Trt-auto.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Освещение в покрасочной камере: советы по организации

Технология постройки покрасочной камеры

Покрасочная камера не только повышает качество окраски автомобилей, но и значительно облегчает жизнь маляру. Рассмотрим устройство профессионально оборудованных комплексов, чтобы понять, как сделать автомобильную покрасочную камеру своими руками.

Как работает

Принцип работы камеры для окраски автомобилей заключается в подаче воздушного потока сверху помещения и отводе воздуха с пространства под окрашиваемой поверхностью. Таким образом, проходящие воздушные потоки захватывают мелкодисперсные частицы лакокрасочных материалов, а также препятствуют поднятию с пола пыли и сора. При герметичности помещения в камере образуется устойчивая атмосферная среда, что исключает сквозняки и резкие воздушные потоки.

Приточно-вытяжная организация должна быть оборудована нагревательным элементом, который позволит стабильно поддерживать в камере комфортную для покраски температуру.

Устройство

Профессиональная покрасочная камера состоит из помещения, в котором проводится окраска, а также сервисных устройств. Простейший комплекс в себя включает:

  • воздушные фильтры;
  • систему подачи воздуха;
  • каналы отвода воздуха;
  • нагревательный элемент;
  • устройства управления системой.

Существуют одноконтурные и двухконтурные комплексы (на фото). В первом случае вентилятор используется только для подачи воздуха. Двухконтурные системы дополнительно оборудованы вентилятором, выполняющим роль вытяжки. Технологичные покрасочные комплексы обладают функцией рециркуляции, что позволяет экономить ресурсы для обогрева. Воздух в таком случае начинает циркулировать по замкнутому кругу. Использовать такой режим рационально при сушке нескольких свежеокрашенных деталей или всего авто.

Покрасочное помещение должно иметь развитую систему вентиляции. Засасываемый воздух проходит двойную степень фильтрации: перед вентилятором и перед попаданием в рабочее помещение. Попадающий воздух должен быть чистым, иначе теряется смысл использования покрасочной камеры – пыль и сор будут налипать на свежеокрашенные элементы. Фильтрующий элемент обязателен в местах отвода воздуха. В режиме рециркуляции в камеру должен подаваться чистый воздух. Очистка препятствует загрязнению окружающей среды, что также немаловажно.

Чтобы технология покраски не нарушалась, в покрасочной камере температура не должна опускаться ниже +20°С. Использование инфракрасных обогревателей действительно ускорят процесс полимеризации ЛКМ, но использовать их рационально только при небольшой площади окраски. Чтобы ускорить процесс высыхания ЛКП полностью окрашенного авто нужен обдув горячим воздухом. Для подогрева используются теплогенераторы нескольких типов:


электрические — обычные ТЭНы. Из особенностей – высокое потребление электричества;

  • газовые. В теплообменник вживляется газовая горелка. Температура регулируется с помощью датчиков и газового редуктора. Установка такого комплекса требует значительных капиталовложений, что при хороших объемах работы окупится экономией на ресурсах (схема отопления на фото);
  • дизельные. Подогрев работает по схожему с газовым оборудованием принципу. Не требует больших затрат на этапе установки, но довольно прожорлив при использовании морозного воздуха. Наиболее оптимальный вариант, если для сушки небольших элементов использовать инфракрасные обогреватели.
  • Нагрев воздуха осуществляется в теплообменнике, который бывает двух видов: рекуперативный (стационарный) и регенеративный.

    Окрасочное помещение

    Рабочее помещение должно обладать:

    • хорошим освещением. Лампы должны быть установлены на потолке и на стенах, часть которых монтируется под углом. Желательно, чтобы внутренняя отделка не имела искривленных форм. Это поможет маляру определить качество подготовки детали к покраске и лучше контролировать перенос ЛКМ;
    • достаточной площадью для комфортной окраски (минимум для легковых авто – 7х4х2.7). Конкретные параметры зависят от габаритов техники, которая будет окрашиваться.

    Рабочее помещение должно быть герметичным и хорошо утепленным. Нагнетаемый поток воздуха подается через короб, закрепленный в центре потолка. Отвод осуществляется через отверстия под полом, которые прикрыты решеткой. В рабочей зоне допускается небольшая площадь для установки краскопульта и расположения необходимых ЛКМ.

    Лучшее из возможных решений – решетчатый пол по всему периметру помещения. Если покрасочная камера своими руками делается в гараже, можно сварить из арматуры две решетки, расположив их по центру помещения. Они будут прикрывать выходные воздушные каналы.

    Самостоятельная постройка

    Покрасочная камера своими руками – вполне осуществимая задача. Подход, выбор материалов зависит от того, где будет находиться помещение. Самостоятельно изготовить ее можно, к примеру, собрав бокс из металлического корпуса, обшив его водостойким гипсокартоном и утеплив. Такой бокс можно разместить внутри ангара, в котором поддерживается приемлемая для работы температура. Зачастую вокруг таких малярных камер расположены посты подготовки к покраске. Но речь также может идти об отдельном помещении, которое будет строиться с нуля. В таком случае в проект с самого начала нужно включать подпольные зоны для расположения выходных воздушных заслонок, вентиляторов и фильтров. Серьезней нужно подойти к процессу утепления. Свои тонкости и в том случае, если покрасочная камера своими руками делается уже из готового гаражного помещения.

    Материалы, компоновка

    Полностью рассказать, как сделать покрасочную камеру своими руками, крайне сложно. О многих вещах вы могли догадаться уже из описания принципа работы и основных требований к покрасочным камерам. Сейчас поговорим о материалах, которые могут быть использованы при постройке своими руками.

    • Освещение. Чаще всего используют люминесцентные либо светодиодные лампы продолговатой формы. В покрасочной камере света много не бывает. На стенах лампы могут быть установлены как вертикально, так и горизонтально. Минимальный интервал – 1,5-2 м.
    • Утепление. Строить покрасочную камеру лучше всего из газобетона (D 400 — D 500), так как он обладает лучшей теплоизоляцией. Имеет смысл вложиться в наружное утепление пенопластом, что впоследствии снизит затраты на отопление. Внутреннее пространство нужно утеплять только негорючими материалами (к примеру, минеральной ватой). Внутреннее оформление завершается отделкой фольгированным утеплителем. Плюс такого покрытия – дополнительный светоотражающий эффект.

    Приток-отток и подогрев воздуха

    В профессиональных камерах для забора и отвода воздуха используются воздушные улитки. Их производительность позволяет перекачивать до 25000 м3/час. По такому принципу приточно-вытяжной комплекс можно соорудить самостоятельно. Альтернативный вариант – использование пары вентиляторов достаточной производительности. Если вы планируете построить двухконтурную камеру, выходной вентилятор устанавливайте только после фильтра. В качестве фильтрующего элемента можно использовать синтепон.

    При самостоятельной постройке камеры для подогрева часто используются электрические ТЭНы. Их можно поместить, внедрив по пути следования воздуха теплообменник. Ставить ТЭН нужно после фильтрующего элемента. Учтите, что они достаточно энергозатратны. Подключить их можно через регулятор напряжения, что позволит изменять температуру в покрасочной камере. При серьезном подходе стоит предпочесть дизельный теплогенератор.

    Обязательно рассчитайте мощность, потребляемую вентиляторами и ТЭНами. Для хорошего энергообеспечения должна быть возможность подключения к 380 В.

    Система освещения в покрасочной камере. Выбор светильников и расчет мощности и количества светильников.

    Правильная настройка всех узлов работы покрасочной камеры, начиная от вентиляции, режима сушки и заканчивая системой освещения, обеспечит в итоге не только комфортные условия работы для маляра, но и высокое качество нанесенного ЛКП на кузов или отдельную деталь автомобиля. Уделив внимание освещению покрасочной камеры, вы сможете не только лучше контролировать результат работы и сразу определять дефекты, но и следить за соответствием оттенков цветов. К тому же при грамотно откалиброванном освещении глаза мастера устают намного меньше, что положительно сказывается и на продуктивности работы.

    Основные нормы и требования к освещению в покрасочной камере

    Даже если вы покупаете готовую заводскую камеру, узнать правильно ли там организована система освещения достаточно сложно, и определить это вы сможете, только немного поработав в ней и в большинстве случае не обойтись без дополнительной калибровки своими руками. Возможно, нужно будет добавить несколько дополнительных источников света, или же поставить более мощные лампы. Нет четких требований, подходящих для всех мастеров, но есть общие характеристики, которые стараются выполнять при проектировании систем освещения таких конструкций.

    1. Мощность светового потока — от 600 до 2000 люмен.
    2. Однородность рассеивания световых лучей.
    3. Отсутствие неосвещенных участков, так называемых «слепых зон». Тут часто в качестве дополнительных источников света используют переносные светильники.
    4. Отсутствие эффекта мерцания.
    5. Индекс цветопередачи не менее 80. Должен приближаться к яркому дневному освещению.
    6. Стараются создать максимально приближенный уровень света по спектральному типу очень похожий к естественному дневному освещению.
    7. Корпуса светильников должны выдерживать вибрации и мелкие механические воздействия, повышенные температуры и давление внутри помещения.

    Это лишь часть параметров, соблюдая которые, вы сможете самостоятельно организовать достойный уровень освещения в рабочей зоне камеры для покраски авто.

    Виды и параметры ламп

    На современном рынке существует большое количество различных видов ламп и прочих осветительных систем по типу светодиодных лент. Но не все они подходят для установки в покрасочной камере. Давайте разберемся в эффективности и экономической целесообразности использования наиболее востребованных типов источников освещения.

    Выделяют три типа светильников с предустановленными источниками:

    • лампами накалывания.
    • люминесцентными лампами.
    • светодиодные светильники и лампы.

    Все три типа используют различные мастерские, давайте погорим о них подробней.

    Лампы накалывания

    Это классический источник света, который за уже устарел, но все же используется в нескоторых установках. Разделяют два типа колб для ламп накалывания:

    1. вакуумные.
    2. газонаполненные (инертным газом).

    Второй тип ламп не применяют. Поскольку они не соответствуют требованиям пожарной безопасности. Вакуумные типы колб используют часто либо в переносных светильниках, или же в подсобных зонах камеры.

    Из основных преимуществ можно выделить низкую цену и простоту замены сгоревшей лампочки. С другой стороны из минусов это: низкая светоотдача 4%, так называемый КПД, высокая температура нагрева во время работы, не надежные и со стороны потребления электроэнергии совсем не оправданы.

    Люминесцентные светильники

    Конструктивно люминесцентные лампы излучают ультрафиолетовые световые волны из газоразрядного источника. Хорошо повторяют режим солнечного освещения.

    Выделяют два основных вида таких источников излучения:

    1. Трубчатые.
    2. Компактные лампы.

    Чаще всего в покрасочную камеру устанавливают трубчатые люминесцентные лампы, поскольку они имеют большую площадь излучающей поверхности. У такого типа ламп есть разделение по цвету излучения, и производители указывают тип лампы на упаковке с помощью маркировки. Искать нужно второе обозначение после буквы «Л». Для малярных работ используют лампы следующих марок:

    • белый (Б).
    • холодно-белый (ХБ).
    • тепло-белый (ТБ).
    • дневной (Д).

    Также есть специальные серии ламп, более дорогие, которые дополнительно обозначаются буквами:

    • Ц — естественная цветопередача;
    • ЦЦ — цветопередача повышенного качества.

    Одним из основных преимуществ таких ламп является срок службы около 18000 — 20000 ч. Также они характеризуются высоким КПД и неплохой экономичностью. Хорошая альтернатива для ламп накалывания.

    Не обошлось и без недостатков. Плавный запуск, чтобы начать работу нужно подождать пока лампы наберут мощность свечения. Они не экологичны и требуют специальной утилизации, а это дополнительные траты с бюджета компании. При длительной эксплуатации люминофор теряет свои показатели и снижается световой поток. В таких случаях лампы меняют на новые.

    Светодиодные светильники

    Если вы планируете серьезно заниматься покраской и регулярно эксплуатировать камеру, то мы советуем устанавливать сразу светодиодные светильники, как в качестве основного верхнего, так и дополнительного бокового света. Такие светильники дорогие, но в ближайшей перспективе вы быстро их окупите, и будете экономить электроэнергию.

    Светодиодные лампы максимально соответствуют приведенным выше требованиям. Они экономичны и с высоким КПД, экологичны, выдерживают вибрации и высокие температуры, исключают мерцание, срок службы до 50000 ч.

    Из минусов – цена.

    Схемы расположения светильников

    В зависимости от комплектации автомобильной покрасочной камеры, она оборудуется различными вариантами монтажа осветительных приборов. Существует несколько распространенных схем, по которых устанавливаются светильники.

    Потолочное освещение

    Назвать его именно потолочным не совсем правильно, ведь общая площадь потолка камеры отводится под монтаж фильтров и системы вентиляции с обогревом. Обычно светильники монтируются в местах примыкания потолка со стеной, а сами приборы направлены на рабочую зону под углом 45 градусов.

    Монтируют обычно светодиодные светильники по всему периметру камеры в специальных корпусах. Из минусов можно отметить, что остаются «слепые зоны» при покраске вертикальных деталей.

    Потолочное + стеновое освещение

    Это самый эффективный и часто используемый тип схемы по организации системы освещения в покрасочной камере. Кроме размещенных по периметру потолочных светильников в такой схеме дополнительно монтируют и светильники и на боковые стены. В такой схеме используют либо светодиодные, либо люминесцентные лампы. Сами светильники устанавливают на стену на высоте от пола от 0,5 до 1,5 м, и они дают прямой боковой свет, который решает проблему предыдущей схемы.

    Лампы на стены монтируют двумя вариантами:

    1. В горизонтальном виде сплошной линией.
    2. В вертикальном положении с шагом. Часто используют именно эту схему монтажа.
    Дополнительное освещение

    В качестве дополнительного света используют либо стационарные светильники в углах примыкания пола и стены, либо переносные источники света. Применяют их в основном для покраски порогов и деталей сложных форм, а также в случае нанесении аэрографии.

    Как рассчитать количество и мощность ламп?

    Первое с чем сталкивается мастер, который хочет своими руками спроектировать систему освещения в покрасочной камере, так это методика расчета количества ламп исходя из их мощности и вида.

    В примере расчета мы будем отталкиваться от условия освещенности всей площади, делая упор на удельную мощность для рабочей зоны в камере.

    • S – площадь помещения.
    • Рл – мощность одной лампы определенного вида.
    • Руд — удельная мощность (табличная величина для дневного света).

    Показатели удельной мощности в зависимости от вида ламп:

    • Лампа накалывания – 30 – 90 Вт/кВ.м.
    • Люминесцентная лампа – 18 – 22 Вт/кВ.м.
    • Светодиодный светильник – 50 – 80 Вт/кВ.м.

    В своих расчетах мы будем использовать усредненные значения удельной мощности.

    Пример расчета
    1. Для лам накалывания и светоиодных светильников Руд будет в среднем равно 60 Вт/кВ.м., а для люминесцентных ламп Руд равно 20.
    2. Для примера берем лампы следующей мощности: Рл(накаливания)= 100 Вт, Рл(светодиодной)=12 Вт, Рл(люминесцентной)=36 Вт.
    3. Площадь покрасочной камеры возьмем 50 кв.м.
    Читать еще:  Выравнивание кузова автомобиля: как выровнять вмятину?

    Расчет будет выглядеть так:

    • (60 × 50)⁄100 = 30 штук ламп накаливания по 100 Вт.
    • (60×50)⁄12 = 250 штук светодиодных ламп по 12 Вт.
    • (20×50)⁄36 = 28 штук люминесцентных ламп по 36 Вт.

    Это примерный расчет, так как не учитывается значение высоты камеры, да и коэффициент падающего света взят за 1. Но все равно можно приблизительно оценить актуальность и просчитать выгоду от монтажа лам различной конструкции.

    Монтаж светильников

    Для примера давайте рассмотрим, как разместить осветительные приборы в гараже 5 на 6 метров. Для начала будет достаточно 30 ламп мощностью 40 Вт. Располагать лучше всего по потолочно стеновой схеме монтажа.

    Порядок действий может быть следующим:

    1. Монтируем 2 ряда ламп под углом 45 градусов возле потолка гаража, соблюдая интервал 0,5 метра между ними. Всего уйдет 2 лампы.
    2. По 3 лампы устанавливаем на боковых стенках. При горизонтальном монтаже расстояние между ними 1,5 метра, а при вертикальном, 1 лампу ставим в центре, а 2-е по бокам от нее на расстоянии 2-х метров.

    Учитывая все указанные в статье рекомендации, вы можете спроектировать и соорудить качественное освещение для своей покрасочной камеры, и при этом выбрать наиболее выгодный вариант.

    Какой тип ламп вы используете для этих задач, и устраивает ли он вас по своим рабочим характеристикам? Ждем ответы в комментариях.

    Как настраивается свет в ОСК

    Процесс покраски изделий во многом зависит от умений оператора. Но даже самый опытный маляр вряд ли сделает свою работу качественно, если у него будет плохой обзор рабочего места и окрашиваемого изделия. Грамотно организованная система освещения в ОСК не только способствует качественной окраске – глаза оператора будут уставать намного меньше, соответственно, шанс допущения ошибки при окраске будет минимальным.

    Критерии качественного освещения

    Критериев хорошего освещения в покрасочной камере достаточно много, но от владельца объекта требуется обеспечить хотя бы часть. Мощность светового потока должна быть на уровне от 1000 до 2000 люмен. Лампы должны быть качественными, без эффекта мерцания, бликования. Лучи должны рассеиваться однородно, а индекс цветопередачи не должен быть менее 80. Заниматься организацией освещения на объекте должен сертифицированный специалист.

    Если говорить об общих критериях, то нужно сделать такое освещение, которое будет максимально близко имитировать дневное освещение, так как это наиболее приятный человеческого глазу свет. Слепых зон в помещении быть не должно, хотя это больше касается именно рабочей зоны. Восполнить пробелы можно за счет установки дополнительных светильников переносного типа. При выборе светильников следует ориентироваться на такие критерии, как износостойкость и экономность. Светильники находятся в достаточно жестких условиях, поэтому следует подбирать особый защитный корпус, который не будет бояться высокой температуры и постоянной вибрации.

    Рекомендации

    Начинать процесс нужно с выбора ламп. Ничего лучше и эффективнее, чем светодиодные лампы, сейчас нет. Единственный минус в том, что покупка большого количества светодиодных ламп может быть накладной, но все затраты окупятся в течение нескольких месяцев. Светодиодные лампы не имеют эффектов мерцания или бликования, светильники прослужат очень долго. Дальше нужно заниматься расстановкой ламп. Существуют следующие схемы:

    1. Светильники устанавливаются в местах стыков стены и потолка, под углом в 45 о . Потолочная схема может оставаться единственной схемой, если в процессе расстановки не появились слепые зоны. Обычно это проявляется при окраске вертикальных изделий.
    2. Вместе с потолочной расстановкой, можно использоваться и стеновое освещение, с горизонтальным или вертикальным расположением, главное, чтобы слепые зоны пропали.
    3. Очень редко при комбинации потолочного и стенового освещения еще остаются охваченные пространства. На такие случаи могут использоваться переносные светильники.

    Размеры камеры могут быть разными, поэтому для каждой камеры будет свое количество ламп. В расчет принимается площадь ОСК, мощность лампы и табличное значение удельной мощности дневного света. Площадь объекта умножается на удельную мощность лампы выбранного типа, а полученное значение делится на мощность светильника. Это не слишком точные вычисления, соответственно, расстановку светильников нужно протестировать. Для этого следует взять несколько разных по габаритам изделий и проверить, все ли стороны освещены. При наличии слепых зон можно добавить несколько ламп. Логично, что в малогабаритной ОСК количество источников света будет меньше.

    Несмотря на то, что в покрасочной камере обязательно используется система вентиляции, настроенная на быстрое удаление окрасочного тумана из рабочей зоны, видимость оператора все равно будет несколько затруднена. Яркость светильников должна иметь определенный запас, чтобы можно было компенсировать плохую видимость. При наличии финансовых возможностей, в ОСК можно поставить светильники с регулируемой яркостью, за счет чего получится уменьшить расходы на электроэнергию.

    Обустраивать освещение для ОСК, в которой будут окрашиваться детали одного размера, намного легче, чем делать универсальное освещение. Если нужно сделать именно второй вариант освещения, то тогда в камере нужно иметь несколько переносных светильников, чтобы можно было подсветить конкретное место.

    Освещение в покрасочной камере

    Чтобы получить действительно качественное покрытие в покрасочной камере, следует обеспечить мастеру требуемые условия работы. Воздух должен быть чистым, но даже чистый воздух и качественная вентиляция не поможет, если в помещении будет слишком тускло. К помещению в покрасочной камере предъявляются вполне конкретные требования, применимые ко всем конфигурациям подобных помещений.

    Специфика освещения

    Создание нормального освещения в покрасочной камере, с учетом всех сопутствующих факторов, является процессом непростым. Есть четкие критерии, которым нужно следовать. Световой поток должен находиться в диапазоне от 600 до 2000 люмен. При меньшем значении в помещении может быть слишком тускло, и мастер будет вынужден работать в сложных условиях. Большее значение является избыточным. Сам свет должен быть полностью однородным, что качается яркости и оттенка. На всех участках требуется соблюдать единые световые параметры. Спектральный состав света должен быть близким к тому, что дает естественный свет.

    Использование мерцающих, пульсирующих или других неестественных световых потоков запрещено – в условиях длительной работы глаза мастера устанут от него, что может вызвать головную боль и, как следствие, падение работоспособности.

    Все без исключения зоны, где будет выполняться покраска, должны освещаться равномерно. Если нельзя этого добиться основными приборами, следует компенсировать все с помощью дополнительных мобильных источников света. Во время покраски в камере могут наблюдаться критические для световых приборов явления – это перепады температур, вибрации, давление. Потому стоит подбирать те приборы, которые без проблем переносят указанные воздействия. Индекс передачи света должен соответствовать показателю 80 и выше. Это создаст в камере обстановку, как будто в помещение поступает естественный солнечный свет.

    Оборудование

    Обычные световые приборы следует сразу отбросить – учитывая среду в помещении, прослужат они примерно месяц. Часто в камерах используется направленный на рабочую зону световой поток. Для создания такого потока можно использовать лампы 12-48 В, но обязательно в связке с понижающим трансформатором. Использовать понижающий трансформатор нужно тогда, когда подключение выполняется к стандартной сети. Обязательное правило для установки – соблюдение равного расстояния от рабочей зоны, а это сделать затруднительно. Про возможные варианты нужно сказать следующее:

    1. Лампы накаливания используют очень редко, так как КПД у них невысокий.
    2. Дорого стоят светодиодные лампы, но при их использовании можно получить свет без мерцания. Лампы являются экономными по расходу энергии.
    3. При необходимости выбора определенного светового оттенка стоит выбирать люминесцентные лампы, которые бывают более холодными или теплыми.

    Пульт управления освещением должен располагаться за пределами камеры для покраски, кроме случаев, когда это технически выполнить нельзя. Чтобы не было проблем, следует отдельные приборы покрасочной линии подключать к отдельным автоматам.

    Наличие люминесцентных ламп обязывает предпринимать меры безопасности против возможного разрыва сети – для этого потребуется установить систему дроссель-старт.

    Схемы

    При установке систем освещения следует учитывать и расстановку других коммуникаций, так как иногда можно затронуть функциональность системы вентиляции. При использовании исключительно потолочной схемы освещения получится так, что светильники будут установлены в угол между стеной и потолком. Потребуется соблюсти угол, равный 45 градусам, но это не единственная проблема. Есть также проблема, связанная с появлением слепых зон. Обхватить все зоны при такой схеме физически невозможно, что приведет к трудностям при покраске вертикальных элементов.

    При слишком компактной камере будет сложно сделать качественное освещение. Тут можно пойти на хитрость, используя переносные приборы. Они выносятся только на момент выполнения работ.

    Более оптимальной и сбалансированной схемой является потолочно-стеновая, то есть, кроме потолочных светильников, будут еще и светильники на стене. Они будут установлены на расстоянии метра от пола. В идеале, световые приборы должны находиться и на потолке, и в месте пересечения стены и потолка. Приборы вдоль стены могут устанавливаться горизонтальной сплошной линией, или же монтироваться вертикально, но только через определенный шаг.

    Учитывая множество специфических моментов, лучше обустраивать освещение покрасочной камеры в Москве через специальные компании, которые занимаются установкой покрасочных камер. Тогда не будет проблем с определением наиболее подходящей схемы, с определением конфигурации светового оборудования и прочими проблемами. Выбор неподходящего прибора приведет к самым печальным последствиям, вплоть до взрыва оборудования во время работы. Учитывая наличие огнеопасной среды, лучше не рисковать.

    Как сделать правильное освещение в покрасочной камеры

    Отличное качество покраски автомобиля может быть обеспечено лишь при условии, что покрасочная камера оснащена полным набором всех необходимых устройств. Но одно лишь наличие устройств не может быть гарантией успешности работ, которые во многом зависят от условий их проведения. Самым важным из этих условий является освещенность. Освещение в покрасочной камере должно быть правильно рассчитано и установлено, поскольку именно оно играет решающую роль в той работе, которая зависит от человеческого фактора, от возможностей человека оценить качество выполняемых операций.

    Какое освещение необходимо для покрасочных камер

    Каких бы то ни было жестких стандартов на предмет организации освещения в покрасочных камерах не существует. Имеются лишь отдельные рекомендации, некоторые характеристики которых варьируются в широких пределах. Зачастую выбираемые светильники, их установка, организация всей системы освещения носят сугубо индивидуальный характер, а заводской подбор систем освещения удовлетворяет запросы далеко не каждого специалиста-маляра.

    Однако существует уже однозначно сложившаяся совокупность требований к системам освещения покрасочных камер таких, как:

    • минимально необходимый световой поток составляет 600 люмен, но в то же время он не должен превышать 2 000 люмен;
    • рассеивание света должно производиться так, чтобы обеспечивалась его однородность;
    • калибровка света должна производиться таким образом, чтобы его спектральный состав был максимально приближен к естественному, который наиболее приемлем для человеческого глаза;
    • освещение камер должно быть построено таким образом, чтобы исключался эффект мерцания;
    • система освещения должна гарантировать отсутствие слепых, слабо освещенных или затененных зон, чего можно добиться, используя дополнительные переносные источники света;
    • для рабочих камер необходимо подбирать такие светильники, которые обладают достаточной устойчивостью по отношению к механическим воздействиям, высокому давлению, перепадам температур и вибрациям;
    • уровень цветопередачи, обеспечиваемый источниками света, должен быть максимально приближен к тому, который существует в солнечный день. Индекс цветопередачи не должен опускаться ниже 80.

    Эти требования обусловлены тем, что маляру во время работы приходится сильно напрягать зрение, поскольку условия видимости очень осложнены распыленными частицами красящего материала.

    Применяемые схемы освещения

    Поскольку автомалярами уже накоплен большой опыт как в способах выполнения их работы, так и в организации своего рабочего места, анализ и систематизация схем освещения покрасочной камеры позволяет вычленить те из них, которые являются наиболее оптимальными и эффективными. К таким схемам относятся:

    • потолочная, которая предполагает крепление всех осветительных приборов к потолку. Подобная схема легко выполнима собственными силами, однако при ее применении возникают проблемы во время окраски вертикальных поверхностей;
    • потолочно-стеновая, являющаяся наиболее рациональной при организации освещения профессиональных камер;
    • потолочная с применением переносных светильников, что удобно в небольших помещениях, где периодически меняются условия покраски, а места для обустройства бокового освещения недостаточно.

    Туман, формируемый краскопультом, представляет собой такую среду, которая характеризуется высоким уровнем электрохимической коррозии и взрывоопасности. Именно этот факт вынуждает выбирать для светильников такие лампы, которые относятся к категории взрывозащищенных. Сами же светильники изолируются от общего объема камер с помощью защитных стекол.

    Монтаж освещения собственными силами

    При оборудовании покрасочных камер своими силами, чтобы избежать трат, связанных с приобретением дорогого оборудования, короба, куда помещаются светильники, зачастую изготавливаются собственными руками.

    Для изготовления таких коробов используются:

    • DIN-рейки для изготовления каркаса;
    • подложка из фольги для обеспечения пожаробезопасности и увеличения светоотражения;
    • стекло, иногда заменяемое менее безопасным полиэтиленом.

    Такие короба должны оборудоваться также системой прокачки воздуха, соединенной с общей вентиляцией.

    Зачастую, когда освещение камер для покраски устанавливается собственными руками, в глубокие расчеты не вдаются, отталкиваясь от неких усредненных параметров и руководствуясь следующими нехитрыми правилами:

    • считается, что одной лампочки мощностью 40 Вт вполне достаточно на каждый квадратный метр площади рабочего помещения;
    • переносные светильники могут иметь более значительную мощность, чем те, которые закреплены неподвижно;
    • основную массу ламп следует крепить на потолок, оставляя для верхней части боковых стен лишь пятую их часть;
    • между потолочными лампами должен выдерживаться интервал 40-50 см, а располагаться они должны двумя рядами, закрепленными на разных высотах;
    • световой поток от боковых ламп должен быть направлен вниз под углом 45°.
    Читать еще:  Напорный пескоструй: плюсы устройства напорного типа

    Подбор ламп освещения


    Решив установить освещение в камере, следует четко определиться с выбором ламп, устанавливаемых в светильники. Следует помнить, что такие источники света, как, например, светодиодные шнуры, в этих условиях являются совершенно неприемлемыми. Для светильников покрасочных камер рекомендуется использовать следующие виды ламп:

    • накаливания;
    • люминесцентные;
    • светодиодные.

    Рассмотрим поочередно степень эффективности каждой из них.

    Лампы накаливания

    Эти привычные для всех лампы могут использоваться только в том случае, когда они имеют вакуумную колбу. Газонаполненные колбы не подходят для использования в местах проведения покрасочных работ из соображений безопасности. Наиболее удобными являются такие вакуумные лампы, у которых имеются тонированная поверхность и зеркальный отражатель. Они наиболее эффективны для переносных источников света и для технических зон камер, поскольку работают от относительно низкого напряжения.

    К достоинствам таких ламп следует отнести:

    • доступная цена;
    • простота обслуживания.

    Однако они обладают и существенными недостатками:

    • низкая надежность;
    • значительное тепловое излучение;
    • низкий уровень светоотдачи и низкий КПД, составляющий порядка 4%;
    • неэкономичность.

    Люминесцентные лампы

    Принцип действия, используемый люминесцентными лампами (световые ультрафиолетовые волны, производимые газоразрядным источником), позволяет создать поток света, аналогичный солнечному.

    Такие лампы бывают двух типов: линейные(трубчатые) и компактные.

    Для люминесцентных лам также важно правильно их выбрать, исходя из производимого ими светового излучения, которое в маркировке указывается после буквы «Л». При проведении покраски наиболее предпочтительными являются лампы со световыми излучениями белого (Б), холодно-белого (ХБ), тепло-белого(ТБ) и дневного(Д) цветов.
    Более правильное восприятие цветов обеспечивается при применении люминесцентных ламп со следующей дополнительной маркировкой:

    • «Ц» — цветопередача естественная;
    • «ЦЦ» — цветопередача высокого качества.

    Достоинства таких ламп:

    • большая продолжительность эксплуатации, достигающая 20 тыс. часов;
    • высокий КПД;
    • экономичность.

    Светильники с люминесцентными лампами имеют следующие недостатки:

    • задержка старта;
    • необходимость утилизации использованных ламп;
    • низкий уровень экологической безопасности;
    • ослабление светового потока по мере эксплуатации.

    Светодиодные лампы

    Для покрасочных камер светильники с этими лампами являются наиболее предпочтительными как в качестве основных верхних, так и дополнительных боковых источников света.

    Такие лампы обладают огромным числом достоинств:

    • высокий КПД;
    • низкое энергопотребление;
    • высокий индекс цветопередачи;
    • прочность и устойчивость к вибрациям;
    • большая продолжительность эксплуатационного срока, достигающего 50 тыс. часов;
    • высокая экологическая безопасность;
    • отсутствие мерцания производимого ими светового потока;
    • способность работать при высоких температурах.

    Единственный, но довольно существенный недостаток заключается в достаточно высокой цене.

    Забудьте о штрафах с камер! Абсолютно легальная новинка — Глушилка камер ГИБДД, скрывает ваши номера от камер, которые стоят по всем городам. Подробнее по ссылке.

    • Абсолютно легально (статья 12.2);
    • Скрывает от фото-видеофиксации;
    • Подходит для всех автомобилей;
    • Работает через разъем прикуривателя;
    • Не вызывает помех в радиоприемнике и сотовых телефонах.

    Освещение автосервисов

    Авто- и мотосервисы включают в себя множество видов работ, в том числе и высокой точности, поэтому недостатки освещения напрямую сказываются на результатах диагностики неисправностей, скорости и качестве ремонта. Вместе с тем автосервисы имеют зоны с травмоопасными факторами, а правильное освещение позволяет существенно сократить риск производственных травм.

    Освещение автосервисов должно сочетать безопасность и экономичность с высокой функциональностью, обеспечивая высокий уровень общего света для качественной работы даже с труднодоступными механизмами и мелкими деталями.

    Уровень освещенности помещений автосервиса определяется согласно СНиП ІІ-4-79, глава 4 «Естественное и искусственное освещение», приложение 3:

    Помещения и производственные участки

    Плоскость нормирования и высота от пола

    Разряд зрительной работы

    Освещенность при комбинированном освещении, лк

    Освещенность при общем освещении, лк

    Техническое обслуживание и ремонт

    Вертикальная, на машине

    Горизонтальная, низ машины

    Моторное, агрегатное, механическое, электротехническое отделения, приборы питания

    Кузнечное, сварочное, жестяницкое, медницкое отделения

    Столярное, обойное отделения

    Ремонт и монтаж шин

    Помещения для хранения автомобилей

    Открытые площадки для хранения автомобилей

    Несколько отличаются от российских европейские нормы, которых придерживаются фирменные сервисные центры. Они определяются, в частности, согласно стандарту, модифицированному по отношению к Европейскому стандарту EN (2011) «Свет и освещение. Освещение рабочих мест. Часть 1: Внутреннее освещение рабочих мест». Немецкая версия EН 12464 −1:2011 (EN 12464 −1:2011 Light and lighting — Lighting of work places — Part 1: Indoor work places .German version EN 12464 −1:2011):

    Наименование помещения, зрительной задачи и вида деятельности

    Освещенность, Еэкспл, лк

    Обобщенный показатель дискомфорта, UGR

    Коэффициент неравномерности освещенности,

    Индекс цветопередачи, Ra

    Работы по корпусу и сборка

    Помещения окраски, полировка

    Окраска ручная, контроль

    4000≤ Тцв ≤ 6500К

    Драпировка тканью вручную

    Впрочем, крупнейшие производители авто- и мототехники разрабатывают собственные рекомендации по освещению дилерских сервисных центров и включают их в корпоративный бренд-бук, на который следует опираться проектируя систему освещения фирменного автосервиса. В частности, в зоне ремонта рекомендуется обеспечить уровень освещенности в пределах так как яркий свет способствует более точной диагностике и быстрому и качественному ремонту.

    • Равномерный рассеянный общий свет.
    • Преимущественное обеспечение качественного бокового и нижнего освещения.

    Автосервисы рекомендуется оборудовать в помещениях с большой площадью остекления или зенитными фонарями, дополняя естественный свет искусственным освещением. Так как белый цвет хорошо отражает свет, стены и потолок должны быть как можно светлее — это позволит повысить уровень освещенности. При темной отделке света должно быть больше.

    Освещение смотровой ямы должно быть реализовано так, чтобы исключить ослепляющий эффект. Рекомендуется использование светильников рассеянного света и монтаж оборудования в специальные ниши. Смотровая яма должна быть оборудована розетками для подключения переносных светильников.

    Для покрасочных камер предпочтителен потолочно-стеновой монтаж светильников, при котором обеспечивается равномерная горизонтальная и вертикальная освещенность изделий, что очень важно для контроля качества окраски. Оптимальный уровень освещенности камер —

    При наличии в одном помещении зон, требующих разных режимов работы и освещения, требуется обеспечить раздельное управление освещением каждой зоны. Рекомендуется также отдельное управление освещением отдельных рабочих мест. Рабочие места требуют дополнительной локальной подсветки. При размещении светильников следует исходить из того, что источник света не должен мешать работе мастера — не слепить, не создавать резких теней. Уровень освещенности рабочего места не должен быть чрезмерно высоким и контрастным по сравнению с общим светом.

    К светильникам для автосервисов и ремонтных мастерских предъявляются повышенные требования с точки зрения экономичности и надежности. Как правило, это промышленные или уличные прожекторы, устойчивые к воздействию эмалей, лаков и масел. Принципиально важное требование — непрозрачный рассеиватель для светильников в зоне видимости мастеров.

    Помещения автомастерских относятся к пожароопасным (категория П-I и П-IIа по ПУЭ — присутствуют и жидкие и твёрдые горючие вещества в большом количестве) и взрывоопасные (категория В-1 по СП 12.13130.2009), поэтому светильники должны использоваться только с IP53 и выше (см. ПУЭ Таблица 7.4.3), а также иметь негорючие светорассеиватели из силикатного стекла.

    Рабочие процессы в авто- мотомастерких зачастую связаны с напряженной зрительной работой, поэтому здесь очень важен зрительный комфорт. Рекомендуется использовать светильники рассеянного света с большой площадью свечения. Линейные модульные светильники, которые обеспечивают большую равномерность и яркость света без слепящего эффекта, позволяют реализовать не только верхнее, но и боковое и нижнее освещение, а также локальную подсветку рабочих мест. Для общего освещения можно использовать светодиодные или люминесцентные светильники типа downlight, светильники с защитными шторками и блендами, карданные светильники, у которых можно менять направление светового потока.

    В помещениях, где для диагностики автомобилей используются компьютеры, коэффициент пульсации источников света должен быть не выше 5%, для остальных рабочих помещений — не более 10% во избежание возникновения стробоскопического эффекта (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278—03).

    Колеровочные и покрасочные цеха требуется освещать источниками света, спектр которых максимально приближен к естественному свету и с высоким индексом цветопередачи Ra ≥90. Это позволит избежать проявлений метамеризма (метамеризм — явление, при котором два различных по спектру цветовых образца имеют один и тот же цвет при освещении определенным источником света).Сравнения образцов после тестовой выкраски проводятся при естественном освещении, избегая прямых солнечных лучей и солнца в зените или с применением ламп колориста (3М 16407). Лампу подносить на расстояние не ближе 50см к образцу.

    Покрасочные цеха и камеры освещаются, как правило, с помощью люминесцентных светильников с электронными ПРА. Рассеиватели светильников должны быть устойчивыми к воздействию растворителей, так как их нужно периодически очищать от налета краски. Дополнительно используют специальное оборудование, например, инфракрасные излучатели для локальной сушки.

    В помещениях сырых, особо сырых, жарких и с химически активной средой применение люминесцентных ламп для местного освещения допускается только в арматуре специальной конструкции.

    Освещение смотровых ям светильниками напряжением допускается при соблюдении следующих условий:

    • вся электропроводка должна быть внутренней (скрытой), имеющей надежную электро- и гидроизоляцию;
    • осветительная аппаратура и выключатели должны иметь электро- и гидроизоляцию;
    • светильники следует закрывать стеклом или ограждать защитной решеткой;
    • металлические корпуса светильников должны заземляться (зануляться).

    Для локальной подсветки рабочих мест используется как стационарное оборудование, так и переносное — ручные фонари и напольные светильники. Конструкция стационарных светильников местного освещения должна предусматривать возможность изменения направления света. При работе в особо неблагоприятных условиях (теснота, неудобное положение, возможность соприкосновения с заземленными поверхностями и др.) для питания переносных светильников применяют напряжение не выше 12 В.

    Для освещения рабочих зон с подъемниками рекомендуется использовать линейные светильники с асимметричным светораспределением. Они монтируются с обеих сторон от подъемного механизма на специальные профили. Чтобы избежать ослепления рабочих, светильники должны быть оснащены антибликовыми решетками или микропризматическими рассеивателями HDP, если речь идет о светодиодных моделях.

    • Недостаточный уровень освещенности, неравномерная освещенность, отсутствие локальной подсветки рабочих мест.
    • Использование источников света с высоким коэффициентом пульсации.
    • Недостаточное качество цветопередачи.
    • Использование незащищенных светильников.

    Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!

    Покрасочная камера своими руками

    Покрасочная камера применяется для высококачественной окраски автотранспорта, металлоконструкций, мебельных изделий, судов, самолётов, вагонов и промышленного оборудования. При использовании камер достигается тот же результат, что и на заводах изготовителях. Поэтому покрасочные камеры пользуются большой популярностью и устанавливаются в профессиональных автосервисах и ремонтных мастерских. Промышленные предприятия также используют в производственном цикле оборудование такого типа. Современные покрасочные камеры – это высокотехнологичные устройства, выполняющие многие операции без участия оператора.

    Устройство и принцип работы покрасочной камеры

    Основное свойство камеры – полная герметичность, включающая в себя плотно закрывающиеся въездные ворота. Изоляция автомобиля в камере обеспечивает сохранение температурного режима, необходимого для качественного проведения работ, и предотвращения проникновения нежелательных частиц грязи и пыли. Процедура сухой фильтрации дополнительно очищает воздух в камере.

    Требуемая температура для технологического процесса регулируется автоматической системой, которая управляет источником тепла в виде электрического, газового или дизельного нагревателя. В зависимости от стоимости, покрасочные камеры оборудуются дополнительными вспомогательными элементами: направляющими рельсами, корзинами с гидравлическим управлением, транспортными тележками для перемещения инструментов и персонала.

    Практически все покрасочные камеры состоят из следующих элементов:

    • основная камера, в которой осуществляется покраска автомобиля и просушка;
    • приточная система вентиляции камеры, в комплект входят фильтры для очищения воздушных потоков;
    • тепловой нагреватель воздушной массы;
    • вытяжная система вентиляции с функцией фильтрации;
    • центральный пульт управления технологическим процессом;
    • осветительная система – важнейший элемент бокса для покраски, удовлетворительной для комфортного визуального контроля над качеством покраски считается яркость освещения 1500-2000 люкс.

    Виды покрасочных камер

    Покрасочные боксы различаются на несколько видов, в зависимости от установленной системы вентиляции воздуха:

    • с одним вентилятором-мотором, расположенным в верхней части камеры, остаточные объёмы краски выдуваются за пределы камеры через отверстия в полу;
    • с двумя моторами-вентиляторами, снизу и сверху камеры, которые обеспечивают поступление чистового воздуха и выдув отработанных материалов;
    • приточная вентиляция с вытяжкой – наиболее дорогая и практичная система, преимуществами которой являются постоянная и непрерывная фильтрация и циркуляция воздуха, в камеру попадает уже отфильтрованный и нагретый воздух, присутствует возможность забора воздуха непосредственно из камеры, его фильтрация и возвращение в рабочий процесс.

    Как сделать покрасочную камеру своими руками

    Покупка готовой покрасочной камеры – решение оправданное, так как экономит один из важнейших ресурсов – время. Выбор изготовления камеры своими руками позволяет получить экономическую выгоду, а также построить бокс полностью по своим желаниям и потребностям. Постройка покрасочной камеры своими руками предполагает несколько этапов, которые выполняются друг другом последовательно.

    Выбор помещения и подготовительные мероприятия.

    Идеальным местом для создания бокса является обычный кирпичный гараж. Достаточная площадь помещения – 24 кв. м, поэтому стандартный гараж 6 на 4 метра вполне подойдёт. Обязательным условием является обеспечение притока воздуха с помощью вентиляционной системы. Специалисты рекомендую устанавливать двухмоторную вентиляцию с выдувом воздуха за пределы бокса. Заборное отверстие в крыше – жестяной короб с присоединённым центробежным насосом (в народе называемым «улиткой»).

    Необходимо произвести манипуляции с полом будущей камеры, создав выходные отверстия в стенках гаража и закрыть их металлическими решётками. К ним будут вести воздух отводные каналы. Лучшим решением будет не углубление пола, а создание поднятие второго пола при помощи арматуры.

    Организация вентиляционной системы

    Для создания правильной работы вентиляционной системы во всех ее режимах (очистка, поддержание постоянной температуры при покраске, сушка автомобиля) важно верно расположить отверстия для впуска и выпуска воздуха. В противном случае, при покраске будут создаваться «мёртвые» зоны, в которых будет скапливаться пыль, покрасочная взвесь и вихри. Необходимо обеспечить максимально удобное управление мощностями вентиляционных двигателей и лёгкий доступ к воздушных фильтрам для регулярной и нетрудоёмкой их замены.

    Читать еще:  Sparky pmb 1200: полировальная машинка для авто

    Проектирование и реализация осушительной системы

    Существует для принципиально разных способов организации процесса сушки автомобиля в покрасочной камере. Здесь важно понимать, какие объёмы работы будут выполняться в определённый период времени. Если планируется производить покраску регулярно, обслуживая значительное количество клиентов, имеет смысл потратиться на создание инфракрасной системы сушки.

    Несмотря на серьёзные финансовые расходы, связанные с приобретением инфракрасных ламп и сопутствующего оборудования, у такого вида сушки есть три неоспоримых преимущества, которые сделают покрасочный цех конкурентоспособным:

    • Минимальный расход электроэнергии.
    • Оптимальное время сушки, идеальное высыхание поверхности.
    • Дополнительная сушка перед покраской грунтованного слоя.

    Внутренняя отделка покрасочной камеры

    В целях безопасности (возникновение возгорания) рекомендуется отделывать стены бокса металлическими листами (профнастилом). Вариант дешевле – облицовка пластиковой вагонкой, не даст полной уверенности в сохранности персонала и оборудования в результате пожара. При утеплении камеры для работы в зимних условиях в обязательном порядке следует использовать негорючие наполнители. Разумеется, что цвет стен и потолка камеры должен быть белым, и окрашен порошковой краской. Белый цвет будет помогать персоналу правильно оценивать цвета краски. Для освещения камеры устанавливаются светодиодные лампы.

    Забота о персонале

    При возведении покрасочной камеры своими руками можно и нужно простроить небольшой пристрой или задействовать соседний гараж для создания условий для отдыха маляров и хранения необходимых расходных материалов. Связывать два помещения может дверь или окно, важно обеспечить возможность визуального контроля над процессом покраски и сушки.

    Где выгодно купить покрасочную камеру

    Создание покрасочной камеры своими руками – процесс, увлекательный для любого настоящего мужчины, сравнимый по удовольствию с постройкой дома. Если же нет времени или желания вникать в тонкости строительства и оборудования камеры, есть вариант довериться в выборе и установки камеры для покраски автомобилей профессионалам. В компании «СТО маркет» можно приобрести любое оборудование для автосервиса, в том числе покрасочные камеры. Специалисты помогут с выбором, дадут необходимые советы и осуществят монтаж бокса для немедленного начала работы. На странице http://sto-m.ru/katalog/pokrasochnye-kamery/ можно ознакомиться с ассортиментом камер, и узнать много полезной и необходимой информации.

    При покраске транспортного средства актуальной проблемой является образование внутри покрасочной камеры туманной области, состоящей из мелкодисперсных элементов колера

    Вентиляция в покрасочной камере используется для выполнения крайне значимой функции – удаления вредных для организма человека испарений.

    Хорошее освещение является залогом качественного окрашивания транспортного средства.

    Как сделать покрасочную камеру своими руками?

    Покрасочная камера для автомобилей в Москве

    Покрасочная камера необходима для качественного и стойкого окрашивания автомобиля. Создать покрасочную камеру своими руками далеко не так просто, как кажется. Однако при комплексном и квалифицированном подходе собственная покрасочная камера для автомобилей может стать ничуть не хуже заводского помещения.

    Покрасочная камера своими руками: подготовка помещения

    Для того, чтобы насладиться ярким видом собственного авто, необходимо в первую очередь ответственно подойти к вопросу обустройства помещения, предназначенного для покрасочной камеры. Для того, чтобы помещения для покраски автомобилей исправно выполняло свои функции, важно соблюдать несколько требований к её оформлению:

    Теплоизоляция для стен. Желательно, чтобы температура в покрасочной камере всегда была не ниже 22°C.
    Освещение. Всестороннее освещение покрасочной камеры — основной залог успеха качественного окрашивания автомобиля.
    Вентиляция. Для того, чтобы краска хорошо ложилась и быстро высыхала при нанесении, необходимо грамотно подойти к вопросу организации системы воздуховода.
    Покрасочные материалы. Для окрашивания автомобилей лучше всего использовать материалы от надёжных и проверенных производителей.

    Требования к стенам и напольному покрытию

    Для теплоизоляции стен в покрасочной камере нельзя использовать первые попавшиеся материалы. Идеальным вариантом для отделки помещения станет минеральная вата. Она обладает оптимальными эксплуатационными и пожаробезопасными характеристиками.

    Напольное покрытие в покрасочной камере представляет собой решётку с мелкоячеистой структурой, под которой располагаются вентиляционные фильтры. Длина и площадь решетчатого покрытия зависят от габаритов окрашиваемых автомобилей.

    Для сушки автомобилей после окрашивания лучше всего использовать тепловые генераторы. Они подходя для периодического окрашивания транспортных средств. Но если бизнес по покраске автомобилей поставлен на поток, необходимо оборудовать покрасочную камеру более экономичным тепловым оборудованием, таким как инфракрасные сушки. Они потребляют не так много электроэнергии, как тепловые генераторы.

    Покрасочная камера своими руками: возможные трудности

    Как уже говорилось выше, создание собственной покрасочной камеры — довольно непростая задача. Если у вас нет опыта, времени и финансовых средств для обустройства собственного помещения для окрашивания автомобилей, то альтернативным вариантом станет готовая покрасочная камера для автомобилей. Купить всё необходимое для окрашивания транспортных средств можно в компании «Оскас».

    Рекомендации Рекомендации по проектированию освещения помещений со взрывоопасными зонами

    АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
    НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
    ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИЙ ИНСТИТУТ
    ТЯЖПРОМЭЛЕКТРОПРОЕКТ

    РЕКОМЕНДАЦИИ
    ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОСВЕЩЕНИЯ ПОМЕЩЕНИЙ СО
    ВЗРЫВООПАСНЫМИ ЗОНАМИ

    Начальник технического отдела

    Главный инженер института

    Отдел светотехнических установок

    З.К. Горбачева

    к.т.н . С.А. Клюев

    АННОТАЦИЯ

    В работе содержатся указания по проектированию освещения помещений со взрывоопасными зонами. Приводятся рекомендации по определению классов взрывоопасных зон, сведения по уровню взрывозащиты, маркировке и обозначению взрывозащищенных светильников, выбору систем и видов освещения, нормированию освещенности и качества освещения. Даются сведения о типах применяемых источников света, номенклатуре и техническим характеристикам взрывозащищенных светильников, способах освещения, сведения о комплектных осветительных устройствах с шалевыми световодами и их применении для освещения взрывоопасных зон, указания по расчету освещения.

    В электротехнической части работы даны указания по надежности и схемам питания освещения взрывоопасных зон, напряжению сети, защите, расчету и выполнению сетей, управлению освещением, занулению и заземлению осветительных установок.

    Работа предназначена для проектировщиков осветительных установок промышленных предприятий и может быть полезной для специалистов, работающих в области монтажа и эксплуатации электроустановок во взрывоопасных производствах, а также студентам высших и средних учебных заведений энергетических специальностей.

    Раздел 1. Общие указания . 2

    1.1. Область применения. Определения . 2

    1.2. Определение классов взрывоопасных зон . 3

    1.3. Уровни взрывозащиты, маркировка и обеспечения типов светильников . 7

    Раздел 2. Светотехническая часть проекта . 8

    2.1. Системы, виды освещения . 8

    2.2. Нормы освещенности и качества освещения . 9

    2.3. Источники света . 9

    2.4. Светильники . 9

    2.5. Щелевые световоды .. 12

    2.6. Щелевые световоды НПО «Ватра» . 13

    2.7. Способы освещения. Расположение светильников и щелевых световодов . 15

    2.8. Расчет освещения . 16

    Раздел 3 Электротехническая часть проекта . 16

    3.1. Источники питания. Напряжение . 16

    3.2. Схемы питания . 19

    3.3. Защита сетей . 19

    3.4. Управление освещением .. 21

    3.5. Расчеты сетей . 22

    3.6. Выполнение сетей . 24

    3.7. Зануление и заземление. 25

    Приложение Категории помещения по взрывопожарной и пожарной опасности . 26

    Принятые сокращения . 26

    Список литературы .. 26

    РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

    1.1. Область применения. Определения

    1.1.1. Настоящая работа предназначена для использования при проектировании освещения помещений со взрывоопасными зонами (ВЗ). Работа может быть полезна также для специалистов, работающих в области монтажа и эксплуатации электроустановок взрывоопасных производств и студентам высших и средних учебных заведений энергетических специальностей.

    В работе рассматриваются вопросы проектирования освещения помещений с взрывоопасными зонами на промышленных предприятиях и других зданиях разного назначения и не рассматривается — освещение взрывоопасных подземных объектов (шахт, рудников), а также взрывоопасные наружные установки, которым посвящена отдельная работа «Рекомендации по освещению наружных установок во взрывоопасных зонах» шифр работы М4166, 1993 г., автор ВНИПИ Тяжпромэлектропроект.

    1.1.2. Указания и рекомендации работы отвечают требованиям Правил устройства электроустановок ( ПУЭ) шестого издания [ 1] и СНиП II-4-79 [ 2].

    1.1.3. Общие сведения, указания и рекомендации по освещению взрывоопасных зон содержатся в книге «Электрическое освещение взрывоопасных и пожароопасных зон», автор И.Я. Пикман [ 3].

    1.1.4. Для удобства пользования настоящей работой в ней применены сокращенные обозначения некоторых терминов, понятий и наименований светотехнического и электротехнического оборудования, перечень которых приведен в конце работы.

    1.1.5. Взрывоопасная смесь — смесь с воздухом горючих газов, паров легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ), горючих пылей или волокон с нижним концентрационным пределом воспламенения не более 65 г/м 3 при переходе их во взвешенное состояние, которая при определенной концентрации способна взрываться при возникновении источника инициирования взрыва.

    К взрывоопасным относятся также смесь горючих газов и паров ЛВЖ с кислородом и другими окислителями (например, хлором).

    1.1.6. Верхний и нижний концентрационные пределы воспламенения соответственно максимальная и минимальная концентрация горючих газов, паров ЛВЖ, пыли или волокон в воздухе выше или ниже которых взрывание происходит даже при возникновении источника инициирования взрыва.

    1.1.7. Безопасный экспериментальный максимальный зазор (БЭМЗ) — максимальный зазор между фланцами оболочки, через который не проходит передача взрыва из оболочки в окружающую среду при любой концентрации смеси в воздухе.

    1.1.8. Взрывоопасная зона — помещение или ограниченное пространство в помещении или наружной установке, в котором имеются или могут образовываться взрывоопасные смеси.

    1.1.9. Зоны класса В-I — зоны, расположенные в помещениях, в которых выделяются горючие газы или пары ЛВЖ в таком количестве и с такими свойствами, что они могут образовывать с воздухом взрывоопасные смеси при нормальном режиме работы, например при загрузке или разгрузке технологических аппаратов, хранении или переливании ЛВЖ, находящихся в открытых емкостях и т.п.

    1.1.10. Зоны класса В-I a — зоны, расположенные в помещениях, в которых при нормальной эксплуатации взрывоопасные смеси горючих газов (независимо от нижнего концентрационного предела воспламенения) или паров ЛВЖ с воздухом не образуются, а возможны только в результате аварий и неисправностей.

    1.1.11. Зоны класса В-Iб — зоны, расположенные в помещениях, в которых при нормальной эксплуатации взрывоопасные смеси горючих газов или паров ЛВЖ с воздухом не образовываются, а возможны только в результате аварий или неисправностей и которые, отличаются одной из следующих особенностей:

    1. Горючие газы в этих зонах обладают высоким нижним концентрационным пределом воспламенения (15 % и более) и резким запахом при предельно допустимых концентрациях по ГОСТ 12.1.005-76 (например, машинные залы аммиачных компрессорных и холодильных абсорбционных установок).

    2. Помещения производств, связанных с обращением газообразного водорода, в которых по условиям технологического процесса исключается образование взрывоопасной смеси в объеме, превышающем 5 % свободного объема помещения, имеют взрывоопасную зону только в верхней части помещения. Взрывоопасная зона условно принимается от отметки 0,75 общей высоты помещения, считая от уровня пола, но не выше кранового пути, если таковой имеется (например, помещения электролиза воды, зарядные станции тяговых и стационарных аккумуляторных батарей).

    Пункт 2 не распространяется на электромашинные помещения с турбогенераторами с водородным охлаждением при условии обеспечения электромашинного помещения вытяжной вентиляцией с естественным побуждением; эти электромашинные помещения имеют нормальную среду.

    1.1.12. Зоны класса В-Iг — пространства у наружных установок; технологических установок, содержащих горючие газы или ЛВЖ, надземных или подземных резервуаров с ЛВЖ или горючими газами (газгольдеры) эстакад для слива и налива ЛВЖ, открытых нефтеловушек, прудов — отстойников с плавающей нефтяной пленкой и т.п.

    Освещение зон класса В-Iг в данной работе не рассматриваются, этому вопросу посвящена отдельная работа [ 4].

    1.1.13. Зоны класса В-II — зоны, расположенные в помещениях, в которых выделяются переходящие во взвешенное состояние горючие пыли или волокна в таком количестве и с такими свойствами, что они способны образовывать с воздухом взрывоопасные смеси при нормальных режимах работы (например, при загрузке и разгрузка технологических аппаратов).

    1.1.14. Зоны классов В-II a — зоны, расположенные в помещениях, в которых опасные состояния, указанные в п. 1.1.13 не имеют места при нормальной эксплуатации, а возможны только в результате аварий или неисправностей.

    1.2. Определение классов взрывоопасных зон

    1.2.1. В помещениях могут образоваться взрывоопасные зоны классов В-I, В-Iа, В-Iб, В- II и В-IIа.

    1.2.2. Определение классов ВЗ, а также, какая и как ориентированная в пространстве часть объема помещения является взрывоопасной, производится технологами проектных организаций или технологами самих предприятий.

    1.2.3. В нормативно-технологической документации по проектированию электроустановок предприятий некоторых отраслей промышленности и видов производства содержится классификация помещений по взрыво- и пожарной опасности. В табл. 1.1 приведены выдержки из такой документации с указанием классов ВЗ и некоторых других сведений, которые могут использоваться как справочные материалы [ 3 ].

    1.2.4. В заданиях технологов на проектирование освещения помещений со ВЗ часто указываются не классы ВЗ по ПУЭ , а категории помещений в соответствии с ОНТП 24-86/МВД СССР [ 5 ] по взрывоопасной и пожарной опасности (категории А, Б, В, Г, Д, см. приложение, листы 65, 66).

    Определение категории помещения по ОНТП 24-86 производится в зависимости от характера веществ и материалов, находящихся (обращающихся) в помещении. В зависимости от категории помещения принимаются объемно-планировочные и конструктивные решения зданий и помещений, обеспечивающие пожарную безопасность (огнестойкость строительных конструкций, противопожарные преграды, пути эвакуации).

    Классы зон по ПУЭ и категории производств по ОНТП 24-86 могут не совпадать, так как имеют разное назначение. Проектирование освещения помещений со ВЗ следует вести только в соответствии с классификацией зон по ПУЭ.

    1.2.5. Взрывоопасные смеси газов и паров ЛВЖ с воздухом разделяются на категории и группы как указано в табл. 1.2 и 1.3 (соответственно таблицы 7.3.1 и 7.3.2 ПУЭ). Из таблиц видно, что взрывоопасные смеси разделены на 5 категорий, обозначенных I, II , II А, II В, II С в зависимости от величины БЭМЗ (см. п. 1.1.7) и на 6 групп, обозначенных от Т1 до Т6 в зависимости от температуры самовоспламенения смеси.

    Таблица 1.1 Классы взрывоопасных зон некоторые помещений производственных предприятий

    Наименование помещения или производственного процесса

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector