Trt-auto.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Препятствие обгону штраф

Актуальные штрафы при неправильном обгоне. Советы юриста как избежать наказания

В городах с интенсивным движением каждая минута бывает на счету, а если перед спешащим водителем неспешно двигается машина, то возникает естественное желание совершить обгон. Мы расскажем, когда можно совершать обгон, а когда не стоит этого делать, и что грозит тем, что обгоняет, невзирая на запреты.

○ Что такое обгон?

Многие водители изначально путают обгон и опережение. На самом деле, обгон лишь один из его видов. Понятие обгона содержится в п. 1.2 ПДД:

  • «Обгон» – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу.»

Маневр будет считаться обгоном, только если машина выезжает на встречную полосу, а затем возвращается в свою, он совершен с целью опережения другого транспортного средства. При этом скорость обгоняющего транспортного средства будет больше обгоняемого.

Обгон не запрещен законом, когда не совершатся в нарушение установленных правил.

○ Как правильно обгонять?

Обгон вполне оправданный маневр, если перед вами неспешно едет «тихоход». Но даже в таком случает нужно совершать его в установленном порядке.

В первую очередь речь идет о безопасности маневра. Водитель, решивший его совершать, обязан лично убедиться в его безопасности по п. 11.1 ПДД:

  • «Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.»

Если произойдет ДТП, по умолчанию будет виноват обгоняющий. Исключение из правила содержится в п. 11.3 ПДД:

  • «11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.»

Если выяснится, что водитель впереди идущего транспортного средства специально мешал обгону, что повлекло ДТП, то он будет признан виноватым. При всей абсурдности ситуации сеть полна роликов, где особенно обиженные обгоном автомобилисты, препятствуя обгону, создают опасные ситуации не только в городе, но и на скоростных трассах. Частенько они делают это вполне законно, пользуясь п. 11.2. ПДД:

  • «Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
  • Транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия.
  • Транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево.
  • Следующее за ним транспортное средство начало обгон.
  • По завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.»

Достаточно изобразить что вы собираетесь совершать обгон, включив левый поворотник, и вот вас уже нельзя обгонять. Обгоняющий должен видеть где сможет встроиться в «свою» полосу.

○ Где запрещен обгон?

Некоторые водители уверены, что нельзя совершать обгон, только если при этом придется пересекать сплошную линию разметки, на самом деле п. 11.4. ПДД приводит список мест, где обгон запрещен:

  • «Обгон запрещен:
  • На регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной.
  • На пешеходных переходах.
  • На железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними.
  • На мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях.
  • В конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.»

Если с запретом на обгон на пешеходных переходах и переездах все предельно ясно, то с перекрестками все немного сложнее. Он в любом случае запрещен на регулируемом перекрестке.

На нерегулируемом могут обгонять только те транспортные средства, которые двигаются по главной дороге, при условии что она не четырехполосная. В таком случае она будет обозначена специальными знаками 2.1, 2.3.1 — 2.3.7.

Что касается мостов, то нужно быть внимательными. Они не обязательно будут обозначены специальными знаками, но, тем не менее, обгонять под ними не стоит.

Нельзя обгонять в конце крутого подъема или в закрытом повороте. Они обозначаются знаками 1.14, 1.11.1 и 1.11.2.

Один из самых сложных вопросов – обгон в условиях ограниченной видимости, но что такое эта «ограниченная видимость»? П. 1.2 ПДД дает довольно расплывчатое определение:

  • «»Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.»

Видимость на дороге в любой момент может стать ограниченной благодаря изменению дорожной обстановки расположением транспортных средств. В таких условиях обгон становится крайне опасным маневром, а значит лучше отказаться от него.

Обратите внимание, что обгон на всем протяжении от выезда из занимаемой полосы считается единым, а потому и начинаться и завершаться он должен только на разрешенных участках дороги.

И разумеется, ни в коем случае не стоит игнорировать разметку, пересекая сплошную линию или знаки «обгон запрещен». Любое из этих нарушений карается серьезным штрафом.

○ Штрафы за неправильный обгон.

КоАП не содержит отдельного штрафа для каждого из возможных случаев нарушения правил при совершении обгона. Но за любое из них виновник будет привлечен к ответственности по ч. 4 и 5 ст. 12.15 КоАП:

  • «4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.»
  • «5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.»

Это происходит потому, что теперь любой обгон — выезд на полосу встречного движения.

Некоторые водители уверены, что 5000 р штрафа по п.4 ст. 12.15 КоАП грозят только за обгон под запрещающим знаком или пересечение сплошной. На самом деле, она может применяться за любое из описанных нарушений. То есть, достаточно начать обгон, создавая помеху другому транспорту чтобы лишиться прав на 4 – 6 месяцев.

Вторичное нарушение гарантированно будет стоить водительского удостоверения на год если вас заметит инспектор ГИБДД. Если же водитель попадет в объектив камеры, то получит «письмо счастья» со штрафом в 5000р.

Если же инспектор ГИБДД заснял нарушение на камеру, то так же поставил протокол и передаст дело в суд на лишение прав, так как в данном случае запись просто доказательство. Тем не менее, инспектор так же может ограничиться штрафом. И не важно, что в прошлый раз вас оштрафовали за неправильный объезд препятствия или просто езду по встречной, нарушение будет считаться повторным.

○ Советы юриста: теория и практика.

Если вас остановил инспектор за нарушение правил обгона, не стоит бурно выражать эмоции и устраивать скандал. Это непродуктивно. Будьте внимательны при составлении протокола, читайте его и ставьте прочерки в пустых графах. Если вы не согласны с содержанием документа, напишите об этом в нем и укажите свою точку зрения.

Если вас обвиняют в помехе движению других транспортных средств, попросите представить доказательства. Желательно иметь в машине видеорегистратор, тогда у вас будут собственные доказательства.

Инспектор не имеет права отобрать водительское удостоверение и отправить водителя пешком за обгон, соответственно водитель не должен уходить пешком. Инспектор просто передаст дело в суд для решения вопроса.

Все чаще на дорогах устанавливаются стационарные камеры, но многие до сих пор работают не корректно. Будьте внимательны и рассмотрите фотографии. На них должно быть ясно видно, что именно ваша машина нарушает правила, совершая обгон.

Не стесняйтесь отстаивать свои права. Даже если протокол составлен, вы все еще можете его обжаловать в порядке ст. 30.3 КоАП.

Но иногда даже законопослушные водители нарушают правила. Спорить, в таком случае смысла нет, но можно сократить штраф на 50 % оплатив его в течение 20 дней, но эта льгота не работает при повторном нарушении.

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

Есть ли штраф за препятствие обгону — Пункт 11.3 ПДД

  • 1 Формулировка предписания на 2020 год
  • 2 Способы, затрудняющие обгон
    • 2.1 1. Увеличение скорости
    • 2.2 2. Сокращение расстояния
  • 3 Какие действия не признаются препятствием обгону?
  • 4 Что говорится в ПДД?
  • 5 Можно ли препятствовать обгону при сплошной?
  • 6 Размер штрафа
  • 7 Видео по теме:

ПДД устанавливают довольно много правил и запретов для обгоняющих автомобилей, но предписание в них есть и для обгоняемых ТС. Правила дорожного движения запрещают мешать обгону любыми способами. Данное предписание довольно размыто, что может поставить водителей в неприятную ситуацию. Эта статья поможет полностью разобраться со значением и посылом правила для обгоняемых.

Формулировка предписания на 2020 год

В ПДД сказано, что водителю обгоняемого ТС запрещено мешать обгону путем увеличения скорости и другими действиями.

Если причиной дорожно-транспортного происшествия стало препятствие обгону, а не ошибка обгоняющего водителя, то вина за ДТП ляжет на автомобилиста, мешавшего обгону.

Способы, затрудняющие обгон

Если водитель увидел, что его автомобиль обгоняет идущее позади транспортное средство, он должен придерживаться той же дистанции с автомобилем, идущим спереди, того же расстояния от полосы встречного движения и, соответственно, той же скорости. Нарушение этих правил не всегда расценивается, как препятствие обгону, и не всегда им является, но их лучше придерживаться, чтобы снизить опасность и без того рискованного маневра.

На самом деле способов препятствовать обгону довольно много, но чаще всего пользуются следующими двумя:

1. Увеличение скорости

Самое банальное – увеличение скорости. Автомобилист пошел на обгон и рассчитывал закончить маневр через несколько секунд. Однако обгоняемый автомобиль вдруг увеличил скорость, сравняв ее с максимально допустимой на данном участке дороги. В таком случае обгоняющему водителю придется либо нарушить правила, превысив скорость, либо, наоборот, снизить скорость и вернуться на свое место. Наихудшим развитием событий будет ситуация, если обгоняемый автомобиль в этот момент снова подстроится под скорость обгоняющего и не будет давать ему вернуть на свою полосу. Такие действия могут стать причиной серьезной аварии.

2. Сокращение расстояния

Не менее опасным может быть сокращение расстояния обгоняемым автомобилем. Под этой фразой может пониматься как сокращение интервала (расстояния между обгоняемым и обгоняющим ТС), так и дистанции (расстояния между обгоняемым ТС и автомобилем спереди него). Оба действия могут быть признаны препятствием совершению обгона. Наиболее опасным является сокращение интервала, когда обгоняемый автомобиль резко приближается к встречной полосе или даже выезжает на нее. В таком случае и обгоняющему автомобилисту приходится уходить влево, а значит он может на большой скорости выехать на обочину или даже вылететь с дороги.

Также препятствовать обгону может и не обгоняемый автомобиль, а едущий перед ним. Например, уменьшением скорости, сокращением дистанции с сзади идущим. Если у него не было оснований уменьшать скорость, то именно он может понести ответственность за созданную аварию.

Какие действия не признаются препятствием обгону?

Каждая ситуация должна быть рассмотрена индивидуально, но существуют некоторые простые и распространенные ситуации, когда действия или бездействие обгоняемого водителя не будут считаться препятствием.

Вот несколько примеров:

  • обгоняемое ТС выезжает на встречку, чтобы объехать неподвижное препятствие;
  • обгоняемое ТС поворачивает налево;
  • обгоняемое ТС, не изменяя скорости движения, приближается к автомобилю, едущему перед ним.

Что говорится в ПДД?

Пункт 11.3, о котором и говорится во всей этой статье, введен не столько для того, чтобы штрафовать водителей, мешающим обгону, так как зафиксировать это нарушение довольно сложно. Главная задача данного пункта – защитить водителей, совершающих обгон по правилам, от ответственности в возможном ДТП.

В противовес пункту 11.3 есть пункт 11.1, который говорит о том, что перед совершением обгона водитель должен убедиться в безопасности данного маневра и наличии достаточного места перед обгоняемым автомобилем. Поэтому при разборе дорожно-транспортных происшествий автоинспекторы анализируют все полученные материалы, чтобы установить, кто виновен в аварии. Бывает и так, что признается обоюдная вина водителей.

Можно ли препятствовать обгону при сплошной?

Особенно часто автомобилисты прибегают к препятствованию при обгоне через сплошную линию. Таким образом они не спасают нарушителей от наказания, так как нарушением считается не только завершенный обгон, но и простой выезд на встречную полосу. Если вновь вернуться к трактовке предписания в ПДД, то можно заметить, что в нем не оговорены условия для правомерного и неправомерного обгонов, это значит, что препятствовать обгону нельзя в любом случае.

Необходимо вспомнить, что водитель, идущий на обгон через сплошную, может вести в больницу тяжелораненого человека, например, попавшего в ДТП. Препятствовать обгону можно, только если обгоняющий еще не до конца выехал на встречную полосу, а впереди его ждет опасность, которую он не замечает. Такой поступок будет правильным не только с юридической, но и с моральной стороны.

Однако, если рассматривать только юридическую сторону проблемы, то можно сказать, что чаще всего вину за ДТП в таком случае полностью накладывают на нарушителя, обгонявшего другое ТС через сплошную, даже если авария произошла только из-за того, что ему помешали.

Размер штрафа

Препятствие обгону признается одним из видов опасного вождения, за которое на данный момент наказания в КоАП нет. Законопроект о введении ст. 12.38, которая наказывала бы за данное нарушение, уже существует и на данный момент проходит чтения в Госдуме. Сумма штрафа за опасное вождение будет составлять 5000 руб.

Читать еще:  Штраф за просрочку оплаты по договору купли продажи автомобиля

На данный же момент сотрудники Госавтоинспекции чаще всего выносят наказания по ч.3 ст. 12.14: невыполнение предписания уступить дорогу, которая наказывается штрафом 500 руб. или письменным предупреждением. Однако такой штраф можно довольно просто оспорить, так как п. 11.3 говорит о том, что обгоняемый водитель должен не создавать помех, а не уступать дорогу.

Для чего же тогда нужно правило, если за его нарушение нет наказание? На самом деле наказание есть, но не в виде штрафа. Если по причине препятствия обгону произошла авария, то вину в ДТП понесет препятствовавший водитель, даже если его автомобиль не участвовал в самом столкновении.

Пункт 11.3 ПДД РФ – запрет препятствовать обгону

ПДД устанавливают особые предписания и условия не только для обгоняющих транспортных средств, но и для обгоняемых. Правда, таких предписаний всего одно – запрет препятствовать обгону. Именно об этом говорит пункт 11.3 Правил. Он достаточно простой, содержит всего одно предложение, но есть в нём важная тонкость.

Официальная трактовка на 2020 год

11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.

Последнее изменение

Пункт 11.3 не менялся ни разу с даты введения Правил – далёкого 1993 года. Более никаких проектов изменений не вводилось и даже не было предложено в рамках инициатив. Значит ли это, что пункт 11.3 идеален и отрабатывает своё предписание на все 100%? Разумеется, нет. Иначе бы не было столько ДТП со спорной виновностью обгоняющего и обгоняемого автомобилей.

Комментарии к пункту 11.3 ПДД

Итак, если Вас обгоняют, Вам запрещено повышать скорость или иными действиями препятствовать обгону Вашей машины. Какие действия могут быть включены в слово «иные»? Вероятнее всего, следующие:

  • подрезание обгоняющего,
  • уменьшение бокового интервала,
  • по логике даже подача звукового сигнала или моргание дальним светом фар можно формально подвести под термин «препятствование обгону».

Ниже Вы можете посмотреть типичные нарушения пункта 11.3 водителями автомобилей.

Поворот налево

Является ли препятствованием обгону поворот налево? Нет. Вообще, у термина «препятствие» есть определение, но у «препятствования» нет, и логика говорит о том, что это разные термины по своей сути.

В данном вопросе траектории транспортных средств пересекаются. Значит, это вопрос приоритетов. Обязанности уступить дорогу чётко прописаны в ПДД, и такая обязанность есть у обгоняющего – пункт 11.2 предписывает ему не создавать помех (равно уступить дорогу по терминологии ПДД – п. 1.2) обгоняемому при возврате в свою попутную полосу. Значит ли это, что если Вас обгоняют, то приоритет у Вас в любом случае – даже при повороте налево?

Конечно же нет! Всё очень просто – когда Вы поворачиваете налево, у Вас тоже появляются обязанности уступить дорогу. А обгон включает в себя не только выезд на встречку и движение по ней, но и возврат на свою полосу.

В конечно итоге, практика разборов ГИБДД и судебная практика говорят о том, что в такой спорной ситуации виноват тот, кто включил позднее поворотник:

  • если Вас начали обгонять, когда у Вас уже был включен поворотник (Вы обозначили своё намерение повернуть налево), то начинать обгон другому автомобилю запрещал пункт 11.2 ПДД,
  • если же Вас уже обгоняли и после этого Вы включили левый поворотник, то Вы обязаны уступить дорогу обгоняющему, но только руководствуясь не обсуждаемым нами пунктом 11.3 Правил, а согласно пункту 8.1, запрещающему начинать любые манёвры, если будут созданы помехи другим участникам дорожного движения.

Ещё одна тонкость 11.3 – разъяснение о скорости

Она заключается именно в запрете препятствовать обгону, повышая скорость. Казалось бы, чего же тут запутанного может быть?! Вполне себе может, когда Вас начали обгонять практически сразу со старта после перекрёстка, к примеру, когда Ваша скорость буквально 5-15 км/ч, и Вы только начали разгоняться.

Предписывает ли пункт 11.3 ПДД 2020 года в этом случае Вам перестать разгоняться и «тошнить» эти самые 5-15 км/ч в ожидании, пока другое ТС не закончит манёвр обгона? Да, формально именно на это Правила и указывают.

Ведь по сути, повышение скорости в данном случае препятствует обгону. Впрочем, об этом тоже можно спорить долго, потому как в ПДД нет определения термина «препятствования». Если понимать его как прецедентное – препятствование обгону только тогда было, если Вы сорвали обгоняющему этот манёвр, и он Вас не обогнал, тогда событие этого запутанного термина имело место быть. Если же обгоняющий закончил манёвр обгона, то откуда же взяться препятствованию – ведь мы ему дали завершить начатое!

Вот такая спорная тонкость кроется в пункте 11.3 Правил дорожного движения!

Просто напоминание о том, что такое обгон

Удивительно, но некоторые автолюбители, а изредка и законоисполнители путают обгон и опережение. Первый – это второй, связанный с выездом на встречную полосу. Если выезда на встречную не было, то это не обгон.

Это касается в том числе и ситуаций, когда:

  • транспортное средство опережает другое по попутной полосе,
  • Вы едете медленно и решаете пропустить едущие за Вами автомобили, сдвинувшись на обочину – если Вас опередили, не выехав на встречку, то это тоже не обгон.


Это обгон, и пункт 11.3 распространяется в данном случае


А это опережение, и 11.3 на него не действует

Следовательно, пункт 11.3 ПДД имеет чёткое предписание только в случае обгона. В ситуациях с опережением он не применим.

Важное замечание!

  • В статье представлена базовая информация, но каждый случай индивидуален.
  • В 92% всех ситуаций есть важные нюансы, которые могут повлиять на исход всего дела.
  • Опытный юрист изучит все материалы дела и укажет, в каком направлении двигаться.

Поэтому на нашем сайте работают дежурные юристы-консультанты, вникающие в каждое дело и направленные на его решение.

или проконсультироваться по бесплатному телефону: 8 (499) 938-43-58 (Москва), 8 (812) 425-13-31 (Санкт-Петербург), 8 (800) 350-14-83 (вся Россия).

Штраф за нарушение пункта 11.3 ПДД

Его на 2020 год нет. Нет состав для привлечения водителя за нарушение 11.3 Правил – это значит, что нет соответствующей статьи КоАП, которая бы предусматривала наказание за препятствование обгону.

Ближайшая статья – 12.15 Административного кодекса – предусматривает наказания только для обгоняющего, а также для тихоходов, которые не пропускают следующими за ними ТС. А вот о препятствовании обгону в ней ни слова.

Ещё одна норма – часть 3 статьи 12.14 предусматривает наказание в 500 рублей за невыполнение требования ПДД не создавать помех во всех случаях, кроме проезда перекрёстков. Именно эту норму применяют чаще всего хитрые сотрудники ГИБДД в попытке выписать штраф. Но она здесь неуместна по той простой причине, что предусматривает санкцию именно за создание помех, а у нас в пункте 11.3 прописано требование не препятствовать, а не не создавать помехи, а это разные вещи по букве закона.

Тем не менее, это не значит, что можно нарушать 11.3, когда захочется. Вину в ДТП никто не отменял. В этом случае, если авария произойдёт, к примеру, из-за того, что Вы повысили скорость, когда Вас обгоняли, из-за чего обгоняющий не успел уйти на свою попутную полосу, то в отношении Вас выпишут определение об отказе в возбуждении дела. Но вина будет Ваша. Более того, столкновение с встречным транспортом – очень опасное ДТП, а КоАП для виновного в таковом предусматривает ещё одну статью – 12.24, предусматривающую лишение прав, а иногда возможно привлечение и по уголовной статье (в случае допущения гибели людей по неосторожности).

Судебная практика

  • Решение №12-37/2013 районного суда в Башкортостане оставило не удовлетворённым жалобу водителя на то, что его незаконно привлекли по статье 12.14 КоАП за нарушение пункта 11.3. А нарушение 11.3 вменили и вовсе за поворот налево при обгоняющем его другом автомобиле. Тем не менее, суд оставил жалобу без удовлетворения.
  • Решение №2-1/2015 городского суда Самарской области о том, что поворот налево не образует состава правонарушения пункта 11.3 ПДД, то есть поворот налево не является препятствованием обгону, и при этом действуют другие пункты Правил.

Новые Правила дорожного движения

Принятые поправки в Правила дорожного движения еще не вступили в силу, а уже успели вызвать бурю споров и непонимания. А самыми сложными оказались разделы про «объезд препятствия» и «обгон по полосе встречного движения». Мы попытались разобраться в изменениях с экспертами.

Так можно ли объехать препятствие по встречке.

Без наказания — нет. Для водителей все остается по-прежнему, а в новых поправках всего лишь прописали, что именно можно считать препятствием (ранее этого определения не было). Согласно поправкам, «Препятствие — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т. п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил».

То есть сломавшийся автомобиль, упавшее дерево, большая яма — это препятствие. А вот автобус, остановившийся для высадки пассажиров, автомобильная пробка и ждущий пассажира таксист препятствием не считаются.

— С одной стороны, такая поправка на руку водителям — наконец-то гаишники перестанут считать, что авария, перекрывшая всю трассу, всего-навсего помеха, а не препятствие, и вымогать за ее объезд взятку, — высказывается по поводу поправок президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. — А с другой — яму какого размера можно считать препятствием? А ремонт дороги к чему отнести? А что подразумевается под «дефектом дороги»? В общем, доработок тут требуется много.

Согласно действующему Кодексу об административных правонарушениях, объезды по встречке наказываются всегда. Только иногда можно схлопотать штраф, а иногда — лишиться прав.

— «В случае выезда на трамвайные пути встречного направления, а равно выезда на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенного с объездом препятствия», грозит штраф в размере от 1000 до 1500 рублей (ст. 12.15. ч. 3 КоАП).

То есть за объезд ямы, дерева или аварии заплатите штраф. При объезде того, что в новых поправках под понятие «препятствие» не подпадают, лишитесь прав.

— «Выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи (то есть статья выше. — Авт.)» — лишение права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев (ст. 12.15. ч. 4 КоАП).

Многие водители в подобных случаях пытаются объехать препятствие справа. Если для этого есть свободная полоса, то сделать это возможно, потому что в ПДД и КоАП нигде не сказано, что такой маневр запрещен (запрещен только обгон справа, а вы в данном случае не обгоняете, а объезжаете!).

А вот объезд справа по обочине карается штрафом в 500 рублей (ст. 12.15. ч. 1 КоАП).

Объезд по тротуару — 2000 рублей (ст. 12.15. ч. 2 КоАП).

Что же остается делать водителю, если справа нет свободной полосы, а в остальных случаях грозит наказание? Руководство Департамента обеспечения безопасности дорожного движения РФ высказывалось, что такое нарушение можно свести к «крайней необходимости». Заведующая питерской адвокатской консультацией «Автоправо» Марина Виноградова не подтвердила слова госавтоинспекторов и пояснила:

«Правила разрешают объехать препятствие только справа, если такой возможности нет – остается стоять и ждать устранения препятствия или сдавать назад (если это не запрещено) и искать варианты объезда участка по другой дороге.

Если же вы все-таки поехали объезжать препятствие по встречной, и вас поймал гаишник, грозя выписать огромный штраф, то вам необходимо подробно сфотографировать препятствие и дорожную ситуацию со всех сторон: где находился экипаж ДПС, как объезжали это препятствие другие машины. Эти снимки нужно будет представить в суд. Рассмотрев их, суд, если в результате объезда не было ДТП, и встречное движение было не интенсивным, может вынести водителю устное замечание и прекратить дело в силу малозначительности нарушения. Подчеркиваю, МОЖЕТ, ибо это его право, а не обязанность. Ибо за объезд препятствия по встречной водителю грозит штраф. Сведение к крайней необходимости в подобных случаях неправомерно, ибо крайняя необходимость подразумевает предотвращение какой-либо опасности, и причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. В случае с объездом препятствия этих признаков нет».

— А вы представляете себе такую ситуацию: едете пару километров по узкой дороге и вдруг упираетесь в мертво стоящую фуру, которую без штрафа уже никак не объехать, и никуда не деться — сзади уже другие машины подпирают, — возмущается Сергей Канаев, лидер российской Федерации автовладельцев. — По-моему, все эти поправки дают работу коррупционным схемам.

. и обогнать тихоход через сплошную?

В одном из новых параграфов прописано: если висит знак «Обгон запрещен», то «запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных ТС (Согласно «Основным положениям по допуску ТС к эксплуатации», скорость у тихоходного средства не превышает 30 км/час, и на нем устанавливается опознавательный знак в виде красного треугольника), гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски» (см. схему ниже).

А если на дороге сплошная линия? Обгонять при этом нужно по правилам, то есть не выезжая на встречную. Иначе лишение прав (срок 4 — 6 месяцев, (ст. 12.15. ч. 4 КоАП).

Читать еще:  Проверка штрафов с фотографией нарушения

При этом другая поправка дает точное определение обгону — это «опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части)». Все остальное будет именоваться опережением — «движением транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства».

Казалось бы, так понятнее: обошел по встречной — обгон, по соседней попутной полосе — опережение. Но вот тут-то начинается путаница.

Если вернуться к тихоходным средствам (см. выше), то:

— при знаке «Обгон запрещен» тихоходные объезжать можно,

— а обгон не что иное, как езда по встречке.

— Тот, кто писал эти поправки, внес сумятицу в ПДД, которые и без того читаются двояко, — говорит Виктор Травин. — И это будет на руку гаишникам. Ну как, скажите на милость, доказать инспектору, что тихоход ехал со скоростью 28 километров, а не 32 километра? И чего придерживаться водителю: знака, который обгон разрешает, или КоАП, который запрещает?

В ГИБДД столицы на наши расспросы ответили, что не готовы навскидку все разъяснить, и предложили прислать официальный запрос.

И что остается делать водителям? Продолжать жить по старым Правилам. До вступления в силу новых ПДД — еще полгода, и за это время наверняка успеют «поправить поправки».

Что еще изменится в ПДД в ближайшее время

+ В городе всем придется ездить с включенным ближним светом или включенными дневными ходовыми огнями, если они предусмотрены конструкцией автомобиля.

+ Все дорожные знаки получат приоритет перед дорожной разметкой.

+ Движение по круговому перекрестку кардинально поменяется: теперь преимущество будет за теми, кто едет по кольцу, а въезжающие на него обязаны будут уступить, если стоит знак «Уступи дорогу».

+ Пропускать пешеходов нужно будет, не только когда они уже переходят проезжую часть, но и когда только «вступили на нее для осуществления перехода».

+ Инструкторам по вождению во время занятий, водителям и пассажирам автомобилей оперативных служб, имеющих специальную цветографическую окраску (гаишникам в том числе), тоже придется пристегиваться ремнями.

Штраф за встречную полосу — когда можно избежать лишения прав

Не все водители знают, что выезд на встречную полосу движения – не обязательно лишение права управления. Попав в такую ситуацию, водители теряются в ходе общения с сотрудником госавтоинспекции и соглашаются с «обвинением». Позднее, разобравшись в ситуации, понимают, что полученное административное наказание не соответствует букве закона, а за допущенное нарушение ГИБДД должны были выписать штраф.

В этой статье попытаемся разобрать наиболее распространенные случаи, связанные с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения. Рассмотрим, какие нормы закона применяются к той или иной ситуации.

Начал обгон на прерывистой линии, закончил на сплошной

Водитель начал обгон, когда это позволяли и знаки, и дорожная разметка, а перестроился в свою полосу через сплошную линию разметки. В данном случае считается, что водитель нарушил пункт 9.1.1. ПДД РФ.

Ответственность: часть 4 статьи 12.15. КоАП РФ

Штраф 5 тыс. руб. или лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев.

Наезд на сплошную линию разметки

Если водитель одной стороной своего автомобиля наехал на сплошную линию разметки на участке дороги, где обгон запрещен, считается, что он выехал на «встречку». В правилах дорожного движения (пункт 9.7) указано, что если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам.

Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.

Несмотря на то, что вторая часть этого правила касается только прерывистой разметки, по смыслу – наезжать на сплошные линии также запрещается. Это подтверждают и суды в своих решениях, которые квалифицируют подобные действия как выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения.

Ответственность: часть 4 статьи 12.15. КоАП РФ

Штраф 5 тыс. руб. или лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев.

Обгон в зоне действия знака «Обгон запрещен»

В зоне действия знака «Обгон запрещен» выезжать на встречную полосу запрещено. Это надо помнить. При этом не важно, какая разметка на дороге: сплошная или прерывистая. В случаях, если значения дорожных знаков, в том числе временных, и линий дорожной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками.

Ответственность: часть 4 статьи 12.15. КоАП РФ

Штраф 5 тыс. руб. или лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев.

Исключение: В зоне действия указанного знака запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных, гужевых повозок, велосипедов, мопедов и двухколесных мотоциклов без бокового прицепа. Если вы двигаетесь за еле ползущим Камазом, груженым арбузами, обгонять его нельзя. О том, что транспортное средство является тихоходным, должен указывать специальный знак (рис. ниже).

Разворот и поворот через сплошную линию разметки

Не всегда выезд на полосу встречного движения связан с обгоном попутного транспорта. Водитель может развернуться на 180 градусов или совершить левый поворот на второстепенную дорогу через сплошную линию. Такие действия попадают под действие части 2 статьи 12.16. КоАП РФ – поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги.

Ответственность: часть 2 статьи 12.16. КоАП РФ

Штраф от 1 до 1.5 тыс. руб.

Опережение через сплошную линию разметки

Обгон без выезда на полосу встречного движения на дорогах с двумя и более полосами, предназначенными для движения попутного транспорта, называется опережением. Проезжие части встречных потоков на таких дорогах, как правило, отделяются друг от друга разделительной полосой или двумя сплошными линиями разметки.

Если, совершая опережение, водитель пересек сплошную линию разметки, то его действия попадают под часть 1 статьи 12.16. КоАП РФ.

Ответственность: часть 1 статьи 12.16. КоАП РФ

Обгон в зоне действия знака «Опасный поворот» и «Крутой подъем»

В правилах дорожного движения указано, что обгон запрещен в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью (пункт 11.4 ПДД РФ).

На таких участках дорог, как правило, нанесена сплошная линия разметки, пересекать которую нельзя. За нарушение данного правила водителю грозит лишение водительских прав.

Ответственность: часть 4 статьи 12.15. КоАП РФ

Штраф 5 тыс. руб. или лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев.

Проверка штрафов для юр. лиц

Хотите контролировать штрафы, получать ежедневный отчет о новых найденых штрафах и оплачивать их?

Объезд ДТП через сплошную линию разметки

В соответствии в ПДД РФ автомобили, попавшие в ДТП и мешающие проезду, являются препятствием. «Препятствие» – неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

Если объехать место ДТП через сплошную линию разметки с выездом на встречную полосу движения, действия водителя будут квалифицированы по части 3 статьи 12.15. КоАП РФ.

Ответственность: часть 3 статьи 12.15. КоАП РФ

Штраф в размере от 1 до 1.5 тыс. рублей.

В любом случае всегда нужно помнить, что самый опасный маневр при вождении автомобиля — это обгон с выездом на полосу встречного движения. Не пренебрегайте установленными знаками и разметкой и не нарушайте правила.

Задайте вопрос по статье

Напишите нашему юристу, и он поможет разобраться в автомобильном законодательстве. Рассмотрим спорные ситуации и подскажем, как действовать по закону.

Не пропустите новые полезные публикации

Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.

Отлично!

Отправили на почту подборку интересных статей о важных изменениях в законодательстве

Обгон на перекрестке, пешеходном переходе и так далее: что разрешено, что нет и каков штраф

С обгонами и опережениями водители сталкиваются каждый день, а вот полного понимания того, что запрещено, а что разрешено, у многих водителей нет, причем иногда это даже не зависит от стажа. Давайте разберемся с тем, можно ли обгонять на перекрестке, пешеходном переходе, мосту и так далее, где обгонять запрещено всегда и чем чревато нарушение правил обгона.

Это определение выучили уже почти все, но для начала все равно кратко напомним, что такое обгон: согласно ПДД, это «опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части)». То есть, без выезда на встречную полосу маневр обгоном не считается – это просто опережение, и касающиеся только обгона пункты ПДД на него не распространяются.

Правила выполнения обгона и опережения регламентируются разделом 11 ПДД, а конкретные места, где обгон запрещен, указаны в пункте 11.4. Согласно ему, обгон запрещен:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Стоит учитывать, что в большинстве случаев участки, где обгон запрещен, дополнительно выделены сплошной линией разметки, пересекать которую запрещено. Кроме того, вне населенных пунктов зоны запрета обгона для легковых автомобилей могут быть выделены знаком 3.20 «Обгон запрещен» в сочетании со сплошной линией разметки.

Помимо запрета обгона на определенных участках есть и запрет на выполнение обгона в конкретных ситуациях, перечисленных в пункте 11.2 ПДД. Согласно ему, водителю запрещено выполнять обгон, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
  • следующее за ним транспортное средство начало обгон;
  • по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Это простые правила, позволяющие обеспечить безопасность этого сложного маневра: нельзя обгонять уже обгоняющую машину (в народе это называется двойной обгон), начинать обгон, когда уже обгоняют вас, а также пытаться выполнить обгон, в котором вы не уверены. Последнее касается и ситуаций, когда водитель завершает обгон через сплошную линию разметки: как мы знаем, такой маневр всегда безусловно запрещен, поэтому при обгоне нужно внимательно следить за разметкой: за 100 метров до начала сплошной появится длинная прерывистая. Ну а в случае нарушения всех этих пунктов при ДТП виновником будет признан именно водитель, начавший обгон в условиях запрета.

Исходя из ПДД и логики, обгон разрешен везде, где он не запрещен. С простыми ситуациями здесь все ясно – сконцентрируемся на тех, что понимают не все водители.

К примеру, разрешен обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной дороге в условиях достаточной видимости и при соблюдении прочих правил. Некоторые водители полагают, что перекресток – зона безусловного запрета обгона, но это не так. Если перекресток нерегулируемый (то есть, на нем нет светофоров), а главная дорога на нем не меняет направления (то есть, остается прямой), обеспечивает достаточную видимость и не имеет прочих признаков запрета обгона (например, сплошной линии разметки), то обгон в этом месте разрешен.

Кроме того, разрешен обгон после железнодорожного переезда при соблюдении прочих правил. Как указано выше, обгонять нельзя на переезде и за 100 метров до него, но если дорога за переездом не имеет сплошной линии разметки, то обгон разрешен сразу за ним.

Наказание за нарушение правил обгона предусмотрено статьей 12.15 КоАП, а именно частями 4 и 5, причем наказание это весьма суровое. Так, согласно части 4, выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, связанных с объездом препятствия, влечет наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев.

Ну а часть 5 предусматривает наказание за повторное нарушение: оно влечет лишение права управления транспортными средствами на срок 1 год, а в случае фиксации нарушения средствами автоматического контроля – наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Как ГИБДД лишает водителей прав за обгон в разрешенном месте

Мало, кто из водителей знает, что не всегда можно совершать обгон даже в случае, когда отсутствует запрещающий знак 3.20 «Обгон запрещен», а линия разметки — прерывистая. Еще меньше «рулевых» имеют представление о том, что выкатившись в разрешенном месте на полосу, предназначенную для движения встречного транспорта, можно в мгновение ока превратиться в пешехода. Причем на вполне себе законных основаниях. Не верите?

Между тем, порой абсурдные и козыряющие очевидными пробелами Правила дорожного движения в ряде случаев запрещают обгон там, где фактически этот маневр разрешен. Как такое возможно? Объясняем.

Согласно п.1.2 ПДД, обгоном считается «опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу». Вроде бы ничего нового, да? Но только непонятно, почему же водители массово игнорируют ст.11.2 ПДД, где русским по белому написано, когда шоферу строго-настрого запрещается выходить на обгон.

Говоря точнее, то совершать этот маневр водителю нельзя, если «транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия; транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево; следующее за ним транспортное средство начало обгон; по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу». Иными словами, групповой обгон запрещен!

Читать еще:  Как обжаловать административный штраф в суде?

Почему смертельно опасно занимать левый ряд и висеть на хвосте передней машины

Может ли гаишник оформить ДТП, если является его участником

Выезжать на «встречку» можно только, когда на ней нет машин — вне зависимости от того, в каком направлении они едут. Да и пытаться опередить того, кто уже включил левый «поворотник», тоже не стоит.

В противном случае, инспекторы ГИБДД с радостью привлекут вас к ответственности по ст. 12.15 Административного кодекса — «Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона». Причем безальтернативно применят п. 4 данной статьи и выпишут протокол о «выезде в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления».

А это в лучшем случае штраф в размере 5000 рублей (и то — если в течение года водителя не «ловили» за «встречку»), а в худшем — лишение управления транспортным средством на срок от четырех до шести месяцев. Только не говорите, что это станет для вас неожиданностью.

Суд уточнил правила обгона: можно быть не первым, если позволяет видимость

Два года понадобилось водителю, чтобы доказать, что он не нарушал действующих правил дорожного движения.

Согласно ПДД, обгон представляет собой «опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части)». В ГИБДД его считают одним из самых опасных маневров, так как столкновения на «встречке» практически всегда приводят к тяжёлым последствиям – смерти или серьёзным травмам участников.

Вероятно, из-за этого инспекторы ДПС нередко штрафуют водителей за обгон, даже если, согласно «букве закона», они ничего не нарушили. Такая история произошла с водителем в Астраханской области ещё в 2018 году. Как сообщает «Российская газета», он двигался в очереди за медленно едущей машиной. Когда сплошная полоса, разделяющая встречные потоки транспорта, стала прерывистой, автомобилист пошел на обгон. При этом он был не первым: впереди него обогнать «тихохода» решили ещё несколько водителей; все они были друг от друга на приличном расстоянии. Истец завершил свой маневр в зоне действия разрешения обгона.

За транспортом в этот момент с обочины наблюдали инспекторы ДПС. Они решили, что водитель нарушил ПДД в ходе выполнения маневра. Согласно нарисованной ими схеме происшествия, автомобилист совершил так называемый «двойной обгон»: как будто бы он обогнал машину, которая в тот момент совершала обгон другого ТС. Хотя в рапорте инспектора обстоятельства вообще не были изложены, сотрудник ГИБДД просто указал пункт правил, якобы нарушенных водителем.

В документе была отметка о статье 11.2 ПДД, согласно которой водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если: движущееся впереди ТС производит обгон или объезд препятствия; если движущееся впереди по той же полосе ТС подало сигнал поворота налево; если следующее за ним ТС начало обгон; а также если по завершении обгона автомобилист не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому ТС, вернуться на ранее занимаемую полосу.

По данным издания, все указанные пункты водитель учёл – это следует из записи видеорегистратора истца. При этом запись с видеорегистратора есть также и у инспектора ДПС: на ней не видно, как водитель совершал обгон. Видно лишь, что он перестроился обратно в свою полосу в том месте, где совершение такого маневра было разрешено. Суды местных инстанций проигнорировали запись водителя и предпочли довериться рапорту сотрудника ГИБДД.

Отметим, согласно актуальной редакции Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП), наказанием за нарушение правил обгона является штраф в размере 5 тыс. рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев.

В итоге истец дошёл до Верховного суда, где наконец приняли во внимание запись с видеорегистратора водителя. Судья отметил, что другие автомобили, которые также совершали обгон, не закрывали обзор обвиняемому. Также он признал, что двойного обгона не было вообще, все машины выезжали на довольно большом удалении друг от друга. В итоге водитель сумел доказать, что был невиновен, правда, на это ему понадобилось около двух лет.

Ранее в ОНФ предложили внести в новую редакцию КоАП (сейчас находится в разработке) новый пункт. Согласно ему, чиновников, которые вынесли решение о незаконном наказании гражданина, нужно штрафовать на 20 тыс. рублей. Такой же предлагается сделать компенсацию для пострадавшего. Предполагается, что это будет распространяться в том числе на некорректные штрафы с дорожных камер.

Автоправозащита.RU

Нередки случаи, когда водители совершают те или иные действия, которые мешают иным участникам транспортного движения начинать, продолжать или завершать свои маневры.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

К данному случаю относится так называемое препятствие обгону. Есть ли нарушение ПДД (далее – Правила) и ответственность в соответствии с действующим КоАП (далее – Закон) при осуществлении таких противоправных действий?

Определения

Все необходимые определения приводятся в п. 1.2. Правил.

Так, под обгоном понимается опережение 1-го или нескольких ТС, связанное с выездом на встречку и последующим возвращением на свою полосу.

Понятие “препятствование обгону” в Правилах не приведено, однако определение можно дать, исходя из смысла. Под препятствованием обгону понимается совершение обгоняемым намеренных и осознанных действий, которые создадут неоправданные затруднения в осуществлении маневра для обгоняющего.

Законодательство

П. 11.3. Правил запрещает гражданину, управляющему обгоняемым автомобилем, совершать осознанные действия, мешающие водителю, управляющему обгоняющим автомобилем, до конца завершить маневр.

К таким действиям Правила относят:

  • повышение скорости движения;
  • иные действия.

Основная информация

За нарушение порядка обгона наказание, как правило, назначается по одной из 5 существующих частей ст. 12.15. Закона.

Водитель может понести наказание за следующие правонарушения:

  • за нарушение Раздела 9 Правил относительно порядка расположения ТС (например, при занятии левых полос вне границ городов при наличии свободных правых – п. 9.4. Правил) – 1500 р.;
  • за неисполнение требований п. 9.9. Правил, то есть за езду по велодорожкам – штраф 2000 р. (ч. 2);
  • за объезд преграды по встречке в нарушение Правил (например, если на дороге 3 полосы, средняя из которых используется и для попутного, и для встречного потока, и водитель займет крайнюю левую полосу, ответственность наступит по ч. 3 ст. 12.15., предусматривающей взыскание от 1000 до 1500 р.);
  • за обгон через сплошную или под знак 3.20., а также в иных случаях, когда обгон воспрещен Правилами, разметкой или знаками – штраф 5000 р. или аннулирование ВУ на общее время до полугода (ч. 4 ст. 12.15.).

Однако за несоблюдение предписаний п. 11.3. Правил ст. 12.15. Закона не предусматривает какой-либо ответственности.

Единственным исключением является неисполнение водителями большегрузов требований п. 11.6. Правил – за это они понесут санкции по ч. 1.1. ст. 12.15. Закона (подробности далее). Все остальные водители, препятствующие обгону как бы то ни было, так и останутся безнаказанными.

Что может служить препятствием для обгона

Правила, среди намеренных действий, препятствующих осуществлению обгона, приводят повышение скорости обгоняемым или иные действия.

Законодатель не указал, какие конкретно “Иные действия” можно отнести к таковым.

Представляется, что такими действиями на практике будут являться:

  • намеренный ввод обгоняемым обгоняющего в заблуждение посредством подачи определенных сигналов поворотником или рукой (п. 8.2. Правил – сигналы поворота не должны вводить в заблуждение);
  • опасное сближение обгоняемым с обгоняющим (например, принятие обгоняемым левее, вместо того, чтобы, наоборот, прижаться как можно ближе к правому краю автодороги).

Вообще, по аналогии закона, здесь можно провести параллели с определением “Уступить дорогу”, которое дано в п. 1.2. Правил.

То есть “не препятствовать обгону” – это значит не совершать какие-либо маневры или действия, которые заставят (вынудят) обгоняющего изменить направление езды или скорость, либо не завершить маневр, вернувшись на ранее занимаемый ряд движения, так и не обогнав создавшего помехи автомобиля.

Итак, чуть ранее мы выяснили, что препятствование обгону – это нарушение п. 11.3. Правил, однако действующей редакцией Закона какая-либо ответственность за это не предусмотрена.

Однако есть одно исключение, которое мы указали ранее, а именно п. 11.6. Правил.

Нормативные положения данного пункта устанавливают специальные предписания для водителей:

  • тихоходных ТС, то есть тех, максимально предусмотренная конструкцией скорость которых не может превышать 30 км/ч;
  • ТС, перевозящих крупногабаритный груз;
  • ТС, которые “просто так” движутся со скоростью менее 30 км/ч.

Тихоходные ТС и те, которые перевозят большой груз, должны быть отмечены специальными опознавательными знаками. Поэтому отличить их не составит труда.

Водителям указанных выше ТС п. 11.6. Правил предписывает вне населенных пунктов, при дорожной обстановке, при которой обгон затруднен, уступать дорогу сзади движущимся машинам. Представляется, что водители большегрузов должны принять как можно правее, либо же вообще съехать на обочину для пропуска позади едущих.

Если данное требование не будет соблюдено, дальнобойщик понесет ответственность.

Штрафные санкции

За препятствование обгону водителям легковых автомобилей и грузовых, на которых не установлены специальные опознавательные знаки, свидетельствующие о тихоходности или о перевозке крупногабаритных грузов, не грозит какая-либо ответственность.

В случае, если скорость движения ТС не превышает 30 км/ч по техническим характеристикам, либо установлен знак “Крупногабаритный груз”, либо в иных случаях движения со скоростью 30 км/ч или менее вне городов, водителя, не пропустившего сзади едущие ТС, привлекут к ответу по ч. 1.1. ст. 12.15. Размер штрафа за препятствие обгону — от 1000 до 1500 р.

Согласно ч. 5 и ч. 6 ст. 23.3. Закона, указанные дела управомочены рассматривать:

  • начальник ГИБДД;
  • его заместитель;
  • начальник ЦАФАП, его зам;
  • командир отдельного полка, роты или батальона ГИБДД, его зам;
  • сотрудник ГИБДД, имеющий специальное звание.

Именно одним из указанных выше должностных лиц и будет приниматься окончательное решение о сумме административного штрафа в установленных Законом пределах.

На основании ч. 1.3. ст. 32.2 Закона, указанное правонарушение не входит в список исключений. Соответственно, уплатить назначенный штраф можно с 50-процентной скидкой, если сделать это в течение первых 20 дней после оформления постановления. При пропуске 20-дневного срока штраф придется заплатить в полном размере.

Можно ли обжаловать

Штраф за препятствие обгону, назначенный водителю грузовика, может быть обжалован в стандартном порядке – а именно, в соответствии с положениями Главы 30 Закона.

Поскольку постановление по ч. 1.1. ст. 12.15. Закона выносится должностным лицом, согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.1. опротестование производится:

  • в вышестоящий орган;
  • или стоящему выше должностному;
  • или в районный судебный орган.

Ч. 2 ст. 30.1. допускает направление протеста сразу в несколько инстанций – например, сразу и в суд, и вышестоящему должностному. В таком случае, протест будет рассматриваться судом.

Можно подать жалобу и непосредственно инспектору ГИБДД, вынесшему постановление, минуя вышестоящие структуры и вышестоящих лиц. В таком случае, согласно нормам ч. 1 ст. 30.2. Закона, инспектор обязан передать жалобу на рассмотрение в вышестоящий орган/лицу в течение 3 суток после поступления.

Пошлину за опротестование платить не нужно, о чем прямо указано в ч. 5 ст. 30.2. Закона.

Обращаем внимание на необходимость соблюдения сроков, отведенных для обжалования. Так, ч. 1 ст. 30.3. Закона устанавливает императивную норму о сроке для обжалования – 10 дней с даты получения копии постановления.

Если протест был подан должностному лицу, оно рассмотрит его в течение 10 дней, если в суд – в течение 2 месяцев. К указанным срокам следует прибавить 3 дня, в течение которых должностное лицо передаст материалы дела вышестоящему (если протест подавался инспектору, а не непосредственно вышестоящему лицу/органу).

По результатам рассмотрения протеста суд/должностное лицо вынесут одно из возможных решений, указанных в ч. 1 ст. 30.7. Закона. В течение 3 дней после вынесения вердикта копия решения высылается гражданину на почтовый адрес или вручается лично (ч. 2 ст. 30.8. Закона).

Как избежать наказания

Избежать наказания очень просто – нужно всего лишь следовать предписаниям Правил.

Приведем некоторые советы, которые смогут помочь водителю избежать штрафа:

  • если гражданин управляет ТС, скорость которого менее 30 км/ч, необходимо помнить о п. 11.6. Правил, предписывающем пропускать сзади едущие ТС, если дорожная обстановка не позволяет им безопасно совершить обгон большегруза;
  • необходимо постоянно смотреть в зеркала заднего вида и следить за позади движущимися машинами – если водитель сзади подает сигнал поворотником, следует не менять скорость движения и, по возможности, принять крайнее правое положение;
  • сигнал поворота налево следует подавать заранее – в противном случае, сзади едущий водитель может начать обгон, ведь он будет считаться исполнившим требования аб. 3 п. 11.2. Правил, и произойдет ДТП, в котором виновником признают водителя, исполнявшего левый поворот.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector