Как правильно выставить зажигание на ВАЗ 2109
Как самостоятельно выставить зажигание на ВАЗ 2109?
Не каждый владелец «девятки» знает, как выставить зажигание на ВАЗ 2109 и насколько эта процедура вообще важна для двигателя автомобиля. Если вы хотите улучшить производительность своего автомобиля, вам стоит ознакомиться с особенностями системы зажигания на ВАЗе. Во время цикла сгорания топлива можно максимально точно настроить момент возникновения искры, что позволит улучшить производительность двигателя.
Проблемы в работе системы и их причины
Есть несколько признаков того, что вам требуется регулировка зажигания ВАЗ на своей «девятке»:
- Один из признаков того, что система зажигания ВАЗ 2109 работает некорректно — это поздняя реакция двигателя на поворот ключа. Другими словами двигатель запускается долго либо не с первого раза. Подобная неисправность является первой причиной проверить все составляющие системы и заменить поврежденные.
- Также следует обратить внимание на расход топлива. Если в последнее время количество потребляемого горючего возросло, значит, цикл зажигания нарушен и требуется его корректировка.
- И последний, самый тревожный сигнал — возникновение детонации. Из-за раннего появления искры топливо сгорает неравномерно, возникает перегрев двигателя. При детонации нередко отмечается прогорание цилиндра и поршня.
Возникает это по следующим причинам:
- В первом случае искра имеет недостаточный заряд для поджигания смеси, из-за чего двигатель заводится проблематично. Требуется проверить свечи и другие элементы системы.
- Расход топлива увеличивается из-за того, что зажигание срабатывает позже, нежели это необходимо. На воспламенение и сгорание смеси требуется определенный период, поэтому искра должна зажечь топливо вовремя. При позднем воспламенении смесь сгорает позже и дольше, чем это требуется, из-за чего поршневой механизм не может работать в полную мощность. Вследствие этого эффекта снижается КПД двигателя и повышается потребление топлива.
- Другой случай — это когда искра возникает слишком рано и смесь сгорает преждевременно. Также наблюдается заметное падение КПД, но теперь оно сопровождается перегревом двигателя. Поскольку цикл движения поршня и сгорание смеси не совпали, энергия их работы будет потрачена на взаимогашение, в результате чего выходит нагревание рабочих органов.
Чтобы не возникало подобных проблем, требуется отрегулировать момент зажигания так, чтобы смесь поджигалась, когда поршень почти достиг верхней мертвой точки ВМТ. В таком случае процесс сгорания будет происходить тогда, когда механизм достигнет ВМТ. Правильная регулировка поможет оптимизировать затраты топлива и улучшить работу двигателя при смене режимов работы.
Как проверить работу зажигания?
Прежде чем устанавливать угол опережения зажигания, необходимо проверить работоспособность системы. Сделать это можно двумя способами: при осмотре маховика и цилиндров либо на ходу.
При техосмотре следует обратить внимание на метки, нанесенные на маховик, и заглянуть через люк в первый и четвертый цилиндр двигателя, когда поршни находятся в положении ВМТ. Точка маховика должна совпадать с меткой, видной в люке.
Проверка на ходу выглядит следующим образом:
- Наберите скорость около 50 км/ч, перейдите на четвертую передачу.
Зажмите педаль газа до упора и слушайте, как сработает двигатель в таких условиях. - Если зажигание работает корректно, то в первые секунды будет слышна детонация, но она почти сразу пропадет. Если детонации нет вообще, воспламенение запаздывает.
- Слишком сильная детонация является признаком раннего воспламенения от искры.
Установка зажигания на ВАЗ 2109 помогает решить подобные проблемы в работе двигателя.
Что нужно сделать перед регулировкой?
Настройка требуется «девяткам», у которых установлен карбюратор. Для тех, у кого инжектор, приятная новость — в авто есть автоматическое устройство, которое самостоятельно регулирует работу зажигания.
Для проведения регулировки понадобится 2 устройства — стробоскоп и тахометр. Как правильно подготовить все для регулировки? Следующим образом:
- Прогрейте двигатель до его обычной рабочей температуры, это примерно 85°С.
- Нужно установить минимальное значение для оборотов движка на холостом ходу в 750-790 об/мин. Прокрутите ключом регулировочный винт количества горючей смеси на карбюраторе для изменения показателей. Если обороты соответствуют требованию, менять их не нужно.
Далее нужно добраться до меток на маховике. Алгоритм действий следующий:
- Отсоедините силиконовый патрубок со штуцера, расположенного на вакуумном регуляторе, от карбюратора. Стоит проверить на наличие разрежения.
- После этого глушите двигатель.
- Силиконовую трубку можно завернуть узлом либо закрыть.
- Берем ключ на 10, снимаем 3 гаечных крепления на корпусе трамблера.
- Осматриваем картер. Вам нужно найти лючок с пометками. Это может занять некоторое время, поскольку он часто закрыт заглушкой из резины.
- Когда нашли приспособление, протрите шкалу внутри него, чтобы было четко видно каждую метку.
- Берем шлицевую отвертку, поворачиваем маховик при помощи нее, пока не дойдем до установочной метки. Полоска должна быть напротив треугольника на шкале лючка (треугольная выемка). В таком положении угол опережения зажигания равен 0°, а поршни цилиндра двигателя 1 и 4 должны находиться на отметке ВМТ. Это положение является стартовым для дальнейших манипуляций.
- Подключите контакты стробоскопа в соответствии с инструкцией к устройству. Обычно их подсоединяют к АКБ в соответствии с полярностью.
Вернуться к оглавлению
Проведение регулировки
Сама регулировка зажигания на ВАЗ 2109 при помощи стробоскопа выглядит так:
- запускаем двигатель на 750 оборотах, сверяемся с показаниями тахометра;
- луч устройства направляем на метки лючок;
- под лучом метка на маховике должна быть расположена напротив необходимого деления шкалы.
Одно деление — 1° опережения, треугольник — стартовая позиция, равная нулю.
Под каждый тип бензина требуется своя настройка зажигания.
Выставление позиций согласно маркам бензина:
- под 92+1° (ниже треугольника);
- под 95-4° (4 деления выше треугольника).
Как только вы получили необходимое значение угла опережения, отключайте стробоскоп и собирайте узел.
Заключение по теме
Дополнительные советы по тому, как настраивать зажигание в своей «девятке», можно найти в руководстве к автомобилю. Если же ручная настройка системы отнимает слишком много времени, всегда можно обратиться за услугой в автосервис.
Регулировка электронного зажигания на ВАЗ 08-09
Многие автолюбители сталкиваются с проблемой регулировки электронного зажигания на таких машинах как ВАЗ 08-09. Любой автолюбитель может сам легко отрегулировать электронное зажигание на восьмерке или девятке, без специального прибора.
Главное вы должны хотя бы знать, где ослабить гайки трамблера электронного зажигания чтобы оно могло вращаться, а принцип регулировки я объясню.
В принципе этот способ регулировки зажигания можно применять к любой марке автомобиля, ГАЗ, ВАЗ 01-07 и т.д. Главное поймите принцип.
Сразу объясню, почти все путают стук клапанов с детонацией или очень раннем зажиганием, если двигатель работает без стуков, но при нажатии на педаль газа появляется стук при разгоне автомобиля, затем пропадает когда машина разогналась, почти все думают что это стучат клапана. Нет, это идет детонация в поршневой группе, которая старается сломать поршни вашего автомобиля, клапана здесь не причем, если будите ездить с такой детонацией, то она своего добьется и сломает поршни вашего автомобиля. Еще один признак очень раннего зажигания, с глушителя идет черный дым. Также детонация в поршневой группе может появиться из-за некачественного бензина, если так случилось и заправили плохой бензин, разгоняйте машину плавно, чтобы не было звона в двигателе.
На этих машинах проще всего отрегулировать зажигание без всяких приборов, что хорошо на ВАЗ 08-09 его невозможно поставить не правильно, главное чтобы правильно был поставлен ремень распредвала и метки точно совпадали.
Звенят клапана
Это бывает так, даете газ и звенят клапана, но это не правильно звенят не клапана а идет сильная детонация в поршневой группе из за очень раннего зажигания, и звон идет от поршневых пальцев и поршней. Если долго ездили с таким звоном и появился сизый дым в глушителе, то детонация сделала свое дело и сломала поршневые кольца, или перегородки поршней, меняйте поршни с кольцами.
Установка зажигания под газ
Много слышал, что под газ надо устанавливать зажигание пораньше, НЕ ВЗДУМАЙТЕ устанавливать зажигание под газ пораньше. Особенно умничают газовики, что устанавливают газовое оборудование и лезут крутить трамблер чтобы установить зажигание пораньше. Даже не подпускайте их к трамблеру, пусть ставят оборудование и не лезут туда в чем не понимают.
Установка трамблера
Начнем с установки трамблера на головку, открутите болтики с крышки трамблера и снимите крышку трамблера, вставьте трамблер в головку и покрутите бегунок пока трамблер не войдет своими шлицами в распредвал, наживите гайки трамблера, оденьте крышку трамблера и закрутите ее, поставьте трамблер посередине между метками + и – слегка притяните одну гайку.
Рис. Метки на трамблере ВАЗ 08-09
Теперь начнем настраивать зажигание, заведите двигатель, пусть он работает на холостых оборотах, если глохнет слегка натяните подсос чтобы были устойчивые но небольшие обороты. На работающем двигателе на холостых оборотах покрутите трамблер сначала в сторону плюса и найдите самую большую скорость оборотов коленвала, затем проверните трамблер немного в сторону минуса и дайте резко газ, если услышите кратковременный звон в двигателе значит очень раннее зажигание проверните трамблер еще чуть в сторону минуса и опять дайте резкий газ, так делайте до тех пор пока при резком нажатии на газ двигатель перестанет издавать звон. Добились при резком нажатии на газ двигатель начинает раскручиваться без звона, затягивайте гайки трамблера, зажигание выставили возможно правильно.
Теперь надо проверить восьмерку или девятку в движении и окончательно отрегулировать зажигание, спокойно троньтесь и резко дайте газ в пол, если машина начнет разгоняться и не появиться звона в двигателе значит зажигание настроили правильно, если появился звон в двигателе, проверните трамблер еще чуть на минус, и так делайте пока машина начнет разгоняться без звона в двигателе. Все!
Но обязательное условие бензин должен быть не менее А-92.
Можно и сразу сильно прокрутить трамблер в сторону минуса, но тогда будет очень позднее зажигание, и машина будет тупить греться и жрать бензин, поэтому с плюса на минус трамблер поворачивайте по чучуть, как пропадет звон в двигателе при резком нажатии на газ это и будет отличное зажигание. Но если ездите на газу обязательно регулировку зажигания проводите на бензине, газ не дает резкой детонации, поэтому если настроите таким способом зажигание на газу оно окажется очень ранним, и это может привести к поломке поршневой группы.
Предостережение
Обязательно добейтесь настройкой зажигания, чтобы при резком нажатии газа в пол двигатель начинал разгоняться без звона. Если оставите настройку зажигания в том положении когда при резком нажатии газа будет появляться звон в двигателе, то приготовьтесь к скорому ремонту, в двигателе произойдет поломка перегородок поршней и поршневых колец.
Также звон в двигателе при нажатии на газ может появляться из-за некачественного бензина, например отрегулировали зажигание на хорошем А-92 бензине и двигатель при разгоне не издает звона, но после очередной заправки появился звон при разгоне, это некачественный бензин. Не пытайтесь регулировать зажигание, оно не причем, можно слить этот бензин и залить новый, но цены кусаются, совет такой, если уже так случилось и залили некачественный бензин, машину разгоняйте очень плавно чтобы небыло звона в двигателе. А еще лучше, плохой бензин разбавить А-95 он не намного дороже, но зато поднимите качество плохого бензина.
Не заливайте бензин А-76, ремонт выйдет дороже.
Хлопки в двигателе
Чаще всего хлопки в двигателе в карбюратор бывают из-за очень позднего зажигания, или очень бедной смеси топлива, которую дает карбюратор, проврете настройку зажигания. Если зажигание в порядке причина в карбюраторе, скорей всего забился один из основных жиклеров. Также хлопки в карбюратор бывают из-за плохой свечи зажигания, попробуйте заменить свечи.
Горе-Мастера
Дам совет по установки ГРМ ремня (зубчатого ремня который ставится на распредвал).
Если вашу восьмерку или девятку собирал горе-мастер, который неправильно поставил маховик и метка верхней мертвой точки оказалась развернутой на 180° но он потом сообразил что накосячил и просто одел ремень по метке переднего шкива а не по маховику, но вы этого не знаете, то при установки ремня по меткам маховика и шкива распредвала, и попытке запуска двигателя погнутся все клапана. Я знаю много случаев когда у машин рвался ремень ГРМ и люди ставили ремень по меткам распредвала и маховика и гнули клапана, а все из-за того что при сборки двигателя горе-мастер неправильно прикрутил маховик.
Рис. Метки на моховике слева. Метки 3 и 2 на шкиву и крышке ремня ГРМ справа
Совет такой, если у вас порвался ремень ГРМ и вы можете его сами поменять, сделайте это так.
Проверните маховик (маховик можно прокручивать отверткой цепляясь за зубья маховика) и поставьте на метку верхней мертвой точки, открутите первую свечу и посмотрите где находится поршень, в хорошую ясную погоду поршень видно через отверстие в которое закручивается свеча, или просто засуньте отвертку в отверстие свечи и если она упрется в поршень значит маховик выставлен правильно и можно одевать ремень по этой метке. Если поршень оказался внизу, то нельзя по этой метке устанавливать ремень ГРМ.
Рис. Метки на шкиве распредвала
Но если засунули отвертку, а поршень в низу, никоем случае не одевайте ремень.
Делайте так, немного проверните маховик чтобы поршни были не на мертвых точках а примерно в середине цилиндров (это делается для того чтобы при вращении распредвала до метки, клапана не уперлись в поршни), затем ключом на 17мм. проверните шкив распредвала до метки, накиньте крышку защиты ремня ГРМ и совместите метку на шкиву с большой меткой на крышке зашиты ремня ГРМ. Снимайте крышку защиты ремня ГРМ и ставьте ремень ГРМ, после установки опять оденьте крышку зашиты ремня ГРМ и проверьте правильно совпадают метки, метка на шкиву и защитной крышке может слегка уйти в перед и не совпадать это нормально.
После замены ремня, зажигание регулировать не надо оно не сбивается, главное чтобы ремень ГРМ был поставлен правильно.
Рис. Схема системы зажигания ВАЗ 08-09
1 – реле зажигания; 2 – выключатель зажигания; 3 – монтажный блок; 4 – катушка зажигания; 5 – коммутатор; 6 – датчик распределитель зажигания; 7 – свечи зажигания
Как собственноручно отрегулировать зажигание на ВАЗ 2109?
Проблемы с зажиганием известны многим владельцам отечественных «девяток». Поэтому сегодня мы расскажем нашим пользователям, как осуществляется регулировка замка зажигания на автомобиле ВАЗ 2109 карбюратор. Все возможные способы проведения этого процесса представлены ниже.
Регулировка электронного зажигания на инжекторе
Если у вас инжектор и вы обнаружили признаки раннего зажигания, то учтите, что все инжекторы оснащены электронным модулем. Соответственно, на инжекторе процедура регулировки и настройки нужного момента искры на свечах производится методом программирования блока управления. Чтобы осуществить схему регулировки момента искры электронного модуля на инжекторе, потребуется специальный софт. Поэтому владельцам «девяток» с инжектором для регулировки модуля необходимо обращаться на СТО.
Выставление меток на ВАЗ 2109
Регулировка стробоскопом
Отрегулировать неисправность модуля можно по другой схеме, с помощью стробоскопа — в этом случае процесс настройки осуществляется на холостых оборотах двигателя с карбюратором. Следует отметить, что обороты коленвала в данном случае должны составлять от 820 до 900 об/мин. Многие специалисты считают этот способ самым точным!
Как выставить зажигание на ВАЗ 2109 карбюратор с помощью стробоскопа:
- Как сказано выше, частота оборотов должна составлять не более 900. Если этот параметр на карбюраторе выходит за пределы, необходимо отрегулировать объем топливно-воздушной смеси.
- Затем от штуцера необходимо отключить вакуумный патрубок, после чего глушится мотор транспортного средства. При этом в вакуумном патрубке необходимо убрать просвет.
- Если просвета нет, следующим этапом будет откручивание трех гаек фиксации устройства распределителя-прерывателя.
- Далее, необходимо демонтировать резиновую пробку из картера коробки передач. За ней расположено смотровое отверстие маховика. Также необходимо отсоединить кабель первого цилиндра от крышки распредвала.
- Теперь включается в работе стробоскоп — он подсоединяется вместо отключенного кабеля, а также к АКБ. Когда вы заведете двигатель, устройство станет посылать сигналы в такт работы маховика. Вам необходимо вращать распредвал до того момента, пока метка не совпадет с той, которая находится на маховике. При выставлении метки после подключения стробоскопа ее необходимо зафиксировать. Чтобы проверить метку в соответствии со схемой, произведите диагностику ее положения. Если риски на маховике и коленвале совпадают, то это свидетельствует о том, что настройка зажигания на карбюраторе прошла успешно (автор видео — Дмитрий).
Регулировка зажигания по лампочке
Если стробоскоп не включается или у вас его попросту нет, то неисправность коммутатора или другого элемента, которая привела к необходимости регулировки, может быть решена с помощью лампочки. Кстати, неисправность коммутатора для многих является проблемой. Итак, для выставления момента искры на модуле вам потребуется обычная лампа на 12 вольт. Сама процедура заключается в установке момента модуля путем ослабления фиксатора регулятор момента появления искры.
Процедура осуществляется следующим образом:
- Чтобы правильно выставить момент искры на модуле ДВС с карбюратором, с помощью специального ключа необходимо провернуть коленчатый вал до совпадения рисок. Ели такого ключа у вас нет (необходим именно специальный ключ), то установите четвертую передачу на автомобиле и двигайте его до того момента, пока эти метки не совпадут.
- Вам требуется подсоединить подготовленную лампу к проводу, который связывает трамблер с катушкой. Используя второй провод, необходимо подключить лампу к массе.
- Теперь можно подсоединить центральный кабель к массе транспортного средства, то есть к кузову авто. На корпусе трамблера следует ослабить винты фиксации, после чего активировать зажигание — если проблем нет, то лампа загорится.
- Далее, чтобы правильно выставить искру на модуле, следует вращать корпус вправо до того момента, пока лампа не погаснет. Когда лампа погаснет, начните проворачивать трамблер влево. Остановиться необходимо только тогда, когда лампочка загорится. Постарайтесь больше не двигать устройств, просто затяните винты корпуса. Схема настройки искры на карбюраторе с помощью лампы позволяет решить проблему регулировки своими руками, при этом вам не нужно будет тратиться на прибор. В принципе, справиться с такой задачей сможет любой автомобилист (автор видео — Наиль Порошин).
Регулировка по тахометру
Если у вас под рукой нет лампы или стробоскопа, для выставления модуля в нужное положение можно воспользоваться тахометром. Нет необходимости обладать специфическими знаниями для выполнения этой процедуры. Для ее осуществления вам потребуется напарник — один человек должен находиться за рулем авто, другой в этой время будет вращать трамблер.
Как произвести регулировку тахометром:
- Сначала нужно включить зажигания, сделав это, следите за стрелкой тахометра.
- В это время вам или вашему напарнику необходимо ослабить винты фиксации трамблера, устройство необходимо провернуть.
- Когда ключ в зажигании повернется, стрелка на приборе должна резко отклониться и вернуться на нулевое значение. В тот момент, когда стрелка на приборе начнет отклоняться, прибор необходимо зафиксировать в одном положении. У многих автолюбителей не выходит произвести регулировку таким образом — у них просто нет терпения. Такая схема требует сосредоточенности и терпеливости, с первого раза осуществить ее практически невозможно.
Схема регулировки по тахометру
Проверка зажигания
Как произвести проверку правильности выполнения процедуры?
Нет смысла делать это в гараже — для проверки следует выехать на ровную дорогу.
- Чтобы проверить правильность, необходимо разогнаться до 50 км/час.
- Затем для проверки активируется четвертая скорость, при этом педаль газа выжимается до упора.
Если после переключения передачи вы услышите, как двигатель начнет тихо детонировать, при этом звуки будут короткие, то это значит, что вы все сделали правильно. Если зажигание выставлено слишком позднее, об этом будет свидетельствовать отсутствие звуков при наборе скорости. При слишком раннем зажигании звуки будут достаточно громкими.
Видео «Как с помощью мультиметра проверить систему зажигания»
Подробнее о процессе проверки вы сможете узнать из видео ниже (автор видео — Рамиль Абдуллин).
Зажигательная физика — опережение, трамблер и УОЗ
Что такое угол опережения зажигания — он же УОЗ? Это некая атрибутика древних автомобилей или же нечто незыблемое, сродни всемирному тяготению? Большинству современных автовладельцев это неведомо. Всеми системами автомобиля управляют многочисленные контроллеры, а потому своевременное искрообразование в цилиндрах двигателей целиком на их совести. Между тем по стране бегает огромное количество древних машинок, незнакомых с процессорами и прочими чипами. Поэтому вопросы типа «Как отрегулировать УОЗ?» звучат по сей день.
На технические вопросы отвечать всегда приятно. Но сначала придется вспомнить некоторые «зажигательные» термины.
Терминология
Прерыватель-распределитель зажигания — электромеханическое устройство, обеспечивающее своевременную подачу импульсов высокого напряжения на свечи зажигания. Часто его называют трамблером.
Опережение зажигания — воспламенение рабочей смеси в цилиндре раньше, чем закончится такт сжатия.
Угол опережения зажигания (УОЗ) — угол поворота коленчатого вала двигателя от положения, соответствующего появлению искры на свече до прихода поршня в верхнюю мертвую точку.
Контактная система зажигания — система, в которой коммутация катушки зажигания обеспечивается механическим прерывателем.
Бесконтактная система зажигания — система, в которой коммутация катушки зажигания обеспечивается электронным модулем, управляемым электронным датчиком положения коленчатого вала — например, датчиком Холла (ВАЗ-2108) или магнитоэлектрическим (ГАЗ-2410).
Прерыватель системы зажигания — механический выключатель в трамблере, непосредственно соединенный с первичной цепью катушки зажигания.
Бегунок — элемент трамблера, поочередно передающий высокое напряжение от катушки зажигания на высоковольтные провода, соединенные со свечами зажигания двигателя.
Угол замкнутого состояния контактов (УЗСК) — величина, показывающая, как долго контакты механического прерывателя должны оставаться замкнутыми. Для классических Жигулей УЗСК составляет примерно 55 градусов. Правильно выбранный УЗСК дает катушке зажигания возможность набирать нужную энергию и полностью отдавать ее на свечи зажигания.
Когда и зачем нужно настраивать зажигание?
Сначала немножко теории. Если бы рабочая смесь в цилиндрах сгорала мгновенно, то проблем с опережением не было бы в принципе. Поджигай ее в верхней мертвой точке — и все окей. Но смесь сгорает не мгновенно: ей требуются миллисекунды. При этом реальная частота вращения коленчатого вала, конечно же, непостоянна. Поэтому нельзя тупо поджигать смесь в одно и то же время при разных режимах работы мотора: она будет сгорать либо слишком рано, либо чересчур поздно. Итог всегда будет неутешительный — двигатель плохо тянет, греется, неустойчиво работает, детонирует и т.п.
В частности, если начать «искрить» слишком рано (большой УОЗ), то давление газов станет резко возрастать до прихода поршня в верхнюю мертвую точку, препятствуя его движению. Из-за этого уменьшится мощность и ухудшится экономичность мотора, он утратит приемистость и будет дергаться на малых оборотах. При позднем искрообразовании (малый УОЗ) смесь будет долго гореть при расширяющемся объеме, а потому давление газов будет значительно ниже расчетного. Мощность и экономичность понизятся, а мотор сильно перегреется, поскольку догорание смеси будет идти на протяжении всего такта расширения.
Способ лечения один — поджигать рабочую смесь согласно частоте вращения и нагрузке на двигатель. Кроме того, корректировка УОЗ может потребоваться при переходе на бензин с другим октановым числом. Кстати, на очень древних автомобилях (в начале прошлого века) момент зажигания регулировал водитель: была предусмотрена специальная рукоятка. Но вскоре она исчезла, поскольку мотор обзавелся трамблером с центробежным механизмом внутри.
Центробежный регулятор содержал, как правило, пару грузиков, уравновешенных пружинами. При увеличении частоты вращения грузики расходились в стороны и поворачивали опорную пластину, на которой находился прерыватель. Чем выше частота вращения, тем сильнее расходятся грузики и тем выше становится УОЗ.
Дальнейшая погоня за экономичностью добавила в помощники к центробежному регулятору его вакуумного коллегу. Дело в том, что с увеличением нагрузки увеличивается и наполнение цилиндров горючей смесью, поскольку водитель сильнее давит на акселератор. При этом процентное содержание остаточных газов в рабочей смеси снижается, что способствует увеличению скорости сгорания. Следовательно, УОЗ надо снижать.
Напротив, при снижении нагрузки на мотор уменьшается наполнение цилиндров, растет содержание остаточных газов, а потому рабочая смесь будет гореть медленнее. УОЗ в этом случае нужно увеличивать. Эту задачу и решает вакуумный регулятор, отслеживающий разрежение во впускном трубопроводе двигателя. Чем выше нагрузка, тем ниже разрежение, и наоборот. В большинстве классических моторов центробежный и вакуумный регуляторы работают совместно.
Если октановое число топлива не соответствует тому, которым руководствовался конструктор при проектировании мотора, то даже при оптимальной работе упомянутых регуляторов нормальной работы мотора ждать не стоит. Самое неприятное явление, которое может при этом возникнуть, — детонация. Грубо говоря, это взрывообразное сгорание смеси, чреватое капремонтом. Для предотвращения детонации в классических моторах былой эпохи нужно было открыть капот и вручную повернуть корпус трамблера в нужную сторону. Залил низкооктановый бензин — изволь сделать зажигание более поздним…
Само собой, что в современных двигателях оптимальный УОЗ выставляет управляющий контроллер. Он следит за оборотами, нагрузкой, октановым числом, температурой и т.п.
Как регулировать УОЗ?
На слух? По искре? По лампочке? По стробоскопу? Сейчас разберемся.
Сразу скажем, что про стробоскоп говорить не будем. Во-первых, у рядового водителя под рукой его попросту нет. А, во-вторых, с ним лучше не связываться. Дело в том, что стробоскоп показывает момент зажигания только при работающем моторе, но при этом за счет центробежного регулятора УОЗ смещается в сторону опережения даже на минимальных оборотах холостого хода. Поэтому точной регулировки ждать, вообще говоря, не стоит.
Правильные рекомендации по регулировке всегда содержатся в профильной литературе по конкретной модели автомобиля — их и следует придерживаться. Возьмем для примера автомобиль АЗЛК-2141 с двигателем УЗАМ и контактной системой зажигания. Обратите внимание, что бегунок у уфимских моторов вращается ПРОТИВ часовой стрелки.
Последовательность операций для москвичевского мотора должна быть следующая.
- Ослабляем крепление трамблера.
- Определяем начало хода сжатия в первом цилиндре. Для этого выворачиваем свечу этого цилиндра, затыкаем отверстие подходящей пробкой (хоть из смятой бумаги) и проворачиваем пусковой рукояткой коленвал до выскакивания пробки наружу.
- Продолжаем проворачивать коленвал до совмещения первой риски на его шкиве с острием штифта установки зажигания, запрессованным в нижнюю крышку картера.
- Убеждаемся, что бегунок смотрит своей токоведущей пластиной на контакт крышки трамблера, соответствующий проводу первого цилиндра.
- Подсоединяем любую маломощную лампочку (например, в отвертке-пробнике) одним концом к массе, а другим — к клемме низкого напряжения катушки, соединенным с прерывателем.
- Включаем зажигание и поворачиваем корпус трамблера против часовой стрелки до замыкания контактов прерывателя. Лампа, закороченная прерывателем, должна погаснуть.
- Взявшись за бегунок, прикладываем небольшое усилие по часовой стрелке для устранения зазоров механизме привода, после чего медленно поворачиваем трамблер по часовой стрелке до загорания лампочки.
- Затягиваем крепление трамблера. Не забываем вернуть свечу на место!
На автомобилях типа ВАЗ-2108, перешедших на электронное зажигание, но при этом сохранивших как центробежный, так и вакуумный регуляторы, процедура полностью аналогичная — с точностью до иного расположения штатных меток. Бегунок при этом вращается против часовой стрелки. Однако подключать лампочку-пробник при этом нужно между коммутатором и катушкой зажигания, а ни в коем случае не к датчику Холла.
А что означает выражение «выставить по искре»? Грубо говоря, то же самое, что и по лампочке. В этом случае вместо лампочки используют вывернутую заранее свечу зажигания, резьбовую часть которой нужно постараться соединить с массой двигателя. Вместо загорания лампочки ловим момент проскакивания искры — вот и всё.
А как же регулировка на слух? Ее проводят так: при движении на прогретом моторе со скоростью примерно 50 км/ч на 4-й передаче следует резко нажать на правую педаль. Если УОЗ выставлен верно, то при этом должна прослушиваться кратковременная исчезающая детонация. Если детонация слишком сильная, следует повернуть трамблер по направлению вращения бегунка. Если детонации нет вообще — против вращения бегунка. Вы же еще помните, что в отечественном автопроме бегунки вращались и туда, и обратно?
Тем, кому интересна зажигательная тема былых времен, рекомендуем посмотреть вот сюда. Про свечи можно почитать вот тут, а также вот тут.
Как правильно выставить зажигание на ВАЗ 2109? Меньше проблем, лучше запуск
Для нормальной эксплуатации автомобиля важно знать, как правильно выставить зажигание на ВАЗ 2109. Ведь от этого показателя во многом зависит приемистость машины. Также при проблемах с этой системой повышается уровень износа двигателя. Требоваться работа по такой настройке может после ремонта мотора. Иногда зажигание может сбиваться без видимых причин. Перед установкой зажигания убедитесь в рабочем состоянии элементов мотора. Похожие признаки проявляются при проблемах с системой питания.
Отличить проблему с зажиганием можно по мокрым свечам. В любом случае перед регулировкой зажигания нужно проверить настройки карбюратора. Это убережет вас от лишней работы.
Содержание
- Системы зажигания
- Признаки проблемы
- Настройка контактного зажигания
- Настройка бесконтактного зажигания
Системы зажигания
Как правильно выставить зажигание на ВАЗ 2109? Нужно сначала уточнить, какой тип подобной системы установлен на вашем автомобиле. На самых первых «девятках» стояла контактная система зажигания. Некоторые умельцы устанавливали ее и на более поздние машины. Взамен стандартной. С середины 90-х годов использовалась бесконтактная система зажигания. Она отличается более мощным искровым зарядом. Также она менее требовательна к настройкам.
Здесь только выставляется угол опережения зажигания, остальное контролируется блоком управления. На инжекторных двигателях установлен модуль зажигания. Его настройка производится путем регулировки блока управления. В зависимости от типа зажигания настройка различается. Больше всего общих приемов и процедур у механических систем зажигания.
Признаки проблемы
Не лишним будет узнать основные признаки проблемы. Это позволит своевременно произвести регулировку, не подвергая двигатель излишним нагрузкам. Признаки зажигания установленного неправильно практически идентичны с другими моделями:
- Не заводится двигатель. Чаще всего эта проблема возникает после ремонта, перед тем как выставлять зажигание проверьте правильность сборки привода ГРМ;
- Детонация при движении;
- Хлопки и выстрелы в глушитель;
- Машина не тянет;
Все эти признаки могут проявляться как поодиночке, так и комплексно. При их появлении обязательно устраните неисправность. Сбитое зажигание приводит к нагару на деталях поршневой группы и клапанах. В итоге они преждевременно выходят из строя.
Настройка контактного зажигания
Наиболее оптимальным моментом зажигания является появление искры перед прохождением поршнем верхней мертвой точки (МВТ), это позволяет максимально использовать энергию сгораемого топлива. Именно с учетом этого требования и настраивается система зажигания.
Для настройки потребуется снять крышку прикрывающую ремень ГРМ, это позволит контролировать положение метки. Также нужно открыть лючок, расположенный на картере сцепления. Нужно вывести мотор в положение, когда метка на маховике совпадет с отметкой на картере. Метка на шкиве коленвала также должна оказаться на месте. После этого ослабляется гайка крепления распределителя. И он выставляется, так чтобы метка на его корпусе совпадала с серединой шкалы на блоке. После чего заводится мотор, и зажигание выставляется более точно путем аккуратного поворота трамблера.
Настройка бесконтактного зажигания
Такой тип зажигания встречается на ВАЗ 2109 чаще всего. Отличается он от предыдущего наличием блока управления. Вручную выставить момент зажигания не выйдет. Придется использовать стробоскоп. Начать следует с выставления меток на шкиве и маховике. Этот процесс полностью идентичен описанному выше.
После этого нужно подключить стробоскоп. Для этого нужно:
- Присоединить красный провод к катушке;
- Темный провод подключается к массе;
- Крепление подсоединяется к высоковольтному проводу четвертого цилиндра.
Эта последовательность должна быть повторена в точности. Иначе стробоскоп может выйти из строя. Для настройки нужно включить зажигание. Далее поворачивается двигатель. Прохождение метки на маховике должно совпадать со вспышкой стробоскопа. Если эти моменты не совпадают, то следует ослабить гайку крепления распределителя и подкорректировать момент зажигания. Добившись совпадения вспышки с меткой можно закрепить трамблер.
Заключение. Неправильный момент зажигания встречается достаточно часто. Эта неисправность может привести к серьезным последствиям для мотора. Поэтому вопрос как правильно выставить зажигание на ВАЗ 2109, достаточно важен. Сделать эту работу не сложно, нужно лишь действовать в определенной последовательности.
Как выставить зажигание на ваз 2109
Для того, чтобы понять как выставить зажигание на ВАЗ 2109, надо разобраться как работает система зажигания и на что она влияет. Система зажигания отвечает за то, чтобы создать искру в цилиндре в определенный момент – момент зажигания, его еще называют углом зажигания.
Часто бывает, что владельцы данных автомобилей при плохой работе двигателя хватаются ремонтировать карбюратор, в то время, как проблема может крыться совсем в другом, а именно в настройке системы зажигания.
Последствия неправильно выставленного зажигания
Для того, чтобы более точно диагностировать проблему работы двигателя, рассмотрим симптомы, которые появляются при неправильно выставленном зажигании:
- не ровная работа двигателя на холостом ходу;
- густой черный дым из выхлопной трубы после запуска двигателя и во время движения (свидетельствует о плохом сгорании топливно-воздушной смеси). Плохому сгоранию смеси предшествует слишком раннее зажигание;
- провалы в оборотах при нажатии на педаль газа на ходу;
- заметное снижение мощности и приемистости двигателя.
Способы регулировки зажигания
Правильно выставить зажигание можно двумя способами, как с помощью специального оборудования, так и подручными средствами:
- с помощью стробоскопа;
- с помощью обычной лампочки.
Конечно, используя стробоскоп выполнить настройку угла зажигания будет гораздо проще, стоимость данного оборудования невысока.
В любом случае, вне зависимости от выбранного способа регулировки, необходимо провести подготовительные работы, а именно прогреть автомобиль до рабочей температуры (80-90 градусов) и выставить число оборотов 800 в минуту, с помощью регулятора топлива на корпусе карбюратора.
Как выставить зажигание на ВАЗ 2109 стробоскопом
- Первое, что необходимо сделать, обеспечить видимость маховика. Для этого потребуется снять защитную резинку с картера КПП;
- Вместо высоковольтного провода первого цилиндра на крышке распредвала, подключаем датчик стробоскопа;
- Подключаем стробоскоп к аккумулятору;
- Запустить двигатель.
Далее необходимо открутить крепление трамблера.
Стробоскоп необходимо направлять в окно на маховик, в такт со стробоскопом должна появляться метка на маховике. Ее положение меняем плавно поворачивая трамблер.
Как только метка сравняется с риской, то это означает, что зажигание выставлено правильно.
Как выставить зажигание без стробоскопа лампочкой
Без стробоскопа правильно выставить зажигание можно с помощью лампочки, рассмотрим алгоритм действий:
- отсоединяем от трамблера провод, идущий на катушку зажигания. К нему необходимо подключить провод от лампочки (например, переноски). Другой провод от лампы необходимо соединить с массой автомобиля (кузов);
- аналогично регулировке со стробоскопом, откручиваем крепление трамблера;
- включаем зажигание – лампочка должна загореться. Далее необходимо плавно вращать трамблер, пока лампа не погаснет. После того, как лампа погасла, также плавно поворачиваем трамблер в обратную сторону и как только лампочка снова загорится, можно затягивать крепление трамблера.
Конечно данный способ не позволит настроить зажигание с большой точностью, как со стробоскопом, но все же хорошую и правильную работу двигателя достичь можно.
Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях:
А еще у нас интересные e-mail рассылки, подписывайтесь! (1 раз в неделю)
Как выставить зажигание на ВАЗ-2109. Рекомендации
Для того чтобы своевременно поджечь топливовоздушную смесь в бензиновом двигателе внутреннего сгорания, необходима система зажигания. Именно она отвечает за появление искры между контактами электродов свечей зажигания в нужный момент. Преобразуя из низкого напряжения бортовой сети 12 В, в более высокое до 30 000 В, система распределяет искру в заданное время к определенному цилиндру. Дизельный двигатель не нуждается в такой системе, так как принцип воспламенения его горючей смеси основан на такте сжатия.
В статье попробуем разобраться, как выставить зажигание на ВАЗ-2109. А попутно предложим много другой полезной информации.
Как выставить зажигание на ВАЗ-2109
Что же для этого необходимо? Перед тем как выставить зажигание на ВАЗ-2109, необходимо в первую очередь визуально осмотреть несколько узлов, отвечающих за корректную работу всего двигателя. К ним относятся:
- свечи зажигания;
- высоковольтная катушка зажигания;
- конденсатор;
- трамблер (распределитель зажигания);
- бронепровода;
- контакты прерывателя.
После того как все осмотрено, производится прогрев двигателя до рабочей температуры 90 градусов, а затем выставляется момент зажигания. Для его установки нужно найти смотровое окошко, расположенное на картере КПП, открыть его и совместить метку на маховике коленвала со шкалой. Таким образом поршень первого и четвертого цилиндра должны оказаться в верхней мертвой точке. Это можно проверить снятием защитного кожуха ремня ГРМ, или выкрутив свечи. Если 1 и 4 поршень будут в ВМТ цилиндра, то метка на шкиве распредвала укажет на метку кожуха.
Когда метки окажутся в заданном месте, снимаем провод с прерывателя, идущего на катушку зажигания, и подключаем к нему лампочку 12 В. Минусовой провод лампочки цепляем на корпус автомобиля. Затем ослабляем гайки крепления трамблера и включаем зажигание поворотом ключа в замке зажигания. Лампочка должна гореть. Медленно вращая трамблер, следим когда она погаснет. Как только это произойдет, вращаем его в противоположную сторону и в тот момент, когда лампочка опять загорится, затягиваем гайки. Теперь вы знаете, как выставить зажигание на ВАЗ-2109.
Проверка зажигания «на слух»
Данный способ проверки не является самым точным, так как требует определенного опыта. Проверить правильность установки зажигания ВАЗ-2109 на слух можно как на инжекторном, так и на карбюраторном двигателе. Прогрев автомобиль и разогнав его до скорости приблизительно 50 км/ч, нужно включить 4 передачу. Затем необходимо резко нажать на педаль акселератора и прислушаться к звуку двигателя. Если происходит характерная детонация, все хорошо – зажигание установлено правильно, а если этого не происходит, момент зажигания поздний. Детонация может быть слишком сильной, это свидетельствует о том, что зажигание раннее.
Установка зажигания на ВАЗ-2109 с помощью стробоскопа
Одним из простых способов установки зажигания ВАЗ-2109 с карбюратором является метод со стробоскопом. Для этого берем данный прибор, подключаем его к бортовой сети автомобиля, с трамблера снимаем и глушим трубку октан-корректора. Выставляем ВМТ 1 и 4 поршня по лючку расположенному на картере КПП и направляем луч стробоскопа на метки маховика коленвала. После этого отпускаем три гайки крепления трамблера и, медленно вращая его, устанавливаем угол опережения зажигания в зависимости от используемого вами бензина. Для А-92 этот угол составляет 1 градус, а для А-95 – 4 градуса.
«Правильное» зажигание
Залогом стабильной, долгой и правильной работы двигателя является правильная установка момента зажигания 2109, а также любой другой модели. Ведь при неправильном моменте может возникать перегрев двигателя, увеличение расхода топлива, повышенный износ деталей, неустойчивая работа на холостом ходу. Помимо вышесказанного, мотор не будет развивать мощность, соответствующую паспортным характеристикам.
Как выставить зажигание правильно
Исходя из собственного многолетнего опыта, мы сделали такое интересное заключение, что эта несложная по сути операция ставит многих автовладельцев, откровенно говоря, в тупик. Если автолюбителю по какой-либо причине приходится снимать распределитель зажигания (в народе он больше известен как трамблёр), скажем для профилактики, то одной из основных ошибок является то, что эта операция проводится механически, как говорится, не задумываясь.
Сделав затем профилактику, человек ставит распределитель на место и с удивлением отмечает, что его надёжная до этой поры машина не хочет заводиться ни под каким видом. Что же произошло в данной ситуации, и что желательно знать (запомнить на будущее) производя подобные операции на вашем автомобиле?
Во-первых, как эта работа выполняется правильно. Для начала выставляем так называемые метки. Для чего прокручиваем двигатель за шкив колен вала с помощью пусковой рукоятки, а если таковой не имеется, то включив повышенную передачу (чтобы было легче двигать автомобиль) толкаем автомобиль вперёд и смотрим за тем, чтобы совпали метки на шкиве коленвала и штыре, установленном на блоке цилиндров двигателя.
После того как вы правильно выставили метки, снимите крышку распределителя зажигания и обратите внимание на бегунок, а именно на то, куда направлена его разносная пластина, (на какой цилиндр смотрит разносчик). Запомните это положение и можете смело снимать трамблёр.
После снятия трамблёра не рекомендуем прокручивать коленчатый вал, чтобы не сбить установленные ранее метки (в противном случае придётся переделать всю работу). В семействе автомобилей жигули (ВАЗ) перед установкой старого распределителя на двигатель, выставляем бегунок по первому цилиндру двигателя.
В автомобилях зарубежных моделей на корпусе трамблёра обычно имеется риска, направляя на которую и рекомендуется выставлять бегунок распределителя. А на таких автомобилях как Волга, Москвич, ЗАЗ на конце хвостовика распределителя находится сектор. Если посмотреть на него сверху, то мы увидим два полумесяца.
Один короткий, а другой длинный. Такой-же самый сектор мы увидим, если заглянем в привод трамблёра, который расположен в блоке двигателя. Теперь наша задача совместить эти сектора друг с другом. Смотрим, куда направлен маленький полумесяц в приводе двигателя, так же ставим на устанавливаемом нами распределителе зажигания.
Затем вставляем его в двигатель. После установки распределителя на место, прокручиваем двигатель на два оборота и проверяем правильность нашей установки путём совмещения меток. Если после прокручивания двигателя метки совпадают можно всё капитально затянуть и приступать непосредственно к запуску вашего двигателя.
Для этого ещё раз проверяем, правильно ли установлены высоковольтные провода трамблёра на свечи зажигания. Провода необходимо поставить по порядку работы цилиндров двигателя. На большинстве современных автомобилей это порядок таков: 1, 3, 4, 2. Порядок отсчёта обычно идёт от радиатора двигателя.
Номера проводов указаны, как правило, на крышке распределителя зажигания, а центральный провод устанавливаем на катушку зажигания. Если автомобиль долго не запускался, подкачиваем бензонасосом бензин в карбюратор, включаем зажигание и заводим двигатель (предварительно не забыв вытащить ручку управления подсосом на себя).
Видео, как выставить зажигание на примере ваз-2109:
Тюнинг ВАЗ 2109
Как правильно отрегулировать зажигание на ВАЗ 2109
Многие автолюбители, у которых есть в наличии автомобиль ВАЗ-21099, скорее всего сталкивались с затруднениями, связанными с корректной работой двигателя. Распространенная проблема – поворот ключа двигателя запускает его, но двигатель некорректно реагирует на холостое зажигание. Попробуем разобраться в причине появления подобной проблемы, которая скорее всего связана именно с неверно выставленным зажиганием.
Основные технические понятия
Система зажигания – это связанные между собой разнообразные приборы и устройства, которые гарантируют появление электрического разряда, который в свою очередь поджигает смесь топлива и воздуха в системе двигателя внутреннего сгорания. Данная система играет огромное значение в техническом оснащении автомобиля и электрооборудовании.
Нас интересует не вся система зажигания, а только момент появления искры, который определяет правильность работы всей системы. Этот момент называется моментом зажигания, т.к. определяет время поджигания рабочей смеси в сжатом виде. Неправильно выставленный момент зажигания влечет за собой множество проблем в работе автомобиля. С помощью данной статьи вы узнаете, как определить неполадку, чем она грозит и как её исправить.
ВАЗ-21099: под капотом
Чем грозят неисправности в зажигании
Проблемный запуск двигателя, едкий дым из выхлопной трубы и другие неприятности, которые могут случиться с вашим автомобилем – часто следствие неправильно выставленного момента зажигания, а не проблем с карбюратором. Незнание этого простого факта заставляет водителей подолгу без толку копаться в деталях автомобиля. Однако если искра вовсе не появляется, или заливает свечи, неисправность нужно искать в другом месте.
ВАЗ-21099 с карбюраторным двигателем требует точной регулировки зажигательного момента. Это можно сделать и без специализированного оборудования, однако легче использовать стробоскоп. Этот инструмент значительно облегчит вам работу по выставлению момента зажигания, которую нужно будет проводить скорее всего не один раз.
Описанные в данной статье проблемы могут возникнуть по многим причинам, однако легче проверить первую приходящую на ум поломку – неверно выставленный угол зажигания. Итак, самые часто встречающиеся неполадки работы системы двигателя:
- слишком сильная детонация в поршневой системе. Характерные признаки: при нажатии на газ слышен характерный звенящий звук. Такая проблема часто встречается у невнимательных автомобилистов, которые не уделяют надлежащего внимания своей машине. Причина ранней детонации – преждевременное зажигание, которое грозит не только некомфортной работой автомобиля, но и последующей деформацией колец поршня. Следует заметить, что ремонт поршневой системы – не самое дешевое «удовольствие»;
- при запуске двигателя из выхлопной трубы идет сильный черный дым. Такая проблема также может говорить о слишком быстром зажигании;
- мощность двигателя значительно снижена; использование топлива большего объема по сравнению с обычным литражом; двигатель не может быстро изменять режим работы, снижена приёмистость. Все вышеописанные неполадки связаны с противоположной проблемой – слишком позднем зажигании. Причина заключается в том, что смесь не полностью сгорает при самой высокой точке положении поршня. Такая верхняя точка называется еще мертвой. Таким образом даже при обратном движении поршня смесь продолжает сгорать. Возможна и вторая причина – слишком большая температура системы выпускных труб;
- если неполадка диагностирована при нажимании педали газа, то наиболее вероятная её причина – слишком позднее зажигание. В таком случае двигатель работает со значительными перебоями, а при нажатии газа диагностируются так называемые «провалы», во время которых двигатель не работает. Данная проблема может вызвать неровный автомобильный ход;
- запущенный в холостую двигатель работает неравномерно.
Поэтому, если вы увидели одну из перечисленных неполадок в вашем ВАЗ-21099, обратите внимание на угол, выставленный в системе зажигания. Возможно, проблема именно в нём.
Угол, выставленный в системе зажигания
Регулировка зажигания самостоятельно
Чтобы нормализовать работу движка и убрать неполадки, нужно правильно установить момент зажигания вашего автомобиля. Только при соблюдении этих условий двигатель сможет работать корректно. Для выполнения диагностики и исправления ошибок в угле зажигания вам потребуются следующие инструменты:
- стробоскоп (желателен);
- тахометр. Чаще всего подобный инструмент встроен в автотестер, так что с ним не должно возникнуть проблем;
- шлицевая отвертка;
- ключ на 10 (накидной либо рожковый).
Наличие стробоскопа значительно облегчит вам всю работу, так что его лучше приобрести для частного пользования.
Прежде чем вы приступите непосредственно к налаживанию момента и угла зажигания, нужно провести некоторые подготовительные работы. Первым делом поместите ключ для замка зажигания и заведите двигатель. После необходимо довести систему до температуры 90 градусов и довести число оборотов холостого хода до 800 оборотов в минуту (используя при этом тахометр), с помощью ручки регулятора топлива на корпусе карбюратора.
Лючок в картере передач
После разогрева двигателя снимите силиконовую трубку, с помощью которой подводится разрежение со штуцера. Регулирующий рычаг вы найдете на панели распределителя зажигательного момента, по-другому называемым трамблёр. Основание её прикреплено на карбюратор. Свободный край силиконовой трубки поднесите к пальцу, чтобы узнать наличие разрежения. Если таковое имеется, то палец присосет к трубке. Убавьте количество оборотов до того момента, когда разрежение исчезнет.
Дальше нужно выключить двигатель. Трубку следует перегнуть до полного исчезновения просвета. С помощью ключа ослабьте гайки, которыми закреплен распределитель. На картинке показан маховик и картерный лючок. На картере КПП – тот самый лючок со шкалой маховика. Выньте пробку и очистите от грязи смотровой люк со шкалой. Вам будут видны специальные полоски для установления правильного момента зажигания. Вот на них мы и остановим свое внимание.
Возьмите шлицевую отвертку и поверните маховик до длинной полоски шкалы. Перед установкой зажигания нужно чтобы эта длинная полоска была строго напротив выреза треугольной формы на шкале. Данное положение соответствует нулевой позиции угла зажигания. При таком расположении первый и четвертый цилиндры с поршнями находятся в крайней мертвой точке.
Если вам плохо видна шкала, и вы не уверены в том, что именно эта полоска – самая длинная, проверьте её местоположение на шкиве распределительного вала. Для этого снимите крышку ремня газораспределительного механизма. Нужная метка совпадет с отметкой на задней крышке его ремня.
Теперь настало время подключения стробоскопа. Для этого нужно выполнить несложную последовательность действий:
- красный провод подсоедините к плюсу на катушке;
- темный провод накидываем на произвольную систему в корпусе;
- крепление присоединяем к проводам на четвёртом цилиндре.
Если не уверены в такой последовательности подключения стробоскопа, лучше проверить последовательность действий по инструкции от прибора.
Выставляем зажигание
Теперь, когда закончены приготовления, следует выставить правильный угол момента зажигания для ВАЗ-21099. Сделать это несложно с помощью пошаговой инструкции ниже:
- запустите двигатель. Количество оборотов должно быть минимальным – не больше 800 оборотов в минуту. Для проверки используйте тахометр;
- луч стробоскопа должен светить в смотровое окно на люке;
- самая длинная отметка маховика должна выставиться на уровне нулевой отметки ( в градусах). Определите положение на метку, характерную для вашего топлива.
Изменять зажигательный угол нужно от нулевого положения длинной линии, т.е. от центра треугольника в сторону ветрового стекла машины. Чтобы не ошибиться, понемногу поворачивайте распределительный корпус зажигания вправо. Такое движение увеличивает угол опережения, тогда как движение против часовой стрелки уменьшает его.
Точное направление движения поможет найти шкала на трамблёре с нарисованными плюсом и минусом. Её очень удобно использовать для правильной регулировки. Стоит иметь в виду, что каждое деление равно 8 градусам, поэтому во избежание ошибки регулировать нужно медленно. После того, как нужное положение достигнуто, отключите трамблёр и закрепите его в нужном положении.
Проверяем систему зажигания
Для проверки модуля зажигания автомобиля с инжекторным двигателем на восемь клапанов, вам будут нужны такие предметы:
Модуль зажигания с инжекторным двигателем
- компьютер с установленной на нём программой диагностики инжекторного двигателя;
- инструмент для тестирования;
- ключ с отверткой.
Не спешите проверять зажигательный модуль перед проведения теста всей системы. Она должна работать корректно и исправно, с подключением всех устройств. Если есть необходимость, включите массу и зажигание. После этого должно начаться поступление бензина в систему. Если горит красный индикатор, диагностируйте проблемы на борткомпьютере ВАЗ-21099, к которому подключен ноутбук.
После проведения всех приготовлений проверьте дроссельную заслонку. Для этого включите зажигание и с помощью тестера определите значение напряжения датчика бортового компьютера. Должны быть такие показатели: напряжение бортовой системы – больше или равно 12 воль, датчик – на уровне 0,5 вольт, степень открытия заслонки – до 1 процента.
Нажмите на педаль газа. Показатели должны измениться – в пределах 4,5 вольт и от 90% соответственно. Для лучшего результата лучше довести показатель дроссельной системы до ста процентов. После всего этого отключите регулятор поступления дополнительного воздуха и добейтесь 50-ти процентного открытия. Последний этап – регулировка дроссельной системы до полного закрытия.