Trt-auto.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Выплата по осаго не покрывает ущерб

Страховые выплаты при ДТП: сколько выплачивает страховая компания по ОСАГО

Согласно украинскому законодательству, для компенсации ущерба при ДТП водитель должен иметь полис ОСАГО. Ситуация участия в аварии неприятна сама по себе. За ней, как правило, следуют хлопоты по получению выплат. Владение информацией по данному вопросу дает возможность действовать грамотно, получить законное возмещение ущерба с минимальными нервными и временными затратами.

Расчет ущерба по ОСАГО

Возмещение по страховому полису автогражданки – это средства, которые выплачивает страховая компания пострадавшим в дорожном происшествии. Имеются в виду аварии, спровоцированные водителями, управляющими застрахованными транспортными средствами (ТС). По закону Украины, выплаты производятся до 90 дней после подачи всех документов страховщику. Некоторые компании возмещают ущерб в течение 10-15 дней, до получения судебного решения.

После наступления страхового случая, которым является исключительно ДТП, пострадавшая сторона обращается с заявлением в СК, после чего проводится процедура осмотра автомобиля и анализ ущерба.

Факторы, влияющие на сумму компенсации:

  • количество пострадавших автомобилей. Общая сумма за ущерб имуществу всем пострадавшим в одном дорожном происшествии равна пятикратной сумме максимального лимита (650 000 гривен в 2020 году);
  • степень износа транспортных средств;
  • рыночная стоимость автомобиля;
  • степень нанесенных повреждений;
  • стоимость ремонта;
  • затраты на эвакуацию авто.

Износ насчитывают, если фактический пробег авто в два раза больше нормативного, если составные части кузова были восстановлены, если транспортное средство эксплуатировалось как автомобиль специального назначения (например, такси).

Насчитывать износ разрешается для транспортных средств производства СНГ, срок эксплуатации которых больше 5 лет, для авто других стран со сроком более семи лет.

Сумма ущерба складывается из стоимости работ по ремонту, покраске автомобиля, лакокрасочных материалов, комплектующих, которые подлежат замене. В расчет принимается цена деталей с учетом их амортизации. При оценке ремонта на СТО берется стоимость новых узлов и составных частей, поэтому реальная цена восстановления авто и сумма ущерба, рассчитанная страховой компанией, могут существенно отличаться.

В таких случаях суд обязывает виновника аварии возместить убытки, вне зависимости от начального уровня износа узлов и деталей авто, после осуществления и оплаты потерпевшей стороной ремонтных работ.

Выполнять восстановление поврежденного автомобиля следует только после расчета компенсации по полису ОСАГО. Оценка должна быть произведена в течение 10 дней после наступления страхового случая.

Если в результате аварии был нанесен ущерб жизни и здоровью людей, действует следующий порядок расчетов:

  • выплаты на лечение, транспортировку в медицинское учреждение, реабилитацию пострадавших;
  • компенсация в период временной нетрудоспособности, выплата недополученных доходов;
  • 12-36 минимальных затрат при длительной потере пострадавшими трудоспособности;
  • 12 минимальных затрат при смертельном исходе.

Ущерб компенсируется не ранее, чем через 15 суток и не позднее, чем через 3 месяца после подачи заявления о наступлении страхового события. Неполучение денег от СК по истечении 90 дней – повод для судебного разбирательства.

Лимиты выплат по ОСАГО

Согласно законодательным изменениям, в 2020 году в Украине установлены новые лимиты страховых выплат. Компенсация за вред имуществу, нанесенный пострадавшей стороне, составляет 130 000 гривен, за ущерб, причиненный жизни и здоровью, – 260 000 гривен.

В ситуации, когда фиксация страхового случая происходит путем оформления европротокола, установлен отдельный размер максимального лимита – 50 000 гривен. Воспользоваться европротоколом можно по обоюдному согласию водителей-участников, у которых есть полисы ОСАГО. При этом в ДТП не должно быть пострадавших людей, а у автовладельцев – признаков наркотического, алкогольного опьянения.

При серьезных авариях максимального лимита недостаточно для полного покрытия ущерба. Статистика показывает, что так происходит в четырех из десяти дорожно-транспортных происшествий. В этих случаях виновник ДТП выплачивает разницу из собственных средств. Избежать непредвиденных расходов позволяет заключение дополнительного договора к обязательному полису автогражданки, который покрывает расходы сверх лимита ответственности.

Если полиса дополнительной гражданской ответственности нет, получить недостающие средства можно по добровольному согласию виновника ДТП или через суд, если договориться не удалось.

Особенности расчета страхового возмещения при ДТП по ОСАГО

Расчет ущерба проводят по методикам товароведческих экспертиз. Применяется следующая формула:

Ущерб = СР + СМ + СС * (1 – ФЗ) + ВТВ, где

СР – стоимость работ по ремонту и покраске;

СМ – стоимость материалов для восстановления;

СС – стоимость подлежащих замене деталей и узлов авто;

ФЗ – коэффициент физического износа;

ВТВ – величина товарного вида.

Из насчитанного страхового возмещения вычитается налог на добавленную стоимость. Но эту часть выплат можно дополучить, если ремонт производился на СТО.

Экспертиза по определению размера повреждений ТС и сумме компенсации проводится в присутствии владельца авто. Если он не согласен с выводами, может организовать независимое исследование.

Исходными данными для расчета являются год выпуска, марка, модель авто. В алгоритмы работы инструмента заложены цены запасных частей на все марки и модели авто, среднерыночная стоимость нормо-часа работы специалиста станции технического обслуживания. Онлайн-калькулятор дает ориентировочный результат.

Что делать для получения выплат от страховой компании

Желательно сообщить представителю СК о наступлении страхового события с места происшествия, не позднее, чем в течение трех рабочих дней. Агенту нужно сказать Ф.И.О., серию и номер страхового полиса, номер мобильного телефона, данные о других участниках аварии. Желательно описать визуальные повреждения транспортных средств, обстоятельства ДТП. На место аварии, если нет условий для оформления европротокола, необходимо вызвать полицию.

Дальнейшие инструкции по урегулированию страхового случая дает представитель СК. Без письменного согласия страховщика не рекомендуется возмещать убытки третьим лицам и их представителям.

Если вина водителя установлена, он сообщает пострадавшей стороне о том, что является владельцем автогражданки, и предоставляет данные своей СК.

Для обеспечения выплаты компенсации за ущерб, причиненный транспортному средству, потерпевшая сторона предоставляет в СК ряд документов: европротокол, если ДТП было оформлено без представителей полиции, водительские права, паспорт, копию полиса ОСАГО, решения суда – при наличии, заявление о выплате страхового возмещения.

В течение десяти рабочих дней с момента наступления страхового случая необходимо предоставить представителю СК поврежденное транспортное средство для осмотра.

Для получения выплат по ущербу, причиненному жизни и здоровью, потерпевшая сторона предоставляет документы, подтверждающие оплату расходов на лечение, копию больничного листа, выписку из амбулаторной карты.

В случае смерти потерпевшего для получения выплат нужны нотариально заверенное свидетельство о смерти, документы, подтверждающие расходы на погребение.

В некоторых случаях возмещение убытков проводит МТСБУ. Ведомство выплачивает компенсацию, если страховая компания виновника ДТП стала банкротом, при отсутствии у него полиса автогражданки, если виновник аварии относится к льготным категориям граждан.

Что делать, если сумма страховой выплаты по ОСАГО не покрывает расходы на ремонт

В силу положений ст.7 Закона РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» установлены некие лимиты страховых сумм, в пределах которых страховая компания лавирует при наступлении страхового случая.

Так, лимитом возмещения ущерба, причиненного здоровью и жизни, является сумма в 500 000 рублей, а лимитом возмещения материального ущерба – сумма в 400 000 рублей.

Как быть, если ремонт дороже

Сумма страхового возмещения (выплаты) может не покрыть расходы на ремонт в трех случаях:

  1. если страховщик занизил сумму возмещения;
  2. если страховщик выплатил максимально возможную сумму (400 000 рублей), но стоимость ремонта оказалась больше;
  3. если из документов о ДТП невозможно установить вину конкретного водителя (например, оба водителя нарушили ПДД), то страховщик возместит ущерб в равных долях. Это значит, что возмещение каждому потерпевшему составит половину от размера ущерба или в иных пропорциях в зависимости от степени вины участников ДТП, установленной судом (п. 22 ст. 12 Закона N 40-ФЗ).

Ниже мы рассмотрим, что делать при каждом из вышеуказанных вариантов.

Занижение стоимости ремонта

Самостоятельно страховщик сумму ремонта не занижает, для этого ему требуется заключение экспертизы, которая определит сумму, необходимую для ремонта, в размере, меньшем, чем это необходимо.

Поскольку экспертизу проводят эксперты или экспертные бюро, которые сотрудничают со страховой компанией на постоянной основе, то занижение стоимости ремонта встречается достаточно часто.

Для того чтобы оспорить сумму, назначенную страховщиком, рекомендуем выполнить ряд последовательных действий:

  1. ознакомьтесь на нашем сайте с материалом, содержащим необходимые инструкции;
  2. получите у страховщика копию акта о страховом случае. Это документ, который страховщик составляет по результатам рассмотрения заявления страхователя о возмещении ущерба;
  3. зайдите на официальный сайт Российского Союза страховщиков и проверьте правильность расчетов при помощи специального сервиса (опционально, если вы не хотите проводить экспертизу зря);
  4. обратитесь к эксперту по вашему выбору, заключите с ним договор на проведение экспертизы. О процедуре проведения экспертизы и о порядке предоставления автомобиля к осмотру вас проинформирует эксперт;
  5. получите акт экспертизы и, если по ее выводам сумма ущерба выше, чем назначил ее страховщик, то напишите претензию в страховую компанию с требованием об увеличении суммы. С правилами составления претензии страховщику вы можете ознакомиться в соответствующем материале нашего сайта;
  6. если страховщик откажет в удовлетворении претензии или проигнорирует ее, то составляйте исковое заявление и идите в суд.

Экспертиза

Экспертное заключение, которое опровергало бы выводы экспертизы, проведенной страховщиком, будет необходимо как для направления претензии, так и для мотивировки искового заявления.

Экспертизу по оценке причиненного ущерба проводят эксперты-техники, внесенные в государственный реестр экспертов-техников.

То есть если вы решили вступить в спор со страховщиком, то без экспертизы не обойтись. Для проведения экспертизы выберите эксперта, работающего самостоятельно или в составе экспертного бюро, и заключите с ним договор на проведение экспертизы.

Проверить, включен ли выбранный вами эксперт в реестр экспертов-техников, вы можете на официальном сайте Министерства Юстиции РФ.

Претензия

Закон устанавливает обязательный досудебный порядок рассмотрения споров со страховыми компаниями. Это значит, что без условия направления претензии вы не сможете обратиться с иском в суд.

Страховщик обязан рассмотреть претензию в 10-дневный срок, по истечении которого он должен направить вам письменный ответ о согласии с доводами претензии либо об отказе в удовлетворении претензии.

Вполне возможна ситуация, что страховщик просто проигнорирует претензию, а значит, ответ вы не получите. Отсутствие ответа не станет препятствием для обращения в суд, поскольку суд интересует не ответ страховщика, а сам факт, что вы соблюли досудебный порядок рассмотрения спора.

Исковое заявление

В исковом заявлении вы можете заявить требования о взыскании:

  • разницы между размером ущерба (по заключению независимой экспертизы) и размером полученного страхового возмещения;
  • неустойки за нарушение срока выплаты указанной разницы — 1% от разницы в выплате за каждый день просрочки, но не более максимального лимита страховой суммы, и/или финансовой санкции за нарушение срока направления мотивированного отказа в страховом возмещении — 0,05% от максимального лимита страхового возмещения за каждый день просрочки, если страховщик нарушил срок направления вам письменного отказа.

Как правило, минимальным набором документов, прилагаемых к исковому заявлению, являются:

  1. копии документов, подтверждающих направление страховщику претензии;
  2. копии документов, подтверждающих право собственности на транспортное средство;
  3. копии документов о ДТП, выданные ГИБДД;
  4. копия акта о страховом случае;
  5. копия заключения независимой технической экспертизы;
  6. копия искового заявления и прилагаемых к нему документов для страховщика.

Вы можете подать исковое заявление и приложенные к нему документы:

  • по месту нахождения страховщика (его филиала или представительства);
  • по месту своего жительства или пребывания;
  • по месту заключения или исполнения договора страхования.

Если цена иска не больше 1 млн руб., вы освобождаетесь от уплаты госпошлины.

Если заявлены требования имущественного характера и цена иска не превышает 50 000 руб., то иск подается мировому судье (ст. 23 ГПК РФ).

Если цена иска превышает 50 000 руб. или если вы предъявляете также требования неимущественного характера (например, об установлении степени вины в ДТП), то иск следует подавать в районный суд (ст. 24 ГПК РФ).

При удовлетворении судом требований истца, которые не были удовлетворены ответчиком добровольно, суд взыскивает с ответчика в пользу истца штраф в размере 50% от разницы между суммой страхового возмещения, подлежащего выплате, и суммой страховой выплаты, осуществленной страховщиком в добровольном порядке (п. 3 ст. 16.1 Закона N 40-ФЗ).

Что делать, если ремонт дороже максимума страхового возмещения

В этом случае оставшуюся сумму следует взыскивать с виновника ДТП (п. 1 ст. 1064 ГК РФ).

До обращения в суд рекомендуем направить виновнику ДТП письменное требование о возмещении причиненного вам ущерба. Такой досудебный порядок урегулирования спора не является обязательным, однако иногда позволяет получить полагающееся вам возмещение без обращения в суд.

Если виновник ДТП оставил ваше требование без ответа или отказался возместить ущерб, вы вправе обратиться в суд. Для этого рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Доказательством размера взыскиваемой суммы будет служить заключение, полученное по итогам независимой технической экспертизы.

Читать еще:  Как составить европротокол при дтп образец

Чтобы получить этот документ, необходимо обратиться к эксперту-технику или в организацию, имеющую в штате экспертов-техников, и заключить договор на проведение независимой технической экспертизы. Реестр экспертов-техников размещен на официальном сайте Минюста России. Стоимость экспертизы обычно зависит от ее сложности и стоимости поврежденного имущества.

В споре с виновником ДТП износ заменяемых запасных частей может не учитываться (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25). Доказательством размера ущерба могут выступать документы о произведенном и оплаченном ремонте (платежные поручения, чеки, акты выполненных работ и т.п.). При этом нужно учесть, что в суде, возможно, возникнет вопрос о наличии связи между отремонтированными повреждениями и ДТП, что потребует проведения судебной экспертизы.

Вы вправе требовать возмещения не только ущерба, причиненного автомобилю, но и расходов на проведение экспертизы, хранение автомобиля на стоянке, судебных расходов.

Подсудность иска к виновнику ДТП определяется по месту жительства последнего.

В исковом заявлении изложите суть проблемы и заявите свои требования о взыскании разницы между размером ущерба (по заключению независимой экспертизы) и выплаченной страховщиком страховой суммы. К исковому заявлению приложите следующие документы:

  1. копии документов, подтверждающих направление виновнику ДТП претензии;
  2. копии документов, подтверждающих право собственности на транспортное средство (ПТС или свидетельства о регистрации, выданного ГИБДД);
  3. копии документов о ДТП (справки о ДТП, протокола, постановления, определения);
  4. копию акта о страховом случае;
  5. копию заключения независимой технической экспертизы;
  6. копию искового заявления и прилагаемых к нему документов для виновника ДТП;
  7. документ, подтверждающий уплату госпошлины.

Если заявлены требования имущественного характера и цена иска не превышает 50 000 руб., то иск подается мировому судье (ст. 23 ГПК РФ).

Если цена иска превышает 50 000 руб. или вы предъявляете также требования неимущественного характера (например, об установлении степени вины в ДТП), то иск следует подавать в районный суд (ст. 24 ГПК РФ).

Как составить и подать исковое заявление о возмещении ущерба от ДТП? Узнать →

Каков порядок налогообложения НДФЛ сумм страхового возмещения, выплаченных по договору имущественного страхования? Узнать →

Почему нет компенсации по ОСАГО

В законодательстве четко указано, какие случаи являются нестраховыми по ОСАГО. При возникновении одной из таких ситуаций страховщик имеет полное право отказать в компенсации.

На сегодняшний день расходы на восстановление застрахованного автомобиля покрывает страховая компания. Однако, отдельные ДТП считаются нестраховыми, в таком случае владелец транспортного средства самостоятельно оплачивает ремонт машины.

Законодательство

По действующему законодательству страхование по ОСАГО является обязательным для всех водителей. В законе прописаны особенности страховых случаев. Кроме того, в определенных ситуациях страховщик имеет право требовать возмещение у виновника ДТП или признать аварию нестраховым случаем.

В законодательстве четко прописано, что страховым случаем является тот, когда владелец автомобиля испортил имущество другого водителя или нанес вред его жизни и здоровью в результате аварии.

Какие случаи признаются нестраховыми по ОСАГО

Если внимательно посмотреть договор ОСАГО — все нестраховые случаи указаны в девятом пункте. Например, не стоит ждать выплаты по ОСАГО в том случае, если пострадавшая сторона запросила компенсацию за моральный ущерб. В таком случае нужно обратиться в суд, выплаты будут взиматься не со страховой компании, а со второго участника аварии.

  • Стоит учитывать, что в полисе ОСАГО указывается только один автомобиль. Соответственно, если автовладелец попал в ДТП на другом, не принадлежащем ему автомобиле — случай является нестраховым, а выплата по нему не осуществляется.
  • ДТП, результате которого нанесен вред экологии или окружающей среде — не покрывается компенсацией по ОСАГО. Вопросы погашения ущерба решаются в рамках действующего законодательства.
  • Возмещения по ОСАГО не будет, если авария произошла во время соревнований, испытаний или учений.
  • Страховая компания откажет в компенсации в том случае, если в результате ДТП нанесен вред жизни и здоровью рабочих, выполняющих свои профессиональные обязанности на дороге.
  • Нестраховым случаем является ДТП, при котором ущерб был нанесен грузом, перевозка которого связана с риском (здесь необходима отдельная страховка на опасный груз).
  • Один из редких случаев — повреждение архитектурных и культурно-исторических ценностей в результате аварии. Весь ущерб самостоятельно возмещает виновник аварии, а не страховая компания.
  • В договоре ОСАГО строго прописано, что страховая компания не возмещает ущерб в случае заражения радиацией, ядерного взрыва и прочих неконтролируемым ЧС.
  • Страховая компания имеет полное право передать обязательства по возмещению ущерба виновнику аварии. Такое возможно в том случае, если ДТП произошло по вине водителя, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, или если виновник аварии скрылся с места происшествия. Страховщик может самостоятельно выплатить всю сумму ущерба пострадавшей стороне. Однако, страховая компания имеет полное право подать в суд на виновника и возместить свои потери.

Внимательно читайте условия договора ОСАГО, чтобы избежать неприятных ситуаций в дальнейшем!

Что делать, если не согласны с суммой страховой выплаты по ОСАГО

Даже мелкое ДТП – это всегда головная боль для водителей. Оформление происшествия, а затем ремонт авто требуют внимания и времени. К тому же выплаты от страховой компании по полису ОСАГО не всегда покрывают реальные затраты. Корреспондент «РИАМО в Красногорске» выяснила, что делать автовладельцу, если он не согласен с начисленной страховой суммой.

Полис ОСАГО

С 2003 года автовладельцы в России обязаны ежегодно страховать свою автогражданскую ответственность. ОСАГО – это страховка, благодаря которой в случае ДТП расходы на ремонт автомобиля пострадавшему выплачивает не виновник аварии, а его страховая компания. А вот страхователю, который признан виновным, никакого возмещения от страховой организации по ОСАГО не полагается, и если у него не оформлен полис КАСКО, он будет восстанавливать машину за свой счет.

Стоимость полиса ОСАГО зависит от многих факторов. Значительно на нее влияют возраст и водительский стаж владельца машины и всех, кто включен в полис и, соответственно, может управлять автомобилем. Максимальный коэффициент применяется к водителям моложе 22 лет и с водительским стажем до 3 лет.

Кроме того, на стоимость полиса влияет количество допущенных к управлению лиц. Вернее, если они записаны поименно, то применяется коэффициент 1, который не влияет на конечную стоимость. А вот если договор обязательного страхования не предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению, применяется повышающий коэффициент 1,8.

Еще один коэффициент, который «решает», во сколько в этом году автовладельцу обойдется страхование автогражданки, – КБМ, или коэффициент «бонус-малус». Он привязан к человеку, а не к автомобилю. Если водитель год не становился виновником ДТП, то следующий полис, как правило, обойдется ему на 5 % дешевле. С каждым безаварийным годом он платит за ОСАГО немного меньше. Однако в случае ДТП такая скидка может уменьшиться или исчезнуть, а в случае нескольких аварий в течение 12 месяцев и вовсе превратиться в повышающий коэффициент.

Оформление ДТП

Российское законодательство предусматривает два варианта оформления ДТП без пострадавших – при помощи сотрудников Госавтоинспекции и так называемый европротокол. Кроме того, водители могут дать друг другу расписки в отсутствии взаимных претензий.

Нужно иметь в виду, что даже если водители решили, что автомобили получили незначительные повреждения и можно разъезжаться, не теряя времени на «бумажную волокиту», при отсутствии такой расписки это может быть расценено как оставление места ДТП и повлечь лишение права управления на срок до 18 месяцев.

Без участия сотрудника ГИБДД дорожно-транспортное происшествие можно оформить, если в ДТП участвовали только два транспортных средства, люди и иное имущество, кроме автомобилей, не пострадали, у обоих водителей есть полисы ОСАГО. Кроме того, не должны вызывать разногласий обстоятельства ДТП – то есть оба водителя согласны, кто виноват в столкновении.

В течение часа после аварии водители должны провести фотофиксацию происшествия. Автомобили нужно снять с четырех ракурсов – так, чтобы была привязка к местности. Хорошо, если в кадр попадет табличка с названием улицы и номером дома, остановка общественного транспорта. Обязательно крупно снять повреждения, обломки, следы торможения.

В Красногорске действует Центр помощи при ДТП, сотрудники которого готовы бесплатно помочь водителям оформить дорожные аварии по европротоколу. По мессенджерам WhatsApp и Viber оператор проверит фото на полноту и достаточность и ответит на все вопросы участников происшествия.

Центр помощи при ДТП расположен по адресу: микрорайон Опалиха, улица Мира, дом 5. Позвонить туда можно по телефону 8 (495) 989-29-80.

Получение страховой выплаты

Во время оформления дорожного происшествия необходимо правильно заполнить извещение о ДТП и нарисовать схему. При оформлении по европротоколу в течение 5 дней оба участника аварии обязаны сдать эти документы в свои страховые компании.

Затем страховая компания назначит время, когда нужно представить автомобиль на осмотр. Важно до этого момента не проводить никаких ремонтных работ! Во время осмотра машина должна быть чистой, иначе эксперт может не увидеть какие-то повреждения, и они не войдут в калькуляцию.

Затем страховая компания либо назначит выплату, либо направит автомобиль на ремонт.

Несогласие с суммой страховой выплаты

Часто автовладельцы оказываются недовольны суммой страховой выплаты. Кто-то, не желая тратить время и нервы, доплачивает недостающее из собственного кармана. Но есть несколько способов добиться от страховой компании дополнительных средств на ремонт.

Для начала стоит выяснить, действительно ли вам не доплатили, и если да, то сколько. Для этого можно обратиться к независимым экспертам.

«Эксперты Центра помощи при ДТП по запросу гражданина могут провести повторную техническую экспертизу», – отметила руководитель центра Татьяна Ласточкина.

Она пояснила, что оценку правильности расчетов страховой проведут бесплатно. Если же гражданину нужно заключение эксперта – справка для суда или досудебного урегулирования, – это платная услуга.

Досудебное урегулирование

Сначала стоит попытаться договориться со страховой компанией. Для этого следует позвонить на телефон «горячей линии» или обратиться в офис и объяснить ситуацию.

Если этот способ не принес результата, можно написать претензию. Она оформляется в свободной форме, главное – изложить суть проблемы и пути ее решения, то есть нужно указать, что вы хотите получить доплату или отремонтировать автомобиль за счет страховой компании.

В течение 10 дней страховая должна либо удовлетворить претензию, либо дать мотивированный отказ.

Обращение в суд

В случае, если по оценкам независимых экспертов вам положена одна сумма, а страховая настаивает на меньшей выплате, свои права можно отстоять в суде.

Однако стоит иметь в виду: сумма выплаты не является фиксированной величиной, хоть и рассчитывается по единой методике, утвержденной Центробанком РФ. По решению пленума Верховного суда РФ, допустима статистическая погрешность в пределах 10 % между расчетами разных экспертов. Так, если страховая компания выплатила 91 % от суммы, которую насчитали независимые эксперты, у автовладельца формально нет повода обращаться в суд.

В интернете множество фирм предлагают помощь в подаче судебного иска. Важно не нарваться на мошенников, которые возьмут деньги за услуги и оставят дело без движения.

Жители Московской области могут получить бесплатную юридическую помощь по любым вопросам в так называемых юридических клиниках. Они действуют на базе Международного юридического института и общественной организации «Гильдия предпринимателей Московской области».

В случае положительного решения суда страховая компания будет обязана оплатить истцу не только сумму за ремонт автомобиля, но и судебные издержки – при предоставлении подтверждающих документов.

Как получить выплаты по ОСАГО: все шаги поэтапно

Пострадавший в ДТП как можно скорее хочет получить выплаты по полису ОСАГО. При этом страховщик при обращении автовладельца в компанию желает оттянуть момент выплат компенсации и по возможности сделать сумму меньше.

Зачастую абсолютно разные желания клиента и страховой приводят к спорам. В основном в таких разбирательствах выигрывают страховщики, поскольку многие автовладельцы просто не знают, какими должны быть правильные действия для получения полной суммы.

В этой статье мы подробно расскажем, какие действия предпринять, чтобы получить выплаты после аварии по ОСАГО. Разберем каждый этап: от правильного оформления ДТП до подачи претензии.

Шаг 1: Оформление ДТП

В ситуации, когда повреждения автомобиля незначительные, ДТП оформляется по Европротоколу

По закону в результате ДТП с небольшими повреждениями, автовладельцы должны освободить дорогу, чтобы не затруднять движение других автомобилей. Существуют определенные условия, для оформления аварии по Европротоколу:

  • В аварии задействованы только 2 автомобиля;
  • В результате ДТП никто не пострадал, повреждения только на машинах;
  • У каждого участника ДТП имеется полис ОСАГО;
  • Оба водителя не имеют разногласий по поводу условий аварии, и ее виновника;
  • Предполагаемый ущерб менее 100 тыс.руб.

Для того чтобы оформить ДТП, необходимо верно заполнить бланк о ДТП. Но по факту основная масса водителей не знают, как это сделать правильно. Страховые компании этим пользуются и предъявляют строгие требования к заполнению бланка о ДТП. В результате, всего лишь неправильно заполнив бланк, вы можете остаться без выплат.

Читать еще:  Дтп на парковке что делать

В случае значительных повреждений

Если в аварии есть пострадавшие, задействованы более 2 автомобилей, либо повреждения автомобилей очень серьезные, нужно вызвать сотрудников ГИБДД. От них вы получите постановление.

Нередки случаи, когда сотрудники ГИБДД невнимательно относятся к ситуации. В результате, повреждения записываются неправильно, или водитель называет не все пострадавшие элементы. Как следствие вы рискуете не получить выплаты за неуказанные пострадавшие части авто, поскольку страховая компания ориентируется только записи сотрудников в протоколе.

Шаг 2: Проведение независимой экспертизы

По правилам полиса ОСАГО страховые компании не осуществляют выплаты деньгами, а производят ремонт пострадавшего автомобиля. Если сделать ремонт невозможно, то компания выплачивает денежную компенсацию.

Страховщик будет рассчитывать сумму на ремонт с учетом износа авто. И в любом случае поступает так, как выгодно ей: выдает направление на ремонт или выплачивает ущерб. Если вы отдаете автомобиль на ремонт по решению страховой, то будьте готовы к тому, что сотрудники мастерской сообщат о нехватке суммы на полноценный хороший ремонт. Они могут предложить, чтобы вы доплатили за ремонт из собственных средств, причем рассчитывать на доплаты от страховой бесполезно.

Вы можете провести независимую экспертизу. Сделать это можно до визита в страховую, либо после. За проведение независимой экспертизы нужно заплатить, поэтому в данном случае будут приняты во внимание все ваши комментарии. По результатам экспертизы можно выявить все элементы, которые пострадали в аварии.

Благодаря такой услуге вы точно будете знать, какая сумма компенсации вам положена. Вы сможете выбрать СТО для ремонта автомобиля и в случае нехватки средств на ремонт, приводить аргументы независимой экспертизы.

Шаг 3: Обращение в страховую компанию

Для получения компенсации по полису ОСАГО вы должны обратиться в страховую компанию, предоставив постановление ГИБДД и автомобиль. Многие страховые имеют специальные центры, где принимаются заявления по ОСАГО. Там автомобиль будет осматривать эксперт страховой компании. Чаще всего такой осмотр не выявляет скрытых повреждений автомобиля. Во избежание той ситуации, когда выплаты по ОСАГО будут сильно занижены, рекомендуется проводить независимую экспертизу.

Одним из важных моментов при обращении в страховую компанию являются сроки — 5 рабочих дней с момента ДТП. Нужно знать, что заявлять о происшествии в свои страховые компании должны оба водителя, а не только пострадавший. Если виновник аварии вовремя не обратиться в страховую, то она имеет право предъявить к нему требование о возмещении ущерба.

При обращении в страховую нужно заранее подготовить пакет документов:

  • Копия паспорта;
  • Извещение о ДТП;
  • Копия протокола ГИБДД или копия Европротокола;
  • Постановление о правонарушении;
  • ПТС и свидетельство на транспортное средство;
  • Банковские реквизиты для перечисления компенсации (если не будет проводиться ремонт);
  • Заключение независимой экспертизы (если она проводилась).

Шаг 4: Подача претензии после первичной выплаты

После подачи заявления компания обязана возместить ущерб в течение 20 дней. Как правило, данные выплаты не покрывают всей стоимости ремонта. Страховые компании всегда действуют в свою пользу, не учитывая реальность ущерба клиента. Это происходит еще и потому, что по статистике только в одном из десяти случаев, пострадавший оспаривает решение страховщика и самостоятельно делает независимую экспертизу. Практически все автовладельцы довольствуются первичными выплатами. И как следствие доплачивают за ремонт машины из собственных средств.

В том случае, если вы считаете, что страховая компания не компенсировала ущерб, вы можете подать претензию, которая должна быть обоснована независимой экспертизой. Данная претензия рассматривается в течение 10 дней. За этот срок компания должна дать ответ по претензии: удовлетворить или отказать.

Как правило, основная масса водителей не подает претензии страховщикам. Поэтому компании могут занижать сумму ущерба. В том случае, если вы подаете претензию, дело может дойти до суда, и тогда будет выяснено, что СК выплатила меньше положенной суммы. Компании совсем не выгодно отказывать в претензии и платить большие штрафы. Поэтому обычно такие претензии одобряются.

Чтобы после ДТП можно было рассчитывать на хорошие выплаты, необходимо выбирать страховую компанию с хорошим рейтингом и отзывами клиентов. Наш центр ПОЛИС812 сотрудничает только с надежными страховщиками. Узнать предварительный тариф полиса можно с помощью онлайн калькулятора.

Prom-Nadzor.ru

Вы здесь

Страховая выплата не покрывает расходы на ремонт автомобиля

Не редки случаи, когда страхового возмещения по договору ОСАГО не хватает на ремонт поврежденного автомобиля. Как правило, суммы страховых выплат покрывают расходы на ремонт только бюджетных моделей. Для дорогих иномарок этих сумм не хватает даже при незначительной аварии. Рассмотрим данный вопрос подробнее.

Размер страховой выплаты

  • 400 тыс. руб. — в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего;
  • 500 тыс. руб. — в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего.

Примечание: при причинении вреда третьему лицу взаимодействием источников повышенной опасности взыскание страховых выплат в максимальном размере производится одновременно с двух страховщиков, у которых застрахована гражданская ответственность владельцев транспортных средств.

Сумма страховой выплаты может не покрыть расходы на ремонт автомобиля в 2 случаях:

  • При занижении страховой компанией размеров страховой выплаты;
  • Если стоимость ремонта транспортного средства превышает максимальный размер страховой выплаты по договору ОСАГО (400 тыс. руб.).

Если конкретного виновника ДТП определить невозможно, то страховые компании должны произвести выплату владельцам поврежденных автомобилей в равных долях.

Если в ДТП виноваты оба водителя, то страховые компании производят страховые выплаты с учетом вины каждого из них, определенную судом.

Размер компенсаций так же зависит от способа оформлении ДТП. Водителям стоит помнить, что максимальный размер выплат по ДТП оформленным без участия уполномоченных работников полиции ограничен суммой 50 тыс. руб. (п. 4, 8 ст. 11.1 Закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

Примечите: если ДТП произошло на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской области страховая выплата может быть осуществлена в полном размер (до 400 тыс. руб.), даже в том случае если ДТП оформлялось без участия уполномоченных сотрудников полиции. Однако, выплата в данном размере будет осуществлена только при фиксации ДТС с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (п. 5 Закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств).

Порядок действий при занижение страховой компанией суммы страхового возмещения.

Рекомендуется придерживаться следующего порядка действий.

1. Получение копии акта о страховом случаи.

При рассмотрении заявления о страховом возмещение сотрудники страховой компании обязаны составить акт о страховом случае. В котором указывается:

  • Описание ДТП;
  • Последствия ДТП;
  • Размер ущерба;
  • Размер страховой выплаты;
  • Расчет страховой выплаты.

Страховая компания обязана выдать копию акта по запросу потерпевшего (оформленного в письменном виде) не позднее 3-х рабочих дней.

2. Проверка расчета страховых выплат.

Проверить расчет можно самостоятельно, воспользовавшись справочниками на официальном сайте Российского союза автостраховщиков.

Однако, для обращения в суд или предъявления претензии страховой компании необходимо получить экспертное заключение о размере причиненного ущерба автомобилю.

3. Получение экспертного заключения.

При несогласии пострадавшего с размером страховой суммы, ему необходимо получить заключение независимой экспертизы о размере причиненного ущерба, обратившись в сертифицированную экспертную организацию.

О дате проведения экспертизы пострадавший должен уведомить страховую компанию с помощью телеграммы или заказного письма (с описью вложения), в противном случае заключение такой экспертизы может быть отклонено судом.

4. Обращение в страховую компанию с письменной претензий.

По результат рассмотрения претензии страховая компания выносит либо решение о удовлетворение требований потерпевшего, либо отказ в удовлетворении претензии.

Если был получен отказ или страховая компания не представила ответ в течение 10 календарных дней с момента подачи претензии, то потерпевшему необходимо обратится в суд.

5. Подготовка искового заявления в суд.

Порядок подготовки исковых заявлений изложен в статьях 131 и 132 ГПК РФ.

Заявление о взыскании страховой выплаты можно подавать как по месту регистрации страховой компании, так и по месту жительства потерпевшего.

В исковом заявление необходимо указать:

  • Суть проблемы;
  • Требование о взыскание страховой выплаты, либо суммы разницы между выплатой произведений страховой компанией и оценкой ущерба произведенной независимым оценщиком;
  • Требования о взыскании неустойки за нарушение сроков выплаты (1% за каждый день просрочки);
  • Требование о взыскании штрафа в пользу истца (50% от цены иска при удовлетворении судом исковых требований);
  • Требование о взыскании компенсации морального вреда.

Как правило, к заявлению прилагается следующий пакет документов:

  • Документ, удостоверяющий личность истца;
  • Документ, подтверждающий получение страховой компанией претензии от потерпевшего;
  • Акт о страховом случае;
  • Заключение независимой технической экспертизы;
  • Документы, подтверждающих право собственности на автомобиль;
  • Документы, подтверждающие наступление страхового случая (ДТП).

Заявление и копии, прилагаемых к нему документов подаются в канцелярию суда в 2-х экземплярах.

После чего вам останется только дожидаться решения суда.

Если стоимость ремонта автомобиля оказалась больше суммы страхового возмещения

В данном случае оставшеюся часть необходимой суммы пропевшему придется взыскать с виновника ДТП.

Для этого рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий.

1. Документальное подтверждение взыскиваемой суммы.

Доказательством размера причиненного ущерба может служить заключение независимой технической экспертизы. Для его получение необходимо обратится в сертифицированную экспертную организацию.

О дате проведения экспертизы пострадавший должен уведомить виновника ДТП с помощью телеграммы или заказного письма (с описью вложения), в противном случае заключение такой экспертизы может быть отклонено судом.

Примечание: так же в качестве доказательства могут выступать платежные документы, подтверждающие произведенный и оплаченный ремонт поврежденного автомобиля. Однако, в суде истцу придется доказывать связь между замененными при ремонте узлами и агрегатами автомобиля, и повреждениями, полученными им при ДТП. По этой причине получение заключение независимой экспертизы более предпочтительно.

2. Обращение с претензией к виновнику ДТП.

Претензия направляется в письменном виде. Направить ее необходимо любым способом, позволяющим в последствии доказать факт ее получения (например, телеграмма или заказное письмо с описью вложения).

Если виновник ДТП откажется удовлетворять ваши требования – то вам необходимо обратится в суд.

3. Обращение в суд с исковым заявлением.

Порядок подачи и требования к оформлению искового заявления изложены в ст. 131, 132 ГПК РФ.

Исковое заявление подается в суд по месту жительства виновника ДТП.

К исковому заявлению необходимо приложить следующий комплект документов:

  • Документы, подтверждающие направление виновнику ДТП претензии;
  • Документы подтверждающие право собственности на автомобиль;
  • Документы о ДТП (определения, постановления и т.п.);
  • Заключение независимой технической экспертизы;
  • Акт о страховом случае;
  • Квитанция о оплате государственной пошлины.

При удовлетворении судом исковых требований потерпевшего и вступление судебного решения в законную силу, ему необходимо получить в канцелярии суда исполнительный лист или судебное решение.

4. Обращение в службу судебных приставов.

Потерпевшему необходимо обратится в Федеральную службу судебных приставов с заявлением и исполнительным листом или решением суда.

Судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на банковские счета должника, источники постоянного заработка, имущество и т.п.

Нормативные документы по теме:

КС: Потерпевший вправе требовать возмещения ущерба от виновника ДТП, несмотря на наличие ОСАГО

11 июля Конституционный Суд РФ вынес Определение № 1838-О, которым подтвердил возможность взыскания с лица, застрахованного в рамках ОСАГО, разницы между реальным ущербом и полученной потерпевшим страховой выплатой.

Норильский городской суд Красноярского края обратился в КС с запросом, в котором указал на неконституционность ряда норм Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с правилами ГК о возмещении убытков при совершении деликта. Заявитель полагал, что оспариваемые положения позволяют страховым компаниям уклоняться от полного возмещения ущерба потерпевшему, которое осуществляется в форме ремонта транспортного средства. Такое уклонение, по его мнению, возможно как минимум двумя законными способами: путем незаключения договора о ремонте на станциях техобслуживания, а также путем заключения с потерпевшим соглашения о денежном страховом возмещении, при выплате которого учитывается износ деталей автомобиля.

В запросе отмечалось, что в производстве Норильского городского суда находится дело по иску о взыскании ущерба, причиненного ДТП. Суд обратил внимание, что по общему правилу страховое возмещение потерпевшему осуществляется путем организации и оплаты ремонта его автомобиля на станции техобслуживания, стоимость которого не зависит от износа деталей, поврежденных при ДТП. Однако вместо этого истцу были выплачены денежные средства, поскольку у страховой компании не было договора ни с одной СТО в г. Норильске и его окрестностях. В силу прямого указания закона при денежной компенсации выплата производится с учетом износа поврежденных частей ТС. То есть если бы истец смог воспользоваться первым способом, возмещение было бы произведено в большем размере.

Читать еще:  Страховая задерживает выплату по осаго что делать

Истец заявил, что стоимость работ без учета износа деталей составляет свыше 300 тыс. руб., при том что страховщик выплатил ему чуть более 96 тыс. Поэтому истец обратился непосредственно к причинителю вреда с требованием о взыскании разницы. Ответчик заявил, что он, как добросовестный законопослушный гражданин, вправе рассчитывать, что страховая компания исполнит обязанность по оплате ремонта в полном объеме, т.е. без учета износа подлежащих замене деталей.

Как полагает Норильский горсуд, оспариваемые нормы нарушают равенство прав причинителей вреда по двум причинам. Во-первых, потому что обязанность по возмещению вреда потерпевшему за счет виновника ДТП ставится в зависимость от того, приняла ли конкретная страховая компания меры по заключению договоров об организации ремонта на соответствующей территории, а также по организации и оплате ремонта. Во-вторых, согласно закону, указанная обязанность причинителя вреда зависит и от усмотрения потерпевшего, который может отказаться от ремонта и получить от страховой компании денежное возмещение. При этом страховщик, уклонившийся от надлежащей организации ремонта, не обязан восполнить потерпевшему разницу между стоимостью ремонта без учета износа заменяемых деталей и с учетом износа – эта обязанность возложена на виновника ДТП.

КС признал запрос не подлежащим дальнейшему рассмотрению. Со ссылкой на свое Постановление от 31 мая 2005 г. № 6-П он указал, что потерпевший является наименее защищенным из всех участников правоотношений по обязательному страхованию, поэтому правовое регулирование в соответствующей сфере должно предусматривать специальные гарантии защиты его прав.

Конституционный Суд подчеркнул, что приоритет восстановительного ремонта при повреждении автомобилей не расходится с приведенной точкой зрения. По его мнению, различные варианты получения страхового возмещения установлены в целях защиты права потерпевшего на возмещение вреда, причиненного его имуществу при использовании транспортных средств другими лицами.

В рассматриваемом определении указано, что оспариваемые положения относятся к договорному праву, поэтому непосредственно не регулируют обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. В Постановлении № 6-П Суд уже оценивал нормы Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с положениями ГК об ответственности за деликты. При этом КС исходил из того, что требование потерпевшего к страховщику является самостоятельным договорным требованием и отличается от требований по обязательствам из причинения вреда. Суд пояснил, что необходимо разграничивать страховые обязательства, где страховщик должен осуществить возмещение по договору, и деликтные, ответственность по которым возникает непосредственно у причинителя вреда. Смешение этих обязательств, полагает КС, может иметь неблагоприятные последствия для потерпевшего, в то время как рассматриваемый институт страхования установлен в его интересах.

Конституционный Суд подчеркнул, что ОСАГО не может ни подменить, ни отменить институт деликтных обязательств. Оно также не должно приводить к безосновательному снижению размера возмещения, которое потерпевший вправе требовать от причинителя вреда. В определении также отмечается, что Закон об ОСАГО является специальным нормативным актом, однако он не отменяет действия общих норм гражданского права об обязательствах из причинения вреда. Поэтому, если страховая выплата не покрывает полностью размер ущерба, потерпевший имеет право потребовать от причинителя вреда возместить разницу.

Ранее в Постановлении от 10 марта 2017 г. № 6-П КС указал, что нормы ГК во взаимосвязи с правилами обязательного страхования ответственности владельцев ТС предполагают возможность получения потерпевшим разницы между страховой выплатой и реальным ущербом непосредственно от причинителя вреда. При этом потерпевшему необходимо доказать, что размер его ущерба действительно больше суммы, полученной от страховой компании.

Там же подчеркивается, что лицо, у которого потерпевший требует возмещения разницы между страховой выплатой и ущербом, вправе ходатайствовать как о назначении судебной экспертизы, так и о снижении размера возмещения. Суд разъяснил, что уменьшить возмещение возможно, если из обстоятельств дела с очевидностью следует другой более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений имущества.

КС подчеркнул, что оспариваемые нормы действуют в системном единстве с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод одних лиц не должно нарушать права и свободы других. Они позволяют сторонам в определенных случаях отступить от общих условий страхового возмещения, но не допускают их применения вопреки положениям ГК. С учетом этого Конституционный Суд определил, что сами по себе оспариваемые нормы не содержат признаков неопределенности в обозначенном заявителем аспекте.

Комментируя «АГ» определение, юрист и руководитель проектов МКА «Яковлев и Партнеры» Андрей Набережный отметил, что КС не провел четкой границы между страховыми и деликтными обязательствами. Эксперт полагает, что вывод о том, что ОСАГО не может подменять и тем более отменять институт деликтных обязательств, очевиден. «В то же время нужно развивать идею о том, что потерпевший не может получить одну и ту же сумму потерь два раза: и от страховщика, и от страхователя. Нужно установить необходимость первоначального обращения к страховой компании и ее участия в процессе определения размера выплаты, взыскиваемой с причинителя вреда. Это позволит в дальнейшем исключить споры о занижении размера страховой выплаты», – добавил он.

Юрист также обратил внимание на наличие аналогичной позиции в актах Верховного Суда РФ. В качестве примера он привел Определение от 17 мая 2018 г. № 305-ЭС17-20897 по делу № А40-210876/2016, пояснив, что наличие страховых правоотношений не прекращает существующего между сторонами обязательства вследствие причинения вреда и не препятствует разрешению иска о возмещении вреда, однако первоначально необходимо обратиться с иском к страховой компании.

По мнению адвоката АП Воронежской области Олеси Алимкиной, определение КС – еще один шаг в сторону полного освобождения страховых компаний от выплаты адекватного страхового возмещения в рамках ОСАГО. «Изначально благая идея страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключавшаяся в том, чтобы потерпевший не бегал за виновником ДТП для взыскания убытков, а цивилизованно получал возмещение в страховой компании, осталась в прошлом», – с сожалением констатировала она.

Эксперт также отметила парадоксальность ситуации: с одной стороны, владельцы транспортных средств обязаны страховать свою ответственность, и за отсутствие страховки их привлекают к административной ответственности. С другой стороны, если страховая компания не заключила договор с СТО, потерпевший получает мизерное страховое возмещение и идет взыскивать оставшуюся часть убытков с виновника ДТП. Адвокат обратила внимание, что в рассматриваемом случае потерпевший получил от страховой компании менее трети суммы убытков, а остальную часть пытается взыскивать с виновника ДТП.

«Фактически мы вернулись в начало 2002 г., когда ОСАГО не существовало, – резюмировала Олеся Алимкина. – Страховые правоотношения не отменяют деликтных обязательств, но возникает закономерный вопрос: зачем нужно ОСАГО, если страховая компания может, не рискуя лицензией, не заключить договор с СТО и выплатить потерпевшему 29% страхового возмещения вместо того, чтобы оплачивать станции техобслуживания полную стоимость восстановительного ремонта автомобиля потерпевшего?»

Деньги вместо ремонта после ДТП: как выиграть в суде

7 марта 2018 года Иван Коновалов* на своем автомобиле врезался в припаркованный Lexus Светланы Максимовой*. Обе машины были застрахованы. Но ни одна из ремонтных станций, на которую «РЕСО-Гарантия» могла направить автомобиль на ремонт, не отвечала необходимым требованиям. Поэтому Максимова получила возмещение деньгами, а не непосредственно ремонтом — страховая заплатила ей 81 500 руб.

Но Максимовой показалось, что эта сумма не покрывает причиненный ей ущерб. В итоге вопрос о размере выплаты пришлось решать суду. Вологодский городской суд Вологодской области назначил автотовароведческую экспертизу, согласно которой стоимость восстановительного ремонта автомобиля Lexus с учётом износа составила 116 123 руб., без учёта износа — 134 013 руб.

Суд первой инстанции решил, что разницу в стоимости восстановительного ремонта с учётом износа и без него должен выплатить Коновалов. А по мнению апелляции, Максимова добровольно выбрала вариант страхового возмещения в виде страховой выплаты с учётом износа запасных частей. Поэтому никто разницу доплачивать ей не должен. Тогда пострадавшая пожаловалась в Верховный суд.

Верховный суд обратил внимание на процессуальные ошибки

Коллегия по гражданским делам ВС в своем решении подробно разобрала законодательство об ОСАГО и указала, что по общему правилу расходы на запасные части определяются с учётом износа комплектующих. То есть, выбирается меньшая сумма для возмещения. При этом Гражданский кодекс все еще дает возможность потерпевшему на полное возмещение ущерба. Потерпевший может потребовать доплаты, если в суде докажет, что ущерб оказался дороже полученных им денег, пояснили судьи ВС. Даже если он получил страховое возмещение в размере, исчисленном в соответствии с Единой методикой с учётом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов транспортного средства.

В случае выплаты страхового возмещения в денежной форме именно потерпевший должен доказывать, что действительный ущерб превышает полученные от страховой деньги. А виновник ДТП вправе выдвинуть свои возражения о том, что выплата возмещения деньгами вместо ремонта авто была злоупотреблением правом, отметил ВС.

Таким образом, Максимова не выбирала деньги вместо ремонта, а просто оказалась в ситуации, когда другого выбора не оставалось. «Однако суд апелляционной инстанции не учел эти обстоятельства и не поставил их на обсуждение сторон, вследствие чего выводы о злоупотреблении правом со стороны Максимовой* нельзя признать законными», — указал ВС в решении по делу.

То есть, дело рассмотрели неправильно. Суд апелляционной инстанции должен был изучить доводы Максимовой о том, что денег на ремонт ей не хватит, а не приходить к выводу о недобросовестном поведении потерпевшей. При новом рассмотрении у него будет такая возможность (прим. ред. — пока еще не состоялось).

Ремонт и выплаты по ОСАГО не обязаны полностью покрывать ущерб, решил суд

Нормы документа, который используется для расчёта расходов на восстановительный ремонт, оспорил автовладелец. Но Верховный суд не встал на его сторону.

Согласно сегодняшним нормам, страховщики обязаны отправлять повреждённые в ДТП автомобили пострадавшей стороны на восстановительный ремонт (приоритет натуральной форме возмещения ущерба был установлен ещё весной 2017 года). Если же отремонтировать машину не удаётся (например, собственник живёт слишком далеко от СТО, с которыми у страховой заключён контракт), то компания должна обеспечить ему денежную выплату, которая покроет расходы на восстановление.

Для расчёта размера выплаты используется Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в рамках ОСАГО. Этот документ утвержден положением Центробанка. В нём указана цена деталей с учётом износа, а также стоимость работ, причём для каждого региона РФ. Единую методику периодически обновляют, приводя в соответствие с актуальными ценниками. Кстати, ранее к этому справочнику предъявляли претензии, так как по ряду позиций цены были серьёзно занижены. Это не позволяло автовладельцам провести полноценный ремонт в рамках полученных от страховщиков сумм.

Очередной вопрос, связанный с возмещением страховщиками ущерба, рассмотрел Верховный суд. Так, автовладелец остался недоволен тем, что после аварии ему не была возмещена стоимость аэрографического рисунка (по данным asn-news, аэрография на одной детали обходится примерно в 15 тыс. рублей, всей машины – в 200 тыс. рублей). Истец утверждал, что это нарушает его право на полное возмещение ущерба в рамках договора «автогражданки». Ведь в законе «об ОСАГО» говорится о том, что выплата должна покрывать расходы, требуемые для приведения машины в доаварийное состояние.

На этот раз Верховный суд не встал на сторону автовладельца. Судья пояснил, что согласно Единой методике, в рамках восстановительного ремонта по ОСАГО окрасочные работы «назначаются в минимально допустимом технологией производителя объёме», то есть восстанавливаются лишь «доаварийные свойства» машины. А не «доаварийное состояние».

При этом, как отметил ВС, в пункте 3.4 Единой методики отдельно оговорено, что размер денежной выплаты от страховщика на восстановление автомобиля не распространяется на дополнительные расходы автовладельца, которые пошли на улучшение и модернизацию ТС.

Ранее, ещё в 2017 году, Конституционный суд постановил, что объём возмещения ущерба предполагает покрытие тех расходов, которые собственник понесёт для восстановления автомобиля с учётом необходимости обеспечения им безопасности дорожного движения. При этом Единая методика, по мнению КС, исходит из самых «массовых, стандартных условий использования транспортных средств», то есть не может учитывать характеристики каждой отдельной машины.

Как пояснили в Верховном суде, несмотря на то, что по ОСАГО возместить стоимость аэрографии нельзя, пострадавший имеет право потребовать нужную сумму непосредственно с виновника ДТП (согласно статье 1072 Гражданского кодекса РФ).

Недавно стало известно о том, что Верховный суд заставил страховщика заплатить по купленному после ДТП полису ОСАГО. Авария произошла в 2017 году, до того, как поправки о трёхдневной отсрочке действия е-полиса вступили в силу. Так что виновник оформил днём страховку, которая начала действовать с 00:00. В итоге компании пришлось «раскошелиться», так как премия была выплачена «хитрым» клиентом в полном объёме.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector