Trt-auto.ru

Автомобильный журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проверить признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов

Неисправности и проверка вакуумного усилителя тормозов

Выход из строя «вакуумника» – поломка довольно редкая, но неприятная – для замедления и остановки автомобиля водителю приходится сильно давить тормозную педаль. Внезапный отказ механизма в процессе езды может спровоцировать ДТП – шофер не успевает перестроиться и приложить требуемое усилие в нужный момент. Чтобы выявить признаки критического износа элемента, предлагается рассмотреть принцип работы вакуумного усилителя тормозов (ВУТ) и способы диагностики в условиях обычного гаража.

Конструкция и алгоритм работы

Первые легковые машины, выпускавшиеся в прошлом веке, не оснащались «вакуумниками». Для резкого замедления авто в случае экстренного торможения педаль приходилось надавливать с усилием порядка 80 кг. Устройство вакуумного усилителя тормозов, устанавливаемого на современные транспортные средства, позволяет снизить упомянутое усилие до легкого нажатия.

Чтобы диагностировать неисправности данного узла, нужно знать его конструкцию и принцип действия. Усилитель представляет собой цилиндрический корпус из металла, внутри которого размещены следующие элементы:

  • диафрагма, подталкиваемая возвратной пружиной;
  • воздушный клапан с двумя каналами – атмосферным и вакуумным;
  • в центре корпуса установлен шток, соединенный одним концом с педалью тормоза, вторым – с главным цилиндром, к нему же прикреплена диафрагма;
  • патрубок подвода разрежения от впускного коллектора двигателя, подключенный к обратному клапану.

По сути, корпус «вакуумника» разделен мембраной на 2 отдельных камеры. К первой подводится разрежение от силового агрегата, во второй давление воздуха равняется атмосферному. Камеры сообщаются между собой через каналы воздушного клапана, поочередно открывающихся при нажатии и отпускании педали водителем.

Классический вакуумный усилитель тормозов работает по такому алгоритму:

  1. Пока водитель не активирует тормозную систему, обе камеры сообщаются посредством вакуумного канала. Поскольку давление в них одинаковое, толкатель и шток остаются неподвижными.
  2. После нажатия педали шток перемещается вперед и связь двух камер через вакуумный канал прерывается. Клапан открывает другой проход, соединяющий атмосферную камеру с наружным воздухом.
  3. Из-за разницы давлений диафрагма изгибается в сторону разрежения, тем самым помогая давить на толкатель и поршень основного гидроцилиндра.
  4. Когда шофер снимает ногу с педали, клапан производит обратное действие – перекрывает атмосферный канал и открывает вакуумный. Давление в камерах уравнивается, пружина отбрасывает мембрану в первоначальное положение.

Справка. В дизельных и некоторых бензиновых автомобилях разрежение создает не впускной коллектор, а отдельный вакуумный насос тормозной системы. Подобная схема безотказно действует в условиях высокогорья с пониженным атмосферным давлением, где обычный мембранный усилитель теряет работоспособность.

Если тормозная педаль удерживается водителем в нажатом состоянии, диафрагма тоже останавливается и воздействует на шток постоянным усилием. Благодаря описанному принципу действия ВУТ работа шофера существенно облегчается, а система реагирует на педаль значительно быстрее.

Признаки и причины неисправностей

Поломка усилителя не приводит к полному отказу тормозной системы, но для замедления машины нужно прилагать гораздо больше физических усилий. Первый и главный симптом выхода из строя ВУТ – резкое снижение эффективности торможения и ощущение «жесткости» педали. Проявляются и другие признаки:

  • увеличение свободного хода (примерно до половины);
  • нестабильная работа силового агрегата, особенно на холостом ходу;
  • механизм продолжает замедлять авто после отпускания педали – тормоза «клинят».

Примечание. Усилитель неспособен нормально функционировать без подачи разрежения от мотора. Поэтому симптомы неполадок нужно проверять только при работающем двигателе.

Указанные выше признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов возникают по таким причинам:

  • подсос воздуха через порыв либо неплотное соединение шланга отбора вакуума;
  • износ диафрагмы, ведущий к потере герметичности;
  • выход из строя воздушного клапана;
  • разгерметизация корпуса;
  • снижение упругости пружины.

Первая причина легко устраняется в собственном гараже, главное, – проверить «вакуумник» на работоспособность. Уплотнение соединений либо замена патрубка не составит большой проблемы. Другой вопрос – поломка усилителя, обычно механизм приходится менять целиком.

Способы диагностики ВУТ

При обнаружении одного из вышеперечисленных симптомов нужно сразу проверить вакуумный усилитель тормозов на работоспособность без снятия с автомобиля. Диагностика производится просто:

  1. Запустите и прогрейте мотор.
  2. Оставив двигатель работать на холостых оборотах, передавите рукой или пассатижами патрубок отбора разрежения, ведущий от коллектора. Другой вариант – отключить его от штуцера и заглушить последний деревянным клином.
  3. Неизменное поведение мотора указывает на герметичность системы. Исправность воздушного клапана проверяется другим способом, описанным ниже.
  4. Если обороты силового агрегата стабилизировались либо повысились, имеет место подсос воздуха через ВУТ или подающий шланг.

Определив неисправность усилителя, исключите из списка «подозреваемых» шланг передачи вакуума. Отсоедините патрубок и обследуйте на предмет трещин и порывов. Проверьте состояние хомутов, при необходимости установите новые затяжки.

Если герметизация патрубка не дала результата, переходите к проверке самого «вакуумника»:

  1. Не запуская мотор, сядьте на водительское кресло и надавите тормоз 3–5 раз. Первые нажатия будут легкими, на последних рабочий ход сильно уменьшится. При этом диафрагма втягивает воздух через шланг и накачивает внутрь корпуса, выйти ему наружу препятствует обратный клапан. Припомните, атмосферный канал закрыт.
  2. Совершив последнее движение, зафиксируйте педаль в нажатом состоянии и запустите двигатель.
  3. После запуска мотора педаль должна опуститься примерно наполовину.

Данная проверка вакуумного усилителя тормозов выявляет проблемы с обратным либо воздушным клапаном. Если первый неисправен, то накачать внутрь корпуса воздух не удастся – педаль будет проседать до упора. Изношенный воздушный клапан не откроет атмосферный канал на работающем двигателе и педальный рычаг останется в верхнем положении или опустится очень медленно.

Герметичность корпуса ВУТ проверяется так:

  1. Заведите силовой агрегат.
  2. Выжмите тормоз до упора.
  3. Не отпуская педаль, заглушите двигатель.

Если корпус или мембрана усилителя не пропускает воздух, педальный рычаг останется нажатым. В противном случае он вернется в первоначальное положение под действием пружины. Тогда необходимо снять механизм и заменить на новый. Отремонтировать ВУТ в гараже – задача довольно сложная, поскольку корпус элемента скреплен заводской вальцовкой.

Проверка вакуумного усилителя тормозов

За счет усилителя педали тормоза можно увеличить эффективность и скорость остановки автомобиля в 5 раз. Механизм существенно облегчает торможение, позволяет водителю меньше уставать за рулём. Регулярная и грамотная проверка вакуумного усилителя тормозов поможет всегда держать систему исправной.

Конструкция и принцип работы вакуумного усилителя

Вакуумный усилитель (или ВУТ)- самый распространённый тип механизма для усиления тормозов. Действует по принципу снижения давления или просто — разряжения. Конструктивно он образует единое целое с главным цилиндром, включает в себя несколько важных компонентов:

  • корп ус, разделённый диафрагмой на 2 части — вакуумную и атмосферную камеры;
  • клапан, перекрывающий мостик между частями вакуумника;
  • механический (или электрический)насос, необходимый для обеспечения бесперебойной работы в качестве основного или дополнительного источника разряжения(на некоторых бензиновых автомобилях может не быть);
  • пружина возвратного типа — нужна для перемещения диафрагмы в начальное положение после нажатия педали тормоза.

Некоторые модели ВУТ оснащены также электромагнитным приводом. Это дополнительный элемент для экстренного торможения.

Работа вакуумника основана на разряжении или разности давления воздуха в обеих камерах. В исходном положении оно одинаковое, но после нажатия тормоза канал, соединяющий обе половины ВУТ, перекрывается. При этом воздух начинает поступать в атмосферный отдел, где разряжение снижается. Это образует силу, воздействующую на диафрагму, которая перемещает поршень главного цилиндра, преодолевая усилие пружины.

Почему ВУТ выходит из строя?

При поломке ВУТ тормозная система сохраняет работоспособность, но выжать педаль оказывается сложно. Типичных причин выхода механизма из строя две:потеря герметичности камер / трубок и порча обратного клапана.

Особый шланг соединяет вакуумник с впускным коллектором автомобиля, от которого в большинстве случаев он получает разряжение. На некоторые модели усилителя ставят дополнительный насос. Но всё же основную часть энергии ВУТ берёт от коллектора. Поэтому, если трубка обрывается или её соединения расслабляются, механизм перестаёт работать.

Признаки неисправности ВУТ

Основным симптомом считается шипящий звук, издаваемый усилителем после нажатия педали тормоза, которая в свою очередь становится неимоверно тугой. Но есть и другой типичный признак — нестабильная работа двигателя, вызванная обеднением топливной смеси. Происходит это из-за подсасывания воздуха во впускной коллектор. Кстати, свист бывает вызван также износом сальников клапана вакуумника.

В особо тяжёлых случаях, когда механизм полностью выходит из строя, тормозную педаль вообще не удаётся выжать до конца. А при работающем двигателе обороты его могут падать вплоть до полной остановки или, напротив, неожиданно повышаться. Также возможны увеличение расхода горючего, «троение» движка, потеря динамики разгона, сложности с запуском мотора.

Признаком повреждения усилителя механического типа является стук. Его издаёт приводной шток. Что касается электронасоса, он при неполадках начинает сильно нагреваться.

Проверка вакуумного усилителя: все способы

Известно несколько эффективных способов, как проверять ВУТ. Процедуры несложные, можно справиться самостоятельно, ничего с машины демонтировать не нужно.

Первый способ

Самый простой вариант:

  • запустить мотор, дать поработать ему около 10 минут;
  • заглушить двигатель;
  • выжать тормоз полностью, создав вакуум в усилителе;
  • отпустить педаль, заново выжать.

Уменьшение, утяжеление хода педали при повторном нажатии укажет на проблемы в работе вакуумника. Напротив, если второе нажатие происходит без каких-либо отличий от первого, можно судить об исправности ВУТ и успешном разряжении.

Второй способ

На этот раз во время диагностики следует выжать педаль уже несколько раз — 6 или 8. В последний раз нажать до предела и завести мотор. Если с системой вакуума всё хорошо, педаль должна опуститься ещё ниже — почти наполовину. Если она не сдвинулась, есть проблемы с клапаном.

Третий способ

Так проверяется герметичность корпуса. Надо завести ДВС, выжать тормоз до упора и заглушить мотор. Если педаль начнёт давить на ногу, пытаясь вернуться в исходное положение, это укажет на неисправность. При утечке воздуха в усилителе давление внутри камеры возрастает.

Четвёртый способ

Вот что ещё можно сделать:

  • отсоединить шланг от впускного коллектора;
  • штуцер заглушить резиновой пробкой — можно трубку не снимать, а просто пережать рукой;
  • завести мотор, дать ему поработать минут 10;
  • выжать тормоз.

Если обороты ДВС изменятся — повысятся или понизятся — усилитель травит воздух, нужно ремонтировать. В первую очередь следует проверить пережатый шланг — может, на нём трещины. При тесте лучше его снимать, а штуцер надёжно закрывать.

Читать еще:  Производство автомобилей в России

Повреждение вакуумника требует срочного устранения. Если нужно демонтировать устройство, будьте внимательны — не повредите трубку, соединяющую усилитель с коллектором!

ishachok › Блог › Проверка вакуумного усилителя тормозов

Вакуумный усилитель тормозов (ВУТ), в значительной мере снижает усилия на педаль, необходимые для остановки транспортного средства. Данное устройство, делает управление автомобилем наиболее комфортным и простым. Помимо функции усиления, вакуумный усилитель тормозов, обеспечивает безопасность участников движения. Именно поэтому при нарушении функции усилителя, необходимо своевременно приступить к проверке. На более ранних моделях авто, приходилось прикладывать значительные усилия, для того чтобы снизить скорость движения или полностью остановить автомобиль. Усилитель делает управление транспортным средством наиболее упрощенным и безопасным, вследствие чего, ВУТ получил широкое распространение в современном автомобилестроении.

Для чего необходимо осуществлять проверку усиления тормозной системы.
Оболочка вакуумного помощника разделяется на две части, специальной перегородкой. Через перегородку корпуса, проходит цилиндрический стержень тормоза. Данный элемент, передает усилие — действующее на педаль тормоза к тормозному цилиндру. Немаловажной функцией рассматриваемого механизма, является обеспечение безопасности водителя и участников движения. В этом и заключается основная важность своевременной проверки устройства. Неполадки усилителя, в редком случае неблагоприятно влияют на функцию всей системы остановки машины.

Но непредвиденное затруднение хода педали, может создать неблагоприятную ситуацию на дороге.
Неисправность не является критической для автолюбителя, но так просто вовремя проявить реакцию и добиться своевременной остановки транспортного средства. Во избежание непредвиденных обстоятельств, необходимо своевременно диагностировать и обслуживать систему усиления тормоза.
Проверка тормозного усилителя, является важной частью технического осмотра автомобиля, которой не стоит пренебрегать. Конечно, нет необходимости ежедневно загонять автомобиль в гараж для проведения диагностики. На неисправность работы системы усиления, могут указывать определенные факты, возникающие в процессе эксплуатации автомобиля. Ознакомившись с предоставленной информацией, несложно выявить неправильную работу усилителя, без дорогостоящей диагностики.

Основные признаки нарушения функции вакуумного усилителя тормозов.
Проверить исправность системы усиления, можно без дорогостоящего оборудования и специальных знаний. Для этого, необходимо приостановить работу двигателя и прокачать тормозную систему — нажав около пяти — семи раз на педаль остановки авто. После этого, необходимо запустить мотор автомобиля, оставив ногу на педали. При запуске движка, педаль должна немного податься вперед. В противном случае это свидетельствует о некоторый неисправностях в работе системы. При таких обстоятельствах, необходимо тщательно осмотреть все проводники и клапан системы, на предмет механических повреждений.
Если, работа усилителя начала сопровождаться посторонними звуками, то круг диагностируемых устройств несколько расширяется. Одним из наиболее распространенных участков повреждения, является основной проводник, соединяющий усилитель тормоза с коллектором мотора авто. В данном случае, необходимо провести визуальную диагностику элемента. Если шланг нарушил свою герметичность, он подлежит обязательной замене. Также в ходе диагностики, необходимо проверить состояние всех держателей и затянуть их, при необходимости.
Помимо указанных поражений, причиной неисправности ВУТ, могут стать внутренние компоненты системы, в частности — клапан. В связи со сложными условиями эксплуатации, изнашиваются резиновые уплотнители системы. В связи с этим клапан становится более тяжелым в движении. Иногда, это приводит к частичному поражению гибкой перегородки.
В случае обнаружения данной неисправности, можно самостоятельно восстановить функцию ВУТ, при помощи ремонтного комплекта. Перед этим, необходимо убедиться в полной исправности самого усилителя. Нередко, неправильной работа системы усиления тормозов, может привести к нарушению функции одного из цилиндров мотора. Как правило, большинство автолюбителей, объясняют данную неполадку износом свечей зажигания, забывая о тормозном помощнике. В данном случае, проверка усилителя, осуществляется следующим способом:
Глушим шлаг ВУТ таким образом, чтобы через него не проходил воздух. Если, двигатель восстановил равномерность работы, причина ясна.
Таким образом, мы узнали — как проверить вакуумный усилитель тормозов.

Устройство и особенности работы вакуумного усилителя тормозов

Если вы спросите у человека преклонного возраста, когда-либо водившего советский автомобиль, каково было тормозить на большой скорости, то он однозначно ответит: было тяжело. Приходилось вдавливать педаль тормоза в пол, зачастую даже вставать, перенося весь вес на одну ногу. Изобретение и быстрое внедрение усилителей тормозов позволило решить эту проблему. А в чем же проблема, спросите вы? В том, что торможение, сильно зависящее от физического состояние водителя, далеко не всегда может быть эффективным. Да и автомобиль со столь несовершенным тормозом по очкам комфортности езды уж точно будет проигрывать своему нынешнему собрату. Давайте разберемся с устройством наиболее распространенного усилителя тормоза и рассмотрим, какие у него бывают неисправности.

Коротко о сути

Тормозная система современных автомобилей по большей части является гидравлической. Об особенностях ее работы рассказывалось в отдельном материале Авто.про. Так называемому усилителю тормоза там практически не было уделено внимания, а значит, его особенности мы рассмотрим здесь.

Наиболее распространенными усилителями тормоза являются вакуумные. Суть работы любого тормозного усилителя в том, чтобы, как несложно догадаться из названия устройства, повысить усилие, которое человек прикладывает к педали тормоза. Сам вакуумный усилитель состоит их пары камер: вакуумной (т.н. камеры низкого давления ) и атмосферной, разделенных мембраной. Первая находится рядом с тормозным цилиндром. Атмосферная камера получила свое название неспроста: в одном режиме работы усилителя следящий клапан соединяет камеру с окружающей средой, а в другом – с вакуумной камерой.

Теперь разберемся, в чем же суть работы вакуумного усилителя. Если автомобиль движется с постоянной скоростью, давление в данных камерах ниже атмосферного. Разрежение создается или вакуумным насосом, или двигателем. В современных автомобилях все чаще устанавливают именно вакуумные насосы, тем временем как в дизельных авто они используются уже давно. При нажатии на педаль тормоза клапан усилителя открывается, пропуская воздух в атмосферную камеру. Быстро создается огромное давление, которое вместе с силой воздействия на педаль и работой поршня главного тормозного цилиндра позволяет значительно повысить тормозное усилие . Вакуумный усилитель по своей сути является довольно простым устройством, так как всего лишь использует две камеры с несмешивающимися средами. Кстати, мембрана, разделяющая камеры, оборудована т.н. пятаком, воздействующим на шток поршня главного тормозного цилиндра, и возвратной пружиной, которая возвращает мембрану в исходное положение после уравнивания давлений в обеих камерах.

Подробнее об устройстве вакуумного усилителя

Основными элементами наиболее простых, но вместе с тем крайне эффективных вакуумных усилителей автомобильных тормозов, являются следующие:

  1. Корпус;
  2. Толкатель педали тормоза;
  3. Возвратная пружина;
  4. Мембрана (диафрагма);
  5. Следящий клапан;
  6. Пятак.

О роли пружины и мембраны было сказано выше. Мембрана, разделяющая камеры, оборудована пятаком, воздействующим на шток поршня главного тормозного цилиндра, и возвратной пружиной, которая возвращает мембрану в ее исходное положение после уравнивания давлений в обеих камерах. Де-факто элементом вакуумного насоса также является источник разряжения, но так как он вынесен за пределы усилителя, его принято рассматривать отдельно. Как и было описано, в наиболее современных автомобилях источником разряжения является специальный вакуумный насос . Он может гарантировать стабильную, бесперебойную работу такой системы. С атмосферным давлением все и так ясно – достаточно открыть клапан, как давление в одноименном камере составит порядка 1 атм.

Крайне важным элементом усилителя автомобильного тормоза является толкатель. Он напрямую связан с педалью тормозной системы и передает усилие на следящий клапан, который и обеспечивает связь атмосферной камеры с атмосферой в случае торможения. Нельзя не упомянуть и множество других элементов усилителя: фланцы, уплотнительные кольца, шпильки, буферы штоков, отдельные пружины, крышки и чехлы. Обычно специалисты уделяют много внимания и им, однако рядовому автолюбителю достаточно знать о вышеуказанной шестерке элементов усилителя, дабы понять его работу. Для увеличения эффективности и стабильности работы вакуумного усилителя инженерами также было принято решение ввести в наиболее современные системы два датчика: датчик степени разряжения и датчик скорости перемещения штока , который также называют датчиком хода мембраны. Оба элемента включены в усилители современных автомобилей.

Признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов

Основным фактором неисправности вакуумного усилителя тормозов считается его полная или частичная неспособность создания вакуума в рабочей камере. Потенциальным источником проблемы служит обрыв либо разгерметизация соединения шланга, стыкующего впускной коллектор двигателя и усилитель.

Помехи в работе агрегата вызываются и дефектами, находящимися внутри усилителя – вследствие нарушения целостности рабочей поверхности диафрагмы или утери эластичности клапаном. Для того чтобы обнаружить неисправности вакуумного усилителя тормозов, проводятся определённые тесты.

Способы и признаки обнаружения неисправностей вакуумного усилителя тормозов

    Например. Запустить двигатель, а по прошествии нескольких минут заглушить его. Потом сколько-нибудь раз с обычным усилием нажать на педаль тормоза. При исправном усилителе в момент первого нажатия педаль выжмётся, как полагается, до упора. Система сработает, и создавшийся вакуум притянет диафрагму, которая помогает толкать через шток поршень главного тормозного цилиндра.

Дальше клапан сравняет давление в камере с атмосферным. Во время второго и последующих нажатий педали разряжению браться будет неоткуда, отчего ход педали будет становиться всё меньше и меньше. Если между первоначальным и дальнейшими нажатиями на педаль разницы не чувствуется, то ясно: данный прибор дополнительное усилие в главном тормозном цилиндре не обеспечивает.

Вслед за проделанным опытом нелишне выполнить ещё один. Двигатель выключен. Педаль тормоза сколько-нибудь раз подряд нажата. Её ход о чём-то засвидетельствовал. Либо результаты эксперимента показались неубедительными, либо появилось желание произвести контрольную апробацию. Производятся следующие действия. Выжимается педаль тормоза, и при нажатой педали заводится двигатель.

При исправном вакуумном усилителе в его вакуумной камере образовывается разряжение, из-за чего мембрана давит на шток, шток тянет за собой толкатель, соединённый с педалью, и последняя слегка опускается.

В случае, когда педаль осталась на месте, делается вывод: ожидаемая цепочка событий не состоялась ввиду неисправности вакуумного усилителя тормозов. Подобные проверки выявляют существенные поломки детали.

Очередное испытание даёт возможность определить наличие небольших утечек воздуха. При работающем моторе автомобиля следует нажать на педаль тормоза, после чего, не отпуская её, заглушить двигатель. Удерживать педаль в таком же положении в течение полуминуты.

По причине нарушения герметичности усилителя давление в вакуумной камере станет повышаться. Диафрагма под влиянием возвратной пружины, лишившись поддержки силы, уравновешивающей её позицию, будет давить на толкатель, и поднимать тормозную педаль.

Читать еще:  Американские марки машин

Если этого не наблюдается, значит, неисправности отсутствуют, и вакуумный усилитель тормозов работает нормально. В любом случае, при возникновении необходимости ремонта какого бы то ни было узла тормозов, учитывается, что второго шанса на починку может и не представиться, поэтому за содействием в диагностике и ремонте обращаются к профессионалам автосервиса. Они могут произвести замену усилителя тормозов.

Как проверить вакуумный усилитель тормозов своими силами – несколько методов диагностики, признаки неисправности и способы решения проблемы

Вакуумный усилитель тормозов (ВУТ) – важный элемент автомобильной тормозной системы. Он обеспечивает создание дополнительного усилия в момент нажатия водителем на педаль тормоза. Благодаря этому автомобиль останавливается быстрее, а вся система функционирует наиболее эффективно, обеспечивая при этом комфортное управление.

Иногда в работе вакуумного усилителя тормозов могут возникать сбои. В большинстве случаев неисправности ВУТ вызваны эксплуатационным износом одного из его основных компонентов. Отметим, что при выходе из строя усилителя тормозная система остаётся работоспособной, но для остановки автомобиля придётся приложить намного больше усилий. Во многих случаях автомобилисты встречаются с мелкими неисправностями данного узла, поэтому приходится разбираться в том, действительно ли он является причиной появления тех или иных проблем в работе авто.

Типичные признаки неисправности

Проблемы в функционировании вакуумного усилителя тормозов обычно вызваны механическим повреждением шланга, которым он соединен с впускным коллектором двигателя. Резина с годами стареет, на ней появляются трещины, через которые происходят утечки воздуха. В результате этого создать вакуум не получается. Ещё одна причина – повреждение одного из внутренних элементов ВУТ. Во многих случаях выходит из строя клапан или диафрагма.

Специалисты выделяют следующие симптомы неисправности вакуумного усилителя тормозов:

  • педаль тормоза стала более жёсткой, поэтому надо прилагать больше усилий для остановки автомобиля;
  • педаль тормоза не возвращается в исходную позицию после нажатия;
  • при нажатии педали на холостом ходу падают обороты двигателя;
  • нестабильная работа двигателя;
  • увеличение потребления топлива.

Проверка ВУТ и вакуумного шланга

Перед началом проверки усилителя необходимо, в первую очередь, проверить состояние шланга, обратного клапана и всех соединений. Именно в этих местах наиболее часто возникают проблемы.

Проверка вакуумного шланга:

  1. Выполните визуальный осмотр шланга, которым ВУТ соединен с впускным коллектором двигателя.
  2. Источниками проблемы могут быть трещины, затвердевшие пятна и любые другие механические повреждения. Проверьте надёжность крепления шланга.
  3. Проверьте клапан, расположенный между шлангом и вакуумным усилителем. На нём не должно быть видимых дефектов.
  4. Проверьте впускной коллектор в месте подключения вакуумного шланга на предмет наличия загрязнений.
  5. Проверьте, нет ли утечек тормозной жидкости на участке между усилителем и ГТЦ.
  6. На запущенном двигателе нанесите мыльный раствор на вакуумный шланг, обратный клапан и места соединений. Если происходит всасывание пузырьков и воды, это свидетельствует о наличии утечки. Поврежденный элемент подлежит замене.

Методы проверки усилителя

Если проверка соединений и шланга ничего не показала, переходим непосредственно к вакуумному усилителю тормозов. Самый простой метод диагностики – работа с педалью тормоза.

  1. Запустите двигатель на 2-3 минуты и заглушите его. Четыре раза нажмите педаль тормоза и продолжайте удерживать ногу на педали. Запустите двигатель. В момент запуска педаль должна постепенно опускаться вниз. Заглушите двигатель.
  2. Нажмите педаль тормоза несколько раз на заглушенном двигателе. Если после второго и третьего нажатия педаль поднимается выше, это свидетельствует о работоспособности вакуумного усилителя тормозов.
  3. Запустите двигатель и после того как он немного поработал на холостом ходу, нажмите педаль тормоза и остановите двигатель. Педаль тормоза нужно удерживать в нажатом положении на протяжении 30 секунд после остановки мотора. Она должна находиться в заданном положении. Если педаль проваливается – имеется утечка в шланге, клапане, усилителе тормозов либо впускном коллекторе.

Троение двигателя (пропуски зажигания) при нажатии на педаль тормоза

Утечка воздуха через тормозной усилитель может стать причиной появления пропусков зажигания в процессе работы двигателя. Повреждение диафрагмы либо внутреннего клапана приводит к тому, что нарушается оптимальное соотношение воздуха и топлива. Пропуски зажигания обычно происходят при нажатии на педаль тормоза на холостом ходу.

Если проверка вакуумного шланга, соединений и обратного клапана ничего не выявила, нужно выполнить следующую проверку:

  • запустить двигатель на холостом ходу;
  • затянуть ручник;
  • попросить другого человека нажать на педаль тормоза;
  • пережать вакуумный шланг с помощью плоскогубцев (не забудьте подложить тряпку, чтобы не повредить шланг);
  • если двигатель не троит и его работа стабилизируется, виновником пропусков зажигания является именно вакуумный усилитель тормозов.

Проверка вакуума двигателя с использованием вакуумметра

Иногда ВУТ неплохо справляется со своими задачами, но у автомобилиста всё же есть определенные сомнения в том, что он полностью исправен. Если усилитель на вашем авто не прошел или с натяжкой прошел предыдущие тесты, необходимо убедиться в том, что вакуума поступает достаточно. Такая диагностика выполняется с помощью вакуумметра.

  1. Отсоедините вакуумный шланг от усилителя тормозов и подключить через тройник, чтобы появилась возможность применения вакуумметра.
  2. Запустите силовой агрегат.
  3. Датчик должен отображать около 400-540 мм рт. ст. Если вы видите меньшее значение, присутствует утечка вакуума через впускной коллектор (прокладки либо трещина), шланг, двигатель (прокладка ГБЦ и др.) или другие узлы.

Проверка ВУТ ручным вакуумным насосом

Данный метод позволяет проверить работу усилителя окончательно. Выполнить все можно лишь за несколько минут.

  • двигатель должен поработать на холостых оборотах примерно 15-25 минут, чтобы выйти на рабочую температуру;
  • остановите двигатель и отключите вакуумный шланг от обратного клапана на ВУТ;
  • подключите вакуумный насос к клапану;
  • подайте примерно 500 мм рт. ст. вакуума на усилитель;
  • подождите 5 минут, работоспособный вакуумный усилитель должен нормально держать вакуум;
  • не отключая вакуумный насос, нажмите на педаль тормоза – вакуум должен упасть приблизительно на 125-250 мм рт. ст.; если вакуум остается на прежнем уровне либо снижается до нуля, усилитель неисправен;
  • подайте вакуум на усилитель, чтобы вернуть его к 500 мм рт. ст.;
  • нажмите на педаль тормоза и удерживайте её в таком положении на протяжении 30 секунд; вакуум должен слегка упасть, после чего удерживаться на протяжении оставшихся 30 секунд, значительное падение вакуума свидетельствует о неисправности ВУТ.

Рассмотренные в этой статье принципы, помогают проверить вакуумный усилитель тормозов на большинстве автомобилей – ВАЗ 2106, 2107, 2109, 2110, 2114, ГАЗель, а также других моделях отечественного и зарубежного производства.

Проверка поменянного тормозного вакуумного насоса в автомобиле

Информация о том, как проверить вакуумный усилитель тормозов автомобиля, должна интересовать всех водителей. Ведь этот элемент — это очень важная деталь в современной тормозной системе и без него представить себе нормальную и эффективную работу педали невозможно. В нашей статье вы подробно узнаете о принципе его работы и вариантах проверки детали, если произошёл её ремонт.

Наверное, не найдётся среди читателей такого водителя, который бы не сталкивался с проблемой вакуумного усилителя. Если при нажатии на тормозную педаль чувствуется, что нужно приложить максимум усилий, это значит, что вышел из строя вакуумник. Находится он под капотом, а к нему крепится главный цилиндр.

Когда возникают проблемы с этой деталью, это напрямую воздействует на управление машиной. Водитель уже не чувствует прежнего комфорта. Нередко это приводит к трагическим последствиям.

Именно поэтому водитель должен уметь проверять устройство после его замены и попытаться понять, в чём именно заключается проблема. Определять неисправность нужно обязательно на неподвижном транспортном средстве.

Чтобы проверить, как работает вакуумный усилитель после замены, нужно подкачать немного педаль тормоза, а затем зафиксировать её в середине. Запускаем двигатель — если педаль сама опускается, это означает, что прибор в порядке.

Как всё работает

Для начала разберёмся, из чего состоит устройство вакуум-усилителя тормозов и что это вообще такое? Как и было сказано, вакуумный усилитель соединён с ГТЦ и вся конструкция не является особо сложной. Этот элемент включает в себя корпус, который, в свою очередь, делится на две части — это вакуумная и атмосферная ниши. Последняя находится ближе к педали тормоза.

Кроме корпуса, вакуумный усилитель имеет камеру, которая соединяется с ним при помощи обратного клапана с впускным коллектором.

Известно, что на дизельных двигателях применяется ещё и вакуумный электронасос, который обеспечивает постоянную работу усилителя. В том случае, если двигатель остановится, благодаря обратному клапану, произойдёт разъединение усилителя и коллектора, так как вакуум-усилитель функционирует только при работающем моторе. Такое же разъединение происходит и в том случае, когда вакуумник выходит из строя.

Кроме этого, вакуумный усилитель включает толкатель, а также возвратную пружину. Необходимо знать и о том, что в системе EPS используется активный усилитель тормозов, который предназначен для предотвращения переворотов автомобиля на высокой скорости. Вот так выглядит вакуумный усилитель в разрезе:

Виды поломок

Теперь обратим внимание на то, какие бывают неисправности у этого элемента, когда делается ремонт вакуум-усилителя тормозов. Как уже было сказано, неисправности этой детали могут привести к трагическим последствиям, но не к полному выходу из строя всей системы. При этом происходит значительное затруднение управления машиной и увеличивается необходимость прикладывания дополнительных усилий при давлении на педаль тормоза.

Самыми частыми неисправностями такого элемента являются:

  • обрыв шланга, соединяющего его с коллектором агрегата (в этом случае можно услышать характерное шипение вакуумника);
  • разрыв диафрагмы внутри корпуса;
  • выход из строя резины клапанов.

Проверить деталь на исправность после замены несложно. Если происходит разгерметизация, то это обязательно приведёт к ситуации, когда воздух начинает поступать в патрубок впускного коллектора. Это же, в свою очередь, приводит к резкому обеднению топливной смеси. Можно легко догадаться, что произойдёт потом.

На видео — признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов:

Другой вариант проверки подразумевает следующее. Нужно при неработающем моторе нажать на педаль тормоза несколько раз. После этого нажать на педаль ещё раз, но остановить её посредине хода и запустить двигатель. Если в процессе педаль провалится (нажимать на неё не нужно), значит, вакуумный усилитель нормально функционирует. В противном случае придётся сделать повторный ремонт.

Кроме того, специалисты всегда проводят проверку методом визуального осмотра. Они обращают особое внимание на подтёки, образующиеся на корпусе вакуум-усилителя тормозов, и, соответственно, делают выводы об исправности этого элемента.

Читать еще:  Высоковольтные провода на свечи зажигания

Ремонт

Если вдруг вы обнаружили, что вакуумник неисправен, можно провести ремонт самостоятельно. Прежде чем начать его, необходимо вооружиться плоской отвёрткой, ключом-трещоткой с головкой на 13 и удлинителем.

На видео — разборка и принципы ремонта вакуумного усилителя:

  • демонтируем главный тормозной цилиндр;
  • пройдя в салон, находим четыре гайки по обе стороны от педали тормоза и откручиваем их;
  • берём плоскую отвёртку и извлекаем скобу, фиксирующую педаль;
  • теперь отвёрткой надавливаем на шток в ту сторону, где он снимается;
  • выходим из салона и вынимаем вакуумный усилитель, который уже больше ничего не держит.

Проверяем извлечённую деталь, и если есть возможность, то проводим ремонт. Только специалисты способны это сделать правильно. В большинстве случаев производится замена вакуум-усилителя тормозов на новый.

Замена манжеты

Всё же рассмотрим ремонт усилителя, когда выходит из строя манжета, а это происходит довольно часто. Приобрести её можно в комплекте с новым вакуумником. Что интересно, замену можно проводить даже не снимая ВУ с автомобиля.

Что мы делаем? Расшплинтовываем ось и отсоединяем вилку толкателя от педали тормоза. Как это сделать, было подробно сказано выше. Затем снимаем защитный чехол и извлекаем прижимную втулку опоры толкателя. Отсоединяем также и воздушный фильтр.

Теперь можно вооружиться вязальной спицей, а затем извлечь стопорную шайбу и манжету. Осмотрев её, принимаем решение. Если она сильно изношена, то меняем на новую. Сборку проводим в обратном порядке, предварительно смазав манжету литолом.

Для начала нужно будет измерить длину штока вилки:

Измерение длины вилки

Для транспортных средств, имеющих левосторонний руль, длина штока должна быть равна 160 мм, а для автомобилей с правосторонним управлением — 120 мм.

Если длина не подходит, то придётся заменить усилитель.

Вначале устанавливаем деталь, не закрепляя на нём толкатель. Затем затягиваем два крепёжных болта усилителя тормозов и после этого устанавливаем главный тормозной цилиндр. Закручиваем две гайки крепления тормозного цилиндра, проверяем надёжность фиксации.

Необходимо также убедиться в том, что держатель-распорка находится на месте.

На видео — замена вакуумного усилителя тормозов:

После этого следует установить толкатель в вакуум-усилитель тормозов, а затем нажать на педаль, чтобы соединить усилитель и толкатель.

Очень важно при замене вакуумного усилителя обратить внимание на уровень тормозной жидкости в бачке и, если что, долить нужное количество.

Вот и всё. Надеемся на то, что эта статья поможет вам самостоятельно проверить исправность вакуум-усилителя тормозов.

Признаки неисправности контрольного клапана вакуумного усилителя тормозов

Основными признаками выхода из строя контрольного клапана вакуумного усилителя тормозов являются тугая или, напротив, мягкая педаль тормоза, а также полная неработоспособность педали.

  • Что такое клапан вакуумного усилителя тормозов
  • Тугая педаль тормоза
  • Мягкость тормозной педали
  • Тормоза перестали работать

Что такое клапан вакуумного усилителя тормозов

На многих автомобилях для увеличения тормозного усилия используется вакуумный усилитель тормозов. Он создает постоянный поток тормозной жидкости, направленный в главный тормозной цилиндр, увеличивая тормозное давление и способствуя более быстрой остановке автомобиля. Этот элемент очень часто встречается на легковых автомобилях, внедорожниках и пикапах. Со временем вакуумный усилитель тормозов может получить повреждения или подвергнуться износу. То же самое может произойти и с контрольным клапаном усилителя тормозов.

Клапан вакуумного усилителя тормозов — это элемент тормозной системы автомобиля и предназначен для удаления воздуха из усилителя тормозов и недопущения попадания его в цилиндр. Таким образом обеспечивается защита трубопроводов тормозной системы от завоздушивания, что может серьезно снизить эффективность работы тормозной системы. Клапан соединяет корпус вакуумного усилителя и вакуумный шланг – безопасное техническое решение, обеспечивающее работу тормозов даже при заглушенном двигателе.

Как правило, контрольный клапан вакуумного усилителя тормозов не проверяется в ходе периодического технического обслуживания. Тем не менее существуют ситуации, при которых могут наблюдаться признаки износа или полного выхода клапана из строя. Далее приведены некоторые признаки, по которым вы можете сделать вывод о возможном наличии проблемы с контрольным клапаном вакуумного усилителя тормозов. Помните, что это всего лишь общие признаки. Для точного установления причин неисправности и проведения ремонта необходимо обратиться к квалифицированному специалисту.

Тугая педаль тормоза

При корректной работе контрольного клапана вакуумного усилителя тормозов педаль тормоза нажимается легко и плавно. В случае неисправности клапана управление тормозной педалью заметно усложняется. Вместо мягкой и легкой педаль становится жесткой и тугой. Нажимать ее очень трудно. Это происходит из-за повышенного давления в главном тормозном цилиндре, для регулировки которого и предназначен контрольный клапан. Нарушения в работе педали тормоза являются признаком возможного наличия неисправности тормозов и указывают на необходимость немедленного проведения диагностики тормозной системы.

Мягкость тормозной педали

При усугублении неисправности контрольного клапана вакуумного усилителя тормозов в трубопроводы тормозной системы начинает поступать воздух. В данном случае воздух, который должен удаляться из системы с помощью контрольного клапана, попадает в главный тормозной цилиндр, а затем и в трубопроводы тормозной системы. Это вызывает падение тормозного давления и мягкую работу педали тормоза. Помимо ощущения мягкости на педали это влечет за собой увеличение времени срабатывания тормозов.

В подобной ситуации следует немедленно провести диагностику тормозной системы. Воздух, попав в тормозную систему, оказывается «взаперти». Для его удаления тормозную систему необходимо прокачать. При наблюдении описываемых симптомов срочно прекратите движение и осуществите профессиональную диагностику тормозной системы.

Тормоза перестали работать

В самом худшем случае контрольный клапан вакуумного усилителя тормозов полностью выходит из строя, что приводит к полной неработоспособности тормозной системы. К счастью, такой исход маловероятен. Но если вдруг он наступил, аккуратно остановите автомобиль, отбуксируйте его домой и свяжитесь с квалифицированным специалистом по диагностике и ремонту тормозных систем. В зависимости от тяжести случая дело может ограничиться только заменой клапана, но может потребоваться и серьезный ремонт всей тормозной системы.

Контрольный клапан вакуумного усилителя тормозов является важным элементом тормозной системы, обеспечивая безопасность движения. Именно поэтому наличие описанных симптомов не должно игнорироваться или откладываться «на потом». Свяжитесь с квалифицированным механиком, способным провести профессиональную диагностику и необходимый ремонт тормозной системы вашего автомобиля.

Как ремонтировать автомобиль

Многие сразу грешат на вакуумный усилитель тормозов.

Многие владельцы автомобилей ВАЗ задумываются над ремонтом вакуумного усилителя тормозов. Какие симптомы неисправности вакуумного усилителя тормозов, я вам сейчас расскажу.

Нет, конечно, тормоза полностью не исчезают и через какое-то время после нажатия педали «тормоз» все же схватывают. Но при этом педаль тормоза мягкая какая-то и берет в самом конце.

При нажатии на педаль тормоза педаль мягко идет вниз, получается, что вакуумный усилитель тормозов работает. Если бы вакуумный усилитель тормозов не работал, то ощущения при нажатии педали тормоза были бы как в ВАЗ 2101. Но такие симптомы бывают при не герметичности тормозных патрубков.

Как проверить вакуумный усилитель тормозов

Вакуумный усилитель тормозов проверяется очень просто. Нажимаешь на педаль тормоза до упора и заводишь двигатель. Если педаль при рабочем двигателе мягко идет дальше — вакуумный усилитель исправен. Всё остальное — не его заботы.

Сегодня почти на всех автомобиля стоят вакуумные усилители тормозов, поэтому тема популярная. Да, и ремонт вакуумного усилителя тормозов это не так уж и сложно, можно произвести ремонт вакуумного усилителя тормозов своими руками. Главное внимательно изучить устройство вакуумного усилителя тормозов конкретной модели автомобиля, потому что они могут слегка отличаться. Поэтому для начала рекомендую изучить устройство вакуумного усилителя тормозов автомобиля.

Проверка вакуумного усилителя тормозов УАЗ, ГАЗ, ВАЗ

  1. Двигатель троит – это один из признаков неисправности вакуумного усилителя тормозов. Устраните подсосы воздуха впускного коллектора, которые приводят к обеднению горючей смеси.
  2. Прокачайте педаль тормоза, затем запустите двигатель, если педаль тормоза провалилась во время пуска двигателя, значит, вакуумный усилитель работает. Если осталась без движения значит следует ремонтировать вакуумный усилитель или заменить вакуумный усилитель.
  3. Осмотрите корпус вакуумного усилителя на наличие подтеканий.
  4. Изредка регулируйте вакуумный усилитель тормозов.

Подготовьте необходимые инструменты для ремонта вакуумного усилителя тормозов.

Устройство вакуумного усилителя тормозов ГАЗ, УАЗ, ВАЗ.

По конструкции вакуумный усилитель тормозов в одном блоке с ГБЦ. Корпус вакуумного усилителя делится на две части : 1 – атмосферная, 2 – вакуумная.

Вакуумная часть соединяется с впускным коллектором при помощи обратного клапана. А коллектор в свою очередь выступает источником разряжения. Для постоянной работы вакуумного усилителя тормозов на дизельных двигателях используется вакуумный электрический насос.

Вакуумный усилитель работает лишь при работающем двигателя. Это можно объяснить тем, что при не работающем двигателе обратный клапан разъединяет вакуумный усилитель и коллектор.

Атмосферная камера соединяется с вакуумной при нажатии педали тормоза. Когда вы нажимаете на педаль тормоза, оказывается давление на толкатель, который перемещает клапан. Диафрагма под действием штока-поршня приводит к нагнетанию тормозной жидкости к рабочим цилиндрам.

А возвратная пружина служит для того, чтобы переместить диафрагму в исходное положение. Работу вакуумного усилителя можно описать разностью давлений в вакуумной и атмосферной камерах. Разница давления приводит к движению толкателя, штока и поршня.

Как определить неисправности вакуумного усилителя тормозов ВАЗ, УАЗ, ГАЗ.

Не забывайте, наличие тормозов не говорит о том, что ваш вакуумный усилитель тормозов работает. Просто при неисправности вакуумного усилителя, становится труднее управлять транспортным средством. Это приносит водителю трудности в управлении автомобилем. Для торможения водителю приходится прикладывать больше усилий, чем обычно.

Основные неисправности вакуумного усилителя тормозов:

  • Износ и старение резины клапанов, разрыв или повреждение диафрагмы.
  • Обрыв или повреждение шланга, вследствие чего коллектор двигателя соединяется с вакуумным усилителем тормозов. Проверьте крепление хомутов и шланг на отсутствие трещин.

Ремонт вакуумного усилителя тормозов своими руками

  1. Изучите руководство по эксплуатации автомобиля, просмотрите и ознакомьтесь со схемой вакуумного усилителя тормозов.
  2. Отсоедините тягу привода тормозов, которая располагается под рулевым валом.
  3. Снимите главный тормозной цилиндр.
  4. Осмотрите и определите неисправности вакуумного усилителя тормозов и произведите замену вакуумного усилителя тормозов или проведите ремонт узла вакуумного усилителя тормозов.
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector