Trt-auto.ru

Автомобильный журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто должен платить штраф водитель или собственник?

Кто должен платить штраф водитель или собственник?

Дата публикации 03.02.2020

На балансе казенного учреждения находится автомобиль. За нарушение водителем правил дорожного движения выписан штраф на учреждение. Кто должен платить штраф – учреждение или водитель? Как отразить сумму штрафа в учете?

За административные нарушения в области дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме (камерой), ответственность несет собственник (владелец) транспортного средства (ч. 1 ст. 2.6.1. КоАП РФ). Таким образом, за нарушение ПДД работником, который управлял транспортным средством, принадлежащим работодателю, платит работодатель (учреждение).

Порядок применения статей (подстатей) КОСГУ утвержден приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н). Расходы на уплату штрафа ГИБДД в положениях Порядка № 209н прямо не поименованы. По экономическому содержанию штраф ГИБДД является санкцией за нарушение правил дорожного движения (ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ). Расходы по уплате иных экономических санкций, не отнесенные к подстатьям 292 – 294, отражаются по подстатье 295 «Другие экономические санкции» КОСГУ (п. 10.9.5 Порядка № 209н).

Применяется увязка подстатьи 295 КОСГУ с элементом видов расходов 853 «Уплата иных платежей» (п. 48.8.5.3 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06 2019 № 85н, далее – Порядок № 85н). Разъяснения даны в письме Минфина России от 27.09.2019 № 02-05-10/74927.

В инструкциях по бухгалтерскому учету не предусмотрено специального счета для учета штрафов. Любые штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджеты, могут учитываться на счете 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» (п. 263 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н).

В соответствии с п. 104 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н), начисление и уплата штрафа отражаются записями:

Дебет КПС (КРБ 853) 1 401 20 295 Кредит КПС (КРБ 853) 1 303 05 731 – начислена задолженность по уплате административного штрафа;

Дебет КПС (КРБ 853) 1 303 05 831 Кредит КПС (КРБ 853) 1 304 05 295 – уплачен административный штраф за нарушение ПДД.

Работодатель после уплаты штрафа за нарушение работником ПДД может привлечь виновника к ответственности в виде возмещения работодателю суммы штрафа. Сумма штрафа, уплаченная организацией в связи с нарушением ее работником ПДД, представляет собой прямой действительный ущерб, т.к. влечет реальное уменьшение имущества работодателя (письмо Роструда от 19.10.2006 № 1746-6-1).

Под прямым действительным ущербом понимается необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты (ст. 238 ТК РФ).

Согласно ст. 232 ТК РФ сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.

Таким образом, работник обязан возместить ущерб, причиненный учреждению, который выразился в необходимости для учреждения выплатить штраф.

По общему правилу компенсация расходов виновным лицом отражается в бухгалтерском учете как начисление доходов. В соответствии с пп. 220, 221 Инструкции № 157н для отражения расчетов по возмещению ущерба или компенсации расходов применяется счет 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам».

Согласно п. 9.4.4 Порядка № 209н доходы от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба имуществу учреждения относятся на подстатью 144 «Возмещение ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)» КОСГУ. Подстатья 144 КОСГУ применяется в увязке со статьей 140 «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба» аналитической группы подвида доходов бюджетов (п. 12.1.4 Порядка № 85н).

В соответствии с п. 86 Инструкции № 162н начисление задолженности работника, виновного в причинении ущерба учреждению, отражается записью:

Дебет КПС (КДБ 140) 1 209 44 567 Кредит КПС (КДБ 140) 1 401 10 144 – начислена задолженность работника, виновного в причинении ущерба учреждению.

Доходы, полученные казенными учреждениями, отражаются в доходах бюджета (п. 5 ст. 41 БК РФ). Следовательно, денежные средства, полученные от сотрудника в возмещение ущерба, должны быть направлены в доход бюджета, т.е. перечислены на лицевой счет администратора кассовых поступлений доходов бюджета по данному коду КДБ.

Смотрите также

  • Удержание штрафа за нарушение ПДД

Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Водитель компании нарушил ПДД. Кто платит штраф за водителя?

Справочная / Бизнес‑будни

Водитель компании нарушил ПДД. Кто платит штраф за водителя?

Иногда штрафы для юридических лиц в разы больше, чем для физиков. Например, парковка на московском газоне для водителя-физика обойдётся в 5000 ₽, а для юрлица — уже в 300 000 ₽. В статье расскажем, как не расплачиваться за чужие ошибки, где проверять штрафы и как на них сэкономить.

Важно, кто зафиксировал нарушение

Если инспектор оформил протокол на месте, платит водитель.

Если нарушение зафиксировала камера, постановление приходит по почте владельцу автомобиля. Машина зарегистрирована на компанию — значит платить ей как юридическому лицу. Об этом написано в п. 1 ст. 2.6.1. КоАП.

Сдавайте отчётность в три клика

Эльба — онлайн-бухгалтерия для ИП и ООО. Сервис подготовит отчётность, посчитает налоги и освободит время для полезных дел.

Не виноваты — докажите

Организация может снять с себя штраф, если докажет, что за рулём находился конкретный человек. Для этого нужно написать жалобу на постановление об административном правонарушении. Процедура хлопотная и утомительная. Если штраф не гигантский, проще оплатить штраф с расчётного счёта компании, а потом взыскать с водителя. Ниже расскажем про оба варианта.

Первый вариант: обжаловать штраф

На обжалование закон даёт 10 календарных дней с момента получения постановления. Если решите действовать, вот шаблон жалобы и порядок действий.

Определитесь, куда отправить жалобу в зависимости от того, где вынесли постановление об административном правонарушении:

  • В ГИБДД вышестоящему должностному лицу или в суд, если нарушили правила дорожного движения. Вышестоящее должностное лицо — это начальник территориального подразделения ГИБДД, сотрудник которого вынес постановления, или начальник вышестоящего подразделения ГИБДД. Номер постановления от ГИБДД всегда начинается на 188. Подать жалобу в этих случаях можно только лично или заказным письмом. Пока инспекция не научилась принимать жалобы на сайте.
  • В Московскую административную дорожную инспекцию (МАДИ) — если нарушили правила остановки и стоянки. Номера постановлений начинаются на 782. Подать обращение можно на официальном портале Правительства Москвы.
  • Администратору московского парковочного пространства (АМПП) — если нарушили правила платной парковки. Номера постановлений от АМПП начинаются на 780. Жалобы принимают в электронном виде на портале Правительства Москвы.
  • В аналогичные инстанции в других городах.

Приложите к жалобе заверенные копии документов:

  • договор с водителем;
  • ОСАГО;
  • путевой лист;
  • признание самого водителя;
  • другие документы, подтверждающие кто был за рулём в момент нарушения.

Второй вариант: взыскать штраф с водителя

В течение месяца со дня уплаты издайте распоряжение. С одной выплаты зарплаты удерживайте не более 20 % от её суммы, такое ограничение устанавливает ст. 138 Трудового кодекса.

Если прошёл месяц со дня уплаты штрафа, просто удержать нельзя — ст. 248 ТК РФ. Понадобится письменное согласие сотрудника на возмещение ущерба.

В крайнем случае работодатель может обратиться за взысканием в суд.

Уплаченные штрафы нельзя учесть в расходах для уменьшения налога, а вот полученная от водителя сумма компенсации считается внереализационным доходом, поэтому с неё нужно заплатить налог УСН.

Водитель не виноват, штраф оплачивает организация

Если организация вовремя не обслужила автомобиль и водитель не успел затормозить до стоп-линии, он не виноват — подвели тормозные колодки.

В ст. 239 ТК РФ перечислены ситуации, когда сотрудник освобождается от материальной ответственности:

  • ущерб возник в результате непреодолимой силы;
  • нормального хозяйственного риска;
  • крайней необходимости;
  • необходимой обороны;
  • работодатель хранил имущество в ненадлежащих условиях.

Проверяйте и платите онлайн

Срок оплаты — 60 дней со дня вступления постановления в силу. Лучше не затягивать, иначе ещё через 10 дней штраф увеличится в два раза, а информацию о нём передадут судебным приставам. Те в свою очередь имеют право списать сумму с расчётного счёта организации или даже заблокировать его.

Если заплатите в течение 20 дней с даты вынесения постановления, на некоторые штрафы дадут скидку 50 %.

Где проверить, если у вас штрафы:

На сайте ГИБДД. Достаточно указать номер автомобиля и данные свидетельства о регистрации. Сервис показывает только неоплаченные штрафы.

На сайте Госуслуг или в приложении для Android и iOS. Потребуется учётная запись для юридических лиц или предпринимателей. Мобильные версии хороши тем, что в них пуш-уведомления приходят сразу, как только вам выписывают штраф. Сервис в отличие от сайта ГИБДД хранит историю штрафов, правда для этого они должны быть оплачены через Госуслуги.

В «Электронном кабинете водителя» теперь можно зарегистрировать надлежащего пользователя автотранспорта, который будет получать штрафы и извещения вместо владельца автомобиля

Поделитесь в соцсетях:

  • Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
  • Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться на LinkedIn (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться записями на Pocket (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне)

В электронном кабинете водителя появилась новая бесплатная услуга «Управление надлежащим пользователем». С ее помощью назначить надлежащего пользователя автомобиля можно не выходя из дома, чтобы в случае автоматической фото- или видеофиксации нарушений ПДД штрафы получал человек, пользующийся автомобилем, а не его владелец.

Читать еще:  Как вернуть оплаченный штраф по отмененному постановлению?

Онлайн-сервис доступен на сайте e-driver.hsc.gov.ua и на Правительственном портале kmu.gov.ua в разделе «Электронные услуги». Отметим, что это первая онлайн-услуга, которая была создана сразу в электронном формате. Так работает принцип «digital by design», когда не в онлайн переводят уже имеющиеся административные услуги, а создают новые, опираясь на онлайн-опыт пользователей. Раньше запуску всех услуг в электронном формате предшествовало предоставление сервисов при непосредственном обращении клиента в соответствующую организацию.

Надлежащий пользователь – это лицо, которое на законных основаниях пользуется транспортным средством, которое ему не принадлежит. Возможность указывать надлежащего пользователя транспортного средства (ТС) понадобится автомобилистам в связи с появлением новых правил и налаживанием системы фото- и видеофиксации и парковки. Ведь нести ответственность за свое поведение на дороге должен непосредственно водитель авто, а не его владелец (получать уведомления о новых штрафах, платить их и т.д.).

Проект реализован в партнерстве Главного сервисного центра МВД и Министерства цифровой трансформации, при поддержке проекта USAID/UK aid «Прозрачность и подотчетность в государственном управлении и услугах/TAPAS».

Заказчиком услуги может быть физическое или юридическое лицо, желающее стать надлежащим пользователем. Для этого необходимо:

  1. Авторизироваться в Электронном кабинете водителя с помощью квалифицированной электронной подписи (КЭП, ранее ЭЦП), BankID или MobileID.
  2. Выбрать из списка услугу «Управление надлежащим пользователем».
  3. Ввести VIN-код автомобиля, для которого лицо хочет стать надлежащим пользователем. Система выдаст деперсонифицированную информацию об автомобиле, не о его владельце.
  4. Выбрать основание для надлежащего пользования:
    • договоренность с владельцем;
    • доверенность на право пользования ТС;
    • договор аренды, найма или займа;
    • договор финансового или оперативного лизинга.
  5. Ввести e-mail и телефон владельца авто.
  6. Проверить свои данные и при необходимости прикрепить скан-копии доверенности или договора, который является основанием для надлежащего пользования.
  7. Подписать созданную заявку с помощью квалифицированной электронной подписи.

После этого владелец автомобиля получает письмо со ссылкой на онлайн-заявление. Для успешного завершения процедуры владелец авто должен перейти по ссылке и дать согласие на это назначение. Если основанием для назначения является лишь договоренность, владелец автомобиля должен подписать заявление с помощью КЭП. После чего лицо, заказавшее услугу надлежащего пользователя, может увидеть статус подтверждения заявки в е-кабинете водителя. Полный цикл предоставления услуги онлайн длится один рабочий день.

Электронная услуга «Управление надлежащим пользователем» доступна для физических и юридических лиц и является бесплатной. На одно транспортное средство может быть назначено не более одного надлежащего пользователя. Удаление назначенного надлежащего пользователя возможно владельцем ТС – по поданному заявлению или автоматически, в случае окончания срока, на который был назначен надлежащий пользователь.

Стать надлежащим пользователем может только лицо, являющееся владельцем национального водительского удостоверения или удостоверения водителя иностранного государства, которое соответствует требованиям Конвенции о дорожном движении 1968 года. В случаях, когда основанием для надлежащего пользования является оформление на лицо временного регистрационного талона или назначение работника надлежащим пользователем непосредственно руководителем юридического лица, услуга предоставляется только в территориальных сервисных центрах МВД и при условии присутствия владельца ТС и лица, которое планирует стать надлежащим пользователем.

Напомним, в данный момент пользователи е-кабинета водителя могут узнать информацию о своих водительских удостоверениях, транспортных средствах и административных правонарушениях. Также в е-кабинете можно оплатить штрафы, зарегистрироваться в электронной очереди на получение услуг в сервисных центрах МВД, заказать бесплатную или платную услугу проверки транспортного средства по его VIN-коду, а также индивидуальный номерной знак транспортного средства.

Правила нарушил водитель, а штраф заплатила организация

В организацию пришло постановление об административном штрафе за превышение скорости, зафиксированное на видеокамеру. Автомобиль оформлен на организацию. Кто должен оплачивать штраф: организация или водитель? Если организация, то нужно ли удерживать сумму штрафа из зарплаты водителя? Возникнет ли у водителя доход, облагаемый НДФЛ, если сумма штрафа не будет у него удержана? Как учитывается штраф в бухгалтерском и налоговом учете? Организация находится на общей системе налогообложения.

И. Киреева, г. Воронеж

Несмотря на то что фактическим нарушителем правил дорожного движения является водитель, штраф в рассматриваемой ситуации должна заплатить организация, которая является собственником автомобиля. Дело в том, что за нарушения правил дорожного движения в случае их фиксации специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и видеозаписи, к административной ответственности привлекается собственник (владелец) транспортного средства (ст. 2.6.1 КоАП РФ).

Согласно ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Под таковым понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение его состояния, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление этого имущества. В соответствии с п. 2 ст. 130 ГК РФ деньги признаются движимым имуществом. Следовательно, своими действиями водитель причинил организации ущерб в виде затрат по оплате суммы штрафа, приведших к уменьшению ее движимого имущества. То, что суммы уплаченного организацией штрафа относятся к прямому действительному ущербу, подтверждает Роструд (письмо от 19.10.2006 № 1746-6-1). Таким образом, организация вправе взыскать с водителя сумму уплаченного штрафа. Но она может и отказаться от такого взыскания, учитывая конкретные обстоятельства, при которых был причинен ущерб (ст. 240 ТК РФ).

Рассмотрим оба варианта действий организации.

Работник возмещает ущерб

Перед тем как принять решение о взыскании ущерба, работодатель должен провести проверку для установления размера причиненного ущерба, а также получить от работника письменное объяснение для установления причины возникновения ущерба (ст. 247 ТК РФ). Взыскание ущерба с виновного водителя осуществляется по распоряжению работодателя (ст. 248 ТК РФ). Обратите внимание, что распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба. В противном случае взыскивать ущерб с работника придется через суд. На наш взгляд, поскольку в рассматриваемой ситуации размер ущерба четко прописан в постановлении об административном штрафе, месячный срок нужно отсчитывать со дня получения организацией постановления.

Отметим, что удержание штрафа из зарплаты водителя не единственный способ взыскания суммы причиненного ущерба. Водитель может добровольно возместить его полностью или частично (ст. 248 ТК РФ).

Сумма штрафа не учитывается у организации в расходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (п. 2 ст. 270 НК РФ). А вот сумму его возмещения, полученную от водителя, нужно учесть в составе внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК РФ).

В бухучете уплаченный штраф включается в состав прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). А сумма его возмещения, полученная от работника, признается прочим доходом (п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации»).

В учете организации будут следующие проводки:

Дебет 91-2 Кредит 76

— признан расход в виде суммы штрафа;

Дебет 76 Кредит 51

Дебет 70 Кредит 73

— удержана из зарплаты водителя сумма нанесенного им ущерба;

Дебет 50 Кредит 73

— в кассу организации водителем внесены денежные средства в качестве возмещения нанесенного ущерба;

Дебет 73 Кредит 91-1

— сумма возмещения ущерба учтена в составе прочих доходов.

Поскольку для целей налога на прибыль расход в виде суммы штрафа не учитывается, в бухгалтерском учете возникает постоянная разница, формирующая постоянное налоговое обязательство (п. 4, 7 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»). Это отражается проводкой:

Дебет 99 Кредит 68

— отражено постоянное налоговое обязательство.

С работника штраф не взыскивается

Поскольку работник освобождается от несения расходов по возмещению суммы штрафа, возникает вопрос: появляется ли у него объект налогообложения по НДФЛ? Минфин России считает, что объект налогообложения по НДФЛ будет. В письмах от 22.08.2014 № 03-04-06/42105, от 12.04.2013 № 03-04-06/12341, от 10.04.2013 № 03-04-06/1183 он указал, что если работодатель установил размер причиненного работником ущерба, причину его возникновения и предел материальной ответственности работника, отказ от взыскания с виновного работника причиненного ущерба приводит к возникновению у него дохода (экономической выгоды), полученного в натуральной форме, подлежащего обложению НДФЛ.

А вот по мнению ФНС России, сумма уплаченного штрафа не может рассматриваться как доход, полученный водителем транспортного средства, принадлежащего компании. Следовательно, объекта налогообложения по НДФЛ нет (письмо от 18.04.2013 № ЕД‑4-3/7135@).

Мы согласны с налоговиками. Особенности определения налоговой базы по НДФЛ при получении доходов в натуральной форме установлены ст. 211 НК РФ. Из ее положений следует, что доход в натуральной форме появляется, когда работодатель оплачивает товары (работы, услуги) в интересах налогоплательщика. Оплата же штрафа осуществляется в интересах организации, поскольку именно на нее, а не на работника наложен штраф. Перечень доходов в натуральной форме приведен в п. 2 ст. 211 НК РФ. В нем не упоминается доход, полученный в результате отказа работодателя от взыскания ущерба с виновного работника. Отметим, что эта точка зрения находит поддержку в суде (постановление ФАС Московского округа от 15.03.2006, 09.03.2006 № КА-А40/1434-06).

Владелец или собственник: кто ответит за ДТП

ДТП без прав и ОСАГО

В Подмосковье столкнулись автомобили «Ситроен» и ВАЗ-2110. Виноват оказался водитель «десятки» Сергей Курагин, который ехал задним ходом. Автомобиль принадлежал его жене, Елене Курагиной*. Ее супруг не был вписан в ОСАГО и не имел водительских прав.

Владельцы «Ситроена», ООО «Агропродукт», обратились в суд. Они потребовали взыскать с ответчиков, владелицы машины и ее мужа, солидарно более 100 000 руб. на ремонт и судрасходы.

Две инстанции удовлетворили иск частично. Сергиево-Посадский городской суд Московской области (дело № 2-4196/2018) и Московский областной суд решили, что деньги должен выплатить только водитель автомобиля — ведь именно он и виноват в аварии. Заявитель оспорил такие выводы в Верховный суд. Представители «Агропродукта» настаивали, что ущерб надо взыскать и с собственника машины, виновной в ДТП.

Читать еще:  Штрафы гибдд узнать великий новгород

ВС: отдать ключи не значит снять ответственность

Коллегия по гражданским спорам под председательством судьи Вячеслава Горшкова признала, что судебные акты нижестоящих судов приняты с нарушениями норм права. В определении по делу (дело № 4-КГ20-11) ВС указал, что по ст. 201 ГК (Срок исковой давности при перемене лиц в обязательстве) собственник несет бремя содержания своего имущества. А по п.1 ст. 1079 ГК (Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих) те, кто связан с опасной деятельностью, должны возмещать вред, если источник опасности причинил ущерб. Кроме случаев, когда речь идет о непреодолимой силе или умысле потерпевшего. Возмещает ущерб владелец «опасного» имущества — в рассматриваемом случае, автомобиля.

ВС подчеркнул: то, что Курагин получил документы на машину и ключи от нее, еще не приравнивает его к владельцу авто — это только подтверждает, что собственник хотел передать имущество ему в пользование.

Это также не говорит о том, что права на владение машиной были переданы, и не освобождает собственника от обязанности возместить вред, если авария случилась по вине водителя.

ВС указывает, что перечень оснований владения автомобилем из ст. 1079 ГК не исчерпывающий. «Но любое из таких оснований требует соответствующего юридического оформления — заключение договора, выдача доверенности на право управления транспортным средством, внесение в страховой полис лица, допущенного к управлению транспортным средством, и т.п.», — напомнили члены коллегии ВС.

Если Курагина действительно передавала супругу право владения автомобилем, именно она должна была это доказать, отметили в коллегии и признали, что владелицу ВАЗа освободили от ответственности неправомерно. Дело направили на новое рассмотрение в апелляцию — Мособлсуд (на момент написания материала не рассмотрено).

Эксперты: «Собственник тоже может рассчитаться за аварию»

Ущерб в подобной ситуации помимо виновника может компенсировать собственник автомобиля, подтверждает адвокат Аким Ложковой, Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Региональный рейтинг группа Уголовное право группа Банкротство группа Налоговое консультирование и споры группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Арбитражное судопроизводство × : «Этим определением Верховный суд делает очень важный вывод, направляя дело на новое рассмотрение — нижестоящий суд не выяснил вопрос перехода прав владения автомобилем».

В целом же, какую именно конструкцию выбрать — «ущерб компенсируется виновником ДТП», «ущерб компенсируется собственником ТС» или «ущерб компенсируется и виновником ДТП и собственником ТС», зависит конкретно от установления отдельных обстоятельств, напоминает Ложковой. В частности, имеет значение, как собственник авто передает его в пользование и управление другому лицу:

— Заключен ли какой-то договор или соглашение о использовании транспортом и рисках как гибели автомобиля, так и ущербе от ДТП;

— Застрахована ли ответственность того, которому передается ТС;

— Выписывается ли доверенность (её наличие не обязательно, но доверенность может служить доказательством при распределении бремени компенсации ущерба).

Важно также, как собственник передал автомобиль — по доброй воле или, например, речь идет об угоне.

*Имена и фамилии участников спора изменены

Владелец может сообщить, кто водит его авто: тот будет получать штрафы автофиксации — МВД

В МВД пояснили, как можно назначить такого надлежащего пользователя автомобилем онлайн

Владелец автомобиля может сообщить полиции, кто на данный момент водит его авто, и тогда тот (надлежащий пользователь), в случае нарушения правил дорожного движения, будет получать штрафы автофиксации.

Об этом говорится в разъяснении Министерства внутренних дел на сайте Главного сервисного центра МВД Украины.

В частности, в ведомстве пояснили, как можно назначить надлежащего пользователя онлайн.

По информации МВД, надлежащий пользователь — это лицо, которое на законных основаниях пользуется транспортным средством, которое ему не принадлежит.

«Возможность указывать надлежащего пользователя транспортного средства (ТС) пригодится автомобилистам в связи с введением новых правил и налаживанием системы фото- и видеофиксации и парковки. Ведь нести ответственность за свое поведение на дороге должен непосредственно водитель авто, а не его собственник (получать уведомления о новых штрафах, платить их и так далее)», — говорится в сообщении.

Указано, что заказчиком услуги может быть физическое или юридическое лицо, желающее стать должным пользователем. Для этого необходимо:

1) Авторизироваться в Электронном кабинете водителя с помощью квалифицированной электронной подписи (КЭП, ранее ЭЦП), BankID или MobileID.

2) Выбрать из списка услугу «Управление надлежащим пользователем».

3) Ввести VIN-код автомобиля, должным пользователем которого лицо хочет стать, и проверить правильность деперсонифицированной информации об автомобиле, которую выдаст система.

4) Выбрать основание надлежащего пользования:

— договоренность с владельцем;

— доверенность на право пользования ТС;

— договор аренды, найма или займа;

— договор финансового или оперативного лизинга.

5) Ввести e-mail и телефон владельца авто.

6) Проверить свои данные и при необходимости прикрепить скан-копию доверенности или договора, являющихся основанием надлежащего пользования.

7) Подписать созданную заявку с помощью квалифицированной электронной подписи.

Следующим этапом, как информировали в Главном сервисном центре МВД, является получение письма владельцем со ссылкой на онлайн-заявление лица, которое назначается должным пользователем.

«Для успешного завершения процедуры владелец авто должен перейти по ссылке и дать согласие на это назначение. Если основанием для назначения является лишь договоренность, владелец автомобиля должен подписать заявление с помощью кликов. После этого лицо, заказавшее услугу надлежащего пользователя, может видеть статус подтверждения заявки в электронном Кабинете водителя», — отметили в ведомстве.

При этом там добавили, что полный цикл предоставления услуги онлайн происходит в течение одного рабочего дня.

Известно, что электронная услуга «Управление надлежащим пользователем» доступна для физических и юридических лиц и является бесплатной. На одно транспортное средство может быть назначен только один надлежащий пользователь. Удаление назначенного надлежащего пользователя возможно владельцем ТС — по поданному заявлению или автоматически, в случае окончания срока, на который был назначен надлежащий пользователь.

При этом стать должным пользователем может только лицо, имеющее национальное водительское удостоверение или удостоверение водителя иностранного государства, которое соответствует требованиям Конвенции о дорожном движении 1968 года.

В случаях, если основанием надлежащего пользования является оформление на лицо временного регистрационного талона или назначение работника должным пользователем непосредственно руководителем юридического лица, услуга предоставляется только в территориальных сервисных центрах МВД и при условии присутствия владельца ТС и лица, планирующего стать должным пользователем.

Напомним, ранее запуск системы фото- и видеофиксации превышения скорости на дорогах Киева отложили до 1 июня.

Водитель компании нарушил ПДД. Кто платит?

Читатель Александр спрашивает:

У меня ресторан с доставкой роллов по городу. Раньше я платил курьеру на собственном авто, а сейчас решил купить машину в компанию. Если курьер будет ездить на машине ресторана и нарушит правила, кто будет оплачивать штраф?

Если машина принадлежит компании, штрафы оплачивает компания, даже если нарушает водитель. Штрафы выписывает автоинспекция, она же ГИБДД, но только когда есть доказательства, например фотографии с камер наблюдений.

Компании штрафуют за общие нарушения

Штрафы ГИБДД платит владелец транспорта. Если автомобиль оформлен на компанию, платит компания. Оформлен — значит, директор компании подписал договор на покупку автомобиля. И неважно, зарегистрировала компания автомобиль в ГИБДД или еще нет.

Автоинспекция штрафует всех за превышение скорости, парковку в неправильном месте или пересечение двух сплошных. Эти правила действуют для компаний, таксистов, водителей маршруток и обычных людей. Но штрафы для компаний выше, чем для физлиц.

Если водитель-физлицо везет груз больше нормы, он рискует заплатить от 1000 до 10 000 рублей или лишиться прав на срок до полугода.

Юрлицо заплатит от 250 до 400 тысяч рублей.

Срочный трудовой договор, чтобы платил водитель

Есть способ не платить штрафы за водителя. Для этого компания находит водителя с автомобилем и заключает срочный трудовой договор. Тогда штрафы будет платить водитель, потому что он — владелец автомобиля. В договоре прописывают:

  • что перевозят;
  • сколько весит груз;,
  • откуда и куда везут;
  • за какое время водитель должен доставить груз;
  • какие документы сопровождают груз;
  • кто получатель;
  • сколько стоит перевозка;
  • кто отвечает за сохранность груза.

Если случится авария или водитель нарушит правила, компании не придется платить, потому что автомобиль ей не принадлежит.

Штраф можно вычесть из зарплаты

Компания может списать штраф из зарплаты водителя, если он нарушил правила без веской причины: был пьян или пересек двойную сплошную.

Если нарушение правил было неизбежным, списать штраф из зарплаты не получится. Например, водитель объезжал школьника, который выбежал на дорогу, и пересек двойную сплошную, тогда платить будет компания.

Бывает, что штрафы приходят на машину, которую уже продали. Новый собственник не зарегистрировал транспорт на себя и нарушил правила. Владельцем числится продавец — штраф ему . Но мы уже говорили, что владельцем транспорта человек становится, когда подписывает договор купли-продажи. Поэтому такой штраф можно оспорить.

Чтобы доказать, что штраф пришел по ошибке, компании нужно принести в автоинспекцию документы:

  • договор купли-продажи;
  • акт приема-передачи транспорта;
  • претензии к покупателю и распечатку штрафов, которые пришли после продажи;
  • требование к новому владельцу оплатить штрафы и перерегистрировать транспорт.

Еще автомобиль могут угнать. Если угонщик нарушит правила, штрафы придут собственнику автомобиля. Чтобы их не оплачивать, нужно сразу после угона написать заявление в полицию. А когда придет штраф, принести в автоинспекцию копию заявления и всю информацию об уголовном деле.

Узнать о штрафах и оплатить — на сайте ГИБДД

Необязательно ждать, пока придет письмо о штрафе. В интернете много сервисов, на которых можно посмотреть и оплатить штрафы ГИБДД. Вот три основных.

Читать еще:  Посмотреть неоплаченные штрафы гибдд по номеру машины

Сайт ГИБДД. Штрафы компании на сайте ГИБДД находятся в разделе «Госавтоинспекция». Чтобы их посмотреть, нужно ввести в форму номер автомобиля.

Госуслуги. Штрафы компании от ГИБДД на Госуслугах находятся в разделе «Юридические лица». Чтобы их посмотреть, нужно войти в личный кабинет компании.

Приложение для проверки штрафов ГИБДД:

Приложение «Штрафы ГИБДД и ПДД официальные». В приложении штрафы можно смотреть с телефона, а еще — настроить уведомления.

На оплату у компании 60 дней. Срок считается со дня, когда ГИБДД выставила штраф.

ГИБДД делает скидку в 50%, если оплатить штраф в течение 20 дней после его выставления.

Если штраф отправляют почтой, и он приходит позже, чем через 20 дней с момента выставления счета, можно подать ходатайство в ГИБДД или суд, чтобы восстановили срок скидки.

Есть нарушения, за которые нельзя получить скидку. Вот некоторые из них:

  • машина не зарегистрирована по закону или нет техосмотра;
  • водитель был пьян, когда вел транспорт;
  • транспорт проехал на красный или проигнорировал сигнал регулировщика;
  • водитель повторно превысил скорость.

Оплатить компания может через госуслуги, на сайте автоинспекции, в приложении со штрафами или переводом по реквизитам через банк. В обоих случаях компания платит с расчетного счета. Платить с личной карточки директора или бухгалтера нельзя. А с корпоративной — можно.

Когда компания платит по реквизитам через банк, в платежке указывает нарушителя, он же водитель, и реквизиты из протокола о правонарушении — там будет назначение платежа.

Если пропустить срок оплаты или вообще не платить, автоинспекция может увеличить штраф в два раза или заблокировать расчетный счет компании.

Как работодателям не платить штрафы за сотрудников

Корпоративный транспорт таит в себе много опасностей для работодателей. Одна из них – признание водителями менеджеров на служебных машинах. Не меньше рисков несет и другая cитуация – действия работников за рулем. Компания выдает менеджеру автомобиль; он ездит, получает штрафы и в ус не дует – ведь их оплачивает работодатель. Это не очень справедливо. Поэтому многие работодатели считают сотрудников-водителей стихийным бедствием для бизнеса.

Однако причина бедствия часто лишь в том, что менеджеры по персоналу просто не изучили трудовое законодательство, чтобы правильно применять его к тем, кто трудится не в офисе и не в рабочие часы. Иногда организация может переложить штраф на сотрудника как физлицо, но из-за незнания не делает этого – или перекладывает, но неправильно.

Приведу пример: сотрудник на служебном автомобиле припарковался на газоне, возможно, даже не зная, что нарушает закон. Однако штраф за такую парковку зафиксирован Кодексом об административных правонарушениях (КоАП), а регионы могут устанавливать свои штрафы. Согласно ст. 8.25 КоАПа г. Москвы, за парковку на газоне юрлиц ждет штраф в 300 000 руб. Работодатель получил уведомление с этой суммой. Компания удивилась и оспорила нарушение в суде, отказавшись платить штраф. Пока шел процесс, который компания проиграла, истек установленный законом срок оплаты, и организацию привлекли к ответственности еще и за уклонение от исполнения наказания. В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАПа это двукратная сумма штрафа. В итоге заплатить пришлось 900 000 руб. На самом же деле нужно было не оспаривать нарушение, а доказать, что виноват сам работник. Допустим, у него не было распоряжения управлять автомобилем в тот момент. Тогда оштрафовали бы его как физлицо на 5000 руб.

Другая причина бедствия – отсутствие правильных документов для обоснования своей позиции. Устные договоренности, плохие коммуникации между отделами – из-за них в итоге доказательства работодателя теряют силу. Интересный случай был в Московской области. Водитель грузовой машины в транспортной организации накопил коллекцию из 34 штрафов за выезд на МКАД без разрешения и в запрещенное время. Позднее он уволился, компания оплатила штрафы и в суде пыталась истребовать возмещение ущерба с бывшего сотрудника. Тонкость была в том, что путевые листы у водителя были оформлены с 8 ч утра, а нарушения зафиксированы в основном примерно в 7.00. Очевидно, что управлял автомобилем тот же сотрудник, но доказательств не было. И понять, кто реально нарушил правила, тоже было невозможно. В итоге суд учел именно путевые листы и взыскал с бывшего водителя только часть штрафов, полученных в его рабочее время. И проблема была даже не в работнике, а в действиях компании, которая неправильно выдавала транспорт и оформляла путевые листы и должным образом не проанализировала ситуацию.

Чаще всего штрафы выставляются за превышение скорости. Успешное оспаривание работодателями таких нарушений встречается, хотя и не часто. Так, в Томском областном суде по делу № 7-55/2018 компания доказала, что за рулем служебной машины ехал водитель не по служебным надобностям, он превысил скорость и сам должен оплатить штраф. В другом эпизоде в Екатеринбурге дело дошло до Верховного суда, который в постановлении от 21.08.2014 по делу № 45-АД14-12 встал на сторону работодателя, отметив, что у водителя был путевой лист и он сам нарушил скоростной режим. Однако не все так легко, как работодателю кажется сначала.

Абсолютное большинство нарушений сейчас фиксируют камеры. Для этого в Административном кодексе отмечен особый порядок привлечения к ответственности. Протокол не оформляют, а постановление выносится без собственника, в соответствии со ст. 29.10 КоАПа. А ведь именно в протоколе всегда указывается имя водителя, фактически управляющего автомобилем. Без этого документа сложнее доказать, что виновата не компания, а конкретный человек. Постановление можно обжаловать, указав, что автомобилем управляло третье лицо. Однако в законе нет указаний, какими именно документами это доказывать. Судя по нашей практике, это могут быть договор аренды автомобиля, доверенность, полис ОСАГО с перечнем допущенных к управлению лиц, свидетельские показания. Но каждый из них оценивается отдельно, так как не имеет заранее установленной юридической силы. Поэтому и результат дела отнюдь не очевиден.

Сегодня в судебной практике все больше дел, когда компании оспаривают штрафы, так как их получают работники. Однако выигранных процессов немного. Часто суды считают, что автомобиль передавался сотруднику для исполнения трудовых обязанностей, а значит, ответственность все равно лежит на работодателе. Если нарушение зафиксирует не камера, а сотрудник ДПС, который составит протокол, шансы переложить ответственность выше. Но нам не известны случаи перекладывания ответственности за штраф в 500–1000 руб. Это трудоемкая процедура, связанная с обжалованием, подготовкой документов, взаимодействием с ГИБДД и т. д. Поэтому прибегать к возможности переложить штраф лучше при больших суммах штрафов. И если обращаться в суд, надо четко представлять, какие обоснования имеются у работодателя по конкретному сотруднику-водителю: путевые листы, распоряжения и т. д. Оформлять их надо всегда, ведь предугадать, когда придет очередное «письмо счастья», невозможно.

Верховный суд постановил, что штраф за перегруз при самовывозе должен платить продавец 17:45, 6 мая 2020 Версия для печати

Нередко владельцы грузового транспорта в попытке сэкономить отправляют автомобили на маршрут с перегрузом. Это позволяет обойтись меньшим количеством автомобилей для развоза или сделать меньше рейсов.

Законодательством перегруз автомобиля, а также несоблюдение габаритов наказуемо, ответственность от штрафа до лишения водительских прав.

Общие требования к перевозке грузов установлены разделом 23 Правил дорожного движения. В Правилах определено, что масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.

Размеры штрафов за перегруз

Размер штрафов за перегруз установлен статьей 12.21.1 КоАП. Штраф может быть выписан инспектором ГИБДД как водителю, так и компании грузоотправителю.

Кто платит штраф за перегруз при самовывозе? Покупатель или продавец?

Штраф за перегруз машины, даже в том случае, если в договоре предусмотрен самовывоз, заплатит продавец или грузоотправитель. Переложить ответственность на покупателя не получится. Перегруз машин может происходить по общей, часто не гласной договоренности между продавцом и покупателем, или по инициативе одной из сторон, которая стремится сэкономить на доставке груза.

Очевидно, что выписанный инспектором ГИБДД штраф за перевес оплачивает владелец автомобиля или компания, которая осуществляет доставку. Но,

если в договоре между продавцом и покупателем согласован самовывоз, продавец не может рассчитывать на то, что это снимает с него ответственность за нарушение правил дорожного движения в части перегруза.

Штраф ГИБДД за перевес, если инспектор дорожного движения выявит нарушение и составит протокол, придется заплатить продавцу. Поскольку покупатель не формирует груз к отправке

Спор, о том, кто должен платить штраф, покупатель или продавец, если в договоре установлен самовывоз, рассматривался Верховным Судом РФ.

Суть спора между продавцом и покупателем

Компании заключили договор поставки на условиях самовывоза со склада продавца. Загрузка автомобиля в машину покупателя осуществлялась силами продавца. Он же значился в товаросопроводительных документах в качестве грузоотправителя. Штраф за перевес, выявленный на весовом контроле, инспектор ГИБДД выписал продавцу.

Продавец обратился в суд с целью переложить штраф на покупателя, который по его мнению предоставил для доставки товара машину, которая не соответствовала весовым параметрам груза. Перевес образовался не по вине продавца.

Судьи с этой логикой не согласились. Они указали, что товар в машину загружал продавец и у него была возможность не перегружать авто. Продавец мог (но не сделал этого) проинформировать покупателя о том, что предоставленная машина не имеет нужно грузоподъёмности и для полной перевозки груза нужно либо предоставить дополнительный автомобиль либо сделать несколько рейсов.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector