимальная выплата составляет полмиллиона рублей. Виновнику придется доплачивать за ремонт машины потерпевшего, только если цена восстановления автомобиля превысит указанную сумму.

Еще один вариант

Если же пострадавший по какой-либо причине не хочет обращаться за помощью к дорожным полицейским, виновнику аварии следует получить от него расписку об отсутствии претензий. В этом документе должно быть указано:

«Я не имею финансовых претензий к виновнику ДТП относительно повреждения моего автомобиля в части, превышающей размер максимально возможной страховой выплаты по договору ОСАГО в рамках «Европротокола».

Потерпевший обязательно должен поставить дату выдачи расписки и подпись. Кроме того, желательно, чтобы он указал следующие сведения.

  • Дата и обстоятельства происшествия.
  • Информация об автомобилях, участвовавших в аварии.
  • Данные участников происшествия, включая номера водительских удостоверений.

При возможности расписка должна быть заверена двумя свидетелями. В документе непременно стоит указать их данные, а также контактные координаты. Показания свидетелей пригодятся, если потерпевший захочет оспорить расписку в судебном порядке.

Неблагоприятный исход

Итак, если водитель-виновник решил обойтись без вызова полиции и не стал требовать у пострадавшего расписку, он может оказаться в трудном положении. Оценивать последствия такого выбора лучше всего на конкретном примере.

Пример

В результате аварии были повреждены бампер, фара и крыло. Потерпевший получил максимально возможную выплату по «Европротоколу». При этом независимый эксперт указал в своем заключении, что бампер и крыло можно отремонтировать, а фару следует заменить.

В дальнейшем потерпевший передал автомобиль для ремонта сотрудникам дилерской СТОА. В процессе ремонта выяснилось, что бампер и крыло необходимо заменить. Соответственно, это автоматически увеличило стоимость восстановления машины. В итоге потерпевшему не хватило возмещения по «Европротоколу» для полной оплаты ремонта.

Он обратился в суд, чтобы взыскать с виновника аварии разницу между ценой ремонта и размером страховой выплаты. Суд удовлетворил иск, использовав при оценке ущерба счета автосервиса. Виновник происшествия почти не имеет шансов оспорить такое судебное решение, а значит будет вынужден оплачивать все расходы потерпевшего на ремонт.

Кроме того, нужно помнить, что потерпевший получил выплату по «Европротоколу», следовательно, водитель-виновник дороже заплатит за пролонгацию страховки. Как известно, наличие аварий увеличивает стоимость ОСАГО у всех без исключения страховщиков.

Е-ОСАГО по выгодной цене

Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
17 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail

Обоюдная вина при ДТП: кому положена выплата по ОСАГО?

Практика показывает, что при ДТП с обоюдной виной сложнее получить выплату по ОСАГО. Страховые компании повсеместно направляют автовладельцев в суд, чтобы судебные органы установили степень вины каждого участника. Законные ли подобные требования?

Бывает, что дорожно-транспортное происшествие (ДТП) с двумя машинами происходит по вине обоих водителей. Фиксируются нарушенные каждым из них пункты Правил дорожного движения (ПДД), на каждого оформляется «Протокол» или «Определение». С одной стороны, участники «сами виноваты» в случившемся инциденте. А с другой – оба автолюбителя являются потерпевшими. В такой ситуации закономерно каждому из них рассчитывать хотя бы на частичное возмещение ущерба.

Но с точки зрения страховых компаний всё не так просто. Потерпевший и виновник в одном лице часто вызывает вопросы у специалистов по урегулированию убытков. Мало того, что за выплатой обращается один из «инициаторов» дорожного инцидента. Так ещё и не ясно, на какое возмещение он может рассчитывать в данной ситуации. Далеко не всегда «вклад» нарушителей в произошедшее ДТП одинаков, но полиция не устанавливает степень вины участников. А страховая компания тем более не обладает полномочиями для этого.

Что говорит закон?

В «Законе об ОСАГО» есть позиция, призванная регламентировать описанные случаи. В ней сказано, что выплаты при «обоюдке» производятся «с учетом установленной судом степени вины лиц». Казалось бы, эта фраза «расставляет все точки над i». Но в том же пункте указано, что «если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена», страховые компании платят «в равных долях».

Такая формулировка вызывает разночтения. Степень вины водителей может быть не установлена судом при разных обстоятельствах:

  1. Судебные органы по каким-то причинам не смогли определить степень вины участников ДТП в процессе разбирательств.
  2. Автовладельцы не обращались в судебные органы, поэтому степень вины не была установлена.

Обе эти позиции в целом подходят под указанную фразу «Закона об ОСАГО», но у каждой из них есть свои сторонники. Кто-то говорит, что отсутствие обращения в суд в данном контексте формулировалось бы слова «судом не устанавливалась». А формулировка «судом не установлена» означает, что суд всё же пытался установить степень вины.

Таким образом, судебные разбирательства при обоюдной вине предусмотрены по закону, поскольку иных вариантов не оговаривается.

Другие утверждают, что здесь предполагается обязанность страховых компаний возместить половину ущерба без необходимости обращения автовладельцев в суд. В качестве аргумента, в том числе, используется перечень документов для выплаты. Он установлен Правилами, которые не предусматривают возможность для компаний требовать какие-то дополнительные бумаги. И ничего похожего на судебное решение в данном перечне не фигурирует.

Политика надзорных органов

Казалось бы, объяснить правила игры должны основные контролирующие структуры в области ОСАГО , а именно Центробанк и Российский союз автостраховщиков (РСА). Однако возникает впечатление, что данные организации сами не имеют чёткого представления о правильном алгоритме действий при «обоюдке».

В частности, при телефонной консультации представитель Банка России не смог дать ответа на соответствующий вопрос. Оператор пояснил, что подобной информацией Центробанк не обладает. Для получения разъяснений было рекомендовано обратиться в РСА.

Сотрудник РСА по телефону горячей линии пояснил, что при обоюдной вине водителей выплата осуществляется на усмотрение компании.

И если страховщик отказывается оплачивать 50% ущерба, необходимо обращаться в суд. Нарушением подобная позиция страховой организации не является.

В то же время руководитель Представительства РСА в СЗФО в переписке по электронной почте не был столь однозначен. В своём ответе он сослался на позицию Верховного Суда, которая не соответствует информации, полученной по телефону.

Позиция Верховного Суда

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ) от 29 января 2015 г. № 2, действительно, содержит достаточно чёткие разъяснения. Пункт 21 устанавливает, что при обоюдной вине участников ДТП:

  1. Лицо, обратившееся за страховой выплатой, не лишается права на её получение.
  2. Страховые организации производят страховые выплаты в равных долях.

То есть, каждому из автовладельцев причитается половина от полученного ущерба. Если страхователь не согласен с такой ситуацией, он может обратиться в суд для взыскания дополнительной компенсации.

Судебные органы определяют степень вины участников происшествия, после чего взыскивают недостающую сумму со страховщика. Если, конечно, решение оказалось в пользу истца. Однако никаких штрафных и прочих финансовых санкций к компании в этом случае уже не применяется.

Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен

Как поступать автовладельцам?

Итак, что в результате получается? Пожалуй, позиция ВС РФ должна позитивно восприниматься автолюбителями. При взаимном нарушении ПДД в момент ДТП, впоследствии не нужно тратить время на длительные судебные тяжбы для получения хоть какой-то выплаты. Заявитель вправе требовать частичную компенсацию по калькуляции с учётом износа или отремонтировать автомобиль по направлению страховой компании, доплатив необходимую сумму (при двух участниках – 50%). Но на практике страховщики в большинстве подобных ситуаций отказываются урегулировать убыток. Автовладельцам предлагается обратиться в суд для установления степени вины.

В иных случаях нарушений своих прав страхователи нередко обращаются в надзорные органы с жалобами на действия страховой организации. Но здесь приходится сомневаться в помощи соответствующих компетентных структур. Центробанк и РСА пока не могут похвастаться чёткой позицией по данному вопросу. Можно, конечно, попробовать «убедить» страховщика в досудебном порядке, используя «нормативные» аргументы. Однако если эта затея не увенчается успехом, для решения вопроса придётся привлекать судебные органы.

Какой толк от Постановления Пленума ВС РФ, если для применения его позиций всё равно необходимо обращаться в суд? Неисполнение страховщиком обязанности по оплате 50% ущерба при «обоюдке» является нарушением.

Верховный Суд недвусмысленно говорит об этом. А значит, страхователь может претендовать на предусмотренные законодательством финансовые санкции в свою пользу. Возможно, со временем этот факт наведёт порядок в практике урегулирования подобных страховых случаев.

Е-ОСАГО по выгодной цене

Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
17 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail

Виновник дтп не признает вину порядок действий

  • Главная
  • Блог
  • ПДД штрафы
  • Виновник скрылся с места ДТП: что делать?
  • Новинки мира авто
  • Новости автомобильного рынка
  • Популярное
  • Двигатель
  • Кузов
  • Салон
  • Система охлаждения
  • Трансмиссия
  • Фильтры
  • Шины и диски
  • Электрооборудование

Виновник скрылся с места ДТП: что делать?

Статистика показывает, что более чем в 11% ДТП на российских дорогах, в которых есть погибшие и пострадавшие, хотя бы один из участников аварии скрылся с места происшествия. Нередко от наказания пытаются убежать и виновники куда более легких транспортных инцидентов, даже тех, которые легко покрываются страховкой ОСАГО. В некоторых российских регионах, например, Омской и Пермской областях, факт сокрытия с места правонарушения фиксируется в каждой 4-5 аварии. И эти цифры с каждым годом растут. Что же делать, если виновный в ДТП скрылся?

Чем тяжелее авария, тем чаще ее виновники пытаются скрыться

Первые действия после аварии со сбежавшим виновником

Если вы попали в аварию и ее виновник уехал, не паникуйте. В первую очередь, вы должны выполнить ряд обязательных действий, связанных с ДТП. Если этого не сделать, вам грозит административный штраф в размере 1 000 рублей (статья 12.27 КоАП РФ). Вам нужно:

  • оказать помощь пострадавшим, вызвать скорую помощь и ГИБДД или полицию;
  • установить аварийный знак в 15 метрах от машины в городе или в 30 метрах — за городом;
  • сфотографировать и записать на видео место аварии в разных ракурсах, чтобы были видны номера всех автомобилей;
  • нарисовать примерную схему ДТП;
  • убрать автомобиль с места аварии, если он затрудняет движение других авто.

Постарайтесь собрать и записать максимум информации о скрывшемся с места аварии водителе: марку, модель, цвет машины, госномер, направление, откуда двигался и куда уехал автомобиль, какие повреждения получил и т. д. Возьмите контактные данные у свидетелей аварии – они пригодятся при розыске виновного и в судебных разбирательствах. Если у вас установлен видеорегистратор, просмотрите его запись – возможно, на ней виден момент дорожного инцидента.

Не пытайтесь устроить погоню за виновником аварии. Это автоматически сделает вас водителем, скрывшимся с места ДТП, за что вы можете лишиться водительских прав на срок до 1,5 лет.

Сбежавшего виновника аварии проще всего найти, если его автомобиль попал в объектив видеорегистратора или камеры наблюдения

Как быть, если ДТП произошло без вашего участия?

Нередко бывает так – водитель оставил свой автомобиль на стоянке возле дома, работы или магазина, пришел через пару часов и обнаружил, что у его машины помят кузов, оторван бампер или разбита фара. Виновника происшествия на месте нет, записки под дворниками тоже. Что делать в этом случае?

Ненадолго оставив автомобиль без присмотра, можно обнаружить его в плачевном состоянии

Во-первых, сообщите об инциденте в полицию или ГИБДД и действуйте согласно их указаниям.

Во-вторых, постарайтесь найти свидетелей аварии. Зайдите в ближайший магазин или ларек, расспросите владельцев припаркованных рядом автомобилей, попробуйте раздобыть записи камер видеонаблюдения или видеорегистраторов.

В-третьих, дождитесь сотрудников полиции или ГИБДД и оформите аварию по всем правилам. Как минимум, это нужно для получения компенсации по страховке КАСКО, а если виновника аварии найдут – для разбирательств с ним в суде или для обращения за страховой выплатой по ОСАГО.

Как разыскивают сбежавших виновников ДТП?

Когда в ГИБДД поступает информация о ДТП, виновник которого скрылся с места происшествия, проводятся следующие действия:

  1. Составляется протокол ДТП с пометкой о сокрытии виноватого водителя.
  2. Инициируется досудебное разбирательство.
  3. Приметы автомобиля, который скрылся с места ДТП, передаются на все посты ГИБДД. Инспекторы тормозят и проверяют все подходящие под описание машины.
  4. Если необходимо, объявляется план-перехват, проводятся проверки станций техобслуживания, куда мог обратиться виновник аварии для починки поврежденного авто и прочие следственные и розыскные мероприятия.

ГИБДД ищет виновника аварии, если в ее результате был нанесен ущерб только имуществу. Если же в дорожном инциденте пострадали или погибли люди, поиском правонарушителя будут заниматься сотрудники уголовного розыска.

Инспекторы ГИБДД проверяют все автомобили, похожие по приметам на скрывшийся с места аварии

Какое наказание грозит виновнику аварии за оставление места ДТП?

Покидая место ДТП, водитель совершает административное правонарушение, за которое может быть наказан лишением прав на управление автомобилем на 1-1,5 года или арестом на срок до 15 суток (пункт 2 статьи 12.27 КоАП РФ).

Если авария носит уголовный характер, то есть в ней пострадали или погибли люди, оставление места ДТП считается отягчающим обстоятельством, увеличивающим срок лишения свободы и ужесточающим другие санкции.

Порядок получения страховой компенсации за причиненный в ДТП ущерб

1. Если виновник найден и у него есть полис ОСАГО. Это самый простой способ получить денежное возмещение за нанесенный вашему автомобилю ущерб. Вы запрашиваете компенсацию от страховой компании виновника аварии в стандартном порядке. Для этого проводится экспертиза повреждений машины (желательно независимая, так как оценщики страховщика будут занижать сумму ущерба) и собирается пакет документов, в который входят:

  • гражданский паспорт (копия);
  • водительские удостоверения участников аварии (копии);
  • страховой полис (копия);
  • заполненный бланк заявления на страховую выплату;
  • протокол оформления ДТП;
  • справка о ДТП;
  • желательно – заявление застрахованного водителя о признании своей вины в ДТП;
  • прочие документы, подтверждающие необходимость страховой выплаты.
Читать еще:  Форма страхового полиса осаго

Если страховая компания отказывается возмещать ущерб, можно подать иск в суд.

Проще всего получить компенсацию за поврежденный автомобиль, если виноватого водителя нашли и у него все в порядке с полисом ОСАГО

2. Если виновник найден, но полиса ОСАГО у него нет или он просрочен. В этой ситуации получить компенсацию в страховой компании не выйдет. Придется подать на виновника аварии в суд. То же самое касается ситуаций, когда водитель не признает своей вины в аварии или устраивает ДТП, управляя машиной без водительских прав.

3. Если виновника ДТП найти не удалось. В этой ситуации можно получить страховую компенсацию только по КАСКО. Если в результате аварии пострадали или погибли люди, можно обратиться в Российский союз автостраховщиков со стандартным пакетом документов о ДТП и медицинскими справками, подтверждающими причинение вреда здоровью и жизни участников дорожного инцидента. Заявление рассматривается не более 20 рабочих дней, в случае положительного решения можно получить компенсацию в размере до 500 000 рублей на человека.

Как добиться наказания для скрывшегося с места ДТП водителя? Особенности судебной практики

Решение о наказании водителей, покинувших место аварии, принимается исключительно судом. Инспектор ГИБДД, полицейский не могут лишать прав или задерживать нарушителя на срок более 3 часов, если он не представляет опасности для окружающих.

При этом виновник аварии может избежать санкций, доказав, что покинул место ДТП непреднамеренно или по важной причине. Например, если водитель вез в больницу тяжело раненного человека, устроил ДТП без жертв и продолжил свой путь, его, скорее всего, оправдают. В этом случае ущерб от остановки и оформления аварии по всем правилам был бы гораздо больше, чем от сокрытия с места правонарушения. В то же время важное совещание, авиарейс, родительское собрание и аналогичные причины уважительными для оставления места ДТП не являются.

Решение о наказании скрывшегося с места ДТП водителя принимает суд

Если водитель в состоянии аффекта уехал с места аварии, но быстро на него вернулся, его не накажут. То же самое касается ситуаций, когда виновник аварии доставил пострадавших людей в медучреждение на своей машине, а затем приехал назад.

При принятии решения судом рассматриваются доказательства, представленные как виновником аварии, так и потерпевшим. Поэтому особенно важно в первые минуты после дорожного происшествия найти как можно больше свидетелей, получить записи с камер видеонаблюдения, видеорегистраторов. Если самостоятельно это сделать не получается, нужно попросить помощи у полицейских.

Обратите внимание, что срок, в который может быть вынесено решение об административном наказании водителя за оставление места ДТП – 3 месяца с момента аварии.

На то, чтобы подать судебный иск о возмещении вреда имуществу, дается 3 года.

А вот по уголовным делам, то есть дорожным инцидентам, где пострадали и погибли люди, сроки давности составляют от 2 до 15 лет.

Если виновник скрылся с места ДТП, это совсем не значит, что он окажется безнаказанным. Ваша задача – выполнить все требования ПДД и оказать максимальное содействие сотрудникам органов правопорядка в поиске нарушителя. И тогда шанс, что справедливость восторжествуют, будет максимально высоким.

Виновник ДТП отказывается признать свою вину: как действовать?

  • 1 Кто устанавливает степень виновности водителей в аварии?
    • 1.1 Необходимые документы
  • 2 Что делать, если виновник ДТП не признает свою вину?
  • 3 Как действовать, если виновник ДТП признал вину и потом отказался от слов?

Даже зная и следуя правилам дорожного движения, каждый водитель может попасть в дорожно-транспортное происшествие. Кто будет виновником аварии зависит от ситуации. Важно, чтобы оба собственника автомобилей застраховали свою гражданскую ответственность. Наличие полиса ОСАГО позволяет получать страховые выплаты на ремонт автотранспортного средства при случившейся аварии. В настоящей статье будут рассмотрены нюансы выяснения вины водителя при ДТП.

Кто устанавливает степень виновности водителей в аварии?

В России существует законодательный акт об ОСАГО, обязывающий каждого водителя автотранспортного средства страховать свою гражданскую ответственность.

Скачать актуальный текст закона № 40 можно по ссылке.

Представленный закон регламентирует деятельность страховщиков и страхователей при оформлении полиса ОСАГО, также в нем содержится порядок действий, применяемый при случившемся ДТП. Определить виновника автомобильной аварии вправе следующие инстанции:

  • страховые компании. Могут проводить экспертизу на месте происшествия все страховые компании, которые выписывали полис ОСАГО участникам ДТП. Например, при аварии столкнулись три автомобиля, водители застраховали свою гражданскую ответственность в разных СК, соответственно все три страховщика имеют право на проведение экспертизы для установления виновного лица в ДТП. Также проведение ими анализа позволяет установить пострадавшее лицо и размер полученного ущерба, как автотранспортному средству, так и здоровью водителя;
  • уполномоченные представители дорожной полицейской инспекции. Они прибывают на место автомобильной аварии для установления виновника ДТП, для составления схемы дорожного происшествия и т.д. Все полученные ими данные фиксируются в специальном протоколе;
  • судебное учреждение, которому подсудны данные разбирательства. Инстанция суда для определения виновника выбирается исходя из суммы иска.

Для определения виновника аварии важно правильно оформить полицейский протокол, в котором будет содержаться схема дорожного происшествия, так как по российскому законодательству, именно про протоколу, составленному работником ГИБДД, определяется виновное лицо в произошедшей аварии. Повлиять на установление виновного лица могут очевидцы дорожно-транспортного происшествия. Ведь составление корректной схемы на месте аварии зависит от их показаний.

Вся документация, оформленная представителем государственной автомобильной инспекции, передается на рассмотрение в страховую компанию. Компетентные страховщики рассматривают бумаги и на их основании составляют свое умозаключение (их мнение относительно виновника аварии может отличаться от текста протокола).

Если виновник ДТП не признает свою вину, то он вправе с исковым заявлением обратиться в судебное учреждение. Инстанция суда зависит от суммы полученного ущерба. Доказать свою невиновность участник ДТП может в:

  • районном суде, если сумма иска больше 50 тыс. рублей;
  • в мировом судебном учреждении, если иск меньше 50 тысяч.

Необходимые документы

После ДТП оформляются следующие бумаги:

  • протокол определенного образца. Данный акт оформляется представителем службы ГИБДД на месте дорожно-транспортного происшествия;
  • протокол, свидетельствующий о наличии административного нарушения;
  • протокол, в котором уполномоченное лицо указывает сведения, на основании которых виновника ДТП можно привлечь к уголовной ответственности;
  • европротокол оформляется, если есть на то причины;
  • схема случившейся дорожной аварии;
  • бланк, предназначенный на случай ДТП. Он выдается страховой компанией водителю одновременно с оформленным полисом ОСАГО.

Во всех представленных выше протоколах обозначаются сведения о виновнике аварии. Если данный гражданин отказывается признать свою вину в произошедшем дорожно-транспортном происшествии, то он должен это написать на бланке протокола. На акте, составленном работником ГИБДД, следует сделать подобную запись «с текстом протокола не согласен, требую предоставления доказательств».

Если виновник ДТП признал свою вину, то требуется подать всю документацию в страховую компанию и ожидать ответа от нее по поводу условий и размера возмещения по полису ОСАГО.

Что делать, если виновник ДТП не признает свою вину?

Когда один из участников дорожной аварии не признает свою вину, необходимо ее доказать. Чтобы установить виновника аварии требуется выполнить следующий алгоритм действий:

  • после столкновения автотранспортных средств не изменять их положения, не передвигать;
  • включить аварийные знаки на своем автомобиле;
  • выставить на дорожную полосу специальные знаки, свидетельствующие о случившейся аварии;
  • вызвать на место дорожного происшествия работников государственной автомобильной инспекции;
  • составить вместе с уполномоченным представителем ГИБДД требуемые протоколы;
  • позвонить в страховую компанию, где оформлялось страхование автогражданской ответственности, сообщить им о происшествии, ожидать приезда представителя страховщика.

Когда вышеуказанный перечень действий выполнен, а виновник аварии не признает свою вину, то стоит обратиться в отделение ГИБДД, где будет проводиться разбирательство по делу. Рекомендуется к разбирательству привлечь очевидцев дорожной аварии.

Как действовать, если виновник ДТП признал вину и потом отказался от слов?

Если дорожно-транспортное происшествие серьезное, то у водителей его наступление может вызвать некий шок. В связи с чем, собственник авто изначально признает свою вину, а затем, придя в себя, меняет свое решение. Как поступить в таком случае?

Когда виновник признал вину в аварии, затем отказался от слов, потерпевший должен действовать в следующем порядке:

  • собрать пакет документации, который оформляется при дорожном происшествии. Рекомендуется сразу сделать копии всех актов, на случай, если какой-либо бланк затеряется;
  • обратиться в соответствующие учреждения, чтобы доказать виновность водителя — в страховую компанию или в судебную инстанцию;
  • ожидать назначения даты проведения разбирательства;
  • присутствовать на всех заседаниях по определению виновного лица;
  • выслушать оглашение решения о том, кто виноват в случившемся ДТП.

При обращении в судебное учреждение, чтобы доказать вину участника дорожной аварии следует учитывать, что разбирательство может занять достаточно длительное время. Поэтому рекомендуется изначально попробовать мирно договориться с виновником о выплате ущерба.

Для пострадавшего лица рекомендуется сделать видео или фото фиксацию места аварии. Подобный вид доказательств поможет установить виновника ДТП.

Случаи, связанные с отказом признать свою виновность в аварии, связанные с тем, что страховой полис ОСАГО покрывает убытки, полученные в результате дорожно-транспортного происшествия, только не виновным водителям.

Как поступить, если виновник ДТП не признает свою вину

Довольно распространенное явление, когда виновник ДТП не признает вину в дорожно-транспортном происшествии, несмотря на все неопровержимые доказательства. Но это не значит, что он избежит установленной законодательством ответственности.

Если все обстоятельства происшествия грамотно зафиксированы, то у пострадавшего лица есть все шансы наказать недобросовестного автолюбителя и компенсировать свои убытки.

  1. Кем определяется степень виновности в ДТП
  2. Что дальше?
  3. Виновник ДТП не признает вину
  4. Перечень прилагаемых документов
  5. Водитель признал вину, но потом отказался
  6. Когда придется идти в суд
  7. Что делать, если составлялся Европротокол

Кем определяется степень виновности в ДТП

При мирном урегулировании вопросов, небольшом ущербе (менее 100 тысяч рублей) и отсутствии пострадавших, в соответствии с Правилами дорожного движения, стороны конфликтной ситуации могут самостоятельно составить схему происшествия и заполнить бланк извещения в страховую компанию, без привлечения сотрудников ГИБДД. Исходя из данных документов видно, в результате чего случилась авария и кто в ней виноват. Но когда гражданин, чьи противоправные действия стали причиной ДТП, не согласен взять на себя ответственность, то для объективного рассмотрения обстоятельств случившегося инцидента придется привлекать компетентные органы.

Согласно очередным поправкам, внесенным в ПДД в 2015 году, выезд сотрудников ГИБДД возможен, если в результате аварий есть люди, получившие увечья. Когда все отделались легким испугом и в дорожном происшествии пострадали только транспортные средства, то добираться до ближайшего пункта ДПС участникам происшествия придется самостоятельно.

В полиции водителям необходимо предъявить все имеющиеся доказательства произошедшего инцидента:

  • фото- и видеосъемка;
  • письменные свидетельские показания;
  • схема ДТП;
  • предъявить автомобили, получившие повреждения.

Вместе с тем, можно передать сотруднику ГАИ контактные данные очевидцев, которые по каким-то причинам не смогли дать письменные пояснения.

Значительно упростит задачу участников дорожного инцидента в доказывании своей позиции вызов аварийного комиссара. Опытный сотрудник сможет оценить обстановку по характеру повреждений и расположению автотранспортных средств, дать свое заключение на предмет виновности участников аварии, а также составить схему ДТП.

В случае вызова комиссара сотрудник полиции при рассмотрении обстоятельств дела будет опираться на слова и документы независимого эксперта, а не на эмоциональные оправдания участников ДТП.

Что дальше?

По факту аварии инспектором полиции возбуждается административное дело. В результате рассмотрения представленных доказательств, сотрудник ГИБДД в отношении лица, нарушившего ПДД, составляет административный протокол. Если гражданин, на которого возложена ответственность за случившийся инцидент, не согласен с решением сотрудника полиции, он вправе оспорить его действия в судебном порядке.

Однако это обстоятельство уже не должно волновать добросовестного участника дорожного движения. Все полученные в ГАИ документы необходимо в течение 5 дней представить в страховую компанию, где должны компенсировать понесенные в аварии убытки.

Виновник ДТП не признает вину

Если несмотря на очевидные факты водитель, допустивший аварию, не готов признавать свою вину, не переживайте, а просто четко следуйте нижеприведенному алгоритму. Тогда вы сможете собрать все необходимые доказательства и получить причитающиеся вам страховые выплаты.

Порядок действий пострадавшего, если нарушивший ПДД водитель отрицает свою вину:

  1. Вызывайте на место происшествия аварийного комиссара или юриста. Он грамотно составит схему ДТП и даст свое заключение относительно предполагаемой виновности водителей в транспортном происшествии.
  2. Уточните, ведется ли на месте случившегося ДТП видеонаблюдение. При наличии предоставьте полученный видеоролик в правоохранительные органы.
  3. Сфотографируйте поврежденные автотранспортные средства таким образом, чтобы были видны государственные номера.
  4. Возьмите контактные данные очевидцев происшествия. При сложностях в доказывании вины нарушившего ПДД водителя они помогут прояснить ситуацию.
  5. Обратитесь к сотрудникам правоохранительных органов, чтобы получить документы, доказывающие вину недобросовестного водителя (постановление о возбуждении административного дела, протокол).

Перечень прилагаемых документов

Основными документами, в которых отражена виновность водителей, являются:

  • схема дорожного происшествия, оформленная на месте аварии;
  • письменные пояснения участников ДТП о причинах случившего инцидента;
  • постановление о возбуждении административного или уголовного дела в отношении виновного лица (выдается каждому участнику ДТП);
  • протокол об административном правонарушении;
  • бланк извещения о ДТП (если составлялся Европротокол).

Сформированный комплект документов направляйте в страховую компанию. При рассмотрении вопроса о выплате возмещения страховые компании принимают во внимание предоставленные вами справки, несмотря на то, что виновник не согласен с решением ГИБДД.

Главное при решении вопроса, что делать, если виновник случившегося ДТП не признает свою вину, не растеряться, и скрупулезно выполнить все действия по сбору доказательств случившегося инцидента.

Водитель признал вину, но потом отказался

Нередко случаются ситуации, когда водитель, нарушивший правила ПДД и допустивший аварию, признает свою вину. Но впоследствии он внезапно отказывается брать на себя ответственность за случившийся инцидент. Отойдя от стресса, водитель пришел к выводу, что вполне может избежать ответственности, не признавая свою вину, или подобный совет дал ему знакомый юрист.

Читать еще:  Заявления при примирении сторон при дтп

В любом случае, не впадайте в панику. Главное — аккуратно и скрупулезно собрать все доказательства вашей невиновности. Кроме грамотного составления схемы ДТП и документов, выданных ГИБДД, заручитесь поддержкой очевидцев, ставших свидетелями случившегося инцидента, и смело подавайте собранный материал в страховую компанию. Чтобы опровергнуть вашу позицию, недобросовестному водителю необходимо будет предоставить доказательства своей невиновности в судебном порядке. Сделать это будет проблематично, если все имеющиеся у вас документы говорят об обратном.

Когда придется идти в суд

Наиболее сложные случаи встречаются, когда сотрудники службы ДПС, несмотря на серьезные технические повреждения автомобилей, подходят к своим обязанностям формально. То есть не считают необходимым расследовать дорожные ситуации для прояснения всех обстоятельств аварийного дела. Тогда пострадавшие получают на руки документы, подтверждающие факт отсутствия виновных в аварии. Это обстоятельство делает практически невозможным получение компенсационных выплат в рамках договора ОСАГО.

При таком раскладе единственный выход для пострадавшей стороны — это обратиться в судебные органы для исследования всех обстоятельств автомобильного происшествия и установления виновника. Рассмотрением данных вопросов занимаются мировые судьи и районный суд по месту нахождения ответчика.

Перед подачей искового заявления необходимо отправить предполагаемому виновнику претензионное письмо, в котором следует подробно изложить свои материальные требования, основываясь на фактах, и ссылаясь на нормы действующего законодательства. Данный документ направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. Эта процедура подтверждает попытку истца урегулировать конфликтный вопрос в досудебном порядке. Чтобы иметь объективные доказательства фактически причиненных убытков, пострадавшей стороне необходимо провести независимую экспертизу поврежденного транспортного средства. На этом мероприятии вправе присутствовать виновник аварии. О дате и месте осмотра автомобиля его необходимо уведомить официально.

К исковому заявлению следует приложить:

  • документ об уплате госпошлины;
  • квитанцию, подтверждающую направление виновнику претензии в рамках досудебного урегулирования спора;
  • документ, подтверждающий направление искового заявления предполагаемому ответчику;
  • доказательства виновности ответчика (фото и видеосъемка, показания свидетелей и т. д.);
  • заключение независимой экспертизы о размере причиненного ущерба.

Для изучения данного вопроса судом будут истребованы документы из органов полиции, а также проведена повторная проверка обстоятельств происшествия. Если вина нарушившего ПДД гражданина будет доказана, то потерпевшему выдается решение, подтверждающее данный факт. Этот документ необходимо направить в страховую компанию для возмещения убытков.

Что делать, если составлялся Европротокол

Если недобросовестный водитель отказывается от подписания схемы дорожного происшествия и извещения, обращайтесь за помощью в оформлении происшествия в ГИБДД, иначе доказать вину нарушителя будет очень проблематично.

Сложнее ситуация с отказом водителя от своих слов выглядит в том случае, если, понадеявшись на порядочность нарушившего ПДД водителя, пострадавший гражданин не стал привлекать к этой ситуации сотрудников полиции, ограничившись составлением Европротокола. В этом случае наиболее важным аспектом является факт подписания извещения о происшествии (Европротокола) обеими сторонами.

Если у вас на руках будет подписанный нарушителем бланк, смело подавайте все документы по транспортному происшествию в страховую компанию. Она определит степень виновности водителя, основываясь на нормах федерального законодательства об автогражданской ответственности.

В случае несогласия участников аварии с решением страховщика, они вправе обжаловать его действия в судебном порядке, представив мотивированные доказательства своей позиции. Но при обоюдном подписании Европротокола это будет сделать проблематично. Исходя из практики рассмотрения подобных дел судебными органами, крайне редко выносятся решения в пользу гражданина, не признавшего свою вину. Закон часто встает именно на сторону пострадавшего водителя.

Верховный суд рассказал, как найти виновника ДТП

Ущерб от автомобильной аварии оплачивает тот, кто ее спровоцировал. Но что делать, если вина не установлена в административном производстве? Например, оно прекращено из-за истечения срока давности. В этом случае суды исходят из того, что истец должен обосновать свой иск и доказать вину ответчика. Но такой подход не согласуется с Гражданским кодексом, пришел к выводу Верховный суд. Кроме того, он сделал ряд важных выводов касательно автотехнической экспертизы. Определение ВС пригодится водителям для защиты их прав.

В делах о компенсации ущерба после ДТП доказывать свою невиновность должен причинитель вреда, указал Верховный суд в одном из недавних дел. В свою очередь, потерпевший не обязан доказывать виновность ответчика или противоправность его действий, даже если в административном порядке вина последнего не установлена. Достаточно факта причинения вреда. К таким выводам гражданская коллегия ВС пришла в одном из недавних дел. Определение 59-КГ17-5 пригодится водителям для защиты их прав. Суды неверно считают, что доказывать вину в ДТП обязан истец, рассказывает Кирилл Форманчук из «Комитета по защите прав автовладельцев». Он не видел ни одного решения суда, в котором было бы написано, что доказывать свою невиновность должен ответчик.

Такой подход неправильный, указал ВС в споре Андрея Пищика* и Владимира Прусаченкова*. Они попали в аварию в сентябре 2013 года на трассе близ Благовещенска, когда Прусаченков решил развернуться на встречную полосу не из крайнего левого ряда. В результате его машина столкнулась с автомобилем Пищика, который двигался попутно. В ГИБДД признали, что правила дорожного движения нарушили оба водителя. Прусаченков не занял крайнее левое положение перед тем, как развернуться (п. 8.5 ПДД), а Пищик обгонял «впереди движущееся транспортное средство, водитель которого подал сигнал налево и приступил к маневру» (п. 11.2 ПДД). Последний вывод содержался в определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Пищик обжаловал этот пункт определения и добился его исключения: суд согласился с ним, что в таком документе не может быть выводов о виновности водителя. Что касается административного дела относительно Прусаченкова – оно было прекращено в связи с истечением сроков давности.

Это и смутило суды, которые на «втором круге», с подачи Президиума Амурского областного суда, отказали Пищику во взыскании 87 111 руб. с Прусаченкова на восстановительный ремонт (полиса ОСАГО у того на момент аварии не было). Поскольку в административном порядке вина ответчика не была подтверждена, разобраться в этом самостоятельно решил Благовещенский горсуд. Он пришел к выводу, что доказательства не свидетельствуют о безусловной вине Прусаченкова. Приступая к развороту, он должен был оценить скорость и положение встречных автомобилей, но мог не заметить автомобиль, который двигался в попутном направлении. При этом суд отверг выводы судебной автотехнической экспертизы от Дальневосточного регионального центра судебной экспертизы Минюста. Ее специалист пришел к выводу, что Прусаченков в принципе не мог развернуться даже с правого края дороги, не заехав на обочину или остановку маршруток. Но горсуд не принял эти выводы во внимание. Он отметил, что в заключении учтены показания только Пищика, а не Прусаченкова: «Эксперт разрешил вопрос, насколько достоверны показания сторон, хотя это должен был делать суд». От повторной судебной экспертизы стороны отказались. Это не помешало истцу указать в апелляционной жалобе, что суд мог назначить ее по своей инициативе, раз уж поверил первоначальному заключению. Но Амурский областной суд отверг этот довод со ссылкой на состязательность процесса, как и другие аргументы Пищика (определение 33АП-6163/2016).

Вина и экспертиза

Истец обратился в Верховный суд, который отправил дело на пересмотр, потому что обнаружил в решениях нижестоящих инстанций массу недостатков. Главное, что они не учли – положения п. 2 ст. 1064 Гражданского кодекса, который возлагает бремя доказывания невиновности на лицо, причинившее вред. Иными словами, причинитель вреда считается виновным, пока не обоснует обратное. И отказ судов со ссылкой на недоказанность вины Прусаченкова незаконен, решила гражданская коллегия ВС. Она оценила и мотивировку сути решения о том, что ответчик мог не заметить попутную машину. Но в ходе разворота не должны создаваться помехи или опасность для других участников дорожного движения (п. 8.1 ПДД). А если дорога слишком узкая и разворот выполняется не из крайнего левого положения, перед этим нужно освободить дорогу всем встречным и попутным машинам (п. 8.8).

Кроме того, по мнению ВС, судебную экспертизу отвергли безосновательно. Если эксперт выносил суждения на основании объяснений Пищика, суду следовало самому определить исходные данные для экспертизы. Кроме того, основной вывод специалиста о том, что Прусаченков не мог развернуться без нарушений, был основан на объективных данных. Если экспертиза неясна, суд может назначить повторную, напомнил Верховный суд положения п. 2 ст. 87 ГПК. Эти указания называет важным управляющий партнер КА «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский. По его словам, суды нередко отказываются принимать доказательства, практически ничем это не мотивируя или указывая формальные причины. Чтобы побороть такой подход, надо отменять решения, принятые с подобными нарушениями, для чего и пригодятся разъяснения ВС, считает Старинский.

Что такое разбор ДТП: все, что должен знать водитель

Столкновение с другим автомобилем или дорожно-транспортное происшествие, вызванное другими обстоятельствами, — мало приятный инцидент для любого водителя. Потеря времени, а нередко и денег, затрудненная коммуникация с другим участником аварии, вызов полицейских — со всем этим приходится сталкиваться тем, кто попал в ДТП. Но если вы уверены, что соблюдали правила дорожного движения и не виноваты в аварии, лучше успокоиться и ждать справедливого решения ГИБДД и страховой компании, которая должна возместить ущерб.

В ряде случаев виновника ДТП можно определить без затруднений, часто один из участников ДТП сам признает свою вину: настолько очевидное нарушение правил было допущено. В этом случае стороны либо оформляют «европротокол» самостоятельно (важно правильно нарисовать схему ДТП), либо вызывают экипаж ГИБДД для оформления инцидента.

Если непосредственно после столкновения вы не можете держать себя в руках, рекомендуем не давать вообще никаких признательных показаний на месте. Рекомендуем сформулировать свою позицию в кабинете группы разбора, в нейтральной обстановке, предварительно детально вспомнив все обстоятельства ДТП.

Если у прибывшего на место аварии полицейского возникает неуверенность, какой из участников стал инициатором столкновения, он заводит Протокол происшествия, в котором фиксирует свои соображения относительно потенциального виновника ДТП, а затем передает эту бумагу в районное отделение ГИБДД. Также передача дела на дополнительное расследование в органы может быть осуществлена, если предполагаемый виновник категорически не согласен с вменяемым нарушением. Таким образом, если вам предлагают взять на себя вину, а вы уверены, что соблюдали все правила ДТП, сразу говорите полицейскому, что не согласны с его вердиктом. Тогда разбирательство будет перенесено с проезжей части в органы внутренних дел.

Никогда не ставьте свою подпись на пустых листах объяснения или на незаполненной схеме ДТП. Не нарушайте это правило, даже когда инспектор ДПС говорит, что ему срочно нужно уезжать.

После оформления протокола участники ДТП на месте получают предписания, побуждающие в определенное время явиться на разбор ДТП в ГИБДД.

Группа разбора: кто в нее входит?

Разбором ДТП обычно занимается обособленное подразделение — это административные специалисты, действия которых сосредоточены на детальном разборе дорожно-транспортных происшествий всего района. В каждом отделении ГИБДД есть собственная группа, задача которой – объективно сопоставить все факторы, приведшие к возникновению аварии и определить степень вины каждого из участников.

Явка каждого из участников ДТП в кабинет группы разбора необязательна, решение может приниматься в отсутствие обеих сторон. Однако, присутствуя на изучении аварии лично, можно подтвердить правоту и требовать справедливости.

При рассмотрении дела важно предоставить несколько доказательств вашей невиновности. В роли таких подтверждающих фактов могут выступать свидетельские показания, а также материалы фото-и видеосъемки. Многие водители допускают ошибку, предлагая сотруднику ГИБДД приобщить доказательства к делу прямо на месте аварии, в устной форме. Часто сотрудник просто забывает о просьбе, и материалы остаются вне поля зрения группы разбора.

Запомните: статья 51 Конституции РФ обеспечивает вас правом не свидетельствовать против себя.

Что представляет собой разбор ДТП?

Разбор ДТП представляет собой детальное рассмотрение обстоятельств аварии, включая всестороннее изучение абсолютно всех материалов, касающихся происшествия. Это могут быть свидетельские показания, записи видеокамер и видеорегистраторов, анализ характера повреждений транспортных средств и травм пострадавших.

Для принятия решения по расследуемому ДТП, в котором были причинены травмы пассажирам или водителям, необходимо заключение судмедэксперта, свидетельствующее о тяжести полученных травм. Этот документ важен, поскольку вид наказания для водителя, признанного виновным, опирается на то, насколько тяжелыми оказались травмы. Если инцидент стал причиной среднего или тяжелого ущерба здоровью, то группа разбора передает сведения о ДТП в прокуратуру либо следователям органов внутренних дел, после чего возбуждается уголовное дело.

Вы можете пригласить адвоката или опытного автоюриста для защиты ваших интересов.

Для формулировки решения по ряду ДТП проводится автотехническая экспертиза. Учтите, что специалисты районного отделения ГИБДД в некоторых случаях могут избегать проведения обследования, отмечая загруженность экспертных отделов МВД. Но у вас есть полное право требовать проведения экспертизы.

В течение какого времени длится разбор ДТП?

Время рассмотрения инцидента может составлять от 3 дней до месяца. Прямая зависимость его продолжительности наблюдается от обстоятельств и сложности конкретного происшествия, а еще от банальной загрузки группы, ответственной за вынесение решения. Согласно статьям 28.5 и 28.7 Кодекса об административных правонарушениях, срок расследования ДТП может продлеваться еще на 30 дней, если это необходимо.

Результат разбора

После полного изучения случая специалистами ГИБДД выносится постановление об административном правонарушении непосредственно в данном ДТП. Важно помнить, что в случае, если вы недовольны вынесенным решением, есть возможность в течение 10 дней обжаловать его через суд или в вышестоящем органе внутренних дел.

Пользуйтесь своими правами и знаниями, чтобы внезапно для самого себя не понести ответственность за то, чего вы не совершали.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×