Вред здоровью кузовщиков и автомаляров
Здоровье маляра, защитные средства
Мы так много говорим о необходимости повышения экономической эффективности предприятий и производительности труда, что порой за этими разговорами забываем о главном — о том, что в основе любой экономической деятельности находится человек. Забота о здоровье и безопасности этого человека является неотъемлемой задачей любого руководителя. А когда речь идёт о работе автомаляра, то можно говорить не только о здоровье, но и о жизни. Ведь зарабатывая свой кусок хлеба маляр наносит порой непоправимый вред своему здоровью. Уменьшить этот вред, в ваших силах и в ваших интересах.
Вы спросите, причем тут интересы владельца автоцентра, ведь расходы на охрану труда не приносят прибыли. Наоборот, они уменьшают её. Действительно, подавляющее большинство владельцев автоцентров относятся к обеспечению работников необходимыми средствами индивидуальной и коллективной защиты, как к дополнительному обременению, которое сокращает и без того невысокую прибыль предприятия. Что ж, пора посмотреть на проблему с другой стороны. Ведь точно таким же образом расцениваю вас и ваши сотрудники. Они чувствуют, что была бы ваша воля, то вы бы заставили их красить машины по 12 часов в сутки без нормальной вентиляции и респираторов, ну и платят вам той же монетой. Они увольняются, получив чуть более выгодное предложение, они подрабатывают налево, несанкционированно используют расходные материалы и мощности СТО, а наиболее опытные и профессиональные из них, в конце концов, снимают гараж и начинают работать самостоятельно, уводя с собой значительную часть клиентов. А в ответ на ваше недоумение, они говорят, что не собираются гробить своё здоровье, «работая на чужого дядю». Знакомая проблема, не так ли? И вы всё ещё считаете, что забота о здоровье и безопасности своих маляров не имеет никакого отношения к прибыли и производительности труда? Что ж, тогда можете продолжать травить своих сотрудников парами растворителя, попутно сетуя на текучку кадров и черную неблагодарность маляров. Тем же, кто готов изменить свою точку зрения я предлагаю послушать советы экспертов о том, как правильно обеспечить своего маляра средствами индивидуальной защиты, попутно повысив качество их работы. Ведь, полный комплект одежды для маляра не только защитит его здоровье, но и обеспечит правильные условия для нанесения краски и лака. Впрочем, обо всем — по порядку.
Полный комплект маляра должен состоять из специальной обуви, которая защищает стопу, комбинезона, перчаток, респиратора, очков и головного убора. К сожалению, независимые кузовные цеха полные комплекты защиты используют крайне редко. Большинство из них ограничивается покупкой респиратора и перчаток. Да и то фильтры на респираторе меняются не регулярно. Что же касается малярных комбинезонов, то большинство руководителей считает их покупку нецелесообразной. Зачем тратиться, если у каждого маляра есть своя рабочая одежда? Между тем, современные малярные комбинезоны, изготовленные из нейлона или вискозы, значительно улучшают качество покраски. Главная особенность таких комбинезонов — отсутствие ворса и антистатический эффект. На практике это означает, что маляр не тащит за собой ворох мелкого мусора, заходя в окрасочную камеру. На его одежде и обуви отсутствует сор, который вы обычно обнаруживаете на только что окрашенной детали, а это означает сокращение времени и расходов на полировку отремонтированного узла.
Комбинезон
Комбинезоны для маляров делятся на две больших группы: одноразовые и многоразовые. В принципе, выбирать можно любой, но необходимо учитывать, что одноразовый комбинезон довольно легко повредить. Он изготовлен из менее прочного материала. Соответственно, если вы выполняете какую-то работу помимо покраски, то комбинезон лучше снимать, либо работать очень аккуратно. Порвать его очень легко. Многоразовые комбинезоны изготовлены из нейлона. Это очень прочный состав, в котором вы можете чувствовать себя свободно. Нейлоновые комбинезоны более удобны. Если они упрочнены карбоновой нитью, то выдерживают очень большое усилие на разрыв и не плавятся под воздействием высоких температур. Главное преимущество такого комбинезона состоит в том, что он не боится никаких растворителей. Чтобы очистить его от краски, его можно опустить в ёмкость с растворителем и затем просушить. Краска отстанет, а комбинезон будет, как новый.
Респиратор
Главный по важности компонент защиты здоровья маляра — это респиратор, либо специальная маска для дыхания. Маску ещё нередко называют одноразовым респиратором. Это не совсем верно, поскольку большинство масок разрабатывались для защиты органов дыхания от абразива, а не от паров растворителя и мельчайших частиц краски. Современные маски имеют встроенный угольный фильтр и могут использоваться малярами при окраске кузова. И все же, если у вас на станции поток клиентов достаточно высок, лучше использовать полноценный многоразовый респиратор. Одноразовые маски рекомендуется использовать при шлифовке материала «по-сухому», а также при небольших объемах покраски. Емкость одноразвого респиратора, или, как его ещё называют, «лепестка» зависит от количества используемых фильтрующих слоев. Если вы планируете использовать такой респиратор при покраске, обязательно проконсультируйтесь у продавца, есть ли в нём угольный фильтр. Дело в том, что самые простые маски защищают маляра только от пыли. И помните, что более комфортную работу маляру обеспечивают маски с клапаном для выдоха.
Многоразовые респираторы всегда обеспечивают более высокую защиту для маляра, чем одноразовые. Во-первых, обрезиненная лицевая часть респиратора намного лучше прилегает к лицу маляра, исключая проникновение неочищенного воздуха, через края. Во-вторых, на многоразовых респираторах устанавливаются более ёмкие угольные фильтры, защищающие маляра от любых вредных испарений. Ваша задача лишь вовремя менять эти фильтры. Кстати, не так давно компания Colad выпустила респираторы многоразового использования, которые меняются полностью. Емкость фильтра таких респираторов повышена, при этом, маляр после замены респиртора получает абсолютно новую маску и фильтр, что более удобно и комфортно для маляра.
Очки и перчатки
Проблема выбора обуви перчаток и защитных очков стоит не столь остро. Важно, чтобы эти компоненты защиты были, поскольку большинство владельцев СТО ограничивается закупкой перчаток. Профессиональные перчатки для маляров производятся из латекса, неопрена, винила. Как и все остальные защитные компоненты они бывают одноразовыми и многоразовыми. Одноразовые – более легкие и менее прочные.
Ударопрочные очки чаще всего требуются не малярам, а жестянщикам и подготовщикам, которые работают с углошлифовальными машинками. Профессиональные очки изготавливаются из специального пластика, не подверженного абразивному воздействию. Очки должны плотно прилегать к лицу, но в то же время, иметь специальные вентиляционные отверстия. Иначе они будут постоянно запотевать изнутри. При выборе очков необходимо убедиться, что их можно надевать поверх обычных корригирующих очков.
Наличие полного комплекта защитной одежды для рабочего персонала ярче всего свидетельствует о том, что вы проявляете заботу о своих сотрудниках. Некоторые руководители ошибочно полагают, что все сотрудники компании в первую очередь заинтересованы в максимально высоком заработке. Это не так. Для некоторых типов людей комфорт, безопасность и внимание начальства к его проблемам намного важнее. И, если верить психологам, именно такие сотрудники являются самыми эффективными исполнителями. Проявите о них заботу, и вы получите лояльный коллектив на долгие годы.
Вред здоровью кузовщиков и автомаляров
Здравствуйте дорогие читатели!
Тема здоровья мастеров при ремонте и покраске кузова без сомнения очень важна. Материалы, используемые в кузовном ремонте, содержат химикаты, опасные для здоровья человека. Не редки случаи даже преждевременной смерти мастеров, пренебрегавших защитными средствами и игнорировавших технику безопасности. В этой статье мы рассмотрим, какую опасность несёт работа с ремонтными материалами, как правильно защитить себя во время использования различных инструментов и какие профилактические меры применять, чтобы сохранить своё здоровье.
Вред здоровью при ремонте и покраске кузова и профессиональные болезни кузовщиков и автомаляров
Краска вредна по причине наличия токсичных компонентов в её составе, а также из-за опыла, который образуется в процессе окрашивания краскопультом. Воздух вокруг маляра наполняется испарениями и распылёнными частицами, которые маляр вынужден вдыхать, если не использует специальный респиратор. Двухкомпонентные краски содержат изоционаты, наиболее вредные для здоровья соединения.
Изоцианаты
Изоцианаты содержатся в отвердителях двухкомпонентных ремонтных материалов. Это токсичные и химически активные соединения, которые могут попадать в организм при вдыхании и через кожу. Они проникают даже сквозь латексные перчатки и вызывают аллергические реакции. Могут и не вызывать видимого эффекта, но всё равно проникают в организм, действуя накопительно.
Изоцианаты способствуют развитию профессиональной бронхиальной астмы. Профессиональная бронхиальная астма может быть вовремя продиагностирована и вылечена или же может перерасти в хроническую форму.
Вред от краски маляры могут получить также при вдыхании металлических чешуек красок «металлик», которые также вредны для организма.
Болезни
- Основные профессиональные заболевания, которые возникают у маляров – это астма и дерматит. Не существует чёткой статистики, указывающей на процент заболевающих этими болезнями маляров, но такие случаи не редки. Это относится особенно к автомалярам, которые много лет занимаются этим ремеслом.
- Из-за постоянного вдыхания пыли, образующейся при шлифовании, может возникнуть силикоз лёгких.
- Вдыхание паров растворителей в течение длительного времени приводит к заболеваниям почек, печени, нарушениям функций нервной системы. Могут возникнуть проблемы с мимическими мышцами лица.
- Вдыхание краски и паров растворителей может являтся причиной сдавленности в груди, рвоты, диареи. Длительные побочные эффекты включают появление чувствительности дыхательных путей и эмфиземы.
- Дополнительные признаки действия вредных для здоровья компонентов включают нарушение координации, аллергическое раздражение кожи и глаз.
- Часто у маляров диагностируют рак лёгких и мочеполовой системы.
- Не редки случаи возникновения у мастеров повышенной чувствительности (сенсибилизирование) к химикатам, содержащимся в ремонтных материалах. При любом контакте с ними возникает сильнейшая аллергия. Некоторым кузовщикам приходилось покидать эту работу. Это трагедия для профессионалов, которые получали опыт в течение многих лет, и зарабатывали только этим ремеслом себе на жизнь.
- Пыль от шлифования, содержащая в себе множество различных элементов, вредных для здоровья может попадать в лёгкие при вдыхании, если не использовать респиратор. Такие частицы за недолгое время могут стать причиной астмы, эмфиземы и других респираторных заболеваний.
- Вредное воздействие может иметь временный эффект или длительный эффект на организм. Временные побочные действия могут включать головокружение, усталость, утомление, головные боли и покраснение кожи, тошноту. Длительное действие может включать хронические проблемы с кожей, нарушения нервной системы, проблемы с почками и печенью.
- Велик риск возникновения онкологических заболеваний, связанных с применения материалов, содержащих вредные для здоровья химикаты. Повышается риск возникновения лейкемии, рака ротовой полости и гортани, лёгких и кишечника.
Хлорированные вещества от вдыхания испарений растворителей могут выводиться из организма при дыхании и с мочой. Некоторые химические элементы не выводятся из организма естественным путём и остаются внутри органов человека, вызывая в дальнейшем различные заболевания и ухудшение функцианирования организма в целом.
При работе «болгаркой» без защитного кожуха и очков, в глаза могут попасть металлические частицы или остатки от счищаемого материала.
При сварке металла, в особенности нержавеющей и оцинкованной стали выделяются токсические испарения, также опасные для здоровья.
Кроме вреда здоровью, лакокрасочные материалы являются легковоспламенимыми и увеличивают риск возникновения пожара. Чтобы снизить этот риск нужно соблюдать условия хранения горючих лакокрасочных продуктов и оборудовать вентиляцию в помещении, где производится распыление огнеопасных материалов.
Средства защиты в кузовном ремонте
Респиратор
Это средство защиты является одним из самых важных в работе мастера кузовного ремонта и автомаляра. Существуют разные респираторы, предназначенные для разных видов вредных воздействий на органы дыхания. Респираторы, защищающие от пыли не смогут защитить от вредных испарений во время покраски. Для защиты во время распыления лакокрасочных материалов применяются специальные респираторы, имеющие сменные картриджи с угольными фильтрами и матерчатыми предфильтрами. Нужно вовремя менять такие фильтры.
Есть специальные защитные маски для маляров, которые объединяют респиратор и защиту для глаз.
Респираторы обеспечивают хорошую защиту, только если плотно прилегают к лицу.
Респираторы имеют ограниченный срок службы. Некоторые респираторы имеют фильтры, которые нужно периодически менять. Нужно всегда перед использованием проверять степень засорения защитных средств.
Через респиратор с угольными фильтрами должно легко дышаться. Если дыхание затруднено, или отчётливо чувствуется запах краски, значит, пришло время менять фильтра.
Комбинезон для маляров
Во время покраски нужно использовать специальный комбинезон с капюшоном, который способен закрыть всё тело от контакта с вредными веществами. Современные комбинезоны для маляров изготавливаются из нейлона или вискозы и являются устойчивыми к проникновению вредных веществ, не оставляют ворса и имеют антистатический эффект. То есть они не накапливают на себе пыль и мусор.
Комбинезоны могут быть одноразового и многоразового использования. Одноразовые малярные комбинезоны очень тонкие и не прочные. Их можно использовать и несколько раз, но они легко повреждаются. Многоразовые изготавливаются из нейлона и являются достаточно прочными и стойкими к высокой температуре и к любым растворителям.
Обувь
Обувь должна быть сделана из плотного материала, и защищать ноги от различного рода повреждений, в том числе от падений тяжёлых предметов.
Защитные очки и маска
При работе «болгаркой» и дрелью с различными насадками для защиты глаз необходимо использовать специальные ударопрочные защитные очки. Они бывают разной формы и должны надёжно «сидеть» на месте и защищать глаза от искр и разного рода мелких частичек.
Более кардинальная мера – использовать защитную маску. Она закрывает всё лицо и может спасти даже от отрезного диска «болгарки», который может разлететься во время вращения.
Для сварки применяется специальная маска или шлем с затемнённым стеклом. Сейчас в продаже имеются шлемы с автозатемнением, увеличивающие удобство в работе со сваркой.
Перчатки
Нитриловые перчатки являются более безопасными при использовании в покраске. Они не пропускают растворитель, в отличие от латексных, а также не содержат талька, который сушит кожу. Есть и такие люди, которые считают, что они менее удобные, чем латексные, так как не так хорошо фиксируются на руке. Тут каждый вправе выбирать сам. Более подробно о выборе одноразовых перчаток можете прочитать в другой статье.
При работе со сваркой необходимо применять специальные огнеупорные перчатки для сварочных работ.
Некоторые мастера не используют средства защиты, считая, что они мешают при работе. Перчатки уменьшают чувствительность рук, защитные очки ухудшают видимость, под респиратором преет кожа. Это, всё же, дело привычки. Конечно же, нужно выбрать для себя более удобные защитные средства, но обязательно их использовать. Временное неудобство пройдёт, и организм адаптируется, зато здоровье останется в норме.
Сообщества › Кузовной Ремонт › Блог › Немного про ТБ.(надо редактировать)
К технике безопасности многие относятся пренебрежительно, кто то просто про неё не слышал, кому то всё рано…все гонятся за «копеечкой», что бы потом эту копеечку отдать врачам. Я сам неоднократно замечал за собой некоторую халатность, но во время стал предохранятся)
Набросал кое какие материалы то что нашёл в интернете, всё это касается тематики группы. От себя могу добавить что в интернете очень мало об этом, больше рекламмы…но тем не менее автомаляры, кузовщики, автослесаря…лежат в больницах с тяжёлыми заболеваниями сердца и лёгких… Так что если вы затеяли самостоятельный ремонт не прочь и вам почить о ТБ, вроде и сэкономили, а вроде и нет)
Ну и конечно не стоит забывать что риск и вредность есть в любой работе!
Так что парни и мужчины берегите себя. Соблюдайте технику безопасности, думайте головой а не карманом, не пренебрегайте отдыхом и спортом, здоровым сном и питанием. И берегите НЕРВЫ, в любой работе нужно хладнокровие и расторопность, спешка до добра не доводит! Ну его нафиг эти «золотые горы»)
Общие заболевания для работников автосервисов.
1) Цирроз печени !))
Медицинские противопоказания заболевания сердечно-сосудистой системы, заболевания органов дыхания, заболевания почек и мочевыводящих путей, затрудняющие движение заболевания опорно-двигательного аппарата заболевания нервной системы пониженое зрение и слух, аллергия.
*Заболевание органов дыхания.
К этой группе заболеваний относятся отравление организма через дыхательные пути, которые вызывают такие болезни как бронхиальная астма, аллергия, снижение иммунитета, а так же онкологические заболевания. Отравление идёт от различных видов токсичных веществ:
— самое опасное отравление от выхлопных газов, в которых находится большое количество окислов углерода и азота, а так же углеводороды и тяжёлые металлы, всего при сгорании топлива выделяется более 200 продуктов содержащих токсичные вещества. При вдыхании окиси углерода или как он по другому называется — угарный газ человек его не чувствует, так как он не имеет ни запаха ни цвета, а его вдыхание может привести к летальному исходу. Окись азота раздражает органы дыхания и глаза, приводит к хроническим заболеваниям лёгких. Углеводороды способны вызывать рак. Избежать попадания во внутрь организма можно используя вытяжки или отсосы выхлопных газов в помещениях и на улице находиться со стороны дуновения ветра, при заводке автомобиля в зимний период затаивать дыхание и отходить в сторону от выхлопных газов, либо использовать защитные средства предотвращающие попадание газов в лёгкие, это конечно смешно заводить автомобиль в противогазе, но лежать в больнице с раком лёгкого я думаю будет не смешно…
— ощутимый урон здоровью приносит и вдыхание паров топлива в особенности работниками топливных мастерских, заболевания идентичны с заболеваниями от выхлопных газов.
— как ни странно работники шиномонтажа подвержены таким заболеваниям как поражение слизистой оболочки и кожи, что приводит к конъюнктивиту, крапивнице и риниту, а при попадении через дыхательные пути в лёгкие к аллергическим реакциям и бронхиальной астме, а так же и к раку. Монтаж дисков – достаточное трудное занятие, требующее к тому же крепкого здоровья. Можно сказать, профессиональным заболеванием автослесарей является одна из разновидностей остеохондроза – происходящие в межпозвонковых дисках дегенеративные процессы. С этим недугом можно жить и работать, а можно и бороться, не выпадая из рабочего ритма. И если занятия йогой, иглоукалывание, траволечение по народным рецептам, диета воспринимаются мужчинами как нечто нереальное, то более привлекательным представляется поход в баню с целью оздоровиться.
— замена тормозных накладок и дисков сцепления содержащих асбест приводит к раковым заболеваниям, фенолы содержащиеся в фередо попадая на кожу мгновенно впитываются и вызывают ожоги, а попадая в лёгкие поражают их стенки, а так же поражают внутренние органы – печень, почки, органы дыхания и сердечно-сосудистой системы.
*Заболевание позвоночника и органов малого таза.
Радикулит, остеохондрозы, геморрой, смещение дисков, межпозвоночные грыжи, защемление и застуживание нервов.
*Урологические заболевания.
К урологическим болезням автослесарей относят простатит, хотя я бы выделил ещё и такие заболевания почек как нефрит и воспаление почек. Получают данные заболевания при сидении или лежании на полу, а так же при сквозняках, либо при работе в мокрой одежде, как от внешних источников, так и от пота.
*Болезни желудочно-кишечного тракта.
к болезням желудочно-кишечного тракта можно отнести воспаление слизистой оболочки желудка, гастрит, язвы. Возникают в следствии не правильного приёма пищи.
*Травмирование на рабочем месте автослесаря это в основном:
— раны рук, ногтей и отрывание фаланг от ударов молотка, прижатии пальцев тяжёлыми предметами, при работе на станках, разрыв мягких тканей кусками дисков болгарки! Сюда можно отнести и переломы пальцев, кистей и рук.
— травмирование ног и переломы.
— ушибы по всему телу.
— растяжения и разрывы связок.
— тепловые ожоги различных частей тела, в т.ч. и глаз и роговицы.
— ожоги тела, слизистых и глаз.
— удары током.
Сюда можно отнести и переломы пальцев, кистей и рук. Происходят они в основе своей из-за несоблюдения простейших мер безопасности, молоток должен быть в исправном состоянии, в том числе боёк должен быть немного округлой формы, рукоятка закреплена клином, трещин не должно быть, мелкие детали при ударах по них молотком не держать пальцами, для этого есть пассатижи или другие захваты, не поднимать одному тяжёлые предметы, позовите кого-нибудь на помощь, на крутящихся станках ни в коем случае не работать в перчатках, одно неосторожное движение и фаланги нет, ну и так же не суйте свои пальцы под пресса… И пользуйтесь защитными перчатками, они намного сократят риск порезов мягких тканей.
Травмирование ног и переломы. Тут преобладают уроны тяжёлых предметов на стопы ног, таких как молотки, монтировки, детали автомобилей, колёса и прочие подручные средства. Здесь нужна простая аккуратность в работе, а так же соблюдение техники безопасности, такие как хотя бы не ставить (не опирать) рабочие инструменты и детали автомобиля о стенку, верстак или прочие выступы, всё это должно лежать на полу, в местах удалённых от прохода.
Ушибы возникают чаще всего от ударов и падений, опять же простая техника безопасности, не кидайте на проходе детали и инструменты, и вообще не захламляйте проходы, если выбиваете что-нибудь используйте наставки нормальной длинны и доверяйте кувалду только проверенным людям. Можно выделить срывы ключей, при которых человек наносит сам себе травмы.
Растяжения и разрывы связок возникают при резких движениях, срыве сильно затянутых резьбовых соединений, поднятии тяжестей, при быстрой работе в периоды аврала. Предотвращение заболевания состоит в использовании удлинителей для рычага при откручивании, пользоваться подъёмными механизмами, такими как тэльфер, «гусь» или помощью товарищей по работе при поднятии тяжестей, работать спокойно и вдумчиво, это предотвратит не только растяжения и разрывы связок, но и увеличит качество работы.
Вывихи конечностей возникают когда человек оступается, спотыкается или падает. Предотвращение таких травм в соблюдении порядка на рабочем месте, а так же использовании мостиков при наличии в цеху канавных ям.
При прижатии тяжёлыми узлами и агрегатами различных участков тела. Бывает при непрочной фиксации автомобиля или агрегатов. Пользуйтесь автомобильными подставками и выбирайте место под домкрат или подъёмник с которого автомобиль не упадёт. Никогда не подсовывайте части тела под не зафиксированные предметы.
Травмы глаз чаще всего происходят из-за того, что не используются защитные очки, а ведь даже при работе с молотком вы за мгновение можете лишиться зрения. Следует заметить что при работе с пневматическим или электро инструментом нужно использовать очки прилегающие по всему контуру вокруг глаз. Участились случаи травмирования глаз при диагностики топливной аппаратуры системы впрыска Common Rail.
Тепловые ожоги различных частей тела, в т.ч. и глаз и роговицы.
Данный вид травмирования происходит от прикосновений к горячим деталям автомобиля, таким как выхлопная система, детали двигателя, топливной системы, попадание горячей стружки в глаза и на веки, искры от автогена и СВАРКИ. Избежать ожогов не сложно, прежде чем лезть к деталям автомобиля дайте ему время остыть, а при сверлении или обработки металла одевать очки, соответствующую одежду для защиты кожи при работе со сваркой.
Обморожение, тут всё просто — работа на улице или неотапливаемых помещениях в зимний период времени, чаще всего возникает при работе с топливной аппаратурой при попадании топлива на различные участки тела. Профилактика заключается в использовании тёплой одежды при работе в не отапливаемых помещениях и на улице, а так же избегать попадания топлива на открытые участки тела при сильном морозе и ветре.
—Автомаляр.
Что не говорите, но работа автомаляра наносит определенный вред здоровью, и не столько из-за работы с со сложными химическими смесями, сколько нарушениями требований техники безопасности при использовании индивидуальных средств защиты Современные средства индивидуальной защиты для малярного производства, практически сводят на нет влияние вредных факторов.
Но вся беда в том, что сами маляры частенько, проявляя торопливость или просто игнорируя общепринятые требования по безопасности труда, не пользуются индивидуальными средствами защиты, чем своими руками наносят вред своему здоровью.
Часто встречающиеся профессиональные заболевания сопровождающие труд автомаляров: нарушения деятельности центральной нервной системы (выражается в неустойчивом настроении, в нарушения мыслительной деятельности), печени, органов дыхания, кожи, и.т.д.
Симптомы отравления свинцом малозаметны, их легко перепутать с другими недомоганиями. Ранние проявления:
апатия;
раздражительность;
потеря аппетита и веса;
запор;
синева на деснах.
Затем появляются неловкость движений, рвота, спазмы в желудке.
Накапливание свинца в костях человека приводит к потере прочности, поэтому в возрасте старше 40 лет кости медленнее зарастают и чаще ломаются. Для усиленной профилактики в пищу добавляют специализированные биологически активные добавки, разработанные для борьбы с избытком тяжелых металлов.
Выводить свинец из организма можно несколькими способами. Один из них доступен каждому — это правильный рацион питания. Главной составляющей продуктов, которые могут помочь в выводе тяжелых металлов — это фрукты. Пектин, содержащийся в свежих сырых фруктах, способен вывести часть свинца из организма. Но после термической обработки фрукты теряют свои свойства и уже не могут действовать так эффективно.
Отличным способом вывести из организма свинец является ежедневное употребление кисломолочных продуктов. Это может быть сметана или кефир, ряженка или биойогурт. Все эти продукты помогут организму справиться с отравлением тяжелыми металлами.
Из более вкусных средств борьбы с избыточным количеством свинца можно выделить джемы на натуральной основе, мармелад, особенно с яблочным вкусом, пастилу. Эти продукты содержат в своем составе достаточное количество пектина для борьбы с избытком свинца. Некоторые медики утверждаю, что с профилактикой избытка свинца прекрасно справляются овсяные хлопья, вымоченные в молоке.