Trt-auto.ru

Автомобильный журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое октановое число

Что такое октановое число бензина

Когда водитель заезжает на заправку, он ставит свой автомобиль у конкретного терминала, на котором указано, какое топливо можно заправить на этом месте. Помимо того, что автовладелец должен четко различать тип топлива (бензин, газ или дизель), у бензина есть несколько марок, в обозначение которых указывается конкретная цифра.

Эти цифры обозначают октановое число топлива. Чтобы понять, чем может быть опасным использование неподходящего для автомобиля бензина, необходимо разобраться, в чем разница этих марок, на какие факторы влияет ОЧ и можно ли его измерить самостоятельно.

Что такое октановое число

Прежде чем разобраться с терминологией, следует вспомнить, по какому принципу работает бензиновый двигатель (подробно об устройстве ДВС читайте здесь). Воздушно-топливная смесь из топливной системы подается в цилиндр, где впоследствии сжимается поршнем в несколько раз (в моделях с непосредственным впрыском сжимается воздух, а бензин распыляется непосредственно перед подачей искры).

В конце такта сжатия ВТС воспламеняется мощной искрой, генерируемой системой зажигания, а именно свечей. Процесс сгорания смеси воздуха и бензина происходит резко, в результате чего высвобождается приличная энергия, толкающая поршень в сторону, противоположную клапанам.

Из уроков физики нам известно, что при сильном сжатии воздух нагревается. Если в цилиндрах ВТС будет сжиматься сильнее положенного, смесь воспламенится самопроизвольно. И часто это происходит не тогда, когда поршень выполняет соответствующий такт. Это называют детонацией двигателя.

Если этот процесс часто появляется во время работы мотора, он быстро выйдет из строя, так как часто взрыв ВТС происходит в тот момент, когда поршень начинает сжимать смесь или еще не завершил такт. В этот момент КШМ испытывает особенную нагрузку.

Чтобы исправить подобную проблему, производители современных автомобилей оснащают двигатель датчиками, которые фиксирую детонацию. Электронный блок управления корректирует работу топливной системы так, чтобы устранить данный эффект. Если его невозможно устранить, ЭБУ просто глушит мотор и не дает ему завестись.

Но часто проблема решается просто подбором соответствующего топлива – а именно, с октановым числом, подходящим для данного типа ДВС. Цифра в названии марки бензина указывает на предел давления, при котором смесь воспламеняется самостоятельно. Чем больше цифра, тем большее сжатие выдерживает бензин, прежде чем самовоспламенится.

Практическое значение октанового числа

Существуют разные модификации моторов. Они создают в цилиндрах разное давление или компрессию. Чем сильнее сжать ВТС, тем больше мощности выдаст мотор. Низкооктановое топливо используется в тех автомобилях, у которых компрессия ниже.

Чаще всего это старые автомобили. В современных моделях устанавливаются более производительные двигатели, КПД которых также объясняется высокой компрессией. Ими используется высокооктановое топливо. О необходимости заливать в бак не 92-й, а 95-й или 98-й бензин сообщается в технической документации к автомобилю.

Какие показатели влияют на октановое число

Когда изготавливается бензин или дизтопливо, нефть делится на фракции. В процессе обработки (фильтрация и фракционирование) появляется бензин в чистом виде. Его ОЧ соответствует показателю 60.

Чтобы топливо можно было использовать в двигателях внутреннего сгорания, но при том в цилиндрах не возникала детонация, в жидкость в процессе перегонки добавляются различные присадки.

На ОЧ бензина влияет количество углеводородных соединений, которые выполняют функцию антидетонационного средства (как в присадках для повышения ОЧ, продающихся в автомагазинах).

Способы определения октанового числа

Чтобы определить, какую марку бензина должны использовать водители в своем автомобиле, оснащенном конкретным мотором, производитель проводит испытание с эталонным бензином. На стенде устанавливается конкретный ДВС. Нет необходимости полностью монтировать весь двигатель, достаточно одноцилиндрового аналога с идентичными параметрами.

Инженеры используют разные условные ситуации, определяя момент, при котором возникает детонация. Изменяются параметры температуры ВТС, сила сжатия и другие параметры, при которых конкретное топливо воспламеняется самостоятельно. На основании этого определяется, на каком топливе должен работать агрегат.

Процесс измерения октанового числа

В домашних условиях невозможно провести такое измерение. Существует прибор, который определяет единицу октанового числа бензина. Но таки методом редко пользуются профессиональные лаборатории, которые проверяют качество продаваемого в стране топлива, так как у него имеется большая погрешность.

Для точного определения ОЧ бензина производители нефтепродуктов в лабораторных условиях используют два метода:

  1. Воздушно-топливная смесь нагревается до 150 градусов. Она подается в мотор, обороты которого фиксируются на показателе в 900 об/мин. Этот способ используют для проверки бензина с низким октановым числом;
  2. Второй способ не предусматривает предварительного нагрева ВТС. Она подается в мотор, обороты которого установлены на 600 об/мин. Таким методом проверяют на соответствие бензин, октановое число которого превышает 92.

Приборы для измерения

Конечно, обычному автомобилисту недоступны такие методы проверки бензина, поэтому ему приходится довольствоваться специальным прибором – октанометром. Чаще всего им пользуются те автовладельцы, которые выбирают, какой заправочной станции отдать предпочтение, но так, чтобы не экспериментировать на дорогостоящем силовом агрегате машины.

Причиной такого недоверия является недобросовестность поставщиков, которые используют некачественный или разбавленный бензин, ради обогащения.

Прибор действует на принципе диэлектрических способностей бензина. Чем она выше, тем выше значение октанового числа покажет прибор. Для определения параметров потребуется контрольная порция чистого бензина с известным октановым числом. Вначале проводится калибровка прибора, а затем с образцом сравнивается топливо, взятое с конкретной заправки.

Однако у такого метода есть существенный недостаток. Прибор необходимо калибровать. Для этого либо используется n-гептан (ОЧ равняется нулю), либо бензин с уже известным октановым числом. На точность замеров также влияют и другие факторы.

Среди известных приборов для данной процедуры – российский ОКТИС. Более надежный и точный в измерениях – зарубежный аналог Digatron.

Как повышают октановое число бензина

Повысить октановое число бензина можно самостоятельно, если приобрести специально предназначенную для этого присадку. Пример такого средства – Lavr Next Octane Plus. Вещество заливается в бензобак после заправки. Оно быстро растворяется в бензине. По некоторым замерам средство повышает октановое число до шести единиц. Как заявляет производитель, если машина должна работать на 98-м бензине, то водитель свободно может заливать 92-й и наливать в бак данную присадку.

Среди аналогов, которые немного меньше, но также повышают ОЧ:

  • Astrohim Octane+ (3-5 единиц);
  • Octane+ фирмы Октан Плюс (повышение на две единицы);
  • Liqui Moly Octane+ (до пяти единиц).

Причина, по которой многие автовладельцы используют 92-й бензин с присадками вместо положенного 95-го или 98-го, является распространенное мнение (иногда не беспочвенно) о том, что владельцы заправочных станций сами пользуются таким методом.

Часто для повышения устойчивости к преждевременной детонации используются вещества, снижающие вероятность преждевременной детонации. Примером тому – растворы, содержащие спирт или тетраэтилсвинец. Если использовать второе вещество, то на поршнях и клапанах сильно накапливается нагар.

Использование спирта (этиловый или метиловый) имеет меньше негативных последствий. Его разводят из соотношения одна порция вещества на 10 порций бензина. Как заверяют те, кто пользовался таким методом, выхлопные газы автомобиля становятся чище и детонации не наблюдалось. Однако следует учесть, что у спирта есть и «темная сторона» – он гигроскопичен, то есть, способен впитывать влагу. Из-за этого как в баке, так и в топливной системе бензин будет иметь более высокий процент влажности, что отрицательно скажется на работе мотора.

Дополнительно о присадках подобного рода смотрите в следующем видео:

Часто задаваемые вопросы

Что такое октановое число?

В качестве эталонов для определения октанового числа (ОЧ) бензина используют два углеводорода, один из которых – изооктан – обладает очень высокими антидетонационными свойствами, то есть горит, а не взрывается. Другой – н-гептан – наоборот, при каждом удобном случае норовит бабахнуть. ОЧ изооктана принято считать равным 100, а ОЧ н-гептана – равным нулю. Если эти два соединения смешать в пропорции 92 к 8, то получится горючее с ОЧ, равным 92 – это эталон 92-го бензина. По этому эталону и определяются антидетонационные свойства бензина, претендующего на звание “девяносто второго”.

Что такое сертификат топлива?

Путь бензина от скважины в земле до автомобильного бензобака лежит через нефтеперабатывающий завод. Каждое из этих предприятий обязано получить сертификат на тот или иной вид топлива. Бензин проходит тщательные испытания на соответствие ГОСТ (ТУ) и на основе результатов исследования. Межведомственная комиссия принимает решение о допуске к производству и применению бензинов. А аккредитованные центры при Госстандарте выдают одобренному топливу сертификаты. Сегодня на территории России действуют два стандарта на основные сорта бензина: ГОСТ 2084-77 (А-76, А-91, АИ-93, АИ-95) и ГОСТ 51105-97, разработанный в соответствии с европейскими требованиями к качеству и экологичности топлива. Согласно последнему, принята и европейская терминология: АИ-80 (Normal), АИ-91 (Regular), АИ-95 (Premium), АИ-98 (Super). Однако до тех пор, пока заводы не приведут в соответствие с новоиспеченным стандартом свою продукцию, ГОСТ образца 77 года будет действовать на равных с новым.

Что такое паспорт топлива?

Бензин, как и добропорядочный российский гражданин, обязан иметь паспорт. Выдают ему удостоверение личности не в милиции, а на заводе, где он родился. Однако изменения, происходящие “кое-где у нас порой” с топливом в дороге, в сию бумагу не попадают. Так что документ может быть подлинным, а его владелец поддельным. Сейчас бензиновые паспорта стали вывешивать на бензоколонках и многие наши читатели интересуются, что значат те или иные параметры и как влияют они на здоровье автомобиля.

Слева в документе указаны значения по ГОСТУ или ТУ, справа – фактические, присущие данной партии. Первым в паспорте стоит графа “детонационная стойкость”. Это “самое важное из всех искусств” бензина. Именно эта цифра красуется на самой колонке, откуда выливается огненная жидкость.

Следующая цифра – концентрация свинца, для неэтилированных бензинов не должна быть более 0,013 г. на куб. дм. Конечно, если вас решили обмануть и в резервуарах смесь обильно заправленная тетраэтилсвинцом, то в бумажке данный факт отражения иметь не будет. Но все же, продолжим.

“Индукционный период” говорит о способности бензина к длительному хранению. А “испытанию на медной пластинке” топливо подвергается с целью выяснения окислительных коррозионных свойств, которые оно проявит в системе питания автомобиля. Пометка “выд.” означает – испытание выдерживает.

Следующие строчки должны сопровождаться только одним примечанием: “отс.” — отсутствуют кислоты, щелочи, механические примеси и вода. Кстати говоря, если в левой колонке проставлены значения некого ТУ, а не ГОСТ, это означает, что жесткие государственные стандарты, скорее всего, (обычно в допустимых пределах) несколько занижены заводом-производителем.

Октановое число

Октановое число

Октановое число и цетановое число. Из-за принципиально разного устройства двигателей Даймлера и Дизеля к бензину и дизельному топливу предъявляются прямо противоположные требования.

В двигателе внутреннего сгорания с принудительным поджигом смесь бензина и воздуха в цилиндре при сжатии не должна самовоспламеняться. Если же это случится, возникает детонация.

Читать еще:  Как выбрать свечи зажигания для автомобиля

Впервые устойчивость бензинов к детонации была исследована в 1921 г. американским инженером Г. Рикардо. Он предложил первую шкалу детонационной стойкости бензинов. В начале 30-х г. из-за высокой стойкости к детонации за стандарт был выбран изооктан (2,2,4-триметилпентан). Это соединение смешивали в самых разных соотношениях с гептаном нормального строения (он весьма склонен к детонации), и у каждого образца определяли детонационную стойкость. Октановое число данного сорта бензина численно равно содержанию (в объёмных процентах) изооктана в его смеси с гептаном, при котором эта смесь эквивалентна по детонационной стойкости исследуемому топливу в стандартных условиях испытания. Октановое число может превышать 100 (если бензин ещё более стоек к детонации, чем чистый изооктан).

*Детонация — это взрывное воспламенение топлива, которое проявляет себя в виде характерного звука и приводит к быстрому износу двигателя. При детонации фронт пламени распространяется со скоростью 2—2,5 км/с, тогда как при нормальном сгорании топлива в цилиндре скорость составляет лишь 15—60 м/с.

Если для бензина важно, чтобы он не воспламенялся в смеси с воздухом даже при высокой степени сжатия, то для дизельного топлива, напротив, необходимо, чтобы оно самопроизвольно воспламенялось в цилиндре. Для характеристики способности разных сортов дизельного топлива к воспламенению принято использовать цетановое число. Его определяют, сравнивая способность к воспламенению данного топлива и смеси углеводорода цетана (гексадекана C16H34 t кип=287 °C) с метилнафталином (жидкость с t кип=245 °С).

Октановое число различных бензинов

  • Бензин прямой гонки 40—70
  • Бензин термического крекинга 70—75
  • Бензин каталитического крекинга 80—90
  • Бензин риформинга 80—90

Цетановое число соответствует процентному содержанию цетана в смеси: чем оно выше, тем легче топливо самовоспламеняется при сжатии. Чем больше в топливе неразветвлённых насыщенных углеводородов и чем меньше разветвлённых и ароматических, тем выше способность к самовоспламенению и детонации. Бензобаки автомобилей заправляют смесью бензиновых фракций, выделенных в различных процессах переработки нефти. Базовые компоненты бензина, помимо бензина прямой перегонки, — это фракции, полученные в результате процессов каталитического и термического крекинга и риформинга. Октановые числа этих фракций, как правило, не превышают 90. Поэтому в состав автомобильного бензина включают также высокооктановые компоненты, которые получают в ходе специальных промышленных реакций.

Удлинение углеводородной цепи позволяет увеличить октановое число до 105. Смешение всех этих компонентов позволяет получить бензин с необходимым октановым числом.

Состав бензина

Бензин. Состав бензина

Проблему увеличения октанового числа бензинов можно решить с помощью специальных добавок (их называют антидетонационными присадками). Так, добавление 0,82 г тетраэтилсвинца Pb(С2Н5)4 к 1 кг изооктана увеличивает октановое число бензина до 110. Огромный недостаток данной присадки (этиловой жидкости) заключается в том, что при её сгорании образуются высокотоксичные соединения свинца, большая часть которых с выхлопными газами выбрасывается в атмосферу. Из-за этого во многих странах запрещено применять тетраэтилсвинец.

Сейчас основными добавками, увеличивающими октановое число бензинов, служат кислородсодержащие соединения — этиловый спирт, трет-бутиловый спирт (СН3)3СОН, метил-трет- бутиловый эфир (СН3)3СОСН3, метил-трет-амиловый эфир С2Н5С(СН3)СН3. Октановые числа этих соединений высоки (например, у (СН3)3СОСН3 оно равно 120), а токсичность их, а также продуктов их сгорания (вода и углекислый газ) низка.

Качественный бензин

Качественный бензин


Качественный бензин

Помимо октанового числа бензина, которое должно соответствовать классу двигателя, к топливу предъявляется ещё несколько важных требований. Прежде всего это его фракционный состав — содержание в бензине отдельных фракций с различными температурами кипения. От фракционного состава зависят условия пуска двигателя, длительность прогрева, полнота сгорания топлива.

При промышленном выпуске бензинов в них растворяют газообразные линейные и разветвлённые бутаны, которые не только обладают высокими октановыми числами, но и характеризуются высоким давлением насыщенных паров.
Ещё одно требование — химическая стабильность. Для увеличения стабильности в бензин при хранении добавляют специальные соединения — антиоксиданты. Их действие основано на замедлении процессов окисления за счёт превращения активных радикалов в малоактивные. При отрыве активным радикалом атома водорода от ОН-группы образуется неактивный радикал, прерывающий цепную реакцию окисления.

Сравните дорогие духи с их сложным неповторимым ароматом и характерно пахнущую маслянистую желтоватую жидкость, заливаемую в баки автомобилей на бензоколонках. На первый взгляд может показаться, что парфюмерный шедевр — это кропотливая филигранная работа, а бензин — всего лишь продукт крупнотоннажного химического производства. На самом же деле по сложности композиция обыкновенного бензина может потягаться с хорошими духами, а требования, предъявляемые современным обществом к качеству, экономичности, экологической чистоте бензина, стимулируют работу сотен химических лабораторий по всему миру. Настоящие исполины мировой нефтехимической промышленности — «Бритиш Петролеум», «Шелл», «Шеврон» — ежегодно тратят миллионы долларов на разработку более совершенных, безопасных для природы антидетонационных присадок, на поиск новых уникальных композиций топлива. А поскольку не за горами тот день, когда нефтяные запасы Земли истощатся, перед химиками стоит фантастическая по своей сложности задача — как с умом истратить то, что есть, а потом найти, чем это можно заменить.

*Этиловая жидкость — раствор тетраэтилсвинца в этилбромиде С2Н5Вr. При её сгорании свинец переходит в летучий бромид PbВr2 (t пл=370 °С, t кип=893 °С).

Совет: Определить, есть ли в бензине тетраэтилсвинец, можно с помощью качественной реакции, носящей имя Кимштедта. Несколько капель бензина наносят на фильтровальную бумагу и высушивают. При обработке сероводородом или сульфидом аммония образуется сульфид свинца, и на фильтровальной бумаге появляется интенсивная тёмная окраска.

Октановое число

Октановое число обуславливает стойкость бензина к самовоспламенению. Оно определяется соотношением в топливе изооктана с н-гептаном, имеющими кардинально противоположные октановые числа.

Способы определения октанового числа

Октановое число горючего определяется опытным путем сравнения исследуемого образца с эталонным топливом. Для этого стендовый одноцилиндровый двигатель заправляют взятым для исследования бензином, и, применяя один из трех известных методов, включая температурный, доводят его до момента детонации.

Практическое значение октанового числа

В двигателях с изначально высоким давлением в цилиндрах, используется топливо с высоким октановым числом. Использование низкооктанового топлива, которому свойственна высокая степень самовоспламенения, ведет к быстрому износу двигателя. Для повышения октанового числа в бензине применяются разрешенные антидетонационные присадки.

Заправляться качественным бензином, которое продлит срок службы вашего автомобиля, вам позволят топливные карты Роснефть, а также других брендов, от компании «РусПетрол».

Изменения в сети обслуживания карт литровой и рублевой программы:

Изменения в сети обслуживания карт рублевой программы:

Свердловская, Нижегородская, Челябинская, Астраханская область, Красноярский, Хабаровский край.

Изменения в сети обслуживания карт рублевой программы:

Новая технология ароматизации метана от «Роснефти»

Сотрудники лаборатории НПК «Роснефти» создали новейшую технологию ароматизации метана.

Роснефть приступила к выпуску моторных масел высшей технологической линейки

Новое моторное масло «Rosneft Magnum Racing» для спортивных автомобилей — высокотехнологичная разработка от «Роснефть».

«Афрамакс» «Владимир Мономах» готов покорять морские просторы

На танкере «Владимир Мономах» успешно произведен первый пуск главного двигателя и начались ходовые испытания.

  • 2020
    • 2020
      • Октябрь
      • Сентябрь
      • Июль
      • Июнь
      • Май
      • Март
      • Февраль
      • Январь
    • 2019
      • Декабрь
      • Ноябрь
      • Октябрь
      • Август
      • Июль
      • Июнь
      • Май
      • Апрель
      • Март
      • Февраль
      • Январь
    • 2018
      • Декабрь
      • Ноябрь
      • Октябрь
      • Сентябрь
      • Август
      • Июль
      • Июнь
      • Май
      • Апрель
      • Март
      • Февраль
      • Январь
    • 2017
      • Декабрь
      • Ноябрь
      • Октябрь
      • Сентябрь
      • Август
      • Июль
      • Июнь
      • Май
      • Апрель
      • Март
      • Февраль
      • Январь
    • 2016
      • Декабрь
      • Ноябрь
      • Сентябрь
      • Август
      • Июль
      • Июнь
      • Май
      • Апрель
      • Март
      • Февраль
      • Январь
    • 2015
      • Декабрь
      • Ноябрь
      • Октябрь
      • Сентябрь
      • Август
      • Июль
      • Июнь
      • Май
      • Апрель
      • Март
      • Февраль
      • Январь
    • 2014
      • Декабрь
      • Ноябрь
      • Октябрь
      • Сентябрь
      • Август
      • Июль
      • Июнь
      • Май
      • Апрель
      • Март
      • Февраль
      • Январь
    • 2013
      • Декабрь
      • Ноябрь
      • Октябрь
      • Сентябрь
      • Август
      • Июль
      • Июнь
      • Май
      • Апрель
      • Март
      • Февраль
      • Январь
    • 2012
      • Декабрь
      • Ноябрь
      • Октябрь
      • Сентябрь
      • Август
      • Июль
      • Июнь
      • Май
      • Апрель
      • Март
      • Февраль
      • Январь
    • 2011
      • Декабрь
      • Ноябрь
      • Октябрь
      • Сентябрь
      • Август
      • Июль
      • Июнь
      • Май
      • Апрель
      • Март
      • Февраль
      • Январь
    • 2010
      • Декабрь
      • Ноябрь
      • Октябрь
      • Сентябрь
      • Август
      • Июль
      • Июнь
      • Май
      • Апрель
      • Март
      • Февраль
      • Январь
    • 2009
      • Декабрь
      • Ноябрь
      • Октябрь
      • Сентябрь
      • Август
      • Июль
      • Июнь
      • Май
      • Апрель
      • Март
      • Февраль
      • Январь
    • 2008
      • Декабрь
      • Ноябрь
      • Октябрь
      • Сентябрь
      • Июль
      • Июнь
      • Май
      • Апрель
      • Март
      • Февраль
      • Январь
    • 2007
      • Декабрь
      • Ноябрь
      • Октябрь
      • Сентябрь
      • Август
      • Июль
      • Июнь
      • Май
      • Апрель
      • Март
      • Февраль
      • Январь
    • 2006
      • Декабрь
      • Ноябрь

Продолжая использовать ruspetrol.ru вы соглашаетесь на использование файлов cookie.

Более подробную информацию можно найти в Политике cookie файлов.

© ООО «РусПетрол», 2007-2020

Воспроизведение материалов сайта
допускается с согласия владельца

Краткий словарь октановых чисел

Мы часто беседовали с Вячеславом Емельяновым – доктором технических наук, профессором, заведующим отделом ВНИИ НП, экспертом нашего журнала. Вячеслав Евгеньевич ушел из жизни в конце прошлого года. Но мы помним о нем. Он оставил нам свои знания. Эта небольшая статья – один из его рассказов.

Как известно, детонационная стойкость бензина оценивается октановым числом. А оно определяется по моторному или исследовательскому методу. Если в маркировке бензина есть буква «И» – это исследовательский метод. Пример – АИ‑95. Если нет такой буквы – моторный метод. Пример – ушедший в прошлое А‑76.

Несмотря на разницу в названиях, оба метода по своей сути «моторные» – ведь в обоих случаях пробы топлива испытываются на реальном одноцилиндровом двигателе. Однако условия испытаний отличаются друг от друга, поэтому и октановые числа по разным методам не совпадают.

Моторный метод старше исследовательского. Он родился в эпоху поршневых авиационных моторов, а в автомобилестроении применялся для двигателей тяжелых грузовиков, работающих на шоссе «с полной выкладкой» (это было до всеобщей дизелизации).

С появлением большого числа легковых автомобилей, разъезжающих в городском цикле, методику испытаний топлива изменили. Так появился исследовательский метод – но моторного он не вытеснил.

В Японии при испытаниях бензинов используют один метод – исследовательский. В Европе и Америке – оба метода, но американцы для маркировки топлив применяют взвешенный показатель «моторный плюс исследовательский пополам». Это так называемый октановый индекс, который в ряде случаев оказывается выигрышным. Ориентация на среднее дает возможность «поиграть» с показателями, более эффективно использовать в переработке нефти высокооктановые компоненты.

Разницу между октановым числом по исследовательскому и моторному методу называют чувствительностью. Чем меньше чувствительность, тем лучше – ведь моторный метод более жесткий, «шоссейный», а исследовательский больше подходит для городской езды. Таким образом, при уменьшении чувствительности достигается универсальность топлива по детонационной стойкости.

Чувствительность зависит в основном от углеводородного состава топлива и технологии его производства. Если в бензине много ароматических углеводородов, то чувствительность будет значительной. А вот алканы (парафиновые углеводороды) чувствительность снижают. Так, например, алкилат имеет октановое число 90 по моторному методу и 91 – по исследовательскому, т.е. его чувствительность равна единице. Поэтому алкилат – самый желанный компонент в автомобильном бензине. Кстати, у американцев он составляет до 30% состава топлива.

Читать еще:  Основные симптомы неисправности катушки зажигания

Помимо октановых чисел по моторному и исследовательскому методам существуют и другие показатели. Например, октановое число головной фракции бензина, именуемое «дельта эр». Эта характеристика показывает, насколько октановое число головных фракций отличается от октанового числа самого бензина.

При производстве бензина всегда стремятся к тому, чтобы распределение детонационной стойкости по фракциям бензина было равномерным. Для этого есть показатель аналогичный упомянутому «дельта эр» – коэффициент распределения детонационной стойкости (КРДС). Иногда его называют фронтальным октановым числом.

КРДС – это отношение октанового числа фракций, выкипающих до 100 °C, к октановому числу фракций, выкипающих при температуре выше 100 °C. Что будет, если его не учитывать? При разгонах легкие фракции идут в цилиндры и сгорают в первую очередь. Последующие фракции, отставая по КРДС от легких, будут провоцировать детонацию. Это довольно распространенное явление выглядит в жизни так: вроде бы заправился качественным «девяносто пятым», и вдруг – детонация! Это означает, что КРДС этого бензина ниже нормы.

Но это еще не все. И за рубежом, и у нас применяются дорожные октановые числа, когда антидетонационные свойства оценивают на реальном автомобиле в дорожных условиях.

И ведь актуальный показатель! Что выясняется? Если взять один и тот же бензин, например АИ‑92, и провести его оценку по указанному дорожному методу на разных автомобилях, он покажет разные дорожные октановые числа!

Что из этого следует? Детонационная стойкость бензина в значительной мере зависит от конструкции автомобиля, причем не только двигателя, но и ходовой части. И еще: детонационные стуки обусловлены не только качест­вом бензина, но и техническим состоянием автомобиля, в частности наличием нагара в цилиндрах.

Однако можно обойтись и без дорожных испытаний. Ряд фирм за рубежом вывели эмпирические формулы, связывающие октановое число по моторному методу, октановое число по исследовательскому методу, наличие ароматических углеводородов и ряд других характеристик.

А еще существует фактическое октановое число, определяемое на стенде при определенной скорости и нагрузке.

Таким образом, характеристик стойкости бензина к детонации очень много. Это неудивительно – двигатель нуждается в топливе, которое обеспечит ему хорошую работу на всех режимах. А жизнь все время ставит эту задачу по-новому.

Что такое октановое число?

Как автомобилистам, так и любопытным личностям, часто встречается понятие октановое число. Что такое октановое число знает далеко не каждый автолюбитель, хотя эта информация крайне важна для правильной эксплуатации автомобильного транспорта.

Конечно, для советских автомобилей или старых иномарок не имеет смысла скрупулезность этого вопроса, но для владельцев последних моделей авто, а также эрудитам и любознательным будет полезно знать об этой формулировке. Инструкторы автошколы «26 Кардр» с удовольствием поделятся своими знаниями.

Как и чем определяется

Октановое число – это показатель, определяющий меру стойкости топлива к детонации. Это понятие применяется только для двигателей внутреннего сгорания. Другими словами, топливо имеет определенный уровень стойкости к самовоспламенению при сжатии. Сегодня используются несколько методов для определения октанового числа:

  • ОЧИ. Это исследовательское октановое число, которое получают на этапе изобретения того или иного вида топлива для ДВГ.
  • ОЧМ. Моторное октановое число определяется в приближенных к реальности условиях.

Разница между этими числами называется чувствительностью топлива. Для реальных условий существуют другие значения октановых чисел, а именно фактическое (когда данные получены в испытуемых условиях на стендах) и дорожное (октановое число, зафиксированное на дороге непосредственно автомобильным средством).

Основные понятия

Октановое число отображается в процентном содержании двух разных по характеристикам компонентов: изооктан и н-гептан. Первые компонент имеет самую высокую стойкость к самовоспламенению при условиях сильного сжатия. Изооктан практически не загорается при сжатии, поэтому имеет показатель октанового числа 100. Н-гептан наоборот имеет самую низкую стойкость, чему свидетельствует стук в двигателе при высокой концентрации этого вещества в топливе. Таким образом, сочетая эти два компонента, можно нивелировать октановое число бензина до необходимого показателя.

Для корректировки октанового числа в топливе используются специальные присадки. Последнее время основной из них был тетраэтилсвинец, который отлично выполнял роль антидетонатора. Но сегодня этилированный бензин частично запрещен во многих странах из-за своей токсичности, поэтому многие компании по производству топлива используют другие антидетонационные присадки.

Чтобы как-то определять уровень стойкости к детонации, еще в 1921 году была придумана специальная шкала детонации бензинов, принцип работы которой используется и сейчас. Сами испытания по определению октанового числа выполняются в лабораторных (стенды) или в реальных условиях на механизмах двигателя внутреннего сгорания. Сегодня самым популярным топливом является показатель октанового числа 92 и 93, хотя эти показатели относятся к практически одинаковым по качеству и параметрам топливной смеси.

м. Кожуховская, ул. Трофимова, дом 27, корпус 2

Что такое октановое число

Оглавление:

Фраза «октановое число бензина» знакома многим, но мало кто имеет четкое представление об этом показателе и его значении. Например:

что стоит за цифрами «92», «95», «98»;

почему так важен правильный выбор топлива;

почему нельзя заливать топливо, которое не подходит по параметрам.

Узнать, что такое октановое число, какие показатели оптимальны, поможет наша статья.

1. Просто о сложном.

Октановое число бензина – процентное соотношение изомеров и октана к гептану. С помощью октанового числа можно получить информацию об эксплуатационных характеристиках бензина, запасе хода, стойкости к детонации, мощности и прочее.

Если проще: вычисляется устойчивость бензина к самопроизвольному возгоранию в процессе работы двигателя, которое определяется как смесь указанных веществ в процентном соотношении. Чем выше октановое число, тем устойчивее процесс возгорания.

Маркировка бензина определяется при лабораторных исследованиях, где эталонная смесь сравнивается с испытуемым образцом. Если в образце содержится 5% гептана и 95% изооктана, то топливо маркируются цифрой «95». Так, можно судить о количестве невоспламеняемого изооктана.

2. Какие показатели влияют на октановое число.

Топливо – многокомпонентная смесь, которая получается при фракционировании сырой нефти. В чистом виде бензин имеет низкую детонацию (до 60 единиц). Для повышения детонационной стойкости применяются различные процессы и специализированные добавки.

На октановое число влияет количество углеводородов с циклическим и разветвленным строением. Для увеличения их числа используют риформинг и крекинг, а также добавляют в топливо присадки.

3. Что такое «детонация».

Самопроизвольное, неконтролируемое воспламенение топлива в двигателе называется «детонацией». Это один из опасных процессов, так как происходит резкое повышение температуры и взрыв (скорость сгорания с 15 м/с возрастает до 1,5 км/с).

Детонация провоцирует закоксовку камеры сгорания, образование ударных волн, перегрев, как следствие – быстрый износ двигателя за счет несогласованной работы механизмов.

Такой процесс может быть спровоцирован использованием топлива с низким октановым числом, чем то, которое рекомендовал производитель. Также это может быть вызвано приобретением некачественного бензина, в котором присутствуют легкоиспаряемые вещества.

4. Как связаны с детонацией n-гептан и изооктан.

Исследование процесса детонации определило устойчивость различных веществ. То есть каждое вещество воспламеняется при разных показателях. Так, ученые определили, что n-гептан – неустойчивое к возгоранию соединение, а изооктан – устойчивое.

Получается, что качественный и устойчивый к давлению бензин должен содержать большое количество изооктана и минимальное количество n-гептана.

5. Как определить октановое число.

Чтобы определить октановое число, применяют два метода: моторный (аналогичен работе двигателя за городом) и исследовательский (работа двигателя в городской черте). Их значения не совпадают, так как используются различные показатели измерений. Разница между данными показывает чувствительность бензинов. Поэтому нужно обращать внимание, на детонационную стойкость, которая для всех стран маркируется и определяется по-разному.

Для выполнения измерений применяют одноцилиндровые моторы, которые работают с неодинаковой мощностью. Задача опытов – сравнение образцов с эталонной смесью и выбор наиболее близкого, который будет иметь такие же показатели.

Для самостоятельной оценки бензинов применяются экспресс-тесты. Данные приборы работают за счет сравнения измерений с эталонной базой. Точность зависит от топливных присадок, которые добавляются производителем.

6. Какой показатель считается максимальным.

Постоянное развитие технологий накладывает повышенные требования на продаваемые марки бензинов. Благодаря применению различных насадок можно получить экспериментальные данные с детонационной стойкостью до 140 единиц. Но эти показатели не реализуемы по экологическим причинам: в составе присадок есть металлоорганика. Неэтилированное топливо может иметь высокооктановые показатели до 109 единиц.

Максимальные значения у авиационных бензинов – до 115 единиц. Современные автомобили рассчитаны на использование 95 и 98 бензина. Более высокие показатели (до 102 единиц) – только для гоночных болидов.

7. Способы повышения октанового числа.

Существует два способа повышения детонационной устойчивости:

Изменение технологического процесса. При добавлении катализаторов на основе рения можно увеличить количество разветвленных углеводородов.

Добавление присадок – тетраэтилсвинец (запрещен из-за токсичности), добавки на основе эфира, спирта, ароматических углеводородов.

С помощью присадок можно повысить стойкость бензинов к детонации на 10–12 единиц. Это не влияет на экологию, но повышает риск образования паровых пробок. При этом такая топливная смесь при длительном хранении теряет свое качество.

8. Тетраэтилсвинец.

Наиболее распространенный и эффективный антидетонатор с высоким показателем вязкости. Благодаря этому можно повысить октановое число на 17 единиц. В чистом виде не используется, так как образует оксид свинца при сгорании и провоцирует оседание нагара на элементах мотора. Поэтому тетраэтилсвинец соединяется с дибромпропанолом, бромистым этилом или диромеэтаном для вывода продуктов оксида свинца и снижения нагрузки на элементы мотора.

9. Самостоятельное повышение октанового числа.

Провести корректировку числа в домашних условиях можно, добавляя к бензину различные вещества. Наиболее популярны:

Lavr Next Octane Plus – до 6 единиц;

Astrohim Октан Плюс – на 3–5 единиц;

Octane Plus – на 2–2,5 единицы;

Liqui Moly Octane Plus – на 2–5,5 единиц.

В зависимости от используемого вещества изменяется не только сопротивляемость детонации, но и другие параметры бензинов, которые оказывают влияние на работу двигателя внутреннего сгорания.

10. Как понизить октановое число.

Низкооктановое топливо практически не производится, но техника, которая работает на таком топливе, осталась. Чтобы понизить октановое число, применяют следующие методы:

Добавление керосина. Сложность заключается в правильном выборе пропорций.

Естественное снижение. Используемые присадки содержат вещества, которые испаряются. Открыв емкости с топливом, можно получить низкооктановый бензин. Скорость снижения составляет примерно 0,5 единиц в день.

Используя данные способы, важно контролировать качество такого топлива и его октановую величину.

11. Какое топливо использовать.

Для каждого автомобиля производитель рекомендует топливо с точным октановым числом, которое определяется по техническим показателям. Хотя в автомобилях стали устанавливать систему предотвращения детонации, но нарушение данных рекомендаций может привести к увеличению расхода такого топлива, снижению мощности двигателя, появлению металлического звона и сбоям в системе зажигания, охлаждения и т.д.

Читать еще:  Установка и регулировка зажигания ВАЗ 2101

Использование высокооктанового топлива с более высокими показателями, чем определено производителем, тоже не несет пользы. Может наблюдаться как увеличение расходов на бензин, так и его неполное сгорание.

12. Процесс измерения октанового числа.

В основе методов измерения детонационной устойчивости лежит процесс сравнения пропорциональной калибровочной зависимости. Для этого используют эталонный образец. Данная методика применима за счет особой технологии производства бензинов – компандирования.

Однако у этого процесса есть ряд недостатков:

нельзя определить показатели неидентифицированного топлива;

не существует единой модели для топлива, которое изготавливается различными способами (крекинг, риформинг);

для топлива с разным числом октана нужно изготавливать различные измерительные приборы, которые калибруются под определенные эталонные образцы.

При этом на процесс измерения могут влиять внешние факторы, которые определить и устранить невозможно.

13. Приборы для измерения.

На рынке представлены приборы отечественного и зарубежного производства:

К специальным установкам относят: ОКТАН-ИМ, ОКТАНОМЕТР ПЭ-7300М, SHATOX SX-100M.

Принцип работы у них одинаков: измерение октанового числа с помощью сравнения с эталонными показателями. При этом топливо от разных производителей отличается, поэтому показатели будут тоже неодинаковыми. В качестве стандарта берут топливо одного производителя, иначе нужно проводить калибровочные работы.

14. Существующие мифы об октановом числе.

Из-за того, что у большинства автовладельцев есть лишь смутное представление о топливных показателях, возникает множество мифов. Вот некоторые из них:

При повышении температуры сгорания топлива увеличивается мощность двигателя. Использование высокооктанового бензина не увеличивает мощность, так как температура и выделяемое тепло практически одинаковы для всех марок топлива.

Портативные приборы показывают точное количество октана. Получить точные результаты можно только благодаря стендовым испытаниям. Остальные измерения лишь приблизительные, так как на них влияет множество факторов.

В 92-м бензине нет присадок, и он безвреден для двигателя. Бензины с показателем октана выше 90 содержат примеси, которые полностью сгорают. Поэтому системе не наносится вред.

Чем выше количество октана, тем лучше топливо. Денотанация – не основной показатель качества. В бензине содержатся примеси, которые могут загрязнять окружающую среду.

Наиболее ценный компонент – это количество октана. Эталоном денотанации выступает изооктан, который и позволяет маркировать топливо. Октан добавлять в топливную смесь нельзя, так как его неустойчивость ниже, чем у n-гептана.

Благодаря совершенствованию технологий можно получать качественное высокооктановое топливо без добавления вредных химических веществ.

Вместо выводов.

Топливо должно обеспечивать бесперебойное функционирование двигателя. Октановое число оказывает существенное влияние на данный показатель. Но не стоит проводить эксперименты, заправляя автомобиль бензином с более высоким или низким содержанием октанового числа. Только использование проверенного топлива обеспечит долгую и надежную работу автомобиля, исключив выход из строя отдельных систем и поломку двигателя.

Октановое число бензина: что это такое

Чтобы понять, подходит ли автомобилю та или иная марка топлива, автолюбители смотрят на его октановое число (ОЧ). Но, далеко не все понимают, что такое октановое число, на что оно влияет и почему важно заправлять машину именно тем топливом на которое она рассчитана.

Что такое октановое число

Во время работы автомобильного двигателя смесь воздуха и паров бензина сжимается до определённой величины поршнями цилиндров, после чего поджигается электрической искрой. Энергия сгорания бензиновых паров, собственно говоря, является той силой, которая вращает колёса машины.

Однако если сжать топливно-воздушную смесь слишком сильно, она может воспламениться самопроизвольно, не дожидаясь искрового зажигания. Этот процесс называется детонацией и приводит к повышенному износу и поломке двигателя. В современных автомобилях с этим пытаются бороться с помощью специальных датчиков, которые фиксируют детонацию и подают сигнал на бортовой компьютер, который либо корректирует топливный цикл, либо, если опасность детонации устранить невозможно, просто блокирует работу мотора.

Но, современных технологий недостаточно, для корректной работы двигателя обязательно нужно подходящее топливо. Показатель стойкости бензина к самовоспламенению при сжатии называют октановым числом топлива. Чем выше октановое число, тем более высокое давление может выдержать бензин при сжатии в камере двигателя.

Чем опасна детонация

Как было сказано выше, в процессе работы автомобильного двигателя смесь бензина и воздуха сжимается поршнем, воспламеняется электрической искрой и сгорает, выделяя энергию, которая направляется на вращение колёс. Чем больше удаётся сжать воздушно-бензиновую смесь, тем выше будет эффективность двигателя. Но увеличение силы сжатия приводит к самопроизвольной детонации бензина.

Детонация приводит к деформированию поршней и шатунов. Элементы двигателя, соприкасаясь между собой, издают лязгающие звуки и спустя непродолжительное время приходят в полную негодность. Если двигатель некоторое время работает на низкооктановом топливе, то из-за детонации:

  • прогорают клапаны;
  • плавятся и деформируются поршни;
  • сгибаются шатуны;
  • перегревается двигатель.

Всё это неизбежно приводит к быстрой поломке. Разрушения элементов двигателя могут оказаться настолько серьёзными, что потребуется полная замена силового агрегата.

Как повышают октановое число бензина

Во второй половине ХХ века наиболее популярным способом повышения октанового числа бензина было добавление в его состав тетраэтилсвинца. Это вещество эффективно понижает способность топлива к детонации. Промышленным способом изготовить тетраэтилсвинец несложно, причём его стоимость практически не влияет на конечную цену топлива.

В настоящее время тетраэтилсвинец запрещён к производству практически во всех странах мира. Вместо него в качестве присадок, повышающих октановое число, используются углеводороды ароматической и парафиновой группы. К сожалению, многие из этих веществ чрезвычайно легко испаряются, поэтому при длительном хранении октановое число топлива падает. Если вы зальёте в обычную канистру 95-й бензин и оставите в гараже на несколько недель, за это время он самопроизвольно превратится в 92-й или даже 80-й. Поэтому держать запас бензина для современного авто не имеет смысла.

Как понижают октановое число

До сих пор в нашей стране используется большое количество техники, рассчитанной на использование низкооктановых бензинов – 80-го и даже 76-го. Речь идёт не только о старых марках машин, но и о мотоблоках, бензиновых генераторах и других устройствах. Покупка новых агрегатов обойдётся владельцам слишком дорого, поэтому методы понижения октанового числа достаточно актуальны для наших автовладельцев.

Наиболее простым способом, применяемым народными умельцами, является выпаривание присадок. Считается, что если оставить канистру с бензином открытой, то каждый день октановое число будет понижаться на 0,5. Таким образом, чтобы превратить 92-й бензин в 80-й, потребуется две недели.

В некоторых случаях сходный эффект даёт смешивание бензина в определённой пропорции с керосином. Одно время этот способ широко применялся владельцами старых машин. Но, способ не прижился, так как пропорция разбавления должна каждый раз определяться эмпирическим путём.

Измерение октанового числа

К сожалению, даже приобретение топлива на заправочной станции не всегда гарантирует соблюдение заявленной величины его октанового числа. Однако в домашних условиях замерить его чрезвычайно сложно, для этого требуется специальное оборудование и эталонные химические вещества. В лабораториях измерение выполняют двумя способами – моторным и исследовательским. Оба основаны на сравнении бензина с эталонным углеводородом, октановое число которого равно 100, и с n-гептаном, обладающим нулевым показателем.

  • Моторный способ. Разогретую до 150 градусов топливную смесь подают в двигатель, который разгоняют до 900 об/мин. Моторный способ лучше всего подходит для низкооктановых марок топлива.
  • Исследовательский способ. Топливную смесь подают в двигатель без предварительного нагрева, частота вращения составляет 600 об/мин. Этот метод эффективен для замеров бензина с октановым числом свыше 92.

Кроме того, для измерения октанового числа применяют специальные приборы. Однако они не пользуются высокой популярностью, так как дают слишком большой разброс результатов при замерах.

Что такое октановое число

  • Статьи
  • Словарь
  • Теги
  • «Бери или плати»
  • Абсорбция газа
  • Авария
  • Автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС)
  • Агрессивные воды
  • Адсорбция газа
  • Активный газ
  • Аппарат воздушного охлаждения (АВО)
  • Арктические трубопроводы
  • Арматура трубопроводная
  • Аэрокосмический мониторинг почв
  • Аэротенк
  • Балластировка трубопроводов
  • Барботирование
  • Барраж
  • Баррель
  • Бассейновый анализ
  • Бескомпрессорная эксплуатация газового месторождения
  • Биоиндикация
  • Блуждающие токи
  • Бурение
  • Бурильный замок
  • Буровая вышка
  • Вертлюг
  • Взаимозаменяемость газа
  • Водонефтяной контакт (BHK)
  • Водоотделяющая колонна
  • Водородный показатель (pH)
  • Возврат скважин
  • Вторичные методы разработки (ВМР)
  • Выброс нефти и газа
  • Вязкость
  • Газгольдер
  • Газобаллонные автомобили (ГБА)
  • Газовая шапка
  • Газоводяной контакт (ГВК)
  • Газовые гидраты
  • Газовые двигатели
  • Газовый эжектор
  • Газовый язык
  • Газоконденсатная залежь
  • Газонасыщенность горных пород
  • Газоперерабатывающий завод
  • Газораспределительная сеть
  • Газораспределительная станция (ГРС)
  • Газотранспортная система
  • Гелий (He)
  • Геологоразведочные работы
  • Гидроразрыв пласта
  • Главная фаза газообразования (ГФГ)
  • Главная фаза нефтеобразования (ГФН)
  • Горизонт
  • Гравиразведка
  • Грифон
  • Дальний транспорт газа
  • Десорбция газа
  • Детандер
  • Диверсификация
  • Добыча природного газа
  • Дросселирование газа
  • Дюкер
  • Единая система газоснабжения
  • Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция
  • Запасы
  • Заполярное месторождение
  • Искривление скважин
  • Кавернозность
  • Каротаж
  • Катагенез органического вещества
  • Керн
  • Ковыктинское месторождение
  • Коллектор нефти и газа
  • Колонное оборудование
  • Кольматация
  • Компрессорная станция (КС)
  • Компримирование
  • Конденсатоотдача пласта
  • Консервация скважин
  • Корреляция
  • Коррозия
  • Краевой прогиб
  • Кратность запасов
  • Крепление скважин
  • Кустовое размещение
  • Линейная часть газопровода
  • Линейное производственное управление (ЛПУ)
  • Литология
  • Лифтовая колонна
  • Лицензирование недропользования
  • Ловильный инструмент
  • Лупинг
  • Магистральный газопровод
  • Магнитная разведка
  • Макрозащемление газа
  • Медвежье месторождение
  • Мембранные технологии
  • Метан
  • Метанол
  • Методы разработки месторождений
  • Механическая скорость бурения
  • Морская разведка месторождений
  • Мофеты
  • Наводороживание
  • Надземный переход
  • Наклонно-направленное бурение
  • Насосно-компрессорная колонна
  • Нестабильный конденсат
  • Нефтегазоносная свита
  • Нефтяная оторочка
  • Нефтяной попутный газ
  • Низкотемпературная сепарация газа
  • Нормальные условия
  • Обводнение газовой залежи
  • Обсадная колонна
  • Одорант
  • Октановое число
  • Опробование пластов
  • Оренбургский гелиевый завод
  • Отбензинивание газа
  • Отказ в газовой промышленности
  • Очистка природного газа
  • Пакер
  • Парниковые газы
  • Пассивация
  • Передвижной автогазозаправщик (ПАГЗ)
  • Перемычка
  • Перспективные ресурсы
  • Пласт
  • Пластовая депрессия
  • Пластовая температура
  • Пластовая энергия
  • Пластовое давление
  • Пластовые воды
  • Пластовый газ газоконденсатных залежей
  • Плунжерный лифт
  • Поставка газа потребителям
  • Превентор
  • Предел воспламеняемости
  • Предельная безводная депрессия
  • Приемистость скважины
  • Призабойная зона
  • Природный резервуар
  • Продуктивный горизонт
  • Промывка скважин
  • Расширитель
  • Регазификация
  • Режим потребления газа
  • Ректификационное разделение многокомпонентных жидкостей
  • Репрессионная воронка
  • Ретроградные явления
  • Риск геолого-разведочных работ
  • Самоконсервация газовых гидратов
  • Свободный газ
  • Сейсмическая разведка
  • Сепарация газа
  • Сжиженный природный газ (СПГ)
  • Синтез-газ
  • Скважина
  • Скин-эффект
  • Сорбция
  • Спотовая торговля
  • Стабильный конденсат
  • Сухой газ
  • Сырой газ
  • Тампонажный материал
  • Технический углерод
  • Точка росы природного газа
  • Трасса
  • Трубоукладочное судно
  • Углеводороды
  • Узел редуцирования давления газа
  • Условное топливо
  • Установка комплексной подготовки газа (УКПГ)
  • Устьевое давление
  • Фаза
  • Фазовые переходы углеводородных газов
  • Факельная установка
  • Флюид
  • Флюидогеодинамика
  • Флюидоупор
  • Фонд скважин
  • Формация геологическая
  • Харасавэйское месторождение
  • Язык обводнения скважины

Октановое число — условная количественная характеристика стойкости к детонации моторных топлив, применяемых в карбюраторных двигателях внутреннего сгорания. Моторное топливо сравнивается со смесью изооктана, октановое число которого условно принято за 100, и n-гептана, октановое число которого равно 0. Процентное (по объему) содержание изооктана в смеси, эквивалентной по детонационной стойкости испытываемому топливу при стандартных условиях испытания, называется октановым числом топлива.

Октановые числа углеводородов для расчета октанового числа природного газа по моторному топливу:

  • метан — 110;
  • этан — 108;
  • пропан — 105;
  • n-бутан и изобутан — 94;
  • n-пентан и изопентан — 70.
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector