Линейка для измерения геометрии кузова. Рекомендации для изготовления своими руками
Особенности восстановления геометрических размеров кузова и рамы, применяемое в кузовном ремонте сварочное оборудование
Обязательным этапом восстановления кузова или рамы автомобиля является измерение его геометрических размеров. Осуществляется с помощью различных измерительных систем, которые подразделяются на механические, шаблонные и электронные.
Механические измерительные системы отличаются простотой устройства и дешевизной. Применение таких систем требует достаточно высокой квалификации оператора. К ним относятся измерительные (телескопические) линейки, линейки на стойках и направляющих, а также обычная рулетка.
Шаблонные измерительные системы. Основное преимущество шаблонных измерительных систем — в скорости установки и измерения, высокой точности измерения, не требуется высокой квалификации оператора. Однако, классические шаблонные системы имеют значительные ограничения — они не универсальны в применении и рассчитаны на измерение определенных марок и моделей автомобилей. В основном их применяют на официальных дилерских сервисных центрах, имеющих узкую специализацию по маркам. Частично нивелируют этот недостаток универсальные шаблонные системы, которые имеют в комплекте суппорты, позволяющие в достаточном диапазоне изменять положение измерительных вершин. Но это, в свою очередь, влияет на скорость установки и стоимость комплекта.
Электронные измерительные системы. Являются наиболее точными и производительными, в то же время не требующими высокой квалификации персонала системами. Электронные системы позволяют значительно снизить влияние человеческого фактора на процесс измерения геометрии кузова. Подразделяются на контактные, лазерные и оптические.
В качестве примера рассмотрим особенности механической измерительной системы Autorobot (Финляндия). Система представляет собой сборную конструкцию, состоящую из направляющих рельс и измерительной арки, к которым закрепляются измерительные мостики и линейки с комплектом наконечников различной формы (рис. 1).
Рис. 1 Общий вид механической измерительной системы Autorobot
Пример различных вариантов установки при измерении передней части легкового автомобиля показан на рис. 2.
с помощью механической измерительной системы Autorobot
Рис.3. Электронная измерительная линейка Autorobot EzCalipre и примеры ее применения
В качестве примера электронной системы рассмотрим особенности лазерного измерительного стенда «Genesis» (Франция). Эта система имеет ПЭВМ, лазерные сканеры, отражатели с набором крепежных элементов. Сканер, снабженный четырьмя лазерами, подводится под любое место кузова автомобиля, причем высокая точность при монтаже излучателя и отражателей не требуется. Затем в соответствии с рекомендациями программы ПЭВМ, оператором стенда подбираются и устанавливаются крепежные элементы и с ними зеркала.
При работе сканера перемещающийся в горизонтальной плоскости луч, отражаясь от зеркал, поступает в приемник. Углы излучения и приема фиксируются сканером, и при этом ПЭВМ рассчитывает горизонтальные проекции положения контрольных точек кузова или рамы. Каждое зеркало имеет свой штрих-код (набор вертикальных черных полос) позволяющий его идентифицировать. При этом имеется возможность визуального контроля как имеющихся дефектов геометрических параметров кузова или рамы, так и процесса их восстановления.
Возможные искажения геометрической формы кузова или рамы АТС выявляются и устраняются с помощью различных стендов. На рис. 4 показан пример рихтовочного стенда для восстановления геометрических размеров кузова или рамы. Этот стенд представляет собою стапель, на котором при помощи соответствующих зажимов, фиксирующихся за отбортовки порогов, закрепляется автомобиль. Стапели по своему типу и устройству подразделяются на рамные (классическая схема), платформенные и рельсовые (напольные системы). К стапелю закрепляется силовое устройство, обеспечивающее возможность сообщения усилия выправки элемента кузова в необходимом направлении. Силовые устройства в свою очередь подразделяются на рычажные (основное применение в рамных стапелях), башенного типа (платформенные стапели), векторные (рельсовые системы). Конструктивные варианты стапелей и их силовых устройств разнообразны, применение и выбор определенных моделей зависит от следующих факторов: весо-габаритные характеристики и тип кузова (несущий/рамный) автомобиля, компактность стапеля, требования по его размещению в цехе — встраиваемый или перекатной, требования к мощности силового устройства и пр.
Рис.5а — мобильная многофункциональная сварочная станция Car Bench AS-25-CX б — двухэлектродный сварочный пистолет
Использование дорогостоящих многофункциональных сварочных станций не всегда экономически целесообразно, сфера их применения ограничена и зависит от загрузки и видов работ на сервисе. Поэтому выпускаются аппараты с меньшим набором функций — значительную часть операций по выправке вмятин навесных панелей кузова можно осуществить методом односторонней приварки. К таким аппаратам относятся споттеры. Благодаря автоматизации управления и наличию широкого ряда принадлежностей и аксессуаров, споттер позволяет очень точно проводить выправку самых различных повреждений листовых панелей кузова. Выправка производится методом приварки определенных расходных элементов, при этом используются различные принадлежности, как правило, находящиеся в комплекте (рис. 6). На рис.7, рис. 8 показаны примеры применения технологии выправки с помощью споттера.
Рис.6 Принадлежности и расходные элементы споттера, входящие в его стандартное оснащение
Рис.7. Быстрая выправка вмятин приваркой треугольной пластины с обратным молотком
Рис.8. Выправка вмятин с помощью приварки ОТ-шайб
Фирмы-производители предлагают целый ряд моделей споттеров, имеющих различные характеристики и, соответственно, возможности применения. К примеру, фирма WIEDERKRAFT (Германия-Китай) поставляет линейку моделей с питанием от сети 220 В или 380 В (рис. 9).
Младшая модель линейки — WDK 6000 имеет регулятор сварочного тока позиционного типа (А-В-С) и аналоговый регулятор времени сварки. Это обеспечивает быструю и эффективную настройку параметров работы. В аппарате реализованы автоматический и ручной контроль времени сварки с его плавной регулировкой, автоматический переход в режим охлаждения, защита от перегрева.
Модель WDK 7000 выпускается в двух исполнениях по питанию — 380В и 220В. В зависимости от исполнения по питанию устройство может использоваться для: выполнения работ по выравниванию поверхности (споттер) — с питанием от сети 220 В; односторонней точечной сварки, пайки металла угольным электродом и, также, выполнения работ по выравниванию поверхности (споттер) — от сети 380 В.
Аппарат WDK 9000 характеризуется увеличенной мощностью и обеспечивает высококачественную одностороннюю точечную сварку, пайку металла угольным электродом и выполнение работ по выравниванию поверхности (споттер). Управление осуществляется посредством микропроцессора и содержит автоматически заданные преднастройки параметров в зависимости от выполняемых задач. Компенсационные цепи рабочего напряжения обеспечивают стабильность работы даже при провалах напряжения. Панель управления защищена пластиком, стойким к износу. Большой ЛСД монитор обеспечивает отличную читаемость рабочих параметров. Уникальное устройство поддержки кабеля пистолета облегчает нагрузку на оператора и повышает мобильность аппарата.
Рис.9. Модельный ряд споттеров WIEDERKRAFT для выполнения работ по выравниванию поверхности и односторонней точечной сварки
Сварочные полуавтоматы MIG/MAG обеспечивают сварку сталей (в том числе нержавеющих) и алюминиевых сплавов автоматически подаваемой электродной проволокой в среде защитного инертного (аргона или гелия) или активного (углекислого) газа. Данный метод сварки широко применяется в сфере кузовного ремонта автомобилей, так как характеризуется простотой использования, минимальным нагревом свариваемых элементов, высоким качеством шва. Кроме того, он позволяет вести работы в любом пространственном положении.
К общим плюсам использования сварки в среде защитного газа относятся высокая производительность, отсутствие шлака и малое количество дыма. Кроме того, можно проводить сварку порошковой проволокой (без использования газа). При этом сварочное оборудование всегда готово к использованию, т.к. нет необходимости в газовых баллонах и безопасно при работе на открытом воздухе.
Пример таких сварочных полуавтоматов, например, WIEDERKRAFT представлен на рис. 10. Аппараты имеют следующие особенности и преимущества: стабильная дуга, надёжный механизм подачи проволоки с металлическими роликами большого диаметра, многоступенчатая регулировка силы тока, плавная регулировка скорости подачи проволоки, имеют большие колеса и ручку для передвижения аппарата, возможность использования для сварки порошковой проволокой без защитного газа.
Шовная сварка используется в случаях, когда необходимо соединить детали непрерывным швом. Как правило, она применяется при сварке силовых элементов кузова при замене его частей. Отсюда — повышенные требования к качеству полученного шва. Современные полуавтоматические сварочные аппараты позволяют значительно облегчить и автоматизировать работу сварщика за счет встроенных функций контроля сварочного тока, преднастройки параметров.
ПРОСТО!
Система легко измеряет днище кузова, проемы дверей, окон и т.д. Не требует дополнительных приспособлений! Все измерения проводятся одной указкой. Никаких неудобных линеек и рулеток!
Простое и удобное программное обеспечение с голосовыми подсказками позволяет легко провести измерения, оформить и сохранить заказ, сделать распечатки. Не нужно разбираться в схемах и делать сложные расчеты – вся информация уже на экране!
БЫСТРО!
Система состоит всего из трех элементов – мишени-указки, стереопары на стойке и тумбочки с компьютером. Не нужно тратить время для монтажа и развертывания системы – нет сложных конструкций, линеек, адаптеров, датчиков и пр. Можно сразу приступать к измерению. Видеокамеры отслеживают положение мишени-указки и моментально отображает координаты измеряемой точки и ее смещение относительно контрольной.
Система не требует привязки к рихтовочному стенду! Для инспекции размеров автомобиля достаточно подъёмника!
ТОЧНО!
Точность измерительной системы – 1-2 мм, выше допусков на кузовные работы! (3-10 мм).
Гарантия отсутствие возвратов и рекламаций!
ВЫГОДНО!
Быстрая окупаемость! Стоимость системы в несколько раз ниже стоимости электронных измерительных систем зарубежного производства.
Двойное использование: оценка и ремонт.
Низкая стоимость обслуживания. Высокая надежность. В системе отсутствует высокоточная механика и сложные электромеханические и электронные детали. Минимум проводов.
Инновационная измерительная система объединяющая лучшие характеристики существующих систем! Экономит время и увеличивает вашу прибыль!
Преимущества
Описание
Измерительная система – абсолютно необходимый инструмент для кузовного ремонта. Только при ее применении техническое состояние восстановленного автомобиля будет соответствовать его изначальным характеристикам.
Наиглавнейшая задача кузовного ремонта состоит не в косметическом выправлении поврежденных участков и элементов, а в точном восстановлении изначальной, заданной автопроизводителем геометрии кузова транспортного средства. Контрольные точки в результате выполнения ремонтных операций должны занять свои четко регламентированные места в пространстве.
Без измерительной системы невозможно правильно выправить кузов в принципе.
Чтобы знать, каким образом производить ремонтные воздействия, в какую сторону и с каким усилием тянуть, необходимо с максимальной точностью сначала провести предварительную диагностику состояния кузова, а затем уже в процессе правки отслеживать расположения контрольных точек. Невозможно качественно и оперативно восстанавливать машину не видя, куда уходят контрольные точки.
Нарушения в геометрии автомобиля негативным образом сказываются на его управляемости.
Из-за смещения, неправильного расположения отдельных элементов конструкции, автомобиль в процессе движения будет вести (что наиболее критично на больших скоростях), он будет хуже слушаться руля. На нем, наконец, будет невозможно корректно настроить углы установки колес, что в свою очередь приведет и к повышенному износу шин и опять-таки неблагоприятно отразится на управляемости.
Рулетка/линейка не является достаточно эффективным инструментом поскольку:
Далеко не до всех контрольных точек можно добраться вручную с рулеткой/линейкой.
Рулетка/линейка может проверять параметры только на плоскости и не дает информации о пространственной деформации (например, скручивании) кузова.
Применение рулетки существенно затягивает процесс – вы теряете драгоценное время, в течение которого могли бы выполнить еще один заказ и заработать больше денег.
Измерительная система – это источник дополнительного дохода. Измерительную систему можно использовать не только при восстановлении геометрии кузова, но и для экспертной оценки: поврежденного автомобиля, результатов ремонта выполненного сторонней СТО или состояния подержанных автомобилей при продаже. Такая оценка требуется: страховым компаниям, организациям торгующим автомобилями с пробегом, частным клиентам.
Сегодня основа прибыльности любого автосервиса состоит в качественном и быстром выполнении работ, в высокой производительности труда. Именно этот фактор определяет конкурентоспособность и клиентопривлекательность сервиса.
В настоящий момент на российском рынке представлены различные типы измерительных систем. Но только Сивер предлагает удобный и простой в использовании инструмент, обращение с которым не представляет сложности для мастеров различной квалификации и профессионального уровня.
SiverData – инновационная электронная измерительная система, объединяющая лучшие характеристики существующих систем!
Система сертифицирована и имеет метрологический сертификат.
Конструкция системы очень проста. Она состоит всего из четырех компонентов:
измерительного щупа (указки),
измерительного блока с двумя камерами
штатива на котором этот блок размещается
тумбочки с компьютером.
Система совершенно никак не привязана к стенду правки кузова. Такая конструкция в разы упрощает ее установку и подготовку к работе по сравнению с системами сторонних производителей. Отпадает всяческая необходимость в многочисленных адаптерах, шаблонах «джигах», рельсовых направляющих, громоздких стойках, датчиках и проч.
Система просто устанавливается перед автомобилем (или рядом с ним), не требуя никаких дополнительных приспособлений! Все измерения проводятся одной указкой. Можно сразу приступать к работе не монтируя дополнительные приспособления на рихтовочном стенде.
Системой легко измеряются любые контрольные точки в любой плоскости: днище кузова, проемы дверей, окон, боковые панели, стойки и т.д. Две камеры получают информацию от находящихся на указке светодиодов в любом месте ее расположения, главное, что бы стереопара видела указку. Тут же считываются координаты проверяемой точки и ее смещение относительно контрольного значения. Даже если SiverData находиться в стороне – это никоим образом не отражается на возможности выполнения измерений как таковых и их точности.
Точность измерительной системы – 1-2 мм. Это выше существующих допусков на кузовные работы, составляющих 3-10 мм. Эта точность стабильна. Благодаря примененной математической модели, SiverData сохраняет допустимый предел точности в течение длительного времени.
Простое и удобное программное обеспечение с голосовыми подсказками позволяет легко провести измерения, оформить и сохранить заказ, сделать распечатки. Не нужно разбираться в схемах и выполнять сложные расчеты – вся информация уже на экране!
SiverData характеризуется высочайшей надежностью. В ней отсутствует высокоточная механика, сложные электромеханические и электронные детали.
Весь комплекс работ, начиная от установки системы и кончая распечаткой полученных данных, занимают не более 20-30 минут. Именно быстрота – неоспоримое преимущество SiverData – обеспечивает эффективность такого бизнеса.
Измерительная система SiverData – надежный источник стабильной прибыли!
Многие пользователи SiverData –построили себе бизнес, вообще не занимаясь кузовным ремонтом. Они оказывают платные услуги, связанные с проверкой геометрии кузова в следующих случаях:
Дефектовка аварийных машин (оценка повреждений). При работе со страховыми компаниями и СТО.
Проверка качества выполненного ремонта. Проведенный обмер покажет, насколько точно выправлен кузов.
Оценка состояния кузова при покупке/продаже подержанного автомобиля.
Линейка для измерения геометрии кузова. Рекомендации для изготовления своими руками
Сегодня рассмотрим такой нужный в кузовном ремонте инструмент, как линейка для измерения геометрии кузова. Её ещё называют телескопической линейкой для кузовного ремонта, но это зависит от типа конструкции линейки. Мы рассмотрим скорее не телескопический вариант.
Пространство между двумя точками, расстояние между которыми Вы хотите измерить, может содержать разные преграды. Линейка для кузовного ремонта поможет в таких ситуациях. Ей также можно измерить расстояние между точками, расположенными на разных уровнях (высотах).
Итак, Вы решили, что нужно использовать линейку для измерения геометрии кузова. Где её взять? Самое простое – это пойти в специализированный магазин и приобрести. Существуют разные «навороченные» модели, со сменными наконечниками и начинённые электроникой. И стоят они не дёшево. Но если разобраться, то Вам не нужны все эти «навороты», достаточно будет иметь базовую конструкцию, которой Вы запросто сможете всё измерить. Всё, что Вам нужно сделать, это изготовить устройство, состоящее из стержня (тело самой линейки) и передвижных, регулируемых штырей-указателей. Обычно, даже не нужно знать расстояние в цифрах, между этими указателями. Вам всего лишь нужно сравнить расстояние, взятое с одной стороны с расстоянием на другой стороне.
На фото ниже Вы можете увидеть базовую модель (basic “Pro”), изготовленную “Mo-Clamp”, производителем профессионального оборудования для кузовного ремонта. Даже такая простая модель стоит 500 долларов.
Конструкция такова, что одна квадратная трубка входит в другую, большего размера. Трубка меньшего размера скользит внутри другой и выдвигается, меняя длину линейки. На трубке меньшего размера нанесена шкала, с помощью которой можно узнать размер.
Теперь давайте посмотрим на другую линейку, сделанную своими руками и стоимость которой в десятки раз меньше вышеупомянутой. Несмотря на всю неприглядность, ей можно измерять точно так же, как и покупной.
Она сделана из трубки (основного стержня), по которой передвигается стержень-указатель, приваренный к другой трубке большего диаметра. В ней просверлено отверстие и приварена гайка, в которой болт с Т‑образной ручкой вращается и фиксирует стержень-указатель.
Далее на фото заводская линейка для измерения геометрии кузова, купленная много лет назад, когда их конструкцию ещё не усложняли. Вы можете взять эту конструкцию за образец, глядя на который можно изготовить что-то похожее.
На фото ниже показано, как она сделана. Состоит из двух квадратных трубок. Одна трубка сменная, к ней прикреплена трубка меньшего размера. Одна плотно вставляется в другую и образует единый стержень, по которому при измерении скользит стержень-указатель. Сменная трубка нужна для изменения общей длины линейки, и она стационарна во время измерения (плотно вставлена). Таким образом, если Вам не нужна слишком длинная линейка, Вы меняете сменную трубку на короткую. При изготовлении измерительной линейки для кузовного ремонта своими руками базовый стержень, по которому передвигается стержень-указатель можно сделать фиксированного размера. Это упростит конструкцию.
Для изготовления можно использовать стальные квадратные трубы 1.5 /1.5 см. Для отрезка трубы, который перемещается со стержнем-указателем можно использовать трубу 2/2 см, но зазор будет большой, поэтому её нужно распилить и сварить заново, выставив нужный зазор, для лёгкого перемещения по линейке.
Сверху на данной линейке прикреплена измерительная лента.
Ниже на фото показан стержень-указатель, который можно двигать при измерении. Это всего лишь отрезок квадратной трубы большего размера, чем основной стержень линейки, с одной стороны к нему приварен стержень-указатель, с другой гайка. Гайка приварена сверху отверстия. В гайку закручивается болт, который фиксирует стержень-указатель, когда Вам нужно.
Как упоминалось выше, для перемещающегося стержня-указателя можно использовать отрезок квадратной трубы 2/2 см. Чтобы он не болтался на линейке (размер её профиля 1.5/1.5 см), его нужно распилить, подогнать по размеру и снова сварить. Далее с одной стороны нужно приварить стержень (можно использовать гвоздь), а с противоположной просверлить отверстие и сверху на него приварить гайку. В эту гайку будет закручиваться болт (можно применить мебельный вариант с пластмассовой шляпкой), который будет фиксировать стержень-указатель.
На следующем фото показан конец трубки, в котором болтом сбоку зафиксирован другой стержень-указатель. Ослабив болт, можно передвигать стержень вверх и вниз. Этот стержень-указатель не передвигается вдоль линейки, он стационарный.
Теперь рассмотрим некоторые рекомендации, которые нужно учитывать при использовании линейки для кузовного ремонта.
- Нужно аккуратно помещать указатели в контрольные отверстия или на те точки, расстояние между которыми Вы хотите измерить. Если Вы будете давить на линейку, то указатели будут съезжать и измерение получится некорректным.
- Желательно делать измерения нескольких похожих точек, чтобы удостовериться в правильности измерения. Это относится к тому случаю, когда Вы делаете сравнительные измерения. То есть не имея информации о расстояниях контрольных точек, сравниваете диагонали.
- Не обязательно мерить расстояние между контрольными точками или конкретными болтами или отверстиями. Можно промерять расстояние между любыми точками кузова, сравнивая их с такими же точками с противоположной стороны.
Вообще, изготовив подобную линейку, Вы повысите качество ремонта кузова, так как более точно сможете мерить расхождения в “геометрии”, а также сможете делать измерения быстрее и удобнее. Также можете почитать статью о геометрии кузова и как её измерять, а также о таком инструменте, как профильная линейка-шаблон. Ей можно сверять форму повреждённой кузовной панели с целой.
Как проверить геометрию кузова и что это такое?
Многие водители редко измеряют геометрию кузова автомобиля, считая это мероприятие бессмысленным и дорогим. И вроде бы все логично: человек ездит аккуратно, аварийных ситуаций не создает, да и по бездорожью не рассекает. Однако не все так просто.
Состояние своего «железного коня» нужно отслеживать постоянно, ведь детали изнашиваются постепенно и незаметно, что в итоге может повлечь неприятности в самый неподходящий момент.
О важности геометрии кузова автомобиля и о том, что это за зверь такой, читайте в нашей статье.
Что такое геометрия кузова?
При создании ключевых деталей автомашины производитель обязательно соблюдает их симметричность, которая постоянно контролируется на специальном оборудовании во время изготовления. Она дает возможность правильно разместить все основные компоненты автомобиля, влияющие не только на его внешний вид, но и на ходовые характеристики.
Нарушение геометрической симметричности кузова, к которому крепятся ключевые детали, соответственно, приводит к изменению их положения. А теперь представьте, как будет вести себя машина на дороге, если сместятся колеса или подвеска?
Безусловно, детали кузова, принимающие на себя основную нагрузку, делаются достаточно прочными, однако с течением времени или под действием иных факторов они тоже изнашиваются.
Именно по этой причине следует производить тщательную проверку автомобиля перед покупкой, особенно в случае приобретения его с рук.
Что влияет на геометрию кузова автомобиля?
Даже если ваша машина простаивает в гараже – ее запчасти и комплектующие все равно изнашиваются под действием коррозии и иных химических процессов. К другим причинам, из-за которых изменяется геометрия кузова, относят:
- Механические повреждения, полученные во время ДТП (даже незначительный удар может серьезно повредить каркас). Езда по бездорожью. Неровные дороги. Постоянная перегрузка автомобиля в результате перевозки гораздо большего веса, чем указан в техпаспорте.
Серьезная деформация кузова может привести к выходу из строя ключевых компонентов машины, что резко повысит стоимость ремонта.
Проверка геометрии кузова: поводы для беспокойства
Если целостность каркаса нарушена незначительно, то визуальный осмотр машины не позволит вам определить наличие проблемы. Однако при серьезных расхождениях симметрии автомобиль начинает вести себя непредсказуемо во время движения. Кроме того, появляются и внешние дефекты.
Нарушение геометрии кузова можно диагностировать по следующим признакам:
- Трудности при открывании и закрывании багажника, капота и дверей, если речь не идет об их проседании. Деформация лонжеронов и стаканов, вибрации и нестабильное поведение машины (при полностью исправной ходовой части). Визуальный осмотр под лупой выявляет морщинки в местах применения сварки. Наблюдается «кособокость», т.е. смещение осевой симметрии на колесах. Появились трещины на стеклах и большие зазоры между деталями.
Кроме того, определить наличие проблемы можно следующим образом. Найдите прямую дорогу без других машин, и разгонитесь до 50-100 километров в час. После этого отпустите руль на несколько секунд и посмотрите, заносит ли автомобиль. Оценка его управляемости и позволит выявить наличие или отсутствие асимметрии. Разумеется, такие манёвры не следует проводить на мокром асфальте или, тем более, на гололедице. В противном случае вы и достоверных результатов не получите, и в аварию попадете.
Более надежные методы диагностирования заключаются в измерении так называемых контрольных точек геометрии кузова.
Что такое контрольные точки?
Каждый производитель обязательно выставляет на деталях кузова специальные метки, а также записывает номинальные расстояния между ними либо в техпаспорте, либо в специальной документации. Такая измерительная система унифицирована и используется всеми автопроизводителями. Как правило, схемы с контрольными точками под любой автомобиль можно найти в интернете либо получить в представительстве компании.
Таким образом, если измерить расстояние между этими точками и сравнить его с оригинальным, можно точно узнать, имеет место нарушение геометрии кузова или нет.
Пример контрольных точек ваз 2109
Как проверить геометрию кузова в домашних условиях?
Сразу отметим, что при использовании этих методов существуют погрешности из-за неточности самих приборов и измерений.
С помощью штангенциркуля и масштабной линейки можно измерить диагонали дверных проемов, колесные оси и мест крепления запчастей. Специальная линейка может увеличить точность измерений, однако она стоит дороже. Помните, что определенные точки контроля находятся под облицовочными панелями и другими деталями. Чтобы сделать необходимые замеры, их следует снять.
Экспресс измерение геометрии кузова в СТО
Самым надежным и лучшим вариантом проверки симметрии является обращение в специальный сервис, где измеряются все показатели и на их основании выносится вердикт. Такая процедура стоит довольно дорого, однако она с лихвой может сэкономить вам большую сумму денег. Например, мастер может сообщить вам, что отрегулировать осевую симметрию не представляется возможным и, следовательно, обновлять ходовую часть тоже бессмысленно.
В таких центрах применяются самые современные методы диагностики, позволяющие точно оценить состояние «железного коня». Кроме того, здесь же на стапеле производится вытяжка и правка деталей, если это необходимо. Такие работы выполняются на специальных стендах для проверки и восстановления геометрии кузова.
Существует несколько способов определить контрольные размеры геометрии кузова. Самым современным считается измерительная система, в которой используются специальные датчики, закрепляющиеся на контрольных точках. Такие устройства отправляют на компьютер сигнал о своем положении в пространстве, тот рассчитывает расстояние и выдает итоговый результат. Определяемые параметры анализирует мастер и принимает решение о требующемся ремонте измеряемого автомобиля. В самых современных сервисах производится экспресс-тестирование. Машину даже не приходится разбирать – вы просто заезжаете на платформу, и через несколько минут на компьютер уже выводятся все необходимые данные. Правда, такая экспресс-диагностика стоит недешево.
К другим вариантам измерений относят лазерную или оптическую геометрию кузова, использование механических приспособлений, ручную диагностику. Однако эти способы значительно уступают датчикам в точности.
Восстановление геометрии кузова
Обратите внимание, что качественная диагностика кузова автомобиля, как и измерение его геометрии, может быть проведена только в сервисных центрах. Не верьте различным рассказам на форумах о гаражных мастерах «Самоделкиных». Безусловно, денег такие работники просят намного меньше, да и при визуальном осмотре отмечается якобы качественно сделанное вытягивание каркаса и его реставрация. Однако при постройке кузовной части автомобиля инженеры пользуются специальными расчетами, незначительное нарушение которых приводит к ухудшению управляемости транспортного средства и, как следствие, к созданию аварийной ситуации. Вряд ли вы готовы заплатить за некачественно проведенное исправление геометрии кузова вашим здоровьем и здоровьем других людей.
Комплексная работа может осуществляться только при наличии стенда для восстановления геометрии кузова, оборудованного специальной электронной системой. Такое устройство в реальном времени отслеживает расстояние между контрольными точками и своевременно сообщает мастеру о совпадении реальных и эталонных показателей. Выравнивание геометрии кузова в таком случае осуществляется в сжатые сроки.
Отметим, что некоторые детали при их вытяжении могут сломаться. Другие же изготовлены из пластика, а третьи вообще непригодны к холодной или горячей вытяжке. В этом случае стоимость ремонта может сильно вырасти.
Электронная система, отслеживающая показатели, может отсутствовать. В этом случае диагностика геометрии кузова, как и устранение проблемы, будут стоить дешевле. Но из-за того, что мастер будет вытягивать детали, что называется, на глазок, работу придется выполнять гораздо дольше, да и металл запчастей не будет рад таким вот «танцам с бубном» при растяжении.
Геометрия кузова: как избежать серьезных проблем и сократить стоимость ремонта?
В заключение статьи дадим несколько советов, которые позволят вам и деньги сэкономить, и безопасность сохранить:
- Проводите измерение геометрии кузова 1-2 раза в год; Прислушивайтесь к своему автомобилю, отслеживайте его поведение и управляемость; Периодически осматривайте машину на предмет появления зазоров; Обязательно проверьте БУ-автомобиль при покупке, поскольку его хозяин может в принципе не знать о проблеме либо сознательно замалчивать ее.
Последнее особенно актуально, если впоследствии выяснится, что восстановить симметричную геометрию кузова автомобиля будет стоить дороже, чем купить нового железного коня.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.