Trt-auto.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Является ли полис осаго договором страхования?

Прокуратура информирует

«Ответственность за использование недействительного или поддельного полиса ОСАГО» 12.12.2017 13:20

Полис ОСАГО выдается владельцу транспортного средства (далее — ТС) страховщиком и подтверждает заключение договора страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании ТС. Полис ОСАГО оформляется на бланке установленной формы, который является документом строгой отчетности. Водитель ТС должен иметь его при себе и предъявлять для проверки по требованию сотрудников полиции (п. 1 ст. 4, п. 7 ст. 15 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; п. 2.1.1 Правил дорожного движения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090).

Использование недействительного полиса ОСАГО может повлечь отказ в страховом возмещении вреда, причиненного потерпевшему в результате ДТП, а также административную ответственность в виде штрафа. За подделку полиса ОСАГО в целях его использования, изготовление в тех же целях или сбыт бланков полиса, а также за использование заведомо подложного полиса ОСАГО установлена уголовная ответственность.

Недействительными признаются полисы, которые:

— не соответствуют утвержденной форме (например, оформлены на бланках старого образца, если их использование не продлено);

— оформлены на бланках, испорченных либо утерянных страховщиком или похищенных у него;

— выданы с нарушением установленного порядка, в частности если: полис оформлен, но факт заключения договора ОСАГО в установленном порядке не зафиксирован страховщиком, страховым брокером или страховым агентом; договор ОСАГО в электронном виде заключен не на официальном сайте страховщика; такой же полис на законных основаниях оформлен на другое лицо и (или) другое ТС; полис выдан страховщиком после приостановления действия или отзыва у него лицензии на осуществление страхования ОСАГО;

— используются после того, как договор ОСАГО был признан недействительным.

Поддельным является полис ОСАГО, незаконно изготовленный, в частности, путем подчистки, дописки значимых данных (например, серии, номера полиса, срока его действия), подделки подписи, заверения поддельной печатью, а также изготовленный кустарным способом, а не на типографиях Гознака.

Проверить действительность своего полиса любой автовладелец может на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА), который является оператором автоматизированной информационной системы ОСАГО. В частности, на сайте РСА доступны сведения о принадлежности полиса ОСАГО страховщику, статусе бланка полиса, о заключенных договорах ОСАГО (п. 3 ст. 30 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

При наступлении страхового случая страховщик может отказать в страховом возмещении причиненного потерпевшему вреда, если будет установлено, что полис ОСАГО виновника ДТП недействителен. Последний должен будет возместить причиненный вред за счет собственных средств. Также водитель, имеющий недействительный полис ОСАГО, может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 800 руб. за неисполнение установленной обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а также за управление ТС, если такое страхование заведомо отсутствует (ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ).

Уголовная ответственность (ст. 327 УК РФ) установлена за:

— подделку полиса ОСАГО в целях его использования;

— изготовление поддельных бланков полиса ОСАГО в целях их использования, а также их сбыт;

— использование заведомо подложного полиса ОСАГО.

Полис ОСАГО с недостоверными данными приравнен к его отсутствию

29 октября вступила в силу часть поправок, внесенных Федеральным законом от 01.05.2019 № 88-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Часть из них зафиксировала уже сложившуюся практику, а часть содержит принципиальные нововведения.

Президент РСА Игорь Юргенс рекомендует всем владельцам транспортных средств проверить свои полисы с помощью сервиса, доступного на официальном сайте союза, поскольку фактически внесение недостоверных сведений в полис ОСАГО приравнено к его отсутствию. Со всеми вытекающими из этого последствиями.

Так, если предоставление недостоверных сведений как по электронным полисам ОСАГО, так и по бумажным привело к необоснованному уменьшению премии, то у страховщика появляется право регрессного требования. Это значит, что после возмещения вреда пострадавшему он в порядке регресса взыщет всю сумму убытка с виновника ДТП.

«Мы провели масштабный эксперимент по поверке полисов ОСАГО с помощью камер на дорогах, который показал, что половина обратившихся в союз получателей „писем счастья“ об отсутствии страховки не знали, что ездят с поддельным полисом ОСАГО, дальнейший разбор ситуаций показал, что в ряде полисов содержатся недостоверные данные о транспортном средстве или регионе, которые приводили к занижению цены полиса. Мы создаем в новой информационной системе ОСАГО барьеры для подобного рода мошеннических действий, но также хотели бы предупредить автовладельцев о рисках езды с такими полисами — экономия одной-двух тысяч рублей на этапе покупки полиса за счет внесения в него недостоверных данных может обернуться убытком для них на сотни тысяч рублей», — комментирует И. Юргенс.

Право регресса добавлено еще для других ситуаций, в частности:

отказа от медицинского освидетельствования;

употребления алкогольных, наркотических, психотропных веществ после ДТП.

Также регрессное требование может быть предъявлено, если вред был причинен при использовании транспортного средства с прицепом при условии, что в договоре обязательного страхования отсутствовала информация о возможности управления транспортным средством с прицепом, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям.

Напомним о других изменениях в законе, вступающих в силу.

Скорректирован перечень документов

Перечень документов, предоставляемых владельцем транспортного средства при заключении договора страхования, скорректирован:

вместо свидетельства о государственной регистрации юридического лица теперь представляется выписка из ЕГРЮЛ (если владельцем транспортного средства является юридическое лицо);

в отношении транспортного средства представляется регистрационный документ, выданный органом, осуществляющим государственную регистрацию транспортного средства (свидетельство о государственной регистрации транспортного средства или свидетельство о регистрации машины), либо паспорт транспортного средства или паспорт самоходной машины и других видов техники при заключении договора обязательного страхования до государственной регистрации транспортного средства.

Кроме этого, перечень дополнен:

удостоверением тракториста-машиниста, временным удостоверением на право управления самоходными машинами (аналог водительского удостоверения для самоходных машин);

свидетельством о прохождении технического осмотра тракторов и самоходных машин;

документом, подтверждающим право собственности на транспортное средство (в случае если договор обязательного страхования заключается в отношении незарегистрированного транспортного средства), либо документом, подтверждающим право владения транспортным средством (в случае если договор обязательного страхования заключается в отношении арендованного транспортного средства).

Электронные взаимоотношения

При обращении владельца транспортного средства через сайт страховой компании с заявлением о заключении договора в случае, если он неправильно его оформил и (или) представил неполный комплект документов, компания обязана сообщить ему об этом в тот же день. Если при заключении электронного договора ОСАГО выявлена недостоверность сведений, то оплатить страховую премию на сайте страховщика будет невозможно. В этом случае страховая компания должна будет сообщить заявителю о необходимости корректировки заявления.

Также поправками конкретизировано, что электронный договор ОСАГО заключается с владельцем ТС (а не просто «с лицом»).

По требованию сотрудника ГИБДД электронный полис ОСАГО может быть представлен для проверки как на бумаге, так и в виде электронного документа. Правда, соответствующие изменения пока не внесены в нормативные правовые акты МВД России.

ВС: Действие полиса ОСАГО распространяется на правоотношения, возникшие до подписания договора

Верховный Суд вынес Определение № 78-КГ19-24, в котором разъяснил, можно ли выплатить страховое возмещение потерпевшему в ДТП, если договор ОСАГО причинитель вреда заключил вскоре после аварии.

Утром 11 августа 2017 г. гражданин Прутков совершил наезд на стоящий автомобиль, принадлежащий Наталье Дегтяревой. Спустя полтора часа Прутков оформил полис ОСАГО в АО «АльфаСтрахование».

Общество, ссылаясь на то, что на момент ДТП полис не действовал, отказало в выплате страхового возмещения, и Дегтярева обратилась в Ленинский районный суд г. Санкт-Петербурга с иском к страховщику об осуществлении страховой выплаты в размере свыше 337 тыс. руб. на восстановительный ремонт автомобиля, а также о взыскании в ее пользу расходов по оплате услуг представителя в размере 25 тыс. руб., компенсации морального вреда в 10 тыс. руб. и штрафа в размере 50% от присужденной судом суммы.

Суд отметил, что в страховом полисе указано, что он действует с 00 часов 00 мин. 11 августа 2017 г., и удовлетворил исковые требования частично, вдвое уменьшив размер компенсации морального вреда.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда, в свою очередь, пришла к выводу, что на момент ДТП гражданская ответственность Пруткова в АО «АльфаСтрахование» не была застрахована, поскольку он обратился за оформлением полиса уже после данного события, в связи с чем отменила решение первой инстанции и отказала в иске.

Указывая на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции нормам материального права, президиум Санкт-Петербургского городского суда исходил из того, что в полисе срок страхования указан с 00 часов 00 мин. 11 августа 2017 г., при этом ответчик не оспаривал действительность полиса и факт выплаты страховой премии.

Не согласившись с данными решениями, страховая компания обратилась в ВС. По ее мнению, выводы нижестоящих судов противоречат нормам материального права, поскольку страхование распространяется только на случаи, произошедшие после заключения договора страхования и его вступления в силу. В противном случае свершившееся до заключения договора событие утрачивает свойство вероятности и случайности, вследствие чего не может быть признано страховым случаем. Кроме того, заявитель указал, что со стороны страхователя имели место недобросовестное поведение и злоупотребление правом при заключении договора страхования после ДТП.

Изучив материалы дела, Суд сослался на Постановление Пленума ВС от 25 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в котором разъяснено, что, оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 ГК добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Читать еще:  Компенсация вреда здоровью при дтп по осаго

ВС отметил, что согласно положениям ст. 309 ГК обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Он указал, что ст. 3 Закона об ОСАГО установлено, что одним из основных принципов обязательного страхования является гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных данным законом. В преамбуле этого закона также указано, что он принят в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании ТС иными лицами.

«Из приведенных положений закона следует, что страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств направлено в первую очередь на повышение уровня защиты потерпевших, на возмещение причиненного им вреда. При этом потерпевший является наименее защищенным из всех участников правоотношений по обязательному страхованию ответственности, лишенным возможности влиять на условия договора страхования ответственности причинителя вреда, не осведомленным об обстоятельствах заключения этого договора, в силу чего может и вправе добросовестно полагаться на сведения, указанные в выданном страховщиком полисе страхования общеобязательного образца», – резюмировал ВС.

Высшая инстанция отметила, что выданный Пруткову полис ОСАГО является подлинным, оформлен на бланке, принадлежащем ответчику, и выдан уполномоченным лицом, действующим на основании агентского договора. Согласно данному полису страховщик обязался возместить вред потерпевшим в случае его причинения с 00 часов 11 августа 2017 г. О несанкционированном использовании бланка полиса страховщик не заявлял.

По мнению Суда, при таких обстоятельствах отказ в удовлетворении требований потерпевшего противоречил бы положениям ГК о добросовестности и надлежащем исполнении обязательств, а также установленному ст. 3 Закона об ОСАГО принципу гарантированного возмещения вреда потерпевшим при том, что предусмотренных законом оснований для освобождения страховщика от исполнения принятого на себя обязательства ответчик не привел.

Верховный Суд указал, что поскольку истец стороной заключенного между причинителем вреда и страховщиком договора не являлась, доводы ответчика о недобросовестном поведении страхователя основанием для отказа в удовлетворении требований потерпевшего быть не могут.

Суд также отметил, что предметом спора по настоящему делу являются правоотношения между страховщиком и потерпевшим, а не между страховщиком и страхователем. Добросовестность Дегтяревой, полагавшейся на выданный страховщиком полис, ответчиком не оспаривалась и судом апелляционной инстанции под сомнение не ставилась.

Кроме того, ВС подчеркнул, что договор страхования, в подтверждение заключения которого Пруткову был выдан полис, ответчиком по установленным законом основаниям недействительности сделок не оспаривался и недействительным судом не признавался. Он сослался на п. 2 ст. 166 ГК, в соответствии с которым сторона, из поведения которой явствует ее воля сохранить силу сделки, не вправе оспаривать сделку по основанию, о котором эта сторона знала или должна была знать при проявлении ее воли.

ВС напомнил, что в соответствии с п. 4 ст. 166 ГК суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях. В силу п. 5 данной статьи заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно – в частности, если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.

Суд указал, что согласно п. 1 ст. 168 ГК, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 этой статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. В силу п. 2 данной статьи сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью.

«Поскольку по настоящему делу каких-либо нарушений публичных интересов не установлено и ответчик на такие обстоятельства не ссылался, то в силу приведенных выше норм материального права у суда отсутствовали основания для признания по своей инициативе договора ОСАГО ничтожным только лишь в связи с доводами ответчика о несоответствии этого договора положениям закона о понятии страхового риска и страхового случая», – подчеркивается в определении.

Таким образом, ВС оставил без изменения решения первой инстанции и кассации, а жалобу – без удовлетворения.

В комментарии «АГ» партнер АБ «ФОРТиС» Самарской области Андрей Носов посчитал, что данное определение с уверенностью можно назвать примером того, когда интересы потерпевшего в результате ДТП защищаются преимущественно перед иными участниками системы обязательного страхования гражданской ответственности, а неопределенность в отношениях между страхователем и страховщиком не влияет на право первого.

«При этом представляется маловероятным, что данное определение внесет существенные коррективы в регулирование правоотношений ОСАГО, но оно еще раз напоминает страховщикам, что в вопросах заключения и исполнения договоров ОСАГО не может быть мелочей», – отметил он.

По мнению эксперта, если действующее законодательство (с учетом сложившейся судебной практики) позволяет устанавливать действие договора ОСАГО на отношения, фактически возникшие до его заключения, то вопросам наличия (либо отсутствия) страховых случаев в указанный спорный период следует уделять повышенное внимание либо не включать его в действие договора ОСАГО, определив начало периода страхования моментом заключения договора.

Автоюрист Юрий Демин считает выводы суда очень интересными. «Действительно, срок действия, указанный в полисе, позволил клиенту на момент ДТП быть юридически застрахованным, хотя фактически он таковым не являлся», – пояснил он.

Эксперт считает, что данное решение не будет прецедентным, так как договор страхования был заключен в 2017 г. Сейчас же страховые компании просто приведут договоры ОСАГО в порядок. «Кроме того, договор заключался с агентом. Вполне возможно, срок действия полиса был указан по договоренности», – резюмировал он.

Как получить полис ОСАГО

1. Как и где оформить полис ОСАГО?

Полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. «>Полис ОСАГО обязан иметь каждый владелец За исключением:

  • ТС, зарегистрированных в иностранных государствах, при наличии «зеленой карты»;
  • ТС, максимальная конструктивная скорость которых не более 20 километров в час;
  • ТС, не предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и (или) не подлежащих государственной регистрации;
  • ТС, не имеющих колесных движителей (имеющих гусеничные, полугусеничные, санные и иные неколесные движители) и прицепов к ним;
  • принадлежащих гражданам прицепов легковых автомобилей;
  • всех военных ТС, кроме автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, других ТС, используемых для обеспечения.

«>транспортного средства . Но оформить его в страховой компании может не только собственник, но и водитель, управляющий машиной по его согласию (собственника ТС в этом случае впишут в графу «Собственник», а человека, заключившего договор ОСАГО, — в графу «Страхователь»).

Оформить страховку надо в течение 10 дней с того момента, как вы стали владельцем автомобиля, мотоцикла или самоходной техники, но обязательно до постановки ТС на государственный учет в Госавтоинспекции или Гостехнадзоре — без долгосрочного полиса ОСАГО его просто не поставят на учет. Затем вам нужно заблаговременно либо продлевать договор с выбранной страховой, либо заключать новый с другой.

Для заключения договора ОСАГО вам понадобятся (по договоренности со страховой компанией вы можете предъявить как оригиналы, так и электронные копии документов):

  • заявление (заполняется лично в страховой компании);
  • паспорт или иное удостоверение личности владельца ТС;
  • документ о регистрации указанного в заявлении транспортного средства (паспорт ТС или паспорт самоходной машины, свидетельство о регистрации ТС или свидетельство о регистрации машины), за исключением случаев, когда речь идет о новом ТС. После того как вы поставите технику на постоянный учет и получите технический паспорт, вам надо будет известить страховщика о том, что транспортное средство находится на постоянном учете в органах ГИБДД или Гостехнадзора;
  • документ, подтверждающий право собственности на ТС (если транспортное средство не зарегистрировано) или документ, подтверждающий право владения ТС (если транспортное средство взято в аренду);
  • водительское удостоверение или удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) владельца ТС и при необходимости лиц, которые будут допущены к управлению (только для оформления закрытой страховки);
  • диагностическая карта с отметкой о прохождении технического осмотра (для ТС старше 3 лет) или свидетельство о прохождении технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин;
  • предыдущий полис обязательного страхования (при наличии).

Документы нужно подавать в страховую компанию, имеющую лицензию. Все легально работающие компании объединены в Российский союз автостраховщиков. Проверить статус лицензии можно на его сайте. Там же можно узнать в отношении каких компаний ведется процедура банкротства или реорганизации.

Страхование автогражданской ответственности

Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств — это страхование ответственности, которую несет владелец транспортного средства перед третьими лицами (физическими и юридическими) за вред, причиненный им при эксплуатации ТС.

Обязательно ли страхование автогражданской ответственности (ОСАГО)?

Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств — это страхование ответственности, которую несет владелец транспортного средства перед третьими лицами (физическими и юридическими) за вред, причиненный им при эксплуатации ТС.

Автомобиль — источник повышенной опасности, поэтому его владелец обязан возместить нанесенные потерпевшему убытки, за исключением случаев, когда причинение вреда явилось следствием действия обстоятельств непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Страхователь и потерпевший заинтересованы в наличии финансовых источников выплат для возмещения убытков. Поэтому цель данного вида страхования — предоставление финансовых гарантий возмещения убытков страхователя, возникших вследствие обязанности возместить вред, причиненный страхователем третьему лицу.

Договор страхования заключается в письменной форме и является двусторонним: его стороны — страхователь и страховщик. Страхователь — владелец автотранспортного средства или лицо, заинтересованное в компенсации убытков владельца автотранспортного средства (например, родственник). Страховщик должен обладать лицензией на осуществление данного вида деятельности. Потерпевший не является стороной договора страхования, но признается субъектом страхового правоотношения, так как является лицом, в пользу которого заключается договор страхования — выгодоприобретателем.

Читать еще:  Дтп на кольце кто виноват?

Объект страхования — имущественные интересы владельца автотранспортного средства, связанные с его обязанностью возместить вред, причиненный третьим лицам при эксплуатации автотранспортного средства. Виды ущерба (вреда), подлежащие страхованию, следующие:

  • вред, причиненный жизни и здоровью физических лиц, достоинству личности;
  • вред, причиненный имуществу физических и юридических лиц в результате его уничтожения или повреждения, а также причиненные этим убытки.

Договором ОСАГО (обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства) оговариваются обязанности страхователя и страховщика, в том числе обязанности страхователя обеспечить участие страховщика в рассмотрении иска о возмещении вреда в суде, а также обязанности не выплачивать суммы возмещения вреда потерпевшему и не принимать на себя никаких обязательств по урегулированию таких требований без согласования со страховщиком.

ОСАГО за границей

Для страхования ответственности владельцев автотранспортных средств при поездках за рубеж используется система «Зеленая карта» — как обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО). Международные договоры об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств заключаются на основе соглашения о «Зеленой карте», которая получила свое название по цвету и форме страхового полиса.

Новые правила ОСАГО: как теперь ездить

С 29 октября вступила в силу новая редакция закона об ОСАГО, серьезно изменившая порядок оформления страхового полиса. Одно из самых важных нововведений коснулось электронных полисов ОСАГО: этот документ теперь не нужно печатать на бланках строгой отчетности, объяснили в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Начиная с этого дня инспекторам ГИБДД можно просто предъявить изображение на телефоне либо распечатать электронный документ на обычной бумаге. Соответствующие изменения должны в ближайшее время появиться и в ПДД.

«Вступили в силу изменения в п. 1 ст. 32 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Теперь договор ОСАГО, заключенный в виде электронного документа, можно предоставить сотрудникам ГИБДД путем демонстрации электронного документа, который страховые компании высылают на электронную почту страхователя. Также инспектору можно показать документ, размещенный в личном кабинете страхователя ОСАГО на сайте страховщика, либо его копию, распечатанную на бумажном носителе», — уточнили в РСА.

Таким образом, обязанность представлять сотрудникам полиции именно распечатку электронного полиса с 29 октября полностью исключена. Можно показать только документ в электронном виде. Но если водители все-таки опасаются, что в момент остановки сотрудником ГИБДД у них может не быть доступа в интернет, то лучше заранее распечатать полис ОСАГО на бумажном носителе или скачать его из личного кабинета и возить с собой бумажную копию.

В МВД России при разъяснениях использовали такие же формулировки, согласно которым страховой полис может быть представлен для проверки по требованию сотрудников полиции на бумажном носителе, а в случае заключения договора ОСАГО в электронной форме — в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе. Однако теперь нельзя оштрафовать водителя с электронным полисом на 500 руб. по ч. 2 ст. 12.3 КоАП России за отсутствие документа в бумажном виде. В случае проблем со связью проверка может занять определенное время. Какое именно, в МВД России не конкретизировали.

«В случае если у водителя на руках есть только электронный полис, проверка факта заключения договора обязательного страхования будет проводиться сотрудником Госавтоинспекции путем запроса сведений о нем в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, что может потребовать некоторых временных затрат. Если водитель будет не согласен с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении, он может воспользоваться своим правом на его обжалование в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП», — сказали в МВД.

В МВД также напомнили, что управление транспортным средством, владелец которого не исполнил свою обязанность по страхованию гражданской ответственности, квалифицируется как нарушение ч. 2 ст. 12.37 КоАП и влечет штраф 800 рублей. А управление ТС с нарушением условий договора об обязательном страховании, содержащихся в страховом полисе, в том числе управление лицом, не указанным в страховом полисе, — по ч. 1 ст. 12.37 КоАП, за что полагается штраф 500 рублей.

В случае если водитель застрахован и в качестве подтверждающего документа получил от страховщика полис на бланке, но на момент проверки не имел документ при себе, его действия подпадают под определение ч. 2 статьи 12.3 КоАП. Инспектор может выписать такому забывчивому автомобилисту предупреждение или оштрафовать его на 500 рублей.

Глава РСА Игорь Юргенс рассказал и о других принципиальных нововведениях. В частности, внесение недостоверных сведений в полис ОСАГО теперь приравнено к его отсутствию. Получается, что, если водитель предоставил недостоверные сведения не только по электронным полисам ОСАГО, но и по бумажным договорам, что повлекло необоснованное уменьшение премии, страховщик получает право регрессного требования. Это означает, что страховщик возместит вред пострадавшему, но после этого взыщет размер убытка с виновника ДТП.

«Мы провели масштабный эксперимент по поверке полисов ОСАГО с помощью камер на дорогах, который показал, что половина обратившихся в союз получателей «писем счастья» об отсутствии страховки не знали, что ездят с поддельным полисом ОСАГО, — рассказал Юргенс. — Дальнейший разбор ситуаций показал, что в ряде полисов содержатся недостоверные данные о транспортном средстве или регионе, которые приводили к занижению цены полиса».

Глава РСА также добавил, что организация создает в новой информационной системе ОСАГО барьеры для подобного рода мошеннических действий, и предупредил о рисках езды с такими полисами: «Экономия 1–2 тыс. руб. на этапе покупки полиса за счет внесения в него недостоверных данных может в итоге обернуться убытком для них на сотни тысяч рублей». Чтобы избежать неприятных сюрпризов, в РСА рекомендовали проверить свои полисы через сервисы, доступные на официальном сайте союза, либо обратиться к своему страховщику.

Изменения в законе дали страховщикам право применять регресс (случаи, в которых водитель должен будет вернуть страховой компании сумму, выплаченную организацией вместо виновника ДТП) в ряде новых ситуаций. Теперь это отказ от медицинского освидетельствования и употребление алкогольных, наркотических, психотропных веществ после ДТП.

Другие изменения в законе предполагают, что, если владелец ТС представил ненадлежащим образом оформленное заявление и (или) неполный комплект документов, страховщик обязан оповестить об этом автомобилиста в день обращения. Кроме того, РСА будет присваивать договору ОСАГО уникальный номер. Поправками также конкретизировано, что электронный договор ОСАГО заключается с владельцем ТС, а не просто с абстрактным лицом. Кроме того, если при заключении электронного договора ОСАГО выявлена недостоверность сведений, то на сайте страховщика не появится возможность оплатить премию. Страховщик в таком случае оповестит водителя о необходимости корректировки заявления.

Страхование ответственности автовладельцев транспортных средств

Каждый даже самый опытный водитель может попасть в ситуацию на дороге, в которой он станет виновником ДТП. Согласно гражданскому законодательству РФ виновник ДТП обязан возместить ущерб, нанесенный третьим лицам. Страхование ответственности владельцев транспортных средств в ООО РСО «ЕВРОИНС» сохранит Вас и Ваших близких от подобного рода расходов и поможет Вам уверенней чувствовать себя на дороге.

Объект страхования

По договору страхования ответственности владельцев транспортных средств объектом страхования является гражданская ответственность владельцев автотранспорта перед третьими лицами (физическими и юридическими), которую они несут в силу закона как владельцы источника повышенной опасности.

Страховой случай

Согласно договору страхования гражданской ответственности страховым случаем признается событие, приведшее в результате ДТП к причинению вреда жизни, здоровью и имуществу физических или юридических лиц, а также повлекшее за собой возникновение обязанности Страхователя на основе законодательства РФ по возмещению вреда причиненного в результате:

  • повреждения или гибели других автотранспортных средств;
  • повреждения или гибели имущества, находившегося в других автотранспортных средствах;
  • повреждения или гибели иного движимого или недвижимого имущества при столкновении с такими объектами;
  • нанесения вреда жизни и здоровью третьих лиц.

Страхование ответственности автовладельцев транспортных средств осуществляется в отношении самого страхователя и водителей, прямо указанных в договоре страхования как лица, допущенные к управлению транспортным средством. Страхователь и страховщик при заключении договора страхования определяют перечень страховых рисков, размер страховой суммы (лимит ответственности) и другие существенные условия договора.

Страхование ответственности владельцев транспортных средств бывает добровольным и обязательным.

Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Более подробную информацию по ОСАГО Вы можете посмотреть на странице Купить полис ОСАГО.

Добровольное страхование ответственности владельцев транспортных средств осуществляется на основании Правил страхования Страховщика и договора страхования, заключаемого со Страхователем. Добровольное страхование ответственности владельцев транспортных средств не заменяет полис обязательного страхования автогражданской ответственности, а является дополнением к полису ОСАГО.

Документы, необходимые для заключения договора страхования ответственности владельцев транспортных средств:

  • Паспорт страхователя.
  • Документ, подтверждающий полномочия представителя страхователя.
  • Паспорт транспортного средства или свидетельство о регистрации.
  • Водительское удостоверение каждого из лиц, допущенных к управлению.

Если Вас заинтересовало наше предложение, Вы можете:

  • получить дополнительную информацию по телефону компании
  • вызвать нашего представителя для получения консультаций и заключения договора страхования.

Подробная информация о страховании ОСАГО и КАСКО расположена на странице Автострахование.

Личный кабинет е-Осаго

Уважаемые страхователи!

В соответствии с п. 7.2 ст. 15 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (ред. От 23.06.2016) и п. 11.1 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Банком России 19.09.2014 № 431-П)(ред. 24.05.2015) договор обязательного страхования может быть заключен в виде электронного документа.В этом случае страхователь направляет страховщику заявление о заключении договора обязательного страхования в электронной форме с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сеть “Интернет”).

01.10.2020 в связи с техническими работами, будут наблюдаются проблемы с оформлением электронных договоров ОСАГО.
—>

Читать еще:  Где дешевле застраховать машину осаго?

Оформить Е-осаго можно в личном кабинете

В связи превышением АО «СК ГАЙДЕ» максимального количества электронных договоров ОСАГО, которое оно вправе заключить в соответствии с правилами профессиональной деятельности «Порядок обеспечения членов Российского Союза Автостраховщиков бланками страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, использования указанных бланков и установления количества договоров обязательного страхования, заключаемых в виде электронных документов», взаимодействие АИС ОСАГО с информационными системами АО «СК ГАЙДЕ» приостановлено.

Работа разделов сайта, с использованием которых осуществляется заключение договоров ОСАГО в виде электронных документов приостановлена.

Заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в виде электронного документа с АО «СК ГАЙДЕ» в настоящее время невозможно.

Для внесения изменений в действующий электронный договор, в период отсутствия электронных номеров, Вам необходимо обратиться в любой офис СК ГАЙДЕ (https://guideh.com/kontakty/) или направить заявление с приложенными документами на адрес: АО “СК ГАЙДЕ” 191119, Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 108, литера А.

«В связи с превышением АО «СК ГАЙДЕ» (Страховщик) количества договоров над максимальным количеством договоров, которое Страховщик вправе заключить в соответствии с правилами, в конце оформления электронного договора ОСАГО Вам будет предложено осуществить обмен информацией в электронной форме с использованием сайта профессионального объединения — Российского союза автостраховщиков – РСА в целях заключения договора с иным страховщиком.»

Уважаемые страхователи!

В связи превышением АО «СК ГАЙДЕ» максимального количества электронных договоров ОСАГО, которое оно вправе заключить в соответствии с правилами профессиональной деятельности «Порядок обеспечения членов Российского Союза Автостраховщиков бланками страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, использования указанных бланков и установления количества договоров обязательного страхования, заключаемых в виде электронных документов», взаимодействие АИС ОСАГО с информационными системами АО «СК ГАЙДЕ» приостановлено.

Работа разделов сайта, с использованием которых осуществляется заключение договоров ОСАГО в виде электронных документов приостановлена.

Заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в виде электронного документа с АО «СК ГАЙДЕ» в настоящее время невозможно.

Cлужба поддержки eosago@guideh.com В теме письма обязательно указывайте ФИО Страхователя и номер полиса (при его наличии)!

Телефон: 8 800 444 0275 (Бесплатно по России)

Как узнать свой КМБ:

Представляем образцы заявлений:

Заявление о заключении договора обязательного страхования в электронной форме может подписываться простой электронной подписью страхователя – физического лица или усиленной квалифицированной электронной подписью страхователя – юридического лица в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ “Об электронной подписи” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; N 27, ст. 3880; 2012, N 29, ст. 3988; 2013, N 14, ст. 1668; N 27, ст. 3463, ст. 3477; 2014, N 26, ст. 3390) (далее – Федеральный закон “Об электронной подписи”).
Перечень сведений, передаваемых страхователем через официальный сайт страховщика в сети “Интернет” для формирования заявления о заключении договора страхования в электронной форме, включает в себя сведения, необходимые для предоставления страховщику при заполнении заявления о заключении договора обязательного страхования на бумажном носителе.
Договор обязательного страхования не может быть заключен в виде электронного документа, если представленные страхователем сведения не соответствуют информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, либо отсутствуют в ней. (в ред. Указания Банка России от 24.05.2015 N 3649-У)
В соответствии с «Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П “О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств”» в случае выявления ложных или неполных сведений, представленных страхователем при заключении договора обязательного страхования, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска Страховщик вправе досрочно прекратить действие договора обязательного страхования. При этом часть страховой премии по договору обязательного страхования страхователю не возвращается.
Договор обязательного страхования в виде электронного документа не заключается с владельцами транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации.
В течение дня поступления денежных средств в кассу страховщика (при оплате страховой премии наличными денежными средствами), а в случае уплаты в безналичном порядке – не позднее рабочего дня, следующего за днем перечисления на расчетный счет страховщика страховой премии, страховой полис обязательного страхования в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона “Об электронной подписи”, направляется страхователю.

ЛИЦЕНЗИЯ ЦБ РФ СИ № 0630, СЛ № 0630, ОС № 0630-03, ОС № 0630-04, ОС № 0630-05 от 26.01.2017, УФСБ РФ ПО СПБ И ЛО ГТ № 0096296 ОТ 05.06.2017, выданные Банком России.
2020г

Онлайн-договоры в страховании. Что об этом надо знать

В России медленно, но последовательно распространяется практика заключения онлайн-договоров. В этом процессе своими масштабами выделяется отрасль страхования. Происходит это не случайно – в отраслевом страховом законодательстве четко обозначена возможность заключения договоров страхования онлайн с физическими лицами, и описан порядок их заключения.

Правовые основы онлайн-страхования

Соответствующие поправки в Закон РФ от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» были внесены 04.06.2014г. Однако, спустя всего год, рынок онлайн-страхования уже довольно насыщен. Выделяются страховые продукты, возможность продажи которых через интернет считается хорошим тоном среди страховщиков. В первую очередь — страхование выезжающих за рубеж, а с 01.07.2015 еще и обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО).

Основные положения обмена информацией в электронной форме между страхователем и страховщиком отмечены в статье 6.1 Закона РФ от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Выделим следующие моменты:

  • взаимодействие страхователя со страховщиком в электронной форме осуществляется с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», то есть страхователь должен непосредственно пользоваться официальным сайтом страховщика;
  • информация, отправленная страховщику и подписанная простой электронной подписью страхователя признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью этого физического лица. При этом, использование простой электронной подписи должно соответствовать требованиям 63-ФЗ;
  • договор страхования должен быть подписан квалифицированной ЭП страховщика, в соответствии с 63-ФЗ.

При этом для заключения договора страхования может использоваться оферта страховщика (подписанная квалифицированной электронной подписью), чем многие страховщики пользуются.

Оферта страховщика считается акцептованной страхователем при наступлении двух событий: выполнение страхователем действий на сайте страховщика, необходимых для оформления страхового полиса и уплата страховой премии страхователем.

Необходимо также учитывать, что заключение договора страхования с физическим лицом подразумевает предоставление персональных данных. Соответственно данные, передаваемые страхователем должны быть защищены с учетом требований 152-ФЗ «О персональных данных». К сожалению, это является слабым местом большинства онлайн-сервисов, но это тема отдельной статьи.

Практика онлайн-страхования

На данный момент наиболее распространены 2 сценария онлайн-покупки и использования страхового продукта:

    Страхование с использованием полностью электронного (виртуального) полиса, который можно распечатать, если необходимо.

Большинство крупных страховщиков используют сервисы онлайн-страхования для продажи некоторых своих продуктов. Так наиболее распространены онлайн-продажи страховок для выезда за рубеж.

Для того чтобы приобрести полис, необходимо последовательно выполнить следующие действия:

  1. Зарегистрироваться на сайте страховщика.
  2. Выбрать параметры страховки.
  3. Ввести свои личные данные в форме заказа.
  4. Дождаться счета и произвести оплату страховой премии.

При этом необязательно распечатывать копию полиса – в ряде стран, при наступлении страхового случая, достаточно назвать номер своего полиса и личные данные, при обращении в ассистанс (компания, обслуживающая страховку).

Страхование с получением страхователем бумажного полиса.

Часть страховых продуктов должна сопровождаться получением страхователем бумажных страховых полисов (полис установленного образца.) и/или осмотром объекта страхования (каким было ОСАГО до 01.07.2015). В этом случае, неизбежна встреча страхователя и представителя страховщика. Даже такой вариант (с очной встречей со страховщиком) может быть выгоден страхователю с точки зрения экономии времени на подачу заявки (сервисы доступны круглые сутки, без выходных и очередей), выгода страховщика заключается в сокращении расходов на прием заявки, ввод данных в свою информационную систему.

До того как началось затягивание гаек в ОСАГО, страховщики активно предлагали возможность оформить заказ онлайн на соответствующий полис. Теперь же, когда можно не просто подать заявку, а оформить полис ОСАГО онлайн, этот вид страхования практически исчез с просторов сети Интернет, потому что данный страховой продукт перестал быть интересным страховщикам. Сегодня продлить ОСАГО онлайн можно всего в трех крупных страховых компаниях. Да и автовладельцам пока все-равно необходимо будет иметь при себе распечатку электронного полиса.

Зарубежный опыт онлайн-страхования

На западе широко распространены сервисы онлайн-страхования, в которых представлены продукты сразу нескольких страхователей. Помимо того, что такие сервисы являются площадкой для продажи страховых продуктов, в них же реализован весь цикл технологии онлайн-страхования, с обменом информацией и подписанием электронных документов.

Российское законодательство такую схему взаимодействия страхователя, страховщика и посредника в онлайн страховании запрещает (п.5 Статьи 6.1. Закона РФ от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»: «Деятельность страховых агентов и страховых брокеров по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования в виде электронных документов в соответствии с настоящей статьей, не допускается»). Возможно, одной из причин такого запрета является отсутствие нормативных требований к страховым брокерам и сложность контроля со стороны регулятора. Не имея собственных активов, посредникам нечем отвечать по рискам перед страхователями. А на ваш взгляд, почему в России запрещено посредничество в онлайн-страховании?

Заключение

Онлайн-страхование – типичный пример инициативы снизу, когда соответствующие изменения законодательства опираются на уже применяющиеся приемы и технические решения участников рынка. Первые шаги в направлении онлайн страхования страховщики начали делать более десяти лет назад. Сначала это были онлайн-калькуляторы, затем сохранение интернет-страницы с результатами расчета страховой премии, личные кабинеты страхователя, и наконец страхование выезжающих за рубеж.

Законодательство подстроилось под рынок. Теперь некоторые страховщики продают свои технические решения, по организации онлайн страхования, своим менее расторопным коллегам. Поэтому осваивайте новые технологии, а не ждите, когда примут новые законы, которые разрешат то, что не запрещено.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector