Высоковольтные провода на свечи зажигания - Автомобильный журнал
Trt-auto.ru

Автомобильный журнал
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Высоковольтные провода на свечи зажигания

Провод высоковольтный: классификация, характеристики и вопросы выбора

В каждом бензиновом двигателе присутствует система зажигания, в которой важное место занимают высоковольтные провода. О высоковольтных проводах, их классификации и конструкции, а также об их подборе для различных транспортных средств с бензиновым ДВС — читайте в представленной статье.

Что такое высоковольтный провод

В бензиновых двигателях внутреннего сгорания воспламенение горючей смеси осуществляется принудительно с помощью высоковольтного искрового разряда. За формирование и распределение разрядов по цилиндрам отвечает система зажигания. Одно из важнейших мест в системе зажигания занимают высоковольтные провода, подающие импульс тока высокого напряжения на свечи зажигания.

Высоковольтные провода имеют следующее место в системах зажигания:

  • Между коммутирующим устройствам и свечами зажигания. В контактных системах зажигания таким устройством является распределитель (трамблер), в бесконтактных — датчик-распределитель, в микропроцессорах — коммутатор;
  • Между катушкой зажигания и коммутирующим устройством.

Количество проводов соответствует количеству свечей, еще одним или двумя проводами соединяется катушка с коммутирующим устройством.

Конструкция и типы высоковольтных проводов

Высоковольтные провода независимо от типа имеют принципиально одинаковую конструкцию, они состоят из нескольких основных частей:

  • Токопроводящая жила;
  • Изоляция жилы;
  • Контактные наконечники;
  • Защитные колпачки на контактах.

По материалу токопроводящей жилы все высоковольтные провода делятся на две большие группы:

  • С металлической жилой;
  • С неметаллической жилой.

Провода с металлической жилой — это классический вариант, который сегодня используется все реже. В основе провода лежит многожильный сердечник из меди, имеющий большие сечение и малое удельное сопротивление.

Провода с неметаллической жилой — это современное решение, получившее распространение с конца 1980-х годов. Данные изделия делятся на две группы по типу сопротивления:

  • Провода с активным сопротивлением (с резистивным сердечником);
  • Провода с реактивным сопротивлением (с индуктивным сердечником).

Провода с активным сопротивлением названы так потому, что в их основе лежит резистивный сердечник с высоким удельным сопротивлением — по терминологии электротехники резистор является активной нагрузкой, соответственно и его сопротивление току называется активным.

Провода с реактивным сопротивлением названы так потому, что его сердечник дополнительно окружен однослойной обмоткой — катушкой индуктивности. По терминологии электротехники катушка является реактивной нагрузкой, соответственно и ее сопротивление току называется реактивным.

Наиболее просто устроены высоковольтные провода с активным сопротивлением. Их основу составляет токопроводящая жила, окруженная токопроводящей обмоткой с высоким сопротивлением и изоляцией. Жила может изготавливаться из хлопчатобумажной или льняной нити, углеволокна (кевлара), стекловолокна и пластиков. Токопроводящие свойства обеспечиваются их обсыпкой (пропиткой) графитом или сажей. Токопроводящая обмотка изготавливается из ферропластов — силикона или специальных пластмасс на основе акрила с включением металлической крошки.

Несколько сложнее устроены провода с реактивным сопротивлением. Их основу так же составляет токопроводящая жила, окруженная ферропластом, на котором располагается обмотка из нержавеющей проволоки. Вся эта конструкция заключена в изоляцию.

По конструкции изоляции провода делятся на два типа:

  • Простая однослойная изоляция;
  • Двухслойная изоляция;
  • Многослойная изоляция.

Однослойная изоляция представляет собой простую оболочку, выполненную из полимерных диэлектрических материалов. Данный тип изоляции обладает невысокими качествами поэтому сегодня почти не применяется. Улучшенным вариантом является двухслойная изоляция, которая состоит из внутреннего слоя основной изоляции и верхнего слоя, защищающего от масел, топлива, технических жидкостей, механического контакта с деталями двигателя, перепадов температур и т.д.

Многослойная изоляция состоит из трех слоев:

  • Внутренняя изоляция — непосредственно окружает жилу, является основной защитой от электрического пробоя;
  • Оплетка — окружает внутреннюю изоляцию, изготавливается из синтетических волокон или стекловолокна, обеспечивает высокую прочность всего изделия на разрыв, защищает от деформаций и т.д.;
  • Внешняя оболочка — окружает весь провод, защищает от агрессивной среды подкапотного пространства.

Наиболее часто изоляция выполняется из ПВХ, полиэтилена (наиболее дешевые варианты), различных каучуков и силикона (на современных проводах).

Высоковольтные провода имеют стандартизированные наконечники (чаще всего по стандарту SAE), со стороны свечей наконечники бывают двух типов:

  • Прямые;
  • Г-образные.

Наконечники закрыты защитными колпачками из резины, силикона и других диэлектриков.

Характеристики высоковольтных проводов

Основные характеристики высоковольтных проводов — электрическое сопротивление. Высоковольтный провод является источником радиопомех, и помет тем больше, чем меньше электрическое сопротивление провода. Снизить уровень помех можно двумя способами — установкой резистора в высоковольтном тракте, или повышать сопротивление самих проводов. Сегодня прибегают к обоим способам, поэтому провода делятся на три группы по сопротивлению:

  • С «нулевым» сопротивлением — провода с медными жилами, их удельное сопротивление не превышает 0,022 Ом/м;
  • С низким распределенным сопротивлением — провода с неметаллической жилой и индуктивным типом сопротивления, их удельное сопротивление лежит в пределах 1-6 кОм/м;
  • С высоким распределенным сопротивлением — провода с неметаллической жилой и резистивным типом сопротивления, их удельное сопротивление лежит в пределах 12-40 кОм/м.

Так как провода имеют небольшую длину (в пределах 30-80 см), то их сопротивление редко достигает 16 кОм.

В зависимости от сопротивления высоковольтные провода имеют различную применимость и совместимость с другими компонентами системы зажигания.

Применимость проводов по типу системы зажигания:

  • В контактных системах зажигания — провода с удельным сопротивлением до 1-1,5 кОм/м;
  • В бесконтактных (электронных, микропроцессорных) системах зажигания — провода с удельным сопротивлением свыше 1,5-3 кОм/м.

Совместимость проводов со свечами и добавочными сопротивлениями:

  • Провода с низким сопротивлением — могут эксплуатироваться со свечами, имеющими резистор, или добавочным сопротивлением;
  • Провода с высоким сопротивлением — могут эксплуатироваться со свечами без резистора, не требуют применения добавочного сопротивления.

Следует отметить еще две характеристики высоковольтных проводов.

  • Пробивное напряжение — в соответствии со стандартами составляет 35-40 кВ;
  • Рабочий диапазон температур — по стандарту от -60 до +110°C;

Данные характеристики установлены отечественным стандартом ГОСТ Р 53826-2010 и международным стандартом ISO 3808:2002. Многие производители предлагают высоковольтные провода с улучшенными характеристиками, например — с диапазоном рабочих температур до +220°C, с повышенным напряжением пробоя, увеличенным сроком службы и т.д.

Правильный выбор высоковольтного провода

При подборе высоковольтных проводов следует учитывать три вещи:

  • Тип системы зажигания;
  • Тип используемых свечей;
  • Типы контактов на катушке (катушках) и коммутирующем устройстве;
  • Расположение и удаленность свечей от коммутирующего устройства, относительное расположение коммутирующего устройства и катушки.

Для контактных систем зажигания необходимо выбирать провода с невысоким (не более 2 кОм) сопротивлением, такие же провода рекомендуется применять и в случае использования свечей с резисторами (в маркировке таких свечей присутствует буква «Р» или «R»). Для старых автомобилей имеет смысл использовать обычные медные провода со встроенными резисторами.

Для бесконтактных систем зажигания рекомендуется брать провода с высоким сопротивлением (до 16 кОм), такие же провода эксплуатируются и совместно со свечами без резистора. Совмещение высоковольтных проводов высокого сопротивления с оснащенными резисторами свечами может стать причиной пробоем в искрообразовании.

Что касается остальных характеристик, то они индивидуальны для отдельных моделей или модельных рядов автомобилей. Поэтому выбирать провода нужно по рекомендациям их производителей — обычно применимость проводов указана на упаковке. Использовать провода с другим типом наконечников или иной длиной может нарушить работу системы и всего силового агрегата.

Для покупки доступно два типа комплектов высоковольтных проводов:

  • Комплект свечных проводов — только для соединения коммутирующего устройства и свечей;
  • Комплект свечных проводов с дополнительным катушечным проводом (проводами) — имеют в составе провод или провода для соединения катушки с коммутирующим устройством.

Правильный подбор высоковольтных проводов гарантирует нормальную работу системы зажигания, обеспечивает меньший расход топлива и в целом улучшает характеристики автомобиля.

Проверяем высоковольтные провода зажигания самостоятельно

На автомобилях с бензиновыми моторами топливная смесь поджигается искровым разрядом, поступающим на электроды свечей по специальным проводникам, снабженным усиленной изоляцией. Токоведущие жилы не вечны – в процессе эксплуатации они изнашиваются и приходят в негодность – частично или полностью. Проверка высоковольтных проводов зажигания – одно из первых диагностических мероприятий, выполняемых при нестабильной работе силового агрегата (двигатель «троит»). Операция производится в гаражных условиях, посещать автосервис не обязательно.

Кратко об устройстве проводников

Раньше для подачи разряда от катушки к свечам применялись традиционные ВВ провода с медным многожильным сердечником (на жаргоне – бронепровода). Недостаток подобных изделий – постепенное переламывание тонких проволочек из-за низкой эластичности. В современные автомобили производители устанавливают гибкие кабели с неметаллической жилой, сделанной из стекловолокна с углеродной пропиткой. Токоведущая часть обернута несколькими вспомогательными оболочками:

  • полимерный экранизирующий слой;
  • внутренняя изоляция, изготовленная на основе силикона;
  • каркас в виде оплетки из прочной синтетики;
  • наружная силиконовая изоляция.

Старые изделия с медными жилами имели практически нулевое сопротивление, отчего установленное на автомобиле радио «хрипело» от помех. Нынешние провода высокого напряжения обладают повышенным сопротивлением, позволяющим экранировать помехи.

Для подключения к контакту свечной «люльки» углеродная жила выведена за пределы изоляции и загнута в обратном направлении. Снаружи сердечник обжимается медной клеммой, надеваемой на контакт свечи. Сверху соединение защищено плотным диэлектрическим колпачком. Второй конец проводника подключен к катушке зажигания аналогичным образом.

Важное преимущество новых высоковольтных бронепроводов – эластичность и гибкость. Благодаря данным качествам изделие служит значительно дольше медных предшественников. Но рано или поздно наступает момент, когда углеродно-силиконовые ВВ провода изнашиваются и начинают «хандрить».

Типичные неисправности кабелей зажигания

Существует 3 основных неполадки, связанных с высоковольтными проводами:

  1. Внутренний обрыв токонесущей жилы.
  2. Пробой внешней силиконовой изоляции.
  3. Ненадежный контакт в местах соединения медных наконечников с клеммами свечей и катушек высокого напряжения.

Обрыв или перелом углеродного сердечника не всегда ведет к полному отказу ВВ провода. Поскольку на свечу подается импульс высокого напряжения номиналом более 20 киловольт, ток все равно «пробивает» место обрыва и попадает к свечным электродам. Но мощность искры заметно ослабевает, отсюда возникают проблемы с качественным воспламенением топливовоздушной смеси в камере сгорания. В худшем случае искра не поступает вовсе и цилиндр полностью отказывает.

Примечание. Полный отказ цилиндра на автомобиле характеризуется падением холостых оборотов, «трясучкой» силового агрегата и существенным снижением мощности. Соответственно, расход бензина увеличивается на 25%.

Подобная картина наблюдается при слабом контакте медных проводников в местах соединений. Из-за окислившейся либо плохо прилегающей клеммы сила электрического импульса теряется на преодоление данного препятствия, а на свечных электродах разряд ослабевает.

При пробое двух изоляционных слоев напряжение теряется иначе. Принцип следующий: ток, обнаруживший цепь более низкого сопротивления, стремится пройти по этому пути. Если точка пробоя изоляции располагается поблизости от металлических деталей машины, связанных с «минусом» бортовой сети (массой), между ними образуется искровой разряд. В результате свече зажигания достается только половина импульса, отчего воспламенение горючей смеси происходит вяло. Кстати, проверить бронепровода мультиметром на предмет целостности изоляции невозможно, понадобится специальное оборудование.

Читать еще:  Признаки раннего и позднего зажигания. Что лучше

Перебои в подаче искровых разрядов отслеживаются по таким признакам:

  • двигатель работает нестабильно из-за пропусков зажигания и недостаточной мощности искры;
  • периодически отказывает один или несколько цилиндров, наблюдается вибрация мотора на холостом ходу;
  • в процессе движения ухудшается разгонная динамика, ощущается слабый отклик на педаль акселератора;
  • топлива расходуется больше.

Подобные симптомы проявляются на неисправных свечах зажигания, но проверить их работоспособность сложнее. Поэтому начинайте диагностику с проводов высокого напряжения.

Способы проверки

В гаражных условиях проверить высоковольтные провода можно следующими способами:

  1. Поочередная замена проводников исправным кабелем.
  2. Поиск пробитой изоляции с помощью дополнительного провода.
  3. Осмотр работающего двигателя в темное время суток.
  4. Измерение сопротивления омметром (мультиметром).

Первый вариант основан на методе исключения. Возьмите длинный исправный бронепровод и ставьте его вместо существующих высоковольтных кабелей. Если при подключении к одному из цилиндров работа силового агрегата улучшается, ВВ провода признаются негодными (нужно менять весь комплект). В противном случае поиск неполадки продолжается в другом месте, например, свечах зажигания.

Справка. Высоковольтные кабели можно проверить старым дедовским методом. Оставив двигатель работать на холостых оборотах, наденьте плотную резиновую перчатку и поочередно снимайте и подключайте «люльки» к контактам свечей, не касаясь телом кузова машины. Если при разрыве цепи какого-либо цилиндра поведение мотора не изменится, вы обнаружили негодный проводник.

Явно пробитая изоляция кабелей высокого напряжения выявляется на автомобиле в ночное время. Достаточно открыть капот и запустить силовой агрегат, наблюдая за проводами. Если увидите «светомузыку», состоящую из искр, смело устанавливайте новые изделия, а старые выбрасывайте.

Другой способ отыскать пробой – взять изолированный медный проводник, подключить к отрицательной клемме аккумуляторной батареи и завести мотор. Оголенную жилу второго конца ведите вдоль каждого высоковольтного кабеля, начиная от защитных колпачков. О неисправности даст знать проскочившая в месте пробоя искра.

Внутренний обрыв углеродного проводника определяется путем измерения сопротивления токоведущей части. Возьмите мультиметр либо другой прибор с функцией омметра, отсоедините концы кабелей от катушек и свечей, затем поочередно проведите замеры. Сопротивление на высоковольтных проводах должно быть в пределах 3,5–10 кОм, точные значения указываются производителями на силиконовой изоляции изделий.

Когда приходит в негодность первый проводник, в ближайшем будущем начнут «хандрить» и остальные. Поэтому неисправные кабели меняются комплектами. Купить в магазине один провод все равно не удастся.

Высоковольтные провода

Искровая система зажигания автомобиля, оборудованного бензиновым двигателем внутреннего сгорания, в большинстве случаев, за некоторыми исключениями, включает высоковольтные провода. Деталь простая по конструкции, но важная по содержанию. Их еще называют свечные провода или используют аббревиатуру ВВ. В процессе эксплуатации на высоковольтные провода с одной стороны воздействуют различные внешние факторы, а с другой повышенные нагрузки и естественный износ, что обуславливает необходимость проверки состояния, при обнаружении признаков поломок или сильного износа – замены неисправной детали.

Диагностика и замена высоковольтного провода – один из видов услуг, предоставляемых техническим центром «Гвардейский» в Казани. Все необходимые работы в рамках данной услуги проводят автоэлектрики с большим практическим опытом и навыками, соответствующими допусками (напряжение в несколько десятков тысяч вольт опасно для жизни человека и конструкционной целостности автомобиля, особенно электрооборудования и электронных систем) и высокой квалификации, которую постоянно совершенствуют на курсах.

С целью оперативного, качественного выполнения работ в соответствии с требованиями и рекомендациями автопроизводителей в нашем автосервисе создана необходимая материально-техническая база, состоящая из профессионального, узкоспециализированного оборудования, приборов, а также востребованных инструментов.

Купить высоковольтные провода предлагает автомагазин, работающий при нашем автосервисе. В данной торговой точке представлен богатый ассортимент комплектующих деталей, расходных материалов и жидкостей, востребованных при обслуживании и ремонте не только системы зажигания, но и других систем автомобиля. Все запасные части гарантированно высокого качества. Автовладелец может выбрать либо оригинальные свечные провода, те которые ставятся на серийные автомобили, либо неоригинальные (сторонних производителей, или те же оригинальные, но которые сторонние производители продают под своей торговой маркой и дешевле). В наличии высоковольтные провода для системы зажигания легковых машин отечественного и иностранного производства. А если ВВ вдруг не окажется в наличии, то возможна поставка под заказ. С учетом конструкционных особенностей как проводов, так и системы зажигания в целом на отдельно взятом автомобиле продавцы-консультанты магазина, мастера техцентра помогут сделать правильный выбор.

Смотреть на сайте Онлайн

Предназначение

Искровая система зажигания работает на принципах электромагнитной индукции, то есть на основе преобразования низковольтного напряжения в высоковольтное напряжение, для этого используется катушка (катушки) зажигания. Возникает необходимость безопасной передачи напряжения, достигающего 45 000 В (может быть меньше или больше), на свечи зажигания. Причем эта передача должна осуществляться без потерь и помех для работы электрооборудования автомобиля. Вот для этого и предназначены высоковольтные провода.

Принцип работы

Схема работы достаточно проста. Свечные провода закрепляются с использованием обжима (или пайки, если они металлические, есть и иные способы крепления) с одной стороны на определенные свечи зажигания, а с другой существует несколько вариантов, например, модуль зажигания, крышка трамблера, катушка зажигания.

Принцип довольно простой. Возьмем индуктивную схему (тиристорная встречается очень редко). На вторичной обмотке катушки зажигания благодаря действию закона электромагнитной индукции образуется (если использовать технические термины индуктируется) высоковольтное напряжение, которое передается на свечные провода. Они передают электрическую энергию далее на свечи зажигания, где между боковым и центральным электродом образуется высоковольтная дуга, искровой заряд, поджигающий топливно-воздушную смесь.

Это в общем. В отдельных случаях схема работы может немного отличаться в зависимости от специфики установленной на автомобиль системы зажигания и особенностей конструкции двигателя, ряда его подсистем. Прежде всего речь касается методики распределения высоковольтного напряжения по свечам зажигания. И еще в самом начале мы говорили «в большинстве случаев». Запомните, если катушка зажигания индивидуальная ( на каждой свече своя), то высоковольтных проводов может и не быть, они заменяются высоковольтными клеммами.

Разновидности

Перед тем как поговорить о разновидностях, необходимо разобраться из чего состоят свечные провода. Основных элементов несколько:

  • центральная (основная) токопроводящая жила (металлическая или неметаллическая с низким сопротивлением);
  • изоляционный материал, одно- или многослойное покрытие токопроводящей жилы с диэлектрическими параметрами, препятствующее утечке тока, защищающее от воздействия внешних факторов;
  • контакты, обеспечивающие надежное соединение ВВ с другими элементами, которые включает система зажигания, такими как с одной стороны свечи зажигания, а со второй катушка зажигания, крышка трамблера, модуль зажигания, (вариантов масса);
  • защитные колпачки, с одной стороны защищают от влаги и грязи места соединения, а с другой – обеспечивают дополнительную фиксацию проводов.

Цена на высоковольтные провода зависит от их конструкционных особенностей, в частности, принципа подавления возникающих помех. Обычно в классическом варианте для этой цели используются специальные резисторы, второй способ – применение распределенного сопротивления.

Прежде чем купить на высоковольтные провода, обращайте пристальное внимание также на материал изготовления токопроводящей жилы, она бывает металлической, как правило, из многожильного медного провода, или неметаллической.

Замена высоковольтного провода нашими автоэлектриками выполняется не только с учетом места его установки и варианта подключения, но и формы контактов, их огромное количество, наиболее распространенные SAE, SCREW/VRUT, M, DIN, D4.

И последний параметр. Цена на высоковольтные провода также во многом зависит от вида изоляции, она бывает:

  • поливинилхлоридной;
  • силиконовой;
  • резинополимерной.

Самостоятельно купить и поставить высоковольтные провода, конечно, можно. Но учитывайте, что работаете с высоким напряжением. Если неправильно поставите, в лучшем случае нарушится работа системы зажигания, в худшем – сгорит автомобиль или возможно поражение электрическим током. А еще необходимо брать во внимание массу других нюансов.

Неисправна система зажигания? Повреждены высоковольтные провода?

Необходима диагностика, обслуживание и последующая замена высоковольтного провода?

Нужно в Казани купить высоковольтные провода, катушки зажигания, свечи зажигания и прочие детали?

Режим работы технического центра «Гвардейский» – 7 дней в неделю с 9:00 до 21:00.

Порядок подключения высоковольтных проводов ВАЗ

Схема, порядок подключения высоковольтных проводов ВАЗ.

Для начала определимся, какой из четырех цилиндров первый?

Первый цилиндр у переднеприводных ВАЗ находится ближе к ремню ГРМ. Если смотреть на двигатель спереди — первый цилиндр самый левый). А дальше все просто — слева направо — 1, 2, 3, 4.

У заднеприводных ВАЗ Классика и Нива первый цилиндр находится ближе к переднему бамперу машины.

Общие советы при подключении высоковольтных проводов.

Проверка высоковольтных проводов. Чтобы проверить провода, вам понадобится мультиметр-тестер. Проверьте сопротивление проводов — оно должно быть не более 20 КОМ ( на практике самый длинный провод 1 цилиндра имеет сопротивление до 10 КОм). Если сопротивление провода больше 20 Ком — его необходимо заменить. Тщательно осмотрите провода на предмет перетирания о части мотора или об другие провода. В случае значительного истирания — провод заменить. В случае незначительного истирания — возможно проложить провод так, чтобы он не терся, и зафиксировать в этом положении.

Укладка проводов. Не старайтесь подключить провода в связке. Разберите жгуты проводов, освободите провода из пластиковых держателей. Соедините высоковольтные выводы с соответсвующими свечами цилиндров. Прокладывайте провода так, чтобы они не терлись друг о друга, части мотора, шланги. Не допускайте резких перегибов и натяжки проводов. После подключения всех проводов зафиксируйте их в жгут специальными гребенчатыми держателями, входящими в комплект поставки.

Порядок подключения в/в проводов на ВАЗ карбюратор (2108, 2109, 21099)

Центральный провод с крышки трамблера всегда идет на катушку зажигания (бобину).

Вывод крышки трамблера, который смотрит в сторону передка машины, соединяется с первым цилиндром.

Вывод крышки трамблера, смотрящий вниз, соединяется с третьим цилиндром.

Вывод крышки трамблера, смотрящий назад, соединяется с четвертым цилиндром.

Вывод крышки трамблера, смотрящий вверх, соединяется со вторым цилиндром.

Порядок подключения высоковольтных проводов на ВАЗ Классика, Нива с карбюратором и трамблером.

Центральный провод от катушки зажигания (бобины)

1 цилиндр — над вакуумным корректором. Далее по часовой стрелке порядок 1-3-4-2.

Инжекторные ВАЗ выпуска до 2004 года с модулем зажигания старого образца (4-контактный низковольтный разъем)

Собственно, на корпусе модуля уже обозначено, какому цилиндру соответствуют выводы — но мы продублировали красным цветом на случай, если модуль совсем испачкается, а на фото вы не вдруг не разглядите.

Инжекторные ВАЗ выпуска после 2004 года с катушкой зажигания нового образца (3-контактный низковольтный разъем)

Как и на модулях зажигания старого образца, на новых катушках тоже обозначено соответсвие выводов цилиндрам. Но порядок подключения отличается от порядка на модуле зажигания старого образца. Будьте внимательны.

Читать еще:  Как снять тормозной барабан, если он прикипел

Высоковольтные провода зажигания: как проверить и распознать симптомы неисправности

Высоковольтные провода зажигания многие автолюбители привыкли называть свечными проводами. Второе название более понятно описывает их задачу в автомобиле, которая сводится к передаче электрического тока от катушки зажигания к свечам. Из названия можно понять, что данные провода отличаются от всех остальных, установленных в автомобиле. Их особенность в способности выдержать проходящее по ним высокое напряжение и защитить от него другие агрегаты машины. Каждый водитель должен знать, как проверить высоковольтные провода зажигания, поскольку эксплуатация машины при их неисправном состоянии может привести к выходу из строя дорогостоящих устройств и деталей.

Конструкция высоковольтных проводов зажигания и требования к ним

Высоковольтные провода зажигания устроены довольно просто. Они состоят из токопроводящего элемента с металлическим наконечником, двух пластмассовых колпачков и надежной изоляции.

Наиболее важным элементом свечных проводов является именно изоляция, которая выполняет две функции:

  • Не позволяет влаге попасть на токопроводящую жилу;
  • Сокращает до минимума утечку тока в процессе передачи.

Металлические наконечники свечных проводов необходимы для обеспечения электрического соединения выводов провода с контактами свечи и катушки зажигания. Необходимо, чтобы металлические насадки:

  • Были надежно зафиксированы на проводе и прочно соединены с элементами на выводах, тем самым препятствуя рассеиванию передаваемой энергии;
  • Имели повышенную антикоррозийную защиту, что необходимо при продолжительной эксплуатации проводов.

Важным элементом свечных проводов также являются пластмассовые колпачки. Их задача в защите выводов катушки зажигания и свечей от воздействия внешней среды. Как и наконечники из металла, пластмассовые колпачки должны быть максимально плотно соединены с другими деталями в цепи передачи тока.

Исходя из информации выше, можно выявить основной список требований, которые предъявляются к высоковольтным проводам. Они должны:

  • Справляться с возложенными токопроводящими задачами;
  • Сводить до нуля утечку тока в процессе его передачи от катушки зажигания к свечам;
  • Выдерживать агрессивную среду подкапотного пространства;
  • Работать при различных температурах.

Тепло, вибрации, агрессивная среда – от всего этого разработчики свечных проводов стараются их защитить. Изоляция работает, но и она имеет свой срок службы, который однозначно назвать невозможно. Со временем высоковольтные провода станут менее эффективными, и их потребуется заменить.

Симптомы неисправности высоковольтных проводов

При разрыве изоляции или повреждении пластмассовых колпачков начнется утечка тока, что приведет к следующим проблемам:

Трудности с пуском двигателя;

  • Неустойчивая работа мотора в режиме холостого хода;
  • Повышенное содержание углеводорода в выбросах;
  • Радиопомехи, которые могут приводить к неисправной работе мультимедиа системы, электронного блока управления и других приборов.
  • Серьезное нарушение изоляции высоковольтных проводов приведет к тому, что все электронные компоненты автомобиля начнут «барахлить». Датчики станут выдавать неверные показания, ЭБУ будет направлять неправильные команды, а до свечи зажигания ток перестанет доходить в том количестве, которое требуется для образования искры. Это чревато тем, что нарушится синхронная работа цилиндров двигателя, что приведет к его вибрации и перебоям в процессе работы.

    Как проверить высоковольтные провода

    Обнаружить под капотом высоковольтные провода не составляет труда, как и их диагностика не таит в себе никаких сложностей. Проверить высоковольтные провода можно тремя способами, каждый из которых позволяет определить, наличие пробоя в них.

    Визуальная диагностика

    Самый простой способ проверки свечных проводов на наличие нарушения изоляции – это их визуальный осмотр. Необходимо внимательно посмотреть, чтобы по площади изоляции не было трещин, надрезов и сильных потертостей.

    Еще один способ визуальной проверки свечных проводов – это наблюдение за их работой в темное время суток. Необходимо ночью открыть капот машины, завести двигатель, выключить фары и понаблюдать за высоковольтными проводами. Если в них имеются сильные пробои изоляции, в темноте «сверчки» будут видны невооруженным взглядом.

    Проверка проводом

    Для проверки свечных проводов может использоваться обыкновенный провод с зачищенными концами с двух сторон. Необходимо в темное время суток при включенном двигателе одну часть провода замкнуть «на массу» (корпус автомобиля), а второй водить по высоковольтным проводам в поисках места, где зачищенный наконечник начнет выдавать искру. Важно проверить не только изоляционный материал вокруг токопроводящей жилы, но и пластмассовые колпачки.

    Диагностика мультиметром

    Мультиметр в автомобильной диагностике чаще всего используется в качестве вольтметра, но имеется у него и еще одна полезная функция – возможность измерения сопротивления. Чтобы произвести замер необходимо полностью снять высоковольтные провода (или отключить один провод с двух сторон). Далее щупами выставленного в режим омметра прибора следует прикоснуться к двум сторонам провода, в результате чего мультиметр покажет информацию о сопротивлении.

    Сопротивление исправных высоковольтных проводов находится на уровне до 10 кОм. При этом варьироваться оно может практически от нуля. Это зависит от типа самих проводов, используемой в них изоляции, длины, наличия микроповреждений и так далее.

    Экранированные высоковольтные провода MOT-Blues

    MOT-Blues — Экранированные высоковольтные провода

    Мы предлагаем альтернативу обычно ненадёжному экранированному кабелю высокого напряжения. MOTORTECH разработал одобренный CSA (Класс I; Раздел 2; Группа D) экранированный кабель высокого напряжения, который превосходит по своим характеристикам все отраслевые стандарты. Нет необходимости переходить на неэкранированный кабель, если Ваш двигатель не работает со стандартными кабелем.

    Кабель свечи зажигания MOT-Blues был специально разработан для сертифицированных CSA кабелей высокого напряжения. Он имеет многослойную конструкцию:
    • Никелированный медный сердечник
    • 2 слоя силикона
    • Оплётка из нержавеющей стали
    • Силиконовая оболочка

    Такая конструкция гарантирует отсутствие возможности для проникновения влаги внутрь.

    Экранированные высоковольтные провода MOT-Blues для катушек зажигания MOTORTECH для внешнего монтажа

    № артикула 1) Описание Соединение с катушкой Соединение со свечой Глубина гнезда свечи 2) Эквивалент
    95.91.030-LЭкранированный высоковольтный кабель1-20 UNEF / 180°180°2″A755-L-2 / HT2400-L

    Экранированные высоковольтные провода MOT-Blues для катушек зажигания ALTRONIC

    № артикула 1) Описание Соединение с катушкой Соединение со свечой Глубина гнезда свечи 2) Эквивалент
    95.90.030-LЭкранированный высоковольтный кабель3/4-20 UNEF / 180°180°2″593030-L / HT2300-L

    Экранированные высоковольтные провода MOT-Blues для катушек зажигания MOTORTECH для запальных свечей

    № артикула 1) Описание Соединение с катушкой Соединение со свечой Глубина гнезда свечи 2) Эквивалент
    95.91.031-LЭкранированный высоковольтный кабельM33х1,5 / 90°180°2″

    1) Длина кабеля = „L“ = 10“, 13“, 16“, 18“, 20“, 24“; другие длины доступны по запросу.
    2) Глубину гнезда свечи зажигания на 1″ уточните у производителя двигателя.
    Все соединения выполнены из керамики. Со стороны свечи — шестигранная гайка.

    Высоковольтные провода

    Высоковольтные провода применяются в автомобилях с бензиновыми двигателями. Основной и единственной их функцией является быстрая передача электрического тока высокого напряжения на свечи зажигания с минимальными потерями мощности.

    Передавая энергию, высоковольтные провода должны подавлять сильные помехи, возникающие вследствие электрических импульсов. К надежности высоковольтных проводов предъявляются особые требования: устойчивость к агрессивной среде под капотом авто, способность выдерживать различный температурный режим (от -60°С до +240 °С) и не терять при этом своих токопроводящих качеств. Конструкция проводов, должна предотвращать утечку тока вплоть до контакта с наконечниками свечей.

    Использование низкокачественных высоковольтных проводов приводит к снижению мощности двигателя, увеличению расхода топлива, повышению токсичности выхлопных газов.

    Юникс Авто предлагает высоковольтные провода «Хорс» (Санкт-Петербург), «Цезарь» (Москва).

    Высоковольтные провода Хорс

    Юникс Авто представляет высоковольтные провода «Хорс» класса Люкс для автомобилей ВАЗ. ПКФ «ХОРС» — петербургская компания производит силиконовые высоковольтные провода с 1995 года, постоянно обновляя ассортимент с учетом требований, предъявляемых к современным автомобилям.

    Преимущества в/в проводов Хорс:

    — Улучшают работу двигателя;

    — Способствуют снижению вредных выбросов и расхода топлива;

    — Работоспособны в диапазоне температур от -60 до +250

    — работоспособны при повышенной влажности

    Высоковольтные провода Цезарь

    Комплект силиконовыхпроводов зажигания «Цезарь» Провода «Цезарь» производятся из высококачественного силиконового высоковольтного кабеля компании ведущих мировых производителей.

    Силиконовые провода «Цезарь»™ производятся на современном высокотехнологичном оборудовании компаний «ARTOS» и «ETCO» — американских корпораций, занимающих лидирующие позиции на мировом рынке оборудования для сборки высоковольтных проводов зажигания. Это оборудование соответствует мировым стандартам качества ISO и позволяет соблюдать исключительную точность на каждом этапе производства.

    Уникальная конструкция кабеля обеспечивает:

    — запуск двигателя в любую погоду при минимальной мощности аккумуляторной батареи;

    — работу двигателя автомобиля во всех режимах с максимальным КПД;

    — полную защиту радиоприемника и бортового компьютера от помех;

    — существенную экономию топлива;

    — снижение вредных выбросов в атмосферу.

    Провода оснащены кислотостойкими контактами и защитными маслобензостойкими колпачками.

    Технические характеристики:

    — Толщина кабеля – 7 мм

    — Рабочая температура – от -50 до +260 °С

    — Сопротивление – 1 кОм/метр

    — Допустимое пробивное напряжение – 50.000 В

    Инструкция по эксплуатации:

    1. Замена проводов производится на неработающем двигателе.

    2. После снятия старых проводов необходимо очистить контакты трамблера и катушки зажигания.

    3. Наденьте новый провод на свечу и соответствующий контакт трамблера.

    4. Во избежание ошибки рекомендуется производить последовательную замену каждого провода.

    5. Содержите провода зажигания в чистоте. Рекомендуется проводить замену каждые 150000 км пробега или 5 лет эксплуатации.

    © 2020 Юникс-Авто. Широкий ассортимент аккумуляторов, автомасел, смазок и автохимии.
    Техническое обслуживание автомобилей и диагностика электрооборудования.

    Канал связи

    В автомобиле столько проводов, что высоковольтные на общем фоне выглядят очень скромно. На четырехцилиндро-вом двигателе, в зависимости от схемы, их всего четыре-пять! Немало нынче и моторов с отдельными катушками на каждой свече, где высоковольтных проводов (кстати, вместе с их капризами!) вообще нет.

    Что принципиально отличает высоковольтный провод от всех прочих? Это жесточайшие требования к надежности изоляции, способности гарантированно, без утечек, передавать от катушки на свечу напряжение около 30 киловольт, да еще с запасом! На практике это означает, что, в отличие от других электрических цепей, заменить высоковольтный провод с поврежденной изоляцией каким-либо обыкновенным проводом или их комбинацией не удается. Даже если в арсенале водителя есть хорошая изоляционная лента, надежной передачи высокого напряжения на свечу добиться очень трудно — «искра уходит в баллон». По опыту, надежно защитить изоляционной лентой можно цепи с напряжением не выше 1 кВ. Возлагать на нее более сложные задачи нет смысла — дешевле купить новый высоковольтный провод.

    Важно и то, как проложены провода под капотом. Вероятность электрического пробоя изоляции выше там, где она «поджарена» о горячие железяки или хоть немного протерта ими. Даже если провода трутся один о другой, это плохо. Так стоит ли провоцировать пробой собственной неаккуратностью? Кстати, дополнительно защитить «проблемные места» исправных проводов (например, термоусадочной пластиковой трубкой) отнюдь не вредит! Оберегать провода от повреждений очень важно —неспроста на многих автомобилях их дополнительно крепят и одновременно разделяют между собой пластмассовыми держателями — гребенками. Некоторые «рационализаторы» их выбрасывают — и зря!

    Читать еще:  Смазка для суппортов

    Для удобства обслуживания машины высоковольтные провода, как правило, оснащают быстросъемными наконечниками — присоединил их к катушкам, модулю зажигания, распределителю и свечам, не надо крутить гайки. Но давайте сразу отметим, чего делать нельзя. Часто начинающий «механик», снимая провод со свечи на работающем двигателе, тянет за провод, выдирая его из обжимного контакта наконечника. Он боится электрического удара! Такая опасность, действительно, есть, но не лучшели вообще отказаться от подобных «опытов»? Уже не раз говорено: сняв питание со свечи работающего двигателя, мы вынуждаем катушку работать с предельной нагрузкой, при которой возможен пробой в любом месте, где изоляция слабей. Значит, можно «получить по полной», даже держась за провод. К тому же есть риск так повредить зажигание, что новая проблема затмит все прежние! В прошлых беседах мы эту тему затрагивали. Если уж проверять высоковольтную цепь, то предназначенным для этого прибором —разрядником. Нет его — соорудим сами. Плотно вставив в наконечник провода подходящий болт или отвертку, надежно закрепим рядом с «массой», оставив зазор 8–10 мм. После этого можно пустить мотор — системе уже не грозит пробой, а хозяину — электрошок!

    Итак, снимаем высоковольтные провода, потянув только за наконечники. Конечно, специалистам по диагностике эти секреты известны —тем более что при поиске неисправности снимать и надевать провода иногда приходится по многу раз. Значит, надо их беречь.

    Заодно откроем еще один секрет: обычно наконечники катушки, распределителя, свечей — разные, так что вы вряд ли их перепутаете. Но курьезы — например, на старых «Жигулях» — все же возможны: если перепутать концы провода между катушкой и трамблером, можно ослабить контакт провода с центральным выводом трамблера или на ходу связь вообще пропадет. Короче, тут будьте внимательны!

    Как правило, длина свечных проводов разная. Это понятно: кто же будет закладывать в конструкцию лишние сантиметры дорогого провода! Некоторые производители, заботясь о покупателе, наносят на провода маркировку. Но далеко не все. Поэтому при установке новых проводов сразу прикиньте, какой пойдет куда. Это особенно важно для современных систем зажигания высокой энергии: короткий провод при колебаниях двигателя может оборваться, соскочить со свечи или трамблера, что грозит пробоем изоляции, повреждением коммутатора и т.п.

    Надежность проводов зависит от условий их работы. В мороз они дубеют, в жару болтаются. Изоляция стареет, трескается. После первого пробоя в ней образуется токо-проводящий канал — проводу конец! Теперь искра будет не на свече, а между проводом и ближайшей деталью «массы».

    Конструкции проводов постоянно совершенствуются. Но неприятности владельцу могут доставить любые. Глядишь —силиконовый провод цел, придраться не к чему. А омметр показывает настолько выросшее сопротивление, что о нормальной работе не может быть и речи. А вот более коварная неисправность: сопротивление холодного в норме, а когда нагреется, вырастает в разы — мотор начинает лихорадить.

    Система зажигания — серьезный источник радиопомех. Их подавление — это комплекс мер. Для борьбы с радиопомехами в бегунок распределителя обычно встроен резистор — около 5 кОм. Кроме того, высоковольтные провода имеют распределенное по длине дополнительное сопротивление.

    Когда от распределителя избавились, поиск неисправностей стал проще. Пример —впрысковые «десятки». Тут всего четыре провода. Наконец, в автомобильном мире уже очень давно известен совсем иной подход к подаче высокого напряжения на свечи. Зачем ставить высоковольтные провода, если можно обойтись без них? В России это сделали на шестнад-цатиклапанном двигателе ВАЗ-21124: на каждую свечу надета своя катушка зажигания.

    Высоковольтный провод 1 подает напряжение к свече 2. На концах соответствующие наконечники, свечной справа. Пластмассовые держатели 3 помогают правильно расположить провода, снижая риск повреждения; 4 — еще два вида высоковольтных наконечников, большой — от двигателя ВАЗ-2112 (1,5 л, 1 6 клапанов); 5 — резиновый наконечник и токопроводящая пружина индивидуальной свечной катушки двигателя ВАЗ-21124 (1,6 л, 1 6 клапанов).

    Высоковольтная часть распределителя зажигания 4-цилиндрово-го двигателя: 1 — пластмассовая крышка с центральным входом для провода от катушки зажигания и четырьмя выходами проводов свечей; 2 — бегунок (между центральным и боковым контактами виден помехоподавительный резистор); 3 — центральный контакт («уголек») крышки. Повреждение любой детали приводит к перебоям в работе двигателя или его остановке.

    Варианты контактов для высоковольтных проводов. Обычно они скрыты под внешними пластмассовыми или резиновыми деталями. Здесь 1 — наконечник для модуля зажигания; 2 — наконечник свечи (например, «классики» ВАЗ); 3 — наконечник свечи 1 6-кла-панных двигателей ЗМЗ-406 и ВАЗ-2112; 4 — контактная гайка свечи; 5 — наконечник провода в распределителе зажигания и катушке.

    Вариант высоковольтного провода для систем зажигания старых карбюраторных двигателей: 1 — стойкая к нефтепродуктам оболочка; 2 — слой высоковольтной изоляции; 3 — железо-никелевая проволока, намотанная на льняную нить; 4 — льняная нить, придающая высокую прочность токопроводящей жиле. Сопротивление — около 2 кОм на 1 м длины.

    Одна из современных конструкций высоковольтного провода: 1 — химически стойкая оболочка; 2 — слой высоковольтной изоляции; 3 — токопроводящая центральная жила (хлопчатобумажная пряжа, пропитанная сажевым раствором). Сопротивление такого провода — от 15 до 40 кОм на 1 м длины.

    Высоковольтные провода зажигания

    Одним из критериев качественных автомобильных высоковольтных проводов является полная и максимальная передача электрического импульса от катушки зажигания к свечам. Этот элемент, входящий в систему зажигания, дает возможность быстрого запуска двигателя автомобиля в любое время года и в жару, и в холод.

    Некоторые автомобилисты называют высоковольтные провода зажигания бронепроводами.

    Напряжение в этих проводах может быть опасным как для здоровья, так и для жизни человека, ведь величина его достигает от 25 до 50 тысяч Вольт. При этом сила тока, развивающаяся катушкой зажигания, является незначительной, но достаточной, для того чтобы нанести вред.

    Качественные высоковольтные провода должны выдерживать следующие внешние факторы, без малейшего снижения токопроводящих и изоляционных характеристик:

    • агрессивную среду с содержанием масла и бензина;
    • большие перепады температуры от -60 до 240 градусов.

    Их конструкция довольно простая, однако, при этом одной из первоочередных задач высоковольтных автомобильных проводов является минимальная утечка тока.

    То есть от момента выхода электрического тока из катушки зажигания, до токоприемника свечи, изоляция проводов не должна допускать пробоев и утечек.

    Какое должно быть сопротивление высоковольтных проводов зажигания

    Если провода зажигания исправны, показатель сопротивления должен находиться в диапазоне от 3,5 кОм до 10 кОм. Конкретная величина зависит от того, какие высоковольтные провода установлены.

    Справочную информацию, касающуюся сопротивления определенных бронепроводов зажигания, наносят на изоляцию.

    Проверка высоковольтных проводов зажигания мультиметром

    Проверить сопротивление высоковольтных проводов автомобиля можно с помощью мультиметра. Для того чтобы выполнить проверку, прибор переводят в режим омметра.

    На следующем этапе снимается провод со свечи зажигания на первом цилиндре. Далее, провод отключают от катушки зажигания. После этого к концам провода подсоединяют контакты прибора. В завершении оцениваются полученные данные.

    Таким же способом проверяются остальные провода зажигания. Нужно помнить о том, что разброс показаний всех проводов не должен превышать 2-4 кОм. Если данный порог превышен, требуется оперативная замена.

    Если выявлен неисправный провод, не стоит производить замену только дефектной части. Это только временная мера.

    Рекомендуется менять высоковольтные бронепровода комплектом. Только так можно обеспечить правильную работу системы зажигания. При этом двигатель будет ровно работать на всех режимах. По той же самой причине не стоит ремонтировать высоковольтные провода машины для того, чтобы эксплуатировать их дальше. Необходима обязательная их замена.

    Где купить высоковольтные провода зажигания

    Продажи высоковольтных проводов производят зарубежные и отечественные компании. Русимпорткомплект – это один лидеров по продажам только качественных автомобильных запчастей, в число которых и входят комплекты высоковольтных проводов зажигания.

    Одна из передовых компаний по производству проводов зажигания высокого качества это AV-Autotechnik GmbH. Их продукция данного назначения выполнена из 100% силикона и маркирована буквами ZL.

    По многочисленным просьбам автолюбителей России эта компания начала производство недорогих проводов эконом класса, которые отличаются от более дорогих премиумных, только лишь составом резины типа EPDM.

    ЦИТРОН – это еще один производитель высоковольтных проводов, которые отличаются хорошими токопроводящими и изоляционными характеристиками. Они были проверены на испытаниях, которые проводились при запуске стадии разработки, а также во время эксплуатации в различных автомобилях.

    Силиконовые высоковольтные провода зажигания

    Провода зажигания автомобиля выполняют простейшую функцию. Они передают напряжение к свечам от катушки зажигания. Вывод напрашивается сам собой.

    Если электропроводность материала выше, а сопротивление ниже, это хорошо. Многие современные производители руководствуются этим нехитрым принципом.

    Неслучайно в качестве изоляции и сердечника активно применяется пластик и медь. Но провода с такими характеристиками способны прослужить не более 3-х лет или 50000 километров. Затем, на пластике начнут появляться трещины. В результате провод быстро выйдет из строя.

    Важно понимать, что пластик не способен выполнить другую значимую функцию провода. Этот материал не может обеспечить защиту. В результате вероятны серьезные помехи в работе, установленной на автомобиле радиоэлектронной аппаратуры.

    Лучшее решение – высоковольтные провода зажигания из силикона. Они обладают оптимальными характеристиками. Подтверждены они проведенными на стадии создания и эксплуатации практическим испытаниями.

    Правильный провод должен изготавливаться из подходящих для этого материалов. Секрет кроется именно в этом.

    Токопроводящая неметаллическая жила и двойной слой изоляции из силикона. Такое сочетание материалов сегодня – самый технологичный вариант в автомобильной промышленности.

    Силикон – экологически чистый материал. Силикон максимально устойчив к воздействию сред агрессивного характера.

    Не страшны ему и механические повреждения. Силикон способен с легкостью выдерживать любые температуры. Его свойства изоляции гарантируют оптимальный запуск двигателя. При этом погода не играет никакой роли.

    Обеспечивается экономичный расход топлива. У таких проводов уровень радиопомех максимально низкий и начальное сопротивление оптимальное.

    На настоящем проводе из силикона не появляется трещин даже при условиях неблагоприятного характера.

    Система зажигания работает эффективно. Экологические и мощностные показатели двигателя улучшаются. Расход топлива существенно снижаются. При выборе высоковольтных проводов зажигания можно остановиться на уже ставших классическими из пластика или же взять силиконовые бронепровода.

    Больше о высоковольтных проводах зажигания можно узнать на выставке «Электро».

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector