Trt-auto.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Свойства лакокрасочных покрытий автомобиля

Свойства лакокрасочных покрытий автомобиля

При­вет­ствую Вас на бло­ге kuzov.info!

В этой ста­тье подроб­но рас­смот­рим свой­ства лако­кра­соч­ных покры­тий. Какие усло­вия нане­се­ния крас­ки долж­ны соблю­дать­ся? Как долж­на быть под­го­тов­ле­на поверх­ность? Что такое адге­зия ЛКП? Поче­му важ­на опре­де­лён­ная тол­щи­на плён­ки ЛКП? Что такое эла­стич­ность, проч­ность и абра­зи­во­стой­кость лако­кра­соч­но­го покры­тия? На все эти вопро­сы Вы най­дё­те отве­ты в этой ста­тье. Итак, приступим.

Адгезия лакокрасочного покрытия

Лако­кра­соч­ное покры­тие долж­но иметь хоро­шую адге­зию, что­бы быть эффек­тив­ным. Нет какой-то опре­де­лён­ной тео­рии, кото­рая опи­сы­ва­ет свой­ства адге­зии, но есть несколь­ко меха­низ­мов, кото­рые могут опре­де­лить её. Когда речь захо­дит о лако­кра­соч­ном покры­тии, адге­зия обес­пе­чи­ва­ет­ся, в основ­ном, тре­мя меха­низ­ма­ми: впи­ты­ва­е­мо­стью, хими­че­ской и меха­ни­че­ской сцепляемостью.

Дол­го­веч­ность и экс­плу­а­та­ци­он­ные каче­ства крас­ки зави­сят от свя­зан­но­сти её моле­кул и адге­зии к под­лож­ке. Сцеп­ка моле­кул крас­ки меж­ду собой при­да­ёт внут­рен­нюю силу плён­ки покры­тия. Для такой харак­те­ри­сти­ки суще­ству­ют тесты на рас­тя­жи­мость плён­ки. Для дол­го­веч­но­сти лако­кра­соч­но­го покры­тия име­ет зна­чи­мость и проч­ность моле­ку­ляр­ной свя­зи внут­ри плён­ки и его адге­зия к подложке.

Крас­ка при нане­се­нии долж­на быть доста­точ­но жид­кой, что­бы впи­ты­вать­ся в каж­дую рис­ку и неров­ность. Это создаст хоро­шую связь лако­кра­соч­но­го покры­тия с поверхностью.

Адге­зия лако­кра­соч­но­го покры­тия пред­став­ля­ет собой осу­ществ­ле­ние свя­зи меж­ду, соб­ствен­но, покры­ти­ем и поверх­но­стью, на кото­рое оно нано­сит­ся. Если гово­рить по-про­сто­му, то это при­ли­па­ние. Хоро­шая адге­зия лако­кра­соч­но­го покры­тия к поверх­но­сти зави­сит от несколь­ких условий.

Важ­но пра­виль­но под­го­то­вить поверх­ность. Это осу­ществ­ля­ет­ся меха­ни­че­ским или хими­че­ским путём. Перед покрас­кой авто­мо­би­ля поверх­ность мати­ру­ет­ся. Созда­ют­ся мел­кие рис­ки, за кото­рые крас­ка и будет держаться.

Структура и толщина лакокрасочного покрытия

На адге­зию вли­я­ет и тол­щи­на плён­ки лако­кра­соч­но­го покры­тия. Смысл такой, что чем плён­ка тонь­ше, тем она луч­ше дер­жит­ся за под­лож­ку. Таким обра­зом, тол­щи­на покры­тия не долж­на быть тол­ще опре­де­лён­ной нор­мы. Один тол­стый слой полу­ча­ет­ся менее проч­ным, чем несколь­ко тон­ких, фор­ми­ру­ю­щих ту же толщину.

Для под­го­тов­ки поверх­но­сти к окра­ши­ва­нию сна­ча­ла металл покры­ва­ет­ся грун­том. Далее нано­сит­ся базо­вый слой крас­ки, кото­рый при­да­ёт деко­ра­тив­ные свой­ства покры­тию. Послед­ним сло­ем нано­сит­ся про­зрач­ный лак, сме­шан­ный с отвер­ди­те­лем. Лак при­да­ёт все­му покры­тию защит­ные свой­ства. Если поверх­ность окра­ши­ва­ет­ся без лака, то сама крас­ка явля­ет­ся защит­ным сло­ем и име­ет более тол­стый слой, чем базо­вой покры­тие, закры­ва­е­мое лаком.

Лак, явля­ясь защит­ным покры­ти­ем, име­ет самую боль­шую тол­щи­ну. Его тол­щи­на у раз­ных про­из­во­ди­те­лей авто­мо­би­лей варьи­ру­ет­ся и дохо­дит до 100 мик­рон. 1 мик­рон = 1/1000 мм. Из дан­ных на иллю­стра­ции мож­но понять, что общая тол­щи­на лако­кра­соч­но­го покры­тия совсем не боль­шая. Для защи­ты лако­кра­соч­но­го покры­тия необ­хо­ди­мо пра­виль­но нано­сить воск и спе­ци­аль­ные защит­ные поли­ро­ли и син­те­ти­че­ские герметики.

Механические свойства лакокрасочного покрытия

Проч­ность плён­ки опре­де­ля­ет защит­ную функ­цию лако­кра­соч­но­го покры­тия. Это свой­ство зави­сит от моле­ку­ляр­ной струк­ту­ры плён­ки. Так­же, вли­я­ние ока­зы­ва­ет усло­вия, при кото­рых лако­кра­соч­ное покры­тие отвердевало.

Твёр­дость ЛКП

Твёр­дость покры­тия про­яв­ля­ет­ся в спо­соб­но­сти про­ти­во­сто­ять дефор­ма­ци­ям и раз­ру­ше­нию. Если срав­ни­вать твёр­дость лако­кра­соч­но­го покры­тия с твёр­до­стью дру­гих защит­ных покры­тий, к при­ме­ру, кера­ми­че­ско­го, то она зна­чи­тель­но усту­па­ет, но всё же явля­ет­ся доста­точ­ной для выпол­не­ния сво­их функ­ций. На твёр­дость плён­ки вли­я­ет то, в какой сте­пе­ни она затвер­де­ла. На затвер­де­ва­ние, кро­ме окру­жа­ю­щих усло­вий и отвер­ди­те­ля, могут вли­ять пиг­мен­ты крас­ки, их коли­че­ство и тип. Неко­то­рые типы пиг­мен­тов могут сни­жать ско­рость отвер­де­ва­ния и конеч­ную твёр­дость покрытия.

Со вре­ме­нем твёр­дость уве­ли­чи­ва­ет­ся, так как испа­ря­ют­ся остат­ки лету­чих веществ, а так­же про­те­ка­ют про­цес­сы ста­ре­ния внут­ри плёнки.

Нуж­но пони­мать, что твёр­дость плён­ки не явля­ет­ся един­ствен­ным пока­за­те­лем каче­ствен­но­го лако­кра­соч­но­го покры­тия. Слиш­ком твёр­дое покры­тие име­ет плохую эла­стич­ность и может раз­ру­шать­ся при незна­чи­тель­ных воз­дей­стви­ях на него.

Эла­стич­ность ЛКП

Эла­стич­ность покры­тия помо­га­ет сохра­нять целост­ность и не отсла­и­вать­ся при воз­дей­ствии на него. Это же свой­ство помо­га­ет не раз­ру­шать­ся лако­кра­соч­ной плён­ке при изги­бе и дефор­ма­ции под­лож­ки (к при­ме­ру, при несиль­ных уда­рах по пла­сти­ко­во­му бамперу).

Эла­сти­че­ские харак­те­ри­сти­ки вли­я­ют как на проч­ность, так и на адге­зию с под­лож­кой. Эла­стич­ная плён­ка будет при дефор­ма­ци­ях под­лож­ки повто­рять её про­филь и оста­вать­ся целой.

Абра­зи­во­стой­кость ЛКП

Абра­зи­во­стой­кость опре­де­ля­ет стой­кость лако­кра­соч­но­го покры­тия к исти­ра­нию. Покры­тия с высо­кой абра­зи­во­стой­ко­стью, как пра­ви­ло эла­стич­ные и проч­ные, но не слиш­ком твёр­дые. Они име­ют, как пра­ви­ло, име­ют хоро­шую адге­зию к поверхности.

Водо­не­про­ни­ца­е­мость ЛКП

Важ­ным свой­ством лако­кра­соч­но­го покры­тия явля­ет­ся низ­кая газо- и водо­про­ни­ца­е­мость. Во вре­мя экс­плу­а­та­ции авто­мо­би­ля вода посто­ян­но дей­ству­ет на кузов. Нуж­но знать, что не суще­ству­ет пол­но­стью водо­стой­ких лако­кра­соч­ных покры­тий. В плён­ке лако­кра­соч­но­го покры­тия есть мик­ро­ско­пи­че­ские поры. Это свя­за­но со струк­ту­рой самой плён­ки. Меж­ду отдель­ны­ми её эле­мен­та­ми и моле­ку­ла­ми есть про­ме­жут­ки. Так­же, на нали­чие пор вли­я­ют дефек­ты, воз­ни­ка­ю­щие при нане­се­нии, фор­ми­ро­ва­нии и суш­ке покры­тия. Крас­ка и лак долж­ны быть пра­виль­но раз­ве­де­ны перед нане­се­ни­ем. Рас­пы­лён­ные кап­ли долж­ны хоро­шо рас­те­кать­ся по поверх­но­сти и запол­нять все неров­но­сти под­го­тов­лен­ной поверх­но­сти. Это сни­зит веро­ят­ность воз­ник­но­ве­ния пор.

Защитное покрытие кузова автомобиля: что выбрать для защиты лакокрасочного покрытия авто?

Внешняя среда не очень благосклонна к кузову автомобиля — вода, солнце, химические реагенты, которые используются на дорогах зимой, губительно действуют как на лакокрасочное покрытие, так и на «спрятанный» под ним металл.

Чтобы продлить срок жизни кузова, максимально отсрочить кузовной ремонт необходимо создать дополнительный барьер для агрессивной среды, для чего и наносится защитное покрытие. Нанесенное на лакокрасочный слой, оно защищает его от негативного влияния влаги, соли, химикатов, ультрафиолета, воздействие которых делает цвет автомобиля более тусклым.

В летний период более актуальна защита от палящих солнечных лучей, из-за которых краска выгорает. Зимой средство защищает кузов от химических реагентов, песка и соли, которыми так любят посыпать дороги коммунальщики.

Кроме того, полимерное покрытие предотвращает появление на кузове царапин и замедляет процесс образования коррозии — если бы не было защитной прослойки, внешний вид авто был бы менее презентабельным.

Благодаря своим свойствам молекулы состава проникают в поры лакокрасочного покрытия и выполняют функции мембран, блокирующих воду. Влага, которая попадает на кузов, собирается в капли и скатывается, не причиняя ему вреда.

Виды защитного покрытия

Защитные покрытия создаются на основе двух материалов — воска или тефлона. Восковые или парафиновые средства стоят дешевле, чем тефлоновые; выпускаются в различных формах — густая паста, жидкость или спрей в баллончике, так что с нанесением средства сможет справиться и неопытный автовладелец.

Они скрывают мелкие дефекты покрытия, делают его более глянцевым. Особыми защитными свойствами не отличаются и удаляются с поверхности кузова после мойки с использованием автошампуней. Восковые полироли используют для придания автомобилю безупречного вида на короткий промежуток времени, на более длительную защиту они не рассчитаны.

Покрытия, в которых используется тефлон или уретан, более стойкие — могут прослужить от трех до шести месяцев (срок службы зависит от индивидуальных свойств средства, условий эксплуатации, времени года).

Нанесение защитного покрытия

Наносить покрытие можно только на поверхность без повреждений — сколов краски, царапин, очагов ржавчины, в противном случае средство может усугубить ситуацию. При контакте с лакокрасочным слоем возникает эффект полимеризации, который и обеспечивает надежную защиту кузова.

Такие покрытия применяют, если автомобилем долго не будут пользоваться, или условия эксплуатации будут особо сложными.

Одного только нанесения защитного покрытия недостаточно — надо, чтобы оно еще и задержалось на поверхности как можно дольше. Гладкость кузова значительно упрощает процесс мойки авто — серьезные загрязнения просто не могут надолго зацепиться за краску, а имеющиеся легко удаляются напором воды.

Использование же специальных моющих средств и вовсе преображает автомобиль, который станет сверкать не хуже нового. Нанесение защитных средств хотя бы два раза в год поможет максимально долго сохранить кузов автомобиля в хорошем, радующем глаз, состоянии.

Защита антигравийной пленкой

Существуют и более радикальные способы сохранить кузов в первозданном виде, например, защита кузова антигравийной пленкой. Защите могут подвергаться как отдельные части кузова автомобиля, так и весь кузов целиком. Для защиты используется специальная прозрачная пленка, которая наносится на места, подлежащие защите. Этот процесс требует специального навыка и оборудования, поэтому доступен только на СТО, специализирующихся на данном виде услуг.

Разновидности лакокрасочных покрытий для автомобилей

Важным этапом в процессе кузовного ремонта является подбор материалов для окрашивания. Завершающий слой — это «лицо» вашего автомобиля. На сегодняшний день ассортимент эмалей и лаков весьма обширен, что позволяет подобрать вариант под индивидуальные потребности.

Состав автоэмалей

Все автоэмали имеют схожий состав:

  • Пигмент, который отвечает за цветовой тон автоэмали и формирует защитный слой.
  • Связующее вещество, которое обеспечивает краску отличной адгезией к поверхности и надежно закрепляет на кузове пигмент.
  • Растворитель придает краске такое свойство как текучесть для равномерного распределения по кузовной поверхности. С течением времени растворитель полностью испаряется.

Основные функции лакокрасочного покрытия

  • Защитная. Предохраняет поверхность автомобиля от внешних воздействий, таких как повышенная влажность, ультрафиолетовые лучи, высокие температуры, химикаты, растворители и др.
  • Эстетическая. Обеспечивает привлекательный вид автомобилю.
  • Мягкость либо жесткость определяет защитные свойства лакокрасочной продукции. Твердая эмаль лучше сдерживает появление дефектов. Но высокая твердость порождает высокую плотность и имеет сниженные характеристики эластичности. Излишне твердый слой может провоцировать возникновение трещин в областях с повышенной вибрацией. Мягкий слой более эластичен, но подвержен повреждениям со стороны внешней среды, особенно это касается царапин. Оптимальным решением будет материал с умеренными показателями мягкости и твердости, который обеспечит надежную защиту поверхности автомобиля и продлит срок службы всех окрашенных элементов.

Разновидности лакокрасочных покрытий по химическим свойствам

По химическим свойствам лакокрасочные покрытия разделяют на однокомпонентные и двухкомпонентные.

Двухкомпонентные становятся твердыми в результате реакции, возникающей в процессе слияния между основным элементом и отвердителем. Временные затраты на отверждение могут зависеть от разных факторов, таких как температура окружающей среды и самого материала.

Однокомпонентные эмали отверждаются благодаря влаге, содержащейся в воздухе. Временные рамки отверждения зависят от уровня влажности.

Основные виды лакокрасочных материалов

Акриловая эмаль

Акриловые эмали являются достаточно популярной разновидностью автоэмалей. Содержат в своем составе синтетические смолы, производящиеся из нефтепродуктов. Состоит из двух компонентов: отвердителя и окрашивающего пигмента. Отверждение эмали происходит в результате вступления в химическую реакцию обоих компонентов. Благодаря отвердителю данная эмаль быстро сохнет без применения высокой температуры. В процессе сушки возможна коррекция дефектов на слое. Распространенная причина спроса на акриловую эмаль среди потребителей заключается в том, что после полного высыхания она не нуждается в последующей полировке и обретает равномерный блеск. Данная эмаль ложится тонкими пластами и поэтому ее необходимо наносить в несколько слоев.
Не требует покрытия лаком, поскольку имеет отличные светоотражающие свойства. В исключительных ситуациях допустимо нанесение с использованием лака, что позволит получить более насыщенный цвет. Прежде чем наносить лак на поверхность необходимо хорошенько высушить акриловую эмаль и обработать ее мелкозернистой абразивной бумагой.

Алкидная эмаль

Алкидные эмали также весьма популярны. Несмотря на более низкую цену, чем у акриловых красок, они являются достаточно надежными. Данная эмаль производится из алкидной смолы, имеющей маслянистую консистенцию. Обладает однокомпонентным составом. Отличительной характеристикой этой разновидности является сочность цветов и склонность к скорой полимеризации без вспомогательных манипуляций.
Легка в нанесении, ложится аккуратным ровным слоем. После полного высыхания слой становится глянцевым и прочным. Иногда данную эмаль разбавляют растворителями для получения вязкой консистенции. Во избежание порчи материала необходимо подобрать качественный растворитель, желательно от той же торговой марки, что и эмаль. Алкидная эмаль сохнет достаточно долго при обычной температуре. Для ускорения данного процесса необходимы особые производственные условия с высокой температурой.

Базовая эмаль

Данная эмаль имеет однокомпонентный состав. Иногда ее смешивают с разбавителем для базы или металлика. Применяется в формате двухслойной технологии — для нее необходим дополнительный слой акрилового прозрачного лака. Лак обеспечивает покрытию защиту и стойкость.

Для доведения продукта до рабочего состояния необходимо соединить эмаль и разбавитель в пропорциях 2:1. В качестве инструмента для нанесения идеально подойдет пневматический распылитель. Накладывать слой можно только на предварительно подготовленную поверхность. Оптимально наносить в 2-3 слоя. Время сушки между слоями от 10 до 20 минут. В качестве финального слоя наносят акриловый бесцветный лак.

Акриловый бесцветный лак

Акриловый прозрачный лак является жидким материалом для окраски. В своем составе не содержит пигментирующих веществ. Накладывается тонким слоем, образуя прозрачную пленку.

По защитному аспекту акриловые лаки подразделяют на два вида:

  • те, что образуют мягкий слойMS;
  • те, что образуют твердый слойHS.

Лак MS обладает мягкими свойствами, пониженной вязкостью, отлично растекается. Содержит умеренное содержание твердых элементов в составе. Оптимально наносить пару слоев. Хорошо поддается полировке и обработке.
Лак HS обладает твердыми свойствами, благодаря наличию в составе жестких элементов. Стойкий к внешним воздействиям, имеет малую усадку при окрашивании. Является весьма экономичным. Рекомендованное количество слоев от 1,5 до 2. Первый слой наносится легким распылением, второй – плотным покрытием. Поддается обработке сложнее чем лак MS. Ориентирован на обширные поверхности.

Целлюлозная краска

Давно вошли в обиход, одни из первых красок для автомобилей. В составе данной краски содержится нитро растворитель, который способствует быстрому высыханию краски при обычной температуре, что понижает шансы загрязнения краски пылью во время сушки.
Существенными минусами данной разновидности краски являются скорое выцветание, огнеопасность, образует тонкий слой, требующий повторного покрытия. Целлюлозной краске необходима полировка, чтобы добиться эффекта блестящей поверхности.
Сегодня краски из целлюлозы применяются достаточно редко.

Глифталевая эмаль

Применяются в автомобильной промышленности достаточно давно. Основным компонентом данного продукта являются синтетические смолы. По функциональным возможностям данный вид эмали несколько лучше, чем целлюлозная краска. При нанесении глифталевая эмаль формирует более плотную пленку и блестящую поверхность, которую не нужно обрабатывать.
Недостатком этого продукта выступает долгая сушка при температуре 20-25°C. Для полного и окончательного отвердения краски понадобиться от 15 суток и более. В течение месяца после окрашивания эмаль может повредиться при механических воздействиях. Ускорить данный процесс можно с помощью высокой температуры, свыше 70°C, либо благодаря вспомогательным веществам таким как различные отвердители и активаторы сушки. Данный лак весьма уязвим к перепадам температуры и может менять свои свойства. Это нужно учесть, когда будете разводить краску. Пропорции разведения составляют примерно от 15 до 30 %.

Читать еще:  Технология порошковой покраски

Меламиноалкидная эмаль

Состоит из суспензии меламино-алкидного лака с пигментными частицами. Имеет повышенную прочность. Разнообразие цветовых палитр дает возможность смешивать цвета, а также добавлять эффект металлика, матовых и перламутровых основ. Эту разновидность эмалей применяют только в особых условиях, т.к. для ее сушки необходима высокая температура – 110-120 °C.

Порошковая краска

Порошковая краска — это мелкодисперсный порошок. В ее состав входят полимерные гранулы, пигментирующая основа, отвердитель, различные наполнители и добавки.

Данные краски наносятся с использованием специального оборудования. Частички краски намагничивают, затем распыляют на кузовную поверхность. Далее их плавят под воздействием высокой температуры и в результате образуется надежное покрытие.

Порошковые краски применяются не только на металлических поверхностях — их можно наносить на пластиковые и стеклянные элементы. Недостатком данной разновидности является отсутствие возможности использовать без специального оборудования.

Введение

Для восстановления поврежденных лакокрасочных покрытий автомобилей используют по возможности простую и доступную в условиях гаража или автомастерской технологию. Но и в этом случае процесс окрашивания является многостадийным. Это обусловлено тем, что каждый из слоев лакокрасочного покрытия имеет определенное назначение и исключение любого из них приведет к ухудшению защитных или декоративных свойств покрытия.

Для ремонта стараются использовать материалы, высыхающие при комнатной температуре. Однако это не всегда возможно, так как встречаются случаи, когда низкотемпературная сушка не обеспечивает необходимых защитных свойств покрытий.

На станциях техобслуживания, авторемонтных заводах и в мастерских восстановление поврежденных лакокрасочных покрытий проводят по типовым технологическим процессам и имеют для этого все необходимые материалы. Автолюбитель, когда у него кончается приложенный к автомобилю запас эмали для ремонта, идет в магазин. Чтобы разобраться, какие из имеющихся в продаже материалов пригодны для ремонта автомобиля, необходимо знать следующее.

На этикетках лакокрасочных материалов обычно написано «Эмаль», «Краска», «Грунтовка» или «Шпатлевка», ее цвет, а затем ряд букв и цифр. Ниже приводится расшифровка этих индексов, по которой легко узнать, для какой цели предназначены материалы.

Для обозначения одного лакокрасочного материала употребляется 5-6 индексов. Вначале ставится индекс, который определяет вид лакокрасочного материала и обозначается полным словом: грунтовка, шпатлевка, эмаль, лак и т. д. Затем идут буквенные обозначения, определяющие состав пленкообразующего вещества лакокрасочного материала.

Приняты следующие буквенные обозначения: пентафталевые — ПФ; глифталевые — ГФ; меламиноалкидные — МЛ; мочевинные — МЧ; фенольные — ФЛ; эпоксидные — ЭП; алкидно- и масляно-стирольные — МС; полиэфиры ненасыщенные — 11Э; полиуретановые — УР; кремнийорганические — КО; полиакриловые- АК; акриловые сополимеры — АС; поливинилбутираль- ные — ВЛ; битумные — БТ; масляные густотертые и готовые к употреблению — МА; нитроцеллюлозные — НЦ.

После этого индекса через тире следуют цифры, определяющие назначение лакокрасочного материала, порядковый номер, который обозначается одной, двумя или тремя цифрами. Часто для эмалей вводится индекс, определяющий их цвет, который обозначается полностью словами, а иногда ещё добавляется и порядковый номер оттенка.

Первая цифра индекса указывает, для защиты в каких условиях предназначен данный материал.

1 — атмосферостойкие; 2 — ограниченно атмосферостойкие; 4 — водостойкие; 5 — специальные; 6 — маслобензостойкие; 7 — химически стойкие; 8 — термостойкие; 9 — электроизоляционные.

Для обозначения грунтовок после буквенного индекса через тире ставят «О», а для обозначения шпатлевок «ОО».

Грунтовка ФЛ-ОЗК — грунтовка на основе фенольной смолы, № 3, красная.

Грунтовка ВЛ-02 — грунтовка на основе поливинилбутираля, № 2.

Шпатлевка ПФ-002 — шпатлевка на основе пентафталевой смолы, № 2.

Шпатлевка ЭП-00-10 — шпатлевка эпоксидная, № 10.

Эмаль МЛ-12-70 — светло-дымчатая — эмаль на основе меламиноалкидных смол для атмосферостойких покрытий.

Эмаль НЦ-11 — фисташковая — эмаль на основе нитроцеллюлозы для атмосферостойких покрытий.

Подробно свойства лакокрасочных материалов, применяемых для восстановления покрытий автомобилей, приведены в соответствующих разделах книги. Рекомендуется при покупке выбирать эмаль одной и той же партии (номер партии указан на этикетке). Это позволит избежать даже незначительных расхождений в цвете различных участков окрашенной поверхности.

Залог хорошего качества восстановительной окраски, надежной противокоррозионной защиты и красивого внешнего вида покрытий — неукоснительное соблюдение правильной технологии подготовки поверхности, нанесения и сушки лакокрасочных материалов. Если на этикетке препарата указаны правила пользования, то необходимо обязательно руководствоваться ими. Не нужно экспериментировать, пользуясь материалами неизвестных марок или смешивая лакокрасочные материалы на основе различных связующих.

Лакокрасочные материалы. Классификация

Материалы для предварительной обработки, краски и лаки

Лакокрасочные покрытия защищают панели кузова и обеспечивают долговечность кузовных деталей. Кроме того, они создают привлекательный внешний вид автомобиля.

Определения

Краски и лаки представляют собой жидкие субстанции различной вязкости, которые наносятся на подложечные слои.

После отвердения краски и лаки образуют равномерный слой, который называется лакокрасочным покрытием.

Лакокрасочное покрытие выполняет две функции:

• защищает поверхности кузовных деталей от агрессивного внешнего воздействия влаги, солнечного излучения, перегрева, солей, химикалий, растворителей, топлива и т. д.;

• улучшает внешний вид автомобиля при условии, что лакокрасочное покрытие выполнено на качественном уровне.

Следовательно, речь идет не только о защитных функциях лакокрасочного покрытия, но и о очень важной «эстетической» функции.

Терминология

Существуют различные определения для материалов, которые в целом называются «Подготовительные материалы, краски и лаки».

Ниже приведены наши определения тех продуктов, которые используют при окраске автомобилей.

Шпатлевка

Шпатлевка представляет собой пластичный связывающий материал в виде пасты.

Она наносится шпателем или аналогичным материалом. Шпатлевка служит для выравнивания неровностей на поверхностях панелей кузова и для удаления царапин. Шпатлевка должна очень хорошо держаться на различных поверхностях и при этом легко шлифоваться.

Грунтовка

Грунтовки представляют собой жидкие смеси, в которые можно добавлять пигменты.

Грунтовки наносят с целью:

• заполнения пор в подложечном слое;

• защиты от коррозии;

• создания слоя с хорошей адгезией к краске.

Наполнители

Наполнители представляют собой пигментированные, жидкие смеси с большим содержанием твердых материалов. Они выравнивают поверхность путем заполнения неровностей загрунтованного слоя.

После обработки наполнителями получают гладкую поверхность, на которую наносят лакокрасочный строй.

Эмали

Речь здесь идет о красках, которые дают особенно гладкое и прочное лакокрасочное покрытие.

Краска

Краска состоит преимущественно из органического цветного пигмента, который растворен в несущей основе, базе или органическом носителе. Краска может быть более или менее прозрачна.

Прозрачный лак

Прозрачный лак представляет собой жидкий окрасочный материал, не содержащий пигментов, который наносится тонким слоем. После нанесения лак образует тонкую прозрачную пленку.

Тонирующие материалы

К ним относятся материалы, которые после нанесения на верхний слой внедряются в него и несколько изменяют его цвет.

Обычно эти материалы бесцветны и образуют поверхностной пленки.

Состав краски

Для обеспечения хорошего внешнего вида и прочности лакокрасочного покрытия краски содержат следующие составные части:

Эта составная часть после высыхания краски не улетучивается, а придает прочность слою краски.

Несущая основа (связывающее вещество) играет важную роль в качестве базовой субстанции для других составных частей краски.

Химический состав несущей основы вещества определяет свойства краски, например:

• характер процесса высыхания;

• качества лакокрасочного покрытия, его прочность и глянец;

• стойкость к атмосферным воздействиям;

Краски определяются в зависимости от характера несущего основы. Акриловые краски имеют в качестве несущей основы акрил, целлюлозные краски — связывающее вещество на основе целлюлозы.

Пигменты

Пигменты представляют собой очень мелкие твердые частицы, нерастворимые в несущей основе.

Они производятся посредством измельчения органических и неорганических веществ.

Пигменты определяют в первую очередь такие качества краски, как:

Кроме того, существуют пигменты, которые определяют и другие качества красок.

Пигменты делятся на следующие группы:

• Антикоррозийные пигменты

Они защищают окрашиваемую основу (например, сталь, алюминий, медь) от коррозии.

• Покрывные пигменты

Они представляют собой светонепроницаемые частицы определенного цвета (например, красные, зеленые, синие пигменты). Они служат для придания цвета покрытию. Вследствие особенностей их состава или структуры пигменты могут создавать цветовые или оптические эффекты. Алюминиевые и слюдяные частицы дают эффект «металлик» или «перламутр».

• Пигменты-наполнители

Эти пигменты имеют определенное назначение.

Они служат наполнителем покрывных пигментов для придания им большей удельной плотности.

• Пигменты с особыми свойствами

Эти пигменты придают краскам особые качества, например, огнестойкость, влагостойкость.

Растворители

Растворители добавляют к краскам для сохраняли поддержания несущей основы в жидком состоянии во избежании ее высыхания (коагуляции) до момента нанесения на поверхность. После нанесения на поверхность растворители при сушке испаряются. В лакокрасочном слое не остается растворителя.

В сущности, растворители являются до определенного момента частью основы краски.

Для снижения вязкости краски необходимо ее разбавить растворителем. Предназначенные для этого средства иногда называют разжижителями. Растворители и разжижители могут иметь одинаковые или разные химические свойства.

Чтобы растворители и разжижители жидкое состояние основы, необходимо, чтобы они имели совместимые с основой химические качества.

Различают две группы красок:

• Краски на основе растворителей

Растворители и разжижители состоят из летучих, органических соединений, например, ацетона, бутилацетата.

• Краски на водяной основе

В этом случае вода является основной составной частью растворителей и разжижителей.

Добавки

Качество краски определяется характером несущей основы, концентрацией его в краске и свойствами добавок. Без добавок свойства лакокрасочного покрытия весьма ограниченны, и покрытие не может отвечать заданным требованиям.

• Отвердители

Служат для упрочнения и укрепления слоя краски.

• Наполнители

Определяют структуру поверхностного слоя, его шероховатость и зернистость.

• Эластификаторы

Определяют эластичность и пластичность лакокрасочного покрытия.

• Загустители

Улучшают процесс окраски и предотвращают потеки и наплывы.

• Смачиватели

Улучшают гомогенизацию прочих составных частей.

• Дисперсаторы

Уменьшают образование комков и сгустков в краске.

• Антиседиментаторы

Предотвращают выпадение пигмента в осадок.

• Эмульгаторы

Улучшают процесс смешивания составных частей краски.

Свойства лакокрасочных покрытий автомобиля

06.03.2016 19:51 — дата обновления страницы


e-mail:
office@matrixplus.ru
tender@matrixplus.ru

icq:
613603564

skype:
matrixplus2012

телефон
+79173107414
+79173107418

г. С аратов

поддержка проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку! И мы разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на e-mail

Противокоррозийные покрытия на новых автомобилях

Лакокрасочные покрытия

Окраска кузова

Окраска автомобиля является важной частью технологического процесса изготовления и ремонта, позволяющей значительно повысить срок службы кузова. Выбор лакокрасочных материалов и способа их нанесения на поверхность кузова зависит от технических требований, предъявляемых к автомобилю. Кроме того, для окраски агрегатов, узлов и отдельных деталей автомобиля (двигателя, амортизаторов, подвесок, пружин и др.) применяются различные защитные материалы.

Лакокрасочные материалы. Применяемые в настоящее время материалы для окраски автомобилей можно разделить на следующие группы в зависимости от химического состава, назначения, способа разбавления краски и сушки покрытия, технологии нанесения и требуемых защитных или декоративных свойств покрытий.

По химическому составу лакокрасочные материалы делятся на: масляные суриковые краски, применяемые для грунтования; масляно-смоляные замазки для шпатлевания; алкидные синтетические эмалевые краски (далее эмали) для ремонтных работ; алкидно-меламиновые эмали горячей сушки, используемые для окраски новых автомобильных кузовов; нитроцеллю-лозные эмали холодной сушки для ремонтных работ; акриловые декоративные эмали для окраски кузовов легковых автомобилей; битумные противошумные мастики; хлоркаучуковые водостойкие эмали для окраски деталей шасси; полиэфирные замазки и наполнители для ремонтных работ; полиуретановые эмали для окраски автобусов и грузовиков; эпоксидные грунтовочные краски для ремонтных работ; силиконовые материалы, устойчивые к действию высоких температур, и По назначению лакокрасочные материалы подразделяются на: грунтовки, непосредственно наносимые на металл при любых окрасочных работах; грунт-шпатлевки, используемые для выравнивания мелких неровностей на металлических деталях; шпатлевки, наносимые распылением при выравнивании неглубоких неровностей; шпатлевочные наполнители, применяемые для выравнивания глубоких неровностей; эмали, придающие кузову автомобиля требуемый внешний вид; лаки, которые наносятся на последний слой лакокрасочного покрытия в тех случаях, когда требуется особо высокое качество отделки кузова; герметики и звукопоглощающие мастики, применяемые для уплотнения стыков, швов соединений и уменьшения вибраций элементов кузова; антикоррозионные мастики; клеи для склеивания элементов кузова, а также звукопоглощения; порошки, применяемые, как правило, для противокоррозионной защиты ободьев колес.

По способу разбавления лакокрасочные материалы делятся на: растворяемые, к которым относятся нитроцеллюлозные краски; водоразбавляемые грунтовки для электрофореза; эмульсионные шпатлевки и наполнители.

В зависимости от способа сушки покрытий лакокрасочные материалы делятся на: нитроцеллюлозные комбинированные эмали, высыхающие на воздухе (эмали холодной сушки); синтетические эмали, требующие сушки в камерах при температуре выше 65°С; алкидно-меламиновые эмали, сохнущие при температуре 80°С.

В зависимости от технологии нанесения на окрашиваемые поверхности лакокрасочные материалы подразделяются на: масляные грунтовочные сурики, наносимые кистью; нитроцеллюлозные эмали, используемые при пневматическом распылении; синтетические алкидные эмали, наносимые на поверхность гидродинамическим способом; алкидно-меламиновые эмали, применяемые при электростатическом напылении; акриловые эмали, требующие высокой температуры сушки; грунтовочные эпоксидные краски, наносимые путем погружения деталей в ванны с красителем; водорастворимые краски для грунтования поверхностей электрофорезом.

Читать еще:  Как убрать шагрень после покраски авто?

По декоративным и защитным свойствам лакокрасочные материалы делятся на: декоративные алкидно-меламиновые эмали горячей сушки, защитно-декоративные полиуретановые эмали; противокоррозионные битумные мастики; водостойкие хлоркаучуковые материалы; термостойкие силиконовые материалы.

Лакокрасочные покрытия в зависимости от назначения и требований, которые к ним предъявляются, делятся на следующие типы: однослойные покрытия без учета требований декоративности, наносимые на отливки- и поковки-полуфабрикаты; покрытия, не заполняющие неровности поверхности и применяемые для противокоррозионной защиты топливных баков, радиаторов, каркасов сидений, элементов тормозной системы и др.; покрытия, частично заполняющие неровности и используемые для окраски мостов, колес, амортизаторов, рулевых механизмов и тяг, корпусов фильтров и др.; однородные покрытия, хорошо заполняющие неровности и наносимые на внутренние поверхности буферов, на детали шасси, внутреннюю поверхность кабины грузовиков и др., покрытия с определенными декоративными свойствами для наружной окраски кабин грузовых автомобилей, внутренних частей капотов и дверей легковых автомобилей, внутренних поверхностей салона автобуса и др.; покрытия с высокими декоративными свойствами, применяемые для наружной окраски легковых автомобилей и автобусов, а также внутренних элементов кузова, требующих декоративной отделки.

Технологический процесс окраски кузовов. В автомобильной промышленности существует множество способов окраски кузовов. Выбор технологического процесса нанесения покрытия определяется требованиями, предъявляемыми к транспортному средству, свойствами лакокрасочного материала и условиями высыхания нанесенного слоя. Так, например, синтетические пентафталевые алкидные эмали холодной сушки применяются для восстановления покрытия и противокоррозионной защиты внутренних панелей автобуса, кабин грузовых автомобилей, мелких деталей.

Весьма современными лакокрасочными материалами являются полиуретановые химически отверждаемые эмали, которые применяются для окраски автомобилей, имеющих большие габаритные размеры (цистерны, пожарные и др.). Такие автомобили не могут быть окрашены с использованием эмалей горячей сушки ввиду отсутствия сушильного оборудования. Полиуретановые эмали обеспечивают получение покрытий с хорошим блеском и большой твердостью, они меньше подвержены истиранию, загрязнению, изменению цвета и потере блеска. Декоративные и противокоррозионные свойства этих эмалей аналогичны покрытиям, получаемым окрашиванием синтетическими эмалями горячей сушки. Кроме того, полиуретановые покрытия являются более стойкими к действию слабых щелочных растворов.

Сушка является важным элементом технологического процесса окраски автомобиля. Качество покрытий улучшается при использовании эмалей, высыхающих при повышенной температуре в сушильных камерах. Все кузова легковых автомобилей и частично автобусов окрашиваются эмалями с последующей сушкой в камерах при температуре около 120°С. Значительная часть автобусов и кабины грузовых автомобилей окрашиваются эмалями, требующими температуры сушки около 80°С или температуры окружающей среды.

В табл. 2.1 приведены пооперационно типовые технологические процессы окраски кузовов. При выборе варианта учитывают свойства лакокрасочных материалов и требования к окрашиваемым поверхностям.

Декоративность лакокрасочного покрытия улучшается по мере увеличения числа слоев краски и шпатлевки.

Противокоррозионная защита днища автомобиля. Во время движения автомобиля по загрязненной дороге из-за ударов камней и песка днище подвергается механическим повреждениям. Особенно часто повреждается лакокрасочное покрытие днища, которое предназначено для противокоррозионной защиты и герметизации от проникновения влаги солевых растворов. Кроме того, противокоррозионная защита днища уменьшает шум и вибрации узлов автомобиля.

Материалы для окраски днища автомобиля, используемые при пневматическом распылении, не должны образовывать тумана в процессе напыления, стекать при нанесении толстых слоев, а появившиеся потеки должны легко устраняться без повреждения покрытия. После высыхания или в гелеобразном состоянии покрытие должно иметь хорошую устойчивость к истиранию, низким и высоким температурам и старению.

Противокоррозионная защита днища обеспечивается комплексным покрытием, состоящим из фосфатного покрытия, электрофорезного основания, эпоксиэфирного покрытия и специальной битумной или пластизолевой поливиниловой массы. На некоторых автозаводах дополнительно покрывают кромки противоэрозионным синтетическим полиэфирным составом, обладающим большой устойчивостью против механического воздействия. Это покрытие наносится, в частности, на нижние кромки кузова, а также на наружные поверхности порогов автомобиля Фиат-126.

Так как кузова легковых автомобилей чаще всего несущие, на польских автозаводах производится дополнительная обработка низа автомобиля и элементов подвески после их монтажа. Для этого служат средства временной защиты (например, Битекс), которые наносятся путем распыления на днище, и ланолиново-восковые средства, вводимые в скрытые полости кузова. Эти покрытия усиливают защиту щелей, стыков и других уязвимых мест, дополняя лакокрасочное покрытие, но не заменяя его.


форсунок в ультразвуковых ваннах и на стендах

для железнодорожного транспорта, сертифицированные ВНИИЖТ- «Фаворит К» и «Фаворит Щ», внутренняя и наружная замывка вагонов.

Свойства лакокрасочных материалов

Основные параметры, характеризующие лакокрасочные материалы и их качество содержатся в паспорте (сертификате) на поставляемую потребителю продукцию.

Основные и наиболее важные из них это:

Степень перетира

Определяется размером твердых частиц краски, и чем она ниже, тем выше качество материала.

Рис. 1. Измерительная плита и скребок для определения степени перетира ЛКМ

Метод определения степени перетира ЛКМ регламентируется ГОСТ Р 52753-2007 (ИСО 1524:2000). «Материалы лакокрасочные. Метод определения степени перетира».

Испытание проводят проводят при температуре (23±2) °С. Прибор устанавливают на ровную горизонтальную поверхность. Образец испытуемого материала помещают в глубокий конец паза так, чтобы он несколько переливался через края паза, избегая при этом попадания в образец пузырьков воздуха. Берут скребок, и устанавливают лезвие перпендикулярно к поверхности прибора за самым глубоким концом паза, при этом длина скребка должна быть параллельна ширине прибора. С небольшим нажимом скребок перемещают под углом 90° по измерительной поверхности плиты от максимальной глубины паза за нуль с равномерной скоростью в течение 1-2 с, при этом паз должен быть полностью заполнен образцом для испытаний, а избыток удален. Поверхность слоя испытуемого материала сразу же (в течение 6 с) осматривают на свету при направлении взгляда перпендикулярно к длине паза, под углом зрения не более 30° и не менее 20°, и определяют положение частиц в пазе, где они стали видимыми.

Вязкость

Определяется временем истечения определенного объема краски через калиброванное отверстие, характеризует малярные свойства.

В зависимости от показателя вязкости краску наносят на поверхность кистью, валиком или краскопультом.

Рис. 2. Измерение вязкости краски вискозиметром ВЗ-246

Вязкость краски измеряется вискозиметром при нормальном давлении 0,1 МПа и температуре (23±2) °С. Вискозиметр может состоять из воронки определенного объема и сопла определенного диаметра. Вискозиметр ВЗ–246 измеряет условную (ньютоновскую) вязкость — время истечения заданного лакокрасочного материала через калиброванное отверстие сопла, когда на ЛКМ не воздействуют никакие усилия, кроме силы тяжести самой краски.

Укрывистость

Определяется как масса краски, необходимая для окраски 1 кв. м. поверхности, позволяет оценить расход материала, и чем она меньше, тем лучше.

За укрывистость краски, эмали или укрывистость лака принимают способность лакокрасочного материала при равномерном нанесении на одноцветную поверхность делать невидимым цвет последней или при нанесении на черно-белую подложку уменьшать контрастность между черной и белой поверхностями до исчезновения разницы между ними.

В испытании на укрывистость, как правило, используют визуальный метод определения укрывистости с применением черно-белой шахматной доски. Сущность метода заключается в нанесении слоев лакокрасочного материала на стеклянную пластинку до прекращения просвечивания черных и белых квадратов шахматной доски, подложенной под стеклянную пластинку. Обычно применяют пластинки стеклянные размером 90х120 мм, толщиной 1,2-1,8 мм. Допускаются иные методы определения укрывистости ЛКМ, регламентированные техническими условиями.

Время высыхания

Определяется как продолжительность периода отверждения покрытия, позволяет оценить время нанесения следующего слоя краски и готовности покрытия к постоянной эксплуатации. Степень высыхания характеризует состояние поверхности лакокрасочного материала, нанесенного на пластину, при определенных времени и температуре сушки.

Время высыхания краски — промежуток времени, в течение которого достигается определенная степень высыхания слоя краски при заданной толщине лакокрасочного слоя и при определенных условиях сушки.

В испытаниях на определение степени высыхания используют пластинки из стекла размером 9х12 см. Пластинки со слоем лакокрасочного материала естественной сушки выдерживают помещении, защищенном от пыли, сквозняка и прямого попадания солнечных лучей, при температуре (20±2) ºС и относительной влажности воздуха (65±5) %, в течение времени, указанного в нормативно-технической документации на испытуемый лакокрасочный материал, а затем проводят испытание на степень высыхания и определяют время высыхания. Испытание по определению времени и степени высыхания краски производят на трех образцах на расстоянии не менее 20 мм от края образца после сушки нанесенного слоя.

Адгезия

Характеризует прочность скрепления лакокрасочного покрытия с окрашенной поверхностью, чем она выше, тем лучше.

Рис. 3. Прибор для определения адгезии PA 1000-180 180 о «Peel Adhesion»

Метод определения адгезии ЛКМ регламентируется ГОСТ 15140-78 «Материалы лакокрасочные. Метод определения адгезии». Сущность метода заключается в определении адгезии отслаиванием гибкой пластинки от армированного стеклотканью покрытия и измерении необходимого для этого усилия.

Испытание проводят при температуре (20±2) °С и относительной влажности воздуха (65±5) % на двух образцах ЛКП и не менее, чем на трех участках поверхности каждого образца. На каждом испытуемом участке поверхности образца на расстоянии от края не менее 10 мм делают режущим инструментом по линейке или шаблону или с помощью устройства АД-3 не менее шести параллельных надрезов до металла длиной не менее 20 мм на расстоянии 1, 2 или 3 мм друг от друга. Режущий инструмент держат перпендикулярно поверхности образца. Скорость резания должна быть от 20 до 40 мм/с. Аналогичным образом делают надрезы в перпендикулярном направлении. В результате на покрытии образуется решетка из квадратов одинакового размера. Расстояние между соседними решетками должно быть не менее 20 мм. Контроль прорезания покрытия до металла осуществляется при помощи лупы. После нанесения надрезов для удаления отслоившихся кусочков покрытия проводят мягкой кистью по поверхности решетки в диагональном направлении по пять раз в прямом и обратном направлении. Адгезию оценивают в соответствии с требованиями ГОСТ 15140-78.

Водостойкость

Способность лакокрасочного покрытия выдерживать без изменения воздействие пресной или морской воды.

Метод определения водостойкости ЛКП сводится к тому, что испытываемый лакокрасочный материал наносят на две металлические пластинки размером 70X150 мм по режиму, предусмотренному в стандарте или технических условиях на данное лакокрасочное покрытие. После высушивания подвешенные вертикально пластинки с покрытием погружают на 2/3 высоты в стеклянную ванночку с дистиллированной водой. Предварительно торцы по периметру пластинок покрывают менделеевской замазкой, чтобы вода не попадала через торец пластинки внутрь покрытия. После выдержки в воде при температуре (20±2) °С в течение времени, обусловленного техническими условиями, пластинки вынимают из воды, осушивают фильтровальной бумагой, выдерживают на воздухе 1-2 часа и оценивают внешний вид и цвет пленки. Не допускаются белые матовые пятна, отслаивание, сыпь, пузыри и другие разрушения. Аналогично проверяют щелочестойкость и кислотостойкость лакокрасочных покрытий, но в этом случае вместо дистиллированной воды используют соответствующие растворы щелочей или кислот.

Атмосферостойкость

Способность лакокрасочного покрытия сохранять в течении продолжительного срока свои защитные и декоративные свойства в атмосферных условиях.

Атмосферостойкость лакокрасочных покрытий определяют по ГОСТ 6992-68 на площадке, расположенной на открытом воздухе. Окрашенные образцы устанавливают на стендах под углом 45° к горизонту лицевой стороной на юг. Испытуемые образцы осматривают через промежутки времени, установленные стандартом. При этом определяют степень разрушения (потеря блеска, изменение цвета, бронзировка, белесоватость, грязеудержание, меление, выветривание, растрескивание, отслаивание, сыпь и пузыри, коррозия) в процентах от общей площади образца с покрытием. Атмосферостойкость лакокрасочных покрытий определяют по декоративному виду (по пятибалльной шкале) и защитным свойствам (по восьмибалльной шкале). Шкалы приведены в стандарте.
Ускоренным способом атмосферостойкость материалов определяют в лабораториях на приборе, называемом визирометром. В этом приборе окрашенные пластинки подвергаются попеременному воздействию тепла и холода, влаги и сухого воздуха, ультрафиолетовых лучей. Продолжительность испытаний 150-200 часов.

Статьи

Эксплуатационные дефекты лакокрасочных покрытий

В данном разделе рассмотрим эксплуатационные дефекты лакокрасочных покрытий, то есть дефекты, образующиеся на покрытии, в процессе его эксплуатации, под воздействием тех или иных факторов
О технологических дефектах лакокрасочных покрытий можно прочитать здесь.

В процессе длительной эксплуатации лакокрасочного покрытия постепенно происходит его разрушение за счёт окисления, эрозии, влияния климатических условий, промышленной атмосферы, агрессивных сред, повышенной или низкой температуры, и температурных колебаний, а также от многих других факторов. Скорость разрушения лакокрасочного покрытия также зависит от влияния на него вышеперечисленных факторов и от типа самого покрытия или комплекса лакокрасочных покрытий.

В процессе разрушения лакокрасочного покрытия на его поверхности образуются различные дефекты, которые влекут за собой нарушение целостности лакокрасочного покрытия, и как следствие из этого, потерю его защитно-декоративных свойств и разрушение окрашиваемой поверхности ( металл, бетон, дерево и др.) Следует отметить, что достаточно часто образование дефектов ЛКП на ранних стадиях его эксплуатации, спровоцировано уже имеющимися, не устранёнными после окрашивания или отверждения, технологическими дефектами покрытия.

Дефект лакокрасочного покрытия – растрескивание покрытия в процессе эксплуатации.

Характеризуется появлением разрывов в покрытии. Различают основные виды трещин: волосяные – мелкие; хаотически расположенные в верхнем слое покрытия; поверхностные – мелкие; покрывающие сплошь в виде узора поверхностный слой покрытия; магистральные – глубокие, которые проникают сквозь слой покрытия и могут привести к полному его разрушению; «крокодиловая кожа» — глубокие крупные трещины, образующие рисунок в виде кожи крокодила; «следы птиц» — трещины, образующие рисунок в виде птичьих следов.

Причины образования дефекта:

1.Физический процесс старения лакокрасочного покрытия, вызванный воздействием на него различных «разрушающих» факторов ( перечислены выше ), вследствие которого покрытие теряет свою эластичность и становится очень «хрупким»

2.Потеря адгезии лакокрасочным покрытием из-за протекающей подплёночной коррозии металла, которая могла возникнуть из-за пористости лакокрасочного покрытия или наличием перед окрашивание на поверхности металла веществ, инициирующих процесс коррозии

3.Неправильная конструкция окрашенного изделия – не предусмотрены дренажные отверстия и естественная сушка от влаги ( дождь, конденсат и т.д. )

4.На ранних стадиях эксплуатации лакокрасочного покрытия данный дефект может образовываться из-за некачественно проведённой подготовки поверхности, а именно наличие остатков грязи, масла, смазки, окалины, продуктов коррозии, старых лакокрасочных покрытий

Читать еще:  Сколько нужно краски для покраски автомобиля?

5.Слишком большой интервал времени между подготовкой поверхности и окрашиванием ( за это время поверхность уже могла подвергнуться новым загрязнениям)

6.Слишком большой интервал времени между нанесением покрытия на предыдущее.

Дефект лакокрасочного покрытия – пузыри.

Этот дефект образуется на поверхности покрытия, главным образом от воздействия влаги и её проникновения под покрытие. Пузыри, на лакокрасочном покрытии, могут быть наполнены газами или жидкостями.

Причины образования дефекта:

1.Подплёночная коррозия металла ( изменение объёма продуктов коррозии металла) с локальной потерей адгезии лакокрасочным покрытием.

2.Неправильный выбор лакокрасочного покрытия для эксплуатации его в данных условиях.

3.Естественный процесс старения покрытия под действием на него влаги.

4.Выделение окрашенной подложкой газов, которые вспучивают покрытие.

5.Плохая подготовка поверхности перед окрашиванием. Этот дефект лакокрасочного покрытия, в отличие от некоторых остальных дефектов, ещё можно исправить. Для исправления данного дефекта необходимо удалить продукты коррозии шлифованием или пескоструйной обработкой, далее, после обезжиривания, необходимо нанести слой антикоррозионной грунтовки и затем, покрывной слой эмали.

Дефект лакокрасочного покрытия – полное или частичное отслаивание покрытия от поверхности металла или от нижнего слоя покрытия.

Отслаивание покрытия – это отделение участков одного или более слоёв системы от нижележащих, или всей системы покрытия, от окрашиваемой поверхности. Данный дефект, на ранних стадиях, может проявляться в виде растрескивания покрытия.

Причины образования дефекта:

1.Снижение адгезии к основанию в результате естественного физического процесса старения лакокрасочного покрытия.

2.Плохая подготовка поверхности перед окрашиванием.

3.Подпленочная коррозия металла с увеличением объёма продуктов коррозии.

4.Неправильно выбран комплекс покрытий, покрытие не обладает достаточной стойкостью к агрес¬сивным воздействиям, возникающим в процессе эксплуатации данного изделия.

Дефект лакокрасочного покрытия – полное разрушение покрытия в результате коррозии металла или разрушения окрашенной подложки

Появление коррозии металла или продуктов разрушения окрашенной поверхности на лакокрасочном покрытии, говорит о полном разрушении лакокрасочного покрытия и потери им своих свойств.

Причины образования дефекта:

1.Лакокрасочное покрытие исчерпало свои защитные свойства по отношению к окрашиваемой подложке в результате старения.

2.Нарушение целостности покрытия в результате растрескивания и отслаивания.

3.Окрашивание подложки при наличии продуктов остаточной коррозии содержащих различные соли.

4.Нарушение целостности лакокрасочного покрытия в результате механического воздействия.

5.Неправильно выбрана система покрытий, покрытия не обладает достаточной стойкостью к агрессивным воздействиям, возникающим при его эксплуатации.

Дефект лакокрасочного покрытия – плесень ( грибковые микроорганизмы )

Этот дефект имеет место при окрашивании водно-дисперсионными лакокрасочными материалами деревянных и оштукатуренных поверхностей.

Причины образования дефекта:

1.Образование данного дефекта возможно при постоянном воздействии влажности на ЛКП, в тени, на труднодоступных для солнечного света участках, в невентилируемых помещениях и т.д.

2.Плохая подготовка поверхности (нанесение лакокрасочного материала на подложку с плесенью).

3.Недостаточное количество биоцидов (добавок препятствующих микробному заражению ЛКП) в составе лакокрасочной композиции.

Для удаления плесени необходимо полностью удалить повреждённые участки лакокрасочного покрытия от плесени, при необходимости удалить штукатурку, имеющую слабую адгезию, обработать дефектные участки бактерицидной пропиткой, после этого нанести новый слой грунтовки и на высохшее грунтовочное покрытие нанести слой водно-дисперсионной краски.

Дефект лакокрасочного покрытия – потеря блеска ( поматовение лакокрасочного покрытия )

Потеря блеска лакокрасочным покрытием, является одним из показателей, начальной стадии разрушения поверхностного слоя покрытия в результате фотохимических процессов. Дожди, туманы и конденсация влаги, также способствую потере блеска покрытием из-за набухания лакокрасочной плёнки.

Потеря блеска покрытием возникает ещё и из-за механических повреждений – сколы, царапины, пескоструйное воздействие. В результате механических повреждений, создаётся микрошероховатость ЛКП, и как следствие из этого, потеря блеска. На начальной стадии, потерю блеска лакокрасочным покрытием, можно устранить при помощи полировки.

Изменение цвета лакокрасочного покрытия (побеление, потемнение, пожелтение бронзировка и др.)

Изменение цвета лакокрасочного покрытия происходит в результате фотохимической активности пигментов и миграции пигментов, а также в результате воздействия на лакокрасочное покрытие промышленной атмосферы, различных солей и др.

В результате воздействия кислотных компонентов промышленной атмосферы на пигменты лакокрасочных покрытий, они могут менять свой цвет, при воздействии сероводорода некоторые покрытия заметно темнеют. При воздействии различных солей, металлизированный лакокрасочные покрытия, могут терять свой металлический цвет.

Изменение цвета лакокрасочного покрытия сопровождается и потерей блеска.

Дефект лакокрасочного покрытия – меление

Меление ЛКП, проявляется в виде появление на поверхности покрытия тонкого слоя легкоснимаемого «пигментного порошка», вследствие деструкции компонентов ЛКП и «оголения» на поверхности покрытия частиц пигментов. Глубокая стадия меления ЛКП при атмосферном воздействии приводит к эрозии (выветриванию) покрытия – разрушению, из-за которого открывается окрашенная подложка.

Дефект лакокрасочного покрытия — грязеудержание

Под воздействием различных климатических факторов, лакокрасочное покрытие приобретает способность удерживать на своей поверхности механические загрязнения, не удаляемые при промывке.

Дефект лакокрасочного покрытия – сколы, царапины

Сколы и царапины образуются на лакокрасочном покрытии из-за механических воздействий. Эти дефекты нарушают целостность лакокрасочного покрытия, снижая при этом его защитные свойства, и ухудшают декоративные свойства ЛКП – особенно это заметно на автомобильных покрытия, обладающих высоким классом по внешнему виду. Сейчас, для ухода за автомобильными ЛКП, производители автомобилей предлагают большой ассортимент фирменной автокосметики.

Итак, эксплутационных дефектов лакокрасочного покрытия невозможно избежать (в отличие от технологических дефектов). Из-за физического процесса старения, лакокрасочное покрытие рано или поздно подвергается разрушению, но срок эксплуатации лакокрасочного покрытия можно существенно увеличить.

Для этого необходимо:

1. Правильно выбрать комплексное лакокрасочное покрытие, которое должно обеспечить необходимую защиту окрашенной поверхности в течение заданного времени. При выборе комплексного лакокрасочного покрытия необходимо руководствоваться: категорией размещения окрашенных поверхностей; климатом, в котором эксплуатируется окрашенное изделие ( умеренный, холодный, тропический ); группой условий эксплуатации по характеру воздействия особых сред.

2. Принимать в эксплуатацию покрытия, не имеющие технологических дефектов.

3. По возможности, оградить лакокрасочное покрытие от механического воздействия.

4. Проводить ремонт образующихся дефектов лакокрасочного покрытия.

Исследование материалов, используемых при производстве автомобиля

ООО «Априори-Эксперт» проводит экспертные исследования для физических и юридических лиц, а также досудебные и судебные экспертизы по гражданским, арбитражным делам, делам об административных правонарушениях, в соответствии с перечнем видов экспертиз, выполняемых в учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации:

исследование лакокрасочных покрытий и лакокрасочных материалов, в частности, исследование химического состава, сравнение образцов лакокрасочных материалов и покрытий, исследование широкого спектра физико-механических свойств покрытия;

  • · исследование материалов, используемых при производстве автомобиля (полимерные материалы, металлы и сплавы), в частности, исследование химического состава материалов, сравнение образцов материалов, определение широкого спектра физико-механических свойств материалов;
  • · исследование нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов на соответствие требованиям нормативных документов, действующих на территории Российской Федерации;

Перечень исследований по каждому виду экспертиз согласуется с заказчиком в соответствии с имеющимися вопросами; перечень исследований крайне широк за счет проведения различных уникальных химических исследований на современном аналитическом оборудовании, доступном экспертам.

Исследования проводятся экспертами, имеющими высшее профессиональное образование, сертификаты и дипломы экспертов, научную степень, большой опыт работы.

Перечень вопросов, решаемых в ходе экспертного исследования

Перечень основных вопросов, которые часто ставятся перед экспертами, проводящими исследование лакокрасочных покрытий и материалов, применяемых в производстве автомобилей, приведен ниже:

1. В каких условиях сформировано лакокрасочное покрытие кузова автомобиля – в условиях завода-изготовителя, СТО или сторонней организации?

2. Соответствуют ли параметры лакокрасочного покрытия автомобиля требованиям, предъявляемым к лакокрасочным покрытиям в соответствии с нормативными документами, действующими на территории Российской Федерации и техническими данными заводов-изготовителей?

3. Соответствуют ли основные физико-механические характеристики лакокрасочного покрытия, а именно, качественный и количественный состав слоев, адгезия, твердость, стойкость к царапанию, стойкость к воздействию растворителей, установленным требованиям для данного класса покрытия?

4. Соответствуют ли оптические характеристики лакокрасочного покрытия установленным требованиям для данного класса покрытия?

5. Имеются ли на лакокрасочном покрытии кузова автомобиля дефекты?

6. Какой характер имеют выявленные дефекты лакокрасочного покрытия – эксплуатационный, производственный или дефект производства ремонтных работ?

7. Каков механизм, в том числе, химический образования выявленных дефектов лакокрасочного покрытия?

8. Каким образом выявленные дефекты лакокрасочного покрытия влияют на потребительские свойства, возможность и допустимость использования автомобиля по назначению, внешний вид, безопасность, долговечность автомобиля в целом?

9. Являются ли выявленные производственные дефекты лакокрасочного покрытия существенными с технической точки зрения?

10. Каковы методы устранения дефектов лакокрасочного покрытия? При возможности устранения выявленных дефектов, каковы временные затраты и стоимость устранения дефектов?

11. Каковы причины возникновения дефектов хромированных, никелированных и прочих защитно-декоративных покрытий элементов (молдингов и накладок) автомобиля?

12. Каков химический состав лакокрасочного покрытия кузовных элементов с различной толщиной?

13. Идентичны или нет химические составы компонентов лакокрасочного покрытия кузовных элементов с различной толщиной?

14. В каких условиях сформировано лакокрасочное покрытие элементов кузова автомобиля с различной толщиной?

15. Каковы способы устранения эксплуатационных дефектов (повреждений) лакокрасочного покрытия, а также непосредственно кузовных панелей автомобиля?

16. Какова предпочтительная технология ремонта тех или иных дефектов лакокрасочного покрытия, а также повреждений непосредственно кузовных панелей автомобиля?

17. Каковы основные физико-механические характеристики и химический состав материалов, применяемых в производстве автомобиля (в том числе, полимерные материалы – каучук, АБС-пластик, ПК-пластик, углепластик и др.; металлы; стекла; кожа, в том числе эко-кожа; дерево; ткани и др.)?

18. Возможно ли устранение производственных дефектов и восстановление дефектного лакокрасочного покрытия в условиях специализированного СТО до характеристик, соответствующих заводским характеристикам?

19. Возможно ли устранение механических повреждений непосредственно кузовных панелей автомобиля в условиях специализированного СТО до характеристик, соответствующих заводским характеристикам?

20. Каковы основные физико-механические характеристики материалов кузова автомобиля после проведения восстановительного ремонта?

Перечень вопросов корректируется в зависимости от конкретной поставленной задачи.

Материальное обеспечение экспертной организации

В распоряжении экспертов ООО «Априори-Эксперт» находится широкий спектр исследовательского и измерительного оборудования, позволяющий давать исчерпывающие ответы на поставленные вопросы. Эксперты ООО «Априори-Эксперт» имеют возможность выезда для проведения экспертиз по всей территории Российской Федерации. Часть имеющегося оборудования является портативным и используется по месту проведения экспертного осмотра; при необходимости проведения химических экспертиз с применением высокоточного стационарного аналитического оборудования, установленного в специализированных лабораториях проводится изъятие образцов в соответствии с требованиями нормативных документов, действующих на территории Российской Федерации.

Список оборудования, его описание, условия применения и перечень задач, решаемых с его помощью, приведен ниже.

1. Цифровой неразрушающий толщиномер лакокрасочных покрытий DeFelsko PosiTector 6000 с комплектом датчиков для определения климатических параметров помещения, толщины лакокрасочных покрытий на ферромагнитных, алюминиевых, пластмассовых поверхностях, толщины немагнитных металлов (цинк, алюминий, хром) на магнитных металлах в соответствии с ГОСТ 31993-2013

Толщиномер зарегистрирован в Государственном реестре средств измерений под номером № 56547-14 и допущен к применению в Российской Федерации. Срок свидетельства 13.02.2019.

Электронный толщиномер покрытий, использующий магнитный и вихретоковый принципы для измерения толщины покрытий на ферромагнитных и немагнитных металлах.

Прибор поставляется с сертификатом калибровки, отвечающей требованиям NIST. Встроенная термокомпенсация обеспечивает точность измерения при небольших изменениях внешних условий. Режим Hi-RES повышает разрешение отображения результатов измерений в применениях, требующих высокой точности. Соответствует национальному и международным стандартам, включая ISO и ASTM. Прибор характеризуется универсальностью: имеется возможность переключения единиц измерения: мил/мкм/мм; возможность калибровки прибора по установке ноля, по 1 точке, по 2 точкам и по известной толщине; блокировка калибровки; установка функции SSPC PA2.

С помощью прибора DeFelsko PosiTector 6000 производится измерение толщины лакокрасочного покрытия кузовных элементов автомобиля. Измерение толщины покрытия для получения достоверной выборки проводится не менее чем в 10 точках кузовного элемента в зависимости от площади. Контрольные точки измерения толщины покрытия отмечаются с помощью магнитных маркеров в виде цифр от 0 до 9. Измерение толщины покрытия проводится согласно методике, изложенной в ГОСТ 31993-2013 (ISO 2808-2007). Последовательность измерения толщины покрытия по кузовным элементам начинается с капота, далее – по направлению движения часовой стрелки. Обработка результатов измерения толщины лакокрасочного покрытия проводится с помощью программы OriginLab для численного анализа данных и научной графики, работающей на компьютере под управлением операционной системы Microsoft Windows. Пример полученных результатов измерения толщины покрытия и математической обработки полученных данных приведен ниже.

Исходя из результатов измерения толщины покрытия неразрушающими методами, делаются следующие выводы: подвергался ли автомобиль перекраске; какие именно кузовные элементы подвергались перекраске; имеются ли области недостаточной толщины покрытия и возможна ли причинно-следственная связь между толщиной покрытия и образованием дефектов лакокрасочного покрытия.

Кроме того, измерение толщины покрытия необходимо проводить в местах измерения адгезии методом решетчатых разрезов для корректного выбора размера решетки в целях соответствия методикам, изложенным в ГОСТ Р 54563-2011.

2. Механический разрушающий толщиномер лакокрасочных покрытий M icro-metrics OG 204, позволяющий исследовать количественный и качественный состав каждого слоя многослойного лакокрасочного покрытия

Толщиномер покрытия в диапазоне от 2 до 2000 микрон на любой подложке разрушающим методом. Прибор оснащен встроенным микроскопом со шкалой от 0 до 2 мм, позволяющим производить визуальный контроль качества покрытия. Основным преимуществом данного метода измерения является возможность измерения толщины каждого слоя многослойных покрытий. Прибор оснащен 3 резаками, установленных под разным углом для измерения покрытий различной толщины.

Толщиномер Micro-Metrics OG204 — точный инструмент для микроскопического исследования дефектов лакокрасочного покрытия и измерения толщины лакокрасочного покрытия на ферромагнитных, неферромагнитных и пластмассовых основаниях в соответствии с ASTM D 4138. Прибор поставляется с сертификатом калибровки, отвечающей требованиям NIST. Резаки изготавливаются из карбида вольфрама. Прибор снабжен тремя стандартными резаками для измерения лакокрасочных покрытий в различном диапазоне толщины. Характеристики резаков приведены в таблице.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector