Trt-auto.ru

Автомобильный журнал
10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Спотер для рихтовки авто своими руками

Рихтовка автомобиля с применением споттера и принцип работы аппарата

Под рихтовкой понимают технологию устранения неровностей на металле, она является одним из видов кузовных работ. Существуют различные инструменты, которые используют для осуществления ремонта такого типа. Одним из них является споттер для рихтовки авто.

Принцип работы

Споттером называют аппарат односторонней точечной сварки. Принцип функционирования данных устройств основан на выделении большого количества тепла в точке контакта соединяемых деталей при прохождении электрического тока. То есть споттером осуществляют контактную сварку сопротивлением.

К месту соединения элементов рассматриваемый прибор подает ток силой примерно 3-5 тыс. А на 1 мм толщины металла. Благодаря этому в данной точке происходит разогрев материала до температуры, близкой к точке плавления. При этом соединяемые элементы прижимаются друг к другу механическим усилием либо пневмоклещами с усилием в 150 кг на время не более секунды.

Недопустим нагрев металла до точки плавления, так как из-за этого при сжатии может произойти выдавливание. Это нужно учитывать тем, кто собирается сделать самодельный споттер.

Наглядно понять принцип функционирования данных устройств позволит видео.

Во многих фирменных инструментах температуру необходимого нагрева определяет микропроцессор. Самодельный аналог следует оснастить ручной регулировкой данного параметра. Большинство созданных своими руками споттеров однофазные. Возможно создать двух- и трехфазное устройство, однако в любом случае его требуется оснастить выпрямителем тока, а такая конструкция весьма сложна. Более подробно узнать о том, как сделать споттер своими руками, можно из многих видео в Сети.

Параметры споттеров

На рынке представлены различные модели рассматриваемых устройств, отличающиеся конструкцией и характеристиками. Наиболее дешевые варианты — однофазные трансформаторные переменного тока. Однако они не подходят для работы с оцинкованным или высокопрочным металлом.

Более мощные споттеры оснащают трансформаторами трехфазного постоянного тока. Однако современные модели комплектуют инверторами, которые обеспечивают им компактные размеры и небольшую массу, а также высокое качество работ благодаря возможности создания тока частотой до 2000 Гц. К тому же такие споттеры имеют электронное управление и способны сваривать любые металлы. Узнать о параметрах различных видов данных инструментов можно из статей и видео опытных гаражников.

Применение

Рассматриваемые инструменты используют для кузовного ремонта во многих мастерских. К тому же споттером возможно сделать рихтовку и обычным пользователям своими руками. Споттер применяют для осуществления ремонтных работ крупных кузовных деталей авто.

Особо актуален данный инструмент в тех случаях, когда доступ к обратной стороне поврежденного участка детали авто затруднен либо невозможен, и рихтовка может быть осуществлена лишь с внешней стороны.

И даже в случае возможности обеспечения доступа к рабочей поверхности с тыльной стороны применение споттера исключает необходимость этого, упрощая таким образом работы, так как для этого требуется снимать обшивку или какие-либо другие детали. Поэтому нередко с применением данного инструмента осуществляют рихтовку порогов, дверей и прочих кузовных элементов.

Другим немаловажным преимуществом такой технологии рихтовки является сохранение исходных швов и стыков на панелях, а также антикоррозионного покрытия. Кроме того, споттер обеспечивает небольшую зону ремонта, что сокращает время работ, затраты материалов, а соответственно, и финансов. Названными параметрами споттеров обусловлено их распространение в последнее время.

Технология проведения работы

Предварительно с деформированной поверхности необходимо удалить лакокрасочный материал, антикоррозионное покрытие и коррозию. От тщательности осуществления названных работ зависит качество ремонта, то есть прочность создаваемого соединения.

После очистки на рабочей поверхности закрепляют контакт заземления. Затем методом точечной сварки присоединяют крепежные элементы, в качестве которых могут быть использованы треугольники, шпильки, шайбы, обратный молоток. Наконец, оборудованием для правки, таким как, например механические растяжки, гидроцилиндры, обратный молоток, стяжки, захватывают крепежный элемент и вытягивают деформированную поверхность до исходного состояния.

По завершении правки крепежную деталь выкручивают, а рабочую поверхность зачищают шлифовальным оборудованием. Наглядно увидеть выполнение рихтовки можно на видео опытных мастеров.

Чтобы сделать ремонт успешно и достичь качественного результата, нужно учитывать приведенные далее особенности.

  • Время сварки своими руками и напряжение используемого при этом тока нужно определять на основе толщины и типа металла.
  • Необходимо правильно выбрать крепежный элемент. Так, при ремонте алюминиевых деталей авто недопустимо использовать обратный молоток, так как в данном случае требуется плавное выпрямление ввиду хрупкости материала.
  • Несмотря на отсутствие необходимости разборки детали для доступа с внутренней стороны перед сваркой, при данных работах будет повреждено антикоррозионное покрытие из-за нагрева. Поэтому желательно восстановить его по завершении работ, для чего, скорее всего, все же потребуется хотя бы частично разобрать отремонтированный кузовной элемент авто.

Об особенностях настройки инструмента своими руками можно в узнать также из видео.

Как выбрать споттер для кузовного ремонта автомобиля? Обзор характеристик, производителей и принципа работы оборудования.

Споттер – это оборудование, предназначенное для кузовного ремонта автомобиля за счет использования технологии точечной сварки. Такой аппарат позволяет выравнивать вмятины и прочие кузовные повреждения с внешней стороны без необходимости разреза металлической конструкции кузова или отдельной детали авто.

Технология, которая используется в споттере – это сварка сопротивлением. Все управление оборудованием происходит с помощью микропроцессора, к которому подключена панель с регуляторами настроек.

Если говорить простыми словами, то споттер для кузовного ремонта – это один из подвидов сварочных аппаратов. Основное его отличие от классической сварки заключается в том, что импульс сварочного тока формируется за счёт разряда конденсатора большой ёмкости и действует в течение очень короткого промежутка времени, настолько короткого, что даже краска с обратной стороны не успевает обгореть.

Для чего нужен споттер? С помощью данного устройства вытягивают двери авто, крышу, бампера и прочие кузовные элементы, и при этом, не тратя время на их снятие, разборку и выравнивание с обратной стороны. В любой автомастерской, которая занимается кузовными работами без качественного спотта не обойтись. Такой аппарат ускоряет ремонтные работы.

Настройки, которые присутствуют на корпусе споттера, задаются исходя из следующих параметров:

  • толщины металла детали.
  • тип насадки.
  • временного интервала проведения работ.
  • мощности.

Из дополнительных приспособлений, которые используются вместе со споттером, выделяют:

  • струбцины.
  • точечные крепежи споттера.
  • электроды.
  • приспособления для удаления вмятин.
  • элементы для вытягивания ребер.
  • насадки в виде полумесяцев и шпилек.

Применяя данный аппарат, вы сохраните заводские швы, и при этом результат будет высокого качества.

Классификация оборудования

Споттеры разделяют на два типа:

  • инверторные.
  • трансформаторные.

От направленности ремонта такое сварочное оборудование разделяют на несколько категорий:

  • для рихтовки кузова и отдельных деталей автомобиля. Это компактный ручной инструмент, в комплекте с которым поставляется обратный молоток и набор насадок.
  • для контактной сварки кузовных панелей с использованием клещей. В эту группу включают маломощные споттеры которые направлены на контактное точечное сваривание.

В зависимости от рабочего напряжения данные аппараты разделяются на подключение к:

  • 220В.
  • 380В.

Работают они примерно одинаково, но некоторые мастера говорят, что более качественные швы получаются именно от споттеров подключенных к 380В.

В основной комплект поставки такого оборудования входят:

  • крепежные элементы. Петли, волнистая проволока и прочее.
  • обратный молоток.
  • клещи пневматического типа.

Все дополнительные комплектующие, для осуществления сложного кузовного ремонта, можно найти в любом интернет магазине профильного направления. Старайтесь не экономить на оборудовании, ведь от качества его изготовления зависит и тот уровень работ, который вы будете предлагать клиенту.

Как работать со споттером?

Вы вполне можете проводить ремонтные работы с помощью споттера своими руками, нужно лишь изучить теорию и немного попрактиковаться на тестовых поверхностях.

Алгоритм работы тут будет следующий:

  1. Зачистка обрабатываемой поверхности. Вам нужно с помощью шлифовальной машинки и наждачной бумаги снять слой ЛКП с поврежденного участка кузова, где вы будете приваривать шайбы для вытягивания вмятин.
  2. К детали, которую ремонтируем, подключаем заземление. Важно! Если вы будете выравнивать деталь прямо на кузове авто, без снятия, то обязательно снимите клеммы аккумулятора, чтобы избежать замыкания электроники.
  3. Используя споттер, в местах вмятин и повреждений привариваем крепежные элементы, за которые в итоге будем тянуть металл, к его исходной форме. К таким крепежным элементам относят: шайбы, шпильки, треугольники, «змейки».
  4. Применяя обратный молоток, который обычно поставляется в комплекте со споттером, вытягиваем поврежденные участки кузова. Помимо обратного молотка можно использовать цепи, тросы, стапель, лом и прочие приспособления, с помощью которых можно тянуть металл.
  5. После выравнивания снимаем крепежные элементы путем их выкручивания.
  6. Зачищаем место сварки и приступаем к этапу обезжиривания и шпаклевания поверхности детали.

На этом ремонтные кузовные работы завершены, и далее уже будет идти этап нанесения нового ЛКП.

Видео примеры работы с таким оборудованием.


Как выбрать споттер для кузовного ремонта?

На рынке сейчас много предложений, есть как известные и дорогие производители, так и более дешевый ценовой сегмент. Широко развит и рынок б/у споттеров.

На данный момент можно выделить несколько основных торговых марок:

  1. Споттеры Holex, которые производятся немецкой компанией Хоффман. Это качественное оборудование, которым пользуются авторитетные автомастерские.
  2. Французский производитель Gys. Пример их аппаратов Gyspot, которые используются для сварки звезд и колец, вытягивания небольших вмятин, сварки волнистой проволокой для рихтовки округлых поверхностей.
  3. Китайские споттеры марки Solary. Невысокая цена и оптимальное качество, делают это оборудование очень востребованным на рынке среди новичков.
  4. Итальянское оборудование фирмы Deca. Имеет встроенный микропроцессор, который позволяет осуществлять автоматические настройки в различных условиях работы, напрмиер от толщины металла.
  5. Украинские споттеры «Темп». Доступная цена и неплохая комплектация.

А каким споттером пользуетесь вы? Напишите марку и краткий отзыв о работе с данным оборудованием. Заранее спасибо за ответ. Такой совет будет полезным для начинающих мастеров.

Споттер для кузовного ремонта

  • Споттер для кузовного ремонта
  • Принцип работы споттера
  • Виды споттеров
  • Как сделать споттер для рихтовки своими руками
  • Изготовление споттера из сварочного аппарата
  • Изготовление пускового устройства
  • Самодельный обратный молоток

Очень часто на автомобиле появляются вмятины, отрихтовать которые очень сложно, так как потребуется максимальная геометрическая точность. В таком случае вам понадобится споттер. Споттер (от англ. «указатель цели», «точка») – это приспособление для односторонней точечной сварки, которое работает по принципу токового сопротивления. Применяется для рихтовочных работ в ремонте авто.

  • Принцип работы споттера
  • Виды споттеров
  • Как сделать споттер для рихтовки своими руками
    • Изготовление споттера из сварочного аппарата
    • Изготовление пускового устройства
    • Самодельный обратный молоток

Принцип работы споттера

Составные части споттера: коробка (в ней находятся трансформаторы или инвенторы), кабель, пистолет (стаддер) и электрод. Аппарат споттер работает по принципу мгновенного приваривания (длится считанные секунды) металла (крепежа) к кузову машины на месте повреждения и последующего вытягивания деформированной поверхности посредством обратного молотка. Обратный молоток фиксируется на деформированной поверхности, а по направляющей двигается сам молоток в виде шайбы (именно она прикладывает усилие в точке фиксации и вытягивает деформацию). Споттер незаменим при вытягивании участков, к которым невозможно подобраться изнутри.

У обычного споттера есть 2 режима работы:

Кратковременный – направляющая крепится в конкретной точке специальными шайбами.

Сварочный – угольный электрод осуществляет сварку на минимальной скорости.

Споттер для рихтовки работает таким образом:

1. Деформация на машине хорошо зачищается (до металла).

2. К подготовленному участку крепится заземлительный контакт.

3. Споттером привариваем крепежные элементы (шайбы). Потом к ним нужно будет подсоединить споттер.

4. Захватываем эти элементы пистолетом споттера.

5. Вытягиваем деформацию на участке кузова машины. Чтобы подкорректировать поверхность, нужно использовать обратный молоток.

Читать еще:  Локальная покраска авто своими руками

6. Крепежный элемент (шайбы) убираем руками (срывается легко, без усилий).

7. Зачищаем участок и готовим его под шпатлевку.

Виды споттеров

Есть 2 вида споттеров (все зависит от уровня мощности трансформатора и принципа работы):

Трансформаторный. Такой аппарат можно изготовить самостоятельно.

Инверторный. Такой аппарат собирают только на заводах. Инвенторный споттер оснащен датчиками заданной и реальной температуры. Режим сварки можно выбрать на панели управления.

Как сделать споттер для рихтовки своими руками

Чтобы сделать споттер для рихтовки авто своими руками, надлежит подготовить материалы и инструменты:

• Сварочный трансформатор.

• Привод 12В (можно взять трансформатор от ненужной техники).

Что можно взять за основу для споттера-самоделки?

• Трансформатор из микроволновки.

• Аккумулятор машины (придется заряжать его до и после использования).

Изготовление споттера из сварочного аппарата

Как сделать споттер из сварочного аппарата? За основу берем старый сварочный аппарат. После всех переделок он должен подавать от 1500А.

Собираем споттер в такой последовательности:

1. Со сварочного аппарата убираем вторичный слой (или два слоя).

2. Рассчитываем количество витков на 1В: обверните медную изолированную проволоку на первичную обмотку и затем измерьте количество вольт. Теперь полученное число разделяем на количество витков проволоки и получаем количество нужных витков на 1В.

3. Делаем шину из вторичного слоя. Сечение шины не меньше 160 мм², напряжение – 6 В. Если сечение меньше, то разделяем шину на несколько частей (количество кусков зависит от начального числа) и обматываем части тканевой изолентой.

4. Делаем 2 шины с обмоткой из изоленты и малярного скотча. Шары изоляции делаем последовательно: слой изоленты, слой скотча и снова изолента. Свободные края заклепайте.

5. Эти шины плотно наматываем на трансформатор. Шина должна быть цельной (без повреждений) и должна лечь ровно и плотно.

6. Если мощности достаточно, то работы на этом этапе окончены.

Изготовление пускового устройства

Теперь займемся изготовлением пускового устройства: кнопки, которая будет управлять реле (перекрывает провода с напряжением 220В) через привод 12В. К сварочному пистолету приделываем детали для присоединения к прибору рихтовки. Внутри полуавтомата фиксируем латунную ось (класс М10).

Под клещи берем трубу 20х20 мм. Трансформатор и пистолет соединяется силовым проводом. Его сечение должно иметь одинаковое или большее сечение, чем сечение шины. Оптимальный размер проводов – 2,5 м.

Рабочий кабель, который будет соединять пистолет с трансформатором, непременно должен быть сделать из коммутирующего провода с термоизоляцией.

Самодельный обратный молоток

Молоток споттера служит для рихтовки деформаций на кузове авто. При изготовлении самодельного обратного молотка сначала собираем пистолет, потом присоединяем его к блоку управления. Для этого присоединяем к электроду (длина 40-45 см, диаметр – 12016 мм) толстый кабель. На кнопку управления выводим три провода.

На электрод надеваем тяжелую болванку (это и есть наш обратный молоток). Болванка должна свободно перемещаться. На конец электрода привариваем острый наконечник (именно он будет контактировать с кузовом при рихтовочных работах).

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Споттер своими руками

Понятие spotter, его русское название споттер, спотер, спот, с английского переводится как «указатель цели» или от основы слова – «точка». Это оборудование, которое относится к одному из видов сварочных аппаратов и по смыслу полностью отвечает своему наименованию. Споттер – аппарат для односторонней точечной сварки, действующий по принципу токового сопротивления. Работа системы споттера заключается в выделении определенного количества тепловой энергии в зоне соприкосновения со свариваемым материалом во время прохождения тока.

Делятся споттеры на два вида: трансформаторы и инвертора. Трансформаторный споттер своими руками изготовить можно, а вот инверторный собирается только в промышленном производстве. Spotter используется для процесса кузовных работ авто, где действия полуавтомата или ручных инструментов не принесут желаемых результатов. Споттером удаляются вмятины, путем вытягивания.

Из чего состоит споттер и как им пользоваться

Споттеры визуально представляют собой аппарат, который состоит из коробки, кабеля, пистолета (стаддера) и острого прута (электрода). В коробке находится вся система сварочного аппарата, в том числе трансформаторы или инвертора. Сам процесс точечной сварки для кузовных работ авто выглядит так: на месте поврежденного металла приваривается крепеж, к которому закрепляется споттер и с помощью дополнительных механизмов или вручную вытягивается вмятина. Этот способ удобен тогда, когда выровнять поверхность кузова изнутри неудобно или невозможно. При этом существует много преимуществ работы с таким специализированным оборудованием – минимум сил, быстро и без рисков нанести больший ущерб.

Для того чтобы максимально быстро и четко произвести кузовные работы авто нужно соблюдать определенный порядок и технологию процесса, а также учесть небольшие нюансы:

  • Поверхность, которая была деформирована, сначала нужно зачистить от любого вида покрытий (лака, краски, ржавчина). Этот этап работы очень важен, потому что от качества соединения двух металлов будет зависеть и результат всего процесса.
  • К поверхности, которая будет корректироваться, нужно присоединить контакт заземления.
  • На уже очищенную поверхность поврежденного места металла следует приварить крепеж, через который будет присоединен споттер.
  • К приваренному крепежу производится захват пистолетом споттера, после чего вмятину вытягивают. Для коррекции поверхности используется обратный молоток, гидроцилиндры, стапели и так далее. Учитывая толщину металла, нужно определить каким именно приспособлением лучше рихтовать вмятину, чтобы не навредить кузову. Допустим, обратный молоток нельзя использовать для алюминия, и оцинкованный кузов возьмет не каждый споттер.
  • После завершения рихтовки кузова приваренная деталь скручивается, а контактное место зачищается шлифовальной машинкой.

Как сделать споттер своими руками

Зная устройство сварочного аппарата, можно смело решиться сделать споттер своими руками. Самодельный Spoter будет состоять из подручных деталей, купить нужно только то, чего дома, обычно, не бывает (если желающий собрать споттер не мастер-ремонтник). Суть устройства такова: блок управления передает на стаддер ток, который доходит до электрода, на котором перемещается обратный молоток (металлическая болванка). С помощью обратного молотка корректируется деформированный участок поверхности кузова авто.

Купить сварочный аппарат такого типа не всегда может быть целесообразно, тем более что стоимость качественного оборудования не так уже и мала. Потому рассмотрим устройство аппарата, чертежи и разберемся как быстро и из чего сделать самодельный споттер. Разберем по схеме блок управления, трансформатор и пистолет.

Блок питания своими руками

Блок питания состоит из трансформатора и диодного моста, который собирается на диодах Д226Б. Они необходимы для зарядки емкости С1. В свою очередь конденсатор открывает тиристор V9, после нажатия кнопки S3. Тиристор помещается в диагональ моста, от которого питается обмотка (первичная) трансформатора Т2. Когда тиристор открыт – происходит процесс сварки, а после того, как емкость исчерпает свой заряд, происходит закрытие тиристора, и, соответственно, работа устройства прекращается. После отпуска кнопки S3 конденсатор C1 снова начинает заряжаться. Длительность импульса регулируется резистором переменным R1. Трансформатор обязательно должен быть мощным.

Тиристор ПТЛ 50 можно поменять на ТЧ 40, а также на ТЧ 80. Можно составить другую схему, в которой вместо ПТЛ 50, питающего обмотку трансформатора, использовать симистор. Управляется симистор оптопарой, а диодный мост заменить на стабилизатор по микросхеме LM317. Как стабилизатор, можно использовать любой блок питания, который даст хотя бы 10 Вольт. Переменный резистор RP1 устанавливается в цепи провода микросхемы и им можно корректировать напряжение для зарядки конденсатора. Этой манипуляцией регулируется продолжительность импульса для сварки. В случае короткой длительности сварки, следует увеличить емкость С4.

Споттер своими руками: мотаем трансформатор

В процессе создания споттера своими руками, самой трудоемкой работой считается изготовление трансформатора. Обмотка занимает длительное время, но без этого этапа результата не будет (разве что в наличие есть лишний трансформатор). Мотать можно на Ш-образном и кольцевом железе. Провод для второй обмотки можно брать медный или алюминиевый. Изоляцию между мотками нужно делать хорошую из лакоткани или бумаги трансформаторной в несколько слоев (5-6). Бумагу можно, для надежности, пропитать парафином.

Самодельный обратный молоток

Обратный молоток нужен для рихтовки кузовной поверхности. Сначала нужно собрать пистолет и присоединить его к блоку управления. Для этого берется толстый кабель, который присоединяется к электроду, а на кнопку нужно вывести три провода. Длина электрода должна быть в пределах 40-45 см, а в диаметре 12-16 мм. На электрод одевается тяжелая болванка. Она и будет обратным молотком, перемещаться должна свободно. На конец электрода нужно приварить острый наконечник, которым и производится контакт с поверхностью кузова при рихтовке авто.

Силовой соединяющий кабель должен иметь сечение равное или большее, чем шина вторичной обмотки трансформатора. Рекомендуемая длина проводов не должна превышать 2,5 м. На этом, подведем итоги: изготовить споттер своими руками реально.

Забудьте о штрафах с камер! Абсолютно легальная новинка — Глушилка камер ГИБДД, скрывает ваши номера от камер, которые стоят по всем городам. Подробнее по ссылке.

  • Абсолютно легально (статья 12.2);
  • Скрывает от фото-видеофиксации;
  • Подходит для всех автомобилей;
  • Работает через разъем прикуривателя;
  • Не вызывает помех в радиоприемнике и сотовых телефонах.

Споттер

В этой ста­тье пого­во­рим о спот­те­ре для кузов­но­го ремон­та, необ­хо­ди­мо ли его нали­чие при ремон­те повре­жде­ний, его при­ме­не­ние, устрой­ства, исполь­зу­е­мые сов­мест­но с ним.

Что такое споттер для рихтовки кузова?

Спот­тер – это по сути аппа­рат одно­сто­рон­ней точеч­ной свар­ки, при­спо­соб­лен­ный для вытя­ги­ва­ния вмя­тин. В этом аппа­ра­те сто­ит кон­ден­са­тор высо­кой ёмко­сти, свар­ка про­ис­хо­дит за очень корот­кий про­ме­жу­ток вре­ме­ни, за доли секун­ды. Металл ремон­ти­ру­е­мой пане­ли, на кото­рый спот­тер при­ва­ри­ва­ет одну из сво­их при­над­леж­но­стей, не успе­ва­ет разо­греть­ся и в боль­шин­стве слу­ча­ев даже крас­ка с обрат­ной сто­ро­ны не повре­жда­ет­ся. Он име­ет спе­ци­аль­ные режи­мы для исполь­зо­ва­ния его с раз­ны­ми аксес­су­а­ра­ми. Мини­маль­ный набор спот­те­ра – это соб­ствен­но сам аппа­рат с сило­вым кабе­лем, кабе­лем мас­сы, а так­же с писто­ле­том (стад­де­ром), на кото­ром кре­пит­ся моло­ток обрат­но­го действия.
Неслож­ные повре­жде­ния мож­но вытя­нуть, исполь­зуя толь­ко обрат­ный моло­ток. Повре­жде­ния посе­рьёз­ней, вклю­ча­ю­щие обшир­ные вмя­ти­ны с ост­рым дном, зало­мы рёбер пане­ли, так­же мож­но ремон­ти­ро­вать спот­те­ром, при этом, исполь­зуя допол­ни­тель­ные инструменты.
Давай­те рас­смот­рим эти допол­ни­тель­ные при­спо­соб­ле­ния для споттера:

Гребёнка (грейфер) для споттера

Дан­ное при­спо­соб­ле­ние исполь­зу­ет­ся сов­мест­но со все­ми устрой­ства­ми для вытя­ги­ва­ния как пере­ход­ник меж­ду при­ва­рен­ны­ми спот­те­ром тяну­щи­ми эле­мен­та­ми и устрой­ства­ми для вытя­ги­ва­ния. Гре­бён­ка помо­га­ет тянуть не один эле­мент, а несколь­ко. При­ва­ри­ва­ет­ся ряд тяну­щих эле­мен­тов вдоль, к при­ме­ру, острой длин­ной вмя­ти­ны, в них встав­ля­ет­ся стер­жень, а к стерж­ню цеп­ля­ет­ся гре­бён­ка и про­из­во­дит­ся посте­пен­ное вытя­ги­ва­ние. Грей­фер может иметь раз­ное коли­че­ство крюч­ков и, соот­вет­ствен­но, по раз­но­му рас­пре­де­лять тяну­щее усилие.

Вытягивающее устройство (мостик выравнивающий)

Это устрой­ство дей­ству­ет по прин­ци­пу откры­вал­ки для вин­ных про­бок. Исполь­зу­ет­ся вме­сте с гре­бён­кой. При­ва­ри­ва­е­те тяну­щие эле­мен­ты, встав­ля­е­те стер­жень, за стер­жень при­со­еди­ня­е­те гре­бён­ку, сво­ди­те рыча­ги, тем самым, вытя­ги­вая вмя­ти­ну. Быва­ют так­же вари­ан­ты не с рычаж­ным а с резь­бо­вым вытя­ги­ва­ни­ем. То есть, закру­чи­вая спе­ци­аль­ный бара­шек или болт свер­ху мости­ка, под­ни­ма­е­те тем самым стер­жень, а за ним и гребёнку.
Стер­жень, с помо­щью кото­ро­го про­ис­хо­дит вытя­ги­ва­ние, мож­но пере­ме­щать по мости­ку вле­во и вправо.
Суще­ству­ют так­же моде­ли вырав­ни­ва­ю­щих мости­ков с четырь­мя опо­ра­ми. Такая кон­фи­гу­ра­ция нуж­на для более удоб­но­го раз­ме­ще­ния мости­ка на слож­ных поверхностях.

Рычаг вытягивающий

Исполь­зу­ет­ся для вытя­ги­ва­ния вмя­тин. Так­же как и мостик обыч­но исполь­зу­ет­ся вме­сте с гре­бён­кой. Стер­жень мож­но пере­ме­щать вдоль рыча­га. Если стер­жень рас­по­ло­жить близ­ко к подош­ве, то тяну­щее уси­лие соот­вет­ствен­но будет мак­си­маль­ным. Опор­ная подош­ва име­ет доста­точ­но боль­шую пло­щадь и при рас­по­ло­же­нии на жёст­ком месте кузов­ной пане­ли рас­се­и­ва­ет дав­ле­ние, не зами­ная металл. Одно из при­спо­соб­ле­ний для спот­те­ра, кото­рое не слож­но сде­лать самому.

Читать еще:  Wagner w665 wallperfect: подходит ли краскопульт для покраски авто?

Пуллер для быстрой вытяжки

К пул­ле­ру под­клю­ча­ет­ся кабель от спот­те­ра, таким обра­зом его мож­но исполь­зо­вать, не при­ва­ри­вая допол­ни­тель­но тяну­щих эле­мен­тов. Стер­жень пул­ле­ра с нуж­ной для Вас насад­кой при­ва­ри­ва­ет­ся к повре­ждён­но­му метал­лу. Раз­ме­ща­е­те пул­лер над ямкой, при­ва­ри­ва­е­те нако­неч­ник, нажи­ма­е­те на рыча­жок, вытя­ги­ва­е­те, отры­ва­е­те стер­жень лёг­ким поворотом.

Каж­дое из рас­смот­рен­ных устройств выпус­ка­ют­ся в раз­ных вари­а­ци­ях, но прин­цип у всех похож.

Спот­тер хорош тем, что име­ет мно­го раз­ных режи­мов рабо­ты. Очень будет поле­зен режим усад­ки метал­ла. При повре­жде­нии пане­ли кузо­ва часто рас­тя­ги­ва­ет­ся металл. Спот­тер помо­жет устра­нить эту про­бле­му при помо­щи спе­ци­аль­но­го уголь­но­го электрода.

Как сделать споттер своими руками

Споттер для рихтовки идеально подходит для аккуратной работы с вмятинами и повреждениями корпуса авто. Минимальные подготовительные работы с элементами машины, восстановление до первозданной формы, и быстрая последующая обработка места под покраску, поспособствовали внедрению этого устройства во все СТО и мастерские. Но при работе в собственном гараже нет смыла покупать дорогой аппарат. Взамен магазинного, можно изготовить самодельный споттер. Для этого необходимо знать как собрать трансформатор, чем манипулировать напряжением для импульса, и из чего сделать рабочие элементы. Хорошими помощниками начинающему конструктору окажутся схемы и видео самодельного споттера из Сети.

Схема и принцип действия

Для создания споттера своими руками важно понимать процесс, происходящий внутри аппарата. Схема управления напряжением может отличаться, но основная суть в следующем:

  • При подключении сварочного устройства в сеть, ток поступает на первый трансформатор. После понижения напряжения (V) и повышения силы (А), ток передается на диодный мост.
  • Диоды связаны с реле и переключателем. Они передают напряжение дальше, на конденсатор для зарядки.
  • Для выработки сварочного тока задействуют второй трансформатор и стоящий перед ним тиристор.
  • При срабатывании реле и переключении на вторую цепь питания, происходит отключение конденсатора и отдача напряжения на тиристор.
  • Последний, открывается и пропускает ток дальше на второй трансформатор.
  • Для регулировки сварочного напряжения в цепи предусмотрен пропуск через сопротивление.
  • Выдаваемый импульс зависит от характеристик конденсатора и параметров сопротивления, которым можно увеличить время продолжительности подачи напряжения.
  • После разрядки конденсатора, тиристор закрывается и цикл повторяется.
  • Длина импульса варьируется от 0.1 до 0.5 с. Более точные настройки можно сделать при помощи микроконтроллера (МК), вставляемого в схему дополнительно.

Основные составляющие для споттера

Для создания самодельного споттера необходимо подобрать ряд элементов, отвечающих за обеспечение процесса преобразования тока и возможность импульсной сварки. Некоторые детали можно изготовить самому, другие придется выбирать и покупать в магазине. Ключевыми являются:

  • Трансформатор №1, для создания сварочного тока. Его можно сделать из неработающей микроволновой печки.
  • Диодный мост с параметрами 5-8V, и составляющими, способными работать при 12V.
  • Трансформатор №2, для подпитки рабочих элементов цепи.
  • Тиристор. Возможна модель ПТЛ-50 или иные версии.
  • Переменный резистор, с минимальным сопротивлением от 100 Ом.
  • МК для более «продвинутых» версий.

Приступаем к делу

Как сделать споттер своими руками хорошо видно на видео в интернете. После зрительного ознакомления можно приступать к сборке. Начинать следует с главного элемента — расчета трансформатора, и продвигаться к менее значительным.

Трансформатор и характеристики

Самодельные споттеры изготавливаются из элементов микроволновой печи. Но для понижения мощности, и выработки достаточной силы тока, устройство необходимо модернизировать. Поэтому, с трансформатора удаляется вторичная обмотка. Действовать необходимо осторожно, чтоб не повредить изоляционное покрытие.

Создание новой вторичной обмотки производится проводом с минимальным сечением 50 квадратных мм. Его наматывают в три витка и изолируют. Выбранный вариант позволит получить необходимый ток для сварки. Иногда для создания споттера своими руками переделывают инверторный аппарат.

Схема споттера может включать и полностью самодельный трансформатор, управляющий остальными процессами. Свой основной узел можно собрать из Ш-образного сердечника. Для первичной обмотки подойдет провод с сечением 2.5 мм квадратных, который наматывается в количестве 200 витков. Равномерное распределение поспособствует правильной работе и меньшему нагреву аппарата. Вторичная обмотка содержит семь витков провода с сечением 50 мм квадратных.

Надежную изоляцию между слоями можно выполнить бумагой от кассовой ленты. Весь трансформатор стоит пропитать шеллаком. Заранее предусматривается достаточная длина концов первичной обмотки, чтобы присоединить шнур питания, и вторичной, для крепления к клеммам последующей цепи.

Сварка споттером не имеет строгих критериев по оборудованию, и вариации трансформаторов могут отличаться. Хорошо будет работать аппарат с составляющими:

  • кольцевой сердечник диаметром 150 мм;
  • первичная обмотка кабелем 1.8 мм в количестве 255 оборотов;
  • вторичная обмотка с медной шиной 6.5х4, хорошо распределяющая напряжение, в семь витков и три слоя.

Трансформатор №2, для питания других элементов цепи, можно купить готовый. Основное требование — 12V на вторичной обмотке. Если данные выходящего тока отличаются, то дополнительная обмотка, по образцам на видео в Сети, поможет довести его состояние до нужного уровня.

Тиристоры и диоды

Для самодельного создания споттера важен тип тиристора. Оптимален ТПЛ-50. Но понимая основные требования для его работы, возможна подборка другой модели. Критерии выбора:

  • 220 V обратное напряжение;
  • создание импульсного тока с минимальной величиной 45 А (меньшего будет недостаточно для сварки).

Диоды подбираются по таким же параметрам. Тогда во время процесса не возникнет разности напряжения и перегревов. Если внедрять в схему споттера МК, то временная длина импульса устанавливается более точно, что улучшает сварочный процесс. Микроконтроллер приобретается отдельно и его установка в схему самодельного устройства совершенствует управление. Также, вместо диодного моста можно установить симисторы.

Конденсаторы и резисторы

Переменный резистор, отвечающий за настройку параметров тока посредством сопротивления, необходимо подобрать с минимальной величиной в 100 Ом. Так можно регулировать необходимую силу тока для сварки. Мощность рассеивания здесь значения не имеет. Конденсатор, выдающий необходимый разряд, должен обладать емкостью от 1000мкФ, а его поддерживаемое напряжение равняться 25 V.

Изготовление корпуса и рабочих инструментов

Для самодельного споттера стоит продумать простой корпус, позволяющий закрыть токонесущие детали от контакта с внешней средой. Для этого необходимо диэлектрическое основание, либо подкладки под крепления трансформаторов на железную основу. Достаточно металла 0.5 — 0.8 мм толщиной. Боковые панели рекомендуется сделать съемными, чтобы легко получать доступ для обслуживания и ремонта.

Охлаждение кулером не предусматривается в самодельных споттерах ввиду малой загруженности аппарата и короткой импульсной сварки. Для естественной вентиляции в боковых стенках корпуса сверлятся отверстия (до 20 шт, диаметром 4 — 5 мм). На верхней крышке размещают рукоятку для ношения.

С лицевой стороны корпуса подготавливаются выходы под крепление кабелей и силового шнура. В самых простых моделях стоит предусмотреть:

  • вывод тумблера включения;
  • световой диод работы сети;
  • показатель V;
  • показатель А;
  • тумблер или кнопку переключения режимов.

Пистолет и обратный молоток можно купить в магазине. Они уже оснащены небольшими кабелями и разъемами. Приобретя их можно сразу приступать к тестированию споттера. Но для совсем экономной модели, если в гараже имеется много подручных материалов, пистолет делается на основе клеевого аналога (по форме) монтажного инвентаря. В нем удаляется внутренняя часть и вставляется кронштейн для фиксации электрода.

Самодельные споттеры могут быть простыми и более сложными, с схемой управления на МК. Но главное, что по качеству работы они не будут уступать бюджетным моделям заводского производства, и смогут помочь в исправлении вмятин на автомобиле.

Обзор лучших производителей споттеров для кузовного ремонта

  • Соотношение цена и качество: лучшие аппараты, произведённые в Германии
  • Продукция французской компании Gys для рихтовки кузова
  • Как выбрать дешевый аппарат? Лидер среди китайских производителей
  • Прочие известные бренды
  • Полезное видео

Для того чтобы отрихтовать деформированную поверхность автомобиля, не прибегая к полному ремонту, используют споттер для кузовного ремонта. Принцип его работы основан на сварке сопротивлением, в процессе которой в месте контакта выделяется большое количество тепла.

Аппарат сваривает детали в строго установленном месте, а выравнивание поверхности происходит за счёт обратного молотка.

При помощи этих высокотехнологичных приспособлений сваривают нержавеющую сталь, чёрные металлы, алюминий. Рихтовку споттером применяют на авторемонтных предприятиях, СТО, и автолюбители, которые выполняют кузовной ремонт самостоятельно.

Эти аппараты стоят недёшево, и поэтому многие автовладельцы предпочитают аппарат б/у. Прежде чем выбрать споттер той или иной марки, новый или б/у, следует подробнее рассмотреть особенности аппаратов разных брендов.

Соотношение цена и качество: лучшие аппараты, произведённые в Германии

Хорошо знаком специалистам немецкий инструмент Holex, выпускаемый компанией Хоффман. Аппаратами для точечной сварки и рихтовки кузовных конструкций автомобилей марки Holex пользуются на авторемонтных предприятиях во всём мире.

Аппараты WDK – профессиональные мобильные электрические рихтовщики, простые в настройке и работе. Модель WDK 7000 предназначена для рихтовки и точечной сварки. На рынке оборудования для ремонта авто агрегат предлагается в двух вариациях:

  • 220 В – идеально подходит для выпрямления металлических поверхностей;
  • 380 В – универсальный вариант, применяется и для выравнивания неровностей, и для одностороннего точечного сваривания и пайки угольным электродом.

Элементы управления WDK 7000 выполнены из качественного пластика. Аппарат защищён от перегрева, оснащён системой автоматического охлаждения, оборудован пистолетом с кнопкой «Пуск». Время, в течении которого происходит работа сварки, контролируется как в ручном, так и в автоматическом режиме. WDK 7000 имеет плавную регулировку времени работы сварки и сварочного тока.

Информация! Немецкие аппараты наделены традиционно отличным качеством. Они прочны, изготовлены из износостойких материалов. Аппараты новые и б/у производства Германии прослужат долго и надёжно.

Продукция французской компании Gys для рихтовки кузова

Хорошо известны и востребованы на отечественном рынке оборудования для ремонта транспортных средств приборы французской компании Gys, которая давно и успешно выпускает рихтовочные аппараты. Линейка продукции этой компании постоянно обновляется. Современные инструменты споттер Gyspot 2600, 3902 имеют несколько функций и используется для:

  • сварки звёзд, колец;
  • стягивания вмятин небольшого размера;
  • отделочных работ;
  • сварки волнистой проволоки для выпрямления части округлой формы.

Аппараты Gyspot 2600, 3902 служат в качестве идеального инструмента для выравнивания стали небольшой толщины. Их удобно использовать при вытяжке поверхности и правки дефектов капота, дверей, крыши авто. Аппарат 3902, как и прочие современные модификации Gyspot, прост в использовании.

Генерация сварочной точки происходит автоматически при контакте инструмента и поверхности. В ассортименте Gyspot есть также споттер по алюминию, который правит алюминиевые части кузова авто. Его легко применять даже новичкам, так как работает аппарат автоматически при помощи пистолета.

Полезное! Споттер по алюминию варит болты M4, которые дают возможность, при умелом использовании, без разборки и не снимая обивку салона удалять выпуклости и вмятины. Это значительно экономит время, необходимое для ремонта авто.

Как выбрать дешевый аппарат? Лидер среди китайских производителей

Исключительно для ремонта авто разработано и выпускается оборудование Solary. Различные модели инструментов для рихтовки транспортных средств выпускает эта китайская компания, одна из лидирующих на азиатском рынке. Продукция этой компании стоит дешевле французских и немецких брендов и при этом достаточно качественна и надёжна.

Для выравнивания повреждённых поверхностей с ограниченным доступом с внутренней стороны используется Solary – споттер для кузовного ремонта. Модель Solary A6 имеет два режима:

  • с постоянным включением, которое используется, когда ведётся работа углеродным электродом;
  • с регулируемым по времени кратковременным включением, применяется при приварке ремонтных шайб и металлического электрода.
Читать еще:  Автоэмаль автон: основные виды

Инструментом модели Solary A6 очень просто пользоваться благодаря его конструкции. Приварка шайб и точечная сварка металлическим электродом позволяет вытягивать поверхность, а прогрев углеродным электродом осуществляет осадку металла. Также, споттер применяется для наложения заплат на повреждённые участки кузова.

Прочие известные бренды

Широко востребован споттер Deca, удобный в эксплуатации современный аппарат итальянского производства. Он имеет инновационный микропроцессор, позволяющий автоматически настраивать параметры сварки по толщине металла и в зависимости от рабочего инструмента.

Интересное! Автоматически происходит настройка размера и напора сварочного тока, время работы. Инструмент оснащён дисплеем, на котором отображается сила сварочного тока.

Все установленные параметры можно сохранить при помощи специальной кнопки. Компенсатор неровностей гарантирует, что работа будет проделана качественно и с высокой производительностью. Популярный на отечественном рынке споттер Пилот МТ для полноценной работы должен иметь оптимальный набор комплектующих, который состоит из:

  • зажима массового;
  • пуллера МТ с гладким штоком и тремя опорами;
  • МФУ комплекта;
  • кабеля удлинительного, проволоки;
  • рычага усиленного;
  • массы и шайб приварных;
  • обратного молотка.

На рынке оборудования по ремонту авто появился универсальный комплект для переделки дорогостоящих импортных споттеров для работы с пуллером Пилот МТ. Он состоит из кабеля длиной два с половиной метра с закреплённой на нём кнопкой «Пуск» и пуллера МТ с тремя опорами.

Информация! Если вы хотите выбрать пуллер МТ с гладким штоком и обратным молотком, то помните, что он стоит немного дороже.

Широко используются для контактной точечной сварки и рихтовки кузова авто споттеры производства украинской компании «Темп». Аппараты «Темп» 2800 доступны по цене и имеют такой набор функций:

  • регулировку длительности периода работы от 0,1 до 1,3 сек.;
  • датчик длительности рабочего цикла;
  • автоматический выключатель.

Помимо этого, «Темп» 2800 имеет регулировку силы выходного тока. Аппарат используется для приварки шайб, проволоки «змейка», шпилек. При помощи инерционного молотка устраняются вмятины на кузове транспортного средства. А также, «Темп» 2800 применяется для разогрева и отжига металла угольным электродом.

Полезное видео

Посмотрите обзорное видео как правильно применять споттер для выполнения кузовного ремонта:

Сам себе костоправ: споттер для кузовных работ своими руками

Вы же знаете, что костоправ – это не про кости. Костоправ – это насчет кузовных работ в автомастерских. Ликвидация вмятин на кузове после дорожно-транспортных происшествий – дело непростое, не быстрое и весьма недешевое.

Особенно это касается автомобилей ранних годов выпуска, ведь в них части кузова крепятся не на болты, а намертво приварены к специальным лонжеронам. И не забыть про покраску зоны ремонта с захватом всех участков крепления кузовной части.

  1. Простой способ рихтовки и сварки кузова
  2. Как он работает: нюансы
  3. Споттер из инвертора
  4. Как это работает
  5. Материалы
  6. Функции и характеристики
  7. Как работать споттером

Простой способ рихтовки и сварки кузова

Понятно, что вопросом «сделать проще и дешевле» народ занимается долгое время. Способ «вытягивания» вмятин изобрели давным-давно. Дело довольно примитивное: вмятина выравнивалась специальным молотком обратного действия или с помощью лебедки и приваренного к кузову крепежного крючка.

[box type=”warning”]Побочные эффекты такого народного творчества часто превышали само аварийное повреждение: во время приваривания крюка портилась дополнительно поверхность кузова. Но только в случае, если использовался обыкновенный классический сварочный аппарат.[/box]

А вот если проводится сварка споттером, то качество рихтовки кузова на порядок выше. Начнем с того, что споттер – это специальный аппарат для производства сварки высокой точности. Это называется точечной сваркой.

Если говорить о профессиональной качественной рихтовка кузова, без споттера не обойтись. А ведь можно сэкономить немалые деньги, не потеряв при этом качество ремонтных работ. Способ заключается в том, чтобы сделать споттер своими руками из сварочного аппарата. Заходим, читаем, разбираемся.

Как он работает: нюансы

Первым делом разберемся с функцией споттера. Он нужен лишь для одной операции: ремонта смятой кузовной поверхности без общего разбора всего корпуса. Больше всего он ценен при ремонте труднодоступных деталей, которые нужно по ходу ремонта рихтовать.

Споттер можно сделать из инвертора, а можно из аккумулятора или трансформатора – существует несколько возможных электрических схем. Принцип действия устройства – молоток обратного действия, работающий точечным способом.

[box type=”info”]Проводится это следующим образом: молоток фиксируется в месте вмятины на кузовной поверхности по специальной направляющей, по которой он потом двигается в виде шайбы.[/box]

Чаще всего у споттера следующие режимы работы:

  1. Кратковременный режим, при котором направляющая крепится в необходимом локальном месте с помощью специальных колец.
  2. Сварочный режим – основной, который проводится при минимальной мощности и с использованием угольных электродов.

Споттер из инвертора

Споттер из сварочного аппарата – самая популярная опция среди самодеятельных мастеров. Причина тому – мощность самодельного споттера: если он сделан не из инвертора, она будет попросту ниже.

[box type=”fact”]По своей сути споттер – это вариант контактной сварки, но он обладает принципиальными отличиями в виде клещей. Поэтому логичным будет рассматривать его в качестве равноценного заменителя электродугового классического сварочного аппарата.[/box]

Так рассуждать можно в ситуациях, когда напряжение пропускается через кузов автомобиля. Это происходит при подсоединении одного контакта к кузову, а вторым контактом становятся насадка и металлический шток. Сам прибор состоит из двух главных частей: тиристорного реле и непосредственно самого инвертора.

Электрическая схема работы споттера

Вот что может понадобиться для сборки домашнего споттера, сделанного из старого аппарата для сварки:

  • трансформатор для управления реле, понижающий на 12 вольт;
  • тиристор на 200 вольт;
  • реле на 30 ампер;
  • кнопка управления;
  • контакты на 220 вольт;
  • диодный мост.

Трансформатор нужен в обязательном порядке: он запитывает цепь тиристора и включается в сеть с помощью диодного мост. Туда же подключено и тиристорное реле.

Как это работает

Как только нажимается пуск, сразу же подключается конденсаторная разрядка, временно подключаются резистор и тиристор, переменное напряжение через диоды подается напрямую на трансформатор, если точнее – на его первичную обмотку.

В процессе детали и электрод начинают нагреваться, плавиться и свариваться. Как только конденсатор разрядится, тиристор немедленно закрывается с одновременным обесточиванием всей обмотки аппаратного трансформатора.

Сварка заканчивается, зарядка конденсатора продолжается, что вполне пригодится для будущих работ.

Тиристор и диодный мост – детали заменяемые, их вполне можно заменить на симисторы. Главное – хорошенько продумать всю конструкцию вашего самодельного аппарата, ведь его работа должна быть абсолютно точной и корректной вне зависимости от размеров и потраченных на него денег и усилий.

Материалы

Чтобы понять, как сделать споттер из сварочного аппарата, нужно начинать с необходимых материалов. Сам тиристор не перегревается, греются лишь локальные места возле кабеля и металлический шток, поэтому лучше всего, чтобы он был сделан из латуни.

Кабель лучше взять с сечением от 70 мм². Для молотка и массы вполне хватит длины 1,7 и 2,1 м. Вторичная трансформаторная обмотка наматывается с шиной размерами 6,4 х 4,0, которая выполнена из меди. Шину можно заменить на алюминиевую.

На вторичную обмотку нужно добавить еще две. В итоге аппарат будет состоять из алюминиевой трансформаторной обмотки на 250 мм², что составляет пять обмоток по шесть витков. В качестве молотка обратного действия в данном случае выступает электрод.

Рукоятку обычно делают из хозяйственного пистолета для клея. Кабель нужно найти и выбрать только с термоизоляционным слоем.

Функции и характеристики

Функции споттера следующие:

  • сварка ремонтных шайб для соединения деталей;
  • точечная сварка электродом для вытягивания металла панели;
  • прогревание деталей электродом с последующим охлаждением.

[box type=”fact”]Принудительная система охлаждения и термостат отключают аппарат при перегреве и включают его для нужной температуры для сварки.[/box]

Главные технические характеристики, которыми должен обладать самодельный споттер из сварочного аппарата, следующие:

  • напряжение сети должно быть 220 вольт;
  • частота сетевого переменного тока – 56 – 60 Гц;
  • максимально допустимая мощность – 10 кВт;
  • максимальный рабочий ток – 1300А;
  • напряжение для вторичной обмотки 8 – 9В;
  • производительность – 15%;
  • тяговое условие для иглы – больше 100 кг;
  • тяговое условие для шайбы – 100 кг и выше;
  • размеры аппарата 380 мм х 290 мм х 840 мм;
  • вес конструкции 32 кг.

Как работать споттером

Технология работы придумана давно. Применяется она для ремонта поврежденных дверей автомобиля, крыльев кузова и других труднодоступных частей самой разной локализации.

Главное в работе – фиксировать вектор усилий в правильное место – к внешней стороне рабочей поверхности и деформированному участку, то есть к вмятине. Контактная сварка споттером производится с поступающим током, после чего рабочая поверхность равняется инерционным молотком или упором.

Следующий этап – шлифовка выровненной поверхности. Во время работ ни в коем случае не забываем о заземлении устройства и об обязательном отсоединении отрицательной клеммы от аккумулятора.

После тщательной очистки поверхности поврежденного участка к нему прикрепляется контакт для заземления, а также привариваются специальные крепежные детали. Зона повреждения – вмятины вытягивается. Следующее действие – с помощью вращения удаляются приваренные элементы, участок готовится к процессу шпатлёвки.

[box type=”warning”]Вне зависимости от происхождения споттера – домашний самодельный он или покупной промышленный, требуется соблюдение важнейшего условия: нужно быть сварщиком, то есть иметь довольно серьезные навыки сварочных работ.[/box]

Что же касается правил эксплуатации и безопасности, то вполне достаточно выполнять общие правила. Тогда у вас все получится.

Споттер и рихтовка авто: что дает нам аппарат

  • Применение при рихтовке

Автомастера знают, что незаменимым инструментом в ремонте кузова автомобиля является споттер. При помощи этого аппарата можно выровнять вмятины в труднодоступных местах благодаря технологии точечной сварки. Причем это можно делать как самостоятельно в гараже, так и при помощи профессиональных автослесарей.

Применение при рихтовке

Споттер является очень полезным инструментом при рихтовке автомобиля, поскольку этот аппарат позволяется произвести аккуратную сварку любых деталей. К тому же, при его применении не нужно снимать обшивку или другие детали, что значительно упрощает процесс работы.

Виды и как выбрать нужный

Обычно выделяют 2 вида споттеров:

  1. Трансформаторный. Это упрощенный и наиболее дешевый вариант, который является однофазным трансформаторным аппаратом переменного тока. Он является достаточно простым и его можно сделать самостоятельно. Но этот вид не подходит для работы с оцинкованным или высокопрочным металлом.
  2. Инверторный. Этот вид споттера более сложный по своей конструкции и подходит для проведения более качественных работ. Устройство имеет несколько режимов и температурные датчики.

Правила и алгоритм работы

Работая со споттером нужно знать несколько принципов и алгоритм действий:

Для начала нужно очистить от лакокрасочных материалов, антикоррозионного покрытия и коррозии поврежденное место. От этого этапа зависит результат.

Далее нужно в обязательном порядке подсоединить заземление к рабочей поверхности. Потом привариваем крепежные элементы, в качестве которых могут быть использованы разные материалы.

После этого с помощью обратного или инерционного молотка, зацепившись за накладку, вытягивают деформированную поверхность до исходного состояния.

По завершении работы убираем накладку и место сварки зачищаем шлифовальным оборудованием.

Таким образом, этот аппарат позволяет достичь следующих целей:

  • произвести точечную контактную сварку;
  • сделать площадку, состоящую из необходимого количества сварных точек;
  • поставить аккуратную заклепку в нужном месте;
  • сделать полную рихтовку кузова автомобиля.

За вами выбор: самостоятельно заняться ремонтом своего автомобиля при помощи споттера или обратиться к специалистам.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector